Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Школьная адаптация детей и подростков с психическими расстройствами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Начиная с 60-х годов XX века проблема школьной адаптации / дезадаптации детей и подростков, страдающих психическими расстройствами, привлекала повышенное внимание исследователей и разнопрофильных специалистов, трудившихся в этой области. Многие отечественные и зарубежные учёные публиковали работы, анализирующие причины, проявления, динамику, методы коррекции школьной неуспешности (В.В. Ковалёв… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Обзор литературы
    • 1. 1. История изучения вопроса
    • 1. 2. Современное состояние проблемы
    • 1. 3. Вопросы коррекции школьной несостоятельности
  • Глава 2. Характеристика материала. Методы исследования
  • Глава 3. Сравнительный анализ подгрупп пациентов, обучавшихся в стандартных и щадящих условиях
    • 3. 1. Клиническая характеристика подгруппы обучавшихся в стандартных условиях (А)
      • 3. 1. 1. Предпосылки успешного преодоления школьных нагрузок пациентами с психическими расстройствами
    • 3. 2. Клиническая характеристика подгруппы обучавшихся в щадящих условиях (В)
      • 3. 2. 1. Формы и длительность щадящего обучения
      • 3. 2. 2. Взаимосвязь школьной несостоятельности с периодами обучения
      • 3. 2. 3. Школьная дезадаптация и детско- подростковые возрастные кризисы
  • Глава 4. Варианты школьной дезадаптации
  • Глава 5. Лечебно — педагого — реабилитационная помощь психически больным детям и подросткам, обучающимся в общеобразовательной школе

Школьная адаптация детей и подростков с психическими расстройствами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психическая адаптация, по мнению Ю. А. Александровского (1976), есть результат деятельности целостной самоуправляемой системы, активность которой обеспечивается не просто совокупностью отдельных компонентов, (подсистем), а их взаимодействием.". В рамках биопсихосоциальной модели генеза психических расстройств (И.Я.Гурович, Я. А. Сторожакова, 1998; М. М. Кабанов, 1998; Т. Б. Дмитриева, 1999; А. Б. Холмогорова, 2002), признаваемой в последние годы всё большим количеством авторов, изучение проблем адаптации индивидуумов, анализ факторов, влияющих на уровень и качество приспособленности, исследования реадаптационных механизмов представляются чрезвычайно актуальными. Социальная адаптация, являющаяся комплексным, полифакторным, динамичным феноменом, включает средовую, семейную, микросоциальную, групповую и некоторые другие составляющие.

Для пациентов детского и подросткового возрастов одним из наиболее существенных аспектов социальной адаптации является адаптация в школе, понимаемая нами как приспособленность к процессу обучения и пребывания в образовательном коллективе. Школьная деятельность — основной род занятий данной возрастной группы и важнейший фактор" оказывающий многостороннее влияние на развитие личности психически нездоровых пациентов, течение и формы проявлений психических расстройств.

Начиная с 60-х годов XX века проблема школьной адаптации / дезадаптации детей и подростков, страдающих психическими расстройствами, привлекала повышенное внимание исследователей и разнопрофильных специалистов, трудившихся в этой области. Многие отечественные и зарубежные учёные публиковали работы, анализирующие причины, проявления, динамику, методы коррекции школьной неуспешности (В.В. Ковалёв, 1973,1984; Г. К. Ушаков, 1973; J1.H. Винокуров, 1974; Е.М. Экелова-Багалей, 1974, 1984; МО. Тааль, 1978; М. С. Логинова, 1983; М. Ш. Вроно, 1984; В. Е. Каган, 1984; Э. М. Александровская, 1988; С. М. Громбах, 1988; R. Lempp, 1967, 1981; H.R. Myklebust, 1975; S. FarnhamDiggory, 1978; PJ. Accardo, 1980; E.V. Berger, 1980; M.H. Friedrich, 1980; Lewin C., 1980; F. Mattejat, 1981; M. Schlicksbier, 1984; U. Dahlke, 1985 и др.). Признавая многозначность её этиологии, большее внимание в тот период исследователи уделяли биологическим факторам (интоксикации, инфекции, травмам, резидуально-органическим расстройствам, минимальной мозговой дисфункции с синдромами дефицита внимания, гиперактивностью и др.).

В свете клинического подхода к проблемам школьной несостоятельности, к основным её причинам в тот период относили: задержки психического развития, психический инфантилизм (Г.Е. Сухарева, 1965; М. С. Певзнер, 1966; В. В. Ковалёв, 1979; Е. И. Кириченко, 1983) — энцефалопатии и резидуально-органические нарушения (С.С. Мнухин, 1968; Strauss A.A., Lehtinen L., 1948; R. Lempp, 1967; G. Gollnitz, 1970; H. Stutte, 1970), неврозы (к ним причисляли и школьные фобии: страх выхода к доске, устного ответа, страх деятельности в новой обстановке и др.) (Е.Е. Сканави, 1934, 1940; Т. П. Симпсон, 1958;

Г. Е.Сухарева, 1959; Н. С. Жуковская, 1971; Г. К. Ушаков, 1973, 1978; В. В. Ковалёв 1979; A.M. Johnson и соавт., 1941; G. Nissen, 1976; Last С. G. h соавт., 1987).

На конференции, проведённой в г. Ташкенте (5- 8 июня 1984 г.), подробно рассматривались проявления школьной дезадаптации у пациентов, страдающих: шизофренией (В.М. Башина, И. А. Козлова, Н.В. СимашковаA.A. Кашникова, А. Г. Большаков, Г. П. ЕдемскаяВ.М. Шумаков, Г. В. Скобло), депрессиями (Н.М. ИовчукВ.Н. Мамцева. Е.И. Кириченко), акцентуациями характера (А.Е. Личко, Н.Я. Иванов), эпилепсией (Л.Я. Висневская) и др. С 80-х г. г. термин «школьная дезадаптация» (далееШД) употребляется достаточно широко, под ним подразумеваются «нарушения приспособления к школьному обучению» (В.В. Ковалёв, 1984).

С середины 90-х годов, вследствие сложившейся в России кризисной экономической ситуации, увеличилось количество «проблемных» школьников, не справлявшихся с обучениемвозросло число детей, оказавшихся вне учебных заведений, детейбомжей (Н.М.Иовчук, 1993; 2003; Т. Б. Дмитриева, 1999; Волошин В. М., Казаковцев Б. А., Шевченко Ю. С., Северный A.A., 2002), наметился рост заболеваемости нервнопсихическими расстройствами (на 16,7%- среди детей, на 2,5%- среди подростков за период с 1996 по 2001 г. г., по данным В. М. Волопшна, Б. А. Казаковцева, Ю. С. Шевченко, A.A. Северного, 2002).

Вновь приобрели актуальность работы по изучению школьной дезадаптации, способов её коррекции и предотвращения. Среди причин изучаемого явления большое значение придаётся факторам социального неблагополучия (беспризорности, безнадзорности, сиротству, жестокому обращению с детьми, неправильному их воспитанию и др.) (А.Н. Голик, 1995, 1996; Н. В. Вострокнутов, 1996, 1998; М. А. Калинина, М. Е. Проселкова, 1996; А. А. Северный, Н. М. Иовчук, 1996; Н. К. Сухотина, 2001; Д. Н Исаев, 2002). Проведённые в период 90-х г. г. конференции, конгрессы, симпозиумы, порой всецело посвященные вопросам школьной дезадаптации (Москва- 1995 г.), рассматривали новые аспекты, касающиеся механизмов, причин формирования, динамики школьной несостоятельности, комплексные способы её преодоления.

Авторы ряда научных работ рассматривали феномен ШД у детей и подростков с: резидуально-органическими расстройствамиМ.Н. Разенкова (1994), В. В. Глущенко (2002) — депрессиямиГ.З. Батыгина (1996) — лёгкой умственной отсталостьюН.Е. Миронов (1991), Л. С. Рычкова (2003) — пограничными нервнопсихическими нарушениямиЛевина И.Л. (2003), И. А. Пальянова (2004) и др.

Предложенный в 1998 г. А. Н. Голиком термин «педагогическая психиатрия», отразил появление обширной области знаний на стыке различных дисциплин (психиатрии, педагогики, психологии, дефектологии). Наряду с этим высказывались мнения, направленные против излишней патологизации", «психиатризации» понятия школьной несостоятельности (В.Е. Каган, 1995; Н. В. Вострокнутов 1995; 1998; Т. Б. Дмитриева, 1999), его перевода из разряда «медикобиологических» в разряд «социально-психологических» проблем (Н.В.Вострокнутов, 1995).

Одной из причин, обуславливающих актуальность дальнейшего изучения школьной адаптации, являются высокие показатели числа дезадаптирующихся в ходе обучения детей и подростков: не справляющихся с программой в стандартных условиях её подачи, имеющих конфликтные отношения с одноклассниками, регулярно совершающих прогулы занятий. Согласно последним данным отечественных исследователей от 31, 7% (Н.Е. Буторина, Г. Г. Буторин, 1999) до 70% (В.М. Волошин с соавт. 2002) школьников испытывают трудности в усвоении программы. Показатели, приводимые зарубежными авторами, колеблются в пределах от 5% до 40% (W.Dornette, 1977; D.P. Cantwell, 1980; Р.К. Goldstein с соавт., 1981; L.B. Silver, 1981).

В последние десятилетия сохраняется тенденция к росту заболеваемости нервнопсихическими расстройствами (Т.Б. Дмитриева, 1999; Н. А. Творогова, Т. А. Пестерова, 2000; В. М. Волошин с соавт., 2002) в основном за счёт пограничных, а также социально обусловленных отклонений.

Несмотря на частую обсуждаемость, наличие заинтересованности в анализе проблемы у многих исследователей, занимавшихся ею, малоизученной остаётся школьная адаптация/ дезадаптация детей и подростков с выраженной хронической психической патологией, а имеющиеся публикации и научные работы преимущественно посвящены детско-подростковому контингенту с пограничными нервнопсихическими нарушениями. Недостаточно разработаны вопросы комплексной медикопедагогической помощи наиболее «проблемным» в плане обучения детям, которые могут получать среднее образование только в специально созданных для этого условиях (пациентам с сохранным интеллектом, страдающим шизофренией, эпилепсией, органическими расстройствами, тяжёлыми аффективными, неврозоподобными нарушениями и др.). Практически единичными являются исследования, касающиеся коррекции школьной несостоятельности у детей и подростков, наблюдаемых участковым психиатром, хотя амбулаторное звено первичной психиатрической помощи является форпостным по выявлению этих нарушений и располагает определёнными возможностями их профилактики и работа является частью исследования, посвящённого изучению социальной адаптации детей и подростков с психическими нарушениями коррекции.

Цель настоящей работы состояла в выявлении особенностей школьной адаптации детей и подростков с психическими расстройствами, клиникопсихологопедагогическом описании феномена школьной несостоятельности и разработке принципов комплексной медикопсихологопедагогической и профилактической помощи данному контингенту больных в условиях амбулаторнополиклинического звена психиатрической службы.

В рамках вышеназванной цели были сформулированы следующие основные задачи:

1. Получение данных о распространенности феномена школьной несостоятельности у детей и подростков с психическими расстройствами, обучающихся в среднеобразовательной школе, наблюдаемых в амбулаторно-поликлиническом звене психиатрической помощи.

2. Установление особенностей школьной дезадаптации у пациентов с различными психическими расстройствами.

3. Характеристика причин, динамики, сроков, механизмов формирования школьной дезадаптации с последующим выделением её наиболее типичных вариантов.

4. Выявление факторов, способствующих адаптации пациентов в условиях стандартного обучения.

5. Разработка подходов к оптимизации лечебно-реабилитационной, социально-психологической помощи обследованному контингенту больных.

Научная новизна. Исследование проводилось на невыборочном контингенте. Выявлены предпосылки успешного преодоления школьных нагрузок пациентами с психическими расстройствами. Проанализировано явление школьной несостоятельности у больных с различными, в том числе тяжело протекавшими психическими заболеваниями. Дано клиническое описание феномена школьной дезадаптации (ТТТД) при различных нозологиях (шизофрении, органических расстройствах, эпилепсии и др.). На основании изучения контингента, наблюдаемого участковым детским психиатром, выделены наиболее распространённые варианты ШД в зависимости от её продолжительности, преобладающих клинических проявлений, причин развития, тяжести. Проанализирована динамика ТТТД, в том числе в «кризисные» возрастные периоды, что предоставляет возможности прогнозирования и профилактики данного феномена. Изучена распространённость ШД у пациентов детско-подросткового возраста, наблюдаемых в ПН Д.

Проведённая работа является частью исследования, посвящённого изучению социальной адаптации детей и подростков с психическими нарушениями, осуществляемого в клиническом отделе по изучению проблем подростковой психиатрии в соответствии с планом научных исследований НЦГО РАМН.

Практическая значимость работы. Сформулированы рекомендации по лечебнопедагогореабилитационной помощи детям и подросткам с психическими расстройствами, обучающимся в среднеобразовательной (массовой) школе и наблюдающимся психиатром в первичном звене амбулаторной помощи (детских поликлиниках, консультативных центрах, подростковых кабинетах ПНД). Предлагаемые принципы комплексной коррекции и основные терапевтические рекомендации могут применяться в повседневной лечебноконсультативной работе и будут способствовать улучшению педагогосоциальной коррекции пациентов. Полученные в ходе проведённого анализа данные могут быть использованы в работе детских психиатров амбулаторнополиклинических учреждений (ПНД, консультативных, социальнопсихологических центров и др.). Варианты школьной несостоятельности, оцениваемые с учётом общей клинической картины заболевания, помогут в определении прогноза, мер помощи контингенту психически больных детей. Результаты работы, используемые в учебных процессах медицинских ВУЗов и кафедр усовершенствования врачей, помогут в осуществлении подготовки психиатров и повышению их квалификации.

Результаты исследования внедрены в практику и используются в работе следующих лечебнопрофилактических учреждений: Психоневрологического диспансера № 21, Подросткового лечебноконсультативного Центра при ПБ № 15, городских детских поликлиник №№ 18, 108, 25 г. Москвы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Школьная дезадаптация детей и подростков, страдающих психическими расстройствами, является распространённым феноменом, характеризующимся комплексом нозоспецифичных клиникопсихологосоциальных явлений.

2.Структура, содержание, динамика, прогноз школьной дезадаптации у детей с психическими заболеваниями, отличаются от таковых, наблюдаемых у здоровых сверстников.

3.Уточнение конкретных вариантов школьной дезадаптации изучаемого контингента способствует социальному прогнозированию, а также оптимизации мер её комплексной коррекции.

4.Предопределяющими школьную адаптацию либо дезаптацию пациентов являются такие факторы, как: особенности динамики, течения психического заболевания, личностные характеристики пациентовсвоевременно оказанная комплексная медикопсихологосоциальная коррекция выявленных нарушенийблагоприятное семейносредовое окружение наблюдаемых.

5.Продолжение учёбы пациентами с тяжёлыми психическими расстройствами служит для них важным социализирующим фактором и требует, как правило, применения щадящих способов обучения, с предпочтением, тем не менее, коллективных условий получения образования. б. Целенаправленная, структурированная, дифференцированная, системная лечебнокоррекционная тактика позволяет реабилитировать пациентов и способствует достижению стойкого клинического улучшения в их состоянии.

ВЫВОДЫ.

1.Выявлена значительная распространённость школьной несостоятельности у пациентов амбулаторнополиклинического звена психиатрической помощи, страдающих психическими расстройствами. 43% из них обучалось в щадящих условиях. Пациенты, справлявшиеся с обучением в стандартных условиях (57%), также испытывали определённые трудности в преодолении образовательных нагрузок, во взаимоотношениях с окружающими, которые поддавались коррекции при применении активной психофармакотерапии и психологопедагогической помощи.

2.0пределены предпосылки, способствующие успешному преодолению школьных нагрузок у пациентов с психическими расстройствами при обучении в стандартных условиях, к ним относились: лёгкая степень, выявляемых психопатологических нарушенийотносительно более поздняя манифестация заболевания (в препубертатном,. пубертатном возрастах) — выполнение пациентом терапевтических рекомендаций психиатра и использование им помощи специалистов смежных специальностейгиперпротективная, заинтересованная позиция родителей по отношению к обучениюналичие у ребёнка или подростка устойчивых познавательных интересов, сверхценных увлечений какой-либо отраслью знанийотсутствие сложившихся стереотипов антисоциального личностного реагирования.

3.Среди пациентов детскоподросткового возраста чаще прочих не справляются с обучением в стандартных условиях наблюдаемые по поводу шизофрении (обучались щадяще 83% из них), аффективных нарушений (67% из них обучалось щадяще), расстройств личности (57%), эпилепсии (53%).

4.0пределены периоды обучения, в которые школьная дезадаптация регистрируется наиболее часто: начало обучения в школе (1-й класс) — переход из младшей школы в среднюю (5-й класс) — окончание средней школы (7-й — 9-й классы).

5.Временные границы возрастных «кризисов» сопоставимы с двумя периодами обучения (1-й класс и 7−8 классы), в которые преимущественно наблюдается школьная несостоятельность, а увеличение количества не справившихся с обучением в 5 классе обусловлено, по-видимому, не столько онтогенетическикризисными, сколько психогенными («смена жизненного стереотипа») и прочими причинами (клиническими, личностными).

6.Из щадящих форм школьного обучения чаще других использовались: индивидуальное, обучение в специализированных коррекционных учебных заведениях, школах при ПБ, классах выравнивания, коррекционно-развивающего обучения (КРО). Более востребованными оказываются «щадящие» формы, обеспечивающие индивидуальный подход, большую вариативность, динамичность способов получения образования в зависимости от изменений в психическом состоянии ребёнка, способствующие социализации и предоставляющие возможность приобретения начальных трудовых навыков.

7.Исходя из следующих характеристик школьной дезадаптации-тяжесть, продолжительность, преобладающие клинические проявления, причины развития, выделены транснозологические её варианты. По продолжительности ШД подразделялась на преходящую (временную)-длительностью до 6 мес. и длительную (стойкую) — более 6 мес. По причинам развитияна ШД, возникшую вследствие манифестаций экзацербации психического заболевания, вследствие патологичного личностного развития и развившуюся по психогенным механизмам. По сфере преобладающих нарушений дифференцировались: «когнитивные», «поведенческие», «с нарушением социальной контактности», «сочетанные» виды ШД, по степени выраженности ШД — «выраженная», «наличие ШД», «угроза возникновения ШД».

8.П1кольная несостоятельность у пациентов с различными психическими расстройствами, характеризуется феноменологическими особенностями которые необходимо учитывать в разработке мер по комплексной медикопсихологопедагогической коррекции детей и подростков. Также следует принимать во внимание, что учебная дезадаптация у пациентов с выраженными психическими расстройствами не имеет тенденции к быстрому регрессу, требует длительного наблюдения.

9.Комплексная помощь детям и подросткам школьного возраста с психическими расстройствами, помимо терапевтической (психотропного, психотерапевтического и других видов лечения), должна включать коррекцию форм обучения, среди которых необходимо преимущественно рекомендовать коллективные его способы, как обеспечивающие большую социализацию больных. В терапию базовыми психотропными препаратами, необходимо включать ноотропные, общеукрепляющие, адаптогенные, витаминные средства. Помощь специалистов других направлений (психологов, логопедов, дефектологов) должна осуществляться с учётом рекомендаций психиатров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Школьная несостоятельность детей и подростков с психическими расстройствами является важным аспектом социальной дезадаптации изучаемого контингента. Проблемы, пути оказания действенной помощи учащимся, дезадаптированным в школе, обсуждаются в последние десятилетия активно, заинтересованно и многосторонне специалистами различных направлений — психиатрами, невропатологами, психологами, дефектологами (В.В. Ковалёв, 1973; Г. К. Ушаков, 1973; М. Ш. Вроно, 1984; В. Е. Каган, 1984; Э. М. Александровская, 1988; С. М. Громбах, 1988; ЯХетрр, 1967; Н.Я. МукЬЬизг, 1968; Б. РагпЬатDiggoгy, 1978; РЛ. Ассагёо, 1980) и, несомненно, будут привлекать внимание учёных и практических врачей в дальнейшем.

Образовательная среда, помимо собственно обучающего значения, представляется важным компонентом социального окружения детей и подростков с психическими расстройствами. Их пребывание в школьных коллективах обеспечивает не только приобретение необходимого в последующей взрослой жизни уровня знаний и умений, но и формирует навыки межличностных коммуникаций, прививает определённые нормы социального сосуществования, предотвращающие излишнюю изолированность современных детей друг от друга. Школа способствует неформальной интеграции совместно обучающихся (в кружки, общества по интересам), стимулирует налаживание между ними дружественных связей, препятствуя до некоторой степени включению подростков в социально неодобряемые, асоциальные группировки (X. Ремшмидт, 1994).

Многообразие причин, способствующих появлению школьной дезадаптации было предметом обсуждения во многих предшествующих научных работах (М.В. Вроно, 1984, В. В. Ковалёв, 1984, Александровская Э. М., 1988, В. Е. Каган, 1995, Н. М. Иовчук, 1995, М. М. Безруких, 1998, Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина, 2001, П. В. Безменов, 2001, А. Н. Голик, 2002, R. Lempp, 1976; S. FarnhamDiggory, 1978; E.V. Berger, 1980; M. H. Friedrich, 1980; F. Mattejat, 1981). Среди факторов, способствующих возникновению школьной несостоятельности указывались не только социально-психологические, но и клиникопсихопатологические феномены, которые, по мнению Н. И. Иовчук (2003), являются наиболее существенными, без их присутствия «все остальные факторы теряют свою актуальность». Исследования школьной дезадаптации при различных, психических расстройствах, были проведены Н. Е. Мироновым (1991), М. Н. Разенковой (1994), Г. З. Батыгиной (1996), В. В. Глущенко (2002), Л. С. Рычковой (2003). Вместе с тем, этих работ по-прежнему остаётся немного.

Несмотря на обилие публикаций и научных трудов, они в основном посвящены детям и подросткам, страдающим пограничными нервно-психическими нарушениями (М. С. Логинова, 1983; A.A. Кашникова, И. Н. Татарова, 1992; Л. А. Пронина, 1995; С. А. Кулаков, 1998; Т. Б. Дмитриева, 1999; Н. К. Сухотина, 1999; A.B. Берсенев, 2003; В. И. Лабун, 2004; И. А. Пальянова, 2004; Christianopulos К., Ikonomou Е., Voytira V., 1999; R. Donfrancesco, N. Noccioli, 1999). Малоразработанными остаются вопросы адаптации к обучению наиболее «проблемных» детей и подростков, страдающих тяжёлыми психическими заболеваниями (шизофренией, эпилепсией, личностными аномалиями, тяжёлыми органическими нарушениями), которые могут получать среднее образование только в специально созданных для этого условиях. Недостаточно освещена в литературе, научной периодике коррекция школьной несостоятельности детей и подростков с психическими нарушениями в первичном звене амбулаторнополиклинической психиатрической помощи, хотя врачипсихиатры подростковых кабинетов ПНД, детские психиатры поликлиник, социальнопсихологических центров располагают преимущественными возможностями по раннему выявлению школьной дезадаптации у наблюдаемых пациентов, предотвращению и профилактике данного феномена.

Настоящее исследование было посвящено разработке клинико-психологопедагогического описания феномена школьной несостоятельности у детей и подростков с психической патологией, обучавшихся по программе общеобразовательной школыобоснованию принципов комплексной медико-психологопедагогической и профилактической помощи этому контингенту больных в условиях амбулаторнополиклинического звена психиатрической помощи.

В рамках вышеназванной цели были решены следующие задачи: получены данных о распространенности феномена школьной несостоятельности у детей и подростков с психическими расстройствами, обучающихся в среднеобразовательной школе, наблюдаемых в амбулаторно-поликлиническом звене психиатрической помощиустановлены особенности школьной дезадаптации у пациентов с различными психическими расстройствамипроанализированы причины, динамика, сроки, механизмы формирования школьной дезадаптации и выделены её наиболее типичные вариантывыявлены факторы адаптации пациентов в условиях стандартного обученияразработаны подходы к оптимизации лечебно-реабилитационной, социально-психологической помощи обследованному контингенту больных.

Исследование выполнялось в отделе по изучению проблем подростковой психиатрии НЦПЗ РАМН (руководитель отдела — доктор медицинских наук, профессор Н.А. Мазаева), в соответствии с планом научных исследований НЦПЗ РАМН. Оно было осуществлено на базе кабинетов детского и подросткового психиатров психоневрологического диспансера № 21 г. Москвы (главный врач — И.Я.Сапожникова) в период с ноября 1999 по декабрь 2003 г. г. Вошедшие в обследуемую группу пациенты набирались из контингентов городских детских поликлиник №№ 18, 108, 25, обслуживающих детское население нескольких административных округов г. Москвы.

Критериями включения в исследование являлись: дебют психического расстройства в дошкольном, школьном периодах развитиявозраст от 7 до 17 лет на момент начала исследованияобучение пациентов в общеобразовательных (массовых) школахналичие родственников, давших согласие на обследование ребёнка/ подростка, предоставивших полные анамнестические сведения о его развитии, обучении, динамике проявлений заболеваниядлительность катамнеза не менее 2,5 лет.

Исключались пациенты: с тяжёлой сомато — неврологической патологией, со злокачественными формами течения психических заболеваний, ослабоумливающими процессами, умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (1(2 < 50) — обучавшиеся в школах VIIIвида по вспомогательной программе.

В обследуемую группу вошли все наблюдаемые участковым детским психиатром дети и подростки школьного возраста в период начала работы — ноябрь 1999 г. В группу наблюдения вошло 431 человека в возрасте от 7 до 18 лет, средний возраст — 12,6 + 2,69 летиз них мальчиков- 330 (76,6%), девочек-101 (23,4%).

Нозологическое распределение обследованных пациентов было следующим: резидуальноорганические р-ва- 198 чел. (46%) — неврозоподобные р-ва детского возраста (тики, заикание, энурез, пр.) — 44чел. (10,2%) — патология психического развития (задержки развития, легкая умственная отсталость)-43чел. (10,0%) — невротические, соматоформные р-ва, в т. ч. нервная анорексия-ЗЗчел. (7,6%) — расстройства поведения, специфичные для детского возраста-32чел. (7,4%) — шизофренические и шизотипические р-ва (в т.ч. ранний детский аутизм процессуального генеза) — 29 чел. (6,8%) — формирующиеся расстройства личности- 28чел. (6,5%) — эпилепсия-15 чел. (3,5%) — аффективные р-ва- 9 чел. (2%).

Неблагоприятные социальные, семейные, средовые факторы (наличие инвалидности по психическому заболеванию, судимости, воспитание в неполных, многодетных семьях, опекунами, воспитание алкоголизирующимися, наркотизирующимися, наблюдающимися в ПНД родителями) регистрировались у значительного количества обследованных, чаще, чем в общей популяции, во многих случаях наблюдалось сочетание нескольких факторов.

В основу научной работы были положены следующие методы исследования: клинический, клиникокатамнестический, патопсихологический, клиникоэпидемиологический с использованием статистических методов обработки и анализа полученных данных (применялась компьютерная программа EXEL).

На каждого тематического пациента составлялась история болезни, заполнялась «Карта оценки степени выраженности проявлений школьной дезадаптации», проводилось патопсихологическое обследование (в которое включались методики по исследованию интеллекта (по D. Wechsler в модификации А.Ю. Панасюка), личности (СМИЛ), проективныепо выбору психолога), большинство пациентов было осмотрено логопедом, невропатологом. Также анализировались школьные характеристики либо заключения психологов, социальных работников, воспитателей групп продлённого дня, логопедов, дефектологов школ.

Длительность катамнестического наблюдения составила 2,5- 3,5 г.

В ходе работы, все обследованные были поделены на две подгруппы: Адети и подростки с психическими заболеваниями, справлявшиеся с обучением в стандартных условиях, условно адаптированныеподгруппа Вне справлявшиеся с обучением в стандартных условиях, дезадаптированные обучавшиеся в щадящих условиях, часто менявшие школы по причине конфликтных отношений с одноклассниками, неоднократно дублировавшие классы).

Под «стандартными» условиями обучения понимались такие, которые предоставлялись учащимся в большинстве общеобразовательных школ, т. е. коллективные занятия со сверстниками, ежедневная, стандартная предметная нагрузка, необходимость выполнения домашних заданий и пр. Под «щадящими" — те из них, которые обеспечивали индивидуальный подход, помощь специалистов различного профиля, снижение, либо более удобное для пациента перераспределение предметно-почасовой учебной нагрузки, обучение в малом коллективе, приближённость школы к специализированным медицинским учреждениям, гарантировавшим постоянное, квалифицированное медицинское наблюдение, лечение.

Анализ подгрупп показал, что количество пациентов обучавшихся в стандартных условиях составило 245 (57%) человек, из них: м.- 185 чел., д.- 60 чел. (м: д = 3: 1). Численность обучавшихся щадяще- 186 (43%) человек, из них: м.- 145 чел., д.- 41 чел. (м: д = 3,5: 1). Т. е. чуть менее половины обследованных обучалось в щадящих условиях, что свидетельствовало о значительной распространённости явления школьной несостоятельности у пациентов, страдающих психическими расстройствами. Мальчики, наблюдаемые психиатром, чаще не справлялись с учёбой в стандартных условиях, чем девочки.

Пациенты подгруппы, А справлялись со школьной нагрузкой, но имели различные трудности, связанные с когнитивными проблемами, повышенной истощаемостью, утомляемостью, сложностями в межличностных контактах со сверстниками и учителями. У большинства обследованных отмечалось снижение успеваемости в период обострения симптомов психического расстройства. Уровень адаптации этой группы больных расценивался как пограничный. Подгруппа, А была представлена пациентами с менее глубоким регистром психических расстройств.

Анализ клинических наблюдений пациентов подгруппы, А выявил условия, способствовавшие успешному преодолению школьных нагрузок при обучении пациентов с психическими расстройствами в необлегчённых (стандартных) условиях. Таковыми условиями являлись: лёгкая степень психопатологических нарушений, имевшихся у пациентовотсутствие, либо минимальное количество сопутствующих осложнений, коморбидных, грубых психопатоподобных, когнитивных расстройствболее поздняя манифестация психических заболеваний (в препубертатном, пубертатном возрастах), когда учебный стереотип уже сформировалсясистематическое, непрерывное, регулярное, аккуратное выполнение пациентом терадевтических рекомендаций психиатраиспользование им помощи специалистов смежных специальностей (педагогов, психологов, логопедов, психотерапевтов, невропатологов, социальных работников) — помогающая, гиперпротективная позиция родителей по отношению к процессу обучения больного ребёнканаличие у пациента устойчивых познавательных интересов, сверхценных увлечений какой-либо отраслью знанийотсутствие сложившихся антисоциальных вариантов личностного реагирования на школьные проблемы (проявлений насилия, агрессивности, неадекватности в поступках по отношению к соученикам, учителям).

Изучение подгруппы В позволило клинически охарактеризовать явление школьной несостоятельности при различных психических заболеваниях. Чаще других дезадаптировались в условиях стандартного обучения пациенты с шизофренией, аффективными нарушениями, формирующимися расстройствами личности, эпилепсией.

У обследованных детей и подростков, наиболее используемыми оказались следующие формы щадящего обучения: индивидуальное, обучение в специализированных коррекционных учебных заведениях, школах при ПБ, классах выравнивания, коррекционноразвивающего обучения (КРО).

Показано, что выбор формы ЩО определялся рядом условий, основными из которых являлись: имевшиеся у пациента медицинские показания к определению того или иного вида ЩОналичие коррекционных школ в районе проживания наблюдаемогосогласие родителей на обучение в конкретной школе, по определённой программеа также зависел от финансовых возможностей семьи (при обучении в частных школах), обеспеченности школ квалифицированными педагогическими кадрами и специалистами смежных профессий (врачамипсихиатрами, логопедами, дефектологами, психологами и др.), материальной оснащённости учебными пособиями, наличия мастерских для преподавания основ трудовых навыковудобства расположения учебного заведения.

Продолжительность периода, в течение которого пациент обучался щадяще варьировала от полугода до 10−11 лет (практически непрерывное ЩО) и зависела от особенностей течения и тяжести психического расстройства, прогредиентности либо регредиентности его динамики, сопутствующих социальных факторов. Большинство из обследованных пользовались альтернативными способами обучения достаточно длительно (более 1 года), но не постоянно. Это свидетельствовало, вопервых, о том, что основное количество наблюдаемых не имело тяжёлых психических расстройств, получив необходимую лечебнопедагогическую помощь, через некоторое время они возвращались к стандартному обучениюво-вторых, школьная несостоятельность пациентов с психическими заболеваниями не имела тенденции к быстрому регрессу, требовала длительного наблюдения и коррекции.

Рассматривая явление школьной несостоятельности удалось выявить несколько периодов, в которые она регистрировалась наиболее часто: начало обучения в школе (1-й класс) — переход из младшей школы в среднюю (5-й класс) — окончание средней школы (7-й — 8-й классы).

В ходе анализа изучаемого контингента было выявлено, что в «кризисные» периоды развития значительно увеличивалось количество обследованных, которые не справлялись с образовательной нагрузкой, переводились на ЩО, дублировали классы, меняли учебные заведения.

Воздействие фактора «кризисного возраста», по-видимому, не ограничивалось появлявшимися психологическими проблемами, способствовавшими возникновению трудностей в обучении, возраст оказывал влияние и на течение психического расстройства, облегчая экзацербацикЛ манифестацию заболевания, что также снижало адаптационный потенциал наблюдаемых.

Были выделены варианты ШД, исходя из таких основных её характеристик, как: тяжесть, продолжительность, преобладающие клинические проявления, причины формирования. По продолжительности ШД подразделялась на преходящую (временную) — длительностью до 6 мес. и длительную (стойкую) — более 6 мес. По причинам развитияна ШД, возникшую вследствие манифестаций экзацербации психического заболевания, вследствие патологичного личностного развития и развившуюся по психогенным механизмам. По сфере преобладающих нарушений дифференцировались: «когнитивные», «поведенческие», вследствие нарушений социальных контактов, сочетанные виды ШД. По степени тяжести ШД определялась как «выраженная», «наличие ШД», «угроза возникновения ШД».

Проведённый клинический анализ школьной несостоятельности, позволил предложить ряд рекомендаций по лечебнопедагого реабилитационной тактике помощи пациентам с психическими расстройствами, обучающимся в массовой школе.,.

С учётом общих принципов коррекции дезадаптированных в школе детей и подростков (мультидисциплинарности, комплексности, преемственности в работе специалистов, динамичности, непрерывности, доступности, многовариантности), были выработаны рекомендации для амбулаторно — поликлинического звена психиатрической помощи. Принципиальные положения заключались в следующем:

— первым и наиболее важным звеном комплексной помощи дезадаптированным школьникам, страдающим психическими заболеваниями, является лечение и выполнение квалифицированных психиатрических врачебных рекомендаций;

— пациенты с отклонениями в состоянии психического здоровья, находящиеся на различных этапах лечения, должны повозможности продолжать обучение. Форма ЩО определялась лечащим психиатром на основании комплексной клинической оценки состояния больного, заключений специалистов смежных специальностей;

— в терапию пациентовшкольников, помимо базовых психотропных препаратов, необходимо включать ноотропные, общеукрепляющие, адаптогенные средства, т.к. они способствуют нормализации когнитивных функций, чрезвычайно важных в период учёбы;

— при длительном ЩО предпочтительными являются те его формы, которые предполагают возможность коллективного обучения и большей социализации;

— коррекционная работа с пациентами специалистов других направлений (психологов, логопедов, дефектологов) должна осуществляться на основании рекомендаций психиатров;

— регулярные осмотры пациентов, обучающихся в щадящих условиях следует проводить не реже раза в год (оптимально- 2 раза в год).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. //В кн.: «Школа и психическое здоровье учащихся».- М.: Медицина, 1988.- 272 с.
  2. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация.- М.: Медицина, 1976.- 272 с.
  3. Ю.Б. Психопатологические варианты школьной дезадаптации у детей с недоношенностью в анамнезе.//В кн.: «Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста». Ташкент, 1984, с. 200— 201.
  4. Л.М., Можгинский Ю. Б. Патологическое гетероагрессивное поведение у подростков.- М., 2000.- с.86−92.
  5. Г. З. Депрессивные расстройства как причина школьной дезадаптации в подростковом возрасте. Автореф. дисс.к.м.н.-Москва, 1996.-28с.
  6. В.М. Ранняя детская шизофрения (статика и динамика).2-е изд. перераб.- М.: Медицина, 1989.- 256с.
  7. В.М., Пивоварова Г. Н. Синдром аутизма у детей //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1970, Т. 70, вып. 6.-с. 941−943.
  8. В.М., Симашкова Н. В. Подходы к проблеме обучения детей с ранним детским аутизмом //Школа здоровья.- 1995.-Т. 2, № 2.- с.78- 85.
  9. Е.Б. Типология школьной дезадаптации. //В кн.: «Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 25—27 октября 1995 г». Москва, 1995.- с. 33—34.
  10. П.В. Роль психопатологических расстройств в комплексе причин школьной неуспеваемости учеников младших классов //Российский психиатрический журнал, 2001, № 4.- с.8−13.
  11. М.М. Школьные факторы риска и нарушение психического здоровья детей //Материалы IV Конгресса педиатров России: «Охрана психического здоровья детей и подростков». -М.17−18 ноября 1998 г.-с.57−58.
  12. А.В. Социальные и клинико- динамические аспекты формирования психических расстройств у учащихся средних специальных учебных заведений. Автореф. .к.м.н.- М., 2003.- 24 с.
  13. В.М. Проблемы развития и воспитания человека. Избранные психологические труды.- Москва, Воронеж, 1997.- 416 с.
  14. А. Измерение умственных способностей: Пер. с фр.- СПб: Союз, 1998.- 432 с.
  15. М.Е. К вопросу о школьной неуспешности одарённых детей. //В кн.: «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально- психологического здоровья». Материалы II Международного Конгресса 3−6 ноября 2003.- Минск, 2003.- с. 228.
  16. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.-М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
  17. А.И. Эпилепсия у детей и подростков.- М.: Медицина, 1990.- 320с.
  18. С.А. Успеваемость подростков в начальной стадии шизофрении по материалам школьных характеристик //В кн. «Труды Московского НИИ Психиатрии МЗ РСФСР, Том 67.- М., 1974.- с. 175−180.
  19. А.Г. Шизофрения с психопатоподобными нарушениями у подростков (клинические варианты, динамика, вопросы терапии и социальной адаптации). Автореф. .к.м.н.- М. 1984,22с.
  20. Д.Ю. Социальная адаптация подростков с формирующимися шизоидными расстройствами личности //Материалы
  21. Конгресса по детской психиатрии (25−28 сентября 2001 г.).- М., 2001.- с. 342 343.
  22. Н.Е. Патологический пубертатный криз и особенности школьной дезадаптации //В кн.: «Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста (тезисы докладов) 5−8 июня 1984».-Ташкент, 1984.- с.156−157.
  23. Н.Е., Бутор ин Г.Г. Депривационный дизонтогенез и школьная дезадаптация//Российский психиатрический журнал, 1999, № 3 -с. 17−22.
  24. Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб: Питер, 1997.- 336 с.
  25. А. Психическое развитие ребёнка.- М.: Просвещение, 1967.- 196 с.
  26. Е.К., Дятко Н. В., Сазонова Е. В. Экспресс- диагностика готовности, к школе: Практическое руководство для педагогов и школьных психологов.- 2-е изд., стер., — М.:Генезис, 1999.- 48 с.
  27. О.С., Абидова И. В. Возрастные особенности агрессивности школьников //Школа здоровья, 1999, т.6, № 3.- с. 89- 100.
  28. Л.А., Кравцов Г. Г. (ред.). Основные показатели готовности детей к школьному обучению. Методические рекомендации. М., 1988.
  29. Л.А., Холмовской В. В. (ред.) Диагностика умственного развития дошкольников.- М.: Педагогика, 1978.- 248 с.
  30. Л.Н. Роль нервно- психических нарушений в возникновении неуспеваемости у младших школьников. Автореф. дисс.к.м.н.-М., 1974.-24с.
  31. Л.Я. Пубертатный криз при эпилепсии у подростков и школьная дезадаптация //В кн.: «Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста (тезисы докладов) 5−8 июня 1984», — Ташкент, 1984, — с. 157— 159.
  32. В.М., Казаковцев Б. А., Шевченко Ю.С., Северный
  33. A.A. Состояние и перспективы развития детской психиатрической службы в России //Социальная и клиническая психиатрия, 2002, № 2.- стр. 5- 9.
  34. Н.В., Романов A.A. Социально- психологическая помощь трудновоспитуемым детям с проблемами развития и поведения: принципы и средства, игровые методы коррекции: Метод, рекоменд.- М., 1998.
  35. М.Ш., Башина В. М. К проблеме адаптации больных с синдромом раннего детского аутизма //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1987, № 10.- с.1511−1516.
  36. М.Ш. Сущность и проявления школьной дезадаптации при психических заболеваниях у детей. //В кн.: «Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста (тезисы докладов) 5−8 июня 1984». — Ташкент, 1984.- с. 159—160.
  37. М.Ш. Шизофрения у детей и подростков.- М.: Медицина, 1971.-128с.
  38. JI.C. Собрание сочинений в 6 томах.- М., 1984. Т.4: Детская психология.
  39. В.М., Русина H.A. Роль школы и семьи в формировании отклонений в состоянии здоровья школьников: размышления над проблемой.
  40. Материалы межрегиональной н.-пр. конф. 23−24 апреля 2002 г.: «Психическое здоровье и социально- психологическая поддержка детей и подростков: состояние и перспективы».- Кострома, 2002.- с. 20- 21.
  41. C.B., Балашов П. П. Механизмы школьной дезадаптации подростков, и пути её преодоления //Сибирский вестник психиатрии и наркологии, 2003, № 1 (27).- с. 106−109.
  42. Г. Особенности развития при энцефалопатиях в детском и подростковом возрасте //В кн. «Проблемы постнатального соматопсихического развития»: Пер. с нем. -М.: Медицина, 1974.- с.235−263.
  43. .М., Потанина А. Ю. Нарушения общения и школьная дезадаптация //Вестник Московского Университета.- 2001, № 3.- с. 35−46.
  44. В.В. Клинико- фармакологическая оптимизация школьной адаптации у детей с нарушениями когнитивной сферы при минимальной мозговой дисфункции. Автореф.. к.м.н.- СПб, 2002.- 26 с.
  45. А.Н. Введение в педагогическую психиатрию.- М. Изд-во УРАО, 2000.-104 с.
  46. А.Н. Педагогическая психиатрия как актуальное направление социальной психиатрии детского возраста //Материалы IV Конгресса педиатров России: «Охрана психического здоровья детей и подростков». -М. 17−18 ноября 1998 г.- с. 107−108.
  47. А.Н. Социальная психиатрия сиротства.- М., 2000.- 191 с.
  48. A.B. Клинико- психопатологические особенности первых депрессивных эпизодов у подростков. Автореф. дисс.к.м.н.- М., 2002.- 23 с.
  49. Громбах С. М (ред.). Школа и психическое здоровье учащихся.- М.: Медицина, 1988.- 272с.
  50. М.О. Психопатология детского возраста. 2-е изд.- М., 1932.- 231 с.
  51. И.Я., Сторожакова Я. А. Социальная психиатрия и социальная работа в психиатрии //Социальная и клиническая психиатрия, 1998, Т.8. № 4.- с.5- 20.
  52. М.Б. Диагностика и коррекция когнитивных нарушений при синдроме дефицита внимания с. гиперактивностью у детей школьного возраста. Автореф. дисс.к.м.н. -М., 2004.- 26 с.
  53. Н.И. Психологическая готовность к школе.- М.: НПО «Образование», 1996, — 160с.
  54. Даниленко Е. Т, Дацишин Б. Я., Маслова Г. И., Резникова Е. Г. Организация диспансерного наблюдения за детьми с нервнопсихическими нарушениями в условиях общеобразовательной школы (методические рекомендации).- М., 1979.-26 с.
  55. Т.Б. (ред.) Руководство по социальной психиатрии.-М.: Медицина, 2001.- 560с.
  56. Т.Б. Социальная психиатрия в детско- подростковом возрасте клиническая реальность нашего времени //Российский психиатрический журнал, 1999, № 3.- с. 9- 14.
  57. .З. Материнская суггестия- терапия материнской любовью (новый метод психотерапии детей дошкольного и младшегошкольного возраста //Материалы Конгресса по детской психиатрии (25−28 сентября 2001 г.).-М., 2001.- с. 244.
  58. С.Н. Дети и психология агрессии //Школа здоровья, 1995, т.2, № 3.- с. 31−39.
  59. С.Г. Очерки клинической психиатрии. Клинико-патогенетические зависимости. М.: Медицина, 1965, — 320с.
  60. С.Г. Роль возрастного и соматогенного фактора в возникновении и течении некоторых форм психозов.- М., 1956.- 224 с.
  61. Н.С. Клиника неврозов страха у детей и подростков,-Дисс.к.м.н.- М., 1971.- 190 с.
  62. H.H., Петрухин A.C., Суворинова Н. Ю., Румянцева М. В., Овчинникова М. В. Современные подходы к диагностике и лечению минимальной мозговой дисфункции у детей. Метод, рекомендации.- М.: РКИ Соверо Пресс, 2002.- 40 с.
  63. В.И. О некоторых особенностях обучения и развития неуспевающих учеников. //В кн.: «Дети с временными задержками развития». -М.: Педагогика, 1971.- с. 139−145.
  64. Н.М. Детские депрессии и школьная дезадаптация //В кн.: «Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста (тезисы докладов) 5−8 июня 1984». — Ташкент, 1984.- с. 212−213.
  65. Н.М. Просветительская, лечебно- коррекционная и социо-реабилитационная работа с семьёй психически больного ребёнка //Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2002, № 2.- с.42−47.
  66. Н.М. Психиатрические аспекты школьной дезадаптации. //В кн. «Особый ребёнок. Медицинские, социальные и психологические аспекты». Материалы международной конференции. Москва 23−27 мая 1993 г.-М., 1994.-с. 19−21.
  67. Н.М. Психопатологические факторы школьной дизадаптации //В кн.: «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально- психологического здоровья». Материалы II Международного Конгресса 3−6 ноября 2003.- Минск, 2003.- с. 31−34.
  68. Д.Н. Психические недоразвития у детей.- Л.: Медицина, 1982.- 223с.
  69. Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра.- М.: Медицина, 1984.- 192 с. а
  70. Я. Диагностика школьной зрелости //В кн. «Диагностика психического развития» под ред. Шванцара Й.: Пер. с чешского.- Прага: Авиценум, 1978.- 388 с.
  71. М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия.- СПб., 1998.- 234 с.
  72. В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации //Вопросы психологии, 1984, № 4.- с.89−95.
  73. В.Е. Синдром аутизма у детей. Автореф.дисс. к.м.н.- Л., 1976.- 24с.
  74. В.Е. Школьная дезадаптация: к определению понятия. //В кн.: «Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 25—27 октября 1995 г». -М., 1995.- с. 3—8.
  75. В.А. Эпилепсия. -М.: Медицина, 1990.- 336 с.
  76. Е.И. Задержка психического развития в детском возрасте (клиника, диагностика и социальная адаптация).- М. ЦИУВ, 1983 .-18с.
  77. В.В. Проблема взаимоотношений биологического и социального в психиатрии детского возраста //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1973, Т. 73, № 10.- с.1508−1516.
  78. В.В. Психиатрия детского возраста.- М.: Медицина, 1979.- 608 с.
  79. В.В. Психический дизонтогенез как клинико-патогенетическая проблема психиатрии детского возраста //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова.- 1981.- Т. 81, № 10.- с. 15 051 509.
  80. В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы школьной дезадаптации и некоторые пути профилактики //В кн.: «Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста (тезисы докладов) 5−8 июня 1984». — Ташкент, 1984.- с. 172—176.
  81. Г. В., Горюнова A.B. Нервно- психическая дезинтеграция в раннем онтогенезе детей из групп высокого риска поэндогенным психическим заболеваниям //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова.- 1986.-Т. 86, № 10.- с. 1534−1538.
  82. А.А. Школьная дезадаптация и дислексия //В кн.: «Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 25—27 октября 1995 г». -Москва, 1995.- с. 46—47.
  83. С.С. К психологии микроцефалов //Отдельный оттиск из Ж. «Вопросы философии и психологии».- М., 1894, — 65 с.
  84. С.С. Общая терапия душевных болезней // В кн. «С. С. Корсаков Избранные произведения».- М.: Гос. изд-во мед. лит-ры, 1954.- стр. 457−520.
  85. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.- М.: Педагогика, 1991.- 152 с.
  86. Э. Гигиена труда, умственный труд, переутомление: Пер. с нем.- СПб, 1898.- 102 с.
  87. М.В. Социальное функционирование и качество жизни больных эпилепсией //Российский психиатрический журнал, 2004, № 1.-с.55−59.
  88. С.А. Психопрофилактика и психотерапия пограничных психических расстройств в школе //Российский психиатрический журнал, 1998, № 3.- с.56- 60.
  89. В.И. Сравнительно-возрастные особенности агрессивных проявлений у детей в структуре психических расстройств непсихотического уровня. Автореф. дисс. к.м.н.- М., 2004.- 26 с.
  90. Н.Д. Клинические варианты невротического развития.-М.: Медицина, 1970.- 222с.
  91. Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте: Пер. с чешского.- Прага: Авиценум, 1984.- 334 с.
  92. К.С. (ред.) Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей.- М.: Педагогика, 1982.- 128 с.
  93. К.С. Медикаментозная терапия раннего детского аутизма //Дефектология, 1994, № 2.- с. З- 8.
  94. К.С. Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания.- М.: Медицина, 1969.- 156 с.
  95. К.С., Никольская О. С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. //Дефектология, 1987, № 6.- с. 10- 16- 1988, № 2.-с. 10- 15.
  96. Ш. Левина И. JI. Распространённость, типология, клиническая динамика и профилактика школьной дезадаптации. Автореф. дисс.д.м.н.-Томск, 2003.- 41с.
  97. .А., Шевченко Ю. С. Особенности формирования шизоидной психопатии в школьном возрасте //В кн.: «Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста (тезисы докладов) 5−8 июня 1984».-Ташкент, 1984.- с. 222- 223.
  98. А.Е. Подростковая психиатрия.- Л.: Медицина, 1985.- 208 с.
  99. АЛ. Психопатии и акцентуации характера у подростков.-М.: Медицина, 1983.- 255 с.
  100. А.Е. Шизофрения у подростков. Л.: Медицина, 1989.-213 с.
  101. А.Е., Иванов Н. Я. Акцентуации характера у подростков как причина школьной дезадаптации //В кн.: «Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста (тезисы докладов) 5−8 июня 1984». — Ташкент, 1984.-с. 181—183.
  102. М.С. Особенности адаптации к условиям школы подростков- восьмиклассников с пограничными психическими нарушениями. Автореф. к.п.н.- Л., 1983.- 21с.
  103. H.A., Головина А. Г., Герасимов Н. П., Пыхтарев В. Н. Место Медико- педагогического реабилитационного Подросткового Центра в системе реабилитации подростков с психическими расстройствами. //Психиатрия, 2003, № 3.- с.41- 48.
  104. НА. К вопросу о возрастной специфике психических нарушений у подростков //Материалы Конгресса по детской психиатрии (2528 сентября 2001 г.).-М., 2001.- с. 39- 40.
  105. E.JI. К исследованию адаптивности. //В кн. «Клиническая психология. Материалы 1-й Международной конференции 12−13 окт. 2001 г. памяти Б.В. Зейгарник».- М., 2001.- с. 181- 184.
  106. Н.Е. Уровни социальной адаптации подростков с интеллектуальным недоразвитием. Авторефдисс. к.м.н.- М., 1991.- 24 с.
  107. С.С. (ред.) Резидуальные нервно- психические расстройства у детей. Труды Ленингр. педиатр, мед. инст.- Л., 1968.- 268 с.
  108. М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики: Пер. с итал.- М.: «Задруга», 1913, — 344 с.
  109. Т.И. Особенности обучения аутичных детей. //В кн. «Особый ребёнок. Медицинские, социальные и психологические аспекты». Материалы международной конференции. Москва 23−27 мая 1993 г.- М., 1994.-с. 28−29.
  110. Т.И. Формирование коммуникативной функции речи у детей, страдающих ранним детским аутизмом, как профилактика вторичнойшкольной дезадаптации. //Социальная и клиническая психиатрия, 1992, № 2, — с. 93- 96.
  111. В.Н. Личность и неврозы. -Л.: Медицина, i960.- 426 с.
  112. В.Н., Озерецкий Н. И. (ред.) Дети психоневротики и учебно- воспитательная работа с ними. Сб. статей.- М., Л.: Гос. уч- пед. изд-во, 1934.- 148 с.
  113. П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности. //Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2003, № 3.- с.62−67.
  114. И.П. Физиология и психология. Избранные произведения,-Госиздат. полит, лит-ры, 1951, — 345 с.
  115. U.A. Пограничные нервно- психические расстройства у учащихся системы начального профессионально- технического образования. Автореф.дисс. к.м.н.- Томск, 2004.- 24 с.
  116. А.Ю. Адаптированный вариант методики Д.Векслера.-М.: Ин-тут гигиены детей и подростков, 1973.- 79с.
  117. М.С. Дети- олигофрены.-М. И-во Акад. Педагогич. Наук РСФСР, 1959.- 488 с.
  118. М.С. (ред.) Дети с отклонениями в развитии (отграничение олигофрении от сходных состояний). М.: Просвещение, 1966.271 с.
  119. A.B. Проблема развития личности с позиций социальной психологии //Вопросы психологии, 1984, № 4.- с. 15- 29.
  120. . Избранные психологические труды: Пер. с фр.- М., 1969.- 659с.
  121. . Речь и мышление ребёнка: Пер. с фр.- СПб.: Союз, 1997.254 с.
  122. Н.Е. Психогенные варианты школьной дезадаптации у подростков., //В кн. «Неврозы у детей и подростков (тезисы докладов Всесоюзной конф. 17−18 дек. 1986 г.».- М., 1986.- с. 148−149.
  123. Л.В. Что такое одарённость, современные подходы. //Школа здоровья, 1995, т.2, № 1, — с. 5−18.
  124. A.A., Трифонов Б. А., Буторина Н. Е. Полидисциплинарный подход к клинико- психологическому обследованию детей с нарушениями школьной адаптации. //Российский психиатрический журнал, 2001, № 5.- с. 40−43.
  125. A.A. Психопатологическая и социально-психологическая оценка факторов риска школьной дезадаптации на основе клинико- игровой диагностической методики. Автореф.дисс.к.м.н.- Челябинск, 2000.- 22 с.
  126. Л.А. Клинико- эпидемиологическая характеристика психических расстройств у детей младшего и среднего школьного возраста. Дисс.к.м.н. -М., 1995.- 141 с.
  127. М.Е. Особенности психического здоровья детей-сирот (возрастной и динамический аспекты). Автореф. к.м.н.- М., 1996.-25 с.
  128. М.Н. Нарушения школьной адаптации у детей и подростков с ранними резидуально- органическими поражениями головного мозга. Автореф. .к.м.н.- М., 1994.- 27с.
  129. Реан А.А.(ред.) Психология подростка. Полное руководство.- СПб.: Прайм- Еврознак, 2003.- 432 с.
  130. X. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение: Пер. с нем., — М.: Медицина, 2003.- 120 с.
  131. X. Детская и подростковая психиатрия: Пер. с нем- М.: ЭКСМО Пресс, 2001.- 624с.
  132. Рот В. К. Нейрастения и леность.- Отдельный оттиск из 35 книги журнала «Вопросы философии и психологии», М., 1897.- 22 с.
  133. JI.C. Клинические аспекты школьной дезадаптации у детей с лёгкой умственной отсталостью //Российский психиатрический журнал-2003, № 4.- с.57−58.
  134. JI.C. Клиническая типология школьной дезадаптации у детей с лёгкой умственной отсталостью. Автореф. .к.м.н.- Томск, 2003.- 42 с.
  135. А.Б. Структура, динамика и профилактика состояний психической дезадаптации. Автореф. дисс.к.м.н.- Томск, 1989.- 25 с.
  136. И.А. Клиническая и судебно- психиатрическая оценка агрессивного криминального поведения у детей и подростков. Автореф. дисс.к.м.н.- М., 2003.- 24 с.
  137. Е.А. Возрастные психологические кризисы как донозологические формы пограничных психических расстройств у детей и подростков //Российский психиатрический журнал, 1997, № 2.- с. 44- 46.
  138. A.A., Иовчук Н. М. Некоторые гипотезы по поводу одарённости и проблемы обучения одарённых детей //Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2003 (3), № 1.- с.23−28.
  139. Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей.- СПб.: Лихтенпггадт, 1903.-319 с.
  140. И.А. Задачи нервно- психической гигиены и профилактики.- Киев, 1887.- 16с.
  141. И.А. О лечении и воспитании недоразвитых, отсталых и слабоумных детей. 2-е изд.- Киев, 1904.- 44 с.
  142. И.А. Психологические основы воспитания и обучения. 3-е изд.- Киев. 1909.- 112 с.
  143. Т.П. Неврозы у детей, их предупреждение и лечение — М.: Медгиз, 1958.
  144. Е.Е. К генезу и клинике навязчивых состояний у детей. В сб.: Вопросы психоневрологии детей и подростков.- М.: Медгиз, 1934.
  145. Е.О., Хузеева Г. Р. Психологические особенности агрессивных детей //Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2001, № 1.- с.27−32.
  146. JI.H. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (MMPI).- СПб: Речь, 2002.- 219 с.
  147. Я. Роль темперамента в психическом развитии.- М.: Прогресс, 1982.- 232 с.
  148. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста.- М. Медгиз.- Т.1- 1955.- 459 с. Т.2- 1959.- 409 с. Т. З- 1965- 270 с.
  149. H.K. Влияние микросоциальных факторов на психическое здоровье детей и подростков //Материалы Конгресса по детской психиатрии (25−28 сентября 2001 г.) — М., 2001.- с. 207−208.
  150. Н.К. Нервно-психическое здоровье детей в аспекте школьной адаптации. //Социальная и клиническая психиатрия, 1999, № 4.- с. 34- 38.
  151. Н.К. Нервно-психическое здоровье учащихся первых классов. //В кн.: «Социальная дезадаптация: Нарушения поведения у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 26—28 ноября 1996 г».- М., 1996.- с. 56—57.
  152. М.О. О связях социальной дезадаптации и психических нарушений у подростков. Автореф. к.м.н.- Тарту, 1978.- 17 с.
  153. A.C. (ред.). Руководство по психиатрии в 2-х томах.- М.: Медицина, 1999, Т. № 1.-712 е., Т. № 2 784 с.
  154. Г. К. Детская психиатрия.- М.: Медицина, 1973.- 392 с.
  155. Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства.— М: Медицина, 1978.- 400 с.
  156. Г. К. (ред.). Явления декомпенсации и компенсации в сомато- психическом развитии. — М., 1973.- 150 с.
  157. К.Д. Собрание педагогических сочинений.- СПб, 1875.624 с.
  158. Ю.И. Детский сад Монтессори.- РСФСР. Гос. изд-во. Берлин, 1923.- 214 с.
  159. О.Б. Вспомогательные школы для психически отсталых детей.- М.: Наука, 1912.- 100 с.
  160. О.Б. Нервные дети. Очерк психопатологии детского возраста для воспитателей. 3-е изд. — М.: Практические знания, 1918.- 90 с.
  161. ., Поль- Бонкур Г. Воспитание ненормальных детей: Пер с фр.- М.: Космос, 1911.- 160 с.
  162. О.З., Уваровская О. Ю. Корректность применения индивидуального обучения как профилактика социальной дизадаптации у детей и подростков //Материалы Конгресса по детской психиатрии (25−28 сентября 2001 г.).- М., 2001.- с. 298.
  163. М.М. Информационные неврозы.- JL: Медицина, 1978. -143 с.
  164. А.Б. Биопсихосоциальная модель как методологическая основа изучения психических расстройств //Социальная и клиническая психиатрия, 2002, Т. 12, № 3.- с. 97−104.
  165. А.Б., Гаранян Н. Г., Петрова Г. А. Социальная поддержка как предмет научного изучения и её нарушения у больных с расстройствами аффективного спектра //Социальная и клиническая психиатрия, 2003, Т. 13,№ 2.-с. 15- 23.
  166. Г. И. (ред.) Философские проблемы теории адаптации.- М.: Мысль, 1975.- 277 с.
  167. Т. Дети психопаты и общественное попечение о них: Пер. с нем.- М.: Современные проблемы, 1923.- 47 с.
  168. Черни Врач, как воспитатель ребёнка: Пер. с нем.- М., 1909.- 110с.
  169. В.Ф., Новикова Г. Р., Ополинский Э. С. Пограничные психические расстройства у детей и школьная дезадаптация //Российский психиатрический журнал, 2001, № 4.- с.26- 30.
  170. Шац И.К. Клинико-психологические и коррекционные аспекты школьной дизадаптации при психических расстройствах у детей //Социальная и клиническая психиатрия, 2003, № 2.- с.47−51.
  171. Ю.С., Валентович Н. С. Этологический подход в понимании и лечении агрессии //Российский психиатрический журнал, 1999,№ 3.-с.50- 56.
  172. JI.M. Школьная дезадаптация у детей- сирот. //В кн.: «Социальная дезадаптация: Нарушения поведения у детей и подростков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 26—28 ноября 1996 г».- М., 1996.- с. 58— 60.
  173. Г. (Stutte Н.) Психиатрия детского и юношеского возраста //В кн. Груле Г., Юнг Р., Майер- Гросс В., Мюллер М. (ред.) Клиническая психиатрия: Пер. с нем.- М. Медицина, 1967.- стр. 678−779.
  174. Е.И. Неуспешные одарённые школьники: их проблемы и особенности //Школа здоровья, 1999, № 3.- с. 41- 51.
  175. Д.Б. Детская психология. -М., 1960.
  176. Экелова- Багалей Е. М. Клинические особенности и этапы развития синдрома школьной дезадаптации. //В кн.: «Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста (тезисы докладов) 5−8 июня 1984».-Ташкент, 1984.- с. 195−196.
  177. Ф. Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда.- СПб., 1877.- 406 с.
  178. Е.А. Школа для всех: адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация).- М.:Новая школа, 1997.- 352с.
  179. Accardo P.J. A neurodevelopmental perspective on specific learning disabilities.- Baltimore: Univ. Park press, 1980.- XI, 280 p.
  180. Barkley R.A. Attention deficit disorder with hyperactivity: A handbook for diagnosis and treatment.- New York, 1990, — 256 p.
  181. Beitchman J.H., Young A.R. Learning disorders with a special emphasis on reading disorders: a review of the past 10 years //J. Am. Acad. Child & Adolesc. Psychiatry. 1997, V.36, № 8 — p.1020- 1032.
  182. Berger E.V. Teilleistungsschwachen.- In.: W. Spiel (Hrsg.) Psychologie des 20. Jahrhunderts. Bd XII, Zurich, Kindler, 1980.- s.223−254.
  183. Berger E.V. Minimal cerbrale Dysfunction bei Kinder.- Bern, 1977.215 s.
  184. Berkowitz L. Aggression: Its causes, consequences, and control. — New York: MaCrou-Hill, 1993.
  185. Bernstein G.A., Massie E.D., Thuras P.D., Perwien A.R., Borchardt C.M., Crosby R.D. Somatic symptoms in anxious- depressed school refusers //J. Am. Acad. Child & Adolesc. Psychiatry. 1997, V.36, № 5 — p.661- 668.
  186. Biederman J. Attention deficit hyperactivity disorder. //Ann. Clin. Psychiatry, 1991, v.3, № 1.- p. 9−22.
  187. Blagg N.R., Yule W. The behavioural treatment of school refusal: A comparative study //Behavior research and therapy, 1984,22.- p. 119−127.
  188. Bramble D., Klassen A., Trambirajah M.S., Weaver A. Attention deficit hyperactivity disorder in children.// BMJ, 1998- 317.- p. 1250—1252.
  189. Carmi A., Zimmerin H. et al. (Ed.). Child abuse.- Berlin etc.: Springier- Verlag, 1984.- 216 p.p.
  190. Cantwell. D.P., Baker L. Academic failures in children with communication disorders //J. Am. Acad. Child Psychiatry, 1980, V.19, № 4 — p.547−569.
  191. Cantwell D.P. The hyperactive child.- New York, 1976.-312 p.
  192. C., Young J.G. (Ed.). Why children reject school. Views from seven countries.- Yale University Press New Haven & London, 1990.- 230 p.
  193. Christianopulos K., Ikonomou E., Voytira V. Learning disabilities and accompaning psychiatric disorders //In: Abstracts of 11th International Congress European Society for Child and Adolescent Psychiatry. Hamburg, 1999,11/76.
  194. Clements S.D. Children with minimal brain injury.- Chicago, 1963.203 p.
  195. Clements S.D. Syndrome of minimal brain dysfunction in children //Marylend. Med. G., 1966, v.15.- p. 139−140.
  196. Clements S.D., Peters J.E. Minimal brain dysfunction in the schoolage child //Arch. Gen. Psychiat., 1962, v.6.- p. 185−197.
  197. Dahlke U. Moglichkeit zur Verbesserung der Adaptabilitat von Vorschulkindern an die Schule //Jugendkunde, 1985, 6.- s. 141−143.
  198. Dodge K.A. Social cognition and children’s aggressive behavior //Child Development.- 1980, Vol.1.- p. 162−170.
  199. Donfrancesco R., Noccioli N. Impulsive style in learning disabilities. B c6.: Abstracts of 1 Ith International Congress European Society for Child and Adolescent Psychiatry- Hamburgh 1999,11/75-
  200. Dornette Ww Probleme des fhihkindlich hirngeschadigten Schulers // In: Biermann G. (Hrsg.) «Kinder im SehulstreB». — Munchen* Basel: E. Reinhardt* 1977-s.144−155.
  201. Egger H.L., Costello J., Angold A* School refusal and psychiatric disorders: a community study. //J- Am: Aead. Child & Adolesc. Psychiatry* 2003- V.42, № 7 p.797- 807.
  202. Erikson E. H Childhood and Society.- New York: Norton, 1950.
  203. Erikson E. H- Identity, Youth and Crisis.- New York: Norton, 1968-
  204. Farnham-Diggory S. Learning disabilities.- Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1978.
  205. Farrington D.P. The development of offending and antisocial behavior from childhood: key findings from the Cambridge study in delinquent development //J. Child Psychol. Psychiatry, 1995- 36.- p. 29- 64.
  206. Finkelhor D. Child sexual abuse.- New York, 1984.
  207. M.H. (Hrsg) Teilleistungsschwachen und Schule. BernStuttgart- Wien, Huber, 1980.
  208. Goldstein P.K., O’Brien J.D., Katz G.M. A learning disability screening program in a public school //The American Journal of occupational therapy, 1981, v. 35, № 7. p. 451- 455.
  209. Gollnitz G. Neuropsychiatrie des Kindes- und Jugendalters.- Jena: Fischer, 1970.- 428 s.
  210. Gollnitz G., Rosler H.D. Psychologische Untersuchungen zur Entwicklung hirngeschadigter Kinder.- Dtsch. Verb. D. Wissenschaften, Berlin, 1975.
  211. Harbauer H., Lempp R., Nissen G., Strunk P.. Lehrbuch der speziellen Kinder- und Jugendhsychiatrie. 3 Aufl.- Berlin, Heidelberg, New York: Springier, 1976.- 475 s.
  212. Hersov L. Persistent nonattendance at school //Journal of child psychology & psychiatry, 1960,1.- p. 130- 136.
  213. Itard J.M.G. The wild boy of Averon. Translated by G. and M. Humphrry.- New York, London: Century Co, 1932.- 104 p.
  214. Johnson A.M., Falstein E.I., Szurek S.A., Sevendsen M. School phobia. //American Journal of Orthopsychiatry, 1941, № 11.- p. 702−711.
  215. Kanner L. Child psychiatry. 3printing.- Springfield: Charles C Thomas, 1942.- 527 p.
  216. Kaufman A.S., Kaufman N.L. Specific learning disabilities and difficulties in children and adolescents: psychological assessment and evaluation.-New York: Cambridge University Press, 2001.- 484 p.
  217. Kernberg P.F., Chazan S.E. with coll. Children with conduct disorders. A psychotherapy manual.- New York: Basic Books, 1991.- 306 p.
  218. Kohler W. The mentality of apes.- New York, Harcourt, Brace and World.- 1925.
  219. Kondyli A., Pitsouni D., Giannopoulou S., Tsiantis I.
  220. Psychopathology of children reffered for academic difficulties // B c6.: Abstracts of 11th International Congress European Society for Child and Adolescent Psychiatry. Hamburg, 1999,11/76.
  221. Larson J., Lochman J.E. Helping schoolchildren cope with anger.-New York: Guilford Press, 2002.- 190 p.
  222. Last C. G., Francis G., et al. Separetion anxiety and school fobia //American Journal of Psychiatry, 1987,144.- p. 653−657.
  223. Last C.G., Hansen C., Franco N. Cognitive behavioral treatment of school phobia //J. Am. Acad. Child & Adolesc. Psychiatry, 1998, V. 37, № 4 — p.404−411.
  224. LauneyCl. Les phobies de l’ecole //Revue neuropsychiatrie infantile, 1957.- p.3−4.
  225. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping.- New York: Springer, 1984.- 445 p.
  226. Lempp R. Eine Pathologie der psychischen Entwiklung.-Bern, Stuttgart: Verlag Hans Huber, 1967.- 274 s.
  227. Lempp R. Psychosen in Kindes und Jugendalter eine-Realitatsterugsstorung.- Bern, Hans Huber, 1973.
  228. Lempp R. Teilleistungstorungen im Kindesalter- Bedeutung und Moglichkeiten der Fruhbehandlung.- Dtsch. med. Wschr., 1981,106, 1188−1192.
  229. Leonhard K. Kinderneurosen und Kinderpersonlichkeiten.- 2AufL-Berlin: Volk und Gesundheit, 1965.- 136 s.
  230. Lewin C. Causes d’echec scolaire des l’enseigement primaire. //Rev. Hyg. Med. Scol., 1980, v.23, № 3.- p. 203−212.
  231. Loeber R., Hay D. Key issues in the development of aggression and violence from childhood to early adulthood //Ann. Rev. Psychol., 1997, v.48.- p.371−412.
  232. Lou H.C. Etiology and pathogenesis of attention- deficit hyperactivity disorder (ADHD): significance of prematurity and perinatal hypoxic- haemodynamic encephalopathy//Acta Paediatr.- 1996, v. 85, № 11.-p. 1266−1271.
  233. Mattejat F. Schulphobie: Klinik und Therapie //Praxis der Kinderpsychologie und Kinderpsychiatrie, 1981, 30.- s. 292−298
  234. Mattison R.E. School consultation: a review of research on issues unique to the school environment //J. Am. Acad. Child j& Adolesc. Psychiatry, 2000, V. 39, № 4 p.402- 413.
  235. Mayer-Gross W., Slater E., Roth M. Clinical psychiatry.- Baltimore: Williams and Wilkins.
  236. McCormick M.C., Brooks-Gunn J., Workman-Daniels K., Turner J., Peckam GJ. The health and developmental status of very low-birth-weight children at school age. JAMA 1992- 267: 2204−2208.
  237. Myklebust H.R. Non- verbal learning disabilities: assessment and intervention.// In Myklebust H.R.(Ed) Progress in learning disabilities.- New York, Rune & Stratton, 1975, v.3.- p. 281−301.
  238. Nagin D.S., Trembay R. Trajectories of boys' physical aggression, opposition, and hyperactivity on the path to the physically violent and non-violent juvenile delinquency//Child Development., 1999, V.70.-p.l 181−1196.
  239. Nissen G. Larvierte Depressionen bei Kindern //Acta pedopsychiat. 1975,41,6.- 235−241 s.
  240. Nissen G. Psychische Storungen im Kindes- und Jugendalter. 2 Aufl.-Berlin: Springer, 1986.- 359 s.
  241. Noterdaeme M., Sitter S., Milden berger K., Amorosa H. The diagnosis of attentional problems in language impaired children. B c6.: Abstracts of 11th International Congress European Society for Child and Adolescent Psychiatry. Hamburg, 1999,11/113.
  242. Olweus D. Aggression in the schools: Bullies and Whipping Boys. Washington, 1978.
  243. Olweus D. Bullying in schools: what we know and what we can do.-London, 1993.
  244. Pittel E.M. How to take a weapons history: interviewing children at risk for violence at school //J. Am. Acad. Child & Adolesc. Psychiatry, 1998, V.37, № 10.- p. 1100- 1102.
  245. Post, R.M. Trunsduction of psychosocial stress into the neurobiology of reccurent affective disorders //American Journal of Psychiatry, 1992, 149- p. 9 991 010.
  246. Prior M., Smart D., Sanson A., Oberklai D.F. Relationship between learning difficulties and psychological problems in preadolescent children from a longitudinal sample //J. Am. Acad. Child & Adolesc. Psychiatry, 1999, V.38, № 4.- p. 429- 436.
  247. Rutter M., Giller H., Hagell A. Antisocial behavior by young people.-Cambrige Universyty Press, Cambrige, 1998.
  248. Saradjian J. Women who sexually abuse children.- New York, 1996.
  249. Schetelig H. Psychohygienische Problem des Schulkindes //Sozialpadiatrie, 1984, 6, 1.- s.41−45.
  250. Schlicksbier M. Stress der Schuler //Therapiewoche, 1984, № 34, v.52.- s. 7197.
  251. Schneider K. Klinische Psychopathologie.- Stuttgart, 1959.- 176 s.
  252. Selye H. Stress without distress.- New York: Hodder, 1974.-171 p.
  253. Silver L.B. The relationship between learning disabilities, hyperactivity, distractibility and behavioral problems //J. Am. Acad. Child Psychiatry, 1981, V.20, № 2.- p. 385- 397.
  254. Sternberg L., TeyIor R. Exceptional children. -New York: Springer, 1989.-419p.
  255. Strauss A.A., Lehtinen L. Psychopathology and education of the brain.-injured child.- New York: Grune & Stratton, 1948.- 206 p.
  256. Strunk P. Aggression in der Familie (unveroffrntlichtes Manuscript) Freiburg, 1988.
  257. H., Koch H. (Hrsg) Charakteropathien nach fruhkindlichen Hirnschaden.- Berlin, Heidelberg, New York: Springer, 1970.- 100 s.
  258. Stott L.H. Child Development. An Individual Longitudinal Approach. New York: Holt, 1967.
  259. Thorndike E.L. Animal intelligence, experimental studies.- New York, MacMillan.-1911.
  260. Vermeil G., Boulard P., Dailly R., Guran P. Les pediatres et les difficultes scolares //La Revue de Pediatrie, 1979, v. XV, № 10.-p.603−607.
  261. Wender P.H., Eisenberg L. Minimal brain dysfunction in children // American handbook of psychiatry.- 2nd ed.- New York, 1974, v. 2.- p. 130- 146.
  262. Zech Th. Schulangst //In: Biermann G. (Hrsg.) «Kinder im SchulstreB». -Munchen, Basel: E. Reinhardt, 1977- s. 101−109.
Заполнить форму текущей работой