Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Тема «Связь индивидуально — психологических характеристик военнослужащих срочной службы с уровнем адаптации в коллективе на примере ВВ»

Дипломная Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Тяжело протекает прoцесс адаптaции. Имеют место длитeльные нaрушения функциoнального состoяния, нервнo-психические cрывы. Для лиц этoй грyппы характерно иметь низкую нервнo-психическую устoйчивость, кoнфликтность, они иногда дoпускают дeлинквентные пoступки. Высокий уровень нервно-психической адаптации продемонстрировали 46% военнослужащих срочной службы ВВ данной выборки, средний уровень — 7… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические подходы к проблеме изучения связи индивидуально-психологических характеристик военнослужащих срочной службы с уровнем адаптации в коллективе
    • 1. 1. Основные подходы к проблеме изучения адаптации в психологии
    • 1. 2. Коцепция стресса в психологии, ситуационный подход к стрессу
    • 1. 3. Прохождение срочной службы как сложная жизненная ситуация
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования
    • 2. 1. Цель, задачи и гипотеза исследования
    • 2. 2. Описание выборки
    • 2. 3. Методики исследования
    • 2. 4. Методы статистической обработки данных
  • Глава 3. Эмпирическое исследование связи индивидуально-психологических характеристик военнослужащих срочной службы с уровнем адаптации в коллективе на примере ВВ
    • 3. 1. Статистический анализ результатов исследования
    • 3. 2. Корреляционный анализ результатов исследования
  • Выводы Практические рекомендации
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение

Тема «Связь индивидуально — психологических характеристик военнослужащих срочной службы с уровнем адаптации в коллективе на примере ВВ» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как правилo, не кoнфликтны, oбладают высoкoй эмoциональной устoйчивостью. Для функциoнального состoяния лиц этих группы в адаптационный периoд характерно oставаться в границах нoрмального, сохраняется рабoтoспосoбность. Группa удовлетвoрительной aдаптaции (62%). Для бoльшинства лиц данной группы характерно иметь признaки рaзличных aкцентуаций, кoторые частично компенсированы в пpивычных услoвиях, но прoявляются при смeне деятельнoсти. В данном случае успешность адaптации определяется внeшними услoвиями срeды. Для данной группы характерна невысoкая эмoциональная устoйчивость. Имеет место осложненный прoцесс сoциализации, лица этой группы допускают возмoжность асoциальных срывов, прoявление агрессивнoсти и кoнфликтности. Снижено в большинстве случаев функциoнальное состoяние на начaльном этaпе адаптaции. Для лиц этoй группы тревуетсяпостoянный кoнтроль. Группa неудoвлетворительной адaптации (24%). Для лиц этoй группы характерно облaдатьявнями признaками акцентуaций харaктера и имеют место некотoрые признaки психoпатий, характеристикой психическoго состoяния является его пoграничность.

Тяжело протекает прoцесс адаптaции. Имеют место длитeльные нaрушения функциoнального состoяния, нервнo-психические cрывы. Для лиц этoй грyппы характерно иметь низкую нервнo-психическую устoйчивость, кoнфликтность, они иногда дoпускают дeлинквентные пoступки.

высокий уровень нервно-психической адаптации продемонстрировали 46% военнослужащих срочной службы ВВ данной выборки, средний уровень — 7%, низкий и очень низкий 33% и 13% соответственно. То есть у 46% военнослужащих срочной службы ВВ данной выборки данной выборки дезадаптация может быть вызвана низким уровнем нервно-психической устойчивости, которая является индивидной характеристикой. Высокие показатели социально-психологической дезадаптивности продемонстрировали 67% военнослужащих срочной службы ВВ данной выборки данной выборки, средний — 30%, а низкий — 3%. Таким образом, можно предположить, что трудности в адаптации, не смотря на высокий уровень личностного адаптационного потенциала, испытывают большинство военнослужащих срочной службы ВВ данной выборки данной выборки. Показатели по шкалам социально-психологической адаптации выходят за пределы нормативов по переменным: ведомость и эскапизм. То есть военнослужащим срочной службы ВВ данной выборки свойственна пассивная жизненная позиция, и уход от проблем как основная стратегия совладания с жизненными трудностями, имеющая в основе вытеснение, как психологическую защиту, и косвенно способствует росту уровня тревожности и дезадаптации. Испытуемые продемонстрировали высокий уровень принятия себя и внутреннего комфорта, что свидетельствует о том, что военнослужащие срочной службы ВВ данной выборки живут в согласии с собой. высокая степень сопротивляемости стрессу свойственна

57% опрошенных, средняя (пороговая) — 30%, а низкая и очень низкая 3% и 10% соответственно. Большое количество баллов, набранное 57% опрошенных — это сигнал тревоги, предупреждающий об опасности. То есть стресс и риск нервного срыва очень велик. Подсчитанная сумма имеет еще одно важное значение — она выражает (в цифрах) степень стрессовой нагрузки. Сумма баллов — свыше 300, набранная 10% опрошенных означает реальную опасность, то есть военнослужащим срочной службы ВВ данной выборки грозит психосоматическое заболевание, поскольку они близки к фазе нервного истощения. Рост показателей личностного адаптационного потенциала вызывает рост показателей коммуникативного потенциала, моральной нормативности и нервно-психической устойчивости.

То есть психическая и социально-нравственной нормативность обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал. Характеристику личностного потенциала адаптации можно получить, оценив связи коммуникативных способностей и связи моральной нормативности. Повышение оценок по переменным коммуникативного потенциала и моральной нормативности вызывают снижение по показателям дезадаптивности, эскапизма (уход от проблем) и сопротивляемости стрессу, что закономерно, так как по тесту Холмса и Раге, чем ниже оценка, тем выше степень сопротивляемости стрессу. То есть, коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими), определяющиеся наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтности, и моральная нормативность поведения, обеспечивающая способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определенную социальную роль снижают показатели общей дезадаптивности, неконструктивной стратегии совладания эскапизм (уход от проблем) и повышают степень сопротивляемости стрессу. Практические рекомендации:

Рекомендации для военнослужащих срочной службы ВВ данной выборки по оптимизации процесса социально-психологической адаптации:

Как показывает проведенное исследование личностный адаптационный потенциал у военнослужащих срочной службы ВВ данной выборки в большинстве случаев находится на высоком уровне и может служить основой для коррекции и профилактики первичной дезадаптации;

Высокий уровень нервно-психической устойчивости продемонстрировали большинство участников обследования, то есть существуют и индивидные предпосылки для успешности коррекционных мероприятий. Высокие показатели дезадаптации, возможно, связаны с ситуативными причинами, характерными для данного периода в жизни военнослужащих срочной службы ВВ данной выборки, участвовавших в обследовании. Или наличием слишком большого чиста стрессогенных событий, пришедшихся на последний год жизни военнослужащих срочной службы ВВ данной выборки. Можно рекомендовать коррекционные мероприятия, такие как тренинг личностного роста и релаксационная программа. 2) Рекомендации для командного состава подразделения по оптимизации процесса социально-психологической адаптации военнослужащих срочной службы ВВ данной выборки:

Роль непосредственного командира в осуществлении программ адаптации новичка очень велика. Помимо передачи военнослужащему срочной службы ВВ данной выборки знаний и навыков общевойскового характера, своим поведением командир показывает те ценности, нормы и правила поведения, которые приняты в конкретных услових службы. Таким образом, профессиональная и социальная адаптация военнослужащих срочной службы ВВ данной выборки находится в тесной взаимосвязи. В целях повышения активности военнослужащих срочной службы ВВ данной выборки в освоении профессиональной деятельности, содействия их квалификационному и культурному росту в подразделениях следует проводить учебные мероприятия, напрвленные на расширение знаний о службе у военнослужащих срочной службы ВВ данной выборки. Командный состав направляет работу военнослужащих срочной службы ВВ данной выборки, контролирует содержание и выполнение планов работы. Усвоение профессионально-служебных знаний и приобретение соответствующих навыков обусловлены особенностями вхождения военнослужащего срочной службы ВВ данной выборки в социальную среду военного подразделения. Условно данный процесс можно разделить на 4 этапа:

Первый этап — подготовительная фаза, когда оценивается уровень подготовки военнослужащего срочной службы ВВ данной выборки и его способность эффективно выполнять возложенные на него обязанности. Основное внимание на этом этапе нужно уделить выборке мер, позволяющих военнослужащему срочной службы ВВ данной выборки лучше подготовиться к выполнению новых обязанностей, повысить его психологическую устойчивость и уверенность в себе. Второй этап наступает в начальный период практического ознакомления военнослужащего срочной службы ВВ данной выборки со своими новыми обязанностями и теми требованиями, которые к нему предъявляются со стороны администрации и других сотрудников. При этом военнослужащий срочной службы ВВ данной выборки должен принять новую социальную роль солдата и воспринять цели и ценности военного подразделения, в которую он пришел. Главной задачей на этом этапе является поддержание и оказание помощи со стороны командного состава и других солдат военнослужащему срочной службы ВВ данной выборки в преодолении возникающих трудностей. Третий этап характеризуется процессом собственно приспособления военнослужащего срочной службы ВВ данной выборки к правовому, социальному и военному статусу. На этом этапе активность военнослужащего срочной службы ВВ данной выборки направляется на обучение молодых менее опытных солдат, творческое применение накопленных знаний и опыта. Четвертый этап завершает процесс адаптации и характеризуется постепенным урегулированием трудностей и конфликтных ситуаций, переходом к стабильной службе. Военнослужащие срочной службы ВВ данной выборки, хорошо проявившие себя в этот период, являются основным источником пополнения резерва военного подразделения. На основании всего перечисленного можно судить о сроке адаптационного периода. Больше всего потребуется времени на первом и втором этапе.

Связано это с трудностями, которые возникают в связи со значительным несоответствием знаний и опыта военнослужащих срочной службы ВВ данной выборки. Поэтому эффективная социально-психологическая адаптация военнослужащих срочной службы ВВ данной выборки представляет собой одну из предпосылок к успешному прохождению службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, а, следовательно, к успешному функционированию и развитию военного подразделения в целом. Заключение

Цели и задачи, поставленные в данной работе были решены в полном объеме — мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза о том, что существует взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик военнослужащих срочной службы с уровнем адаптации в коллективе на примере ВВ, подтвердилась. Психологическая адаптация представляет собой сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности, и связана прежде всего с изменением статуса индивида. В течение жизни человек много раз меняет его, попадая в определенные микро — социальные условия (новое место работы, новый коллектив и др.)Под психическим стрессом понимается несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями, как страх, гнев, удрученность и т. д. Понятием стресса (от англ. stress — напряжение, давление) первоначально возникает в физиологии и обозначает неспецифическую биологическую реакцию организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие. В дальнейшем используется для описания типичного психического состояния человека в экстремальных условиях — психологический стресс. Мобилизация адаптационных ресурсов у субъекта ситуации происходит по действием структурных и содержательных параметров стрессовой ситуации, которые отличаются от привычных (оптимальных) и обусловливают повышение психической напряженности (эмоциональный стресс.

Стрессовая ситуация явялется сложным многоуровневым и многокомпонентным феноменом, понимание которого требует детального анализа параметров стрессовой ситуации. Как показывает проведенное исследование показатели моральной нормативности находятся на высоком уровне (4,9), то есть военнослужащим срочной службы ВВ данной выборки свойственен высокий уровень социализации, они адекватно оценивает свою роль в коллективе. Показатели поведенческой регуляции (5,6) и коммуникативного потенциала (5,3) находятся на среднем уровне. Высокий уровень личностного адаптационного потенциала продемонстрировали 14% испытуемых, средний — 62%, а низкий уровень личностного адаптационного потенциала свойственен 24% военнослужащих срочной службы ВВ данной выборки данной выборки. Группы хорошей и нормальной адаптации (14%). Для этих групп характерно достаточно легко адаптироваться, когда возникают новые условия деятельности, быстро «входить» в нoвый кoллектив, достаточнo легкo и адекватнo ориентироваться в ситуации, быстро вырабатыватьстрaтегию свoего пoведения и сoциализации.

Как правилo, не кoнфликтны, oбладают высoкoй эмoциональной устoйчивостью. Для функциoнального состoяния лиц этих группы в адаптационный периoд характерно oставаться в границах нoрмального, сохраняется рабoтoспосoбность. Группa удовлетвoрительной aдаптaции (62%). Для бoльшинства лиц данной группы характерно иметь признaки рaзличных aкцентуаций, кoторые частично компенсированы в пpивычных услoвиях, но прoявляются при смeне деятельнoсти. В данном случае успешность адaптации определяется внeшними услoвиями срeды. Для данной группы характерна невысoкая эмoциональная устoйчивость. Имеет место осложненный прoцесс сoциализации, лица этой группы допускают возмoжность асoциальных срывов, прoявление агрессивнoсти и кoнфликтности. Снижено в большинстве случаев функциoнальное состoяние на начaльном этaпе адаптaции. Для лиц этoй группы тревуетсяпостoянный кoнтроль. Группa неудoвлетворительной адaптации (24%). Для лиц этoй группы характерно облaдатьявнями признaками акцентуaций харaктера и имеют место некотoрые признaки психoпатий, характеристикой психическoго состoяния является его пoграничность.

Тяжело протекает прoцесс адаптaции. Имеют место длитeльные нaрушения функциoнального состoяния, нервнo-психические cрывы. Для лиц этoй грyппы характерно иметь низкую нервнo-психическую устoйчивость, кoнфликтность, они иногда дoпускают дeлинквентные пoступки. Высокий уровень нервно-психической адаптации продемонстрировали 46% военнослужащих срочной службы ВВ данной выборки, средний уровень — 7%, низкий и очень низкий 33% и 13% соответственно. То есть у 46% военнослужащих срочной службы ВВ данной выборки данной выборки дезадаптация может быть вызвана низким уровнем нервно-психической устойчивости, которая является индивидной характеристикой. Высокие показатели социально-психологической дезадаптивности продемонстрировали 67% военнослужащих срочной службы ВВ данной выборки данной выборки, средний — 30%, а низкий — 3%. Таким образом, можно предположить, что трудности в адаптации, не смотря на высокий уровень личностного адаптационного потенциала, испытывают большинство военнослужащих срочной службы ВВ данной выборки данной выборки. Показатели по шкалам социально-психологической адаптации выходят за пределы нормативов по переменным: ведомость и эскапизм. То есть военнослужащим срочной службы ВВ данной выборки свойственна пассивная жизненная позиция, и уход от проблем как основная стратегия совладания с жизненными трудностями, имеющая в основе вытеснение, как психологическую защиту, и косвенно способствует росту уровня тревожности и дезадаптации. Испытуемые продемонстрировали высокий уровень принятия себя и внутреннего комфорта, что свидетельствует о том, что военнослужащие срочной службы ВВ данной выборки живут в согласии с собой. Высокая степень сопротивляемости стрессу свойственна 57% опрошенных, средняя (пороговая) — 30%, а низкая и очень низкая 3% и 10% соответственно.

Большое количество баллов, набранное 57% опрошенных — это сигнал тревоги, предупреждающий об опасности. То есть стресс и риск нервного срыва очень велик. Подсчитанная сумма имеет еще одно важное значение — она выражает (в цифрах) степень стрессовой нагрузки. Сумма баллов — свыше 300, набранная 10% опрошенных означает реальную опасность, то есть военнослужащим срочной службы ВВ данной выборки грозит психосоматическое заболевание, поскольку они близки к фазе нервного истощения. Рост показателей личностного адаптационного потенциала вызывает рост показателей коммуникативного потенциала, моральной нормативности и нервно-психической устойчивости. То есть психическая и социально-нравственной нормативность обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал.

Характеристику личностного потенциала адаптации можно получить, оценив связи коммуникативных способностей и связи моральной нормативности. Повышение оценок по переменным коммуникативного потенциала и моральной нормативности вызывают снижение по показателям дезадаптивности, эскапизма (уход от проблем) и сопротивляемости стрессу, что закономерно, так как по тесту Холмса и Раге, чем ниже оценка, тем выше степень сопротивляемости стрессу. То есть, коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими), определяющиеся наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтности, и моральная нормативность поведения, обеспечивающая способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определенную социальную роль снижают показатели общей дезадаптивности, неконструктивной стратегии совладания эскапизм (уход от проблем) и повышают степень сопротивляемости стрессу. Заявленная тема и рамки работы не позволяют раскрыть проблему, связанную с изучением связи индивидуально-психологических характеристик военнослужащих срочной службы с уровнем адаптации в коллективе на примере ВВ во всей полноте, в будущем, мы надеемся, что работа будет продолжена.

Список литературы

Абабков В.А., Пере М. Адаптация к стрессу. СПб., 2004

Ананьев Б. Г. Человек — как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. — 288 с. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2001.

— 416 с. Балмашнова Л. Г. Проведение сравнительного анализа психологических портретов старшего и среднего медицинского персонала травматологического отделения. Дипломная работа.

РГПУ им. А. И. Герцена, психолого-педагогический факультет. 2000.

№ 759.Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. — СПб.: Речь, 2004

Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Нева, 2000. — 277 с. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. — СПб., 1999

Быструшкин С. К. Психологические механизмы формирования адаптивных возможностей. — М.: Альфа, 2002. -

263 с. Васильков А. М., Василькова А. П., Ковалев А. С, Сошкин П. А. Формирование и развитие профессионально важных качеств врачей // Ананьевские чтения — 2001

Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2001. С. 145−146.Василькова А. П. Зависимость динамики восприятия больного от уровня эмпатии студентов медицинского вуза // Ананьевские чтения — 2000

Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2000. С. 174−175.Величковская С. Б. Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов: Автореф. дисс. … канд. псих. наук. — М., 2007

Верещагин В. Ю. Информационно-культурный адаптациогенез: антропологическое измерение. — СПб.: Нева, 2001. — 183 с. Верещагина Л. А., Перова А. ПВК военного хирурга // Ананьевские чтения — 2005

Материалы научно-практической конференции. СПб., 2005. С. 386−387.Виданова Ю. И. Психическое выгорание в процессе профессионализации административных работников // Вестник СПБГУ. Серия «Психология». — СПб., 2007

Виньков Р. Р. Социальная адаптация работника к трудовой деятельности. — СПб.: Нева, 1998. — 215 с. Водопьянова Н.

Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009.

— 336 с. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С.

Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — М., СПб., 2005

Воронов А. К. Опыт социальной адаптации личности. — М.: Владос, 2002. — 279 с. Гринберг Дж. Управление стрессом. 7_е изд. — СПб.: Питер, 2004

Гришина Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. — СПб.: СПбГУ, 1997

Гуреева И. Л. Качество жизни и «эмоциональное выгорание» у медицинских работников// Ананьевские чтения — 2005

Материалы научно-практической конференции. СПб., 2005. С. 304−306.Гурин А. Н. Аспекты адаптации.

— СПб.: Питер, 2001. — 192 с. Дизель П. М., Раньян У. М-К. Поведение человека в организации. — М.: АСТ, 2004.

— 225 с. Дикая Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. — М.: Институт психологии РАН, 2003

Дичев Т. Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровье человека. — М.: Гелиос, 1976.

— 283 с. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. — СПб.: Питер, 2008. -

428 с. Кабаченко Т. О. Психология управления. — М: Академия, 2002. — 284 с. Климов Е. А. Психология профессионала. —

М.: АСТ, 2003. — 437 с. Козырева П. М. Процессы адаптации и эволюция социального самочувствия россиян на рубеже XX—XXI вв.еков.

— М.: Владос, 2004. — 112 с. Кораблина Е.

П. Психология подготовки профессиональной деятельности психолога-консультанта: Автореф. дис… докт. наук. СПб., 2006

Коржова, Е. Ю. Психология жизненных ориентации человека / Е. Ю. Коржова. — СПб.: Изд-во РХГА, 2006.

— 384 с. Кочеткова М. Т. Адаптация и резервы человека. — М: Наука, 2000. — 274 с. Круглова Е, В.

Личностные особенности среднего медицинского персонала, работающего в реанимационном отделении. Дипломная работа. РГПУ им. А. И.

Герцена, психолого-педагогический факультет. 2000. № 714. Куликов Л. В. Психологическая устойчивость личности (Глава 5) //Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.

С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003. С. 104−126.Леонова А. Б.

Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2004. № 2. С. 75−85.Леонова А.

Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2000. № 3. С.

4−21.Леонова А. Б., Величковская С. Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности. Психология психических состояний / Под ред. А. О.

Прохорова. Вып. 4. —

Казань, 2002. С. 326−344.Леонова А. Б., Качина А. А. Особенности синдрома профессионального стресса у менеджеров разного должностного статуса // Психология психических состояний. Вып. 6.

— Казань: КГУ, 2006. С. 250−273.Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. — М.: МГУ, 1993

Лукьянов В. В., Малышева К. П. Структура защитной психологической сферы врачей общесоматической клиники // Ананьевские чтения — 2005

Материалы научно-практической конференции. СПб., 2005. С. 319−321.Малышева Н. С. Синдром «эмоционального сгорания» у врачей. Дипломная работа.

РГПУ им. А. И. Герцена, психолого-педагогический факультет. 2000. № 236.Мальцева Н.

В. Проявления синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя в зависимости от возраста и стажа работы: Автореф. дисс. … канд. псих. наук. — Екатеринбург, 2005

Мацанов

А. Личность и болезнь/ Психология. № 2, 2000МГУ, 1993

Медведев В. И. Адаптация человека. — СПб.: Нева-Пресс, 2003. — 152 с. Мельников А. В., Семенов Д.

А. Синдром эмоционального выгорания у работников отделений реанимации и анестезии // Ананьевские чтения — 2005

Материалы научно-практической конференции. СПб., 2005. С. 325−327.Менделевич В. Д., Соловьева С. Л. Неврозология и психосоматическая медицина. — М.: МЕДпресс-информ, 2002

Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А. Д. Наследов Учебное пособие, СПб: Речь, 2000. -392 с. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. — М., 2005

Орел В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Автореф. дисс. … докт. псих. наук. — Ярославль, 2005

Орел В. Е., Картавая Е. С. Синдром психического выгорания в континууме психических состояний: сравнительный анализ //Психология психических состояний / Под ред. А. О.

Прохорова. Вып. 6. — Казань, 2006. С. 318−337.Ореховский В. И., Витенко И.

С, Кондратенко Г. П. Формирование психологической готовности молодежи к медицинскому труду. Киев, 1989

Парцерняк С. А. Стресс. Вегетозы. Психосоматика. — СПб.: А.В.К., 2002

Пежемская Ю. С. Готовность студентов, обучающихся по специальности «психология», к работе с людьми // Психологическая подготовка педагога в России: история и современность. СПб., 2006. С. 334−338.Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С.

Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. — СПб.: Речь, 2001

Психология психических состояний. Вып. 6. — Казань: КГУ, 2006

Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А. А. Реана./ - СПб.: Прайм — Еврознак. 2001., 514 с. Рукавишников А. А. Опросник психологического выгорания для учителей: Руководство. —

Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2001. С. 250−273.Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. — М.: АСТ-Пресс, 1999.

— 419 с. Скугаревская М. М. Синдром эмоционального выгорания у работников сферы психического здоровья: Автореф.

дисс. … канд. псих. наук. — Минск, 2003

Старченкова Е. С. Психологические факторы профессионального выгорания (на примере деятельности торгового агента):Автореф. дисс. … канд. псих. наук. — СПб., 2002

Толочек В. А. Современная психология труда. — СПб.: Питер, 2006

Хартманн Х. Эго-психология и проблема адаптации личности. — СПб.: Нева, 2002. -

342 с. Шилова И. В. Индивидуально-психологические особенности медицинских сестер различных специализаций. Дипломная работа. РГПУ им.

А. И. Герцена, психолого-педагогический факультет. 2000. N°

615.Ширапова Д. Д. Изменение образа психолога в самооценках студентов // Психология XXI века. Материалы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов. СПб., 2004. С. 335−337.Шустова Н. Е.

Социально-психологическая адаптация личности: теоретико-методологические основы. — СПб.: Нева, 2002. — 499 с. Щербатых Ю. В.

Психология стресса и методы коррекции. СПб., 2006

Приложение

Сводная таблица резултатов исследования№ адаптивность НПУРоджерс, Даймонд холмс раге поведенческая регуляциякоммуникативный потенциалморальная нормативность

ЛАПнервно-психическая устойчивочтьадаптивностьлживостьпринятие себя принятие другихэмоциональный комфортвнутренний контрольдоминированиеэскапизм (уход отпроблем)

сопротивляемость стрессуinf

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А., Пере М. Адаптация к стрессу. СПб., 2004.
  2. .Г. Человек — как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  3. Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 416 с.
  4. Л. Г. Проведение сравнительного анализа психологических портретов старшего и среднего медицинского персонала травматологического отделения. Дипломная работа. РГПУ им. А. И. Герцена, психолого-педагогический факультет. 2000. № 759.
  5. С. П. Профессиональная деформация личности. — СПб.: Речь, 2004.
  6. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Нева, 2000. — 277 с.
  7. В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. — СПб., 1999.
  8. С. К. Психологические механизмы формирования адаптивных возможностей. — М.: Альфа, 2002. — 263 с.
  9. А. М., Василькова А. П., Ковалев А. С, Сошкин П. А. Формирование и развитие профессионально важных качеств врачей // Ананьевские чтения — 2001. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2001. С. 145−146.
  10. А. П. Зависимость динамики восприятия больного от уровня эмпатии студентов медицинского вуза // Ананьевские чтения — 2000. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2000. С. 174−175.
  11. С. Б. Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов: Автореф. дисс. … канд. псих. наук. — М., 2007.
  12. В. Ю. Информационно-культурный адаптациогенез: антропологическое измерение. — СПб.: Нева, 2001. — 183 с.
  13. Л. А., Перова А. ПВК военного хирурга // Ананьевские чтения — 2005. Материалы научно-практической конференции. СПб., 2005. С. 386−387.
  14. Ю. И. Психическое выгорание в процессе профессионализации административных работников // Вестник СПБГУ. Серия «Психология». — СПб., 2007.
  15. Р. Р. Социальная адаптация работника к трудовой деятельности. — СПб.: Нева, 1998. — 215 с.
  16. Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.
  17. Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — М., СПб., 2005.
  18. А.К. Опыт социальной адаптации личности. — М.: Владос, 2002. — 279 с.
  19. Дж. Управление стрессом. 7_е изд. — СПб.: Питер, 2004.
  20. Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. — СПб.: СПбГУ, 1997.
  21. И. Л. Качество жизни и «эмоциональное выгорание» у медицинских работников// Ананьевские чтения — 2005. Материалы научно-практической конференции. СПб., 2005. С. 304−306.
  22. А.Н. Аспекты адаптации. — СПб.: Питер, 2001. — 192 с.
  23. П.М., Раньян У. М-К. Поведение человека в организации. — М.: АСТ, 2004. — 225 с.
  24. Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. — М.: Институт психологии РАН, 2003.
  25. Т. Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровье человека. — М.: Гелиос, 1976. — 283 с.
  26. Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. — СПб.: Питер, 2008. — 428 с.
  27. Т.О. Психология управления. — М: Академия, 2002. — 284 с.
  28. Е.А. Психология профессионала. — М.: АСТ, 2003. — 437 с.
  29. П. М. Процессы адаптации и эволюция социального самочувствия россиян на рубеже XX—XXI вв.еков. — М.: Владос, 2004. — 112 с.
  30. Е. П. Психология подготовки профессиональной деятельности психолога-консультанта: Автореф. дис… докт. наук. СПб., 2006.
  31. , Е. Ю. Психология жизненных ориентации человека / Е. Ю. Коржова. — СПб.: Изд-во РХГА, 2006. — 384 с.
  32. М. Т. Адаптация и резервы человека. — М: Наука, 2000. — 274 с.
  33. Круглова Е, В. Личностные особенности среднего медицинского персонала, работающего в реанимационном отделении. Дипломная работа. РГПУ им. А. И. Герцена, психолого-педагогический факультет. 2000. № 714.
  34. Л. В. Психологическая устойчивость личности (Глава 5) //Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003. С. 104−126.
  35. А. Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2004. № 2. С. 75−85.
  36. А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2000. № 3. С. 4−21.
  37. А. Б., Величковская С. Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности. Психология психических состояний / Под ред. А. О. Прохорова. Вып. 4. — Казань, 2002. С. 326−344.
  38. А. Б., Качина А. А. Особенности синдрома профессионального стресса у менеджеров разного должностного статуса // Психология психических состояний. Вып. 6. — Казань: КГУ, 2006. С. 250−273.
  39. А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. — М.: МГУ, 1993.
  40. В. В., Малышева К. П. Структура защитной психологической сферы врачей общесоматической клиники // Ананьевские чтения — 2005. Материалы научно-практической конференции. СПб., 2005. С. 319−321.
  41. Н. С. Синдром «эмоционального сгорания» у врачей. Дипломная работа. РГПУ им. А. И. Герцена, психолого-педагогический факультет. 2000. № 236.
  42. Н. В. Проявления синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя в зависимости от возраста и стажа работы: Автореф. дисс. … канд. псих. наук. — Екатеринбург, 2005.
  43. МацановА. Личность и болезнь/ Психология. № 2, 2000 МГУ, 1993.
  44. В. И. Адаптация человека. — СПб.: Нева-Пресс, 2003. — 152 с.
  45. А. В., Семенов Д. А. Синдром эмоционального выгорания у работников отделений реанимации и анестезии // Ананьевские чтения — 2005. Материалы научно-практической конференции. СПб., 2005. С. 325−327.
  46. В.Д., Соловьева С. Л. Неврозология и психосоматическая медицина. — М.: МЕДпресс-информ, 2002
  47. , А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А. Д. Наследов Учебное пособие, СПб: Речь, 2000. -392 с.
  48. В. Е. Синдром психического выгорания личности. — М., 2005.
  49. В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Автореф. дисс. … докт. псих. наук. — Ярославль, 2005.
  50. В. Е., Картавая Е. С. Синдром психического выгорания в континууме психических состояний: сравнительный анализ //Психология психических состояний / Под ред. А. О. Прохорова. Вып. 6. — Казань, 2006. С. 318−337.
  51. В. И., Витенко И. С, Кондратенко Г. П. Формирование психологической готовности молодежи к медицинскому труду. Киев, 1989
  52. С.А. Стресс. Вегетозы. Психосоматика. — СПб.: А.В.К., 2002.
  53. Ю. С. Готовность студентов, обучающихся по специальности «психология», к работе с людьми // Психологическая подготовка педагога в России: история и современность. СПб., 2006. С. 334−338.
  54. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. — СПб.: Речь, 2001.
  55. Психология психических состояний. Вып. 6. — Казань: КГУ, 2006.
  56. Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А. А. Реана./ - СПб.: Прайм — Еврознак. 2001., 514 с.
  57. А. А. Опросник психологического выгорания для учителей: Руководство. — Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2001. С. 250−273.
  58. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. — М.: АСТ-Пресс, 1999. — 419 с.
  59. М. М. Синдром эмоционального выгорания у работников сферы психического здоровья: Автореф. дисс. … канд. псих. наук. — Минск, 2003
  60. Е. С. Психологические факторы профессионального выгорания (на примере деятельности торгового агента):Автореф. дисс. … канд. псих. наук. — СПб., 2002.
  61. В. А. Современная психология труда. — СПб.: Питер, 2006.
  62. Х. Эго-психология и проблема адаптации личности. — СПб.: Нева, 2002. — 342 с.
  63. И. В. Индивидуально-психологические особенности медицинских сестер различных специализаций. Дипломная работа. РГПУ им. А. И. Герцена, психолого-педагогический факультет. 2000. N° 615.
  64. Д. Д. Изменение образа психолога в самооценках студентов // Психология XXI века. Материалы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов. СПб., 2004. С. 335−337.
  65. Н. Е. Социально-психологическая адаптация личности: теоретико-методологические основы. — СПб.: Нева, 2002. — 499 с.
  66. Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб., 2006.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ