Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Уровень притязаний в системе личных стремлений: в контексте интегративно-целевого подхода к личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы сбора эмпирических данных: комплекс экспериментальных техник диагностики уровня притязаний личности и самооценкиметоды оценки личностных стремлений: Экспериментальная техника диагностики уровня притязаний Хоппе-Юкнат (на материале матриц Равенна) — Методика самооценки Дембо-РубинштейнМетодика оценки личностных стремлений Р. Эммонса (шкалы оценки стремлений, классификация категорий личных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Глава. Теоретический анализ психологических исследований уровня притязаний в целевой структуре личности
    • 1. 1. Уровень притязаний как объект психологических исследований
    • 1. 2. Исследования соотношения уровня притязаний личности и самооценки
    • 1. 3. Анализ психологических концепций личных стремлений как элементов целевой структуры личности
      • 1. 3. 1. Современные подходы к целевой структуре личности
      • 1. 3. 2. Исследования стремлений в отечественной и зарубежной психологии
      • 1. 3. 3. Согласованность целей и их конгруэнтность как основа интеграции личности
  • Выводы
  • 2. Глава. Эмпирическое исследование уровня притязаний в структуре личных стремлений в контексте интегративно-целевого подхода
    • 2. 1. Методы и организация исследования
    • 2. 2. Исследование уровня притязаний личности
      • 2. 2. 1. Исследование высотного параметра уровня притязаний личности. Соотношение уровня притязаний и самооценки по высотному параметРУ
      • 2. 2. 2. Исследование адекватности и устойчивости уровня притязаний личности. Соотношение уровня притязаний и самооценки по параметрам адекватности и устойчивости
    • 2. 3. Исследование взаимосвязи уровня притязаний со структурой и категориями личных стремлений
    • 2. 4. Исследование взаимосвязи уровня притязаний с инструментальностью и конгруэнтностью личных стремлений как показателей личностной интеграции

    2.4.1 .Исследование взаимосвязи высотного параметра уровня притязаний, при его дивергенции или когерентном соотношении с самооценкой и инст-рументальности, конгруэнтности стремлений как показателей личностной интеграции.

    2.4.2.Исследование взаимосвязи параметра адекватности уровня притязаний и инструментальное&trade-, конгруэнтности стремлений как показателей личностной интеграции.-.

    Выводы.

Уровень притязаний в системе личных стремлений: в контексте интегративно-целевого подхода к личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психология целей сегодня включает значительное число категорий, позволяющих раскрыть структуру целенаправленности личности, механизмы и факторы ее активности (мотивы, интенции, желания, влечения, ориентации, стремления, проекты, планы, смыслы, прогнозирование и др.).

К важной составляющей построения объяснительных моделей достижения целей относится уровень притязаний, отражающий трудность цели, которую человек хочет достигнуть, исходя из оценки своих возможностей. Исторически интерес к исследованию уровня притязаний как психологическому феномену возник в контексте проблем «Я» и изучением таких характеристик как успех, самоуважение, достижения, самооценка и др. (У. Джемс).

Наиболее значительные исследования, раскрывающие различные аспекты уровня притязаний, осуществлены в 30−40 годы прошлого столетия и связаны с именами Э. Толмена, К. Левина, Б. В. Зейгарник, Ф. Хоппе, М. Юкнат, Т. Дембо, JL Фестингера, Р. Сирса и др. В этих и более поздних зарубежных и отечественных исследованиях (X. Хекхаузен, Д. Мак-Клелланд, Дж. Аткинсон, Б. С. Братусь, Л. И. Божович, В. К. Гербачевский, Л. В. Бороздина, O.K. Тихомиров, Т. Г. Волкова, Э. Д. Телегина и др.) уровень притязаний рассматривался в контексте динамического подхода, проблем самооценки, мотивации достижения успеха, временной перспективы. Изучались проблемы взаимосвязи уровня притязаний с личностными чертами, возрастными периодами, психическим здоровьем, эффективностью обучения.

Несмотря на ряд фундаментальных исследований уровня притязаний остаются открытыми многие аспекты психологических механизмов влияния на уровень притязаний, особенностей его соотношения с самооценкой, взаимосвязи с другими составляющими целевой структуры поведения,.

Следует отметить, что в зарубежных исследованиях уровня притязаний акцент сделан на самом процессе целеобразования (реальных и идеальных целях, мотивации, динамики формирования уровня притязаний в ситуациях успеха и неудачи), но не принимается во внимание самооценка базовых возможностей личности. В отечественной психологии более традиционен анализ уровня притязаний в соотношении с самооценкой. Однако нет общепринятой точки зрения на их взаимосвязь: понятия «уровень притязаний» и «самооценка» часто рассматриваются как синонимы, либо исследователи фиксируют расхождение между этими личностными составляющими. Но и в отечественной, и в зарубежной психологии уровень притязаний исследуется, как правило, вне анализа системы целей и учета различной значимости целей, их согласованности. Вместе с тем, если уровень притязаний отражает определенную степень трудности цели, то возникает вопрос о соотношении параметров уровня притязаний с конкретным содержанием целевой структуры личности.

На наш взгляд, представляет интерес рассмотрение уровня притязаний в рамках интегративного целевого подхода, предложенного Р. Эммонсом, К. Шелдоном и Т. Кассером. Этот подход основан на введении обобщающего конструкта «личные стремления». В определении Р. Эммонса личные стремления или индивидуализированные цели отражают типичные или характерные задачи, которые человек стремится выполнить в своем повседневном поведении, и являются важными источниками смысла. В центре интересов Р. Эммонса — выявления того, какие аспекты целей обеспечивают оптимальное психологическое благополучие и счастье человека. Основной акцент сделан на согласованности личных стремлений, как условия благополучия и на проблеме конфликта между личными стремлениями, следствием которого является фрагментация Я. К. Шелдон и Т. Кассер рассматривают личные стремления и их согласованность как одно из условий личностной интеграции.

Мы предполагаем, что изучение уровня притязаний в рамках интегра-тивного целевого подхода, позволит в определенной мере углубить представления о сложных взаимосвязях различных элементов целевой структуры личности и их соотношениях друг с другом. Такой подход может дать дополнительную информацию о механизмах и факторах влияния на уровень притязаний с одной стороны и структуру личных стремлений с другой.

Все это определило выбор темы исследования «Уровень притязаний в системе личных стремлений (в контексте интегративно-целевого подхода к личности)».

Цель исследования: определить характер соотношений уровня притязаний и личных стремлений в контексте интегративно-целевого подхода.

Объект исследования: уровень притязаний личности.

Предмет исследования: уровень притязаний в системе личных стремлений.

Гипотеза исследования: характер соотношений уровня притязаний с системой личных стремлений определяется особенностями сопряженности уровня притязаний и самооценки (по параметрам высоты, адекватности, устойчивости), уровнем конгруэнтности и согласованности личных стремлений.

Задачи исследования:

— представить анализ теоретических подходов и эмпирических исследований уровня притязаний;

— дать развернутый теоретический анализ психологических концепций целевой структуры личности в контексте интегративно-целевого подхода;

— разработать процедуры и определить методы эмпирического исследования уровня притязаний и системы личных стремлений;

— определить сопряженность уровня притязаний личности и самооценки ^ (по параметрам высоты, адекватности и устойчивости);

— выявить особенности системы личных стремлений (по параметрамуровень конгруэнтности и согласованность, шкалам и категориям стремлений);

— раскрыть характер соотношения уровня притязаний и самооценки с личными стремлениями в системе личностной интеграции;

— дать количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования.

Теоретико-методологические основы исследования. Анализ пара-• метров и особенностей уровня притязаний проводился в контексте динамического подхода (Б.В. Зейгарник, К. Левин, Ф. Хоппе, М. Юкнат, Т. Дембо, J1. Фестингер, Р. Сире и др.) и в рамках исследований мотивации достижения и синтезирования мотивов — X. Хекхаузен, Г. А. Мюррей, Д. Мак-Клелланд (D. McClelland), Дж. Аткинсон, Дж. Литвин, Дж. Бастиан, Р. Эрл (J.W. Atkinson, J.R. Bastian, R.W. Earl, G.H. Litwin), B.C. Мерлин и др. Анализ механизмов целевой регуляции деятельности был основан на работах Б. С. Братуся, В. Н. Павленко, Я. Рейковского, А. Бандуры, Р. Вуда (A. Bandura, R.E. Wood) и исследованиях характера соотношения уровня притязаний и самооценки (Л.В. Бороздина, Б. С. Братусь, В. Н. Павленко, Е. А. Залученова, Е. А. Серебрякова, Б. В. Зейгарник, А. К. Ерофеев, У. Нуманов, Е. Е. Сапогова, Л.И. Лип* кина и др.).

Рассмотрение уровня притязаний личности как паттерна целеполагания определило обращение к концепциям целей и целеполагания: А. Н. Леонтьев Б.Ф. Ломов, Дж. Остин и Дж. Ванкувер (J.T. Austin, J.B. Vancouver), Дж. Андерсон (J.K. Anderson), А. Бандура, Р. Эммонс, Н. Кантор (N. Cantor), Дж. Кинг, Р. Соррентино (G.A. King, R.M. Sorrentino), М. Фриз, М. Стьюарт, Б. Хэнновер (М. Frese, М. Stewart, В. Hannover), Т. Паллис, Б. Литтл (T.S. Palys, B.R. Little), а также исследованиям взаимосвязи мотивов и целей (Б.Ф. Ломов, Дж. Остин, O.K. Тихомиров, Дж. Ванкувер, Дж. Брунштейн, О. Шульт-хайс, Р. Грассмен (J.C. Brunstein, О.С. Schultheiss, R. Graessman).

Анализ проблемы в контексте интегративно-целевого подхода основывался на работах Р. Эммонса, JI. Кинга, К. Шелдона, Т. Кассера (К.М. Sheldon, Т. Kasser), Дж. Симена (J. Seeman), Р. Райана, Дж. Коннелла (R.M. Ryan, J.P. Connell). Интегративный целевой подход к изучаемому явлению определил также обращение к проблемам личностной целостности, интегральной индивидуальности (Б.Г. Ананьев, В. Г. Норакидзе, А. Г. Ковалев, В.Н. Мяси-щев, К.К. ПлатоновC.JI. Рубинштейн, В. В. Белоус, В. М. Русанов, А.Н. Ще-бетенко и др).

Методы исследования. Теоретический план исследования: анализ психологических отечественных и зарубежных исследований по целевой структуре личности, уровню притязаний, теоретическое моделирование.

Эмпирический план исследования:

— методы организации исследования (констатирующий эксперимент, сравнительный метод, метод экспертных оценок);

— методы сбора эмпирических данных: комплекс экспериментальных техник диагностики уровня притязаний личности и самооценкиметоды оценки личностных стремлений: Экспериментальная техника диагностики уровня притязаний Хоппе-Юкнат (на материале матриц Равенна) — Методика самооценки Дембо-РубинштейнМетодика оценки личностных стремлений Р. Эммонса (шкалы оценки стремлений, классификация категорий личных стремлений) — Матрица горизонтальной инструментальности стремлений Р. ЭммонсаМетодика оценки конгруэнтности стремлений, Матрица вертикальной инструментальности стремлений К. Шелдона, Т. Кассера (К.М. Sheldon, Т. Kasser).

Методы обработки полученных данных:

— методы математической статистики (частотный, корреляционный и факторный анализ).Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel ХР и пакета статистического анализа SPSS for Windows 10.0.7.

База исследования. Выборка составила 82 человека (студенты вузов г. Хабаровска в возрасте от 18 до 25 лет). Выборка исследования отвечала требованию однородности состава, согласно критериям возраста, уровня интеллекта, национальности, социальной среды.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью работыприменением стандартных, апробированных экспериментальных техник и использованием методов статистической обработки данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: -применен интегративно-целевой подход к изучению уровня притязаний в целевой структуре личности;

— выявлены соотношения (взаимосвязи) уровня притязаний (по параметрам высоты, устойчивости, адекватности) с личными стремлениями (по параметрам конгруэнтности и согласованности, категориям и шкалам стремлений);

— выявлены различия в соотношении уровня притязания и личных стремлений при когерентности (согласованности) и дивергенции (рассогласовании) уровня притязаний и самооценки;

— определены особенности категоризации стремлений при различном соотношении уровня притязаний и самооценки;

— определены основные факторы содержательной структуры личных стремлений в соотношении с уровнем притязаний и самооценки;

— апробирован пакет измерения личных стремлений Р. Эммонса и впервые в отечественной психологии включена в диагностический инструментарий методика измерения инструментальности и конгруэнтности стремлений как показателей личностной интеграции, разработанная К. М. Шелдоном и Т. Кассером.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут углубить содержание диагностической и консультационной работы в индивидуальной и групповой формах работы, использованы в психологических службах помощи населению. Материалы исследования могут найти применение в курсах «Психодиагностики», «Психология личности», «Общая психология».

Положения, выносимые на защиту:

1 .Система личных стремлений может быть представлена как иерархическая организация устойчивых индивидуальных целей, имеющих различную степень дифференциации и отражающих целевые ориентации личности и доминирующие мотивы.

2.Существует значимые различия в характере взаимосвязи уровня притязаний и личных стремлений при когерентном (согласовании) и дивергентном (рассогласовании) соотношении уровня притязаний и самооценки по параметрам высоты, адекватности и устойчивости:

— когерентное соотношение уровня притязаний и самооценки по высотному параметру взаимосвязано с низким уровнем конгруэнтности и с высокой внешней вертикальной согласованностью стремлений в системе личностной интеграции;

— дивергенция уровня притязаний и самооценки по высотному параметру соотносится с высоким уровнем конгруэнтности и высокой внутренней вертикальной согласованностью стремлений в системе личностной интеграции.

При рассогласовании уровня притязаний и самооценки наблюдается ярко выраженная тенденция к духовным, самотрансцендирующим стремлениям;

— при когерентности уровня притязаний и самооценки по высотному параметру наблюдается более выраженный социальный компонент или большая выраженность метаиндивидуальности в формировании системы стремлений, что проявляется в стремлениях власти, преподнесения себя и общении, а также в субъективно большей трудности и больших усилиях при реализации стремлений;

3. Основные факторы содержательной структуры системы личных стремлений («Духовная самотрансцеденция», «Интимность», «Личностная рост» «Общение» и «Творческая продуктивность») имеют различные факторные нагрузки при когерентном и дивергентном соотношении уровня притязаний и самооценки.

Апробация исследования: Материалы диссертационного исследования отражены в публикациях и на разных этапах обсуждались на заседаниях кафедры психологии ДВГУПС, докладывались на научных конференциях:

На международной научной конференции «Запад — Восток: образование и наука на пороге XXI века» (г. Хабаровск, 2000 г.) — на межрегиональной научно — методической конференции «Проблемы высшего образования» (г. Хабаровск, 2006 г.) — на 44-й Всероссийской научно — практической конференции ученых транспортных вузов, инженерных работников и представителей академической науки «Современные технологии — железнодорожному транспорту и промышленности» (г. Хабаровске, 2006 г) — на методологических семинарах кафедры психологии ДВГГУ, 1999 — 2003 г.- на краевом конкурсе молодых ученых (г. Хабаровск- 2007 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, 4 приложений. Диссертация содержит 192 страницы текста, список литературы включает 195 наименований. В работе содержится 13 таблиц и 4 рисунка.

Выводы.

1. Существуют различия в соотношении параметров личных стремлений с высотным параметром уровня притязаний: при высоком уровне притязаний отмечена выраженность усилий в реализации личностных стремлений, социальная желательностьсредний уровень притязаний соотносится с меньшей степенью ясности в реализации стремленийпри низком уровне притязаний значительно влияние внешних обстоятельств при реализации стремлений.

2.Выявлены значимые различия соотношения с параметрами личных стремлений при совпадении или рассогласовании высотных параметров уровня притязаний:

— при согласованности высотных параметров фиксируется необходимость прилагания больших усилий для реализации стремлений наряду с субъективно большей трудностью их реализации, более значимая выраженность социального компонента, или метаиндивидуальности, представленная такими категориями стремлений как «Общение», «Власть», «Преподнесение себя», а также низкая конгруэнтность стремлений, выражающаяся в высокой значимости внешних причин, внешних ценностей и интроекции.

— при совпадении высотных параметров уровня притязаний и самооценки фиксируется высокая внешняя вертикальная согласованность, т. е. высокая значимость возможного будущего, сфокусированного на внешних ценностях, таких как финансовый успех, карьера, власть, слава, признание и физическая привлекательность;

— основные факторы содержательной структуры системы личных стремлений — «Общение», «Личностный рост»" и «Интимность».

При рассогласовании уровня притязаний и самооценки по высотному параметру фиксируется: высокая конгруэнтность стремлений, выражающаяся в преследовании целей по самодетерминирующим причинам, т. е. большей значимости внутренних причинвысокая внутренняя вертикальная согласованность, т. е. высокая значимость возможного будущего, будущих образов.

Я" в контексте внутренних целей и ценностей (для личностного роста и самопринятия, личной жизни и дружбы, а также социальной контрибуции).

— при рассогласовании уровня притязаний и самооценки наблюдается ярко выраженная тенденция к духовным, самотрансцендирующим стремлениям;

— основные факторы содержательной структуры системы личных стремлений — «Духовная самотрансценденция», «Интимность», и «Творческая продуктивность».

3.По параметру адекватности как тактики целеполагания не выявлено значимых взаимосвязей с целевой согласованностью, целевой конгруэнтностью.

4. Диагностика уровня притязаний и его соотношения с самооценкой в сочетании с методиками исследования личных стремлений Р. Эммонса, К. Шелдона, Т. Кассера могут быть ценным диагностическим инструментарием оценки целевой структуры личности. Результаты проведенного исследования также дают основание сделать вывод, что определение параметров уровня притязаний, характера его соотношения с самооценкой может оказаться полезным в качестве инструмента предварительной оценки целевой системы в ситуациях консультирования и диагностики. Такие сведения позволяют осуществить предварительный прогноз относительно таких характеристик целей как конгруэнтность, влияние внешних обстоятельств, социальной желательности, субъективной трудности реализации целей, выраженности усилий, степени важности целей и ясности целей, а также относительно возможного категориального содержания целей, их реалистичности и рациональности, перфекционизма и дезадаптации.

Заключение

.

К важной составляющей построения объяснительных моделей достижения целей относится уровень притязаний, отражающий трудность цели, которую человек хочет достигнуть, исходя из оценки своих возможностей Несмотря на ряд фундаментальных исследований уровня притязаний остаются открытыми многие аспекты психологических механизмов влияния на уровень притязаний, особенностях его соотношения с самооценкой, взаимосвязи с другими составляющими целевой структуры поведения.

В диссертации обоснована возможность использования концепции личных стремлений Р. Эммонса в изучении уровня притязаний как элемента целевой структуры личности и апробирована, разработанная Р. Эммонсом методика качественно-количественного анализа личных стремлений, которая позволила на эмпирическом уровне определить характер соотношения уровня притязаний и личных стремлений, как взаимосвязанных элементов целевой системы личности. Проведенный теоретический анализ проблемы и результаты эмпирического исследования позволили нам придти к следующим выводам.

1. В определениях уровня притязаний, раскрывающих его специфичность среди других личностных конструктов, следует выделить наиболее значимые характеристики. Уровень притязаний как элемент целевой структуры личности:

— фиксирует степень трудности цели и уровень цели действий при решении задачи, может рассматриваться как совокупность неопределенных и более точных ожиданий и целей и относительно будущих достижений;

— включает временные аспекты (прошлые достижения, тактики целепо-лагания в решении настоящих задач, ожидания, цели относительно будущего);

— обусловлен доминированием мотива достижения успеха или избегания неудачи, но и другими условиями и факторами (социальная желательность выбора более трудных заданий, вероятностное ожидание, особенности задач, личностные факторы, опыт, ценности, действие защитных механизмов и др.);

— при фиксации может выступать генерализованной чертой личности, сохраняющей свой уровень и специфику вне зависимости от типа целевой активности;

— является диагностическим показателем нормального или психопатического развития, проявляющегося в «гибкости"/"жесткости» целевых структур, и присутствии/отсутствии динамики изменений;

— связан с самооценкой: соотношение уровня притязаний и самооценки проявляется в их согласовании (когерентности) — рассогласование (дивергенции) по параметрам адекватности, высоты и устойчивости. При рассогласовании уровня притязаний и самооценки выявлены определенные закономерности.

2. Целевая структура личности может быть рассмотрена как система, включающая: 1) типы целей (задачи, проекты, стремления, схемы, личные цели и др. 2) содержание целей (категориальная структура), процессы протекания целей, их структуру, свойства, целевые параметры- 3) тактики и стратегии целеполагания- 4) регулятивные механизмы целеобразования и достижений цели (целевые ориентации, аттитюды, мотивы, потребности, ценности, смыслы, уровень притязаний и самооценка) — 5) факторы влияния на целеоб-разование и достижение цели (эмоциональные, когнитивные, поведенческие, временные, контекстуальные).

3. Личностное стремление является «обобщающим конструктом, объединяющим фенотипически различные цели или действия вокруг общего качества или темы. Система личных стремлений может быть представлена как иерархическая организация устойчивых индивидуальных целей, имеющих различную степень дифференциации и отражающих целевые ориентации личности и доминирующие мотивы.

4. Согласно интегративно-целевому подходу, цели или стремления могут быть относительно независимыми друг от друга, способствующими достижению других целей (т.е. инструментальными) или конфликтующими. Следствием целевого конфликта выступает фрагментация Я, под которой можно понимать «Я, для которого характерна высокая степень системного целевого конфликта, когда различные цели человека, по сути, несовместимы. Одним из главных путей преодоления целевого конфликта является движение от состояния фрагментарности к личностной интеграции.

5. Основными составляющими личностной интеграции выступают: целевая конгруэнтность (преследование целей согласно внутренне, а не внешне определяемым причинам) — внутренняя и внешняя вертикальная согласованность целей (согласованность сегодняшних и будущих целей в контекстах личностного роста, дружбы и личной жизни, социальной контрибуции с одной стороны, и финансового успеха, работы, славы и призвания, физической привлекательности — с другой) — горизонтальная согласованность целей (цели одного уровня способствуют реализации целей этого же уровня).

6. Существуют различия в соотношении параметров личных стремлений с высотным параметром уровня притязаний: при высоком уровне притязаний отмечена выраженность усилий в реализации личностных стремлений, социальная желательностьсредний уровень притязаний соотносится с меньшей степенью ясности в реализации стремленийпри низком уровне притязаний значительно влияние внешних обстоятельств при реализации стремлений.

7. Выявлены значимые различия соотношения с параметрами личных стремлений при совпадении или рассогласовании высотных параметров уровня притязаний:

— при согласованности высотных параметров фиксируется необходимость прилагания больших усилий для реализации стремлений наряду с субъективно большей трудностью их реализации, более значимая выраженность социального компонента, или метаиндивидуальности, представленная такими категориями стремлений как «Общение», «Власть», «Преподнесение себя», а также низкая конгруэнтность стремлений, выражающаяся в высокой значимости внешних причин, внешних ценностей и интроекции.

— при совпадении высотных параметров уровня притязаний и самооценки фиксируется высокая внешняя вертикальная согласованность, т. е. высокая значимость возможного будущего, сфокусированного на внешних ценностях, таких как финансовый успех, карьера, власть, слава, признание и физическая привлекательность;

— основные факторы содержательной структуры системы личных стремлений — «Общение», «Личностный рост»" и «Интимность».

При рассогласовании уровня притязаний и самооценки по высотному параметру фиксируется: высокая конгруэнтность стремлений, выражающаяся в преследовании целей по самодетерминирующим причинам, т. е. большей значимости внутренних причинвысокая внутренняя вертикальная согласованность, т. е. высокая значимость возможного будущего, будущих образов «Я» в контексте внутренних целей и ценностей (для личностного роста и самопринятия, личной жизни и дружбы, а также социальной контрибуции).

— при рассогласовании уровня притязаний и самооценки наблюдается ярко выраженная тенденция к духовным, самотрансцендирующим стремлениям;

— основные факторы содержательной структуры системы личных стремлений — «Духовная самотрансценденция», «Интимность», и «Творческая продуктивность».

8. По параметру адекватности как тактики целеполагания не выявлено значимых взаимосвязей с целевой согласованностью, целевой конгруэнтностью.

7. Диагностика уровня притязаний и его соотношения с самооценкой в сочетании с методиками исследования личных стремлений Р. Эммонса, К. Шелдона, Т. Кассера могут быть ценным диагностическим инструментарием оценки целевой структуры личности, позволяющим осуществить предварительный прогноз относительно структуры и содержания целей, их согласованности и конгруэнтности.

8.0сновными перспективными направлениями дальнейшего исследования может быть анализ проблемы в возрастном аспекте, в контексте самоэффективности, во взаимосвязи с различными составляющими Я-концепции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Психология личности: Учебное пособие. 2-е издание Текст. / В. А. Аверин. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. — 191 с.
  2. А. Понять природу человека Текст. / А. Адлер. СПб.: Акад. Проект, 2000. — 253 с.
  3. Г. Ю. Структура личности Текст. / Г. Ю. Айзенк. СПб.: Ювен-та. М.: КСП+, 1999. — 464 с.
  4. И.Ш. Уровень притязаний студентов в педвузе с различными акцентуациями характера. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук Текст. / И. Ш. Алешина. М., 2003.137 с.
  5. Альбуханова-славская К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К. А. Альбуханова славская. — М.: Изд-во Наука, 1980. — 336 с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. — 272 с.
  7. О.Н. О влиянии мотивации на структуру целеполагания Текст. / О. Н. Арестова // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 14: Психология. -1998-№ 4.-с. 40−51.
  8. О.Н. Мотивация и перспектива целеполагания в мыслительной деятельности Текст. / О. Н. Арестова // Вест. Моск. Ун-та.Сер.14. Психология. 1999. — № 3. — с. 16−25.
  9. О.Н., Бабаник Л. Н., Тихомиров O.K. Возможности анализа уровня притязаний при применении компьютера Текст. / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабаник, O.K. Тихомиров // Вопросы психологии. 1992. -№ 1. — с. 152- 158.
  10. Ю.Асеев В. Г. Проблемы мотивации и личность Текст. / В. Г. Асеев // Теоретические проблемы психологии личности. М.:Наука, 1974.-320 с.
  11. И.Асмолов А. Г., Петровский В А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности Текст. / А. Г. Асмолов, В. А. Петровский // Вопросы психологии. 1978. — № 1. — с. 70 — 80.
  12. В.Т. Это неповторимое «Я» Текст. / В. Т. Бахур. М.: Знание, 1986. — 192 с.
  13. Н.Белоус В. В. Пути гармонизации темперамента и деятельности Текст. / В. В. Белоус //Вопросы психологии. 1989. — № 5. — с. 65 — 71.
  14. В.В. Характеристика интегральной индивидуальности и критерии распознавания Текст. / В. В. Белоус // Вопросы психологии. 1991. -№ 2.-с. 102−107.
  15. Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986. — 424 с.
  16. Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор Текст. / Н. Р. Битянова. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 48 с.
  17. Д.Б. Целеполагание как центральная проблема психологии творчества Текст. / Д. Б. Богоявленская // Новые исследования в психологии. М.:Педагогика, 1978. — № 1 (18). — 80 с.
  18. A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения Текст. / A.A. Бодалев. М.: Флинта: Наука, 1998. — 168 с.
  19. Л.И., Славина Л. С. Случаи неправильного взаимоотношения ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности Текст. / Л. И. Божович, Л. С. Славина // Вопросы психологии. 1976. -№ 1.-с. 130−139.
  20. Л.И., Славина Л. С., Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения Текст. / Л. И. Божович, Л. С, Славина, Т. В. Ендовицкая // Вопросы психологии. 1976. — № 4.-с.55−68.
  21. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе Текст. / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1979. — № 4. — с. 22 — 23.
  22. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование Текст. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968.-464 с.
  23. Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды Текст. / Л. И. Божович. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 352 с.
  24. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе Текст. / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1976. — № 6. — с. 45 — 53.
  25. А.К., Макарова И. В. Прикладная психология: Учебник для вузов Текст. / А. К. Болотова, И. В. Макарова. М.: Аспект Пресс, 2002. -383 с.
  26. Большой толковый психологический словарь, А О: (Перевод) Текст. / Под ред. А. Ребер. — М.: Вече, ACT, 2001. — 592 с.
  27. Л.В. Динамика самооценки от подросткового возраста к взрослости. Сообщение I. Содержание самооценки Текст. / Л. В. Бороздина // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. -1989.-№ 2.-с. 9- 14.
  28. Л.В., Залученова Е. А. Соотношение самооценки и уровня притязаний по параметрам устойчивости и адекватности Текст. / Л. В. Бороздина, Е. А. Залученова // Новые исследования в психологии и возрастной психофизиологии. 1989. — № 1 (1). — с. 51 — 54.
  29. Л.В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний Текст. / Л. В. Бороздина, Е. А. Залученова // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — с. 104 -113.
  30. Л.В., Рощина Е. С. Влияние уровня самооценки на продуктивность учебной деятельности Текст. / Л. В. Бороздина, Е. С. Рощина // Новые исследования в психологии. 1987. — № 1. — с. 23 — 26.
  31. Братусь Б. С. Аномалии.личности Текст. / Б. С. Братусь.- М.: Мысль, 1988.- 301 с.
  32. Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности Текст. / Б. С. Братусь. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  33. .С., Павленко В. Н. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии Текст. / Б. С. Братусь, В. Н. Павленко // Вопросы психологии. 1986. -№ 4.-с. 146- 154.
  34. Л.С. Собрание сочинение в 6-ти т. Т. 3. Овладение собственным поведением. Воспитание высших форм поведения. Текст. / Л. С. Выготский / Под ред. А. М. Матюшкина М.: Педагогика, 1982. — 368 е.: ил.
  35. .А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности Текст. / Б.А. Вят-кин // Психол. журн. 1993. — № 2. — Т.Н. — с. 73 — 83.
  36. П.Я. Психология как объективная наука Текст. / П. Я. Гальперин. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 480 с.
  37. В.К. Исследование уровня притязаний в связи с характеристиками эмоциональности и интеллекта. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Текст. / В. К. Гербачевский. Л., 1970. — 16 с.
  38. В.К. Мотивация и уровень притязаний личности. В.кн.: Психодиагностические методы Текст. / В. К. Гербачевский. Л.: Изд-воЛГУ, 1976.-с. 188- 195.
  39. Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест Текст. / Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская. М.: Российское педагогическое агенство, 1995. — 43 с.
  40. Ф.Д. Я-второе Я Текст. / Ф. Д. Горбов. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. — 224 с.
  41. В.В. Исследование некоторых механизмов регуляции поведения при психопатиях. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук Текст. / В. В. Гульдан. М., 1975.
  42. K.M. Проблемы дифференциальной психологии Текст. / K.M. Гуревич. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 384 с.
  43. И.Б., Коростылева Л. А. Некоторые аспекты феномена самореализации Текст. / И. Б. Дерманова, Л. А. Коростылева // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.4/ Под ред.
  44. Е.Ф.Рыбалко, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997.-с. 20−37.
  45. У. Научные основы психологии Текст. / У. Джемс. Мн.: Хар-вест, 2003. — 528 с.
  46. А.К. Количественный метод анализа целеполагания Текст. / А. К. Ерофеев //Психология личности: Теория и эксперимент. Сборник научных трудов. / Отв. ред. В. В. Давыдов. М.: Изд. АПН СССР, 1982. -с. 27−34.
  47. .В. Патопсихология: Учебн. Пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / Б. В. Зейгарник. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 208 с.
  48. .В. Личность и патология деятельности Текст. / Б. В. Зейгарник. М.: Изд-во Моск. Универ-та, 1971. — 99 с.
  49. Е.П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000.-512 с.
  50. Г. Н. Влияние дальности цели на активность личного и общественного мотивов учебной работы у старшеклассников Текст. / Г. Н. Казанцева // Экспериментальные исследования личности и темперамента. Пермь: ПГПИ, 1971. — с. 71 -100.
  51. А.Н. Влияние организационно-деятельностной игры на уровень притязаний личности. Диссертация на соискание ученой степеникандидата психологических наук Текст. / А. Н. Капитонов. М., 2000. -162 с.
  52. А.Н. Исследование уровня притязаний в условиях психического стресса в связи со свойствами нервной системы и темперамента. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук Текст. / А. Н. Капустин. М., 1980. — 178 с.
  53. O.JI. Особенности анализа цели и условий задач при решении их дошкольниками Текст. / O. J1. Князева //Новые исследования в психологии.- М.: Педагогика, 1977. № 1 (16). — с. 85 — 88.
  54. А.Г. Личность воспитывает себя Текст. / А. Г. Ковалев. М.: Политиздат, 1983. — 256 с.
  55. А.Г. Психология личности Текст. / А. Г. Ковалев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1963.-264 с.
  56. Е.Б. Личность учителя и ее влияние на самооценку учащихся Текст. / Е. Б. Колмогорцева // Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1986. — № 1 (34). — с. 48 — 51.
  57. H.A. Целеполагание и его мотивационные детерминанты при неврозах Текст. / H.A. Курганский // Псих, журн., 1989. № 6.-с. 67- 73.
  58. А.Ф. Очерк науки о характерах Текст. / А. Ф. Лазурский. -М.: Наука, 1995. 271 с.
  59. К. Теория поля в социальных науках Текст. / К. Левин. СПб.: Сенсор, 2000. — 368 с.
  60. К., Дембо Т., Фестингер Л., Сире Р. Уровень притязаний Текст. / К. Левин, Т. Дембо, Л. Фестингер, Р. Сире // Психология личности. Тексты. М.: Изд-во Московского Университета, 1982. — с. 85 — 92.
  61. К. Разрешение социальных конфликтов Текст. / К. Левин. -СПб.: Речь, 2000. 408 с.
  62. А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  63. А.Н. Эволюция психики Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.-416 с.
  64. Д.А. Очерк психологии личности: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997. — 64 с.
  65. Л.И. Самооценка школьника Текст. / Л. И. Липкина. М.: Знание, 1976. — 64 с.
  66. А.Д. Измерения в психологии: математические основы: Учеб. Пособия для вузов по специальности «Психология» Текст. / А. Д. Логвиненко. М.: МГУ, 1993. — 480 с.
  67. .Ф. Системность в психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Изд — во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-384 с.
  68. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Педагогика, 1991. — 296 с.
  69. А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу. Спб.: Евразия, 1999.-478 с.
  70. А. Новые рубежи человеческой природы Текст. / А. Маслоу. -М.: Смысл, 1999.-425 с.
  71. П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте Текст. / П. Массен, Дж. Конгер, Дж. Каган, Дж. Гивитц //Психология личности. Тексты.-М.: Изд-во Московского Университета, 1982. с. 182 — 186.
  72. Математическая статистика для психологов: Учеб./ О. Ю. Ермолаев Текст. / О. Ю. Ермолаев. М.: МПСИ: Флинта, 2003. — 336 с.
  73. Р. Различные аспекты Я Текст. / Р. Мейли // Психология личности. Тексты.-М.: Изд-во Московского Университета, 1982. с. 132 141.
  74. Р. Черты личности Текст. / Р. Мейли // Психология личности. Тексты. М.: Изд-во Московского Университета, 1982. — с. 142 — 149.
  75. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности Текст. / B.C. Мерлин. М.: Педагогика, 1985. — 254 с.
  76. B.C. Личность как предмет психологического исследования: Учебное пособие к спецкурсу «Основы психологии личности» Текст. / B.C. Мерлин. Пермь: ПГПИ, 1988. — 80 с.
  77. B.C. Принципы психологической характеристики типов личности Текст. / B.C. Мерлин // Теоретические проблемы психологии личности. М.:Наука, 1974.-с. 226 — 249.
  78. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности (главы из монографии) Текст. / B.C. Мерлин //Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь: ПГПИ, 1968. — Вып.5. — 250 с.
  79. B.C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности Текст. /B.C. Мерлин // Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1981.-е. 87- 105.
  80. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу «Основы психологии личности» Текст. / B.C. Мерлин. Пермь: ПГПИ, 1990. — 110 с.
  81. Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности Текст. / Л. М. Митина. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 400 с.
  82. В.Н. Способности и потребности Текст. / В.Н. Мяси-ф щев // Психология, Способности и потребности. Л.: Изд-во Ленингр.
  83. Унив-та, 1960. Вып. 19. — № 287. — 124 с.
  84. В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности Текст. / В. Н. Мясищев // Психология личности. Тексты. М.: Изд-во Московского Университета, 1982. — с. 35 — 38.
  85. В.Н. Работоспособность и болезни личности Текст. / В. Н. Мясищев // В.кн.: Хрестоматия по патопсихологии. Под ред. Б. В. Зейг, В. В. Николаевой. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. — с. 36 — 48.
  86. Н.И. О некоторых вопросах изучения психической на-• пряженности Текст. / Н. И. Наенко //Психологические исследования
  87. Под ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской, вып.4. М.: Изд-во Моск. Унив-та, 1973. — с. 28 — 34,
  88. Н.И., Овчинникова О. В. О различении состояния психической напряженности Текст. / Н. И. Наенко, О. В. Овчинникова // Психологические исследования /Под ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская, вып.2.-М.: Йзд-во Моск. Унив-та, 1970. с. 40 — 46.
  89. В. Д. Проблемы психологии индивидуальности Текст. / В. Д. Небылицин. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 688 с.
  90. В.Г. Типы характеров и фиксированная установка Текст. / В. Г. Норакидзе. Тбилиси: «Мецниереба», 1966. — 191 с.
  91. У. Исследования устойчивых характеристик самооценки первоклассника Текст. / У. Нуманов //Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1986. — № 1 (36). — с. 59 — 62.
  92. . Мотивация, действие и перспектива будущего Текст. / Ж. Нюттен / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. — 608 с.
  93. H.H. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия Текст. / H.H. Обозов // Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981. — с. 80 — 91.
  94. Г. В. Личность в психологии Текст. / Г. В. Олпорт. М.: КСП± СПб.: Ювента, 1998. — 345 с.
  95. Основы психологии: Практикум Текст. / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Изд-е 6-е, дополн. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 704 с.
  96. Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования Текст. / Л. Первин, О. Джон / Пер. с англ. М. С. Жамкочьян под ред. В. С. Магуна. М.: Аспект Пресс, 2001. — 607 с.
  97. A.B. Личность в психологии с позиций системного подхода Текст. / A.B. Петровский // Вопросы психологии. 1981. -№ 1.-с.57−66.
  98. В.А. К пониманию личности в психологии Текст. / В.А. Петровский// Вопросы психологии. -1981. № 2. — с. 40 — 46.
  99. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектно-сти Текст. / В. А. Петровский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 512 с.
  100. A.B., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / A.B. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 512 с.
  101. П.И. Возрастные изменения структур темперамента. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Текст. / П. И. Пламеннов. М., 1991. — 16 с.
  102. К.К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986. — 254 с.
  103. Психологические механизмы целеобразования Текст. / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Наука, 1977. — 258 с.
  104. Психологические тесты. В 2 т. Текст. / под ред. А. А. Карелина.-М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. т.1. — 312 с.
  105. Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности Текст. / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. — 264 с.
  106. Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего Текст. / Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2003. — 352 с.
  107. Я. Экспериментальная психология эмоций Текст. / Я. Рейковский. М.: Прогресс, 1979. — 400 с.
  108. С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1999. — 720 с.
  109. С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности Текст. / С. Л. Рубинштейн // Психология личности. Тексты. -М.: Изд-во Московского Университета, 1982. с. 28 — 34.
  110. В.М. О взаимоотношении свойств темперамента и об эффективности индивидуальной и совместной деятельности Текст. / В. М. Русалов // Психол. журн. 1982. — № 6. — с. 50 — 59.
  111. Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации школьника на самооценку и на оценку другими людьми. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук Текст. / Е. И. Савонько. М., 1970. — 106 с.
  112. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. Текст. / Е. Е. Сапогова. М.: Аспект Пресс, 2001. — 460 с.
  113. JI.C. Соотношение самооценки и взаимооценки подростков их товарищеским статусом Текст. / JI.C. Сапожникова //Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1979. — № 1 (20). -с. 106−110.
  114. Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Текст. / Е. А. Серебрякова. М., 1955. -42 с.
  115. И.М. Психология поведения Текст. / И. М. Сеченов. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 320 с.'
  116. А.И. К вопросу о развитии самооценки в дошкольном возрасте Текст. / А. И. Сильвестру //Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1978. — № 2 (19). — с. 80 — 85.
  117. JI.C. Дети с аффективным поведением Текст. / JI.C. Славина. М.: Просвещение, 1966. — 214 с.
  118. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учеб. Пособие для вузов Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа — Пресс, 1995. — 384 с.
  119. Р.Б. Особенности формирования уровня притязаний у детей олигофренов Текст. / Р. Б. Стеркина // Психологические исследования /Под ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской, вып.4. — М.: Изд-во Моск. Унив-та, 1973. — с. 173 — 182.
  120. Л.М. Самооценка и уровень притязаний учащихся 9-х классов, обучающихся в разных социокультурных условиях. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук Текст. / Л. М. Сулейманова. Калуга, 2004. — 162 с.
  121. O.K. К анализу факторов, создающих трудность решения задач человеком Текст. / O.K. Тихомиров // Под ред.
  122. А.Н.Леонтьева, А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской. Вып.2. -М.: Изд-во Моск. Унив-та, 1970. — с. 75−82.
  123. O.K., Виноградов Ю. Е. Эмоции в функции Эвристик Текст. / O.K. Тихомиров, Ю. Е. Виноградов //Психологические исследования / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Е. Н. Соколова, Е. О. Хомской. М.: Изд-во Моск. Унив-та, 1969. — Вып.1. — с. 3 — 23.
  124. Д.Н. Теория установки Текст. / Д. Н. Узнадзе. М.: Изд — во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-448 с.
  125. Л. Теория когнитивного диссонанса Текст. / Л.Фестингер. СПб.: Ювента, 1999. — 318 с.
  126. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции 16−35 Текст. / 3. Фрейд. СПб.: Алетейя, 2000. — 499 с.
  127. Фрейд 3. Я и Оно: Сочинения Текст. / 3. Фрейд. М.: Эксмо -Пресс: Харьков: Фолио, 2000. — 1040 с.
  128. М.И. Влияние межличностных отношений на эффективность совместной мыслительной деятельности Текст. / М. И. Харшиладзе // Вопр. Психол. № 5. — 1990. — с. 144 — 149.
  129. X. Мотивация и деятельность Текст. / X. Хекхаузен. -СПб.: Питер- М.: Смысл, 2003. 860 с.
  130. К. Культура и невроз Текст. / К. Хорни // Психология личности. Тексты.-М.: Изд-во Московского Университета, 1982.- с. 97 -105.
  131. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ Текст. / К. Хорни. М.: Изд. Группа «Прогресс» — «Универ», 1993. -480 с.
  132. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) Текст. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер Пресс, 1997.-608 с.
  133. E.B. Влияние межличностных отношений на процесс общения в совместной деятельности Текст. / Е. В. Цуканова // Проблемы общения в психологии. М.: Прогресс, 1981.-е. 148−167.
  134. И.И. Самосознание личности Текст. / И. И. Чеснокова //Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974.-е. 209 — 225.
  135. Ф.М. Своеобразие структуры интегральной индивидуальности студентов на разных ступенях обучения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Текст. / Ф. М. Шидакова. Ростов-на- Дону, 1991. — 16 с.
  136. А.Н. Динамическая характеристика общительности в формировании готовности к педагогической деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Текст. / А. Н. Щебетенко. М., 1984. — 22 с.
  137. А.Н. Собственное время большой системы интегральной индивидуальности человека Текст. / А. Н. Щебетенко // Новости спортивной и медицинской антропологии. М.: ГЦОЛИФК, 1990.-е. 150−151.
  138. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте Текст. / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. -1971.-№ 4.-с. 6−20.
  139. Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности Текст. / Р. Эммонс. М.: Смысл, 2004. — 416 с.
  140. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность Текст. М.: ООО «Издательство ACT», 1997. — 300с.
  141. Юнг К.Г. проблемы души нашего времени Текст. / К. Г. Юнг. -М.: Изд. Группа «Прогресс», «Универс», 1994. 336 с.
  142. П.М. Психология чувств и мотивация Текст. / П. М. Якобсон. М.: Изд — во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 304 с.
  143. М.Г. Психология в XX столетии Текст. / М.Г. Яро-ф шевский. М.: Политиздат, 1974. — 447 с.
  144. Anderson J.R. Problem solving and learning I I American Psychologist, 1993, 48, 35 -44.
  145. Atkinson J.W. An introduction to motivation. Pinkerton (New Jersy), 1965, p.335.
  146. Atkinson J. W., Bastian J. R., Earl R.W., Litwin G.H. The achievement motive, goal setting, and probability preferences // Journal of Abnormal and Social Psychology, Vol.60, № 1, 1960, 27−36.
  147. Atkinson J.W., Litwin G.H. Achievement motive and test anxiety • conceived as motive to approach success and motive to avoid failure // Journal of Abnormal and Social Psychology, Vol.60, № 1, 1960, 52−63.
  148. Austin, J.T., Vancouver, J.B. Goal constructs in psychology: Structure, process, and content // Psychological Bulletin, 1996,120, 338−375.
  149. Bandura, A. Self efficacy mechanism in human agency // American Psychologist, 1982, 37, 122−147.
  150. Bandura A., Cervone D. Self evaluative and self — efficacy mechanisms governing the motivational effects of goal systems // Journal of Personality and Social Psychology, 1983, 45, 1017 — 1028.
  151. Bandura A., Wood R.E. Effect of perceived controllability and performance standards on self regulation of complex decision making // JourInal of Personality and Social Psychology, 1989, 56, 805 814.
  152. Brunstein, J.C., Schultheiss, O.C., Graessman, R. Personal goals and emotional well-being: The moderating role of motive dispositions // Journal of Personality and Social Psychology, 1998, 75, 494−508.
  153. Cantor, N. From thought to behavior: «Having» and «doing» in the study of personality and cognition // American Psychologist, 1990, 45, 735 750.
  154. Cervone D., Jiwani N., Wood R. Goal setting and the differential in-? fluence of self regulatory process on complex decision — making performance. // Journal of Personality and Social Psychology, 1991, 61, 257 — 266.
  155. Crutchfield, R.S. Conformity and character // American Psychologist, 1955, 10, 191−198.
  156. Dweck C.S., Leggett E.L. A social cognitive approach to motivation and personality // Psychological Review, 1988, 95, 256−273.
  157. Emmons, R.A., King, L.A. Conflict among personal strivings: Immediate and long-term implication for psychological and physical well-being // Journal of Personality and Social Psychology, 1988, 54,1040−1048.
  158. Folkman S., Lazarus R.S. If it changes it must be a progress: Study of emotion and coping during three stages of a college examination // Journal of Personality and Social Psychology, 1985, 48, 150 170.
  159. M., Stewart M., Hannover B. // Goal orientation and planfulness: Action styles as personality concepts // Journal of Personality and SoIcial Psychology, 1987, 52, 1182 1194.
  160. Hoppe F. Untersuchungen zur Handlungs- und Affektpsycholodgie. IX. Effolg und Millerfolg.// Psychologische Forschung, 1930. Bd. 14, 1−63.
  161. Hyland M.E. Motivational control theory: An integrative framework // Journal of Personality and Social Psychology, 1988, 55, 642 651.
  162. Jucknat M. Leistung, Anspruchsniveau und Selbstbewubtsein.// Psychologische Forschung, 1938. Bd. 22, 89−179.
  163. James W. The Prinpiples of Psychology. Chicago, 1994. — 897 p.
  164. Kasser, T., Ryan, R.M. A dark side of the American dream: Correlates of financial success as a central life aspiration// Journal of Personality and Social Psychology, 1994, 65, 410−422.
  165. King G.A., Sorrentino R.M. Psychological dimensions of goal oriented interpersonal situations // Journal of Personality and Social Psychology, 1983,44, 140- 162.
  166. Locke, E.A., Pennington, D. Reasons and other causes: Their role in attribution processes // Journal of Personality and Social Psychology, 1982, 42, 212−223.
  167. Locke, E.A., Frederick, E., Bobko, P., Lee, C. Effect of self-efficacy, goals, and tasks strategies on task performance // Journal of Applied Psychology, 1984, 69,241−251.
  168. Marcus H. Self schemata and processing information about the self // Journal of Personality and Social Psychology, 1977, 35, 63 — 78.
  169. McClelland, D.C. Toward a theory of motive acquisition // American Psychologist, 1965, 20 (5), 321−333.
  170. Mischel, W., Shoda, Y. A cognitive affective system theory of personality: Reconceptualizing the invariances in personality and the role of situations // Psychological Review, 1995,102, 246−286.
  171. Palys T.S., Little B.R. Perceived life satisfaction and the organization of personal project systems // Journal of Personality and Social Psychology, 1983,44,1221−1230.
  172. Ryan, R.M., Connell, J.P. Perceived locus of causality and integration: examining reasons for acting in two domains// Journal of Personality and Social Psychology, 1989, 57, 749−761.
  173. Seeman J. Toward a concept of personality integration // American Psychologist, 1959, 14 (10), 633−637.
  174. Sheldon, K.M., Kasser, T. Coherence and congruence: Two aspects of personality intergration // Journal of Personality and Social Psychology, 1995,68,531−543.
  175. Stewart A.J., Healy J.M. Linking individual development and social change // American Psychologist, 1989, 44, 30 42.
  176. Winter, D.G., John, O.P., Stewart, A.J., Klohnen, E.C., Duncan, L.E. Traits and motives: Toward an integration of two traditions in personality research//Psychological Review, 1998, 105,230−250.
  177. Часть 1. Шкалы оценки стремлений.1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
  178. Стремления Я обычно пытаюсь:1 •
Заполнить форму текущей работой