Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические условия и механизмы формирования личностной самооценки супругов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования обусловлена практическими проблемами взаимоотношений супругов в современной семье. Речь идет не просто о вопросах совместного проживания супругов, а о более широком социокультурном подходе к духовному взаимодействию супругов между собой, отношению друг к другу как к субъектам взаимодействия, к самоценным личностям. Преобладающей тенденцией взаимодействия супругов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема самооценки и условий ее формирования в супружеском общении. ф
    • 1. 1. Проблема Я-концепции и личностной самооценки в отечественной и зарубежной психологии
      • 1. 1. 1. Понятие Я-концепции и самооценки личности
      • 1. 1. 2. Функции Я-концепции и самооценки личности
      • 1. 1. 3. Условия формирования самооценки личности
      • 1. 1. 4. Понятие здоровой личностной самооценки
    • 1. 2. Проблема супружеского общения и диалога
      • 1. 2. 1. Концепции общения
      • 1. 2. 2. Диалогическое общение и его психологические детерминанты
      • 1. 2. 3. Функции общения и их реализация на разных уровнях
    • 1. 3. Духовность как ведущая детерминанта диалогического общения и здоровой личностной самооценки супругов
  • Ф
    • 1. 4. Выводы по первой главе
  • Глава 2. Методика исследования и результаты диагностического эксперимента
    • 2. 1. Диагностика уровня самораскрытия супругов
    • 2. 2. Диагностика ценностно-ролевых ожиданий и притязаний
    • 2. 3. Диагностика самоотношения
    • 2. 4. Диагностика самооценки тревожности
    • 2. 5. Диагностика эмоционально-оценочных компонентов Я-концепции и самооценки супругов
    • 2. 6. Диагностика адекватности и оптимальности самооценки
    • 2. 7. Комплексный анализ результатов диагностического исследования
  • Выводы
  • Глава 3. Формирование личностной самооценки супругов в авторской программе психологической подготовки
    • 3. 1. К обоснованию программы «Погода в доме» как формы психологической и духовной помощи семье
    • 3. 2. Содержание и формы реализации основных блоков формирующей программы
    • 3. 3. Результаты формирующего эксперимента
    • 3. 4. Комплексный анализ результатов эксперимента
  • Выводы

Психологические условия и механизмы формирования личностной самооценки супругов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена практическими проблемами взаимоотношений супругов в современной семье. Речь идет не просто о вопросах совместного проживания супругов, а о более широком социокультурном подходе к духовному взаимодействию супругов между собой, отношению друг к другу как к субъектам взаимодействия, к самоценным личностям. Преобладающей тенденцией взаимодействия супругов в современной семье является взаимопользование, а не взаимное положительное воздействие на развитие личности друг друга (М.Е.Литвак, 1992, JI. Крабб, 2001). Это не способствует формированию позитивной Я-концепции супругов, их адекватной личностной самооценки, необходимой для счастливой жизни и достижения успехов в деятельности.

В современном обществе прослеживаются качественно деформированные взаимоотношения супругов, основанные на духовной пропасти между ними. Супруги находятся рядом друг с другом, но не в позиции взаимного проникновения в жизнь и личность друг друга (М.М.Бахтин, 1986). По данным исследований, из шести основных функций семьи (воспитательная, хозяйственно-бытовая, первичного социального контроля, сексуально-эротическая, эмоциональная и духовного общения (Э.Г.Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1989, В. Сатир, 1992 и др.) супруги уделяют повышенное внимание первым четырем и проявляют заботу о них. Что же касается двух остальных функций, то здесь явно недостаточно реализуются возможности общения и эмоциональной поддержки супругов для удовлетворения их потребности в уважении, признании, психологической защите, взаимном духовном обогащении. В результате оказывается нарушенной основная сфера семейных взаимоотношений, а у супругов часто формируется искаженная, «поврежденная», больная самооценка, приводящая к краху их отношений и существенно мешающая психологической коррекции этих отношений (Дж. Добсон, 1998; Д. Макдауэлл, 1997; Р. Мак Ги, 1994; Г. Чепмен, 2004;

Э.Г.Эйдемилпер, В.В. ЮстицкийJ. Powell, 1999; G. Smalley, 2000).

Анализ проблемы формирования самооценки личности, показывает, что при всем многообразии рассматриваемых в этой области вопросов, отсутствуют исследования, в которых ставится проблема здоровой личностной самооценки и условий ее становления. Между тем, интегральный подход к пониманию здоровья, который сегодня провозглашается все большим числом медиков, психологов, педагогов, рассматривает здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия человека», а не только отсутствие телесных, нервных или психических недугов (ВОЗ, 1981). Психическое здоровье рассматривается в современных исследованиях как сложное поуровневое образование. В качестве его высшего уровня анализируется личностно-смысловой, или личностный уровень здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека. Выделяют также индивидуально-психологический и психофизиологический уровни здоровья (А.А. Андрущакевич, В. Д. Трошин, 2003; Б. С. Братусь, 1988; В. В. Рыжов, 2003). Исходя из этого, ставится вопрос о здоровой (благополучной) самооценке личности, которая является одним из главных проявлений личностного уровня здоровья. Анализ условий становления здоровой личностной самооценки позволяет предположить, что ее формированию в наибольшей мере должны способствовать условия личностно ориентированного, отрытого и доверительного общения, в котором один человек является для другого самоценной, уникальной и неповторимой личностью (С.В. Ковалев, 1988; Л. Крабб, 2001; Т. Лахай, Б. Лахай, 2001; А. Маслоу, 1996). Однако специальных исследований, посвященных анализу этих условий, а также целенаправленному развитию самооценки супругов через создание таких условий общения, в педагогической психологии не проводилось. Все это определяет высокую актуальность данного исследования.

Цель исследования — разработать, обосновать и экспериментально проверить эффективность комплексной программы психологической работы с супругами по формированию у них личностной самооценки через построение духовно ориентированного общения в семье.

Объект исследования — целостная система супружеского общения и различные уровни его содержательной организации как фактор формирования личностной самооценки супругов.

Предмет исследования — психологические условия и механизмы формирования у супругов здоровой личностной самооценки в специальной программе психологической подготовки супругов.

Гипотезы исследования:

1. Состояние личностной самооценки супругов, позволяющее квалифицировать ее как здоровую, определяется соотношением двух видов их психической активности: а) гностической, направленной на познание личности друг друга и самораскрытиеб) защитной, направленной на отгороженность друг от друга и самозащиту собственной личности.

2. Мы предполагаем, что формирование у супругов здоровой личностной самооценки возможно в условиях личностно и духовно ориентированного диалогического супружеского общения. Психологическим механизмом формирования диалогического общения супругов является достижение ими мотивационного, коммуникативного, личностного, ценностно-духовного единства.

3. Специальная программа психологической подготовки супругов по формированию личностно и духовно ориентированного супружеского общения может оказать существенное влияние на созидание у супругов здоровой личностной самооценки и на оптимизацию всей супружеской жизни. Необходимым условием для этого является ориентация супругов на духовно-нравственные ценности брака.

4. Комплексный характер программы психологической подготовки обеспечивается ее реализацией в когнитивном, мотивационном, операциональном, рефлексивном и духовно-нравственном направлениях. При этом духовно-нравственный компонент содержания программы детерминирует ее успешность и выполняет в ней интегративную функцию.

В основе этих гипотез лежат следующие представления о здоровой личностной самооценке, личностно и духовно ориентированном общении-диалоге.

Здоровая личностная самооценка — комплекс позитивных представлений личности о себе и собственной значимости, позволяющих ей адекватно соотносить собственную личность и поведение (потребности, мотивы, ценности, ориентации) с личностью и поведением партнера на основе самораскрытия, познания и принятия супруга.

Духовно ориентированное супружеское общение предполагает ориентации взаимодействия супругов во всех сферах семейной жизни на духовно-нравственные ценности любви, прощения, принятия, доверия, признания уникальности и самоценности друг друга.

Задачи исследования:

1 .Осуществить теоретический анализ подходов к определению и формированию целостной я-концепции и личностной самооценки супругов, а также условий, влияющих на этот процесс.

2. Осуществить теоретический анализ проблемы супружеского общения и его уровней, выделить признаки личностно и духовно ориентированного диалога как высшего уровня общения.

3. Выявить взаимную связь уровня диалогичности супружеского общения и состояния личностной самооценки супругов.

4. Разработать и экспериментально проверить эффективность специальной программы психологической подготовки по формированию личностной самооценки супругов через построение духовно ориентированного диалогического общения в семье и оптимизацию всей системы супружеских отношений.

5. Выработать рекомендации для супругов, психологических служб семьи, психологов по работе с данной программой.

Методологическую основу работы составили современные исследования в области психологии семьи (Э.Г.Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, Р. Бендлер, Д. Гриндер, В. Сатир, D. Rainey, N. Write), психологии общения и диалога (К.Рудестам, В. И. Курбатов, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Рыжов, В. А. Сысенко, N.F.McBride, R.J.Sternberg, J. Powell), развития личности и ее психического здоровья (Б.С. Братусь, А. Я. Варга, В. Н. Мясищев, К. Роджерс, Э. Эриксон), межличностных отношений в семье (Н.В.Амяга, Н. Ван Пелт, В.А.Кан-Калик, В. Л. Леви, Л. А. Петровская, Э. Уит, У. Ф. Харли, D. Rainey). Были изучены и использованы исследования в области духовной и христианской психологии (Н.А.Бердяев, И. Кант, В. С. Соловьев, Т. А. Флоренская, Дж. Добсон, Б. Уилкинсон, Дж. Макдауэлл, Р. Мак Ги, Г. Коллинз и другие).

Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач в работе использовались методы обзорно-аналитического исследования психологической, педагогической, медицинской и философской литературытеоретическое моделированиеэмпирические методы: наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, беседа, консультирование и экспериментальная проверка работы программы, использовались математическая обработка и качественный анализ полученных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

1. В теоретическом анализе и в экспериментальной работе показана возможность нового подхода к пониманию взаимосвязи личностной самооценки супругов с уровнем диалогичности и духовной ориентации супружеского общения.

2. Впервые выработано понятие здоровой личностной самооценки и наиболее полно определены ее основные признаки, выделены главные условия и психологические механизмы ее формирования. Впервые экспериментально обоснована определяющая роль духовно ориентированного диалогического общения в этом процессе.

3. Дано теоретические обоснование комплексной психологической программы формирования здоровой личностной самооценки супругов через построение в семье духовно ориентированного диалогического общения.

4. Теоретически и экспериментально обоснован комплексный характер программы во взаимосвязи когнитивной, мотивационной, операциональной, рефлексивной и духовно-нравственной подготовки супругов. Показана ведущая роль духовно-нравственной подготовки супругов.

5. Результатами исследования доказана необходимость деятельности специальной психологической службы по оказанию помощи супругам в оптимизации семейного общения и в формировании их здоровой самооценки.

Теоретические положения и выводы диссертации могут быть использованы в курсах лекций по педагогической и социальной психологии, психологии семьи, психологии личности и общения при подготовке психологов.

Практическая значимость работы состоит в экспериментальной проверке комплексной программы по формированию здоровой личностной самооценки супругов через построение личностно и духовно ориентированного семейного общения-диалога. Реализация представленной в диссертации программы позволяет существенно укрепить психологические основы семьи, преодолеть ряд острых семейных проблем. Практическое значение имеет разработанная и апробированная в исследовании методика диагностики самооценки супругов и факторов, определяющих уровень ее психологического благополучия. Разработанные методы оценки используются в практической работе консультационных центров для супругов.

Положения, выносимые на защиту.

Защищается разработанное в диссертации содержание понятий здоровой личностной самооценки и духовно ориентированного семейного общения.

Здоровая личностная самооценка — комплекс позитивных представлений личности о себе и собственной значимости, позволяющих ей адекватно соотносить собственную личность и поведение (потребности, мотивы, ценности, ориентации) с личностью и поведением партнера на основе самораскрытия, познания и принятия супруга.

Духовно ориентированное супружеское общение предполагает ориентации взаимодействия супругов во всех сферах семейной жизни на духовно-нравственные ценности любви, прощения, принятия, доверия, признания уникальности и самоценности друг друга.

На защиту выносятся положения, составляющие основные гипотезы исследования, проверенные и подтвержденные в экспериментальной работе:

1. Уровень здоровой личностной самооценки супругов определяется соотношением двух видов их психической активности: а) гностической, направленной на познание личности друг друга и самораскрытиеб) защитной, направленной на отгороженность друг от друга и самозащиту собственной личности.

2. Формирование у супругов здоровой личностной самооценки возможно в условиях личностно и духовно ориентированного диалогического супружеского общения. Основными признаками такого общения являются: активное диалогическое отношение к собеседникупризнание неповторимости и уникальности личности собеседника, безусловное принятие друг другаориентация на партнерадоброжелательность и доверительность партнеровэмоциональная открытость, искренность в выражении чувствбезоценочное отношение, безусловное принятие друг другаотсутствие стереотипов и манипуляций в отношениях.

3. Психологическим механизмом формирования диалогического общения супругов является достижение ими мотивационного, коммуникативного, личностного, ценностно-духовного единства отношений.

4. Специальная программа психологической подготовки супругов по формированию личностно и духовно ориентированного супружеского общения оказывает существенное влияние на становление у супругов здоровой личностной самооценки, способствует целостной оптимизации всей супружеской жизни. Необходимым условием для этого является ориентация супругов на духовно-нравственные ценности брака.

5. Комплексный характер программы психологической подготовки обеспечивается ее реализацией в когнитивном, мотивационном, операциональном, рефлексивном и духовно-нравственном направлениях. При этом духовно-нравственное содержание программы детерминирует ее успешность и выполняет в ней интегрирующую функцию.

Экспериментальная база исследования. Задачи исследования решались в опытно-экспериментальной работе с семьями, проходившими психологическое консультирование, обучение и тренинги в общественной организации «Погода в доме», консультационных пунктах «Семья» администрации г. Самары, на базе Самарского филиала Московского государственного педагогического университета, службы телефона доверия г. Самары. Экспериментальные данные по проверке эффективности предложенной комплексной программы были получены в исследовании 400 семей в разных городах России и стран СНГ, принимавших участие в работе в период с 1999 по 2006 годы.

Апробация работы. Основные положения и результаты работы представлялись на V Международной научно-практической конференции «Социально-психологические проблемы ментальности» (Смоленск, 2002), I Всероссийской конференции «Ассамблеи гуманности» (Москва, 2002), III Международной конференция «Культура, язык, общение» (Самара, 2003), III Международной научно-практической конференции «Мужчина и женщина» (Москва, 2003), III Международной научно-практической конференции «Гуманизм и духовность в образовании» (Нижний Новгород, 2004), обсуждались на заседаниях кафедры психологии Московского государственного педагогического университета, на кафедре психологии и педагогики Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова.

Результаты исследования представлены в 11 публикациях автора, общим объемом 27,9 п.л., используются в курсе лекций и семинарских занятий по психологии со студентами Самарского филиала МГПУ, педагогами, родителями и школьниками средней общеобразовательной школы № 148 г. Самары, используются в работе с семьями психологического консультационного центра «Погода в доме» администрации г. Самары.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 316 наименований, в том числе 53 на иностранных языках. Работа иллюстрирована таблицами, диаграммами, рисунками.

Результаты исследования в виде средних показателей по каждой шкале и значимости различий в средних представлены в таблице 7 для общей выборки супругов без разделения на показатели мужей и жен. Результаты диагностики показывают, что шкальные значения показателей изучаемых установок в среднем по выборке 800 испытуемых располагаются в границах достаточной и сильной выраженности данных эмоциональных проявлений страха неудачи, страха быть отвергнутым, чувства вины и стыда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования психологических условий и механизмов формирования личностной самооценки супругов в их семейном общении приводят к следующим основным выводам:

1. Получили подтверждение, углубление и конкретизацию все положения, лежащие в основе научных гипотез исследования, а именно:

— положение о содержании понятия здоровой личностной самооценки, которое определяется соотношением в структуре самосознания личности когнитивной и защитной ориентаций психической активности;

— положение о том, что главнейшим условием и, соответственно, психологическим механизмом формирования здоровой личностной самооценки супругов является их личностно и духовно ориентированное диалогическое общение, в котором проявляются свойства диалогической личности, в первую очередь, способность к самораскрытию;

— положение о том, что психологическим механизмом формирования диалогического общения супругов является достижение ими мотивационно-го, коммуникативного, личностного, ценностного и духовного единства;

— положение о том, что программа психологической подготовки супругов по формированию личностно и духовно ориентированного супружеского общения оказывает существенное влияние на созидание у супругов здоровой личностной самооценки и на оптимизацию всей супружеской жизни.

2. Теоретическое исследование выявило многообразие подходов к содержанию и структуре самосознания в целом, самооценки и Я-концепции супругов, а также условий, влияющих на их формирование, показало отсутствие разработок, посвященных исследованию факторов здоровой личностной самооценки. Оно показало многообразие подходов к пониманию супружеского общения, его форм и уровней оптимальности, показало продуктивность личностно и духовно ориентированных диалогических форм общения.

В результате: 1) выработано авторское определение здоровой личностной самооценки, основанное на уровневом подходе к пониманию психического здоровья личности- 2) сделаны предположения о глубокой взаимосвязи состояния самооценки супругов и состояния целостной системы супружеских отношений в их взаимном влиянии- 3) выработано системное представление об условиях и факторах, определяющих формирование здоровой личностной самооценки, и выделен в качестве главного фактор личностно и духовно ориентированного диалогического общения супругов- 4) определены структура, направления и содержание психологической подготовки супругов по формированию дилогического общения в семье и здоровой самооценки личности.

3. Результаты диагностического эксперимента, осуществленного на большом массиве из 400 супружеских пар, показали:

— широкое распространение в системе супружеских отношений различного рода неблагополучия в виде преобладания низких уровней взаимной открытости супругов в общении, значительного распространения рассогласованности в ролевых ожиданиях и притязаниях по широкому спектру семейных ценностей и целей;

— как следствие этого неблагополучия, частые случаи проявления низкого уровня самоуважения, самопринятия, повышенной тревожности и страхов неудачи, отвержения, чувства вины, недоверия друг другу;

— отсутствие или слабую выраженность ориентаций большого числа супругов на высокие духовно-нравственные ценности, скрепляющие супружество;

— все названные виды неблагополучия обусловлены дефектами межличностного общения супругов и глубоко связаны с состоянием их личностной самооценкикорреляционный анализ показал глубокую взаимную связь такого рода.

4. Результаты формирующего эксперимента показали, что реализация специальной программы психологической подготовки супружеских пар «Погода в доме» существенно влияет на формирование здоровой личностной самооценки супругов через построение в семье личностно и духовно ориентированного диалогического общения. Через реализацию такой программы в направлениях когнитивной, мотивационной, рефлексивной, операциональной и духовно-нравственной подготовки супругов происходят значительные изменения в супружеских отношениях, личностных позициях, ценностных ори-ентациях, характеристиках самооценки супругов, а именно: значительно повышается уровень взаимной открытости и доверия супругов, способность к познанию друг друга и самораскрытиювырабатывается новая мотивация отношений друг к другу и к семейной ситуации в целомснижается и снимается рассогласованность ролевых ожиданий и притязанийсущественно повышается способность супругов к рефлексии и саморегуляции, повышается уровень самоуважения, значительно снижается уровень тревожности и страхов неудачи, отвержения, чувства винысущественно возрастает адекватность и оптимальность самооценкивсе эти изменения происходят на фоне существенного изменения духовно-нравственных ориентаций супругов и системы ценностейпрограмма способствует ценностной, нравственной и духовной переориентации личностиименно на этой основе создается новая система знаний, мотивов, умений и действий, критериев отношения супругов друг к другу и к самому себе. Все это составляет тот необходимый уровень развития личностных когнитивных, мотивационных, рефлексивных, операциональных и духовно-нравственных характеристик личности и поведения супругов, который определяет их здоровую личностную самооценку.

5. Представляется целесообразным использование данной программы для работы с супружескими парами и семьями в службах психологической помощи семье, центрах семьи и брака.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Психология и сознание личности. Избр. психол. тр. -М., 1998.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  3. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. М.: Наука. 1981.
  4. B.C. Становление Я-концепции в системе духовных потребностей подростка: Дисс. канд. психологических наук. М., 1994.
  5. B.C. Становление Я-концепции личности: теория и практика. М., 1999.
  6. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации // Под ред. Бодалева А. А. Ковалева Г. А. М., 1993.
  7. Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. -М.: Наука, 1993.
  8. М.А., Гришанович Т. В. и др. Я сам строю свою жизнь. Тренинг развития жизненных целей /Под ред. Е. Г. Трошихиной. СПб., 2001.
  9. Н.В. Методика для измерения личностной представленности человека в общении // Журнал практического психолога, 1998, № 1., с 42 45.
  10. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1−2 / Под ред. А. А. Бодалева и др. М: Педагогика, 1980.
  11. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980.
  12. Г. М. Социальная психология. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  13. Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе. М., 1998.
  14. А.А. Духовно-нравственное и нервно-психическое здоровье. Н. Новгород, 2001. j 70ровье. Н. Новгород, 2001.
  15. А.А. Персональная психология в определении сущности человека и сущности образования. Н. Новгород, 1999
  16. Н.П. Развитие потребности в общении одна из важнейших задач формирования личности // Формирование потребности личности в общении. — Новосибирск, 1981. — с.23−27.
  17. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. 1981. — Т.2. — С. 8−18.
  18. Аристотель. Политика. Сочинения. Т.4 М.: Политика, 1984.
  19. А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  20. И. Я вас слушаю. М.: Экономика, 1988.
  21. С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростков: Дисс. .канд. психологических наук. М., 1996.
  22. И.В. Интегративный подход к исследованиям Я-концепции личности в отечественной психологии: Автореф. дисс.. канд. психологических наук. М., 1999.
  23. Е.В. Идентификация с другими как механизм формирования смысловой сферы личности: Дисс.. канд. психологических наук. М., 1985.
  24. А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Уч. пособие. -М.: Дело, 1999.
  25. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.
  26. Г. З. Некоторые механизмы саморегуляции в формировании темпа деятельности // Вопросы психологии. 1985. — № 1. — С. 74−80.
  27. Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж: НПО «Модэк», 1993.
  28. Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия и НЛП/пер. с англ. М.: Институт гуманитарных исследований, 1999.
  29. Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
  30. Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.
  31. Э., Секс в человеческой любви, М.: Мир, 1998.
  32. Р. С. Я-концепция и воспитание. М.: Наука, 1986.
  33. В.М. Объективная психология. (Специальная часть). Вып. 3. -СПб., 1910.
  34. Библия. Канонический перевод. Синодальное издание. Ветхий и Новый Завет.
  35. М.И. Нормы мышления и внутренний мир личности / Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1981. — С. 241−264.
  36. А.А. Личность и общение. М. Педагогика, 1983.
  37. А.А., Ковалев Г. А. Диалог как форма психологического воздействия //Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. М., 1987.
  38. А.А., Ковалев Г. А. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика. 1992. — № 5−6. — С. 65.
  39. А.А. О психологическом понимании Я человека // Мир психологии. 2002. — № 2.
  40. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте М., 1968.
  41. Е.И. Механизмы умственной деятельности. М.: Педагогика, 1976.
  42. В. В. Соловьев B.C. о духовности человека//Гуманизм и духовность в образовании: Труды Первой Нижегородской научной конференции. Н. Новгород, 1999.
  43. Большой толковый психологический словарь в 2 томах / Ребер Артур (Penguin). Т. 1 (А О): Пер. с англ. — М.: Вече, ACT, 2000.
  44. М.Э., Захарова А. В. Показатели и уровни рефлексии в оценке и самооценке качеств личности. Сообщ.1: Характеристика показателей рефлексии в оценке и самооценке качеств личности // Новые исследования в психологии. 1983. — № 2.
  45. М.Э., Захарова А. В. Показатели и уровни рефлексии в оценке и самооценке качеств личности. Сообщ.2 // Новые исследования в психологии. 1985.- № 2.
  46. Г. Корень проблемы. Пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 1999.
  47. . С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
  48. . С. Нравственное сознание личности. М.: Знание, 1985.
  49. X. Социальная экология.- СПб.: Питер, 1994.
  50. Л.П. Сакральность духовного пространства человека // Педагогика. -1995. -№ 5.-С.25.
  51. Л.Ф., Морозов М. С. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2000.
  52. Ван Пелт Н. Найти и удержать. М.: Источник жизни, 1996.
  53. Ван Пелт Н. Мы только начинаем. М., Источник жизни, 1998.
  54. А.Я. Системная психотерапия. Самара: Самвен, 1996.
  55. Е.Е. Проблема человека: Самость и Я в психологии // Мир психологии. 2002. — № 2.
  56. Великие Мыслители Запада/ Под ред. Яна Мак-Грила. М.: Кроп-Пресс, 1999.
  57. Н.Д. Педагогика. Основные проблемы и принципы. М.: Мир, 1922.
  58. М. Искусство любви М.: Физкультура и спорт, 1990.
  59. М. Искусство любви. 20 лет спустя М.: Советский спорт, 1991.
  60. А.Е. Я говорю, мы говорим. Очерки о человеческом общении. М.: Знание, 1982.
  61. А. Н. Брак и счастье. СПб.: Панорама, 1979.
  62. JI.C. Избранные психологические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
  63. JI.C. История развития высших психических функций: Собр. соч. Т.З. — М.: Педагогика, 1983.
  64. Г. Ф. Философия религии: в 2 т. Т.1 М.: Политиздат, 1975.
  65. .М. Личность и нарушения общения. М.: Изд-во МГУ, 1987.- 150 с.
  66. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
  67. С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис, 1998.
  68. Д. Мужчины с Марса. Женщины — с Венеры. Пер. с англ. — М., Новости, 1997.
  69. Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991.
  70. Групповая психотерапия/ Под ред. Карвасарского Б. Д. и Ледера С. -М.: Наука, 1990.
  71. Г. А. Диалоговое общение: условия и факторы его эффективности. Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1992.
  72. У. Психология. -М., 1991.
  73. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. М.: Просвещение, 1987.
  74. Д. Любовь на всю жизнь. СПб.: Мирт, 1991.
  75. Д. Прятаться или искать. Спб.: Библия для всех, 2001.
  76. Д. Что хотят женщины. М.: Центр, 1998.
  77. Е.А., Титаренко Т. М. Личность: конфликт, гармония. Киев: Политиздат Украины, 1989.
  78. А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития Я-концепции ребенка: Дисс. канд. психологических наук.1. Н. Новгород, 2000.
  79. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 108 с.
  80. А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. — № 1.
  81. А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993.
  82. А. И. Принятие детьми родителей в зависимости от характера семейных отношений//Вопросы психологии познания людьми друг друга. -Краснодар, 1978.
  83. JI.H. Психологическая подготовка педагога. Н. Новгород, 1993.
  84. А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект прогресс, 1994.
  85. В.В. Педагогика. М., 1996.
  86. Г. Конфликт современной культуры // Культурология. XX век. М.: Мир, 1995.
  87. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2001.
  88. В. П. Принципы и заповеди психологической педагогики // Магистр 1996, № 2.
  89. А.В., Агапов B.C., Барышникова И. В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии //Мир психологии. 2002. -№ 2.
  90. И. А. Сокровища духовного опыта // Психологический журнал, 1993, № 2.
  91. И.А. Аксиомы религиозного опыта. / Журнал Московской патриархии. 1993, № 11. — С.97.
  92. И.А. Собрание сочинений. В 10-ти томах. Т. 1. М.: Русская книга, 1993.
  93. Т. Введение в психологию духовного измерения // Психосинтези другие интегративные техники психотерапии. М.: Смысл. — 1997.- с. 154 -176.
  94. Кан-Калик В. А. Основы профессионального педагогического общения: Учебное пособие. Грозный, 1979.
  95. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагенство, 1995.
  96. И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980.
  97. . Д. Психотерапия. М.: Мысль, 1985.
  98. JI. Просто Христианство. М.: Славянское Евангельское общество, 1990.
  99. Г. Таусенд Д. Барьеры. СПб.: Мирт, 2001.
  100. Г. Таусенд Д. Брак: Где проходит граница. М.: Триада, 2001.
  101. Г. Таусенд Д. Брак. Свидания: Нужны ли границы?. -М.: Триада, 2001.
  102. Г. А. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения. Дисс.. канд. психологических наук. М., 1980.
  103. Г. А. Три парадигмы психологии три стратегии психологического воздействия // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: Сборник научных трудов / А. А. Бодалев. — М.: Изд. АПН СССР, 1987. — С. 4−16.
  104. С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1978.
  105. С. В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988.
  106. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Мысль, 1987.
  107. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
  108. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. -1981. Т.2, № 3.
  109. Л. Мужчины: достигая максимума. СПб.: Библейский взгляд,
  110. А.Ф. Индивидуальное психологическое консультирование в контексте семейной психотерапии // Вопросы психологии. 1990. — № 3.
  111. JI. Внутренний мир/ пер. с англ. Новосибирск: Посох, 1997.
  112. JI. Мужчина и женщина/ пер. с англ. СПб.: Мирт, 2002.
  113. JI. Счастливый брак/ пер. с англ. СПб.: Мирт, 2001.
  114. Л. Как понимать людей/ пер. с англ. СПб.: Мирт, 2001.
  115. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985.
  116. Краткое руководство по применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. Горький: ГГПИИЯ, 1983.
  117. А.А., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. -Дубна: Феникс, 1998.
  118. А.А., Хорошилова Е. А. Диагностика взаимопонимания в значимых отношениях//Вопросы психологии. 1987. -№ 1. — С.128−137.
  119. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей. -М.: Ось-89, 1998.
  120. В.И. Искусство управлять общением. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  121. Г. М. Диалог и мышление. М.: БГУ, 1983.
  122. Т., Лахай Б. Тайны супружеского ложа/пер. с англ. СПб.: Мирт, 2001.
  123. В. Искусство быть собой. Луганск, 2000.
  124. В. Нестандартный ребенок. М.: Педагогика, 1998.
  125. А.А. Психология общения. М.: Мир, 1999.
  126. А.Н. Избранные произведения. В 2 т. М.: Педагогика, 1983.
  127. А.Н. Проблемы развития психики. -М.: МГУ, 1981.
  128. В.Г. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск, 1992.
  129. С. С. Коллективная психотерапия. Воронеж: Модэк, 1996.
  130. А.И. Психология самооценки школьника: Дисс.. докт. психологических наук. М., 1974.
  131. А.И. Самооценка школьника. М., 1976. — 64 с.
  132. М.И. Проблемы онтогенеза общения М.: Педагогика, 1986.
  133. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  134. М.Е. Психологическое айкидо. Ростов- на Дону: Ростовский пединститут, 1992.
  135. .Т. Педагогика: курс лекций. М.: Прометей, 1993.
  136. .Ф. Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981.-279 с.
  137. .Ф. Познание общения. М.: Наука, 1988.
  138. А.Ф. Диалектика мифа. М.: Миф, 1994.
  139. Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994.
  140. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2001.
  141. Мак-Ги Р. Поиск значимости. СПб.: Логос, 1994.
  142. Д. Любить ближнего. М.: Новая жизнь, 1997.
  143. Д. Секрет любви. М.: Новая Жизнь, 1996.
  144. Г. Мужчины о себе/ пер. с англ. СПб.:Мирт, 2001.
  145. А.Г. Дальние пределы человеческой психики. М.: Наука, 1996.
  146. А.Г. Мотивация и личность: Теории личности западноевропейской и американской психологии, Самара: БАХРАХ, 1996.
  147. А. Самоактуализация //Психология личности. Тексты /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
  148. У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии М.: Мир, 1998.
  149. Мир философии/ Составители П. Гуревич, В. Столяров М.:Политиз1. М.:Политиздат, 1991.
  150. JI.H. Философия религии. М.: Республика, 1993.
  151. М.И. Духовность и ее формирование в процессе преподавания культурологии. Н. Новгород, 1999.
  152. Г. Библейские основания современной науки. СПб.: Библия для всех, 1995.
  153. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. Сб. статей./ Ред-колл.: Б. Г. Ананьев и др. Т. 1−2. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959−1960.
  154. А.А. Я-концепция//Психология самосознания. Хрестоматия /Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000.
  155. В.И. Ценность как центральный компонент структуры личности // Вопросы психологии. 1980. — № 1.
  156. .В. Введение в христианскую психологию. М.: Мир, 1994.
  157. М.В. Исследование психологических механизмов диалогизации педагогического общения: Дисс.канд.психол.наук. Н. Новгород, 1999.
  158. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека //Вопросы психологии. 1995.- № 2.
  159. А.Б. «Эмпирическая» личность и её структура //Самосознание личности /Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000.
  160. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекция, практика. -М.: Логос, 1995.
  161. Основы математической статистики: Учебное пособие для институтов физ. культуры / Под ред. Иванова Е. С. М.: Физкультура и спорт, 1990.
  162. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. -М., 1991.
  163. Н. Позитивная семейная психотерапия. М.: Просвещение, 1993.
  164. У. Дж. 25 удивительных браков. СПб.: Мирт, 2001.
  165. JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологических тренингов. М.: Наука, 1982.
  166. JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989.
  167. JI.A., Спиваковская А. С. Воспитание как общение диалог // Вопросы психологии. — 1983. — № 2.
  168. А.В. Введение в психологию. М., 1995.
  169. А.В., Ярошевский М. Г. Психология. Словарь. М.:Педагогика, 1990.
  170. . Избранные психологические труды. М.: Наука, 1970.
  171. Пиз А. Язык жестов. Данкелл С. Позы спящего. Пер. с англ. Котляра Н. Е., Островского JI. Минск: Парадокс, 1998.
  172. Платон. Собрание сочинений, т.1, 3, 4. -М.: Политика, 1994.
  173. В.А. Психология духовности профессионала М., 1997.
  174. JI.A. Грани духовности // Сов. педагогика. 1996. — № 1. — С.40.
  175. Н. Вопросы, которые задают женщины в частной беседе/пер. с англ. СПб.: Кредо, 1998.
  176. М.Б. Эффективное общение без принуждения. СПб., 1996.
  177. К. Эмпатия// Психология эмоций. Тексты. М.: Мир, 1984.
  178. К. Клиентоцентрированная терапия. Киев: Ваклер, 1997.
  179. К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ, сер 14, Психология, 1990. -№ 2.
  180. Е.С., Гребенников JI.P. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи: Талант, 1990.
  181. C.JI. Основы общей психологии. 3-е изд. — М.: Педагогика, 1989.
  182. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
  183. Е.В. Социальная психология: Курс лекций. Новосибирск, 1997.
  184. Е.В. Тренинги психотехники общения. Новосибирск, 1990.
  185. К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993.
  186. .Ж. Педагогические сочинения. М.: Мысль, 1981.
  187. В. В. Духовно-ориентированный диалог и диалогическая личность // Гуманизм и духовность в образовании: Сборник научных трудов I Нижегородской научной конференции. -Н. Новгород: НГЛУ, 1999.
  188. В.В., Евсеева А. Н. Психологический климат семейного общения и Я-концепция ребенка Нижний Новгород, НФ УРАО, 2002.
  189. В. В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога. Н. Новгород, 1994.
  190. В.В. Иноязычные способности: Учебное пособие.-Н.Новгород, 2001.
  191. В.В. Семья и психологическое здоровье ребенка. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2002.
  192. С.А. Психологические детерминанты авторитарного и диалогического стилей педагогического общения: Дисс.. канд. психологических наук. СПб., 1994.
  193. В.Ф. Современные подходы к половому воспитанию. Рязань, 2001.
  194. Н.И. Самоотношение личности // Психология самосознания. Хрестоматия /Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000.
  195. В. Как строить себя и свою семью: М.: Педагогика — Пресс, 1992.
  196. В. Психотерапия семьи, СПб.: Ювента, 1999.
  197. X. Успешный брак реальность, — Минск: Принткорп, 1999.
  198. X. 52 совета супружеским парам. СПб.: Ключ, 2002.
  199. Д.Г., Конфликты. Пути их преодоления, Киев: Внешторгиздат
  200. А.Н. Соотношение эгоцентризма и альтруизма личности: интерпретации //Психологический журнал. 1999. — № 6.
  201. Словарь физиологических терминов/ Отв.ред. О. Г. Газенко М.: Наука, 1987.
  202. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
  203. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М., 1989.
  204. B.C. Полное собрание сочинений и писем, М, Наука, 2000.
  205. Г. В., Володько Н. В. Общение без принуждения: Учебно-методическое пособие по организации диалогического общения. Н. Новгород, 1999.
  206. Спиноза, Сочинения в 2-х т., М.: Наука, 1999.
  207. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  208. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дисс.. докт. психологических наук. М., 1985.
  209. А. Мужчины и женщины: равные, но разные/ пер. с англ. СПб.: Шандал, 2002.
  210. В.А. Супружеские конфликты. М.: Мысль, 1989.
  211. Д. Не прячьтесь от любви/пер. с англ. М.: Триада, 2003.
  212. М.Н., Телепова Н. Н. Поговорим о супружеском счастье. -Пенза: Откровение, 2003.
  213. .М. Психология. М.: Прогресс, 1966.
  214. Дж. Структура социологической теории: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. В. Осипов. -М.: Прогресс, 1985.
  215. Толковый словарь / Под ред. Б. М. Волина, Д. Н. Ушакова. Т.1. — М., 1940.
  216. В.И. Сократ и мы. М.: Политиздат, 1986.
  217. Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994.
  218. Д. На грани жизни и смерти. Пер с англ. СПб.: Мирт, 2003.
  219. . Библейский портрет супружества. М.: Триада, 1997.
  220. Уит Э., Любовь в браке, СПб.: Духовное возрождение. 1997.
  221. Э.А. Конфликтология. М.: Тандем, 1998.
  222. А. А. Духовное наследие // Психологический журнал, 1994, том 6, № 2.
  223. А.А. Доминанта. М.: Наука, 1966.
  224. Е.О. Нарушение устойчивости самооценки при неврозах. Дисс.. канд. психологических наук. М., 1984.
  225. Философия. Под ред. В. Н. Лавриненко. М.: Юристь, 1998.
  226. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.
  227. Т.А. Диалогическое общение как путь духовного преображения личности / Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995.
  228. Т.А. Диалог как метод психологического консультирования (духовно-ориентированный подход)/Психологический журнал, 1994,№ 5.
  229. С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.
  230. В. Человек в поисках смысла. М.: Искусство, 1990.
  231. В. Воля к смыслу: Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс- Эксмо-Пресс, 2000.
  232. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М.: Прогресс, 1992.
  233. Фрейд 3. Психология бессознательного. Сб. произведений М.: Мысль, 1989.
  234. Фрейд 3. «Я» и «Оно». В 2-х томах. Тбилиси, 1991.
  235. Э. Душа человека. М.: Мир. 1993.
  236. Э. Искусство любви. Минск: ТПЦ Полифакт, 1991.
  237. Харли Уиллард Ф. Законы семейной жизни. М.: Протестант, 1992.
  238. А.У. «Другой» и его функции в развитии «Я». К проблеме развития личности в свете идей интерсубъектного подхода, М., 1986.
  239. К. Наши внутренние конфликты: Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс- Эскомо-Пресс, 2000.
  240. К. Невроз и личностный рост. СПб., 1997.
  241. П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности // Проблемы сознания. М., 1968.
  242. Г. Пять языков любви. М.: Протестант, 2002.
  243. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
  244. И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе //Принцип развития в психологии. М., 1978.
  245. В. Д. Духовные способности. М.: Магистр, 1996.
  246. Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.
  247. С.А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии. 1991. -№ 1. с. 45−52.
  248. Т. Социальная психология. М., 1969.
  249. Е.В. Проблема «Я» и самосознание // Проблемы сознания. -М., 1968.
  250. Э. Как управлять семьей в этом неуправляемом мире. Новосибирск: Сов. Сибирь, 1993.
  251. Э. Душепопечительство и терапия. СПб., 1999.
  252. Э. Юность: кризис идентичности. М., 1996.
  253. Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.
  254. Э.Г. Методы семейной диагностики. М.: Фолиум, 1989.
  255. Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1989.
  256. Энциклопедия психологических тестов: Общение. Лидерство. Межличностные отношения. М.: ООО Изд-во ACT, 1997.
  257. Юм Д. Соч. в 2-х т. Т.1. М.: Политиздат, 1966.
  258. В.А. Социальные и социально-психологические механизмыформирования идентичности личности // Психология самосознания / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000.
  259. Adams Jay Е. The Biblical View of self-esteem. Eugene, Oreg.:Harvest house 1986.
  260. Brandt H. Family life Nebrasca, Good News Broadcasting Assosiation, 1969.
  261. Buss D. Conflict between the sexes. //Journal of social psychology, p. 56, 1989.
  262. Carlson D. Counseling and self-esteem. Waco. Tex.: Wold, 1998/
  263. Chapman G. Loving solutions. Chicago: Northfield, 1998.
  264. Charlesworth M. Boiethics in a liberal society. Cambridge Universitypress, 1993.
  265. Collins G. Christian Counseling. World Publishing, Dallas, 1999
  266. Collins G. The Biblical Basis of Christian Counseling for people helpers. -^ Colorado Springs. NavPress, 1993.
  267. Cooley C.H. Human Nature and the Social Order. N.Y., 1964.
  268. Coopersmith S. The antecedents of self-esteem. San-Francisco: W.H.Freeman, 1967.
  269. Crabb L. The marriage builder. Michigan: Zondervan, 1982.
  270. Crabb L. Understanding people. Michigan: Zondervan, 1987.
  271. Dembo P. The measurement of selt-esteem. Refining our methods // Journal of Pers. and Soc. Psychol. 1985. — vol.48.
  272. Dworkin R. Life’s Dominstion. London: Harper Collins, 1995. # 276. Erikson E.H. Identity and the life cycle. — N.Y., 1980.
  273. Festinger L., Carlsmith J.M. Cognitive Consequences of Forced Compliance
  274. Journal of Abnormal and Soc. Psychol. 1959. — vol.68.
  275. Frankl V.E. The Doctor and the Soul: An Introduction to Logotherapy. New York: Knopf, 1995.
  276. Glasser W. Reality Therapy. New York: Harper and Row, 1965.
  277. Handbook of Interpersonal Communication / Ed. M.L.Knapp, G.R.Miller. -L., New Delhi, Beverly Hills: SAGE, 1985. 786 p.
  278. Harley W. Love Busters. Mitchigan, Fleming Revel, 1992
  279. Harris J. The value of life. London: Routldge. 1985/
  280. Hendricks W. Rocking the roles Colorado Springs: Navpress, 1991.
  281. Hoekema A. The Christian looks at himself. Grand Rapids, Mich.: 1975
  282. Lewis C.S. The Abolition of man. Glasgow: Collins Fount, 1978.
  283. Maslow A.H. Motivation and Personality. New York: Harper, 1954.
  284. McBride N, How to lead small groups. Colorado: Navpress, 1991.
  285. Mills M. Care of daing patients. British Medical Jornal, 1994/
  286. Newell, Simon H.A. The stimulation of human thoughts. Current trends in psychological theory. Pittsburg, 1961.
  287. Osterhaus J. Question couples ask behind closed doors. Illinois: Tyndale, 1996.
  288. Powell J. Why I am afraid to tell you who I am? Argus Communications, NY, 1969.
  289. Rainey D. Moments together for couples Ventura, REGAL, 1996
  290. Rainey D. One home at a time. Dallas: World Publishing 1998
  291. Rainey D. Staying close. Dallas: World publishing, 1989.
  292. Rainey D. Training manual. Dallas: World Publishing, 1998.
  293. Rainey D., Lewis R. Managing pressure in your marriage. Gospel Light, Ventura, California, 1993.
  294. Rogers C.R. Becoming Partners. London, 1973.
  295. Rosenberg M. Society and adalescent self-image.- Princeton, 1965.
  296. Rubin Z. Measurement of romantic love. Journal of Personality and Social1. Psychology. 1970, № 16.
  297. Satir V. Peoplemakink. Palo Alto: Calif.:Science and behavior, 1972.
  298. Singer P. Rethinking life and death. Oxford University Press, 1995.
  299. Smalley G. Hidden keys of a loving lasting marriage. Michigan: Zonder-vanPH, 1988.
  300. Smalley G. Making love last forever. Dallas: Word publishing, 1996.
  301. Smalley G. Secrets to lasting love. NY: Simon&Schuster, 2000.
  302. Smalley G., Trent J. The language of love. Illinois: Tyndale, 1998.
  303. Stevenson L. Seven theories of human nature. Oxford University press. 1974.
  304. Sternberg R.J. The Triangle of Love. NY.: Basic books, 1988.
  305. Sullivan H. The interpersonal theory of psychiatry.- N.Y., 1953.
  306. Trobisch W. I married you. Liecester: inter-varsity press, 1985.
  307. Vitz P. Psychology as religion. GrandRapids, Mich.: Eerdmans, 1977.
  308. Wheat Ed. Intended for pleasure. NY: Zondervan, 1980.
  309. Wright N. Communication: key to your marriage. Regal Books, California, 1974.
  310. Wright N. More communication keys to your marriage. Ventura, REGAL BOOKS, 1978
  311. Wright N. Premarrital counseling. Chicago: Moody press, 1977.
  312. Wylie R.C. The self- concept. vol. 1. — Lincoln, 1974.
  313. Wylie R.C. The self- concept. vol.2. — Lincoln, 1979.
Заполнить форму текущей работой