Психологические условия и механизмы формирования личностной самооценки супругов
Актуальность исследования обусловлена практическими проблемами взаимоотношений супругов в современной семье. Речь идет не просто о вопросах совместного проживания супругов, а о более широком социокультурном подходе к духовному взаимодействию супругов между собой, отношению друг к другу как к субъектам взаимодействия, к самоценным личностям. Преобладающей тенденцией взаимодействия супругов… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема самооценки и условий ее формирования в супружеском общении. ф
- 1. 1. Проблема Я-концепции и личностной самооценки в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 1. 1. Понятие Я-концепции и самооценки личности
- 1. 1. 2. Функции Я-концепции и самооценки личности
- 1. 1. 3. Условия формирования самооценки личности
- 1. 1. 4. Понятие здоровой личностной самооценки
- 1. 2. Проблема супружеского общения и диалога
- 1. 2. 1. Концепции общения
- 1. 2. 2. Диалогическое общение и его психологические детерминанты
- 1. 2. 3. Функции общения и их реализация на разных уровнях
- 1. 3. Духовность как ведущая детерминанта диалогического общения и здоровой личностной самооценки супругов
- 1. 1. Проблема Я-концепции и личностной самооценки в отечественной и зарубежной психологии
- Ф
- 1. 4. Выводы по первой главе
- Глава 2. Методика исследования и результаты диагностического эксперимента
- 2. 1. Диагностика уровня самораскрытия супругов
- 2. 2. Диагностика ценностно-ролевых ожиданий и притязаний
- 2. 3. Диагностика самоотношения
- 2. 4. Диагностика самооценки тревожности
- 2. 5. Диагностика эмоционально-оценочных компонентов Я-концепции и самооценки супругов
- 2. 6. Диагностика адекватности и оптимальности самооценки
- 2. 7. Комплексный анализ результатов диагностического исследования
- Выводы
- Глава 3. Формирование личностной самооценки супругов в авторской программе психологической подготовки
- 3. 1. К обоснованию программы «Погода в доме» как формы психологической и духовной помощи семье
- 3. 2. Содержание и формы реализации основных блоков формирующей программы
- 3. 3. Результаты формирующего эксперимента
- 3. 4. Комплексный анализ результатов эксперимента
- Выводы
Психологические условия и механизмы формирования личностной самооценки супругов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования обусловлена практическими проблемами взаимоотношений супругов в современной семье. Речь идет не просто о вопросах совместного проживания супругов, а о более широком социокультурном подходе к духовному взаимодействию супругов между собой, отношению друг к другу как к субъектам взаимодействия, к самоценным личностям. Преобладающей тенденцией взаимодействия супругов в современной семье является взаимопользование, а не взаимное положительное воздействие на развитие личности друг друга (М.Е.Литвак, 1992, JI. Крабб, 2001). Это не способствует формированию позитивной Я-концепции супругов, их адекватной личностной самооценки, необходимой для счастливой жизни и достижения успехов в деятельности.
В современном обществе прослеживаются качественно деформированные взаимоотношения супругов, основанные на духовной пропасти между ними. Супруги находятся рядом друг с другом, но не в позиции взаимного проникновения в жизнь и личность друг друга (М.М.Бахтин, 1986). По данным исследований, из шести основных функций семьи (воспитательная, хозяйственно-бытовая, первичного социального контроля, сексуально-эротическая, эмоциональная и духовного общения (Э.Г.Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1989, В. Сатир, 1992 и др.) супруги уделяют повышенное внимание первым четырем и проявляют заботу о них. Что же касается двух остальных функций, то здесь явно недостаточно реализуются возможности общения и эмоциональной поддержки супругов для удовлетворения их потребности в уважении, признании, психологической защите, взаимном духовном обогащении. В результате оказывается нарушенной основная сфера семейных взаимоотношений, а у супругов часто формируется искаженная, «поврежденная», больная самооценка, приводящая к краху их отношений и существенно мешающая психологической коррекции этих отношений (Дж. Добсон, 1998; Д. Макдауэлл, 1997; Р. Мак Ги, 1994; Г. Чепмен, 2004;
Э.Г.Эйдемилпер, В.В. ЮстицкийJ. Powell, 1999; G. Smalley, 2000).
Анализ проблемы формирования самооценки личности, показывает, что при всем многообразии рассматриваемых в этой области вопросов, отсутствуют исследования, в которых ставится проблема здоровой личностной самооценки и условий ее становления. Между тем, интегральный подход к пониманию здоровья, который сегодня провозглашается все большим числом медиков, психологов, педагогов, рассматривает здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия человека», а не только отсутствие телесных, нервных или психических недугов (ВОЗ, 1981). Психическое здоровье рассматривается в современных исследованиях как сложное поуровневое образование. В качестве его высшего уровня анализируется личностно-смысловой, или личностный уровень здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека. Выделяют также индивидуально-психологический и психофизиологический уровни здоровья (А.А. Андрущакевич, В. Д. Трошин, 2003; Б. С. Братусь, 1988; В. В. Рыжов, 2003). Исходя из этого, ставится вопрос о здоровой (благополучной) самооценке личности, которая является одним из главных проявлений личностного уровня здоровья. Анализ условий становления здоровой личностной самооценки позволяет предположить, что ее формированию в наибольшей мере должны способствовать условия личностно ориентированного, отрытого и доверительного общения, в котором один человек является для другого самоценной, уникальной и неповторимой личностью (С.В. Ковалев, 1988; Л. Крабб, 2001; Т. Лахай, Б. Лахай, 2001; А. Маслоу, 1996). Однако специальных исследований, посвященных анализу этих условий, а также целенаправленному развитию самооценки супругов через создание таких условий общения, в педагогической психологии не проводилось. Все это определяет высокую актуальность данного исследования.
Цель исследования — разработать, обосновать и экспериментально проверить эффективность комплексной программы психологической работы с супругами по формированию у них личностной самооценки через построение духовно ориентированного общения в семье.
Объект исследования — целостная система супружеского общения и различные уровни его содержательной организации как фактор формирования личностной самооценки супругов.
Предмет исследования — психологические условия и механизмы формирования у супругов здоровой личностной самооценки в специальной программе психологической подготовки супругов.
Гипотезы исследования:
1. Состояние личностной самооценки супругов, позволяющее квалифицировать ее как здоровую, определяется соотношением двух видов их психической активности: а) гностической, направленной на познание личности друг друга и самораскрытиеб) защитной, направленной на отгороженность друг от друга и самозащиту собственной личности.
2. Мы предполагаем, что формирование у супругов здоровой личностной самооценки возможно в условиях личностно и духовно ориентированного диалогического супружеского общения. Психологическим механизмом формирования диалогического общения супругов является достижение ими мотивационного, коммуникативного, личностного, ценностно-духовного единства.
3. Специальная программа психологической подготовки супругов по формированию личностно и духовно ориентированного супружеского общения может оказать существенное влияние на созидание у супругов здоровой личностной самооценки и на оптимизацию всей супружеской жизни. Необходимым условием для этого является ориентация супругов на духовно-нравственные ценности брака.
4. Комплексный характер программы психологической подготовки обеспечивается ее реализацией в когнитивном, мотивационном, операциональном, рефлексивном и духовно-нравственном направлениях. При этом духовно-нравственный компонент содержания программы детерминирует ее успешность и выполняет в ней интегративную функцию.
В основе этих гипотез лежат следующие представления о здоровой личностной самооценке, личностно и духовно ориентированном общении-диалоге.
Здоровая личностная самооценка — комплекс позитивных представлений личности о себе и собственной значимости, позволяющих ей адекватно соотносить собственную личность и поведение (потребности, мотивы, ценности, ориентации) с личностью и поведением партнера на основе самораскрытия, познания и принятия супруга.
Духовно ориентированное супружеское общение предполагает ориентации взаимодействия супругов во всех сферах семейной жизни на духовно-нравственные ценности любви, прощения, принятия, доверия, признания уникальности и самоценности друг друга.
Задачи исследования:
1 .Осуществить теоретический анализ подходов к определению и формированию целостной я-концепции и личностной самооценки супругов, а также условий, влияющих на этот процесс.
2. Осуществить теоретический анализ проблемы супружеского общения и его уровней, выделить признаки личностно и духовно ориентированного диалога как высшего уровня общения.
3. Выявить взаимную связь уровня диалогичности супружеского общения и состояния личностной самооценки супругов.
4. Разработать и экспериментально проверить эффективность специальной программы психологической подготовки по формированию личностной самооценки супругов через построение духовно ориентированного диалогического общения в семье и оптимизацию всей системы супружеских отношений.
5. Выработать рекомендации для супругов, психологических служб семьи, психологов по работе с данной программой.
Методологическую основу работы составили современные исследования в области психологии семьи (Э.Г.Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, Р. Бендлер, Д. Гриндер, В. Сатир, D. Rainey, N. Write), психологии общения и диалога (К.Рудестам, В. И. Курбатов, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Рыжов, В. А. Сысенко, N.F.McBride, R.J.Sternberg, J. Powell), развития личности и ее психического здоровья (Б.С. Братусь, А. Я. Варга, В. Н. Мясищев, К. Роджерс, Э. Эриксон), межличностных отношений в семье (Н.В.Амяга, Н. Ван Пелт, В.А.Кан-Калик, В. Л. Леви, Л. А. Петровская, Э. Уит, У. Ф. Харли, D. Rainey). Были изучены и использованы исследования в области духовной и христианской психологии (Н.А.Бердяев, И. Кант, В. С. Соловьев, Т. А. Флоренская, Дж. Добсон, Б. Уилкинсон, Дж. Макдауэлл, Р. Мак Ги, Г. Коллинз и другие).
Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач в работе использовались методы обзорно-аналитического исследования психологической, педагогической, медицинской и философской литературытеоретическое моделированиеэмпирические методы: наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, беседа, консультирование и экспериментальная проверка работы программы, использовались математическая обработка и качественный анализ полученных данных.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
1. В теоретическом анализе и в экспериментальной работе показана возможность нового подхода к пониманию взаимосвязи личностной самооценки супругов с уровнем диалогичности и духовной ориентации супружеского общения.
2. Впервые выработано понятие здоровой личностной самооценки и наиболее полно определены ее основные признаки, выделены главные условия и психологические механизмы ее формирования. Впервые экспериментально обоснована определяющая роль духовно ориентированного диалогического общения в этом процессе.
3. Дано теоретические обоснование комплексной психологической программы формирования здоровой личностной самооценки супругов через построение в семье духовно ориентированного диалогического общения.
4. Теоретически и экспериментально обоснован комплексный характер программы во взаимосвязи когнитивной, мотивационной, операциональной, рефлексивной и духовно-нравственной подготовки супругов. Показана ведущая роль духовно-нравственной подготовки супругов.
5. Результатами исследования доказана необходимость деятельности специальной психологической службы по оказанию помощи супругам в оптимизации семейного общения и в формировании их здоровой самооценки.
Теоретические положения и выводы диссертации могут быть использованы в курсах лекций по педагогической и социальной психологии, психологии семьи, психологии личности и общения при подготовке психологов.
Практическая значимость работы состоит в экспериментальной проверке комплексной программы по формированию здоровой личностной самооценки супругов через построение личностно и духовно ориентированного семейного общения-диалога. Реализация представленной в диссертации программы позволяет существенно укрепить психологические основы семьи, преодолеть ряд острых семейных проблем. Практическое значение имеет разработанная и апробированная в исследовании методика диагностики самооценки супругов и факторов, определяющих уровень ее психологического благополучия. Разработанные методы оценки используются в практической работе консультационных центров для супругов.
Положения, выносимые на защиту.
Защищается разработанное в диссертации содержание понятий здоровой личностной самооценки и духовно ориентированного семейного общения.
Здоровая личностная самооценка — комплекс позитивных представлений личности о себе и собственной значимости, позволяющих ей адекватно соотносить собственную личность и поведение (потребности, мотивы, ценности, ориентации) с личностью и поведением партнера на основе самораскрытия, познания и принятия супруга.
Духовно ориентированное супружеское общение предполагает ориентации взаимодействия супругов во всех сферах семейной жизни на духовно-нравственные ценности любви, прощения, принятия, доверия, признания уникальности и самоценности друг друга.
На защиту выносятся положения, составляющие основные гипотезы исследования, проверенные и подтвержденные в экспериментальной работе:
1. Уровень здоровой личностной самооценки супругов определяется соотношением двух видов их психической активности: а) гностической, направленной на познание личности друг друга и самораскрытиеб) защитной, направленной на отгороженность друг от друга и самозащиту собственной личности.
2. Формирование у супругов здоровой личностной самооценки возможно в условиях личностно и духовно ориентированного диалогического супружеского общения. Основными признаками такого общения являются: активное диалогическое отношение к собеседникупризнание неповторимости и уникальности личности собеседника, безусловное принятие друг другаориентация на партнерадоброжелательность и доверительность партнеровэмоциональная открытость, искренность в выражении чувствбезоценочное отношение, безусловное принятие друг другаотсутствие стереотипов и манипуляций в отношениях.
3. Психологическим механизмом формирования диалогического общения супругов является достижение ими мотивационного, коммуникативного, личностного, ценностно-духовного единства отношений.
4. Специальная программа психологической подготовки супругов по формированию личностно и духовно ориентированного супружеского общения оказывает существенное влияние на становление у супругов здоровой личностной самооценки, способствует целостной оптимизации всей супружеской жизни. Необходимым условием для этого является ориентация супругов на духовно-нравственные ценности брака.
5. Комплексный характер программы психологической подготовки обеспечивается ее реализацией в когнитивном, мотивационном, операциональном, рефлексивном и духовно-нравственном направлениях. При этом духовно-нравственное содержание программы детерминирует ее успешность и выполняет в ней интегрирующую функцию.
Экспериментальная база исследования. Задачи исследования решались в опытно-экспериментальной работе с семьями, проходившими психологическое консультирование, обучение и тренинги в общественной организации «Погода в доме», консультационных пунктах «Семья» администрации г. Самары, на базе Самарского филиала Московского государственного педагогического университета, службы телефона доверия г. Самары. Экспериментальные данные по проверке эффективности предложенной комплексной программы были получены в исследовании 400 семей в разных городах России и стран СНГ, принимавших участие в работе в период с 1999 по 2006 годы.
Апробация работы. Основные положения и результаты работы представлялись на V Международной научно-практической конференции «Социально-психологические проблемы ментальности» (Смоленск, 2002), I Всероссийской конференции «Ассамблеи гуманности» (Москва, 2002), III Международной конференция «Культура, язык, общение» (Самара, 2003), III Международной научно-практической конференции «Мужчина и женщина» (Москва, 2003), III Международной научно-практической конференции «Гуманизм и духовность в образовании» (Нижний Новгород, 2004), обсуждались на заседаниях кафедры психологии Московского государственного педагогического университета, на кафедре психологии и педагогики Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова.
Результаты исследования представлены в 11 публикациях автора, общим объемом 27,9 п.л., используются в курсе лекций и семинарских занятий по психологии со студентами Самарского филиала МГПУ, педагогами, родителями и школьниками средней общеобразовательной школы № 148 г. Самары, используются в работе с семьями психологического консультационного центра «Погода в доме» администрации г. Самары.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 316 наименований, в том числе 53 на иностранных языках. Работа иллюстрирована таблицами, диаграммами, рисунками.
Результаты исследования в виде средних показателей по каждой шкале и значимости различий в средних представлены в таблице 7 для общей выборки супругов без разделения на показатели мужей и жен. Результаты диагностики показывают, что шкальные значения показателей изучаемых установок в среднем по выборке 800 испытуемых располагаются в границах достаточной и сильной выраженности данных эмоциональных проявлений страха неудачи, страха быть отвергнутым, чувства вины и стыда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования психологических условий и механизмов формирования личностной самооценки супругов в их семейном общении приводят к следующим основным выводам:
1. Получили подтверждение, углубление и конкретизацию все положения, лежащие в основе научных гипотез исследования, а именно:
— положение о содержании понятия здоровой личностной самооценки, которое определяется соотношением в структуре самосознания личности когнитивной и защитной ориентаций психической активности;
— положение о том, что главнейшим условием и, соответственно, психологическим механизмом формирования здоровой личностной самооценки супругов является их личностно и духовно ориентированное диалогическое общение, в котором проявляются свойства диалогической личности, в первую очередь, способность к самораскрытию;
— положение о том, что психологическим механизмом формирования диалогического общения супругов является достижение ими мотивационно-го, коммуникативного, личностного, ценностного и духовного единства;
— положение о том, что программа психологической подготовки супругов по формированию личностно и духовно ориентированного супружеского общения оказывает существенное влияние на созидание у супругов здоровой личностной самооценки и на оптимизацию всей супружеской жизни.
2. Теоретическое исследование выявило многообразие подходов к содержанию и структуре самосознания в целом, самооценки и Я-концепции супругов, а также условий, влияющих на их формирование, показало отсутствие разработок, посвященных исследованию факторов здоровой личностной самооценки. Оно показало многообразие подходов к пониманию супружеского общения, его форм и уровней оптимальности, показало продуктивность личностно и духовно ориентированных диалогических форм общения.
В результате: 1) выработано авторское определение здоровой личностной самооценки, основанное на уровневом подходе к пониманию психического здоровья личности- 2) сделаны предположения о глубокой взаимосвязи состояния самооценки супругов и состояния целостной системы супружеских отношений в их взаимном влиянии- 3) выработано системное представление об условиях и факторах, определяющих формирование здоровой личностной самооценки, и выделен в качестве главного фактор личностно и духовно ориентированного диалогического общения супругов- 4) определены структура, направления и содержание психологической подготовки супругов по формированию дилогического общения в семье и здоровой самооценки личности.
3. Результаты диагностического эксперимента, осуществленного на большом массиве из 400 супружеских пар, показали:
— широкое распространение в системе супружеских отношений различного рода неблагополучия в виде преобладания низких уровней взаимной открытости супругов в общении, значительного распространения рассогласованности в ролевых ожиданиях и притязаниях по широкому спектру семейных ценностей и целей;
— как следствие этого неблагополучия, частые случаи проявления низкого уровня самоуважения, самопринятия, повышенной тревожности и страхов неудачи, отвержения, чувства вины, недоверия друг другу;
— отсутствие или слабую выраженность ориентаций большого числа супругов на высокие духовно-нравственные ценности, скрепляющие супружество;
— все названные виды неблагополучия обусловлены дефектами межличностного общения супругов и глубоко связаны с состоянием их личностной самооценкикорреляционный анализ показал глубокую взаимную связь такого рода.
4. Результаты формирующего эксперимента показали, что реализация специальной программы психологической подготовки супружеских пар «Погода в доме» существенно влияет на формирование здоровой личностной самооценки супругов через построение в семье личностно и духовно ориентированного диалогического общения. Через реализацию такой программы в направлениях когнитивной, мотивационной, рефлексивной, операциональной и духовно-нравственной подготовки супругов происходят значительные изменения в супружеских отношениях, личностных позициях, ценностных ори-ентациях, характеристиках самооценки супругов, а именно: значительно повышается уровень взаимной открытости и доверия супругов, способность к познанию друг друга и самораскрытиювырабатывается новая мотивация отношений друг к другу и к семейной ситуации в целомснижается и снимается рассогласованность ролевых ожиданий и притязанийсущественно повышается способность супругов к рефлексии и саморегуляции, повышается уровень самоуважения, значительно снижается уровень тревожности и страхов неудачи, отвержения, чувства винысущественно возрастает адекватность и оптимальность самооценкивсе эти изменения происходят на фоне существенного изменения духовно-нравственных ориентаций супругов и системы ценностейпрограмма способствует ценностной, нравственной и духовной переориентации личностиименно на этой основе создается новая система знаний, мотивов, умений и действий, критериев отношения супругов друг к другу и к самому себе. Все это составляет тот необходимый уровень развития личностных когнитивных, мотивационных, рефлексивных, операциональных и духовно-нравственных характеристик личности и поведения супругов, который определяет их здоровую личностную самооценку.
5. Представляется целесообразным использование данной программы для работы с супружескими парами и семьями в службах психологической помощи семье, центрах семьи и брака.
Список литературы
- Альбуханова К.А. Психология и сознание личности. Избр. психол. тр. -М., 1998.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
- Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. М.: Наука. 1981.
- Агапов B.C. Становление Я-концепции в системе духовных потребностей подростка: Дисс. канд. психологических наук. М., 1994.
- Агапов B.C. Становление Я-концепции личности: теория и практика. М., 1999.
- Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации // Под ред. Бодалева А. А. Ковалева Г. А. М., 1993.
- Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. -М.: Наука, 1993.
- Алиева М.А., Гришанович Т. В. и др. Я сам строю свою жизнь. Тренинг развития жизненных целей /Под ред. Е. Г. Трошихиной. СПб., 2001.
- Амяга Н.В. Методика для измерения личностной представленности человека в общении // Журнал практического психолога, 1998, № 1., с 42 45.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1−2 / Под ред. А. А. Бодалева и др. М: Педагогика, 1980.
- Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980.
- Андреева Г. М. Социальная психология. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1988.
- Андреева Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе. М., 1998.
- Андрущакевич А.А. Духовно-нравственное и нервно-психическое здоровье. Н. Новгород, 2001. j 70ровье. Н. Новгород, 2001.
- Андрущакевич А.А. Персональная психология в определении сущности человека и сущности образования. Н. Новгород, 1999
- Аникеева Н.П. Развитие потребности в общении одна из важнейших задач формирования личности // Формирование потребности личности в общении. — Новосибирск, 1981. — с.23−27.
- Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. 1981. — Т.2. — С. 8−18.
- Аристотель. Политика. Сочинения. Т.4 М.: Политика, 1984.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990.
- Атватер И. Я вас слушаю. М.: Экономика, 1988.
- Баклушинский С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростков: Дисс. .канд. психологических наук. М., 1996.
- Барышникова И.В. Интегративный подход к исследованиям Я-концепции личности в отечественной психологии: Автореф. дисс.. канд. психологических наук. М., 1999.
- Басина Е.В. Идентификация с другими как механизм формирования смысловой сферы личности: Дисс.. канд. психологических наук. М., 1985.
- Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Уч. пособие. -М.: Дело, 1999.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.
- Бедный Г. З. Некоторые механизмы саморегуляции в формировании темпа деятельности // Вопросы психологии. 1985. — № 1. — С. 74−80.
- Бендлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж: НПО «Модэк», 1993.
- Бендлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия и НЛП/пер. с англ. М.: Институт гуманитарных исследований, 1999.
- Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
- Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.
- Берн Э., Секс в человеческой любви, М.: Мир, 1998.
- Берне Р. С. Я-концепция и воспитание. М.: Наука, 1986.
- Бехтерев В.М. Объективная психология. (Специальная часть). Вып. 3. -СПб., 1910.
- Библия. Канонический перевод. Синодальное издание. Ветхий и Новый Завет.
- Бобнева М.И. Нормы мышления и внутренний мир личности / Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1981. — С. 241−264.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М. Педагогика, 1983.
- Бодалев А.А., Ковалев Г. А. Диалог как форма психологического воздействия //Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. М., 1987.
- Бодалев А.А., Ковалев Г. А. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика. 1992. — № 5−6. — С. 65.
- Бодалев А.А. О психологическом понимании Я человека // Мир психологии. 2002. — № 2.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте М., 1968.
- Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности. М.: Педагогика, 1976.
- Большакова В. В. Соловьев B.C. о духовности человека//Гуманизм и духовность в образовании: Труды Первой Нижегородской научной конференции. Н. Новгород, 1999.
- Большой толковый психологический словарь в 2 томах / Ребер Артур (Penguin). Т. 1 (А О): Пер. с англ. — М.: Вече, ACT, 2000.
- Боцманова М.Э., Захарова А. В. Показатели и уровни рефлексии в оценке и самооценке качеств личности. Сообщ.1: Характеристика показателей рефлексии в оценке и самооценке качеств личности // Новые исследования в психологии. 1983. — № 2.
- Боцманова М.Э., Захарова А. В. Показатели и уровни рефлексии в оценке и самооценке качеств личности. Сообщ.2 // Новые исследования в психологии. 1985.- № 2.
- Брандт Г. Корень проблемы. Пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 1999.
- Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
- Братусь Б. С. Нравственное сознание личности. М.: Знание, 1985.
- Бродаль X. Социальная экология.- СПб.: Питер, 1994.
- Буева Л.П. Сакральность духовного пространства человека // Педагогика. -1995. -№ 5.-С.25.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов М. С. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2000.
- Ван Пелт Н. Найти и удержать. М.: Источник жизни, 1996.
- Ван Пелт Н. Мы только начинаем. М., Источник жизни, 1998.
- Варга А.Я. Системная психотерапия. Самара: Самвен, 1996.
- Вахромов Е.Е. Проблема человека: Самость и Я в психологии // Мир психологии. 2002. — № 2.
- Великие Мыслители Запада/ Под ред. Яна Мак-Грила. М.: Кроп-Пресс, 1999.
- Виноградов Н.Д. Педагогика. Основные проблемы и принципы. М.: Мир, 1922.
- Вислоцкая М. Искусство любви М.: Физкультура и спорт, 1990.
- Вислоцкая М. Искусство любви. 20 лет спустя М.: Советский спорт, 1991.
- Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим. Очерки о человеческом общении. М.: Знание, 1982.
- Волкова А. Н. Брак и счастье. СПб.: Панорама, 1979.
- Выготский JI.C. Избранные психологические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
- Выготский JI.C. История развития высших психических функций: Собр. соч. Т.З. — М.: Педагогика, 1983.
- Гегель Г. Ф. Философия религии: в 2 т. Т.1 М.: Политиздат, 1975.
- Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. М.: Изд-во МГУ, 1987.- 150 с.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
- Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис, 1998.
- Грей Д. Мужчины с Марса. Женщины — с Венеры. Пер. с англ. — М., Новости, 1997.
- Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991.
- Групповая психотерапия/ Под ред. Карвасарского Б. Д. и Ледера С. -М.: Наука, 1990.
- Денисенко Г. А. Диалоговое общение: условия и факторы его эффективности. Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1992.
- Джеймс У. Психология. -М., 1991.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. М.: Просвещение, 1987.
- Добсон Д. Любовь на всю жизнь. СПб.: Мирт, 1991.
- Добсон Д. Прятаться или искать. Спб.: Библия для всех, 2001.
- Добсон Д. Что хотят женщины. М.: Центр, 1998.
- Донченко Е.А., Титаренко Т. М. Личность: конфликт, гармония. Киев: Политиздат Украины, 1989.
- Евсеева А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития Я-концепции ребенка: Дисс. канд. психологических наук.1. Н. Новгород, 2000.
- Жуков Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 108 с.
- Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. — № 1.
- Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993.
- Захаров А. И. Принятие детьми родителей в зависимости от характера семейных отношений//Вопросы психологии познания людьми друг друга. -Краснодар, 1978.
- Захарова JI.H. Психологическая подготовка педагога. Н. Новгород, 1993.
- Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект прогресс, 1994.
- Зеньковский В.В. Педагогика. М., 1996.
- Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Культурология. XX век. М.: Мир, 1995.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2001.
- Зинченко В. П. Принципы и заповеди психологической педагогики // Магистр 1996, № 2.
- Иващенко А.В., Агапов B.C., Барышникова И. В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии //Мир психологии. 2002. -№ 2.
- Ильин И. А. Сокровища духовного опыта // Психологический журнал, 1993, № 2.
- Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. / Журнал Московской патриархии. 1993, № 11. — С.97.
- Ильин И.А. Собрание сочинений. В 10-ти томах. Т. 1. М.: Русская книга, 1993.
- Йоманс Т. Введение в психологию духовного измерения // Психосинтези другие интегративные техники психотерапии. М.: Смысл. — 1997.- с. 154 -176.
- Кан-Калик В. А. Основы профессионального педагогического общения: Учебное пособие. Грозный, 1979.
- Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагенство, 1995.
- Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980.
- Карвасарский Б. Д. Психотерапия. М.: Мысль, 1985.
- Клайв JI. Просто Христианство. М.: Славянское Евангельское общество, 1990.
- Клауд Г. Таусенд Д. Барьеры. СПб.: Мирт, 2001.
- Клауд Г. Таусенд Д. Брак: Где проходит граница. М.: Триада, 2001.
- Клауд Г. Таусенд Д. Брак. Свидания: Нужны ли границы?. -М.: Триада, 2001.
- Ковалев Г. А. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения. Дисс.. канд. психологических наук. М., 1980.
- Ковалев Г. А. Три парадигмы психологии три стратегии психологического воздействия // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: Сборник научных трудов / А. А. Бодалев. — М.: Изд. АПН СССР, 1987. — С. 4−16.
- Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1978.
- Ковалев С. В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988.
- Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Мысль, 1987.
- Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
- Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. -1981. Т.2, № 3.
- Коул Л. Мужчины: достигая максимума. СПб.: Библейский взгляд,
- Копьев А.Ф. Индивидуальное психологическое консультирование в контексте семейной психотерапии // Вопросы психологии. 1990. — № 3.
- Крабб JI. Внутренний мир/ пер. с англ. Новосибирск: Посох, 1997.
- Крабб JI. Мужчина и женщина/ пер. с англ. СПб.: Мирт, 2002.
- Крабб JI. Счастливый брак/ пер. с англ. СПб.: Мирт, 2001.
- Крабб Л. Как понимать людей/ пер. с англ. СПб.: Мирт, 2001.
- Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985.
- Краткое руководство по применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. Горький: ГГПИИЯ, 1983.
- Кроник А.А., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. -Дубна: Феникс, 1998.
- Кроник А.А., Хорошилова Е. А. Диагностика взаимопонимания в значимых отношениях//Вопросы психологии. 1987. -№ 1. — С.128−137.
- Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей. -М.: Ось-89, 1998.
- Курбатов В.И. Искусство управлять общением. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
- Кучинский Г. М. Диалог и мышление. М.: БГУ, 1983.
- Лахай Т., Лахай Б. Тайны супружеского ложа/пер. с англ. СПб.: Мирт, 2001.
- Леви В. Искусство быть собой. Луганск, 2000.
- Леви В. Нестандартный ребенок. М.: Педагогика, 1998.
- Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Мир, 1999.
- Леонтьев А.Н. Избранные произведения. В 2 т. М.: Педагогика, 1983.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М.: МГУ, 1981.
- Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск, 1992.
- Либих С. С. Коллективная психотерапия. Воронеж: Модэк, 1996.
- Липкина А.И. Психология самооценки школьника: Дисс.. докт. психологических наук. М., 1974.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976. — 64 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения М.: Педагогика, 1986.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
- Литвак М.Е. Психологическое айкидо. Ростов- на Дону: Ростовский пединститут, 1992.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. М.: Прометей, 1993.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981.-279 с.
- Ломов Б.Ф. Познание общения. М.: Наука, 1988.
- Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Миф, 1994.
- Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2001.
- Мак-Ги Р. Поиск значимости. СПб.: Логос, 1994.
- Макдауэлл Д. Любить ближнего. М.: Новая жизнь, 1997.
- Макдауэлл Д. Секрет любви. М.: Новая Жизнь, 1996.
- Макдоналд Г. Мужчины о себе/ пер. с англ. СПб.:Мирт, 2001.
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. М.: Наука, 1996.
- Маслоу А.Г. Мотивация и личность: Теории личности западноевропейской и американской психологии, Самара: БАХРАХ, 1996.
- Маслоу А. Самоактуализация //Психология личности. Тексты /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
- Мастерс У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии М.: Мир, 1998.
- Мир философии/ Составители П. Гуревич, В. Столяров М.:Политиз1. М.:Политиздат, 1991.
- Митрохин JI.H. Философия религии. М.: Республика, 1993.
- Михайлов М.И. Духовность и ее формирование в процессе преподавания культурологии. Н. Новгород, 1999.
- Моррис Г. Библейские основания современной науки. СПб.: Библия для всех, 1995.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. Сб. статей./ Ред-колл.: Б. Г. Ананьев и др. Т. 1−2. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959−1960.
- Налчаджян А.А. Я-концепция//Психология самосознания. Хрестоматия /Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000.
- Непомнящая В.И. Ценность как центральный компонент структуры личности // Вопросы психологии. 1980. — № 1.
- Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М.: Мир, 1994.
- Носков М.В. Исследование психологических механизмов диалогизации педагогического общения: Дисс.канд.психол.наук. Н. Новгород, 1999.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека //Вопросы психологии. 1995.- № 2.
- Орлов А.Б. «Эмпирическая» личность и её структура //Самосознание личности /Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекция, практика. -М.: Логос, 1995.
- Основы математической статистики: Учебное пособие для институтов физ. культуры / Под ред. Иванова Е. С. М.: Физкультура и спорт, 1990.
- Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. -М., 1991.
- Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. М.: Просвещение, 1993.
- Петерсен У. Дж. 25 удивительных браков. СПб.: Мирт, 2001.
- Петровская JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологических тренингов. М.: Наука, 1982.
- Петровская JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989.
- Петровская JI.A., Спиваковская А. С. Воспитание как общение диалог // Вопросы психологии. — 1983. — № 2.
- Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Психология. Словарь. М.:Педагогика, 1990.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Наука, 1970.
- Пиз А. Язык жестов. Данкелл С. Позы спящего. Пер. с англ. Котляра Н. Е., Островского JI. Минск: Парадокс, 1998.
- Платон. Собрание сочинений, т.1, 3, 4. -М.: Политика, 1994.
- Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала М., 1997.
- Попов JI.A. Грани духовности // Сов. педагогика. 1996. — № 1. — С.40.
- Райт Н. Вопросы, которые задают женщины в частной беседе/пер. с англ. СПб.: Кредо, 1998.
- Розенберг М.Б. Эффективное общение без принуждения. СПб., 1996.
- Роджерс К. Эмпатия// Психология эмоций. Тексты. М.: Мир, 1984.
- Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. Киев: Ваклер, 1997.
- Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ, сер 14, Психология, 1990. -№ 2.
- Романова Е.С., Гребенников JI.P. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи: Талант, 1990.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. 3-е изд. — М.: Педагогика, 1989.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
- Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. Новосибирск, 1997.
- Руденский Е.В. Тренинги психотехники общения. Новосибирск, 1990.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993.
- Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения. М.: Мысль, 1981.
- Рыжов В. В. Духовно-ориентированный диалог и диалогическая личность // Гуманизм и духовность в образовании: Сборник научных трудов I Нижегородской научной конференции. -Н. Новгород: НГЛУ, 1999.
- Рыжов В.В., Евсеева А. Н. Психологический климат семейного общения и Я-концепция ребенка Нижний Новгород, НФ УРАО, 2002.
- Рыжов В. В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога. Н. Новгород, 1994.
- Рыжов В.В. Иноязычные способности: Учебное пособие.-Н.Новгород, 2001.
- Рыжов В.В. Семья и психологическое здоровье ребенка. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2002.
- Рябченко С.А. Психологические детерминанты авторитарного и диалогического стилей педагогического общения: Дисс.. канд. психологических наук. СПб., 1994.
- Сазонов В.Ф. Современные подходы к половому воспитанию. Рязань, 2001.
- Сарджвеладзе Н.И. Самоотношение личности // Психология самосознания. Хрестоматия /Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью: М.: Педагогика — Пресс, 1992.
- Сатир В. Психотерапия семьи, СПб.: Ювента, 1999.
- Сейла X. Успешный брак реальность, — Минск: Принткорп, 1999.
- Сейла X. 52 совета супружеским парам. СПб.: Ключ, 2002.
- Скотт Д.Г., Конфликты. Пути их преодоления, Киев: Внешторгиздат
- Славская А.Н. Соотношение эгоцентризма и альтруизма личности: интерпретации //Психологический журнал. 1999. — № 6.
- Словарь физиологических терминов/ Отв.ред. О. Г. Газенко М.: Наука, 1987.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М., 1989.
- Соловьев B.C. Полное собрание сочинений и писем, М, Наука, 2000.
- Сорокоумова Г. В., Володько Н. В. Общение без принуждения: Учебно-методическое пособие по организации диалогического общения. Н. Новгород, 1999.
- Спиноза, Сочинения в 2-х т., М.: Наука, 1999.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
- Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дисс.. докт. психологических наук. М., 1985.
- Строк А. Мужчины и женщины: равные, но разные/ пер. с англ. СПб.: Шандал, 2002.
- Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М.: Мысль, 1989.
- Таундсенд Д. Не прячьтесь от любви/пер. с англ. М.: Триада, 2003.
- Телепов М.Н., Телепова Н. Н. Поговорим о супружеском счастье. -Пенза: Откровение, 2003.
- Теплов Б.М. Психология. М.: Прогресс, 1966.
- Тернер Дж. Структура социологической теории: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. В. Осипов. -М.: Прогресс, 1985.
- Толковый словарь / Под ред. Б. М. Волина, Д. Н. Ушакова. Т.1. — М., 1940.
- Толстых В.И. Сократ и мы. М.: Политиздат, 1986.
- Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994.
- Уайатт Д. На грани жизни и смерти. Пер с англ. СПб.: Мирт, 2003.
- Уилкинсон Б. Библейский портрет супружества. М.: Триада, 1997.
- Уит Э., Любовь в браке, СПб.: Духовное возрождение. 1997.
- Уткин Э.А. Конфликтология. М.: Тандем, 1998.
- Ухтомский А. А. Духовное наследие // Психологический журнал, 1994, том 6, № 2.
- Ухтомский А.А. Доминанта. М.: Наука, 1966.
- Федотова Е.О. Нарушение устойчивости самооценки при неврозах. Дисс.. канд. психологических наук. М., 1984.
- Философия. Под ред. В. Н. Лавриненко. М.: Юристь, 1998.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.
- Флоренская Т.А. Диалогическое общение как путь духовного преображения личности / Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995.
- Флоренская Т.А. Диалог как метод психологического консультирования (духовно-ориентированный подход)/Психологический журнал, 1994,№ 5.
- Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Искусство, 1990.
- Франкл В. Воля к смыслу: Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс- Эксмо-Пресс, 2000.
- Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М.: Прогресс, 1992.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. Сб. произведений М.: Мысль, 1989.
- Фрейд 3. «Я» и «Оно». В 2-х томах. Тбилиси, 1991.
- Фромм Э. Душа человека. М.: Мир. 1993.
- Фромм Э. Искусство любви. Минск: ТПЦ Полифакт, 1991.
- Харли Уиллард Ф. Законы семейной жизни. М.: Протестант, 1992.
- Хараш А.У. «Другой» и его функции в развитии «Я». К проблеме развития личности в свете идей интерсубъектного подхода, М., 1986.
- Хорни К. Наши внутренние конфликты: Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс- Эскомо-Пресс, 2000.
- Хорни К. Невроз и личностный рост. СПб., 1997.
- Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности // Проблемы сознания. М., 1968.
- Чапмен Г. Пять языков любви. М.: Протестант, 2002.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
- Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе //Принцип развития в психологии. М., 1978.
- Шадриков В. Д. Духовные способности. М.: Магистр, 1996.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.
- Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии. 1991. -№ 1. с. 45−52.
- Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
- Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознание // Проблемы сознания. -М., 1968.
- Эванс Э. Как управлять семьей в этом неуправляемом мире. Новосибирск: Сов. Сибирь, 1993.
- Эвальдс Э. Душепопечительство и терапия. СПб., 1999.
- Эриксон Э. Юность: кризис идентичности. М., 1996.
- Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.
- Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики. М.: Фолиум, 1989.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1989.
- Энциклопедия психологических тестов: Общение. Лидерство. Межличностные отношения. М.: ООО Изд-во ACT, 1997.
- Юм Д. Соч. в 2-х т. Т.1. М.: Политиздат, 1966.
- Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмыформирования идентичности личности // Психология самосознания / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000.
- Adams Jay Е. The Biblical View of self-esteem. Eugene, Oreg.:Harvest house 1986.
- Brandt H. Family life Nebrasca, Good News Broadcasting Assosiation, 1969.
- Buss D. Conflict between the sexes. //Journal of social psychology, p. 56, 1989.
- Carlson D. Counseling and self-esteem. Waco. Tex.: Wold, 1998/
- Chapman G. Loving solutions. Chicago: Northfield, 1998.
- Charlesworth M. Boiethics in a liberal society. Cambridge Universitypress, 1993.
- Collins G. Christian Counseling. World Publishing, Dallas, 1999
- Collins G. The Biblical Basis of Christian Counseling for people helpers. -^ Colorado Springs. NavPress, 1993.
- Cooley C.H. Human Nature and the Social Order. N.Y., 1964.
- Coopersmith S. The antecedents of self-esteem. San-Francisco: W.H.Freeman, 1967.
- Crabb L. The marriage builder. Michigan: Zondervan, 1982.
- Crabb L. Understanding people. Michigan: Zondervan, 1987.
- Dembo P. The measurement of selt-esteem. Refining our methods // Journal of Pers. and Soc. Psychol. 1985. — vol.48.
- Dworkin R. Life’s Dominstion. London: Harper Collins, 1995. # 276. Erikson E.H. Identity and the life cycle. — N.Y., 1980.
- Festinger L., Carlsmith J.M. Cognitive Consequences of Forced Compliance
- Journal of Abnormal and Soc. Psychol. 1959. — vol.68.
- Frankl V.E. The Doctor and the Soul: An Introduction to Logotherapy. New York: Knopf, 1995.
- Glasser W. Reality Therapy. New York: Harper and Row, 1965.
- Handbook of Interpersonal Communication / Ed. M.L.Knapp, G.R.Miller. -L., New Delhi, Beverly Hills: SAGE, 1985. 786 p.
- Harley W. Love Busters. Mitchigan, Fleming Revel, 1992
- Harris J. The value of life. London: Routldge. 1985/
- Hendricks W. Rocking the roles Colorado Springs: Navpress, 1991.
- Hoekema A. The Christian looks at himself. Grand Rapids, Mich.: 1975
- Lewis C.S. The Abolition of man. Glasgow: Collins Fount, 1978.
- Maslow A.H. Motivation and Personality. New York: Harper, 1954.
- McBride N, How to lead small groups. Colorado: Navpress, 1991.
- Mills M. Care of daing patients. British Medical Jornal, 1994/
- Newell, Simon H.A. The stimulation of human thoughts. Current trends in psychological theory. Pittsburg, 1961.
- Osterhaus J. Question couples ask behind closed doors. Illinois: Tyndale, 1996.
- Powell J. Why I am afraid to tell you who I am? Argus Communications, NY, 1969.
- Rainey D. Moments together for couples Ventura, REGAL, 1996
- Rainey D. One home at a time. Dallas: World Publishing 1998
- Rainey D. Staying close. Dallas: World publishing, 1989.
- Rainey D. Training manual. Dallas: World Publishing, 1998.
- Rainey D., Lewis R. Managing pressure in your marriage. Gospel Light, Ventura, California, 1993.
- Rogers C.R. Becoming Partners. London, 1973.
- Rosenberg M. Society and adalescent self-image.- Princeton, 1965.
- Rubin Z. Measurement of romantic love. Journal of Personality and Social1. Psychology. 1970, № 16.
- Satir V. Peoplemakink. Palo Alto: Calif.:Science and behavior, 1972.
- Singer P. Rethinking life and death. Oxford University Press, 1995.
- Smalley G. Hidden keys of a loving lasting marriage. Michigan: Zonder-vanPH, 1988.
- Smalley G. Making love last forever. Dallas: Word publishing, 1996.
- Smalley G. Secrets to lasting love. NY: Simon&Schuster, 2000.
- Smalley G., Trent J. The language of love. Illinois: Tyndale, 1998.
- Stevenson L. Seven theories of human nature. Oxford University press. 1974.
- Sternberg R.J. The Triangle of Love. NY.: Basic books, 1988.
- Sullivan H. The interpersonal theory of psychiatry.- N.Y., 1953.
- Trobisch W. I married you. Liecester: inter-varsity press, 1985.
- Vitz P. Psychology as religion. GrandRapids, Mich.: Eerdmans, 1977.
- Wheat Ed. Intended for pleasure. NY: Zondervan, 1980.
- Wright N. Communication: key to your marriage. Regal Books, California, 1974.
- Wright N. More communication keys to your marriage. Ventura, REGAL BOOKS, 1978
- Wright N. Premarrital counseling. Chicago: Moody press, 1977.
- Wylie R.C. The self- concept. vol. 1. — Lincoln, 1974.
- Wylie R.C. The self- concept. vol.2. — Lincoln, 1979.