Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-психологические аспекты оперирования деньгами и ценными бумагами в ситуации социальной нестабильности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальные и политические изменения, происходящие в нашей стране в последние годы, не нашли еще полного отображения в социально-психологических исследованиях. Это в полной мере относится к экономическим изменениям, затронувшим жизнь практически всех граждан России. Новые условия требуют от миллионов людей выработки и реализации на практике новых паттернов экономического поведения, более… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психология социальных изменений
    • 1. 1. Психологические проблемы социальных изменений
    • 1. 2. Специфика социальных изменений в России
    • 1. 3. Социальные представления в контексте социальных изменений
  • Глава 2. Психологические аспекты финансового поведения
    • 2. 1. Психологический и социологический аспекты проблемы денег
    • 2. 2. Психологические аспекты инвестиционной активности
  • Глава 3. Эмпирическое исследование психологических аспектов операций с деньгами, ценными бумагами и их суррогатами
    • I. Программа исследования психологических аспектов операций с деньгами, ценными бумагами и их суррогатами
    • 1. Цели и задачи исследования
    • 2. Процедура, выборка и методические приемы эмпирического исследования
    • II. Результаты исследования
    • 1. этап. 1994−1995г. Психология инвестиционной активности граждан в период «финансовых пирамид»
    • II. этап. 1996−1997г. Психология инвестиционной активности граждан в период структуризации фондового рынка

Социально-психологические аспекты оперирования деньгами и ценными бумагами в ситуации социальной нестабильности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Социальные и политические изменения, происходящие в нашей стране в последние годы, не нашли еще полного отображения в социально-психологических исследованиях. Это в полной мере относится к экономическим изменениям, затронувшим жизнь практически всех граждан России. Новые условия требуют от миллионов людей выработки и реализации на практике новых паттернов экономического поведения, более продуманного обращения со своими накоплениями, готовности к изменению условий жизни, условий работы, в некоторых случаях и потери работы, продумывания экономических аспектов своей жизни после выхода на пенсию, обеспечение медицинского страхования и т. д. Представляется очевидным, что адекватное функционирование в этой сфере предполагает преодоление определенных психологических барьеров, и, в целом, носит не только рационально-экономический, но и психологический характер. Получившая широкое распространение в последние годы социологическая традиция исследования восприятия гражданами новых экономических и политических условий и процессов адаптации к ним, представляется нам, безусловно, продуктивным, но не достаточным. В социологических исследованиях может быть получен ответ на то, как люди видят ситуацию и как они действуют в этой ситуации. Но социологические методы по своей природе не могут дать подробного, детального ответа на вопрос о том, почему люди принимают те или иные решения, каковы механизмы этих решений и т. д. Для социальной психологии проблема прояснения психологических механизмов социального поведения в новых условиях является актуальной и с теоретической, и с сугубо практической точек зрения.

Целью работы было изучение психологических аспектов деятельности людей на фондовом рынке, операций с ценными бумагами и их суррогатами, а также выяснение закономерностей восприятия фондового рынка и экономической ситуации с целом.

В ходе теоретического и эмпирического исследования предстояло решить следующие задачи:

1. Проанализировать опыт отечественных и зарубежных исследований по проблемам психологических аспектов социальных изменений, оперирования деньгами и инвестиционной активности.

2. Выявить психологические механизмы участия граждан в деятельности финансовых пирамид.

3. Выяснить психологические механизмы, которые удерживали часть населения от вкладывания своих сбережений в финансовые пирамиды.

4. Выявить психологические механизмы поведения граждан по отношению к фондовому рынку в период его структуризации и относительно высокого, в сравнении с периодом пирамид, правового и информационного обеспечения.

5. Описать и проанализировать динамику установок по отношению к деньгам и операциям с деньгами.

Предмет исследования: социальные представления о деньгах, ценных бумагах и их суррогатах, их динамика, психологические аспекты финансового поведения в условиях социальной нестабильности.

Объект исследования: граждане, вкладывание и не вкладывавшие деньги в финансовые пирамиды, а также граждане среднеи высокодоходных финансовых групп, реализующие различные паттерны поведения по отношению к фондовому рынку.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Операции с деньгами в период глобальных социально-экономических перемен, помимо экономически-прагматических функций, преследовали цели психологической адаптации.

2. Отношение к новым объектам социальной реальности (фондовый рынок, ценные бумаги) за время социально-экономических реформ трансформировалось от эмоционально и символически нагруженного до рационального, со слабой представленностью аффективного компонента.

3. Социальные представления о деньгах и фондовом рынке выполняли адаптивную функцию и менялись в соответствии с задачами граждан по освоению новой социально-экономической реальности. Л.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

Впервые в отечественной социальной психологии проанализированы психологические аспекты операций с деньгами, ценными бумагами и их суррогатами, динамика представлений о деньгах и фондовом рынке и ее связь с изменениями социально-экономической ситуации. Выявлены психологические механизмы участия граждан в «финансовых пирамидах», типология вкладчиков. Показаны ® психологические факторы низкой инвестиционной активности в период после краха пирамид.

Проанализированы психологические аспекты адаптации людей к новым экономическим условиям и новым финансовым институтам. Показаны адаптивная роль социальных представлений о деньгах и фондовом рынке, изменение соотношения их эмоционального и рационального компонентов в разные периоды социально-экономических трансформаций.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно вносит вклад в развитие и обогащение наших представлений о Ф психологической детерминации экономического поведения и о психологической адаптации к условиям нестабильности.

Прикладное значение проведенного исследования.

1. Полученные нами результаты использовались Федеральной комиссией по ценным бумагам для организации разъяснительной и пропагандистской работы.

2. Полученные нами результаты были включены в учебный процесс кафедры социальной психологии МГУ.

3. Полученные нами результаты использовались в публикациях, посвященных проблемам развития фондового рынка и защите прав инвесторов, в различных периодических изданиях и радиопередачах.

4. Полученные нами результаты были использованы при подготовке Закона о защите прав инвесторов и акционеров. ф.

ВЫВОДЫ.

1. Инвестирование средств в «финансовые пирамиды» являлось для людей не только способом решения материальных проблем, но и освоением новых социальных феноменов и апробированием новых моделей экономического поведения. Участие в деятельности «пирамид» было способом адаптации к изменяющейся социальной реальности.

2. В зависимости от психологических особенностей вкладчиков, «финансовые пирамиды» по-разному встраивались в их индивидуальную картину мира. За внешне одинаковым финансовым поведением вкладчиков стояли разные потребности, эмоциональные реакции, страхи или желания. В частности, ведущей мотивацией разных типов вкладчиков была либо игровая, либо прагматическая, либо «защитная» (мотивация снижения тревоги и защиты Я-концепции).

3. Динамика отношения людей к ценным бумагам и их суррогатам демонстрирует гетерохронность экономических процессов, с одной стороны, и их отражения в сознании граждан, с другой. Четыре-пять лет назад, когда в реальности структур фондового рынка еще не существовало, наблюдался высокий уровень готовности граждан к операциям с ценными бумагами, что проявилось в обращении значительной части населения в финансово-инвестиционные компании. Сейчас же, когда структуры фондового рынка в значительной степени сформированы, негативизм населения по отношению к операциям с ценными бумагами достиг своего пика.

4. Низкая в настоящее время инвестиционная активность тех слоев населения, которые имеют для этого материальные возможности, объясняется двумя основными факторами. Во-первых, существует высокий уровень недоверия к структурам фондового рынка. По всей вероятности, в этом проявляется не столько базовое недоверие к структурам фондового рынка, сколько ко всем государственным институтам. Во-вторых, фактором, препятствующим активности на фондовом рынке, является амбивалентное или негативное отношение к идее долгосрочного накопления.

5. Та небольшая часть населения, которая использует свои финансовые возможности для игры на фондовом рынке, реализует при этом разную мотивацию. Часть инвесторов, вкладывающих деньги в паевые инвестиционные фонды, преследует наиболее рациональную цель — долгосрочного накопления. Вторая группа вкладчиков, преследует в первую очередь не экономические, а психологические цели — операции на фондовом рынке служат не столько накоплению, сколько самореализации. Третья группа вкладчиков, как и в период пирамид, продолжает надеяться на быстрое обогащение.

6. В период с начала деятельности «финансовых пирамид» по сегодняшний день отношение граждан к фондовому рынку претерпело существенные изменения. Надежда и агрессия периода пирамид, когда с оперированием суррогатами ценных бумаг связывалась мечта о быстром обогащении или об экономической безопасности, сменились рациональным и трезвым отношением к фондовому рынку, который сегодня воспринимается как естественная часть экономической системы, сильно дистанцированная от нужд «простого человека» .

7. За прошедший с начала экономических реформ период резко снизилась эмоциональная нагруженность денег и тех новых институтов и структур, которые связаны с операциями с деньгами. Распространенные в период «финансовых пирамид» идеи о возможностях внезапного обогащения, о капиталах, возникающих «ниоткуда», сменились более рациональным видением экономических механизмов и путей получения доходов.

8. Динамика представлений граждан о деньгах и фондовом рынке демонстрирует адаптивную функцию социальных представлений.

Объективно неадекватные представления граждан о «финансовых пирамидах» и суррогатах ценных бумаг позволяли людям не просто пассивно воспринимать происходящее, не понимая его, но и строить свои собственные варианты выживания, и, тем самым, способствовали уменьшению уровня тревоги и защите Я-концепции.

В период снижения остроты социально-экономических проблем и уровня депрессивно-агрессивных общественных настроений социальные представления о деньгах и финансовых структурах становятся более рациональными и логичными, а их основная функция заключается не в решении эмоциональных проблем, а, в большей степени, в регуляции поведения.

9. К условиям социальной нестабильности неприменимо традиционное понимание процесса адаптации. Задачей и результатом адаптации к нестабильности, по всей видимости, является вырабатывание общего паттерна «быстрого реагирования» на постоянно происходящие изменения. Примером адаптации такого рода является экономическое поведение наших сограждан по отношению к деньгам и ценным бумагам, которое в разные периоды социальных трансформаций и развития фондового рынка было вполне адекватно образу мира, представлениям об экономических реалиях и тем задачам, которые стояли перед людьми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выработка новых паттернов обращения с деньгами и новых установок по отношению к деньгам за последние годы — одна из самых сложных задач по адаптации к новым социальным условиям, стоящих перед нашими согражданами. «Обычный человек» может, в принципе, дистанцироваться от политических и макроэкономических изменений, влияние которых на его повседневную жизнь весьма опосредованно, однако он не может не обращать внимание на инфляцию, изменение соотношения цен, угрозу потери работы или, в позитивном варианте, новые возможности для применения своих профессиональных навыков. Описанные выше исследования позволяют сделать несколько выводов относительно того, как проходили процессы формирования новых моделей экономического (прежде всего, финансового) поведения.

1. За прошедший с начала экономических реформ период резко снизилась символическая нагруженность денег и тех новых институтов и структур, которые связаны с операциями с деньгами. Весьма распространенные в период финансовых пирамид идеи о возможностях сказочно быстрого обогащения, о капиталах, возникающих «ниоткуда», сменились более рациональным видением экономических механизмов и путей получения доходов. Деньги не потеряли свои символические функции, поскольку они обладают ими по определению во все времена и во всех обществах. Однако снизилась их всеобъемлющая и глобальная эмоциональная нагруженность, призванная решать проблему иррадиированной, размытой и разлитой тревоги, связанной с общей неуверенностью людей в самом начале процесса социальных изменений. Теперь представления о деньгах и их функциях более дифференцированы и не столь глобальны.

2. Существенные изменения претерпело отношение граждан к фондовому рынку. Надежда и агрессия периода пирамид, когда с оперированием суррогатами ценных бумаг связывались мечты на быстрое и чудесное обогащение или, как минимум, на экономическую безопасность, (соответственно, крах этих надежд вызывал агрессию по отношению к фондовому рынку, государству и самим себе) сменилось рациональным и трезвым отношением к фондовому рынку как к естественному, хотя чаще всего непонятному компоненту экономической системы. Собственное участие в операциях на фондовом рынке представляется большинству граждан, в том числе и тем, кто имеет для этого объективные финансовые возможности, нереальным. Небольшая группа населения, которая все же участвует в операциях с ценными бумагами, также поступает, в основном, рационально, реализуя свою активность через паевые инвестиционные фонды — наиболее безопасные и требующие наименьшего профессионализма формы участия в деятельности фондового рынка. Люди, участвующие в работе фондового рынка, хотя и продолжают восприниматься населением в основном негативно, однако уровень негативизма заметно снижается. Экстраполяция обозначенных тенденций на будущее позволяет надеяться, что с развитием финансовых институтов, ориентированных на «среднего» человека, по мере появления в стране таких структур, как пенсионные, страховые фонды, граждане будут участвовать в их работе со степенью рациональности не меньшей, чем это делают граждане западных стран. Однако будет существовать временной лаг между созданием новых финансовых институтов, их правовым и информационным обеспечением и сколько-нибудь массовым участием населения в его работе, объяснением которого может быть явление гетерохронности экономических процессов и их отражения в сознании граждан.

3. На наш взгляд, динамика представлений граждан о деньгах и фондовом рынке демонстрирует адаптивную функцию социальных представлений.

В период «финансовых пирамид» они были противоречивы, фрагментарны, однако при этом воспринимались людьми как логичная и связная картина мира. Это позволяло людям не просто пассивно воспринимать происходящее, не понимая его, но и строить свои собственные варианты выживания, чувствовать контроль над собственной жизненной ситуацией. Аффективная насыщенность представлений о финансовых пирамидах была своего рода обратной стороной и «противовесом» страху не выжить и потерять себя в новой реальности. Тем самым объективно неадекватные представления граждан о «финансовых пирамидах» и суррогатах ценных бумаг способствовали уменьшению уровня тревоги и защите Я-концепции. Здесь можно видеть определенное рассогласование между адекватностью и адаптивностью социальных представлений. Неадекватность социальных представлений обернулась экономическими потерями, однако в самый трудный период экономических реформ позволила людям решать психологические проблемы и улучшить их психологическое самочувствие. Сами же потери произошли уже позже — тогда, когда острота переживания дискомфорта от новизны экономических условий прошла свой пик.

Когда же люди почувствовали себя более спокойно, снизилась тревога, основной функцией представлений о финансовых структурах стало не решение эмоциональных проблем, а, в большей степени, регуляция поведенияа сами социальные представления становятся более рациональными и логичными.

4. К условиям социальной нестабильности неприменимо традиционное понимание процесса адаптации, задачей которого является создание новых моделей поведения в устойчивой и неизменной ситуации, что свойственно адаптации к новой культурной среде или процессу освоения новых возрастных задач. Задачей и результатом адаптации к нестабильности, по всей видимости, является вырабатывание общего паттерна «быстрого реагирования» на постоянно происходящие изменения. Поэтому нельзя говорить о правильном или неправильном, адаптивном или неадаптивном поведении в такого рода ситуациях. Можно говорить об адаптивности или неадаптивности в каждый конкретный момент времени, и поскольку условия среды постоянно меняются, то те паттерны, которые были адаптивны сегодня, могут стать дезадаптивными завтра. Таким образом, экономическое поведение наших сограждан, по крайней мере, той части, которая репрезентирована в нашем исследовании, было вполне адекватно образу мира, представлениям об экономических реалиях и тем задачам, которые стояли перед ними.

Так, в эпоху «финансовых пирамид» основная масса населения понимала и чувствовала свою некомпетентность в новом социумеу людей отсутствовало ощущение временной преемственности (эпоха реформ воспринималась как совершенно особый период, никак не связанный ни с прошлым, ни с будущим). При таком мировосприятии естественной целью оперирования деньгами является выживание и снижение тревоги, что и пытались сделать люди, участвуя в деятельности финансово-инвестиционных компаний.

В период времени после краха финансово-инвестиционных компаний у части общества появилось ощущение собственной адекватности требованиям социальной реальности, снизилась тревога, но при этом сохранялось ощущение разорванности социального времени и, соответственно, полной непредсказуемости будущего страны. Целями, релевантными этому ощущению, были потребление и краткосрочные накопления, позволявшие получать максимум возможных удовольствий сегодня или в ближайшее время.

Сбор материалов по данной работе был завершен весной 1998 года. Второй этап нашего исследования, проводившийся в период с весны 1996 г. по по весну 1998 г., касается относительно стабильного периода социльно-экономического развития страны последних лет. Кризис, начавшийся в августе 1998 г., коренным образом изменил не только собственно экономическую ситуацию в России, но и психологическую феноменологию. Все те проблемы, которые мы пытались осветить на двух этапах нашего исследования, могут и должны быть исследованы и ф при нынешнем резком повороте ситуации. Мы рассчитываем продолжить работу в этом направлении и надеемся, что данные, собранные нами относительно психологических аспектов периода финансовых пирамид и периода относительной стабильности, будут полезны для понимания поведения и психологических реакций людей в нынешней ситуации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Л., Антонюк Е. В., Гозман Л. Я. Фондовый рынок — генезис образа и экономическое поведение. Вопросы социологии. 1998. № 8.
  2. Г. М. Психология социального познания. Аспект-пресс М., 1997.
  3. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л-д, «Наука», 1988.
  4. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. «Прогресс» М., 1986.
  5. H.H., Мельникова О. Т., Фоломеева Т. В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях.// Введение в практическую социальную психологию. М&bdquo- «Смысл», 1996.
  6. H.H., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ. М. Изд-во Моск. ун-та, 1992.
  7. Ф.Е. Психология переживания. Изд-во Моск. ун-та Москва, 1984.
  8. Е.В., Казаков Е. А. Инвестиционное поведение населения в ситуации преобразования инвестиционных институтов. Вопросы социологии. 1998. № 8.
  9. Е.В., Малышева М. В. Развитие рынка сбережений и финансовое поведение населения России в 1994−97гг. Вопросы социологии. 1998. № 8.
  10. Ю.Венгер А. Л., Десятникова Ю. М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям. Вопросы психологии. М., № 1 1995.
  11. П.Верховин В. И. Структура и функции монетарного поведения. Социологические исследования, 1993, N 10.
  12. A.A., Алавидзе Т. Л., Антонюк Е. В. Восприятие частного предпринимательства и частных предпринимателей. Вестниик Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1997.№ 4.
  13. Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. Автореф. канд. диссерт., СП., 1994.
  14. Л.Я., Эткинд A.M. Метафоры или реальность? Психологический анализ советской истории. Вопросы философии, 1991, № 3, с. 164−173.
  15. Л.Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. Феникс, Ростов-на Дону, 1996.
  16. А.И., Емельянова Т. П. Концепция «социальных представлений» в современной французской психологии. МГУ, М., 1987.17.3дравомыслова О.М., Арутюнян М. Ю. Российская семья: стратегия выживания. // Семья в России. 1995, № 3−4.
  17. О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности.// Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.
  18. Кон И. С. Ребенок и общество. «Наука» М., 1988.
  19. А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома. Вопросы психологии № 5, 1995, с.69−79.
  20. O.E. Иллюзии рациональности: влияние коллективных представлений на инвестиционное поведение вкладчиков «финансовых пирамид». Вопросы социологии. 1998. № 8.
  21. C.B. Основы экономической психологии, МГУ, 1992.
  22. C.B. «Экономический человек» и рациональность экономической деятельности . Психологический журнал, 1990, т. 11, N6.
  23. C.B. Интраэкономическая модель экономического поведения и иллюзия прибыльности . Психологический журнал, 1991, т. 12.
  24. C.B. Экономическая психология и вариативность моделей экономического поведения. Экономические науки, 1991, N 7.
  25. Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа я в ситуации социального перелома. Вопросы психологии № 5, 1995, с.61−68.
  26. Р., Фиске М., Кендалл Р. Фокусированное интервью. М., Институт молодежи, 1991.
  27. С. Машина, творящая богов. М., «Центр психологии и психотерапии» Изд-во «КСП+», 1998.
  28. С. Общество и теория в социальной психологии. / /Современная зарубежная социальная психология.: Тексты. М., 1984.
  29. С. От коллективных представлений к социальным. Вопросы социологии. 1992. T. I, № 2.
  30. A.A. Социально-психологическая адаптация личности. АН Армянской ССР, Ереван, 1988.
  31. Т., Дюма К. Абрахам Маслоу и Хайнц Кохут: сравнение. Иностранная психология, т. 1, № 1, с. 18−27, РАН ИП, М., 1993.
  32. В.В. Возвращение толпы: анализ поведения вкладчиков финансовых пирамид. Вопросы социологии. 1998. № 8.
  33. В.В. О сбережениях и сберегательных мотивах российского населения. Вопросы социологии. 1998. № 8.
  34. В.И. Деньги в современном цивилизованном обществе. Вестник МГУ. Серия 6. Экономика, 1992, N 3.
  35. JI. А. Изучение экономического сознания методом семантического дифференциала. Социологические исследования, 1992, N 8.
  36. Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации. // Введение в практическую социальную психологию. М. «Смысл», 1996.
  37. A.B. Этнопсихотерапавтический подход к человеку в условиях современного кризиса его экосистемы. Мир психологии ипсихология в мире, № 0, Международная педагогическая академия, М., 1994.
  38. С. Сравнение психоаналитической Я-психологии и личностно центрированной терапии К.Роджерса. Иностранная психология, т.1, № 1, с. 7−18, РАН ИП, М., 1993.
  39. Т., Соколовская Й. Когнитивные представления о социоэкономических феноменах. Психологический журнал, 1993, т. 14, N3.
  40. Э. Детство и общество. Фонд «Университетская книга», С-П., 1996.
  41. А. Психология Я и защитные механизмы. М., «Педагогика-Пресс», 1993.
  42. Фрейд 3. Психоаналитические этюды., Минск, «Беларусь», 1991.
  43. Э. Здоровое общество. //Психоанализ и культура. Юристь М., 1995.
  44. Э. Психоанализ и этика. «Республика» М., 1993.
  45. К. Невротическая личность нашего времени. С/с в 3 т., т.1, «Смысл», М., 1997.
  46. Е.В. Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссии 80-х 90-х годов. (Научно-аналитический обзор.) ИНИОН РАН, М., 1996.
  47. Abraham К. Contribution to the theory of the anal character. International journal of psychoanalysis, 1923, 4:4, pp.400−418.
  48. Abramovitch R., Freedman J., Pliner P. Children and money: getting the allowance, credit versus cash, and knowledge of pricing. Journal of Economic Psychology. 1991, 12, Pp.27−46.
  49. Appelbaum R.P. Theories of social change. Chicago: Rand McNally, 1970.
  50. Ayllon Т., Azin N. The Token Economy: A motivational system for therapy and rehabilitation. New-York: Appleton Century — Crofts, 1968.
  51. Baker W. and Jimerson J.B., The Sociology of Money, American Behavioral Scientist 35 (July/August 1992), 678−93.
  52. Baker W., What Is Money? A Social Structural Interpretation, in Intercorporate Relations, ed. Mark S. Mizruchi and Michael Schwartz (New York: Cambridge University Press, 1987, pp 109−144.
  53. Baric L., Some Aspects of Credit, Saving and Investment in a Non-Monetary Economy (Rossel Island). // Capital, Saving, and Credit in Peasant Societies, ed. Raymond Firth and B. S. Yamey, Chicago: Aldine, 1964, pp. 422−423.
  54. Barnard B. W., The Use of Private Tokens for Money in the United States, Quarterly Journal of Economics 31, 1917, 600−34.
  55. Belk R.W. and Wallendorf M., The Sacred Meanings of Money, Journal of Economic Psychology 11, 1990, 35−67.
  56. Bergler E. Money and Emotional Conflicts. International Universities Press, 1985.
  57. Berti A. and Bombi A., The development of the concept of money and its value, A longitudinal study, Child Development, 1981, 52, 1179−82.
  58. Biggart N., Labor and Leisure, Handbook of Economic Sociology, ed. Neil Smelser and Richard Swedberg, Princeton, N.J.: Princeton University Press and New York: Russell Sage Foundation.
  59. Blum S.H. Investment Preferences and the Desire for Security: a Comparison of Men and Women. The Journal of Psychology, 1976, 94, Pp.87−91.
  60. Borneman E. The Psychoanalysis of money. NY, Wrizen Books, 1976.
  61. Brown N. Apocalypse and/or Metamorphoses. Los Angeles, Oxford, 1991.
  62. Bugoyne C., Routh D. Constrains on the use of money as a gift at Christmas: the role of status and intimacy. Journal of Economic Psychology. 1991, 12, Pp.47−69.
  63. Carlson L., Grossbart S. Parental style and consumer socialization of children. Journal of Consumer Research, 1988, 15, Pp. 77−94.
  64. Carruthers B. G. and Babb S., The Color of Money and the Nature of Value: Greenbacks and Gold in Postbellum America, paper presented at the annual meeting of the American Sociological Association, 1993, Miami.
  65. Crump T., The Phenomenon of Money, London: Routledge & Kegan Paul, 1981, p. 19.
  66. Distribution Channels for Mutual Funds: Understanding Shareholder Choices. Research Report/ Summer 1994, Investment Company Institute.
  67. Douglas M., Primitive Rationing, in Themes in Economic Anthropology, ed. Raymond Firth, London: Tavistock, 1967, pp. 119−147.
  68. Economy and Society, ed. Guenther Roth and Claus Wittich, New York: Bedminster Press, 1968, vol. 1. p. 77.
  69. Edwards W., Behavioural decision theoiy, Annual Review of Psychology, 1961, 12, 473−98.
  70. Estes R., Hosseini J. The Gender Gap on Wall Street: An Empirical Analysis of Confidence in Investment Decision Making. The Journal of Psychology, 122, 6, Pp.577−590.
  71. Fenichel 0. The drive to amass wealth. The Collected Papers of Otto Fenichel. New York: Norton, 1947.
  72. Ferenczi S. Further contribution to the theory and techniques of Psychoanalysis. London. Knopf, 1926.
  73. Furnham A. The protestant work ethic, human values and attitudes towards taxation. Journal of Economic Psychology 8, 1983 Pp. 112−29.
  74. Furnham A. Many sides of the coin: the psychology of money usage. Personality and Individual Differences, 5, 1984, Pp.95−103.
  75. Furnham A. The perceived value of small coins, Journal of Social Psychology, 1985a, 33, Pp. 117−36.
  76. Furnham A. Why do people save? Attitudes to and habits of saving money in Britain. Journal of Applied Social Psychology 15, 1985. Pp.354−73.
  77. Furnham A., Lewis A. The economic mind: the social psychology of economic behavior. Hemel Hempstead: Harvestster Weatsheaf, 1986.
  78. Furnham A., Thomas P. Pocket-money a study of economic education. British Journal of Developmental Psychology 2, 1984, Pp.205−12.
  79. Gansmann H., Money A Symbolically Generalized Medium of Communication? On the Concept of Money in Recent Sociology, Economy and Society 17, August 1099, 283−316.
  80. Geertz C., Deep Play: Notes on the Balinese Cockfight, in The Interpretation of Cultures, ed. Clifford Geertz, New York: Basic Books, 1973, pp. 422−442.
  81. Geist R. The Emotions of Risk. The Third Annual Congress on the Psychology of Investing, Boston, 1997, Pp.7a-7t.
  82. Gianotten H. and van Raajj W., Consumer credit and saving as a function of income and confidence, The Economic Psychology Colloquim, Scotland, 1982.9 84. Goldberg H. and Lewis R, Money Madness: The psychology of Saving,
  83. Spending, Loving and Hating Money, London: Springwood, 1979.
  84. Goldberg S.T. Psychology of Investors and a Questionnaire for Determining your Risk Tolerance. Kiplinger’s Personal Finance Magazine, v.49, n8, P. 68(4), Aug, 1995.
  85. Gurney K.S. Your Money Personality. Financial Psychology Corporation, 1998.
  86. Hanley A., Wilhelm M. Compulsive buying: a exploration into self-esteem and money attitudes. Journal of Economic Psychology 13, 1992, Pp.5−18.
  87. Hartmann H. Ego-psychology and problem of adaptation. N.Y., 1958.
  88. Hirsch F., Social Limits to Grouth, Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1978.
  89. Horowitz D., The Morality of Spending, Baltimore, Md.: Johns Hopkins University Press, 1985.93.1ngelhart R. Changing values, economic development and political change. International Social Science Journal, Sep.01 1995 vol.4 No 3.
  90. Kahneman D. and Tversky A., Prospect theory, an analysis of decisionmaking under risk, Econometrica 1979, 47, 263−92.
  91. Kahneman D. and Tversky A., The Psychology of Preferences, Scientific American 246, January 1982, 160−173.
  92. KatonaG., Psychological Economics, Amsterdam: Elsevier, 1975.
  93. Katona G., Essays on Behavioral Economics, Ann Arbor, MA- Institute for Social Research, 1980.
  94. Lindauer S. Public and Investor Attitudes in Relation to the Stockmarket. Journal of Economic Psychology 8, 1987, 91−1079 99. Lindgren H.C. The Psychology of Money. Krieger Publishing Company, 1. Florida, 1991.
  95. Linn R. Sex differences in competitivness and valuation of money in twenty countries. Journal of Social Psychology, USA, 1993, 134, No 4. Pp. 507−511.
  96. Lea S., Tarpy R., Webley P., The Individual in the Economy, New York: Cambridge University Press, 1987, pp. 450−76.
  97. Lewis A., Webly P., Furnham A. The new economic mind. The social • psychology of economic behavior. Harvestster Weatsheaf, 1995.
  98. MacCrimmon K.R., Wehrung D.A. Characteristics of risk taking executives. Management Science. Vol. 36, No.4, April 1990.
  99. Markova I., Wilke P. Reresentations, consepts and social change: the phenomenon of AIDS. Journal for the theory of social behavior. Oxford, 1987. Vol.17, № 4, pp. 389−409.
  100. McClelland D., The Achieving Society, Princeton, N.J.: Van Nostrand, 1961.
  101. Melitz J., The Polanyi School of Anthropology on Money: An Economist’s View, American Anthropologist 72, 1970, 1020−1040.
  102. Mitchell W.C., The Role of Money in Economic Theory, 1916.// The Backward Art of Spending Money and Other Essays, New York Augustus M. Keeley, 1950.
  103. Parker I. Social representation: social psychology’s (mis) use of sociology.. Journal for the theory of social behavior. Oxford, 1987. Vol.17, № 4, 447−469.
  104. Parry J. and Bloch M., Money and the Morality of Exchange, Cambridge: Cambridge University Press, 1989.
  105. Phillips L. Human adaptation and its failures. New York and London: Academic Press, 1968.
  106. Polanyi K., The Economy as an Instituted Process. //Trade and Market in the Early Empires, ed. Polanyi K., Arensberg C., Pearson H., Glencoe, 111.: Free Press, 1957, pp. 264−266.
  107. Potter J., Litton I. Some problems underlzing the theorz of social representations. Brittish Journal of social psychology. 1985, Vol 24, № 2, pp. 81−90.
  108. Potter H.C., Stanton G.T. Money management and mental health. American Journal of Psychotherapy Vol. 24, No. l, 1970. Pp. 70−91.
  109. Pring M.J. Investment Psychology Explained. John Wiley & Sons, Inc. 1993.
  110. Reddy W., Money and Liberty in Modern Europe, New York: Cambridge University Press, 1987.
  111. Rubinstein C. Your money and your life, Psychology Today, 1980, 12, 47−58.
  112. Schneider L. The Psychology of Social Change. Human Sciences Press, INC., N.Y., 1988.
  113. Shefrin H. M, Statman M. How Not to Make Money in the Stock Market. Psychology Today/ February 1986, pp. 52−57.
  114. Shipton P., Bitter Money, Washington: American Anthropological Association, 1989.
  115. Simmel G., The Philosophy of Money, trans. Tom Dottomore and David Frisby, London: Routledge & Kegan Paul, 1900. 1978.
  116. Skinner B.F., Science and Human Behavior, New York: Macmillan, 1953.
  117. Tajfel H., Fraser C. Introducing Social Psychology. Penguin Books, N.Y., 1978.
  118. Thaler R., Anomalies: Saving, Fungibility, and Mental Accounts, Journal of Economic Perspectives 4, 1990, 193−205.
  119. The Meanings of Money, ed. Doyle K.O., American Behavioral Scientist 35, July/August 1992.
  120. Thomas W.I. and Znaniecki F., The Polish Peasant in Europe and America, New York: Dover 1918−20., 1958.
  121. Titmuss R. M, The Gift Relationship, New York- Vintage, 1971.
  122. Turner B.S., Simmel, Rationalisation and the Sociology of Money, The Sociological Review 34, 1986, 93−114.
  123. Van Raajj F., Economic psychology, Journal of Economic Psychology, 1981, 1 (1), 1−24.
  124. Weber E.U., Milliman R.A. Perceived risk attitudes: relating risk perception to risky choice. Management Science/ Vol. 43, No.2, February 1997. Pp. 123−144.
  125. Weber M., The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism, New York, Scribners, 1905.
  126. Webley P., Lea S. and Portalska R., The unacceptability of money as a gift, Journal of Economic Psychology, 1983, 4, 223−38.
  127. Wernimont P. and Fitzpatrick S., The meaning of money, Journal of Applied Psychology, 1972, 56, 218−26.
  128. Wilson T., The Power «To Coin „Money: The Exercise of Monetary Powers by the Congress, New York: M. E. Sharpe, 1992, pp. 72−73.
  129. Yablonsky L. The Emotional Meaning of Money. Gardner Press, Inc., N.Y., London, 1991.
  130. Yamanchi K. and Templer D., The development of a money attitude scale, Journal of Personality Assessment, 1982, 46, 522−28.
  131. Zelizer V., The social meaning of money. Basic Books, A Division of HarperCollins Publishers, 1994.
  132. Zelizer V., Pricing the Priceless Child: The Changing Social Value of Children, New York: Basic Books, 1985, pp. 182−84.1. Описание выборки.1.этап исследования 1995−1996гг.
  133. Опрос вкладчиков финансовых инвестиционных компаний.
  134. Фокус-группы, проведенные в г. Москве1. 20 сентября 1995 г.
  135. В фокус-группе приняли участие 7 человек, вкладывавшие средства в финансовые компании, с высшим образованием, в возрасте от 25 до 35 лет, 4 женщины и 3 мужчины.2. 24 сентября 1995 г.
  136. В фокус-группе приняли участие 8 человек, вкладывавшие средства в финансовые компании, с высшим образованием, в возрасте от 35 до 45 лет, 3 женщины и 5 мужчин.3. 3 октября 1995 г.
  137. В фокус-группе приняли участие 9 человек, вкладывавшие средства в финансовые компании, со средне-специальным или незаконченным высшим образованием, в возрасте от 35 до 50 лет, 5 женщин и 4 мужчин.4. 15 октября 1995 г.
  138. В фокус-группе приняли участие 6 человек, вкладывавшие средства в финансовые компании, с высшим образованием, в возрасте от 45 до 65 лет, 3 женщины и 3 мужчин.
  139. Фокус-группы, проведенные в г. Рязани1. 1 ноября 1995 г.
  140. В фокус-группе приняли участие 8 человек, вкладывавшие средства в финансовые компании, с высшим образованием, в возрасте от 45 до 65 лет, 4 женщины и 4 мужчин.2. 2 ноября 1995 г.
  141. В фокус-группе приняли участие 8 человек, вкладывавшие средства в финансовые компании, с высшим образованием, в возрасте от 35 до 45 лет, 3 женщины и 5 мужчин.3. 3 ноября 1995 г.
  142. В фокус-группе приняли участие 8 человек, вкладывавшие средства в финансовые компании, со средне-специальным или незаконченным высшим образованием, в возрасте от 38 до 52 лет, 4 женщины и 4 мужчин.4. 5 ноября 1995 г.
  143. В фокус-группе приняли участие 8 человек, вкладывавшие средства в финансовые компании, с высшим образованием, в возрасте от 25 до 35 лет, 4 женщины и 4 мужчин.
  144. Глубинные интервью с вкладчиками финансовых инвестиционных компаний в г. Москвепроводились в период с 10 ноября 1995 г. по 15 марта 1996 г.)
  145. Состав опрошенных: 10 респондентов, из них 7- с высшим образованием, в возрасте от 26 до 63 лет- 3 со среднеспециальным образованием в возрасте от 39 до 59 лет.
  146. Глубинные интервью с вкладчиками финансовых инвестиционных компаний в г. Рязанипроводились в период с 5 по 20 ноября 1995 г.)
  147. Состав опрошенных: 10 респондентов, из них 4- с высшим образованием, в возрасте от 28 до 58 лет- 6 со среднеспециальным образованием, в возрасте от 34 до 65 лет.
  148. Опрос граждан, не вкладывавших деньги в финансовые инвестиционные компании.
  149. Фокус-группы, проведенные в г. Москве1. 10 декабря 1995 г.
  150. В фокус-группе приняли участие 7 человек, не вкладывавшие средства в финансовые компании, с высшим образованием, в возрасте от 25 до 35 лет, 3 женщины и 4 мужчин.2. 12 декабря 1995 г.
  151. В фокус-группе приняли участие 8 человек, не вкладывавшие средства в финансовые компании, с высшим образованием, в возрасте от 35 до 60 лет, 4 женщины и 4 мужчин.
  152. Глубинные интервью с гражданами, не вкладывавшими средства в „пирамиды“ проводились в г. Москве в период с 15 декабря 1995 г. по 30 марта 1996 г.
  153. Состав опрошенных: 18 респондентов, из них 8 с высшим образованием, в возрасте от 30 до 54 лет- 10 — со среднеспециальным образованием, в возрасте от 34 до 65 лет.
  154. Этап исследования 1996−1997гг.
  155. Опрос граждан средне- и высокодоходных финансовых групп, не занимающихся инвестиционной деятельностью.
  156. Фокус-группы по теме „Образ фондового рынка и егоструктур“.1. 10 сентября 1996 г.
  157. В фокус-группе приняли участие 8 человек, с высшим образованием, в возрасте от 30 до 45 лет, с доходом от 100 $ до 300 $ на члена семьи, 4 женщины и 4 мужчин.2. 18 сентября 1996 г.
  158. В фокус-группе приняли участие 8 человек, с высшим образованием, в возрасте от 30 до 45 лет, с доходом не менее 300 $ на члена семьи, 4 женщины и 4 мужчин.3. 23 сентября 1996 г.
  159. В фокус-группе приняли участие 8 человек, с высшим образованием, в возрасте от 45 до 55 лет, с доходом от 100 $ до 300 $ на члена семьи, 4 женщины и 4 мужчин.4. 30 сентября 1996 г.
  160. В фокус-группе приняли участие 7 человек, с высшим образованием, в возрасте от 45 до 55 лет, с доходом не менее 300 $ на члена семьи, 4 женщины и 3 мужчин.
  161. Фокус-группы по теме „Отношение к сберегательной деятельности"5. 2 октября 1996 г.
  162. В фокус-группе приняли участие 7 человек представители среднего класса в возрасте от 25 до 35 лет, занимающиеся накоплением, с доходом не меньше 300 $ на члена семьи, 3 женщины и 4 мужчин-6. 4 февраля 1997 г.
  163. В фокус-группе приняли участие 8 человек представители среднего класса в возрасте от 35 до 50 лет, занимающиеся накоплением, с доходом не меньше 300 $ на члена семьи, 5 женщин и 3 мужчин-7. 19 февраля 1997 г.
  164. В фокус-группе приняли участие 8 человек представители среднего класса в возрасте от 25 до 35 лет, не занимающиеся накоплением, с доходом не меньше 300 $ на члена семьи, 4 женщины и 4 мужчин-8. 20 февраля 1997 г.
  165. В фокус-группе приняли участие 7 человек представители среднего класса в возрасте от 35 до 50 лет, не занимающиеся накоплением, с доходом не меньше 300 $ на члена семьи, 3 женщин и 4 мужчин-9. 23 февраля 1997 г.
  166. В фокус-группе приняли участие 8 человек студенты, не имеющие дополнительных доходов помимо стипендии 3 женщины и 5 мужчин-10. 26 февраля 1997 г.
  167. В фокус-группе приняли участие 7 человек студенты, самостоятельно зарабатывающие не менее 100 $ в месяц, 4 женщины и 3 мужчин.
  168. Глубинные интервью с гражданами, не занимающимися инвестиционной деятельностью, были проведены в период с 1 декабря 1996 г. по 18 февраля 1997 г.
  169. Состав опрошенных: 15 респондентов представители среднего класса с доходами не менее 300 $ на члена семьи в возрасте от 28 до 56 лет.
  170. Опрос граждан, вкладывающих средства в паевые инвестиционные фонды.
  171. Глубинные интервью с гражданами, занимающимися инвестиционной деятельностью, были проведены в период с 1 марта по 30 мая 1997 г.
  172. В состав опрошенных вошли люди, вложившие средства в паевые инвестиционные фонды. Интервью проводились в Центре коллективных инвестиций, а также в паевых инвестиционных фондах „Credit Swiss“ и „Илья Муромец“.
  173. Всего было опрошено 59 респондентов вкладчиков ПИФов, изних
  174. Пенсионеры 9 человек в возрасте от 60 до 65 лет-
  175. Сотрудники компаний, деятельность которых связана с работой фондового рынка (служащие банков, брокерских фирм, работники организаций участников фондового рынка) — 13 человек (от 22 до 45 лет) —
  176. Работники коммерческих предприятий (банков, риэлтерских фирм) 11 человек (от 25 до 43 лет) —
  177. Рабочие 8 человек (от 48 до 56 лет) —
  178. Безработные 4 человека (от 25 до 50 лет) —
  179. Служащие бюджетных организаций 8 человек (от 37 до 55 лет)
  180. Мелкие предприниматели 6 (от25 до 50 лет).
  181. Программа фокус-групп с вкладчиками финансово-инвестиционных компаний1. Разминка
  182. Какие финансовые компании Вы помните?1. Портреты создателей и вкладчиков финансовых компаний
  183. Какие люди создают финансовые компании? Что они из себя представляют?
  184. Если бы Вы рисовали портрет создателя компании, каким бы Вы его нарисовали (пол, возраст, одежда, фон, кто еще изображен, что он делает, что он будет делать).
  185. А если бы Вы рисовали портрет вкладчика, каким бы Вы его нарисовали (пол, возраст, одежда, фон, кто еще изображен, что он делает, что он будет делать)?
  186. Как Вы думаете, какие люди вкладывают деньги в финансовые компании? Что их объединяет?
  187. Почему они это делают? Что они хотят получить? Почему люди выбирают именно такой путь получения денег? Какие еще способы выхода из финансовых затруднений, получения денег сейчас существуют? Какие реальны для Вас?
  188. Какие люди не вкладывают деньги в такие компании и почему?
  189. Что могло бы остановить людей, чтобы они не вкладывали деньги в компании? Что могло бы остановить Вас?1.I. Ситуация с компаниями
  190. Чем объясняется массовое появление финансовых компаний сейчас у нас в стране?
  191. Нормальная ли это деятельность для рыночной экономики?
  192. Как, по Вашему мнению, обстоят дела с аналогичными компаниями в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германии и т. д.)?
  193. Какая ситуация с такими компаниями будет в нашей стране через пять лет? Через 20 лет? От чего и от кого зависит тот или иной ход событий?
  194. Нарисуйте график изменения количества компаний с течением времени)1. Ответственность
  195. Кто несет ответственность за создавшуюся ситуацию? Какова доля ответственности государства, компаний, самих вкладчиков?
  196. Какие меры необходимо принять сейчас для разрешения ситуации с лопнувшими компаниями и обманутыми вкладчиками? Кто может это сделать?
  197. Реально ли вернуть деньги или их часть? (Всем? Лично Вам?) От чего или от кого это зависит?1. VI. Рассказ по кругу
  198. Жила-была финансовая компания, и вот она лопнула.“
  199. VII. Письменное индивидуальное задание1.3 совета тем, кто хочет вложить деньги.2. 3 совета тем, кто потерял свои деньги.
  200. Программа фокус-групп с гражданами, не вкладывавшими средства в финансово- инвестиционные компании.1. Разминка
  201. Вспомните своего знакомого, который вкладывал деньги в финансовую компанию и коротко расскажите о нем.1. Портреты
  202. Как Вы думаете, какие люди вкладывают деньги в финансовые компании? Что их объединяет?
  203. Почему они это делают? Что они хотят получить? Почему люди выбирают именно такой путь получения денег?
  204. Почему люди не вкладывают деньги в такие компании?
  205. Что Вы чувствовали, когда слышали о выигравших деньги?
  206. Играли ли Вы когда-нибудь в лотереи? С каким результатом? Чем отличается игра в лотерею от вкладывания денег в финансовыекомпании?
  207. Что останавливало Вас от того, чтобы вложить деньги в эти компании?
  208. При каких условиях Вы стали бы вкладывать деньги куда-либо? Что это должно быть за организация?
  209. Что Вы почувствовали, когда компании стали закрываться?
  210. Что Вы почувствовали по отношению к людям, которые потеряли свои деньги?
  211. Что могло бы остановить людей, чтобы они не вкладывали деньги в компании?1.I. Ответственность
  212. Кто несет ответственность за создавшуюся ситуацию? Какова доля ответственности: а) государства, б) компаний, в) самих вкладчиков
  213. Жила-была финансовая компания, и вот она лопнула.“ „Жили-были люди, и стали им вводить реформы. Вводили-вводили и наконец ввели. И вот.“
  214. План интервью с вкладчиками финансовых инвестиционныхкомпаний.
  215. Как прошел Ваш первый визит в компанию?• Удалось ли Вам получить выплаты от компании? Как и когда Вы узнали о прекращении выплат? Что Вы почувствовали в тот момент?
  216. Предпринимали ли Вы какие-нибудь усилия для возвращения вклада? Почему?
  217. Как вы оцениваете итог Ваших взаимоотношений с компанией? Что Вы приобрели, что потеряли?
  218. Как Вы считаете, почему компании прекратили выплаты? С чемсвязан массовый крах финансовых компаний?
  219. Кто несет ответственность за сложившуюся ситуацию? Как бы Вы распределили меру ответственности за сложившуюся ситуацию между государством, компанией и вкладчиками?
  220. Что должно сделать государство для решения проблемы вкладчиков? Почему именно это?
  221. Как изменилась Ваша жизнь с началом реформ? Что изменилось в позитивную сторону, что в негативную?
  222. Как Вы считаете, как изменились за последние годы отношения между человеком и государством?
  223. План интервью с гражданами, не вкладывавшими средства в финансовые инвестиционные компании.
  224. Как Вы считаете, почему люди вкладывают деньги в финансовые компании?
  225. Как Вы считаете, с чем связано массовое появление и массовый крах финансовых компаний?
  226. Почему Вы не стали вкладывать деньги в компании? Что Вас• остановило? При каких условиях Вы вложили бы свои деньги?
  227. Кто несет ответственность за ситуацию с потерянными вкладами? Какова доля ответственности государства, компании, самихвкладчиков?
  228. Что должно сделать государство для решения проблем вкладчиков? Почему именно это?
  229. Как изменилась Ваша жизнь с началом реформ? Что в позитивную сторону, что в негативную?
  230. Как Вы считаете, как изменились за последние годы отношения между государством и человеком?
  231. Типичные высказывания респондентов по вопросу о субъективной истории принятия инвестиционных решений вкладчиками ФИК.
  232. Был павловский обмен, многие не успели поменять. Старушки копили, копили, и обменять не смогли. Уже тогда начался обман.»
  233. Людям некуда было деваться на тот момент: на руках деньги держать нельзя, «Сбербанк» обманул, остается один выход идти вкоммерческие структуры."
  234. Сбербанк, он же первый показал вот эту моду играть с процентами. У него сегодня 5%, через две недели стало 4,5%, потом 4%. Он первый показал вот эту нестабильность. Делал все как хотел без нашего согласия."
  235. Мы всю жизнь верили в государство, в Сбербанк, а там с 12ти на 8 процентов перевели, и нигде даже ни заметочки."
  236. Инфляция. Был, например, обмен денег, люди не успели поменять. В сберкассах вклады сгорели."
  237. Подорвалось доверие к государственным банкам, они решили вложить в коммерческую организацию."
  238. Появление финансовых компаний началось с ваучеризации и с переделом собственности, недвижимости между сильными мира сего."
  239. Вольно или невольно вовлекли в передел собственности".
  240. А нас запустили и сказали, что вот эти ваучеры, давайте, несите. Чубайс говорил, что каждый ваучер это «Волга», а что там 10 000 написано, то вы это не читайте, потому что это в ценах 1993 года."
  241. Мы самые богатые. Ваучеры нам дали. Это наша собственность, которую мы заработали за всю жизнь."
  242. Собственности мы не получили."
  243. Был дан только год на реализацию ваучеров. Люди смотрели за рекламой, потому что надо было подумать, куда пристроить ваучер."
  244. Инфляция сжирала деньги и люди старались как-то спасти их. В то время, когда все это начиналось, такого количества товаров не было и деньги обесценивались, пропадали."
  245. Тогда валюта дорожала, примерно 100% за квартал, и столько же процентов мне давала научно-техническая инвестиционная компания."
  246. А почему он, зарабатывая себе на очередной «Мерседес», мне на кусок колбасы не заработает?"
  247. Наиболее типичные высказывания респондентов по вопросам восприятия фондового рынка и его структур и оценки своего участия в деятельности ФИК.
  248. Восприятие финансовых компаний и фондового рынка.
  249. Я ощущал, что конец будет, но рассчитывал, что декабря они продержатся. То же самое, как только МММ начался, вот это хорошая вещь, но это тоже определенное время. Нужно вовремя оттуда сбежать. У нас во все можно играть только до определенного момента."
  250. Если я иду играть с наперсточниками, то кто, кроме меня, в этом виноват? Государство меня за руку в эти компании не вело."
  251. Я тогда о пирамиде-то и не думала, и не представляла, считала, что это серьезная организация, которая занимается серьезной прибыльной работой и из прибыли и выплачивают соответствующие проценты."
  252. Если ознакомиться с работой банка, то банк в день, имея крупную сумму, делает хороший оборот. В то время было реально оборачиватьтакую большую сумму и получать большую прибыль для выплаты больших процентов. Надо учитывать, что была сильная инфляция".
  253. Я думала, мы им деньги отдаем, они их вкладывают в производство, есть какая-то польза. А раз есть польза то и от них приятно получить было."
  254. Хотя коммерческие банке тоже фиаско терпят, но в
  255. Сбербанк, он меня первым ограбил, я была так на него обижена, и до сих пор, что, я подумала, лучше я буду гореть в банках коммерческих, но я в Сбербанк больше не пойду. В «Чару» вкладывала под 150%, в «Алтай» тоже. Им я верила до конца."
  256. Они вывесили государственные лицензии. Представлялось, что государство будет защищать интересы вкладчиков, контролировать финансовую деятельность компаний."
  257. Первый вклад был в «Чару» года 2−3 тому назад. Сумма была небольшая 1,5 2 тысячи долларов. Я отнесся к этому (потере) совершенно нормально."
  258. Оценка свободы несвободы собственного выбора.
  259. Мне, конечно, было бы хорошо очень получить, но это не было единственным моментом, которым я попыталась обеспечить будущее своих детей, у меня еще другие были варианты, это был один из вариантов."
  260. Я сама глава семьи, сама ращу детей, поэтому делала так, как • считала. Я считала, это мое личное дело, эти вклады, почему я должнабыла это обсуждать. Это моя проблема: накопить не накопить, иметь -не иметь."
  261. Насчет ответственности. Я думаю, надо самим не играть в эти азартные игры. Может, конечно, это после понимаешь, что это все авантюрные предприятия, надо было думать, когда вкладываешь."
  262. Это обвал экономики в целом. Безграмотные реформы, безграмотное ведение хозяйства, непросчитанные действия правительства."
  263. Если государство не может мне вовремя заплатить мою зарплату, если у меня не получается за свой труд получить честно, я говорю ну ладно, пойду я к тем мошенникам, и пусть они мне вернут таким образом то, что мне положено."1. Восприятие рекламы
  264. Я советский человек и нигде, кроме Монголии не был, я не знаю, что там на Западе, но тут мы знаем четко раз по телевизору показывают, значит, это правда, нас так воспитывали все время."
  265. Мне показалось, что это очень надежно, поскольку в рекламе постоянно было «Для Вас и Ваших детей», я думала что детей никто не обманет как самое святое."
  266. Музыка приятная такая. Добра желают."
  267. Если я вижу по телевидению рекламу, значит, это идет от правительства, значит, оно подумало за меня".
  268. Идет обработка нашего мнения, и по радио, и по телевидению, и в газетах. И мы несем. Это как? Как массовый гипноз, что ли? И мы начинаем действительно верить. Реклама раз скажет, другой и начинаешь действительно верить".
  269. За 70 лет мы привыкли верить своему телевидению. То, что показывается это свято, то, что печатается в газетах — это правда. Где-то в глубине сознания человек понимает, что это обман, тем не менее идет в крайности."
  270. Конечно, если каждый день тебе по телевизору долбят одно и то же, уже естественно откладывается что-то. Все-таки мозги-то есть."
  271. Я вложила под влиянием рекламы, то есть я никакого анализа спроса не делала, не сравнивала".
  272. Я думаю, очень большое доверие у нас идет к печати, к телевидению. Я по своему опыту говорю. То, что у нас сказано по телевидению, напечатано, считали, что это абсолютно верно."
  273. Вот так всю жизнь нас обманывали и успокаивали, а мы все верим. Возраст уже такой, в такое время выросли."
  274. Программа фокус-групп по теме «Отношение к сберегательной деятельности и различным формамнакопления». 1. Отношение к накоплению0. Ассоциации- Деньги- вклад- кубышка- банк- доход.
  275. Как Вам кажется больше или меньше стало людей, копящих деньги, по сравнению с годами «застоя»? Почему?
  276. Как Вам кажется много ли, в студенческой среде людей, откладывающих деньги? (Для студентов)
  277. Как Вы считаете, в дальнейшем людей, копящих деньги, будет больше или меньше? Будут ли копить деньги Ваши дети?
  278. Вы лично собираетесь или не собираетесь копить на это? Если нет -почему? На что Вы сами стали бы копить проранжировать по актуальности для себя лично: разложите, пожалуйста, карточки с целями накопления на несколько групп.
  279. Копите ли Вы лично деньги на что-либо? Если нет, то какой у вас должен быть доход в месяц, чтобы оставались деньги на накопление?
  280. Групповое задание: группа делится на две части- одна приводит аргументы «за» накопление, вторая — «против». Почему стоит копить деньги и почему — не стоит.
  281. Назовите популярных героев сказок и мультфильмов.
  282. Буратино, Винни-Пух, Пятачок, Иа-Иа, Сова, черепашки, Чебурашка, Крокодил Гена, Шапокляк, Красная Шапочка, Серый волк, бабушка, Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Дюймовочка, Колобок, Кот в сапогах, и т. д.)
  283. Рассказ по кругу. Сейчас мы будем придумывать коллективный рассказ я скажу первое предложение, и каждый по очереди будет добавлять по одной фразе:
  284. Жил-был человек, который постоянно копил деньги."
  285. Жил-был человек, который все тратил и ничего не откладывал набудущее."
  286. Отношение к различным формам вкладов
  287. Быстро по кругу перечислить способы хранения денег (каждый лишь добавляет).
  288. Отношение к ценным бумагам- к ПИФам: — к займам федеральным и муниципальным: — к пенсионным фондам- к самостоятельной покупке акций
  289. Какого типа люди будут обращаться в эти компании и заниматься деятельностью с ценными бумагами?
  290. Какой процент (получение какой суммы в месяц, или единовременно) привлек бы Ваше внимание и побудил к активности?
  291. Какие факты служили бы для Вас свидетельством надежности ценных бумаг?
  292. Что бы Вы предпочли регулярные дивиденды или единовременный доход от перепродажи?
  293. Как Вы считаете, достаточно ли в СМИ информации о возможностях на рынке ЦБ, которую могли бы использовать простые люди. Где такую информацию следует размещать?
  294. План интервью по теме: «Отношение к целям и способамнакопления»
  295. Какие группы по уровню дохода Вы могли бы выделить? По каким признакам Вы причисляете людей к той или иной группе?
  296. К какой группе Вы отнесли бы себя и почему?
  297. К какой группе по доходу относится большинство Ваших знакомых?
  298. Как распределяются расходы в семьях из Вашей группы?
  299. Делают ли они накопления? Если да то на что?
  300. В какой форме они хранят отложенные деньги и почему они выбирают такие способы?
  301. Какие статьи расходов в Вашей семье? Можете ли Вы припомнить недавние крупные траты?
  302. Считаете ли Вы, что структура Ваших расходов оптимальна? Если нет, то какой по Вашему мнению она должна быть?
  303. Существуют ли, по-Вашему цели, для достижения которых стоило бы откладывать деньги?
  304. Делаете ли Вы накопления? Если нет был ли у Вас такой опыт в какой-то период жизни?
  305. Если бы Вы накопили какую-то сумму, то как Вы бы ее хранили?
  306. Какие еще способы хранения денег Вы знаете? Какие преимущества и недостатки у этих способов?
  307. Как Вы относитесь к тому, что люди откладывают деньги?
  308. Вопросы интервью с вкладчиками паевых инвестиционных фондов.1. Как Вы узнали о ПИФах?
  309. Что Вас заинтересовало в таком способе вложения денег?
  310. Вкладывали ли Вы деньги раньше? Куда, с каким результатом? Пользуетесь ли Вы сейчас какими-либо способами вложения денег?
  311. Какие Вы видите преимущества такого способа вложения денег, как ПИФы?
  312. Какие недостатки? Чем ПИФы, на Ваш взгляд, отличаются от финансовых структур и инструментов, которые были раньше?
  313. Как Вы считаете, насколько надежны ПИФы? Почему?
  314. Какова роль государства в организации ПИФов и контроле за их деятельностью? Как Вы оцениваете эту роль?
  315. Как Вы думаете, каковы механизмы зарабатывания денег ПИФами? Как это можно узнать? Как Вы их оцениваете, как к ним относитесь?
  316. Как Вы думаете, кто сегодня вкладывает деньги в ПИФы? Какие это люди, чем они отличаются от тех, кто не вкладывает?
  317. Насколько значительна для Вашего бюджета сумма, которую Вы вкладываете (вложили)? Как складывалась эта сумма Вы копили ее в течении какого-то времени (как долго) или она появилась единовременно?
  318. На какой срок Вы планируете вложить эти деньги?
  319. На какую прибыль Вы рассчитываете?
  320. Какие у Вас планы относительно использования накопленных в ПИФах денег?
  321. Как Вы думаете, как будет развиваться система ПИФов и других форм коллективных инвестиций в нашей стране?
  322. Транскрипт интервью с вкладчиком финансово-инвестиционнойкомпании.1. Дата: 12 ноября 1995 г.1. Пол: женский1. Возраст: 31 год1. Место жительства: Москва
  323. По Вашему, кто это сделал?- Его конкуренты. Спровоцировал панику тот, кто пострадал от Мавроди, как конкурент.
  324. Кто виноват в сложившейся ситуации?
  325. Какой опыт Вы приобрели в результате взаимоотношений с этой компанией?- Сейчас у меня никаких взаимоотношений нет. Если случится чудо и мне выплатят деньги, я их никуда не буду вкладывать. Это я знаю точно. Или я буду делать это более умно.
  326. Транскрипт фокус-группы на тему «Отношение к сберегательной деятельности"г.Москва. 2 октября 1996 г.
  327. В: Но тем не менее. Понятно, что жить, не тратя, нельзя.- Нет, ну тратили, даже помогали своим детям.
  328. В: Если я правильно понимаю, раньше копили пенсионеры, а сейчас более богатые люди?- Я думаю, что у пенсионеров сейчас при достаточно высокой• нынешней обесцениваемости денег мало возможностей копить, чтобы эти деньги накапливались.
  329. В: Есть ли среди вашего окружения люди, которые копят на образование детей?- У меня есть.- Я знаю людей, которые просто вкладывают деньги на образование детей, я не знаю можно ли это назвать накоплением.
  330. В: А как они их вкладывают?- Они просто имеют эти деньги и платят за образование. Что сейчас получают.
  331. В: А что нужно, чтобы обеспечить эту стабильность? Стабильность это очень общее понятие. Что входит в эту стабильность?- Мне кажется, что надо иметь определенный запас денег, какой-то1. НЗ.
  332. В: Т. е. без конкретной такой цели, а просто так?- Можно из этого запаса пользоваться время от времени деньгами, но чтобы он не уходил до конца.
  333. В: Если идет речь о накоплениях. Не в денежной форме, а в какой-то другой.- Да. Это есть, это всегда имеет цену и это всегда в будущем можно продать.- Если ставить себе целью стабильность в будущем, то надо свое будущее связывать не с этой страной.
  334. В: Скажите как долго этот запас создавался у вас? Вы постоянно что-то откладываете, как это все происходит?- У меня очень долго создавалось, просто была такая ситуация, когда были большие доходы и образовалась какая-то сумма.
  335. В: Вы копили только на какие-то непредвиденные ситуации или на конкретные цели тоже?- Конечно, и на цели, и на непредвиденные.
  336. В: Т. е. это постоянно происходило? -Да.
  337. В: Алла, у Вас в жизни был период, когда вы на что-то копили? Относительно длинный срок.- Длительно нет.
  338. В: В течении какого времени максимального Вы копили?- Вы знаете, если мы на что и копили, то потом тратили. Просто была цель, если нам не хватало, мы занимали, тратили.
  339. В: Вы пытались создать такой запас на «черный день» когда-то или сейчас?-Да.
  340. В: И как долго он у Вас держался, есть ли он у Вас сейчас?- Сейчас нет.
  341. В: Ну Вы ставите себе такую цель. В дальнейшем Вы будете откладывать?- Ну, в принципе, конечно, хотелось бы. Но не знаю, как получится.
  342. В: Лена, а как у Вас обстояли дела с накоплениями? Когда-то выкопили?- Всегда копила на что-то. Всегда, сколько помню.1. В: Это конкретно?- Конкретно, да.
  343. В: И как вы себя ощущали в этой ситуации?- По разному.1. В: Нормально, спокойно?- Как само собой разумеющееся.
  344. В: Только таким образом, когда в общей кассе?- Занимала всегда, всегда занимала, а потом в получку отдавала. Потом опять занимала. И нормально. Нормально.
  345. В: А для самоощущения нужны они, чтобы они были?- Конечно, гораздо увереннее себя чувствуешь, когда они есть, чем когда их нет.
  346. В: Но тем не менее специально не было попыток накопления?-Да.
  347. В: Есть ли сейчас какая-то конкретная цель на которую вы копите?- У меня нет.- И у меня нет.- У меня есть.- Я сказал, что у нас считается, накопления это на жилье.
  348. В: Скажите, вот только Алла и Света хотят накопить на «черный день»?- Хотим?
  349. В: Ну, Вы сказали, что не против того, чтобы был определенный запас или я неправильно поняла?- Я сказала, что сейчас нет смысла откладывать на что-то.
  350. В: Вы сказали, что не против. Хотелось бы.-Да.
  351. В: А какой должен быть доход на человека в месяц, чтобы оставались деньги?- Вы понимаете, тут надо рассуждать, какая семья, один человек, два, три.
  352. В: Ваша семья. Конкретно в вашей ситуации, какой должен быть доход, чтобы деньги оставались.- В моей ситуации? Вы понимаете, у меня сейчас такая ситуации, я, в принципе, осталась одна.
  353. В: Какой Вам нужен доход, чтобы оставалось что-то?- Вы хотите сказать, чтобы оставалось, чтобы не нуждаться в чем-то, что я хочу иметь?
  354. В: Ну, например, Вы сказали, что если лишние деньги остаются на что-то, то это очень хорошо.- Мне достаточно на первое время примерно миллиона 3 в месяц.
  355. В: Лена, когда у Вас могут такие лишние деньги оставаться?- Сейчас не остаются.
  356. В: А с какого дохода начиная они могут оставаться на человека в месяц в Вашей конкретной ситуации?- Ну, я думаю, что миллионов 50 на семью на нашу в месяц. А нас четверо человек.
  357. В: Олег, при каком доходе могут деньги оставаться?- Я думаю, что где-то полторы-две тысячи на семью.1. В: А на человека?- 500−600 долларов в месяц на человека.
  358. В: Смотрите, как интересно получилось, у нас многие вещи практически совпали, все три. Т. е. с одной стороны, Вы говорите, что на это надо копить, а Вы говорите, что на это надо тратить.- Так для того и копят, чтобы потом потратить.
  359. В: О способах мы еще поговорим.- Да, если возможность есть, деньги остаются от трат необходимых, то, наверно, да, стоит.
  360. В: А Вы уверены, что у Вас хватит этих денег, чтобы потом послать ребенка за границу?- Не уверена.
  361. В: А как тогда, он просто не поедет или Вы будете другие способы искать, чтобы это сделать?- Да, наверно, не поедет. Можно и в нашей стране образование получить.
  362. В: Т. е. Вы будете это решать по ситуации, которая у Вас сложится на момент, посылать или не посылать?-Да.
  363. В: Вы считаете, что это для Вас не столь необходимо.- А у нас и здесь неплохое образование, наше образование, оно сильное, я считаю, может быть, это и не настолько актуально.
  364. В: Алла, Вы бы посоветовали бы своим знакомым, у которых есть дети, откладывать на их образование?- Нет.1. В: Почему?- Я считаю, что сейчас это не имеет смысла.
  365. В: Вы считаете, что копить можно только на образование за рубежом?- Конечно, родители вправе и накопить, чтобы что-то ребенку дать, естественно. Потом я считаю, что ребенок должен хотеть. А не родители.
  366. В: В двух группах есть такая вещь, как турпоездки. С одной стороны, на это надо копить, а с другой, на это надо тратить. Как все-таки, копить или тратить? Имеет ли смысл на это долго откладывать?- Нам был задан вопрос на что надо копить.
  367. В: Как вы считаете, есть ли люди по сути своей транжиры и по сути своей накопители? -Да.- Конечно есть.
  368. В: Мы вспомним героев популярных мультфильмов, все, что вам приходит в голову.- Чебурашка.- Мак Дак Скружд- Спида гонщик- Алладин- Русалочка- Маугли- Карабас Барабас- Буратино- Иванушка Дурачок• Кощей- Баба-Яга- Слоненок Дамбо- Бемби
  369. В: Иван-Царевич и Иванушка- Дурачок это разные?- Разные.- Золушка- Белоснежка и 7 гномов
  370. В: Какая группа вам более симпатична?- Вот эта (транжиры).- Эта.- И мне тоже.- Еще их все дети любят.
  371. В: А процесс накопления, он противоречит Вашей точке зрения? Помочь людям и так далее.- Понимаете, смотря какое накопление опять же. Если такое жлобистое.
  372. В: Чем отличается накопление жлобистое?- Я уже объяснила, что это все для себя. Для себя и только для себя.
  373. Транскрипт интервью по теме «Представления среднего класса о целях и способах накопления"1. Дата: 15 декабря 1996 г.
  374. Респондент: ЗЗгода, жен, в/о.
  375. И: На какие группы по уровню дохода Вы могли бы разделить население?
  376. Р: Бывает четыре степени дохода. Высокая, средняя, низкая и очень низкая.
  377. И: Что такое высокая, средняя, низкая?
  378. Р: Высокая, это когда люди не задумываются над тем, сколько у них денег. Они могут себе позволить все.
  379. И: Сколько для этого нужно иметь денег?
  380. И: К какой группе Вы бы отнесли себя?1. Р: Я? К низкой.1. И: Почему?
  381. Р: Я получаю больше чем два миллиона, но все равно вынуждена жить от зарплаты от зарплаты. В общем-то, у меня эта ситуациястабилизируется, но пока моей зарплаты больше, чем на один месяц не хватает. По крайней мере, хватает на одну-две недели.
  382. И: А большинство Ваших знакомых к какой группе относятся?
  383. Р: Ну, что считать большинством моих знакомых? Тоже к низкой, наверно. Хотя с другой стороны, как к низкой? Низкую тоже можно разбить на подгруппы. Т. е. у них денег не так уж и мало, к средне -низкой, так скажем. Совсем средними их тоже назвать нельзя.
  384. И: Ну, а в чем разница между группами? Это определяется нааличием у них денег или чем-то еще?
  385. Р: Отношением к деньгам и зависимостью от них. Высокие от этого не зависят, средние почти не зависят, а низкие — зависят. А очень низкие зависят от денег, как средства обеспечения жизненных функций, самых элементарных.
  386. И: А как распределяют расходы большинство семей из Вашей группы, из группы Ваших знакомых?
  387. Р: Питание, одежда, услуги. Услуги это медицина платная, образование детей платное, транспорт платный. Если у меня нет второй машины для жены, то она берет такси. Если надо ехать. Ремонт платный и т. д.
  388. И: Они откладывают на что-нибудь?
  389. Р: Нет почти. Может быть и откладывают, но мелочи.
  390. И: А если откладывают, то на что?
  391. Р: На мелочи, т. е. им не удастся отложить на квартиру, потому что они зависят от денег.
  392. И: А если они пытаются откладывать, то каким образом они хранят отложенные деньги?1. Р: В чулке. По домам.1. И: А почему?
  393. Р: Потому что в банке ненадежно.
  394. И: Это единственная причина?
  395. Р: По-моему достаточная. Может она не единственная, но она реальная. Чем банк более надежен, тем он дает более низкий процент. Или имидж плохой.
  396. И: Как Вы распределяете свои расходы? В процентном отношении, примерно.1. Р: Я не считаю денег.
  397. И: Если оглянуться назад, то можно припомнить крупные траты?
  398. Р: Пока нет. Стиральную машинку хочу себе купить.
  399. И: Какие у Вас статьи расходов?
  400. Р: Питание. Это процентов 20, не знаю, может быть меньше, 40 или 50 процентов одежда, 40 процентов на товары каждодневного пользования и услуги.
  401. И: Вас устраивает такая структура расходов или хотелось бы что-то изменить?1. Р: Хотелось бы.1. И: Каким образом?
  402. И: А как Вы считаете, надо откладывать на что-либо деньги?
  403. Р: Нет, не надо, лучше сразу все тратить.1. И: А почему?
  404. Р: А потому что жизнь штука ненадежная. Сегодня я есть, а завтра меня нет, зачем мне деньги откладывать?
  405. И: А в принципе, есть какие-то цели ради которых стоило что-нибудь откладывать?
  406. И: Хорошо, сейчас Вы не хотите откладывать, потому что квартира дорогая, а если она будет дешевле или появятся какие-то цели или условия, которые приведут Вас к мысли о том, что это имеет смысл, что тогда?
  407. Р: Ну, во-первых, если у меня будет высокая зарплата, будет из чего откладывать, на квартиру откладывать, а во-вторых, какая то стабильность в конце жизненного периода.
  408. И: А тогда откладывать на что можно?
  409. Р: Опять- таки на квартиру, для меня квартира очень важна.
  410. И: А как Вы относитесь к тому, что люди откладывают деньги?
  411. И: А Вы никогда не откладывали?
  412. Р: Был какой-то период в жизи, когда я на что-то собирала. Но чаще, если мне что-то нужно было, то я занимала, а потом отдавала.
  413. И: Сейчас Вы не откладываете, а если бы накопили какую-то сумму, то просто положили бы в чулок?
  414. Р: Просто в чулок. Ни в коем случае не в банк. Денег жалко.
  415. И: В целях безопасности? А вопрос о получении процентов нестоит?1. Р: Не стоит.
  416. И: А вообще какие способы, кроме чулка и банка Вам приходят в голову?
  417. Р: Отдать знакомым под проценты, они связаны большими обязательствами по отношению к тебе, чем банк. Поместить в западный банк. За границу положить. Там будут лежать спокойно, есть надежда.1. И: А покупка акций?
  418. И: А о каких акциях Вы слышали?
  419. Р: То ли Лужков выпустил какие-то акции московские, акции вот этого бизнес-центра, центр, который на Манежной площади. Бизнес-торговый центр на Манежной площади. В принципе я думаю, что его акционеры неплохо живут, все текущие расходы окупятся.
  420. И: А чем отличаются эти акции от акций предприятий?
  421. И: Вы сказали, что условием вкладывания и сбережения денег является стабильность общества, экономическая. Какие еще условия подтолкнули бы Вас к инвестированию предприятий?1. Р: Избыток денег.
  422. Т: Вы бы купили в этом случае акции?
  423. Р: При условии стабильности. Деньги лишние плюс еще условие стабильности. Если бы у меня был бы избыток денег, у меня было бы все, и я не могла бы их ни на что потратить.
  424. И: А Вы слышали что-нибудь о фондах коллективнох инвестиций НПФ, ПИФах?
  425. Р: Слышала я про пенсионные фонды и кстати, год назад читала в каком-то журнале, что в какой-то фонд можно отдавать понемножку денег, который обещал обеспеченную старость Ну слава богу, не вложила.1. И: Почему слава богу?
  426. Р: Потому что рекламу давали, давали, а потом реклама исчезла и что с ним непонятно. Думаю, что его нет.
  427. И: А про ПИФы слышали? Это паевые инвестиционные фонды.
  428. Р: Нет, не слышала, газеты не читаю.
  429. И: Что это такое финансовый рынок?1. Р: Не знаю.
  430. И: Ну, так примерно, что такое рынок ценных бумаг?
  431. Р: Это биржа, на которой обращаются ценные бумаги, на которой есть возможность продавать и покупать ценные бумаги.
  432. И: А кто там функционирует?
  433. Р: Там функционирует, в основном, брокеры, они выполняют заказы каких-то предприятий, т. е. как это называетя, юридических фирм. Я не думаю, что там участвуют частные лица.1. И: На бирже не участвуют?1. Р: Думаю, что нет.
  434. И: А вообще есть слой людей, которые участвуют в этой игре?
  435. Р: Я думаю, что там нужна специальная регистрация и что это не просто так. Купить он эти бумаги может, а избавится от них вряд ли.1. И: А почему?
  436. Р: Потому что всегда на любой спрос найдется предложение. Раз эти бумаги существуют, то это очень удобно создать юридические фирмы для того, чтобы предлагать их частному лицу. А вот, чтобы продать, это уже сложнее.
  437. И: Я не понимаю, почему их нельзя продать, а можно купить?
  438. И: А вообще фондовый рынок нужен?1. Р: Нужен.1. И: Зачем?
  439. И: А кому приносит пользу существование фондового рынка и ценных бумаг?
  440. И: У меня тогда такой вопрос, кто те люди, которые не получают выгоду и зачем они покупают тогда эти 50 процентов акций «Норильского никеля»?
  441. И: А насколько Вам кажется перспективным развитие фондов коллективных инвестиций?
  442. Р: Мне представляется бесперспективным.1. И: Почему?
Заполнить форму текущей работой