Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стили саморегуляции учебной деятельности и их формирование у студентов вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время проблема саморегуляции учебной деятельности и ее стилей изучается на психофизиологическом, индивидуально-психологическом и педагогическом уровнях. «Подход к исследованию саморегуляции человека с позиций структурно-функционального анализа, — пишет В. И. Моросанова, — дает перспективные возможности выхода в практику образования. От того, как развивается и формируется у конкретной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Проблема саморегуляции и ее стилей в психологической науке
    • 1. 1. Общетеоретические подходы к изучению саморегуляции и ее стилей
    • 1. 2. Особенности саморегуляции и ее стилей в учебной деятельности студентов вуза
    • 1. 3. Выводы
  • ГЛАВА 2. Изучение стилей саморегуляции учебной деятельности студентов вуза
    • 2. 1. База и методы исследования
    • 2. 2. Обсуждение результатов изучения стилей саморегуляции учебной деятельности студентов
    • 2. 3. Выводы
  • ГЛАВА 3. Формирование оптимального стиля саморегуляции учебной деятельности студентов вуза
    • 3. 1. Организация формирующего эксперимента
    • 3. 2. Обсуждение результатов эксперимента
    • 3. 3. Выводы

Стили саморегуляции учебной деятельности и их формирование у студентов вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Разработка проблемы саморегуляции учебной деятельности и ее стилей является чрезвычайно актуальной для педагогики и психологии высшей школы. Одной из важных задач вуза на современном этапе является повышение эффективности учебной деятельности студентов, формирование их активности и самостоятельности. Психологическую основу самостоятельности составляет сформированная система саморегуляции, так как только в том случае, если студент сам осознает значимость приобретаемой им профессии, он может сознательно ставить перед собой учебные цели и добиваться их исполнения, видеть возможности дальнейшего профессионального совершенствования. С переходом вузов на новые модели обучения, в связи с изменениями учебных планов и введением новых курсов, повышается роль самостоятельной работы в учебной деятельности студентов и, следовательно, возникает необходимость в формировании у них оптимального стиля саморегуляции учебной деятельности.

В настоящее время проблема саморегуляции учебной деятельности и ее стилей изучается на психофизиологическом, индивидуально-психологическом и педагогическом уровнях. «Подход к исследованию саморегуляции человека с позиций структурно-функционального анализа, — пишет В. И. Моросанова, — дает перспективные возможности выхода в практику образования. От того, как развивается и формируется у конкретной индивидуальности система саморегуляции, зависит ее личностное становление, успешность учебной деятельности и профессиональное самоопределение» [36, с. 304]. Результаты исследований показывают, что для того, чтобы деятельность студентов была эффективной, уровень разнообразия отношений в системе их саморегуляции должен быть достаточно высок (Антонов В.В., Вавер Г. Ю. [10], Архангельский С. И. [12,13], Бенедиктов Б. А., Бенедиктова С. Б. [17]). Овладение студентами оптимальным стилем саморегуляции может определить дальнейшие перспективы их профессионального роста и личностного развития.

К сожалению, формирование стиля саморегуляции в довузовский период нередко сводится к тому, что в школе учителя в школе сами задают цели, определяют средства их достижения, контролируют и оценивают полученные результаты. Часто происходит незаметная, неосознанная подмена содержания понятия «самостоятельный ученик» на «самостоятельный в исполнении», «готовый выполнить указания педагога». Обучение строится на требованиях учителя и почти не дает развернуться самостоятельности и инициативе школьников. Подобный стиль приводит к возникновению в отношениях педагога и учащихся непроницаемой стены, смысловых и эмоциональных барьеров.

Поступая в вуз, будущие студенты не могут регулировать собственную учебную деятельность. Это приводит к возникновению трудностей в процессе обучения, о которых пишут в своих исследованиях А. Д. Алферов [7], Ю. А. Бабанский [14], А. А. Бодалев [19], М. И. Боришевский, С. Д. Симоненко [21], А. В. Веденов [26], А. М. Колесова [60], Н. Ф. Круглова [64]. Трудности студентов свидетельствуют о том, что сложившаяся практика организации учебной деятельности в вузе недооценивает связи стиля саморегуляции с эффективностью учебной деятельности. Студенты нередко бывают «зависимы» от преподавателей в постановке учебных целей, выборе средств их достижения, способах оценки результатов учебной деятельности. Они нуждаются в постоянной помощи и контроле со стороны преподавателей. Выпускники вуза часто не могут самостоятельно организовать собственную деятельность и нуждаются в помощи и контроле со стороны руководства.

Современному обществу необходимы специалисты, способные к самообразованию и самосовершенствованию в профессиональной деятельности, адаптивные к постоянно меняющемуся миру. Формирование оптимального стиля саморегуляции позволит студентам не только осознавать свое поведение и выполняемые учебные действия, но и управлять ими с целью оптимизации и повышения эффективности учебной, а в дальнейшем и профессиональной, деятельности. Все вышесказанное и определило выбор темы настоящего исследования.

Цель исследования — изучить стили саморегуляции учебной деятельности студентов и на этой основе сформировать у них оптимальный стиль саморегуляции.

Объект исследования — саморегуляция как системно организованный процесс внутренней психической активности личности.

Предмет исследования — стили саморегуляции учебной деятельности студентов вуза.

Гипотеза исследования. При проведении исследования мы исходили из следующих допущений:

1. Стиль саморегуляции учебной деятельности зависит от уровня сформированное&tradeзвеньев саморегуляции (целеполагания, моделирования условий, программирования действий, оценки результатов и способов действий, коррекции результатов), факторов волевой организации и локуса контроля личности, а также частоты проявления психических состояний.

2. К оптимальному стилю саморегуляции учебной деятельности можно отнести такой стиль, который характеризуется высоким уровнем сформированности звеньев саморегуляции, факторов волевой организации и локуса контроля личности, а также низкой частотой проявления таких психических состояний, как агрессивность, тревожность, фрустрация и ригидность. К оптимальному стилю саморегуляции мы относим автономный стиль саморегуляции учебной деятельности.

3. Стили саморегуляции учебной деятельности оказывают влияние на успеваемость студентов вуза.

4. Формирование оптимального стиля саморегуляции студентов будет способствовать повышению их успеваемости и эффективности учебной деятельности.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в работе были поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа современных психологических представлений изучить проблему саморегуляции в психологической науке.

2. На основании литературных данных выявить стили саморегуляции учебной деятельности студентов и определить оптимальный стиль саморегуляции.

3. Установить зависимость стилей саморегуляции от уровня сформиро-ванности ее звеньев, уровня сформированности факторов волевой организации и локуса контроля личности, а также частоты проявления таких психических состояний, как тревожность, агрессивность, фрустрация и ригидность.

4. Разработать и реализовать программу, направленную на формирование оптимального стиля саморегуляции в учебной деятельности студентов вуза и оценить эффективность предложенной программы.

Методологической основой исследования явились теоретические и методологические принципы отечественной психологии, в частности, принцип деятельностного подхода, разработанный в трудах А. Н. Леонтьева [68]. Мы опирались также на труды П. К. Анохина [9] о регуляции (саморегуляции) психической деятельности человека и ее структуре, а также на концепцию.

О.А.Конопкина [61] о произвольной деятельности человека и его осознанной саморегуляции. Кроме того, мы руководствовались некоторыми теоретическими положениями, представленными в работах В. И. Моросановой [75,76,77], А. К. Осницкого [87,88,89], Ю. А. Миславского [72,73] и др.

Методы исследования. На различных этапах работы при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, изучение и анализ учебной документации, целенаправленное наблюдение, анкетирование, опрос, формирующий эксперимент. Диагностика уровня сформированности звеньев саморегуляции осуществлялась с помощью опросника «Саморегуляция» А. К. Осницкого. Изучение стилей саморегуляции проводилось с помощью опросника «Выявление стилей саморегуляции деятельности» Г. С. Прыгина. Исследование локуса контроля студентов проводилось с использованием методики исследования уровня субъективного контроля (УСК) Е. Ф. Бажина, Н. А. Голынкиной, А. М. Эткинда. Определение уровня сформированности факторов самообладания и самоорганизации деятельности осуществлялось при помощи методики А. А. Хохлова для определения волевой организации личности. Тест «Самооценка психических состояний» Г. Ю. Айзенка использовался для выявления психических состояний студентов. Для исследования рефлексии студентов была разработана авторская анкета «Учебная самохарактеристика студентов». При обработке полученных данных использовались методы математической статистики.

База и этапы исследования. Исследование проводилось на базе Иркутского государственного педагогического университета в течение 19 982 003 гг. В нем принимали участие 320 студентов первого и второго курсов дефектологического, математического и физического факультетов. Возраст испытуемых 16−18 лет.

Исследование проводилось в три этапа. На подготовительном этапе (1997;1998 гг.) формировались блоки методик сбора эмпирических данных, уточнялась схема самого исследования. На втором этапе (1999;2000 гг.) проводилась диагностика исходного уровня и особенностей стилей саморегуляции студентов. На третьем этапе (2001;2003 гг.) осуществлялась разработка программы и проведение эксперимента, направленного на формирование оптимального стиля саморегуляции учебной деятельности студентов.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась методологическим обоснованием исходных теоретических позиций, применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, содержательным количественным и качественным анализом полученных экспериментальных данных, а также применением методов математической статистики при их обработке.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

1. Дан теоретический анализ представлений о саморегуляции и ее стилях в учебной деятельности студентов.

2. Установлен оптимальный стиль саморегуляции учебной деятельности, который характеризуется высоким уровнем сформированности звеньев саморегуляции, факторов волевой организации и локуса контроля личности.

3. Статистически обоснована связь между стилем саморегуляции учебной деятельности студентов и их локусом контроля.

4. Установлено, что студенты с определенными стилями саморегуляции характеризуются разной частотой проявления психических состояний (тревожности, агрессивности, фрустрации, ригидности).

5. Выявлена и статистически доказана зависимость успеваемости студентов от стиля саморегуляции.

6. Доказано, что формирование оптимального стиля саморегуляции способствует повышению успеваемости студентов.

Практическая значимость и внедрение результатов. Полученные результаты могут быть использованы педагогами и психологами школ, средних специальных и высших учебных заведений для выявления стиля саморегуляции школьников и студентов в целях повышения эффективности их учебной деятельности. На основе результатов исследования подготовлены научно-методические материалы по работе со старшеклассниками и студентами, которые могут быть использованы при чтении соответствующих курсов в вузе. Автором исследования разработан и читается спецкурс «Саморегуляция учебной деятельности» студентам дефектологического, математического и физического факультетов Иркутского государственного педагогического университета.

Положения, выносимые на защиту:

1. Стиль саморегуляции учебной деятельности студентов представляет собой способ деятельности, который в зависимости от индивидуальных особенностей личности характеризуется автономностью или зависимостью при постановке учебных целей, их реализации и оценке полученных результатов.

2. Стиль саморегуляции учебной деятельности зависит от уровня сформированное&tradeзвеньев саморегуляции, факторов волевой организации и ло-куса контроля личности, а также частоты проявления психических состояний.

3. К оптимальному стилю саморегуляции учебной деятельности следует отнести автономный стиль, который характеризуется высоким уровнем сформированности звеньев саморегуляции, факторов волевой организации и локуса контроля студентов, а также низкой частотой проявления таких психических состояний, как агрессивность, тревожность, фрустрация и ригидность.

4. Разработанная и практически реализованная нами программа по формированию оптимального стиля саморегуляции учебной деятельности может рассматриваться как эффективное средство повышения успеваемости студентов.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии Иркутского государственного педагогического университета. Материалы исследования докладывались на областной научно-практической конференции «Лицей будущего» (Иркутск, 1999 г.), научно-практической конференции «Психологическая наука и практика: перспективы развития в Иркутской области» (Иркутск, 2000 г.), заседании научно-исследовательской лаборатории по проблемам педагогики высшей школы (Иркутск, 2000 г.), международной научно-практической конференции «Экология. Образование. Здоровье» (Иркутск, 2001 г.), научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной психологии на рубеже столетий» (Иркутск, 2002 г.), областной научно-практической конференции «Психологическая наука и практика» (Иркутск, 2003 г.).

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В тексте диссертации имеется 14 таблиц и 4 рисунка. Общий объем работы составляет 148 страниц.

3.3 Выводы.

1. После проведения формирующего эксперимента изменилось соотношение количества студентов с разными стилями саморегуляции. У большинства студентов выявлен промежуточный стиль, на втором месте — автономный и на третьем — зависимый стиль.

2. После проведения формирующего эксперимента отмечается повышение уровня сформированности звеньев саморегуляции и факторов волевой организации личности, уменьшение частоты проявления неблагоприятных психических состояний студентов.

3. Большинство студентов (74% студентов на дефектологическом, 68% студентов на математическом и 70% студентов на физическом факультетах) отмечают положительный эффект проведенной работы по формированию оптимального стиля саморегуляции учебной деятельности, что проявляется в снятии напряженности и тревожности в ходе экзаменационной сессии. Студенты отмечали, что в сложных, стрессовых ситуациях экзамена или зачета они на практике использовали полученные знания по саморегуляции собственного психического состояния, а это, в свою очередь, влияло на конечный результат учебной деятельности, который выражался в получении высокой оценки.

4. После формирующего эксперимента и последующей экзаменационной сессии наблюдалось повышение успеваемости студентов (по данным учебной документации). Увеличилось количество студентов с автономным стилем саморегуляции в группе «хорошо успевающих студентов» и уменьшилось количество студентов с зависимым стилем саморегуляции в группе «слабо успевающих».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящая работа была посвящена проблеме саморегуляции и ее стилей в учебной деятельности студентов, а также формированию у них оптимального стиля саморегуляции.

1. Проблема саморегуляции психической активности субъекта деятельности занимает одно из центральных мест в психологии на современном этапе ее развития. Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть основные теоретические положения, касающиеся проблемы саморегуляции и ее стилей.

2. Стиль саморегуляции учебной деятельности студентов понимается нами как способ деятельности, характеризующийся автономностью или зависимостью личности при постановке учебных целей, их реализации и оценке результатов. Используя данные психолого-педагогической литературы, мы выделяем такие стили саморегуляции учебной деятельности, как: автономный, промежуточный и зависимый.

3. Рассматривая систему саморегуляции с позиций отдельных исследователей, мы предположили, что на стили саморегуляции учебной деятельности оказывают влияние уровень сформированности звеньев саморегуляции (целе-полагания, моделирования условий, программирования действий, оценки результатов и способов действий, коррекции результатов), факторов волевой организации личности, локуса контроля студентов и частота проявления психических состояний тревожности, агрессивности, фрустрации и ригидности.

4. Оптимальным стилем саморегуляции мы считаем автономный стиль, который характеризуется высоким уровнем сформированности звеньев саморегуляции и обеспечения регуляции в целом. Студенты с автономным стилем саморегуляции отличаются высоким уровнем сформированности таких факторов волевой организации личности, как самоорганизация и самообладание, высоким уровнем интернальности и низкой частотой проявления таких психических состояний, как тревожность, агрессивность, фрустрация и ригидность. Анализ учебной документации показал, что эти студенты составляют группу «хорошо успевающих».

5. Промежуточный стиль саморегуляции характеризуется средним уровнем сформированности звеньев саморегуляции и обеспечения регуляции в целом. Студенты с промежуточным стилем показывают средний уровень сформированности таких факторов волевой организации личности, как самоорганизованность и самообладание, а также средний уровень интернальности. Студенты с данным стилем саморегуляции входят как в группу «хорошо успевающих», так и в группу «слабо успевающих».

6. Зависимый стиль саморегуляции характеризуется низким уровнем сформированности звеньев сампегуляции, факторов волевой оранизации личности, низким уровнем интернальности и высокой частотой проявления психических состояний тревожности, агрессивности, фрустрации и ригидности.

7. Установлено, что стили саморегуляции характеризуются разной частотой проявления психических состояний тревожности, агрессивности, фрустрации и ригидности. Наиболее часто встречающимся состоянием среди студентов является агрессивность, на втором месте по частоте проявления — тревожность, на третьем — фрустрация и на четвертом — ригидность.

8. Программа, разработанная и апробированная нами, строилась на основе учета принципов комплексности и разноуровневости. Повторная диагностика студентов после проведения формирующего эксперимента показала, что увеличилось количество студентов с оптимальным стилем саморегуляции — автономным и соответственно уменьшилось количество студентов с зависимым стилем саморегуляции учебной деятельности. В ходе эксперимента мы выявили повышение уровня сформированности звеньев саморегуляции, таких факторов волевой организации личности, как самоорганизованность и самообладание.

9. Наше экспериментальное исследование подтвердило, что стиль саморегуляции учебной деятельности влияет на успеваемость студентов. Студенты с автономным стилем саморегуляции составили группу «хорошо успевающих» студентов, а студенты с зависимым стилем — группу «слабо успевающих».

Таким образом, полученные в нашей работе данные подтвердили выдвинутую ранее гипотезу.

Результаты проведенного исследования позволяют наметить некоторые перспективные пути дальнейшей работы в рамках поставленной проблемы. Предметом специального изучения могут стать особенности стилей саморегуляции учебной деятельности студентов гуманитарной и технической направленности, особенности стилей саморегуляции студентов на разных курсах обучения, связь стилей саморегуляции с профессиональной успешностью выпускников вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аболин J1.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань, 1987.- С.108−136.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности. // Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. — С.92−99.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299с.
  5. С.А., Мхитарян B.C. Прикладная статистика и основы эконометрики. Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ, 1998. С.442−451.
  6. А.В. Об адекватности формул самовнушения. Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции.: Казань, 1976. С.115−117.
  7. А.Д. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению. Ростов н/Д, 1976. — 164с.
  8. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 339с.
  9. П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М.: Наука, 1980. — 196с.
  10. В.В., Вавер Г. Ю. Комплексная система психической саморегуляции. Л.: Методический центр по психической саморегуляции, 1988. -64с.
  11. А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание. СПб.: Наука, 1992.-152с.
  12. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб.-метод. пособие. М.: Высш. школа, 1980.-368с.
  13. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М., Высшая школа, 1976. — 200с.
  14. Ю.А. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977.-256с.
  15. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Метод исследования субъективного контроля // Психологический журнал.-1984.- Т.5.- № 3. С. 152 162.
  16. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М.: Смысл, 1993. — 48с.
  17. .А., Бенедиктова С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Минск, 1983. — 224с.
  18. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. -М.: Наука, 1978.-271с.
  19. А.А. Об особенностях понимания преподавателем студента // Проблемы адаптации студентов младших курсов к условиям вуза. -М.: Педагогика, 1980. 146с.
  20. Л.И. Проблемы формирования личности // Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 352с.
  21. М.И., Самоненко С. Д. О саморегуляции поведения подростков в процессе учебной деятельности // Вопросы психологии., 1977. -№ 3. — С.48−54.
  22. В.П., Боровиков И.П. Statistika. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М.: «Филинъ», 1997. — 608с.
  23. М.С. Системная организация рефлексии.// Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации: Материалы П Всероссийской конференции. Новосибирск, 1995. — 6−8 июня. — С.220−224.
  24. А.Ю., Тамм С. И. Роль эмоциональной напряжённости в ухудшении деятельности и вегетативного состояния в ситуации экзамена // Физиологическая характеристика умственного и творческого труда. -М.: Просвещение, 1969. 156с.
  25. Н.Н., Трубачёв В. В. Системный анализ адаптивной саморегуляции функций организма (экспериментальные и теоретическиеоснования и перспективы) // Адаптивная саморегуляция функций.- М.: Медицина, 1977. -С.11−49.
  26. А.В. Воспитание воли школьника в процессе учебной деятельности. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. 96с.
  27. JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. — М.: Педагогика, 1984.-242с.
  28. Г. Ш. Управление психическим состоянием и его роль в совершенствовании учебного процесса // Психологическая служба в вузе / Под ред. Н. М. Пейсахова Казань: КГУ, 1981. — С. 165−175.
  29. П.Я., Кабыльницкая C.JI. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
  30. Л.Я., Алёшина Ю. Е. Взаимосвязь отношения к себе и к другим// Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1982. — № 4. — С.21−29.
  31. Н.Ф. Студент: путь к личности. М.: Мол. гвардия, 1982.75с.
  32. Э.А. Саморегуляция личности в индивидуальном стиле жизнедеятельности: Дисс. .канд. психол. наук. -М., 1995.
  33. Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. — 319с.
  34. А.Л. Психология: личность, творчество, регуляция состояний: Учебник- М.: Магистр, 1992. -244с.
  35. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов научного обучения, основанных на содержательном обобщении. -Томск: Пеленг, 1992. 116с.
  36. Ежегодник Российского психологического общества. М.: Эслан, 2004.- 400с.
  37. А.А. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч, 1991.- 159с.
  38. JI.H. Личностные особенности, стили поведения и типы профессиональной самоидентификации у студентов педвуза // Вопр.психологии.-1991.-№ 2.-С.60−67.
  39. .В. Опосредование и саморегуляция в норме и патологии. // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 1981.-№ 4.- С.34−38.
  40. О.В. О значении разработки понятия «рефлексия» для исследования самосознания личности // Психологическая служба в высшей школе. Новосибирск: НГУ, 1981. — С. 11−20.
  41. О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы психологии/ Отв. ред. Е. В. Шорохова. -М., 1975. 136с.
  42. Е.В. Личность и саморегуляция поведения // Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии и дифференциальной психофизиологии: Сб. науч. тр.// НИИ общей и пед. психологии АПН СССР. М., 1979. — С.24−27.
  43. В.А. К сущности волевого поведения // Психологический журнал. 1985, № 3. — С.47−56.
  44. В.А. Воля: миф или реальность? // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1993. — № 2. — С-70−73.
  45. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во МГУ, 1991.-142с.
  46. Игры — обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петровского: В 4 кн. -Кн.4, — М.: Новая школа, 1994. 326с.
  47. Е.П. Психология воли. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 288с. бил. — (Серия «Мастера психологии»).
  48. В.К. Волевая регуляция деятельности: Автореф. дис.. д-ра наук. Тбилиси, 1989.
  49. Н.А. Психическая саморегуляция старших школьников и ее значение в довузовской подготовке // Лицей будущего: Материалы науч.-практ. конф. Иркутск, 2000. — С. 114−116.
  50. Н.А. Значение процесса саморегуляции в педагогическом процессе // Психологическая наука и практика: перспективы развития в Иркутской области: Материалы науч.-практ. конф. Иркутск, 2001.-С. 48−50.
  51. Н.А. Саморегуляция психического состояния студентов // Вестник Иркутского педуниверситета: Сб. науч. тр, — Вып.2. -4.2−3. -Иркутск, 2001. С.51−58.
  52. Н.А. Саморегуляция психических процессов в учебной деятельности студентов // Экология. Образование. Здоровье: Материалы межд. науч.-практ. конф. // Под ред.Л. М. Игольницыной. Иркутск, 2001. -С. 41−76.
  53. Н.А. Проблема саморегуляции психического состояния в современном обществе // Здоровье и образование: Тезисы докл. облает, науч.-практ. конф. Иркутск, 2001. — С. 75−80.
  54. Н.А. Саморегуляция учебной деятельности и психических состояний студентов: Методические рекомендации. Иркутск, 2002.-33с.
  55. Н.А. саморегуляция учебной деятельности и психического состояния студентов // Ступени: Науч. журнал. № 3. -Иркутск, 2002. — С. 57−61.
  56. Н.А. Обучение студентов вуза рефлексии в процессе повышения уровня саморегуляции учебной деятельности // Ступени: Науч. журнал. № 4. — Иркутск, 2003. — С. 156−159.
  57. Н.А. Саморегуляция активности старших школьников в процессе учебной деятельности // Психологическая наука и практика:
  58. Материалы облает, науч.-практ. конф. // Под ред. Н. М. Щербаковой. -Иркутск, 2004. С. 87−94.
  59. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
  60. A.M. О факторах, влияющих на учебную успешность студентов младших курсов // Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. -JL: ЛГУ, 1973. 186с.
  61. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М.: Наука, 1980.-255с.
  62. О.А. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995.- № 1. — С.5−12.
  63. О.А., Прыгин Г. С. Связь учебной деятельности студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции.// Вопросы психологии. 1984. — № 3. — с.45−49.
  64. Н.Ф. Психологические особенности саморегуляции подростка в учебной деятельности.// Психол. журнал. Т. 15, 1994. — № 2 — С.66−74.
  65. Е.Г. Уровни развития саморегуляции личности : критерии их определения: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1988. — 182с.
  66. А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. -123с.
  67. А.Н. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1983. — 391с.
  68. B.C., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. М.: Наука, 1986.
  69. Е.В. Динамика рефлексивных процессов в социально-психологическом тренинге: проблема децентрации // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. -1984. -№ 4. -С.70−71.
  70. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
  71. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте.- М.: Педагогика, 1991. 151с.
  72. Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности.// Вопросы психологии. 1988.- № 3.- С.64−68.
  73. С.Н. Саногенная рефлексия, акцентуации характера и эффективность учебной деятельности.- М.: Штыкова М. А., 2000.
  74. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции : феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998. -192с.
  75. В.И. Акцентуация характера и стиль саморегуляции у студентов // Вопросы психологии. 1997. — № 6. — С.46−49.
  76. В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности.// Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С.35−39.
  77. Е.К. Применение психорегуляции в учебном процессе. // теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции: Тезисы докл. науч. конференции 28−29 ноября 1974 г. Казань: КГУ, 1976. -С.51−53.
  78. Т.А. Психогигиенические аспекты изучения студентов первого курса // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып.З. Л.: ЛГУ, 1976. — С. 61−65.
  79. А.В., Захаревич В. Г. Самоорганизация, самоконтроль и саморегуляция в учебном процессе. М.: Педагогика, 1990. — 174с.
  80. В.И., Каневская М. и др. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности // Вопросы психологии. -1980.- № 1. -С.22−30.
  81. Г. С., Филимоиенко Ю. И., Нестеров P.M. Индивидуальные особенности психической саморегуляции состояния // Вестник Ленинградского университета. Серия 6. Вып. 2 (№ 13).- 1988. С.36−42.
  82. Г. С. Самоконтроль человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989, — 192с.
  83. Г. С. Соотношение понятий самоуправления, саморегуляции и самоконтроля // Вестник Ленинградского университета. -1988. № 13. — С.35−46.
  84. Г. С., Филимоненко Ю. И., Польшин А. К. Психологические аспекты саморегуляции состояния. Л.: ЛГУ, 1986. — 165с.
  85. Г. С. Теоретические вопросы самоконтроля // Психол. журнал.-М., 1985. Т.6, № 5. С.19−32.
  86. А.К. Проблемы исследования субъективной активности // Вопросы психологии. -1996. -№ 1.- С.5−20.
  87. А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. М.: Знание, 1986. — 80с.
  88. А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии. 1992. — № 1−2.
  89. И.П. Избранные труды. М.: АПН СССР, 1955. — 365с.
  90. Н.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань, 1977. — 243с.
  91. Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. Казань: Изд-во КГУ, 1974. — 253с.
  92. В.А. К психологии активности личности// Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С.23−27.
  93. В.А. Личность как субъект активности // Психология личности: в 2-х т. Т. 2. — Самара: Издательский дом «Бахрах», 1999. — С.467−488.
  94. М.У. Организация учебного труда студентов. Минск: Изд-во БГУ, 1982. — 142с.
  95. А.И. Исследование учебной деятельности студентов // Вопр. психологии. -1990. -№ 5. -С. 176−177.
  96. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  97. Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. -Новосибирск: Наука, 1987. -240с.
  98. А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1991. — № 5. — С.28−34.
  99. Е.А. Влияние психотерапии на развитие механизмов волевой регуляции: Дис. .канд. психол. наук. -М., 1996. 220с.
  100. П.Д., Нуждина М. П. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей // Вопросы психологии. —1987. № 6. — С.112−115.
  101. Разумная организация жизни личности, проблемы воспитания и саморегулирования / Л. В. Сохань, В. А. Тихонович и др. Киев: Наук. Думка, 1989.-325с.
  102. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. -М.: ВЛАДОС, 1995. 529с.
  103. П.А. Психология: Учебник. М., 1967.
  104. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения / Под ред. В. Н. Ядова. Л.: ЛГУ, 1979. — 167с.
  105. В.И., Гаврилина С. А. Взаимосвязь воли и самоконтроля в учебной деятельности студентов // Психол.журнал. -1991. -№ 5. -С.44−50.
  106. В.И. Волевая регуляция активности личности // Психол.журнал. 1982. Т. З -№ 4. — С.14−25.
  107. В.И. Воспитание воли школьника. М.: Учпедгиз, 1954.208с.
  108. В.И. Личность и воля // Проблемы личности. -М.: Просвещение, 1969. С.425−433.
  109. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Госполитиздат, 1947. — 292с.
  110. П.В. Информационная теория эмоций// Психология эмоций: Тексты/ Под ред. В. К. Вилюнаса, Б. Ю. Гиппенрейтер. М., 1984. -С.178−185.
  111. В.И. Рефлексия как принцип существования индивидуального сознания // Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии и дифференциальной психофизиологии. М.: АПН СССР НИИ ОП, 1979. — С.15−20.
  112. С.Д. Психологическая теория деятельности и концепция Н.А.Бернштейна// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. -1978, — № 2. С 1425.
  113. С.Ю., Семёнов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач// Вопросы психологии. -1982. -№ 1. -С.99−104.
  114. Стиль человека: психологический анализ /Под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998. -310с.
  115. Л.В. Психологические особенности построения временной перспективы поведения // Психологические механизмы регуляции поведения и оптимизация трудовой и учебной деятельности. Межвузовский сборник. Горький: Изд-во ГТУ, 1985. — С.46−53.
  116. М.К. Личность и авторитет преподавателя. Трудности в педагогической работе // Практическая психология для преподавателей. -М.: Филинъ, 1997. -С.6−27.
  117. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. -М.: МГУ, 1989. -240с.
  118. И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности // Проблемы психологии личности. -М.: Просвещение, 1982. С. 120 135.
  119. Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. -М.: Просвещение, 1967. -307с.
  120. В.Г. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1979.-72с.
  121. А.С. Психология образования и развития человека. Омск: ОмГПУ, 1996. -150с.
  122. А.С. Рефлексия в развитии личности человека // Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации: Материалы II Всерос. конф. -Новосибирск, 1995. -С. 224−227.
  123. А.С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: Автореф. дис. .докт. психол. наук. Новосибирск, 2000. -44с.
  124. Ю.Ю. Об элементах рефлексии в управлении учебной деятельностью школьников. Новые исследования в педагогических науках. -М.: АПН СССР. 1980. — № 1. -С.5−7.
  125. В.А. Регуляция и саморегуляция социального поведения личности: постановка проблемы. // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. -Д.: Наука, 1979. С.6−32.
  126. Applegate G. Reflective teaching and staff development: A parthership for professional growth // The Developer. 1982.
  127. Cruickshenk D. Reflective teaching. Preston Virginia. 1987.
  128. Kirby P., Teddie Ch. Development of the reflective teaching instrument.// Journal of research and development in Education. 1989. v.22. № 4.
  129. Levin C. Behavior and development as a function of the total situation // Carmichael (ed.). -N.Y., 1946. -Р.791−844/
  130. Personality reflection and introspection in youth /Gootkina № 1// Workshop «Socio Cognitive Dev. Child», Moscow, 11−14 May, 1993: Abstr. -M., 1993. P.77.
  131. Woolfolk A. Educational Psychology. New Jersey: 1987.
  132. Rogers C. Client-centered therapy. Boston, 1951. — P. 43−58.
Заполнить форму текущей работой