Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Половые особенности самоотношения пожилых людей

Дипломная Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

В качестве основной задачи развития в старости уместно выделить достижение личностной интеграции, включающее осознание и решение экзистенциальной проблемы конечности бытия, принятие своего жизненного пути как единственно должного, осознание ценностей имеющих сверхличностное значение. В силу того, что такие номинации как «пожилой» и «старый» субъективно воспринимаются как негативные… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические аспекты изучения самоотношения пожилых людей
    • 1. 1. Самоотношение как социально-психологическая категория
    • 1. 2. Социально-психологические особенности пожилого возраста
    • 1. 3. Личность в позднем возрасте
  • Глава II. Эмпирическое исследование особенностей самоотношения пожилых людей
    • 2. 1. Цель, задачи, гипотеза исследования
    • 2. 2. Методики исследования
    • 2. 3. Анализ результатов исследования
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Половые особенности самоотношения пожилых людей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучим уровневые особенности самооценки в группе пенсионеров профессии «человек-человек».

Таблица 15.

Уровневые особенности самооценки в группе пенсионеров профессии «человек-человек»

Уровень самооценки Кол-во человек % от группы Завышенная 3 12% Адекватная 22 88% Заниженная 0 0%

Высокий уровень самооценки обнаружен у 3 пенсионеров (12% от группы), адекватная самооценка характерна для большинства — 22 человека (88% от группы), заниженная самооценка не выявлена.

Рис.

7. Уровневые особенности самооценки в группе пенсионеров профессии «человек-человек»

Проанализируем уровневые особенности притязаний среди пенсионеров профессии «человек-человек».

Таблица 16.

Уровневые особенности притязаний пенсионеров профессии «человек-человек»

Уровень притязаний Кол-во человек % от группы Завышенный 3 12% Норма 22 88% Заниженный 0 0%

Нормальный уровень притязаний выявлен у 22 человек (88%), завышены притязания у большинства пожилых — 3 человека (12%), заниженный уровень не выявлен.

Рис.

8. Уровневые особенности притязаний работающих пенсионеров В группе пенсионеров профессии «человек-человек» отмечается адекватная самооценка и уровень притязаний, связанные с оптимистичным взглядом на себя.

Изучим самооценку и притязания среди пенсионеров профессии «человек-техника».

Таблица 17.

Тестовые показатели по методике «Исследование самооценки» среди пенсионеров профессии «человек-техника»

Самооценка Уровень самооценки Притязания Уровень притязаний 65 адекватная 61 норма 68 адекватная 68 норма 55 адекватная 71 норма 57 адекватная 84 норма 62 адекватная 75 норма 53 адекватная 63 норма 65 адекватная 88 норма 73 адекватная 90 норма 57 адекватная 81 норма 69 адекватная 75 норма 65 адекватная 67 норма 85 завышенная 75 норма 79 завышенная 78 норма 69 адекватная 79 норма 78 завышенная 61 норма 55 адекватная 86 норма 68 адекватная 97 завышенный 85 завышенная 98 завышенный 80 завышенная 95 завышенный 79 завышенная 98 завышенный 64 адекватная 95 завышенный 53 адекватная 84 норма 59 адекватная 71 норма 64 адекватная 73 норма 58 адекватная 63 норма 73 адекватная 75 норма 67 адекватная 79 норма Среди пенсионеров профессии «человек-техника» также наблюдаются в среднем по группе адекватные уровни самооценки и притязаний.

Изучим уровневые особенности самооценки в группе пенсионеров профессии «человек-техника».

Таблица 18.

Уровневые особенности самооценки в группе пенсионеров профессии «человек-техника»

Уровень самооценки Кол-во человек % от группы Завышенная 6 24% Адекватная 19 76% Заниженная 0 0%

Высокий уровень самооценки обнаружен у 6 испытуемых (24% от группы), адекватная самооценка характерна для большинства — 19 человек (76% от группы), заниженная самооценка не выявлена.

Рис.

9. Уровневые особенности самооценки в группе пенсионеров профессии «человек-техника»

Проанализируем уровневые особенности притязаний пенсионеров профессии «человек-техника».

Таблица 19.

Уровневые особенности притязаний пенсионеров профессии «человек-техника»

Уровень притязаний Кол-во человек % от группы Завышенный 5 20% Норма 20 80% Заниженный 0 0% Высокий уровень самооценки обнаружен у 5 испытуемых (20% от группы), адекватная самооценка характерна для большинства — 20 человек (80% от группы), заниженная самооценка не выявлена.

Рис.

10. Уровневые особенности притязаний пенсионеров профессии «человек-техника»

Сравнивая различия между двумя группами испытуемых, нами выявлено, что в обеих группах примерно одинаковые уровни самооценки и притязаний, однако необходимо провести статистический анализ различий.

Таблица 20.

Значения t-критерия Стьюдента Шкалы Значение t-критерия Статистическая значимость Самооценка 0,5 значимо Притязания 0,8 незначимо Так, статистический анализ показал, что различия в самооценке и притязаниях в зависимости от типа профессии пожилого человека отсутствуют.

Изучим результаты анкетирования среди групп работающих-неработающих пенсионеров.

Таблица 21.

Самооценка работающих-неработающих пенсионеров по результатам анкетирования Уровень самооценки Работающие пенсионеры Неработающие пенсионеры Кол-во человек % от группы Кол-во человек % от группы Завышенная 13 52% 3 12% Адекватная 12 48% 15 60% Заниженная 0 0% 7 28%

Очевидны различия в самооценке работающих-неработающих пенсионеров: среди неработающих самооценка заметно ниже.

Рис.

11. Самооценка работающих-неработающих пенсионеров по результатам анкетирования Рассмотрим результаты анкетирования в группах испытуемых, различающихся по типу профессии.

Таблица 22.

Результаты анкетирования в группах испытуемых, различающихся по типу профессии Уровень самооценки Профессия «человек-человек» Профессия «человек-техника» Кол-во человек % от группы Кол-во человек % от группы Завышенная 4 16% 6 24% Адекватная 21 84% 19 76% Заниженная 0 0% 0 0%

Мы видим, что самооценка пожилого человека не зависит от типа профессии, так как она в основном адекватна у обоих типов.

Рис.

12. Результаты анкетирования в группах испытуемых, различающихся по типу профессии Таким образом, нами были получены следующие результаты исследования:

Среди работающих и неработающих пенсионеров существуют значительные различия в самоотношении, в частности, в самоуважении, самоинтересе (выше у работающих), а также в самооценке и притязаниях (у работающих выше).

У пенсионеров, различающихся по типу профессии значимых различий в самоотношении не выявлено, причём самооценка и притязания адекватны как в одной группе, так и в другой.

Однако, гипотеза исследования подтвердилась, действительно существуют различия между самоотношением работающих и неработающих пенсионеров.

Заключение

Анализ различных теоретических взглядов показал, что в ряде исследований природа самоотношения определяется через категорию личностного смысла, тем самым подчеркивая ценностный характер самоотношения личности.

Теоретический анализ геронтопсихоло-гических теорий позволяет выделить в качестве основной задачи развития пожилого возраста достижение мудрости, связанное с осознанием необходимости дальнейшего развития, обретением способности к отстраненному, созерцательному восприятию происходящего, переносу энергии на другие формы активности и новые роли.

В качестве основной задачи развития в старости уместно выделить достижение личностной интеграции, включающее осознание и решение экзистенциальной проблемы конечности бытия, принятие своего жизненного пути как единственно должного, осознание ценностей имеющих сверхличностное значение. В силу того, что такие номинации как «пожилой» и «старый» субъективно воспринимаются как негативные, мы предлагаем, исходя из возможностей и задач развития в поздних возрастах, пожилой возраст (50−70 лет) обозначать возрастом мудрости, а старость (70- 90 лет) возрастом личностной интеграции.

Для выявления особенностей самоотношения в пожилом возрасте нами было проведено эмпирическое исследование и получены следующие результаты психологического обследования: среди работающих и неработающих пенсионеров существуют значительные различия в самоотношении, в частности, в самоуважении, самоинтересе (выше у работающих), а также в самооценке и притязаниях (у работающих выше). Однако у пенсионеров, различающихся по типу профессии значимых различий в самоотношении не выявлено, причём самооценка и притязания адекватны как в одной группе, так и в другой.

Гипотеза исследования подтвердилась, действительно существуют различия между самоотношением работающих и неработающих пенсионеров.

Список литературы

Александрова, М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии / М. Д. Александрова. — Л.: ЛГУ, 2005. — 135 с.

Анциферова, Л. И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости / Л. И. Анциферова // Психологический журнал. — 2001. — № 3. -С. 86−99.

Безруков В.В., Сачук Н. Н. Группы риска повышенной потребности пожилых и старых людей в социально-бытовой помощи и медико-социальной реабилитации // Второй съезд соц. гигиен. и организ. здравоохр. Украины. Тез. докл. — Киев. -2000. — С.

42.

Гершкович, Т. Б. Поздний возраст и стратегии его освоения / Т. Б. Гершкович, Н. С. Глуханюк. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. — 112 с.

Ермолаева, М. В. Практическая психология старости / М. В. Ермолаева. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 320 с.

Ермолаева, М. В. Жизненное пространство пожилых людей, проживающих в сельской и городской местности / М. В. Ермолаева, Е. В. Приходько // Материалы 4-ой Российской конференции по экологической психологии. — М.: ПИ РАО, 2005. — С. 172 -173.

Ермолаева, М. В. Значения культуры как идеальной формы для развития личности в старости / М. В. Ермолаева // Материалы международной конференции. «Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы». — М.: МГППУ, 2006. — С. 132−135.

Ермолаева, М. В. Проблема индивидуальных стратегий старения / М. В. Ермолаева, С. Б. Пряхина // Психология индивидуальности. — Материалы Всероссийской конференции. — Гос. Ун-т. — Высш.

шк.экон. — М.: ГУВШЭ, 2006. — С. 215−222.

Ермолаева, М. В. Значения жизненного опыта в старости / М. В. Ермолаева // Психология зрелости и старения. — 2007. — № 2. — С. 58−83.

Ермолаева, М. В. Содержательные характеристики внутреннего пространства в старости / М. В. Ермолаева // Материалы 5-ой Российской конференции по экологической психологии. — М.: ПИ РАО, 2008. — С. 105 — 107.

Ермолаева, М. В. Психологические проблемы организации обучения пожилых людей / М. В. Ермолаева, Е. В. Фёдорова // Психология зрелости и старения. — 2008. — № 3. — С. 30−40

Ермолаева, М. В. Проблемный ребенок: особенности поведения и общения / М. В. Ермолаева // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. — 2009. — № 1. — С. 88−98.

Ермолаева, М. В. Значение сюженто-ролевой игры для развития навыков общения у дошкольников / М. В. Ермолаева // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. — 2009. — № 2. — С. 83−96.

Ермолаева, М. В. Проблема личностного самоопределения в старости / М. В. Ермолаева // Психология зрелости и старения. — 2009. — № 4.

Ермолаева, М.В. К вопросу об организации образовательного процесса пожилых людей / М. В. Ермолаева, Е. В. Фёдорова // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. — 2009. — № 4.

Исаев, Е. И. Психология развития человека / Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков. — М.: Школьная пресса, 2000. — 323 с.

Кон И.С. В поисках себя. Личность и самосознание. М.: Политиздат, 2004.

Краснова, О. В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии / О. В. Краснова // Мир психологии. — 2009. — № 2. -С. 96−106.

Лидере, А. Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании / А. Г. Лидерс // Психология зрелости и старения. — 2000. — № 2. — С. 6−11.

Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. — СПб.: Питер, 2000.

Пряжников, Н. С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте / Н. С. Пряжников // Мир психологии. — 2009. -№ 2. — С. 111−123.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер Ком, 2008. 56 с Солдатова, Е. Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография / Е. Л. Солдатова. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. — 267 с.

Худоян, С.С. К проблеме кризиса развития в позднем возрасте / С. С. Худоян. ;

http://www.all-psy.eom/stati/detail/158/1/

Хухлаева, О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость / О. В. Хухлаева. — М.: Академия, 2002. — 208 с.

Шахматов Н. Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М: Медицина, 1996.

Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. — СПб.: Лет. сад, 2000. — 415 с.

Яцемирская Р. С. Психическое старение долгожителей. София, 1999

Докт. дис.

Яцемирская Р. С. Психопатология пожилого и старческого возраста. Изд-во МГСУ «Союз», 2002.

Яцемирская Р.С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология. М: Владос, 1999.

Приложения Приложение 1.

Тест-опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)

Инструкция: Вам предлагается ответить на следующие 57 утверждений. Если Вы согласны с данным утверждением ставьте знак «+», если не согласны то знак «-».

Текст опросника

1. Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпатией.

2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.

3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.

4. Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки.

5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.

6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности.

7. Мое «Я» всегда мне интересно.

8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.

9. В моей жизни есть или, по крайней мере, были люди с которыми я был чрезвычайно близок.

10. Собственное уважение мне еще надо заслужить.

11. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел;

12. Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.

13. Я сам хотел во многом себя переделать.

14. Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.

15. Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.

16. Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.

17. Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным.

18. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

19. Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.

20. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.

21. Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне.

22. Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной.

23. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

24. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.

25. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни — это подчиниться собственной судьбе.

26. Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.

27. К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать.

28. Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским;

29. Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.

30. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

31. В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.

32. Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.

33. Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека.

34. Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю о себя, разумно ли это.

35. Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он бы тут же понял, какое я ничтожество.

36. Временами я сам собой восхищаюсь.

37. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

38. В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.

39. Без посторонней помощи я мало, что могу сделать.

40. Иногда я сам себя плохо понимаю.

41. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

42. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.

43. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других неприязнь.

44. Большинство моих знакомых не принимают меня уж так всерьез.

45. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.

46. Я вполне могу сказать, что унижаю себя сам.

47. Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.

48. В целом, меня устраивает то, какой я есть.

49. Вряд ли меня можно любить по-настоящему.

50. Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.

51. Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению.

52. Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

53. То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.

54. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

55. Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.

56. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделом тебе».

57. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.

Порядок подсчета: Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком и утверждений, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. Полученный «сырой балл» по каждому фактору переводится, по приведенным ниже таблицам, в накопленные частоты (в %).

Ключ для обработки:

Номера пунктов и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор.

Шкала S (интегральная):"+": 2, 5, 23, 33, 37, 42, 46, 48, 52, 53, 57."-«: 6, 9, 13, 14, 16, 18, 30, 35, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 56.

Шкала самоуважения (I):"+": 2, 23, 53, 57."-«: 8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50.

Шкала аутосимпатии (II):"+": 12, 18, 28, 29, 37, 46, 48, 54."-«: 4, 9, 11, 16, 19, 24, 45, 56.

Шкала ожидаемого отношения от других (III):"+": 1, 5, 10, 15, 42, 55."-«: 3, 26, 30, 32, 43, 44, 49.

Шкала самоинтересов (IV):"+": 7, 17, 20, 33, 34, 52."-«: 14, 51.

Шкала самоуверенности (1):"+": 2, 23, 37, 42, 46."-«: 38, 39, 41.

Шкала отношения других (2):"+": 1, 5, 10, 52, 55."-«: 32, 44.

Шкала самопринятия (3):"+": 12, 18, 28, 47, 48, 54."-«: 21.

Шкала самопоследовательности (саморуководства) (4):+": 50, 57."-«: 25, 27, 31, 35, 36.

Шкала самообвинения (5):"+": 3, 4, 9, 11, 16, 24, 45, 56."-«:

Шкала самоинтересса (6):"+": 17, 20, 33."-«: 26, 30, 49, 51.

Шкала самопонимания (7):"+": 53."-«: 6, 8, 13, 15, 22, 40.

Таблицы перевода «сырого балла» в накопленные частоты (%) Фактор S

«Сырой балл» Накопленные частоты (в %) «Сырой балл» Накопленные частоты (в %) 0 0 16 74,33 1 0,67 17 80,00 2 3,00 18 85,00 3 5,33 19 88,00 4 6,33 20 90,67 5 9,00 21 93,33 6 13,00 22 96,00 7 16,00 23 96,67 8 21,33 24 98,00 9 26,67 25 98,33 10 32,33 26 98,67 11 38,33 27 99,67 12 49,00 28 99,67 13 55,33 29 100,00 14 62,67 30 100,00 15 69,33

Фактор I Фактор II «сырой балл» Накопленные частоты (в %) «сырой балл» Накопленные частоты (в %) 0 1,67 0 0,33 1 4,00 1 3,67 2 6,00 2 9,00 3 9,33 3 16,00 4 16,00 4 21,67 5 25,33 5 28,00 6 44,67 6 37,33 7 34,00 7 47,00 8 58,67 8 58,00 9 71,33 9 69,67 10 80,00 10 77,33 11 86,67 11 86,00 12 91,33 12 90,67 13 96,67 13 96,67 14 99,67 14 98,33 15 100,00 15 99,67 16 100,00

Фактор III «сырой балл» Накопленные частоты (в %) «сырой балл» Накопленные частоты (в %) 0 0,00 7 17,67 1 0,00 8 27,33 2 0,67 9 39,67 3 1,00 10 53,00 4 3,33 11 72,33 5 6,00 12 91,33 6 9,00 13 100,00

Фактор IV Фактор 1 «сырой балл» Накопленные частоты (в %) «сырой балл» Накопленные частоты (в %) 0 0,67 0 3,77 1 2,00 1 7,33 2 5,33 2 16,67 3 16,00 3 29,33 4 29,00 4 47,67 5 49,67 5 65,67 6 71,33 6 81,33 7 92,33 7 92,33 8 100,00 8 100,00

Фактор 2 Фактор 3 «сырой балл» Накопленные частоты (в %) «сырой балл» Накопленные частоты (в %) 0 0,00 0 2,67 1 0,67 1 7,67 2 3,67 2 16,67 3 7,33 3 34,33 4 15,00 4 50,67 5 32,00 5 70,67 6 51,33 6 89,67 7 80,00 7 100,00 8 100,00

Фактор 4 Фактор 5 «сырой балл» Накопленные частоты (в %) «сырой балл» Накопленные частоты (в %) 0 3,00 0 1,67 1 9,67 1 4,67 2 25,67 2 15,00 3 38,33 3 27,67 4 60,33 4 43,33 5 79,67 5 60,67 6 92,00 6 81,67 7 100,00 7 96,67 8 100,00

Фактор 6 Фактор 7 «сырой балл» Накопленные частоты (в %) «сырой балл» Накопленные частоты (в %) 0 0,67 0 4,33 1 3,00 1 21,33 2 11,33 2 43,33 3 20,00 3 68,67 4 34,33 4 83,67 5 54,67 5 94,00 6 80,00 6 99,33 7 100,00 7 100,00 Значение показателя:

меньше 50 — признак не выражен;

50−74 — признак выражен;

больше 74 — признак ярко выражен.

Приложение 2.

Методика Дембо-Рубинштейн Методика внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний край соответствует состоянию, где, по вашему мнению находится самый счастливый человек, которого можно представить, а нижнему соответствует состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные ценности, которых человек старается избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.

Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.

образ теста Дембо-Рубинштейн Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

Для удобства на листке бумаге нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.

На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.

Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.

Интерпретация результатов Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.

Основные параметры самооценки — это ее высота, устойчивость и реалистичность.

После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний — от нижней точки шкалы до знака «х»; высоту самооценки — от «о» до знака «-»; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.

Высота самооценки (-)

Количество баллов примерно от 50 до 75 («средняя» и «высокая» самооценка) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке. Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такая самооценка может указывать на искажения в формировании личности — закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.

В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа. Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?

Уровень притязаний (х) Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.

В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальная самооценка (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) — между этими отметками.

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.

Соотношение между параметрами самооценки Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы «х» должны находиться между символами «о» и «-». Расстояние между х и о — это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. «Х» — это то, что «человек сможет», а то, что выше нее, — «недоступно». Ниже «х» вплоть до актуальной самооценки — то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше — невозможного, тем выше уровень оптимизма.

Высота «кружков» должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если «кружок» находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком нереалистичности.

Неравномерная самооценка, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.

«О» — идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом «х» мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а «о» по-прежнему стоит выше «х». Если этого не происходит, мы говорим об «инфляции мечты».

Приложение 3.

Анкета «Уровень самооценки»

Анкета «Уровень самооценки» призвана помочь вам определить конкретные области, в которых ваша самооценка занижена. Заполните анкету, подсчитайте очки и затем разработайте план по улучшению ситуации.

Инструкция. Оцените каждый из приведенных ниже пунктов по системе баллов от 1 до 4 в зависимости от того, насколько регулярно вы осуществляете каждое действие.

1 — Я с трудом могу это делать.

2 — Я могу иногда это делать.

3 — Я могу это делать довольно часто, но мне требуется что-то улучшить в этой области.

4 — Я могу это делать часто, и мои действия меня полностью устраивают.

Область А: навыки общения

— Я могу попросить о помощи или о том, что мне необходимо, не испытывая при этом чувства неполноценности, стыда или вины.

— Когда я нахожусь с другим человеком, я полностью участвую в общении. Мои мысли не переключаются на другие дела.

— Когда я говорю с другими, мои слова и чувства соответствуют моим внутренним ощущениям.

— Я активно участвую в работе группы выздоровления от созависимости, и мне это доставляет удовольствие.

— Когда мне нравится, когда кто-то что-то делает, я могу открыто показать ему свои чувства.

— Я осознаю ощущения моего тела: какие его части напряжены, когда мне требуется отдых; я серьезно отношусь к тому, чтобы обеспечить мое тело всем необходимым.

А теперь подсчитайте общую сумму баллов и запишите результат в свободное место на строке «Общий результат».

_ общий результат.

Область Б: навыки принятия

— Я могу выразить свои мысли, не дожидаясь того, когда свое мнение выскажут другие.

— Я могу основывать свои действия на своих ощущениях и позволяю воспринимать их как важную часть себя, не углубляясь и не цепляясь за любое из них.

— Я уделяю время тому, чтобы проявить свой вкус и предпочтения в таких вопросах, как оформление офиса, стиль одежды и стиль речи.

— Бывают периоды, когда мне хочется побыть одному, отказаться от общения с другими и побыть с самим собой — отдыхать, размышлять, или заниматься чем-то еще, что нужно именно мне.

— Я уделяю время своим творческим проектам.

— Я могу высказать свою точку зрения, даже если она отличается от точки зрения других.

А теперь подсчитайте общую сумму баллов и запишите результат в свободное место на строке «Общий результат».

_ общий результат.

Область В: навыки воздействия

— Я могу вынести большую нагрузку без физических расстройств и головной боли.

— Я могу установить жесткие и четкие ограничения для себя и других, не пытаясь вызвать у себя или у других чувство вины или дискомфорта.

— Я могу выражать свои чувства должным образом, не теряя при этом контроля.

— Я охотно беру на себя ответственность и с удовольствием отвечаю за проекты и другие дела.

— Я могу принимать решения без длительной задержки или напряжения.

— Я могу идти на риск в новых ситуациях и нахожу это интересным и вдохновляющим.

А теперь подсчитайте общую сумму баллов и запишите результат в свободное место на строке «Общий результат».

_ общий результат.

Область Г: навыки постоянства

— Я спокойно отношусь к тому, что другие не одобряют мои действия.

— Я могу признавать свои ошибки.

— Я могу выслушивать положительные и отрицательные отзывы других людей, не испытывая беспокойства или потребности в защите.

— Я могу говорить правду о своих ощущениях, даже когда другие могут не соглашаться со мной.

— Я хорошо отношусь к себе, даже когда мои планы не осуществляются.

— Я могу превратить разочарования в новые возможности.

А теперь подсчитайте общую сумму баллов и запишите результат в свободное место на строке «Общий результат».

_ общий результат.

Инструкция. Суммируйте все баллы «Общего результата» по каждой области, чтобы получить общий итоговый результат.

Посмотрите на предварительные результаты по каждому разделу и определите, какие из них оказались низкими. Это поможет вам понять, где вам необходимо провести работу по коррекции заниженной самооценки.

Обратитесь к нижеприведенным данным для толкования общего итогового результата.

24−48 — Низкая самооценка в большинстве областей вашей жизни.

49−72 — Низкая самооценка в некоторых областях вашей жизни.

73−96 — Адекватная самооценка в большинстве областей вашей жизни.

Ученые записки. 2010. Т. 3. Сер. Психология. Педагогика. № 4 (12)

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ