Системы автоматического регулирования авиационных двигателей
![Курсовая: Системы автоматического регулирования авиационных двигателей](https://gugn.ru/work/1362065/cover.png)
Из анализа графических зависимостей следует, что увеличение коэффициента усиления звена k7 в прямой цепи регулирования САР приводит к колебательному переходному процессу и в тоже время к снижению статической погрешности поддержания заданного расхода топлива через дроссельный кран. Изменяя коэффициент k7, можно добиться приемлемых показателей качества регулирования. Так, например, при k7 = 3 будут… Читать ещё >
Системы автоматического регулирования авиационных двигателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Задание Рис. 1 Принципиальная схема САР перепада давления топлива на дроссельном кране
— перепад давления на дроссельном кране (РП);
— расход топлива через дроссельный кран (РФ);
— перемещение золотника дроссельного крана (ВВ);
— настройка пружины чувствительного элемента (УВ);
— изменение давление на выходе из насоса (ВВ).
При выводе уравнений предполагается: силы сухого трения и гидродинамические силы пренебрежимо малы; жидкость несжимаема; давление на выходе из дроссельного крана — постоянное, .
Исходные данные для расчёта
k1 | k2 | k3 | k4 | k5 | k6 | k7 | k8 | T1 | T2 | ||
0,5 | 0,3 | 0,5 | ; | 0,5 | 0,3 | 0,12 | 0,4 | ||||
D-разбиение — k7;
Воздействие — ;
Критерии устойчивости — Р — Г; Н.
- Введение
- 1. Назначение и принцип действия САР
- 2. Вывод дифференциального уравнения дроссельной иглы
- 3. Построение структурной схемы и определение передаточных функций САР
- 4. Анализ устойчивости САР
- 5. Оценка качества регулирования САР
- Заключение
- Список литературы
К системам автоматического регулирования (САР) авиационных двигателей предъявляются весьма жёсткие требования по статическим и динамическим характеристикам, поэтому важен выбор параметров САР, обеспечивающих заданные характеристики, и анализ влияния отдельных параметров на динамические свойства САР.
1. Назначение и принцип действия САР
САР состоит из объекта регулирования — дроссельного крана и гидромеханического регулятора перепада давления (рис.1).
При уменьшении площади дроссельного крана перепад давления на нем возрастает. Золотник чувствительного элемента переместиться вверх и соединит надпоршневую полость с магистралью, а подпоршневую полость — с магистралью. Дроссельная игла с поршнем переместиться вниз и уменьшит расход топлива. При этом перепад давления на дроссельном кране восстановится.
2. Вывод дифференциального уравнения дроссельной иглы
При выводе уравнения предполагается: силы сухого трения и гидродинамические силы пренебрежимо малы; жидкость несжимаема; давление на выходе из насоса — постоянное, .
Уравнение дроссельной иглы, связывающее массовый расход топлива с перемещением дроссельной иглы, определяется зависимостью
— объемный расход топлива;
— коэффициент расхода дросселя ();
— площадь проходного сечения;
— плотность жидкость ();
— давления на входе в дроссельную иглу и выходе из насоса.
Нелинейная расходная характеристика дроссельной иглы линеаризуется разложением в ряд Тейлора:
где .
Относительное приращение площади проходного сечения дроссельной иглы связано с относительным его перемещением зависимостью:
.
Из совместного решения уравнений можно определить линеаризованное уравнение дроссельной иглы:
где;; - коэффициенты передачи дроссельной иглы.
3. Построение структурной схемы и определение передаточных функций САР
Уравнения звеньев САР сводятся в систему уравнений:
— объект регулирования;
— чувствительный элемент;
— сервопоршень;
— дроссельная игла;
— баланс расходов.
Система уравнений содержит 8 переменных (,, ,, ,, ,), т. е. за исключением управляющего и возмущающего и воздействий число переменных равно числу уравнений. Система дифференциальных уравнений записывается в операторной форме и преобразуется к форме, удобной для построения структурной схемы САР. Для этого из системы операторных уравнений исключаем параметры как входящие в простые зависимости. В результате получаем:
В структурном виде эти уравнения могут быть изображены следующим образом:
Рисунок 2. Составляющие структурной схемы САР
Структурная схема САР, соответствующая системе преобразованных операторных уравнений, представлена на рисунке 3. По структурной схеме легко прослеживается взаимодействие звеньев в системе регулирования перепада давления топлива на дроссельном кране.
Рисунок 3. Структурная схема САР
Для определения передаточной функции САР в разомкнутом состоянии в структурной схеме условно размыкается основная обратная связь и вводится входной и выходной параметры разомкнутой системы. Тогда передаточная функция разомкнутой САР определяется как отношение:
При этом предполагается: ;;.
После преобразования можно получить:
;
;
;
;
.
Передаточная функция замкнутой САР по управляющему воздействию (при и) определяется по формуле:
После преобразования можно получить:
;
;
;
;
.
Собственный оператор замкнутой САР имеет вид:
4. Анализ устойчивости САР
Построим D-разбиение в плоскости параметра k7. Решаем уравнение :
.
Подставляя в данное уравнение значения всех коэффициентов и численные значения параметров САР (см. задание) и решая его относительно коэффициента k7, получаем следующее выражение:
Воспользовавшись программой RADIS, определим действительную и мнимую составляющие частотной функции k7 для ряда значений частот. В результате расчёта и построения получаем кривую D-разбиения для положительных значений частот (рис.5).
Рисунок 5. D — разбиение в плоскости коэффициента k7: I — область наибольшей вероятности устойчивой работы; II, III — области неустойчивой работы САР
Кривая D-разбиения заштриховывается с левой стороны по мере возрастания частоты колебаний. Воспользовавшись правилом подсчёта корней характеристического уравнения для каждой из выделенных областей Dразбиения определяем область I, соответствующую наибольшему числу корней с отрицательной вещественной частью, т. е. более вероятную область устойчивости САР.
Для проверки устойчивости САР в области I зададимся величиной Re k7, взятой из этой области: k7=0, и запишем характеристический полином или собственный оператор замкнутой САР с числовыми значениями коэффициентов:
.
Для проверки устойчивости САР по критерию Рауса-Гурвица составим квадратную матрицу Гурвица из коэффициентов a0…an:
при проанализируем знаки диагональных миноров:
;
;
.
Все диагональные миноры положительны, следовательно, САР устойчива и область I D-разбиения является областью устойчивости САР.
Для проверки устойчивости по критерию Найквиста анализируется АФЧХ разомкнутой системы. Передаточная функция разомкнутой САР при принятых значениях коэффициентов имеет вид:
;
Вначале определяется устойчивость системы. Для этого используется собственный оператор разомкнутой САР с числовыми значениями коэффициентов:
Воспользовавшись программой RADIS, рассчитывается и строится АФЧХ разомкнутой САР. Из представленного на рис. 6 графика следует, что АФЧХ разомкнутой САР не охватывает точку с координатой (-1;j0), следовательно, замкнутая САР будет устойчива.
Рисунок 6. Амплитудно-фазочастотная характеристика разомкнутой САР частоты вращения ГТД
5. Оценка качества регулирования САР
Качество регулирования САР определяется по показателям качества переходного процесса при ступенчатом управляющем и возмущающем воздействиях. Переходные характеристики рассчитываются по алгоритму и программе RADIS.
При заданных исходных данных передаточная функция замкнутой САР при управляющем воздействии имеет вид:
Задаваясь тремя значениями коэффициента k7 из области устойчивости Dразбиения, например, k7 =2; 4; 6, определяем переходные характеристики при ступенчатом возмущающем воздействии. Переходные характеристики рассчитываем по последнему выражению с использованием программы RADIS. Шаг интегрирования принимаем равным с, время интегрирования с.
Рисунок 7. Переходные характеристики САР частоты вращения авиационного ТРД (а — при k7 =2, б — при k7 =3, в — при k7 =4)
Из анализа графических зависимостей следует, что увеличение коэффициента усиления звена k7 в прямой цепи регулирования САР приводит к колебательному переходному процессу и в тоже время к снижению статической погрешности поддержания заданного расхода топлива через дроссельный кран. Изменяя коэффициент k7, можно добиться приемлемых показателей качества регулирования. Так, например, при k7 = 3 будут следующие показатели качества регулирования: — максимальная величина перерегулирования;
с — время регулирования, в течение которого заканчивается переходный процесс (при допуске ±5% от);
N = 2 — число периодов колебаний за время переходного процесса;
с-1 — угловая частота собственных колебаний.
Заключение
автоматический давление дроссельный игла
Анализ устойчивости системы автоматического регулирования перепада давления топлива на дроссельном кране показал, что данная САР устойчива и область D-разбиения является областью устойчивости САР. Это подтвердили проверки устойчивости САР по критерию Найквиста и критерию Рауса-Гурвица.
Гимадиев А. Г. Динамические характеристики систем автоматического регулирования: Учебное пособие. — Куйбышев: КуАИ, 1986 — 60с.
Шорин В. П. Системы автоматического регулирования энергетических установок: Методическое пособие. — Куйбышев: КУАИ, 1986 — 39с.