Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Неолиберальные реформы в Мексике

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

В год, объемы экспорта увеличились с 10% ВВП в 1990 году до 17% ВВП в 1999 году и до 28% ВВП сегодня. В следующем году реальные объемы экспорта Мексики возрастут пятикратно по сравнению с показателями 1990 года. Именно в этой сфере — быстром развитии экспортных отраслей промышленности и значительном росте объемов экспорта — NAFTA принесла реальные изменения. NAFTA гарантирует мексиканским… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Особенности современного неолиберализма в экономике
    • 1. 1. Сущность неолиберализма
    • 1. 2. Неолиберальные модели экономик стран Латинской Америки
  • Глава 2. Проведение неолиберальных реформ в Мексике
    • 2. 1. Особенности развития экономики Мексики
    • 2. 2. Основные неолиберальные реформы в Мексике
    • 2. 3. Оценка проведения в Мексике неолиберальных реформв свете вступления в NAFTA
  • Заключение
  • Литература

Неолиберальные реформы в Мексике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Может быть, поэтому приватизация стыдливо прикрывалась сомнительными утверждениями, что переход госпредприятий в частные руки «только укрепит государственный сектор». Тем не менее за годы президентства М. де ла Мадрида число госкомпаний сократилось с 1155 до 412 .1 декабря 1988 г.

во дворце «L os Pinos» (резиденция президента Мексики) обосновался сравнительно молодой, 40-летний политик Карлос Салинас де Гортари, еще один представитель ИРП и убежденный сторонник неолиберализма — приверженец модели открытой рыночной экономики. Принимая на себя полномочия главы государства, К. Салинас положительно оценил усилия своего предшественника по выводу страны из кризиса и подчеркнул необходимость «модернизации мексиканской экономики, чтобы не оказаться на обочине мирового развития». «Салинастройка» (так, по аналогии с советской перестройкой, назвали экономический курс мексиканского лидера) явилась центральным эпизодом процесса неолиберальных реформ в Мексике, результаты которого существенно изменили социально-экономический облик страны и имели серьезные и долговременные политические последствия. Основой неолиберального курса (как и в других латиноамериканских странах, вставших в 1990;х гг. на этот путь) была дальнейшая приватизация государственной собственности. В 1990—1992 гг.

в Мексике в частные руки перешли государственные активы стоимостью свыше 22 млрд долл., или более половины приватизированной за это время во всей Латинской Америке собственности. Подчеркну, что в процессе приватизации активную роль сыграли иностранные (главным образом американские) компании, резко расширившие свое присутствие на ключевых мексиканских рынках. Основательной реорганизации подверглась кредитно-денежная система. В 1991—1992 гг. в частные руки перешли все 18 наиболее крупных коммерческих банков, ранее находившихся в полной или мажоритарной собственности государства.

В 1993 г. был реформирован центральный «B anco de México», получивший статус автономного учреждения, формально не подчинявшегося правительству в вопросах предоставления финансирования. Большое значение имела либерализация внешней торговли, позволившая в 1992 г. заключить с США и Канадой Договор о североамериканской зоне свободной торговли (NAFTA). Это был уникальный проект: впервые развивающаяся страна пошла по пути интеграции с высокоразвитыми государствами. Таким способом мексиканские власти рассчитывали вытащить национальную экономику из состояния сравнительной отсталости и придать ей мощное ускорение.

Однако на практике все оказалось не так просто. Неолиберальные реформы и учреждение NAFTA открыли двери иностранным капиталовложениям беспрецедентных масштабов. Весьма привлекательным для инвесторов стал фондовый рынок Мексики, куда начали стекаться спекулятивные инвестиции («горячие деньги»). Они и послужили детонатором очередного финансового обвала в конце 1994 г., хотя основные причины экономических потрясений на этот раз лежали в сфере политики. Неолиберальный курс разделил мексиканское общество на сторонников и противников монетаристских реформ, усилил социальное неравенство, стал причиной широких протестных акций, особенно в районах с преобладающим индейским населением. Именно там (на юге страны) начались выступления, в политическом плане поддержанные противниками неолиберальных преобразований. Дело дошло до вооруженных столкновений правительственных войск с отрядами так называемой Сапатистской армией национального освобождения, которым удалось захватить ряд муниципальных центров и даже арестовать губернатора штата Чьяпас. Убийство двух видных деятелей правившей ИРП подлило масла в огонь — ситуация быстро накалялась, вызывая у инвесторов беспокойство за сохранность сделанных капиталовложений.

В обстановке неуверенности и страха начался массовый отток иностранных инвестиций. Поддавшись всеобщей панике, вкладчики стали изымать деньги из банков, прекратилось кредитование реального сектора, кризис перекинулся практически на все отрасли экономики. Следствием этого явились разорение тысяч предприятий и рост безработицы. Международные финансовые круги, всерьез обеспокоенные возможностью распространения мексиканского кризиса на другие латиноамериканские страны, как это уже произошло в 1980;х гг. (так называемый «эффект текилы»), оказали Мексике беспрецедентную по масштабам помощь — около 52 млрд долл. Но этого оказалось недостаточно, и мексиканские власти были вынуждены прибегнуть к «шоковой терапии», которую провел очередной президент от ИРП Эрнесто Седильо (1994−2000 гг.). Он принял Программу чрезвычайных мер по преодолению экономического кризиса: повышение налогов, а также цен и тарифов на основные промышленные товары и услуги; сокращение государственных расходов; снижение реальной заработной платы и т. д. Одновременно (через механизмы NAFTA) была существенно усилена хозяйственная привязка мексиканской экономики к рынку США. 2.3 Оценка проведения в Мексике неолиберальных реформв свете вступления в NAFTAШесть лет назад можно было сделать сделать заключение, что Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA) можно назвать большим успехом.

Главный аргумент в пользу NAFTA заключался в том, что со стороны Соединенных Штатов соглашение о свободной торговле было самым многообещающим способом повышения шансов Мексики на экономическое процветание и демократию, а также в том, что собственные интересы, а также соседский долг Соединенных Штатов требовал от них, по крайней мере, попытаться помочь Мексике встать на путь развития. С момента заключения Североамериканского соглашения о свободной торговле рост реального ВВП Мексики составляет 3.

6% в год, объемы экспорта увеличились с 10% ВВП в 1990 году до 17% ВВП в 1999 году и до 28% ВВП сегодня. В следующем году реальные объемы экспорта Мексики возрастут пятикратно по сравнению с показателями 1990 года. Именно в этой сфере — быстром развитии экспортных отраслей промышленности и значительном росте объемов экспорта — NAFTA принесла реальные изменения. NAFTA гарантирует мексиканским производителям беспошлинный и бесквотный доступ на американский рынок — крупнейший потребительский рынок в мире. Без этой гарантии инвестиций в увеличение производства для удовлетворения потребности американского рынка было бы гораздо меньше. Рост объемов торговли между США и Мексикой ведет обе страны к большей специализации и более четкому разделению труда в важных отраслях промышленности, таких как автомобилестроение, где трудоемкие работы все чаще выполняются в Мексике, и текстильная промышленность, где высокотехнологичные процессы, такие как прядение и ткачество, все больше осуществляются в США, в то время как в Мексике выполняются более простые с технологической точки зрения операции, такие как крой и пошив. Такое повышение эффективности за счет увеличения размеров рынка и развития специализации труда должно было привести к быстрому росту производительности труда в Мексике.

Точно также, повышение эффективности должно было сопровождаться образованием капитала, что должно было гарантировать, что никакая будущая волна протекционизма в США не приведет к закрытию фабрик в Мексике. «Должно было» является здесь ключевым словом. На сегодняшний день 100 миллионов мексиканцев имеют реальные доходы — в паритете покупательной силы — в размере приблизительно 10 тысяч долларов в год, что составляет четверть среднего уровня дохода в США.

Они инвестируют около 20% ВВП в валовое образование основного капитала, что является хорошим показателем, и значительно расширили свою интеграцию в мировую (и североамериканскую) экономику со времени подписания NAFTA. Но рост ВВП на уровне 3.

6% в год при годовых темпах роста населения в 2.

5% означает, что средний доход мексиканцев сегодня всего на 15% выше уровня дохода до подписания NAFTA, и что разрыв между их средним доходом и средним доходом американцев только увеличился. Из-за роста неравенства большая часть мексиканцев живет не лучше, чем 15 лет назад. (Действительно, единственным успешным элементом мексиканского развития является повышение доходов и уровня жизни за счет растущей миграции в США и роста денежных переводов в Мексику.) В интеллектуальном плане происходящее в Мексике является загадкой: мы верим в рыночные силы, пользу торговли, специализации и международного разделения труда. За последнее десятилетие в Мексике наблюдается огромный рост объемов экспорта в США. Очевидны сильные стороны мексиканской экономики — стабильная макроэкономическая ситуация, фискальное благоразумие, низкий уровень инфляции, низкий экономический риск, связанный с событиями в стране, гибкая рабочая сила, усиленная и кредитоспособная банковская система, успешно реформированные программы по сокращению бедности, высокие доходы от нефти и т. д. Однако успешная неолиберальная политика не привела к быстрому росту производительности труда и заработных плат рабочего класса, которые бы уверенно прогнозировали такие неолибералы, если бы в 1995 году сказали, что объемы экспорта Мексики увеличатся в пять раз в течение следующих 12 лет. Надо отметить, что проблем в мексиканской экономике по-прежнему очень много. Согласно Организации экономического сотрудничества и развития, сюда относится низкий средний уровень образования населения, при том, что уровень образования молодых рабочих не выше уровня образования их более пожилых коллег, низкий уровень обучения по месту работы, бюрократия, коррумпированная полиция и система правосудия, высокий уровень преступности, и огромный низкопродуктивный теневой сектор экономики, приводящий к сокращению налоговой базы и повышению налогов на остальную экономику.

Но разве эти проблемы могут нейтрализовать преимущества географического положения Мексики и убедительные выгоды неолиберальной политики? Похоже, что могут. Оказывается, демографическое бремя быстро увеличивающейся рабочей силы значительно возрастает, когда эта рабочая сила не имеет хорошего образования, особенно если к этому фактору добавить неадекватную инфраструктуру, преступность и коррупцию в органах власти. Неолибералы, указывая на то, что не NAFTA привела к плохой инфраструктуре, высокому уровню преступности и коррупции в органах власти. Без NAFTA мексиканцы сегодня жили бы гораздо хуже, и положительно оцениваем результаты заключения этого соглашения.

Эта неолиберальная версия может соответствовать действительности, а может и нет. Но, будучи свидетелями медленного роста Мексики на протяжении последних 15 лет, мы больше не можем повторять старую песню, что неолиберальный путь NAFTA и связанных с ним реформ является очевидно и безоговорочно правильным. Заключение

В основе учения теоретиков неолиберализма находится тезис, согласно которой все подлежит купле и продаже и может быть вписанным в систему рыночных отношений. Практики неолиберализма добиваются минимизации участия государства в экономике, приватизации госпредприятий и изменения финансовой системы. Последствиями подобной политики стало уменьшение социальных гарантий, восстановление классового общества, усиление авторитаризма и подрыв демократических процессов. Неолиберальная идеология вызывает дезинтеграцию социума. Зато объединение ради общих интересов неолиберализм противопоставляет людей, заставляя участвовать в бесконечной конкурентной борьбе Общемировая тенденция либерализации экономики охватила также латиноамериканские страны, в которых в начале 80-х годов стало очевидным кризис модели государственного капитализма. Переход к неолиберальной модели предусматривал:

1) открытие внутреннего рынка для зарубежных фирм и создание конкуренции среди национальных производителей;

2) структурную перестройку экономики и выделение отраслей, которые являются перспективными с точки зрения мирового разделения труда;

3) приватизацию предприятий и свертывание государственного вмешательства в экономику;

4) восстановление доверия зарубежных инвесторов и привлечение иностранных капиталов. Частично этого можно было добиться путем конверсии внешнего долга в акции национальных предприятий. В ХХ в. Мексика осуществила гигантский рывок, который существенно приблизил ее к уровню развитых стран региона. Мексика относится к той небольшой количестве стран мира, которые продемонстрировали высокие и устойчивые темпы экономического роста в течение длительного периода. По статистическим данным, в течение последних 60 лет ХХ века. Ее ВВП рос ежегодно примерно на 6%. Несмотря на быстрое увеличение населения, которое в течение десятилетий превышало 3% в год, данный период характеризовался значительным ростом ВВП на душу населения. Просмотр экономической политики осуществлялся в 1982;1988 гг. Была принята программа экономической реорганизации.

Частному сектору было продано ряд государственных предприятий, не имевших первостепенное значение. Изменился характер государственной поддержки частного сектора, уменьшены или даже отменены некоторые государственные субсидии, выросли цены на товары и услуги госсектора. Для повышения конкурентоспособности промышленности на мировом рынке прежняя система ввозных тарифов и предварительных разрешений на импорт была заменена на более гибкую модель защиты национальной экономики. Мексика начала переговоры о вступлении в ГАТТ. Основой неолиберального курса (как и в других латиноамериканских странах, вставших в 1990;х гг.

на этот путь) была дальнейшая приватизация государственной собственности. В 1990—1992 гг. в Мексике в частные руки перешли государственные активы стоимостью свыше 22 млрд долл., или более половины приватизированной за это время во всей Латинской Америке собственности. Подчеркну, что в процессе приватизации активную роль сыграли иностранные (главным образом американские) компании, резко расширившие свое присутствие на ключевых мексиканских рынках. На сегодняшний день 100 миллионов мексиканцев имеют реальные доходы — в паритете покупательной силы — в размере приблизительно 10 тысяч долларов в год, что составляет четверть среднего уровня дохода в США. Они инвестируют около 20% ВВП в валовое образование основного капитала, что является хорошим показателем, и значительно расширили свою интеграцию в мировую (и североамериканскую) экономику со времени подписания NAFTA. Но рост ВВП на уровне 3.

6% в год при годовых темпах роста населения в 2.

5% означает, что средний доход мексиканцев сегодня всего на 15% выше уровня дохода до подписания NAFTA, и что разрыв между их средним доходом и средним доходом американцев только увеличился. Из-за роста неравенства большая часть мексиканцев живет не лучше, чем 15 лет назад. (Действительно, единственным успешным элементом мексиканского развития является повышение доходов и уровня жизни за счет растущей миграции в США и роста денежных переводов в Мексику.) Литература

Харви Д. Краткая история неолиберализма. — М.: Поколение, 2007.

— 288 с. Визгунова Ю. Н. Мексика: метаморфозы демократии // Латинская Америка. — 2007.

— № 2. — С. 13−24.Визгунова Ю. Н. Мексика: Стратегия обновления и общество // Латинская Америка. — 2008. — №

12. — С. 32−43.Ивлева Т. Н. Государство и сельское хозяйство Мексики в переходной период / / Латинская Америка. ;

2007. — № 10. — С. 43−57.Лавут А. А. Роль Латинской Америки в отстаивания интересов развивающихся стран в ВТО // Латинская Америка. ;

2007. — № 4. — С. 49−61.Мексика // МЭиМО. — 2002.

— № 8. — С. 83−94.Мударов К. Региональные и двусторонние соглашения о свободной торговле // МЭиМО.

— 2007. — № 7. — С. 40−48.Мукерджи А.

Внедрение нормативов ВТО: проблемы развивающихся стран // МЭиМО. — 2003. — № 6.

— С. 3−13.Николаева Л. Б. Страны Латино-карибской Америки в ВТО // Латинская Америка. — 2007. — № 3. ;

С. 44−52.Осыка С. Г., Пятницкий В. Т. Всемирная торговая / 2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: К.И.С., 2004.

— 516 с. Система мировой торговли: практическое пособие / Пер. с англ. — М.: К.И.С., 2002. — 348 с.INEGI. E

stadísticas del comercio exterior de México. Mé xico, 2013. Secretaria de Economía. Dirección de Inversión Extranjera. -

http://dgcnesyp.inegi.org.mx/Banco de México. — www.banxico.org.mxJorge G. Castañeda, Héctor Aguilar Camín. Un futuro para México. — www.nexos.com.mx

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. Краткая история неолиберализма. — М.: Поколение, 2007. — 288 с.
  2. Ю.Н. Мексика: метаморфозы демократии // Латинская Америка. — 2007. — № 2. — С. 13−24.
  3. Ю.Н. Мексика: Стратегия обновления и общество // Латинская Америка. — 2008. — № 12. — С. 32−43.
  4. Т.Н. Государство и сельское хозяйство Мексики в переходной период / / Латинская Америка. — 2007. — № 10. — С. 43−57.
  5. А.А. Роль Латинской Америки в отстаивания интересов развивающихся стран в ВТО // Латинская Америка. — 2007. — № 4. — С. 49−61.
  6. Мексика // МЭиМО. — 2002. — № 8. — С. 83−94.
  7. К. Региональные и двусторонние соглашения о свободной торговле // МЭиМО. — 2007. — № 7. — С. 40−48.
  8. А. Внедрение нормативов ВТО: проблемы развивающихся стран // МЭиМО. — 2003. — № 6. — С. 3−13.
  9. Л.Б. Страны Латино-карибской Америки в ВТО // Латинская Америка. — 2007. — № 3. — С. 44−52.
  10. С.Г., Пятницкий В. Т. Всемирная торговая / 2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: К.И.С., 2004. — 516 с.
  11. Система мировой торговли: практическое пособие / Пер. с англ. — М.: К.И.С., 2002. — 348 с.
  12. INEGI. Estadísticas del comercio exterior de México. México, 2013.
  13. Secretaria de Economía. Dirección de Inversión Extranjera. — http://dgcnesyp.inegi.org.mx/
  14. Banco de México. — www.banxico.org.mx
  15. Jorge G. Castañeda, Héctor Aguilar Camín. Un futuro para México. — www.nexos.com.mx
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ