Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные принципы и направления государственной региональной политики

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Интеграция России в глобальный мир идет по нескольким направлениям, имеющим свою географическую локализацию и культурно-экономическую специфику, задаваемую приграничным соседством: на Северо-Западе Российской Федерации — с Европейским союзом; в центре и на Юго-Западе — со странами СНГ; на Юге — с исламским миром; на Юго-Востоке — со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и в первую очередь… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретические основы исследования государственной региональной политики
    • 1. 1. Сущность, цели и задачи региональной политики
    • 1. 2. Методы и инструменты реализации государственной региональной политики
    • 1. 3. Модели региональной политики
  • 2. Государственная региональная политики РФ: оценка состояния и проблемы реализации
    • 2. 1. Правовые основы региональной политики РФ
    • 2. 2. Анализ тенденций социально-экономического развития регионов РФ в 2008—2012 гг.
    • 2. 3. Основные направления и особенности региональной политики РФ
    • 2. 4. Экономические механизмы регулирования регионального развития
    • 2. 5. Проблемы реализации государственной региональной политики РФ
  • 3. Совершенствование государственной политики регионального развития
    • 3. 1. Перспективные направления совершенствования государственной региональной политики
    • 3. 2. Пути повышения эффективности региональной политики РФ
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложение 4

Основные принципы и направления государственной региональной политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Коэффициент фондов (соотношение средней заработной платы 10% работающих с наибольшей и наименьшей зарплатой) составил в 2003 г. 30 раз. Эта разница определялась дифференциацией заработной платы на конкретных предприятиях (10−15 раз), внутриотраслевой поляризацией (20−40 раз) и межрегиональной дифференциацией (20−45 раз). То есть вклад региональных различий в формирование заработной платы максимален.

Проблемы повышения заработной платы в региональном разрезе требуют комплексного реформирования. Они тесно связаны с общей направленностью социально-экономической политики занятости, регулирования вопросов налогового, бюджетного и инвестиционного характера.

Основная проблема социально-трудовых отношений в регионах — низкий уровень оплаты за результативный труд, не обеспечивающий необходимый уровень воспроизводства рабочей силы, сдерживающий развитие научно-технического прогресса, ведущий к спросовым ограничениям на внутреннем рынке товаров и услуг.

Утрачены воспроизводящая и стимулирующая функции заработной платы, что ведёт к снижению квалификации и деградации рабочей силы, падению объемов производства и производительности труда.

Таким образом, проблемы вызывные дифференциации регионального развития в РФ приобретают особую актуальность при поиске путей выхода из ситуации социально-экономического кризиса [22]

3 Совершенствование государственной политики регионального развития

3.1 Перспективные направления совершенствования государственной региональной политики

С учетом результатов проведенного во второй главе анализа, государственная региональная политика априори призвана координировать деятельность по совершенствованию механизмов государственного управления региональным развитием и улучшению нормативной правовой базы; должна иметь ясное, четкое, прозрачное содержание и обеспечиваться необходимыми материальными, трудовыми, финансовыми ресурсами. Новая пространственная организация Российской Федерации должна:

обеспечивать эффективную интеграцию экономики в глобальные рынки в интересах роста национального богатства страны (повышения стоимости основного капитала, природно-ресурсного капитала и человеческого капитала);

способствовать ускоренному социально-экономическому развитию Российской Федерации за счет эффективного территориального распределения производительных сил, роста производства высокотехнологичной продукции и инноваций;

повышать взаимосвязанность страны с целью обеспечения равноправного доступа территорий и их населения к источникам социально-экономического роста;

гарантировать политическую стабильность и государственную целостность территории страны [ 24].

Российской Федерации должен быть сформирован новый опорный каркас пространственной организации, обеспечивающий достижение заявленных целей пространственного развития. Узлами опорного каркаса должны выступить крупные городские образования — инновационные и управленческие центры, развивающие экономическую активность в своем регионе и в стране, осуществляющие и распространяющие прогрессивные социально-экономические изменения, и выступающие центрами формирования новых экономических районов, образующих новый каркас страны.

Опорные регионы должны выступать узлами каркаса пространственной организации страны, зонами интеграции Российской Федерации с глобальной экономикой, зонами концентрации центров управления товарными, финансовыми, информационными и миграционными потоками, основными транспортными узлами. Функции опорных регионов необходимо дифференцировать в зависимости от способа объединения территорий, производственной специализации последних и их внутренних кооперационных связей, типа связывающих их транспортно-коммуникационных инфраструктур, способа интеграции в глобальную экономику.

Интеграция России в глобальный мир идет по нескольким направлениям, имеющим свою географическую локализацию и культурно-экономическую специфику, задаваемую приграничным соседством: на Северо-Западе Российской Федерации — с Европейским союзом; в центре и на Юго-Западе — со странами СНГ; на Юге — с исламским миром; на Юго-Востоке — со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и в первую очередь — с Китаем. Соответственно, во-первых, должна дифференцироваться государственная политика регионального развития и, во-вторых, выстроена пространственная организация, отражающая определенную специализацию регионов.

Пространственная организация таких «узлов» на территории Российской Федерации должна задать параметры новой административно-территориальной организации страны. Актуальными инструментами федеральной региональной политики могут стать:

1) организация вертикального стратегирования и планирования: переход к единой национальной системе;

2) координация федеральных и региональных программ и проектов в целях развития федеральных округов, экономических районов и субъектов Федерации;

3) политика кластерного развития;

4) формирование системы институтов регионального развития и организация рефинансирования проектов регионального развития.

Назрела необходимость организации вертикального стратегирования и планирования: переход к единой национальной системе. Сегодня успешное развитие регионов зависит от использования внутренних специфических факторов создания ценностей на глобальных рынках. Это означает невозможность существования единой универсальной стратегии для всех регионов, так как они все имеют различный потенциал, свои особенности реализации инновационной деятельности.

Сегодня для успешной модернизации и перехода к экономике развития нужны не только стратегии, а конкретные стимулирующие действия, подкрепленные ресурсами.

Необходим особый тип управленческой технологии, отвечающий условиям выхода (перехода) на экономику развития. Такая «технология» должна использовать «портфель» самых разнообразных инвестиционных проектов, инициируемых руководством крупных промышленных компаний и регионов совместно с международной бизнес-элитой при заинтересованном участии представителей региональной и федеральной власти. Необходимо сформировать федеральный проект государственно-частного партнерства.

В настоящее время на территории Российской Федерации реализуется 54 федеральные целевые программы, отраслевые и ведомственные программы, 35 инвестиционных проектов, осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации приняты 2 503 региональные целевые программы и 373 ведомственные целевые программы.

Таким образом, формирование экономических районов и обеспечение комплексного развития территории потребует реализации глобальных инфраструктурных, транспортных и логистических проектов. Однако уже в настоящее время становится очевидным, что реализация глобальных инфраструктурных проектов силами исключительно государства либо частного бизнеса невозможна. Необходимо создание новых, бюджетозамещающих источников городского развития и институтов регионального развития. [25]

3.2 Пути повышения эффективности региональной политики РФ

Для социально-экономического развития Российской Федерации характерны объективные различия в развитии производительных сил, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов, возрастание неравномерности развития и исключительно глубокая дифференциация между регионами. При этом социальное неравенство регионов обусловлено не только экономическими причинами, оно зависит от широкого круга факторов: демографической и социальной структуры населения, степени урбанизированности и сложившейся системы расселения.

Иллюстрацией неравномерности развития и размещения производительных сил страны и социального неравенства регионов служит сложившаяся система расселения населения по территории страны. В европейской части России на 25% территории проживает 79% населения; к югу от линии «Санкт-Петербург Киров — Иркутск Хабаровск» на 26% территории страны проживает 95% населения. При этом в европейской части производится 74% валового регионального продукта (ВРП) страны и сосредоточены более 80% производства обрабатывающей промышленности; а в Сибири и на Дальнем Востоке располагается две трети мощностей добывающей промышленности.

Базой социального развития является динамичный экономический рост на новой качественной основе. После кризиса 2008 г. увеличилось число регионов с растущей экономикой. Но это не позволило преодолеть тенденцию усиления дифференциации регионов по уровню экономического развития.

В результате, согласно имеющейся статистике, Россия занимает первое место в мире по межрегиональной социально-экономической дифференциации, причём на уровне муниципальных образований выявляются многократно большие различия в сравнении с региональным уровнем. Основной прирост ВВП и производства обеспечивают лишь 10 субъектов Российской Федерации. Большинство регионов по-прежнему живут на дотации. Сегодня по уровню регионального валового продукта самые бедные и самые богатые регионы различаются в 35 раз, по уровню безработицы — в 29, по объёму инвестиций в основной капитал — в 158 раз.

В этих условиях особого внимания требуют:

обеспечение расширенного воспроизводства рабочей силы;

снижение и приближение к оптимальной дифференциации оплаты труда в соответствии с его количеством и качеством и устранение дискриминации в заработной плате;

регулирование соотношения между стоимостью жизни, средней и минимальной заработной платами, средним и минимальным размерами пенсий и социальных выплат;

обеспечение опережающего темпа роста размеров оплаты труда в сравнении с динамикой других экономических показателей;

установление в соответствии с Трудовым кодексом минимального размера оплаты труда, превышающего прожиточный минимум;

законодательное установление механизмов регулирования регионально-отраслевых уровней минимальной оплаты труда.

Среди приоритетных задач федерального уровня в этой области социальной политики следует выделить:

переход в соответствии с мировой практикой от плоской к дифференцированной шкале налогообложения доходов физических лиц;

переоценку экономической роли налога и величины налоговой ставки, которые не сводятся к фискальным функциям, что требует использования стимулирующего инновационного эффекта налоговой политики;

ориентацию на эффективное функционирование всех (в т.ч. и государственной) форм собственности;

разработку мер по повышению экономической ответственности предпринимателей (работодателей) за выплату заработной платы наёмным работникам в размерах, обеспечивающих расширенное воспроизводство рабочей силы, и в сроки, обусловленные законом и договорами;

соответствие состава и норм потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения с показателями минимального социального бюджета.

Основными задачами государственной политики в области условий и охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей;

улучшение государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве;

координация деятельности в области охраны труда, окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счёт средств работодателей.

Таким образом, в работе были рассмотрены государственное управление регионом, социально-экономическое развитие региона, определены пути и направления повышения эффективности государственного управления в регионе.

Заключение

Целью курсовой работы явилось создание оптимальных задач и направлений регионального развития регионов, а также поиск и анализ проблем реализации региональной экономической политики региона.

Региональная политика — очень важная составляющая практически любой политики как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика — самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства.

В ходе исследования была изучены и обобщены система государственного регулирования регионального развития, цели и задачи региональной политики, были выявлены основные парадигмы регионального развития, перспективные направления регионального развития РФ. Также были выделены важные правовые основы региональной политики РФ.

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

Региональная политика в немалой степени определяется уровнем развития федеративных отношений.

Региональная политика является сферой деятельности по управлению экономическим, социальным, экологическим развитием страны в пространственном и региональном аспектах, отражающая баланс интересов государства и составляющих его регионов, а также отдельных регионов между собой.

Механизм государственного регулирования экономического развития региона позволяет учесть факторы и особенности сложившейся региональной экономической системы, сориентировать их в нужном направлении;

Правовая база управления региональной экономикой является неотъемлемой частью регионального развития региона;

Использование простейшей модели регионального развития помогает дать оценку проводимой в городе политики, предопределить ее результаты;

Анализ структуры дифференциации регионального развития приобретает особую актуальность в поиске путей выхода из ситуации социально-экономического кризиса;

Новая пространственная организация Российской Федерации должна обеспечивать эффективную интеграцию экономики в глобальные рынки, способствовать ускоренному социально-экономическому развитию, гарантировать политическую стабильность и государственную целостность территории страны;

Региональная государственная политика предусматривает содействие эффективной специализации регионов в едином экономическом пространстве Российской Федерации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому понимаю содержания основных направлений региональной политики государства, но стоит отметить, что многие проблемы регионолистики и управления экономическим развитием региона требуют дальнейшего научного обобщения и совершенствования.

Список использованных источников

Коваленко, Е. Г. Региональная экономика и управление/ Е. Г. Коваленко// Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2005 — 288 с.

Винокуров А.А., Глушкова В. Г., Плисецкий Е. Л.

Введение

в экономическую географию и региональную экономику России/ Плисецкий Е. Л.- М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008 — 145с.

Скоч А. В. Кластеры в современных концепциях формирования региональной экономической политики/А. В. Скоч // Российское предпринимательство.- 2006. № 12 — С. 48−51

Фетисов Г. Г., Орешин В. П. Региональная экономика и управление / Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин — М.: ИНФРА-М, 2008 — 211с.

Буданов Г. А. Роль региональных органов власти в формировании социально-экономической политики: этапы эволюции / Г. А. Буданов // ЭКО. Всероссийский экономический журналИюнь 2008; № 6 — С.23−31

Троцковский А. Я., Щетинин М. П. Концептуальные основы регулирования территориального развития на мезоуровне / Троцковский А. Я., Щетинин М. П.// Сборник научных статей по результатам научно-исследовательских работ, выполненных за счет средств краевого бюджета -2010 -№ 4 — С. 121−129

Мишхожева А. А. О некоторых концепциях новой парадигмы регионального управления / А. А. Мишхожева // Научный вестник ЮИМ.-2013; № 3 — С. 45−47

Неелов Ю. В. Концепция совершенствования региональной политики/ Неелов Ю. В.// Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование.-2008 — № 2 — С.51−55

Интернет — интервью Председателя комитета по делам федерации и региональной политике Алтынбаева Р. З. от 27. 11. 2007 г. Тема: «Состояние государственной региональной политики в РФ и ее правовое регулирование».

Официальный сайт Министерства регионального развития РФ [электронный ресурс] URL:

http://www.minregion.ru/ (дата обращения: 17.

12.2013).

Указ президента РФ от 03.

06.1996 № 803 «Об основных положениях региональной политики в РФ».

Васильева М. В Стратегический аудит в социально — экономическом развитии регионов: от внедрения до концепции/ М.В. Васильева// Российское предпринимательство.- 2008. № 7 — С. 67−71

Сайт Российская статистика [электронный ресурс] URL: http:

http://www.gks.ru/ (дата обращения: 17.

12.2013).

Зубаревич Н. В. Города как центры модернизации экономики и человеческого капитала/ Н. В. Зубаревич// Общественные науки и современность.- 2010; № 5 — С. 21−26

Сидоренко О. В. Региональная экономическая политика: сравнительный анализ российского и зарубежного опыта / О.В. Сидоренко// Вестник БИСТ-2010; № 1 — С. 44−49

Парламентские слушания на тему «О концепции совершенствования региональной политики в РФ» от 15.

07.2009. — протокол № 44/2.

Пикулькин А. В. Система государственного управления / А. В. Пикулькин// Учебник — М.: ЮНИТИ, 2010 — 321 с.

Исаев А. Б. Формирование механизма государственного регулирования экономического развития региона в современных условиях/ А. Б. Исаев// Управление экономическими системами. — 2012.

— № 2 — С. 1−17

Кутлин В. И. Государственное регулирование рыночной экономики/ В. И. Кутлин// Учебник. — СПБ.: Лань, 2005 — 299 с.

Концепция совершенствования региональной политики в РФ на период до 2020 года (проект).

Федеральный закон от 6 октября 1993 г. № 184 — ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»

Кузнецова И. И. Проблем территориальной дифференциации в региональной экономике и возможности ее исследования на городском уровне/ И. И. Кузнецова// Труды ИСА РАН.- 2006. № 22 — С. 124−128

Победин А. А. Методика анализа дифференциации социально — экономического развития муниципальных образований/ А.А. Победин// Муниципалитет: экономика и управление.- 2011. № 1 — С. 33−39

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184 — ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и субъектов РФ»

Молчанова Н. П. Государственная региональная политика и ее роль в управлении социально — экономического развития макро — региона/ Н.П. Молчанова// Вопросы управления.- 2011. № 1 — С.29−34

Приложение

Таблица А.1 — ТЕМПЫ РОСТА (СНИЖЕНИЯ) ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ в 2011 г. (ТАБЛ.3)(стоимостные показатели приведены в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)

Численностьнаселения на 1 января 2012 г Реальные денежные доходы населения Реальные потреби-тельскиерасходы населения Реальная начисленнаязаработная плата работ-ников орга-низаций Валовой региональ-ный продуктв 2010 г.1) Продукция сельского хозяйствавсего в том числе Ввод в действие общей площади жилых домов Оборот розничной торговли Сальдированный финансовый результат деятельности организаций растение- водства животно-водства Российская Федерация 0,1 101,1 106,7 102,8 104,6 123,0 146,9 102,3 106,6 107,0 114,2 Центральный федеральный округ 0,2 101,7 107,6 103,4 103,0 134,7 168,8 104,7 103,5 108,3 105,2 Северо-Западный федеральный округ 0,3 98,6 104,7 101,1 104,4 108,3 111,2 106,4 104,5 104,5 136,2 Южный федеральный округ 0,2 101,0 105,8 101,9 105,4 113,2 120,6 101,7 101,9 106,3 111,1 Северо-Кавказский федеральный округ 0,6 104,9 108,8 101,4 103,5 111,0 115,2 106,1 105,3 108,7 41,2 Приволжский федеральный округ -0,2 99,9 106,0 103,3 105,5 140,1 216,2 98,4 109,3 106,6 120,3 Уральский федеральный округ 0,5 100,0 105,3 102,8 106,8 124,9 156,7 102,9 113,5 105,1 129,7 Сибирский федеральный округ 0,05 102,1 107,9 103,6 104,4 105,1 107,9 102,8 109,2 108,3 109,5 Дальневосточный федеральный округ -0,3 101,5 105,5 105,4 106,8 107,6 111,6 102,5 117,4 105,3 108,3

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Е. Г. Региональная экономика и управление/ Е. Г. Коваленко// Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2005 — 288 с.
  2. А.А., Глушкова В. Г., Плисецкий Е. Л. Введение в экономическую географию и региональную экономику России/ Плисецкий Е. Л.- М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008 — 145с.
  3. А. В. Кластеры в современных концепциях формирования региональной экономической политики/А. В. Скоч // Российское предпринимательство.- 2006.- № 12 — С. 48−51
  4. Г. Г., Орешин В. П. Региональная экономика и управление / Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин — М.: ИНФРА-М, 2008 — 211с.
  5. Г. А. Роль региональных органов власти в формировании социально-экономической политики: этапы эволюции / Г. А. Буданов // ЭКО. Всероссийский экономический журнал- Июнь 2008- № 6 — С.23−31
  6. А. Я., Щетинин М. П. Концептуальные основы регулирования территориального развития на мезоуровне / Троцковский А. Я., Щетинин М. П.// Сборник научных статей по результатам научно-исследовательских работ, выполненных за счет средств краевого бюджета -2010 -№ 4 — С. 121−129
  7. А. А. О некоторых концепциях новой парадигмы регионального управления / А. А. Мишхожева // Научный вестник ЮИМ.-2013- № 3 — С. 45−47
  8. Ю. В. Концепция совершенствования региональной политики/ Неелов Ю. В.// Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование.-2008 — № 2 — С.51−55
  9. Интернет — интервью Председателя комитета по делам федерации и региональной политике Алтынбаева Р. З. от 27. 11. 2007 г. Тема: «Состояние государственной региональной политики в РФ и ее правовое регулирование».
  10. Официальный сайт Министерства регионального развития РФ [электронный ресурс] URL: http://www.minregion.ru/ (дата обращения: 17.12.2013).
  11. Указ президента РФ от 03.06.1996 № 803 «Об основных положениях региональной политики в РФ».
  12. Васильева М. В Стратегический аудит в социально — экономическом развитии регионов: от внедрения до концепции/ М.В. Васильева// Российское предпринимательство.- 2008.- № 7 — С. 67−71
  13. Сайт Российская статистика [электронный ресурс] URL: http: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 17.12.2013).
  14. Н. В. Города как центры модернизации экономики и человеческого капитала/ Н. В. Зубаревич// Общественные науки и современность.- 2010- № 5 — С. 21−26
  15. О.В. Региональная экономическая политика: сравнительный анализ российского и зарубежного опыта / О.В. Сидоренко// Вестник БИСТ-2010- № 1 — С. 44−49
  16. Парламентские слушания на тему «О концепции совершенствования региональной политики в РФ» от 15.07.2009.- протокол № 44/2.
  17. А.В. Система государственного управления / А. В. Пикулькин// Учебник — М.: ЮНИТИ, 2010 — 321 с.
  18. А. Б. Формирование механизма государственного регулирования экономического развития региона в современных условиях/ А. Б. Исаев// Управление экономическими системами. — 2012. — № 2 — С. 1−17
  19. В. И. Государственное регулирование рыночной экономики/ В. И. Кутлин// Учебник. — СПБ.: Лань, 2005 — 299 с.
  20. Концепция совершенствования региональной политики в РФ на период до 2020 года (проект).
  21. Федеральный закон от 6 октября 1993 г. № 184 — ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»
  22. И. И. Проблем территориальной дифференциации в региональной экономике и возможности ее исследования на городском уровне/ И. И. Кузнецова// Труды ИСА РАН.- 2006.- № 22 — С. 124−128
  23. А.А. Методика анализа дифференциации социально — экономического развития муниципальных образований/ А.А. Победин// Муниципалитет: экономика и управление.- 2011.- № 1 — С. 33−39
  24. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184 — ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и субъектов РФ»
  25. Н. П. Государственная региональная политика и ее роль в управлении социально — экономического развития макро — региона/ Н.П. Молчанова// Вопросы управления.- 2011.- № 1 — С.29−34
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ