Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Генезис идей социальной педагогики связь социальной педагогики с другими науками

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Социология теперь, — пишет С. Ананьин, — учит, что воспитание определяют экономические, а дальше социальные и политические факторы". Опираясь на наблюдения общей социологии и социологии воспитания, педагогическая наука 20- х гг. выдвигает новую проблему воспитания — «воспитание не в семье и школе, а воспитание социальное, общественное». Данный подход был ошибочным, но эту ошибку можно объяснить… Читать ещё >

Генезис идей социальной педагогики связь социальной педагогики с другими науками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из первых вопрос о связи педагогики с общей социологией в своих трудах нарушил А. Луначарский. Более глубоким исследованием взаимовлияния социологии и социальной педагогики занимался М. Иорданский.

Ученый справедливо настаивал на том, что социальная педагогика не может существовать без учета социологических законов (закон раскрепощения личности, борьбы за равенство, братство, свободу народов; закон классовой борьбы), социологических факторов и явлений. «Все это (достояние социологической науки), — пишет исследователь, — должно влиять на дух и направления школы, потому что школа отражает жизнь» [4]. Общее значение социологии для других наук о человеке убедительно доказал известный отечественный социолог П. Сорокин (1889−1968 гг.) в трудах «Человек.

Цивилизация. Общество" и «Главные тенденции нашего времени». Социальные и смежные общественные науки, — отмечает автор, — имеют дело с человеком и созданным им миром… Социология имеет дело, исходя из своей специфики, со всеми сферами социального пространства [7].

" Возникновение социологии как самостоятельной науки, — продолжает далее свою мысль ученый, — привело к «социализации"всех специальных дисциплин в течение последних нескольких десятилетий. Содержание, методы и толкования этих наук становятся более социологическими [7]. Анализ научно — педагогических трудов и периодических изданий позволяет констатировать, что в исследуемый период в социально-педагогической науке уже широко использовались и методы социологического исследования, о чем, например, свидетельствует рубрика «Измерения в школе», которая была начата в журналах данного периода. Большое значение для дальнейшего развития социально-педагогической науки получила также социология воспитания. «

Социология теперь, — пишет С. Ананьин, — учит, что воспитание определяют экономические, а дальше социальные и политические факторы" [1]. Опираясь на наблюдения общей социологии и социологии воспитания, педагогическая наука 20- х гг. выдвигает новую проблему воспитания — «воспитание не в семье и школе, а воспитание социальное, общественное». Данный подход был ошибочным, но эту ошибку можно объяснить только теми условиями, в которых находилась Россия в тот период. Это — падение роли семьи в процессе формирования личности, рост беспризорности среди несовершеннолетних (что связано с войнами и революционными событиями), усиление власти улицы над детьми и т. д. Жизнь быстро доказало несостоятельность данной теории. Социальная педагогика в исследуемый период была тесно связана и с такой новой отраслью научных знаний, как социальная медицина, у которой педагогическая наука заимствовала методику реабилитации «выбитых из социальной колеи детей». Для указанного периода была характерна и попытка соединить социально-педагогическую науку с правоведческими дисциплинами. Инициатором такого синтеза выступал А.

Макаренко, отмечая, что необходимо строить науку о воспитании на широком использовании данных теории и практики правоведения. «Я не считаю возможным строить всю науку о воспитании на науке о праве, — пишет Антон Семенович, — я только говорю о необходимости опираться на науку о праве [5]. Анализ научнопедагогической литературы позволяет утверждать, что наначальном этапе своего развития (20 -е гг.) для социальной педагогики также были характерны попытки установить тесные связи и с экономическими науками.

Об этом, например, свидетельствует статья А. Музыченко «Что такое педагогика и чему она учит», в которой автор доказывает, что педагогика и политическая экономия — родные сестры, «от слова и приказа которых зависит благосостояние каждого народа». К дискуссионнымвопросам этого периода принадлежали вопросы связи педагогики и политики. Отдельные ученые, как отмечает В. Шульгин, рассматривали педагогику оторвано от политики, утверждая, что целые школы и содержание воспитательной работы определяются не политикой правительства, а желанием ребенка, учителя и родителей. По справедливому мнению автора, нет и не может быть никакого разрыва между политикой и педагогикой, а тем более противостояниямежду ними. В 20 -е гг.

20 столетия развитие социально — педагогической науки в России было связано с серьезными научными достижениями в области философии, социальной философии, социологии, социальной психологии, социологии воспитания, созданием и развитием педологии, широким внедрением методов психотехники в социальнопедагогическую теорию. С такой тесной связью социально — педагогической науки с другими науками о человеке может сложиться ложное впечатление, что ведущие категории социальная педагогика заимствовала из этих человековедческих наук. Против понимания социальной педагогики как содержанки других наук справедливо выступали А. Луначарский и А. Макаренко. В частности, А. Макаренко отмечал, что никакое педагогическое средство не может быть выведено из положений любой науки [5].

Таким образом, определение сущности каждой из наук, обоснование социологии и ее ведущих отраслей, целостное восприятие человека, внимание к личности и тщательное изучение социального окружения и условий жизни индивида определили необходимость научной разработки социальной педагогики как самостоятельной педагогической отрасли, которая ассимилирует знания философии, психологии, социологии и других наук.

Список литературы

Альджев Д. В. Социальная педагогика: шпаргалки. — М.: Эксмо-Пресс, 2008. — 30 с. Басов Н. Ф., Басова В. М., Кравченко А. Н. История социальной педагогики.

М.: Академия, 2007. — 253 с. Беляев В. И., Карунин Е. А., Рунов С. С., Салтанов Е. Н. История социальной педагогики: Учеб. пособие для студентов вузов социального профиля. — М.: МГОУ, 2007. — 510 с.

Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: курс лекций. — М.: Академия, 2008. — 439 с. Галагузов А. Н., Галагузова М. А., Ларионова И. А. Социально-педагогические задачи. — М.: Владос, 2008.

— 191 с. Гилленбранд, Клеменс. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников: учеб.

Пособие для студ. Вузов / К. Гилленбранд; [пер. с нем. Н. А. Горловой].

— 2-е изд. — М.: Академия, 2007. -

236 с. Гонеев, Александр Дмитриевич. Основы коррекционной педагогики: учеб. Пособие для студ. Вузов / А. Д. Гонеев, Н. И.

Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина; Международная акад.

Пед. Образования. — 4-е изд.

— М.: Академия, 2007. -

271, [1] с. — (Высшее профессиональное образование) Экземпляры: всего:

1 — Ч.з.4(1)Долгов А. П. Социальная педагогика: проблемы и перспективы развития: [монография]. — Москва: РИЦМГГУ, 2007. — 194 с. Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. ;

М.: Академия, 2008. — 208 с. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. — М.: Гардарики, 2008. — 269 с. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» .

— 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2007. — 198 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.В. Социальная педагогика: шпаргалки. — М.: Эксмо-Пресс, 2008. — 30 с.
  2. Н.Ф., Басова В. М., Кравченко А. Н. История социальной педагогики.- М.: Академия, 2007. — 253 с.
  3. В.И., Карунин Е. А., Рунов С. С., Салтанов Е. Н. История социальной педагогики: Учеб. пособие для студентов вузов социального профиля. — М.: МГОУ, 2007. — 510 с.
  4. Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: курс лекций. — М.: Академия, 2008. — 439 с.
  5. А.Н., Галагузова М. А., Ларионова И. А. Социально-педагогические задачи. — М.: Владос, 2008. — 191 с.
  6. Гилленбранд, Клеменс. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников: учеб. Пособие для студ. Вузов / К. Гилленбранд; [пер. с нем. Н. А. Горловой]. — 2-е изд. — М.: Академия, 2007. — 236 с.
  7. Гонеев, Александр Дмитриевич. Основы коррекционной педагогики: учеб. Пособие для студ. Вузов / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина; Международная акад. Пед. Образования. — 4-е изд. — М.: Академия, 2007. — 271, [1] с. — (Высшее профессиональное образование) Экземпляры: всего:1 — Ч.з.4(1)
  8. А.П. Социальная педагогика: проблемы и перспективы развития: [монография]. — Москва: РИЦ МГГУ, 2007. — 194 с.
  9. Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. — М.: Академия, 2008. — 208 с.
  10. Л.В. Социальная педагогика. — М.: Гардарики, 2008. — 269 с.
  11. А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2007. — 198 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ