Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Р. Барт Мифологизация массового сознания

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Идея вечноговозвращения совершенно актуальна для жизни массовой культуры вовсей ее аксиологической и онтологической полноте. Массовая культура оказывается той языковой реальностью, котораяпоглощает потребителя ее продукции и внушает ему определенныезначения, принимаемые им некритически. Здесь эффективно действуетсхема коллективно-мифологической проекции, подкрепляемая языковымвоздействием. Все… Читать ещё >

Содержание

  • БИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
  • МИФОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ БАРТА
  • ЯЗЫК СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Р. Барт Мифологизация массового сознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Простой смертный может войти в это сакральноепространство, как и положено в мифологизированном мире, благодарямедиатору, проводнику (продавец рекламируемых товаров, ведущий токшоу и интерактивных игр). Участвуя в этих акциях, человек способенпровести с собою в сакральный мир всех, кого пожелает, просто словеснообозначая их в момент пребывания в сакральном пространстве игры, шоу, журналистской беседы и пр. (например, передавая привет своим близким). В данном случае само именование претендует на установлениедействительного бытия названного, что восходит к мифологическомунеразличению (коннотативу) сущего, его наименования и представления о нем. Массовая культура успешно эксплуатирует идею мифологическогоправремени, вводя в игру представление о «золотом веке», о том далекомпрошлом, которое оценено в своей высшей космогонической значимостии которое, в силу этого, перестает считаться хронологическим прошлым, а признается неумирающим архетипом, возобновляемым в любой моментнастоящего ритуальным его повторением.

Всякого рода «Старые песнио главном» могут быть истолкованы именно как бытийственноевключение их исполнителей и слушателей в тот порядок бытия, которыйсвязывается с этими песнями прошлых лет, что выполняет традиционнуюдля ритуала функцию поддержания порядка жизни, обоснования смысласуществования человека. Различные «исторические» передачи о прошлыхсобытиях определенного дня года, приводимых в такой же день текущегогода, устанавливают отношения между этими моментами времени нехронологически-линейные, когда мы сегодня обращаемся к прошлому, для нас значимому во многих отношениях, а помещают эти дни вбытийственно и ценностно тождественные точки в неком неделимомвремени, будто бы вечно длящемся и возобновляемом актом нашегонового его переживания. Мотивы и темы прошлого, к которымобращаются для их постоянного воспроизведения, обретают статуспостоянно воспроизводимых «хитов», утративших свою временную иконтекстуальную фиксированность, а потому и подлинную смысловуюопределенность, — будь то произведения искусства, события истории, научные открытия и т. п. Многочисленные произведения популярногоискусства используют в качестве элементов новых созданий фрагментыпрошлого, включая их в современные стили: так, в контексте рэп-музыкиможет звучать нетленная тема «Арии» И. С. Баха, причем восприятиемассовым сознанием этого звукового коллажа вполне мифологично: баховская тема утрачивает для него барочную стилистику, глубину своегоподлинного смысла и воспроизводится не просто для достиженияхудожественного эффекта путем контрастного сопоставления фрагментовразных стилей, а, скорее всего, существует в процессе «вечноговозвращения» для целей отождествления сегодняшнего слушателя собразцом, архетипом, устанавливаемым вкачестве основаниячеловеческого существования «здесь и теперь».

Идея вечноговозвращения совершенно актуальна для жизни массовой культуры вовсей ее аксиологической и онтологической полноте. Массовая культура оказывается той языковой реальностью, котораяпоглощает потребителя ее продукции и внушает ему определенныезначения, принимаемые им некритически. Здесь эффективно действуетсхема коллективно-мифологической проекции, подкрепляемая языковымвоздействием. Все вымыслы, распространяемые средствами массовойинформации в сплетнях об известных людях в желтой прессе, в новостяхо событиях в стране и мире, в сюжетах политической рекламы и пр., всясовокупность рекламных образов и повествований, все значения товаров, предлагаемых конвейером моды, воспринимаются потребителями с темисодержательными акцентами, которые подчеркиваются выбраннымисоздателями данных текстов словами и выражениями, а также заведомоустановленными контекстуальными отсылками. Можно войну, проводимую с одним из народов страны, устойчиво называть «борьбойс бандформированиями и международным терроризмом», чтобы внушитьтакое видение ситуации, избавив себя от необходимости какого-либофактического подтверждения подобных определений. Эта идея из-запостоянного ее повторения и внушения массовому сознанию принятаим, как видим, без всяких сомнений. Можно, опираясь на заведомоедоверие к тому, что написано на товаре определенным шрифтом, стилеми т.

п., внушать любые содержания, до самых абсурдных. В пределах мифа означающее первичной языковой системы, называемое

Бартом смыслом, становится формой, которую он манифестирует, нокоторая его в то же время заслоняет. Миф пользуется двойственностьюозначающего: он использует существующие смыслы, опустошая их допочти пустой нарративной формы, для заполнения впоследствиипроизвольными означаемыми. Поэтому, если осуществляется тот из трехвозможных типов расшифровки мифа, когда означающее мифавоспринимается как неразрывное единство смысла и формы, возникаетвозможность манипулирования сознанием потребителя мифа, попавшегопод воздействие его механики. Массовая культура в разныхсвоих сферах продуктивно использует эту механику, и языку в этомпринадлежит важнейшая роль. Список использованной литературы

Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер с фр. / Сост, общ.

ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова.- М.: Прогресс, 1989.- 616 с. Иванова-Георгиевская Н. А. Язык современной массовой культуры как средство мифологизации сознания / Н.

А. Иванова-Георгиевская // ДОКСА: Збірникнауковихпраць з філософії та філології / редкол.: М. М. Вєрніков; редкол.: [та ін.], Одеськагуманітарнатрадиція. — Одеса: ОНУ ім. І.І. Мечникова, 2003. ;

Вип.6: Мова, текст, культура. — 2004. -

С. 212−221.Чубукова Е. И. Мифологическая концепция коммуникации Р. Барта / Е. И. Чубукова. Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90-летия профессора М. И. Шахновича. Серия «Мыслители». Выпуск № 8 — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2001. — C. 300.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер с фр. / Сост, общ.ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова.- М.: Прогресс, 1989.- 616 с.
  2. Иванова-Георгиевская Н. А. Язык современной массовой культуры как средство мифологизации сознания / Н. А. Иванова-Георгиевская // ДОКСА: Збірникнауковихпраць з філософії та філології / редкол.: М. М. Вєрніков; редкол.: [та ін.], Одеськагуманітарнатрадиція. — Одеса: ОНУ ім. І.І. Мечникова, 2003. — Вип.6: Мова, текст, культура. — 2004. — С. 212−221.
  3. Е.И. Мифологическая концепция коммуникации Р. Барта / Е. И. Чубукова. Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90-летия профессора М. И. Шахновича. Серия «Мыслители». Выпуск № 8 — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2001. — C. 300.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ