Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Учет резервов и методы калькулирования в бухгалтерском учете

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, резерв представляет собой скрытый, неявный расход. Расход, потому что резервные средства нельзя использовать на другие цели; а скрытый — по той причине, что денежные средства при этом не расходуются немедленно, а временно остаются в распоряжении организации и используются только в экстремальных случаях (при форс-мажорных обстоятельствах) для ее самофинансирования и пополнения… Читать ещё >

Учет резервов и методы калькулирования в бухгалтерском учете (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Учет резервов предприятия

1.1 Сущность резервов, их виды

1.2 Учет резервов

2. Методы калькулирования себестоимости в отечественной учетной практике

2.1 Калькулирование себестоимости, ее виды

2.2 Методы калькулирования, применяемые в отечественной практике

3. Практическая часть курсовой задачи Задача 3. Вариант 1

4. Задача 4. Вариант 2

Заключение

Список использованной литературы

Современная экономика предполагает принятие различных решений предприятиями. Решения бывают непростыми, очень часто рискованными. Обезопасить будущее предприятия от неожиданностей помогает создание резервов.

В первой главе данной курсовой работы представлена сущность резервов, их классификация, а также учет резервов.

Актуальность данной работы заключается в том, что многие предприятия, заинтересованные в собственном благополучии, создают резервы.

Целью написания первой части курсовой работы является исследование практики ведения бухгалтерского учета резервов.

Объектом первой главы курсовой работы являются резервы предприятия.

Предметом — учет резервных фондов предприятия.

Исходя из заданной цели, были поставлены следующие задачи по первой главе:

1. Раскрыть сущность понятия резервов

2. Определить виды резервов, использующиеся в бухгалтерском учете

3. Узнать, как ведется учет резервов на предприятии Во второй главе данной курсовой работы исследуется тема методов калькулирования, используемых в современной отечественной практике.

Актуальность выбранной темы заключается в том что, в отечественной практике учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции являются составной частью общей единой в системы бухгалтерского учета.

Целью написания второй части данной работы является: изучение методов калькулирования себестоимости продукции.

Задачами написания работы являются:

1. охарактеризовать понятие себестоимости продукции и ее виды;

2. рассмотреть методы калькулирования, именно попроцессный, попередельный и позаказный метод

3. дать характеристики и указать последовательность учета выполняемых операций каждого метода Объектом второй главы курсовой работы является калькулирование себестоимости продукции.

Предметом — методы калькулирования, используемые в современной отечественной практике.

Курсовая работа была написана на основе учебных материалов по бухгалтерскому учету, федеральных законов и с помощью материалов и интернета.

1. Учет резервов предприятия

1.1 Сущность резервов, их виды

В условиях современной экономики бухгалтеру очень важно хорошо знать правила ведения бухгалтерского учета, права и льготы налогообложения, формирование различных фондов и капиталов и т. д. Еще очень важно знать при работе на предприятии правила формирования учета и анализа резервов организации, при этом бухгалтер должен разбираться, когда обязательно создание резерва, а когда можно воздержаться от этого, как создавать и использовать резерв для получения наибольшей прибыли и безубыточности предприятия.

Большой бухгалтерский словарь дает наиболее емкое определение резерва, указывая, что это запас чего-либо на случай надобности; обособленная часть активов, которая концентрируется в резервных «(страховых) фондах — как централизованных, так и децентрализованных — и предназначается для покрытия непредвиденных потребностей, расходов для подстраховки рисков».

Следует отметить, что понятие «резервы», применяемое в экономической специальной литературе и практике, обычно используется в двояком смысле. Во-первых, резервами считаются запасы ресурсов, которые необходимы для бесперебойной работы организации. Они создаются целенаправленно на случай дополнительной потребности в них. Они могут быть выражены в конкретных материально-вещественных элементах процесса производства, принимая форму резервных (страховых) запасов сырья, материалов, топлива и полуфабрикатов, резервного неустановленного оборудования, свободных производственных площадей и мощностей. Эти резервы вовлекаются в производство при нарушении графиков поставок средств и предметов труда, изменении ассортимента выпускаемой продукции, сверхнормативном расходе сырья, материалов и топлива. В масштабах единого народнохозяйственного комплекса создаются общегосударственные резервы средств производства, и ведется подготовка трудовых резервов, т. е. молодых рабочих и дипломированных специалистов, научных кадров.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О государственном материальном резерве» в состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации (мобилизационный резерв), запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В процессе анализа хозяйственной деятельности организаций резервы исследуются с точки зрения соответствия их размеров реальной потребности. Это имеет важное значение для расчета обоснованных норм резервных запасов, их ограничения размерами, действительно необходимыми для обеспечения непрерывности производства.

Во-вторых, в широком смысле этого слова резервами считаются неиспользованные возможности повышения эффективности производства. Выявление резервов в таком понимании и определение реальных путей и сроков их мобилизации является одной из главных задач экономического анализа деятельности всех хозяйственных звеньев. Такого понятия «резервы» придерживаются многие авторы. Из этого следует, что резервы как запасы и как возможности повышения эффективности производства — разные понятия. Приведем еще ряд определений: резервы есть накопления для покрытия ожидаемых и строго определенных расходов предприятия; П. И. Камышанов полагает, что «резервы создаются для уточнения оценки отдельных статей бухгалтерского учета и покрытия предстоящих расходов и платежей. [10. С. 188].

Таким образом, резерв представляет собой скрытый, неявный расход. Расход, потому что резервные средства нельзя использовать на другие цели; а скрытый — по той причине, что денежные средства при этом не расходуются немедленно, а временно остаются в распоряжении организации и используются только в экстремальных случаях (при форс-мажорных обстоятельствах) для ее самофинансирования и пополнения кассовой наличности (в этом различие между затратами и расходами). Однако резерв используется также для покрытия реальных и отраженных в бухгалтерском учете затрат, которые тем не менее можно назвать неявными, потому что они связаны не столько с возникновением прямых издержек, сколько с сокращением актива организации. Все виды резервов должны строго регламентироваться (порядок образования и использования на предусмотренные цели).

Следовательно, из вышесказанного можно сделать общий вывод, что резервы предприятия представляют собой расходы предприятия, равные величине отчислений в связи с образованием в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов.

Резервы создаются для уточнения оценки отдельных статей бухгалтерского учета и покрытия предстоящих расходов и платежей.

В бухгалтерском учете используется четыре вида резервов:

1. Резервы под снижение стоимости материальных ценностей;

2. Резервы по сомнительным долгам;

3. Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги;

4. Резервы предстоящих расходов.

Подробнее виды резервов рассмотрим в следующем пункте курсовой работы.

1.2 Учет резервов

Рассмотрим подробнее резервы под снижение стоимости материальных ценностей.

Синтетический учет ведется на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Он предназначен для обобщения информации о резервах под отклонения стоимости сырья, материалов, топлива и других ценностей, определившейся на счетах бухгалтерского учета, от рыночной стоимости. Этот счет применяется также для обобщения информации о резервах под снижение стоимости других средств в обороте: незавершенного производства, готовой продукции, товаров и т. п.

Этот резерв создается за счет доходов организации. При этом делается проводка:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т 14 «Резервы под снижение стоимости ценностей».

Увеличение или создание резерва происходит по кредиту счета 14, а уменьшение по дебету счета 14.

Аналитический учет по счету 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» ведется по каждому резерву.

Следующий вид — резервы по сомнительным долгам.

Синтетический учет ведется на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам».

В современных условиях, когда вероятность банкротства субъектов хозяйственной деятельности достаточно высока, практически каждое предприятие сталкивается в своей работе с невозможностью получения оплаты от дебитора. В результате на балансе предприятия формируется задолженность, возможность погашения которой вызывает сомнение, — так называемая сомнительная задолженность.

Сомнительным долгом может быть признана дебиторская задолженность предприятия, которая, во-первых, не погашена в срок (установленный договором или законодательством, а если он не установлен — в течение нормально необходимого для этого времени) и, во-вторых, не обеспечена соответствующими гарантиями. Резерв по сомнительным долгам создается предприятиями, которые ведут учет реализации продукции (работ, услуг) по мере ее отгрузки (выполнения работ, оказания услуг) и предоставления покупателю расчетных документов.

Создание резерва по сомнительным долгам происходит за счет дохода организации и отражается бухгалтерской проводкой Д-т 91 К-т 63.

До 1 января 1999 г. резерв мог создаваться только в конце отчетного года по итогам проведения годовой инвентаризации дебиторский задолженности.

Теперь допускается образование резерва сомнительных долгов не только на конец отчетного года, но и при составлении промежуточной бухгалтерской отчетности.

Для предприятий такое изменение в порядке формирования резерва сомнительных долгов существенно, поскольку сумма созданного резерва учитывается в составе внереализационных расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Если предприятие уплачивает налог на прибыль ежеквартально, то проводить инвентаризацию для выявления сомнительных долгов целесообразно по окончании квартала. Предприятиям, исчисляющим налог на прибыль ежемесячно, инвентаризацию дебиторской задолженности также следует проводить ежемесячно. При этом порядок и сроки создания резерва сомнительных долгов должны быть предусмотрены учетной политикой.

Инвентаризация резервов, созданных на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам» заключается в проверке обоснованности сумм, которые не погашены в сроки, усыновленные договорами, и не обеспечены соответствующими гарантиями.

Увеличение резерва происходит по кредиту счета 63, а уменьшение по дебету счета 63.

Аналитический учет резервов по сомнительным долгам ведется по каждой задолженности, по которой создан резерв.

Третья группа — резервы под обесценение вложений в ценные бумаги.

Синтетический учет ведется на счете 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги».

Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги создаются по факту установления превышения учетной стоимости акций, оценка которых подлежит уточнению над их рыночной стоимостью. Формирование резервов происходит за счет дохода организации: Д-т 91 К-т 59 на сумму выявленного падения стоимости акций.

При повышении рыночной стоимости ценных бумаг, по которым ранее были созданы резервы, сумма резервов уменьшается и доход увеличивается на эту разницу: Д-т 59 К-т 91.

Синтетический учет по счету 59 в части образованных резервов под обесценение вложений в ценные бумаги следует вести по двум субсчетам: «Резерв под обесценение вложений в долгосрочные ценные бумаги» и «Резерв под обесценение вложений в краткосрочные ценные бумаги». Такое деление позволяет распределять резервы между статьями долгосрочных и краткосрочных вложений в годовом бухгалтерском балансе.

Увеличение резерва происходит по кредиту счета 59, а уменьшение по дебету счета 59.

Аналитический учет по субсчету 59 ведется по каждому виду ценных бумаг.

Рассмотрим подробнее следующий вид резервов, а именно резервы предстоящих расходов.

В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства отчетного периода организация может образовывать резервы на покрытие каких-либо предполагаемых расходов.

Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (ред. от 24.03.2000), разрешено создавать резервы на:

— предстоящую оплату отпусков работникам;

— выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

— ремонт основных средств;

— производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

— предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

— предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;

— гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

— покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.

Для отражения создания резервов предстоящих расходов на счетах бухгалтерского учета в новом Плане счетов бухгалтерского учета финансовохозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, предназначен счет 96 «Резервы предстоящих расходов» .

Резервирование тех или иных сумм отражается по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25

" Общепроизводственные расходы", 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу», 97 «Расходы будущих периодов» в корреспонденции с кредитом счета 96 «Резервы предстоящих расходов» .

Фактические расходы, на которые был ранее образован резерв, относятся в дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции со счетами:70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» — на суммы оплаты труда работникам, включая платежи на социальное страхование и обеспечение, за время отпуска, ежегодного вознаграждения за выслугу лет, выплату вознаграждений по итогам работы за год; 23 «Вспомогательные производства» — на стоимость ремонта основных средств, произведенного подразделением организации, и т. д.

Аналитический учет по счету 96 «Резервы предстоящих расходов» ведется по отдельным резервам.

В соответствии с п. 27 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н, информация о составе резервов предстоящих расходов, наличии их на начало и конец отчетного периода, движении средств каждого резерва в течение отчетного периода должна раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Рассмотрим критерии образования резервов Следует отметить, что создание резервов необязательно. Начисление резервов предстоящих расходов является предметом рассмотрения учетной политики организации. При этом наряду с отражением самого факта создания тех или иных резервов предстоящих расходов в учетной политике должны найти отражение как элемент учетной политики надежные методы расчета оценочных значений для образования резервов предстоящих платежей. В организации следует издать приказ о создании того или иного резерва предстоящих платежей, что будет нелишним в случае отстаивания своей позиции в суде при налоговых спорах.

Что касается инвентаризации резервов предстоящих расходов, то резервирование, как правило, производится на основании составления организацией специальных расчетов или смет. Обоснованность, правильность образования и использования сумм по тому или иному резерву периодически (а на конец года обязательно) проверяется по данным смет, расчетов и т. п. и при необходимости корректируется. В конце отчетного года при инвентаризации резервов, не имеющих переходящих остатков, излишне зарезервированные суммы частично сторнируются, недостаток резерва при превышении фактических затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) компенсируется прямой бухгалтерской записью. Для уточнения остатков при инвентаризации резервов, имеющих переходящие остатки, производится аналогичная корректировка себестоимости продукции (работ, услуг). При отсутствии инвентаризации остатков резервов на конец года быть не должно, они в полной сумме должны быть присоединены к прибыли текущего года и участвовать в налогообложении.

Таким образом, резервы предприятия — это расходы предприятия, равные величине отчислений в связи с образованием в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов.

В российской практике действующий План счетов отражает мировую практику создания соответствующих резервов. Это прежде всего, резервный капитал (счет 82), резервы под обесценение вложений в ценные бумаги (счет 59), резервы по сомнительным долгам (счет 63), резервы предстоящих расходов (счет 96). Указанные резервы создаются в целях минимизации потерь предприятий в процессе финансово-хозяйственной деятельности, т. е. в целях сохранения имущества и капитала организаций, и основываются на принципе осторожности.

И наконец, резервный капитал формируется за счет чистой прибыли и включает резервный фонд, создаваемый в соответствии с законодательством, и резервы, создаваемые в соответствии с учредительными документами.

2. Методы калькулирования себестоимости в отечественной учетной практике

2.1 Калькулирование себестоимости, ее виды

В Российском законодательстве себестоимость определяется как стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, топлива, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.

Калькулирование — это система экономических расчетов себестоимости продукции, важнейший управленческий процесс при управлении производством, который является заключительный этапом учета затрат на производство и реализацию продукции. [2. С. 172]

Что касается видов себестоимости, в отечественной литературе выделяют следующие группы себестоимости:

а) цеховая — включает прямые затраты и общепроизводственные расходы; характеризует затраты цеха на изготовление продукции;

б) производственная — состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов; характеризует затраты предприятия, связанные с выпуском продукции;

в) полная себестоимость — производственная себестоимость, увеличенная на сумму коммерческих и сбытовых расходов. Этот показатель интегрирует общие затраты предприятия, связанные как с производством, так и с реализации продукции. [8. С. 88]

Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции, затраты организации группируют и учитывают по статьям калькуляции. В основных положениях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях установлена типовая группировка затрат по статьям калькуляции, которую можно представить в следующем виде:

1."Сырье и материалы"

2."Возвратные отходы" (вычитаются)

3."Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций"

4."Топливо и энергия на технологические цели"

5."Заработная плата производственных рабочих"

6."Отчисления на социальные нужды"

7."Расходы на подготовку и освоение производства"

8."Общепроизводственные расходы"

9."Общехозяйственные расходы"

10. «Потери от брака»

11. «Прочие производственные расходы»

12. «Коммерческие расходы». [2. С. 175]

Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость продукции, а итог всех 12 — полную себестоимость. [2. С. 176]

Обратим внимание на задачи калькулирования.

Задачи калькулирования — определить издержки, которые приходятся на единицу их носителя, т. е. на единицу продукции (работ, услуг), предназначенной для реализации, а также для внутреннего потребления. [7.С.90]

Каверина поясняет, что плановая калькуляция составляется на плановый период на основе действующих на начало этого периода норм и смет. Сметная калькуляция рассчитывается при проектировании новых производств и конструировании вновь осваиваемых изделий при отсутствии норм расхода.

При этом нельзя не согласиться с тем, что фактическая (отчетная) калькуляция отражает совокупность всех затрат на производство и реализацию продукции. Она используется для контроля за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости различных видов продукции, а также для анализа и динамики себестоимости. 3. С. 52]

По словам Кавериной О. Д., калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) условно можно подразделить на три этапа. На первом этапе исчисляется себестоимость всей выпущенной продукции в целом, на втором — фактическая себестоимость по каждому виду продукции, на третьем — себестоимость единицы продукции, выполненной работы или оказанной услуги. В действительности процесс калькулирования является более сложным и чередуется с процессом учета затрат. После распределения первичных затрат калькулируется себестоимость продукции вспомогательных производств. На этом этапе калькулирование усложняется, так как необходимо учесть предоставление взаимных услуг. [9. С. 173]

Таким образом, калькулирование — это система экономических расчетов себестоимости продукции, важнейший управленческий процесс при управлении производством, который является заключительный этапом учета затрат на производство и реализацию продукции. Себестоимость подразделяется на цеховую, производственную и полную.

2.1 Методы калькулирования, применяемые в отечественной практике

Рассмотрим методы калькулирования, использующиеся в современной отечественной практике.

1. Попроцессный метод Попроцессный метод калькулирования себестоимости применяют организации, которые серийно производят однообразную продукцию или имеют непрерывный производственный процесс. В этом случае целесообразно вести учет затрат, относящихся к продукции, произведенной за определенный период. [7. С. 96]

Попроцессный метод чаще всего применяется в добывающих отраслях промышленности и энергетике. Эти отрасли характеризуются массовым типом производства не продолжительным производственным циклом. В итоге выпускаемая продукция является одновременно объектом учета затрат и объектом калькулирования. Последовательность учета выполняемых операций при попроцессном методе учета отражена на рис 1.

Рис. 1. Последовательность учета выполняемых операций при попроцессном методе учета калькулирования себестоимости Особенностями попроцессного метода калькулирования являются:

* аккумулирование производственных затрат по подразделениям безотносительно к отдельным заказам;

* списание затрат за календарный период, а не за время, необходимое для выполнения заказа;

* открытие отдельных аналитических счетов «Незавершенное производство» для каждого подразделения.

При попроцессном методе применяют усреднение как способ списания затрат на готовую продукцию. Все затраты, накопленные на счете «Незавершенное производство», делят на условные единицы готовой продукции, произведенной в данном отчетном периоде. [9. С. 178]

2. Попередельный метод Попередельный метод характерен для многих производств последовательной переработки промышленного и сельскохозяйственного сырья в законченный готовый продукт на основе физических химических и биологических процессов. По мнению М. С. Кузьмина, особенностью таких производств является последовательные стадии, которые получили название переделов. Последовательность учета выполняемых операций при попередельном методе учета отражена на рис. 2.

Друри К. отмечает, что попередельный метод калькулирования применяется в организациях, в которых производственный процесс состоит из нескольких стадий. Объектами учета затрат на производстве являются отдельные стадии процесса, а объектом калькулирования — продукт каждого законченного передала.

Аналитические счета по учету затрат на производство открываются по переделам. [7.С.183]

3. Позаказный метод Позаказный метод учета себестоимости используется при изготовлении уникального либо выполняемого по специальному заказу изделия. В промышленности он применяется, как правило, на предприятиях с единичным типом организации производства. Такие предприятия организуются для изготовления изделий ограниченного потребления. По мнению Ивашкевич В. Б., выпуск крупного заказа требует серьезных материальных, трудовых и иных затрат, но им, как правило, нельзя полностью загрузить производственные мощности предприятия. Поэтому оно одновременно может выполнять и другие заказы, изготавливать десятки различных по конструкции изделий, но каждое — в весьма ограниченном количестве. [8.С.115]

учет резервный калькулирование себестоимость

Рис. 2. Последовательность учета выполняемых операций при попередельном методе Важнейшими отличительными особенностями единичного типа производства являются:

* большое разнообразие изготавливаемой продукции, значительная часть которой не повторяется и выпускается в небольших количествах по отдельным заказам;

* технологическая специализация рабочих мест и невозможность постоянного закрепления определенных операций и деталей за рабочими местами;

* применение, как правило, универсального оборудования и приспособлений;

* преобладание среди рабочих универсалов высокой квалификации. [8;209]

Область применения позаказного метода учета не ограничивается промышленным производством. Он успешно используется в строительстве, научно-исследовательских институтах, учреждениях здравоохранения.

Последние годы ознаменовались развитием сферы услуг. При изготовлении мебели, ковров, пошиве одежды по индивидуальным заказам, ремонте автомобилей, часов, телевизоров и оказании прочих услуг мастерские, химчистки, ателье также используют позаказное калькулирование. [7. С. 97]

Сущность данного метода заключается в следующем: все прямые затраты (затраты основных материалов и заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее) учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой (ставкой) распределения. Последовательность учета выполняемых операций при позаказном методе учета представлена на рис. 3.

Объектом учета затрат и объектом калькулирования при этом методе является отдельный производственный заказ. При этом под заказом понимается заявка клиента на определенное количество специально созданных или изготовленных для него изделий. Вид заказа определяется договором с заказчиком. [7. С. 98] В нем же оговаривается стоимость, оплачиваемая заказчиком, порядок расчетов, передачи продукции (работ, услуг), срок выполнения заказа. До момента выполнения заказа все относящиеся к нему затраты считаются незавершенным производством. В нем же оговаривается стоимость, оплачиваемая заказчиком, порядок расчетов, передачи продукции (работ, услуг), срок выполнения заказа. До момента выполнения заказа все относящиеся к нему затраты считаются незавершенным производством. При этом методе затраты на производственные материалы, оплату труда производственных рабочих и общезаводские накладные расходы относят на каждый индивидуальный заказ или же на произведенную партию продукции.

Рис. 3. Основные этапы работы при позаказном методе калькулирования себестоимости Таким образом, калькулирование себестоимости продукции является объективно необходимым процессом при управлении предприятием. Их использование дает возможность не только решать традиционные задачи, но и прогнозировать экономические последствия таких ситуаций, как целесообразность дальнейшего выпуска продукции, установления оптимальной цены на продукцию, оптимизация ассортимента, оценка качества работы управленческого персонала, целесообразность обновления действующей технологии и оборудования.

Описаны современные методы, которые в настоящее время используют в отечественной практике: попроцессный, попередельный и позаказный.

От выбора определенного метода учета затрат зависит размер себестоимости, так как она различно рассчитывается по каждому методу.

3. Практическая часть курсовой задачи

Задача 1

Таблица 1

Баланс на начало месяца на основе исходных данных об остатках по счетам бухгалтерского учета

АКТИВ

На начало отчетного периода

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

Основные средства

Доходные вложения в материальные ценности

Финансовые вложения

Прочие внеоборотные активы

Итого по разделу I

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Дебиторская задолженность

Финансовые вложения

Денежные средства

Прочие оборотные активы

Итого по разделу II

БАЛАНС

ПАССИВ

На начало отчетного периода

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал

Добавочный капитал

Резервный капитал

Нераспределенная прибыль отчетного года

Итого по разделу III

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Заемные средства

Прочие долгосрочные обязательства

Итого по разделу IV

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Заемные средства

Кредиторская задолженность

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

Доходы будущих периодов

Резервы предстоящих расходов

Прочие краткосрочные обязательства

Итого по разделу V

БАЛАНС

Таблица 2

Журнал регистрации хозяйственных операций за месяц

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма

Дебет

Кредит

1.

Согласно лицензионному договору принят к оплате счет за приобретенное исключительное право на изобретение,

в т. ч. НДС

2.

Начислено комиссионные вознаграждение посреднику за приобретение исключительного права на изобретение,

5,9

в т. ч. НДС

0,9

3.

Принят к оплате счет за услуги по приобретению исключительного права на изобретение,

11,8

в т. ч. НДС

1,8

4.

Принято на учет исключительное право на изобретение в оценке по первоначальной стоимости

118+5,9+11,8=135,7

5.

Принят в качестве вклада в уставный капитал от учредителя и введен в эксплуатацию автопогрузчик.

6.

Акцептован счет поставщика за оборудование:

а) требующего монтажа

106,2

в т. ч. НДС

1,2

б) не требующего монтажа,

в т. ч. НДС

7.

Акцептован счет автотранспортного предприятия за доставку оборудования:

а) требующего монтажа,

23,6

в т. ч. НДС,

3,6

б) не требующего монтажа,

25,4

в т. ч. НДС

5,4

8.

Начислены проценты по кредиту за месяц

280*0,24/12*3=16,8

9.

Перечислены банку проценты за кредит

16,8

10.

Введено в эксплуатацию и принято на учет по первоначальной стоимости оборудование, не требующее монтажа

77+25,4=102,4

11.

Перечислено с расчетного счета за приобретенное оборудование:

а) поставщику,

311,4

б) автотранспортному предприятию

12.

Предъявлен бюджету НДС по введенному в

52,2

эксплуатацию оборудованию

13.

Отпущены со склада и израсходованы материалы в оценке по учетной цене на текущий ремонт основных средств:

а) основного производства;

б) общехозяйственного назначения

14.

Начислена рабочим заработная плата за текущий ремонт основных средств:

а) основного производства;

б) общехозяйственного назначения

15.

Начислены социальные платежи во внебюджетные фонды ОПС 22%, ФОМС 5,1%, ФСС 2,9%=30%

18*0,3=5,4

6*0,3=1,8

16.

Получен безвозмездно от физического лица компьюктер

98.2

17.

Приняты на учет затраты подотчетного лица, связанные с доставкой безвозмездно полученного компьютера

0,4

18.

Принят на учет безвозмездно полученный компьютер по первоначальной стоимости

22,4

19.

Отпущены со склада и израсходованы материалы в оценке по учетной цене:

а) для изготовления продукции;

б) для обслуживания оборудования;

в) для общехозяйственных нужд

20.

Зачислен на расчетный счет краткосрочный кредит банка на срок 2 месяца под 24% годовых для приобретения материалов

21.

Перечислено с расчетного счета поставщику

в счет предстоящей поставки материалов

153,4

22.

Акцептован счет поставщика за поступившие и оприходованные на склад материалы,

153,4

в т. ч. НДС

23,4

23.

Акцептован счет АТП за доставку материалов,

14,2

в т. ч. НДС

2,2

24.

Начислена заработная плата рабочим за разгрузку материалов

25.

Начислены социальные платежи во внебюджетные фонды

8*0,3=2,4

26.

Произведен зачет предоплаты материалов

176,8

27.

Предъявлен покупателю счет за реализованные неиспользуемые материалы:

— цена реализации,

5,9

в т. ч. НДС

0,9

— учетная цена реализованных материалов

4,8

28.

Начислен в бюджет НДС по реализованным

0,9

материалам

29.

В результате инвентаризации выявлена недостача материалов:

— учетная цена;

— рыночная цена

30.

Получен в текущую аренду на срок 6 месяцев строгальный станок

31.

Перечислена с расчетного счета арендодателю арендная плата авансом за 6 месяцев вперед,

70,8

в т.ч. НДС

10,8

32.

Начислена приходящаяся на текущий месяц

арендная плата

11,8

33.

Произведен зачет арендной платы за текущий месяц

34.

Предъявлен бюджету НДС по арендной плате

1,8

35.

В связи с износом ликвидируется вентиляционное оборудование:

— первоначальная стоимость;

01.2

— амортизация

01.2

01.3

36.

Начислена заработная плата рабочим склада

за демонтаж вентиляционного оборудования

37.

Начислены социальные платежи во внебюджетные фонды

4*0,3=1,2

38.

Оприходованы на склад запасные части, полученные от ликвидации вентиляционного оборудования

39.

Начислена амортизация по ОС

а) основного производства;

б) общехозяйственного назначения

40.

Начислена амортизация за месяц по НМА (135,7: 120)

135,7/120=1,1

41.

Начислены банку проценты за текущий месяц по кредиту, полученному для приобретения материалов (материалы инвестиционным активом не являются)

154*0,24/12=3,08

42.

Перечислены банку проценты за текущий месяц по кредиту, полученному для приобретения материалов, полностью

3,08

43.

Определяются и списываются ТЗР, приходящиеся на материалы, израсходованные на:

а) текущий ремонт основных средств

— основного производства;

10ТЗР

21*4,7%=0,987

— хозяйственного назначения;

10ТЗР

20*4,7%=0,94

б) изготовление продукции;

10ТЗР

64*4,7%=3,008

в) обслуживание оборудования;

10ТЗР

21*4,7%=0,987

г) на общехозяйственные нужды;

10ТЗР

10*4,7%=0,47

д) на недостающие материалы;

10ТЗР

4,8*4,7%=0,2256

е) на реализованные материалы

10ТЗР

3*4,7%=0,141

44.

Списывается недостача материалов на виновное материально ответственное лицо

45.

Списываются общепроизводственные

21+0,987=21,987

общехозяйственные расходы

40,8+0,94+0,47=42,21

46.

Определяется и списывается сальдо прочих

35,2

доходов и расходов за месяц

К операции 43: %ТЗР = (10 + 136): (145 + 314) х 100% = 4,7%

ТЗР, прих. на израсх. мат. = 20 тыс. руб. х 4,7% = 0,94 тыс. руб. и т. д.

Таблица 3

Оборотная ведомость за месяц

№ счета

Сальдо на начало

Обороты

Д-т

К-т

сч 01

сч 02

сч 05

сч 07

сч 08

сч 10

cч19

936,00

234,8

20,00

135,7

145,00

7,995

21,987

1,1

11,41

530,00

170,00

280,00

110,00

900,00

84−2

6,041

0,2256

391,00

1741,00

1741,00

79,00

14,00

1,10

0,00

370,50

47,66

95,00

Продолжение таблицы 3

№ счета

Сальдо на начало

Обороты

Д-т

К-т

cч 25

сч 26

сч 50

сч 51

сч 60.

сч 62

сч 66

936,00

20,00

145,00

232,6

21,987

42,21

530,00

311,4

170,00

330,2

280,00

25,08

110,00

128,8

900,00

84−2

25,08

391,00

1741,00

1741,00

21,99

42,21

0,00

153,88

1359,20

0,00

179,08

Продолжение таблицы 3

№ счета

Сальдо на начало

Обороты

Д-т

К-т

сч 68

сч 69

сч 70

сч 71

сч 75

сч 76

сч 80

936,00

20,00

0,4

36,8

145,00

14,2

11,7

7,8

11,8

1,8

530,00

170,00

280,00

110,00

900,00

84−2

1,2

391,00

1741,00

1741,00

0,00

10,80

36,00

0,40

110,00

94,50

0,00

Продолжение таблицы 3

№ счета

Сальдо на начало

Обороты

Д-т

К-т

сч 90

сч 91

98,2

сч 99

936,00

20,00

145,00

530,00

170,00

5,9

35,20

280,00

110,00

900,00

84−2

391,00

1741,00

1741,00

5,90

2,00

22,00

35,20

Продолжение таблицы 3

№ счета

Сальдо на начало

Обороты за месяц

Сальдо на конец

Д-т

К-т

Д-т

К-т

Д-т

К-т

936,00

234,80

79,00

1091,80

70,00

14,00

56,00

20,00

135,70

155,70

0,00

1,10

1,10

125,00

0,00

125,00

419,20

370,50

48,70

145,00

146,20

47,66

243,54

244,30

95,00

149,30

149,79

0,00

149,79

21,99

21,99

0,00

43,31

42,21

1,10

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

530,00

465,40

153,88

841,52

170,00

330,20

1 359,20

1199,00

41,10

0,00

41,10

280,00

25,08

179,08

434,00

54,00

0,00

54,00

0,00

10,80

10,80

0,00

36,00

36,00

0,00

0,40

0,00

0,40

0,00

0,00

0,00

110,00

0,00

110,00

0,00

0,00

128,80

94,50

34,30

900,00

0,00

;

900,00

0,00

;

0,00

0,00

0,00

;

0,00

0,00

84−2

0,00

0,00

0,00

6,04

5,90

— 0,14

38,28

59,20

35,2

1,23

1,23

0,00

0,00

391,00

0,00

;

391,00

1741,00

1741,00

2680,42

2680,42

2972,16

2972,16

Задача 2

Таблица 4

Показатели задачи 2

z

q

B

v

V

c

C

s

S

qкр

Вкр

З1ртп

п (у)

П (У)

24,8

47 146,5

66,5

126 361,5

91,32

2209,1

181 146,2

1,11

— 9,32

— 17 708

5028,3

44,9

226 273,1

25,13

126 361,5

70,13

352 634,6

288 003,4

0,87

9,87

49 629,4

6218,5

385 551,8

242 519,9

20,32

126 361,5

59,32

368 881,4

5493,9

340 626,6

0,95

2,68

16 670,4

3403,9

309 761,5

52,9

37,12

126 361,5

90,06

306 561,5

3316,5

301 808,3

0,98

0,94

82,1

250 459,9

41,43

126 361,5

83,43

254 461,5

3150,3

258 645,6

1,01

— 1,31

— 4001,6

3994,3

423 395,8

49,9

31,63

126 361,5

81,58

325 854,5

2252,4

238 754,4

0,76

24,4

97 540,9

Сценарий 1

1)

2) Т.к. сумма постоянных издержек для всех сценариев остается без изменений, найдем С для сценария № 5.

.

3)

4)

5)

6) кр

7) кр.кр

8) 1ртп

9)

Таким образом, предприятие оказывается в убытке, т.к. расходы превышают над доходами.

10)

11)

Т.е. предприятие не рентабельно.

Сценарий 2

1)

2)

3)

4)

5)

6) кр

7) кр.кр

8) 1ртп

9)

Таким образом, предприятие получает прибыль, т.к. доходы превысили над расходами

10)

11)

Предприятие рентабельно Сценарий 3

1)

2)

3)

4)

5)

6) кр

7) кр.кр

8) 1ртп

9)

10)

11) .

Показатель рентабельности имеет положительный знак.

Сценарий 4

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7) кр

8) кр.кр

9) 1ртп

10)

11)

Рентабельность положительная, но процент маленький, потому что выручка ненамного больше общих совокупных затрат.

Сценарий 5

1)

2)

3)

4)

Показатель с минусом, значит, предприятие терпит убытки. Это может быть связано с маленьким выпуском.

5)

6)

7) кр

8) кр.кр

9) 1ртп

10)

Сценарий 6

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7) кр

8) кр.кр

9) 1ртп

10)

Данный сценарий имеет самый высокий показатель прибыли, что может быть связано с высокими ценами на продукцию (в данном сценарии цена является самой высокой) и большим выпуском.

11)

Также, в сценарии № 6 самый высокий показатель рентабельности.

Учитывая, что постоянные издержки на продукцию не изменяются, при выпуске продукции в количестве 3994,3 единиц, переменные издержки составляют 199 500 рублей, что не является самым высоким показателем среди других сценариев.

Выручка в данном сценарии также является самой высокой 423 395,8 рублей.

Таким образом, сценарий № 6 является самым выгодным.

Заключение

В курсовой работе была представлена информация о резервных фондах и методах калькулирования себестоимости продукции.

В ходе написания курсовой работы были решены следующие задачи:

1. охарактеризовано понятие резервов и себестоимости продукции

2. определены виды резервов и себестоимости, использующиеся в бухгалтерском учете

3. разъяснено ведение учета резервов на предприятии

4. изучены методы калькулирования, используемые в современной отечественной практике

5. определено ведение учета разных видов калькулирования себестоимости Таким образом, по первой главе можно сделать следующие выводы:

1. Резервы предприятия представляют собой расходы предприятия, равные величине отчислений в связи с образованием в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов.

2. Организация имеет право создавать резервы на:

— предстоящую оплату отпусков работникам;

— выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

— выплату вознаграждений по итогам работы за год;

— ремонт основных средств;

— производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

— предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

— предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;

— гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

— покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минфина России.

3. В российской практике действующий План счетов отражает мировую практику создания соответствующих резервов. Это прежде всего, резервный капитал (счет 82), резервы под обесценение вложений в ценные бумаги (счет 59), резервы по сомнительным долгам (счет 63), резервы предстоящих расходов (счет 96). Указанные резервы создаются в целях минимизации потерь предприятий в процессе финансово-хозяйственной деятельности, т. е. в целях сохранения имущества и капитала организаций, и основываются на принципе осторожности.

4. Резервный капитал формируется за счет чистой прибыли и включает резервный фонд, создаваемый в соответствии с законодательством, и резервы, создаваемые в соответствии с учредительными документами.

По второй главе, необходимо сделать следующие выводы:

1. учет затрат на предприятии ведется методом, который предприятие выбирает самостоятельно учитывая особенности своей деятельности и закрепляет в учетной политике.

2. себестоимость продукции является качественным показателем, в котором концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся резервы.

3. чем ниже себестоимость продукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные фонды, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится как предприятию, так и всему обществу.

Т.е. калькулирование себестоимости продукции является объективно необходимым процессом при управлении предприятием.

Таким образом, успех развития любого предприятия не зависимо от сферы деятельности и формы собственности зависит от рационального управления издержками: контроля за их расходованием, поступлением, сметами и прогнозами, а также выявление возможных резервов экономии и перерасхода. Управленческий анализ издержек помогает выяснить их эффективность, установить, не будут ли они чрезмерными, проверить качественные показатели работы, правильно установить цены, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень рентабельности и прибыли.

Законодательные акты:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации — М.: «Проспект», 1998.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.98 г.

3. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 48, ст. 5369.

Нормативные акты:

4. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 20.07.98 г. № ЗЗн — М.:

«Проект-Н», 1999.

5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н — М.: «Маркетинг», 1999.

6. План счетов бухгалтерского учета.

Литературные источники:

7. Друри К.

Введение

в управленческий и производственный учет / Пер. с анг. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2008, с. 160.

8. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. — М: Экономистъ, 2010, с. 236.

9. Каверина О. Д. Управленческий учет. М.: «Финансы и статистика», 2010, с. 489.

10. Камышанов, П. И. Бухгалтерский финансовый учет: учеб. для студентов, обучающихся по специальностям: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет и аудит».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой