Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Творчество Рихарда Вагнера

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Характерная для композитора тема искупления сочетается с темой христианского милосердия и святости. Как и в «Тангейзере», в «Парсифале» противопоставлены два мира — мир духовный и мир чувственных наслаждений. Духовный мир связан с чашей Грааля и образом Парсифаля, греховный мир — с волшебными садами Клингзора, полных греховных искушений. С «Лоэнгрином» «Парсифаля» роднит общий образ Грааля… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Детство, юность. Начало профессиональной деятельности (1813−1832)
  • 2. Работа в немецких провинциальных театрах и первые оперы (1833−1839)
  • 3. Дрезденский период (1842−1849)
  • 4. Годы швейцарского изгнания (1849−1859)
  • 5. Возвращение на родину (1860−1866)
  • 6. Возвращение в Швейцарию. Трибшен (1866−1872)
  • 7. Байройт (1872−1883)
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Творчество Рихарда Вагнера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В 1860 году в Париже состоялись три симфонических концерта, в которых исполнялись отрывки из опер Вагнера. Личность Вагнера и его музыка произвели сильное впечатление, несмотря на различные отзывы в прессе. Творчество Вагнера высоко оценили молодой французский композитор Сен-Санс, поэт Шарль Бодлер. Император Наполеон III отдал приказ о постановке оперы «Тангейзера». Однако премьера прошла с напряжением. Французская публика, исходя из своих национальных традиций, хотела видеть в опере балетные сцены.

5. Возвращение на родину (1860−1866)

Начало работы над оперой «Нюрнбергские мейстерзингеры»

В 1860 году ценой многочисленных усилий друзей и поклонников Вагнер получил амнистию — право посещать Германию, за исключением Саксонии. Вагнер едет в Веймар к Листу. Его визит был приурочен к началу музыкального фестиваля по случаю открытия созданного Листом «Всеобщего немецкого музыкального союза». Местом пребывания Вагнера стал город Биберих на Рейне, где в 1861 году он начал работу над созданием новой оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры».

Концертная деятельность, поездка в Россию Вагнер возобновил концертную деятельность. Под его управлением проходят концерты в Лейпциге, Праге, Берлине, Будапеште, Баден-Бадене, Вене и в др. европейских городах. В венском театре шли репетиции «Тристана». В Баден-Бадене Вагнер посетил певицу Полину Виардо и познакомился с её другом, русским писателем И. С. Тургеневым.

В Петербурге и Москве успех концертов из произведений Вагнера был ошеломляющим. В круг общения Вагнера входили особы из императорской семьи, известные музыканты — Александр Серов, Антон Рубинштейн, Николай Рубинштейн, меценат граф Михаил Юрьевич Вильегорский и др. Композитор и музыкальный критик Серов был одним из восторженных поклонников творчества Вагнера. Серов написал биографию и характеристику оперных работ Вагнера.

Бавария. Король Людвиг II

В 1864 году Вагнер получил приглашение от баварского короля Людвига II поселиться в его резиденции под Мюнхеном. Восторженный, экзальтированный Людвиг II был страстным поклонником музыки Вагнера. Он окружил композитора роскошью, оплатил все его долги.

В Мюнхен к Вагнеру приезжают Ганс фон Бюлов с женой Козимой (дочерью Листа и Мари д’Агу). Под управлением Бюлова осуществляются постановки опер Вагнера на мюнхенской сцене, в том числе «Тристана». В это время Козима решила покинуть Ганса фон Бюлова и становится подругой Вагнера, а после смерти Минны Планер и женой Вагнера.

Однако жизнь Вагнера в Мюнхене складывается непросто. У Вагнера было много недоброжелателей. Постоянными были упрёки в расточительности, любви к роскоши и долгам, которые неизменно оплачивали почитатели Вагнера. Министры и придворные настояли на том, чтобы Людвиг II удалил Вагнера из Баварии. Получив от короля ренту, Вагнер уехал с Козимой в Швейцарию.

6. Возвращение в Швейцарию. Трибшен (1866−1872)

В Швейцарии Вагнер и Козима поселились в Трибшене на берегу Фирвальштедского озера. В 1867 году Вагнер окончил партитуру оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры», работу над которой он начал по возвращении из Швейцарии в 1861 году. Опера была поставлена в 1868 году в Мюнхене и имела огромный успех. После реформаторских драм на средневековые и мифологические сюжеты Вагнер создал комическую оперу. Действие происходит в Нюрнберге в XVI веке. Вагнер прославил немецкое национальное музыкально-поэтическое искусство мейстерзингеров. В этой опере Вагнер отошёл от своих принципов оперной реформы. Опера отличается живым действием и яркой жанровостью музыкального языка (использование песни, хорала, марша, танца). Широко используются классические завершённые оперные формы, от которых раньше Вагнер отказывался.

Во второй половине 1960;х годов Вагнер начал диктовать Козиме свои воспоминания «Моя жизнь». Параллельно Вагнер писал работу «О дирижировании», книгу о Бетховене.

Вагнер возобновляет работу над тетралогией «Кольцо нибелунга» — это партитуры «Зигфрида» и «Заката богов».

В 1869 году у Вагнера и Козимы родился сын, которого назвали Зигфридом по имени героя тетралогии.

В 1871 году была опубликована работа Фридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки». Вагнер был восхищён трактатом Ницше и считал, что писатель глубоко и ярко раскрыл единство оперы и драмы, музыки и поэзии. Вагнер воспринимал Ницше как преданного единомышленника.

7. Байройт (1872−1883)

Театр Вагнера В начале 1970;х годов Вагнер решил создать собственный театр, непохожей на все существующие театры мира. Театр предназначался для представления грандиозной тетралогии «Кольцо нибелунга». Друзья Вагнера взялись за поиски необходимых средств для постройки театра. Во многих городах Германии и за её пределами были созданы «вагнеровские общества».

Вагнер выбрал место для постройки театра в небольшом городке Баварии — Байройте, куда он переселился с семьёй. В Байройте Вагнер построил виллу и дал ей название «Ванфрид» — «Мечта о покое». В день рождения Вагнера 22 мая 1872 года произошла торжественная закладка здания театра. На церемонии была исполнена под управлением Вагнера его любимая Девятая симфония Бетховена. В 1876 году строительство театра было завершено.

Театр был построен особым образом. Зал расположен огромным амфитеатром на 1650 человек, а оркестр разместился внизу под козырьком и стал невидимым слушателям, чтобы не отвлекать их от действия на сцене.

Окончание работы над тетралогией В 1874 году Вагнер завершил последнюю четвёртую музыкальную драму тетралогии — «Закат богов». На открытии театра летом 1876 года в течении 4-х дней была поставлена вся тетралогия «Кольцо нибелунга». На это торжество съехались известные музыканты из разных стран мира: Лист, Сен-Санс, Григ, Чайковский и др. Постановка «Кольца» с большим успехом прошла под управлением Ганса Рихтера.

Оценка тетралогии музыкантов в общем примерно одинаковая: были отмечены красота симфонической музыки, а так же преобладание симфонической музыки по сравнению с вокальной и статичность и длинноты в театральном действии.

«Парсифаль»

Над последней музыкальной драмой «Парсифаль» Вагнер начал работать в 1877 году и завершил в 1882 году. Композитор назвал своё сочинение «торжественной сценической мистерией». В этом произведении Вагнер возвратился к средневековым легендам о Лоэнгрине. Также «Парсифаль» имеет точки соприкосновения с другими музыкальными драмами Вагнера.

Характерная для композитора тема искупления сочетается с темой христианского милосердия и святости. Как и в «Тангейзере», в «Парсифале» противопоставлены два мира — мир духовный и мир чувственных наслаждений. Духовный мир связан с чашей Грааля и образом Парсифаля, греховный мир — с волшебными садами Клингзора, полных греховных искушений. С «Лоэнгрином» «Парсифаля» роднит общий образ Грааля. Отречение от любви волшебника Клингзора напоминает образ нибелунга Альбериха из «Золота Рейна», а сам Парсифаль (отец Лоэнгрина) — простодушный и безгрешный, как Зигфрид. Но в отличие от Зигфрида, Парсифаль совершает подвиги не собственной физической силой, а путём внутреннего духовного совершенствования.

Первое представление «Парсифаля» состоялось в Байройте в 1882 году с большим успехом. Вагнер в своём завещании запретил в течении 30 лет после его смерти исполнять «Парсифаля» в других театрах, кроме театра в Байройте.

В 1883

Вагнер поехал в Венецию, где скончался от разрыва сердца. Вагнера похоронили в Байройте, в саду его виллы «Ванфрид».

В истории музыки Вагнер был из тех немногих музыкантов, которые сильно волновали умы людей разных поколений. Оперная реформа Вагнера привела к тому, что опера стала драмой и перестала быть только демонстрацией певцами своего искусства. Многие достижения Вагнера получили дальнейшее развитие у музыкантов последующих поколений.

Заключение

Целью творческой жизни Рихарда Вагнера было создание музыкального произведения будущего, музыкальной драмы. Возможным создателем такого произведения он считал только себя.

Для осуществления этого замысла Вагнер отказался от традиций оперных форм. Он старался приблизить оперу к жизни. Пришёл к сквозному, непрерывному развитию. В его музыкальных драмах («Тристан и Изольда», «Кольцо Нибелунга») вокальная партия подавляется оркестровой, становится одним из инструментов симфонического оркестра. Она речитативна, очень трудна, отсутствует песенность, ариозность.

Внешнее действие сведено к минимуму, оно как бы перенесено в психологическую сторону, которую олицетворяет оркестр с помощью огромной системы лейтмотивов (в «Кольце Нибелунга» более 100 лейтмотивов). Рихард Вагнер необыкновенно возвысил роль оркестра. Он был мастером оркестрового колорита. Оркестр красочен, пышен, грандиозен.

Гармония поражает напряженным, изысканным звучанием, способствуя непрерывному нарастанию эмоций.

Вагнер вошел в историю музыки как реформатор оперного искусства, как создатель музыкальной драмы, резко отличающейся от обычной традиционной оперы. Настойчиво, с неиссякаемой энергией, с фанатической убежденностью в правоте дела он приводил в жизнь свои художественные идеи, ведя одновременно борьбу с той оперной рутиной, которая овладела современной ему итальянской и французской оперой. Вагнер восстал против диктатуры певца, не считающейся с драматическим смыслом, против пустой вокальной виртуозности, характерной для многих итальянских опер того времени, против жалкой роли в них оркестра; он восстал также против нагромождения внешних эффектов в «большой» французской опере. В критике Вагнером итальянской и французской опер было много одностороннего и несправедливого, но он был прав в борьбе с оперной рутиной, с угодливостью ряда композиторов перед требованиями певцов и дешевыми вкусами буржуазно-аристократической публики. Вагнер, прежде всего, вел борьбу за немецкое национальное искусство. В своем стремлении к органическому синтезу музыки и драмы он исходил из ложных идеалистических взглядов.

Поэтому в его оперной реформе, в его теории музыкальной драмы было много уязвимого. Ведя борьбу против перевеса вокальной сферы в итальянской опере, Вагнер пришел к громадному перевесу инструментально-симфонической. На долю певцов зачастую остается выразительная речитативная декламация, накладываемая на роскошную симфонию оркестра.

Оперная реформа Вагнера — это кризис музыкального театра, отрицание закономерной специфики оперного жанра. Но музыка Вагнера по художественной силе и выразительности имеет поистине непреходящее значение. «Надо быть глухим ко всякой красоте музыкальной, — писал А. Н. Серов, — чтобы, кроме блестящей и богатейшей палитры… оркестра, не чувствовать в его музыке дыхания чего-то нового в искусстве, чего-то поэтически уносящего вдаль, открывающего безвестные необъятные горизонты». Действительно, искусство Вагнера глубоко национально и органически связано с национальными традициями немецкой художественной культуры, особенно с традициями Бетховена, Вебера и немецкого народнопоэтического и народно-музыкального творчества.

1. Альшванг А. Рихард Вагнер. Рождение и гибель Зигфрида. // Альшванг А. Избранные сочинения. Т. 2. М., 1965

2. Вагнер Р. Избранные работы. М., 1978

3. Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера — три мира. М., 1986

4. Друскин М. История зарубежной музыки. Т. 4. М., 1983

5. Конен В. Заметки о Рихарде Вагнере // Конен В. Этюды о зарубежной музыке. М., 1975

6. Левик Б. Рихард Вагнер. М., 1978

7. Лиштанберже А. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель. М., 1997

8. Кондаков И. Рихард Вагнер в русской культуре Серебрянного века. URL:

http://ecsocman.hse.ru/data/363/506/1216/017_Igor_KONDAKOV.pdf

См.:Кондаков И. Рихард Вагнер в русской культуре Серебрянного века. URL:

http://ecsocman.hse.ru/data/363/506/1216/017_Igor_KONDAKOV.pdf

См.: Левик Б. Рихард Вагнер. М., 1978.

См.: Конен В. Заметки о Рихарде Вагнере // Конен В. Этюды о зарубежной музыке. М., 1975

См.: Друскин М. История зарубежной музыки. Т. 4. М., 1983

См.: Вагнер Р. Избранные работы. М., 1978

См.: Вагнер Р. Избранные работы. М., 1978

См.: Альшванг А. Рихард Вагнер. Рождение и гибель Зигфрида. // Альшванг А. Избранные сочинения. Т. 2. М., 1965

См.: Конен В. Заметки о Рихарде Вагнере // Конен В. Этюды о зарубежной музыке. М., 1975

См.: Лиштанберже А. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель. М., 1997

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Рихард Вагнер. Рождение и гибель Зигфрида. // Альшванг А. Избранные сочинения. Т. 2. М., 1965
  2. Р. Избранные работы. М., 1978
  3. Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера — три мира. М., 1986
  4. М. История зарубежной музыки. Т. 4. М., 1983
  5. В. Заметки о Рихарде Вагнере // Конен В. Этюды о зарубежной музыке. М., 1975
  6. . Рихард Вагнер. М., 1978
  7. А. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель. М., 1997
  8. И. Рихард Вагнер в русской культуре Серебрянного века. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/363/506/1216/017_Igor_KONDAKOV.pdf
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ