Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Учет затрат и доходов организации сбытового обслуживания на примере торговой сети магазинов парфюмерии и косметики «Л» Этуаль

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Управление затратами — целенаправленное воздействие на общую величину затрат или на отдельные ее составляющие, определяемое заданной целью. При управлении затратами важное значение имеет политика конкретной организации в области ценообразования, опирающаяся на критерии, с помощью которых может быть выбран тот или иной способ маневра уровнем цен с учетом действий конкурентов. Поэтому часто… Читать ещё >

Учет затрат и доходов организации сбытового обслуживания на примере торговой сети магазинов парфюмерии и косметики «Л» Этуаль (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И КУРОРТНОГО ДЕЛА Факультет экономики и менеджмента Кафедра

" Бухгалтерского учета и аудита"

Курсовой проект по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»

на тему:

" Учет затрат и доходов организации сбытового обслуживания на примере торговой сети магазинов парфюмерии и косметики Л’Этуаль"

Выполнила:

Студентка гр.08Б Мелконян Диана Андрониковна Научный руководитель:

К. э. н., доцент Черемшанов С.В.

Сочи 2011

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы учета затрат и доходов в торговле
  • 1.1 Экономическая сущность и функции торгового предприятия
  • 1.2 Задачи и принципы управленческого учета
  • 1.3 Принципы и классификация учета затрат
  • Глава 2 Организация учета затрат и доходов объекта исследования
  • 2.1 Анализ основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия
  • 2.2 Организационная характеристика торговой сети магазинов парфюмерии и косметики Л’Этуаль
  • 2.3 Анализ финансового положения предприятия за период 2009;2010гг.
  • 2.4 Организация учета затрат и доходов
  • Глава 3. Пути совершенствования учета затрат и доходов объекта исследования
  • 3.1 Организационные преобразования
  • 3.2 Совершенствование качества обслуживания и оптимизация товарных запасов
  • 3.3 Совершенствование Учетной политики сети парфюмерно-косметических магазинов «Л'Этуаль» и Компании «Алькор и Ко» на 2011 г.
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

В многообразии видов коммерческой деятельности, торговля была и остается одной из ведущих отраслей. Она оказывает решающее влияние на развитие огромного количества смежных отраслей материального производства. В современных условиях бухгалтер должен иметь голос при принятии практически любого решения влияющего на финансовую деятельность предприятия, а уж тем более при составлении договоров, так как в конечном итоге именно ему придется объяснять причины финансовых потерь.

Бухгалтерский учет, формируя информацию о деятельности организации, как для внешнего, так и для внутреннего пользователя, сложен еще и постоянно меняющимся налоговым учетом, целью которого является правильное начисление и уплата налогов в бюджет. Организация грамотного учета товарных операций в современных условиях является весьма актуальной проблемой для многих предприятий.

Бухгалтерский управленческий учет — связующее звено между учетным процессом и управлением организации. Предметом бухгалтерского управленческого учета является производственная деятельность организации в целом и ее отдельных структурных подразделений" Бриттон Э., Ваттерсон К. Вводный курс по бухгалтерскому учету, аудиту, анализу. Самоучитель: Пер. с англ. И. А. Смирновой — М.: Финансы и статистика, 1998. — с. 12. В современной экономической литературе часто отождествляются понятия «управленческий» и «производственный» учет, но с этим согласиться нельзя Там же, с. 13. .

Производственный учет сегодня призван следить за издержками производства, анализировать причины перерасхода по сравнению с предыдущими периодами, сметами или прогнозами, а также выявлять резервы экономии. Он должен четко и детально отражать все процессы, связанные с производством и продажей продукции в организации. Основными разделами современного производственного учета являются:

1) учет издержек по видам;

2) учет издержек по местам их возникновения;

3) учет издержек по носителям.

Таким образом, можно сделать вывод, что бухгалтерский управленческий учет включает в себя производственный учет и небольшую часть финансового учета, в части составления отчетов о затратах на производство продукции для внешних пользователей

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в последние десятилетия постоянно усиливаются управленческие функции бухгалтерского учета. В области финансов и регулирования деятельности организации учет затрат и доходов является определяющим. Эта тенденция развития бухгалтерского учета проявлялась в постоянном повышении значения учетной информации, совершенствовании форм и методов обработки и использования данных учета для управленческих целей.

Цель курсовой работы определена тем, что система управленческого учета не развита на предприятиях в силу ряда причин — отсутствие специалистов в области управленческого учета; высокая стоимость содержания службы управленческого учета; система учета и контроля на предприятиях сейчас только начинает развиваться и требует совершенствования.

Цель работы определяет постановку следующих задач:

1. охарактеризовать экономическое содержание и классификацию подходов и задач управленческого учета;

2. описать взаимосвязь и различия финансового, налогового и управленческого учета;

3. охарактеризовать организационно-правовое состояние объекта исследования;

учет затрата доход торговый

4. проанализировать источники формирования информации и организацию управленческого учета организации — объекта исследования;

5. выявить причины факторного воздействия на формирование учетной политики объекта исследования;

6. разработать рекомендации по повышению эффективности формирования учетной политики и практики учета доходов и затрат объекта исследования.

Направлениями совершенствования учета затрат и доходов является экономическая оправданность расходов — в финансовом, управленческом и налоговом учете она имеет разное содержание. «Построение российского учета возможно в двух параллельно существующих системах: первая система — бухгалтерского и налогового учета, а вторая — управленческого учета. Решение триединой задачи можно обеспечить формированием интегрированной системы финансового и управленческого учета» Коновалова И. Р. Развитие учета прибыли в условиях трансформации отношений собственности. — М.: Экономистъ, 2003. с 109. .

Глава 1. Теоретические основы учета затрат и доходов в торговле

1.1 Экономическая сущность и функции торгового предприятия

Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий.

Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой налоговой среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой — требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений.

Сложность поставленных задач вызывает необходимость всестороннего изучения сущности и содержания такого понятия, как предприятие торговли, которое в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта становится основным звеном рыночного механизма отрасли.

В общем плане под предприятием поднимается самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Под торговым предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования имущественного комплекса и специфической организационной структуры с целью удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли осуществляет закупку, хранение и реализацию покупателям товаров, которые соответствуют их разнообразным потребностям. Раскрывая сущность предприятия торговли, необходимо рассматривать его в трех аспектах: юридическом, хозяйственном и отраслевом (рис. 1.1.).

Рис. 1.1 Структура торгового предприятия

Оборот розничной торговли представляет собой стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет, по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков.

Оборот оптовой торговли - стоимость проданных товаров организациям розничной торговли и общественного питания, а также другим юридическим лицам, их обособленным подразделениям для дальнейшей перепродажи непосредственно потребителю или для переработки.

В связи с этим основной целью бухгалтерского учета, контроля и анализа товарных ресурсов является обеспечение контроля за:

Ш правильным и своевременным поступлением и оприходованием товарных запасов материально ответственными лицами;

Ш состоянием и сохранностью товарно-материальных ценностей;

Ш их выбытием и реализацией, а также определением финансового результата от реализации товаров.

Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач: нормирование полной и достоверной информации о поступлении, состоянии, выбытии и реализации товаров и других материальных ценностей, а также финансовых результатов от их реализации, необходимой ее пользователям. Обеспечение информацией пользователей для руководства и контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов при осуществлении организацией хозяйственных операций. И, наконец, предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов.

Управление торговой организацией невозможно без постановки эффективной системы бухгалтерского учета, контроля и анализа, основанной на соблюдении правил ведения бухгалтерского учета, связанных с товарно-материальными операциями и установленных законодательными и нормативными актами, которые состоят в:

1) единстве оценки товаров при их оприходовании и выбытии (в оптовой торговле — по покупным ценам, в розничной — по продажным либо по покупным ценам);

2) выборе варианта оценки товарных запасов при отпуске их в реализацию (метод себестоимости каждой единицы; метод средней себестоимости; метод ФИФО; метод ЛИФО);

3) определении порядка отражения в бухгалтерском учете процесса приобретения товарно-материальных ценностей (с использованием и без использования счета «Заготовление и приобретение материалов»);

4) установлении границ между основными средствами и средствами труда в обороте;

5) признании выручки и прибыли от реализации товаров и материальных ценностей в оптовой торговле для целей налогообложения (по оплате товаров или л о мере их отгрузки и предъявлении покупателям расчетных документов).

1.2 Задачи и принципы управленческого учета

Управленческий учет в своем развитии прошел несколько этапов: промышленный учет (конец XIX в.), аналитический учет (до начала Второй мировой войны), управленческий учет (до 1953 г.), маржинальный учет (простой и развитой директ-костинг) (до 1975 г.), стратегический учет (с 1975 г. до настоящего времени).

Л. Шардонне выделяет семь задач управленческого учета:

1) рациональное калькулирование себестоимости продукции;

2) анализ работы организации с подразделением на центры деятельности (прибыли, рентабельности, себестоимости, капитальных вложений и др.);

3) разработка планов (прогнозов) на короткий и длительный периоды в зависимости от уровня организации производства;

4) выбор оптимальной базы и методологии для планового калькулирования;

5) приближение прогнозов к фактическим результатам в целях выработки необходимой политики управления;

6) учет движения материальных ресурсов и готовой продукции;

7) соизмерение общего финансового результата с данными управленческого учета для арифметического контроля.

Ги Мотэ де Нарбонн считает, что управленческий учет в современных условиях позволяет решить три проблемы: учет и анализ внутренней и внешней информации; определение результатов по каждому готовому продукту, сопровождаемое исчислением результатов по клиентам, районам продаж и другим маркетинговым признакам в целях комплексного освещения проблемы; оптимальное использование средств автоматизированной обработки информации.

Определенное развитие получила и бюджетная бухгалтерия, которая обеспечивает эффективный управленческий контроль по двум направлениям: контроль принятых решений, имеющий целью зафиксировать в зависимости от обстоятельств определенную принятую ответственность, и производственный (параллельный) контроль, который позволяет делать корректировки в ходе процесса производства, когда экономическая ситуация требует вмешательства.

Таким образом, бюджетная бухгалтерия представляет две серии данных: прогнозные и фактические. Их сравнение позволяет определить соотношение положительных и отрицательных показателей. Объектом углубленного анализа являются только отклонения, значительные по удельному весу и тенденциям развития и влияющие на принятие решений (управление по отклонениям). В крупных организациях бюджетный (плановый) контроль доверен специальной службе, не зависящей от других отделов, во главе которой стоит главный контролер. В организациях, не имеющих такого подразделения, бухгалтерия подготавливает управленческие решения путем сбора базовой информации и доведения результатов анализа до всех центров ответственности.

На следующей стадии организации учета возникла потребность в определении себестоимости произведенной продукции, что вызвало в конце XIX—XX вв. интеграцию промышленного и финансового учета. Фернан Самсон формулирует принципы управления затратами промышленной организации при такой системе учета:

1) возможность учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции привела к появлению производственного учета;

2) фактическая себестоимость промышленной продукции рассчитывалась по формуле

Сф = Н1 + 3 — Н2,

где Сф — фактическая себестоимость; Н1 Н2 — незавершенное производство соответственно на начало и конец периода; 3 — производственные затраты за период;

3) движение готовой продукции учитывалось по фактической себестоимости;

4) на счете «Реализация» отражалась валовая прибыль;

5) чистая прибыль определялась на счете «Прибыли и убытки» путем списания в дебет этого счета расходов по управлению и сумм прочей реализации.

1) В начале XX в. на смену этой системе пришла другая, когда аналитическая и финансовая бухгалтерия стали самостоятельными, что было обусловлено повышением роли производственного учета и калькулирования себестоимости продукции. Потребность совершенствовать управление организациями привела в начале организационного этапа развития бухгалтерского учета (1900;1950 гг.) к аналитической бухгалтерии.

На основании рассмотренных в научной литературе по теории вопроса определений приведем следующие принципы организации учета.

I. Полная организационная самостоятельность аналитического учета по отношению к финансовому.

II. Взаимосвязь между аналитическим и финансовым учетом поддерживается с помощью счетов-экранов.

1. Первая хозяйственная операция — поступление сырья от поставщиков. В финансовом учете отражаются увеличение затрат по элементу «Сырье» и возникновение кредиторской задолженности по счету «Поставщики», то есть поступившее сырье включается в затраты на производство независимо от фактического расхода. В аналитическом учете эта запись характеризует движение сырья, то есть его поступление и последующий расход.

2) Второй бухгалтерской записью показано начисление заработной платы, что отражается в финансовом учете как увеличение расходов по элементу «Затраты на заработную плату» и уменьшение денег в банке.

В аналитическом учете эта операция фиксируется как увеличение затрат по изделиям и расчеты с рабочими и служащими, то есть ведется аналитический учет себестоимости и расчетов с персоналом.

3) Последняя хозяйственная операция — выпуск готовой продукции — в финансовом учете отражается как увеличение выпуска и рост дебиторской задолженности, а в аналитическом — как движение готовой продукции.

Направленность аналитического учета на конечный результат определяется соотношением «затраты — выпуск», которое обеспечивается системой производственных счетов, калькулирование себестоимости, выпуска (продажи) по изделиям. В финансовом учете результат исчисляется также методом «затраты — выпуск» по формуле Р = В — 3 + О, где Р — результат в целом по предприятию, В — выпуск (продажа) за период; 3 — затраты по элементам за период, ± О — изменение остатков сырья, материалов, готовой продукции, незавершенного производства на начало и конец периода.

Взаимоувязка и контроль финансового результата в аналитическом и финансовом учете обеспечивалась на счете «Отраженный результат» Глубокий анализ позволяет сделать вывод, что аналитический учет делает возможным постоянное соизмерение себестоимости, выпуска (продажи) и результатов по изделиям на специальном счете «Аналитический результат» и контроль путем сопоставления полученных аналитических результатов с финансовым результатом

Выявляя специфические задачи управленческого учета и общие положения, определяющие отличия финансового и управленческого учета не достигается анализа такой степени различия и такой аргументации, которая позволяла бы сделать вывод о безусловной самостоятельности показателей прибыли финансового, управленческого и налогового учета. Основная природа отличия показателей — в их экономической сущности

1.3 Принципы и классификация учета затрат

Введенный в практику учета новый План счетов позволяет создать интегрированную систему учета, неотъемлемой частью которой является управленческий учет, решающий специфические экономические задачи.

Применение счетов учета по элементам и, как вариант, применение счетов-экранов позволяет использовать эти счета и для решения задач налогового учета.

Рассматривая тенденции в развитии управленческого учета, всегда говорить об эффективности системы формирования прибыли как основного показателя деятельности организации. Поэтому следует всегда учитывать организационно-экономический фактор формирования прибыли. Принципы формирования расходов на оплату труда, материальных расходов, расчет амортизации могут максимально совпадать в трех видах учета, но также могут и существенно отличаться.

Рис 1.2 Общая схема затрат по элементам (Источник: Коновалова И. Р. Развитие учета прибыли в условиях трансформации отношений собственности. — М.: Экономистъ, 2003. с 110).

Основная часть отличий связана с законодательным регулированием финансового и налогового учета.

На современном этапе развития отношений нет возможности совпадения принципов учета расходов в финансовом и управленческом учете, но при этом существует потребность в доказательстве целесообразности сближения подходов финансового и управленческого учета с налоговым. Наблюдается тенденция сближения содержания финансовых и управленческих расходов.

Это сближение объясняется единством показателя прибыли в управленческом и финансовом учете, причем это единство достигаемо, то есть прибыль в финансовом учете может совпадать с прибылью в управленческом.

С точки зрения их информационного содержания общим во всех видах учета является необходимость и потребность группировки содержания информации по элементам.

В финансовом учете достаточно группировки по элементам и не требуется группировка в калькуляционном разрезе. В управленческом учете преобладающей является потребность калькуляционной группировки.

В системе налогового учета необходима информация, позволяющая производить группировку расходов, как в разрезе элементов, так и в калькуляционном разрезе. Основной проблемой становится не учет доходов, а учет расходов. Расходы во всех видах учета различаются незначительно и требуют чаще всего перегруппировки, а не новых принципов учета. Требуется выбор принципов построения трех видов учета, определение принципов их соотношения. Важным вопросом при анализе становится вопрос организации структуры бухгалтерии. Интегрированная система позволяет информационно создавать единую службу бухгалтерии, когда на одном и том же рабочем месте формируется информация для управленческого, бухгалтерского и налогового учета.

Рис 1.3 Общая схема затрат по калькуляционному признаку (Источник: Коновалова И. Р. Развитие учета прибыли в условиях трансформации отношений собственности. — М.: Экономистъ, 2003. с 112).

Себестоимость продукции (услуги) рассматривается как совокупность всех текущих затрат на производство и реализацию продукции, выраженных в денежной форме.

На структуру себестоимости влияют следующие факторы: уровень специализации, кооперирования, концентрации, комбинирования и диверсификации производства; особенности процесса создания продукции; уровень прогрессивности технологии, механизации и автоматизации труда, уровень использования технических средств; уровень организации производства и труда и др.; расположение организации по отношению к источникам сырья, энергетических ресурсов, рынков труда и так далее; инфляционные процессы, изменение процентной ставки, финансовая политика, осуществляемая Центральным Банком Российской Федерации.

Получаемые срезы издержек позволяют рассматривать процесс их формирования с различных точек зрения, выявлять механизмы, формирующие затраты, следствием чего появились широкие возможности поиска процедур, способов, приемов воздействия и на величину затрат. Полученные группировки затрат дают возможность структурировать, оценивать уровень затрат, изменять его, a также выбрать наиболее подходящий способ расчета.

Управление затратами — целенаправленное воздействие на общую величину затрат или на отдельные ее составляющие, определяемое заданной целью. При управлении затратами важное значение имеет политика конкретной организации в области ценообразования, опирающаяся на критерии, с помощью которых может быть выбран тот или иной способ маневра уровнем цен с учетом действий конкурентов. Поэтому часто в организации возникают конфликты целей, которые ставят руководители в момент принятия концепции развития организации или выбора стратегии формирования затрат, что сказывается на величине прибыли. Чрезвычайно важным является использование слаженного инструментария для управления издержками и постоянный контроль показателей рентабельности, так как любой организации важно, какой ценой получен достигнутый результат.

Поэтому в настоящее время весьма актуален поиск рационального механизма управления затратами, учитывающею взаимосвязи и взаимозависимости отдельных составляющих затрат и позволяющего без сложных аналитических расчетов объективно диагностировать уровень формирующихся затрат, выявлять тенденции их изменения и эффективно управлять как уровнем затрат, так и тенденцией их формирования.

Такое исследование позволило определить, какое поле вопросов «закрывает» каждый метод, на основе чего можно сделать выводы о том, сколь эффективно применять данный метод для выполнения различных функций (планирования, учета, контроля, анализа, регулирования), для решения различных задач, связанных с реализацией этих конкретных функций и ориентированных на выполнение определенного комплекса расчетов, который может рассматриваться как завершенный комплекс, а отдельные расчетные процедуры (элементы) — как унифицированные фрагменты процесса управления затратами. В каждом методе управления затратами выделяют определенные группы процедур или отдельных операций, которые можно представить как этапы реализации управления затратами на базе конкретного метода.

Управление затратами должно осуществляться путем целенаправленного воздействия на отдельные составляющие затрат — с одной стороны, a с другой — управление динамикой их формирования, то есть процессом. Следовательно, управление затратами можно рассматриваться как двуединый процесс. Взаимодействие элементов механизма позволяет найти оптимальное сочетание составляющих затрат и результата Сущность самого процесса у правления затратами будет сводиться к тому, чтобы найти оптимум между всеми видами затрат, каждым из их элементов и получаемым результатом (объемом выпуска, прибылью и т. п.). На базе обобщения теории и практики планирования, формирования, учета и корректировки затрат разработана концептуальная схема управления затратами, послужившая основой для разработки теоретических положений и методических рекомендаций по эффективному управлению затратами (Рис. 1.4).

Рис 1.4 Концептуальная схема управления затратами

При каждой оценке ситуации возникает потребность построения такого варианта соотношений различных показателей, который будет если не наилучшим, то хотя бы рациональным, и соизмерения его с тем, что мы имеем реально. Сегодняшние затраты формируют затраты будущих периодов, а также будущий результат. Предлагаемый механизм должен обладать не только возможностями оперативно регулировать затраты в текущем периоде, но и быть ориентированным на перспективы развития организации. Процесс управления затратами характеризуется высоким динамизмом, поэтому будет постоянно возникать необходимость проведения расчетов по оценке сложившегося уровня затрат, которые весьма трудоемки (построение модели, определение критериев оценки и т. п.).

Глава 2 Организация учета затрат и доходов объекта исследования

2.1 Анализ основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия

Одной из основных задач комплексного экономического анализа является выявление эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Под экономической эффективностью понимается соизмерение полученных результатов с имеющимися ресурсами и произведенными затратами. Целью торгового предприятия является достижение максимальных результатов деятельности при оптимальном экономическом потенциале предприятия, относительном сокращении издержек обращения и высокой культуре обслуживания.

Системный подход позволяет глубже изучить исследуемое торговое предприятие, получить более полное представление о нем. Использование системного подхода при анализе деятельности изучаемого торгового предприятия представлено на рис. 2.1.

Показатели, характеризующие ресурсы предприятия и эффективность их использования, можно разделить на три группы:

I подгруппа — показатели, характеризующие финансовые ресурсы предприятия:

основные средства (их сумма, состав, показатели эффективности использования);

оборотные средства в целом (общая сумма, состав и структура с точки зрения покрытия, показатели оборачиваемости и т. п.);

капитал (структура, показатели эффективности использования).

Рис 2.1 Схема анализа основных показателей хозяйственной деятельности торговой сети магазинов парфюмерии и косметики Л’Этуаль на основе системного анализа

Кроме того, целесообразно в эту подгруппу включить показатели финансового состояния предприятия — устойчивость, ликвидность, платежеспособность.

II подгруппа - показатели, характеризующие трудовые ресурсы предприятия: численность работников (общая численность, структура, показатели движения рабочей силы, производительность труда и т. п.);

расходы на оплату труда (сумма, уровень, структура, средняя заработная плата, эффективность использования расходов на оплату труда и т. п.).

III подгруппа - показатели, характеризующие материальные ресурсы предприятия:

основные фонды (состав, структура);

товарные запасы (сумма, состояние на дату, средние запасы, оборачиваемость и т. п.).

В качестве обобщающего показателя эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия могут выступать комплексные показатели оценки эффективности торговой деятельности, финансово-хозяйственной деятельности, показатели эффективности хозяйствования торгового предприятия, темпа экономического развития и т. п. Обобщающим показателем оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия может выступать показатель экономического потенциала.

Под экономическим потенциалом торгового предприятия понимается совокупность ресурсов — финансовых, трудовых, материальных, природных и др., имеющихся в его распоряжении, а также способность его работников и управленческого персонала использовать эти ресурсы в соответствии с основной целью деятельности предприятия для получения максимально возможного в конкретных экономических условиях дохода.

Экономический потенциал предприятия определяется:

реальными возможностями торгового предприятия, как реализованными, так и нереализованными. Нереализованные по каким-либо причинам возможности выявляются в результате проведения всестороннего анализа;

объемом ресурсов и резервов, как вовлеченных, так и не вовлеченных в основную деятельность;

способностью управленческого персонала использовать возможности и ресурсы для достижения как текущих, так и перспективных целях предприятия.

Рассмотрим более подробно методику проведения комплексного экономического анализа деятельности для характеристики исследуемого торгового предприятия.

Комплексный экономический анализ деятельности торгового предприятия может включать различное сочетание используемых показателей в зависимости от поставленных целей.

2.2 Организационная характеристика торговой сети магазинов парфюмерии и косметики Л’Этуаль

На сегодняшний день сеть магазинов парфюмерии и косметики Л’Этуаль занимает прочное лидирующее положение на российском рынке и продолжает осваивать новые территории. Первый магазин Л’Этуаль открылся в Москве в сентябре 1997 года (Смоленская площадь). В декабре 1998 года был открыт первый региональный магазин в Воронеже. На сегодняшний день в Москве насчитывается более 150 магазинов, а на территории России число магазинов превышает 600, открытых более чем в 160 городах. В магазинах введена система самообслуживания, популярная во всем мире. Количество постоянных покупателей неуклонно растет, на сегодняшний день их более 4 миллионов. Как и прежде, клиентов встречают профессиональные консультанты, которые постоянно проходят специальную подготовку на внутренних и международных тренингах, проводимых фирмами-производителями элитной парфюмерии и косметики. Деятельность сети на территории Южного федерального округа осуществляется Обществом с ограниченной ответственностью «Алькор и Ко», деятельность которого регламентирована уставом в редакции № 6 и утверждена Протоколом № 8 от «02» мая 2006 г. (1-я редакция зарегистрирована Московской регистрационной палатой 07 июля 1992 г., свидетельство № 523.014, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией МНС России № 39 по г. Москве 04 ноября 2002 г., ОГРН 1 027 739 498 324). Филиалы и представительства (ООО «Алькор и Ко», ООО «Вортекс», ООО «Л'Этуаль Финанс») не являются юридическими лицами и действуют в соответствии с Положениями, утверждаемыми Общим собранием участников. Руководители филиалов и представительств назначаются Общим собранием участников и действуют на основании доверенности, выданной Генеральным директором Общества. Общество несет ответственность за деятельность созданных им филиалов и представительств. Основной целью создания Общества является извлечение Обществом прибыли. Предметом деятельности Общества может являться осуществление любой допустимой действующим законодательством коммерческой и иной деятельности, в том числе: оптовая и розничная торговля; производство и продажа программных продуктов и информационных систем; · оптовая и розничная торговля бытовой техникой. Уставный капитал Общества составляет 1 003 060 000 (Один миллиард три миллиона шестьдесят тысяч) рублей. На момент регистрации редакции № 6 Устава Уставный капитал оплачен полностью денежными средствами. Органами управления в Обществе являются Общее собрание участников и Генеральный директор. Общее собрание участников является высшим органом управления в Обществе. Оно может быть очередным и внеочередным. Общее собрание участников может обсуждать и решать любые вопросы, связанные с деятельностью Общества. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляет Генеральный директор, который избирается общим собранием участников на срок не более 3 (Три) года. Оценка эффективности деятельности произведена на основании финансовой отчетности Общества за период 2009;2010гг. (приложения 1−4).

2.3 Анализ финансового положения предприятия за период 2009;2010гг.

При написании расчетно-графической части работы использована методика анализа Савицкой Г. В Савицкая Г. В. Экономический анализ: учеб., изд. 11, испр. и доп. — М.: Новое знание, 2005. — 651с. Расчеты, проведенные в табл.2.1 позволяют сделать следующие выводы: доля основных средств за анализируемый период снизилась с 9,9% до 6,6%, а так как они отражены в балансе по остаточной стоимости, можно говорить об отрицательной тенденции «старения» имущества и снижении фондовооруженности. В условиях ужесточающейся конкуренции в период кризиса развитие рекламных средств и обновление дорогостоящего торгового оборудования являются необходимыми условиями. Одновременно наблюдается рост прочих внеоборотных активов практически в 2 раза (с 13,4% до 26,5%) — с 35 до 1191 тыс. руб. возросла величина нематериальных активов, в 3 раза вырос уровень долгосрочных финансовых вложений — 3, 2 млрд. рублей в условиях кризиса не приносят дохода как изъятые из оборота средства (баланс на 01.01.09, стр.140).

В структуре оборотных средств, приносящих прибыль, также отрицательная тенденция снижения с 77,75 до 66,9%., особенно в денежных средствах — их недостаток (стр. 260 баланса) в уровне 5,6% в конце отчетного периода по сравнению с 8,2% в его начале сопровождается одновременным ростом дебиторской задолженности, особенно в течение 2008 г. — в 3 раза (стр. 240 баланса).

Также по данным табл.2.1 можно говорить об отрицательных тенденциях в структуре источников формирования средств ЛЭтуаль: при росте валюты баланса почти в 3 раза (с 4,2 млрд. до 12 млрд.) за счет убытка в2009 и 2010 г. величина собственного капитала выросла всего на 3,6% (26,8% - 23,2%).

Недостаток оборотных и денежных средств вызвал необходимость привлечения краткосрочных обязательств, их рост составил 2,4 раза (стр. 2.2 пассива в табл.2.2.). Краткосрочные кредиты выросли до уровня 19,9%, хотя в 2009 г. их привлекалось всего 7% от величины всех пассивов.

Положительным моментом можно считать изменение условий расчетов с поставщиками, что позволяет увеличить продолжительность коммерческого кредита с 11 до22,8% в анализируемом периоде 2009;2010гг. Произведенные в табл.3.1 расчеты графически представлены рис 2.2 и 2.3.

В табл.2.2 произведен расчет динамики и структуры источников капитала ЛЭтуаль за период 2009;2010г. г. Их интерпретация позволяет подтвердить расчеты табл.2.1.: постоянный рост валюты баланса говорит об увеличении объемов продаж, но соотношение 1/3 собственного и заемного капитала на протяжении 2009;2010гг. говорит о финансовой неустойчивости положения ЛЭтуаль: предоставляемые кредиты и займы в целях снижения риска заемщика предоставляется на невыгодных и «дорогих» условиях, так как в они необеспеченны активами сети ЛЭтуаль. Собственный капитал сети ЛЭтуаль формируется уставным капиталом, добавочным капиталом за счет средств переоценки основных средств и прибылью. Для покрытия недостатка оборотных средств акционеры были вынуждены увеличивать уставный капитал на 101 млн. в 2007 г. и 884 млн. в 2008 г. Эти изменения отражены в 5 и 6 редакции Устава ЛЭтуаль.

Таблица 2.1

" Уплотненный баланс" ЛЭтуаль для вертикального анализа за 2009;2010г. г.

Статьи баланса

На 01.01.2009 г.

На 01.01.2010 г.

На 01.01.2011 г.

Активы

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

1. Внеоборотные активы

1.1 Основные средства

8,9

9,3

6,6

1.2 Прочие внеоборотные активы

13,4

16,8

26,5

Итого внеоборотных активов

22,3

26,1

33,1

2. Оборотные активы

2.1 Запасы и затраты

38,8

48,2

43,4

2.2 Дебиторская задолженность

11,0

8,6

14,3

2.3 Краткосрочные финансовые вложения

13,7

2,9

0,8

2.4 Денежные средства

8,2

9,5

5,6

2.5 Прочие оборотные активы

6,0

4,7

2,8

Итого оборотных активов

77,7

73,9

66,9

Баланс

Пассивы

1. Собственный капитал

1.1 Уставной капитал

23,9

30,3

23,8

1.2 Добавочный капитал

5,3

3,3

1,8

1.3 Нераспределенная прибыль

— 252 604

— 6,0

— 87 175

— 1,3

+1,2

Итого собственного капитала

23,3

32,3

26,8

2. Обязательства

2.1 Долгосрочные обязательства

56,9

13,3

25,5

2.2 Краткосрочные обязательства

19,8

54,4

47,7

2.2.1 Краткосрочные кредиты и займы

7,0

29,9

19,9

2.2.2 Кредиторская задолженность по товарным операциям

11,0

20,9

22,8

2.2.3 Кредиторская задолженность по нетоварным операциям (расчеты с персоналом по оплате труда, отчисления на соц. страх.))

0,3

0,3

0,6

2.2.4 Прочие краткосрочные обязательства

1,5

3,3

4,4

Итого краткосрочных обязательств

76,7

67,7

73,2

Баланс

Рис. 2.2 Структура внеоборотных активов за 2009;2010гг. Рис. 2.3 Структура оборотных активов за 2009;2010гг.

Переоценки стоимости основных средств в 2009 г. не производилось, в 2010 г. увеличение добавочного капитала составило 0,6%, суммарно 1304 тыс. руб. Структурный сдвиг составил снижение добавочного капитала до 16% (22,9% - 6,9%).

Графически расчет динамики и структуры собственного капитала за период 2009;2010гг прокомментирован рис 2.5.

В таблицах 2.4 и 2.5 рассчитана эффективность использования капитала, по ним можно сделать следующие выводы: темп роста выручки за период 2009;2010гг составил 73,1%. На этот же уровень выросла среднегодовая стоимость капитала, но произошло снижение собственного капитала.

Рентабельность оборота снизилась на 27 пунктов, так как рост капитала произошел не за счет капитализации прибыли, а за счет пополнения уставного капитала учредителями.

Эффективности использования капитала в таблице 2.5 позволяет оценить снижение рентабельности капитала: по уменьшение рентабельности оборота составило 76,3%, оборачиваемость операционного капитала снизилась на77,3%, рентабельность совокупного капитала снизилась на 50,4%.

Для оценки эффективности использования активов применяются показатели оборачиваемости активов в целом, оборотных активов, в том числе запасов и дебиторской задолженности (табл.2.6.).

Продолжительность одного оборота в днях в среднем составляет 168 дней, а по запасам — 501 день, что для торгового предприятия совершенно недопустимо.

Таблица 2.2.

Динамика и структура источников капитала ЛЭтуаль за период 2009;2010г. г., тыс. руб.

Источник капитала

Наличие средств, тыс. руб. по состоянию на 01.01.

Изменение, абс. (+,-)

тыс. руб.

Темп роста, снижения, в %

Структура средств, %. по состоянию на 01.01.

2010 к 2009гг.

2011 к 2009гг.

2010 к 2009гг.

2011 к 2009гг.

Собственный капитал

+1 178 845

+1 110 090

+221,2

+151,6

23,3

32,3

26,8

Заемный капитал

+1 308 619

+4 389 262

+140,7

197,0

76,7

67,7

73,2

Итого

+2 487 464

+5 499 352

+159,4

+182,4

Рис. 2.4 Структура источников капитала за период Рис. 2.5 Динамика структуры собственного капитала Таблица 2.3.

Динамика структуры собственного капитала Л’Этуаль за период 2009;2010г. г., тыс. руб

Источник капитала

Наличие средств, тыс. руб. по состоянию на 01.01.

Изменение, абс. (+,-)

тыс. руб.

Темп роста, снижения, в %

Структура средств, %. по состоянию на 01.01.

2010 к 2009гг.

2011 к 2009гг.

2010 к 2009гг.

2011 к 2009гг.

Уставный капитал

+1 013 415

+884 202

201,0

143,8

103,1

93,7

88,9

Добавочный капитал

;

+1304

;

100,6

22,9

10,3

6,9

Нераспределенная прибыль

— 252 604

— 87 175

+137 410

+165 429

+221 584

— 34,5

+157,6

— 25,8

— 4,0

4.2

Таблица 2.4.

Данные для факторного анализа темпов изменения собственного капитала Л’Этуаль

Показатели

Ед.

изм.

Абсолютные значения по состоянию на 01.01.

Изменение, абс. (+,-)

тыс. руб.

Темп роста, (сниж.), в %

Темп прироста, умен. в %

1. Капитализированная прибыль

тыс. руб.

;

;

;

;

;

2. Чистая прибыль

тыс. руб.

+59 156

135,8

+35,8

3. Выручка (нетто) от всех видов продаж

тыс. руб.

+6 031 443

173,1

+73,1

4. Среднегодовая сумма капитала

тыс. руб.

(6 677 392+

4 189 928) /2= 5 433 660

(12 176 744+

6 677 392) /2=

+3 993 408

173,5

+73,5

5. В том числе собственного капитала

%

32,3

26,8

— 5,5

83,0

— 17,0

6. Темп прироста собственного капитала за счет капитализации прибыли (ТСА)

%

;

;

;

;

;

7. Рентабельность оборота (R об), п.2: п.4*100

%

3,04

2,38

— 0,66

78,3

— 27,0

8. Оборачиваемость капитала (Коб) п.3: п.4

1,52

1,51

— 0,01

99,3

— 0,7

9. Доля капитализированной прибыли в общей сумме чистой прибыли (Дкп)

;

;

;

;

;

Это снижение наглядно отражает рис. 2.6.

Рис. 2.6 Показатели эффективности использования капитала ЛЭтуаль Затоваривание снижает эффективность работы и рентабельность, так как изъятые из оборота на приобретение товаров деньги не приносит прибыли.

Неблагополучное финансовое состояние подтверждается анализом финансовой устойчивости, произведенным в табл.2.7.

Финансовые активы Л’Этуаль составляют всего 26,17% в 2009 г., произошло их снижение в 3 раза по сравнению с 2008 г. (71,8), одновременно происходил рост нефинансовых активов, что подтверждается расчетом оборачиваемости активов в таблице 2.5 — они увеличились в части долгосрочных активов с 22,3% до 33,06%. Состояние пассивов структурно не изменилось значительно, но, как уже упоминалось, уровень собственного капитала удерживается за счет пополнения уставного капитала учредителями. Рис. 2.9 наглядно показывает, насколько низкорентабельно работает объект исследования — Л’Этуаль.

Если предприятие убыточное, то собственный капитал уменьшается на сумму полученных убытков. Привлеченные заемные средства обеспечена залогом: Альфа-банк получил в залог товарный знак сети парфюмерно-косметических магазинов «Л'Этуаль» «РБК Daily». .

Таблица 2.5

Показатели эффективности использования капитала за период 2009;2010 гг.

Показатели

Ед.

изм.

Абсолютные значения по состоянию на 01.01.

Изменение, абс. (+,-)

тыс. руб.

Темп роста, (снижения), в %

Темп прироста, (уменьшения), в %

2010 к 2009гг.

2011 к 2009гг.

2010 к 2009гг.

2011 к 2009гг.

2010 к 2009гг.

2011 к 2009гг.

1. Выручка (нетто) от реализации продукции (ВРП)

тыс. руб.

+3 512 965

+6 031 443

174,2

173,1

+74,2

+73,1

2. Общая сумма брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов (ЕВ1Т)

тыс. руб.

+199 800

— 11 661

365,7

86,1

+265,7

— 13,9

3. Прибыль от реализации продукции (ПРП),

тыс. руб.

+430 311

— 373 041

311,5

41,1

+211,5

— 58,9

4. Чистая прибыль (ЧП)

тыс. руб.

+129 517

+59 165

460,7

135,8

+360,7

+35,8

5. Средняя сумма совокупного капитала (КL) (РАСЧЕТ В ТАБЛ 4)

тыс. руб.

+1 243 732

+3 993 408

129,7

173,5

+29,7

+73,5

6. Средняя сумма операционного капитала (ОК), (за вычетом фин. вложений)

тыс. руб.

— 976 014

+6 014 303

68,8

380,0

— 31,2

+280,0

7. Средняя сумма собственного капитала (СК), тыс. руб.

тыс. руб.

+1 178 845

+1 110 090

+221,2

+151,6

+121,2

+51,6

8. Рентабельность оборота совокупного капитала (Rоб), п.3: п.6 *100

%

4,86

11,66

2,76

;

;

+239,9

23,7

+139,9

— 76,3

9. Коэффициент оборачиваемости операционного капитала (Коб) П.1: п.6 *100

%

151,5

383,9

174,9

;

;

+234,4

— 209

+134,4

— 109

10. Рентабельность операционного капитала (RОК), п.2: п. 6 *100

%

2,41

12,8

2,9

;

;

531,1

22,6

+431,1

— 77,3

11. Рентабельность совокупного капитала (ВЕР) п.2: п. 5 *100

%

1,79

5,06

2,51

;

;

+282,7

49,6

+182,7

— 50,4

12. Рентабельность собственного капитала (RОЕ), п.2: п. 7 *100

%

7,73

12,78

7,26

;

;

165,3

+56,8

+65,3

— 43,2

Таблица 2.6.

Расчет показателей оборачиваемости

Показатели

Отчетные данные

2009 год

2010 год

Изменение (+,-)

1 Выручка (нетто) oт продажи товаров, продукции, работ. услуг, тыс. руб.

+6 031 443

2. Число дней в отчётном году

;

3. Однодневный оборот по реализации, тыс. руб.

22 908,6

39 662,6

+16 754

4. Стоимость активов, тыс. руб.

+5 499 352

5. Стоимость оборотных активов тыс. руб.

+3 217 069

в том числе 5.1 Запасы

+2 047 195

5.2 Дебиторская задолженность

+1 173 043

6. Кредиторская задолженность, тыс. руб.

+1 741 203

7. Коэффициент оборачиваемости активов

1,23

1,17

— 0,06

8. Продолжительность оборота, дни

8.1 Оборотных средств (активов)

6., 1

63,1

+2,9

8.2 Запасов

91,6

97,2

+5.6

8.3 Дебиторской задолженности (средств в расчетах)

516,8

294,2

— 222,7

8.4 Кредиторской задолженности

181,2

152,1

— 29,1

9. Продолжительность операционного цикла, дни

849,9

606,5

— 243,4

10. Продолжительность финансового цикла, дня

668,7

454,4

— 214,3

Таблица 2.7.

Оценка финансовой устойчивости предприятия, основанная на соотношении финансовых и нефинансовых активов в 2009 — 2010 гг.

Актив

Пассив

сумма

%

сумма

%

сумма

%

сумма

%

сумма

%

сумма

%

Нефинансовые активы:

28,2

84,0

83,8

Собственный капитал

23,2

32,3

26,8

долгосрочные

22,3

26,1

33,0

оборотные

5,9

57,9

40,8

Финансовые

Заемный

активы:

71,8

16,0

26,2

капитал

76,8

67,7

73,2

немобильные

53,6

13,4

25,5

мобильные

18,2

2,6

0,7

Баланс

Баланс

Рис. 2.7 Структура капитала Рис. 2.8 Оценка финансовой устойчивости предприятия, основанная на соотношении финансовых и нефинансовых активов в 2009 — 2010 гг.

Рис. 2.9 Соотношение выручки от реализации и прибыли По данным издания, ссылающемся на материалы Роспатента, компания «Алькор и Ко», управляющая сети, заключила договор с Альфа-банком о залоге товарного знака «Л'Этуаль» на срок до 18 апреля 2011 года. Договор зарегистрирован 20 ноября 2009 года.

Представители «Алькор и Ко» и Альфа-банка не прокомментировали эту информацию. Однако на сайте сети «Л'Этуаль» в ежеквартальном отчете говорится, что в апреле 2009 года «Алькор и Ко» договорилась с Альфа-банком о кредите на 50 миллионов евро, и срок его погашения истекает 18 апреля 2011 года. По оценкам экспертов, опрошенных газетой, стоимость бренда «Л'Этуаль» составляет от 5 до 7 миллионов долларов.

Значительный удельный вес в составе внутренних источников занимают амортизационные отчисления от используемых собственных основных средств и нематериальных активов. Они не увеличивают сумму собственного капитала, а являются средством его реинвестирования. По проведенному анализу можно сделать вывод о том, что Л’Этуаль нуждается в повышении рентабельности и платежеспособности, привлечение заемных средств при таком уровне платежеспособности не будет эффективным, только рост продаж может вывести организацию из сложившейся финансовой ситуации.

2.4 Организация учета затрат и доходов

Л’Этуаль относится к малым предприятиям согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в ЕГРЮЛ коммерческие организации, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных и закрытых паевых инвестиционных фондов); доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого предпринимательства. В отношении выручки для малых предприятий действует предел, равный 400 млн руб. Постановление Правительства РФ от 22. 07.2008 N 556. По балансовой стоимости активов такой предел пока не установлен.

Теперь малые предприятия могут не выполнять требований еще некоторых ПБУ. Так, согласно п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации» в общем случае выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

а) организация имеет право на получение этой выручки, подтвержденное конкретным договором или иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) есть уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, если она получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении его получения;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

Для малых предприятий теперь не имеет значения момент перехода права собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар). Вместо этого они могут признавать выручку по мере поступления денежных средств. В данном случае и расходы следует признавать после осуществления погашения задолженности (изменен абз.2 п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации») Утверждено Приказом Минфина России от 06. 05.1999 N 33н. .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой