Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Учётная политика и аудит ЗАО «Полаир»

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Минимальное значение коэффициента текущей ликвидности — 1 .В ЗАО «Полаир» значение коэффициента в 2009 году превышает это значение, а в 2010 году коэффициент текущей ликвидности увеличивается еще на 0,19, что свидетельствует о повышении финансовой устойчивости предприятия. Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия. Положительное значение этого… Читать ещё >

Учётная политика и аудит ЗАО «Полаир» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Создание предприятия

бухгалтерский служба отчетность аудит

ЗАО «Полаир» — производственно-коммерческая фирма. Занимается продажами, монтажом и послепродажным обслуживанием торгово-технологического оборудования.

Сплоченная команда, состоящая из высококвалифицированных специалистов в сфере инжиниринга, маркетинга, финансов, логистики и производства сумела в короткий срок создать четко функционирующую специализированную фирму по инжинирингу и поставке торгово-технологического оборудования.

Компания «Полаир» создана и работает, как производственно — коммерческая организация. В своей структуре компания насчитывает несколько отделов по следующим направлениям:

Таблица 1. Функции отделов компании

Отдел

Бизнес — процессы

Коммерческий отдел

Генерирование прибыли в краткосрочном и среднесрочном периоде

Инженерно-технический отдел

Техническая экспертиза проектов, Производственная политика, Техническая поддержка взаимоотношений с клиентами.

Производство.

Финансовый отдел

Управление финансами с целью достижения стратегических результатов

Информационно-технический отдел

Бесперебойная работа внутренней сети и офисной техники

Отдел по работе с персоналом

Политика в области персонала, Система управления персоналом

Поиск клиентов и продажи осуществляет коммерческий отдел. Основные направления работы коммерческого отдела — маркетинг, логистика, продажи. В направлении маркетинга работают специалисты — маркетолог, менеджер по рекламе, аналитик. В направлении логистики выполняют работы по снабжению комплектующих и отгрузке готовых изделий покупателям. Прямыми продажами занимаются инженеры-консультанты, осуществляя при этом поиск клиентов, новых объектов, или объектов для реконструкции. Соответственно инженеры подчиняются управляющим, а те в свою очередь — начальнику коммерческого отдела (рис. 1- в приложении).

В организационной структуре коммерческого отдела происходит прямое подчинение специалистов коммерческому директору. Сотрудники выполняют работу согласно, функциональных обязанностей и запросов начальника коммерческого отдела. В таком построении есть плюсы, такие как быстрое прохождение информации, быстрое и качественное выполнение запросов и приказов. Но имеются и недостатки:

— необходимо больше времени для сбора и обработки информации;

— нужно больше времени для принятия стратегических и тактических решений;

— нет оперативности управления;

— недостаточная проходимость информации;

— нет делегирования полномочий.

Назревшая необходимость в изменении организационной структуры с новыми вакансиями привнесет установление оптимального количества вертикальных связей; четкое понимание поставленных задач каждым сотрудников.

Коммерческий отдел ЗАО «Полаир» имеет линейно-функциональную структуру управления (см. рис. 1 — приложение 1). При данной структуре управления сохраняется преимущество линейной структуры в виде принципа единоначалия, и преимущества функциональной структуры в виде специализации управления. При этом данная структура имеет и ряд недостатков. Во-первых, подобная структура препятствует введению инноваций, и всякие изменения требуют значительных усилий руководства. Во-вторых, сегментация подсистем вызывает их излишнюю замкнутость, что препятствует функционированию организации как единой системы. В-третьих, структура носит централизованный характер, что вызывает перегрузку высшего руководства и требует специального налаживания прямых связей подсистем. В-четвертых, создаются ограниченные возможности по подготовке руководителей высшего уровня.

Основной целью ЗАО «Полаир» является наращивание объемов производства, а именно: увеличение объема реализации продукции в 2006 г. на 18% по сравнению с 2010 г.

Разобьем данную стратегическую долгосрочную цель на краткосрочные и среднесрочные цели. Тогда повышение объемов реализации до 2006 года на 18% будет осуществляться за счёт следующего:

Открытие новых региональных представительств.

Обеспечение комплектующими и усиление логистики в компании.

С начала 2011 г. проводить усиленный прием на работу требуемых специалистов.

Усиление маркетинга в компании.

Увеличение количества продаж, рост числа клиентов.

Рассмотрим штат сотрудников коммерческого отдела и выполняемые ими функции (таблица 2). Специалисты отдела работают в центральном офисе, а управляющие и инженеры-консультанты работают в региональных представительствах.

Таблица 2. Функции и обязанности сотрудников коммерческого отдела ЗАО «Полаир»

Должность

Функции и обязанности

Начальник коммерческого отдела

Изучение конъюнктуры рынка, разработка плана реализации продукции, разработка плана ценовой стратегии, подготовка и заключение договоров

Маркетолог

Изучение рынка, изучение конкурентов

Менеджер по рекламе и РR

Разработка сайта и рекламной продукции

Аналитик

Отчетность по запросам начальника отдела

Специалист по снабжению

Снабжение комплектующими изделиями

Специалист по отгрузке

Отгрузка готовой продукции

Логист

Подготовка сопровождающих документов

Управляющий (8 человек)

Администрирование офисов, руководство в региональных представительствах

Инженер-консультант (45 человек)

Работа с клиентами, продажи

2. Ведение бухгалтерского учета

Учётная политика ЗАО «Полаир» — это выбор самим предприятием определённых и конкретных методик, формы и техники ведения бухгалтерского учёта исходя из установленных правил и особенностей деятельности ЗАО «Полаир».

При формировании учётной политики ЗАО «Полаир» руководствуется ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия» — предполагаются имущественная независимость и непрерывность деятельности ЗАО «Полаир», а также последовательность применения выбранной учётной политики. При создании учётной политики руководитель и бухгалтер опираются на Положение «Учётная политика ЗАО „Полаир“» — отдельный нормативный документ, в котором указаны все те особенности, что влияют на деятельность ЗАО «Полаир» и учёт на нём.

Существенными способами ведения бухгалтерского учёта, принятыми при формировании учётной политики ЗАО «Полаир» и подлежащими раскрытию в составе бухгалтерской отчётности, являются:

Способ погашения стоимости основных средств, нематериальных и иных активов (как учитывается неизбежный в процессе производства износ зданий, оборудования и машин);

Метод оценки производственных запасов, товаров и незавершённого производства и готовой продукции (как при постоянно меняющихся ценах на сырьё и другие производственные расходы рассчитывается стоимость продукции на всех этапах её создания);

Методика учёта прибыли от реализации продукции (как посчитать доход или прибыль от производственных или торговых операций).

Руководитель ЗАО «Полаир» издаёт приказ об учётной политике, где объявляет, каким образом в течении года будет решаться вышеперечисленный набор учётных проблем ЗАО «Полаир». В нём конкретно отражены все параметры финансово-экономической деятельности ЗАО «Полаир», которые используются непосредственно в его работе: как разделить так называемые основные средства и средства в обороте (служащие недолго и стоящие недорого), как учитывать неизбежный износ зданий, оборудования и машин, как считать стоимость готовой продукции и т. д.

Менять учётную политику предприятие может только в особых случаях, которые также указаны в документе «Положение по учётной политике ЗАО „Полаир“».

В ЗАО «Полаир» учет ведется по журнально-ордерной форме.

В ЗАО «Полаир» бухгалтерский учет ведется самостоятельной бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером. Главный бухгалтер назначается или освобождается от должности руководителем организации. Он подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операции законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требование главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операции и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательно для всех работников организации.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отельных хозяйственных операции документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операции. В таблице представлена структура бухгалтерского аппарата ЗАО «Полаир»

Таблица 3. Структура бухгалтерской службы ЗАО «Полаир»

Должность

Функции

Главный бухгалтер

Отвечает за весь процесс ведения бухгалтерского учета и контроля на предприятии. Составления финансовой отчетности.

Бухгалтер по расчетам с персоналом

Расчет заработной платы, учет расчетов с работниками ЗАО «Полаир».

Бухгалтер по учету материалов и расчету себестоимости

Учет поступления и расходования основных средств и материальных ценностей, их хране ние и использование, расчеты с поставщиками. Учет затрат по всем видам производства, калькуляция себестоимости выпускаемой про дукции, определение затрат на незавершенное производство.

Бухгалтер — кассир

Ведение кассовых операции

Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета большое значение имеет разработка плана его организации. План организации бухгалтерского учета состоит из следующих элементов: план документации и документооборота; план инвентаризации; план счетов и их корреспонденция; план отчетности; план технического оформления учета; план организации труда работников бухгалтерии.

В плане документации перечисляются документы для учета хозяйственных операции. Организация ЗАО «Полаир» использует типовые формы первичных учетных документов. Все формы первичных учетных документов составляются с соблюдением требований предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету и отчетности.

Основой организации первичного учета в организации является утвержденный главным бухгалтером график документооборота, т. е. прохождения документов от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяются лица, ответственные за оформление документов, а также порядок место время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.

В таблице представлен график документооборота в ЗАО «Полаир» на примере расходного кассового ордера.

Таблица 4. График документооборота на примере расходного кассового ордера.

Наименование документа Расходный кассовый ордер

Наименование документа

1.Количество экземпляров

2.0тветственый за выписку З. Ответственный за оформление

4.0тветственный за исполнение

5. Срок исполнения

Бухгалтер — кассир Главный бухгалтер Бухгалтер — кассир ежедневно

Проверка документа

1.Ответственный

2.Ответственный за представление

3.Порядок представления

Главный бухгалтер Бухгалтер-кассир ежедневно

Обработка документа

1.Ответственный за исполнение

2.Срок исполнения

Главный бухгалтер ежедневно до 6 часов

Передача в архив

1.Ответственный за исполнение

2.Срок исполнения

Главный бухгалтер по окончании года

В плане инвентаризации определяют порядок формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций.

В плане отчетности указывают: перечень отчетных форм, отчетный период, за который составляется та или иная форма отчета, сроки представления отчетности, наименование и адреса организации и учреждений, а также фамилии должностных лиц, получающих отчеты. В плане технического оформления учета дают характеристику формы учета, которая будет применятся. В ЗАО «Полаир» применяют журнально-ордерную форму бухгалтерского учета с применением ЭВМ.

Для ведения кассовых операций на предприятии ЗАО «Полаир» предусмотрена должность кассира.

Главный бухгалтер подбирает на должность кассира специалиста, заключает с ним договор о полной материальной ответственности. Этот договор передают инспектору по кадрам, который включает его в личное дело кассира.

Кассиру запрещается передавать выполнение порученной ему работы другим лицам. В случае необходимости временной замены кассира, исполнение обязанностей кассира возлагаются на другого работника по письменному приказу руководителя. С этим работником также заключается договор о его полной материальной ответственности.

Главный бухгалтер и его заместитель, пользующиеся правом подписи кассовых документов, не могут исполнять обязанности кассира. Руководитель ЗАО «Полаир» обеспечивает условия сохранности денег в кассе, а также при доставке их в банк или из банка.

На предприятии приняты необходимые меры для обеспечения сохранности денежных средств в кассе. Для кассы выделено отдельное помещение с сейфом который по окончанию работы кассир закрывает ключом и опечатывает сургучной печатью.

Помещение кассы в хозяйстве изолировано, двери в кассу во время операций заперты с внутренней стороны. По окончанию работы кассир закрывает ключом и опечатывает сургучной печатью.

Все наличные деньги и ценные бумаги хранятся в несгораемом металлическом сейфе, сейф прикреплен к полу. Касса оборудована сигнализацией. По окончании работы кассы сейф закрывается ключом и опечатывается сургучной печатью кассира. Ключи и печати хранятся у кассира. Дубликаты ключей в опечатанном кассиром пакете хранятся в сейфе главного бухгалтера.

Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих хозяйству, запрещается.

Поступающие в кассу ЗАО «Полаир» с расчетного счета, от покупателей и др. наличные деньги, оформляются приходными кассовыми ордерами. Приходный кассовый ордер передается непосредственно в кассу, где кассир проверяет правильность его заполнения, наличие и подлинность подписи главного бухгалтера, принимает деньги, подписывает приходный ордер и квитанцию. Деньги по кассовым ордерам принимаются только в день их составления.

При приемке наличных денег кассир руководствуется документом «Признаки и правила определения платежеспособности банковских билетов (банкнот) и монет банка России» Этим документом определены: признаки платежеспособности, допустимые повреждения платежеспособных банкнот, порядок обмена банкнот.

Оформление и выдача наличных денег из кассы происходит на основании расходных кассовых ордеров или других документов (платежных ведомостей, заявлений на выдачу денег, счетов), на которых ставят специальный штамп, заменяющий расходный кассовый ордер. Все документы на выдачу денег подписываются руководителем ЗАО «Полаир» или главным бухгалтером. На предприятии ЗАО «Актив «расходный кассовый ордер составляется в бухгалтерии, регистрируется в журнале регистраций приходных и расходных кассовых ордеров и передается кассиру для исполнения.

При выдаче денег отдельному лицу кассир записывает в расходный кассовый ордер наименование и номер документа, удостоверяющего личность, кем, когда он выдан и отбирает расписку получателя. Предъявление документов, удостоверяющих личность, обязательно и при получении денег по одному платежному документу, выписанному на несколько лиц. Лицам, не состоящим в списочном составе ЗАО «Полаир», деньги выдаются только по расходным кассовым ордерам, выписываемым на каждое лицо или по отдельной ведомости на основании заключенных договоров.

На предприятии ЗАО «Полаир» деньги из кассы выдаются только лицам, указанным в расходном кассовом ордере или заменяющем его документе (ведомости и др.) При выдаче денег по доверенности в ордере указывают фамилию, имя и отчество получателя и лица, которому поручено получение денег, а в ведомости, перед распиской получателя, кассир делает надпись «По доверенности». Оформленная доверенность остается у кассира, он прилагает ее к расходному кассовому ордеру или ведомости.

Заработную плату, пособия по временной нетрудоспособности, премии, кассир выплачивает по платежным ведомостям. На титульном (заглавном) листе платежной ведомости делается разрешительная надпись в кассу о выдаче денег за подписями руководителя ЗАО «Полаир» и главного бухгалтера, с указанием сроков выдачи денег и их суммы (прописью).

По истечении трех рабочих дней после получения денег из учреждения банка для оплаты труда, пособий по временной нетрудоспособности, премий кассир в платежной ведомости против фамилии лиц, не получивших деньги, делает пометку от руки «Депонировано», затем составляет реестр депонированных сумм. В ведомости кассир делает надпись о фактически выплаченных и неполученных суммах, которую заверяет своей подписью. На выписанный по платежной ведомости сумму выписывают расходный кассовый ордер.

Наличные деньги, полученные в банке для оплаты труда, не использованные в трехдневный срок, а также всю денежную наличность, превышающую установленный лимит хранения наличных денег, предприятие сдает в банк. Кассир выписывает объявление на взнос наличных денег, в котором указывает источник образования вносимых средств. Банк выдает кассиру квитанцию на принятые суммы, которая служит основанием для составления в бухгалтерии расходного кассового ордера.

На предприятии ЗАО «Полаир» бухгалтерская обработка отчета кассира заключается в тщательной проверке правильности оформления приходных и расходных кассовых документов; соответствия записей в отчете данным приложенных к нему документов; подсчетов итогов операций за день и остатков на начало и конец рабочего дня. Обязательно должны быть сверены суммы полученных и сданных наличных денег в банк по расчетному счету. После проверке кассового отчета, в специальной его графе, проставляют номера корреспондирующих счетов.

На предприятии проводятся ревизии кассы с полным полистным пересчетом денег и других ценностей, находящихся в кассе, в сроки, установленные руководителем ЗАО «Полаир».

Ревизию кассы проводит инвентаризационная комиссия, назначенная приказом по предприятию. Члены комиссии в присутствии кассира проверяют наличие полистным пересчетом всех денег, находящихся в кассе, квитанции на сданные для хранения ценности, ценные бумаги, бланки строгой отчетности, а также ведение кассовой книги и порядок хранения денег.

Если установлена недостача или излишек денег, кассир представляет комиссии письменное объяснение.

Акт составляется в двух экземплярах: один остается в делах бухгалтерии, другойу кассира. Выявленные при инвентаризации излишки зачисляют в доход ЗАО «Полаир» и приходуют (дебет счета 50, кредит субсчета 91), а недостачу относят на виновное лицо (дебет счета 94, кредит счета 50; дебет субсчета 73−2, кредит счета 94) и удерживают с него (дебет счетов 50, 70, кредит 73−2).

Банк контролирует предприятие в части соблюдения им установленных фондов заработной платы, лимитов на командировки и хозяйственные расходы, следит за своевременностью расчетов с государственным бюджетом по налогам и сборам, за своевременной оплатой счетов и платежных требований поставщиков, выдает предприятию ссуды на различные цели, под определенные обеспечения и наблюдает за возвратом этих ссуд в установленный срок и т. п.

В соответствии с законом РФ «О предпринимателях и предпринимательской деятельности» каждое предприятие вправе открывать в любом банке по своему усмотрению расчетный и другие счета для хранения денежных средств и осуществления через эти счета всех видов расчетных кредитных и кассовых операций. ЗАО «Полаир» имеет расчетный. На этом счете сосредотачиваются денежные средства, поступающие от реализации продукции, работ, услуг, и проводятся платежи другим ЗАО «Полаир"м, а также выдача наличных денег в кассу ЗАО «Полаир».

Для открытия расчетного счета в банк предоставляются заявление, учредительный договор, устав, заверенный нотариусом. На основании этого банк открывает временный расчетный счет. На него зачисляются суммы, внесенные учредителями в уставный фонд. После регистрации ЗАО «Полаир» в местном органе власти и налоговой инспекции в банк предоставляются зарегистрированный устав и карточка с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера ЗАО «Полаир», заверенные нотариусом, для открытия постоянного расчетного счета. Об открытии расчетного счета главный бухгалтер банка на подлинном экземпляре устава ЗАО «Полаир» делает отметку с указанием номера счета и заверяет этот факт гербовой печатью. Банк присваивает расчетному счету ЗАО «Полаир» специфический серийно-порядковый номер.

ЗАО «Полаир» ведет безналичный расчет платежными поручениями за поставленные товары, в бюджет и во внебюджетные фонды, за кредит и проценты по нему. В соответствии с условиями основного договора платежные поручения используются также для предварительной оплаты товаров и для осуществления периодических платежей.

Таблица 5 Система внутрихозяйственного контроля за учетом и сохранностью денежных средств на ЗАО «Полаир».

пп

Вопросы проверки

Сроки проведения

Кто проверяет

1.

Контроль условий, обеспечивающих сохранность наличных денег в хозяйстве

1.1.

Проверка помещения кассы, прочность закрепления решеток на окнах, состояние печатей на сейфе

ежедневно

кассир

1.2.

Проверка состояния предупредительной сигнализации и средств противопожарной безопасности

ежеквартально, ежедневно

гл. бухгалтер, гл. инженер, кассир

1.3.

Контроль за опечатыванием сейфа и помещения кассы

ежедневно

гл. бухгалтер

1.4.

Контроль за обеспечением сохранности денег при их доставке в ЗАО и его структурные подразделения

в день получения денег

гл. бухгалтер, руководитель

2.

Контроль за сохранностью и состоянием учета денежных средств

2.1.

Проверка наличия (инвентаризация) денег и ценных бумаг

ежемесячно

гл. бухгалтер, ревиз. комиссия

2.2.

Проверка полноты и своевременности оприходования в кассу наличных денег:

ежемесячно

гл. бухгалтер

а) полученных из банка б) за реализованную продукцию, услуги и работы

по плану работы систематически; при составлении ж/о № 1

ревизионная комиссия, гл. бухгалтер

2.3.

Проверка соответствия фактического наличия денежных средств на счетах в банке данным бухгалтерского учета

ежемесячно по плану

гл. бухгалтер, ревизионная комиссия

2.4.

Проверка порядка регистрации приходных

ежедневно

гл. бухгалтер

и расходных кассовых ордеров

2.5.

Проверка соблюдения кассовой дисциплины и других требований, предусмотренных Положением о ведении кассовых операций.

систематически

гл. бухгалтер, ревизионная комиссия

3.

Контроль за использованием денежных средств.

3.1.

Проверка использования полученных из банка наличных денег по целевому назначению

ежедневно, по плану

гл. бухгалтер, ревизионная комиссия

3.2.

Проверка своевременности и полноты взноса в банк выручки

ежемесячно

гл. бухгалтер

3.3.

Проверка законности и целесообразности расходования средств подотчетными лицами

систематически по плану

Гл. бухгалтер, бухгалтер материальной группы, ревиз. комиссия

3.4.

Проверка достоверности выписок банка, наличие первичных документов с отметками банка об исполнении и их соответствие выпискам

ежемесячно

гл. бухгалтер

3.5.

Проверка состояния расчетов с бюджетом, с органами соцстраха

систематически

гл. бухгалтер, зам.гл. бухгалтера

3.6.

Проверка состояния учета расчетов по претензиям и возмещению материального ущерба, погашения этой задолженности

систематически

гл. бухгалтер, ревизионная комиссия

Учёт операций по расчётному счёту

Основная часть расчётов между предприятиями осуществляется безналичным путём, т. е. перечислением денежных средств со счёта плательщика на счёт получателя в его банке. Банк хранит денежные средства предприятий на их счетах, зачисляет поступившие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договорами.

У ЗАО «Полаир» расчёты с другими предприятиями осуществляются только в безналичном порядке.

Порядок и форма расчётов между плательщиком и получателем средств определяются договором между сторонами (соглашением, отдельными договорённостями).

Бухгалтерский учёт операций по расчётному счёту осуществляется на основании выписки банка из расчётного счёта, получаемой предприятием периодически. К выписке банка прилагаются документы, на основании которых произведено движение средств на расчётном счёте. Увеличение денежных средств отражается по дебету счёта 51, который является активным, а уменьшение (списание) — по кредиту данного счёта.

На ЗАО «Полаир» ежемесячно составляется разработочная таблица по выпискам банка (ведомость № 2), к которой прилагаются все документы, на основании которых производилось поступление или списание денежных средств.

3. Составление отчетности и проведение анализа бухгалтерской отчетности

В настоящее время ЗАО «Полаир» представляет в обязательном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность.

Квартальная бухгалтерская отчетность включает:

§ форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;

§ форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Для квартальной бухгалтерской отчетности сохранено содержание типовых форм, утвержденных для составления годовой бухгалтерской отчетности. Поэтому при заполнении квартальных форм бухгалтерской отчетности следует руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности. Вместе с тем следует иметь в виду, что в квартальной бухгалтерской отчетности форма № 2 называется «Отчет о прибылях и убытках», а в годовой — «Отчет о финансовых результатах».

Годовая бухгалтерская отчетность ЗАО «Полаир», за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:

§ бухгалтерского баланса — форма № 1 ;

§ отчета о прибылях и убытках — форма № 2 ;

§ приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

§ аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

§ отчета об изменениях капитала — форма № 3;

§ отчета о движении денежных средств — форма № 4;

§ приложения к бухгалтерскому балансу — форма № 5 ;

§ пояснительной записки .

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

В пояснительной записке приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и др. Включено в пояснительную записку данные о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.

Основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности:

§ Бухгалтерская отчетность организации является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).

§ Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных синтетического и аналитического учета и результатов инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

§ Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке и в валюте РФ.

§ Бухгалтерская отчетность составляется по типовым формам, разработанным и утвержденным Минфином РФ.

§ Министерства и ведомства РФ, республик, входящих в состав РФ, дополнительно к типовым формам могут устанавливать специализированные формы бухгалтерской отчетности для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов РФ и республик, входящих в состав РФ.

§ Организации, отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, в составе бухгалтерской отчетности представляют итоговую часть аудиторского заключения.

§ Исправления отчетных данных после утверждения годовых отчетов производятся за отчетный период, в котором обнаружены искажения.

§ Организация составляет бухгалтерскую отчетность, отражающую состав имущества и источники его формирования, включая имущество производств, хозяйств, иных структурных подразделений, а также филиалов и представительств, выделенных на отдельный баланс и не являющихся юридическими лицами.

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено соблюдение следующих условий:

§ полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;

§ полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета;

§ осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации;

§ правильная оценка статей баланса.

Важным этапом подготовительной работысоставления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всехоперационныхсчетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. Доначала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записина синтетических и аналитических счетах (включая результатыинвентаризации), проверена правильность этих записей.

Важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов.

При составлении форм бухгалтерской отчетности используются в основном данные Главной книги. Порядок составления отчетных форм подробно изложен в Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности.

Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года причины следует объяснить.

Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к текущему, так и к прошлому году (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

Исправления ошибок в бухгалтерской отчетности подтверждаются подписью лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

Основной формой бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс. Его составляют на основе данных об остатках по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчётов на начало и конец периода, взятых из Главной книги.

При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту каждого счета записывают в Главную книгу только из журналов-ордеров. Обороты по дебету отдельных счетов собирают в Главной книге из нескольких журналов-ордеров в разрезе корреспондирующих счетов.

Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2) содержит сведения за отчетный и предыдущий годы:

о прибыли (убытках) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (из выручки нетто вычитают себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы и управленческие расходы.

о прибыли (убытках) по операционным доходам и расходам с выделением процентов к получению и уплате (сумм процентов по ценным бумагам и сумм, причитающихся от банков за пользование ими остатками средств на счетах организации), доходов от участия в других организациях и прочих операционных доходов и расходов;

о прибыли (убытках) от финансово-хозяйственной деятельности, определяемой сложением финансовых результатов от реализации и операционных доходов и расходов;

о прочих внереализационных доходах и расходах;

о валовой прибыли, определяемой сложением прибыли (убытков) от финансово-хозяйственной деятельности с внереализационными доходами и расходами;

о налоге на прибыль;

об отвлеченных средствах из прибыли;

о нераспределенной прибыли (убытках) отчетного года, которую определяют вычитанием из валовой прибыли налога на прибыль и отвлеченных средств.

Отчет о движении капитала (ф. № 3) состоит из двух разделов и справки.

В разделе I «Собственный капитал» показывают остаток на начало года, поступления, расход (использование) и остаток на конец года составных частей собственного капитала (уставного и добавочного капитала, резервного фонда, нераспределенной прибыли прошлых лет, фондов накопления и социальной сферы, целевых финансирования и поступлений).

В разделе II «Прочие фонды и резервы» показывают остатки на начало и конец года и движение фондов потребления, резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов.

В справке приводят сведения о чистых активах организации и полученных из бюджета и отраслевых и межотраслевых фондов средствах на финансирование капитальных вложений, научно-исследовательских работ, возмещение убытков, социальное развитие и прочие цели.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности, В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Таблица 17. Бухгалтерский баланс

АКТИВ

Код показателя

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы

Основные средства

Незавершенное строительство

Доходные вложения в материальные ценности

Долгосрочные финансовые вложения

Отложенные налоговые активы

Прочие внеоборотные активы

ИТОГО по разделу I

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы

в том числе:

сырье, материалы и другие аналогичные

ценности

животные на выращивании и откормке

затраты в незавершенном производстве

готовая продукция и товары для перепродажи

товары отгруженные

расходы будущих периодов

прочие запасы и затраты

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

в том числе покупатели и заказчики

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

в том числе покупатели и заказчики

Прочие дебиторы

Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства

Прочие оборотные активы

ИТОГО по разделу II

БАЛАНС

ПАССИВ

Код показателя

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал

Собственные акции, выкупленные у акционеров

Добавочный капитал

Резервный капитал

в том числе:

резервы, образованные в соответствии с

законодательством

резервы, образованные в соответствии с

учредительными документами

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

ИТОГО по разделу III

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты

Отложенные налоговые обязательства

Прочие долгосрочные обязательства

ИТОГО по разделу IV

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты

Кредиторская задолженность

в том числе:

поставщики и подрядчики

задолженность перед персоналом организации

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

задолженность по налогам и сборам

прочие кредиторы

Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов

Доходы будущих периодов

Резервы предстоящих расходов

Прочие краткосрочные обязательства

ИТОГО по разделу V

БАЛАНС

СПРАВКА о наличии ценностей, учитываемых

на забалансовых счетах

Арендованные основные средства

в том числе по лизингу

Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение

Товары, принятые на комиссию

Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов

Обеспечения обязательств и платежей полученные

Обеспечения обязательств и платежей выданные

Износ жилищного фонда

Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов

Нематериальные активы, полученные в пользование

Таблица. Исходные данные по синтетическим счетам и субсчетам главной книги на 1 декабря 2009

Шифр

Наименование счетов

Сумма

Основные средства

Амортизация основных средств

Материалы (умещал цена)

Отклонения и стоимости материальных ценностей (перерасход)

НДС, но приобретенным ценностям

Основное производство

Общехозяйственные расходы

Готовая продукция

Расходы на продажу

Касса

Расчетные счета

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Расчеты с покупателями и заказчиками

Расчеты, но краткосрочным займам и кредитам

68/1

Расчеты, но налогам 11 сборам

68/2

Расчеты с бюджетом по НДС

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

Расчеты с персоналом, но оплате труда

Расчеты с подотчетными лицами

76/5

Расчеты с разными дебиторами

76/6

Расчеты с разними кредиторами

Уставный капитал

14ООО

Добавочный капитал

8−1

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

;

Продажа

Прочие доходы и расходы

Резерв предстоящих расходов

Прибыли и убытки (кредитовое сальдо)

Таблица. Журнал хозяйственных операций

п/п

Наименование операции

Сумма

Проводка

Дебет

Кредит

В кассу с расчетного счета получены наличные для выплаты зарплаты за ноябрь месяц

Выдана из кассы заработная плата за ноябрь месяц

Депонирована невыплаченная в 3-х дневный срок заработная плата

76/4

Депонированная заработная плата возвращена на расчетный счет

Поступили на склад материалы, но акцептованным счетам — фактурам поставщиков (по учетным ценам — 830 руб.' отклонения от учетных цен (перерасход) — 65 руб., НДС — - 179 руб., транспортные расходы -140 руб., НДС, но транспортным расходам — 28 руб.

Оплачено за разгрузку материалов из подотчетных сумм

Поступила на расчетный счет выручка за отгруженную покупателям продукцию

Оплачено с расчетного счета за поступившие материалы

Отпущены в производство и израсходованы материалы по учетным ценам:

а) на изготовление продукции:

б) на общехозяйственные нужды:

— Списаны отклонения от учетной цены по израсходованным материалам на производство на:

а) изготовление продукции б) общехозяйственные нужды

128,76

53,94

Начислена заработная плата персоналу за декабрь:

а) рабочим за изготовление продукции б) служащим и обслуживающему персоналу

Произведены удержания из заработок платы:

а) налог на доходы физических лиц в) по исполнительным листам

Начислено пособие по временной нетрудоспособности

Начислен единый социальный налог: от суммы расходов по оплате труда:

а) рабочих за продукцию — 26% (сумму определить) б) служащих и обслуживающего персонала — 26% (сумму определить

Начислена амортизация основных средств:

а) основного производства б) общехозяйственного назначения

Перечислено с расчетного счета платежными поручениями:

а) в оплату за услуги общехозяйственного назначения.

б) кредиторская задолженность ;

в) расходы по реализации продукции г) бюджет у налог на доходы физических лиц д) органам государственного социального страхования и обеспечения страховые взносы -1730 руб.

Резервируются средства на предстоящий капитальный ремонт основных средств общехозяйственного назначения

Списаны на затраты основного производства общехозяйственные расходы (сумму определить, см. счет 26).

2923,94

Выпущена из производства готовая продукция в оценке по фактической производственной себестоимости. Сумму определить. Остаток незавершенною производства по расчету бухгалтерии

8263,70

.0тгружена (реализована) готовая продукция и предъявлены счета-фактуры для расчетов с покупателями, но договорным ценам

90/3

90/1

Списана фактическая производственная себестоимость реализованной продукции покупателям:

90/2

Списываются на себестоимость реализованной продукции коммерческие расходы (смоперацию № 16).

90/2

Определена прибыль от реализации продукции

90/9

Начислен налог на имущество

Начислен налог на прибыль по ставке 24% с налогооблагаемой прибыли — сумму определить.

730,80

Определена сумма НДС и перечислена в бюджет

Банком списаны средства в погашение кредита

Внесена в кассу дебиторская задолженность

Выдано в подотчет на хозяйственные расходы

Произведена реформация баланса

Итого

76 778,14

Таблица. Схемы счетов

Счет 50 Касса

Счет 51 Расчетный счет

Сальдо начальное

Сальдо начальное

Д

К

Д

К

Итого по дебету

Итого по кредиту

Сальдо конечное

Итого по кредиту

Сальдо конечное

Счет 43 Готовая продукция

Счет 19 НДС

Сальдо начальное

Сальдо начальное

Д

К

Д

К

8263,70

Итого по дебету

Итого по кредиту

Итого по дебету

Итого по кредиту

8263,70

Сальдо конечное

Сальдо конечное

Счет 44 Издержки

Счет 76 Расчеты с дебиторами и кредиторами

Сальдо начальное

Сальдо начальное

Сальдо начальное

Д

К

Д

К

Итог по дебиту

Итого по кредиту

Итого по дебету

Итого по кредиту

Сальдо конечное

Сальдо конечное

Сальдо конечное

Таблица

Счет 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Счет 68 Расчеты с бюджетом

Сальдо начальное

Сальдо начальное

Д

К

Д

К

730,80

Итого по дебету

Итого по кредиту

6027,80

Итого по дебету

Итого по кредиту

Сальдо конечное

3882,80

Сальдо конечное

Счет 70 Расчеты по оплате труда

Счет 62 Расчеты с покупателями

Сальдо начальное

Сальдо начальное

Д

К

Д

К

Итого по дебету

Итого по кредиту

Итого по дебету

Итого по кредиту

Сальдо конечное

Сальдо конечное

Счет 10 Материалы

Счет 02 амортизация ОС

Сальдо начальное

Сальдо начальное

Д

К

Д

К

Итого по дебету

Итого по кредиту

Итого по дебету

Итого по кредиту

Сальдо конечное

Сальдо конечное

Таблица

Счет 69 Расчеты по соц. страхованию

Счет 66 Расчеты по краткосрочным займам

Сальдо начальное

Сальдо начальное

Д

К

Д

К

Итого по дебету

Итого по кредиту

Итого по дебету

Итого по кредиту

Сальдо конечное

Сальдо конечное

Счет 90 Продажи

Счет 99 Прибыли и убытки

Сальдо начальное

Сальдо начальное

Д

К

Д

К

Итого по дебету

Итого по кредиту

Сальдо конечное

Итого по дебету

Итого по кредиту

Сальдо конечное

Таблица. Расчет отклонений (в стоимости материалов за декабрь месяц)

Показатели

По учетным ценам

Отклонения (+перерасход, — экономия)

По фактическим затратам

1. Остаток на начало месяца

2. Поступило материалов за месяц

3. Итого с остатком

1. %% отклонений

Х

8,70

Х

2. Отпущено в производство в том числе:

1) на изготовление продукции

2) на общехозяйственные нужды

128,76

53,94

1608,76

673,94

Остаток материалов на 1 января

182,30

1912,30

Таблица. Оборотный баланс

№ счета

Сальдо начальное

Обороты

Сальдо конечное

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

182,7

322,3

8072,7

8263,7

2923,94

2923,9

8263,7

513,7

6027,8

3882,8

3235,8

3235,8

76 778,14

Таблица 19. Отчет о прибылях и убытках ЗАО «Полаир» за май 2009 — май 2010

Показатель

Стр.

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (без НДС и акцизов)

72 035,0

53 484,5

Себестоимость проданных товаров, услуг

57 628,0

34 872,0

Коммерческие расходы

300,0

2781,0

Управленческие расходы

96,0

1551,0

Прибыль (убыток) от продажи

14 011,0

14 280,5

Операционные доходы и расходы

Проценты к получению

2211,3

Проценты к уплате

1978,0

1551,0

Доходы от участия в др. предприятиях

2407,0

Прибыль (убыток) до налогообложения

12 674,0

11 125,0

Налог на прибыль и другие аналогичные платежи

4435,9

3894,0

Прибыль (убыток) от обычной деятельности

8238,1

7231,0

Чрезвычайные доходы и расходы

Чрезвычайные доходы

Чрезвычайные расходы

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль отчетного года)

8238,1

7231,0

Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью давать оценку кредитоспособности предприятия, то есть его способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам.

Таблица 20. Анализ ликвидности ЗАО «Полаир» за май 2009 — май 2010

Активы

Наиболее ликвидные активы

А1

4940,50

3929,50

Быстрореализуемые активы

А2

30 575,50

31 365,50

Медленнореализуемые активы

А3

59 688,50

61 254,50

Труднореализуемые активы

А4

64 130,00

64 760,00

Пассивы

Наиболее срочные обязательства

П1

12 832,00

23 605,00

Краткосрочные пассивы

П2

39 731,00

24 638,50

Долгосрочные пассивы

П3

7188,50

22 029,00

Постоянные пассивы

П4

99 583,00

91 037,00

Соотношение активов и пассивов хорошо видно на диаграмме (рис. 1).

Рис. 1 Ликвидность баланса за май 2009 г.

Рис. 2. Ликвидность баланса за май 2010 г.

Таблица 21. Соотношение активов и пассивов ЗАО «Полаир» за май 2009 — май 2010

абсолютно ликвидный баланс

А1 > П1

А1 < П1

А1 < П1

А2 > П2

А2 < П2

А2 > П2

А3 > П3

А3 > П3

А3 > П3

А4 <�П4

А4 <�П4

А4 <�П4

Исходя из этого, можно охарактеризовать ликвидность ЗАО «Полаир» как недостаточную, как в 2009, так и в 2010 году.

Таблица 22. Показатели Ликвидности ЗАО «Полаир» за май 2009 — май 2010

Показатель

Динамика

Общий показатель ликвидности (L1)

1,09

0,89

— 0,20

Коэффициент абсолютной ликвидности (L2)

0,09

0,08

— 0,01

Коэффициент промежуточной ликвидности (L3)

0,68

0,73

0,06

Коэффициент текущей ликвидности (L4)

1,81

2,00

0,19

Коэффициент маневренности функционирующего капитала (L5)

1,40

1,27

— 0,13

Доля оборотных средств в активах (L6)

0,60

0,60

0,00

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (L7)

0,37

0,27

— 0,10

Общий показатель ликвидности на ЗАО «Полаир» в 2009 году находился в допустимом пределе, но в 2010 году он опустился ниже «Критической точки».

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая доля краткосрочных долговых обязательств покроется за счет денежных средств. Значение этого коэффициента не находится в интервале от 0,2 до 0,7. Следовательно можно сказать, что на ЗАО «Полаир» не достаточно денежных средств для погашения краткосрочной задолженности.

Коэффициент срочной ликвидности находится в пределе допустимых значений, что характеризует способность предприятия удовлетворить претензии по краткосрочным обязательствам, в 2010 году по сравнению с 2009 годом эта способность увеличилась.

Одно из условий финансовой устойчивости предприятия выражается в показателе платежеспособность — коэффициенте текущей ликвидности.

Минимальное значение коэффициента текущей ликвидности — 1 .В ЗАО «Полаир» значение коэффициента в 2009 году превышает это значение, а в 2010 году коэффициент текущей ликвидности увеличивается еще на 0,19, что свидетельствует о повышении финансовой устойчивости предприятия. Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия. Положительное значение этого показателя говорит о том, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет резервы для расширения деятельности. Для определения финансовой устойчивости ЗАО «Полаир» рассчитаем следующие показатели устойчивости (таблица 23).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой