Система охраны труда на предприятии
Государственную статистическую отчетность по форме 4-охрана труда (Минтруда и соцзащиты) «Отчет о выполнении мероприятий действующих республиканской, отраслевых и территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда» (далее — отчет) представляют юридические лица, находящиеся в подчинении (ведении, входящие в состав) республиканских органов государственного управления и иных… Читать ещё >
Система охраны труда на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
СОДЕРЖАНИЕ Введение
1. Структура, производственные объекты, производственное оборудование и рабочие места ОАО «МПЗ»
2. Основные технологические и производственные процессы
3. Система охраны труда на ОАО «МПЗ»
4. Деятельность структурных подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда
4.1 Мероприятия по охране труда в Коллективный договор между ОАО «МПЗ» и профсоюзом АСМ ОАО «МПЗ» на 2012 год
4.2 Гигиенические требования к размещению, содержанию производственных помещений, оборудованию и технологическим процессам
4.2.1 Гигиенические требования к вентиляции
4.2.2 Гигиенические требования к освещению
4.2.3 Гигиенические требования к условиям труда женщин
4.2.4 Организация и проведение комплексной гигиенической оценки условий труда
4.2.5 Гигиенические требования по обеспечению работающих средствами индивидуальной защиты
4.2.6 Организация и выдача спецпитания
4.2.7 Организация медицинских осмотров
5. Анализ производственного травматизма, обучение и аттестация по охране труда на ОАО «МПЗ»
6. Статистическая отчетность организации по охране и условиям труда.
6.1 Пример отчета по форме 4-охрана труда (Минтруда и соцзащиты) за январь-декабрь 2011 год на ОАО «МПЗ»
6.2 Пример отчета о состоянии производственного травматизма и профессиональной заболеваемости за январь-декабрь 2011 года на ОАО «МПЗ»
6.3 Пример отчета о численности потерпевших при несчастных случаях на производстве за январь-декабрь 2011 года на ОАО «МПЗ»
Выводы по результатам стажировки
ВВЕДЕНИЕ
Основными задачами стажировки на ОАО «Минский подшипниковый завод» являются:
— ознакомление со структурой, производственными объектами организации, ее основными технологическими и производственными процессами, производственным оборудованием, рабочими местами, продукцией;
— ознакомление с системой охраны труда в организации;
— изучение функций профессиональной деятельности инженера по охране труда организации;
— дублирование выполнения отдельных функций инженера по охране труда организации;
— участие в разработке мероприятий по улучшению условий труда, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний в организации;
— внесение предложений о внедрении передового опыта по безопасности и гигиене труда.
В результате прохождения стажировки необходимо знать:
— структуру управления, производственные объекты и процессы, оборудование организации;
— систему охраны труда в организации;
— функции профессиональной деятельности инженера по охране труда;
— систему управления охраной труда в соответствии с требованиями СТБ-18 001; уметь:
— организовать работу по охране труда в организации;
— внедрять передовой опыт по безопасности и гигиене труда в организации;
— принимать участие в разработке и внедрении системы управления охраной труда в соответствии с требованиями СТБ-18 001.
1. Структура, производственные объекты, производственное оборудование и рабочие места ОАО «МПЗ»
ОАО «Минский подшипниковый завод» является предприятием металлурго — машиностроительного комплекса Республики Беларусь.
Завод специализируется на производстве подшипников качения различных конструктивных групп (шариковых; с игольчатыми и цилиндрическими роликами, включая карданные; роликовые сферические, включая однорядные; роликовые конические; шарнирные) в широком диапазоне размеров — всего около 450 наименований, более 600 типоразмеров.
Для обеспечения технологического процесса на предприятии организованы следующие цеха и участки:
— цех шариковых и игольчатых подшипников (ЦШИП);
— цех производства шариков и роликов (ЦПШиР);
— цеха роликовых подшипников (ЦРП-1 и ЦРП-2);
— термический цех;
— заготовительный цех;
— кузнечный цех;
— сепараторный цех;
— управление механизации, автоматизации и ремонта оборудования (УМАиРО);
— управление инструментального абразивного производства (УИАП);
— производственный участок пластмасс и резинотехнических изделий (ПУПиРТИ);
— управление главного энергетика (УГЭ);
— транспортный цех;
— опытно-экспериментальный участок;
— вспомогательное производство.
Промышленная площадка предприятия расположена в юго-восточной части г. Минска, в крупном промышленном секторе города и граничит на юго-востоке с улицей Жилуновича, на юго-западе, западе и северо-западе — с зеленым массивом парка им. 50-летия Октября, на севере — с промышленной площадкой УП «Минский моторный завод».
Общая площадь ОАО «МПЗ» составляет 38,2 га, из которых около 94% занято производственными зданиями и сооружениями, административно-бытовыми корпусами, твердым покрытием. Открытые территории занимают 2,5 га (6% территории).
2. Основные технологические и производственные процессы Краткая характеристика производственного процесса:
— управление инструментального и абразивного производства — изготовление специального режущего, мерительного, слесарного, вспомогательного, холодно-высадочного инструмента, шлифовальных кругов, холодных и горячих штампов, пресс-форм и другой оснастки с помощью механической обработки металлов. Механическая обработка металла осуществляется на станочном оборудовании, сборка с применением ручного механизированного инструмента, ремонт технологической оснастки, свободная ковка различных заготовок деталей, ковка инструментальных быстрорежущих и легированных сталей, резка металла на ножницах и прессах, газовая резка листа, отжиг, закалка быстрорежущих, высоколегированных и инструментальных сталей, отпуск, цементация, нитроцементация, азотирование, хромирование, оксидирование, химическое травление стали, электрохимическое обезжиривание, заточка (переточка) режущего инструмента для производственных участков основного производства, абразивная очистка поверхностей инструментов от ржавчины, окислов и др., мойка инструмента в ваннах в растворах химических моющих средств.
— управление механизации, автоматизации и ремонта оборудования — выпуск нестандартного оборудования, запасных частей к оборудованию, средств механизации и автоматизации производственных процессов, грузоподъемного оборудования и съемных грузозахватных приспособлений, производственной тары и ремонт оборудования. Применяются процессы литья, механической обработки, сварки, окраски.
— кузнечный цех — производится изготовление поковок из заготовок, под механическую обработку для получения готовых деталей. Технологический процесс изготовления поковок состоит из операций: нагрев заготовок в печах до температуры 1150−1250°С, штамповка нагретых заготовок на прессах и молотах с последующей обрезкой облоя (излишки металла). Для смазки ручьев штампа во время штамповки используется лигносульфанат, разведенный водой. Термическая обработка отштампованных поковок (отжиг), очистки их от окалины и при необходимости последующая подрезка заусенцев, резка на заготовки металлопроката круглого сечения от 60 мм до 250 мм.
— термический цех — цементация шариков, роликов, колец подшипников, закалка в индустриальном масле, отпуск, отжиг и нормализация заготовок, химическая и электрохимическая обработка металлических изделий в водных растворах кислот, щелочей, солей, обезжиривание деталей перед нанесением гальванических покрытий, подготовка поверхностей деталей, нанесение покрытий на поверхность.
— сепараторный цех — литье латунных и алюминиевых трубных заготовок центробежным способом под давлением с использованием литьевых машин выбивка форм, изготовление восковых моделей механическая (токарная, сверлильная, фрезерная) обработка латунных сепараторов, штамповка стальных сепараторов, шайб, колпаков из листа и ленты, травление и оксидирование латунных сепараторов.
— цех производства шариков и роликов — штамповка, токарная, шлифовальная, полировальная обработка шариков и роликов, их травление и дефектоскопия.
— цех роликовых подшипников № 1- токарная, шлифовальная обработка роликосферических и конических колец, сфероупорных подшипников, втулок, гаек, травление и дефектоскопия колец, их промывка в дизельном топливе или масле И8А с присадкой «Асфол-К», консервация в масле индустриальном И-20А с присадкой «Асфол-К», сборка подшипников.
— цех роликовых подшипников № 2 — токарная, шлифовальная обработка роликосферических, конических, направляющих колец, подшипников, травление и дефектоскопия колец, промывка их в дизельном топливе или масле И8А с присадкой «Асфол-К», консервация в масле индустриальном И-20А с присадкой «Асфол-К», а также сборка подшипников.
— цех шариковых и игольчатых подшипников — токарная, шлифовальная обработка игольчатых, шариковых колец, шарнирных подшипников, токарная обработка и прошивка алюминиевых сепараторов, изготовление заготовок карданных подшипников методом холодного выдавливания, промывка колец в дизельном топливе или масле И8А с присадкой «Асфол-К», консервация в масле индустриальном И-20А с присадкой «Асфол-К», шлифование игольчатых роликов, сортировка роликов и сборка подшипников.
— производственный участок пластмасс и резинотехнических изделий — осуществляется производство пластмассовых и резинотехнических изделий на литьевых машинах, гидравлических прессах, сушка изделий в сушильных шкафах.
— управление главного энергетика — в состав входит 5 станций по приготовлению смазочно-охлаждающих жидкостей, компрессорная, котельная, тепловые пункты.
— управление капитального строительства — осуществляется обработка изделий на деревообрабатывающем станочном оборудовании, изготовление изделий из бетонных смесей, другие строительные работы.
3. Система охраны труда на ОАО «МПЗ»
В целях укрепления трудовой дисциплины, работа в области охраны труда и промышленной санитарии ведётся в соответствии с Политикой ОАО «МПЗ» и Системой управления охраной труда, разрабатываемой в соответствии со стандартом Республики Беларусь СТБ 18 001−2009.
Система управления охраной труда представляет собой часть общей системы управления предприятием, предусматривает непрерывный процесс управления всеми видами деятельности, которые направлены на обеспечение охраны труда и управление рисками в области ОТ, связанными с деятельностью предприятия. СУОТ включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, технологии, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, осуществления, анализа и поддержания в рабочем состоянии политики руководства и целей предприятия в области ОТ.
Область применения СУОТ предприятия — проектирование и производство подшипников качения и скольжения.
Политика введена в действие с 17 мая 2010 года, обеспечивается доведение принятой политики до всех работников ОАО «МПЗ» и поддерживается на всех уровнях управления и ее реализации.
По приказу генерального директора от 30.12.2011 № 355 «О разработке, внедрении и сертификации СУОТ в соответствии с требованиями СТБ 18 001−2009» 06 января 2012 года утверждена Программа мероприятий по разработке, внедрению и сертификации Системы управления охраной труда (СУОТ) в соответствии с требованиями СТБ 18 001−2009. Внедрение СУОТ намечено на 01 июня 2012 года.
На ОАО «МПЗ» разработан и действует стандарт предприятия СТП 1.15−2010 «Система менеджмента качества. Система управления окружающей средой. Система управления охраной труда. Контроль состояния культуры производства».
Указанный документ завода устанавливает стандарт проведения мероприятий по обеспечению и контролю соблюдения нормативных документов, содержания производственных, санитарно-бытовых помещений и территории.
4. Деятельность структурных подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда На предприятии на 2010;2013 годы был разработан план мероприятий по улучшению условий труда и санитарно-бытового обеспечения работающих, выполнено 19 мероприятий плана.
Примеры основных выполненных мероприятий:
В результате выполненных мероприятий за проверяемый период времени улучшены условия труда для 398 человек, в том числе 113 женщин:
— произведено внедрение новых смазочно-охлаждающих жидкостей;
— оборудована комната приема пищи в сепараторном цехе, цехе шариковых игольчатых подшипников;
— приобретено 16 единиц токарных автоматов с ЧПУ для обработки колец роликосферических подшипников с целью ликвидации ручного труда в цехе роликовых подшипников № 1;
— внедрен технологический процесс сборки подшипников 664 907КЕЗ методом обкатки в цехе игольчатых подшипников с целью ликвидации ручной сборки;
— запрещено использование труда женщин в ночных сменах.
4.1. Мероприятия по охране труда в Коллективный договор между ОАО «МПЗ» и профсоюзом АСМ ОАО «МПЗ» на 2012 год Таблица 4.1
№ п/п | Наименование (содержание) мероприятия по охране труда | Этапы выполнения мероприятия | Стоимость выполнения мероприятия | Сроки выполнения мероприятия по каждому этапу | Ответственные за выполнение каждого этапа мероприятия | Ожидаемая социальная эффективность мероприятия, <*> | ||
План, млн.руб. | Фактмлн.руб. | |||||||
Изготовление автооператора к прессу К 2324<**> | 1.1 Выдача заявки на приобретение материалов 1.2 Финансирование 1.3 Приобретение материалов 1.4 Изготовление | 24.02.2012 22.03.2012 30.03.2012 31.05.2012 | УМАиРО, ЦШИП ФО УМТО УМАиРО | Улучшение условий труда для 2-х работников | ||||
Реконструкция системы вытяжной вентиляции на участке цветного литья СЦ<**> | 2.1 Изготовление, монтаж и сдача в эксплуатацию | 12.03.2012 | УГЭ, СЦ | Улучшение условий труда для 18-ти работников | ||||
Реконструкция системы освещения на участке фосфатирования СЦ<**> | 3.1 Выполнение монтажных работ и сдача в эксплуатацию | 12.03.2012 | УГЭ, СЦ | Улучшение условий труда для 5-ти работников | ||||
Реконструкция АУ-593 с заменой вентилятора на абразивно-алмазном участке | 4.1 Выдача техзадания на разработку ПСД 4.2 Разработка ПСД 4.3 Выдача заказов 4.4 Выдача заявок на приобретение материалов и комплектующих 4.5 Финансирование 4.6 Обеспечение материалами и комплектующими 4.7 Выполнение монтажных работ и сдача в эксплуатацию | 7,5 | 07.03.2012 23.03.2012 27.03.2012 02.04.2012 27.04.2012 18.05.2012 29.06.2012 | УИАП УГЭ УИАП УГЭ ФО УМТО УГЭ | Улучшение условий труда для 3-х работников | |||
Установка питьевого фонтанчика на участке подготовки и выдачи металла ЗЦ, 2 корпус | 5.1 Выдача техзадания на разработку ПСД 5.2 Разработка ПСД 5.3 Выдача заказов 5.4 Выдача заявок на приобретение материалов и комплектующих 5.5 Финансирование 5.6 Обеспечение материалами и комплектующими 5.7 Выполнение монтажных работ и сдача в эксплуатацию | 07.03.2012 22.03.2012 29.03.2012 06.04.2012 27.04.2012 18.05.2012 15.06.2012 | ЗЦ УГЭ ЗЦ, УГЭ ЗЦ, УГЭ ФО УМТО УГЭ, УКС, ЗЦ | Улучшение питьевого режима для 32-х работников | ||||
Установка приборов контроля температуры охлаждающей воды индуктора на плавильных печах ИСТ-0,4 | 6.1 Выдача заявок на приобретение материалов и комплектующих 6.2 Финансирование 6.3 Обеспечение материалами и комплектующими 6.4 Выполнение монтажных работ и сдача в эксплуатацию | 5,1 | 07.03.2012 13.04.2012 27.04.2012 31.05.2012 | УМАиРО ФО УМТО УГЭ, УМАиРО | Устранение профессиональных рисков для 5 плавильщиков металла и сплавов | |||
Установка питьевого фонтанчика в УМАиРО, 4 корпус | 7.1 Выдача техзадания на разработку ПСД 7.2 Разработка ПСД 7.3 Выдача заказов 7.4 Выдача заявок на приобретение материалов и комплектующих 7.5 Финансирование 7.6 Обеспечение материалами и комплектующими 7.7 Выполнение монтажных работ и сдача в эксплуатацию | 4,2 | 07.03.2012 29.03.2012 05.04.2012 09.04.2012 25.04.2012 14.05.2012 18.06.2012 | УМАиРО УГЭ УМАиРО УМАиРО ФО УМТО УГЭ, УКС, УМАиРО | Улучшение питьевого режима для 95-ти работников | |||
Проведение ремонта санузла в осях 33−34/Ц второго корпуса | 8.1 Выдача техзадания на разработку ПСД 8.2 Разработка ПСД 8.3 Выдача заявок на приобретение материалов и комплектующих 8.4 Финансирование 8.5 Обеспечение материалами и комплектующими 8.6 Выполнение строительных, электромонтажных работ и сдача объекта в эксплуатацию | 13.03.2012 25.04.2012 02.05.2012 30.05.2012 15.06.2012 31.07.2012 | ЦРП-1 УКС, УГЭ УКС, УГЭ ФО УМТО УКС, ЦРП-1, УГЭ | Улучшение санитарно-гигиени-ческого состояния помещения | ||||
Реконструкция загрузочных труб токарных автоматов 1Б265−6К инв. № 513 843, 515 405, КСА6−65, инв.№ 514 974, 514 975 | 9.1 Выдача техзадания на разработку ПСД 9.2 Разработка ПСД 9.3 Выдача заявок на приобретение материалов и комплектующих 9.4 Финансирование 9.5 Обеспечение материалами и комплектующими 9.6 Выполнение ремонтных работ и сдача в эксплуатацию | 13.03.2012 30.03.2012 13.04.2012 18.05.2012 29.06.2012 15.11.2012 | ЦПШиР УМАиРО, ЦПШиР УМАиРО ФО УМТО УМАиРО | Улучшение условий труда для 2-х работников за счет снижения уровня шума | ||||
Обеспечение работников бесцентрошлифовального участка комнатой приема пищи | 10.1 Выдача техзадания на разработку ПСД 10.2 Разработка ПСД 10.3 Выдача заявок на приобретение материалов и комплектующих 10.4 Финансирование 10.5 Обеспечение материалами и комплектующими 10.6 Выполнение строительных, электромонтажных работ и сдача объекта в эксплуатацию | 16.03.2012 05.04.2012 09.04.2012 11.05.2012 29.06.2012 22.10.2012 | ЦПШиР УГЭ, УКС УГЭ, УКС, ЦПШиР ФО УМТО УГЭ, УКС, ЦПШиР | Улучшение санитарно-бытовых условий для 50-ти работников | ||||
Установка защитных экранов в кабине машиниста молота | 11.1 Выдача техзадания на разработку ПСД 11.2 Разработка ПСД 11.3 Выдача заявок на приобретение материалов и комплектующих 11.4 Финансирование 11.5 Обеспечение материалами и комплектующими 11.6 Изготовление, выполнение монтажных работ и сдача объекта в эксплуатацию | 07.03.2012 30.03.2012 06.04.2012 25.05.2012 15.06.2012 22.09.2012 | КЦ УМАиРО УМАиРО ФО УМТО УМАиРО, КЦ | Улучшение условий труда для 5-ти работников | ||||
Замена ВУ-298 на участке термообработки № 2 ТЦ корпуса № 3 на ВУ-958 с целью повышения эффективности удаления диоксида углерода | 11.1 Выдача техзадания на разработку ПСД 11.2 Разработка ПСД 11.3 Выдача заявок на приобретение материалов и комплектующих 11.4 Финансирование 11.5 Обеспечение материалами и комплектующими 11.6 Выполнение монтажных работ и сдача объекта в эксплуатацию | 13.03.2012 06.04.2012 13.04.2012 28.05.2012 29.06.2012 17.08.2012 | ТЦ УГЭ УГЭ, ТЦ ФО УМТО УГЭ, УКС, ТЦ | Улучшение условий труда для 15-ти работников | ||||
Обеспечение работников ЦШИП комнатой приема пищи | 13.1 Выдача техзадания на разработку ПСД 13.2 Разработка ПСД 13.3 Выдача заявок на приобретение материалов и комплектующих 13.4 Финансирование 13.5 Обеспечение материалами и комплектующими 13.6 Выполнение строительных, электромонтажных работ и сдача объекта в эксплуатацию | 16.03.2012 13.04.2012 20.04.2012 08.06.2012 29.06.2012 17.08.2012 | ЦШИП УКС, ЦШИП УКС, ЦШИП ФО УМТО УГЭ, УКС, ЦШИП | Улучшение санитарно-бытовых условий для 100 работников | ||||
Проведение ремонта санузла ЦШИП во 2 корпусе, 3 этаж | 14.1 Выдача техзадания на разработку ПСД 14.2 Разработка ПСД 14.3 Выдача заявок на приобретение материалов и комплектующих 14.4 Финансирование 14.5 Обеспечение материалами и комплектующими 14.6 Выполнение строительных, электромонтажных работ и сдача объекта в эксплуатацию | 16.03.2012 06.04.2012 13.04.2012 08.06.2012 06.07.2012 14.09.2012 | ЦШИП УКС, ЦШИП УКС, ЦШИП ФО УМТО УГЭ, УКС, ЦШИП | Улучшение санитарно-гигиени-ческого состояния помещения | ||||
Проведение ремонта гардеробного помещения ТрЦ | 15.1 Выдача техзадания на разработку ПСД 15.2 Разработка ПСД 15.3 Выдача заявок на приобретение материалов и комплектующих 15.4 Финансирование 15.5 Обеспечение материалами и комплектующими 15.6 Выполнение строительных, электромонтажных работ и сдача объекта в эксплуатацию | 16.03.2012 27.04.2012 11.05.2012 19.07.2012 17.08.2012 21.12.2012 | ТрЦ УКС, ТрЦ УКС, ТрЦ ФО УМТО УГЭ, УКС, ТрЦ | Улучшение санитарно-гигиени-ческого состояния помещения | ||||
Обеспечение работников ТрЦ комнатой приема пищи | 16.1 Выдача заявок на приобретение оборудования и инвентаря 16.2 Финансирование 16.3 Обеспечение материалами и комплектующими 16.4 Размещение оборудования и сдача объекта в эксплуатацию | 30.03.2012 25.05.2012 29.06.2012 21.09.2012 | ТрЦ ФО УМТО ТрЦ | Улучшение санитарно-бытовых условий для 20 работников | ||||
Установка питьевого фонтанчика на участке цветного литья СЦ | 17.1 Выдача техзадания на разработку ПСД 17.2 Разработка ПСД 17.3 Выдача заявок на приобретение материалов и комплектующих 17.4 Финансирование 17.5 Обеспечение материалами и комплектующими 17.6 Выполнение монтажных работ и сдача в эксплуатацию | 4,5 | 16.03.2012 20.04.2012 04.05.2012 22.06.2012 13.07.2012 12.10.2012 | СЦ УГЭ СЦ, УГЭ ФО УМТО УГЭ, УКС, СЦ | Улучшение питьевого режима для 24-х работников | |||
Всего планируется выполнить 17 мероприятий на сумму 375,3 млн. рублей, из них в марте — 2 мероприятия на сумму 65 млн. рублей, в мае — 2 мероприятия на сумму 20,1 млн. рублей, в июне — 3 мероприятия на сумму 15,7 млн. рублей, в июле — 1 мероприятие на сумму 25 млн. рублей, в августе — 2 мероприятия на сумму 45 млн. рублей, в сентябре — 2 мероприятия на сумму 100 млн. рублей, в октябре — 2 мероприятия на сумму 34,5 млн. рублей, в декабре — 1 мероприятие на сумму 50 млн. рублей.
Источник финансирования мероприятий: 2% от фонда оплаты труда (согласно п. 5.2 Коллективного договора).
<*> В графе 8 учитывается социальная эффективность мероприятий, в том числе количество работников, которым улучшаются охрана и (или) условия труда, количество работников, высвобождаемых от работ в опасных и (или) вредных условиях труда, занятых тяжелым физическим трудом, другие показатели.
<**> Мероприятия по охране труда, согласованные по переносу с 2011 года на 2012 год.
4.2 Гигиенические требования к размещению, содержанию производственных помещений, оборудованию и технологическим процессам Соблюдение гигиенических требований к размещению, содержанию производственных помещений, оборудованию и технологическим процессам:
производственные помещения соответствуют технологическим процессам. Размещение на новых площадях, проектирование, реконструкция шлифовального, токарного участков, участка сборки цеха шариковых и игольчатых подшипников, токарного и шлифовального участков конических подшипников цеха роликовых подшипников № 2, токарного участка цеха роликовых подшипников № 1, участка плоской и каленой шлифовки торцов роликов цеха производства шариков и роликов, управления инструментально-абразивного производства, отдельного экспериментального участка согласоваются с органами госсаннадзора.
4.2.1 Гигиенические требования к вентиляции Выполнение гигиенических требований к вентиляции: производственные цеха завода оборудованы системами общеобменной приточно-вытяжной и местной вентиляцией.
Соблюдение периодичности технических и гигиенических испытаний вентиляционных систем: испытания имеющихся вентиляционных установок на заводе проводятся лабораторией химического анализа отдела охраны труда и окружающей среды с периодичностью не реже 1 раза в 3 года (аттестат аккредитации BY-11 202.2.0.0405 от 25.0.1997 года — срок действия до 25.06.2015 года).
По результатам испытаний за 2008;2011 годы, имеющиеся вентиляционные установки исправны и обеспечивают проектную производительность, в то же время, на рабочих местах по результатам лабораторных исследований имеются превышения предельно-допустимых концентраций по химическим веществам.
4.2.2 Гигиенические требования к освещению Соблюдение гигиенических требований к освещению: производственные цеха оборудованы системой естественного и искусственного освещения.
Естественное освещение посредством светоаэрационных фонарей и оконных световых проемов. Искусственная освещенность: общее освещение выполнено лампами ДРЛ, люминесцентными, местное — лампы накаливания, люминесцентные лампы. Несвоевременно проводится замена перегоревших ламп, осветительной арматуры, очистка от производственных загрязнений (управление механизации, автоматизации и ремонта оборудования, заготовительный цех, цех шариковых и игольчатых подшипников, кузнечный цех, цех производства шариков и роликов, цех роликовых подшипников (необходима модернизация общего искусственного освещения).
4.2.3 Гигиенические требования к условиям труда женщин
Соблюдение гигиенических требований к условиям труда женщин (СанПиН 9−72 РБ-98): на предприятии на 2007;2010 годы был разработан и выполнено 8 мероприятий плана из 10 запланированных по оптимизации условий труда женщин, работающих во вредных условиях труда. Основными из них являются: запрещение использование труда женщин в ночных сменах, ремонт комнаты гигиены женщин в сепараторном цехе, ремонт приточно-отопительной системы в производственном корпусе № 2.
Занято женщин на процессах, запрещенных «Списком тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин» (Постановление СМ РБ № 765 от 26.05.2000года) — применяется труд женщин в следующих профессиях, с количеством работающих: нет.
Количество женщин выведенных из тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин за проверяемый период: на предприятии разработан и выполнен график высвобождения женщин с тяжелых и вредных условий в 2009 г.-2010г. В 2009;2010годах высвобождено 5 женщин по профессиям: машинист крана-2 человека, травильщик-2 человека, оператор сушильных установок-1 человек.
Женщины, с момента установления беременности, переводятся на работы не связанные с профессиональной вредностью.
4.2.4 Организация и проведение комплексной гигиенической оценки условий труда
Организация и проведение комплексной гигиенической оценки условий труда: в течение проверяемого периода времени в основных цехах заводов проведена комплексная гигиеническая оценка условий труда.
Всего по предприятию:
— к вредным условиям труда 3 класса 1 степени — 20 профессий, 197/51 чел.
— к вредным условиям труда 3 класса 2 степени — 11 профессий, 52/15 чел.
— к вредным условиям труда 3 класса 3 степени — 12 профессий, 80/2 чел.
— к вредным условиям труда 3 класса 4 степени — нет.
Рисунок 4.1
Наличие и дата согласования плана — графика лабораторного контроля факторов производственной среды: имеется.
Процент нестандартных исследований по факторам производственной среды Таблица 4.2
Наименование | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
запыленность | 16% | 51% | 24,2% | |
загазованность | 19% | 13% | 13,2% | |
шум | 33% | 36% | 48,6% | |
вибрация | ; | ; | 81,8% | |
освещенность | 45% | 46% | 45,1% | |
микроклимат | 15% | 6% | 8,57% | |
Из числа обследованных лабораторно рабочих мест в 2010 году не отвечает гигиеническим требованиям по шуму — 48,6%, по вибрации — 81,8%, по запыленности — 24,2%; по загазованности — 13,2%; по микроклимату — 8,57%; по освещенности — 45,1%.
Рисунок 4.2
Наличие Программы производственного контроля соблюдения санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий: программа производственного контроля разработана в 2011 году.
4.2.5 Гигиенические требования по обеспечению работающих средствами индивидуальной защиты
Соблюдение гигиенических требований по обеспечению работающих средствами индивидуальной защиты: работающие обеспечены спецодеждой, средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с характером производственной деятельности.
Централизованная стирка спецодежды работающих проводится по графику (2 раза в месяц) в прачечной управления социально-бытового обеспечения. На предприятии функционирует химчистка.
4.2.6 Организация и выдача спецпитания
Организация и выдача спецпитания: организовано, выдается молоко в соответствии с постановлением СМ РБ от 27.02.2001 года № 260 «О бесплатном обеспечении работников молоком или равноценными пищевыми продуктами при работе с вредными веществами» и постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ, МЗ РБ от 19 марта 2002 года № 34/12 «Об утверждении перечня вредных веществ, при работе с которыми в профилактических целях показано употребление молока или равноценных пищевых продуктов».
4.2.7 Организация медицинских осмотров
Имеется заключительный акт периодического медицинского осмотра УП «24-ая городская поликлиника спецмедосмотров» работающих от 26.05.2011. Подлежало по уточненным спискам 1 956 человек, в том числе женщин — 641, осмотрено 1514, в том числе женщин — 480, не осмотрено 442 человека процент охвата — 77,4%. В соответствии с рекомендациями заключительного акта периодического медосмотра:
— впервые выявлено с общим заболеванием, препятствующим продолжению работы 342 человека, в том числе 109 женщин;
— нуждаются в дообследовании — 386 чел., из них -115 женщин.
Списки контингентов лиц, подлежащих медосмотру на ОАО «МПЗ» на 2011;2012 годы — имеются.
Профессиональная заболеваемость работающих ОАО «МПЗ»:
— в 2008 году — профессиональных заболеваний работающих не выявлено;
— в 2009 году выявлено 2 случая профессиональных заболеваний — силикоз 2 степени у плавильщика металлов и сплавов, двусторонняя нейросенсорная профессиональная тугоухость у металлизатора ремонтно-механического цеха;
— в 2010 году и 2011 году профессиональных заболеваний работающих не выявлено.
5. Анализ производственного травматизма, обучение и аттестация по охране труда на ОАО «МПЗ»
Состояние производственного травматизма в Обществе за предыдущие три года характеризуется следующими данными:
Таблица 5.1
Год | Количество несчастных случаев | Коэффициент частоты | |
2,1 | |||
4,1 | |||
2,5 | |||
В ОАО «МПЗ» проводится определенная работа, направленная на улучшение и оздоровление условий труда работающим, предупреждение случаев производственного травматизма.
С этой целью с вновь поступающими на работу проводится вводный инструктаж по Программе утвержденной генеральным директором 30.12.2011, а также ежеквартально на рабочих местах проводятся повторные инструктажи по охране труда.
Инструктажи на рабочих местах проводятся по инструкциям по охране труда по профессиям и видам выполняемых работ, разработанным на ОАО «МПЗ» и утвержденным главным инженером. Все инструкции по охране труда приведены в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.
Своевременно проводится обучение и аттестация по охране труда работников, занятых на работах повышенной опасности. Все руководители подразделений, старшие мастера и начальники участков и служб аттестованы по охране труда.
Ежемесячно, согласно утвержденному графику, каждое подразделение Общества комплексно обследуется специально созданной комиссией по состоянию охраны труда. За 1-й квартал 2012 года было проведено комплексное обследование состояния охраны труда в 5-ти подразделениях Общества. Результаты обследования оформлены актами, в которых отмечены все выявленные нарушения по охране труда. Руководителями подразделений на основании актов обследований разработаны планы мероприятий по устранению выявленных нарушений с указанием срока устранения и ответственных лиц. Планы мероприятий контролируются работниками управления охраны труда и окружающей среды, выполнение мероприятий обсуждаются на совещаниях у главного инженера.
Все несчастные случаи, происшедшие в Обществе, рассматривались на комиссии у главного инженера Общества в присутствии руководителей подразделений, старших мастеров, мастеров, начальников участков и служб. Результаты работы комиссии оформлялись протоколом или приказом по Обществу с привлечением к дисциплинарной и материальной ответственности виновных лиц. К дисциплинарной ответственности за нарушение правил и норм по охране труда в 2012 году приказами генерального директора были привлечены 23 руководителя (объявлены выговоры и замечания, применены меры депримирования), в том числе за допущенные несчастные случаи на производстве 7-ми виновным должностным лицам объявлены выговоры. Также за нарушения требований инструкций по охране труда двум рабочим объявлены выговоры, а один рабочий был уволен по п. 7 статьи 42 ТК РБ.
В Обществе разработаны и утверждены Перечни по охране труда в соответствии с действующими нормативными правовыми актами по охране труда. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты разработаны и утверждены Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам ОАО «МПЗ».
В целях информирования работающих в ОАО «МПЗ» специалистами УОТиОС своевременно готовятся приказы и распоряжения по Обществу по охране труда на основании писем и приказов, поступающих от вышестоящих организаций о несчастных случаях, происшедших с тяжёлыми и смертельными исходами на предприятиях Минпрома и Республики Беларусь. Вопросы по охране труда постоянно освещаются в многотиражной газете «ОДИННАДЦАТЬ».
Согласно соглашению по охране труда на 2011 год между ОАО «МПЗ» и профсоюзом, на осуществление планируемых мероприятий по охране труда затрачено 81,6 млн. рублей. На 2012 год запланировано выполнить 17 мероприятий по охране труда, включенных в Коллективный договор, на сумму 375 млн. рублей.
В 2012 году на основании Положения о мерах стимулирования и ответственности за соблюдением работающими обязанностей по охране труда, утвержденного приказом генерального директора от 13.10.2011 № 270, были премированы 15 работников Общества.
травматизм обучение аттестация отчетность
6. Статистическая отчетность организации по охране и условиям труда Анализ состояния условий и охраны труда в ОАО «МПЗ» осуществляется с учетом данных государственной статистической отчетности; аттестации рабочих мест по условиям труда и паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда; документов расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, аварий и инцидентов; предписаний государственных органов надзора и контроля и других документов.
Управление охраны труда и окружающей среды предоставляет отчеты в вышестоящие организации согласно формам 1-Т, 4-ОТ, сведения о состоянии производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в АСМ, 4-ф (гп), справочно-аналитическую информацию по охране труда в Совет Министров.
Государственную статистическую отчетность по форме 4-охрана труда (Минтруда и соцзащиты) «Отчет о выполнении мероприятий действующих республиканской, отраслевых и территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда» (далее — отчет) представляют юридические лица, находящиеся в подчинении (ведении, входящие в состав) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительного комитетов; юридические лица без ведомственной подчиненности — исполнители территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда.
6.1 Пример отчета по форме 4-охрана труда (Минтруда и соцзащиты) за январь-декабрь 2011 год на ОАО «МПЗ»
Полное наименование юридического лица Открытое акционерное общество «Минский подшипниковый завод» Почтовый адрес (фактический) 220 026, г. Минск, ул. Жилуновича, 2 | ||
Регистрационный номер респондента в статистическом регистре (ОКПО) | Учетный номер плательщика (УНП) | |
Таблица 6.1
Наименование показателя | Код строки | Единица измерения | Всего | |
Запланировано средств на выполнение предусмотренных программами мероприятий по: | ||||
техническому перевооружению и модернизации производств | 01 <*> | миллионов рублей <**> | ||
улучшению условий труда работников, снижению воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов | 02 <*> | миллионов рублей <**> | 60,4 | |
Израсходовано средств на выполнение предусмотренных программами мероприятий по: | ||||
техническому перевооружению и модернизации производств | миллионов рублей <**> | |||
улучшению условий труда работников, снижению воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов | миллионов рублей <**> | 81,6 | ||
Количество принятых правил, инструкций и других нормативных правовых актов по охране труда: | ||||
предусмотренных республиканской программой | единиц | ; | ||
предусмотренных отраслевой (территориальной) программой | единиц | ; | ||
Количество организаций, внедривших систему управления охраной труда (далее — СУОТ), — всего | единиц | ; | ||
внедривших СУОТ в соответствии с СТБ 18 001 | единиц | ; | ||
из них сертифицировали СУОТ на соответствие СТБ 18 001 | единиц | ; | ||
внедривших СУОТ на основании OHSAS 18 001 | единиц | ; | ||
из них сертифицировали СУОТ на соответствие OHSAS 18 001 | единиц | ; | ||
Количество подготовленных и изданных: | ||||
методических, справочных пособий | единиц | ; | ||
киновидеофильмов | единиц | ; | ||
плакатов по охране труда | единиц | ; | ||
Численность специалистов, которые прошли переподготовку (на базе высшего образования) по специальности «Охрана труда» | человек | ; | ||
Численность работников, повысивших квалификацию по вопросам охраны труда, — всего | человек | |||
В том числе: | ||||
руководители и специалисты | человек | |||
рабочие | человек | |||
Количество проведенных семинаров по вопросам охраны труда | единиц | ; | ||
Численность работников, принявших участие в семинарах | человек | ; | ||
Количество выступлений на радио, телевидении, публикаций в печатных СМИ | единиц | |||
Количество оборудованных кабинетов по охране труда | единиц | |||
Количество созданных центров по охране труда | 23 <***> | единиц | ; | |
Количество созданных базовых организаций по охране труда | 24 <***> | единиц | ; | |
Количество организаций, принявших участие в смотре-конкурсе на лучшую организацию работы по охране труда | 25 <***> | единиц | ; | |
Численность потерпевших при несчастных случаях на производстве — всего | человек | |||
Из них со смертельным исходом | человек | |||
Количество рабочих мест на начало года — всего | 28 <****> | единиц | ||
Из них с вредными и (или) опасными условиями труда | 29 <****> | единиц | ||
Количество рабочих мест, приведенных в соответствие с требованиями санитарно-гигиенических нормативов | единиц | ; | ||
Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда | единиц | |||
Списочная численность работников на начало года — всего | 32 <****> | человек | ||
Из них занятых с вредными и (или) опасными условиями труда | 33 <****> | человек | ||
Численность работников, условия туда которых приведены в соответствие с требованиями гигиенических нормативов | человек | ; | ||
Численность работников, условия труда которых улучшены | человек | |||
Таблица 6.2 (человек)
Наименование показателя | код строки | Всего | Из них женщин | |
А | Б | |||
Численность работников, занятых в условиях воздействия: | ||||
повышенного уровня шума | ||||
повышенного уровня вибрации | ||||
повышенных концентраций вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны: | ||||
запыленности (пыли, аэрозоли) | ||||
загазованности (пары, газы) | ||||
повышенного уровня неонезирующих полей и излучений (в том числе лазерное и ультрафиолетовое) | ||||
повышенного уровня ионизирующего излучения | ||||
прочих вредных производственных факторов | ||||
Численность работников, занятых тяжелым физическим трудом | ||||
Численность работников, занятых напряженным трудом | ||||
<*> Раздел II заполняется только в отчете за январь — декабрь.
Тблица 6.3 (человек)
Наименование показателя | код строки | Всего | Из них женщин | |
А | Б | |||
Численность работников, которые пользуются компенсациями по условиям труда | ||||
Численность работников, которым предоставляется право на: | ||||
дополнительный отпуск | ||||
сокращенную продолжительность рабочего времени | ||||
бесплатное обеспечение лечебнопрофилактическим питанием | ; | ; | ||
бесплатное обеспечение молоком или равноценными пищевыми продуктами | ||||
оплату труда в повышенном размере | ||||
пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда: | ||||
по Списку № 1 | ||||
по Списку № 2 | ||||
по перечню текстильных производств и профессий работниц текстильного производства | ; | ; | ||
Таблица 6.4 Справочная информация
Сведения о ходе разработки и совершенствования отраслевых и территориальных СУОТ, других выполненных мероприятиях, не предусмотренных в отчете, причинах невыполнения запланированных мероприятий и показателей, предусмотренных в программе: | |
6.2 Пример отчета о состоянии производственного травматизма и профессиональной заболеваемости за январь-декабрь 2011 года на ОАО «МПЗ»
Таблица 6.5
Период отчетности | Среднесписочная численность работающих | Количество несчастных случаев | Число дней нетрудоспособности | Кч | Кт | Выплата единовр. компенсаций в соответствии с тар. согл. и колдоговор, тыс.руб. | Проф. забол. всего | Выполнение соглашений по охране труда колдоговора. Количество мероприятий | |||||
Всего | Смертельных | Тяжелых | С инвисх. | План | Факт | ||||||||
2011 г. | ; | 2,53 | 18,7 | ; | ; | ||||||||
2010 г. | ; | ; | 4,1 | 29,6 | ; | ; | |||||||
Количество несчастных случаев, оформленных актом формы НП за год: | |||||||||||||
2011 г. ___1 ___ | 2010 г. ___нет___ | ||||||||||||
со смертельным исходом___1___ | со смертельным исходом___0___ | ||||||||||||
с тяжелым исходом___0___ | с тяжелым исходом___0___ | ||||||||||||
Также в отчете предоставляются сведения о произошедших несчастных случаях с указанием обстоятельств, причин и степени вины пострадавшего согласно таблице:
Таблица 6.6
№ п/п | Номер акта ф. Н-1, дата утверждения | ФИО, профессия, должность (муж., жен.) | Обстоятельства н/с (кратко). Тяжесть травмы | Причина н/с. Состояние алкогольного опьянения (был, не был) | Степень вины потерпевшего в % | Примечание | |
6.3 Пример отчета о численности потерпевших при несчастных случаях на производстве за январь-декабрь 2011 года на ОАО «МПЗ»
Таблица 6.5
Полное наименование юридического лица Открытое акционерное общество «Минский подшипниковый завод» Полное наименование обособленного подразделения юридического лица _____________________ ____________________________________________________________________________________ Почтовый адрес (фактический) 220 026, г. Минск, ул. Жилуновича, 2 Электронный адрес (www, e-mail) [email protected] | ||||
Учетный номер плательщика (УНП) | ||||
Наименование показателя | Единица измерения | Номер строки | Всего | |
А | Б | В | ||
Численность потерпевших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом — всего | человек | |||
Из них: | ||||
женщины | человек | |||
работники в возрасте до 18 лет | человек | ; | ||
находились в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения | человек | ; | ||
Из строки 01 — численность потерпевших со смертельным исходом | человек | |||
Из них: | ||||
женщины | человек | ; | ||
работники в возрасте до 18 лет | человек | ; | ||
находились в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения | человек | ; | ||
Число человеко-дней нетрудоспособности у потерпевших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, временная нетрудоспособность которых закончилась в отчетном году | человеко-дней | |||
Из них: | ||||
женщины | человеко-дней | |||
работники в возрасте до 18 лет | человеко-дней | ; | ||
Контрольная сумма (сумма строк с 01 по 11) <*> | человеко-дней | |||
Также согласно Республиканской целевой программе по улучшению условий и охраны труда на 2011 — 2015 годы предоставляется отчет о ходе выполнения государственной программы где указываются капитальные вложения на выполнение программы в миллионах рублей согласно плана финансирования с указанием фактически выделенных средств и фактически освоенных.
Выводы по результатам стажировки Основной целью УОТиОС на ОАО «МПЗ» является создание здоровых и безопасных условий труда работников путем сведения к минимуму причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, аварий и инцидентов на производственных объектах насколько это обосновано и практически осуществимо с учетом требований СТБ 18 001−2009 и характером деятельности ОАО «МПЗ».
Анализируя выполненную работу видно, что производство является травмоопасным. Достаточно остро стоит проблема по улучшению условий труда работающих. Путем внедрения мероприятий по охране труда установлено, что в производственных условиях цехов, применяя ряд мероприятий по улучшению условий труда работающих, можно добиться значительного улучшения по обеспечению их безопасными и комфортными рабочими местами.
В целях информирования работающих в ОАО «МПЗ» специалистами УОТиОС своевременно готовятся приказы и распоряжения по Обществу по охране труда на основании писем и приказов поступающих от вышестоящих организаций о несчастных случаях, происшедших с тяжёлыми и смертельными исходами на предприятиях Минпрома и Республики Беларусь. Вопросы по охране труда постоянно освещаются в многотиражной газете «ОДИННАДЦАТЬ». Созданы уголки по охране труда в подразделениях. Приобретены более 500 плакатов по охране труда и размещены в уголках и доступных для ознакомления местах.
В настоящий момент издан приказ генерального директора, согласно которого будет продолжена работа по разработке и внедрению в Обществе СУОТ на соответствие требований СТБ 18 001−2009. Разработана Программа мероприятий по внедрению в Обществе СУОТ. Срок окончания данных работ намечен на июнь 2012 года.
Действующие стандарты предприятия перерабатываются и актуализируются в разрезе внедрения в Обществе СУОТ на соответствие требований СТБ 18 001−2009.
В ОАО «МПЗ» проводится определенная работа, направленная на улучшение и оздоровление условий труда работающим, предупреждение случаев производственного травматизма.
С этой целью с вновь поступающими на работу проводится вводный инструктаж, а также ежеквартально всем рабочим на рабочих местах проводятся повторные инструктажи по охране труда. Инструктажи на рабочих местах проводятся по инструкциям по охране труда по профессиям и видам выполняемых работ, разработанным на ОАО «МПЗ» и утвержденным главным инженером. Периодичность проведения инструктажей соблюдается (не реже 1 раза в 6 месяцев) и проводится ежеквартально согласно утвержденного стандарта организации. Все инструкции по охране труда (257 шт.) приведены в соответствии с требованиями «Инструкции о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг)», утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 176.
Своевременно проводится обучение и аттестация по охране труда рабочих, занятых на работах повышенной опасности. Все руководители подразделений, старшие мастера и начальники участков и служб аттестованы по охране труда. Ежемесячно, согласно утвержденному графику, каждое подразделение Общества комплексно обследуются специально созданной комиссией по состоянию охраны труда.
Нарушения законодательства об охране труда, выявленные в ходе проверок надзорных организаций устраняются в полном объеме и в установленные сроки.
В Обществе разработаны и утверждены Перечни по охране труда в соответствии с действующими нормативными правовыми актами по охране труда. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты разработаны и утверждены Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам ОАО «МПЗ». Приказом генерального директора создана Комиссия по контролю качества поступающих в ОАО «МПЗ» средств индивидуальной защиты.
1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 № 2875-XII (ред. от 17.11.2004).
2. Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356−3 «Об охране труда».
3. Трудовой Кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З (ред. от 19.07.2005) — Мн.: Амалфея, 2008.
4. ЭБД Консультант плюс (Беларусь).
5. Системы управления охраной труда. Требования: СТБ 18 001−2009. — Минск: Госкомитет по стандартизации: БелГИСС, 2009. — 24 с.
6. Межотраслевые общие правила по охране труда: постановление МТиСЗ Респ. Беларусь, 3 июня 2003 г., № 70 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2003. — № 87. — 8/9818.
.ur