Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система охраны труда на предприятии

ОтчётПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государственную статистическую отчетность по форме 4-охрана труда (Минтруда и соцзащиты) «Отчет о выполнении мероприятий действующих республиканской, отраслевых и территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда» (далее — отчет) представляют юридические лица, находящиеся в подчинении (ведении, входящие в состав) республиканских органов государственного управления и иных… Читать ещё >

Система охраны труда на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

СОДЕРЖАНИЕ Введение

1. Структура, производственные объекты, производственное оборудование и рабочие места ОАО «МПЗ»

2. Основные технологические и производственные процессы

3. Система охраны труда на ОАО «МПЗ»

4. Деятельность структурных подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда

4.1 Мероприятия по охране труда в Коллективный договор между ОАО «МПЗ» и профсоюзом АСМ ОАО «МПЗ» на 2012 год

4.2 Гигиенические требования к размещению, содержанию производственных помещений, оборудованию и технологическим процессам

4.2.1 Гигиенические требования к вентиляции

4.2.2 Гигиенические требования к освещению

4.2.3 Гигиенические требования к условиям труда женщин

4.2.4 Организация и проведение комплексной гигиенической оценки условий труда

4.2.5 Гигиенические требования по обеспечению работающих средствами индивидуальной защиты

4.2.6 Организация и выдача спецпитания

4.2.7 Организация медицинских осмотров

5. Анализ производственного травматизма, обучение и аттестация по охране труда на ОАО «МПЗ»

6. Статистическая отчетность организации по охране и условиям труда.

6.1 Пример отчета по форме 4-охрана труда (Минтруда и соцзащиты) за январь-декабрь 2011 год на ОАО «МПЗ»

6.2 Пример отчета о состоянии производственного травматизма и профессиональной заболеваемости за январь-декабрь 2011 года на ОАО «МПЗ»

6.3 Пример отчета о численности потерпевших при несчастных случаях на производстве за январь-декабрь 2011 года на ОАО «МПЗ»

Выводы по результатам стажировки

ВВЕДЕНИЕ

Основными задачами стажировки на ОАО «Минский подшипниковый завод» являются:

— ознакомление со структурой, производственными объектами организации, ее основными технологическими и производственными процессами, производственным оборудованием, рабочими местами, продукцией;

— ознакомление с системой охраны труда в организации;

— изучение функций профессиональной деятельности инженера по охране труда организации;

— дублирование выполнения отдельных функций инженера по охране труда организации;

— участие в разработке мероприятий по улучшению условий труда, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний в организации;

— внесение предложений о внедрении передового опыта по безопасности и гигиене труда.

В результате прохождения стажировки необходимо знать:

— структуру управления, производственные объекты и процессы, оборудование организации;

— систему охраны труда в организации;

— функции профессиональной деятельности инженера по охране труда;

— систему управления охраной труда в соответствии с требованиями СТБ-18 001; уметь:

— организовать работу по охране труда в организации;

— внедрять передовой опыт по безопасности и гигиене труда в организации;

— принимать участие в разработке и внедрении системы управления охраной труда в соответствии с требованиями СТБ-18 001.

1. Структура, производственные объекты, производственное оборудование и рабочие места ОАО «МПЗ»

ОАО «Минский подшипниковый завод» является предприятием металлурго — машиностроительного комплекса Республики Беларусь.

Завод специализируется на производстве подшипников качения различных конструктивных групп (шариковых; с игольчатыми и цилиндрическими роликами, включая карданные; роликовые сферические, включая однорядные; роликовые конические; шарнирные) в широком диапазоне размеров — всего около 450 наименований, более 600 типоразмеров.

Для обеспечения технологического процесса на предприятии организованы следующие цеха и участки:

— цех шариковых и игольчатых подшипников (ЦШИП);

— цех производства шариков и роликов (ЦПШиР);

— цеха роликовых подшипников (ЦРП-1 и ЦРП-2);

— термический цех;

— заготовительный цех;

— кузнечный цех;

— сепараторный цех;

— управление механизации, автоматизации и ремонта оборудования (УМАиРО);

— управление инструментального абразивного производства (УИАП);

— производственный участок пластмасс и резинотехнических изделий (ПУПиРТИ);

— управление главного энергетика (УГЭ);

— транспортный цех;

— опытно-экспериментальный участок;

— вспомогательное производство.

Промышленная площадка предприятия расположена в юго-восточной части г. Минска, в крупном промышленном секторе города и граничит на юго-востоке с улицей Жилуновича, на юго-западе, западе и северо-западе — с зеленым массивом парка им. 50-летия Октября, на севере — с промышленной площадкой УП «Минский моторный завод».

Общая площадь ОАО «МПЗ» составляет 38,2 га, из которых около 94% занято производственными зданиями и сооружениями, административно-бытовыми корпусами, твердым покрытием. Открытые территории занимают 2,5 га (6% территории).

2. Основные технологические и производственные процессы Краткая характеристика производственного процесса:

— управление инструментального и абразивного производства — изготовление специального режущего, мерительного, слесарного, вспомогательного, холодно-высадочного инструмента, шлифовальных кругов, холодных и горячих штампов, пресс-форм и другой оснастки с помощью механической обработки металлов. Механическая обработка металла осуществляется на станочном оборудовании, сборка с применением ручного механизированного инструмента, ремонт технологической оснастки, свободная ковка различных заготовок деталей, ковка инструментальных быстрорежущих и легированных сталей, резка металла на ножницах и прессах, газовая резка листа, отжиг, закалка быстрорежущих, высоколегированных и инструментальных сталей, отпуск, цементация, нитроцементация, азотирование, хромирование, оксидирование, химическое травление стали, электрохимическое обезжиривание, заточка (переточка) режущего инструмента для производственных участков основного производства, абразивная очистка поверхностей инструментов от ржавчины, окислов и др., мойка инструмента в ваннах в растворах химических моющих средств.

— управление механизации, автоматизации и ремонта оборудования — выпуск нестандартного оборудования, запасных частей к оборудованию, средств механизации и автоматизации производственных процессов, грузоподъемного оборудования и съемных грузозахватных приспособлений, производственной тары и ремонт оборудования. Применяются процессы литья, механической обработки, сварки, окраски.

— кузнечный цех — производится изготовление поковок из заготовок, под механическую обработку для получения готовых деталей. Технологический процесс изготовления поковок состоит из операций: нагрев заготовок в печах до температуры 1150−1250°С, штамповка нагретых заготовок на прессах и молотах с последующей обрезкой облоя (излишки металла). Для смазки ручьев штампа во время штамповки используется лигносульфанат, разведенный водой. Термическая обработка отштампованных поковок (отжиг), очистки их от окалины и при необходимости последующая подрезка заусенцев, резка на заготовки металлопроката круглого сечения от 60 мм до 250 мм.

— термический цех — цементация шариков, роликов, колец подшипников, закалка в индустриальном масле, отпуск, отжиг и нормализация заготовок, химическая и электрохимическая обработка металлических изделий в водных растворах кислот, щелочей, солей, обезжиривание деталей перед нанесением гальванических покрытий, подготовка поверхностей деталей, нанесение покрытий на поверхность.

— сепараторный цех — литье латунных и алюминиевых трубных заготовок центробежным способом под давлением с использованием литьевых машин выбивка форм, изготовление восковых моделей механическая (токарная, сверлильная, фрезерная) обработка латунных сепараторов, штамповка стальных сепараторов, шайб, колпаков из листа и ленты, травление и оксидирование латунных сепараторов.

— цех производства шариков и роликов — штамповка, токарная, шлифовальная, полировальная обработка шариков и роликов, их травление и дефектоскопия.

— цех роликовых подшипников № 1- токарная, шлифовальная обработка роликосферических и конических колец, сфероупорных подшипников, втулок, гаек, травление и дефектоскопия колец, их промывка в дизельном топливе или масле И8А с присадкой «Асфол-К», консервация в масле индустриальном И-20А с присадкой «Асфол-К», сборка подшипников.

— цех роликовых подшипников № 2 — токарная, шлифовальная обработка роликосферических, конических, направляющих колец, подшипников, травление и дефектоскопия колец, промывка их в дизельном топливе или масле И8А с присадкой «Асфол-К», консервация в масле индустриальном И-20А с присадкой «Асфол-К», а также сборка подшипников.

— цех шариковых и игольчатых подшипников — токарная, шлифовальная обработка игольчатых, шариковых колец, шарнирных подшипников, токарная обработка и прошивка алюминиевых сепараторов, изготовление заготовок карданных подшипников методом холодного выдавливания, промывка колец в дизельном топливе или масле И8А с присадкой «Асфол-К», консервация в масле индустриальном И-20А с присадкой «Асфол-К», шлифование игольчатых роликов, сортировка роликов и сборка подшипников.

— производственный участок пластмасс и резинотехнических изделий — осуществляется производство пластмассовых и резинотехнических изделий на литьевых машинах, гидравлических прессах, сушка изделий в сушильных шкафах.

— управление главного энергетика — в состав входит 5 станций по приготовлению смазочно-охлаждающих жидкостей, компрессорная, котельная, тепловые пункты.

— управление капитального строительства — осуществляется обработка изделий на деревообрабатывающем станочном оборудовании, изготовление изделий из бетонных смесей, другие строительные работы.

3. Система охраны труда на ОАО «МПЗ»

В целях укрепления трудовой дисциплины, работа в области охраны труда и промышленной санитарии ведётся в соответствии с Политикой ОАО «МПЗ» и Системой управления охраной труда, разрабатываемой в соответствии со стандартом Республики Беларусь СТБ 18 001−2009.

Система управления охраной труда представляет собой часть общей системы управления предприятием, предусматривает непрерывный процесс управления всеми видами деятельности, которые направлены на обеспечение охраны труда и управление рисками в области ОТ, связанными с деятельностью предприятия. СУОТ включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, технологии, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, осуществления, анализа и поддержания в рабочем состоянии политики руководства и целей предприятия в области ОТ.

Область применения СУОТ предприятия — проектирование и производство подшипников качения и скольжения.

Политика введена в действие с 17 мая 2010 года, обеспечивается доведение принятой политики до всех работников ОАО «МПЗ» и поддерживается на всех уровнях управления и ее реализации.

По приказу генерального директора от 30.12.2011 № 355 «О разработке, внедрении и сертификации СУОТ в соответствии с требованиями СТБ 18 001−2009» 06 января 2012 года утверждена Программа мероприятий по разработке, внедрению и сертификации Системы управления охраной труда (СУОТ) в соответствии с требованиями СТБ 18 001−2009. Внедрение СУОТ намечено на 01 июня 2012 года.

На ОАО «МПЗ» разработан и действует стандарт предприятия СТП 1.15−2010 «Система менеджмента качества. Система управления окружающей средой. Система управления охраной труда. Контроль состояния культуры производства».

Указанный документ завода устанавливает стандарт проведения мероприятий по обеспечению и контролю соблюдения нормативных документов, содержания производственных, санитарно-бытовых помещений и территории.

4. Деятельность структурных подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда На предприятии на 2010;2013 годы был разработан план мероприятий по улучшению условий труда и санитарно-бытового обеспечения работающих, выполнено 19 мероприятий плана.

Примеры основных выполненных мероприятий:

В результате выполненных мероприятий за проверяемый период времени улучшены условия труда для 398 человек, в том числе 113 женщин:

— произведено внедрение новых смазочно-охлаждающих жидкостей;

— оборудована комната приема пищи в сепараторном цехе, цехе шариковых игольчатых подшипников;

— приобретено 16 единиц токарных автоматов с ЧПУ для обработки колец роликосферических подшипников с целью ликвидации ручного труда в цехе роликовых подшипников № 1;

— внедрен технологический процесс сборки подшипников 664 907КЕЗ методом обкатки в цехе игольчатых подшипников с целью ликвидации ручной сборки;

— запрещено использование труда женщин в ночных сменах.

4.1. Мероприятия по охране труда в Коллективный договор между ОАО «МПЗ» и профсоюзом АСМ ОАО «МПЗ» на 2012 год Таблица 4.1

№ п/п

Наименование (содержание) мероприятия по охране труда

Этапы выполнения мероприятия

Стоимость выполнения мероприятия

Сроки выполнения мероприятия по каждому этапу

Ответственные за выполнение каждого этапа мероприятия

Ожидаемая социальная эффективность мероприятия, <*>

План, млн.руб.

Фактмлн.руб.

Изготовление автооператора к прессу К 2324<**>

1.1 Выдача заявки на приобретение материалов

1.2 Финансирование

1.3 Приобретение материалов

1.4 Изготовление

24.02.2012

22.03.2012

30.03.2012

31.05.2012

УМАиРО, ЦШИП ФО УМТО УМАиРО

Улучшение условий труда для 2-х работников

Реконструкция системы вытяжной вентиляции на участке цветного литья СЦ<**>

2.1 Изготовление, монтаж и сдача в эксплуатацию

12.03.2012

УГЭ, СЦ

Улучшение условий труда для 18-ти работников

Реконструкция системы освещения на участке фосфатирования СЦ<**>

3.1 Выполнение монтажных работ и сдача в эксплуатацию

12.03.2012

УГЭ, СЦ

Улучшение условий труда для 5-ти работников

Реконструкция АУ-593 с заменой вентилятора на абразивно-алмазном участке

4.1 Выдача техзадания на разработку ПСД

4.2 Разработка ПСД

4.3 Выдача заказов

4.4 Выдача заявок на приобретение материалов и комплектующих

4.5 Финансирование

4.6 Обеспечение материалами и комплектующими

4.7 Выполнение монтажных работ и сдача в эксплуатацию

7,5

07.03.2012

23.03.2012

27.03.2012

02.04.2012

27.04.2012

18.05.2012

29.06.2012

УИАП УГЭ УИАП УГЭ ФО УМТО УГЭ

Улучшение условий труда для 3-х работников

Установка питьевого фонтанчика на участке подготовки и выдачи металла ЗЦ, 2 корпус

5.1 Выдача техзадания на разработку ПСД

5.2 Разработка ПСД

5.3 Выдача заказов

5.4 Выдача заявок на приобретение материалов и комплектующих

5.5 Финансирование

5.6 Обеспечение материалами и комплектующими

5.7 Выполнение монтажных работ и сдача в эксплуатацию

07.03.2012

22.03.2012

29.03.2012

06.04.2012

27.04.2012

18.05.2012

15.06.2012

ЗЦ УГЭ ЗЦ, УГЭ ЗЦ, УГЭ ФО УМТО УГЭ, УКС, ЗЦ

Улучшение питьевого режима для 32-х работников

Установка приборов контроля температуры охлаждающей воды индуктора на плавильных печах ИСТ-0,4

6.1 Выдача заявок на приобретение материалов и комплектующих

6.2 Финансирование

6.3 Обеспечение материалами и комплектующими

6.4 Выполнение монтажных работ и сдача в эксплуатацию

5,1

07.03.2012

13.04.2012

27.04.2012

31.05.2012

УМАиРО ФО УМТО УГЭ, УМАиРО

Устранение профессиональных рисков для 5 плавильщиков металла и сплавов

Установка питьевого фонтанчика в УМАиРО,

4 корпус

7.1 Выдача техзадания на разработку ПСД

7.2 Разработка ПСД

7.3 Выдача заказов

7.4 Выдача заявок на приобретение материалов и комплектующих

7.5 Финансирование

7.6 Обеспечение материалами и комплектующими

7.7 Выполнение монтажных работ и сдача в эксплуатацию

4,2

07.03.2012

29.03.2012

05.04.2012

09.04.2012

25.04.2012

14.05.2012

18.06.2012

УМАиРО УГЭ УМАиРО УМАиРО ФО УМТО УГЭ, УКС, УМАиРО

Улучшение питьевого режима для 95-ти работников

Проведение ремонта санузла в осях 33−34/Ц второго корпуса

8.1 Выдача техзадания на разработку ПСД

8.2 Разработка ПСД

8.3 Выдача заявок на приобретение материалов и комплектующих

8.4 Финансирование

8.5 Обеспечение материалами и комплектующими

8.6 Выполнение строительных, электромонтажных работ и сдача объекта в эксплуатацию

13.03.2012

25.04.2012

02.05.2012

30.05.2012

15.06.2012

31.07.2012

ЦРП-1

УКС, УГЭ УКС, УГЭ ФО УМТО УКС, ЦРП-1, УГЭ

Улучшение санитарно-гигиени-ческого состояния помещения

Реконструкция загрузочных труб токарных автоматов 1Б265−6К инв. № 513 843, 515 405, КСА6−65, инв.№ 514 974, 514 975

9.1 Выдача техзадания на разработку ПСД

9.2 Разработка ПСД

9.3 Выдача заявок на приобретение материалов и комплектующих

9.4 Финансирование

9.5 Обеспечение материалами и комплектующими

9.6 Выполнение ремонтных работ и сдача в эксплуатацию

13.03.2012

30.03.2012

13.04.2012

18.05.2012

29.06.2012

15.11.2012

ЦПШиР УМАиРО, ЦПШиР УМАиРО ФО УМТО УМАиРО

Улучшение условий труда для 2-х работников за счет снижения уровня шума

Обеспечение работников бесцентрошлифовального участка комнатой приема пищи

10.1 Выдача техзадания на разработку ПСД

10.2 Разработка ПСД

10.3 Выдача заявок на приобретение материалов и комплектующих

10.4 Финансирование

10.5 Обеспечение материалами и комплектующими

10.6 Выполнение строительных, электромонтажных работ и сдача объекта в эксплуатацию

16.03.2012

05.04.2012

09.04.2012

11.05.2012

29.06.2012

22.10.2012

ЦПШиР УГЭ, УКС УГЭ, УКС, ЦПШиР ФО УМТО УГЭ, УКС, ЦПШиР

Улучшение санитарно-бытовых условий для 50-ти работников

Установка защитных экранов в кабине машиниста молота

11.1 Выдача техзадания на разработку ПСД

11.2 Разработка ПСД

11.3 Выдача заявок на приобретение материалов и комплектующих

11.4 Финансирование

11.5 Обеспечение материалами и комплектующими

11.6 Изготовление, выполнение монтажных работ и сдача объекта в эксплуатацию

07.03.2012

30.03.2012

06.04.2012

25.05.2012

15.06.2012

22.09.2012

КЦ УМАиРО УМАиРО ФО УМТО УМАиРО, КЦ

Улучшение условий труда для 5-ти работников

Замена ВУ-298 на участке термообработки № 2 ТЦ корпуса № 3 на ВУ-958 с целью повышения эффективности удаления диоксида углерода

11.1 Выдача техзадания на разработку ПСД

11.2 Разработка ПСД

11.3 Выдача заявок на приобретение материалов и комплектующих

11.4 Финансирование

11.5 Обеспечение материалами и комплектующими

11.6 Выполнение монтажных работ и сдача объекта в эксплуатацию

13.03.2012

06.04.2012

13.04.2012

28.05.2012

29.06.2012

17.08.2012

ТЦ УГЭ УГЭ, ТЦ ФО УМТО УГЭ, УКС, ТЦ

Улучшение условий труда для 15-ти работников

Обеспечение работников ЦШИП комнатой приема пищи

13.1 Выдача техзадания на разработку ПСД

13.2 Разработка ПСД

13.3 Выдача заявок на приобретение материалов и комплектующих

13.4 Финансирование

13.5 Обеспечение материалами и комплектующими

13.6 Выполнение строительных, электромонтажных работ и сдача объекта в эксплуатацию

16.03.2012

13.04.2012

20.04.2012

08.06.2012

29.06.2012

17.08.2012

ЦШИП УКС, ЦШИП УКС, ЦШИП ФО УМТО УГЭ, УКС, ЦШИП

Улучшение санитарно-бытовых условий для 100 работников

Проведение ремонта санузла ЦШИП во 2 корпусе, 3 этаж

14.1 Выдача техзадания на разработку ПСД

14.2 Разработка ПСД

14.3 Выдача заявок на приобретение материалов и комплектующих

14.4 Финансирование

14.5 Обеспечение материалами и комплектующими

14.6 Выполнение строительных, электромонтажных работ и сдача объекта в эксплуатацию

16.03.2012

06.04.2012

13.04.2012

08.06.2012

06.07.2012

14.09.2012

ЦШИП УКС, ЦШИП УКС, ЦШИП ФО УМТО УГЭ, УКС, ЦШИП

Улучшение санитарно-гигиени-ческого состояния помещения

Проведение ремонта гардеробного помещения ТрЦ

15.1 Выдача техзадания на разработку ПСД

15.2 Разработка ПСД

15.3 Выдача заявок на приобретение материалов и комплектующих

15.4 Финансирование

15.5 Обеспечение материалами и комплектующими

15.6 Выполнение строительных, электромонтажных работ и сдача объекта в эксплуатацию

16.03.2012

27.04.2012

11.05.2012

19.07.2012

17.08.2012

21.12.2012

ТрЦ УКС, ТрЦ УКС, ТрЦ ФО УМТО УГЭ, УКС, ТрЦ

Улучшение санитарно-гигиени-ческого состояния помещения

Обеспечение работников ТрЦ комнатой приема пищи

16.1 Выдача заявок на приобретение оборудования и инвентаря

16.2 Финансирование

16.3 Обеспечение материалами и комплектующими

16.4 Размещение оборудования и сдача объекта в эксплуатацию

30.03.2012

25.05.2012

29.06.2012

21.09.2012

ТрЦ ФО УМТО ТрЦ

Улучшение санитарно-бытовых условий для 20 работников

Установка питьевого фонтанчика на участке цветного литья СЦ

17.1 Выдача техзадания на разработку ПСД

17.2 Разработка ПСД

17.3 Выдача заявок на приобретение материалов и комплектующих

17.4 Финансирование

17.5 Обеспечение материалами и комплектующими

17.6 Выполнение монтажных работ и сдача в эксплуатацию

4,5

16.03.2012

20.04.2012

04.05.2012

22.06.2012

13.07.2012

12.10.2012

СЦ УГЭ СЦ, УГЭ ФО УМТО УГЭ, УКС, СЦ

Улучшение питьевого режима для 24-х работников

Всего планируется выполнить 17 мероприятий на сумму 375,3 млн. рублей, из них в марте — 2 мероприятия на сумму 65 млн. рублей, в мае — 2 мероприятия на сумму 20,1 млн. рублей, в июне — 3 мероприятия на сумму 15,7 млн. рублей, в июле — 1 мероприятие на сумму 25 млн. рублей, в августе — 2 мероприятия на сумму 45 млн. рублей, в сентябре — 2 мероприятия на сумму 100 млн. рублей, в октябре — 2 мероприятия на сумму 34,5 млн. рублей, в декабре — 1 мероприятие на сумму 50 млн. рублей.

Источник финансирования мероприятий: 2% от фонда оплаты труда (согласно п. 5.2 Коллективного договора).

<*> В графе 8 учитывается социальная эффективность мероприятий, в том числе количество работников, которым улучшаются охрана и (или) условия труда, количество работников, высвобождаемых от работ в опасных и (или) вредных условиях труда, занятых тяжелым физическим трудом, другие показатели.

<**> Мероприятия по охране труда, согласованные по переносу с 2011 года на 2012 год.

4.2 Гигиенические требования к размещению, содержанию производственных помещений, оборудованию и технологическим процессам Соблюдение гигиенических требований к размещению, содержанию производственных помещений, оборудованию и технологическим процессам:

производственные помещения соответствуют технологическим процессам. Размещение на новых площадях, проектирование, реконструкция шлифовального, токарного участков, участка сборки цеха шариковых и игольчатых подшипников, токарного и шлифовального участков конических подшипников цеха роликовых подшипников № 2, токарного участка цеха роликовых подшипников № 1, участка плоской и каленой шлифовки торцов роликов цеха производства шариков и роликов, управления инструментально-абразивного производства, отдельного экспериментального участка согласоваются с органами госсаннадзора.

4.2.1 Гигиенические требования к вентиляции Выполнение гигиенических требований к вентиляции: производственные цеха завода оборудованы системами общеобменной приточно-вытяжной и местной вентиляцией.

Соблюдение периодичности технических и гигиенических испытаний вентиляционных систем: испытания имеющихся вентиляционных установок на заводе проводятся лабораторией химического анализа отдела охраны труда и окружающей среды с периодичностью не реже 1 раза в 3 года (аттестат аккредитации BY-11 202.2.0.0405 от 25.0.1997 года — срок действия до 25.06.2015 года).

По результатам испытаний за 2008;2011 годы, имеющиеся вентиляционные установки исправны и обеспечивают проектную производительность, в то же время, на рабочих местах по результатам лабораторных исследований имеются превышения предельно-допустимых концентраций по химическим веществам.

4.2.2 Гигиенические требования к освещению Соблюдение гигиенических требований к освещению: производственные цеха оборудованы системой естественного и искусственного освещения.

Естественное освещение посредством светоаэрационных фонарей и оконных световых проемов. Искусственная освещенность: общее освещение выполнено лампами ДРЛ, люминесцентными, местное — лампы накаливания, люминесцентные лампы. Несвоевременно проводится замена перегоревших ламп, осветительной арматуры, очистка от производственных загрязнений (управление механизации, автоматизации и ремонта оборудования, заготовительный цех, цех шариковых и игольчатых подшипников, кузнечный цех, цех производства шариков и роликов, цех роликовых подшипников (необходима модернизация общего искусственного освещения).

4.2.3 Гигиенические требования к условиям труда женщин

Соблюдение гигиенических требований к условиям труда женщин (СанПиН 9−72 РБ-98): на предприятии на 2007;2010 годы был разработан и выполнено 8 мероприятий плана из 10 запланированных по оптимизации условий труда женщин, работающих во вредных условиях труда. Основными из них являются: запрещение использование труда женщин в ночных сменах, ремонт комнаты гигиены женщин в сепараторном цехе, ремонт приточно-отопительной системы в производственном корпусе № 2.

Занято женщин на процессах, запрещенных «Списком тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин» (Постановление СМ РБ № 765 от 26.05.2000года) — применяется труд женщин в следующих профессиях, с количеством работающих: нет.

Количество женщин выведенных из тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин за проверяемый период: на предприятии разработан и выполнен график высвобождения женщин с тяжелых и вредных условий в 2009 г.-2010г. В 2009;2010годах высвобождено 5 женщин по профессиям: машинист крана-2 человека, травильщик-2 человека, оператор сушильных установок-1 человек.

Женщины, с момента установления беременности, переводятся на работы не связанные с профессиональной вредностью.

4.2.4 Организация и проведение комплексной гигиенической оценки условий труда

Организация и проведение комплексной гигиенической оценки условий труда: в течение проверяемого периода времени в основных цехах заводов проведена комплексная гигиеническая оценка условий труда.

Всего по предприятию:

— к вредным условиям труда 3 класса 1 степени — 20 профессий, 197/51 чел.

— к вредным условиям труда 3 класса 2 степени — 11 профессий, 52/15 чел.

— к вредным условиям труда 3 класса 3 степени — 12 профессий, 80/2 чел.

— к вредным условиям труда 3 класса 4 степени — нет.

Рисунок 4.1

Наличие и дата согласования плана — графика лабораторного контроля факторов производственной среды: имеется.

Процент нестандартных исследований по факторам производственной среды Таблица 4.2

Наименование

2008 г.

2009 г.

2010 г.

запыленность

16%

51%

24,2%

загазованность

19%

13%

13,2%

шум

33%

36%

48,6%

вибрация

;

;

81,8%

освещенность

45%

46%

45,1%

микроклимат

15%

6%

8,57%

Из числа обследованных лабораторно рабочих мест в 2010 году не отвечает гигиеническим требованиям по шуму — 48,6%, по вибрации — 81,8%, по запыленности — 24,2%; по загазованности — 13,2%; по микроклимату — 8,57%; по освещенности — 45,1%.

Рисунок 4.2

Наличие Программы производственного контроля соблюдения санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий: программа производственного контроля разработана в 2011 году.

4.2.5 Гигиенические требования по обеспечению работающих средствами индивидуальной защиты

Соблюдение гигиенических требований по обеспечению работающих средствами индивидуальной защиты: работающие обеспечены спецодеждой, средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с характером производственной деятельности.

Централизованная стирка спецодежды работающих проводится по графику (2 раза в месяц) в прачечной управления социально-бытового обеспечения. На предприятии функционирует химчистка.

4.2.6 Организация и выдача спецпитания

Организация и выдача спецпитания: организовано, выдается молоко в соответствии с постановлением СМ РБ от 27.02.2001 года № 260 «О бесплатном обеспечении работников молоком или равноценными пищевыми продуктами при работе с вредными веществами» и постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ, МЗ РБ от 19 марта 2002 года № 34/12 «Об утверждении перечня вредных веществ, при работе с которыми в профилактических целях показано употребление молока или равноценных пищевых продуктов».

4.2.7 Организация медицинских осмотров

Имеется заключительный акт периодического медицинского осмотра УП «24-ая городская поликлиника спецмедосмотров» работающих от 26.05.2011. Подлежало по уточненным спискам 1 956 человек, в том числе женщин — 641, осмотрено 1514, в том числе женщин — 480, не осмотрено 442 человека процент охвата — 77,4%. В соответствии с рекомендациями заключительного акта периодического медосмотра:

— впервые выявлено с общим заболеванием, препятствующим продолжению работы 342 человека, в том числе 109 женщин;

— нуждаются в дообследовании — 386 чел., из них -115 женщин.

Списки контингентов лиц, подлежащих медосмотру на ОАО «МПЗ» на 2011;2012 годы — имеются.

Профессиональная заболеваемость работающих ОАО «МПЗ»:

— в 2008 году — профессиональных заболеваний работающих не выявлено;

— в 2009 году выявлено 2 случая профессиональных заболеваний — силикоз 2 степени у плавильщика металлов и сплавов, двусторонняя нейросенсорная профессиональная тугоухость у металлизатора ремонтно-механического цеха;

— в 2010 году и 2011 году профессиональных заболеваний работающих не выявлено.

5. Анализ производственного травматизма, обучение и аттестация по охране труда на ОАО «МПЗ»

Состояние производственного травматизма в Обществе за предыдущие три года характеризуется следующими данными:

Таблица 5.1

Год

Количество несчастных случаев

Коэффициент частоты

2,1

4,1

2,5

В ОАО «МПЗ» проводится определенная работа, направленная на улучшение и оздоровление условий труда работающим, предупреждение случаев производственного травматизма.

С этой целью с вновь поступающими на работу проводится вводный инструктаж по Программе утвержденной генеральным директором 30.12.2011, а также ежеквартально на рабочих местах проводятся повторные инструктажи по охране труда.

Инструктажи на рабочих местах проводятся по инструкциям по охране труда по профессиям и видам выполняемых работ, разработанным на ОАО «МПЗ» и утвержденным главным инженером. Все инструкции по охране труда приведены в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.

Своевременно проводится обучение и аттестация по охране труда работников, занятых на работах повышенной опасности. Все руководители подразделений, старшие мастера и начальники участков и служб аттестованы по охране труда.

Ежемесячно, согласно утвержденному графику, каждое подразделение Общества комплексно обследуется специально созданной комиссией по состоянию охраны труда. За 1-й квартал 2012 года было проведено комплексное обследование состояния охраны труда в 5-ти подразделениях Общества. Результаты обследования оформлены актами, в которых отмечены все выявленные нарушения по охране труда. Руководителями подразделений на основании актов обследований разработаны планы мероприятий по устранению выявленных нарушений с указанием срока устранения и ответственных лиц. Планы мероприятий контролируются работниками управления охраны труда и окружающей среды, выполнение мероприятий обсуждаются на совещаниях у главного инженера.

Все несчастные случаи, происшедшие в Обществе, рассматривались на комиссии у главного инженера Общества в присутствии руководителей подразделений, старших мастеров, мастеров, начальников участков и служб. Результаты работы комиссии оформлялись протоколом или приказом по Обществу с привлечением к дисциплинарной и материальной ответственности виновных лиц. К дисциплинарной ответственности за нарушение правил и норм по охране труда в 2012 году приказами генерального директора были привлечены 23 руководителя (объявлены выговоры и замечания, применены меры депримирования), в том числе за допущенные несчастные случаи на производстве 7-ми виновным должностным лицам объявлены выговоры. Также за нарушения требований инструкций по охране труда двум рабочим объявлены выговоры, а один рабочий был уволен по п. 7 статьи 42 ТК РБ.

В Обществе разработаны и утверждены Перечни по охране труда в соответствии с действующими нормативными правовыми актами по охране труда. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты разработаны и утверждены Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам ОАО «МПЗ».

В целях информирования работающих в ОАО «МПЗ» специалистами УОТиОС своевременно готовятся приказы и распоряжения по Обществу по охране труда на основании писем и приказов, поступающих от вышестоящих организаций о несчастных случаях, происшедших с тяжёлыми и смертельными исходами на предприятиях Минпрома и Республики Беларусь. Вопросы по охране труда постоянно освещаются в многотиражной газете «ОДИННАДЦАТЬ».

Согласно соглашению по охране труда на 2011 год между ОАО «МПЗ» и профсоюзом, на осуществление планируемых мероприятий по охране труда затрачено 81,6 млн. рублей. На 2012 год запланировано выполнить 17 мероприятий по охране труда, включенных в Коллективный договор, на сумму 375 млн. рублей.

В 2012 году на основании Положения о мерах стимулирования и ответственности за соблюдением работающими обязанностей по охране труда, утвержденного приказом генерального директора от 13.10.2011 № 270, были премированы 15 работников Общества.

травматизм обучение аттестация отчетность

6. Статистическая отчетность организации по охране и условиям труда Анализ состояния условий и охраны труда в ОАО «МПЗ» осуществляется с учетом данных государственной статистической отчетности; аттестации рабочих мест по условиям труда и паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда; документов расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, аварий и инцидентов; предписаний государственных органов надзора и контроля и других документов.

Управление охраны труда и окружающей среды предоставляет отчеты в вышестоящие организации согласно формам 1-Т, 4-ОТ, сведения о состоянии производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в АСМ, 4-ф (гп), справочно-аналитическую информацию по охране труда в Совет Министров.

Государственную статистическую отчетность по форме 4-охрана труда (Минтруда и соцзащиты) «Отчет о выполнении мероприятий действующих республиканской, отраслевых и территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда» (далее — отчет) представляют юридические лица, находящиеся в подчинении (ведении, входящие в состав) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительного комитетов; юридические лица без ведомственной подчиненности — исполнители территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда.

6.1 Пример отчета по форме 4-охрана труда (Минтруда и соцзащиты) за январь-декабрь 2011 год на ОАО «МПЗ»

Полное наименование юридического лица Открытое акционерное общество «Минский подшипниковый завод»

Почтовый адрес (фактический) 220 026, г. Минск, ул. Жилуновича, 2

Регистрационный номер респондента в статистическом регистре (ОКПО)

Учетный номер плательщика (УНП)

Таблица 6.1

Наименование показателя

Код строки

Единица измерения

Всего

Запланировано средств на выполнение предусмотренных программами мероприятий по:

техническому перевооружению и модернизации производств

01 <*>

миллионов рублей <**>

улучшению условий труда работников, снижению воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов

02 <*>

миллионов рублей <**>

60,4

Израсходовано средств на выполнение предусмотренных программами мероприятий по:

техническому перевооружению и модернизации производств

миллионов рублей <**>

улучшению условий труда работников, снижению воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов

миллионов рублей <**>

81,6

Количество принятых правил, инструкций и других нормативных правовых актов по охране труда:

предусмотренных республиканской программой

единиц

;

предусмотренных отраслевой (территориальной) программой

единиц

;

Количество организаций, внедривших систему управления охраной труда (далее — СУОТ), — всего

единиц

;

внедривших СУОТ в соответствии с СТБ 18 001

единиц

;

из них сертифицировали СУОТ на соответствие СТБ 18 001

единиц

;

внедривших СУОТ на основании OHSAS 18 001

единиц

;

из них сертифицировали СУОТ на соответствие OHSAS 18 001

единиц

;

Количество подготовленных и изданных:

методических, справочных пособий

единиц

;

киновидеофильмов

единиц

;

плакатов по охране труда

единиц

;

Численность специалистов, которые прошли переподготовку (на базе высшего образования) по специальности «Охрана труда»

человек

;

Численность работников, повысивших квалификацию по вопросам охраны труда, — всего

человек

В том числе:

руководители и специалисты

человек

рабочие

человек

Количество проведенных семинаров по вопросам охраны труда

единиц

;

Численность работников, принявших участие в семинарах

человек

;

Количество выступлений на радио, телевидении, публикаций в печатных СМИ

единиц

Количество оборудованных кабинетов по охране труда

единиц

Количество созданных центров по охране труда

23 <***>

единиц

;

Количество созданных базовых организаций по охране труда

24 <***>

единиц

;

Количество организаций, принявших участие в смотре-конкурсе на лучшую организацию работы по охране труда

25 <***>

единиц

;

Численность потерпевших при несчастных случаях на производстве — всего

человек

Из них со смертельным исходом

человек

Количество рабочих мест на начало года — всего

28 <****>

единиц

Из них с вредными и (или) опасными условиями труда

29 <****>

единиц

Количество рабочих мест, приведенных в соответствие с требованиями санитарно-гигиенических нормативов

единиц

;

Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда

единиц

Списочная численность работников на начало года — всего

32 <****>

человек

Из них занятых с вредными и (или) опасными условиями труда

33 <****>

человек

Численность работников, условия туда которых приведены в соответствие с требованиями гигиенических нормативов

человек

;

Численность работников, условия труда которых улучшены

человек

Таблица 6.2 (человек)

Наименование показателя

код строки

Всего

Из них женщин

А

Б

Численность работников, занятых в условиях воздействия:

повышенного уровня шума

повышенного уровня вибрации

повышенных концентраций вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны:

запыленности (пыли, аэрозоли)

загазованности (пары, газы)

повышенного уровня неонезирующих полей и излучений (в том числе лазерное и ультрафиолетовое)

повышенного уровня ионизирующего излучения

прочих вредных производственных факторов

Численность работников, занятых тяжелым физическим трудом

Численность работников, занятых напряженным трудом

<*> Раздел II заполняется только в отчете за январь — декабрь.

Тблица 6.3 (человек)

Наименование показателя

код строки

Всего

Из них женщин

А

Б

Численность работников, которые пользуются компенсациями по условиям труда

Численность работников, которым предоставляется право на:

дополнительный отпуск

сокращенную продолжительность рабочего времени

бесплатное обеспечение лечебнопрофилактическим питанием

;

;

бесплатное обеспечение молоком или равноценными пищевыми продуктами

оплату труда в повышенном размере

пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда:

по Списку № 1

по Списку № 2

по перечню текстильных производств и профессий работниц текстильного производства

;

;

Таблица 6.4 Справочная информация

Сведения о ходе разработки и совершенствования отраслевых и территориальных СУОТ, других выполненных мероприятиях, не предусмотренных в отчете, причинах невыполнения запланированных мероприятий и показателей, предусмотренных в программе:

6.2 Пример отчета о состоянии производственного травматизма и профессиональной заболеваемости за январь-декабрь 2011 года на ОАО «МПЗ»

Таблица 6.5

Период отчетности

Среднесписочная численность работающих

Количество несчастных случаев

Число дней нетрудоспособности

Кч

Кт

Выплата единовр. компенсаций в соответствии с тар. согл. и колдоговор, тыс.руб.

Проф. забол. всего

Выполнение соглашений по охране труда колдоговора. Количество мероприятий

Всего

Смертельных

Тяжелых

С инвисх.

План

Факт

2011 г.

;

2,53

18,7

;

;

2010 г.

;

;

4,1

29,6

;

;

Количество несчастных случаев, оформленных актом формы НП за год:

2011 г. ___1 ___

2010 г. ___нет___

со смертельным исходом___1___

со смертельным исходом___0___

с тяжелым исходом___0___

с тяжелым исходом___0___

Также в отчете предоставляются сведения о произошедших несчастных случаях с указанием обстоятельств, причин и степени вины пострадавшего согласно таблице:

Таблица 6.6

№ п/п

Номер акта ф. Н-1, дата утверждения

ФИО, профессия, должность (муж., жен.)

Обстоятельства н/с (кратко). Тяжесть травмы

Причина н/с. Состояние алкогольного опьянения (был, не был)

Степень вины потерпевшего в %

Примечание

6.3 Пример отчета о численности потерпевших при несчастных случаях на производстве за январь-декабрь 2011 года на ОАО «МПЗ»

Таблица 6.5

Полное наименование юридического лица Открытое акционерное общество «Минский подшипниковый завод»

Полное наименование обособленного подразделения юридического лица _____________________

____________________________________________________________________________________

Почтовый адрес (фактический) 220 026, г. Минск, ул. Жилуновича, 2

Электронный адрес (www, e-mail) [email protected]

Учетный номер плательщика (УНП)

Наименование показателя

Единица измерения

Номер строки

Всего

А

Б

В

Численность потерпевших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом — всего

человек

Из них:

женщины

человек

работники в возрасте до 18 лет

человек

;

находились в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения

человек

;

Из строки 01 — численность потерпевших со смертельным исходом

человек

Из них:

женщины

человек

;

работники в возрасте до 18 лет

человек

;

находились в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения

человек

;

Число человеко-дней нетрудоспособности у потерпевших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, временная нетрудоспособность которых закончилась в отчетном году

человеко-дней

Из них:

женщины

человеко-дней

работники в возрасте до 18 лет

человеко-дней

;

Контрольная сумма (сумма строк с 01 по 11) <*>

человеко-дней

Также согласно Республиканской целевой программе по улучшению условий и охраны труда на 2011 — 2015 годы предоставляется отчет о ходе выполнения государственной программы где указываются капитальные вложения на выполнение программы в миллионах рублей согласно плана финансирования с указанием фактически выделенных средств и фактически освоенных.

Выводы по результатам стажировки Основной целью УОТиОС на ОАО «МПЗ» является создание здоровых и безопасных условий труда работников путем сведения к минимуму причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, аварий и инцидентов на производственных объектах насколько это обосновано и практически осуществимо с учетом требований СТБ 18 001−2009 и характером деятельности ОАО «МПЗ».

Анализируя выполненную работу видно, что производство является травмоопасным. Достаточно остро стоит проблема по улучшению условий труда работающих. Путем внедрения мероприятий по охране труда установлено, что в производственных условиях цехов, применяя ряд мероприятий по улучшению условий труда работающих, можно добиться значительного улучшения по обеспечению их безопасными и комфортными рабочими местами.

В целях информирования работающих в ОАО «МПЗ» специалистами УОТиОС своевременно готовятся приказы и распоряжения по Обществу по охране труда на основании писем и приказов поступающих от вышестоящих организаций о несчастных случаях, происшедших с тяжёлыми и смертельными исходами на предприятиях Минпрома и Республики Беларусь. Вопросы по охране труда постоянно освещаются в многотиражной газете «ОДИННАДЦАТЬ». Созданы уголки по охране труда в подразделениях. Приобретены более 500 плакатов по охране труда и размещены в уголках и доступных для ознакомления местах.

В настоящий момент издан приказ генерального директора, согласно которого будет продолжена работа по разработке и внедрению в Обществе СУОТ на соответствие требований СТБ 18 001−2009. Разработана Программа мероприятий по внедрению в Обществе СУОТ. Срок окончания данных работ намечен на июнь 2012 года.

Действующие стандарты предприятия перерабатываются и актуализируются в разрезе внедрения в Обществе СУОТ на соответствие требований СТБ 18 001−2009.

В ОАО «МПЗ» проводится определенная работа, направленная на улучшение и оздоровление условий труда работающим, предупреждение случаев производственного травматизма.

С этой целью с вновь поступающими на работу проводится вводный инструктаж, а также ежеквартально всем рабочим на рабочих местах проводятся повторные инструктажи по охране труда. Инструктажи на рабочих местах проводятся по инструкциям по охране труда по профессиям и видам выполняемых работ, разработанным на ОАО «МПЗ» и утвержденным главным инженером. Периодичность проведения инструктажей соблюдается (не реже 1 раза в 6 месяцев) и проводится ежеквартально согласно утвержденного стандарта организации. Все инструкции по охране труда (257 шт.) приведены в соответствии с требованиями «Инструкции о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг)», утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 176.

Своевременно проводится обучение и аттестация по охране труда рабочих, занятых на работах повышенной опасности. Все руководители подразделений, старшие мастера и начальники участков и служб аттестованы по охране труда. Ежемесячно, согласно утвержденному графику, каждое подразделение Общества комплексно обследуются специально созданной комиссией по состоянию охраны труда.

Нарушения законодательства об охране труда, выявленные в ходе проверок надзорных организаций устраняются в полном объеме и в установленные сроки.

В Обществе разработаны и утверждены Перечни по охране труда в соответствии с действующими нормативными правовыми актами по охране труда. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты разработаны и утверждены Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам ОАО «МПЗ». Приказом генерального директора создана Комиссия по контролю качества поступающих в ОАО «МПЗ» средств индивидуальной защиты.

1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 № 2875-XII (ред. от 17.11.2004).

2. Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356−3 «Об охране труда».

3. Трудовой Кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З (ред. от 19.07.2005) — Мн.: Амалфея, 2008.

4. ЭБД Консультант плюс (Беларусь).

5. Системы управления охраной труда. Требования: СТБ 18 001−2009. — Минск: Госкомитет по стандартизации: БелГИСС, 2009. — 24 с.

6. Межотраслевые общие правила по охране труда: постановление МТиСЗ Респ. Беларусь, 3 июня 2003 г., № 70 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2003. — № 87. — 8/9818.

.ur

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой