Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Щедрин

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

В этом произведении находит отражение универсализм Щедрина в его подходе к жанру частушки: «Частушка, подчеркивает Щедрин, — весьма распространенная форма музыкального быта сельских районов России. Это, пожалуй, самая гибкая, самая «портативная» и подвижная область современного русского народного песенного творчества. Все происходящее в жизни народа — от крупнейших исторических событий… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. «Новая фольклорная волна»: основные черты, представители
  • 2. Творческий путь Родиона Щедрина
  • 3. Отражение тенденций «новой фольклорной волны» в творчестве Родиона Щедрина
    • 3. 1. Первый фортепианный концерт
    • 3. 2. Балет «Конек-Горбунок»
    • 3. 3. Опера «Не только любовь»
    • 3. 4. «Озорные частушки»
  • Заключение
  • Список литературы

Щедрин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В образе главного героя — Ивана, в его лейттеме очевиден музыкальный прообраз пастушеского наигрыша:

В балете используется принцип вариационности, различные народно-песенные истоки, имитация звучания народных инструментов, традиции сказочных опер XIX века (близость образа царя Гороха из «Конька — Горбунка» образу царя Дадона Н. А. Римского — Корсакова, фантатстиаечксая картина «Дно окияна» и аналогичныек образы в «Садко» Римского-Корсакова, и т. п.).

3.3 Опера «Не только любовь»

Опера также относится к ранним образцам творчества Родиона Щедрина. Опера была закончена в 1961 году, ее сюжетной основой стали рассказы Сергея Антонова. Либретто написано В. Катаняном.

Персонажи, оперы — современники Щедрина из колхозного села. Героиня — председатель колхоза Варвара Васильевна — молодая, энергичная, умная и красивая женщина. Она полюбила вернувшегося из города молоденького паренька Володю Гаврилова, жениха односельчанки Наташи. И только сильная воля помогла ей преодолеть это чувство. Сам композитор определил характер оперы как лирический.

В опере, несмотря на лирику и драматизм, жанр частушки занимает очень важное место. Опера открывается хором на основе частушки:

и далее пронизывает мелодии многих номеров оперы, хотя подлинных (цитированных) частушки здесь только три. Щедрин создает собственные мелодии в народном стиле, глубоко проникая в подлинно народные жанры. Фольклорность в опере преломляется через своеобразные гармонии и ритмы, использование полифонических приемов и т. п., т. е. в остро современной стилистике.

Драматизм переживаний главной героини воплощен в имитации народных причетов в песне Варвары Васильевны, и в других номерах, в том числе в финале оперы.

В целом, опера отличается светлым характером, не случайно, такую большую роль в ней заняла любимая Щедрины частушка.

3.4 «Озорные частушки»

Тема частушки находит свое вершинное выражение в концерте для оркестра «Озорные частушки». Это итог первого десятилетия творчества Щедрина. Концерт № 1 для оркестра был написан в 1963 году, В концерте органично сочетаются тенденции эпического симфонизма, и остро субъективное восприятие музыкальных тем и образов.

В этом произведении находит отражение универсализм Щедрина в его подходе к жанру частушки: «Частушка, подчеркивает Щедрин, — весьма распространенная форма музыкального быта сельских районов России. Это, пожалуй, самая гибкая, самая „портативная“ и подвижная область современного русского народного песенного творчества. Все происходящее в жизни народа — от крупнейших исторических событий до интимнейших лирических переживаний — незамедлительно, в тот же день, а то и в ту же минуту (импровизируя на месте) находит свое отражение в частушке».

В «Озорных частушках» сильна тенденция к состязательности (концертный принцип), афоризму музыкальных фраз (лаконичность Щедрин считал одним из основных свойств частушки), вариационность и вариантность в развитии, имитация звучания инструментов (гармошки и т. п.).

Частушечные мотивы подаются максимально концентрировано уже в самом начале (цифра 16):

Резкие и неожиданные смены характеров и типов развития в «озорных частушках» создают тот стремительный темп и особый характер, отличающий данное произведений от других.

В «Озорных частушках» стиль Щедрина обретает законченность и стилевую совершенность.

Заключение

В творчестве Родиона Щедрина пересекаются различные стилевые тенденции, но в раннем стиле основополагающей является тенденция новой фольклорной волны.

В концерте для фортепиано, в балете «конек-Горбунок», опере «Не только любовь» и в «Озорных частушках» — в каждом конкретном случае Щедрин находит свой индивидуальный подход, выявляя в фольклоре то, что ближе его творческим устремлениям и типу мышления.

«Творчество композитора привлекательно именно такой „свободой поступи“. Возникновение новых концепций всегда заставляет композитора находить неожиданные соотношения звукового материала, которые при тщательном рассмотрении оказываются логически оправданными, интересными и убедительными», считает И. Лихачева.

На базе такого творческого подхода Родион Щедрин органично сочетает фольклорный пласт частушек и причетов и остро современный музыкальные выразительные средства.

Список литературы

Лихачева, И. Музыкальный театр Родиона Щедрина. — М.: Советский композитор, 1977.

Прохорова, И. Родион Щедрин: начало пути. — М.: Советский композитор, 1989.

Раабен, Л.Н. О духовном Ренессансе в русской музыке 1960;ых — 1980ых годов. — Спб.: Бланка: Бояныч, 1998.

Тараканов, М. Е. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке (60−70-с годы). — М.: Советский композитор, 1988.

Тараканов, М. Е. Творчество Родиона Щедрина. — М.: Советский композитор, 1980.

Прохорова, И. Родион Щедрин: начало пути. — М.: Советский композитор, 1989. С. 9.

Особенно в 1988 году, к 1000летнему юбилею Крещения Руси.

Кроме того, можно назвать такие произведения, как хоры Е. Голубева, Н. Каретникова; «Литургия» Г. Дмитриева; 6-я («Литургическая») симфония А. Эшпая; симфония «Аллилуйя» для оркестра, органа, солиста и цветовых проекторов С. Губайдулиной; 4ая симфония — ритуал А. Шнитке; Реквием, Stabat Mater на латинском языке, «Ave Maria» А. Караманова; «Dies iraе», «Композиция № 2» Г. Уствольской,; и т. д.

Прохорова, И. Родион Щедрин: начало пути. — М.: Советский композитор, 1989. С. 9.

Подробнее о симфоническом стиле Р. Щедрина см.: Тараканов, М. Е. Творчество Родиона Щедрина. — М.: Советский композитор, 1980. С. 81−83.

Авторская аннотоция к концерту, цит. по: Тараканов, М. Е. Творчество Родиона Щедрина. — М.: Советский композитор, 1980. С. 83.

Лихачева, И. Музыкальный театр Родиона Щедрина. — М.: Советский композитор, 1977. С. 3.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И. Музыкальный театр Родиона Щедрина. — М.: Советский композитор, 1977.
  2. , И. Родион Щедрин: начало пути. — М.: Советский композитор, 1989.
  3. , Л.Н. О духовном Ренессансе в русской музыке 1960-ых — 1980ых годов. — Спб.: Бланка: Бояныч, 1998.
  4. , М.Е. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке (60−70-с годы). — М.: Советский композитор, 1988.
  5. , М.Е. Творчество Родиона Щедрина. — М.: Советский композитор, 1980.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ