Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимодействие учителя с родителями в формировании эстетического вкуса младших школьников

Дипломная Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Организовав игру (в процессе которой дети будут создавать узоры, складывая разрезные картинки, внимательно рассматривая элементы узора, их цвет, композицию), педагог будет способствовать уточнению представлений детей о той или иной росписи. Это поможет им затем в создании узора. Ведь в процессе этой игры у детей будут развиваться восприятие, образное мышление, воображение. Желание правильно… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ДЕТЕЙ
    • 1. 2. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС И ЗАДАЧИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ
    • 1. 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДИКА КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 2. 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
    • 2. 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
      • 2. 3. 1. Цель, задачи, этапы и программы формирования эстетического вкуса младших школьников в условиях взаимодействия учителя с родителями
      • 2. 3. 2. Анализ эффективности формирования эстетического вкуса младших школьников в условиях взаимодействия учителя с родителями
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • БИБЛИОГРАФИЯ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Взаимодействие учителя с родителями в формировании эстетического вкуса младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

У шестнадцати первоклассников (66,7% обследуемых) этетический вкус сформирован на среднем уровне. У четырех первоклассников (16,7% обследуемых) эстетический вкус сформирован на низком уровне. Ни один из первоклассников в марте месяце не имеет очень низко сформированный уровень эстетического вкуса. Рис. 3. Сформированность эстетического вкуса первоклассников в марте 2013

Далее проведем анализ динамики сформированности эстетического вкуса первоклассников в течение учебного года (табл. 3 и рис. 4). Рис. 4. Динамика развития эстетического вкуса первоклассников в течение учебного года

Анализируя результаты экспертных опросов, можно констатировать, что уровень сформированности эстетического вкуса первоклассников изменился. При повторной диагностике у первоклассников не выявлено очень низкой сформированности эстетического вкуса, а на первичной этот уровень был выявлен у 2 обследуемых (8,3%). При повторной диагностике низкий уровень сформированности эстетического вкуса выявлен у 4 обследуемых (16,7%), а на первичном этапе эксперимента — у 12 детей (50%). При повторной диагностике средний уровень сформированности эстетического вкуса выявлен у 16 обследуемых (66,7%), на первичном этапе эксперимента у 10 (41,7%). При повторной диагностике уже были выявлены обследуемые с высоким уровнем сформированности эстетического вкуса — 4 первоклассников (16,3%), при первичной такого уровня у детей нет. Подводя итоги констатирующего этапа эксперимента, можно сделать вывод о том, что анализ традиционной практики работы начальной школы выявил существенные недостатки в формировании эстетического вкуса у первоклассников. Динамика развития эстетического вкуса имеет позитивный характер, но не велика. Учителя владеют понятием эстетический вкус, осознают его значение для личностного развития ребенка, используют различные педагогические средства для его формирования у детей, однако отсутствует взаимодействие с родителями. Также мы можем утверждать, что учителя достаточно успешно формируют эстетический вкус первоклассников. В то же время, проведя констатирующий эксперимент и проанализировав полученные данные, мы можем утверждать, что родители зачастую не задумываются о том что такое эстетический вкус и как его формируют у младших школьников.

Это подтверждается тем фактом, что большинство первоклассников в начале обучения в первом классе имеют низкий уровень сформированности эстетического вкуса, который закладывался семьей. Положительным при этом является тот факт, что большинство родителей (83,3%) выразили желание совместно с учителями участвовать работе по формированию эстетического вкуса их детей. Остальные родители сослались на нехватку времени. Таким образом, результаты констатирующего эксперимента подтвердили наше предположение о необходимости разработки и реализации на практике содержания и методики программы формирования эстетического вкуса младших школьников в условиях взаимодействия учителя с родителями. Наблюдения показали, что характер проводимой с настоящее время работы по формированию эстетического вкуса не в полной мере отвечает интересам и потребностям детей младшего школьного возраста, в частности, на занятиях мало используются игровые методики, не проводятся интегрированные занятия.

2.3. Опытно-экспериментальная работа по формированию эстетического вкуса младших школьников2.

3.1. Цель, задачи, этапы и содержание программы формирования эстетического вкуса младших школьников в условиях взаимодействия учителя с родителями

На основе результатов констатирующего исследования разработана и апробирована на практике программа «Красота. Радость. Творчество». Цель: повышение уровня сформированности эстетического вкуса младших школьников в условиях взаимодействия учителя с родителями. Основные задачи программы «Красота. Радость. Творчество»: 1) Художественно-эстетическое развитие детей.

2) Развитие основ визуального и художественного мышления.

3) Формирование творческих начал в изобразительной практике.

4) Развитие личностной культуры восприятия и эстетического вкуса. Реализации основного содержания работы по программе «Красота. Радость. Творчество» предшествовал подготовительный этап, включавший 2 основных раздела — работу с учителями и работу с родителями.

Подготовительный этап. Раздел 1. Работа с учителями. Цель: формирование теоретической и практической готовности учителей к реализации технологии взаимодействия с родителями в целях эффективного развития эстетического вкуса детей. Работа с учителями проводилась в рамках педагогического совета и была направлена на формирование навыков эффективного взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Для формирования готовности учителей к взаимодействию с родителями нами была использования технология педагогического проектирования. Каждой из 5 групп учителей было предложено разработать и защитить мини-проект по одной из предложенных тем. Сценарий данного педагогического совета представлен в Приложении 2. Раздел 2.

Работа с родителями. Цель: повышение педагогической грамотности родителей, активизация совместного с учителями участия в работе по формированию эстетического вкуса детей. Работа с родителями в свою очередь включала 3 этапа. Первый этап. Цель: обеспечение базовых условий для успешности взаимодействия. его задачи — познакомить родителей с результатами диагностики, важностью формирования развития у детей эстетического вкуса. Работа с родителями проводилась в форме педагогического практикума «Значение детского чтения в формировании эстетического вкуса». Эти вопросы были включены в родительское собрание (см.

Приложение 3).Второй этап. Цель: ознакомление родителей с методикой развития у детей читательских интересов. Работа с родителями проводилась в форме педагогического практикума на тему: «Как развивать читательский интерес ребенка». Вопросы для обсуждения: значение книги в жизни младшего школьника; как развивать читательский интерес ребенка; культура чтения школьника, формирование эстетического вкуса через чтение. В ходе данного этапа работы с родителями использовались: беседы о важности книги в жизни ребенка; значимости правильного выбора книг для развития эстетического вкуса младших школьников. Обсуждались вопросы: Что значит воспитывать у ребенка культуру чтения?

Как научить детей внимательно, вдумчиво читать книги? Широко использовался метод дискуссии в процессе совместного решения педагогических задач (см. Приложение 3).Третий этап. Для родителей проведен Круглый стол на тему «Как развивать интерес ребенка к изобразительному искусству», на котором родителям предложили ряд игр и творческих заданий, в которые можно играть с детьми, а также вопросы, которые помогут обсудить с ребенком картину. Методистом подготовлена информация на стенд в родительский уголок (Приложение 3). Основной этап.

Работа с детьми. Реализация программы"Красота. Радость. Творчество"Основной этап — работа с детьми — реализация программы «Красота. Радость. Творчество"Цель: реализация единого, согласованного индивидуально-ориентированного сопровождения ребенка по развитию у него эстетического вкуса в условиях начальной школы и семьи. Основные задачи — развитие читательских умений обучающихся класса, желания читать; развитие эстетических умений и навыков. Данный этап осуществлялся в двух взаимосвязанных направлениях: фронтальная работа в классе со всеми детьми и индивидуальная работа с ребенком в условиях семьи. Работа учителя с родителями на данном этапе выстраивалась в соответствии с памяткой «Советы родителям».

Работа с детьми проводится учителем в рамках уроков по литературе и изобразительному искусству. Программа содержит 2 раздела: Литература. Изобразительное искусство.Рассматриваем литературу как искусство, которое составляет одну из важнейших разновидностей в системе других искусств: живописи, театра, кино, музыки.

Литература

тесно связана со всеми видами искусства и часто выступает по отношению к ним своеобразной основой. Так, песня, опера и балет связаны с литературными произведениями общими сюжетами и образами. Большое количество картин создано по мотивам мифов, легенд, сказок. Детская литература как вид искусства через слова способна передать жизнь во всей ее полноте и многообразии.

Детская литература — составная часть искусства. В ней образы действительности представлены художественным словом. Ее функции разнообразны, но одна из важнейших — духовно-нравственное и эстетическое воспитание и развитие личности младшего школьника. Она включает произведения фольклора (русского и других народов), произведения русских, советских и современных писателей, а также мировой детской литературы. Предлагаемая программа ориентирована на то, чтобы ввести младшего школьника в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства в тесной связи с другими видами искусства. Основными средствами эстетического воспитания являются природа и искусство. В связи с этим работа по формированию эстетического вкуса детей проводилась также в рамках уроков по изобразительному искусству. Занятия программы включают фрагменты музыкальных произведений.

Музыка в большей степени, чем любой другой вид искусства, доступна ребенку. Учеными доказано, что музыка, непосредственные звуки окружающего мира воздействуют на организм человека и его состояние самым прямым образом, вызывая изменение кровяного давления, частоту пульса, расслабление или напряжение мышц. И чем младше ребёнок, тем более он восприимчив к звукам окружающей среды. Интегрированный характер занятий, включающий дидактические игры, позволяет сделать общение с ребенком и процесс обучения более активным и творческим, так как суть педагогического сотрудничества — деловые, основанные на доверии, взаимном уважении отношения между воспитателем и ребенком. Это взаимодействие взрослого и младшего школьника, в котором воспитатель «не над детьми», а «вместе с ними». Это совместная деятельность взрослого и ребенка. Музыка должна стать радостью повседневной жизни школьника. Для успешной реализации программы необходимо соблюдать следующие методические условия:

Практическим занятиям должны предшествовать подготовительные занятия-беседы.

Педагог должен следовать методу диалога, который является основным в процессе всех видов занятий. Раскрепощая детей, он увлекает их возможностью собственного высказывания, а также сопоставления его с чужим мнением.

Педагог предельно внимателен к ответам детей, развивая которые, он четко следует группе вопросов, относящихся к задачам конкретного урока. Он должен помнить, что «правильных» ответов нет, искусство многомерно в своем содержании, а потому нужно быть терпимым к чужому мнению. Не следует подсказывать и выносить суждения по поводу ответов детей. Нужно дать им полную свободу для выражения и отстаивания своих мыслей и впечатлений.

Желательно вести дневниковые записи занятий, которые дадут возможность педагогу увидеть результат занятия, позволят совершенствовать методику его проведения. Таким образом, особенностью работы по данной программе является диалоговость, взаимодействие взрослого и ребенка в заданном алгоритме. Условия реализации программы. Помещение для занятий должно быть хорошо подготовлено. Освещение при занятиях изобразительной деятельностью — яркое, свет падает слева, при просмотре слайдов необходимо затемнение. Наличие технических средств обучения: музыкальные центры (аудиокассеты, компакт-диски), пластинки, видеокассеты, проекционный фонарь, экран, качественные диапозитивы. Книги по темам занятий, учебные пособия. Каждый учащийся должен иметь реквизит для изодеятельности: бумагу, краски (гуашь, акварель), пластилин и пр. Данные условия обеспечиваются учителями совместно с родителями. Участники программы.Программа «Красота. Радость. Творчество» развивающей направленности рассчитана на младший школьный возраст.

Программа ориентирована на возрастные психофизические особенности и возможности эстетического восприятия детей. Дети, обучающиеся по данной программе, могут не обладать определенными способностями и сформированными интересами. Содержание программы. Раздел 1.

Литература

Учебно — тематический план№пп Тема

Количество часовIВведение11. Знакомство с предметом IIТема 1. Сказки 61. Русские народные сказки2. Волшебные сказки3. Сказки о животныхIIIТема 2. Малые фольклорные жанры41. Потешки, скороговорки2. Пословицы, поговоркиIVТема 3.

Русские былины2VТема 4. Стихотворения3VIТема 5. Рассказы русских писателей4VIIТема 6. Произведения советских писателей и поэтов4Итого24Раздел 2. Изобразительное искусство. Учебно — тематический план№пп Тема

Количество часовIВведение11. Знакомство с предметом IIТема 1 Язык изобразительного искусства51. Цвет в природе и изобразительном искусстве.

2. Линия и форма в природе и изобразительном искусстве.

3. Фактура в природе и изобразительном искусстве.

4. Свет и тень в природе и изобразительном искусствеIIIТема 2. Жанры живописи51. Пейзаж2. Портрет3. Натюрморт4. Исторический жанрIVТема 3. Графика2VТема 4.

Древнерусское искусство2VIТема 5. Скульптура3VIIТема 6. Архитектура2VIIIТема 7. Народное искусство4Итого24Содержание ряда занятий представлено в Приложении 4. Отличительной особенностью программы является интегрированный характер занятий и широкое использование игровых методик. В занятия детей включаем разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и подвижные игры. И каждая из них доставляет детям радость. От связи с играми изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает яркий эмоциональный отклик. Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность.

И результат деятельности получается более высоким, так как ребенок не просто рисует, вырезает и наклеивает, лепит, а передает в изображениях образы игры, создает игры (дидактические, настольно-печатные), что способствует развитию его творчества. Важное место занимают дидактические игры с природным содержанием в творчестве детей младшего школьного возраста, они способствуют эстетическому воспитанию. В дидактических играх дети приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов: их цвете, форме, строении, величине и других, необходимых для того, чтобы изобразить предметы в рисунках, лепке, аппликациях. В дидактических играх дети приобретают сенсорный опыт, умение выделять свойства предметов, сравнивая их, выделять сходство и различие. Дидактические игры позволяют в живой, непосредственной форме знакомить детей с разнообразными явлениями, предметами и свойствами: формой, цветом, величиной, изменением пространственного положения предмета и т. п. То, что знакомство это осуществляется в игровой форме, а не в сухом дидактическом занятии, обеспечивает включение произвольных и непроизвольных процессов (последнее особенно важно, так как не вызывает напряжения, возникает по инициативе ребенка, определяется его интересом) восприятия, внимания, памяти. Дидактическая игра используется как интегрированная часть непосредственно перед занятием рисованием, лепкой. Например, рисованию с натуры осенних листьев может предшествовать дидактическая игра «От какого дерева лист». В этом случае, играя, дети лучше рассмотрят разнообразные листья, уточнятся их знания о форме, обведение листьев по контору способствует уточнению представлений детей об их форме, величине и готовит руку к рисованию, обогащается представление о цвете. Важно обратить внимание на оттенки и переходы цвета. В другом случае с дидактической игрой «Составь красивый узор» (разрезные картинки) может быть связано занятие по декоративному рисованию: роспись по мотивам народного декоративного искусства.

Организовав игру (в процессе которой дети будут создавать узоры, складывая разрезные картинки, внимательно рассматривая элементы узора, их цвет, композицию), педагог будет способствовать уточнению представлений детей о той или иной росписи. Это поможет им затем в создании узора. Ведь в процессе этой игры у детей будут развиваться восприятие, образное мышление, воображение. Желание правильно составить узор заставит детей внимательно всматриваться в части узора на картинках, сравнивать их, объединять соответствующие части, выделять растительные мотивы орнамента. Вместе с тем, сами дидактические игры могут стать содержанием изображения. Дети способны изготовить дидактические игры и материалы (чаще всего в рисунках и аппликации: домино, лото, парные картинки). Содержание этих игр может иметь разные варианты: декоративные композиции по мотивам народного искусства — матрешки, гжельская посуда, городецкие доски, предметы и явления природы («От какого дерева лист, вершки и корешки», «Подбери по цвету», «Радуга» и др.). В рисовании, лепке, аппликации дети с удовольствием создают и настольно-печатные игры. Содержанием таких игр может стать произведение детской литературы, например, «Волшебник изумрудного города», «Три поросенка», «Незнайка и его друзья» и другие. Уже участвуя в создании игры, дети в деятельной форме познают и отражают объекты природы и их свойства. В процессе изготовления игр, а затем в самой игре у детей развивается эстетическое восприятие, формируются эстетические представления, образное мышление, воображение.

У детей развиваются когнитивные структуры мозга благодаря активному формированию мыслительных операций анализа, сравнения, уподобления, синтеза, обобщения. И чем большее количество свойств предметов и явлений выделяет ребенок, тем активнее идет процесс развития мышления и когнитивных структур. В дидактических играх легко интегрируются разнообразные содержания, и игра может быть включена в любое занятие, позволяя повысить интерес детей к нему, активизировать их деятельность. Так, в процессе создания игры и в течение самой игры широко использовали художественное слово: загадки, потешки, стихотворения. Это помогало детям эмоционально воспринять и осознать образы, включенные в игру, понять их эстетический характер, способствовало развитию образного мышления, воображения. Таким образом, разработанная и апробированная программа «Красота. Радость. Творчество» нацелена на формирование эстетического вкуса детей младшего школьного возраста, на приобщение их к искусству. Данная образовательная программа развивающей направленности рассчитана на младший школьный возраст.

Программа ориентирована на возрастные психофизические особенности и возможности эстетического восприятия детей.

2.3.

2. Анализ эффективности формирования эстетического вкуса младших школьников в условиях взаимодействия учителя с родителями

После проведения формирующего этапа — опытно-экспериментальной работы, направленной на повышение уровня сформированности эстетического вкуса младших школьников в условиях взаимодействия учителя с родителями, было проведено контрольное исследование по методике экспертных оценок констатирующего эксперимента. В контрольном исследовании принимали участие та же группа детей, которые принимали участие в констатирующем эксперименте. Результаты контрольного исследования сформированности эстетического вкуса младших школьников после проведения развивающей программы представлены в сводной таблице 5. Эти результаты представлены также в виде диаграммы на рисунке 4. Таблица 5Сводная таблица диагностики сформированности эстетического вкуса

Этап исследования

Сформированность эстетического вкуса, кол-во детей

Очень высокая

ВысокаяСредняя

НизкаяОчень низкая

Сентябрь 20 130 050%41,7%8,3Март 2 013 016,7%66,7%16,7%0Июнь 201 316,7%41,7%50%00Из данных, представленных в таблице 5 видно, что динамика развития эстетического вкуса учащихся носит ярко выраженный положительный характер. Так, в условиях взаимодействия учителя с родителями, очень высокий уровень сформированности эстетического вкуса выявлен у двух (16,7%) детей. Высокий уровень сформированности эстетического вкуса выявлен у 10 (41,7%) детей. Средний уровень сформированности эстетического вкуса выявлен у 12 (50%) детей. Низкий и очень низкий уровень сформированности эстетического вкуса не выявлен.Рис. 4. Сформированность эстетического вкуса первоклассников в июне 2013

Следовательно, опираясь на данные таблицы 5, можно утверждать что уровень сформированности эстетического вкуса младших школьников повысился до очень высокого, высокого или среднего. Низкий и очень низкий уровень сформированности эстетического вкуса не показал ни один из обследуемых младших школьников. Далее проиллюстрируем представленные данные о сформированности эстетического вкуса младших школьников на всех этапах исследования и гистограммой (рис. 5).Рис. 5. Динамика сформированности эстетического вкуса младших школьников

Полученные результаты подтверждает метод экспертных оценок. При последней и второй диагностике у первоклассников нет очень низкой сформированности эстетического вкуса (0%), а на первой была у 2 обследуемых (8,3%). При итоговой диагностике низкий уровень сформированности эстетического вкуса не выявлен, при второй диагностике низкий уровень сформированности эстетического вкуса выявлен у 4 обследуемых (16,7%), а на первом этапе эксперимента — у 12 (50%) детей. При итоговой диагностике средний уровень сформированности эстетического вкуса выявлен у 12 обследуемых (50%), при второй диагностике средний уровень сформированности эстетического вкуса выявлен у 16 обследуемых (66,7%), на первой у 10 (41,7%). При итоговой диагностике высокий уровень сформированности эстетического вкуса выявлен у 10 (41,7%) обследуемых, при второй диагностике появились обследуемые с высоким уровнем сформированности эстетического вкуса — 4 первоклассников (16,7%), при первой таких детей не выявлено. При итоговой диагностике появились обследуемые, у которых выявлен очень высокий уровень сформированности эстетического вкуса, при второй и первой диагностиках обследуемых с такими показателями не выявлено. Наблюдения и беседы с учителями показали, что после проведения опытно-экспериментальной работы дети стали проявлять устойчивый интерес и желание к общению с произведениями искусства; стали лучше уметь рассказывать о них, высказывая свою точку зрения грамотным литературным языком, стали лучше замечать красоту окружающего мира, видеть ее в произведениях искусства, разбираться в настроении и поступках окружающих людей, ценить красоту поступков, уметь сопереживать, понимать различные эмоциональные состояния в произведениях искусства. Таким образом, результаты контрольного исследования говорят о значительной положительной динамике сформированности эстетического вкуса младших школьников. Выводы по 2 главе1. В ходе эксперимента диагностика проводилась трижды: в конце сентября 2013 года, в начале марта 2013 года и в начале июня 2013 года, что позволяло выявить динамику развития эстетического вкуса у первоклассников в течение учебного года. Результаты констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод, что учителя владеют понятием эстетический вкус, осознают его значение для личностного развития ребенка, используют различные педагогические средства для его формирования у детей. Однако анализ традиционной практики работы начальной школы выявил существенные недостатки в формировании эстетического вкуса у первоклассников.

Динамика развития эстетического вкуса имеет позитивный характер, но не велика. Также мы можем утверждать, что учителя достаточно успешно формируют эстетический вкус первоклассников, но отсутствует взаимодействие с родителями. Положительным является тот факт, что большинство родителей выразили желание совместно с учителями участвовать работе по формированию эстетического вкуса их детей. 2. Результаты констатирующего эксперимента подтвердили наше предположение о необходимости разработки и реализации на практике содержания и методики программы формирования эстетического вкуса младших школьников в условиях взаимодействия учителя с родителями. Разработанная и апробированная программа «Красота. Радость.

Творчество" нацелена на формирование эстетического вкуса детей младшего школьного возраста, на приобщение их к искусству. Данная образовательная программа развивающей направленности рассчитана на младший школьный возраст. Программа ориентирована на возрастные психофизические особенности и возможности эстетического восприятия детей. На подготовительном этапе проведена работа с учителями и родителями.

3.Проведенное контрольное исследование подтвердило эффективность формирования эстетического вкуса младших школьников в условиях взаимодействия учителя с родителями: в результате проведенной опытно-экспериментальной работы выявлена значительная положительная динамика сформированности эстетического вкуса младших школьников. Подтверждена гипотеза исследования: формирование эстетического вкуса младших школьников будет эффективным при следующих педагогических условиях: обеспечение взаимодействия учителя с родителями в формировании эстетического вкуса младших школьников; осознание учителями и родителями значимости воспитания эстетического вкуса у младших школьников и понимание, какие факторы на него влияют;

соответствие содержания воспитательной работы и используемых средств воспитания возрастным особенностям детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что проблема эстетического воспитания, формирования эстетического вкуса, достаточно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание выступает как одно из важнейших средств превращения нравственных установок развивающейся личности ребенка в образ чувствования жизни и стиль его поведения. Объединение в сознании подрастающего человека этих аспектов в виде целостного эмоционально — рационального отношения к миру служит и залогом, и условием развития гармонической личности. Важная задача эстетического развития — формирование эстетических вкусов и идеалов личности. Это — развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Эстетический вкус младшего школьника является показателем эстетического развития личности ребенка. Эстетический вкус может эффективно формироваться у младших школьников, если процесс его формирования строится на следующих принципах: целенаправленности, систематичности, долговременности, интенсивности, вовлеченности школьников в активную эстетическую деятельность с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Педагогическими условиями эффективного решения задач формирования эстетического вкуса младших школьников в педагогическом процессе являются: ориентация процесса формирования эстетического вкуса на выработку личностных эстетических оценок действительности, природы, произведений искусства и литературных произведений с опорой на социальный опыт ребенка; включение в образовательный процесс творческих задач; оказание педагогической поддержки развитию индивидуальности ребенка через создание эмоционально-комфортной атмосферы на уроках; привлечение для формирования эстетического вкуса младших школьников разностороннего взаимодействия с родителями. В ходе констатирующего эксперимента установлено, что традиционная практика работы начальной школы имеет существенные просчеты в формировании эстетического вкуса первоклассников. Большинство детей приходят в школу с неразвитым эстетическим вкусом. Динамика развития эстетического вкуса первоклассников в течение учебного года является положительной, но не достаточной. Главная причина этого кроется в отсутствии взаимодействия учителей с родителями первоклассников. Учителя начальной школы хорошо понимают, что такое эстетический вкус и как его нужно формировать у младших дошкольников, однако традиционно проводимой работы с детьми явно не достаточно, так как к концу учебного года большинство первоклассников обладают эстетическим вкусом, сформированным лишь на среднем уровне. Разработана и апробирована программа «Красота.

Радость. Творчество", направленная на формирование эстетического вкуса детей младшего школьного возраста, на приобщение их к искусству. Данная образовательная программа развивающей направленности рассчитана на младший школьный возраст. Программа ориентирована на возрастные психофизические особенности и возможности эстетического восприятия детей. На подготовительном этапе была проведена работа с учителями и родителями. Контрольное исследование подтвердило эффективность формирования эстетического вкуса младших школьников в условиях взаимодействия учителя с родителями: в результате проведенной опытно-экспериментальной работы выявлена значительная положительная динамика сформированности эстетического вкуса младших школьников. Подтверждена гипотеза исследования: формирование эстетического вкуса младших школьников будет эффективным при следующих педагогических условиях: обеспечение взаимодействия учителя с родителями в формировании эстетического вкуса младших школьников; осознание учителями и родителями значимости воспитания эстетического вкуса у младших школьников и понимание, какие факторы на него влияют;

соответствие содержания воспитательной работы и используемых средств воспитания возрастным особенностям детей. Тема исследования представляется весьма важной и перспективной. В наше время наблюдается активное изменение в системе эстетических, художественных ценностей. Те ценности, которые формировались на основе классического искусства, литературы заменяются часто низкопробными произведениями т.н. массовой культуры. Дети все чаще всего видят на экранах телевизоров образцы этой быстротекущей художественной культуры, вырабатывающей свои эстетические ценности. Поэтому важна проблема организации такого эстетического развития, воспитания эстетического вкуса, которые бы позволило подрастающему человеку умело сочетать вечные эстетические ценности с теми новыми, которые порождены современной культурой. В ходе данной работы решены все поставленные задачи и достигнута цель исследования. библиография

Аринина Н. Л. Уроки прекрасного. — М.: Просвещение, 2007. — 128 с. Белинский В. Г. ПСС в ХШ т., Т.

4. М.: АН СССР, 1953;1959г. — 675 с. Борев Ю. Б. Эстетика: Учебник. — М.: Высш.

шк., 2002. — 511с. Бычков В. В. Эстетика. ;

М.: Гардарики, 2004. — 556 с. Ванслова Е. Раздвигаем границы эстетического образования // Искусство.

— 2008. — № 2. — С. 28 — 29. Ветлугина И. А. Эстетическое воспитание в детском саду. — М., 1985. -

68с.Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие. — М.: Феникс, 2007. — 441с. Вопросы теории эстетического воспитания.//Под ред. Г. З. Апресяна.

— М.: МГУ, 1970. — 120 с. Воспитание и образование в современной школе: материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных / под.

ред. О. Ю. Елькиной.

Новокузнецк: Искусство Куз

ГПА, 2006. — 349 с. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е. Н. Степанова.

— М.: «Сфера», 2006. — 128с. Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. —

1136 с. Гей Н. К. Искусство слова. О художественности литературы. — М.: Наука, 2007. — 364 с. Герасимов С. А. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С. А. Герасимова. ;

М.-Л., 2000. — С.22−26.Гольдентрихт С. С. О природе эстетического творчества. — М.: Московский ун-т, 2007. — 248 с. Запорожец A.B. Избранные психологические труды. —

М., 1986, т.1 -316 с. Ильина Е. Воспитание искусством // Искусство в школе. — 2009.

— № 1. — С.13 — 15. Ильинская И. П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника // Начальная школа.

— 2009. — № 1. С.

20 — 25. Кант. Собр. соч. в 6-ти т. Т. 5.

— М., 1963. — С.

337−339.Ковалев А. Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. — Минск: Народная асвета, 2009. -

143 с. Коган Л. Н. Художественный вкус. Опыт конкретно — социологического исследования. — М.: Мысль, 1966. — 212 с. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей / Сост.

Т.А. Барышева, В. А. Щекалов. — Д.: Феникс, 2004. — 416 с. Лармин О. В. Эстетический идеал и современность. — М.: МГУ, 2007.

— 155с. Липский В. Н. Эстетическая культура и личность. — М.: Знание, 2007. -

123с.Лихачев Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Педагогика, 2002. — 176 с. Лукьянов Б. Г. В мире эстетики. — М.: Просвещение, 2009. -

192 с. Марченко Е. Восприятие единого эмоционального тона разными видами искусств // Искусство в школе. — 2008. — № 5. ;

С. 69 — 70. Маслова Л. Педагогика искусства: Теория и практика. — Новосибирск: НИПК и ПРО, 1997. — 136 с. Маца И.

Л. Об эстетическом вкусе. — М.: Молодая гвардия, 1963.

— 104с. Мерлин В. С. Очерк психологии личности. -

Пермь: Пермское книжное издательство, 1959. — 172 с. Молчанова А. С. На вкус, на цвет. — М.: Искусство, 2006. — 199 с. Муриан В. М. Эстетический идеал. ;

М.: Искусство, 2006. — 247 с. Неклопочина, Е. Систематизация эстетического опыта младших школьников в процессе взаимодействия видов искусств // Искусство в школе. — 2008. — №

5. — С. 65 — 69. Нурутдинова А. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства на уроках художественного цикла и во внеучебной деятельности // Искусство в школе.

— № 1. — 2007. — С.

64 — 66. Основы эстетического воспитания: пособие для учителя / под ред. Н. А. Кумаева.

М.: Просвещение, 1986. — 240 с. Ребенок в мире культуры / Под общ. ред. Р. М. Чумичевой.

— Ставрополь, 2001. — 558с. Родзинский

Д.Л. Философияввопросахиответах. М.: МПСИ, 2009. — 448 с. Рубакин Н. А. Как и с какой целью читать книги. — М, 1922

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1973. — 469 с. Сагатовский В. Н. Антропологическая целостность: статус и структура (очерки социальной антропологии). — СПб.: АГН, 2007.

— 310 с. Сафронов Б. В. Эстетическое сознание и духовный мир личности. — М.: Знание, 2007. — 96 с. Смольянинов И. Ф. Прекрасное в человеке.

— Л.: Лениздат, 2006. -

38 с. Столович Л. Н. Природа эстетической ценности. — М.: Искусство, 2007. — 271 с. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. — М.

2010. — 207 с. Торшилова Е. М. Интеллектуальное и эстетическое развитие: история, теория, диагностика. — Дубна: Феникс++, 2008.

— 288с. Трацевская, Е. Система интегрированных уроков искусства // Искусство. — 2008.

— № 1. — С. 71 — 74. Урунтаева Г. А. Детская психология. М.: Академия, 2006.

— 368 с. Ушинский К. Д. Сочинения. Т.

9. — М.: Просвещение, 2009. — 528 с. Чернышевский Н. Г. Эстетическое отношение искусства к действительности. -

М: Госполитиздат, 1955. — 223 с. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А.

Беляева и др. — М., 2006. — 447с. Эстетическое воспитание школьников: вопросы теории и методики / под ред.

М. Д. Таборидзе. — М.: Педагогика, 1988. 104 с. Приложения

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Л. Уроки прекрасного. — М.: Просвещение, 2007. — 128 с.
  2. В.Г. ПСС в ХШ т., Т.4.- М.: АН СССР, 1953−1959г. — 675 с.
  3. Ю.Б. Эстетика: Учебник. — М.: Высш. шк., 2002. — 511с.
  4. В. В. Эстетика. — М.: Гардарики, 2004. — 556 с.
  5. Е. Раздвигаем границы эстетического образования // Искусство. — 2008. — № 2. — С. 28 — 29.
  6. И.А. Эстетическое воспитание в детском саду. — М., 1985. — 68с.
  7. В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие. — М.: Феникс, 2007. — 441с.
  8. Вопросы теории эстетического воспитания.//Под ред. Г. З. Апресяна. — М.: МГУ, 1970. — 120 с.
  9. Воспитание и образование в современной школе: материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных / под. ред. О. Ю. Елькиной.- Новокузнецк: Искусство КузГПА, 2006. — 349 с.
  10. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е. Н. Степанова. — М.: «Сфера», 2006. — 128с.
  11. Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
  12. С.А. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С. А. Герасимова. — М.-Л., 2000. — С.22−26.
  13. С.С. О природе эстетического творчества. — М.: Московский ун-т, 2007. — 248 с.
  14. A.B. Избранные психологические труды. — М., 1986, т.1 -316 с.
  15. Е. Воспитание искусством // Искусство в школе. — 2009. — № 1. — С.13 — 15.
  16. И.П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника // Начальная школа. — 2009. — № 1.- С. 20 — 25.
  17. Кант. Собр. соч. в 6-ти т. Т. 5. — М., 1963. — С. 337−339.
  18. А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. — Минск: Народная асвета, 2009. -143 с.
  19. Л.Н. Художественный вкус. Опыт конкретно — социологического исследования. — М.: Мысль, 1966. — 212 с.
  20. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей / Сост. Т. А. Барышева, В. А. Щекалов. — Д.: Феникс, 2004. — 416 с.
  21. О.В. Эстетический идеал и современность. — М.: МГУ, 2007. — 155с.
  22. В.Н. Эстетическая культура и личность. — М.: Знание, 2007. — 123с.
  23. Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Педагогика, 2002. — 176 с.
  24. .Г. В мире эстетики. — М.: Просвещение, 2009. — 192 с.
  25. Е. Восприятие единого эмоционального тона разными видами искусств // Искусство в школе. — 2008. — № 5. — С. 69 — 70.
  26. Л. Педагогика искусства: Теория и практика. — Новосибирск: НИПК и ПРО, 1997. — 136 с.
  27. И. Л. Об эстетическом вкусе. — М.: Молодая гвардия, 1963. ;
  28. с.
  29. В. С. Очерк психологии личности. — Пермь: Пермское книжное издательство, 1959. — 172 с.
  30. А.С. На вкус, на цвет. — М.: Искусство, 2006. — 199 с.
  31. В.М. Эстетический идеал. — М.: Искусство, 2006. — 247 с.
  32. , Е. Систематизация эстетического опыта младших школьников в процессе взаимодействия видов искусств // Искусство в школе. — 2008. — № 5. — С. 65 — 69.
  33. А. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства на уроках художественного цикла и во внеучебной деятельности // Искусство в школе. — № 1. — 2007. — С. 64 — 66.
  34. Основы эстетического воспитания: пособие для учителя / под ред. Н. А. Кумаева.- М.: Просвещение, 1986. — 240 с.
  35. Ребенок в мире культуры / Под общ. ред. Р. М. Чумичевой. — Ставрополь, 2001. — 558с.
  36. Д.Л. Философия в вопросах и ответах. М.: МПСИ, 2009. — 448 с.
  37. Н.А. Как и с какой целью читать книги. — М, 1922.
  38. С.Л. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1973. — 469 с.
  39. В.Н. Антропологическая целостность: статус и структура (очерки социальной антропологии). — СПб.: АГН, 2007. — 310 с.
  40. .В. Эстетическое сознание и духовный мир личности. — М.: Знание, 2007. — 96 с.
  41. И.Ф. Прекрасное в человеке. — Л.: Лениздат, 2006. — 38 с.
  42. Л.Н. Природа эстетической ценности. — М.: Искусство, 2007. — 271 с.
  43. В.А. Духовный мир школьника. — М. 2010. — 207 с.
  44. Е.М. Интеллектуальное и эстетическое развитие: история, теория, диагностика. — Дубна: Феникс++, 2008. — 288с.
  45. , Е. Система интегрированных уроков искусства // Искусство. — 2008. — № 1. — С. 71 — 74.
  46. Г. А. Детская психология. М.: Академия, 2006. — 368 с.
  47. К.Д. Сочинения. Т.9. — М.: Просвещение, 2009. — 528 с.
  48. Н. Г. Эстетическое отношение искусства к действительности. -М: Госполитиздат, 1955. — 223 с.
  49. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М., 2006. — 447с.
  50. Эстетическое воспитание школьников: вопросы теории и методики / под ред. М. Д. Таборидзе. — М.: Педагогика, 1988.- 104 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ