Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проект моделей ювенальных технологий

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Развивающие личность методы адресованы главным образом к нормативно-компенсаторным процессам. В данном случае ребенок рассматривается как субъект воздействия, основное назначение данной группы методов — рост личности. Эффект от использования данных методов достигается относительно медленно, но более устойчив; взаимоотношения внутри группы при использовании данных методов характеризуются… Читать ещё >

Проект моделей ювенальных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методическое оснащение Одним из центральных вопросов, связанных с проведением программ профилактики социальной дезадаптации детей, находящиеся в сложной жизненной ситуации, является вопрос о выборе методов и конкретных приемов психолого-педагогического воздействия. Необходимо отметить тот факт, что данное направление работы с детьми и подростками в настоящее время находится в стадии становления и нельзя говорить о «классических», отработанных методах ведения психокоррекционной работы. Очевидны ограничения методов, накладываемые возрастными и личностными особенностями данных детей и подростков.

В литературе, посвященной работе с детьми и подростками из учреждений социальной защиты, отмечается высокий потенциал использования адаптированных для нужд реабилитации общих психокоррекционных методов. В работе с детьми и подростками наибольший эффект может принести комбинированное использование элементов различных методов психологического воздействия — арттерапии, сказкотерапии, психогимнастики, «классических» дидактических методов и приемов, таких как беседа, дидактические игры и т. д.

Применяемые методы условно можно разделить на три основные группы, развивающиеся по характеру своего воздействия:

— методы, развивающие личность;

— методы манипулятивной стратегии;

— синтетические методы.

Развивающие личность методы адресованы главным образом к нормативно-компенсаторным процессам. В данном случае ребенок рассматривается как субъект воздействия, основное назначение данной группы методов — рост личности. Эффект от использования данных методов достигается относительно медленно, но более устойчив; взаимоотношения внутри группы при использовании данных методов характеризуются партнерством. Единственное «НО» данная группа методов предполагает достаточно длительную работу.

Методы манипулятивного характера (большинство суггестивных методов, поведенческая психотерапая и т. п.) адресованы главным образом к патологическим процессам. При использовании данной группы методов ребенок рассматривается как объект воздействия, цель данной работы — изменение поведения. Данная терапия чаще непродолжительна, результат достигается относительно быстро, но не всегда устойчив; взаимоотношения ведущего и участников характеризуются патернализмом со стороны психолога, принятием на себя ответственности за результат работы.

Синтетические методы используются в работе с глубинными переживаниями, хроническими дистрессовыми записями и симптомами. Использование данных методов наиболее эффективно для саморегуляции подростков, особенно в кризисные моменты, сопряженные с процессами инициации, а также как профилактике «срывов» и рецидивов, рестимуляции дистрессов и посттравматических стрессовых расстройств.

Арттерапия — метод, более точным определением, которого является самовыражение через творчество. Данное направление несет в себе большой потенциал для профилактики и реабилитации социальной дезадаптации, приобщения к ПАВ, ПТСР. В каждом участнике предполагается существование паттернов, направленных на реализацию его предельных творческих возможностей, самоактуализацию, тем самым усилив факторы защиты. Данный метод представляется для детей безопасным способом выражения себя и своих проблем (особенно аутентичное рисование), являясь абсолютно бессознательным процессом.

Сказкотерапия. Само название метода указывает на то, что его основой является использование сказочной формы. Перспективность использования этого метода обусловлена следующим:

— форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, наиболее доступна для восприятия ребенка;

— воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, т.к. «затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру».

Таким образом, возможна практическая реализация работы по формированию внутриличностных, «антинаркотических» барьеров, наличие которых и признается главным защитным фактором по отношению к возможной дезадаптации.

Психогимнастика — метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов, игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации.

Список литературы

.

Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.

Зыков О. В. Ювенальные технологии. Практическое руководство. Москва, 2002. — 352 с.

Клюева, Н. В. Программы социально — психологического тренинга. — Ярославль, 1992. — 278 с.

Сартан Г. Н. Психотренинги для учителей и старшеклассников. — М. Педагогика, 1992. — 428 с.

Социально — психологический диагностико — коррекционный инструментарий. — М., 1993. — 490 с.

Трус, И. Модель социально — педагогического сопровождения подростков с акцентуациями характера // Воспитание школьников. — 2003. — № 3. — С. 26−31.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э. М. Психологическое сопровождение школьников : Учеб. пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
  2. О.В. Ювенальные технологии . Практическое руководство. Москва, 2002. — 352 с.
  3. , Н. В. Программы социально — психологического тренинга. — Ярославль, 1992. — 278 с.
  4. Г. Н. Психотренинги для учителей и старшеклассников. — М. Педагогика, 1992. — 428 с.
  5. Социально — психологический диагностико — коррекционный инструментарий. — М., 1993. — 490 с.
  6. , И. Модель социально — педагогического сопровождения подростков с акцентуациями характера // Воспитание школьников. — 2003. — № 3. — С. 26−31.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ