Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование ключевых компетенций познавательной активности современного подростка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В общем контексте европейских тенденций глобализации Совет Культурной Кооперации (СДСС) среднего… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
    • 1. 1. Содержание понятия «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Особенности развития познавательной активности ребенка в онтогенезе
    • 1. 3. Психологическая характеристика компетентностного подхода в обучении как условия развития познавательной активности современного подростка
    • 1. 4. Проблема формирования ключевых компетенций познавательной активности у современного подростка
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Организация и этапы экспериментального исследования
    • 2. 2. Анализ результатов экспериментального исследования
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА
    • 3. 1. Разработка и апробация программы формирования познавательной активности подростка
    • 3. 2. Обсуждение и анализ результатов экспериментального исследования
  • Выводы по главе

Формирование ключевых компетенций познавательной активности современного подростка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности.

Познавательная активность является высшим проявлением общей активности. Психологические исследования активности представителей школы В. Д. Небылицына, Э. А. Голубева, А. И. Крупнова, Н. С. Лейтес предлагают понимание активности как меры взаимодействия субъекта с окружающей действительностью, которая проявляется как в форме внутренних процессов, так и в форме внешних проявлений, выступая как интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий.

Познавательную активность рассматривают как качество личности, сочетающее в себе умение приобретать новые знания и творчески применять их в различных ситуациях. Проблема познавательной активности в детском, подростковом и юношеском возрасте анализировалась как на теоретическом, так и на экспериментальном уровне в исследованиях отечественных психологов: Д. Б. Богоявленской, Н. С. Лейтес, A.M. Матюшкина, В. А. Петровского, И. А. Петуховой и других.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. В общем контексте европейских тенденций глобализации Совет Культурной Кооперации (СДСС) среднего образования для Европы определил те основные ключевые компетенции, которые в результате образования должны освоить молодые европейцы. Соответственно и цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций, что отмечено в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

Основными принципами концепции являются: обучение как «создание знаний» на основе исследовательского подходаобучение на основе анализа и обработки знанийсовместная деятельность педагога и учащегося по созданию системы знанийсвоевременное и актуальное обучениеприменение различных способов обученияобучение по инициативе с учетом личностных смыслов и личностного опытаорганизация непрерывного обучения.

В настоящее время российская школа сталкивается с нежеланием детей учиться, неумением самостоятельно получать знания, интеллектуальной пассивностью учащихся. Эта проблема может быть решена путем оптимальной организации учебной деятельности, так как в учебной деятельности происходит становление и познавательной активности ученика (Сорокоумова Е. А.).

Одним извозможных путей оптимальной организации учебного процесса мы видим в реализации в общеобразовательной школе компетентностного подхода. Именно этот подход предполагает усвоение подростком не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе, умение применить на практике, способность действовать в различных проблемных ситуациях, что значительно повышает учебную мотивацию и познавательную активность учащихся.

На сегодняшний день в России уже появились значительные научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций: (Л.Ф.Иванова, A.F. Каспржак, А.В. Хуторской). Разработкой данной проблемы занимаются зарубежные (Р. Барнетт, Дж. Равен, В. Вестер и др.) и российские (П.П. Борисов, Н. С. Веселовская, А. Н. Дахин, И. А. Зимняя, Н. А. Переломова, Т. Б. Табарданова, И. Д. Фрумин, Г. А. Цукерман и др.) ученые.

Анализ психолого-педагогических исследований по интересующей нас проблеме показывает, что ключевые компетенции познавательной активности формируются в ведущей деятельности подростков.

Таким образом, компетентностный подход в обучении направлен на максимальный учет личностных особенностей и потребностей ученика, на поддержание его интереса к учебной деятельности, повышения мотивации к знаниям, повышения познавательной активности и возможности практического использования полученных знаний.

В тоже время анализ психологической литературы и существующая педагогическая практика свидетельствуют о том, что в развитии и становлении ключевых компетенций познавательной активности подростков прослеживается целый ряд противоречий:

— между объективными, всевозрастающими требованиями школы к личности подростка и отсутствием целостной теории, раскрывающей механизм развития ключевых компетенций познавательной активности современных подростков;

— между индивидуальными стратегиями педагогов в аспекте владения комплексной процедурой стимулирующей познавательную активность подростков, и объектным стилем взаимодействия и сотрудничества с детьми.

Очевидно, что разрешение изложенных противоречий возможно на основе специального теоретического и практического исследования проблемы развития ключевых компетенций познавательной активности современных подростков. Это обусловило проблему исследовательской работы, суть которой заключается в выявлении, разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке теоретических основ, становления ключевых компетенций познавательной, активности современных подростков.

В теоретическом плане — это проблема исследования ключевых компетенций познавательной активности современных подростков в ведущем виде деятельности.

В практическом плане — это проблема разработки программы формирования ключевых компетенций познавательной активности, способствующей их изменению и амплификации.

В русле решения данных проблем важнейшая роль принадлежит психолого-педагогическому изучению развития ключевых компетенций познавательной активности подростков.

Цель исследования: изучить становление и развитие у школьников ключевых компетенций познавательной активности, а также разработать и апробировать психолого-педагогическую программу и условия, способствующие их эффективному формированию.

Объект исследования: особенности развития познавательной активности современных подростков в учебной деятельности.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования ключевых компетенций познавательной активности современных подростков.

Гипотезы исследования:

1. Ключевые компетенции будут способствовать становлению познавательной активности современных школьников и создавать зону их дальнейшего развития в учебно-воспитательном процессе.

2. Ключевые компетенции познавательной активности включают в себя мотивационный (вызывает активность, побуждает интерес и эмоциональное отношение к деятельности), когнитивный (активизирует знания, умения и навыкивключает механизм, направленный на познание и понимание) и коммуникативный (предполагает взаимодействие и общение, направленное на совместную продуктивную и творческую деятельность всех участников образовательного процесса) компоненты и направлены на познание окружающего мира других людей, самого себя, отношение к этому миру и готовности действовать в новых социальных условиях.

3. Условием формирования ключевых компетенций познавательной активности являются специально организованная учебная деятельность включающая в себя мотивационный и коммуникативный тренинги, содержание учебных предметов (биологического и экологического профиля) и формы организации учебного процесса (сотрудничество между учащимися на основе решения познавательных задач и проблемных ситуаций).

В соответствии с целью и гипотезами были определены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия «познавательная активность» в психолого-педагогических исследованиях.

2. Изучить психологическую характеристику компетентностного подхода в обучении как необходимого условия развития познавательной активности современного подростка.

3. Выявить особенности развития ключевых компетенций познавательной активности в процессе понимания содержания знаний и умений современных подростков.

4. Выявить особенности развития ключевых компетенций познавательной активности в процессе понимания сверстников и самого себя.

5. Разработать и апробировать психолого-педагогическую программу, способствующую эффективному формированию ключевых компетенций познавательной активности у современных подростков и определить условия ее реализации.

6. Проанализировать динамику и оценить эффективность психолого-педагогических условий формирования познавательной активности в подростковом возрасте в учебной деятельности по результатам эксперимента.

Методологические позиции исследования были определены на основе принципиальных положений отечественной педагогики и психологии исследований ученых, занимающихся проблемой познавательной активности детей (Ш.А. Амонашвили, Л. А. Венгер, Д. С. Годовикова, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Т. М. Землянухина, Т. А. Куликова, И .Я. Лернер,.

A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, И. Т. Огородников, М. Н. Скаткин, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и другие) — работ, посвященных изучению различных аспектов формирования познавательной активности детей как важнейшего их личностного образования (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. Г. Морозова, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина и другие) — исследований ученых, в которых познавательная активность и познавательный интерес определяются как составляющие познавательного отношения человека к окружающей действительности (А.К. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев,.

Ш. А. Амонашвили, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, A.M. Матюшкин, Н. Г. Морозова, Е. А. Сорокоумова и другие).

Отметим общий большой вклад в разработку проблем компетентности, зарубежных (Р. Уайта, Дж. Равена, Н. Хомского и других) и отечественных исследователей (Л.П. Алексеевой, И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Л. А. Петровской, Г. И. Сивковой, Т. М. Сорокиной, Н. С. Шаблыгиной и других).

Методы исследования: изучение и анализ теоретических иприкладных исследований в • области возрастной, педагогической, и социальной психологии и педагогикитеоретико-прикладное моделирование программы экспериментального изучения формирования ключевых компетенций познавательной активности у подростковметод констатирующего и формирующего экспериментовколичественный и качественный прямой и сравнительный анализ полученных фактических данных экспериментального исследования.

В качестве эмпирических методов применялись констатирующий и формирующий эксперименты, статистическое и динамическое наблюдениебеседа, психодиагностические методики, методы математической статистики.

Достоверность исследования обеспечивалась применением апробированного инструментария, вариативностью констатирующего эксперимента, адекватного предмету, цели и задачам исследования, качественным и количественным анализом эмпирического материала, подтвержденного статистическими расчетами, значительной количественной выборкой испытуемых подростков.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые: -конкретизировано и дополнено понятие «познавательная активность современных подростков», которое мы рассматриваем как качественную динамическую характеристику субъекта учебной деятельности, направленную на познание окружающего мира, других людей и самого себя, опосредованную взаимодействием со сверстниками и включающую в себя совокупность ключевых компетенций. В качестве главных или основных компетенций мы выделяем мотивационные (вызывает активность, побуждает интерес и эмоциональное отношение к деятельности), когнитивные (активизирует знания, умения и навыкивключает механизм, направленный на познание и понимание) и коммуникативные (предполагает взаимодействие и общение, направлены на совместную продуктивную и творческую деятельность, всех участников образовательного процесса). Ключевые компетенции познавательной активности направлены на познание окружающего мира других людей, самого себя, отношение к этому миру и готовности действовать в новых социальных условиях;

— выявлены психологические компоненты познавательной активности (мотивационпые, когнитивные и коммуникативные), соответствующие современной социокультурной ситуации развития подростков;

— определены и экспериментальным путем апробированы психолого-педагогические условия, способствующие формированию ключевых компетенций познавательной активности у современных подростков в учебной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается:

— в расширении научного представления о психологических составляющих ключевых компетенций познавательной активности у современных подростков (мотивационных, когнитивных и коммуникативных компонентов);

— в обогащении психолого-педагогических исследований разработкой решения одной из актуальных проблем, связанных с развитием и формированием ключевых компетенций познавательной активности у современных подростков;

— в разработке и апробации диагностической системы, направленной на изучение ключевых компетенций познавательной активности у современных подростков в образовательном процессе школы.

Результаты исследования способствуют раскрытию механизма s развития познавательной активности современного подростка в учебной деятельности. к.

Разработанная и апробированная психолого-педагогическая программа, способствующая формированию ключевых компетенций познавательной активности подростков, является реальной предпосылкой обновления содержания образовательных программ в школе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты реализованы в учебно-воспитательном процессе ГОУ СОШ № 997, № 998, № 999, № 1034, № 1929, № 1587 района Братеево Южного округа города Москвы и способствовали решению проблемы формирования ключевых компетенций познавательной активности подростковразработанная психолого-педагогическая программа может быть применена для формирования ключевых компетенций познавательной активности подростков в образовательном процессе других школ, полученные данные позволили обновить содержание работы школьной психологической службы с целью повышения уровня педагогического мастерства.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у субъекта деятельности развиваются способности, активизируется познавательная активность и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы — от бытовых, до производственных и социальных.

2. Освоение ключевых компетенций предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер, стимулирующий познавательную активность подростков.

3. Субъекты образовательного процесса в компетентности ом подходе к обучению действуют как партнеры. Уровень обучения и развития определяется здесь мерой совместного труда педагога и обучающегося, т. е. субъектов образования, заинтересованных в быстром успехе. Усвоенные учеником ключевые компетенции будут проявляться не только в школе, но и в семье, в группе сверстников, в будущих производственных отношениях.

4. Условия, существующие в традиционной средней школе, не способствуют созданию зоны ближайшего развития, необходимой для раскрытия ключевых компетенций познавательной активности подростков в плане имеющейся социальной ситуации развития, нарушение этого процесса связано с неконструктивным взаимодействием с учителем и сверстниками при решении продуктивных и творческих задач, направленных на понимание содержания знаний и умений подростков, а также сверстников и самого себя.

5. Выявленные особенности становления ключевых компетенций познавательной активности современных подростков могут служить основанием для оптимизации обучения в средней школе, направленного на раскрытие, развитие и реализацию личностных качеств подростков, особенностей протекания познавательных процессов ученика за счет формирования общеучебных умений и способов интеллектуальной и практической деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования освещены в докладах, сделанных на заседаниях кафедры педагогической психологии и кафедры практической психологии ГОУ ВПО «Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова», кафедры педагогики и психологии ГОУ ВПО «Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета» Гуманитарно-художественного институтазаслушаны на научно-практических конференциях: VII международной научно-практической конференции «Наука и образование» (г. Белово Кемеровской области, 2008) — VIII Всероссийской научно-практической конференции «Наука и молодежь» (Н.Новгород, 2008) — V Региональной научно-практической конференции «Психологическая наука в образовательном пространстве» (Н.Новгород, 2008).

Результаты исследования используются в лекционных и семинарских занятиях по педагогической психологии со студентами Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова.

Основные положения диссертации нашли отражение в 8 публикациях автора, в том числе в учебно-методическом пособии и двух статьях в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы и приложения. Диссертация иллюстрирована таблицами и рисунками.

Выводы по главе III.

Результаты формирующего эксперимента подтвердили нашу исходную гипотезу о том, что специально организованное обучение, а также выявленные и реализованные психолого-педагогические условия будут способствовать созданию зоны ближайшего развития, необходимой для последующего формирования ключевых компетенций познавательной активности в подростковом возрасте.

Целенаправленная и систематическая работа с подростками по амплификации мотивационных когнитивных и коммуникативных составляющих познавательной активности, а также сотрудничество с педагогами, основанное на субъектной, партнерской позиции в отношении с ребенком позволила обеспечить формирование ключевых компетенций познавательной активности у подростков и способствовала развитию их личности.

Выявлено, что разработанная нами формирующая программа позволила добиться в целом позитивных результатов: произошла положительная динамика у большинства участников ЭГ в мотивационном компоненте познавательной активности. Подростки обнаружили переход на более качественные уровни с 3 и 4 уровня на 2 уровень в диапазон продуктивной мотивации и позитивному отношению к учению (24,00% / 32,67%). Динамика положительных изменений явилась статистически значимой (по % -критерию на уровне достоверности р = 0,05).

Эта тенденция сохранилась и по 1 уровню продуктивной мотивации, с выраженным преобладанием познавательной мотивации, с положительным эмоциональным отношением к обучению (5,33% / 6,00%). Динамика положительная, но статистически не значимая.

С резко отрицательным отношением к учебной деятельности, низкой познавательной активностью остался лишь один испытуемый (2,00% / 0,67%).

В контрольной группе заметных статистически значимых различий не наблюдалосьпроизошла положительная динамика в индивидуальных самооценках подростков по четырем субшкалам: «Познавательная компетентность»,.

Компетентность в общении со сверстниками", «Компетентность во внеурочной деятельности», «Общее самоприятие», по сравнению с детьми, не прошедшими специального формирования. Динамика положительных изменений явилась статистически значимой (по % - критерию на уровне достоверности р = 0,05). Рассмотрение индивидуальных самооценок подростков на конец учебного года показало, что благодаря их сформированности усвоенное содержание реализуется в учебной деятельности и характеризует их выбор и реальное поведение в процессе жизнедеятельностипрослеживается статистически значимая динамика, связанная с осознанным переходом в границы нормы по показателям когнитивного развития у подростков в ЭГ до и после формирования по методике «Интеллектуальная лабильность» в средней (64,67% / 71,33%) и высокой (18,67% / 19,33%) успешности в обучении и освоении нового вида деятельности.

Это подтверждает и реализация методики школьного теста умственного развития. Подводя итоги результатов ШТУР мы наблюдаем существенную и статистически значимую динамику после организованного экспериментального обучения по трем уровням умственного развития подростков в ЭГ. Положительное движение мы отмечаем по высокому (12,00% / 17,33%) и среднему (65,33% / 74,67%) уровню умственного развития. Представители групп стали достаточно хорошо осваивать дисциплины школьной программы, у них более выражены мыслительные операции, стали формироваться познавательные мотивы, и их больше привлекать учебный процесс.

Для большинства подростков типичным оказался средний уровень умственного развития. Однако значительный рост показателя мы наблюдаем в ЭГ по сравнению с испытуемыми КГ (64,63% / 65,31%) (см. рис 3.6).

Значительно уменьшились показатели по низкому уровню умственного развития (22,67% / 10,67%) в диапазон средних и высоких норм, что говорит о развитии познавательного интереса и любознательности подростков.

Проведенное исследование раскрывает картину изменения ключевых компетенций познавательной активности подростков (мотивационных, когнитивных и коммуникативных), которые наиболее ярко проявляются в процессе понимания содержания знаний и умений современных подростков, а также в процессе понимания сверстников и самого себя.

Так рассмотрение ключевых компетенций познавательной активности показало, что благодаря их сформированности по всем изучаемым параметрам, усвоенное содержание реализуется как в учебно-воспитательном процессе, так и во всей жизнедеятельности современных подростков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненное нами теоретико-прикладное исследование, посвященное изучению актуальной проблемы в педагогической психологии, посвященной формированию ключевых компетенций познавательной активности современного подростка, позволило сделать следующие выводы:

1. Получили подтверждение на теоретическом и экспериментальном уровне основные научные предположения автора. В исследовании конкретизировано и дополнено понятие «познавательная активность современного подростка» (под познавательной активностью современного подростка мы понимаем качественную динамическую характеристику субъекта учебной деятельности, включающую в себя совокупность ключевых компетенций). В качестве главных, или основных, мы выделяем мотивационные (вызывает активность, побуждает интерес и эмоциональное отношение к деятельности), когнитивные (активизирует знания, умения и навыкивключает механизм, направленный на познание и понимание) и коммуникативные (предполагает взаимодействие и общение, направлены на совместную продуктивную и творческую деятельность всех участников образовательного процесса) компетенции.

2. Для реализации изучаемых компетенций нами был выявлен и теоретически обоснован комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность их формирования:

— включение подростков в целостный образовательно-воспитательный процесс школы;

— поэтапная реализация психолого-педагогической программы, способствующей непрерывному процессу развития познавательного интереса, любознательности и самостоятельности учащихся;

— конкретный психодиагностический инструментарий;

— решение ситуаций затруднения в учебной деятельности, в основе которых лежит и недостаточная компетентность самого педагога;

— готовность педагога к самоизменению, профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию;

— умение педагога проектировать свою деятельность в субъект-субъектном взаимодействии с детьми, с позиции сотрудничества, где участники образовательно-воспитательного процесса выступают как партнеры.

3. По итогам констатирующего эксперимента получены и систематизированы фактические данные, характеризующие мотивационные, когнитивные и коммуникативные компетенции подростков. Выявлены сниженные показатели: познавательной активности и отношения детей к учебной деятельностиоценки детьми собственной компетентности в наиболее значимых сферах школьной жизни (учебной деятельности, общении со сверстниками, во внеурочное время, а также общий уровень самопринятия) — когнитивного развития и уровень коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений в экспериментальной и контрольной группе.

4. Результаты формирующего эксперимента подтвердили наши гипотезы о том, что: ключевые компетенции будут способствовать становлению познавательной активности современных школьников и создавать зону их дальнейшего развития в учебно-воспитательном процессе. Условием формирования ключевых компетенций познавательной активности являются специально организованная учебная деятельность (включающая в себя мотивационный и коммуникативные тренинги, содержание учебных предметов (биологического и экологического профиля) и формы организации учебного процесса (сотрудничество между учащимися на основе решения познавательных задач и проблемных ситуаций).

5. Сконструированный и использованный диагностический инструментарий, способствующий выявлению ключевых компетенций познавательной активности, развивающая психолого-педагогическая программа изучаемых процессов оказались достаточно информативными, чтобы рекомендовать их в практику работы в школе.

Анализ данных позволяет выявить следующую закономерность:

— высокая активность педагогов образовательного учреждения на всех этапах реализации программы положительно сказывается и на активности подростков;

— активное участие педагогов школы является недостаточным фактором для стимулирования познавательной активности подростков в условиях компетентностного подходавысказываются предположения о тесном сотрудничестве с администрацией, научными учреждениями и органами образования;

— без активного участия руководителя школы во внедрении компетентностного подхода в учебно-воспитательный процесс проблематично и участие педагогов.

6. В числе перспективных направлений данного исследования возможно изучение ключевых компетенций познавательной активности в юношеском возрасте в условиях высшей школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Психология и сознание личности Текст. /К.А. Абульханова (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избран, психологические труды // Гл. ред. Д. И. Фельдштейн. М. — Воронеж: МОДЭК, 1999.-224с.
  2. Л.П., Шаблыгина Н. С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности Текст. / Л. П. Алексеева, Н. С. Шаблыгина. М.: НИИВО, 1994.
  3. Альбуханова-Славская К. А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Альбуханова-Славская. М.: Мысль, 1991. 299с.
  4. Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе //Вопросы психологии. 1984. № 5, — С.36−40
  5. АнаньевБ.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2002. — 288с.
  6. А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа//Педагогика. 2005. № 4. — С. 19−27.
  7. А.Д. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы / А. Д. Андреева, A.M. Прихожан // Психологическая диагностика. 2006. № 1. — С. 33−38.
  8. В.И., Джерри ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. М., 2003.
  9. В.П., Мишина С. Е., Правдина О. В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя Текст. / В. П. Бездухов, С. Е. Мишина, О. В. Правдина. Самара, 2001.
  10. БелицкаяГ.Э. Социальная компетенция личности Текст. / Г. Э. Белицкая // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995.
  11. Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1994.12
Заполнить форму текущей работой