Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Тестовые методы. 
Психология развития и возрастная психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тест-опросники диагностики личностных особенностей, проявляющихся в процессе межличностного взаимодействия. Для диагностики межличностных отношений важно выделить те индивидуально-личностные свойства участников взаимодействия, которые проявляются и влияют на процессы общения. Наиболее часто диагностируются такие характеристики, как коммуникативность, эмпатия, ассертивность и др. Для их изучения… Читать ещё >

Тестовые методы. Психология развития и возрастная психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тест-опроспики диагностики особенностей межличностного взаимодействия и межличностных отношений. К методикам исследования особенностей межличностного взаимодействия и межличностных отношений в разных сферах можно отнести следующие, наиболее известные методы: методика диагностики межличностных отношений (ДМО) Т. Лири (адаптированная Собчик)[1], Опросник межличностных отношений (ОМО) А. Рукавишникова (адаптация опросника FIRO В. В. Шутца)[2], методика «Незаконченные предложения» Сакса — Леви[3], методика «Определение способов регулирования конфликтов» Томаса и др.

Тест-опросники диагностики личностных особенностей, проявляющихся в процессе межличностного взаимодействия. Для диагностики межличностных отношений важно выделить те индивидуально-личностные свойства участников взаимодействия, которые проявляются и влияют на процессы общения. Наиболее часто диагностируются такие характеристики, как коммуникативность, эмпатия, ассертивность и др. Для их изучения можно использовать: методику оценки уровня общительности (В. Ф. Ряховского)[4], методику диагностики коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)2, тест «Оценка умений говорить и слушать» (методика В. Маклени)3, тест «Диагностика коммуникативной установки» В. В. Бойко4, методику оценки коммуникативного контроля в общении (вариант теста М. Снайдера)5, методику исследования уровня эмпатийных тенденций (И. М. Юсупова)6, методику диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко7, тест ассертивности (М. Смит)8, опросник аффилиации А. Мехрабиан9.

Также возможно использование комплексных методик, исследующих различные характеристики, проявляющиеся в процессе общения. К ним можно отнести Гиссенский личностный опросник (ГТ)10, методику Big Five (Costa и МсСгае) в адаптации А. Б. Хромова[5].

Можно выделить блок методик, посвященных изучению феномена одиночества: методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела, М. Фергюсона12, опросник «Одиночество» С. Г. Корчагиной13 Тест-опросники диагностики детско-родительских отношений. Тест-онросники детско-родительских отношений можно поделить на тестопросники для детей (используются, как правило, при работе с подростками) и тест-онросники для родителей.

К тест-опросникам для изучения отношений подростков с родителями относятся: методика ADOR («Подростки о родителях»)14, опросник ВРР.

(«Взаимодействие родитель — ребенок») И. М. Марковской1, опросник «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) П. Трояновской[6][7], зеркальный вариант методики АСВ («Анализ семейных отношений»)[8]. Следует подчеркнуть, что представленные методики выявляют восприятие (представление) подростками того, как их воспитывают и как к ним относятся родители, что может не всегда совпадать с реальным родительским отношением.

К группе методов диагностики родительского отношения и стилей воспитания можно отнести следующие.

Опросник PARI Е. Шеффер и Р. Белла, в котором диагностируются установки на воспитание в целом, поэтому возможно его применение и к взрослым, не имеющим детей. Диагностируемые установки объединяются в два блока: 1) отношения к семейной роли; 2) отношения родителей к ребенку[9].

Опросник «Анализ семейных отношений» (АСВ) В. Юстицкиса и Э. Г. Эйдемиллера направлен на диагностику различных нарушений процесса воспитания и установление психологических причин этих нарушений[10].

Опросник ВРР («Взаимодействие родитель — ребенок») И. М. Марковской, имеющий 10 шкал, исследующих различные стороны родительского отношения и взаимодействия с ребенком[11].

Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столина. В данной методике имеется пять шкал: принятие/отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, «Маленький неудачник»[12].

Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Е. И. Захаровой, направленный на выявление выраженности параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста.

Тест-опросники для изучения супружеских отношений и семейного взаимодействия. Тест-опросники супружеских отношений могут быть сгруппированы по основным характеристикам супружеских отношений: эмоциональные (чувства в отношениях, эмоциональная дистанция, удовлетворенность отношениями), совместимость, особенности коммуникаций в семье, стили взаимодействия.

Для диагностики удовлетворенности семейно-брачными отношениями могут быть использованы: тест удовлетворенности браком (В. В. Столин, Г. П. Бутенко)1; тест «Удовлетворенность браком» (Л. Я. Гозман, Ю. Е. Алешина, О. О. Еремичева)[13][14].

Для анализа эмоциональных отношений в супружеской паре применяются опросник «Шкала любви и симпатии» (3. Рубин, модификация Л. Я. Гозмана и Ю. Е. Алешиной)[15]; опросник «Понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность» — ПЭА (А. Н. Волкова, модификация В. И. Слепковой)[16].

Для исследования особенностей общения и взаимоотношений в супружестве могут быть использованы: методика «Общение в семье» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская)[17], методика диагностики супружеских отношений (МСК) (В. П. Левкович, О. Э. Зуськова)[18], опросник «Субъективная оценка межличностных отношений для диагностики и коррекции супружеских взаимоотношений» (тест COMO, С. В. Духновский)[19], методика выявления характера взаимодействия супругов в конфликтной ситуации (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская)[20], методика «Реакции супругов на конфликт» (А. С. Кочарян, Г. С. Кочарян)[21].

В исследовании супружеской совместимости могут быть использованы «Тест на супружескую совместимость» А. Добрович, опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) (А. Н. Волкова)[12][23]; опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман)11.

Тест-опросники для изучения особенностей взаимодействия в группе. Направление диагностики межличностного взаимодействия в группе является очень обширным направлением в психодиагностике и подробно анализируется в более широкой сфере психологии малых групп, а также организационной психологии (если говорить о периоде взрослости).

  • [1] Собчик Л. II. Методы психологической диагностики. Вып. 3. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири: метод, руководство. М., 1990.
  • [2] Фетискин Н. Я, Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика…
  • [3] Практикум, но психологии развития / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко.
  • [4] Карелии А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. 2 Фетискин Н. //., Коллов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностикаразвития личности и малых групп. М., 2002. 3 Райгородский Д. Я. Методики и тесты. М.: Бахрах, 2007. 4 Там же. 5 Там же. 6 Рогов Е. И. Работа психолога со взрослыми // Настольная книга практического психолога: учеб, пособие: в 2 кн. Кн. 2. М.: ВЛАДОС, 1999. 7 Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб, пособие / рсд. и сост.Д. Я. Райгородский. Самара, 2001. 8 Смит М. Тренинг уверенности в себе: Комплекс упражнений для развития уверенности: пер. с англ. СПб.: Речь, 2002. 9 Фетискин Н. Я, Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика… 19 Голынкина Е. А. Гиссенский личностный опросник. СПб.: Изд-во ПНИ им. В. М. Бехтерева, 1993.
  • [5] Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности: учсбно-методич. пособие. Курган: Изд-во КГУ, 2000. 12 Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Самара: Бахрах, 1998. 13 Корчагина С. Г. Психология одиночества: учеб, пособие. М.: МПСИ, 2008. 14 Вассерман Л. Я., Горьковая И. А., Ромицина Е. Р. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. М., 1994.
  • [6] Марковская И. И. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы. СПб.: Речь, 2005.
  • [7] Лидере А. Г. Психологическое обследование семьи. М.: Академия, 2006.
  • [8] Там же.
  • [9] Практикум по психологии развития.
  • [10] Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия.
  • [11] Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.
  • [12] Лидере А. Г. Психологическое обследование семьи.
  • [13] Столиц В. В., Романова Т. Л., Бутенко Г. П. Опросник удовлетворенности браком //Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1984. № 2.
  • [14] Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методыисследования супружеских отношений. М., 1987.
  • [15] Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирование.
  • [16] Слепкова В. И. Полоролсвая дифференциация брачно-семейных ориентаций старшеклассников: дис… канд. психолог, наук. Минск, 1990.
  • [17] Алешина /О. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы…
  • [18] Левкович В. П., Зуськова О. Э. Методика диагностики супружеских отношений //Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 128—134.
  • [19] Духновский С. В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководствопо применению. СПб.: Речь, 2006.
  • [20] Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методыисследования…
  • [21] Кочарян Г. С., Кочарян А. С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружескихконфликтов. М., 1994.
  • [22] Лидере А. Г. Психологическое обследование семьи.
  • [23] Алешина /О. Е. Индивидуальное и семейное консультирование М.: Класс, 2000.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой