Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

Π’ΠΈΠΏΡ‹ срСдовых влияний

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ВлияниС социализации Π½Π° ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ психологичСских свойств. Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ с Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΎΠΌ саморСгуляции, усвоСния Π½ΠΎΡ€ΠΌ повСдСния ΠΈ Ρ‚. Π΄. ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ ΠΌΠ°ΡΠΊΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ΅ особСнностСй, относящихся ΠΊ ΡΡ„Π΅Ρ€Π΅ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ΅Ρ€Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°, ΠΈ ΠΊ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ΅, Π²ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ»Π΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΈ, Π²ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ слоТных Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ повСдСния. Π§Ρ‚ΠΎ происходит Π² ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅ с ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ различиями Π² ΡΠ²ΠΎΠΉΡΡ‚Π²Π°Ρ… Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ΅Ρ€Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°? Π£ΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π΅Ρ‚… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π’ΠΈΠΏΡ‹ срСдовых влияний (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Вопрос. Π’ΠΈΠΏΡ‹ срСдовых влияний (общая ΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ срСды) ΠΈ ΠΈΡ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ

Π’Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ² срСдовых влияний. Одна ΠΈΠ· Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ, прСдоставляСмых возрастной психогСнСтикой, Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Π²Ρ‹ΡΡΠ½Π΅Π½ΠΈΠΈ вопроса ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, происходит Π»ΠΈ с Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΎΠΌ смСна Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ² срСдовых влияний Π½Π° ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ различия. Π’Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ достоинством ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² возрастной психогСнС­тики являСтся Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΈ ΠΊΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ срСдовых влияний, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ различия ΠΏΠΎ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСским характСристикам. Π“Π΅Π½ΠΎΡ‚ΠΈΠΏ достаточно Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ обусловливаСт большС ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠ½Ρ‹ всСй ΠΌΠ΅ΠΆΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ вариативности ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ психологичСским ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠ°ΠΌ. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Β­Π·ΠΎΠΌ, Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ нСгСнСтичСских Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΉ оказываСтся Ρ‡Ρ€Π΅Π·Π²Ρ‹Ρ‡Π°ΠΉΠ½ΠΎ высокой.

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ возрастной психогСнСтики ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΠ΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ ΠΈΡ… Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, анализируя взаимодСйствиС Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² наслСдствСнности ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄Ρ‹ Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΉ. Π’Π°ΠΊΠΎΠΉ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΌ для Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π° психологичСских ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…офизиологичСских характСристик, ΠΏΠΎΒ­ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ ΠΎΠ½ΠΈ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚ΠΈΠ½ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Ρ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ.

Π’Π°ΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹, ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ психогСнСтика, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… смСТных дисциплин (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, возрастной психологии) ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π½ΠΎ Π½Π΅ Ρ€Π°Π·Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ся.

ВлияниС социализации Π½Π° ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ психологичСских свойств. Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ с Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΎΠΌ саморСгуляции, усвоСния Π½ΠΎΡ€ΠΌ повСдСния ΠΈ Ρ‚. Π΄. ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ ΠΌΠ°ΡΠΊΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ΅ особСнностСй, относящихся ΠΊ ΡΡ„Π΅Ρ€Π΅ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ΅Ρ€Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°, ΠΈ ΠΊ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ΅, Π²ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ»Π΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΈ, Π²ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ слоТных Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ повСдСния. Π§Ρ‚ΠΎ происходит Π² ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅ с ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ различиями Π² ΡΠ²ΠΎΠΉΡΡ‚Π²Π°Ρ… Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ΅Ρ€Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°? Π£ΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π΅Ρ‚ с Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΎΠΌ доля проявлСний Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ΅Ρ€Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π° Π² ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… особСнностях? Как Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-динамичСскиС ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ повСдСния Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Π² Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅ особСнности? ΠŸΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅Ρ… соврСмСнных тСориях Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ΅Ρ€Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π° посту­лируСтся наслСдствСнная ΠΎΠ±ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΉ, возрастная психогСнСтика Π΄Π°Π΅Ρ‚ ряд возмоТностСй для ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ исслСдования этих вопросов.

Для этого Π½Π°Π΄ΠΎ, Π²ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, Ρ€Π°ΡΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒ гСнотипсрСдовыС ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΏΠΎ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΈΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ свойствам Π² Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… возрастах, Ρ‚. Π΅. ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ наслСдуСмости, Π²ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, ΠΏΡ€ΠΎΠ°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ гСнСтичСскиС коррСляции ΠΏΠΎ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΈΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ характСристикам, Ρ‚. Π΅. ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ, Π² ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ стСпСни Π² Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… возрастах гСнСтичСскиС влияния ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡΠ΅ΠΊΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ. Π­Ρ‚ΠΎ пСрСсСчСниС (ковариация) ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ сущСствСнным, нСзависимо ΠΎΡ‚ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π²ΠΊΠ»Π°Π΄Π° Π³Π΅Π½ΠΎΡ‚ΠΈΠΏΠ° Π² Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ характСристики, Ρ‚. Π΅. ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Сля наслСдуСмости. ΠŸΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ на­слСдуСмости позволят ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ, сохраняСтся Π»ΠΈ влияниС Π³Π΅Π½ΠΎΡ‚ΠΈΠΏΠ° Π½Π° ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ различия рассматриваСмой характСристики, ΠΈΠ½Π°Ρ‡Π΅ говоря, относится Π»ΠΈ изучаСмая характСристика ΠΊ ΡΠ²ΠΎΠΉΡΡ‚Π²Π°ΠΌ Ρ‚Π΅ΠΌΒ­ΠΏΠ΅Ρ€Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°. ΠŸΡ€ΠΈ этом гСнСтичСская коррСляция ΠΏΠΎΠΊΠ°ΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ прССмствСнности гСнСтичСских влияний. Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ способ, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π²Π°Π»ΠΈΠ΄ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ тСорСтичСскиС прСдставлСния ΠΎΠ± ΠΎΡ‚нСсСнно-сти повСдСнчСских особСнностСй Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌ уровням Π² ΠΈΠ΅Ρ€Π°Ρ€Ρ…ΠΈΠΈ психологичСских свойств.

Π’Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ² срСдовых влияний. Одна ΠΈΠ· Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ, прСдоставляСмых возрастной психогСнСтикой, Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ. Π’ Π²Ρ‹ΡΡΠ½Π΅Π½ΠΈΠΈ вопроса ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, происходит Π»ΠΈ с Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΎΠΌ смСна Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ² срСдовых влияний Π½Π° ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ различия. Π’Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ достоинством ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² возрастной психогСнСтики являСтся Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΈ ΠΊΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ срСдовых влияний, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ различия ΠΏΠΎ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСским характСристикам. Π“Π΅Π½ΠΎΡ‚ΠΈΠΏ достаточно Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ обусловливаСт большС ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠ½Ρ‹ всСй ΠΌΠ΅ΠΆΠΈΠ½Π΄ΠΈΒ­Π²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ вариативности ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ психологичСским ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠ°ΠΌ. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ нСгСнСтичСских Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΉ оказываСтся Ρ‡Ρ€Π΅Π·Π²Ρ‹Ρ‡Π°ΠΉΠ½ΠΎ высокой.

Возрастная психология Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ исслСдовала Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ сСмСйных особСнностСй Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ психологичСских характСристик. Π’Π΅ΠΌ Π½Π΅ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ психогСнСтичСскиС исслСдования ΠΈΠ·-Π·Π° ΠΈΡ… Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π½Π° ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ различия ΠΈ Π±Π»Π°Π³ΠΎΠ΄Π°Ρ€Ρ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌ, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌ количСствСнно ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ ΠΌΠ΅ΠΆΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ диспСрсии ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠΉ характСристики, Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ возрастной психологии, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€Ρ‹ срСды ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ особСнности срСдовых влияний, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ Π½Π΅ Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π»ΠΈΡΡŒ. Π’Π°ΠΊ, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΈ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Π² Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½ΠΎΠΉ психогСнСтикС Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ срСдовых Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² Π½Π° ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ для всСх Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ² сСмьи (ΠΈΠ»ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ, для Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ² сСмьи, ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‰ΠΈΡ… ΠΊ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌΡƒ поколСнию) ΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ срСдовыС влияния ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΠ»ΠΎ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ различия Π² ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ях личности ΠΈ, Π² Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ стСпСни, Π² ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ сфСрС ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-спСцифичСской для ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° срСды. По ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ психогСнСтиков Пломина ΠΈ Π”ΡΠ½ΠΈΠ΅Π»ΡŒΡΠ°, Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ этих Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² Π½Π°Β­ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π²Π΅Π»ΠΈΠΊΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΈΡ… ΡΠ²Π΅Ρ‚Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ пСрСсмотрСны ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π±Π°Π·ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚авлСниях ΠΎ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ общСсСмСйной срСды Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ психологичСских особСнностСй Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΈ Π΄Π°ΠΆΠ΅ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π² Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΊ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΡŽ.

Π‘Ρ€Π΅Π΄ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΈ Π³Π΅Π½Π΅Ρ‚ичСскиС влияния Π½Π° ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ различия Π² ΠΏΡΠΈΡ…ологичСских ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…офизиологичСских характСристиках Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π½Π΅ ΠΈΠ·ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ ΠΎΡ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³Π°.

Π“Π΅Π½ΠΎΡ‚ΠΈΠΏ — срСдовоС взаимодСйствиС. ΠŸΡ€ΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ этого взаимодСйствия являСтся Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹Π΅ срСдовыС условия развития Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‚ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ благоприятны для людСй с ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ Π³Π΅Π½ΠΎΡ‚ΠΈΠΏΠΎΠΌ ΠΈ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ благоприятны для людСй с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ Π³Π΅Π½ΠΎΡ‚ΠΈΠΏΠΎΠΌ.

НапримСр, Ρƒ Π΄Π²ΡƒΡ…Π»Π΅Ρ‚Π½ΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ статус опрСдСляСт, Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ Π»ΠΈ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ связано с Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ особСнностями срСды, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… это Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ происходит. ΠŸΡ€ΠΈ Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΎΠΉ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ особСнности, ΠΊΠ°ΠΊ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ с Π½ΠΈΠΌ, Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΡ‚ΠΈΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ³Ρ€ΡƒΡˆΠ΅ΠΊ, Π²ΠΈΠ΄ примСняСмых Π½Π°ΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠΉ, ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π΅ ΡΠ²ΡΠ·Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ с ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π°. Π£ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΠΎΠΉ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ — такая связь Π΅ΡΡ‚ΡŒ.

Π“Π΅Π½ΠΎΡ‚ΠΈΠΏ — срСдовая коррСляция. ГСнСтичСскиС ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ диспСрсии психологичСских ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ² ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ собой: Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ гСнСтичСски обусловлСнныС прСдпосылки ΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ…-Π»ΠΈΠ±ΠΎ способностСй, Π½ΠΎ ΠΈ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ срСду для ΠΈΡ… ΠΈΠ½Ρ‚Снсивного развития. Π₯ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ это ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ сущСствованиС ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… династий, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ….

Π“Π΅Π½ΠΎ-срСдовыС коррСляции ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ². Если Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ «Π½Π°ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΠ΅Ρ‚» вмСстС с Π³Π΅Π½Π°ΠΌΠΈ срСдовыС условия, ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π΅Π³ΠΎ способностям ΠΈ ΡΠΊΠ»ΠΎΠ½Π½ΠΎΡΡ‚ям, говорят ΠΎ ΠΏΠ°ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Π³Π΅Π½ΠΎ-срСдовой коррСляции. РСактивная Π³Π΅Π½ΠΎ-срСдовая коррСляция проявляСтся Π² Ρ‚Π΅Ρ… случаях, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π½Π° ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° (Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… гСнотипичСски обусловлСна) ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°ΡŽΡ‚ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ взрослыС ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅-Π»ΠΈΠ±ΠΎ дСйствия для ΠΈΡ… Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия. Π‘ΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ сам Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ ΠΈΡ‰Π΅Ρ‚ условия, ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π΅Π³ΠΎ склонностям, ΠΈ Π΄Π°ΠΆΠ΅ сам эти условия создаСт, Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Π³Π΅Π½ΠΎ-срСдовой коррСляциСй. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ΡΡ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ развития, ΠΏΠΎ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ всС Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π²Π°ΡŽΡ‚ способами взаимодСйствия с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ стратСгии Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΡΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ смСна Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ² Π³Π΅Π½ΠΎ-срСдовых коррСляций ΠΎΡ‚ ΠΏΠ°ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ.

Π’Π°ΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π³Π΅Π½ΠΎΡ‚ΠΈΠΏ — срСдовыС коррСляции ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ.

ИсслСдованиС Π³Π΅Π½ΠΎΡ‚ΠΈΠΏ — срСдовых коррСляций Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ сопоставлСнии ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΉ Ρƒ ΡƒΡΡ‹Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΠΆΠΈΠ²ΡƒΡ‰ΠΈΡ… Π² ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΡΠ΅ΠΌΡŒΡΡ…, Π»ΠΈΠ±ΠΎ (Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ Π½Π°Π΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎ) ΠΏΡ€ΠΈ сопоставлСнии Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ соотвСтствия ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹ΠΌ матСматичСским модСлям взаимодСйствия. На ΡΠ΅Π³ΠΎΠ΄Π½ΡΡˆΠ½ΠΈΠΉ дСнь ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ с ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΡΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ вариативности ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития являСтся слСдствиСм ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Π³Π΅Π½ΠΎΡ‚ΠΈΠΏ — срСдовой коррСляции.

ΠžΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π³Π΅Π½ΠΎΡ‚ΠΈΠΏΠΎΠΌ восприятия срСдовых условий. Π˜Π·Π²Π΅ΡΡ‚Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ связь ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ условиями развития ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСскими характСристиками, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹ΠΌΠΈ Π² ΡΡ‚ΠΈΡ… условиях, опосрСдствована рядом Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ².

К ΡΡ‚ΠΈΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌ, относится, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, Ρ‚ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ воспринимаСт ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Π½Π΅ΠΌΡƒ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…. Однако это восприятиС Π½Π΅ ΡΠ²ΠΎΠ±ΠΎΠ΄Π½ΠΎ ΠΎΡ‚ Π²Π»ΠΈΡΠ½ΠΈΡ Π³Π΅Π½ΠΎΡ‚ΠΈΠΏΠ°. Π’Π°ΠΊ, Π”. Π ΠΎΡƒ, исслСдуя Π½Π° Π±Π»ΠΈΠ·Π½Π΅Ρ†ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΊΠ΅ восприятиС подростками ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅, ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ», Ρ‡Ρ‚ΠΎ восприятиС, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ Π² Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ стСпСни обусловлСно Π³Π΅Π½ΠΎΡ‚ΠΈΠΏΠΎΠΌ.

ΠžΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π³Π΅Π½ΠΎΡ‚ΠΈΠΏΠΎΠΌ взаимосвязи ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠ°ΠΌΠΈ. Π’ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½Π΅Π΅ врСмя Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Ρ‚ΠΈΠΊΠ΅ Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ смСщСниС интСрСсов ΠΎΡ‚ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ измСнчивости ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… повСдСнчСских особСнностСй ΠΊ ΠΈΡ… ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΡ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΌΡƒ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Ρƒ. Π’ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π΅Π³ΠΎ Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ «ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΠ΅ΠΌΡ‹Π΅ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Ρ‚ΠΈΠΊΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΎΡ†Π΅Β­Π½ΠΈΡ‚ΡŒ гСнСтичСскиС ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ диспСрсии ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠ°, ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ с Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΆΠ΅ успСхом ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ для ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ гСнСтичСских ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² ΠΊΠΎΠ²Π°Ρ€ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠ°ΠΌΠΈ». Π’Π°ΠΊ, сочСтаниС Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΈΡ… ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ наслСдуСмости ΠΈ Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΠΎΠΉ фСнотипичСской коррСляции ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠ°ΠΌΠΈ (ΠΊΠ°ΠΊ Π±Ρ‹Π»ΠΎ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ исслСдовании Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠΉΡΡ‚Π², Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ΅Ρ€Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°, входящих Π² ΡΠΈΠ½Π΄Ρ€ΠΎΠΌ «Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°») ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΎ ΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠ²ΠΎΠΌ опосрСдовании связСй ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ этими особСнностями.

Π­Ρ‚ΠΎ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ (ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΊΠΎΠ²Π°Ρ€ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ²) Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ для исслСдования ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, происходящСй Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ развития. Π’Π°ΠΊ, гСнСтичСскоС опосрСдованиС связСй ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹ΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌΡƒ Π³ΠΎΠ΄Ρƒ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ сохранСнии ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΆΠ΅ уровня фСнотипичСских связСй Π² ΠΎΠ±ΠΎΠΈΡ… возрастах. Π­Ρ‚ΠΎ позволяСт ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ гСнСтичСской Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΈ.

ВлияниС Π³Π΅Π½ΠΎΡ‚ΠΈΠΏΠ° Π½Π° Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅ измСнСния. ВлияниС Π³Π΅Π½ΠΎΡ‚ΠΈΠΏΠ° опрСдСляСт Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ развития, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΡ, происходящиС с Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΎΠΌ. Π’ ΠΏΠ΅Ρ€ΡΠΏΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π΅ психогСнСтичСскиС исслСдования Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π΄Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΎ Π²Π»ΠΈΡΠ½ΠΈΠΈ гСнотипсрСдовых ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π½Π° Ρ‚Ρ€Π°Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ развития. Π£ΠΆΠ΅ сСйчас Π΅ΡΡ‚ΡŒ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠ° развития ряда психологичСских характСристик (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ ускорСния ΠΈ Π·Π°ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½ΠΈΡ) ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ большСС сходство Ρƒ ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ·ΠΈΠ³ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ… Π±Π»ΠΈΠ·Π½Π΅Ρ†ΠΎΠ², Ρ‡Π΅ΠΌ Ρƒ Π΄ΠΈΠ·ΠΈΠ³ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…. Π’ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠ° процСсса психичСского развития опрСдСляСтся ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ развСртывания гСнотипичСской ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹.

Π—Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ этих прСдставлСний ΠΈ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… возрастной психогСнСтичСски для возрастной психологии Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ выявлСниС ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΠ² качСствСнных ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ гСнотипсрСдовой Π΄Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π² ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Ρ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΠΈ психофизиологичСских ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСских характСристик прСдставляСт Π² Ρ€Π°ΡΠΏΠΎΡ€ΡΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ исслСдоватСлСй Π½Π΅Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΡƒΡŽ характСристику, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ цСлСсообразно ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈ построСнии возрастной ΠΏΠ΅Β­Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ. ΠšΡ€ΠΎΠΌΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, прСдставлСниС ΠΎ Π³Π΅Π½ΠΎΡ‚ΠΈΠΏ — срСдовых ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… Π² ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Ρ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΠΈ психологичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΈΡ… ΠΏΡΠΈΡ…офизиологичСских ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°Ρ… Π΄Π°Π΅Ρ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ наибольшСй Ρ‡ΡƒΠ²Β­ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊ ΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ влияниям, Ρ‚. Π΅. сСнзитивныС ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ развития психологичСских характСристик.

Π’ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΡ‹ Ρ…ΠΎΡ‚ΠΈΠΌ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ психогСнСтика часто ассоциируСтся ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ с ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π΄ΠΎΠ»ΠΈ гСнотипичСского ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ влияния Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ вариативности ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠ°, Π° Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅ исслСдования этой области — с ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Π°Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ измСнСния (ΠΈΠ»ΠΈ нСизмСнности) этого ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ. На ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌ Π΄Π΅Π»Π΅ это Π΄Π°Π»Π΅ΠΊΠΎ Π½Π΅ Ρ‚Π°ΠΊ. Вопросы, рассматриваСмыС возрастной психогСнСтикой, Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡˆΠΈΡ€Π΅ ΠΈ Π½Π°Ρ…одятся Π² Π½Π΅ΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ связи с Ρ‚Со­рСтичСскими ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°ΠΌΠΈ возрастной психологии ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΡ„ΠΈΠ·ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ психогСнСтики ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ ΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ возмоТности ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠ³Π½ΡƒΡ‚ΡŒ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Ρ‚Π°ΠΌ, Π³Π΄Π΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π½Ρ‹ ΠΎΡΡ‚Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΡΡ„Π΅Ρ€Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ.

Π—Π°Π΄Π°Ρ‡Π° № 9.

Одним ΠΈΠ· Π½Π°ΡΠ»Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π±ΠΎΠ»Π΅Π²Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎΠ±ΠΌΠ΅Π½Π° вСщСств являСтся фСнилкСтонурия, вызванная Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ прСвращСния аминокислоты Ρ„Π΅Π½ΠΈΠ»Π°Π»Π°Π½ΠΈΠ½Π°. Π’ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ Π±ΠΎΠ»Π΅Π·Π½ΠΈ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ быстро развиваСтся слабоумиС. ΠœΡƒΡ‚Π°Π½Ρ‚Π½Ρ‹ΠΉ Π³Π΅Π½ рСцСссивСн ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ Π³Π΅Π½Ρƒ. ΠžΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚Π΅ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ риска появлСния Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° с Ρ„Π΅Π½ΠΈΠ»ΠΊΠ΅Ρ‚ΠΎΠ½ΡƒΡ€ΠΈΠ΅ΠΉ: Π°) Ссли ΠΎΠ±Π° родитСля Π³Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΎΠ·ΠΈΠ³ΠΎΡ‚Π½Ρ‹ ΠΏΠΎ ΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΡƒ? Π±) Ссли ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ Π±ΠΎΠ»Π΅Π½, Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡƒΡŽ Π½Π°ΡΠ»Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ? Π²) относится Π»ΠΈ фСнилкСтонурия ΠΊ ΠΌΠ΅Π½Π΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠ°ΠΌ?

1. АвСрина И. Π‘. Возрастная Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠ° ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π³Π΅Π½ΠΎΡ‚ΠΈΠΏΠ° ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄Ρ‹ Π² ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… особСнностях памяти школьников: АвторСф. ΠΊΠ°Π½Π΄. дис. М., 1983.

2. БСляСв Π”. К. Π“Π΅Π½Π΅Ρ‚ΠΈΠΊΠ°, общСство, Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ // ΠšΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΡΡ‚. 1987. № 7.

3. Биология Π² ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° / Под Ρ€Π΅Π΄. Π . Π‘. ΠšΠ°Ρ€ΠΏΠΈΠ½ΡΠΊΠΎΠΉ. М., 1989.

4. Π‘ΠΎΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠ»ΠΈΠ½Π° Н. Π€. Роль Π³Π΅Π½ΠΎΡ‚ΠΈΠΏΠ° ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄Ρ‹ Π² ΠΏΡΠΈΡ…офизиологичСских ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°Ρ… Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников: АвторСф. ΠΊΠ°Π½Π΄. дис. М., 1987.

5. Π‘Ρ€ΡƒΡˆΠ»ΠΈΠ½ΡΠΊΠΈΠΉ А. Π’. О ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΈΠΊΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° // Биология Π² ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. М., 1989.

6. Π“Π»Π΅Π·Π΅Ρ€ΠΌΠ°Π½ Π’. Π‘. ΠœΠΎΠ·Π³ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ дисфункции Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ: НСйропсихологичСскиС аспСкты. М., 1983.

7. Π•Π³ΠΎΡ€ΠΎΠ²Π° М. Π‘. Π“Π΅Π½ΠΎΡ‚ΠΈΠΏ ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄Π° Π² Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Ρ‚ивности ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ // Роль срСды ΠΈ Π½Π°ΡΠ»Π΅Π΄ΡΡ‚вСнности Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. М., 1988.

8. Π•Π³ΠΎΡ€ΠΎΠ²Π° М. Π‘., ΠœΠ°Ρ€ΡŽΡ‚ΠΈΠ½Π° Π’. М. ΠžΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Ρ‚ΠΈΠΊΠ° ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° // Π’ΠΎΠΏΡ€. психол. 1990. № 3.

9. Π—Π°ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΅Ρ† Π›. Π―. ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ развития психики // Π˜Π·Π±Ρ€Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ психологичСскиС Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρ‹. Π’. II. М., 1986.

10. ΠšΠΎΡ€ΠΎΡ‡ΠΊΠΈΠ½ Π›. И. ВзаимодСйствиС Π³Π΅Π½ΠΎΠ² Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ. М., 1977.

11. Π›ΠΎΠ±Π°ΡˆΠ΅Π² М. Π•. Π“Π΅Π½Π΅Ρ‚ΠΈΠΊΠ°: Π£Ρ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ΅ пособиС. 2-Π΅ ΠΈΠ·Π΄. Π›., 1967.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ