Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические механизмы становления организационной культуры личности в процессе деятельности: На примере малого бизнеса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конструирование жизненного мира человека невозможно без способности действовать и ориентироваться в надситуативных «целостностях» социальной среды (идеалы, мораль, истина и подобные человеческие ценности). Ценностное сознание, наличие собственной личности, смыслов конкретной деятельности определяет духовность человека, восхождение к которой проявляет степень «человеческого в человеке… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В
  • МАЛОМ БИЗНЕСЕ
    • 1. 1. Организационная культура личности как психологический феномен
    • 1. 2. Деятельность в малом бизнесе как социокультурное пространство становления организационной культуры личности
    • 1. 3. Психологическое обеспечение становления организационной культуры личности в процессе деятельности
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
    • 2. 1. Методы и этапы опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Психологические механизмы становления организационной культуры личности в процессе деятельности: На примере малого бизнеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Нестабильность экономической, социальной, политической и производственной среды, стремительное развитие научно-технического прогресса, высокая конкурентность и рискованность ставит личность перед необходимостью адаптации к изменяющемуся контексту деятельности, которая, в свою очередь, характеризуется интенсивностью, интеллектуальностью, эмоциональной напряженностью и актуализирует проблему становления организационной культуры личности.

В последние десятилетия организационная культура стала предметом полинаучного изучения: проблемы ее формирования и развития рассматриваются с экономической, философской, культурологической, педагогической и психологической точек зрения. Вместе с тем, рассматривая организационную культуру предприятия как условие выполнения личностью тех или иных функций, исследователи зачастую упускают из виду проблемы внутренней активности личности, определяющей особенности становления ее организационной культуры в процессе деятельности.

Практическая актуальность темы обусловлена следующими обстоятельствами. В последние несколько лет проблема организационной культуры в психологической науке выделилась в качестве самостоятельной, однако все еще остается недостаточно исследованной на эмпирическом и теоретическом уровнях. Организационную культуру часто рассматривают в связи со следующими понятиями: экономическая эффективность (О.Н.Беклемишева, О. С. Виханский, В. Н. Воронин, К. Камерон и Р. Куинн, А. Н. Чаплина и др.), культурная несовместимость в мультинациональных компаниях (А.И.Пригожин), эффективность воспитательного воздействия (Ю.А.Конаржевский, М. М. Поташник и А. М. Моисеев, А. Тубельский, К. М. Ушаков и др.), культура безопасности (Н.Мешкати), стиль ведения переговоров (НЛО. Белоусова), управленческое воздействие (JI.H.

Аксеновская, И. В. Бухтиярова, Е. Д. Короткина и др.), адаптация к организации (Н.В.Багдасарова, А. И. Пригожин и др.), организационные изменения (С.А.Липатов, М. И. Магура, К. А. Прозоровская и др.)> приверженность организации (О.С.Виханский и А. И. Наумов, М. И. Магура и др.) и т. п., но практически отсутствуют исследования, рассматривающие организационную культуру как феноменальное поле, развивающее личность.

Культура — сложное понятие, относящееся как к материальным, социальным явлениям, так и к индивидуальному поведению. Культура в такой же степени индивидуальный психологический конструкт, как и социальный. «Внутренний» и «внешний» подходы к культуре расходятся вполне предсказуемым образом в вопросе о том, как структура размещается в культурной среде. В качестве внешних источников упорядочения можно указать на многие материальные проявления человеческой деятельности, этой замысловатой «паутины смыслов» в ее внешнем аспекте. Воплощенные в символах, обычаях и ритуалах упорядочения артефактов, эти проявления ясно видны. Противоположная, «внутренняя» линия объяснения в качестве источников интерсубъективности и координированное&tradeдействий называет внутренние психические структуры или культурное знание и пытается понять процессы интерпретаций. Рассматривая организационную культуру как условия существования работника в организации, исследователи зачастую упускают из виду внутренние позиции работников, являющихся носителями культуры. Именно в этом аспекте становится возможным говорить об организационной культуре личности.

Внимание к проблеме организационной культуры личности обусловлено актуальностью вопросов, связанных с исследованием внутренней активности личности, ее позиции, ее резервов, максимального их использования для повышения самостоятельности личности в процессе ее развития. Развитая личность характеризуется активностью, включающей в себя стремление реализовать себя, сознательно превратить идеалы общества в глубоко личностные ценностные ориентации, убеждения. Детерминанта внутренней психическом активности определяет характер психического развития, который проявляет себя в саморазвитии, самоорганизации, самодеятельности, самосовершенствовании. В. С. Мухина назвала этот факт как существенный феномен — потребность и способность личности к саморазвитию и самодвижению. «Трудовая деятельность ориентирована на конечный продукт, а также на получение за труд денежного эквивалента. Но в самой трудовой деятельности заключены условия для саморазвития человека. Каждый человек, включенный мотивационно в саму трудовую деятельность, стремится быть профессионалом, творцом» [84, с.34].

Конструирование жизненного мира человека невозможно без способности действовать и ориентироваться в надситуативных «целостностях» социальной среды (идеалы, мораль, истина и подобные человеческие ценности). Ценностное сознание, наличие собственной личности, смыслов конкретной деятельности определяет духовность человека, восхождение к которой проявляет степень «человеческого в человеке» (А.Н.Леонтьев). Вопросы о том, как человек открывает в себе и для себя эту степень «человеческого» и что в нем самом позволяет ему делать эти открытия, исследованы крайне слабо, а с ростом общественного и научного интереса к явлениям само актуализации личности делаются попытки решать эти вопросы системно (А.В.Петровский, Д.А.Леонтьев). Исследование причин и возможностей выхода человека за рамки собственной адаптивности и наличной конкретной ситуации остается до сих пор проблематичным не только ввиду глобальности исследуемого явления, но и вследствие того, что такое исследование требует для своего решения нового подхода, системного, междисциплинарного по сути.

Исследование процесса становления ценностно-смысловой составляющей мира человека предполагает изучение не столько актуального уровня их развития, сколько необходимость поиска адекватных методов, позволяющих выявлять потенциал личностного развития и возможности становления организационной культуры личности. Понятие организационная культура личности" относится к феноменологическому аспекту изучения человека, и ее исследование требует, по словам Д. А. Леонтьева, неспецифических методов и поиска инновационных путей изучения.

Анализ отечественной литературы позволяет сделать вывод, что, несмотря на разработанность отдельных аспектов организационной культуры, ее взаимовлияние с самосознанием недостаточно изучено, а с учетом современных условий жизни нашего общества является перспективной областью психологической науки.

Кроме того, в современных социально — экономических условиях России особенно четко прослеживаются противоречия между:

— потребностью общества в профессионально успешной личности, с одной стороны, и жесткими законами рыночной экономики, не позволяющими человеку быть самодостаточным в организации малого бизнеса, с другой стороны.

— необходимостью и возможностью психологического сопровождения становления организационной культуры личности в процессе деятельности, с одной стороны, и недостаточной разработанностью психологического обеспечения данного процесса в контексте малого бизнеса, с другой.

— потребностью личности занять свое место в обществе согласно природной одаренности, с одной стороны, и невозможностью ее оптимальной самореализации в различных видах деятельности (в том числев малом бизнесе), с другой стороны.

Следовательно, необходим дальнейший системный анализ научного знания по обозначенной проблеме, из чего вытекает необходимость исследования темы «Психологические механизмы становления организационной культуры личности в процессе деятельности (на примерё малого бизнеса)».

Цель исследования — выявление психологических механизмов становления организационной культуры личности в процессе деятельности.

Объект исследования — организационная культура как психологический феномен.

Предмет исследования — психологические механизмы становления организационной культуры личности в процессе деятельности.

Гипотеза исследования: становление организационной культуры личности в процессе деятельности будет более эффективным, если обеспечить действие следующих психологических механизмов: адаптации личности к деятельности в коллективе, идентификации с субъектами деятельности и творческого присвоения ценностей корпоративной культуры коллектива.

В соответствии с целью и гипотезами исследования решались следующие задачи:

1 На основе анализа научной литературы охарактеризовать организационную культуру личности как психологический феномен.

2 Рассмотреть малый бизнес как социокультурное пространство становления организационной культуры личности.

3 Разработать психологическое обеспечение становления организационной культуры личности в малом бизнесе.

4 Организовать опытно-экспериментальную работу по определению эффективности психологических механизмов становления организационной культуры личности.

Методологическую основу исследования составили принципы детерминизма, системности, развития и активности (Б.Г.Ананьев, А. В. Брушлинский, Б. Ф. Ломов и другие), позволившие выявить психологические механизмы становления организационной культуры личности в процессе деятельноститеории психологии и педагогики личности (А.Г.Асмолов, ' А. А. Бодалев, СЛ. Братченко, Е. В. Бондарёвская, С. В. Кульневич, И. С. Кон и другие ученые), а также теории становления личности в процессе социализации (В.В.Игнатова, В. Н. Кудрявцев, О. Л. Подлиняев, А. А. Реан, Ю. М. Роговский, М. Г. Плохова, Ф. А. Фрадкин.

М.И.Шилова и другие ученые), используемые при определении особенностей организационной культуры личностиидеи о развитии личности через присвоение материальной и духовной культуры, а также феноменологический подход к личности (Э.Гуссерль, В. Франкл, А. Л. Журавлев и другие ученые), давший возможность определить научные подходы к рассмотрению организационной культуры личности как психологического феноменаконцепция структуры самосознания личности (В.С.Мухина), согласно которой в исследовании выявлено содержательное наполнение структуры самосознания, строящееся внутри порождающей ее системы — той человеческой общности, к которой принадлежит личность.

Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы были использованы адекватные объекту и предмету исследования методы исследования: методы сбора информации: методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера (адаптация Е. Ф. Бажина, С. А. Голынкиной, А.М.Эткинда) — методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (ДМО — в модификации Л.Н.Собчик) — проективный метод депривации структурных звеньев самосознания В. С. Мухиной, К. А. Хвостоваметодика «Кто Я?» М. Куна и Т. Маркпартленда) — методика MMPI (вариант ММИЛ — в модификации Ф. Б. Березина и др.) — опросник организационной культуры Р. Харрисонаметоды обработки результатов исследования: методика контент-анализа текстовых материалов, пакет статистических программ для социальных наук SPSS 11.5 for Windows, приемы теоретического обобщения и анализ статистической значимости психодиагностических показателей.

Организация, база и этапы исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе организаций малого бизнеса гг. Москвы и Красноярска (ООО «ТрансМашСервис-МТК», ООО «Ролл», ООО «Прогресс-Гарант», ООО «Московская городская служба недвижимости», ООО «Полюс», ООО «Калинка», ООО «Трансвест», ЧП.

А.С.Разумов, ООО «Красноярская ярмарка») в период с 1998 по 2006 гг. и включала в себя несколько этапов.

На нервом этапе (1998 — 1999 гг.) изучалось состояние проблемы в научной литературе, вырабатывалась понятийная система исследования, формулировался его аппарат на основе изучения отечественных и зарубежных подходов к исследованию организационной культуры личности.

Второй этап (1999 — 2005 гг.) был направлен на разработку психологического обеспечения становления организационной культуры личности и его реализацию в ходе опытно-экспериментальной работы.

На третьем этапе (2005 — 2006 гг.) осуществлялся анализ результатов исследования, формулировались выводы, оформлялся текст диссертации.

В исследовании приняло участие 360 человек — представителей малого бизнеса: из них 62 предпринимателя и менеджера и 298 сотрудников-исполнителей. В группу изучаемых специалистов малого бизнеса вошли предприниматели, менеджеры и сотрудники-исполнители, возраст которых варьировался от 20 до 60 лет (в том числе 180 мужчин и 180 женщин).

Основные результаты, полученные соискателем, их научная новизна:

1. Уточнено понятие «организационная культура личности», рассматриваемое как система ценностей, установок, стилей поведения, эмоциональных реакций, обусловленных базовой культурой личности и опосредованных корпоративной культурой.

2. Деятельность личности в малом бизнесе обоснована как социокультурное пространство становления ее организационной культуры, включающее области культурных связей, операций (действий), отношений и взаимодействия, на основе чего разработана соответствующая модель, сущность которой заключается в выявлении взаимосвязи обозначенных областей и определение их роли в исследуемом процессе.

3. Разработано психологическое обеспечение становления организационной культуры, включающее следующие структурные компоненты: содержательный (ценности организационной культуры) — операционально-деятельностный (психологические механизмы становления организационной культуры личности: адаптация личности к деятельности в коллективе, идентификации с субъектами деятельности, творческое присвоение ценностей корпоративной культуры коллектива) — оценочно-регулятивный (критерии: когнитивный, эмотивно-аксиологический и поведенческий (деятелыюстный) развития организационной культуры личности).

4. Доказано, что становление организационной культуры личности зависит от осознания ценностей организации, принятия их и реализации в поведении, и способствует более эффективному развитию и функционированию профессионализма человека в деятельности.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в работе организационная культура личности рассматривается как результат: отражения в самосознании личности социально ценных качеств, определяемых корпоративной культуройформирования значимых отношений к различным аспектам «Я» в организационном пространстве. Выявлено, что особенности организационной культуры личности в малом бизнесе определяются сферой деятельности организации, статусом личности в организации, стажем работы специалиста, тендерными отличиями, что обогащает теорию психологии развития и акмеологию, в частности разделы «Профессиональная адаптация и профессиональный рост кадров», «Вопросы обеспечения идентификации, профессионального самостановления и саморазвития».

Практическая значимость исследования: полученные данные служат определенным вкладом в научно-методическое обеспечение консалтинга руководителей компаний, организационных консультантов. Результаты исследования были использованы при разработке тренингов, спецкурсов, посвященных вопросам организационного и личностного становления человека в деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются их согласованностью с фундаментальными положениями и ведущими идеями психологии развития и акмеологии, использованием комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования, многосторонним качественно-количественным анализом эмпирического материала.

Апробация работы и внедрение результатов исследования: Материалы исследования были представлены в форме докладов и сообщений на заседаниях кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета (1997;1999, 2002), лаборатории феноменологии и развития личности Института развития личности РАО (1997;1998), на Шестой конференции молодых ученых Института развития личности РАО (Москва, 1998), на Межрегиональной конференции аспирантов и студентов «Теория и практика коммерческой деятельности» (Красноярск, 2001, 2002, 2005). Отдельные результаты были использованы менеджментом исследованных компаний при планировании организационного развития. Полученные данные использовались в курсе лекций для дневного отделения факультета товароведения и коммерции ГОУ ВПО «Красноярский государственный торгово-экономический институт».

Положения, выносимые на защиту:

1. Организационная культура личности представляет собой систему ценностей, установок, стилей поведения, эмоциональных реакций, обусловленных базовой культурой личности и опосредованных корпоративной культурой.

2. Деятельность в малом бизнесе выступает социокультурным пространством становления организационной' культуры личности, которое детерминирует исследуемый процесс функциональной реализацией человека в области культурных связей, операций (действий), отношений и взаимодействия, определяющей вектор становления его профессионализма посредством психологических механизмов.

3. Психологическое обеспечение становления организационной культуры личности в процессе деятельности представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимообусловленных структурных компонентов: содержательного, в котором определены ценности организационной культуры (власть, профессионализм, конечный результат деятельности, личность как самоценность) — операционально-деятельностного, в рамках которого обоснованы и реализованы психологические механизмы исследуемого процесса (адаптация личности к деятельности в коллективе, идентификация с субъектами деятельности, творческое присвоение ценностей корпоративной культуры коллектива) — оценочно-регулятивного, включающего критерии исследуемого процесса (когнитивный, эмотивно-аксиологический и поведенческий (деятельностный).

4. Становление организационной культуры личности происходит в процессе осознания ценностей организации (коллектива), принятия их, и реализации в поведении (деятельности) и способствует более эффективному развитию и функционированию профессионализма человека в различных видах деятельности. В самосознании специалиста малого бизнеса организационная культура личности отражается: в притязании на признание (притязания на признание актуальных достижений) — в психологическом времени личности (связь индивидуального будущего с организацией) — в социальном пространстве личности (поведение, ориентированное на права и обязанности в организации). Тендерные особенности выражаются в стратегиях установления контакта, типах реагирования на ситуацию фрустрации и уровне субъективного контроля.

Выводы по второй главе.

Таким образом, в результате диссертационного исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера (адаптация Е. Ф. Бажина, С. А. Голынкиной, А.М.Эткинда) позволила выявить действие механизма адаптации на становление организационной культуры личности посредством определения области ответственности субъекта деятельности — считает ли он себя ответственным за происходящее или возлагает ответственность на окружение. Чем более адаптирована личность к деятельности в коллективе, тем выше уровень организационной культуры. Также действие механизма адаптации оценивалось по шкалам «невротической триады» методики ММИЛ (MMPI), что позволило определить условием успешной адаптации субъективное благополучие (позитивный эмоциональный настрой).

Тест диагностики межличностных отношений Т. Лири (ДМО — в модификации Л.Н.Собчик) и проективный метод депривации структурных звеньев самосознания В. С. Мухиной, К. А. Хвостова позволили сделать следующие выводы — на становление организационной культуры личности оказывает влияние механизм идентификации с субъектами деятельности, проявляющийся в стилевых характеристиках взаимодействия (установление контакта и реагирование на ситуацию фрустрации).

Методика «Кто Я?» М. Куна и Т. Маркпартленда позволила, с одной стороны уточнить содержательную сторону идентификации, с другой стороны, проявление механизма творческого присвоения ценностей корпоративной культуры коллектива.

В совокупности данные методики позволяют выделить разные проявления типов организационной культуры личности.

Можно выявить «характерные» типы (в сравнении с общими показателями) реагирования на ситуацию фрустрации — у мужчин культуры ордена высокие баллы по активно включенному, адекватному нелояльному агрессивному, фиксированному на фрустрации типу поведения, мужчины культуры ордена демонстрируют активно включаемый, неадекватный лояльный, фиксированный на фрустрации вместе с пассивным, невключенным типом поведения, мужчины культуры задачи отличаются активно включаемым, адекватным нелояльным агрессивным типом поведения. У мужчин культуры личности высокие показатели по активно включенному, адекватному лояльному, стремящемуся к преодолению фрустрации типу поведения. Поведение женщин по сравнению с мужчинами достоверно отличается. У женщин культуры роли чаще встречается активно включаемый, адекватный нелояльный игнорирующий, фиксированный на фрустрации тип поведения, данные по женщинам культуры ордена близки к средним, для женщин культуры задачи характерен пассивный невключенный тип поведения, культура личности отличается активно включаемым, неадекватным лояльным, фиксированным на фрустрации поведением. Различия также проявляются при депривации психологического времени личности. Наиболее широко представлен активно включаемый, адекватный нелояльный игнорирующий, фиксированный на фрустрации тип поведения, только у носителей культуры ордена выявляется незначительное преобладание активно включаемого, адекватного нелояльного агрессивного, фиксированного на фрустрации типа поведения. Можно сделать вывод, что носители культуры ордена наиболее незащищенно воспринимают будущее.

Можно говорить о существовании специфических административных организационных культур личности, соответствующих определенному типу организационной культуры (данные приводятся на рисунке 27).

Рисунок 27 — Сопоставление типов поведения в ситуации депривации структурных звеньев самосознания, %.

Прим.: тип поведения: 1 — активно включаемый, адекватный, лояльный, стремящийся к преодолению фрустрации- 2 — активно включаемый, неадекватный лояльный, фиксированный на фрустрации- 3 — активно включаемый, адекватный нелояльный агрессивный, фиксированный на фрустрации- 4 — активно включаемый, адекватный нелояльный игнорирующий, фиксированный на фрустрации- 5 — пассивный, невключенный тип поведениятип орг. культуры: А — ролевая, В — ордена, С — задачи, D — индивидуальности, адм. — менеджеры, произ. — сотрудники.

У менеджеров ролевой культуры, как и культуры задачи, преобладают представленные в равной мере активно включаемый, адекватный нелояльный игнорирующий и активно включаемый, адекватный нелояльный агрессивный, фиксированные на фрустрации типы поведения. Менеджеры культуры ордена преимущественно демонстрируют активно включаемый, адекватный нелояльный агрессивный, фиксированный на фрустрации тип поведения. Менеджеры культуры личности, помимо характерного для всех администраторов агрессивного типа поведения проявляют и активно включаемый, адекватный лояльный, стремящийся к преодолению фрустрации тип поведения.

Мы приходим к заключению, что организационная культура является одиним из существенных элементов индивидуального сознания личности. Организационная культура личности имеет целостный интегративный характер и формируется опытом личности (профессиональные знания, умения, навыки, опыт предметной и творческой деятельности), направленностью личности (организационные ценности, убеждения), организационно значимо важными качествами личности (лояльность, чувство личности).

По методике депривации структурных звеньев самосознания нами также отмечены значимые различия между новичками и опытными сотрудниками исследуемых компаний. Так, при депривации притязания на признание у опытных сотрудников сильнее выражена тенденция к проявлению активно включаемого, неадекватного лояльного, фиксированного на фрустрации типа реагирования, что свидетельствует об устойчивом положении в организации, когда организационная культура личности настолько адаптирована к корпоративной культуре компании, что даже при проявлении неадекватных личностных реакций сотрудник не способен вызвать деструктивного конфликта. При депривации притязания на признание новички демонстрируют активно включаемый, адекватный нелояльный агрессивный, фиксированный на фрустрации тип реагирования.

При депривации перспектив развития личности опытные сотрудники преимущественно демонстрируют активно включаемый, адекватный нелояльный агрессивный, фиксированный на фрустрации тип реагирования, что определяется тем, что сотрудник уверен в собственных актуальных достижениях и рассчитывает на адекватную оценку их в будущем. Новички в такой же ситуации демонстрируют активно включаемый, адекватный нелояльный игнорирующий, фиксированный на фрустрации тип реагирования, так как в полной мере еще не погружены в контекст корпоративной культуры компании и пытаются отстоять свойственную им организационную культуру личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Организационная культура личности формируется при взаимодействии с корпоративной культурой на основе базовой культуры личности, и представляет собой систему ценностей, установок, стилей поведения, эмоциональных реакций.

Корпоративная культура малого бизнеса находит отражение в организационной культуре личности специалистов этой сферы. Для организационной культуры личности специалистов малого бизнеса характерен приоритет субъективно-личностных характеристик перед социально-ролевыми, интернальность в области производственных отношений, преобладание подавляющей стратегии контакта, тенденции к активно включаемому, адекватному нелояльному агрессивному, фиксированному на фрустрации типу реагирования.

Организационная культура личности, сформированная в условиях культуры власти, отражается в структурных звеньях самосознания: притязании на признание, психологическом времени личности, социальном пространстве прав и обязанностей личности.

Особенности организационной культуры личности определяются сферой деятельности организации. Работники сферы «интеллектуальных» услуг отличаются большей интернальностыо в сфере межличностных отношений, в отношении здоровья и болезней. Работники торговых компаний обладают большей напористостью, меньшей рефлексивностью, демонстрируют интернальность в области неудач, подавляющую стратегию контакта, активно включаемый, адекватный нелояльный игнорирующий, фиксированный на фрустрации тип реагирования.

Тендерные различия в организационной культуре личности проявляются в подавляющей стратегии контакта, активно включаемом, адекватном нелояльном агрессивном, фиксированном на фрустрации типе реагирования, интернальном локусе контроля в области достижений и производственных отношений, характерных для мужчин. Тогда как для женской организационной культуры личности характерны избегающая стратегия контакта, активно включаемый, адекватный нелояльный игнорирующий, фиксированный на фрустрации тип реагирования, интернальный локус контроля в области неудач, межличностных отношений и здоровья.

Для менеджеров характерны преимущественно подавляющая стратегия контакта, противоречивая самооценка (у женщин — менеджеров тенденции более выраженные). Рядовые сотрудники демонстрируют избегательную стратегию контакта, они более сосредоточены на текущем моменте и практически не планируют свое будущее.

Степень сформированности организационной культуры личности зависит от стажа работы в организации. Опытные сотрудники малого бизнеса чаще демонстрируют активно включаемый, адекватный нелояльный агрессивный, фиксированный на фрустрации тип реагирования, либо активно включаемый, неадекватный лояльный, фиксированный на фрустрации тип реагирования, тогда как «новички» — активно включаемый, адекватный нелояльный игнорирующий, фиксированный на фрустрации тип реагирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Принцип субъекта в философской концепции С. Л. Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн: очерки, воспоминания, материалы. М., 1989.
  2. Л.Н. Моделирование управленческого взаимодействия как метод оптимизации организационной культуры: Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1997.
  3. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  4. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. М.: Изд-во РАГС, 1995. — 267с.
  5. Н.В. Изменение когнитивных и мотивационных элементов структуры личности в процессе адаптации к организации: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1999.
  6. Т. Культура организации // Бюллетень финансовой информации. 1996. № 11(18). -С. 19−22.
  7. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы / Под ред. О. С. Газмана, Л. И. Романовой. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. — 150 с.
  8. О.Н. Организационная культура и эффективность фирмы // Малый бизнес, рынок и общество. 1992. № 3−4.
  9. Ю.Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.
  10. П.Белоусова Н. Ю. Особенности переговоров между представителями разных организационных культур: Дис.. канд. психол. наук. М., 1998.
  11. Большой толковый психологический словарь /Ребер Артур (Penguin). Том 2 (П-Я): Пер. с англ. -М.: Вече, ACT, 2000. 560 с.
  12. З.Бреннер А. И. Феноменологическая и метафизическая парадигмы в психологии // Психология / под. ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 2004.-С. 16−22.
  13. И.В. Влияние организационной среды на профессиональное становление личности руководителя: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1998
  14. Г., Бэйтсон М. К. Ангелы страшатся. К эпистемологии священного. М.: Совершенство, 1997.
  15. Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии. М.: Смысл, 2000. -476 с.
  16. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Гардарики, 1998. -528с.
  17. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Гардарики, 1996. — 154 с.
  18. О.С., Наумов А. И. Практикум по курсу «Менеджмент». -М.: Гардарики, 1998. 288 с.
  19. В.Н. Социально-психологические механизмы формирования организационной культуры: Дис.. доктора психол. наук. М., 1999.
  20. В. А. Системные описания в психологии. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984, — 176 с.
  21. С. Терапевтические трансы. М.: НФ Класс, 1997. — 416 с.
  22. Т., Лидерство и управление: группоцентрированный подход. //' Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. М.: Рефл-бук, 1997. -С.241−311.
  23. Я.Х. Маркетинг партнерских отношений. СПб.: Питер, 2001. — 384 с.
  24. В.А., Беленко Н. М. Особенности негативных эмоциональных состояний социального работника в ситуациях взаимодействия с клиентами // Развитие личности. 2002. № 1. — С. 150−170.
  25. Грейсон-мл. Дж., О’Делл. Дж. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991. — 319 с.
  26. Э. Высокоэффективный менеджмент. М.: Филинъ, 1996. -280с.
  27. Р. Менеджмент. СПб.: Питер, 2004. — 864 с.
  28. Р. Организации. М: прайм — ЕВРОЗНАК, 2001. — 348 с.
  29. Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. М.: НФ Класс, 1997.- 192 с.
  30. Р. Фокусы языка. СПб.: Питер, 2000. — 320 с.
  31. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: Изд-во МГУ, 1979.- 128 с.
  32. П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. М.: Технологическая школа бизнеса, 1992. — 189 с.
  33. П.Ф. Рынок. Как выйти в лидеры. М.: BCI, 1992. — 350 с.
  34. А.Н. Анализ базовых «координат» организационных культур // Психологический журнал. 1996. т. 17. № 3. — С. 26−36.
  35. Л.Н. Психотехника личностного профессионально значимого роста: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1996.
  36. Н.Л. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях // Вопросы психологии. 2004. № 4. — С.65−75.
  37. Н.Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа // Психологический журнал. 2004. т.25. № 1. — С.52−60.
  38. Идентификация как механизм общения и развития личности. М.: МГПИ, 1988.-31с.
  39. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. -464 с.
  40. Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984.-495 с.
  41. И.В. Стратегии подбора кадров как стилевая характеристика управленческой деятельности руководителя: Дисс.. канд. психолог, наук. Ульяновск, 1995.
  42. С.И. Компьютерная обработка данных для психологов. -СПб.: Речь, 2002.- 134 с.
  43. К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001. — 320 с.
  44. Т.К. Теоретические основы становления будущего учителя в инновационном образовании. Чита: ЗабГПУ, 1999. — 214 с.
  45. ., Седеберг С. Вызов лидеров. М.: Дело, 1996.
  46. Л.У. Качественный менеджмент в бесприбыльной сфере. -М.: Просвещение, 1994. 175 с.
  47. К. О войне. М.: Логос, 1999. — 448 с.
  48. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: Новая школа, 1992. — 140 с.
  49. Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987.-384 с.
  50. Н.И., Шаккум М. Л. Акмеология и тестология. М.: Российский салон, 1996. — 380 с.
  51. Е.Д. Психологические особенности профессиональной деятелыюсти менеджера в контексте организационной культуры: Дисс.. канд. психол. наук.-Тверь, 1999.
  52. Косова Л. Б, Динамика ценностных ориентаций // Социологические исследования. 1994. № 2. — С. 114−118.
  53. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 207 с.
  54. Н.Ю., Перегодова Н. В. Организационная культура успех фирмы // ЭКО. — 1995. N 2. — С.156−160.
  55. В.Г. Социально-культурная среда как детерминанта духовного развития личности: Дисс.. канд. философ, наук. М., 1991.
  56. П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1991. — 76с.
  57. А. Организационная культура и управление фирмой// Финансовый бизнес. 1995. № 12. — С.31−34.
  58. И. Психотехнологии и менеджмент. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. — 192 с.
  59. Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ-С, 1999.-224 с.
  60. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1996, № 4. — С.35−44.
  61. Д.А. Очерки о личности. М., 1993.
  62. Д.А. Развитие личностных ценностей в общественном контексте // Вестн. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. 1997. № 1. -С.20−27.
  63. С.А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики // Вестник московского университета, сер. 14. Психология. 1997. № 4. — С. 55−65.
  64. С.А. Социально-психологическая диагностика организационной культуры: Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1999.
  65. A.M. Личность. Профессионал. Руководитель. Красноярск: Буква, 2000. — 448 с.
  66. Ф. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 1999. — 243 с.
  67. М.И. Организационная культура как средство успешной реализации организационных изменений // Управление персоналом. -2002. № 1. С. 24−29.
  68. М.И. Приверженность работников своей организации: Дисс.. канд. психол. наук М., 1999.
  69. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. — 684 с.
  70. Дж. Шеф и его команда. СПб.: Питер, 1998. — 256 с.
  71. А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997. — 304 с.
  72. Д. Психология и культура. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.-416 с.
  73. Д. ИБМ. Управление в самой преуспевающей корпорации мира. М.: Прогресс, 1991. -456 с.
  74. Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. В. Семенова Л.: ЛГУ, 1978. — 168 с.
  75. В.В. Психологическое сходство руководства и персонала как детерминанта устойчивости предпринимательских структур: Дисс.. канд. психолог, наук. М., 1996.
  76. Н. Организационные механизмы и социально-культурный аспект безопасности на АЭС // Прикладная психология. 1998, № 5.
  77. Миннесотский многоаспектный личностный опросник MMPI. -Архангельск: Арх. ин-т повыш. квалифик. раб. образ., 1992. 103 с.
  78. В.Б. Пир мудрецов. М.: б.и., 1994. — 303 с.
  79. В.Е., Утенков К. В. Стиль руководства и его роль в деятельности научного коллектива // Научный коллектив / под. ред. А. А. Зворыкина. М.: Наука, 1980. — С. 103−111.
  80. В.И. Молчанов Аналитическая феноменология в логических исследованиях Эдмунда Гуссерля // Э. Гуссерль Собрание сочинений. Т.З.М., 2001.
  81. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973.-406 с.
  82. B.C. Возрастная психология. М.: Академия, 1999. -456 с.
  83. B.C., Хвостов К. А. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений // Развитие личности. 2002. № 2. — С. 117−135.
  84. А.И. Хофстидово измерение России (влияние национальной культуры на управление бизнесом) // Менеджмент. 1996. № 3. — С. 70 103.
  85. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. № 1. / Редактор-составитель Н. Б. Крылова. — М.: ВНИИМП-ВИТА, 1995. -113 с.
  86. X. Корпоративный капитализм в Японии. М.: Мысль, 1986. — 252 с. 89.0лыкайнен Т. И. Организация социокультурного образовательного пространства современной школы: Дисс.. канд. пед. наук. -Красноярск, 2001.
  87. A.M. Руководитель. Размышления о стиле управления. М.: Политиздат, 1987. — 368 с.
  88. Организационное поведение / Под ред. Э. М. Короткова Тюмень: Вектор Бук, 1998.-308 с.
  89. М.Н. Методы диагностики, формирования и развития организационной культуры: Дис.. канд. социол. наук. М., 1995.
  90. В.Ф. Основы психосемантики. М.: Изд-во МГУ, 1997. -400с.
  91. Петровская J1.A. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию. М.: Смысл, 1996. — С. 150 164
  92. А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  93. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). М.: Прогресс, 1986. -423 с.
  94. К.К. Общие проблемы теории групп и коллективов // Коллектив и личность. М.: Наука, 1975.
  95. Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: концептуальный аспект. Волгоград: Перемена, 1995.-75 с.
  96. Ю.П. Этническая психология. СПб.: Речь, 2001. — 320 с.
  97. С.С. Исследование «организационного климата» в американской психологии // Вопросы психологии. 1978. № 2.
  98. М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой. М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
  99. А.И. Проблема синергии организационных культур в русско-американских совместных предприятиях // Менеджмент. -1995. № 1.-С. 60−77.
  100. К.А. Оценка влияния социальных норм поведения в предпринимательстве на деятельность фирмы: Дисс.. канд. соц. наук. СПб., 1996.
  101. Психология / под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2000. -672 с.
  102. В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность // Вопр. экономики. 1996. N 7. — С.72−82.
  103. А.А., Радугин К. А. Социология. М. Центр, 2000. — 244 с.
  104. К. Клиенто-центрированная терапия. М.: Рефл-бук, 1997.-320 с.
  105. В.М. Введение в культурологию. М.: Гардарики, 2004. -462 с.
  106. Т.И. Деятельность психолога по диагностике и формированию базовых психологических качеств личности в процессе развития организационных систем: Дисс.. канд. психол. наук. -Тверь, 1996.
  107. В.В., Власов А. Г. Социокультурные истоки японского управления. М., 1987.
  108. В.А., Покровский А. Е. Роль психологического климата в повышении эффективности труда научных работников // Вопросы теории и практики управления и организации науки. М., 1975.
  109. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / под ред. B.C. Лазарева М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995. — 158 с.
  110. Р. Культура предпринимательства. М.: ЭКОМ, 1992. — 240 с.
  111. A.JI. Социально-психологические проблемы управления. JL: Изд-во ЛГУ, 1975. — 120 с.
  112. Е.В. Сущностная характеристика акмеологической культуры личности // Мир психологии. 2004. № 1. — С. 166−174.
  113. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2002. — 350 с.
  114. В.А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. пособие. М.: Академия, 2000. — 280 с.
  115. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000.-416 с.
  116. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1997.-800с.
  117. Л.Н. Диагностика межличностных отношений (модифицированный вариант интерперсоналыюй диагностики Т. Лири). М.: б.и., 1990. — 48 с.
  118. Социология труда / Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины. М.:Изд-во МГУ, 1993. — 368 с.
  119. В.А. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2001. -352с.
  120. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. -286 с.
  121. Г. С. Формирование психологической общности и уникальности личности. М., 1981.
  122. О.В. Социально-психологические проблемы и феномены кризисной организации: Дис.. канд. психол. наук. М., 1996.
  123. К. Вечный дух предпринимательства. Киев, «Укринтур», 1992. — 204 с.
  124. . Управление научно-техническими нововведениями. -М.: Экономика, 1989. 169 с.
  125. Ф.У. Принципы научного менеджмента. М.: Контроллинг, 1991. — 104 с.
  126. Н., Деванна М. А. Лидеры реорганизации. М.: Экономика, 1990.-204 с.
  127. Л. Психологическое консультирование и менеджмент: взгляд клинициста. М.: НФ Класс, 1997. — 160 с.
  128. В.В. Культура предпринимательства (Практикум). -СПб: Питер, 2000. 176 с.
  129. В.В. Культура предпринимательства (Учебник). СПб: Питер, 2000. — 368 с.
  130. В.В. Организационная культура и предпринимательство. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. — 164 с.
  131. А. Уклад жизни школы как компонент образования // Воспитание школьников. 2001. № 1. — С. 5−10.
  132. Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. — С. 77−87.
  133. Р. Механизм обновления. Как сохраняютконкурентоспособность лучшие компании. М.: Прогресс, 1988. -368с.
  134. Управление в образовании. Проблемы и подходы / под ред. П. Карстаньже и К. Ушакова М., 1995.
  135. Управленческое консультирование / под ред. У. Кубра В 2-х т. -М.: Интерэксперт, 1992.
  136. .Ф. Стиль управления: методологические и социологические аспекты. М., 1993.
  137. К.М. Организационная культура: понятие и типология // Директор школы. 1995. № 2. С. 3−10.
  138. К.М. Организационная культура: реализация на практике // Директор школы. 1995. № 4. С. 3−8.
  139. К.М. Организационная культура: уровневая модель оценки // Директор школы. 1995. № 3. С. 2−4.
  140. Ушаков К. М, Подготовка управленческих кадров образования. -М.: Сентябрь, 1997. 176 с.
  141. А. Общее и промышленное управление. М.: Контроллинг, 1992. — 142 с.
  142. . Развивая культуру вашей организации. СПб., 2001.
  143. С.Ю., Флоровская Г. С. К проблеме изучения организационной культуры // Методы психологии. Ежегодник Российского психологического общества, т. З, выпуск 2. Ростов-на-Дону: Б.и., 1997. — С. 263−265.
  144. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. -368с.
  145. Фрейтаг Лоринггофан Ф. Господство личности на войне. -СПб., 1906. '
  146. И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. Красноярск, 1998.
  147. Дж. Управление качеством в американских корпорациях. М.: Экономика, 1990. — 272 с.
  148. Д. Стратегия и планирование: Путеводитель менеджера. -СПб.: Питер, 2001. 384 с.
  149. В.А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования // Психологический журнал. 2004. т.25. № 5. — С.32−49.
  150. Й., Каммель А. Проблемы культуры управления многонациональными предприятиями / Проблемы теории и практики управления. Международный журнал. 1995. N 1. — С.64−68.
  151. А., Козицын С. Аппаратные игры на свежем воздухе // Деньги. 2000. № 38.
  152. Т.В. Авторская школа: варианты эффективного управления. М.: Сентябрь, 1999. — 128 с.
  153. А.Н. Менеджмент в торговле. Красноярск: КГТЭИ, 2002. — 252 с.
  154. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Смысл, 1997.
  155. Э. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002. — 336 с.
  156. Т. Социальная психология Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-544 с.
  157. П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М.: Новости, 2000. — 205 с.
  158. В.Г., Попов Г. Х., Горячев Г. Д. Стиль работы руководителя. М., 1976. — 216 с.
  159. В.В. К вопросу о концепции «групповой сплоченности» в современной социальной психологии. //Личность в психологическом эксперименте. М., 1973.
  160. С.В. Организационная культура в западной традиции //
  161. Социологические исследования. 1996. № 7. С. 47−55.
  162. К. Организационная культура: между иллюзией и реальностью // Проблемы теории и практики управления. 1995. № 3. С. 111−114.
  163. М. Стратегия психотерапии. СПб.: Речь, 2002. — 544 с.
  164. Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. М.: Ренессанс, 1992.-320 с.
  165. В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. № 1. — С. 35−52.
  166. JI. Карьера менеджера. М.: ИД Довгань, 1997. — 350 с.
  167. Argiris С. Interpersonal competence and organizational effectiveness. Homrwood, 1982.
  168. Belbin M. Management Teams. London, 1981.
  169. Buckley W. Sociology and modem system theory. N.Y., 1967.
  170. Danison D. Corporate culture and organizational effectiveness. -N.Y., 1990.
  171. Davis S. Managing corporate culture. Cambridge. Mass., 1984.
  172. Deal Т.Е., Kennedy A.A. Corporate cultures: the rites and rituals of corporate life. MA., 1982.
  173. Follett M. Dynamic organization. N.Y., 1942.
  174. Handy C. Making managers. London, 1988.
  175. Harris P., Moran R. Managing cultural differences. Houston, 1979.
  176. Harrison R. Training and development. N.Y., 1988.
  177. Heilbroner R.L. On the limited «relevance» of economics. // Capitalism Today. N.Y., London, 1994.
  178. Helmreich R., Bakeman R. Cohesiveness solitude. In: Abstract Guide XXth International Congress of Psychology. — Tokyo, 1972.
  179. Hofstede G. Culture’s consequences. Beverly Hills, 1980.
  180. Hofstede G. Culture and organization. // International Studies of Management Organization. 1984. № 4.
  181. Hofstede G. Culture’s consequences: international differences in work-related values. Beverly Hills, 1984.
  182. Homans G. Social behavior. Its elementary forms. N.Y., 1961.
  183. Husserl E. Phenomenologische Psychologie / Gesammelte Werke (Husserliana), Bd. IX. Den Haag, 1968.
  184. Ilgen D.R. Klein H.J. Organizational behavior // Ann. Rev. of Psychol. 1988. Vol.40.
  185. Jackson J., Morgan C., Paolillo J. Organization theory: a macro perspective for management. Prentice Hall, 1986.
  186. Janis I.L. Groupthink: Psychological Studies of policy decisions and fiascoes. Boston, 1982.
  187. Jaques E. Transformation of plant culture. London, 1952.
  188. Kotter J. P. Organizational dynamics: Diagnosis and intervention. -Addison Wesley, 1978.
  189. Kotter J.P. Heskett J.L. Corporate culture and performance. N.Y., 1992.
  190. Kroeber A., Klukhohn C. Culture: A critical review of concepts and definitions. Camb., 1952.
  191. Luthans F. Organizational behavior: a modem behavioral approach to management. N.Y., 1973.
  192. Matsusomo D. Culture and psychology. N.Y., 1996.
  193. Mayo E. The social problems of industrial civilization. London, 1949.
  194. McGregor D. The human side of enterprise. N.Y., 1960.
  195. Miller L.M. Visions of a new corporate culture. N.Y., 1984.
  196. Mintzberg H. Managerial work: Analysis from observation. // Management Science. 18, October 1971."
  197. Mintzberg H. The manager’s job: Folklore and fact. // Harvard Business Review. -1975. v. 53, № 4.
  198. Mohan M.L. Organizational communication and cultural vision. -Albany, 1993.
  199. Pascale R.T., Athos A.G. The art of Japanese management. N.Y., 1981.
  200. Perrow C.A. Some reflections on technology and organizational analysis. In: Modem Organization Theory. — N.Y., 1973.
  201. Roethlisberger F., Dickson W. Management and the worker. -Cambridge Mass., 1941.
  202. Scheih E.H. Organizational psychology. N.Y., 1985.
  203. Schein E.H. Process consultation: Its role in organization development. London, 1969.
  204. B. (Ed.) Organizational climate and culture. San Francisco, 1990.
  205. Shafritz J.M. Ott J.S. (Eds.) Classic of organization theory. Pacific Grove, 1992.
  206. Simon H.A. Administrative behavior. N.Y., 1947.
  207. H.P., Gioia D.A. (Eds.) The thinking organization. San Francisco, 1986.
  208. Skinner B.F. Walden Two. N.Y., 1948.
  209. Sloan A. My years with General Motors. N.Y., 1964.
  210. Smircich L. Concepts of culture and organizational analysis // Adm. Sci.Q.1983.vol.28. Sept.
  211. Spiegelberg, H. The Phenomenological Movement. The Hague: Martinus Nijhoff. 1960.
  212. Talmon J.L. Organization and politics. N.Y., 1973.
  213. Watson T. Sociology, work and industry. London, 1980.
  214. Webster’s Desk Dictionary’of the English Language. New York: PORTLAND HOUSE, 1990.
  215. Wilpert B. Organizational behavior // Ann. Rev. of Psychol. 1995.
  216. Опросник корпоративной культуры Р. Харрисона
  217. Определение культуры Вашей организации.1. ЗАДАНИЕ А
  218. В каждом пункте этих 15 групп поставьте цифру 4 против положения, которое больше подходит для Вашей организации, 3,2,1-по степени убывания. Затем сделайте то же самое согласно тому, насколько эти формулировки отражают Ваши взгляды. Вам дается 40 мим.
  219. Окружающая среда должна управляться организацией, чтобы получать «пищу» err нее, вырвать ее зубыи использовать как место работы или игры дляудовольствия и роста членов организации1. Харрисон 1972 г.)
  220. Вы поставили цифры !, 2,3 и 4 в определенном порядке. Теперь, если Вы хотите узнать, к какой культуре больше всего тяготеета) Ваша организацияб) Вы сами,
  221. Вам нужно выполнить следующее задание1. ЗАДАНИЕ С
  222. В каждой из восьми клеточек у Вас должно быть число от 15 до 60. Очевидно, чем выше общее числодля каждой формулировки, тем больше соответствующая культура: а) преобладает в Вашей организацииб) соответствует Вашим интересам.
  223. Общее число 60 означает, что эта культура полностью доминирует или предпочитается. Чем меньше различие между общим числом формулировок, тем менее четко выражена культура Вашей организации или Ваш выбор.
  224. Обдумывание анкеты должно помочь Вам по-новому посмотреть на себя и на свою организацию, лучше понять свое поведение и поведение других сотрудников и тем самым помочь более эффективно управлять ситуациями, в которых Вы оказываетесь.
  225. Виды исследований организаций (По Э. Шейну)1. МаксимальныйгсЗ м К азсЗ
Заполнить форму текущей работой