Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Групповая профориентационная работа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рынок профессий" — это мероприятие, которое устраивается коллективными силами школы и родителей подростков. Подобные занятия для подростков получили широкое распространение в европейских и западных школах. Готовятся они заранее и проходят в течение целого учебного дня. Чаще всего это мероприятие включено в общую программу профориентационного сопровождения. Предшествовать ему должны… Читать ещё >

Групповая профориентационная работа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди групповых форм работы по социально-профессиональному самоопределению с подростками выделяют урочные и внеурочные (рис. 9.6). К урочным относят: профориентационную работу в рамках учебных предметов (биологии, химии, литературы, истории и т. д.), информационно-просветительские уроки, добавленные в программу курса по психологии, элективные курсы, посвященные профессиональному выбору. Главный недостаток урочных профориентационных мероприятий — ограничение во времени и, как следствие, возможность применения только элементов групповых интерактивных технологий. Существует огромное количество мероприятий, которые можно вынести за рамки учебной предметной сетки. К ним относят: тренинги, «рынок профессии», профориентационные конференции и др. Однако все они считаются дополнительной нагрузкой к учебному процессу. Для активизации мотивации участия подростков в таких мероприятиях требуется большая поддержка со стороны администрации и учебно-преподавательского состава учебно-образовательного заведения.

Примеры форм групповых профориентационных мероприятий.

Рис. 9.6. Примеры форм групповых профориентационных мероприятий.

Огромное значение в профориентационной работе имеют различные интерактивные технологии, позволяющие актуализировать проблему профессионального выбора, создать условия, способствующие формированию карты профессионального пути. Проведен ряд исследований, итогом которых стала разработка технологий, способствующих профессиональному самоопределению молодежи, программ и их описание в научной литературе.

Особого внимания заслуживают технологии проведения профориентационной работы при помощи технологий Open Spase и «интернет-кафе», которые подробно описаны и других изданиях.

" Рынок профессий" — это мероприятие, которое устраивается коллективными силами школы и родителей подростков. Подобные занятия для подростков получили широкое распространение в европейских и западных школах. Готовятся они заранее и проходят в течение целого учебного дня. Чаще всего это мероприятие включено в общую программу профориентационного сопровождения. Предшествовать ему должны диагностические процедуры, семинары и различные интерактивные мероприятия, направленные на первичное информирование, мотивацию и активизацию учащихся к профессиональному выбору.

Проведение «рынка профессий» должно быть событием для всей школы, для подростков — некоторым переходным возрастным этапом, этапом взросления к которому они специально бы готовились, желанным событием, праздником, на который все бы хотели прийти.

Благодаря предварительным диагностическим процедурам выявляется профессиональная направленность учащихся. Школой проводится опрос родителей, направленный на выявление специфики их профессиональной деятельности. Родителей приглашают к сотрудничеству. Кроме того, школа приглашает специалистов различной направленности. И родителей, и специалистов просят подготовить рассказ-презентацию на 20 мин про свою профессию. В презентации рекомендуется раскрыть следующие вопросы: «Чем занимается специалист данного профиля?», «В чем специфика его деятельности?», «Где он может работать?», «Что надо знать, чтобы быть высококлассным специалистом в данной области?», «Каков его карьерный рост?». Далее представители педагогического состава и психологи проводят с родителями предварительную встречу, где проходит репетиция мероприятия. Родителям рассказывают особенности работы с малыми группами, продумываются возможные вопросы, которые могут задать подростки. Желательно, чтобы представителей одной и той же профессии было несколько. Одновременно проводятся несколько мастер-классов, где докладчиками являются родители и специалисты — представители одной профессии. Под каждый мастер-класс должна быть подготовлена отдельная аудитория.

Время проведения мастер-класса рассчитывается примерно на 45 мин: 20 мин отводится на презентацию и 25 — под ответы на вопросы. После презентации ребята, пришедшие на мастер-класс, объединяются в мини-группы по 5—9 человек. В малых группах ребята задают вопросы родителям и приглашенным специалистам.

Организация рынка профессий должна быть четкой, структурированной и попятной. Пример сетки распределения мастер-классов по аудиториям приведен в табл. 9.1. Желательно, чтобы мастер-классы дублировались, чтобы ребята могли посетить несколько интересных для них мероприятий.

Таблица 9.1. Пример распределения мастер-классов по аудиториям

Пример распределения мастер-классов по аудиториям.

После мастер-классов школьники собираются всем классом, делятся впечатлениями, выстраивают шаги дальнейших действий. Последний этап «рынка профессий» проводят преподаватели и (или) психологи школы. Главная его задача — обобщить информацию, полученную учениками на мастер-классах, и «по горячим следам» помочь им спланировать следующий шаг (шаги) своих действий. Основные наводящие вопросы, которые задаются модераторами этого мероприятия: «Как вам это понравилось?», «Что каждый из вас узнал для себя нового?», «Что дальше?» .

Мероприятие «рынок профессий» имеет огромное значение для профессионального самоопределения учащихся. На нем учащиеся старших классов имеют возможность познакомиться с реальными профессионалами, среди которых они обнаружат и своих родителей. Многие ли взрослые рассказывают своим детям про то, как и где они работают? В специально смоделированной рабочей атмосфере у детей есть возможности взглянуть на своих родителей и их профессию с новой, иной точки зрения. И, может быть, это будет способствовать выходу подростков на новый уровень взаимодействия со своими родителями и учителями и в свою очередь поможет ему стать более активным и ответственным в своем профессиональном самоопределении.

Профориентационные конференции. Еще одним видом групповой профориетационной работы является организация так называемых профориентационных конференций. Основная задача таких конференций — активизация мотивации учащихся к профессиональному выбору, создание образа мира профессий, организация условий для самостоятельного поиска учащимися информации об интересных для них профессиональных областях, обмен полезной информацией и т. д. Сама конференция, по сути, является заключительным этапом большой коллективной работы учащихся. На конференции докладываются результаты проектных исследовательских работ на тему «Мир профессий». Проекты могут выполняться как индивидуально, так и в группах от двух до пяти человек. Желательно, чтобы проекты создавались под научным руководством психолога-профориентолога, преподавателя элективного профориентационного курса или специалиста-профессионала исследуемой области (например, под руководством родителя, который работает в данном профессиональном направлении и имеет о нем хорошее представление).

При переносе норм исследовательской деятельности на работу школьника в ходе предпрофильной подготовки необходимо учитывать следующее. Любой процесс исследования содержит два взаимосвязанных уровня: эмпирический и теоретический:

  • — на первом уровне устанавливаются новые факты и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности;
  • — на втором уровне формулируются общие закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и предсказать новые, в том числе те, которые могут быть получены с помощью постановки соответствующего эксперимента.

Школьные исследования, как правило, ограничиваются первым, эмпирическим уровнем. Основными этапами научного исследования, которые частично находят отражение и в работах школьников, являются: постановка задачи; предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения подобных задач; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; проведение эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; получение объяснений или научных предсказаний. В школьном исследовании могут быть следующие этапы (работа над каждым из которых заслуживает отдельного поощрения): выбор и обоснование темы исследования (актуальность); анализ литературы по данному вопросу; выдвижение гипотезы; замысел, организация и проведение эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; выводы; презентация результатов исследования. Очевидно, что не все эти этапы должны присутствовать в каждом исследовании, например, одни смогут выдвинуть гипотезу и провести экспериментальное исследование с целью ее подтверждения или опровержения, а другие — нет. Главное отличие исследовательской деятельности от учебной работы состоит в том, что результаты исследований ни в коем случае нельзя «подгонять под правильный ответ», требовать от них соответствия тем критериям успешности, которые традиционно используются в школьной практике.

Итогом профориентационной конференции должно быть мероприятие, где происходило бы обобщение проделанной работы, награждение победителей и поздравление школьников и их научных руководителей с успешно завершенными и представленными проектами.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой