Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влияние паттернов вербальной коммуникации на нормализацию затрудненного общения личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Корреляционный анализ показал положительную корреляцию между шкалами «Техника общения» и «Шкала эмоционального отклика», т. е. чем выше у индивида уровень техники общения, тем выше эмпатия и наоборот. Обе эти шкалы отрицательно коррелируют со шкалой «Эгоцентризм», т. е. чем выше у индивида уровень техники общения и эмпатии, тем ниже уровень эгоцентризма и наоборот. Между шкалами «Общая… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
    • 1. 1. Понятие, виды, средства, функции, уровни и структура общения
    • 1. 2. Психологические характеристики и типология затрудненного общения
    • 1. 3. Психологический портрет субъекта затрудненного общения
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ ПАТТЕРНОВ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ЗАТРУДНЕННОЕ ОБЩЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
    • 2. 1. Анализ исследований паттернов вербальной коммуникации в психологии, педагогике, психотерапии
    • 2. 2. Паттерны вербальной коммуникации, облегчающие общение
    • 2. 3. Методы изучения затрудненного общения и воздействия паттернов вербальной коммуникации на затрудненное общение
    • 2. 4. Влияние паттернов вербальной коммуникации на нормализацию затрудненного общения
  • Выводы по главе II
  • ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПАТТЕРНОВ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ЗАТРУДНЕННОЕ ОБЩЕНИЕ
    • 3. 1. Организация и методы экспериментального исследования
    • 3. 2. Анализ и интерпретация результатов
  • Выводы по главе III

Влияние паттернов вербальной коммуникации на нормализацию затрудненного общения личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Исследования по применению паттернов вербальной коммуникации начались сравнительно недавно. Но сразу же стало очевидно, какие большие возможности дает психологу, педагогу, психотерапевту знание и применение этих паттернов. Ведь все эти профессии предполагают прежде всего словесное воздействие на человека. Концептуальными основами психологии речевого воздействия в России являются, с одной стороны, психология деятельности, восходящая к А. Н. Леонтьеву и Л. С. Выготскому, а с другой, — психология общения, сложившаяся в начале 1970;х гг. и наиболее полно представленная в работе А. А. Леонтьева «Психология общения» (Леонтьев A.A., 2003). Большой вклад в разработку этой области науки внесли А. А. Леонтьев (Леонтьев A.A., 1973, 1974, 1997, 2003) — Т. М. Дридзе (Дридзе Т.М., 1980, 1984) — Е. Ф. Тарасов (Тарасов Е.Ф., 1977, 1978, 1979, 1984, 1986, 1990) — Ю. А. Шерковин (Шерковин Ю.А., 1973) — А. П. Журавлев (Журавлев А.П., 1972, 1974, 1976, 1991) — Л. С. Школьник (Школьник Л.С., 1976, 1977). Изучение применения паттернов вербальной коммуникации в педагогике, психологии, психотерапии началось с появлением нового научного направления: суггестивной лингвистики. Наиболее выдающимися фигурами среди создателей этого направления являются J. Grinder и R. Bendler, а также И. Ю. Черепанова, которой и принадлежит термин «суггестивная лингвистика». Под этим термином автор подразумевает «стыковую предметную область между психологией и лингвистикой, изучающую лингвистические проблемы вербальной суггестии в теоретическом и прикладном аспектах» (Черепанова И.Ю., 1999). Практическое применение паттернов вербальной коммуникации в психологическом консультировании одними из первых исследовали J. Grinder и R.Bendler. Они описали паттерны вербальной коммуникации M. Erickson'a, а также предложили первую классификацию паттернов вербальной коммуникации, в том числе и пресуппозиций (Bandler R., Grinder J., 1975а, 19 756, 1981). Но теоретические основания и практическая значимость применения паттернов вербальной коммуникации остаются недостаточно исследованными, действительная их эффективность для нормализации общения в целом, и затрудненного общения в частности, не изучена.

Феномену затрудненного общения в последнее время посвящается немалое количество исследований. Свой вклад в изучение этого направления внесли такие исследователи, как В. А. Лабунская, Б. Д. Парыгин, Н. Д. Творогова, Е. В. Цуканова, А. А. Леонтьев, В. Н. Куницына, Б. Ф. Ломов, А. А. Бодалев и др. Обобщая результаты этих исследований, В. А. Лабунская предложила описание психологического портрета субъекта затрудненного общения, отметив в качестве его особенностей, то, что:

1) он редко сознательно выбирает способы общения, разрушающие само общение, обесценивающие личность другого;

2) не всегда осознает последствия своих действий, поступков;

3) недостаточно осознает себя как субъекта общения, в том числе затрудненного" (Лабунская В.А., 2003).

Однако исследования влияния паттернов вербальной коммуникации (в частности пресуппозиций) на нормализацию затрудненного общения до настоящего времени не проводились. Именно этим обусловлена актуальность данноей работы. Помимо теоретической значимости, это исследование даст психологу-консультанту, педагогу-психологу новый инструмент психологического воздействия, который он сможет применять как в психологическом консультировании, так и в своей педагогической практике.

Анализ литературных источников позволяет вывести основное противоречие, вытекающие из многочисленных указаний на язык, как основное средство общения, и недостаточную исследованность вопроса о влиянии языковых явлений на качество общения.

Проблема исследования заключается в разрешении вопроса о возможности нормализации затрудненного общения посредством обучения паттернам вербальной коммуникации.

Цель исследования — выявление влияния паттернов вербальной коммуникации на нормализацию затрудненного общения личности. Объект исследования — затрудненное общение личности. Предмет исследования — зависимость нормализации затрудненного общения от использования паттернов вербальной коммуникации.

Гипотеза исследования — если затрудненное общение является динамическим образованием, то, вероятно, что при использовании специальных паттернов вербальной коммуникации возможна его нормализация, обусловленная изменением продуктивности поведенческого, эмоционального, ценностно-смыслового и когнитивного компонентов общения.

Задачи исследования:

1. Выделить наиболее существенные черты в психологическом портрете субъекта затрудненного общения.

2. Разработать паттерны вербальной коммуникации для нормализации личности с учетом специфики проявления затрудненного общения.

3. Экспериментально доказать влияние разработанных паттернов вербальной коммуникации на нормализацию затрудненного общения личности.

4. Разработать факторную модель, определяющую затрудненное общение личности.

Методологической основой исследования явилась, с одной стороны, теория деятельности, восходящая к А. Н. Леонтьеву и Л. С. Выготскому, и опирающаяся на нее психология речевого воздействия, наиболее полно представленная в трудах А. А. Леонтьева, Ю. А. Шерковина, Е. Ф. Тарасова, И. Ю. Черепановой и др., а также труды В. А. Лабунской, Б. Д. Парыгина, Н. Д. Твороговой, Е. В. Цукановой, А. А. Леонтьева, В. Н. Куницыной, Б. Ф. Ломова, А. А. Бодалева и др., исследующие психологию затрудненного общения.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап охватывает 2000;2002 г. г. В его рамках проходило изучение теоретических аспектов проблемы затрудненного общения личности, определение целей и задач исследования, проводился отбор тестовых методик для диагностики поведенческого, эмоционального, ценностно-смыслового и когнитивного компонентов затрудненного общения личности. Именно эти исследования послужили основанием для создания программы психологического воздействия, которое осуществлялось на втором и третьем этапах.

Второй этап исследования осуществлялся в 2003 г. На этом этапе были разработаны и апробированы паттерны вербальной коммуникации, а также проводился отбор и апробирование конкретных приемов и упражнений социально-психологических тренингов.

Третий этап проходил в 2004 г. И включал в себя организацию и проведение психодиагностических исследований и серии социально-психологических тренингов, с целью изучения влияния паттернов вербальной коммуникации на нормализацию затрудненного общения личности.

Методы исследования. В работе использовался комплекс общепсихологических методов, включающий в себя:

• наблюдение (в том числе и включенное),.

• анкетирование,.

• анализ документов,.

• контент-анализ,.

• комплекс психодиагностических методик: «Измерение техники общения» Н. Д. Твороговой (Творогова Н.Д., 1992) — «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна (Юсупов И.М., Верняева Т. А., Тарасов С. Г., 2003) — «Двадцать вопросов» N.E.Waxler'a (Waxier N. Е., 1974; Саганенко Г. И., 1979). Для исследования ценностно-смысловой сферы личности использовались опросники CAT (Гозман JI.Я., Кроз М. В., Латинская М. В., 1995), а также УСК (Бажин Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M., 1984). Методы статистической обработки включали корреляционный анализ с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена, выявление различий в уровне исследуемого признака по U-критерию Манна-Уитни. Для выявления внутренней структуры используемых шкал был проведен факторный анализ (метод главных компонент). Статистическая обработка данных исследования проводилась с использованием пакета программ Statistica 6.0.

Научная новизна исследования.

1. Выделены наиболее существенные черты в психологическом портрете субъекта затрудненного общения. Ему свойственны отклонения во всех основных составляющих общения: поведенческой (нескоординированность действий с партнером), аффективной (обращенность к своим чувствам и нечувствительность к переживаниям других) и когнитивной (неспособность изменить познавательную перспективу), а также и в ценностно-смысловой сфере (отсутствие адекватного удовлетворения метапотребностей или экзистенциальных потребностей в смысле жизни, целостности, уникальности, самоактуализации, росте и т. д. и их подчиненность потребностям более низкого уровня).

2. Разработаны паттерны вербальной коммуникации, а именно изъяснительные, определительные, обстоятельственные (временные, места, меры и степени, количественные, образа действия, причины и цели, условия) предпосылки, предназначенные для нормализации затрудненного общения личности.

3. Экспериментально установлено положительное влияние паттернов вербальной коммуникации на нормализацию затрудненного общения личности. В наибольшей степени обучение членов экспериментальной группы паттернам вербальной коммуникации повлияло на их технику общения, на уровень развития когнитивного компонента общения, а также способствовало усилению внутреннего локуса контроля и внутренней референции. В меньшей степени обучение членов экспериментальной группы на социально-психологических тренингах повлияло на уровень развития эмоционального компонента в общении, и практически не повлияло на локус контроля в производственных отношениях и компетентность во времени. 4. В ходе факторного анализа получена система двух некоррелированных факторов, которая содержательно интерпретируется как модель, содержащая два основных фактора, определяющих затрудненное общение личности: фактор 1 — компетентность в общении и фактор 2 -общий уровень развития личности. Фактор 1 соответствует поведенческому, эмоциональному и когнитивному компоненту общения, а фактор 2 — ценностно-смысловой сфере личности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые сгруппированы позиции исследователей, касающиеся феномена «затрудненного общения». Также разработаны предпосылки, нормализующие затрудненное общение личности, и впервые предложена их классификация, построенная на материале русского языка.

Практическая значимость исследования. Разработана серия социально-психологических тренингов, предназначенных для обучения паттернам вербальной коммуникации. Результаты экспериментального исследования использовались в практике психологического консультирования в «Центре семейного консультирования» при Факультете семейной психологии ТГПУ и в консультативном центре НОУ ЦПК «Семейное консультирование» г. Томска, а также при создании учебников математики для 5, 6, 7 классов, разработанных Межвузовским центром по проблемам интеллектуального развития личности при ТГПУ.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты работы обсуждались на научно-практических конференциях.

Профориентация и психология: теория и практика" (Томск, 2001) — «Особый ребенок в современном обществе: теория и практика социализации» (Томск, 2002) — «Профориентация и психологическая поддержка незанятого населения» (Томск, 2002) — «Профориентация и психологическая поддержка: теория и практика» (Томск, 2003) — а также на семинаре «Математика. Психология. Интеллект», организованном Межвузовским центром по проблемам интеллектуального развития личности при ТГПУ (Томск, 2002). Кроме того, результаты исследования использовались в практике психологического консультирования в «Центре семейного консультирования» при Факультете семейной психологии ТГПУ и в консультативном центре НОУ ЦПК «Семейное консультирование» г. Томска, а также в лекционных и практических занятиях, проведенных на Факультете семейной психологии ТГПУ, факультете психологии Томского филиала Московского государственного открытого педагогического университета и в НОУ ЦПК «Семейное консультирование». Основные идеи и результаты экспериментальной работы отражены в 8 публикациях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Субъекту затрудненного общения свойственны отклонения во всех основных составляющих общения: поведенческой (нескоординированность действий с партнером), аффективной (обращенность к своим чувствам и нечувствительность к переживаниям других) и когнитивной (неспособность изменить познавательную перспективу), а также и в ценностно-смысловой сфере (отсутствие адекватного удовлетворения метапотребностей или экзистенциальных потребностей в смысле жизни, целостности, уникальности, самоактуализации, росте и т. д. и их подчиненность потребностям более низкого уровня).

2. Затрудненное общение может быть нормализовано с помощью обучения эффективному использованию паттернов вербальной коммуникации, а именно изъяснительных, определительных, обстоятельственных временных, места, меры и степени, количественных, образа действия, причины и цели, условия) предпосылок, предназначенных для нормализации затрудненного общения личности.

3. Обучение паттернам вербальной коммуникации положительно влияет на нормализацию поведенческого (техника общения), аффективного (эмоциональная составляющая эмпатии), когнитивного (когнитивная составляющая эмпатии) и ценностно-смыслового (локус контроля и референция) компонентов затрудненного общения личности.

4. Факторная модель, определяющая затрудненное общение личности содержит два фактора: фактор 1 — компетентность в общении и фактор 2 -общий уровень развития личности. Фактор 1 соответствует поведенческому, эмоциональному и когнитивному компоненту общения, а фактор 2 — ценностно-смысловой сфере личности.

Структура и объем работы: Диссертационная работа изложена на 171 листе и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Список литературы

включает в себя 174 наименований. Диссертационная работа содержит 17 таблиц и 29 рисунков.

Выводы по главе III.

1. На первом этапе эксперимента члены группы показали низкие и средние показатели по всем шкалам, по которым проводилась диагностика, следовательно, члены группы действительно испытывали затруднения в общении.

2. Между членами группы были выявлены статистически достоверные тендерные различия: в целом женщины показали более высокий уровень владения техникой общения и более высокий уровень развития эмоционального компонента эмпатииа мужчины — более высокий уровень развития когнитивного компонента эмпатии, а также большую тенденцию к внутреннему локусу контроля, по сравнению с женщинами.

3. После серии социально-психологических тренингов между результатами членов экспериментальной и контрольной групп появились статистически достоверные отличия по 7 шкалам из 9, что доказывает положительное влияние паттернов вербальной коммуникации на нормализацию затрудненного общения. В наибольшей степени обучение членов экспериментальной группы паттернам вербальной коммуникации повлияло на их уровень техники общения, на уровень развития когнитивного компонента общения, а также способствовало усилению внутреннего локуса контроля и внутренней референции. В меньшей степени обучение членов экспериментальной группы на социально-психологических тренингах повлияло на уровень развития эмоционального компонента в общении, и практически не повлияло на локус контроля в производственных отношениях и компетентность во времени. При сравнении по тендерному признаку были получены те же результаты.

4. Корреляционный анализ показал положительную корреляцию между шкалами «Техника общения» и «Шкала эмоционального отклика», т. е. чем выше у индивида уровень техники общения, тем выше эмпатия и наоборот. Обе эти шкалы отрицательно коррелируют со шкалой «Эгоцентризм», т. е. чем выше у индивида уровень техники общения и эмпатии, тем ниже уровень эгоцентризма и наоборот. Между шкалами «Общая интернальность», «Интернальность производственных отношений», «Интернальность семейных отношений», «Интернальность межличностных отношений», «Компетентность во времени» и «Шкалой поддержки» существует положительная корреляция, а, следовательно, чем больше у личности выражен внутренний локус контроля и внутренняя референция, тем более правильно она ориентирована во времени. Результаты повторного корреляционного анализа, проведенного после разделения группы на экспериментальную и контрольную, совпадают с вышеприведенными. Наличие корреляций между группой шкал, измеряющих поведенческую, эмоциональную и когнитивную составляющую общения, а также между группой шкал, изучающих ценностно-смысловую сферу, общий уровень развития личности, еще раз подтверждает правильность подбора методик для проведения эксперимента.

5. В ходе факторного анализа получена система двух некоррелированных факторов, которая содержательно интерпретируется как модель, содержащая два основных фактора, определяющих затрудненное общение личности: фактор 1 — компетентность в общении и фактор 2 — общий уровень развития личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данная диссертационная работа посвящена исследованию влияния паттернов вербальной коммуникации (в частности пресуппозиций) на нормализацию затрудненного общения. Такие исследования до настоящего времени не проводились, чем и обусловлена актуальность данной работы. Помимо теоретической значимости, это исследование дает психологу-консультанту, педагогу-психологу новый инструмент психологического воздействия, который он сможет применять как в психологическом консультировании, так и в своей педагогической практике.

Теоретической базой для проведения экспериментального исследования стала психология речевого воздействия, восходящая к А. Н. Леонтьеву и Л. С. Выготскому, и наиболее полно представленная в трудах A.A. Леонтьева, Ю. А. Шерковина, Е. Ф. Тарасова, И. Ю. Черепановой и др., а также труды В. А. Лабунской, Б. Д. Парыгина, Н. Д. Твороговой, Е. В. Цукановой, A.A. Леонтьева, В. Н. Куницыной, Б. Ф. Ломова, A.A. Бодалева и др., исследующие психологию затрудненного общения.

Основой исследования являлось предположение о том, что паттерны вербальной коммуникации являются действенным средством нормализации затрудненного общения личности в силу того, что они изменяют продуктивность поведенческого, эмоционального, ценностно-смыслового и когнитивного компонентов общения.

Экспериментальное исследование было проведено на следующей выборке: 93 супружеские пары (186 человек — 93 мужчины и 93 женщины). Средний возраст участников исследования варьировался от 21 до 49 лет (в среднем — 30 лет). Базой для проведения исследования послужили «Центр семейного консультирования» при Факультете семейной психологии ТГПУ и консультативный центр НОУ ЦПК «Семейное консультирование» г. Томска.

Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методики: «Измерение техники общения» Н.Д.

Твороговой (Творогова Н.Д., 1992) (для выявления затруднений в общении на поведенческом уровне) — «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна (Юсупов И.М., Верняева Т. А., Тарасов С. Г., 2003) (для выявления затруднений в общении на эмоциональном уровне) — «Двадцать вопросов» N.E. Waxler’a (Waxier N.E., 1974; Саганенко В. И., 1979) (для выявления затруднений в общении на когнитивном уровне). Для исследования уровня ценностно-смысловой сферы личности использовались опросники CAT (Гозман Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В., 1995) (шкалы «Компетентность во времени» и «Шкала поддержки»), а также УСК (Бажин Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M., 1984) (шкалы «Общая интернальность», «Интернальность в семейных отношениях», «Интернальность производственных отношений», «Интернальность межличностных отношений»).

Методы статистической обработки включали корреляционный анализ с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена, выявление различий в уровне исследуемого признака по U-критерию Манна-Уитни. Для выявления внутренней структуры используемых шкал был проведен факторный анализ (метод главных компонент). Статистическая обработка данных исследования проводилась с использованием пакета программ Statistica 6.0.

Экспериментальное исследование было организовано следующим образом: на первом этапе было проведено измерение исходного уровня затрудненного общения в его поведенческом, эмоциональном, когнитивном и ценностно-смысловом аспектах во всей выборке (186 чел.) — на втором этапе группа была поделена на экспериментальную (92 чел.) и контрольную (94 чел.) с помощью процедуры рандомизации, и с членами экспериментальной группы была проведена серия социально-психологических тренингов по изучению и освоению паттернов вербальной коммуникации. На третьем этапе члены экспериментальной и контрольной группы снова прошли психодиагностическое исследование с помощью тех же самых методик.

В результате проделанной работы были получены следующие результаты. Прежде всего, с помощью психодиагностического исследования было показано, что испытуемые в данной выборке действительно испытывают затруднения в общении. Кроме того, были выявлены тендерные различия внутри группы: у женщин в целом отмечается более высокий уровень владения техникой общения и более высокий уровень развития эмоционального компонента эмпатииу мужчин отмечается более высокий уровень развития когнитивного компонента эмпатии, а также больше тенденция к внутреннему локусу контроля, по сравнению с женщинами. Экспериментальное исследование подтвердило предположение о том, что обучение паттернам вербальной коммуникации может быть использовано для нормализации затрудненного общения, причем, в наибольшей степени обучение паттернам вербальной коммуникации влияет на уровень техники общения, на уровень развития когнитивного компонента общения, а также способствует усилению внутреннего локуса контроля и внутренней референции. В меньшей степени это обучение влияет на уровень развития эмоционального компонента в общении, и практически не влияет на локус контроля в производственных отношениях и компетентность во времени.

Кроме того, были выявлены корреляционные связи между шкалами, использованными в исследовании. В ходе корреляционного анализа было установлено, что чем выше у индивида уровень техники общения, тем выше эмпатия и наоборот, а также чем выше у индивида уровень техники общения и эмпатии, тем ниже уровень эгоцентризма в общении и наоборот. Между шкалами, измеряющими общий уровень развития личности, также были выявлены корреляционные связи, и в результате было установлено, что, чем больше у испытуемого выражен внутренний локус контроля и внутренняя референция, тем более правильно он ориентирован во времени.

С целью более наглядного и лаконичного представления данных был проведен факторный анализ. Полученная система двух некоррелированных факторов была содержательно интерпретирована как модель, содержащая два основных фактора, определяющих затрудненное общение личности: фактор 1 — компетентность в общении и фактор 2 — общий уровень развития личности.

Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы:

1. Субъект затрудненного общения — это многогранный феномен и ему свойственны отклонения во всех основных составляющих общения: поведенческой, аффективной и когнитивной, а также и в ценностно-смысловой сфере.

2. Предпосылки, как специальный паттерн вербальной коммуникации, показывают бессознательные ожидания собеседников по поводу результатов общения, поэтому обучение использованию предпосылок может быть средством нормализации затрудненного общения личности.

3. После серии социально-психологических тренингов между результатами членов экспериментальной и контрольной групп появились статистически достоверные отличия по 7 шкалам из 9, что доказывает положительное влияние паттернов вербальной коммуникации на нормализацию затрудненного общения. В наибольшей степени обучение членов экспериментальной группы паттернам вербальной коммуникации повлияло на их технику общения, на уровень развития когнитивного компонента общения, а также способствовало усилению внутреннего локуса контроля и внутренней референции. В меньшей степени обучение членов экспериментальной группы на социально-психологических тренингах повлияло на уровень развития эмоционального компонента в общении, и практически не повлияло на локус контроля в производственных отношениях и компетентность во времени. При сравнении по тендерному признаку были получены те же результаты.

4. В ходе факторного анализа получена система двух некоррелированных факторов, которая содержательно интерпретируется как модель, содержащая два основных фактора, определяющих затрудненное общение личности: фактор 1 — компетентность в общении и фактор 2 -общий уровень развития личности. Фактор 1 соответствует поведенческому, эмоциональному и когнитивному компоненту общения, а фактор 2 — ценностно-смысловой сфере личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии: Сб. науч. тр. / АН СССР. Ин-т психологии / Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1981. — С. 218—241.
  2. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни: Сб. науч. тр. / АН СССР. Ин-т психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова М.: Наука, 1987.-С. 10−14.
  3. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т.- М.: Педагогика, 1980. -Т.1.-229 с.
  4. А. Психологическое тестирование / Под ред. K.M. Гуревича,
  5. B.И. Лубовского: в 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. — С.4.
  6. Г. М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции // Вопросы психологии. 1977. № 2. — С. 3—14.
  7. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980.1. C. 79—173.
  8. Т.А. Психологические трудности общения начинающих учителей: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1995. 20 с.
  9. Н.Д. Понятие пресуппозиции в лингвистике // Изв. АН СССР. Серия лит-ры и языка. 1973. Т. XXXII. Выпуск 1. — С. 84−90.
  10. А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — С. 213−230.
  11. А.Н. Речевое воздействие и аргументация // Рекламный текст. Семиотика и лингвистика: Сб. статей / Рос. АН. Ин-т языкознания / Отв. ред. H.H. Нечаев. М.: Наука, 2000. — С. 109−163.
  12. А.Н. Что нас убеждает? (Речевое воздействие и общественное сознание). М.: Наука, 1990. — 120 с.
  13. А.Н., Паршин П. Б. Варианты и инварианты текстовых макростуктур (к формированию когнитивной теории текста) // Проблемы языковой вариативности: Сб. науч. тр. / Рос. АН. Ин-т языкознания / Отв. ред. Е. В. Рахилина М.: Наука, 1990. — С. 135−168.
  14. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Метод исследования субъективного контроля // Психологич. журнал. 1984. № 3 (5).1. С. 32−37.
  15. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979а. — С. 35—78.
  16. М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 19 796. — С. 245.
  17. С.И. Язык радио. М.: Наука, 1977. — 270 с.
  18. М.И. Нормы общения и внутренний мир личности // Проблема общения в психологии: Сб. науч. тр. / АН СССР. Ин-т психологии / Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1981. — С. 241—264.
  19. A.A. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-С.28.
  20. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982: Изд-во МГУ.-200 с.
  21. A.A. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994. № 1.-С.28−30.
  22. A.A. Психология межличностных отношений. К 100-летию со дня рождения В. Н. Мясищева // Вопросы психологии. 1993. № 2. — С. 86−90.
  23. A.A. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 188 с.
  24. A.A., Ковалев Г. А. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика. 1992. № 5. — С. 65−70.
  25. A.A., Карпова H.JL, Парыгин Б. Д. Международная конференция «Психология общения-2000: проблемы и перспективы» // Мир психологии 2001. № 1 (25). — С. 264−277.
  26. .С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С.3−19.
  27. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. Спб: Питер, 1999. — С. 222−223, 389.
  28. C.JI. Очерки психологии чтения. М.- JI.: Гос. учеб. педагогич. изд-во, 1931. 110 с.
  29. JI. С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика. 1983. — 367 с.
  30. В.И. Социальные причины и функции компенсаторного общения: Автореф. дис. канд. психол. наук. Свердловск, 1983. -26 с.
  31. .М. Общение и здоровье личности. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С. 9.
  32. Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. -М.: Педагогика, 1995.-45 с.
  33. В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психол. журн. 1997. № 6 (18).1. С.73−83.
  34. И. В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению // Психические состояния: Сб-к науч. тр. / Межвузовский сборник / Отв. ред. A.A. Крылов. JL: Изд-во ЛГУ, 1981. — 182 с.
  35. А. «Дом колдуньи» и художественное восприятие // Декоративное искусство СССР 1980. № 4. — С. 35−37.
  36. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
  37. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984. — 268 с.
  38. Т.М. Язык и социальная психология. М.: Высш. школа, 1980. — 224 с.
  39. В.И. Эмотивный аспект речи. Психолингвистическая интерпретация речевого воздействия. Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1990.-81 с.
  40. А.П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1991. — 250с.
  41. А.П. Символическое значение языкового знака // Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики: Сб-к науч. тр. / АН СССР. Ин-т языкознания. / Отв. ред. A.A. Леонтьев. М.: Наука, 1972.-С. 81−104.
  42. А.П. Типы значений слов и их мотивированность // Проблемы мотивированности языкового знака: Сб-к науч. тр. / Калинингр. гос. ун-т / Отв. ред. К. С. Першин. Калининград: КГУ, 1976.-С. 20−25.
  43. А.П. Фонетическое значение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — С. 36.
  44. Е.В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности: Дис. .канд. психол. наук. М., 1984. 31 с. 47.3лобина Е. Г. Общение как фактор развития личности. Киев: Наук, думка, 1981.- 115 с.
  45. М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и творчество // Вопросы психологии. 1988. № 4. — С. 25−34.
  46. Н.Ф. О самоактуализации личности (вместо послесловия) / А. Маслоу. Психология бытия. М.: Смысл, 1997. — 304 с.
  47. Н.Л. Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы» // Психологич. журнал. 2001. № 4 (22). -С. 115−119.
  48. Ф. О пресуппозициях // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1978. Вып. VII. Лингвистика текста. — С. 337−369.
  49. Когнитивная психология: Учебник / Под ред. В. Н. Дружинина и Д. В. Ушакова. -М.: ПЕР СЕ, 2002. С. 289−290, 299−301.
  50. Е.И. Прогнозирование оценки квазислова в связном тексте // Проблемы мотивированности языкового знака: Сб-к науч. тр. / Калинингр. гос. ун-т / Отв. ред. К. С. Першин. Калининград: Изд-во Калинингр. ун-та, 1976. — С.54−60.
  51. Краткий психологический словарь / Под ред. A.B. Петровского, Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — С. 197, 420.
  52. В.Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения // Актуальные проблемы психологической теории и практики: Сб-к статей / С. Петербург, гос. ун-т / под ред. A.A. Крылова. — Спб.: Изд-во Спб. ун-та, 1995. — С.86.
  53. В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение.-Спб.: Питер, 2001.-С. 12, 14,61,502−504,506,512.
  54. В.А. Невербальное поведение. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1986.- 135 с.
  55. В.А. Психологический портрет субъекта затрудненного общения // Психологич. журнал. 2003. № 5 (24). — С. 14−22.
  56. В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. 592 с.
  57. В.А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — С. 12, 52.
  58. A.A. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии: Сб-к статей /' АН СССР. Ин-т психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1975. -С. 109, 112.
  59. A.A. Основы психолингвистики. М. :Смысл, Спб.: Лань, 1997.-287 с.
  60. A.A. Психолингвистическая модель речевого воздействия // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации: Сб-к статей / АН СССР. Ин-т языкознания / Отв. ред. A.A. Леонтьев. М.: Наука, 1974.-С. 34−43.
  61. A.A. Психология общения. Изд. 2. М.: Смысл, 2003. — С.11.
  62. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. -С.288, 370, 414, 422.
  63. А.Н. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974.-367 с.
  64. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992.1. С. 3,8.
  65. Д.А., Калашников М. О., Калашникова О. Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психол. журн. 1993. № 1 (14).-С. 150−155.
  66. Лингвистический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. -С.396.
  67. М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М: Педагогика, 1986. — С. 9, 13.
  68. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — С. 248.
  69. . Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии: Сб-к статей / АН СССР. Ин-т психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1975. -С. 124—125.
  70. Материалы 11 симпозиума по психолингвистике М.: АН СССР. Ин-т языкознания, 1968.- 152 с.
  71. Материалы III Всесоюзного симпозиума по психолингвистике. — М.: АН СССР. Ин-т языкознания, 1970. 170 с.
  72. Материалы IV Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М.: АН СССР. Ин-т языкознания, 1972. — 172 с.
  73. Ю.А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного общения // Практическая психология. 1999. № 4, — С. 54−64.
  74. Методы психодиагностики. Вып. 1 / Отв. ред. В. Н. Дружинин, Т. В. Галкина, М.: Феникс, 1993. — 123 с.
  75. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986.-253 с.
  76. С.А. О некоторых экспериментальных исследованиях публичной речи за рубежом // Общая и прикладная психолингвистика: Сб-к статей / АН СССР. Ин-т языкознания / Отв. ред. A.A. Леонтьев. -М.: АН СССР. Ин-т языкознания, 1973. С. 17−24.
  77. Й. Математико-статистические методы в стилистике. // Вопросы языкознания. 1967. № 3. — С. 42−52.
  78. И. Семантико-прагматические аспекты средств и методов языкового воздействия: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Краснодар, 1997.-28 с.
  79. Р.Г. Распознавание социальных установок через грамматические параметры речи: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Тбилиси, 1984.-25 с.
  80. К. Психология ответственности. — Л.: Наука. Ленингр. отд., 1983.-240 с.
  81. В.В. Вероятностная модель языка. М.: Наука, 1979. — С. 242.
  82. Р.К. Общение как фактор формирования личности в условиях коммунистического строительства: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1977. 23 с.
  83. H.H. Межличностные отношения. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979.-151 с.
  84. Г. Личность в психологии. М.: КСП+, 1998. — 345 с.
  85. Е.В. Понятие пресуппозиции в лингвистической семантике // Семантика и информатика. 1977. — Вып. 8. — С. 91−124.
  86. Е.В. Презумпция и другие виды неэксплицитной информации в предложении // Научно-техническая информация. Сер. 2. Информационные процессы и системы. 1981. № 11 — С.23−30.
  87. В.Н. Психология общения // Вопросы философии. 1971. № 7.-С. 126—132.
  88. П.Б. Речевое воздействие: основные сферы и разновидности // Рекламный текст. Семиотика и лингвистика: Сб. статей / Рос. АН. Ин-т языкознания / Отв. ред. H.H. Нечаев. М.: Наука, 2000. — С. 87−98.
  89. .Д. Анатомия общения. Спб: Изд-во Михайлова В. А., 1999. -С.28, 49−50, 199−201.
  90. .Д. Научно-техническая революция и личность. М.: Политиздат, 1978. — 240 с.
  91. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971, с. 178, 223.
  92. .Д. Психологический барьер и его природа // Социальная психология и философия: Сб-к статей / Ленинград, гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена / Под ред. Б. Д. Парыгина. Л.:ЛГПИ, 1975, — Вып. 3. -С.3−13.
  93. .Д. Социальная психология как наука. Л.: Лениздат, 1965. -262 с.
  94. Т.Н. Проявление эгоцентризма в общении и возможности его коррекции // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: Тез. докл. Всесоюз. конф. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, унта, 1990.
  95. Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 135 с.
  96. .Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. -М.: Мысль, 1974. — 487 с.
  97. A.A. Мысль и язык // Собр. трудов. Т.1. М.: Лабиринт, 1999.-268 с.
  98. Проблемы мотивированности языкового знака: Сб-к науч. тр. / Калинингр. гос. ун-т / Отв. ред. К. С. Першин. Калининград: КГУ, 1976.- 168 с.
  99. В.И. Тест репертуарных решеток Келли / Практикум по экспериментальной психосемантике (Тезаурус личностных черт): Учебное пособие / Под ред. А. Г. Шмелева — М.: Изд-во МГУ, 1988. -207 с.
  100. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации: Сб-к статей / АН СССР. Ин-т языкознания / Отв. ред. A.A. Леонтьев. М.: Наука, 1974- 147 с.
  101. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.-М.: Педагогика-Пресс, 1999.-С. 154.
  102. Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики: Сб-к науч. тр. / АН СССР. Ин-т языкознания. / Отв. ред. A.A. Леонтьев. -М.: Наука, 1972.- 144 с.
  103. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, 1995. — 528 с.
  104. H.A. Тайна успешной пропаганды // Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики: Сб-к науч. тр. / АН СССР. Ин-т языкознания. / Отв. ред. A.A. Леонтьев. М.: Наука, 1972.-С. 130−135.
  105. H.A. Психология читателя и книги. — М: Книга, 1977. -264 с.
  106. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-С. 234—245.
  107. Г. И. Исследование когнитивных компонентов общения// Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Сб-к статей / АН СССР. Ин-т социально-эконом. проблем / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — С.233−238.
  108. В. Н. Социальное проектирование (к основам теории) // Прикладная этика и управление нравственным воспитанием: Сб-к статей / Томский гос. ун-т / Отв. ред. В. И. Бакштановский. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1980, С. 84— 86.
  109. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Сб-к статей / АН СССР. Ин-т социально-эконом. проблем / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — С. 161.
  110. A.B., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности. Кемерово: Кемер. гос. ун-т, 1999. — 90 с.
  111. Смирнов J1.M. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей // Психол. журн. 1996. № 1(17). — С. 157 168.
  112. Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации): Сб-к статей / АН СССР. Ин-т языкознания / Отв. ред. Т. М. Дридзе. М.: Наука, 1976. — 263 с.
  113. Д.Л. Лингвистика измененных состояний сознания. Л.: Наука. Ленингр. отд., 1986. — 90 с.
  114. Е.Б. Жизненные отношения личности: модели психологического развития. Киев: Лыбидь, 1992. — 215 с.
  115. И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 2001. — С.5.
  116. В.В. Семья как объект психологической диагностики и неврачебной терапии // Семья и формирование личности: Сб-к науч. тр. / АПН СССР, НИИ общей педагогики / Под ред. A.A. Бодалева. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1981. — С.27−38.
  117. С.А., Зеленская В. В. Репрезентативная сущность личности в коммуникативном аспекте реализаций. Краснодар: Изд-во КГУ, 1997.-86 с.
  118. А.К. Ритмы и алгоритмы. М.: Молодая гвардия, 1988. -С. 90.
  119. Е.Ф. К построению теории речевой коммуникации // Ю. А. Сорокин. Е. Ф. Тарасов. A.M. Шахнарович. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М.: Наука, 1979. -С. 42−46.
  120. Е.Ф. Место речевого общения в коммуникативном общении // Национально-культурная специфика речевого поведения Сб-к статей / АН СССР. Ин-т языкознания / Отв. ред. A.A. Леонтьев. -М.: Наука, 1977. С. 67−95.
  121. Е.Ф. Психологические и психолингвистические проблемы речевого воздействия // Речевое воздействие: психологические и психолингвистические проблемы: Сб-к статей / АН СССР. Ин-т языкознания / Отв. ред. Е. Ф. Тарасов. М.: Наука, 1986. -С.74−90.
  122. Е.Ф. Структура сознания в речевом воздействии // Оптимизация речевого воздействия: Сб-к статей / АН СССР. Ин-т языкознания / Отв. ред. Р. Г. Котов. М.: Наука, 1990. — С. 18.
  123. Н.Д. Измерение техники общения // Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика: Учебное пособие / Под ред. И. Ю. Беляковой М.: Изд-во МГУ, 1992. — С.27−48.
  124. Н.Д. Общение: диагностика и управление. М.: Смысл, 2002.-с. 14.
  125. Е.Г. Семантическое описание современных русских рекламных текстов (суггестологический аспект): Автореф. дис.. канд. филол. наук. Барнаул, 1998. 19 с.
  126. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. — М.: Прогресс, 1987. С. 35.
  127. Г. Смысл и денотат // Семантика и информатика. 1977. -Вып. 8.-С. 91−124.
  128. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: ACT, 1998.-670 с.
  129. К. Невротическая личность данноего времени. Самоанализ // Собр. соч. в 3 т. Т. 1. М.: Смысл, 1997. — 430 с.
  130. Е.В. Психологические трудности межличностного общения. Киев: «Вища школа», 1985. — С.11.
  131. Человеко-центрированный подход в образовании, психотерапии, психологии: Сб-к статей / Ростовский ун-т / Отв. ред. Южанинова A. J1.- Ростов н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1996. 113 с.
  132. И.Ю. Вербальная суггестия: теория, методика, социально-лингвистический эксперимент: Автореф. дис.. докт. филол. наук. М., 1999. С. 1.
  133. И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого Бессознательного.-М.: КСП, 1996.- С. 16−19.
  134. И.Ю. Текст как фактор изменения установки личности (Лингвистические аспекты суггестии): Автореф. дис.. канд. филол. наук. Пермь, 1992. 17 с.
  135. Я. Очерки психологии читателя. M.-J1.: Гос. издат., 1927.- 209 с.
  136. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М: Мысль, 1973. — 215 с.
  137. Л. С. Некоторые психолингвистические проблемы речевого воздействия: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1976. -20 с.
  138. JI. С., Тарасов Е. Ф. Язык улицы. М: Наука, 1977. — 62 с.
  139. И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1994. — 118 с.
  140. И.П. Мотивационная основа трудностей общения // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1997. -С. 48−51.
  141. A.JI. Типы затруднений у лиц с низким уровнем когнитивной сложности // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: Тез. докл. Всесоюзн. науч. конф. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1990. — С. 19−20.
  142. И.М., Верняева Т. А., Тарасов С. Г. Шкала эмоционального отклика // Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб: Изд-во СПб ун-та, 2003. — С. 295−298.
  143. И.М. Экспресс-диагностика эмпатии // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Под ред. А. А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — С.49−56.
  144. Argyle М., Kendon A. The experimental analysis of social performance // Advances in experimental social psychology / Ed. By Berkowitz I. N. Y. etc., 1967. — Vol. 3. — P. 129−137.
  145. Bandler, R., Grinder, J. The Structure of Magic I. Santa Clara, California: Science and Behavior Books, 1975a. — 225 p.
  146. Bandler R., Grinder J. Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton Erickson, M.D. Cupertino, California: Meta Publications, 19 756. — Vol. 1. -265 p.
  147. Bauer R.A. The obstinante audience: The influence process from the point of social communication // Amer. Psychologist/ 1964. — № 5 (19)/ -P. 319−328.
  148. Berelson B. R. Content analysis in communications research. -Glencoe: Free press, 1952. 220 p.
  149. Cartwright D. Some principles of mass persuasion // Human relations. 1949.-№ 3 (2).-P. 239−247.
  150. De Vito J. A. Human communication: basic course. New York, 1985.-P. 3.
  151. Dijk van T. A. Cognitive and conversational strategies in the expression of ethnic prejudice // Text. 1983 — Vol. 3−4. — P. 375−404.
  152. Fleur M. G. de. Theories of mass communication. N.Y.: McKay, 1966.-171 p.
  153. Grinder. J., Bandler. R. Trance-formations. Moab, Utah: Real People Press, 1981.-225 p.
  154. Johnson P. S., Klare G.R. General model communication research // Journal of communication. 1981. — № 1 (11). — P.27−38.
  155. Kartunnen L. Remarks on Presuppositions // Texas Conference on Performances, Conversational Implicature and Presuppositions, March 1973.
  156. Katz E., Lazarsfeld P. Personal influence: The part played by people in the flow of mass communication / With a foreword by Roper E. -Glencoe: Free press, 1960. 400 p.
  157. Klapper J.T. The effects of mass communication. — Glencoe: Free press. 1960.-302 p.
  158. Klapper J.T. The social effects of mass communication // The science of human communication: New directions a. new findings in communication research / Ed. By Schramm W.L. N.Y., 1963 — P. 38−47.
  159. Lasswell H.D. The structure and function of communication in society // Communication of ideas: A series of addresses / Ed. By Bryson L. N.Y., 1948.-P. 37−71.
  160. Lasswell H.D. The theory of political propaganda // Public opinion / Ed. by Berelson B., Janowitz M. N. Y.: Free press, 1953. — 215 p.
  161. Meyerhoff A. E. The strategy of persuasion. N.Y.: Coward a. McCann, 1965.- 191 p.
  162. Mosher F.A., Hornsby J.R. On asking questions // Studies in cognitive growth / Ed. By J. Bruner, R. Oliver, P. Greenfield. New York: John Wiley & Sons, 1966. — P.47−59.
  163. Schramm W.L. The nature of communication between humans // The process and effects of mass communication / Ed. By Schramm W., Urbana etc., N.Y., 1971.-P. 3−21.
  164. Sears D.O. Freedman T.L. Selective exposure of information: A crit. Review // Public opinion quart 1967. — № 1 (31). — P. 10−32.
  165. Watzlawick P., Beavin J.H., Jackson D. Don Pragmatics of human communication.-L, NY, 1974.-P. 109.
  166. Waxier N.E. Parent and child effects on cognitive performance: An experimental approach to the etiological and responsive theories of schizophrenia // Family Process. 1974 — № 13. — P. 1−22.
Заполнить форму текущей работой