Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем: систематизированы накопленные в отечественной и зарубежной литературе данные по проблеме общения, как решающего фактора личностного развития младших школьниковпроанализированы и обобщены теоретические подходы и результаты практических исследований по проблеме преодоления трудностей общения младших школьниковопределена специфика… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОСНОВНЫЕ ФРАГМЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ
    • 1. 1. Теоретико-методологические аспекты изучения общения
    • 1. 2. Психологические исследования общения младших школьников
    • 1. 3. Трудности и проблемные факторы общения младших школьников
    • 1. 4. Выводы
  • 2. ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ КАК КАЧЕСТВЕННАЯ ОБОБЩЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ И ЕГО ТРУДНОСТЕЙ
    • 2. 1. Общительность младших школьников
    • 2. 2. Уровни общительности и их проблемные факторы
    • 2. 3. Стили общения младших школьников и развитие общительности
    • 2. 4. Выводы
  • 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 3. 1. Общие подходы к проектированию психолого-педагогических условий развития и общения как его основного фактора
    • 3. 2. Необходимые условия преодоления трудностей общения младших школьников
    • 3. 3. Проблема создания достаточных условий для роста уровня общительности младших школьников
    • 3. 4. Выводы

Психолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Вопрос совершенствования общения детей как обязательного условия обеспечения их развития в социуме рассматривается в отечественной и зарубежной психологии достаточно давно, что подчеркивает не снижающуюся актуальность этой, одной из важнейших проблем психологической науки. Ее исследование наряду с научным значением представляет и практический интерес, поскольку нацелено, в конечном счете, на решение многих психологических и педагогических вопросов, связанных с организацией эффективного обучения и воспитания детей младшего школьного возраста, как составляющей общего процесса воспроизводства общественной жизни.

Проблеме общения детей посвятили свои исследования A.A. Бодалев, JI.C. Выготский, Т. П. Гаврилова, А. Б. Добрович, Я. Л. Коломинский, А. Г. Ковалев, A.B. Мудрик, B.C. Мухина, Н. П. Царева и др., обращая особое внимание на вопросы межличностного общения детей и аспекты изучения и преодоления трудностей их взаимодействия, устранения различных препятствий психологического и социального характера.

Нарушения и трудности общения, коммуникативные барьеры исследовались также в работах Ф. Зимбардо, А. П. Егкдеса, Е. В. Залюбовской, В. Н. Кунициной. Б. Д. Парыгина, Е. В. Цуканова и др. Многие из них отмечали, что авторитарно-агрессивный фон нашей жизни, соответствующий ему характер межличностных отношений, усиливают напряженность и стрессовость общения людей всех возрастов. Поэтому в современных условиях развития человеческого общества остро встает проблема совершенствования и гуманизации межличностных отношений, перестройки системы обучения в школе на принципах доброго, уважительного и культурного общения. Неоднократно указывалось, что необходимо вернуться к представлению о самоценности непринужденного, незакомплексованного, доброжелательного, открытого общения, о ценности соблюдения этикета, социальных, этических, эстетических норм поведениявоспитывать психологическую культуру общения.

Фундамент успеха в решении этих задач закладывается с первых лет жизни человека его родителями, воспитателями и учителями. Главные же основы развития способностей человека к общению формируются в школьные годы. Уже в младших классах ребенок начинает влиять на сверстников и взрослых в принципиально новых формах по сравнению с дошкольным возрастом. Этому способствует эволюция его умений и навыков, коммуникабельности, компетентности и партнерской ориентации. Однако, возможности общения детей, в той или иной степени могут ограничиваться (блокироваться) трудностями различного характера и отрицательными (социально нежелательными) свойствами их личности.

В психологических исследованиях, посвященных проблемам устранения преград на пути развития общительности детей, выделяются работы М. И. Буянова, В. Е. Кагана, Т. В. Нещерет, М. А. Резимченко, A.A. Рояка, В. Г. Степанова, Е. М. Эльконина. Однако, динамизм внешних условий воспитания и развития младших школьников, как и всех людей в целом, вряд ли позволит считать какое либо исследование и соответствующую теорию полностью завершенной и, следовательно, закрытой в плане существования тех или иных проблем. В связи с этим, необходима, на наш взгляд, дальнейшая разработка теоретических и практических вопросов межличностного общения детей младшего школьного возраста, что позволит глубже понять природу всех проблемных факторов такого сложного интегрального процесса, как общение, особенно применительно к рассматриваемому возрасту.

Таким образом, существование проблемных ситуаций в сфере общения младших школьников, существенно снижающих возможности их развития в школе, а также необходимость дельнейшей теоретической проработки путей и методов разрешения таких ситуаций, и определили проблему исследования — определение и научное обоснование психолого-педагогических условий, необходимых для оптимизации по критериям эффективности и скорости преодоления младшими школьниками трудностей общения и развития качества общительности в целом. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования явились мчадшие школьники, участвующие в коммуникативных процессах развития их общительности, предметомпсихолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования был выдвинут ряд предположений, выступивших в качестве гипотез исследования.

1. В детском возрасте трудности общения имеют свою специфику. Особенности личности школьника, социальный статус семьи ребенка, ошибки родителей и учителей, многкз другие аспекты, влияющие на характер общения, определяют не просто трудности общения, а составляют целую систему проблемных факторов межличностного общения детей младшего школьного возраста.

2. Процесс преодоления трудностей общения может быть представлен в виде последовательного и постепенного перехода от одного уровня развития общительности к другому, происходящего при наличии способствующих ему психолого-педагогических условий преодоления проблемных факторов общения (нарушений и трудностей взаимодействия ребенка со школьной средой, коммуникативных барьеров).

3. Главными психолого-педагогическими условиями преодоления трудностей общения младшими школьниками будут следующие:

— своевременная диагностика учителями и воспитателями проблемных факторов общения;

— освоение и внедрение преподавательским составом школы системы мер, психолого-педагогических техник и технологий, направленных на компенсацию или нейтрализацию проблемных факторов общения младших школьников и в целом на развитие их общительности;

— общая направленность деятельности педагогического коллектива школы на гуманизацию и личностную ориентацию процесса обучения ребенка в школе, а также на содействие внедрению этих принципов в сфере домашнего воспитания.

Для проверки выдвинутых гипотез были сформулированы следующие задачи исследования:

— обобщить и проанализировать теоретические подходы и результаты практических исследований по проблеме общения детей в целом и ее аспекту, относящемуся к младшему школьному возрасту;

— систематизировать накопленные в отечественной и зарубежной литературе данные по проблеме исследования трудностей общения младших школьников и поиску условий их преодоления в школе;

— изучить специфику взаимосвязи особенностей личности младшего школьника, условий его воспитания и обучения и возникающих у него проблемных факторов и трудностей общения;

— разработать и апробировать диагностические методики по определению проблемных факторов общения и стилей общения младших школьников;

— выявить и обосновать психолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников;

— разработать и внедрить психолого-педагогическую модель и конкретные прикладные методики развития общительности младших школьников.

Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования:

— теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования;

— психологический эксперимент по изучению связи стилей общения младших школьников с их личностными особенностями и условиями воспитания и обучения;

— диагностический эксперимент с применением методик выявления индивидуально-стилевых особенностей общения младших школьниковдругие психологические и естественно-научные методы: тестирования, наблюдения, беседы, экспертных оценок, индивидуального и группового психологического консультирования, тренинга, математико-статического анализа данных, компьютерной обработки материалов исследования.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 1997 по 2004 гг. и включало пятк следующих этапов.

1 этап — 1997;1998 г. г. — определение целей и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования, выдвижение основных гипотез. Работа на данном этапе носила поисковый характер: изучались обще-теоретические основания проблемы преодоления трудностей общения младших школьников в целомосуществлялся поиск классификационных критериев и методов диагностики отличительных особенностей общения младших школьников и факторов, затрудняющих это общение.

2 этап — 1999 г. изучение современного состояния проблемы общения как психического процесса и средства развития личностиизучение психолого-педагогических условий развития общительности и преодоления трудностей общения младших школьниковпостроение экспериментаподбор методик экспериментального исследованиявыдвижение сопутствующих экспериментальных гипотезопределение контингента испытуемых.

3 этап — 2000 — 2002 г. г. проведение экспериментальных исследованийобработка и анализ теоретических и экспериментальных данныхразработка и апробация элементов коррекционной программы по совершенствованию общения младших школьников, развитию их общительности, преодолению трудностей общения.

4 этап — 2003 г. — обобщение результатов теоретической и опытно-экспериментальной работыразработка методических рекомендаций по созданию психолого-педагогических условий преодоления трудностей общения младших школьниковнаписание и публикация основных статей по результатам проведенных исследований.

5 этап — 2004 г. — оформление рукописи диссертацииразработка перспективных направлений дальнейшей работы.

Экспериментальная база исследования: средние школы г. Владикавказа. Контингент испытуемых: учащиеся 1−4 классов средних школ г. Владикавказа. В целом, в процессе исследования приняли участие более 420 младших школьников и их родителей.

Методологической основой исследования явились следующие принципы психологии: системности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов и др.) — развития (Л.И. Анцыферова, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, A.B. Петровский, Д. Б. Эльконин, И. Б. Котова, E.H. Шиянов и др.) — активности (К.А. Абульханова-Славянская, Б. Г. Ананьев, A.A. Бодалев, В. П. Зинченко, В. А. Петровский и др.) — детерминизма как зависимости психических явлений от порождающих их факторов (С.Л. Рубинштейн, A.B. Петровский, М. Г. Ярошевский и др.).

Теоретическую основу исследования составили: теории развития личности (Л.И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Л. С. Выготский, И. Б. Котова, Б. Б. Коссов, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. Э. Чудновский и др.).- деятельностная теория личности (С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Брушлинский и др.) — теория иерархии потребностей (А. Маслоу) — теории общения и отношений (Б.Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, В. М. Бехтерева, A.A. Бодалева,.

Г. А. Ковалева, A.A. Леонтьева. В. Н. Мясищева, В. Н. Панферова, Б. Д. Парыгина, К. К. Платонова и др.).

Научная новизна исследования заключается в следующем.

1. Предложена теоретическая классификационная модель межличностного общения младших школьников, включающая характеристики его целей, видов, форм и функций, а также достигаемые уровни общительности как интегральной характеристики общения в целом. Дана характеристика двух стилей общения школьников: партнерско-заинтересованного и незаинтересованного.

2. Показано поэтапное развитие общительности детей младшего школьного возраста с выделением и системным описанием проблемных факторов на каждом уровне развития общительности.

3. В соответствии с выявленной структурой современных проблемных факторов общения младших школьников разработан диагностический инструментарий для анализа трудностей общения и моделирования психолого-педагогических условий их преодоления.

4. Теоретически обоснована и представлена в виде модели взаимодействия младших школьников с обучающей средой школы иерархическая структура психолого-педагогических условий преодоления трудностей общения младших школьников.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем: систематизированы накопленные в отечественной и зарубежной литературе данные по проблеме общения, как решающего фактора личностного развития младших школьниковпроанализированы и обобщены теоретические подходы и результаты практических исследований по проблеме преодоления трудностей общения младших школьниковопределена специфика взаимосвязи психологических особенностей личности ребенка, условий его семейного и школьного воспитания и развития в целом, а также их влияния на возникновение проблемных факторов общения младших школьников, что, в свою очередь позволяет создать теоретически обоснованные условия компенсации этих факторов и преодоления трудностей общения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что: полученные результаты доведены до уровня внедрения и использования в системе психологического обеспечения деятельности школьных учреждений в виде комплекса условий, обеспечивающих коррекцию общения младших школьников, устранение его проблемных факторов в целях развития коммуникабельности и культуры общительности каждого ребенка, оптимизации межличностных отношенийразработанные и апробированные в данном исследовании методы позволяют проводить диагностику состояний личности ребенка в процессе общения в школе и дома, ограничивая от нежелательных аффективных состояний, и на этой основе осуществлять педагогически направленную оптимизацию общения — повышать уровень общительности.

Достоверность результатов исследования обеспечивается многократным применением апробированных методик, адекватных целям и задачам исследованиябольшим объемом экспериментальной выборкиглубоким содержательным анализом результатов диагностических процедур и коррекционных действий по преодолению трудностей общения младших школьниковсогласованностью теоретических положений и практических результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем опытно-экспериментальной работы в школах г. Владикавказа. Результаты исследования докладывались на Региональной научно-практической конференции «Инновационные образовательные технологии в начальной школе: опыт, перспективы, проблемы преемственности» (Нальчик-1997), на международной конференции «Психология общения: социокультурный анализ». (30 октября — 1 ноября, Ростов-на-Дону, 2003), обсуждались на научно-методических конференциях профессорскопреподавательского состава, аспирантов и сотрудников ТРТУ, опубликованы в виде 11 статей и тезисов к докладам на конференциях.

На защиту выносятся следующие положения:

3.4. Выводы.

Создание необходимых психолого-педагогических условий преодоления трудностей общения младших школьников в виде системы сопровождения учебного процесса является необходимым, но не достаточным условием решения поставленной задачи, так как процесс активизации человеческого фактора является двуаспектным по своей сути. И если психолого-педагогическое сопровождение решает эту задачу извне, то вторым необходимым и, теперь уже, достаточным условием будет решение ее и изнутри путем активизации и развития у участников учебного процесса навыков самооценки, самоконтроля, самоорганизации и самоуправления, направленных на самосовершенствование личности, которое и позволит поднять уровень общительности обучаемых в обучающей среде и дома. На это, в частности, должны быть направлены и специально организованные тренинги общения.

Результаты исследований динамики изменения стилей общения и логика предыдущих суждении подсказывают, что целью любого тренинга стиля общения младшего школьника является оптимизация подходов ребенка к процессам установления к поддержания контактов с партнером по общению, а также достижение необходимо — заданных «параметров» общительности. Процесс формирования или совершенствования стиля общения необходимого школьнику в его дальнейшей жизни продолжается годами. Поэтому ускорению этого процесса может способствовать предлагаемый ниже поэтапный тренинг любого из рассмотренных стилей общения.

Первый этап — анализ социально-психологической ситуации в школе и в семье ребенка, выполнение упражнений на развитие предкоммуникативной тренировки.

Второй этап тренинга — выполнение упражнений на развитее умение устанавливать и поддерживать контакт. Это тренировки на развитие навыков, произвольного внимания, наблюдательности, на формирование мышечной свободыупражнения для выработки умений естественно вести себя в школьном и семенном коллективе, другом публичном месте на коммуникативно целесообразные переживания и внешнее их выражение.

Третий этап — выполнение упражнений на развитие умений общения наблюдение за своим поведением, за действиями родителей и одноклассниковрешение инсценированных задач при различных ситуациях общения отработка действий в предлагаемых обстоятельствахтренировка прием знакомства, ведения беседы, выхода из конфликта, достижения согласия, воздействия на партнера по общению.

Четвертый этап — повышение культуры общения: изучение понятийтакт, дисциплина общения, этикет, освоение способов (приемов) включения этих понятий в свой стиль общения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализируя результаты работы, можно сделать общие и частные выводы, к которым прежде всего относятся следующие.

1) В процессе исследования решены все поставленные задачи, в результате чего:

— обобщены и проанализированы сведения из отечественной и зарубежной литературы по проблемам общения, его структуре, функциям и отношениям, формированию межличностного общения, в том числе и младших школьников;

— предложена теоретическая модель межличностного общения младших школьников, дана характеристика его целей, видов, форм, функций и уровней общительности, разработана в теоретическом и методологическом плане система понятий, описывающих процесс межличностного общения младших школьников;

— дан анализ психологических исследований трудностей и барьеров общения, показано как условия семейного воспитания создают или разрешают проблемы общения, обусловленные личностными особенностями ребенка;

— определены проблемные факторы общения младших школьников и дана их классификация, выполнено системное описание проблемных факторов общения, дана характеристика социального и психологического аспектов трудностей общения и их взаимовлияния;

— исследованы причинные связи проблемных факторов общения и степени общительности младших школьников, выделены и охарактеризованы уровни общительности младших школьников, предложены критерии оценки соответствия коммуникабельности младшего школьника каждому уровню общительности, прослежено поэтапное развитие общительности детей младшего школьного возраста с выделением проблемных факторов на каждом уровне развития общительности;

— дана характеристика двух типов общения школьников — партнерско-заинтересованного и незаинтересованного;

— выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников;

— разработаны и внедрены психолого-педагогическая модель и конкретные прикладные методики развития общительности младших школьников.

2) Выдвинутые гипотезы нашли свое подтверждение, что нашло свое отражение в положениях вынесенных на защиту, в описании новизны результатов исследования и в определении их практической значимости.

3) Проведенное исследование, а главное востребованность его результатов школами, на базе которых оно проводилось, подтверждает актуальность не только проделанной работы, но продолжения дальнейших исследований, которые на наш взгляд должны быть направлены на решение следующих задач:

— поэтапное расширение внедренческой базы результатов исследования и их лонгитюдная проверка, ставящая целью дальнейшую конкретизацию и совершенствование системы психолого-педагогических условий преодоления трудностей общения младших школьников в контексте решения более общей задачи — психологического обеспечения эффективного развития учащихся в школе;

— подробное теоретическое обоснование концептуальных аспектов системы и их доведение до понимания и использования в практике повседневной педагогической деятельности всего учительского состава каждой школы, внедряющей систему;

— дальнейшее развитие теоретических оснований системы за счет использования интегрального подхода к рассмотрению проблем общения, основанном на синтезе междисциплинарных знаний.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора.

1. Габуева Е. М. Методы диагностики и коррекции трудностей межличностного общения у младших школьников. Инновационные образовательные технологии в начальной школе: опыт, перспективы, проблемы преемственности./УМатериалы Региональной научно-практической конференции. Нальчик-1997.С.З7.

2. Габуева Е. М. Стили общения младших школьников. Педагогический процесс: проблемы и перспективы.Вып.4:сб-к науч. тр./Под ред. Джиоевой А. Р. Вл-з: изд-во СОГУ.2003г., с.94−99−168с.

3. Габуева Е. М. Психолого-педагоГический аспект межличностных отношений младших школьников. Теория и практика обучения и воспитания. Вып.Н. Сборник науч. тр-ов//Под ред. докт. пед. н-к., проф. Б. А. Тахохова: Сев.-Осет. Гос. Ун-т. г. Вл-з :изд-во СОГУ, 2003.241с. С. 71.

4. Габуева Е. М. Классификация проблемных факторов межличностного общения младших школьников. Теория и практика обучения и воспитания. Вып. II. Сборник науч. тр-ов//Под ред. докт. пед. н-к., проф. Б. А. Тахохова: Сев.-Осет. Гос. Ун-т. г. Вл-з :изд-во СОГУ, 2003.241с. С. 79.

5. Габуева Е. М. Проблемы межличностного общения младших школьников. Науч.-методич. журнал для работников образования «Диалог» .№ 2 — 2003 г., г. Владикавказ, с.20−22.

6. Габуева Е. М. О формировании и коррекции стиля общения у младших школьников. Мир человека. Вып. 4. / Международный сборник научно-практических работ. Под ред. B.C. Кукушина. Ростов-на-Дону, ГинГо, 2003.

7. Габуева Е. М., Непомнящий A.B. Роль СМИ в формировании стиля общения у младших школьников. Мир человека. Вып. 4. / Международный сборник научно-практических работ. Под ред B.C. Кукушина. Ростов-на-Дону, ГинГо, 2003. С 95−98.

8. Габуева Е. М. Стили общения младших школьников. Материалы международной конференции «Психология общения: социокультурный анализ». 30 окт. — 1 нояб. Ростов-на-Дону, 2003. с. 85−86.

9. Габуева Е. М. Тренинг общения для младших школьников. Известия ТРТУ. Специальный выпуск. Материалы XLIX научно-технической и научно-методической конференций профессорско-преподавательского состава, аспирантов и сотрудников ТРТУ. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. -№ 1(36). -289с. С. 142−143.

10. Габуева Е. М. Общительность младших школьников как показатель их коммуникативных способностей. Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. — № 5(28). — 220с. С.120−123.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Межгрупповое взаимодействие, — М. 1990.
  2. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация. Под ред. А. А. Бодалева и Г. А. Ковалева. — М., 1983.
  3. .С. Общение и его проблемы. — М., 1982.
  4. .Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968.
  5. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. — М., 1980, т. I.
  6. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. — М., 1980, т. 2.
  7. .Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика./ЛВопросы психологии. 1968, № 6.
  8. Н.П. Психологический климат в коллективе, — М., 1989.
  9. Н.И. Психологические особенности первого впечатления, — М., 1989.
  10. Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. — М., 1991.
  11. Г. М. Социальная психология. — М, 1999,
  12. А.С. Отклонения в поведении школьников, — Свердловск, 1973.
  13. Ф.Б., Мирошниченков М. П. Методика многостороннего исследования личности, — М., 1976.
  14. Н.А. Влияние учителя на межличностные отношения. — Минск, 1971.
  15. Н.А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. — Минск. 1975.
  16. В.М., Коллективная рефлексология. — Пг., 1921.
  17. В.П. Личность и общение. — Иркутск, 1984,
  18. А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения./ТВопросы психологии. 1989., 6.
  19. А.А. Психология межличностных отношений. — М., 1979.
  20. А.А. Психология межличностного познания, — М., 1981,
  21. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982.
  22. А.А. Общение и формирование личности школьника. — М., 1987.
  23. А.А. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. — М., 1983.
  24. А.А. Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности. — М., 1976.
  25. А.А. Личность и общение. — М., 1995.
  26. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. — М., 1988.
  27. Т.В. Формирование самостоятельности младших школьников в учебной деятельности.//Младший школьник как субъект педагогического воздействия. Под ред. Г. И. Вергелеса. — Л., 1989.
  28. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М., 1973.
  29. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. Под ред. Д. Б. Эльконина, — М., 1967.
  30. И.П. Социометрический метод в социально-психологических исследованиях. — Л., 1970.
  31. Волков И. П, Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. — М., 1982.
  32. Л.С. Собрание сочинений: В 4-х т. — М., 1982, т. 1.
  33. Л.С. Собрание сочинений: В 4-х т. — М., 1982, т. 2.
  34. Л.О. Собрание сочинений: В 4-х т. — М., 1982, т. 4.
  35. Г. Ф. Изучаем личность младшего школьника.//Начальная школа. 1994, № 8.
  36. Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков./ТПсихологйя межличностных познаний" — М., 1981.
  37. Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис… канд. психол. наук. — М., 1977.
  38. О.И. Соотношение когнитивного и эмоционального в процессе развития школьников: Автореф. дис… канд. психол. наук. — Л., 1983.
  39. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987.
  40. Л.П. Общение с собой. — М., 1991.
  41. Н.В. Я и другие. Общение в трудовом коллективе, — Л., 1990.
  42. В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. //Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А. В. Петровского. -М., 1979.
  43. В.В., Эльконин Д. Б., Маркова А. К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста.//Проблемы общей возрастной и педагогической психологии, -М. 1978.
  44. Л.И. Особенности личных взаимоотношений младшего школьника. — М., 1971.
  45. Д. Как обрести внутреннее равновесие и оздоровить свои отношения о окружавшими. — М., 1990.
  46. А.А. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитателя: Автореф. дис… докт. психол. наук. — Л. 1981.
  47. Диагностическая и коррекционная оабота школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1987.
  48. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиена общения. — М., 1987.
  49. А.Б. Общение: наука и искусство. — М., 1980.
  50. Г. В. Психология педагогического общения — Кировоград, 1992.
  51. АЛ. Психологическая концепция конфликтного общения. //Психологический журнал. 1984, № 6.
  52. Э.М. Общение и эстетическое развитие личности. — Киев, 1990.
  53. Ю.Н. Активность социально-психологического обучения. — Л. 1985.
  54. Ю.Н., Кузьмин E.G. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. — Л., 1983.
  55. М.И., Кочетков О. Л. Общая, социальная и юридическая психология. — М., 1997.
  56. Ершов Н. А, Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. — Л., 197tl.
  57. Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. — Киров, 1991.
  58. А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. — М., 1986, т. 1.
  59. А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. — М., 1986, т. 2.
  60. Е.В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности. — М., 1984.
  61. В.М. Межличностное общение в коллективе. — М., 1970.
  62. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1986.
  63. В.П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. — Л., 1990.
  64. В.В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995.
  65. Ф.Ж. Застенчивость. — СПб., 1996.
  66. Е.Г. Общение как фактор развития личности. — Киев, 1981.
  67. А.С. Личность в структуре педагогического общения. — Р- на-Д., 1979.
  68. Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. — М., 1980.
  69. Г. Л. Некоторые проблемы психологического общения.//Вопросы психологии. 1986, К" 5.
  70. В.Е., Преодоление. Неконтактный ребенок в семье. — СПб., 1996.
  71. М.С. Мир общения. — М., 1988.
  72. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.
  73. Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. — М., 1990.
  74. В.Г. Психология общения. — СПб., 1993.
  75. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. — М., 1982.
  76. В.П. Педагогическая коррекция. — М., 1994.
  77. А.В. Общение в классном коллективе как объект педагогического управления. — Киев, 1974.
  78. А.Г. Самовоспитание щкольников. — М., 1967.
  79. А.Г. Психология личности. — М., 1970,
  80. А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. — Минск, 1974.
  81. А.Г. Психологи семейного воспитания. — Минск, 1980.
  82. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека: В 2-х т. — Л. 1957, т. 1.
  83. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека: В 2-х т. — Д., 1959, т. 2.
  84. Г. А. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения: Автореф. дис… канд. психол. наук. — М. 1980.
  85. СВ. Психология семейных отношений. — М., 1987.
  86. СВ. Психология современной семьи. — М., 1988.
  87. В. Как подготовить ребенка к жизни. — М. — Д., 1991.
  88. Я.Л. Психология общ&лия. — М., 1974.
  89. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск. 1976.
  90. Я.Л. Психология детского коллектива: система личностных взаимоотношений. — Минск, 1984.
  91. Я.Л., ПанькоЕ.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М., 1988.
  92. Кон И. О. Психология ранней юности. — М., 1989.
  93. Кон И. О. Психология юношеского возраста. — М., 1979.
  94. СВ. Психолого-педагбгичвские проблемы общения. — Гродно, 1982.
  95. СВ. Понимание учителем личности учащегося./ТВопросы психологии. 1980, № 5.
  96. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. Под ред. Е. А. Шумилина. — М., 1986,
  97. А.И. Перевоспитание подростка. — М, 1972,
  98. .И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М., 1988.
  99. Крижанская Ю. С, Третьяков В. П. Грамматика общения. — Д., 1990.
  100. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. — М. 1976.
  101. Е.С. Основы социальной психологии. — Л., 1971.
  102. Е.С. Коллектив, личность, общение: словарь социально- психологических понятий. — Л., 1987,
  103. Л.В. Справочник по практической психологии. — СПб., 1994.
  104. В.П. Трудности межличностного общения: Автореф. дно… док. психол. наук. — Л., 1991.
  105. В.Н. Психологические механизмы человеческого взаимопонимания.//Личность и коллектив. — Курск, 1980.
  106. В.Н. Классификация трудностей межличностного неформального общения.//Тезисы докладов к УШ съезду психологов СССР. — М., 1989.
  107. Л.Н. Психологические особенности формирования умственного действия раскрытия причинно-следственных связей у младших школьников: Автореф. дис… канд. психол. наук. — Д., 1978.
  108. Лабунская |^А. Учитель в общении. — Л., 1990.
  109. В.В., Никольская О. С. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. — М., 1990.
  110. В.Л. Нестандартный ребенок. — М., 1989.
  111. А.А. Педагогическое общение.//Педагогика и психология. — М., 1979. № 1.
  112. А.А. Психология общения, — Тарту, 1974.
  113. А.А. Психология общения. — М., 1999.
  114. А.А. Педагогическое общение. — М., 1979.
  115. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977.
  116. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. — М., 1983. т. 1.
  117. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. — М., 1983. т. 2.
  118. Е.А. Диагностика и коррекция коммуникативных трудностей у младших подростков: Автореф. дис… канд. психол. наук. — Киев, 1992.
  119. М.И. Понятие онтогенеза общения. — М., 1986.
  120. М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. — М., 1985,
  121. М.И. Развитие общения дошкольников со сверстниками. — М., 1989.
  122. М.И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. — Кишенев, 1987.
  123. К.С., Шестун Е. В. Психолого-педагогические основы предупреждения конфликтных ситуаций в учебно-воспитательной работе. — Куйбышев, 1990.
  124. А.Г. Социально-психологическая характеристика классного коллектива, — М., 1990.
  125. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.
  126. .Ф., Беляева А. В., Носуленко В. Н. Психологические исследования общения, — М., 1985.
  127. К., Агрессия. — М., 1994.
  128. Н.Н. Методы исследования личности и коллектива. — Калинин, 1990.
  129. А.А. Учителю о психологии младшего школьника. — М., 1977.
  130. М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. — Воронеж, 1993.
  131. Л.А. Психологические особенности развития нравственных убеждений младших школьников.//Психологические проблемы развития нравственных убеждений. — Л., 1987.
  132. Т.Д. История детской психологии. — М., 1998.
  133. Е. Я — ты — мы. Психологические возможности улучшения общения. — М., 1986.
  134. Л.В. Социально-психологическая диагностика личности. — Л., 1990.
  135. Л.В. Общение как фактор воспитания школьников. — М., 1984.
  136. А.В. Общение школьников. — М., 1987.
  137. B.C. Детская психология. — М., 1985.
  138. В.Н. Личность и неврозы. — Л., 1960.
  139. В.Н. О взаимодействии общения, отношения и отражения как проблема общей и социальной психологии./ЛГезисы Всесоюзного симпозиума по психологии общения — Л., 1970.
  140. Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. — М., 1984.
  141. Т.В. Влияние взаимоотношений в семье на межличностные связи ребенка. — Л., 1980.
  142. М.С. Некоторые проблемы личности школьника. — М., 1975.
  143. М.Н. Человеческое общение. — М., 1988.
  144. Е.В. Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников. — М., 1985.
  145. Н.Н. Межличностные отношения. — Л., 1979.
  146. Н.Н. Психологическая культура взаимных отношений. — М., 1986.
  147. Н.Н. Психология межличностных отношений. — Киев, 1990.
  148. Общая психодиагностика. Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 1987.
  149. Общение и формирование личности школьника: опыт экспериментально-психологических исследований. Под ред. А. А. Бодалева. — М., 1987.
  150. Общение и развитие психики. Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. — М., 1986.
  151. Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. — М. 1985.
  152. СИ. Словарь русского языка. — М., 1953.
  153. A.M. Управление: искусство общения. — М., 1983.
  154. В.П. Общение как предмет социально-психологических исследований: Автореф. дис… докт. психол. наук. — Л., 1983.
  155. .Д. Социально-психологический климат коллектива. — Л., 1981.
  156. .Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971.
  157. Пергаменщик Л.А., Фурманов И. А., Аладьин А. А., Отчик СВ. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе. -Минск, 1992.
  158. Л.А. Компетентность в общении. — М., 1989.
  159. Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. — М., 1982.
  160. А.В. О некоторых новых подходах к феноменам межличностных отнощений.//Психологический журнал. 1981, № 2.
  161. Я. Речь и мышление ребенка. — М., 1999.
  162. . Избранные психологические труды. — М., 1969.
  163. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М. 1984.
  164. К.К. Структура и развитие личности. — М., 1986,
  165. К.К. Проблемы способностей. — М., 1972.
  166. К.К., Адаскин Б. И. Об изучении и формировании личности учащегося. — М., 1966.
  167. Практикум по социально-психологическому тренингу. Под ред. Б. Д. Парыгина. — СПб., 1994.
  168. Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности. Под ред. А. В. Петровского. — М., 1988.
  169. Психологический словарь. Под ред. В. П. Зинченко. — М., 1999.
  170. Психологические исследования общения. Под ред. Б. Ф. Ломова. — М., 1985.
  171. Психология общения. Под ред. Л. А, Михайлова и др. — СПб., 1994.
  172. Психическое развитие младших школьников. Под ред. В. В. Давыдова. — М., 1990,
  173. Развитие психики ребенка в общении со взрослыми. Под ред. А. Г. Рузской. — М. 1990.
  174. М.А. Особенности . восприятия детьми личности педагога.//Начальная школа. 1994, № 11.
  175. А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. — М., 1988.
  176. Л. Основы общей психологии. — СПб., 1999.
  177. В.В., Гузман Р. Я. Психологические особенности способов организации совместной деятельности в процессе решения учебной задачи./ТВопросы психологии. 1982, № 5.
  178. Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. — Д., 199ч.
  179. Е.В. Опыты реориентационного тренинга. — СПб., 1995.
  180. О.Б. Обратные связи в межличностном общении. — М., 1992.
  181. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. Под ред. А. Беличевой. — М., 1993.
  182. М.И. Психология общения в трудовом коллективе. — М., 1989.
  183. М.И. Если мы хотим сотрудничать… — М., 1996.
  184. В.Г. Психология трудных школьников. — М., 1996.
  185. В.Г. Закономерности перцептивной деятельности школьников и взрослых.//Вопросы психологии. 1992, № 1−2,
  186. Ю.П. Исследование авторитета личности как социально- психологическое явление: Автореф. дис… канд. психол. наук. — Л., 1976.
  187. Л.И. Методы экспериментального исследования социально- психологических феноменов.//Методология и методы социальной психологии. — М., 1977. 188. ^ т е л ь в общении. Под ред. Н. А. Лабунской. — Л., 1990.
  188. А.В. Организация и проведение тренинга. — Л., 1991.
  189. Д.И. Психология воспитания подростка. — М., 1978.
  190. Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993.
  191. Л.М. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. — М., 1988.
  192. Н.В., Пахомов Ю. В. Психо-тренинг: игры и упражнения. — М., 1988.
  193. Л.П. Формирование межличностного восприятия у детей и подростков. — Ташкент, 1990.
  194. Н.П. Влияние воспитательных отношений на формирование коллективной внеучебной деятельности./ТМладший школьник как субъект педагогического воздействия. Под ред. Г. И. Вергелиса. — Л., 1989.
  195. Е.В. Психологические трудности межличностного общения. — Киев, 1985.
  196. М.А. Культура общения. — Л., 1983.
  197. Н.И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.
  198. Р. Искусство общения. — М., 1992.
  199. Г. Страхи здоровых детей. — М., 1981.
  200. Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1995.
  201. Д.Б., Косаковский А. Основные этапы психического развития. -М., 1978.
  202. Эльконин Д. Б. Психология обучений^ младшего школьника. — М., 1974.
  203. Е.М. Возрастно-динамические взаимоотношения школьного класса с новым учеником, — М., 1991.
  204. Эстетика поведения. Под ред. Н. П. Акимова. — М., 1964.
  205. Д.Б. Детская психология. — М., 1960.
  206. Юнг К. Конфликты детской души. — М., 1995.
  207. И.М. Психология взаимопонимания. — Казань, 1991.
  208. П.М. Психология чувств. — М., 1956.
  209. П.М. Проблема психологии эмоций./ТПсихологическая наука в СССР. — М., 1960, т. 2.
  210. П.М. Изучение чувств у детей и подростков. — М., 1961.
  211. П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. — М., 1973.
  212. Chapanis А, Interactive communication: А. Few answers for a technological investigation. -Toronto, 1978.
  213. Communication in face-to-face interaction. Ed. I. Zaver, S. Hutcheson.: Harmondworth, 1972.
  214. Colm H. The existential approach to Psychotherapy with adults and children. N.Y.- London, 1966.
  215. Duncan H. Communication and the Social Order, Communication and the emergency of Self. — N.Y., 1962.
  216. Gergen K.J. Social psychology as history. — J. Person, and Soc. Psyhol., 1976, vol. 26.
  217. Guild P.D. Intersubjectivity: A concept and methodology for communication studies. — N.Y., 1980.
  218. Landis C. The interpretation of facial expression in emotion, 1929.
  219. Lenard F, Forrai — Banlari E. Pszychologiai tanuelmanyor, Budapest, 1960.
  220. Mahl G.F. Sensory factors in the control of expressive behavior. -Amsterdam, 1961.
  221. Mitchell S. Nine-year — olds grow up.
  222. Plutchik R. A sudy of facial expression in the light of a new theiry of emotion. — Amsterdam, 1961.
  223. Psychological development in the elementary years. N.Y., -1982.
  224. Schonback P. Education and intergroup attitudes. London, 1981.
  225. Sherman M. The differentiation of emotional responses in infants, 1927.
  226. Vandenberg S. Mattisson M. The interpretation of facial expressions by shyzophrenics other mental patients, normal adults and children. Amsterdam, 1961.
  227. Weston J.R. Kristen C. Teleconferencing: A comparison of attitudes uncertainty and interpersonal atmospheres in mediated and face-to-face group interaction. Ottawa, 1973.
  228. Young 1. Who needs nonverbal communication-Commun. Stud. Bull, 1976.
  229. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. — Свердловск, 1986.
  230. Л. Дети и семейный конфликт. Штольц X. Каким должен быть твой ребенок? — М., 1988.
  231. Н.Д. От фрустрации к агрессии.//Психологический журнал, т. 11. 1990. № 5.
  232. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — М., 1983.
  233. В. Оклендер. Окна в мир ребенка. — Ь., 1997.
  234. М. Помощь «трудным» детям. — М., 1987.
  235. Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. — М., 1958.
  236. Ч. Конфликт- семь шагов к миру. — СПб., 1997.
  237. Г. Предупреждение неврозов у детей. — М., 1979.
  238. А.В. Стратегии общения и психологическая безопасность личности. Материалы международной конференции «Психология общения: социокультурный анализ». 30 окт. — 1 нояб. Ростов-на-Дону, 2003.
Заполнить форму текущей работой