Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Направленность личности в общении как профессионально значимая характеристика студентов-психологов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Шадриков, Т. М. Буякас, М. П. Пекарева и др.), определения роли и места интересов, способностей, мотивов и индивидуально-личностных, в том числе и психофизиологических особенностей в формировании профессионально важных качеств специалиста, (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Н. А. Аминов, В. Г. Залевский, А. Бондаренко, Т. Верняева, Т. А. Казанцева, М. В. Молоканов, Е. А. Климов, О. Н. Родина, П. Н… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА КАК СУБЪЕКТА ПОМОГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Основные подходы к проблеме соответствия индивидуальных особенностей человека требованиям профессии
    • 1. 2. Личностные особенности практического психолога, значимые в профессиональной деятельности
      • 1. 2. 1. Эмпатия
      • 1. 2. 2. Самоактуализация, личностный рост и Я-концепция
      • 1. 2. 3. Направленность личности в общении
      • 1. 2. 4. Ценности и ценностные ориентации
    • 1. 3. Обзор исследований личностных особенностей психолога
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБЩЕНИИ, ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
    • 2. 1. Основные цели, задачи и гипотезы исследования
    • 2. 2. Объект, предмет, процедура и методы исследования
    • 2. 3. Результаты исследования
      • 2. 3. 1. Склонность к манипулированию как характеристика направленности личности в общении
      • 2. 3. 2. Сравнительный анализ личностных особенностей и ценностей студентов-психологов с разной направленностью в общении
        • 2. 3. 2. 1. Направленность в общении и эмпатия
        • 2. 3. 2. 2. Направленность в общении и развитие Я-концепции
        • 2. 3. 2. 3. Направленность в общении и стремление к самоактуализации
        • 2. 3. 2. 4. Направленность в общении и система ценностей
      • 2. 3. 3. Структура личностных особенностей и ценностей студентов-психологов с разной направленностью в общении
        • 2. 3. 3. 1. Взаимосвязь направленности в общении, эмпатии, развития Я-концепции, самоактуализации и системы ценностей студентов-психологов
        • 2. 3. 3. 2. Система базовых ценностей студентов-психологов с разной направленностью в общении
  • ВЫВОДЫ

Направленность личности в общении как профессионально значимая характеристика студентов-психологов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для российской психологии последних десятилетий характерно интенсивное нарастание практической ориентации, что определено в первую очередь усилением потребности в психологической помощи и психологическом обеспечении самых различных сторон жизнедеятельности российского общества. Растет потребность и в профессиональных психологах, что приводит к увеличению числа студентов, выбирающих психологическое образование. При этом задачи практической психологической работы делают актуальной проблему не просто образования, но формирования личности психолога, развития у него профессионально необходимых психологических качеств. Фактически общепризнанным сегодня является представление о том, что сама личность психолога выступает в качестве одного из основных инструментов его работы. Вследствие этого современная психология проявляет к изучению личности психолога повышенный интерес, который опирается на имеющие большую традицию исследования личностного развития студентов, формирования их готовности к будущей профессиональной деятельности. Особое внимание психологов к периоду студенчества определяется тем, что в ходе профессионального становления во время обучения осуществляется процесс самоопределения, формируются новые жизненные ценности и осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения. Важнейшей проблемой в этой связи является построение такой системы образовательного процесса, которая учитывала бы возможность как профессионального становления специалиста, так и его личностного развития.

Особую актуальность проблема личностного развития имеет для студентов, обучающихся в сфере профессий типа «человек-человек», и тем более при подготовке психологов, в силу специфических условий их профессиональной деятельности.

Традиция описания и изучения особенностей и необходимых требований к личности психолога-консультанта берет свое начало в период становления гуманистической психологии, основатели которой убедительно показали, что взаимоотношения между клиентом и консультантом являются одним из основных факторов, способствующих эффективности консультирования. И тогда со всей очевидностью возникает принципиальная проблема личностных качеств психолога-консультанта, имеющих значение для установления терапевтических взаимоотношений.

Вопросы связи личностных и профессиональных характеристик рассматривались в разных контекстах: как определение роли и места способностей, интересов, мотивов и индивидуально-личностных особенностей в формировании профессионально важных качеств специалиста, а также как оптимизация профессиональной подготовки и условий осуществления успешной профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Н. А. Аминов, А. Ф. Бондаренко, К. Бохарт, C.JI. Братченко и др.) — как формулирование требований к необходимым личностным характеристикам психолога для обеспечения успешной деятельности (К. Роджерс, Р. Мей, И. Ялом, Дж. Бьюдженталь, Э. С. Чугунова, М. А. Гулина и др.) — как формирование профессионально важных личностных качеств, личностное развитие, самоактуализация и самореализация (C.JI. Братченко, С. А. Белковский, JI.A. Коростылсва, Е. П. Кораблина и др.).

В современной отечественной психологии выполнено немало исследований, посвященных различным психологическим аспектам личностного развития студентов-психологов, их подготовки к профессиональной деятельности. Эти вопросы рассматривались в контексте специфики студенческого возраста как важного этапа личностного развития (Б.Г. Ананьев, Н. М. Пейсахов, Н. И. Рейнвальд, Е. Ф. Рыбалко и др.), выявления сущности, этапов и детерминирующих факторов процесса становления профессионала и субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В. П. Зинченко, Е. А. Климов, Е. Н. Кузьмин, В.Д.

Шадриков, Т. М. Буякас, М. П. Пекарева и др.), определения роли и места интересов, способностей, мотивов и индивидуально-личностных, в том числе и психофизиологических особенностей в формировании профессионально важных качеств специалиста, (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Н. А. Аминов, В. Г. Залевский, А. Бондаренко, Т. Верняева, Т. А. Казанцева, М. В. Молоканов, Е. А. Климов, О. Н. Родина, П. Н. Прудков и др.), а также взаимосвязи и взаимовлияния ценностных представлений и профессиональной деятельности (Д.А. Леонтьев, А. Васко, Л. Гарсиа-Маркес, У. Драйден, Г. Л. Будинайте, Т. В. Корнилова и др.).

Вместе с тем, несмотря на значимость и результативность проведенных исследований, ряд проблем личностного развития и профессионального становления студента-психолога еще остается малоизученным. В частности, недостаточно исследованы вопросы ценностных ориентаций студентов-психологов в контексте их профессиональных установок. Вопрос о ценностях приобретает особое значение потому, что многие личностные качества психолога являются своего рода инструментами или «техниками» общения, а их содержание определяется ценностями личности. Фактически отсутствуют работы, посвященные изучению не просто личностных или индивидуальных характеристик психолога, но и его системы ценностей, направленности его личности в общении как важнейших факторов, определяющих профессиональное сознание психолога. Данное обстоятельство и делает актуальным проведенное нами исследование.

Цель исследования: изучение профессионально значимых личностных характеристик студентов-психологов в связи с их системой ценностей.

Объект исследования: студенты, получающие профессиональное психологическое образование (всего 150 человек на разных этапах исследования).

Предмет исследования: ценностные ориентации и личностные особенности студентов-психологов, значимые для их профессиональной деятельности.

В основу диссертационного исследования были положены следующие гипотезы:

1. направленность личности в общении выступает в качестве системообразующего фактора профессиональных и личностных характеристик психолога;

2. направленность личности в общении является характеристикой, связанной с таким профессионально значимым качеством психолога, как эмпатия;

3. направленность личности в общении связана с особенностями Яконцепции и стремлением к самоактуализации студента-психолога;

4. направленность личности в общении связана с системой ее ценностей. Задачи исследования:

1. теоретический анализ представлений о профессионально значимых особенностях личности психолога, определение проблемного поля и предмета исследования;

2. эмпирическое исследование особенностей направленности личности в общении как значимой профессиональной характеристики студентов-психологов;

3. изучение профессионально значимых личностных особенностей студентов-психологов и особенностей их ценностной сферы;

4. выявление взаимосвязей между особенностями направленности в общении и личностными и ценностными характеристиками студентов-психологов.

Теоретико-методологические основания различных аспектов данного исследования: совокупность общеметодологических принципов и методов познания, основных принципов психологии — принципа системности, целостности, развития, единства и взаимодетерминированности внешнего и внутреннего, единства сознания и деятельностиидеи Б. Г. Ананьева, C. J1. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и др. о социальной природе человекафундаментальные исследования в области проблем общения (работы Е.С.

Кузьмина, Б. Д. Парыгина, Г. М. Андреевой, J1.A. Петровской, А. И. Донцова, АЛ. Бодалева, E.JI. Доценко и др.) — психологические концепции ценностей и ценностных ориентаций личности (Д.А. Леонтьев, А. А. Ручка, Д. Н. Узнадзе, М. Рокич, С. Шварц) — основные представления и принципы изучения влияния личностных качеств на профессиональную деятельность в сфере профессий типа «человек-человек» (работы Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Н. А. Аминова, А. Ф. Бондаренко, К. Бохарт, С. Л. Братченко, К. Роджерса, Р. Мея и др.). Методы исследования.

На основании выполненного теоретического и литературного анализа в качестве предмета исследования были выбраны следующие характеристики: направленность личности в общенииличностные характеристики (эмпатия, особенности Я — концепции, уровень самоактуализации) — структура ценностей. Для измерения данных показателей использовались следующие методы: «Тест эмпатических тенденций Мехрабиана» для измерения степени выраженности тенденции к эмпатии- «Шкала Макиавеллизм II» для выявления особенностей направленности личности в общенииОпросник «ЧРУ — экспресс» («Чувства, реакции, убеждения»), предназначенный для оценки особенностей Яконцепции личности по К. РоджерсуОпросник «CAMOAJI» для измерения стремления к самоактуализации.- Опросник С. Шварца, направленный на изучение системы ценностей.

Результаты исследования были подвергнуты компьютерной обработке с использованием методов математической статистики. Основные этапы исследования.

Исследование было проведено в течение 1998;2002 гг. На первом, пилотажном этапе нашего исследования (1998) была апробирована концептуальная схема и процедура нашего диссертационного исследования, уточнен предмет исследования, отобраны релевантные методики и математико-статистические методы обработки данных. На втором этапе (1999;2000) было проведено основное исследование, сбор и обработка эмпирических данных. Третий этап (2000;2002) — анализ и описание полученных результатов. База исследования.

В исследовании принимали участие студенты-психологи заочного отделения Ленинградского Государственного Областного Университета им. А. С. Пушкина.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы диссертационного исследования докладывались на конференции «Социум, наука и проблемы образования переходного периода» (Таллинн, 2001) и заседаниях кафедры практической психологии ЛГОУ. Результаты исследования отражены в трех публикациях и используются в процессе обучения студентов-психологов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена теоретическим анализом, опирающимся на работы отечественных и зарубежных исследователей, использованием релевантных и валидизированых методов, корректным формированием выборки, применением адекватных методов математико-статистической обработки. Положения, выносимые на защиту.

1. Профессионально важные личностные качества студентов — психологов и их направленность в общении являются характеристиками, связанными между собой и определяющими профессиональное сознание психолога;

2. Направленность личности в общении как важнейшая характеристика студента-психолога, проявляющаяся в его склонности к преимущественному использованию субъект-субъектных или субъект-объектных схем взаимодействия и выступающая в качестве системообразующего фактора его профессиональных и личностных особенностей, связана со структурой ценностей человека, смысловое содержание которых определяется изменением направленности личности в общении по шкале «объектность-субъектность».

3. Способность студентов-психологов к эмпатическому взаимодействию как профессиональному типу взаимодействия связана с их направленностью в общении.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоят в теоретическом обосновании и эмпирическом подтверждении того, что направленность личности в общении является существенным фактором, влияющим на профессиональное сознание психолога. Продемонстрировано, что склонность студентов-психологов к преимущественному использованию субъект-субъектных или субъект-объектных способов взаимодействия специфическим образом структурирует систему их ценностей, являющуюся частью их профессионального сознания. Практическая значимость работы.

Эмпирическое подтверждение связи направленности личности в общении, развития Я — концепции студента и системы его ценностей позволяет предметно и обосновано планировать систему личностной работы со студентами-психологами в процессе развития их профессионального сознания и профессионального становления. Особенное значение, как показало выполненное диссертационное исследование, имеет формирование системы ценностей студентов. Выявленные нами взаимосвязи такой важной профессиональной характеристики будущего психолога как способности к эмпатии и особенностей его направленности в общении, в частности, склонности к манипулированию открывают возможности построения более целенаправленной личностной работы со студентами-психологами с целью расширения их возможностей в эмлатическом взаимодействии и выстраивании отношений сотрудничества и партнерства с клиентами.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 3 приложений. Общий объем диссертации 177 листов. Текст рукописи иллюстрирован 20 таблицами и 2 рисунками.

ВЫВОДЫ.

Полученные результаты диссертационного исследования подтверждают правомочность и обоснованность выдвинутых нами гипотез:

1. Направленность личности в общении выступает в качестве системообразующего фактора профессиональных и личностных характеристик психолога;

2. Направленность личности в общении, проявляющаяся в преимущественном выборе объектных схем в общении, или склонности к манипулированию, является по существу противоположной характеристикой по отношению к такому профессионально значимому качеству психолога, как эмпатия;

3. Направленность личности в общении связана с особенностями Я — концепции и стремлением к самоактуализации студента-психолога;

4. Направленность личности в общении связана с системой ее ценностей, порождает специфические ценностные симптомокомплексы. Структура этих симптомокомплексов определяется изменением направленности личности в общении по шкале «объектность-субъектность».

5. Направленность личности в общении связана со смысловым содержанием важнейших терминальных и инструментальных ценностей личности. Смысловое содержание ценностей и их взаимосвязей определяется изменением направленности личности в общении по шкале «объектность-субъектность».

заключение

i 21.

Га**ш образом.

— iirr •.

0С№- психолога, его чел вЬ’бран<" >Г0 нами РДИЛВ «Чшичтае связи с по Человечески апРаМения «» к°торый мы хотели бы сдГ Л|, чности, с МИро —в, о Про Г- • - «еобходиМосг В1 СТеЙ' -од компонента. ^^ Диапазона его ^ <""*олога.

ТИЯ М °, ег э™чесКого.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А., Молоканов М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Вопросы психологии. 1992. № 1−2. С. 73−84.
  2. Н.А., Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 5. С. 104−110.
  3. .Г. Человек как предмет познания: 3-е издание. СПб.: Питер, 2001.288 с.
  4. Р. Психосинтез / Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер». 320 с.
  5. А., Каган В. Новая психология и духовное измерение / Психотерапевтические тетради. Вып. 3 / Под ред. В. Кагана. СПб.: Институт ГАРМОНИЯ, 1995. 120 с.
  6. С.А. Личностный рост: задачи, направления и динамика с точки зрения теории «спектральной психологии» Кена Уилбера // http://psvcho.all.ru/ 12.04.2001
  7. Р. Развитие Я концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с.
  8. А., Хайм Э., Рингер X., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход / Пер. с нем. М.: Класс. 1998. 272 с.
  9. А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога практика // Московский психотерапевтический журнал. 1993. № 1. С. 63−75.
  10. Ю.Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. 1992. № 3 4. С. 24−33.
  11. П.Бохарт К. Эмпатия в клиент ориентированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и я — психологией // Иностранная психология. 1993. Т. 1. № 2. С. 57 — 63.
  12. С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: методическое пособие для школьных психологов. Псков: Издательство
  13. Псковского областного института повышения квалификации работников образования. 1997. 67 с.
  14. С.Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. С. 38 46.
  15. .С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3−17.
  16. М. Два образа веры. М.: Республика. 1995. 464 с.
  17. БурнардФ. Тренинг навыков консультирования. СПб.: Питер, 2002. 253 с.
  18. Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов психологов // Вестн. Моск. Ун — та. Сер. 14. Психология. 2000. № 1.С. 56−62.
  19. В.М. Жизненные ценности молодежи республики Коми на рубеже веков: кросскультурный аспект // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 1. С. 101−112.
  20. Дж. Искусство психотерапевта. 3-е изд. СПб.: Питер, 2001. 304 с.
  21. Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 1. С. 15−32.
  22. А., Гарсиа-Маркес Л., Драйден У. Психотерапевт, познай самого себя: диссонанс между метатеоретическими и личностными ценностямипсихотерапевтов различных теоретических ориентаций // Московский психотерапевтический журнал. 1996. № 3. С. 164 -180.
  23. Т.А. Профессионально-личностный портрет психолога: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1998.
  24. Е.К. Психологические проблемы профессиональной деонтологии // Ананьевские чтения: Тезисы научно-практич. конф. / Под общ. ред. А. А. Крылова, В. А. Якунина. СПб.: Изд во СПбГУ, 2001. С. 146 -148.
  25. К. За пределами психики: Терапевтическое путешествие Карла Витакера / Под ред. Дж.Р. Нейла и Д. П. Книскерна / Пер. с англ. М.: Класс, 1999. 400 с.
  26. Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147- 157.
  27. Ю.Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 61 -73.
  28. Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, JI.A. Коростылевой. СПб., 1998. С. 143- 156.
  29. Д.Ю. Доминирующие мотивировки выбора профессии психолога // Ананьевские чтения: Тезисы научно-практич. конф. / Под общ. ред. А. А. Крылова, В. А. Якунина. СПб.: Изд во СПбГУ, 2001. С. 492 — 494.
  30. М. Терапевтическая и консультативная психология. СПб.: Речь, 2001.348 с.
  31. М.А. Мировозрение и самоактуализация практических психологов // Ананьевские чтения: Тезисы научно-практич. конф. / Под общ. ред. А. А. Крылова, В. А. Якунина. СПб.: Изд во СПбГУ, 2001. С. 495 — 497.
  32. Е.В., Дружилов С. А. Профессиональная «Я Концепция» и концептуальная модель деятельности // Ананьевские чтения: Тезисы научно-практич. конф. / Под общ. ред. А. А. Крылова, В. А. Якунина. СПб.: Изд — во СПбГУ, 2001.С. 264−267.
  33. .И. О системе «личность» // Вопросы психологии. 1985. № 5. С. 36−45.
  34. А.И. и др. Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова и др. М.: Смысл. 1999. С. 7 21.
  35. А.И., Белокрылова Г. М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 43 49.
  36. E.JI. Психология манипуляции. М.: ЧеРо, 1997. 342 с.
  37. Д. Базисная эмпатия как комуникативный навык // psychol.ras.ru/ 10.04.2001
  38. ИльинЕ. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
  39. Г. Л. Развитие личности как осознание себя // Психологическая газета. 1999, № 7/46.
  40. Е.А. Развитие эмпатических способностей педагогов, работающих с творчески одаренными учащимися: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1999.
  41. М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 25−33.
  42. Т. А. Особенности личностного развития и профессионального становления студентов-психологов: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000.
  43. Н.Ф. Вопросник самоактуализации личности // Журнал практического психолога. 1998. № 1. С. 65 75.
  44. Е.С. Исследования психотерапии за рубежом: некоторые методологические проблемы // Психологический журнал. Т. 13. № 6. 1992. С. 54−62.
  45. Е.С., Кэхеле X. Психотерапия за рубежом: история и современное состояние (краткий обзор) // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 2. С. 88−99.
  46. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. СПб.: Б.С.К., 1997. 143 с.
  47. Л. Биосинтез как способ личностного роста и ценностного развития // www. world-of-bodi.ru/ 15.05.2002
  48. Г. А. Три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 41 -49.
  49. В. Индивидуальные модели консультативного процесса и психологического здоровья в консультировании // Журнал практического психолога. 1998. № 4. С. 18 23.
  50. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с.
  51. Кон И. С. Загадка человеческого «Я». // Психология личности в трудах отечественных психологов / Составитель JI.B. Куликов. СПб.: Питер, 2000. С. 366−372.
  52. Е.П. Психологическая помощь как профессиональная деятельность практического психолога // Психологические проблемы самореализации личности. Выпуск 5. I Под ред. Г. С. Никифорова, JI.A. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2002. С. 171−181.
  53. JI.A. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2000. 292 с.
  54. Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. 239 с.
  55. .В. Основы профессиональной психодиагностики. JL: Медицина, 1984. 216 с.
  56. JI.B. Введение в психологическое исследование. СПб, 1994. 84 с.
  57. Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 3. С. 73 78.
  58. Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 3. С. 26 36.
  59. М.П. Анализ изменений Я-концепции студентов-психологов в процессе изучения основ гештальттерапии: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.
  60. А.Н. Формирование личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Составитель Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. С. 166- 178.
  61. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992. 17 с.
  62. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. № 4. С. 35 44, 1997. № 1. С. 20 — 27.
  63. Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1.
  64. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. Пер. с англ. / Предисл. А. Я. Варга. М.: Институт практической психологии, 1998. 368 с.
  65. А.Л. Школьник: проблемы и ценности // Наш проблемный подросток: Учебное пособие. СПб.: Союз, 1999. С. 78 104.
  66. А.Л., Чеснокова Е. Н. Социально-психологическая реабилитация осужденных подростков. СПб.: Renal Reform International, 2001, 175 с.
  67. .Ф. Направленность личности. Субъективные отношения личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Составитель Куликов Л. В. СПб.: Питер, 2000. С. 105 110.
  68. В. Избранные лекции по психотерапии. М.: Академический проект, 1999. 414 с.
  69. А.Г. Общая психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2000. 592 с.
  70. А. Психология бытия. М.: Рефл бук, К.: Ваклер, 1997. 304 с.
  71. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
  72. А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. 423 с.
  73. Мей Р. Искусство психологического консультирования. М.: Класс, 1999. 132 с.
  74. Э. Психотерапия как духовная практика. М.: Класс, 1997. 160 с.
  75. Н.Н. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987. 304 с.
  76. М.В. Изучение соотношения показателей теппинг-теста с профессионально-значимыми качествами практического психолога // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 1. С. 75−81.
  77. М.В. Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор в практической психологии // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 2. С. 79 96.
  78. В.Н. Личность и отношения человека // Психология личности в трудах отечественных психологов / Составитель Куликов Л. В. СПб.: Питер, 2000. С. 95- 105.
  79. В.В. Спонтанность сознания. М.: Прометей, 1989. 285с.
  80. Нартова-Бочавер С. К. Два типа нравственной самоактуализации личности // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 4. С. 24 31.
  81. Нартова-Бочавер С. К. Психология помогающего поведения: новое экспериментальное исследование // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 4. С. 174−176.
  82. Нельсон Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000. с.
  83. О.В. Личностный рост в терапевтической группе. М.: Смысл, 1999. 112 с.
  84. О.Г. История психологии труда в России. М.: Издательство Московского университета, 1997. 301 с.
  85. Л.И. Характер ценностей русскоязычных студентов в современной Эстонии // Вопросы экономики, социологии и права. № 1. Ученые записки Русского академического общества Эстонии. Таллинн. 2001. С. 136 -142.
  86. Л.И. Исследование некоторых личностных характеристик студентов-психологов // Социум, наука и проблемы образования переходного периода. Материалы конференции. Таллинн. 2001. С. 19
  87. М. Практическая психотехника. М.: Институт гуманитарных исследований, 1997. 172 с.
  88. JI.A. Компетентность в общении: социально- психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. 216 с.
  89. Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи / Введение в практическую социальную психологию: Учебное пособие / Под ред. Ю. М. Жукова и др. М.: Смысл, 1999. С. 150−166.
  90. Ю.М. Два полюса ценностного развития личности // Гуманитарные науки в Сибири. 1995. № 2. С. 33−40.
  91. Ю.М., Давыдова Г. В. Структура ценностных диспозиций личности: проверка гипотезы «социальных качелей» // Гуманитарные науки в Сибири. 1996. № 1.С. 25−32.
  92. Ю.М. и др. В каком направлении изменяются базовые ценности в современном российском обществе // Гуманитарные науки в Сибири. 1999. № 1.С. 90−95.
  93. Попова Т. А: Развитие интегральной индивидуальности практического психолога образования // Ананьевские чтения: Тезисы научно-практич. конф. / Под общ. ред. А. А. Крылова, В. А. Якунина. СПб.: Изд во СПбГУ, 2001. С. 542 — 544.
  94. Л.Г., Матушкин В. В. Структура современных ценностей российской культуры // Ананьевские чтения: Тезисы научно-практич. конф. / Под общ. ред. А. А. Крылова, В. А. Якунина. СПб.: Изд во СПбГУ, 2001. С. 60−62.
  95. Г. Понятие «ценность» и «духовность» в экзистенциальном анализе и логотерапии В. Франкла А. Лэнгле // 1 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. Материалы сообщений. М.: 2001. С. 25 — 27.
  96. Психотерапевтическая энциклопедия // Под ред. Б. Д. Карвасарского. Спб.: Питер Ком, 1998. 752 с.
  97. Психотерапия и духовные практики: Подход Запада и Востока к лечебному процессу / Сост. В. Хохлов. Минск: Вида Н, 1998. 320 с.
  98. А.А., Коломинский Я.JI. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. С. 416.
  99. С.В. Ценностные ориентации как психологический фактор склонности к агрессивному поведению в юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. Вологда, 2002.
  100. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. 2-е изд. М.: Прогресс, 1998. 480 с.
  101. К. Клиенто-центрированная терапия. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. 320 с.
  102. ИЗ. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография. / Пер. с англ. М.:ЗАО ЭКСМО-Пресс, 1999. 464с.
  103. Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 132 -139.
  104. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 720 с.
  105. Е.Ф., Крогиус Н. Г. Ценностные ориентации и временные перспективы самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности, выпуск 2 / Под ред. А. А. Крылова, JI.A. Коростылевой. СПб., 1998. С. 154−162.
  106. Л.И. Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 142 149.
  107. Е.Е. Экзистенциальный потенциал профессионализации в психологии // 1 всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. Материалы сообщений, М., 2001. С. 312 -317.
  108. Е.Е. Психологическое образование как средство самопостроения личности. //Ананьевские чтения: Тезисы научно-практич. конф. / Под общ. ред. А. А. Крылова, В. А. Якунина. СПб.: Изд во СПбГУ, 2001. С. 113−116.
  109. Е. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2000. 233 с.
  110. Т.П. Доверие как социально-психологическое явление: Автореф. дис. докт. психол. наук, Ростов-на-Дону, 1998.
  111. JI.M. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 1. С. 157 -167.
  112. А. Фундаментальная структура психотерапевтического метода или как создать свою школу в психотерапии. М.: Логос, 1999. 368 с.
  113. И.Б. Образ успешного профессионала как фактор профессионального становления психолога. // Ананьевские чтения: Тезисы научно-практич. конф. / Под общ. ред. А. А. Крылова, В. А. Якунина. СПб.: Изд во СПбГУ, 2001. С. 555 — 557.
  114. В. Жизнь в условиях беспредела. // 1 всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. Материалы сообщений. Москва, 2001. С. 83 84.
  115. Н.П. Самореализация будущих психологов в период вузовского обучения. Ананьевские чтения: Тезисы научно-практич. конф. / Под общ. ред. А. А. Крылова, В. А. Якунина. СПб.: Изд во СПбГУ, 2001. С. 557−558.
  116. Т.А. Диалог как метод психологии консультирования (духовно-ориентированный подход) // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 5. С. 44−55.
  117. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  118. М.А. Феномен принятия в психотерапевтическом консультировании // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 49 54.
  119. Т. Задавать правильные вопросы / Психотерапия и духовные практики: Подход Запада и Востока к лечебному процессу. Минск, Вида Н. 1998, С. 205−215.
  120. Э.С., Портнов Ф. Н. Характеристики общения в эталоне медицинского работника // Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 5. С. 84 -93.
  121. В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 2. С. 5 40.
  122. А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: ВЛАДОС пресс, 2001. 96 с.
  123. Д. Научить терапевтов пребыванию с клиентами. / Психотерапия и духовные практики: Подход Запада и Востока к лечебному процессу. Минск. Вида-К. 1998. С. 251 -271.
  124. Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: Автореф. докт. психол. наук. М., 2001.
  125. Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. М.: Дубль В, 1994. 127 с.
  126. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
  127. Юнг К. Психологические типы. М.: Прогресс-Универс, 1995. 715 с.
  128. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Социальная психология. Хрестоматия. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1999. С. 416−432.
  129. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997, 224 с.
  130. И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000. 640 с.
  131. Corey G. Theory and Practice of Counseling and Therapy, 3nd Ed. Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1988.
  132. Corey M., Corey G. Becoming A Helper. Brooks/Cole Publishing Company, 1989.
  133. Kluckhohn C. Values and value orientations in the theory of action // Toward a general theory of action/ Ed. by T. Parsons, E. Shils. Cambridge, 1951.
  134. Mahoney, Construktive metateory: 11. Implications for psychotherapy. International Journal of Personal Construkt Psychology, 1988. № 1, 299 -315.
  135. Rogers C. R. Empathic: an unappreciated way of being // The Counseling Psychologist. 1975. V. 5, N 2. P. 2 10.
  136. Schwartz S., Bilsky W. Toward a Univercal Psycholoqical Structure of human Values // J. of Personality and Social Psycholosy, 1982. V. 53. № 3. P. 550 -562.
Заполнить форму текущей работой