Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности взаимодействия персонала домов ребенка с детьми младенческого и раннего возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическими основами данной работы являются представления о необходимости изучать развитие ребенка младенческого и раннего возраста в контексте отношений с матерью (А. Фрейд 1999; Винникотт, 2004; Кляйн, 2001; Maler et al., 1975), в системе «ребенок — близкий взрослый» (Osofsky, Connors, 1979; Stern, 1977; 1985; 1995), принимая во внимание взаимное изменение характеристик ребенка и взрослого… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА С БЛИЗКИМИ ВЗРОСЛЫМИ
    • 1. 1. Значение психологического взаимодействия с близкими взрослыми для развития детей младенческого и раннего возраста
    • 1. 2. Развитие детей младенческого и раннего возраста в контексте их взаимодействия со взрослыми в домах ребенка
    • 1. 3. Выводы
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Описание исследуемых групп и процедуры исследования
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Изучение психологического взаимодействия женщин и детей
      • 2. 2. 2. Оценка особенностей развития детей
      • 2. 2. 3. Методы статистической обработки данных
    • 2. 3. Этапы статистического анализа полученных данных
  • ГЛАВА 3. ПАРАМЕТРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДОМАХ РЕБЕНКА И В СЕМЬЯХ В СВЯЗИ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТОМ ДЕТЕЙ
    • 3. 1. Характеристики психологического взаимодействия в связи с особенностями развития детей и принадлежностью к тому или иному дому ребенка
    • 3. 2. Сравнительный анализ взаимосвязей характеристик психологического взаимодействия с возрастом детей в домах ребенка и в семьях
    • 3. 3. Выводы
  • ГЛАВА 4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БЛИЗКИХ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ В ДОМАХ РЕБЕНКА И В СЕМЬЯХ
    • 4. 1. Сравнительный анализ взаимосвязей характеристик психологического взаимодействия с возрастом детей второго года жизни в домах ребенка и в семьях
    • 4. 2. Взаимосвязи характеристик психологического взаимодействия с полом детей второго года жизни в домах ребенка и в семьях
    • 4. 3. Особенности психологического взаимодействия в связи с возрастом женщин в домах ребенка
    • 4. 4. Сравнительный анализ уровневых характеристик психологического взаимодействия в домах ребенка и в семьях
    • 4. 5. Сравнительный анализ структуры взаимосвязей параметров психологического взаимодействия в домах ребенка и в семьях
      • 4. 5. 1. Анализ взаимосвязей характеристик взрослого в домах ребенка и в семьях
      • 4. 5. 2. Анализ взаимосвязей характеристик ребенка в домах ребенка и в семьях
      • 4. 5. 3. Анализ взаимосвязей характеристик диады в домах ребенка и в семьях
      • 4. 5. 4. Анализ взаимосвязей факторных показателей взаимодействия в домах ребенка и в семьях
      • 4. 5. 5. Выводы
  • ОБСУЖДЕНИЕ
  • ВЫВОДЫ

Особенности взаимодействия персонала домов ребенка с детьми младенческого и раннего возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. К настоящему времени в психологической науке накоплено достаточно много данных, свидетельствующих об огромном значении того опыта, который ребенок получает в первые годы жизни в процессе взаимодействия с близкими взрослыми. По сравнению с зарубежными исследованиями в этой области (Винникотт, 2004; Кляйн, 2001; Тайсон, Тайсон, 1998; А. Фрейд 1998; Шпиц, Коблинер, 2000; Ainsworth, Bowlby, 1991; Brazelton, Cramer, 1991; Bretherton, 1987; 1992; Emde, 1987; Field, 1987; Lewis, 1987; Mahler et al., 1975; J. Osofsky, Connors, 1979; Stern, 1977; 1985; 1995;), в отечественной науке в основном уделялось внимание изучению речевого развития (Ветрова, 1975; Елагина, 1977, 1985; Рузская, 1985), потребностей и мотивов (Общение., 1974) — образа себя и другого, которые формируются у ребенка в процессе общения как особого вида деятельности (Авдеева, 1982, 1996; Лисина, 1986; Раку, 1992; Смирнова, 1994), а также изучению ментальных механизмов становления субъектности (Сергиенко, 1992, 2006, 2007). В меньшей степени изучалось непосредственное психологическое взаимодействие ребенка и близкого ему взрослого (Исенина, Барановская, 2002; Мухамедрахимов, Иванова, 1997; Мухамедрахимов, 1999; X. Папушек, М. Папушек, Солоед, 2000; Попцова, 1994). Взаимодействию персонала и детей раннего возраста, проживающих в учреждениях закрытого типа, посвящены лишь отдельные работы в рамках теории деятельности (Авдеева, Хаймовская 1999; Галигузова и др., 1990;), и системных представлений о развитии ребенка в процессе психологического взаимодействия с близким взрослым (Мухамедрахимов, 1999, И. Пальмов, 2006). В исследованиях, выполненных в традиции деятельностного подхода, не рассматривается психологическое взаимодействие как процесс, представляющий собой совместное поведение и взаимное влияние каждого из участников системы «близкий взрослыйребенок», и, как правило, они приводят к рекомендациям, направленным на психолого-педагогическое развитие ребенка, а не на психологическое сопровождение системы. Изучение психологического взаимодействия детей и персонала в домах ребенка актуально как с теоретической, так и с организационно-практической точки зрения, поскольку позволяет понять особенности формирования и функционирования системы «ребенокблизкий взрослый» в условиях нарушения чувствительности, отзывчивости и постоянства пребывания взрослого (Мухамедрахимов, 1999; Пальмов, 2006; Muhamedrahimov et al., 2004; Groark et al., 2005) в социально-психологическом окружении детей.

Теоретическими основами данной работы являются представления о необходимости изучать развитие ребенка младенческого и раннего возраста в контексте отношений с матерью (А. Фрейд 1999; Винникотт, 2004; Кляйн, 2001; Maler et al., 1975), в системе «ребенок — близкий взрослый» (Osofsky, Connors, 1979; Stern, 1977; 1985; 1995), принимая во внимание взаимное изменение характеристик ребенка и взрослого в процессе взаимодействия. Кроме того, в работе используются основные положения теории привязанности (Ainsworth, 1976; Ainsworth et al., 1978; Bowlby, 1969; Crittenden, 2002), согласно которой ребенок в течение первого года жизни обобщает опыт отношений с матерью и формирует представления о себе, о ней и об отношениях, содержание которых отражается в характере так называемого «поведения привязанности», направленного на достижение близости и безопасности.

Цель настоящего исследования: сравнительный анализ психологического взаимодействия персонала и детей в домах ребенка, а также матерей и детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в семьях.

Основная гипотеза исследования: характеристики психологического взаимодействия персонала и детей в домах ребенка отличаются по степени проявлений и структуре взаимосвязей от характеристик психологического взаимодействия матерей и детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в семьях.

Задачи исследования. В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить психологическое взаимодействие в домах ребенка в связи с особенностями развития детей и принадлежностью к тому или иному дому ребенка.

2. Проанализировать взаимосвязи возраста и пола детей с характеристиками психологического взаимодействия в домах ребенка и в семьях.

3. Провести сравнительный анализ взаимосвязей возраста женщин с характеристиками психологического взаимодействия в домах ребенка и в семьях.

4. Сравнить уровневые характеристики психологического взаимодействия в домах ребенка и в семьях.

5. Провести сравнительный анализ структуры взаимосвязей параметров психологического взаимодействия в домах ребенка и в семьях.

Объект исследования: сотрудницы и дети домов ребенка, а также матери и дети младенческого и раннего возраста, воспитывающиеся в семьях.

Предмет исследования: особенности взаимодействия персонала домов ребенка с детьми младенческого и раннего возраста.

Основные положения, выносимые на защиту:

Характеристики психологического взаимодействия персонала и детей в домах ребенка связаны с особенностями развития и возрастом и не связаны с полом детей.

2) Психологическое взаимодействие персонала и детей в домах ребенка изменяется в связи с возрастом сотрудниц.

3) Параметры психологического взаимодействия персонала и детей в домах ребенка отличаются по степени проявлений и структуре взаимосвязей от характеристик психологического взаимодействия матерей и детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в семьях.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые было проведено эмпирическое сравнение психологического взаимодействия персонала и детей в домах ребенка и матерей и детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в семьях. В результате исследования выявлены общие и специфические изменения характеристик психологического взаимодействия в домах ребенка и семьях в связи с возрастом детей. Показано отсутствие различий в параметрах психологического взаимодействия сотрудниц домов ребенка с мальчиками и девочками второго года жизни. Описаны различные механизмы эмоциональной регуляции детей второго года жизни в процессе взаимодействия с близкими взрослыми в домах ребенка и в семьях.

Теоретическая значимость исследования. Новые эмпирические данные способствуют расширению теоретических представлений о возрастной динамике и половых особенностях психического развития ребенка в контексте взаимодействий с близким взрослым, углублению понимания функционирования системы «близкий взрослый — ребенок» как в семьях, так и в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей. Работа предоставляет информацию о том, насколько характер психологического взаимодействия детей с наиболее близкими взрослыми в домах ребенка сходен с взаимодействием между матерью и ребенком в семье, и насколько отличается. Полученные результаты могут быть использованы при более детальной разработке проблем психологии развития.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть положены в основу концепции психологической службы в домах ребенка, программ обучения и психологического сопровождения системы «близкий взрослый — ребенок», направленных на оптимизацию взаимодействия персонала и детей в домах ребенка. При составлении таких программ необходимо сочетать задачи всестороннего развития детей с обеспечением их потребности во взаимодействии и формировании отношений с постоянными и отзывчивыми близкими взрослыми. Полученные результаты могут также использоваться в подготовке и чтении общих и специальных психологических курсов.

Апробация результатов. Центральные положения и результаты диссертации представлены и обсуждены на аспирантских семинарах кафедры социальной адаптации и психологической коррекции личности СПбГУ. Материалы исследования докладывались на научно-практической конференции «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 2005). Основное содержание работы отражено в 5 научных публикациях. Изучение психологического взаимодействия персонала и детей в домах ребенка проводилось в рамках российско-американского проекта «Влияние социального окружения на психическое здоровье детей раннего возраста" — проект был поддержан грантом 1 R01 HD39017−01 от Национального Института Здоровья Ребенка и Развития Человека США (the National Institute of Child Healf and Human Development of the U.S. Public Health Searvice).

Внедрение. Результаты диссертационного исследования используются при разработке программ психологического сопровождения системы «близкий взрослый — ребенок» в Службе ранней помощи Центра интегративного воспитания ГДОУ № 41 и одном из домов ребенка Санкт-Петербурга, а также — включены в учебные дисциплины специализации «Клиническая психология младенческого и раннего возраста» на факультете психологии СПбГУ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, обсуждения результатов, заключения, основных выводов. Работа изложена на 152 страницах, содержит 26 таблиц, 3 рисунка, список литературы, включающий 180 источников, из них 85 на иностранных языках, и 2 приложения.

ВЫВОДЫ.

В результате проведенного экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:

1. Характеристики психологического взаимодействия близких взрослых и детей младенческого и раннего возраста, как в домах ребенка, так и в семьях изменяются в связи с возрастом детей.

2. Существуют как сходство, так и различие в связанных с возрастом детей изменениях в психологическом взаимодействии в домах ребенка и в семьях. Общим является то, что дети с возрастом становятся более жизнерадостными, эмоционально выразительными и направленными на взаимодействие, улучшается их исследовательская активностьв диадах появляется больше взаимности. Различия состоят в том, что в домах ребенка с возрастом детей сотрудницы меньше вовлекаются во взаимодействие, при этом дети меньше выражают отрицательные эмоции, лучше регулируют свое эмоциональное состояние и больше фокусируются на состоянии женщинв диадах отмечается меньше раздражения.

3. В домах ребенка с возрастом женщины становятся более вовлеченными во взаимодействие (выразительнее говорят с детьми, больше отражают их эмоциональные состояния), но также и больше отмечают негативного в поведении детей. Чем старше сотрудницы, тем менее импульсивны и агрессивны дети, взаимодействующие с ними.

4. Характеристики психологического взаимодействия близких взрослых и детей второго года жизни, воспитывающихся в домах ребенка не различаются в связи с полом детей, тогда как в семьях мальчики по сравнению с девочками второго года жизни взаимодействуя со своими мамами, находятся в более стабильном эмоциональном состоянии, при этом у девочек отмечается тенденция к большей направленности на общение.

5. Сотрудницы домов ребенка, в отличие от матерей, находятся в более позитивном эмоциональном состоянии при взаимодействии с детьми.

127 второго года жизни, однако и больше вмешиваются в игру и физически ограничивают детей, меньше отражают их сигналы. Вместе с этим, дети в домах ребенка, по сравнению с семейными детьми, — более послушны, пассивны, тревожны, больше фокусируются на эмоциональном состоянии взрослого, хуже исследуют.

6. Познавательная активность детей второго года жизни связана с уменьшением тревожности, в семьях познавательная активность ребенка сопровождается положительными эмоциями и взаимностью в отношениях с матерью, в домах ребенка — связана с его послушностью и фокусированием на эмоциональном состоянии взрослого.

7. Механизмы эмоциональной регуляции у детей в процессе взаимодействия с близкими взрослыми в домах ребенка и в семьях отличаются: в семьях регуляция отрицательных эмоций достигается за счет пассивности, послушания, направленности на взаимодействие и фокусирования на состоянии взрослого, а регуляция положительных — посредством познавательной активности ребенка и взаимности в диаде в целомв домах ребенка эмоциональные проявления детей не связаны с другими показателями диадного взаимодействия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящей работе было впервые проведено эмпирическое сравнение психологического взаимодействия персонала и детей в домах ребенка и матерей и детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в семьях. В результате исследования выявлены общие и специфические изменения характеристик психологического взаимодействия в домах ребенка и семьях в связи с возрастом детей. Показано отсутствие различий в параметрах психологического взаимодействия сотрудниц домов ребенка с мальчиками и девочками второго года жизни. Описаны различные паттерны взаимодействия и механизмы эмоциональной регуляции детей второго года жизни в процессе взаимодействия с близкими взрослыми в домах ребенка и в семьях.

Полученные результаты еще раз подтверждают необходимость присутствия в социальном окружении детей в домах ребенка постоянных, предсказуемых, чувствительных и отзывчивых взрослых, а также позволяют сформулировать направления дальнейших исследований, которые могли бы быть посвящены изучению:

— особенностей психологического взаимодействия персонала и детей в домах ребенка в ситуациях обучения и кормления;

— взаимосвязей характеристик психологического взаимодействия с индивидуально-психологическими особенностями персонала;

— паттернов привязанности детей, воспитывающихся в домах ребенка в связи с характеристиками психологического взаимодействия и паттернами привязанности сотрудниц домов ребенка;

— особенностей психологического взаимодействия персонала и детей в домах ребенка, организованных по семейному типу;

— характеристик психологического взаимодействия детей в домах ребенка в ситуациях взаимодействия с разными сотрудницами.

Результаты подобного рода исследований позволят точнее сформулировать критерии отбора и направления программ повышения.

129 квалификации персонала домов ребенка и психологического сопровождения системы «близкий взрослый — ребенок», направленных на оптимизацию взаимодействия персонала и детей в домах ребенка. При составлении таких программ необходимо:

— одновременно проводить системную реорганизационную работу в домах ребенка, направленную на разукрупнение учреждения, (уменьшение количества детей в группахпрекращение перевода детей из группы в группуформирование разновозрастных группизменение графика работы сотрудников с целью сократить количество людей, непосредственно взаимодействующих с детьми и т. п.);

— сочетать задачи всестороннего развития детей с обеспечением их потребности во взаимодействии и формировании отношений с постоянными и отзывчивыми близкими взрослыми;

— учитывать необходимость разработки системы профилактики профессионального выгорания персонала домов ребенка, непосредственно работающего с детьми в группах;

— приглашать персонал к обсуждению, направленному на осознание ими паттернов взаимодействия, с целью выработки таких стратегий и паттернов, которые способствуют психическому здоровью и развитию ребенка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 3−12.
  2. Н.Н. Развитие образа себя у младенца: Автореф. канд. дис. -М., 1982.-22с.
  3. Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы психологии. 1996. — № 4. — С. 5−14.
  4. Н.Н., Мещерякова С. Ю. Психическая активность младенца // Мозг и поведение младенца. -М., 1993. С. 167−216.
  5. Н.Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Ребенок младенческого возраста // Психическое развитие воспитанников детского дома. М.: Педагогика, 1990. — С. 23−99.
  6. Н.Н., Хаймовская Н. А. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка) // Психологический журнал. 1999. — № 1. — С. 39−49.
  7. . Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -339 с.
  8. В. О. Психологические особенности персонала дома ребенка. // Тезисы Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Психология XXI века» 18−20 апреля 2002 года. / ред. В. Б. Чесноков. СПб, 2002. — с. 216−217.
  9. В. О. Психологические характеристик женщин, взаимодействующих с детьми младенческого и раннего возраста в домах ребенка : дис. канд. психол. наук: 19.00.13. СПб, 2004. — 205 с.
  10. А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 271 с. М. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: «Просвещение», 1968.-464 с.
  11. Н. С., Олешкевич В. И. Детский психоанализ: школа Анны Фрейд. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
  12. Н. Человек управляющий. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  13. Д. В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. -Екатеринбург.: Изд-во «ЛИТУР», 2004. 400 с.
  14. В. В. Влияние прослушивания речи взрослых на вербальное развитие детей раннего возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1975.-24 с.
  15. Л. С. Проблемы развития психики // Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983. — 367 с.
  16. Л. Н. Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии. № 6. — 1990. — С. 17−25.
  17. Л. Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С.101−115.
  18. А. А. Динамика связи между положительными и отрицательными эмоциями // Вопросы психологии. 2002. — № 4. — С. 132 140.
  19. А. А. Две модели динамики связей положительных и отрицательных эмоций // Вопросы психологии. № 3 2004. С.51−63.
  20. Т. В. Психологический анализ кризиса трех лет: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1988. 23 с.
  21. И. В., Минкова Э. А., Бардышевская М. К. О развитии детей, оставшихся без родительского попечения: очерки. М.: СИМС, 1995.64 с.
  22. В.Ю. О психологическом взаимодействии близких взрослых и детей, проживающих в доме ребенка и семье // Дефектология. 2006. — № 1. -С. 76−79.
  23. М. Г. Возникновение активной речи в процессе сотрудничества со взрослыми у детей раннего возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1977. -24 с.
  24. М. Г. Значение ситуативно-делового общения со взрослыми для становления активной речи у детей // Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. М.: Педагогика, 1985. — 57−69 с.
  25. А. В. Психическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах. Т.1.- М.: Педагогика, 1986. — 316 с.
  26. Е.И. Понятие «базовые качества матери» // Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Иваново: Издательство «Ивановский государственный университет», 2002. — С. 2024.
  27. Н.Н. Особенности распознавания эмоций детей сотрудницами дома ребенка // Дефектология. 2006. — № 1. — С. 84−87.
  28. Е. С., Гагарина М. А., Падун М. А. Роль типа привязанности в генезе аддиктивного поведения: Постановка проблемы. Часть I // Психологический журнал. 2006. — № 6. — С. 45−53.
  29. О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. 2004. — № 2. — С. 128−135.
  30. О. А. Участие эмоций в осознанной регуляции целенаправленной активности человека// Вопросы психологии. 2006. № 3. -С. 38−48.
  31. М. Ю. Выражение эмоций на лицах детей раннего возраста в домах ребенка в ситуации диадных отношений. Автореф. канд. дис. СПб., 2006. — 23 с.
  32. И.А. Проблема сиротства: реальность и ожидания // Дефектология. 2006. — № 1. — С. 3−5.о
  33. И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте.- Прага: Авиценум, 1984. 334 с.
  34. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  35. М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: Автореф. докт. дис. М., 1974. -36 с.
  36. М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. -144 с.
  37. . Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С. 124−135.
  38. . Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии.- 1975.-№ 2.-С. 31−45.
  39. Е. Е. Некоторые характеристики материнской речи, адресованные младенцам первого года жизни. Психологический журнал. — 2002. — № 2. -С. 55−64.
  40. Е. Е. Вокально-речевая имитация в диаде «мать ребенок»: первый год жизни // Психологический журнал. — 2005. — № 3. — С. 81−93.
  41. Г. X. Развитие дифференцированных взаимоотношений с окружающими взрослыми у младенцев: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1977. 23 с.
  42. С.Ю. Влияние общения со взрослым на психическое развитие младенца // Мозг и поведение младенца / Под ред. Адрианова. -М.: Ин-т психологии РАН. 1993. — С. 184−220.
  43. С. Ю. Особенности аффективно-личностных связей со взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка // Возрастные особенности психического развития детей. М.: Изд-во АПН СССР, 1982.-С. 19−59.
  44. Мозг и поведение младенца / Под ред. Авдеевой Н. Н., Адрианова О. С., Боравовой А. И. и др. М.: ИЛИ РАН, 1993. — 229 с.
  45. Р.Ж. Влияние опыта жизни в закрытых учреждениях на последующее развитие ребенка // Дефектология. 2006. — № 1. — С. 21−24.
  46. Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. — 288 с. 53 .Мухамедрахимов Р. Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. 1997. — № 6. — С. 16−25.
  47. Р. Ж., Иванова В. Ю. Оценка качества взаимодействия матерей и младенцев" // Ананьевские чтения 97 (90 лет со дня рождения Б.Г.Ананьева). Тезисы конф. (28−30 октября 1997 г.) / Под ред. А. А. Крылова. СПб.: ЦОП СПбГУ, 1997, — С. 93−94.
  48. B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С. 29−39.
  49. В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960.-243 с. 57.0бщение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под ред. Лисиной М. И. М.: Науч.-исслед. ин-т общей педагогики АПН СССР, 1974. — 209 с.
  50. О. И. Психическое развитие детей с синдромом Дауна в процессе раннего вмешательства: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.04. — СПб: 2006. — 25 с.
  51. А.Х., Рязанова Е. И. Особенности эмоциональной сферы воспитанников и сотрудников детского дома // Психологический журнал. -1993. -№ 1.- С. 44−52.
  52. X., Папушек М, Солоед К. Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития // Психологический журнал. 2000. — № 3. — С. 65−72.
  53. Н. Л. Особенности привязанности у детей раннего возраста. // Материалы XIII международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство: социальные опасности и тревоги». СПб, 2006. — С. 89−92.
  54. Ю. Ф., Солоед К. В. Развитие инициативности у детей 1 года жизни в условиях материнской депривации // Вопросы психологии. 2000.- № 4. С. 9−19.
  55. А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990.- 160 с.
  56. А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007.-416 с.
  57. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогическойпсихологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1990. — 264 с.
  58. Психоанализ в развитии: Сборник переводов / составители А. П. Поршенко, И. Ю. Романов. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — С. 59−108.
  59. В. Кросскультурные исследования младенчества // Вопросы психологии. 1997. — № 5. — С. 118−129.
  60. С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. — 483 с.
  61. А. Г. Влияние эмоционального контакта со взрослыми на возникновение первых слов у детей // Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. -М.: Педагогика, 1985. С. 74−87.
  62. Т. Н. Динамика взаимодействия психических систем: подходы и модели // Психологический журнал. 2007. — № 3. — С. 45−55.
  63. Е. А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. М.: Наука, 1992. — 142 с.
  64. Е. А. От когнитивной психологии к психологии субъекта // Психологический журнал. 2007. — № 1. — С. 17−27.
  65. Е. А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. — 464 с.
  66. Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л С. Выготского и М. И. Лисиной // Вопросы психологии. 1996. — № 6. — С. 7688.
  67. Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С. 5−16.
  68. Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии. 1995. — № 3. — С. 139−150.
  69. А.И. Развитие эмоций в общении со взрослыми у детей первого года жизни: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1987. — 19 с.
  70. Т. В. Особенности поведения младенцев воспитанников дома ребенка в ситуациях дискомфорта. Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 2003.-26 с.
  71. Т. М. Исследование феномена «амбивалентного поведения» у детей раннего возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1977. 21 с.
  72. Д. Вашему ребенку 1 год. М.: Полина, 1995. — 108 с.
  73. Д.Н. Дневник младенца: Что видит, чувствует и переживает ваш малыш / Пер. с англ. М.: Генезис, 2001. — 192 с.
  74. Д. Н. Межличностный мир ребенка: взгляд с точки зрения психоанализа и психологии развития. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2006. 376 с.
  75. Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. -Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 526 с.
  76. Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал. 1999. — № 5. — С. 81−88.
  77. Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240с.
  78. А. Теория и практика детского психоанализа. М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 1999. — 400 с.
  79. Фрейд 3. Психоанализ и детские неврозы. СПб.: Алетейя, 1997. — 295 с.
  80. JI.M. Возникновение и развитие контактов между младенцами: Автореф. канд. дис. М., 1983. — 20 с.
  81. Я. Н., Чистович И. А. Руководство по оценке уровня развития детей от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев по русифицированной шкале RDCDI 2000. — СПб.: Институт Раннего Вмешательства, 2000. 62 с.
  82. Р. А., Коблинер В. Г. Первый год жизни. М.: ГЕРРУС, 2000. -384 с.
  83. Н. М., Аксарина Н. М. Восптание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1955. 67 с.
  84. Д. Б. Детская психология. М.: Учпедгиз. — 1960. — 328 с. 94. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб.: Университетская книга, 1996. -592 с.
  85. Т. И. Особенности формирования психологического пола уподростков, воспитывающихся в семье и школе-интернате // Возрастные особенности психического развития детей. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. -С. 122−137.
  86. Ainsworth М. D. S., Blehar М., Waters Е., Wall S. Patterns of attachment: A psychological study of the Strange Situation. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1978. -183 c.
  87. Ainsworth M. D. S., Bowlby J. An ethological approach to personality development // American Psychologist. -1991. Vol. 46, № 4. — P. 91−103.
  88. Baradon T. Psychotherapeutic work with parents and infants -psychoanalytic and attachment perspectives. // Attachment and Human Development. 2002. — № 1. — Vol. 4. — 25−38.
  89. Beebe В., Stern D. Engagement-disengagement early object experiences // Communicative structures and psychic structures / Ed. by N. Freeman, S. Grand. New York, 1977. — P. 204−227.
  90. Bell S. M., Ainsworth M. D. Infant crying and maternal responsiveness // Child development. 1972. — Vol. 43. — P. 123−138.
  91. Belsky J., Isabella R. Maternal, infants, and social-contextual determinants of attachment security // Clinical implications of attachment / J. Belsky, T. Nezworski. Hellsdate, NJ: Erlbaum, 1988. — P. 41−94.
  92. Bion. W. R. A theory of thinking // International Journal of Psychoanalysis. -1962.-№ 43.-P. 306−310.
  93. Bowlby. J. Attachment and loss: In 2 vol. Vol. 1. — New York: Basic Books. 1969. 293 c.
  94. Bowlby J. The nature of the child’s tie to his mother// International journal of psychoanalysis. 1958. — Vol. 39. — P. 57−69.
  95. Т. В., Cramer B. G. The earliest relationship. Parents, infants andthe drama of early attachment. London, 1991. — 279 p.
  96. Т. В., Koslowski В., Main M. The origins of reciprocity: the early mother-infant interaction // The effect of the infant on its caregiver / Ed. by M. Lewis, L. Rosenblum. New York: Jon Willy, 1974. — P. 49−77.
  97. Bretherton I. New perspectives on attachment relations- security, communication, and internal working models // Handbook of infant development / Ed. by J. D. Osofsky. New York, 1987. — 497 p.
  98. Bretherton I. The origins of attachment theory: John Bowlby and Mary Ainsworth // Developmental psychology. 1992. — Vol. 8, № 5. — P. 56 -70.
  99. Clark R. The parent-child early relational assessment. Madison, 1985. 36 p.
  100. Clark R. The parent-child early relational assessment: a facorial validity study // Educational and Psychological Measurement. 1999. — Vol. 59, №. 5. — P. 821−846.
  101. Clark R., Paulson A., Conlin S. Assessment of developmental status and parent-infant relationships: the therapeutic process of evaluation // Handbook of infant mental health / Ed. by С. H. Zeanah. New York, 1993. — P. 251−267.
  102. Crittenden P.M. Maltreated infants: Vulnerably and resilience // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1985. № 26. — P. 85−96.
  103. Crittenden P.M. Family and dyadic patterns of functioning on maltreatinf families // Early prediction and prevention of child abuse / Ed by K. Browne, C. Davies. Chichester: Jhon Wiley, 1988a. — P. 161−189.
  104. Crittenden P.M. Relationship at risks // Clinical implication of attachment / Ed by Y. Belsky, T. Nezworhski. Hillsdale, NJ: Lawerence Erlbaum Associates.- 1988b.-P. 136−174.
  105. Crittenden P. M. A Guide to Expansion and Modifications of the Ainsworth Infant Strange Situation. Unpublished manual. Miami: Family Relation1. stitute, 2002. 395 p.
  106. Crittenden P. M., DiLalla D. L. Compulsive compliance: The development of an inhibitory coping strategy in infancy // Journal of Abnormal Child Psychology. 1988. — № 16. — P. 585−599.
  107. Chisholm K. A Three year follow-up of attachment and indiscriminate friendliness in children adopted from Romanian orphanages // Child Development. 1998. — Vol. 69. — P. 92−106.
  108. Chisholm K., Carter M. C., Ames E. W., Morison S. J. Attachment security and indiscriminately friendly behavior in children adopted from Romania orphanages // Development and Psychopathology. 1995. — Vol. 7. — P. 283−294.
  109. Clifton R. K. The development of spatial hearing in human infants // Developmental psychoacoustics / Ed. by L. A. Wemer, E. W. Rubel. -Washington, 1992. P. 51−74.
  110. Emde R. N. Infant mental health: clinical dilemmas, the expansion of meaning and opportunities // Handbook of infant development / Ed. by J. D. Osofsky. New York, 1987. — P. 139−151.
  111. Eriks J. Infant «talk» // NCAST II learner manual. Seattle, 1991. — P. 4257.
  112. Field Т. M. Affective and interactive disturbances in infants // Handbook of infant development / Ed. by J. D. Osofsky. New York, 1987.
  113. Field Т. M. Effects of early separation, interactive deficits and experimental manipulations on infant-mother face-to-face interaction // Child development. 1977.-Vol. 48.-P. 76−99.
  114. Field Т. M. Infancy. Cambridge, 1990. — 302 p.
  115. Field Т. M., Woodson R., Greenberg A, Cohen D. Discrimination and imitation of facial expressions by neonates // Science. 1982. — Vol. 218, — P. 6992.
  116. Fogel A. Temporal organization in mother-infant face-to-face interaction // Studies in mother-infant interaction / Ed. by H. R. Schaffer. London, 1977.- P. 62−75.
  117. Fonagy P., Target M. Psychoanalytic theories: perspectives from developmental psychopathology. New York: Brunner-Routledge, 2003. — 402p.
  118. Fraiberg, S. Pathological defenses in infancy // Psychoanalytic Quarterly. -1982.-№ 51.-P 112−135.
  119. Freud A. Normality and pathology in childhood: assessments of development. New York, 1965. — 256 p.
  120. George C., Solomon J. Parenting and child care // Handbook of infant development / Ed. by J. D. Osofsky New York, 2003. Vol. 3. — P. 325−367.
  121. Goldfarb W. Effects of psychological deprivation in infancy and subsequent stimulation // American Journal of Psychiatry. 1945. — Vol. 102. — P. 18−33.
  122. Goren С. C., Sarty M. Visual following and pattern discriminations of facelike stimuli by newborn infants // Pediatrics. 1975. — Vol. 56. — P. 54−62.
  123. Groark C. J., Muhamedrahimov R. J., Palmov О. I., Nikiforova N. V., McCall R. B. Improvement in early care in Russian orphanages and their relationship to observed behaviors // Infant Mental Health Journal. 2005. — Vol. 26.-P. 134−142.
  124. Hoppes K., Harris S. L. Perceptions of child attachment and maternal gratification in mothers with Autism and Down Syndrome // Journal of Clinical Child Psychology. 1990. — Vol. 19, № 4. — P. 365−370.
  125. Kivuarvi M., Marinus J. M. Maternal sensitivity behavior and infant behavior in early interaction // Infant Mental Health Journal. 2001. — Vol. 22 (6).-P. 627−640.
  126. Kuhl P., Meltzoff A. N. The bimodal perception of speech in infancy // Science. 1982. — Vol. 218. — P. 56−67.
  127. Lewis M. Social development in infancy and early childhood // Handbook of infant development / Ed. by J. D. Osofsky. New York, 1987. — P. 419−493.
  128. Mahler M. S., Pine F., Bergman A. The psychological birth of the human infant. New York, 1975. — 373 p.
  129. Main. M., Cassidy, J. Categories of response to reunion with the parents at age 6: Predictable from infant attachment classification and stable over a 1-monthperiod // Developmental Psychology. -1988. № 24. — P. 1−12.
  130. Meltzoff A. N., Borton W. Intermodal matching by human neonates // Nature. 1979. Vol. 282. — P. 271 -279.
  131. Molfese D. L., Molfese V. J. Hemispheric and stimulus differences as reflected in cortical responses of newborn infants' speech stimuli // Developmental psychology. 1979. — Vol. 15. — P 92−105.
  132. Molfese D. L., Freeman R. J., Palermo D. S. The ontogeny of brain lateralization for speech and nonspeech stimuli // Brain and language. 1975. -Vol. 2.-P. 89−99.
  133. Muhamedrahimov R. J., Palmov О. I., Nikiforova N. V., Groark C.J., McCall R.B. Institution based early intervention program // Infant Mental Health Journal. 2004. — Vol. 25(5). — P. 488−501.
  134. Osofsky J. D., Connors K. Mother-infant interaction- an integrative view of a complex system // Handbook of infant development / Ed. by J. D. Osofsky. -New York, 1979.-P. 204−251.
  135. Pederson D. A, Moran G., Sitko C. et al. Maternal sensitivity and the security of infant-mother attachment: a Q-sort study // Child development. 1990. -Vol. 61.-P. 307−326.
  136. Vaughn B.E., Goldberg S., Atkinson L. et al. Quality of toddler-mother attachment in children with Down Syndrome: limits to interpretation of Strange Situation behavior // Child Development. 1994. — Vol. 65. — P. 95−108.
  137. Winnicott D. W. Playing and reality. London: Tavistock, 1982. — 169 c.
  138. Radke-Yarrow M., Cummings E. M., Kuczynski L., Chapman M. Patterns of attachment in two- and three-years-old in normal families and families with parental depression // Child Development. 1985. — Vol. 56. — P. 884−893.
  139. Robertson J., Bowlby J. Responses of young children to separation from their mothers // Courrier of the International Children’s Centre. Paris, 1945. — P. 131−140.
  140. Richards M. P. M. A comment on the social content of mother-infant interaction // The origins of human social relations / Ed. by H. R. Schaffer. New York, 1971.-P. 175−190.
  141. Russel A. I. Origins of attachment: maternal interactive behaviour across the first year // Child development. 1993. — Vol. 64.- P. 479−493.
  142. Russel A. I., Belsky J. Interactional synchrony and the origins of infant-mother attachment: a replication study // Child development. 1991. — Vol. 62. -P. 321−348.
  143. Rutter M. Developmental catch-up, and deficits, following adoption after severe global early privation // Journal of Child Psychology and Psychiatry. -1998. Vol. 39 (4). — P. 465−476.
  144. Sroufe L. A., Fleeson J. Attachment and the construction of relationships // The nature and development of relationships / Ed. by W. Hartup, Z. Rubin. Hillsdale (NJ), 1986. P. 160−183.
  145. Stern D. N. The goal and structure of mother-infant play // Journal of the American Academy of child psychiatry. 1974. — Vol. 13. — P. 145−163.
  146. Stern D. N. The first relationship: infant and mother. Cambridge, 1977. -321 p.
  147. Stern D. N. The interpersonal world of the infant. A view from psychoanalysis and developmental psychology. New York, 1985. — 408 p.
  148. Stern D. N. Maternal representations: a clinical and subjective phenomenological view // Infant mental health journal. 1991. — Vol. 12, № 3. -P. 207−235.
  149. Tizard В., Rees J. The effect of early institutional rearing on the behavior problems and affectional relationships of four-year-old children // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1995. — Vol. 27. — P. 61−73.
Заполнить форму текущей работой