Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Границы конфликта. 
Конфликтология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Косвенные участники — люди, преследующие в чужом конфликте собственные интересы. Они могут спровоцировать конфликт, поддержать одну из сторон или обе одновременно; уменьшить интенсивность конфликта или полностью его погасить. Временные границы — это продолжительность конфликта, его начало, конец. Важно для оценки роли новых присоединившихся к конфликту лиц. Считается, что конфликт начался, если… Читать ещё >

Границы конфликта. Конфликтология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обычно границы определяются по трем аспектам:

Пространственному;

Временному;

Внутрисистемному.

Пространственные границы определяются территорией, на которой происходит конфликт. Особо важно чётко определять эти границы при международных конфликтах.

Временные границы — это продолжительность конфликта, его начало, конец. Важно для оценки роли новых присоединившихся к конфликту лиц. Считается, что конфликт начался, если:

• один участник сознательно и активно действует в ущерб своему противнику;

• второй участник предпринимает в ответ активные действия против своего оппонента.

Внутрисистемные границы конфликта определяют количество участников в конфликте. Его границы зависят от того, насколько широк круг непосредственных участников данного конфликта. Расширение этих границ приводит к усложнению структуры конфликта, изменению характера развития конфликта и может вызвать необходимость искать новые пути и способы его решения.

Стороны конфликта могут быть прямыми и косвенными.

Прямые участники — это те лица, чьи интересы задействованы в конфликте непосредственно.

Косвенные участники — люди, преследующие в чужом конфликте собственные интересы. Они могут спровоцировать конфликт, поддержать одну из сторон или обе одновременно; уменьшить интенсивность конфликта или полностью его погасить.

Функции конфликтов

По направленности воздействия выделяют деструктивные и конструктивные функции конфликта [34].

Конструктивные функции конфликта:

  • — конфликт способствует определенному движению вперед, предотвращает застой, примером может служить теория развития личности Э. Эриксона, в которой каждый возрастной период неминуемо заканчивается кризисом или конфликтом, что приводит к переходу личности на следующий этап своего развития;
  • — в процессе конфликта происходит объективация источника разногласия и, возможно, его разрешение, «снятие», находятся средства предотвращения будущих конфликтов;
  • — сигнальная функция: если конфликт «назрел», значит, отношения дошли до определенного состояния, требующего перемен. Конфликт — это своего рода отрицание старых, «отживших» отношений, что приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия;
  • — в конфликте может сняться внутренняя напряженность, «выплескиваются» агрессивные чувства, «разряжаются» фрустрации, неврозы;
  • — конфликт — способ самоутверждения личности, особенно у подростка;
  • — необходимая форма поведения для поддержания статуса в группе;
  • — внутригрупповой конфликт в научной, творческой, спортивной и другой деятельности создает необходимый уровень напряженности, нужный для творческой активности;
  • — межгрупповые конфликты могут способствовать групповой интеграции, росту сплоченности, солидарности внутри каждой группы. Необходимость решения конфликта приводит к кооперации, к концентрации усилий участников на решение конфликтной ситуации, к вовлечению членов группы в общую жизнь группы;
  • — «зиммелевский парадокс» — способность сдерживать конфликт. Суть его заключается в том, что наиболее эффективным средством предотвращения борьбы является точное знание сравнительной силы обеих сторон, которое очень часто может быть получено только в результате самого конфликта. Показатель соотношения сил противников позволяет им в будущем воздерживаться от конфликтов.

Признание позитивных функций конфликта не означает, что его можно и нужно целенаправленно создавать.

При наличии конфликта необходимо правильно относиться к нему с точки зрения возможных положительных исходов: не подавлять, а решать его с полезным эффектом; анализировать конфликт; регулировать, направлять его на достижение полезных целей, т. е. конструктивно управлять им.

Деструктивные функции конфликта:

  • — большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте;
  • — увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе;
  • — представление о сопернике и о побежденных группах, как о врагах;
  • — чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе;
  • — после завершения конфликта — уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников;
  • — сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»).

Вопросы и задания для самопроверки

  • 1. Дайте определение конфликтологии.
  • 2. Перечислите информационные причины конфликтов.
  • 3. Какие типы конфликтогенов вы знаете?
  • 4. Перечислите мотивационные и когнитивные конфликты.
  • 5. Дайте определение межгрупповым конфликтам.
  • 6. Приведите пример конструктивной функции конфликта.
  • 7. Что такое «зиммелевский парадокс»?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой