Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Тревога как фактор развития личности: На примере преодоления экстремальных ситуаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В. М. Астапов (1996, 1999), судя по публикациям активно изучающий тревогу в настоящее время, рассматривает тревогу как сложный процесс, включающий когнитивные, аффективные и поведенческие реакции на уровне целостной личности. Он предлагает разработать единую концептуальную схему анализа различных аспектов проявления тревоги на основе ее функционального предназначения. Это позволит выйти на уровень… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТРЕВОГА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ
    • 1. 1. Обзор исследований тревоги в психологической литературе
    • 1. 2. Проблематика исследований тревоги
    • 1. 3. Психологические стили реагирования личности в ответ на угрозу в опасных ситуациях
    • 1. 4. Выводы
  • 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
    • 2. 1. Программа, методы и процедура эмпирического исследования тревожности
    • 2. 2. Исследование тревожности как критерия готовности к преодолению экстремальной ситуации
    • 2. 3. Исследование тревожности как фактора компетентности в группах различного уровня профессионального роста
    • 2. 4. Выводы
  • 3. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОГИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОПАСНОСТИ
    • 3. 1. Программа, методы и процедура эмпирического исследования тревоги
    • 3. 2. Исследование тревоги в процессе совладания с опасностью у альпинистов высшего спортивного мастерства
    • 3. 3. Исследование тревоги в ситуациях невозможности совладания с опасностью у альпинистов различного уровня развития
    • 3. 4. Выводы

Тревога как фактор развития личности: На примере преодоления экстремальных ситуаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования:

Профессиональное становление и развитие личности связано с процессом взаимодействия с проблемными ситуациями, в которых тревога играет существенную роль. Поэтому тема исследования тревоги, ее роли и функций в процессе преодоления экстремальных ситуаций является весьма актуальной.

Необходимость изучения понятия «тревога» в психологии возникла в результате выявления закономерности взаимодействия сознательных и бессознательных структур психики, а также влияния скрытых источников тревоги на психическую жизнь личности. 3. Фрейд (1926) впервые выделил тревогу как основную проблему в сфере эмоциональных и поведенческих нарушений. Именно поэтому психоаналитическое направление укрепило точку зрения, с позиции которой тревога есть «фундаментальное свойство невроза».

Однако постепенно происходит смещение акцента в исследовании тревоги на процесс научения. Так Г. С. Саливан (1999) отмечает обучающее воздействие, которое оказывает тревога на ребенка. О. Хобарт Маурер (1940), исследуя влияние тревоги на процесс научения, указывает на ее способность внести в психологическую ситуацию будущее. Он приходит к выводу, что тревога играет также конструктивную роль в развитии личности. Исследователи когнитивного направления в психологии также обратили внимание на тот факт, что тревога связана не с патологией, а с самой природой человека. На возможность конструктивного использования тревоги в процессе развития личности указывал Р. Мэй (2001). Он отмечал: «тревога есть опасение в ситуации, когда под угрозой оказывается ценность, которая, по ощущению человека, жизненно важна для существования его личности».

В России исследованием тревоги занимались психологи Н. Д. Левитов (1969), Ю. Л. Ханин (1976), Ф. Б. Березин (1988), A.M. Прихожан (2000). К сожалению, концептуальная разработка этого понятия в современной зарубежной и российской психологической литературе до сих пор остается f" недостаточной. Исследования были и остаются не связанными между собой.

В.М. Астапов (1996, 1999), судя по публикациям активно изучающий тревогу в настоящее время, рассматривает тревогу как сложный процесс, включающий когнитивные, аффективные и поведенческие реакции на уровне целостной личности. Он предлагает разработать единую концептуальную схему анализа различных аспектов проявления тревоги на основе ее функционального предназначения. Это позволит выйти на уровень создания конкретных приемов и методов использования феномена тревоги человеком в его движении к высшим достижениям. Однако проведение такого анализа является в настоящее время проблемным, так как целостный механизм регуляции состояния личности, учитывающий фактор тревоги, в настоящее время не до конца исследован. В тоже время разработка подобных механизмов для нужд практики, и особенно для профессиональной € деятельности в экстремальных ситуациях, весьма актуальна. Таким образом, имеется определенное противоречие между указанными потребностями практики и возможностями их теоретического обеспечения, что и обуславливает проблему, которой посвящено настоящее диссертационное исследование: теоретически обосновать и практически подтвердить возможность использования тревоги, как одного из факторов профессионального роста и развития личности в процессах ее взаимодействия с экстремальными ситуациями.

Решение данной проблемы и является целью настоящего диссертационного исследования.

Объект исследования: личность в процессе ее профессионального ф развития в условиях деятельности в экстремальных ситуациях.

Предмет исследования: профессиональная тревожность и тревога как свойство развивающейся личности в процессе преодоления экстремальных ситуаций.

Гипотезы данного исследования состоят в следующем.

1. Профессиональное становление и развитие личности связано с процессами преодоления опасных (экстремальных) ситуаций, в которых тревога играет регулирующую роль.

2. В процессе взаимодействия личности с опасными ситуациями как составляющими профессионального развития, у нее формируется профессиональная тревожность как свойство личности. Профессиональная тревожность обуславливает восприятие профессиональных опасных ситуаций как угрожающих.

3. Актуализированная профессиональная тревожность позволяет личности при наличии достаточных ресурсов подготовиться к опасной ситуации и адекватно ее преодолеть.

4. В процессе профессионального развития личности у нее формируется способность различать характер тревоги и на основе различения корректировать активность таким образом, чтобы желаемая цель развития была достигнута.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования было поставлено две группы задач.

Теоретические задачи исследования.

1. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы рассмотреть проблематику и результаты теоретических исследований феномена тревоги.

2. Выявить и теоретически обосновать роль тревоги в корректировке активности личности в процессе преодоления опасных ситуаций деятельности.

Эмпирические задачи исследования.

1. Разработать методы и процедуру экспериментального исследования роли тревожности и тревоги в процессе взаимодействия с экстремальными ситуациями при достижении профессионального мастерства.

2. Исследовать роль профессиональной тревожности у альпинистов, в процессе взаимодействия с экстремальными ситуациями, при формировании профессионального мастерства.

3. Исследовать роль тревоги как состояния и стиля реагирования в опасной ситуации в профессиональной деятельности у альпинистов.

Методологической основой исследования явились следующие принципы психологии: системности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов) — развития (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Петровский, Д. Б. Эльконин, И. Б. Котова, Е.Н. Шиянов) — активности (К.А. Абульханова-Слав екая, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, В. П. Зинченко, В.А. Петровский) — детерминизма как зависимости психических явлений от порождающих их факторов (С.Л. Рубинштейн, А. В. Петровский, М.Г. Ярошевский). А также фундаментальные положения философов экзистенциалистов, в работах которых рассматривается феномен тревоги как конструктивный, интегрирующий личность процесс (С.Кьеркегор, П. Тиллих и др.). В исследовании использовалась теория личностных конструктов Д. Келли и диспозиций Г. Олпорта.

Теоретическую основу исследования составили: теории развития и активности (Л.С. Выготский, В. А. Петровский, П. К. Анохин, А.Н. Леонтьев) — теории тревоги (Ф.Б. Березин, A.M. Прихожан, Н. Д. Левитов, Ю. Л. Ханин, В. М. Астапов, И.П. Шкуратова) — исследования в области психологии личности, действующей в экстремальных условиях (В.И. Лебедев, Л.А. Китаев-Смык, В. И. Медведев, Ц.П. Короленко), работы в области психологии безопасности жизнедеятельности (А.В. Непомнящий), а также теоретические модели преодоления опасных ситуаций (А.И. Анцифенова, К. Муздыбаев, А. В. Либин, В. А. Петровский, А. Погорелов).

В исследовании использовались работы зарубежных авторов: — таких как Ч. Спилбергер, объединившего «тревогу-состояние» и «тревогу-свойство» и много сделавшего для объединения специалистов в области тревоги и стрессатеоретические разработки ученых психоаналитического направления (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Г. Саливан, Р. Мэй) — труды ученых, работавших в области когнитивной психологии (Р. Лазарус, Д.

Эйверилл, С. Эпштейн) — работы специалистов в области теории научения (О.

Маурер, А. Бандура и др.).

В работе принимается понимание тревоги как процесса, включающего тревогу как Т-состояние и тревожность как Т-свойство.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической и научно-методической литературы по теме исследованияэмпирические методы: психологический эксперимент, наблюдения, экспертной оценки, содержательная интерпретация и количественный анализ результатов, контент-анализ и др.- математические методы факторного, корреляционного и кластерного анализа;

Е, методы новых информационных технологий.

База исследования и контингент испытуемых. Исследования проводились на базе Таганрогского государственного Радиотехнического университета, Ростовской Академии Сельхозмашиностроения, а также с использованием архива отчетов о восхождениях Федераций альпинизма России и Ростовской области. Всего в исследовании приняло участие 100 альпинистов различной квалификации, был проведен анализ 300 экстремальных ситуаций.

Этапы исследования. Исследование проведено в период с 1998 г. по 2002 г.

На первом этапе, (с 1998 по 1999 гг.) для выявления зависимости между тревожностью как свойством и профессиональной компетентностью.

• альпинистов использовался комплекс методов: метод наблюдения, метод экспертной оценки, а также методика оценки предпочтений на базе репертуарных решеток Джорджа Келли.

На втором этапе, (с 1999 по 2001 г.) для выявления зависимости между уровнем профессиональной компетентности и стилем реагирования в опасной для субъекта ситуации, средствами контент-анализа, исследовались материалы Федераций альпинизма России и Ростовской области. А также дневниковые записи, переговоры участников восхождения по радиостанции, статьи в журналах и книгах, а также интервью с альпинистами. Дополнительно использовались метод наблюдения и метод экспертной оценки.

На третьем этапе (2001;2002 г.) осуществлялась обработка полученных результатов, оформление рукописи диссертации, апробация и внедрение результатов исследования.

Обработка данных производилась методами математической статистики: факторного, корреляционного и кластерного анализа. Использовалась компьютерная программа «Statistica», позволяющая получать достоверный уровень значимости полученных результатов.

• Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная тревожность как свойство развивающейся личности характеризуется констеллированным опытом переживаний профессионального характера, что предрасполагает к восприятию опасности как угрожающей.

2. Профессиональная тревожность как свойство личности является элементом компетентности специалиста и позволяет ему адекватно взаимодействовать с опасными ситуациями, достигая в процессе их преодоления более высоких уровней профессионального мастерства и личностного роста в целом.

3. Актуализированная профессиональная тревожность стимулирует t планирование деятельности и корректирует действия субъекта с целью защиты против угрожающей опасности.

4. Высококвалифицированные специалисты в процессе совладания с опасностью дифференцируют состояние тревоги и реагируют адекватно возмущающему ядру угрозы. Это дает им возможность контролировать свое состояние.

5. Актуализация неадекватной тревожности как свойства или отсутствие профессиональной тревожности-свойства не позволяет личности распознать потенциальную опасность.

Научная новизна и теоретическое значение работы состоит в том, что в диссертации проанализированы существующие в отечественной и зарубежной психологии подходы к пониманию феномена тревоги и определено его место как механизма личностного развития в рамках сложного личностно-когнитивного процесса по оценке и осмыслению ситуациивыявлена зависимость между тревожностью как свойством личности и ее компетентностьюпоказано, что с ростом профессионального мастерства развивается способность личности различать характер тревоги и корректировать свою активность в соответствии с поставленной целью. Выявлена и теоретически обоснована роль тревоги в корректировке.

• активности личности в процессе взаимодействия с экстремальными ситуациями и их преодолением.

Практическое значение работы заключается в том, что реализованный в исследовании подход, рассматривающий тревогу как механизм адекватной оценки опасности и актуализации возможностей личности, позволяет разрабатывать на его основе дифференцированные программы по управлению психическим состояниям личности в процессе преодоления экстремальных ситуаций. Кроме того, разработанные на базе теории личных конструктов Дж. Келли методы диагностики стилей реагирования могут быть использованы для оценки уровня готовности альпинистов к преодолению экстремальных ситуаций.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и получили одобрение на научно-практической региональной конференции «Проблемы патриотического воспитания студенческой молодежи в современных условиях» (Ростов н/Д,.

2001), на всероссийских конференциях: «Развивающаяся личность в системе высшего образования России» (Ростов н/Д., 2002) и «Психологический ресурс в экономике и предпринимательстве» (Ставрополь, 2002) — на конференциях Таганрогского государственного радиотехнического университета (1998, 2000, 2001) и др.

Результаты исследования внедрены в учебно-тренировочный процесс подготовки альпинистов в виде программ обучения для квалификационных уровней спортивного совершенствования и спортивного мастерства отделения альпинизма ОКСДЮШОР № 8, а также отражены в лекциях и специальных семинарах автора.

Публикации: По теме диссертации опубликовано 8 работ.

Структура и объем диссертации

: Диссертация состоит из введения, трех глав собственных исследований по теме, заключения и библиографического указателя литературы, включающего 277 наименований литературных источников. Работа изложена на 151 страницах машинописного текста.

3.4. Выводы.

По результатам эмпирических исследований, в которых тревога рассматривается в процессе преодоления опасных ситуаций, анализируется ее зависимость от стиля реагирования. Что выражается в следующем.

Высококвалифицированные специалисты в процессе совладания с опасностью дифференцируют состояние тревоги и реагируют адекватно возмущающему ядру угрозы.

Высококвалифицированные специалисты в процессе взаимодействия с опасностью используют стили «совладание», а также стиль «защитные механизмы», помогающий снимать напряжение невротических тревог.

Активность высококвалифицированных специалистов в процессе совладания с опасностью осуществляется таким образом, чтобы желаемая цель была безопасной и достижимой.

Неадекватность действий, невозможность подготовиться к опасности в экстремальной среде у начинающих альпинистов свидетельствует о профессиональном несформированном Т-свойстве относительно этих опасностей.

Несформированная диспозиция у разрядников относительно опасностей, указывает на тот факт, что экстремальная среда становится более сложной. Необходимо постоянное развитие Т-свойства профессионального характера, чтобы обладать адекватными реакциями в ситуации опасной.

Возможность адекватно реагировать в стабильно прогрессирующей экстремальной среде сохраняется при непрерывном повышении квалификации, одним их составляющих которой является Т-свойство. Происходит изменение характеристик Т-свойства в процессе профессионального роста. Оно возникает из постоянного контакта с реальностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основные гипотезы исследования нашли свое подтверждение в теоретическом и практическом аспекте. В диссертации приведены основные результаты работы и соответствующие им выводы по каждой главе. Основными выводами являются:

Способность адекватно взаимодействовать с опасными ситуациями как необходимой составляющей профессиональной компетентности определяется наличием профессионального Т-свойства.

Наличие Т-свойства характеризуется сформированным ядром угрозы профессионального характера, что позволяет воспринимать опасность как угрожающую.

Актуализированное профессиональное Т-свойство направляет планирование действий субъекта на защиту против угрожающей опасности. Это позволяет быть готовым к адекватным действиям в опасной ситуации.

Высококвалифицированные специалисты в процессе совладания с опасностью дифференцируют состояние тревоги и реагируют адекватно возмущающему ядру угрозы.

Необходимо также отметить, что ряд перспективных задач, связанных с исследованием тревоги как фактора развития личности остается за рамками данной работы в связи с ограничением ее объема и многогранностью самой проблемы. Так, нам видится целесообразным исследовать характер управления тревогой в профессиональной деятельности в зависимости от уровня квалификации специалистов и характера экстремальных ситуаций, что и является направлением нашей дальнейшей работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. С. Миф или сказка? М., 1995
  2. Г. Сон и миф. Очерк народной мифологии. М., 1912
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991
  4. Абульханова-Славская. Принцип субъекта в концепции C. JL Рубинштейна. В книге «Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы». Ответственный редактор Б. Ф. Ломов. М. 1989.
  5. А. Лекции по аналитической психологии. М., 1996
  6. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995
  7. Г. Структура личности. СПб.: Ювента. М.: КСП+, 1999.
  8. Г. Н. Призвание специалиста: проблемы развития в вузе //Методологические и психолого-педагогические основы повышения качества подготовки инженерных кадров. Ставрополь., 1990
  9. А.В. Метод объективной оценки навыков психической саморегуляции //В кн. Стресс и тревога в спорте. Международный сборник научных статей. М., 1983
  10. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1969
  11. А. Психологическое тестирование: в 2-х т. М.: Педагогика, 1982
  12. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975
  13. П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. М., 1978
  14. П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М., 1979
  15. Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита \Психологический журнал. 1994. — № 1
  16. О.Н., Калинина Н. В. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов \Вестник московского университета. 2000. — № 1
  17. Аристотель. О душе. Соч. в 4 т. М., 1975
  18. Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992
  19. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М. МГУ, 1984
  20. А.Г. На перекрестке путей к изучению психики человека //Бессознательное. Новочеркасск. 1994
  21. А.Г. Практическая психология как фактор конструирования образовательного пространства личности. В сборнике: «Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии». Москва, изд. «Смысл», 1997
  22. В.А. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ, 2001
  23. В.М. Регуляторные функции тревоги в целесообразной деятельности человека // Методические проблемы оснований науки: Тез. докл. Киев, 1986.
  24. В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги //Прикладная психология 1999. — № 1
  25. А. Поэтические воззрения славян на природу в трех томах. -М.: «Индекс», 1994
  26. А. Теория социального научения. Спб., Евразия, 2000.
  27. . Внутренний опыт. М., 1997
  28. Г. Т., Пономаренко В. А. Психологические основы обучения человека-оператора готовности к действиям в экстремальным условиям. Вопросы психологии, 1983, № 1.
  29. Г. Энциклопедия символов. Пер. с нем.- М.: «Республика», 1996
  30. В.М. Эпонимические термины в психиатрии, психотерапии и медицинской психологии: Словарь. Киев, 1984.
  31. Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996
  32. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983
  33. К. В поисках приключений. М., Поргресс, 1987
  34. М. Стресс в условиях труда // Иностранная психология. Т.2, № 1(3), 1994
  35. .С. Аномалии личности. Москва, «Мысль», 1988
  36. .С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии. В сборнике: «Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии». Москва, изд. «Смысл», 1997.
  37. А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994
  38. С.А. Исследование фактора опасности в деятельности альпиниста. В кн.: Тезисы докладов республиканской конференции «Психологические вопросы безопасности деятельности». Тарту, 1981.
  39. JI.JI. Таинственные явления человеческой психики. М., 1964
  40. Ф. Е. От психологической практики к психотехнической теории // Моск. психотер. журн. 1992. № 1.
  41. Ф. Е. Психотехника переживания: Учебное пособие. М., 1991
  42. Ф. Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопр. психол. 1988. № 5.
  43. Ф.Е. Молитва молчание — психотерапия // Моск. психотер. журн. 1994. № 3
  44. Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления кризисных ситуаций). М., 1984
  45. Ф.Е. Психотехника выбора. В сборнике: «Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии». Москва, изд. «Смысл», 1997.
  46. Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии. 1993. № 5
  47. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука. 1989
  48. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. МГУ, 1990.
  49. В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976
  50. В.К., Астапов В. М. О психических функциях состояния тревоги // Тез. YI Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. М., 1983.
  51. В.К., Левин А. С., Мартынов И. А. Безопасность в альпинизме. Москва, 1983
  52. A.M., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структура и регуляция. М., 1987
  53. JI. С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1.М., 1982
  54. Л.С. Собрание сочинение в 6-ти томах. Т. 2. М.1982
  55. .А. Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям как процесс организации деятельности с учетом интегральной характеристики его индивидуальности //В межд. сб. «Психология и современный спорт». М., ФиС, 1982.
  56. .А. Психический стресс и управление им в спортивных соревнованиях. М., ФиС, 1981
  57. .А. Темперамент стресс и успешность деятельности спортсмена в соревнованиях. В кн. Стресс и тревога в спорте. Международный сборник научных статей. М. Физкультура и спорт, 1983.
  58. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986
  59. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976
  60. А. Миф и символ. М., 1994
  61. Е.И., Кроник А. А. Себе и другим. В сборнике: «Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии». Москва, изд. «Смысл», 1997
  62. Н.Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. Москва, 1982
  63. Ю.В. Организационные формы советского альпинизма. В сборнике «Школа альпинизма». Москва, 1989.
  64. Р. Основы психологического эксперимента: Учеб. пособие. М.: МГУ, 1982
  65. В. Неудача как психическая нагрузка. В кн. Стресс и тревога в спорте. Международный сборник научных статей. М. Физкультура и спорт, 1983.
  66. P.M., Березная И .Я. Интуиция и искуственный интеллект. Л., 1991
  67. P.M., Крижановская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб, 1994
  68. С. Область человеческого бессознательного: область исследования с помощью ЛСД. М., 1994
  69. С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. Пер. с англ. — М.: Из-во Трансперсонального Института, 1996.
  70. С., За пределами мозга. Рождение, смерть и трансцендентация в психотерапии. М., 1992
  71. Р. Сочинения, том 1. Москва. 1989
  72. . У. Психология. М., 1991
  73. Л. Г. Махнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психологический журнал. 1996. № 3.
  74. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. СПб., Братство, 1994.
  75. Н.Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности /Отв. ред. Забродин Ю. М. М.: Наука, 1986
  76. Н.Д., Пономаренко В. А. Характеристика поведения летчика при усложнении обстановки полета. Вопросы психологии, 1970, № 5.
  77. P.M. К поиску классических путей преодоления кризисных ситуаций (на материале спортивной деятельности). В сборнике: -«Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии». Москва, изд. «Смысл», 1997.
  78. В.В. Аналитическая психология. Словарь с английскими и немецкими эквивалентами. СПб., 1996
  79. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994.
  80. К.Е. Эмоции человека. М., 1980.
  81. Е.П. Психология и чувства. СПб., М., Харьков., Минск, 2001
  82. Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001
  83. Н.В. Тревожность (anxiety) как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования. — Тбилиси, 1966. С. 49−57.
  84. З.М. Проблемы «экзистенциального кризиса» и трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля. Тбилиси, 1966.
  85. Д. Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного духа. М.: Академический проект, 2001.
  86. Каратаев В. Ухожу в свободу Крутой мир, 1998, №"
  87. Карольчак-Бернацка Б. Нетрадиционная трактовка состояния тревоги и стресса. В кн. Стресс и тревога в спорте. Международный сборник научных статей. М. Физкультура и спорт, 1983
  88. А.В. Психология принятия решений. Москва. 1998
  89. А. Дж. Теория личности. СПб: Речь, 2000
  90. Ким Дж. О., Мюллер Ч. У. и др. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. Москва. 1989
  91. Ю.Я. Психодиагностика, ориентированная на отбор спортсменов для подготовки и участия в соревнованиях. В межд. сб.: Психология и современный спорт. М., ФиС, 1982
  92. Ю.Я. Оценка эмоционального возбуждения в реальных условиях спортивной деятельности. В кн. Стресс и тревога в спорте. Международный сборник научных статей. М. Физкультура и спорт, 1983.
  93. Китаев-Смык JI.A. Вероятностное прогнозирование и индивидуальные особенности реагирования человека в экстремальных условиях. В кн.: Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М. Наука, 1977. с. 189−225
  94. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса. М. Наука, 1983.
  95. Э. Чувства и эмоции. Психология эмоций. Тексты., 1984
  96. Е.Н. Индивидуальный стиль деятельности и типологические особенности центральной нервной системы. Казань, КГУ, 1969
  97. Е.Н. Психология профессионала. М., 1996
  98. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Баумана. СПб.: Питер, 2002
  99. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений, 1979
  100. Т.В., Риск и мышление. Психологический журнал, 1994 г. N4
  101. Ц.П. Психология человека в экстремальных условиях. JI. Наука, 1978
  102. ЮЗ.Косицкий Г. И., Смирнов В. М. Нервная система и «стресс»: (О причине доминанты в патологии). М., Наука, 1970.
  103. М.А., Психология и безопасность. Таллин, 1987
  104. И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов-на-Дону, 1994
  105. Юб.Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1997
  106. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1997
  107. X. Восстановление самости. М., «Когито-Центр», 2002.
  108. Г. Психология развития. СПб.: Изд. «Питер», 2000
  109. О.Н., Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества. М. Медицина, 1972
  110. К. Индивидуальные различия. М.: Аспект Пресс, 2000
  111. С. Страх и трепет. М., 1993
  112. Д. Тысячеликий герой. Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», «АСТ», К.: «Ваклер», 1997
  113. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Л., 1970. — С. 178−209
  114. ., Понталис Ж. Б. Словарь по психоанализу. — М.: Высш. шк., 1996
  115. В.И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции: Учеб. Пособие для вузов. М.: Юнита — Дана, 2002.
  116. В.И. Раздвоение личности и бессознательное. М., Сирен, 2002
  117. В.И., Личность в экстремальных условиях. М. 1989
  118. В.И., Экстремальная психология. М.: Юнити — Дана, 2001
  119. В.В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлингш М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1991.
  120. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. В книге «Хрестоматия по общей психологии». М. 1981
  121. Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии 1969. — № 1
  122. Н.Д. Психология характера. М., 1969.
  123. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. -Вопросы психологии. 1967, № 6
  124. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982
  125. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1983
  126. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981
  127. Д.А. Гуманистическая психология как социокультурное явление. В сборнике: «Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии». Москва, изд. «Смысл», 1997
  128. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.
  129. Д.А. Самореализация и сущностные силы человека. В сборнике: «Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии». Москва, изд. «Смысл», 1997
  130. А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.
  131. А., Либин А. В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами. Стиль человека: психологический анализ. М., 1998.
  132. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  133. А.Р. Проблема дезорганизации поведения. //Журнал практической психологии и психоанализа. № 4, 2001
  134. А.Р. Язык и сознание. М., 1979
  135. Р. Д. Расколотое Я. СПб., 1995
  136. Магомед-Эминов M.LLI. Трансформация личности. М.: ПАРФ, 1998
  137. У. Различение эмоции и чувства. Психология эмоций. Тексты, 1984
  138. B.JI. Об устойчивости психофизиологических функций человека в некоторых экстремальных условиях. В кн. Материалы 3 Всесоюзного съезда Общества психологов. М., 1968.
  139. В.Л. Перераспределение функциональных резервов в организме спортсмена как показатель стресса. В кн. Стресс и тревога в спорте. Международный сборник научных статей. М. Физкультура и спорт, 1983.
  140. И.А., Мартынов А. И. Системный анализ альпинистской деятельности. Альпинизм сегодня и завтра. Днепропетровск. 1989.
  141. А. Мотивация и личность. СПб.: 1999
  142. К., Когда риск это жизнь.М., 1986
  143. В.И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях. В кн. Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. М. Наука, 1979.
  144. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. Москва. 1985.
  145. B.C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности. В кн.: Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  146. Р., Хрустальный горизонт. М., 1990.
  147. В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности. В кн. Стресс и тревога в спорте. Международный сборник научных статей. М. Физкультура и спорт, 1983.
  148. У.П., Элликсон К. А. Ситуативная тревожность и результативность деятельности. // Вопр. Психологии, 1990. № 3.
  149. К.М. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ. Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, том 1, № 2
  150. Мэй Р., Смысл тревоги. Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 2001.
  151. Н.И. Психическая напряженность. М.:МГУ, 1976
  152. Наранхо Клаудио. Песни просвещения. Пер. с англ. К.Бутырина.-СПб.: «Б.С.К.», 1997
  153. А.В. Гуманитарное образование в высшей технической школе: Психологическое направление. Таганрог. ТРТИ, 1992
  154. А.В. Альпинизм сегодня и завтра: проблемы обучения. Альпинизм сегодня и завтра. Днепропетровск. 1989.
  155. А.В. О концептуальных основах безопасности жизнедеятельности. Материалы XXXIX научно-технической конференции ТРТУ. Таганрог: ТРТУ, 1993.С. 134−139.
  156. А.В., Захаревич В. Г. Самоорганизация, самоконтроль и саморегуляция в учебном процесе. Учебное пособие. Таганрог. ТРТИ, 1992.
  157. Нойман Эрих. Происхождение и развитие сознания. Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», К.: «Веклер», 1994.
  158. Д. Символизм в мифологии. Пер. с англ. — М.: «Золотой век», М., 1997
  159. Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А. А., Столина В. В. М.: МГУ, 1987.
  160. Г. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2002.
  161. Отто Ранк. Миф о рождении героя. Пер. с англ. М.: «Рефл-бук" — К.: «Вакслер», 1997
  162. И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Полн. Собр. Соч. М.- Л.- 1951, т. З
  163. И.П. Рефлекс цели. В кн.: Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1973.
  164. Ф.С. Внутри и вне помойного ведра. Санкт-Петербург.: XXI век, 1995
  165. Ф.С. Эго, голод и агрессия. М.: Смысл, 2000
  166. В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск, 1997
  167. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982
  168. А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности //Вопросы психологии. 1987. № 1
  169. В.А. Активность личности на этапе постановки проблем. В кн.: «Проблемное обучение при подготовке инженеров». Рига, 1976.
  170. В.А. К психологии активности. Вопросы психологии, 1975, N3
  171. В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996
  172. В.А. Очерк теории свободной причинности. В сборнике: -«Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии». Москва, изд. «Смысл», 1997.
  173. В.А. Психология неадаптивной активности. М. 1992
  174. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону: РИО АО «Цветная печать», 1995.
  175. К.К. Психология летного труда. М. Воениздат, 1960.
  176. А.Г. Несогласованность как фактор риска // Материалы Всероссийского научного симпозиума «Психология и педагогика в системе высшего профессионального образования». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997. 186 с. С. 143 157.
  177. А.Г. Обучение преодолению экстремальных ситуаций альпинистами на этапе их профессиональной подготовки // Диссертация на соискание ученой степени кан. психол. наук. Таганрог. 1998.
  178. А.Г. Оценка экстремальной ситуации и успешность деятельности // Известия ТРТУ. Специальный выпуск «Материалы XLIII научно-техн. конференции». Таганрог: ТРТУ, 1995. № 1. 232 с. С. 152 -158.
  179. А.Г. Психологические характеристики личности на уровне сопричастности к деятельности // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Управление в социальных и экономических системах». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. № 1 (7). 319 с. С. 48 54
  180. А.Г. Экстрем и модели его исследований // Материалы всеросийской научно-практической конференции «Экстремальные ситуации и предельные возможности человека» Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 2001.
  181. А.Г. Экстремальное пространство профессиональной деятельности // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Медицинские информационные системы». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. № 4.
  182. A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект). / Автореф. дис. кан. психол. наук. -М., 1995.
  183. Программа обучения и подготовки альпинистов. Кудинов И. Б., Мартынов И. А., Мартынов А. И., Шатаев В. Н. Под редакцией Непомнящего А. В. В кн. Альпинизм сегодня и завтра. Днепропетровск, 1989.
  184. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб.: СПбГУ, 1991
  185. Психология и лечение зависимого поведения /Под ред. С. Даулинга/ Пер. с анг. P.P. Муртазина. М.: Независимая фирма «Класс», 2000.
  186. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Бахран — М, 2000
  187. Психология социальной ситуации. СПб.: Питер, 2001
  188. Психология экстремальной ситуации: Хрестоматия //Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1999
  189. А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. М., ФиС, 1969.
  190. Дж. Педагогическое тестирование. М., 1999
  191. С.А. Эмоциональные реакции и эмоциональный стресс. В кн: Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии. JI. Медицина, 1976, с. 5−32.
  192. РайхВ. Анализ личности. -М.: «КСП+" — СПб.: «Ювента», 1999.
  193. Я. Экспериментальная психология эмоций. М. Прогресс, 1979
  194. Ч. Критический словарь психоанализа. СПб., 1995.
  195. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Москва. 1994
  196. СЛ. Основы общей психологии, в 2-х т. М., 1989
  197. Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии. М., СПб, 1999
  198. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. -Самара.: Бахтин М, 2000
  199. . Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М., Республика, 2000
  200. Г. Стресс без дистресса. М. Прогресс, 1979
  201. П. И. Захарова Л.И. Психологическая напряженность в моделируемых экстремальных условиях деятельности. // Психологический журнал. 1986. № 6.
  202. Е. Методы Математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь», 2000.
  203. П.В. Мотивированный мозг. М., 1987
  204. П.В. Эмоции и воспитание. Вопросы философии. N 5, 1981
  205. Т.В. Исследование базисных стратегий преодоления (копинга) эмоционального стресса сотрудниками налоговой полиции. — Журнал прикладной психологии, 1999, № 1.
  206. JI.H. Методики психологической диагностики. Москва. 1990
  207. Р.Д., Джонсон Х. Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  208. В.Ф. Проблема психических состояний в актуальных отрезках спортивной деятельности. В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры. Материалы региональной научно-практической конференции. T.III. Ростов на-Дону. 1995.
  209. Стиль человека: психологический анализ / Под. ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998.
  210. Стресс и тревога в спорте. М., Физкультура и спорт, 1983
  211. В.В. Психофизиология стресса. М. Педагогика, 1975
  212. П. Теология культуры. М.: Юрист, 1995
  213. Тревога и тревожность: Хрестоматия. СПб., М., Харьков, Минск, 2001
  214. В. Символ и ритуал. М., 1983
  215. У. Статьи, речи, интервью. М. 1985
  216. М. Эмоциональный стресс. М. Медицина, 1970
  217. Ф., Банистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987
  218. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., Педагогика, 1993
  219. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991
  220. Фрейд 3. О клиническом психоанализе. М., 1991
  221. Фрейд 3. Основные принципы психоанализа. М. Киев, 1998
  222. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб.- М., 1997
  223. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура- М.: Ренесанс, 1992
  224. Фрейд 3. Психология бессознательного. М. 1989
  225. Фрейд 3. Сон и сновидения. М., 1997
  226. Фрейд 3. Толкование сновидений. Киев, 1991
  227. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995
  228. П. Эмоции. В кн. Экспериментальная психология. Под редакцией П. Фресс и Ж. Пиаже. Вып. 5. М.: Прогресс, 1975.
  229. Э. Анатомия человеческой диструктивности: Перевод М.: Республика, 1994
  230. М. Время и бытие. М., 1993
  231. Ю.Л. Исследование тревоги в спорте. Вопросы психологии, 1978, № 6
  232. X. Мотивация и деятельность. Т. 1,2. М., 1982
  233. X. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001
  234. М. Тигр скал. М., 1989
  235. Дж. Архитепическая психология. Пер. с англ. СПб.: Б.С.К., 1996.
  236. К. Невротическая личность нашего времени- Самоонализ: пер. с англ. М., Изд. Группа «Прогресс» — «Универс», 1993
  237. К. Собрание сочинений. В 3 т. М., 1997
  238. М.А., Барамидзе Н. А., Какабадзе И. В. Обнаружение сигналов на фоне шума и уровень тревожности \ Психологический журнал. — 1986. № 6.
  239. В. Иерархический человек. М.: «Терра» «Тегга», 1991
  240. Человеческий фактор. Под редакцией Г. Салвенди, в 6-ти томах. Т. 1. М., 1991
  241. В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994.
  242. В.Н. Категория трудности. М., 1982
  243. К.Д. Фрустрация при переживании жизненных трудностей. В кн.: Человек и общество. Л., 1971, вып. IX.
  244. Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995
  245. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественныхтеорийличности. Ростов-на-Дону: РИО АО «Цветнаяпечать», 1995.
  246. В.А. Психика. Культура. История. Ростов н / Д.: Издательство Ростовского университета, 1990.
  247. И.П. Исследование стиля в психологии: оппозиция или консолидация. Стиль человека: психологический анализ. М., 1998.
  248. И.П. К исследованию тревожности и ее связи с продуктивностью интеллектуальной деятельности // Дипломная работа Потапенко И. П. (Шкуратова И.П.) — Ленинград, 1973.
  249. Э.С. Душа самоубийцы. М.: Смысл, 2001
  250. В. А. Группа как субъект психологической защиты // Ежегодник Рос. психол. об-ва: Психология сегодня. Т. 2. Вып. 2. М., 1996.
  251. Эволюция психотерапии, т.З. Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
  252. Э. Детство и общество. СПб., 1 996 258. Юнг К. Aion. М., К., 1997
  253. Юнг К. Misterium Coniunctions. М.- Киев, 1997
  254. Юнг К. Алхимия снов. СПб., 1997
  255. Юнг К. Аналитическая психология. М., 1995
  256. Юнг К. Архетип и символ. М.: Ренесанс, 1991
  257. Юнг К. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. — К.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996.
  258. Юнг К. о современных мифах: Сб. трудов: Пер. с нем. М. Практика, 1994.
  259. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1994
  260. Юнг К. Психология бессознательного. М., 1995
  261. Юнг К. Психология и алхимия. М., Киев, 1997
  262. Юнг К. Синхроничность. Сборник. Пер. с анг., М. «Рефл-бук», К.: «Веклер» 1997
  263. Юнг К. Человек и его символы. Пер. с анг. СПб.: Б.С.К., 1996
  264. Юнг. К. Проблемы души нашего времени. М. 1994
  265. Юнг. К. Психологические типы. М. 1995
  266. М. Стыд и истоки самоуважения. М., 2001
  267. Arbeitshefte Fuhrungspsyhologie, Bd. 11 Psyhologie der gsprechsfurung von Prof. Ekkerhard Crisand, Wilhelmsfeld. Copyright by I.H. Sauer-Verlang GmbH Heidelberg, 1990.
  268. Bonington C., De 1 Alpinisme
  269. Messner R., Die grossen Wande
  270. Perls F. S. Das Ich, der Hunger und die Aggression. Die Anfaenge der Gestalttherapie. Stuttgart: Klett-Cptta, 1978
  271. Stevan E. Hobfoll. The Ecology of stress. Hemisphere Publishing Corporation. New York, Washington, Philadelphia, London. 1988.
  272. АВТОРСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ1. РАБОТЫ
  273. Е.И. Социальная ситуация в школе и ее влияние на процесс формирование личности // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Управление в социальных и экономических системах». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. № 1 (7)
  274. Е.И. Процесс преодоления в мифах о герое. // Известия ТРТУ. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2001, (в соавт. с Погореловым А.Г.).
  275. Е.И. Тревога в преодолении экстремальных ситуаций. В материалах всероссийской конференции: «Экстремальные ситуации и предельные возможности человека». //Издательство РГУ, Ростов на-Дону. 2001.»
  276. Е.И. Преодоление в мифах и символах // Культура, творчество, традиции. Межвузовский сборник научных трудов. Ростов-на-Дону: Изд-во РГАСХМа, 2001.
Заполнить форму текущей работой