Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Учетная политика предприятия

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Распределение обязанностей между сотрудниками бухгалтерии основывается по функциональному принципу. Функциональный принцип разделения труда позволяет бухгалтерам иметь полное представление о ходе учетных работ, приближает его к учитываемым объектам, создает условия для полной и равномерной загрузки каждого счетного работника. При таком распределении работ требуется квалифицированные кадры… Читать ещё >

Учетная политика предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возникновение термина «учетная политика» связано с переходом на рыночную экономику. В условиях директивно-планируемого управления все правила, формы и организации бухгалтерского учета устанавливались высшими правительственными органами. Бухгалтерии предприятий обязывались периодически отчитываться о выполнении централизованно предусматриваемых показателей плана.

Устранение монополии государственной собственности коренным образом изменило систему управления и методику информационного его обеспечения.

Появились новые пользователи данными бухгалтерского учета и отчетности — собственники предприятий. Последние исходя из предоставленных им законодательством прав, предъявляют свои требования к постановке бухгалтерского учета. Возникла необходимость формализовать такие требования в особом документе, имеющем законную силу для всех пользователей отчетной информации, включающих налоговые органы. Так, в российской практике в начале 1992 г. появилась категория «учетная политика». Ныне действующее ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» утверждено Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н. Оно зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 1998 г.

Под учетной политикой понимают совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, определяемых самой организацией на основе предусмотренных требований и особенностей деятельности. Иногда отсутствуют способы ведения бухгалтерского учета конкретных фактов хозяйственной деятельности либо допускаются варианты решения вопросов.

Общее требование к учетной политике, сформулированное Минфином России, состоит в том, чтобы в этом документе были раскрыты способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания которых невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности. К таким признакам следует отнести:

— способы погашения стоимости амортизируемого имущества по правилам бухгалтерского учета и налогового учета;

— порядок оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;

— виды создаваемых резервов и сроки списания расходов будущих периодов;

— признание прибыли от продажи продукции (работ, услуг);

— порядок использования чистой прибыли;

— другие вопросы, которые собственники, руководители и менеджеры организации сочтут существенными.

Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером, утверждается руководителем организации. Утверждению подлежат:

1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета.

2. Аналитические регистры налогового учета.

3. Формы первичных учетных документов, которые отсутствуют в альбомах типовых унифицированных форм, а также формы документов для внутренней отчетности.

4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.

5. Методы оценки активов и обязательств. Правила документооборота и технология обработки учетной

6. Порядок внутреннего контроля за хозяйственными операциями.

Политика должна быть стабильной и ее пересмотр возможен при:

— изменении законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

— разработке новых способов обработки информации;

— существенном изменении условий деятельности: реорганизации прекращении одних и появлении других видов предпринимательства, смене собственников и т. п.

Изменение учетной политики на год, следующий за отчетным, должны быть объявлены в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Актуальность темы

выпускной квалификационной работы заключается в том, что учетная политика формируется в целях обеспечения методического, технического и организационного единства учетного процесса. Предлагаемые в нормативных актах различные варианты отражения хозяйственных операций позволяют сделать выбор одного из способов формирования учетной политики предприятия.

Цель выпускной квалификационной работы — рассмотреть возможные пути совершенствования учетной политики на предприятии.

Задачи выпускной квалификационной работы:

— Изучить систему нормативного регулирования бухгалтерского учета;

— Рассмотреть структуру и основные принципы учетной политики;

— Раскрыть содержание предлагаемых вариантов учетной политики;

— Провести анализ учетной политики исследуемой организации;

— Разработать предложения и рекомендации по совершенствованию учетной политики изучаемой организации;

— Провести прогноз показателей деятельности организации на основе ЭММ;

— Рассчитать экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий.

Анализ учетной политики ООО «Омега» проведен за период с 2009 по 1 октября 2009 года.

1. Учетная политика как составная часть стратегии и тактики хозяйственной деятельности предприятия

1.1 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

На современном этапе бухгалтерский учет является языком бизнеса предпринимательства, способным объединять деловых людей. Кроме того, бухгалтерский учет рассматривается как важная составная часть общегосударственной системы формирования макроэкономических показателей. Это означает, что каждое предприятие, подготавливая информацию, необходимую для исчисления показателей, должно придерживаться единых подходов и правил, установленных законодательством.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:

— обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

— составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.

К первой группе относятся законодательные документы: федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Основные принципы ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации сформулированы в Законе о бухгалтерском учете № 129 — ФЗ от 29.11.1996 г. (ред. 2004 г.).

Ко второй группе относятся нормативные документы, устанавливающие базовые правила ведения бухгалтерского учета. Это в первую очередь, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

Основная цель стандартов заключается в выработке единого содержания основных принципов и понятий бухгалтерского учета, в достижении единообразного содержания терминологии бухгалтерского учета, едином подходе к построению форм и толкованию показателей финансовой отчетности.

К третьей группе относятся методические документы: инструкции, рекомендации, методические указания и т. п., разрабатываемые Минфином РФ и другими органами в соответствии с действующим законодательством. В документах этого уровня содержатся более детальные рекомендации по учету соответствующих объектов.

К четвертой группе относятся рабочие документы, формирующие учетную политику организации: рабочий план счетов бухгалтерского учета; рабочие инструкции, указания по учету соответствующих объектов и операций непосредственно в организации.

По отношению к действующим нормам все расходы, включаемые в себестоимость продукции, группируются по установленным нормам, действующим на начало текущего месяца, и по отклонениям от действующих норм, возникшим в процессе производства. Такое деление затрат лежит в основе нормативного учета и является важнейшим средством текущего оперативного контроля за уровнем издержек производства.

Завершающим этапом является группировка и учет затрат по их носителям, т. е. по продукции, работам и услугам, с целью определить их себестоимость.

Наиболее простой способ расчета себестоимости продукции — деление суммарных затрат на объем выпуска. Однако применять его можно только при условии, что предприятие производит один вид продукции, не имеет запасов полуфабрикатов или готовой продукции. Более сложный способ — калькуляция себестоимости по статьям затрат. Прямые затраты непосредственно включают в себестоимость продукции, а косвенные распределяют при помощи специальных баз и коэффициентов распределения [18, c. 51].

Данная система нормативного регулирования позволяет усовершенствовать учетный процесс на предприятии и предоставляет возможность выбора учетной политики.

1.2 Структура и основные принципы учетной политики

Переход к рыночным отношениям изменил подход к постановке бухгалтерского учета. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государственных органов перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций. Это означает, что на основе установленных государством общих правил ведения бухгалтерского учета предприятия самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения стратегических и тактических задач своей финансово-хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации — это совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, объявляемая предприятием, исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности.

Учетная политика охватывает теоретическую, методическую, техническую и организационную стороны бухгалтерского учета.

Теоретическая часть включает основополагающие правила, законодательную базу и научные положения всей системы бухгалтерского учета.

Методическая сторона учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, способы начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т. п.

Техническая и организационная стороны охватывают технологию и форму ведения бухгалтерского учета, принципы организации бухгалтерской службы, ее место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы.

Учетная политика предприятия предполагает открытость для внешних пользователей бухгалтерской информации, отражаемой в финансовой отчетности [15, c. 96].

Эта сфера деятельности регламентируется таким важным документом, как ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н), согласно которому реализация учетной политики предусматривает следующие основные правила.

1. Неизменность принятой методики отражения хозяйственных операций, оценки имущества и обязательств в течение отчетного года, от одного отчетного года к другому. Если в какой-то момент происходит обоснованное изменение методики, то первый же по времени составления бухгалтерский отчет предприятия должен подробно раскрывать содержание этих изменений и их воздействие на экономическое состояние.

2. Полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций, имущества и результатов его инвентаризации, проведенной в этом периоде. Никакие операции не могут быть задержаны или ускорены с точки зрения их регистрации в бухгалтерском учете.

3. Правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам. Все доходы и расходы, полученные и понесенные в отчетном периоде, считаются доходами и расходами отчетного периода независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств.

Доходы и расходы, не относящиеся к отчетному периоду, не признаются доходами и расходами отчетного периода, даже если деньги по ним поступили или перечислены в данном периоде. Это так называемый метод начислений, или метод записей в бухгалтерском учете операций в момент их совершения (accrual basis).

4. Строгое разделение затрат, связанных с текущей эксплуатационной деятельностью (издержки производства и обращения), и капитальных затрат.

5. Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также значений показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.

6. Использование метода двойной записи.

7. Разделение хозяйственной деятельности предприятия на отчетные периоды. Такими периодами являются месяц, квартал и год.

8. Соблюдение имущественной обособленности предприятия. В системном бухгалтерском учете и балансе может быть отражено лишь то имущество, которое согласно законодательству признается собственностью конкретного предприятия. Все другие материальные ценности, денежные средства и обязательства должны учитываться за балансом.

Такой подход выражает разделение имущества предприятия и имущества других субъектов гражданского оборота, в том числе собственников. Одновременно он служит основой для определения контрагентами действительного имущественного и финансового состояния предприятия (так, по бухгалтерскому балансу они могут судить о размерах источников покрытия долгов предприятия).

9. Предположение о непрерывности деятельности предприятия. Учетная политика должна основываться на предположении о том, что предприятие будет продолжать свою деятельность в ближайшей перспективе и в скором времени не предвидится его ликвидация или существенное сокращение масштабов деятельности.

Названные правила обеспечивают основу разработки и принятия учетной политики предприятия. Несоблюдение их искажает картину имущественного и финансового положения предприятия, результаты его деятельности и должно трактоваться как неправильное ведение бухгалтерского учета [18, c. 105].

Учетная политика организации должна включать следующие составные части:

а) методику бухгалтерского учета;

б) технику ведения бухгалтерского учета;

в) организацию бухгалтерской службы.

Методика бухгалтерского учета предполагает [19, c. 83]:

— критерий отнесения предметов к внеоборотным и оборотным активам;

— порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;

— порядок финансирования ремонта основных средств;

— метод оценки сырья, материалов и других ценностей (производственных запасов);

— способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения

— материальных ценностей;

— способ учета выпуска продукции;

— метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг);

— сроки погашения расходов будущих периодов;

— перечень резервов предстоящих расходов;

— порядок создания резервов по сомнительным долгам и др.

Порядок амортизации активов предполагает выбор одного из следующих способов (ПБУ 6/2001 «Основные средства», ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»):

— для основных средств (линейный, уменьшаемого остатка, списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, списания пропорционально объему продукции);

— для нематериальных активов (линейный, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции). согласно ПБУ 5/2001 может быть, определен из следующих способов:

— по себестоимости каждой единицы;

— по средневзвешенной себестоимости;

— по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО);

— по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО),

В приказе об учетной политике определяется перечень; резервов предстоящих расходов и платежей, создаваемых организацией [27, c. 162].

Чтобы равномерно распределять предстоящие расходы, организация может создавать следующие резервы:

— на предстоящую оплату отпусков работникам;

— на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

— на выплату вознаграждений по итогам работы за год;

— на ремонт основных средств;

— на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

— по рекультивации земель и осуществлению иных природоохранных мероприятий;

— по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;

— по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;

— на покрытие непредвиденных затрат.

Производственные затраты в части калькуляционного учета могут быть определены следующими способами:

1. По способу подсчета себестоимости (подсчет полной себестоимости, подсчет сокращенной себестоимости);

2. По отношению к технологическому процессу (позаказный, попередельно-полуфабрикатный и бесполуфабрикатный);

3. По объекту калькуляции (деталь, узел, изделие и т. д.)

4. По способу сбора информации (подсчет нормативной себестоимости, подсчет только фактической себестоимости).

Порядок признания доходов может определяться:

1. По методу начисления (по отгрузке);

2. По кассовому методу (по оплате).

В международной практике для определения момента получения дохода используется метод начислений [17, c. 173].

Группировка объектов бухгалтерского наблюдения включает:

— основные средства и нематериальные активы (срок полезного использования более 12-ти месяцев);

— предметы труда (срок полезного использования менее 12-ти месяцев).

Оценка задолженности по полученным кредитам и займам предусматривает учет и отражение процентов в финансовой отчетности.

Определение существенности данных, подлежащих раскрытию в отчетности, предполагает учет как качественной стороны существенности, так и количественной, выражающейся в процентах к валюте баланса либо итогу соответствующей статьи. Существенной признается сумме составляющая не менее 5% к общему итогу данных.

Техника ведения бухгалтерского учета включает:

— рабочий план счетов бухгалтерского учета;

— форму бухгалтерского учета;

— технологию обработки учетной информации;

— организацию внутрипроизводственного учета, отчетности контроля;

— инвентаризацию имущества и обязательств и др.

Технический аспект учетной политики определяет организационные формы построения бухгалтерии, структур бухгалтерской службы, возможность осуществления учет специализированной профессиональной организацией либо специалистом на договорных началах, а также выделения подразделений на отдельный баланс.

Организационный аспект учетной политики включает следующие элементы:

— форма бухгалтерского учета (состав, структура и порядок формирования учетных регистров);

— план счетов бухгалтерского учета (организация самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов);

— инвентаризация имущества и обязательств;

— внутренний учет, отчетность и контроль.

Организация бухгалтерской службы предусматривает:

— место бухгалтерской службы в системе управления организацией;

— порядок взаимодействия бухгалтерской службы с другими службами и структурными подразделениями организации;

— организационное построение бухгалтерской службы;

— права и обязанности главного бухгалтера; состав и соподчиненность отдельных учетных подразделений и работников.

Таким образом, учетная политика формируется в целях обеспечения методического, технического и организационного единства учетного процесса в течение отчетного периода.

Особенностью учетной политики является также разработка учетной политики для целей налогообложения, которой должно быть предусмотрено максимальное совмещение бухгалтерского и налогового учета, несмотря на то, что бухгалтерский и налоговый учет представляют собой самостоятельно существующие системы [24, c. 45].

Налоговый учет — система обобщения информации дл; определения налоговой базы по налогам на основе первичны; документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом.

Необходимость разработки учетной политики для целей налогообложения обусловлено налоговым законодательством.

В учетной политике для целей налогообложения должны быть раскрыты следующие вопросы:

— выбранные способы формирования налоговой базы по различным налогам;

— схемы ведения налогового учета;

— формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных;

— порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения и т. д.

Организация, выбирая в своей учетной политике вариант способа формирования налоговой базы, должна четко определить, к какому налогу относится тот или иной способ.

Учетная политика для целей налогообложения должна раскрывать:

— метод признания доходов и расходов в целях исчисления налога на прибыль;

— порядок признания реализации в целях исчисления налога на добавленную стоимость;

— порядок начисления амортизации основных средств для целей налогообложения;

— порядок начисления амортизации нематериальных активов для целей налогообложения

В учетную политику для целей налога на добавленную стоимость включаются следующие вопросы:

1. Способы ведения раздельного учета затрат.

2. Виды деятельности, по которым обеспечивается раздельный учет затрат.

3. База распределения общехозяйственных расходов по видам деятельности решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике.

Учетная политика для целей налогообложения на прибыль включает следующие данные:

1. Схему ведения налогового учета.

2. Порядок формирования суммы доходов.

3. Порядок формирования суммы расходов.

4. Порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения.

5. Порядок формирования сумм создаваемых резервов. Решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода.

Учетная политика должна формироваться организацией (предприятием) на предстоящий год заблаговременно. Принятая учетная политика оформляется письменно приказом, распоряжением, решением или другим документом ее руководителя и подлежит раскрытию в пояснительной записке к годовому отчету организации.

Учетная политика имеет важное значение не только для самой организации, но и для контролирующих органов (особенно налоговой службы), аудиторов, различных пользователей финансовой отчетности организации.

1.3 Выбор учетной политики на предприятии

Учетная политика является одним из важнейших документов, устанавливающих правила бухгалтерского учета на предприятии.

Важнейшие объекты бухгалтерского учета на производственных предприятиях — основные производственные фонды, оборотные средства, объем выпуска продукции, затраты на производство, финансовые результаты и т. д. Для принятия эффективных управленческих решений чрезвычайно важно правильно отразить эти объекты учета в их движении и развитии.

Основные задачи бухгалтерского учета на производственных предприятиях [16, c. 106]:

— формирование полной, качественной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности;

— обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

— выявление и максимальное использование внутренних резервов повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности и др.

Бухгалтерский учет на производственных предприятиях организуется в соответствии с Законом о бухгалтерском учете, положениями и общеметодологическими указаниями Министерства финансов РФ, ведомственными указаниями, инструкциями и письмами. Кроме того, используется нормативно-справочная литература: сборники нормативных документов по бухгалтерскому учету, инструкции, положения, справочники, специальные журналы.

На производственных предприятиях, выделенных на самостоятельные балансы, бухгалтерский учет ведется в центральных бухгалтериях этих предприятий, возглавляемых главными бухгалтерами, а на предприятиях, не выделенных на самостоятельные балансы, учет производственно-хозяйственной деятельности ведется бухгалтерской службой тех предприятий (обществ), в ведении которых они находятся.

Общие принципы организации бухгалтерского учета на производственных предприятиях:

— обеспечение сопоставимости учетной информации с плановыми показателями по методам исчисления;

— динамичность бухгалтерского учета путем создания эффективной структуры учетного аппарата, которая сможет обеспечить рациональное разделение и взаимосвязь функций между бухгалтерией, экономическими службами и производственными подразделениями предприятия;

— использование общих принципов управления, включая системный подход, экономико-математические методы и модели;

— применение средств вычислительной техники и ЭВМ для организации бухгалтерского учета при соблюдении следующих условий: единство информационной базы всех видов бухгалтерского учета, планирования и анализа хозяйственной деятельности; исключение параллелизма, дублирования одних и тех же операций; специализация работников учета на определенных участках.

При ведении бухгалтерского учета производственное предприятие должно обеспечить

— соблюдение в пределах отчетного года принятой учетной политики;

— полноту отражения в учете за отчетный период (квартал, год) имущества и всех хозяйственных операций, осуществляемых в этом периоде

— тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;

— разделение затрат предприятия на текущие затраты производства и капитальные затраты;

— распределение расходов и доходов по периодам и др.

Форма бухгалтерского учета определяет методику и технику регистрации хозяйственных операций, технологию и организацию учетного процесса.

Под техникой ведения бухгалтерского учета понимается способ его ведения, т. е. регистрация учетной информации, которая осуществляется вручную или с использованием средств автоматизации.

Для определения того, какую форму бухгалтерского учета применяет экономический субъект, необходимо выделить определенные признаки которые ее характеризуют:

— количество учетных регистров, их назначение, содержание и внешний вид;

— взаимосвязь хронологических и систематических регистров синтетического и аналитического учета;

— последовательность и способы записи в учетных регистрах;

— степень использования средств механизации и автоматизации бухгалтерском учете.

Форма бухгалтерского учета должна обеспечивать получение информации о хозяйственных процессах, группировку и регистры первичных документов, рациональную организацию труда счетных работников в процессе обработки учетной информации, хранение информационного фонда.

В настоящее время действующее предприятие может применять следующие формы бухгалтерского учета [22, c. 79]:

— мемориально-ордерную;

— журнально-ордерную;

— автоматизированную;

— упрощенную.

Наиболее важным в учете производственных предприятий является учет сырья и материалов, используемых в производстве, методы списания материалов в производство, оценка себестоимости произведенной продукции, оценка незавершенного производства.

Определяя той или иной способ оценки сырья и материалов, используемых предприятием в процессе производства продукции, следует руководствоваться нормами, определенными Положением по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" ПБУ 5/01. Положение, утвержденное Приказом Минфина 09.06.2001 г. № 44н.

Согласно ПБУ 5/01 оценка сырья и материалов в бухгалтерском учете осуществляется по фактической себестоимости. При этом в учетной политике следует указать один из способов учета заготовления сырья и материалов, а именно:

— С применением счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов и ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей от счетов бухгалтерского учета;

— Без применения счетов 15 и 16.

При выборе того или иного способа учета материальных запасов следует принять во внимание номенклатуру сырья и материалов, квалификацию сотрудников бухгалтерии, наличие программных средств учета и т. д.

Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство согласно ПБУ 5/01 разрешается одним из следующих методов:

— По себестоимости каждой единицы;

— По средней себестоимости;

— По себестоимости первых по времени закупок (ФИФО);

— По себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО).

При выборе метода списания сырья и материалов в производство по себестоимости необходимо детально проработать методику расчета себестоимости, а также первичные документы, на основании которых производиться списание. Это позволит сократить вероятность возникновения ошибок при определении себестоимости выпускаемой продукции.

Кроме того, выбирая тот или иной метод учета себестоимости сырья и материалов, списываемых в производство, необходимо учитывать влияние выбранного метода на себестоимость выпускаемой продукции соответственно и на отпускную цену.

При разработке политики предприятие должно определить метод оценки готовой продукции. В настоящее время применяются следующие методы оценки готовой продукции:

— По фактической производственной себестоимости;

— По неполной (сокращенной) производственной себестоимости;

— По оптовым ценам реализации;

— По плановой (нормативной) производственной себестоимости;

— По сокращенной плановой производственной себестоимости;

— По свободным отпускным ценам и тарифам с учетом налога на добавленную стоимость и акциза;

— По свободным рыночным ценам.

В учетной политике следует отразить один из выбранных методов учета готовой продукции. Кроме того, учет выпуска готовой продукции предприятие должно вести с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» счетов бухгалтерского учета.

При использовании в учете счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» производственные предприятия в течение месяца (отчетного периода) ведут учет выпуска готовой продукции по плановой себестоимости. Это позволит снизить трудоемкость учетного процесса. В конце отчетного периода плановая себестоимость сравнивается с фактическими расходами на производство. Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» закрывается. При использовании данного счета необходимость в составлении отдельных расчетов отклонений фактической себестоимости отпадает.

Принимая решение о ведении учета по нормативной себестоимости с применением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» следует различать формы первичных учетных документов, на основании которых будут оформляться бухгалтерские записи по выпуску и оприходованию продукции на склад.

Вопрос оценки незавершенного производства на предприятии является одним из наиболее сложных вопросов производственного учета. Между тем, порядок оценки незавершенного производства также должен найти свое отражение в учетной политике предприятия.

Методы оценки незавершенного производства в бухгалтерском учете и отчетности определены пунктами 63 и 64 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», которое утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н.

Незавершенное производство в массовом и серийном производстве отражается в учете:

— по фактической производственной себестоимости;

— по нормативной (плановой) производственной себестоимости;

— по прямым статьям затрат;

— по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в отчетности по фактически произведенным расходам.

Выбирая тот или иной способ оценки незавершенного производства, достаточно подробно описать его в своей учетной политике.

Таким образом, выбор техники и формы бухгалтерского учета в значительной мере отражает содержание учетной политики на предприятии.

В следующей главе данной выпускной квалификационной работы проведем анализ учетной политики ООО «Омега» и разработаем рекомендации по ее совершенствованию.

2. Анализ действующей учетной политики

2.1 Экономическая характеристика организации ООО «Омега»

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Омега» было создано в соответствии с решением учредителей протокол собрания № 3 от 29.04.2002 г.

Учредителями общества являются физические лица.

Деятельность ООО «Омега» осуществляется в соответствии с действующим законодательством: Гражданским Кодексом РФ, Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Уставом.

Общество является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, собственное наименование, реквизиты, эмблему, печать со своим наименованием, расчетный счет в банке.

Организация имеет уставный капитал в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Основными видами деятельности ООО «Омега» являются:

— торгово-закупочная деятельность;

— строительно-монтажные работы;

— бытовые услуги;

— производство продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления;

— посредническая деятельность;

— сбор, обработка и реализация вторсырья;

— сбор, переработка и реализация лома и отходов черных и цветных металлов.

Наиболее доходным видом деятельности для организации является прием и переработка черных и цветных металлов. Организация скупает у предприятий и частных лиц металл, перерабатывает, а затем реализует. Металл поставляется в город Новотроицк (Челябинская область), в Магнитогорский металлургический комбинат, на Северский трубный завод г. Екатеринбург.

ООО «Омега» имеет следующую структуру:

— Транспортно-механизированный участок.

— Цех металлообработки.

— Материальный склад.

— Склад готовой продукции.

Цель организации — получение прибыли, повышение рентабельности. Качество является главным приоритетом в любом действии в рамках организации, что подтверждается наличием на ООО «Омега» постоянно совершенствующейся системы качества, разрабатываемой на базе международного стандарта.

Размер уставного фонда организации по состоянию на 1 октября 2009 года составляет 10 тысяч рублей, размер добавочного капитала 120 тысяч рублей.

ООО «Омега» на 1 октября 2009 г. имеет основные средства по первоначальной стоимости — 1099 тысяч рублей; сумма амортизационных отчислений — 299 тысяч рублей; остаточная стоимость основных средств — 800 тысяч рублей. Удельный вес основных средств к валюте баланса на 1 октября 2009 г. составляет 15,6 процента.

Фактическая среднесписочная численность работников на 01 октября 2009 года составляет 21 человек, в том числе рабочие — 15 человек. Основная часть — стропальщики и газорезчики.

В организации бухгалтерский учет осуществляет специальная служба — бухгалтерия. Это самостоятельное подразделение возглавляет главный бухгалтер. Главный бухгалтер действует в соответствии с Указом Президента, имеющего силу Закона о бухгалтерском учете от 26.12.1995 г. Главный бухгалтер подчиняется руководителю организации.

Структура бухгалтерии зависит от характера деятельности организации, от объема и уровня автоматизации учетных работ. Для организации характерна линейная форма построения аппарата бухгалтерии. Численность работников бухгалтерии составляет три человека.

Схематично структуру бухгалтерского аппарата можно представить следующим образом (рисунок 1).

Рис. 1. Организационная структура бухгалтерии ООО «Омега»

Распределение обязанностей между сотрудниками бухгалтерии основывается по функциональному принципу. Функциональный принцип разделения труда позволяет бухгалтерам иметь полное представление о ходе учетных работ, приближает его к учитываемым объектам, создает условия для полной и равномерной загрузки каждого счетного работника. При таком распределении работ требуется квалифицированные кадры. Распределение обязанностей между сотрудниками бухгалтерии находит выражение в должностных инструкциях организации. Работники бухгалтерии ознакомлены с должностными инструкциями. Разработка должностных инструкций является одним из существенных этапов в планировании учетных работ.

Основные функции, выполняемые бухгалтерией организации:

— учет материально-производственных запасов (основных средств, материалов, топливо, запасных частей);

— учет расчетов по оплате труда (начисление заработной платы, удержания из заработной платы, отчисления в пенсионный фонд);

— учет финансовой деятельности (готовой продукции, товаров, реализации продукции, прибыли, фондов и резервов);

— учет затрат на производство (вспомогательного производства, простоев, потерь от брака, расходов будущих периодов, основного производства);

— учет денежных операций (денежных средств в кассе, на расчетном счете, расчетов с поставщиками, прочими кредиторами, расчетов с бюджетом, расчетов по отчислениям и платежам);

— составление бухгалтерской отчетности.

В ООО «Омега» главный бухгалтер отвечает за ведение бухгалтерского учета и своевременное составление бухгалтерской отчетности на основе данных первичных документов и бухгалтерской записей и представление ее в установленном порядке в соответствующие органы. В организации установлены жесткие сроки подготовки внешней бухгалтерской отчетности. Сроки предоставления бухгалтерской отчетности внешним пользователям (в органы налоговой службы, в банк) устанавливается учетной политикой организации. При составлении бухгалтерских отчетов и налоговой отчетности обеспечивается соблюдение следующих условий: полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета; осуществляются записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании оформленных документов; правильная оценка статей баланса. Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности следующие: достоверность и полнота, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. При ведении бухгалтерского учета соблюдается учетная политика.

2.2 Анализ финансового состояния ООО «Омега»

В связи с переходом к рыночной экономике коренным образом изменяются условия функционирования организаций. Для того чтобы выжить, организация должна проявлять инициативу, предприимчивость и бережливость. Залогом выживаемости и основой стабильного положения служит его финансовая устойчивость, эффективное производство, конкурентоспособность. Успех дела также обеспечивает квалифицированное руководство, которое располагает полной информацией о финансовом состоянии и хозяйственной деятельности организации и способно прогнозировать ее дальнейшее развитие.

Оценка финансового состояния организации является частью финансового анализа и характеризуется совокупностью показателей баланса по состоянию на начало и на конец года. О финансовом положении организации свидетельствуют состав и структура ее активов, капитала и обязательств по состоянию на начало и конец года; изменения в размещении средств и источниках их формирования на конец года по сравнению с началом года; приращение собственного и заемного капитала и изменение рентабельности активов за исследуемый 2003;2004 годы. Это позволит выявить причины отклонений и оценить перспективы развития финансового положения организации в будущем.

Информационной базой анализа является: Форма № 1 «Бухгалтерский баланс», Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», Главная книга и другие (Приложение 3).

Для оценки финансового состояния и разработки методов повышения эффективности деятельности организации необходимо проведение комплексного финансового анализа и оценки состояния ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости организации. Целью финансового анализа является оценка прошлой деятельности и положение ООО «Омега» на данный момент (таблица 4).

Таблица 4. Исходные данные для анализа и оценки финансовых результатов деятельности ООО «Омега» за 2003;2004 гг., 9 месяцев 2009 г.

№ строки

Наименование показателя

2003 г., тыс. руб.

2004 г., тыс. руб.

9 месяцев 2009 г.

А

Б

120 Ф № 1

Основные средства

190 Ф № 1

Внеоборотные активы

220 Ф № 1

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

260 Ф № 1

Денежные средства

;

;

;

290 Ф № 1

Оборотные активы

490 Ф № 1

Капитал и резервы

620 Ф № 1

Кредиторская задолженность

010 Ф № 2

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

020 Ф № 2

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

(1936)

(7154)

(3261)

030 Ф № 2

Коммерческие расходы

(767)

(2804)

(1339)

050 Ф № 2

Прибыль (убыток) от продаж

(44)

+1575

+108

100 Ф № 2

Прочие операционные расходы

(23)

(10)

(14)

140 Ф № 2

Прибыль (убыток) до налогообложения

(71)

+1518

+94

а) К важнейшим показателям, характеризующим результаты производственной деятельности ООО «Омега» относится выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг. Аналитические данные свидетельствуют о том, что выручка от продажи в 2004 году по сравнению с 2003 годом значительно возросла — на 334 процента (Приложение 3).

Убыток, полученный в 2003 г. объясняется отсутствием лицензии на сбор и переработку металла. Период согласования лицензии длился 7 месяцев, поэтому объем отгруженной продукции значительно снизился. За 9 месяцев 2009 года выручка от продажи составила 4708 тыс. руб., что в два раза меньше чем за тот же период 2004 г. Это объясняется отсутствием покупателей, что свидетельствует об ухудшении работы отдела сбыта ООО «Омега».

б) Коэффициент текущей ликвидности — основополагающий показатель для оценки финансовой состоятельности организации, достаточности имеющихся у организации оборотных средств, которые при необходимости могут быть использованы для погашения краткосрочных обязательств.

Ктек.лик.=ОА/КО, (1)

где Ктек.лик. — коэффициент текущей ликвидности;

ОА — оборотные активы;

КО — краткосрочные обязательства.

Ктек.лик. 2003 г. = 1752 /1615 = 1,1;

Ктек.лик. 2004 г. = 2157 /2486 = 0,9;

Ктек.лик. 9 мес. 2009 =2312/2239=1,0.

Значение коэффициента текущей ликвидности должно находиться в пределах от 1 до 2. Данные расчетов свидетельствуют о том, что активы ООО «Омега» находятся в обороте, свободных средств для погашения краткосрочных обязательств недостаточно.

в) Коэффициент финансирования рассчитывается отношением собственных средств к заемным средствам:

Кфин.=СК/ЗК, (2)

где Кфин. — коэффициент финансирования;

СК — собственный капитал;

ЗК — заемный капитал.

Кфин.2003 г. = 299 /1615 = 0,2;

Кфин.2004 г. = 1393 /2486 = 0,6;

Кфин.9 мес. 2009 г.= 1285/2239=0,6.

Если на начало 2004 года величина собственного капитала не соответствовала его нормативному значению (0,1), а именно в 0,2 раза была меньше величины заемного капитала, то к концу 2004 года коэффициент финансирования стал еще ниже и это означает, что большая часть имущества сформирована за счет заемных средств, что свидетельствует об опасности неплатежеспособности ООО «Омега». По итогам 9 месяцев 2009 года положение не изменилось г) В конце года, организация, подводя итоги своей деятельности, оценивает рентабельность своей деятельности, то, насколько она улучшила финансовое положение, упрочила свой статус на рынке.

Это коэффициенты рентабельности:

— рентабельность активов;

— рентабельность продаж.

Рентабельность активов отражает величину прибыли, приходящейся на каждый рубль активов. Она рассчитывается следующим образом:

РА=Рд/н /А, (3)

где РА — рентабельность активов;

Рд/н — прибыль до налогообложения;

А — актив баланса.

РА 2004 г. = 1518/2627+2157*100 =31,7%;

РА 9 месяцев 2009 г.=94/2800+2312*100=1,84%.

В 2003 году организация сработала убыточно, поэтому рентабельность рассчитать не представляется возможным. За 9 месяцев 2009 г. рентабельность составила 1,84%. Это очень низкий показатель.

д) Рентабельность продаж отражает долю прибыли организации в каждом заработанном рубле и рассчитывается:

РN=Рреал./N, (4)

где РN — рентабельность от продаж;

Рреал. — прибыль от продаж;

N — выручка от продаж.

Р N2004г= 1575 / 11 533*100 = 13,7%;

Р N9 месяцев 2009 г=108/4708*100=2,3%.

Рентабельность продаж ООО «Омега» в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличилась на 13,7%. (таблица 5).

Таблица 5. Показатели, характеризующие финансовую устойчивость ООО «Омега»

№ пп

Показатель

Рекомендуемое значение

Значение показателя

9 мес. 2009

А А

Б

Коэффициент текущей ликвидности

1−2

1,1

0,9

1,0

Коэффициент финансирования

>1

0,2

0,6

0,6

Рентабельность активов (%)

31,7

1,84

Рентабельность продаж (%)

13,7

2,3

Результаты анализа финансовой устойчивости показывают наличие как положительных, так и отрицательных тенденций. Показатель, характеризующий результативность финансово-хозяйственной деятельности — это рентабельность организации.

Низкий уровень рентабельности основной деятельности является негативным показателем вследствие финансового кризиса в России и объясняется элементарным отсутствием средств у покупателей. Рентабельность продаж отрицательно характеризует коммерческую деятельность организации. В ООО «Омега» хуже стал работать отдел сбыта. На рынке сложилась неблагоприятная ситуация и не удается увеличить цену на продукцию. Есть настораживающие факторы, что позволяет предположить некоторый застой в производственной сфере. Это возросшая конкуренция со стороны других организаций, отсутствие расширения ассортимента выпускаемой продукции, невозможность снижения цен на готовые изделия и прочие.

Для оценки деловой активности рассчитаем коэффициенты оборачиваемости оборотных активов: запасов, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности, собственного капитала:

Кобор.ОА=N/ОАср., (5)

где Кобор.ОА — коэффициент оборачиваемости оборотных активов;

N — выручка от продаж;

ОАср. — средняя стоимость оборотных активов.

Кобор. ОА 2003 г.=2659/1493=1,78;

Кобор. ОА 2004 г.=11 533/1954=5,9;

Кобор. ОА 9 месяцев 2009 г=4708/1377=3,42.

Из приведенных расчетов видно, что оборачиваемость оборотных активов в 2004 году по сравнению с 2003 годом возросла на 4,12 единиц. За 9 месяцев 2009 г. коэффициент оборачиваемости оборотных активов составил 3,42 единицы. Судя по показателю за 2004 год, оборачиваемость активов за 2009 год ожидается такой же.

Кобор.МПЗ=С/МПЗср., (6)

где Кобор. МПЗ — коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов;

С — себестоимость реализованных товаров, работ, услуг;

МПЗср. — средняя стоимость запасов.

Кобор. МПЗ 2003=2703/654=4,13;

Кобор. МПЗ 2004=9958/1271=7,83;

Кобор. МПЗ 9 месяцев2009=4600/1440=3,19.

Коэффициент оборачиваемости запасов в 2004 году по сравнению с 2003 годом возрос на 3,7 единиц. Это говорит о том, что оборачиваемость запасов почти в 1,5 раза ускорилась. Коэффициент оборачиваемости за 9 месяцев 2009 года показывает, что за 2009 год будет такой же показатель, как за 2004 год.

Кобор. Дтзд=N/ДЗср., (7)

где Кобор. Дт зд — коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;

N — выручка от продаж;

ДЗср. — средняя величина дебиторской задолженности.

Кобор. Дт зд2003=2659/783=3,39;

Кобор. Дт зд2004=11 533/576=20,02;

Кобор. Дт зд 9 мес 2009=4708/982=4,79.

Из приведенных расчетов мы видим, что оборачиваемость дебиторской задолженности ускорилась в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 16,63 единицы, что говорит об улучшении работы с дебиторами в 2004 году. За 9 месяцев 2009 года мы видим замедление оборачиваемости дебиторской задолженности.

Кобор.СК=N/СКср., (8)

где Кобор. СК — коэффициент оборачиваемости собственного капитала;

N — выручка от продаж;

СКср. — средняя стоимость собственного капитала.

Кобор. СК2003=2659/337=7,89;

Кобор. СК2004=11 533/846=13,63;

Кобор. СК 9мес2009=4708/1339=3,52.

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала возрос в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 5,74 единиц. Это связано со значительным увеличением в конце 2004 года нераспределенной прибыли. Показатель за 9 месяцев 2009 года свидетельствует о том, что за 2009 год результаты оборачиваемости собственного капитала будут такие же, как в 2003 году.

Кобор.КЗ=N/КЗср., (9)

где Кобор. КЗ — коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности;

N — выручка от продаж;

КЗср. — средняя величина кредиторской задолженности.

Кобор. КЗ2003=2659/1378=1,93;

Кобор. КЗ2004=11 533/2050=5,63;

Кобор. КЗ 9мес2009=4708/2362=1,99.

Из приведенных расчетов видно, что оборачиваемость кредиторской задолженности ускорилась на 3,7 единицы в 2004 году по сравнению с 2003 годом. За 9 месяцев 2009 года коэффициент оборачиваемости показывает, что оборачиваемость кредиторской задолженности за 2009 год ожидается быть на среднем уровне. В связи с ускорением оборачиваемости всех элементов оборотных активов, скорость оборачиваемости оборотных активов в 2004 году значительно возросла (таблица 6).

Таблица 6. Показатели, характеризующие деловую активность ООО «Омега»

№ пп

Показатель

Значение показателя

9 мес. 2009

А

Б

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

1,78

5,9

3,42

Коэффициент оборачиваемости запасов

4,13

7,83

3,19

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

3,39

20,02

4,79

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

7,89

13,63

3,52

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

1,93

5,63

1,99

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рост деловой активности ООО «Омега» сопровождался понижением экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.

2.3 Анализ учетной политики ООО «Омега» в организационно-техническом аспекте

Учетная политика организации — это совокупность способов, принимаемых руководителем ООО «Омега» для ведения бухгалтерского учета и раскрытия финансовой отчетности, в соответствии с их принципами и основами и является своего рода внутреннем законом организации.

При формировании и использовании учетной политики соблюдаются следующие принципы учета:

— Начисление. Доходы и расходы признаются в бухгалтерском учете и отражаются в финансовых отчетах по мере их возникновения.

— Понятность. Информация, представляемая в финансовых отчетах понятна пользователям.

— Достоверность. Информация является достоверной, в ней отсутствует существенная ошибка или предвзятость.

— Значимость. Финансовая информация является значимой для того, чтобы удовлетворять потребности пользователя в процессе принятия им решений и помогает ему в оценке хозяйственной деятельности.

— Существенность. Учетная политика направлена на раскрытие в финансовых отчетах информации, которая является существенной, если ее пропуск и неправильное представление могут повлиять на экономические решения пользователей финансовой отчетности.

— Последовательность. Учетная политика выбранная организацией применяется последовательно от одного отчетного периода к другому.

— Сопоставимость. Финансовая информация является сопоставимой от одного отчетного периода в другой. Пользователи информированы об учетной политике, используемой организацией при подготовке финансовой отчетности, всех изменениях в этой политике и результатах этих изменений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой