Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

От древней Руси до реформ Петра 1: культура, как часть государственности

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Петровская эпоха в истории и культуре России не без оснований ассоциируется с благими делами, великими начинаниями, грандиозными свершениями, осуществленными силовым путем, административно-командными методами и сопровождавшими их репрессиями. Противоречие петровской модернизации России как раз и заключается в средневековом способе выхода из Средневековья и приобщения к новоевропейским ценностям… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Культура Новгородско-Киевской Руси
  • Культура Русских земель в XII — XIV веках
  • Русская культура в период образования единого государства
  • Развитие русской культуры в XVIII веке
  • Заключение
  • Список литературы

От древней Руси до реформ Петра 1: культура, как часть государственности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тяжелое положение народных масс препятствовало распространению в их среде широкой образованности. Во второй половине XVI в. уровень преподавания поднялся, что нашло, в частности, свое выражение в успехах русской грамматики. Если раньше главным источником грамматических знаний на Руси служило рассуждение «о восьми частях слова», приписываемое Иоанну, экзарху болгарскому, то в описываемое время большим распространением пользовались грамматические труды Максима Грека. М. Грек отражал не только первые образцы филологической критики текстов, но и затрагивал чисто грамматические, в том числе и синтаксические вопросы (об употреблении предлогов, союзов и т. д.). Помимо его трудов в обращении находилось много и анонимных рукописных руководств по грамматике, где преподносились сведения по орфографии, классификации гласных и согласных, данные о просодиях (надстрочных знаках и знаках препинания), а также общие сведения по морфологии и синтаксису языка.

Первая печатная русская грамматика была издана первопечатником Иваном Федоровым в 1574 г. во Львове. Во второй половине XVI в. незнание грамматики рассматривалось как невежество. Примерно в это же время в школьный обиход начало внедряться и преподавание арифметики.

Именно в XVI в. во второй половине столетия появляется первая русская арифметика, хотя задолго до этого практические арифметические знания были широко распространены среди духовенства и посадского населения. В рукописях второй половины XVI в. фигурируют русские меры, приводятся примеры из русской жизни и преподносится русская же система устного исчисления. Различались две системы исчисления — простая («малое число») и более сложная («число великое словенское»). Первая различала единицы, десятки, сотни, тысячи, десятки тысяч или тьмы, сотни тысяч или легионы и миллионы или леондры. Во второй системе некоторые из этих терминов употреблялись уже в другом значении: «тьма» означала миллион, «легион» — триллион, «леондр» — легион легионов (триллион триллионов) или септиллион и, наконец, «ворон» — леондлеондров, т. е. число, состоящее из 49 цифр.

В описываемое время в арифметических рукописях впервые рассматриваются действия с дробями, хотя с понятием дроби оперировали уже в XI в. В арифметиках XVI в. числитель назывался «верхним числом», а знаменатель — «исподним числом». В примерах практиковалось сокращение дробей. Тут же излагалось тройное правило («строка тройная»), которое широко практиковалось при решении разнообразных задач на темы, касающиеся торговли и ссудных операций. Во второй половине XVI в. на Руси существовало, по крайней мере, два типа школ — в одних дело ограничивалось преподаванием простой грамоты, Часослова, Псалтыри, в других же, после усвоения этих предметов, учащиеся переходили на более высокую ступень обучения и изучали грамматику, арифметику, а может быть и некоторые другие предметы.

Государственная власть, нуждавшаяся ввиду расширения дипломатических связей с иноземными государствами в образованных деятелях, которые знали бы иностранные языки, посылала молодых русских людей за границу специально для обучения языкам. Интерес к изучению иностранных языков проявляли и частные лица. Образование Русского государства во главе с Москвой привело к новому подъему культуры. Большие перемены в жизни русских земель, связанные с их объединением и установлением самодержавной власти, а также с борьбой против внешних и внутренних врагов нашли отражение в произведениях устного народного творчества. Об этом свидетельствуют народные песни и преследовавшийся властями народный театр скоморохов, высмеивавших богатые слои общества.

После образования Московского государства Русь начинает постепенно отходить от последствий татаро-монгольского нашествия. Начинает развиваться архитектура, живопись, прикладное искусство. Большое распространение получают произведения устного народного и музыкального творчества. Постепенно даже в низкие слои населения начинает проникать грамотность, русский народ стремится к образованию. Широкое развитие получает народный театр и обрядные развлечения. Все проявления культуры оказывают непосредственное влияние на жизнь и деятельность простого русского народа, которые вносит определенную лепту в развитие различных художественных и музыкальных направлений культуры. Развитие русской культуры в XVIII веке

Петровская эпоха в истории и культуре России не без оснований ассоциируется с благими делами, великими начинаниями, грандиозными свершениями, осуществленными силовым путем, административно-командными методами и сопровождавшими их репрессиями. Противоречие петровской модернизации России как раз и заключается в средневековом способе выхода из Средневековья и приобщения к новоевропейским ценностям. Если бы Петр I действовал по-другому, вряд ли в столь короткие сроки было бы осуществлено беспрецедентное обновление страны, появилось бы много такого, чего раньше или вообще не было, или почти не было. Огромное значение Петр придавал созданию новой, ориентированной на Западную Европу культуры. Не случайно именно в это время была учреждена Академия наук, стала выходить первая русская газета («Ведомости»), открылись первый публичный театр, первый музей («Кунсткамера»), а живопись, архитектура, образование приобрели много общего с европейскими. Основанная Петром I мощная империя по своей морфологии — сложный комплекс и традиционно русских, и западных, и восточных политических реминисценций и инноваций, порожденных на свет потребностями текущей ситуации и исторической необходимостью. Но главные составляющие того здания российской государственности, которое было воздвигнуто Петром I, — это абсолютизм, то есть форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная власть, и этатизм, то есть всесилие государства и безусловный приоритет государственных интересов над интересами как общества, так и частных лиц. Петровскую модернизацию России неправомерно рассматривать вне контекста Великого посольства 1697−1698 гг., пусть структурообразующие последствия этой познавательной и практически полезной миссии не всегда очевидны. Более всего взаимосвязь и взаимовлияние Великого посольства и развернувшихся в стране в конце XVIIначале XVIII века реформ прослеживается в аккумулировании накопленных в течение полутора лет — а именно столько времени продолжалось посольство — практических навыков и полезной информации в области науки и техники. Сконструированная и модернизированная под руководством и по замыслу Петра I Россия должна была больше походить не на западноевропейские страны, а на военно-бюрократические державы Азии, но быть по-европейски научно-технически оснащенной. В соответствии с этой установкой в период пребывания как в Нидерландах, так и в Англии — наиболее промышленно развитых по тому времени государствах — Петр I большую часть времени проводил на верфях и фабриках, чередуя работу и ученичество с посещением музеев, ботанических садов, научных лабораторий.

Если говорить о культурной программе царя за границей, то и опере, и драматическим спектаклям он предпочитал анатомические театры, балам — операционные и мастерские, светским приемам и развлечениям — ознакомление с университетами и обсерваториями. Аккультурация, приобщение России к европейскому опыту на уровне удовлетворения утилитарно-прикладных потребностей — важнейший итог и существенный феномен петровской модернизации. Особенностью освоения этого опыта была первоначальная локализация его главным образом в новопостроенном Петербурге, а затем уже его постепенное и небезболезненное распространение по стране. Новая столица, таким образом, как бы играла роль модели, на которую равнялись и по которой сверяли ход преобразований на местах. Но европеизация России имела свои пределы. Впрочем, глобальной вестернизации не предполагал и сам великий реформатор. И все же Петр I был активным и неутомимым проводником и адептом европейских новшеств и западного опыта. В этом смысле его самого правомерно считать уникальной живой моделью.

Ведь именно он задавал главный тон в развернувшихся преобразованиях, жестко и неумолимо, твердой рукой внедрял новые, непривычные ценности и установления взамен старых и укоренившихся. Патерналистский тезис царя — подданных «яко детей» надлежит наставлять во всем и вся — не дает представления о социальной жестокости, крутизне и твердости добивавшегося своих целей преобразователя. Но брутальность и самодержавный экстремизм были обусловлены также устойчивостью и неподатливостью к переменам и новшествам самого народа, упорно державшегося и цеплявшегося за старое, привычное житье-бытье, не желавшего нововведений и перемен и сопротивлявшегося им. Таким образом, создалась противоречивая ситуация, при которой энергичный напор царя-преобразователя встретил не менее сильный, хоть и глухой массовый отпор народа, и в результате при внедрении нового несущие конструкции, базовые ценности и символы, составляющие единую и целостную культурную систему, ее золотой запас, были потеснены и ужаты, но сохранены. Заключение

Осмысление культуры началось еще в праруси во времена восточнославянского язычества. С крещением и избранием византийского православия как самого прекрасного в мире богослужения красота еще более утверждается в своих позициях и находи воплощение не только в празднично-торжественной эстетике обряда, но и в иконописи, книжности, народной словесности, декоративно-прикладном искусстве. Первыми мыслителями и выразителями культурных идей были художники — изографы, миниатюристы, создатели икон и фресок. Во времена Московской Руси неизреченное в понимании культуры и ее предназначения соседствует с изреченным. Идея соборности пронизывала все русское духовно-культурное пространство второй половины XIV — начала XVвеков, но главным ее проводником и вдохновителем был основатель и игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский. Развитие русской культурной мысли нашло яркое воплощение в спорах о красоте, которые вели в XVIIвеке знаменитый художник Симон Ушаков и его друг, тоже живописец, автор «Трактата» об иконописании Иосиф Владимиров с протопопом Аввакумом и его сторонниками. Главный предмет полемики — вопрос о том, можно или нельзя нарушать строгие правила и нормы и каноны, закрепленные русской православной традицией храмовой архитектуры и живописи. Петровская модернизация страны, крутой поворот России в сторону Западной Европы вызвали еще более острую и затяжную дискуссию о судьбах русской культуры, о том, правильный ли ошибочный выбор сделал русский царь.

Список литературы

Балакина Т. И. История русской культуры. — М., 1996

Домострой / под ред. В.Сенина. — Санкт-Петербург, 1992

Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. — М., 1992

Кравченко А. И. Культурология. — М., 2000

Кравченко А. И. Культурология. — М., 2008

Лихачев Д. С. Русская культура. — М., 2000

Очерки истории СССР. Период феодализма конец XV в. — начало XVII в. — М., 1955

Покровский М. Н. Русская история. — М., 1934

Сапронов П. А. Русская культура IX — XXвеков.: Опыт осмысления. — СПб, 2005

Соловьев В. М. Культурология. — М., 2006.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.И. История русской культуры. — М., 1996.
  2. Домострой / под ред. В.Сенина. — Санкт-Петербург, 1992.
  3. Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. — М., 1992.
  4. А.И. Культурология. — М., 2000.
  5. А.И. Культурология. — М., 2008.
  6. Д.С. Русская культура. — М., 2000.
  7. Очерки истории СССР. Период феодализма конец XV в. — начало XVII в. — М., 1955.
  8. М.Н. Русская история. — М., 1934.
  9. П.А. Русская культура IX — XXвеков.: Опыт осмысления. — СПб, 2005.
  10. В.М. Культурология. — М., 2006.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ