Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Оптимизация межличностных отношений и взаимодействий в системе «учитель-ученик»: на материале индивидуальных занятий художественно-творческой деятельностью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенно острой представляется в рассматриваемом ракурсе оптимизация межличностных, диадических1 отношений и взаимодействий в системе «учитель — ученик». Между тем, эти отношения в области обучения художественно-творческим профессиям, где работа проводится, как правило, на основе диадических, «парных» контактов в рамках индивидуальных занятий, где личность непосредственно, напрямую… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ, ПЕРВАЯ
  • ГЛАВА. ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПЕРЕМЕН В РОССИИ КОНЦА XX — НАЧАЛА XXI ВВ
    • 1. ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ (ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫХ) ОТНОШЕНИЙ В
    • 4. ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
  • ВТОРАЯ ГЛАВА. ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: ИСТОРИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАКУРС
    • 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА
    • 3. СИСТЕМА «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК» В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ
  • ТРЕТЬЯ ГЛАВА. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
    • 1. ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ТРУДАХ КЛАССИКОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ
    • 2. УЧИТЕЛЬ И ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • 3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
    • 4. ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 5. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУБЪЕКТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
  • ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВА. СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В РАМКАХ ДИАДИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
    • 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ДИАДИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
    • 2. ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА В ДИАДИЧЕСКОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИИ
    • 3. ПРОЦЕССЫ ОБЩЕНИЯ В ДИАДИЧЕСКОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ
  • ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ,
    • 3. ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГУМАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
    • 4. ДИАДИЧЕСКАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
  • ПЯТАЯ ГЛАВА. ОПТИМИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В СИСТЕМЕ «УЧИТЕЛЬ — УЧЕНИК»: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
  • ШЕСТАЯ ГЛАВА. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ ДИАДИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Оптимизация межличностных отношений и взаимодействий в системе «учитель-ученик»: на материале индивидуальных занятий художественно-творческой деятельностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кардинальные изменения, происходящие сегодня на социокультурном пространстве России, выдвигают на повестку дня ряд важных проблем, включая и психолого-педагогические. В числе последних — проблема оптимизации межличностных отношений и учебных взаимодействий между современной учащейся молодёжью и преподавательским корпусом.

Новая общественно-политическая и экономическая ситуация в стране, — новые аксиологические приоритеты формируют новую ментальность у значительной части российского общества, прежде всего его молодёжной части. Жизнь вносит заметные коррективы в сложившиеся за последние десятилетия взаимоотношения между поколениями «отцов и детей». Естественно, это сказывается на отечественной педагогике во всех ее аспектах, включая межличностных контакты и взаимодействия между теми, кто учит, и кого учат.

Каковы же основные тенденции, которые обнаруживаются сегодня в этой сфере? Сравнительно-сопоставительный анализ исследовательских данных, касающихся особенностей поведения учителей в различных ситуациях (включая и так называемые конфликтные ситуации), свидетельствует об определенном изменении (причем, зачастую стихийном изменении) поведенческих стратегий многих педагогов, об определенных стилевых метаморфозах в их деятельности. Налицо ощутимый отход от теории и практики педагогического авторитаризма, от использования «силовых приёмов» в разрешении возникающих в учебном процессе конфликтов и межличностных противоречий. Всё явственнее в рядах практикующего учительства — в частности, в сфере художественного воспитания и образования, — просматривается установка на продуктивный диалог с учащимися, на активизацию интерактивных взаимоотношений с ними. Между тем, именно в области художественно-творческой педагогики (включая и музыкальную педагогику) серьёзного научно-теоретического обоснования указанные тенденции до настоящего времени не получили. Возможно, по этой причине гуманистическая парадигма, выдвинутая на повестку дня известными реформами в российском социуме, оказалась «де-факто» недостаточно эффективной, не в полной мере реализуя свой потенциал. Подчас лишь сугубо внешне, формально декларируется необходимость ориентировать учащихся на самообразование и самовоспитание, на выработку у них умения адаптироваться к новым, непривычным условиям профессиональной деятельности.

Явственно ощущается дефицит современных, методологически обоснованных подходов к учебной работе с учащимися различных степеней и уровней одарённости. Не учитываются в широкой, массовой практике преподавания реальные изменения, происходящие сегодня в мотивационно-потребностной сфере современной молодёжи, её ментальных основаниях, её аксиологических приоритетах и установках.

Перечень подобных недочётов и «узких мест» мог бы быть продолжен. Обобщая сказанное, можно утверждать, что всё более опредёленно и рельефно вырисовывается сегодня противоречие между жизненными и учебно-образовательными реалиями, с одной стороны, и, с другой стороны, — теоретико-методологическим обоснованием новых, актуальных подходов и педагогических диспозиций в работе с учащимися, прежде всего, в области художественно-творческого (музыкального и др.) воспитания и образования. Отсюда — АКТУАЛЬНОСТЬ настоящего исследования.

Особенно острой представляется в рассматриваемом ракурсе оптимизация межличностных, диадических1 отношений и взаимодействий в системе «учитель — ученик». Между тем, эти отношения в области обучения художественно-творческим профессиям, где работа проводится, как правило, на основе диадических, «парных» контактов в рамках индивидуальных занятий, где личность непосредственно, напрямую взаимодействует с личностью, исключительно важны. Только оптимально налаженные межличностные интерактивные отношения и взаимодействия в указанной сфере позволяют обеспечить продуктивное сочетание всех сторон учебно-воспитательной деятельности — дидактической, профессионально-ориентированной, предметно-практической и информационно-коммуникативной (в широком толковании этого термина).

СОСТОЯНИЕ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.

Взаимоотношения субъектов учебно-образовательного процесса рассматривались до последнего времени в основном в русле доминировавшей в предыдущие десятилетия парадигмы авторитарной, командно-административной педагогики. Это имело под собой, как известно, вполне объективные основания, детерминировалось условиями места и времени, а потому не требует дополнительных разъяснений и комментариев. Причем упор делался, как отмечалось выше, на анализ взаимоотношений учителя с классом, с группой, с коллективом учащихсяакцентировался, иными словами, социально-педагогический аспект проблемы. Что касается диадических, профессионально-ориентированных контактов в ходе обучения, то им уделялось значительно меньшее внимание.

И еще одно обстоятельство следует принимать во внимание при анализе научной разработанности проблемы. При обращении к вопросам межличностного, «парного» взаимодействия — в тех нечастых случаях, когда это имело место в научно-педагогических исследованиях — не учитывались, как Диадические отношения — от лат «dias», двое, вдвоём.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Проблема оптимизации межличностных отношений и взаимодействий учителя и ученика находится сегодня в эпицентре внимания российской педагогической науки и практики. Актуальность её проистекает из противоречия между сложившимися на сегодня социокультурными и учебно-образовательными реалиями, с одной стороны, — и, с другой стороны, недостаточной разработанностью теоретико-методологических подходов и педагогических диспозиций в работе с современной молодёжью. Особенно остро стоит указанная проблема в учебных заведениях художественно-творческого профиля, где само обучение строится в значительной своей части на основе диадических («парных»), интерактивных взаимодействий учителя и ученика в рамках индивидуальных занятий и где конфликтные ситуации возникают, как показывает практика, достаточно часто.

2. Изменения в экономической и социокультурной ситуации, имевшие место в последние десятилетия, оказали значительное влияние на российское общество, в том числе на генерацию современной учащейся молодёжи — её ментальность, жизненные позиции, аксиологические приоритеты, её самосознание, установки, отношения, запросы и др. Это сказалось на отечественной педагогике во всех её аспектах и проявлениях — на отношениях между различными поколениями и группами людей, на межличностных контактах и взаимодействиях тех, кто учится, и тех, кто учит. Возникла необходимость существенных корректив в поведенческих стратегиях педагогов, работающих на различных участках отечественной системы воспитания и образованияочевидной стало требование серьёзных метаморфоз в учебно-воспитательной практике учителей, включая, естественно, и учителей-музыкантов.

Педагогическая деятельность во всём многообразии её ипостасей не сводима, разумеется, к межличностным, интерперсональным отношениям и взаимодействиям учителей и учеников, однако эти отношения выступают в качестве принципиально важных, базовых процессов, определяющих успешность функционирования учебно-образовательной системы в целом, являющихся своего рода индикатором её профессиональной культуры.

Представляя собой сложную, многослойную, подчас стохастично развивающуюся структуру, отечественная педагогика на современном этапе её развития несёт на себе зримо видимый отпечаток времени со всеми присущими ему внутренними противоречиями, проблемами, рудиментами прошлого и проч., проявляющимися по разным направлениям, включая и те, которые связаны с межличностными контактами субъектов учебно-образовательной деятельности.

3. Рассмотрение основных структурных компонентов, релевантных природе и характеру музыкальных занятий, приводит к заключению, что приоритетное место среди них — если иметь в виду конкретно процессы межличностной коммуникации и общения — должно принадлежать таким компонентам как: а) Интерактивность, понимаемую в данном случае как способность одного индивида (учителя) принимать роль другого (ученика), «видеть мир с его точки зрения» (А.А.Мелик-Пашаев) — способность эмпатического вчувствования во внутренние, эмоционально-психологические состояния партнёра по учебному взаимодействиюспособность к сопереживанию и поддержке «ближнего» в различных ситуативно варьируемых видах и формах. Предполагая углублённую психологизацию всего комплекса коммуникативных связей и отношений между учителем и учеником, интерактивность — как принцип диадических контактов и взаимодействийсоздаёт необходимые (хотя и не всегда достаточные) условия повышения качественного уровня обучения, в том числе и в сфере занятий художественно-творческой деятельностью. б) Смена функционально-ролевых взаимодействий учителя и ученика, противопоставляемая одномерному и ограниченному в своём потенциале авторитарно-установочному стилю преподавания. Будучи альтернативным прямолинейному детерминизму в обучении, метод смены-чередования функционально-ролевых взаимодействий не только эффективен по линии учебно-образовательной результативности, но и даёт несомненные преимущества в том, что касается установления и поддержания нормального эмоционально-психологического «климата» в занятиях, в межличностных диадических взаимоотношениях двух субъектов учебного процесса. в) Принцип диалогизации учебного процесса, актуальность которого обусловлена особыми обстоятельствами, присущими занятиям в музыкально-исполнительских классах. В настоящем исследовании показано, что в области художественно-творческой педагогики — музыкальной, театральной и др. — её субъекты (учитель — ученик) взаимодействуют в весьма специфических условиях: в контексте освоения и интерпретации художественного образа. Последний служит средоточием, точкой приложения усилий (интерпретаторских подходов, толкований) обеих «сторон» диадическош взаимодействия, регулируя и во многом определяя вектор их личностно-профессиональных отношений. Тем самым, обычные в педагогике субъект-субъектные отношения усложняются, возводятся на более высокий уровень субъект-объект-субъектных отношений.

Ситуации такого рода, как показало исследование, могут либо укреплять взаимоотношения между учителем и учеником, демонстрируя близость их художественно-аксиологических приоритетов, эстетических вкусов, влечений, склонностей и т. д. — либо, напротив, вносить элементы «диссонанса» в эти отношения. «Диссонансы» как раз и могут приглушаться либо полностью сниматься в ходе диалогов — при условии, что они проводятся корректно, тактично, с уважением, которое старший коллега выказывает в отношении младшего.

4. Проведённое исследование подтвердило важность фактора оценки в сложном, внутренне подвижном комплексе взаимоотношений педагога и учащегося. Оценка в учебном процессе — категория многоаспектная (что далеко не всегда учитывается в реальной педагогической практике), назначение которой не только в фиксации «успешности — неуспешности» действий учащегося. Оценка напрямую связана с модусом душевной жизни учащегося — её эмоциональной окраской, с самонастроем учащегося в отношении занятийона связана — и это специально оговаривается в исследовании — со всем комплексом интерперсональных взаимоотношений учителя и ученика, окрашивая их (в зависимости от реакции учащегося на оценку) в те или иные эмоционально-психологические тона.

5. Влияет на комплекс взаимоотношений также позиция, которую занимает педагог в связи с когнитивно-поисковыми действиями учащегося. Поддерживая их как факт, как необходимый компонент профессионально-личностного становления учащегося, поддерживая даже при определённом скепсисе и сомнениях в продуктивности самих этих поисков, опытный и современно мыслящий педагог исходит из того, что творческий рост сам по себе — в силу присущих ему внутренних, имманентных особенностей и свойств, — совершается, как правило, зигзагообразно, являет собой чередование удач и неудач, заблуждений и их преодолений. С учётом этого, педагогу следует избирать гибкую, точно выверенную и индивидуально очерченную методику работы, идти при необходимости на определённые компромиссы, — прежде всего, имея дело с одарёнными учащимися, которые обычно особо инициативны в своей когнитивно-поисковой деятельности, болезненно реагируя при этом на критику в свой адрес. Принцип «упреждающей» локализации конфликтных ситуаций в диадическом общении предполагает адекватную стилистику действий педагога. При этом, как показало исследование, весьма эффективными могут быть методы латентного воздействия на учащегося, то есть методы, основанные на «обходных маневрах», на косвенных, скрытых, внешне малозаметных воздействиях одного субъекта на другого.

6. Оптимизация межличностных (диадических) отношений и взаимодействий в системе «учитель — ученик» должна постоянно находиться в поле зрения первого из них. Эти отношения и взаимодействия следует трактовать: а) как состояние, характерное на данный момент времениб) как процесс, требующий постоянной коррекции и «правки» с целью предупреждения возможных осложнений и трудностейв) как объект регулярных прогностических действий педагога.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Методологический анализ проблемы музыкального образования в системе высшего образования. — М.: Прометей, 1980.
  2. Э.Б. Активные методы педагогического общения и его оптимизация. М., 1983.
  3. Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Учебное пособие. М., 1990.
  4. Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования. Автореф. дисс. доктора пед. наук. М., 1991.
  5. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
  6. Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: МГУ, 1981.
  7. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993.
  8. А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.
  9. А.Д. Русские пианисты. М., 1948.
  10. Ю.Алексеев А. Всегда живые, всегда современные // 50 лет Российской академии музыки имени Гнесиных. Москва-Магнитогорск, 1995.
  11. П.Алиев Ю. Б. Дидактические основы модернизации содержания курса «Методика школьного музыкального образования // Методологические проблемы музыкальной педагогики. М.: МПГУ, 1999.
  12. Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. Учебное пособие. М.: Владос, 2000.
  13. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
  14. Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. М., 2000, № 2. — С. 11−16.
  15. .Г. Избранные психологические труды. Т.Т. 1−2, М., 1980.
  16. .Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. Т.2, М., 1980.
  17. Г. М. Социальная психология. М., 1980.
  18. Г. М. Актуальные проблемы социальной психологии. М., 1988.
  19. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. М., 1995.
  20. Антология педагогической мысли России XVIII в. М.: Педагогика, 1985.
  21. Антология педагогической мысли Украинской ССР/ Сост. Н. П. Калиниченко. М., 1988.
  22. М. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998.
  23. А.И. Живой мир социальной педагогики: В поддержку актуальной науки. М., 1999.
  24. А.Д. Первая встреча с музыкой. М.: Советский композитор, 1985.
  25. Л.Г. Профессия учитель музыки. — М., 1984.
  26. Л.Г. Повышение эффективности развития творческих качеств учителя музыки в процессе вузовского обучения. М., 1991.
  27. Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания: Учебное пособие. М, 1994.
  28. . Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд.-М., 1973.
  29. . Слух Глинки. Избр. труды. Т.1. М., 1952.
  30. Л.С. Моя школа игры на скрипке. Л.: Тритон, 1933.
  31. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977.
  32. Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологии. 1981. № 1.
  33. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М., 1981.
  34. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.
  35. А.С. Педагогические условия формирования положительного эмоционального отношения учащихся к музыкальным занятиям. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997.
  36. А.С. Музыкальное образование в современной России. Тамбов, 2002.
  37. Т.И. Программа интегрированного искусства. М., 1996.
  38. Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1969.
  39. М.Н. Очерки по методике фортепиано. Ч. Н, Л.: Тритон, 1926.
  40. Г. И. Межличностные контакты педагога и учителя в процессе обучения музыке. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992.
  41. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
  42. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
  43. Бекман-Щербина Е. А. Мои воспоминания. М.: Музыка, 1982.
  44. Н.А. Смысл творчества. М., 1989.
  45. Н.А. и Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. -Минск, 1975.
  46. Р. Развитие Я-концепции в воспитании. М., 1986.
  47. М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы // М., Педагогика. 1996. № 4.
  48. К.С. Станиславского, записанные К.Е. Антаровой. М., 1939.
  49. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.
  50. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
  51. Письма Бетховена: 1817−1822. М., 1986.
  52. .П., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика: Сущность, функции, перспективы // М., Педагогика. 1993. № 2. — С. 48−55.
  53. П.П. Курс педагогики. М., 1916.
  54. Богданов-Березовский В. М. Из воспоминаний о музыкальной жизни революционного Петрограда//Музыкальное наследство. Т. 3. М., 1970.
  55. А.В. Музыкальное искусство в условиях тоталитарного общества (в контексте истории музыкально-социологических идей). М., 1996.
  56. М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX в. // Педагогика. М., 2000. № 4. — С. 63−70.
  57. А.А. Психология межличностных отношений. М., 1979.
  58. А.А. О проблемах воспитания в их комплексной разработке // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.
  59. А.А. Личность и общение. М., 1983.
  60. А.А. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация. М., 1983.
  61. А. А. Психология межличностного общения. Рязань, 1994.
  62. Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997.
  63. А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). М., 1979.
  64. А.В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Минск, 1990.
  65. А. Уроки Листа. Л.: Музыка, 1964.
  66. М. Я и Ты. // Квинтэссенция: философский альманах 1991. М.: Политиздат, 1992.
  67. И.С. Психолого-педагогические проблемы профессионального становления дирижёра. Екатеринбург, 1977.
  68. Л. Из воспоминаний // 50 лет Российской академии музыки имени Гнесиных. Москва-Магнитогорск, 1995.
  69. И.Н. Репродуктивный метод в теории и практике обучения музыке. Тамбов, 2004.
  70. Введение в специальность / Под ред. Л. И. Рувинского. М., 1988.
  71. С.Г. Социально-педагогические проблемы послевузовского образования молодых учителей // Взаимосвязь теории и практики в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров:
  72. Сборник научных трудов М., 1991.
  73. А.В. Психологический анализ процесса работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением // Известия АПН РСФСР, вып.25.-М, 1950.
  74. В классе А. Б. Гольденвейзера. М.: Сов. композитор, 1983.
  75. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. -М., 1973.
  76. Вопросы музыкальной педагогики. 1 выпуск. М.: Музыка, 1979.
  77. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта: Сб. науч. тр. Вып. 1−8. Под ред. А. Н. Малюкова. М., 19 972 005.
  78. Вопросы фортепианного исполнительства. Выпуск первый. М., 1965.
  79. Вопросы фортепианного исполнительства. Выпуск второй. М., 1966.
  80. .Л., Малькова З. А. Сравнительная педагогика. Москва-Воронеж, 1996.
  81. Л.С. Психология искусства. М., 1965.
  82. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.
  83. Т.В. Педагогическая психология. М., 1995.
  84. Л.И. Направленность личности в общении как детерминанта профессионального общения // Психология общения 2000: Проблемы и перспективы. М., 2001.
  85. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. М., 1985.
  86. Э. С Мейерхольдом. М., 1974.
  87. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М., 1995.
  88. В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.
  89. Н.В. Психологические аспекты разрешения учителями конфликтов с учащимися // Психология учителя: Тезисы докладов VII съезду Общества психологов СССР. М., 1988.
  90. Е. К вопросу об эффективности методов обучения игре на фортепиано // Вопросы музыкальной педагогики. 1 выпуск. М.: Музыка, 1979.-С. 29−37.
  91. У. Школы без неудачников. М., 1991.
  92. М.Ф. Н.А. Римский-Корсаков в общении с учениками. М., 1987.
  93. .А. Основы общей дидактики. М.: Владос, 1999.
  94. Н.Ф. Книга об учителе. М., 1965.
  95. Н.Ф. Педагогические способности и их классификация // Материалы конференции по проблеме способностей. М., 1970. Стр. 9194.
  96. В. И. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода. М., 1999.
  97. В.И. Музыкальное образование как процесс: реалии времени, тенденции, прогнозы, перспективы. М., 2003.
  98. В.А. Психологические предпосылки непродуктивности межличностного взаимодействия //Психологический журнал. Т. 18, № 6. 1997.
  99. Государственный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0501 «Инструментальное исполнительство». М. 1997.
  100. Готсдинер A. J1. Музыкальная психология. М., 1993.
  101. В., Ильясов И. И., Ляудис В. Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. М., 1981.
  102. B.C. Культура педагогического общения. М., 1990.
  103. В.Ю. Самостоятельная работа по специальности. Принципы и методы. Методическая разработка для преподавателей струнных отделений музыкальных училищ и училищ искусств. М., 1988.
  104. В.Ю. Скрытые возможности психики и инструментальная педагогика // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории, методологии. М., 1994. Вып.1.
  105. В.Ю. На уроках Д.Ф. Ойстраха // Музыкальное исполнительство и педагогика. М.: Музыка, 1991.
  106. М.Н. Восприятие причин трудностей общения старшеклассниками: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1989.
  107. Н.В. Психология конфликта. М.: Питер, 2004.
  108. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования (под общей редакцией акад. РАО B. J1. Матросова). М., 1999.
  109. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986.
  110. В.В. О понятии развивающего обучения // М., Педагогика. № 1, 1993.
  111. Дирижёрское исполнительство. М., 1975.
  112. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.
  113. А.И. Психология общения в развитии личности. М.: Наука, 1981.
  114. Е.Р., Дмитриевский В. Н. Рахманинов в Москве. М.: Московский рабочий, 1993.
  115. А.А. Общение как способ развития творческого потенциала личности. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Киев, 1985.
  116. .И. Эмоции как ценность. М., 1978.
  117. Дранков B. J1. О природе художественного таланта. Автореф. дисс. докт. психол. наук. Л., 1973.
  118. М. Уроки Юдиной. М., 1997.
  119. В.Н. Развитие и диагностика интеллектуальных способностей в общении \ Прикладная психология. М., 1998, № 3, с. 2532.
  120. Е. Знаки звуков. Киев: Гамаюн, 1999.
  121. Дж. Демократия и образование. Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000.
  122. И.Г. Влияние личности учителя на личностные проявления учащихся. М., 1985.
  123. А. Взгляд психолога на активность человека. М., 1991.
  124. П.М. Технология актёрского мастерства. М.: ВТО, 1959.
  125. П.М. Режиссура как практическая психология. М., 1972.
  126. П.М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. М.: Флинта, 1998.
  127. Э.Р. О путях преодоления неуспеваемости в музыкальном обучении // Методологические проблемы музыкальной педагогики. М.: МПГУ, 1999.
  128. В.Ф. Артист музыкального театра: принципы формирования вокально-сценического мастерства. М., 1998.
  129. Ю.М., Петровская JI.A., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении // Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1990.
  130. A.JI. Роль общительности личности в руководстве коллективом \ Психологические исследования общения. М., 1985.
  131. Ю. Учителя и ученики. М., 1974.
  132. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Просвещение, 1987.
  133. Т.И. Общая педагогика. Омск, 1992.
  134. .Я. О музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1987.
  135. И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  136. В.П. Психологическая педагогика. Самара, 1998.
  137. В.П. Дистанционное образование: к постановке проблемы // Педагогика. М., 2000, № 2, с. 2−34.
  138. В.В. Понимание в познании и общении. Самара, 2000.
  139. И.А., Кривонос И. Ф., Тарасович Н. Н. Основы педагогического мастерства. М.: Наука, 1989.
  140. Е.Н. Искусство общения. М., 1982.
  141. Е.Н. Шаги навстречу. Из опыта работы учителя. М.: Просвещение. 1991.
  142. И.А. Историко-философский анализ общения /от Сократа до К. Маркса/. Белгород, 1986.
  143. К.И. Структура и процесс учения. М., 1986.
  144. Е.Н. Проблемы проектирования психологического образования педагога // Вопросы психологии. 1997. № 6.
  145. Е.Н., Косорецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопросы психологии. 2000. № 3.
  146. Исполнительское искусство зарубежных стран. Выпуск 8. М., 1977.
  147. М.С. Художественно-творческая способность как синкретический механизм психики // Проблемы этики и эстетики. Вып. 2. -Л., 1975.
  148. М.С. Мир общения. М., 1986.
  149. О.В. Социальная нестабильность и смысложизненные ориентации юношества // Психологические аспекты социальной нестабильности. М., 1995.
  150. В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». М., 1999.
  151. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. -Грозный, 1979.
  152. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М. Просвещение, 1986.
  153. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Г. Педагогическое творчество. М., 1990.
  154. П.Ф. Избранные сочинения. М., 1982.
  155. А.Г. Гуманно-личностный подход и развивающие тенденции в фортепианно-исполнительском обучении // Музыкант-педагог (Преподаватель), 1999. № 4.
  156. Квинтэссенция: философский альманах 1991. М.: Политиздат, 1992.
  157. Н.И. От эстетического опыта к эстетической культуре // Эстетическая культура. М., 1996.
  158. Н. И. Парадоксы теории и практики эстетического воспитания в современной России // Современные концепции эстетического воспитания. М., 1998.
  159. Н. И. Эстетика жизни. Ч. 3. М., 2000.
  160. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  161. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.
  162. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  163. Е.А. Психология, воспитание, обучение. М., 2000.
  164. Л. Проблемы теории обучения / Пер. с нем. М.: Педагогика, 1984. — С. 256.
  165. М.О. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1976.
  166. Г. М. Работа пианиста. М., 1963.
  167. Г. М. У врат мастерства. М., 1977.
  168. Г. О работе музыканта-педагога. Основные принципы. // Вопросы музыкальной педагогики. М.: Музыка, 1979. — 1 выпуск.
  169. П. Вместе с музыкантами. М.: Сов. композитор, 1986.
  170. Когнитивное обучение, современное состояние и перспективы. — М., 1997.
  171. Я.Л. Психология общения. М., 1975.
  172. Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1997.
  173. Е.И. Терминаторный менеджмент как искусство уничтожения компетентных работников // Трудовое право. 1997. — № 1.
  174. Т. С. Эталон личности как полифункциональная детерминанта педагогической деятельности. Проблемы рефлексивной психологии. Доклады и сообщения. Республиканский научно-психологический семинар. Гродно, 1994.
  175. Коменский Я.-А. Избранные педагогические произведения. М., 1955.
  176. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
  177. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980.
  178. А.Ф. Собр. соч. Т.6. М., 1968.
  179. С.В. Психолого-педагогические проблемы общения. -Гродно, 1982.
  180. С.В. Учитель—ученик. М., 1984.
  181. Т.С. Проблема педагогического общения в процессе занятий музыкой. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989.
  182. Г. С. Вопросы психологии мышления. / Психологическая наука в СССР. В 2-ух т. М., 1959. — т. 1.
  183. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика, 1977.
  184. О., Тьюсон Дж. Типы людей. М., 1995.
  185. .Л. О педагогике Г.Г. Нейгауза. М. 1978.
  186. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
  187. .Д. Образовательный текст и его интерпретация: опыт культурно-исторического исследования. М., 2000.
  188. Р.И. Нейрохимические механизмы обучения и памяти. М.: Наука, 1981.
  189. Е.П. Экспериментальное изучение взаимосвязей художественного и общего развития личности.
  190. Психологический журнал. 1994. № 1, т. 12
  191. B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: Просвещение, 1977.
  192. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.
  193. Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. Л., 1985.
  194. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя. М., 1989.
  195. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.
  196. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
  197. Г. М. Психология внутреннего диалога. М., 1988.
  198. В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов, 1986.
  199. В.А., Шкурко Т. А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал т. 20, № 1.-С. 31−38.-М., 1999.
  200. А.И. Основы педагогики музыкальной школы. М., 1985.
  201. Т.А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения. М., 1986.
  202. . Семинары. Кн. 1−2. М.: Гнозис, 1998−1999.
  203. Е.А. Готовясь работать с подростками. М., 1994.
  204. Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком. М., 2002.
  205. К.М. Основы педагогической деонтологии: учебное пособие для высшей школы. М.: Наука, 1994.
  206. B.C. Содержание образования. М., 1989.
  207. К. Современная фортепианная игра // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.-Л., 1966.
  208. К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.
  209. А.А. Психологический подход к анализу искусства // Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы. М., 1978.
  210. А.А. Педагогическое общение. Москва-Нальчик: Эль-Фа, 1996.
  211. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974.
  212. И.Я. Дидактические принципы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.
  213. И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. М., 1995.
  214. Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М., 1998.
  215. М.И. Проблема онтогенеза общения. М., 1986.
  216. М.И. Общение, личность, психика ребёнка. Москва-Воронеж, 1997.
  217. .Т. Педагогика. М.: Прометей, 1993.
  218. А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  219. Н.Н., Косарев В. В., Крючатов А. П. Профессиональная компетентность педагога. Самара — СПб, 1997.
  220. .Ф. Особенности познавательного процесса в условиях общения // Психологический журнал. М., 1980, № 5. — С. 26−42.
  221. .Ф., Беляева А. В., Носуленко В. Н. Вербальное кодирование в познавательном процессе. М., 1986.
  222. В.Я. Структура продуктивного педагогического взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980.
  223. Д. Социальная психология. СПб., 1997.
  224. С. Годы учения. М., 1938.
  225. А.В., Трофимова З. П. Модульная организация учебного курса как основа разработки учебно-методического комплекса // Социально-гуманитарные знания. М., 2000, № 4. — С. 141−155.
  226. Т.Н. Учитель ученик. — М.: Знание, 1977.
  227. А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Научно-методическое пособие. Дубна: изд. центр «Феникс», 1999.
  228. Е.И. Русские народные оркестры и ансамбли. М., 1997.
  229. А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование. -М., 1990.
  230. А.В. Стилевые проблемы в пианистической теории. 1920−1970 гг. (Из истории отечественного исполнительского музыкознания) // Фортепианное исполнительство: теория и практика. М.: Мин. культуры РФ, 1998.
  231. А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры у подростков. М., 1993.
  232. А.Н. Формирование художественной культуры подростка в процессе воспитания ценностного отношения к искусству: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1996.
  233. Т.Г. К вопросу об истоках русской пианистической традиции // История музыкального образования как наука и как учебный предмет: Материалы 5-й Международной научно-практической конференции. М., 1999.
  234. Т.Г. О традициях русской фортепианной педагогики // Музыкант-педагог (Преподаватель). 1999. № 4.
  235. Т.Г. Исполнительские и педагогические принципы представителей московской пианистической школы первой половины -середины XX века // Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин: Учебно-методическое пособие. М., 2001.
  236. А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.
  237. А. Мотивация и личность. Взгляд на психотерапию. 3-е изд. / Абрахам Маслоу. СПб.: Питер, 2003.
  238. Мария Вениаминовна Юдина: статьи, воспоминания, материалы. М., 1978.
  239. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  240. А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
  241. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  242. Н.Ф. Стиль руководства учителя как способ социальнопсихологического воздействия // Руководитель и лидерство. JL, 1973.
  243. Межличностное общение в группе. М.: МГУ, 1981.
  244. М.И. Современный урок. М., 1985. с. 128.
  245. X. Мотивация и деятельность. М., 1986.
  246. Мелик-Пашаев А. А. Педагогическое искусство и творческие способности. М.: Знание, 1981.
  247. Мелик-Пашаев А. А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. 1989. № 5.
  248. Н.А. Мышление в процессе обучения // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.
  249. Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. М., 1963.
  250. Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции / Отв. ред. Абдуллин Э. Б. М., 1999.
  251. Д., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. -М., 1964.
  252. Р.П. Эмоциональная регуляция поведения учителя // Вопросы психологии. 1987. № 6. С. 45−55.
  253. Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М.: Сов. композитор, 1983.
  254. А.П. О творческом методе в преподавании // Вестник высшей школы. 1946, №№ 5−6.
  255. А.В. Общение как инструмент взаимодействия педагога и учащегося в музыкально-педагогическом колледже. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2001.
  256. Моделирование педагогических ситуаций. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981.
  257. В.А. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М., 1998.
  258. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998.
  259. В.И. Регуляторные предпосылки выбора новой профессии. // Психологические аспекты социальной нестабильности. М.: МПГУ, 1995.
  260. А.В. О подготовке школьника к общению // Проблемы подготовки к общению. Таллин, 1979.
  261. А.В. Общение как фактор воспитания школьника. М.: Педагогика, 1984.
  262. Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы истории, теории, психологии, методологии. М., 1994.
  263. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулютко и Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990.
  264. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
  265. Ш. А. Психолого-педагогические вопросы воспитания. //
  266. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: МГУ, 1981.
  267. Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
  268. Э.Ш. Приёмы педагогического воздействия. М.: Просвещение, 1972.
  269. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: ГМИ, 1961.
  270. Неменова-Лунц М. Отрывки из воспоминаний о А. Н. Скрябине // Вопросы фортепианного исполнительства. Выпуск первый. М., 1965.
  271. Неменский Б. М Мудрость красоты: о проблеме эстетического воспитания. М., 1987.
  272. .М. Искусство это особая форма познания. Вопросы философии. № 2. — М., 1996.
  273. Н.Д. Об активизации учебной деятельности. Вестник высшей школы, 1983. № 8.
  274. А.А. Елена Фабиановна Гнесина педагог. // Вопросы музыкальной педагогики. 1 выпуск. — М.: Музыка, 1979.
  275. Л. Принципы домашней работы пианиста. М., 1979.
  276. Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2000.
  277. А.Н. Профессиональное образование в России (Перспективы развития). М., 1997.
  278. Новое педагогическое мышление: Сб. статей / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989.
  279. Э.Л. Эмоциональное состояние как опосредующий фактор влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности подростка//Психологический журнал. Т.19. № 1. М., 1998.- С.16−25.
  280. В.Н. Акустическая среда как среда коммуникации // Познание и общение / Под ред. Б. Ф. Ломова, А. В. Беляевой, М. Коула. -М.: Наука, 1988.
  281. Н.Н., Щёкин Г. В. Психология работы с людьми. Киев, 1999.
  282. Общение и оптимизация совместной деятельности / Андреева Г. М., Агеев B.C., Донцов А. И. и др. М., 1987.
  283. Общество, образование, человек. Ярославль, 1998. 4.1−2.
  284. Одарённые дети. / Пер. с англ. Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991.
  285. В.Ф. Избр. пед. соч.- М., 1955.
  286. А.- М. Управление: искусство общения. М., 1983.
  287. Ю.Н. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. Автореферат. д-ра психол. наук. -М., 1984.
  288. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигма, проекции, практики. М., 1995.
  289. Основы педагогики и психологии высшей школы. / Под ред. А. В Петровского. Издательство Московского университета. 1986.
  290. Отечественные теории учения / Под. ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской. М., 1996.
  291. О.В. Педагогические аспекты формирования и развития художественно-творческих способностей (на материале преподавания музыки). Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2000.
  292. П. Словарь театра. М., 1991.
  293. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.
  294. Педагогика: Педагогические теории. Системы. Технологии: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  295. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П. И. Пидкасистый (редактор) — авторы: В. И. Журавлёв, В. В. Краевский, И. В. Крупина и др. М.: Педагогическое общество России, 1998.
  296. Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1990.
  297. Н.В. В классе рояля. М., 1970.
  298. А.В. О некоторых новых подходах к феноменам межличностных отношений // Психологический журнал. 1981. Т.2. № 2.
  299. JI.A. Воспитатель подросток: пути развития диалога // Учителям и родителям о психологии подростка. — М.: Педагогика, 1987.
  300. JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.
  301. Л. А. Гуманистическая ориентация педагогического общения и современная школа // Инновационное обучение: стратегия и практика. М.: МГУ, 1994.
  302. В.И. Музыкальная психология. М.: Пассим, 1994.
  303. . Избранные психологические труды. М., 1969.
  304. П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М., 1999.
  305. Письма Бетховена: 1817−1822. М.: Музыка, 1986.
  306. М.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. Учебное пособие. М.: Сфера, 1996.
  307. М.Г. История педагогики: Учебное пособие. М., 1998.
  308. В.М. Психологическая коррекция профессиональной музыкально-педагогической деятельности. Теория, проблемы, практика. -М., 2000.
  309. Познание и общение / Под ред. Б. Ф. Ломова, А. В. Беляевой, М. Коула. М.: Наука, 1988.
  310. Н.Г. Проблемы общения и воспитания. Вып. 1−2. Тарту, 1974.
  311. М.М., Вульфов Б. Ф. Педагогические ситуации. М.:1. Педагогика, 1983.
  312. Психологическая диагностика / Под. ред. К.- М. Гуревича. М., 1993.
  313. Психология и педагогика / Под ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 1997.
  314. Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1982.
  315. Психолого-педагогические проблемы общения / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1979.
  316. Н.Ф. Взаимодействие педагогов и школьников. Технология и творчество. JL, 1989.
  317. Н.Ф. Педагогические основы взаимодействия в учебно-воспитательном процессе. Автореф. дисс. докт. пед. наук. JI., 1991.
  318. О.П. Музыкальное развитие детей. Учебное пособие в 2-х частях. М.: Владос, 1997.
  319. О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Изд-во РАО, 1999.
  320. О.П. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников: Дисс. д-ра.. пед. наук в виде научного доклада. М., 1999.
  321. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1994.
  322. Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М., 1991.
  323. JI.A. Формирование художественной культуры учителя музыки. М., 1990.
  324. Рапацкая J1.A. Искусство серебряного века. М.: 1997
  325. Рапацкая J1.A. Русская художественная культура. М.: Владос, 1998.
  326. С.Х. Искусство и общение. JL, 1984.
  327. А.А. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента. Вопросы психологии. 1983. № 5.
  328. А.А. Психология познания педагогом личности учащегося. М., 1990.
  329. А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1993.
  330. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб., 1999.
  331. Л.А. Развитие способности к прогнозированию педагогических явлений у студентов пединститутов // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 94−102.
  332. Л.А. Наблюдение в практической психологии. СПб., 1996.
  333. Ремшмидт Хельмут. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.
  334. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / Пер. с англ. М., 1994.
  335. Ростовска Тереза. Тип характера как условие музыкальной деятельности // HOMO MUSICUS Альманах музыкальной психологии. Сборник 23. М., 1999. — С. 141−160.
  336. Н.Н. История методов обучения рисунку: Зарубежное искусство рисунка. М., 1981.
  337. Н.Н. История методов обучения рисунку: Русское и советское искусство рисунка. М, 1982.
  338. С. Бытие и сознание. М., 1957.
  339. Е. Социальная психология. М.- Н., 1997.
  340. В.М., Наумова Е. Р. О связи общих способностей с «интеллектуальными» шкалами темперамента // Психологический журнал, т. 20, № 1,. м., 1999. стр. 70−77
  341. . Молодёжь и становление новой России // Социс. 1998, № 3. -С. 91−102.
  342. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1995.
  343. И.И. Основы педагогики общения. Минск: Беларуская навука, 1998.
  344. З.И. Социально-перцептивный эталон личности преподавателя. М., 1992.
  345. Г. Интерперсональная теория в психиатрии. СПб.: Ювента, 1999.
  346. М. Искусство импровизации. — М., 1982.
  347. Сац Наталия. Новеллы моей жизни. М., 1973.
  348. Н.В. Педагогика М.: Просвещение, 1972.
  349. Свободное воспитание. Хрестоматия. М., 1995.
  350. П.В. Мотивированный мозг. М., 1987.
  351. М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М.: Просвещение, 1984.
  352. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.
  353. В.А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки. Дисс. докт. пед. наук. М., 1977.
  354. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.
  355. Современные концепции эстетического воспитания. М., 1998.
  356. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. М., 1999.
  357. Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: Academia, 1999.
  358. B.C. Собрание сочинений. т.Ш. СПБ.
  359. B.C. Идея сверхчеловека. Сочинения в двух томах, изд. 2-е. -М., 1990. Т. 2.
  360. О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992.
  361. Сорока-Росинский В. Н. Школа Достоевского. М., 1978.
  362. М. Г. Система М. Монтессори. Теория и практика. М., 2003.
  363. .А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1979.
  364. К.С. Собрание сочинений: В 8 т. М.: Искусство. 19 541 961.
  365. М.И. Профессиональные способности педагога. М.: Флинта, 1998.
  366. М. «Действовать надо по чутью» (или об эффективности педагогической подготовки в музыкальном вузе) // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы истории, теории, психологи, методологии. М., 1994.
  367. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М., 1984.
  368. Г. П. Теоретическое наследие профессора В. Г. Соколова // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. Вып. 4. М., 2000.
  369. В.А. Разговор с молодым учителем школы. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1982.
  370. В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. К.: «Радяньска школа», 1985.
  371. Н.Ф. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1975.
  372. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984.
  373. Н.Ф. Психология и педагогика. М., 1998.
  374. Р.А. Музыкальная культура личности как предмет философского анализа: Автореф. дис. д-ра филос.наук. М., 1992.
  375. Теория и методика обучения игре на фортепиано / Под ред. А. Г. Каузовой и А. И. Николаевой. М., 2001.
  376. .М. Избранные труды. ТТЛ, 2. М., 1985.
  377. Н.А. История и теория музыкальной педагогики и образования: Учебное пособие: В 2-х ч. СПб., 1994.
  378. В.А. Стили деятельности. Модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. М.: Измайлово, 1992.
  379. В.А. Стили профессиональной деятельности в условиях взаимодействия субъектов // Психологический журнал. Т.21. № 3.- М., 2000. С.96−103.
  380. Д.И. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.
  381. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. Таллин, 1990.
  382. Управление учебной деятельностью студентов. М., 1989.
  383. О.Н. Учитель в общении. Л., 1991.
  384. А.Н. Интуиция совести. Письма. СПб.: Петербургскийписатель, 1996.
  385. Учителю о педагогической технике. / Под ред. Л. И. Рувинского. М.: Педагогика, 1987.
  386. КД. Избранные педагогические труды. Т. 2. М., 1974.
  387. К.Д. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1989.
  388. Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., 1975.
  389. С. Пианизм как искусство. М., Музыка, 1969.
  390. Д.И. Психология воспитания подростка. М.: Знание, 1978.
  391. Философия образования. М., 1999.
  392. А. Лекции по введению в детский психоанализ. М., 1991.
  393. Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей: Истории и рассказы как терапия. М.: Независимая фирма «Класс», 2001.
  394. Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. -Москва-Воронеж, 1998.
  395. Э. Душа человека. М., 1992.
  396. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
  397. Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982.
  398. С.Х., Ксенда О. Г. Диагностика эмоциональных взаимоотношений. М., 1992.
  399. Н.В. Педагогическая импровизация. Теория и методика: учебное пособие для студентов педвуза. М.: Педагогика, 1994.
  400. Хелус 3. Понимаете ли Вы ученика? М.: Просвещение, 1987.
  401. Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки. -Алматы, 1998.
  402. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., 1997.
  403. В. Музыка как вид искусства. Ч. 1,11. М., 1990.
  404. Е.А. Феномен субъектной значимости другого человека. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1984.
  405. В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте. Киев, 1992.
  406. Художественное образование и воспитание за рубежом: состояние, перспективы развития: Обзорная информация. М., 1990.
  407. Л.К. Анализ речевой интонации. Рига, 1992.
  408. Г. М. Развитие учащегося фортепианного класса: формы и методы. // Вопросы музыкальной педагогики. 1 выпуск. М.: Музыка, 1979.-С.44−57.
  409. Г. М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984.
  410. Г. М. Психология музыкальной деятельности. М., Интерпракс, 1994.
  411. Г. М. Исполнитель и техника. М., 2000.
  412. Г. М. Музыкально-исполнительское искусство. Теория и практика. СПб., 2000.
  413. К. Письма Карла Черни, или Руководство к изучению игры на фортепиано от начальных оснований до полного усовершенствования с кратким объяснением генерал-баса. СПб., 1842.
  414. М.А. Путь актёра. Жизнь и встречи. О технике актёра. М., 2001.
  415. В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
  416. Т.И. Активизация учения школьников. М., 1985.
  417. Е.Н. Культура другого и пути его постижения. // Эстетическая культура. М., 1996.
  418. Е.Н. Искусство и эстетика. М., 1997.
  419. С.Т. Бодрая жизнь. Избр. пед. соч. в 2-х т. М., 1980, т. 2.
  420. Т. Социальная психология. М., 1969.
  421. А. Моя жизнь и музыка. // Исполнительское искусство зарубежных стран. М.: Музыка, 1967.
  422. B.C. Предмет, задачи и сущность педагогики творчества // Новые исследования в педагогических науках. М., 1987, Вып. 2 (50).
  423. Д. Годы неизвестности Альфреда Шнитке. М., 1993.
  424. Р. Письма. Т.1. М., 1970.
  425. Р. О музыке и музыкантах. М, T.I. 1975, Т. И-А. 1978, T. II-B. 1979.
  426. Г. П. Философия. Наука. Методология. М., 1997.
  427. А.И., Мудрик А. В. Психология учителя // Возрастная педагогическая психология. Хрестоматия. М.: МГУ, 1991.
  428. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988.
  429. Д.Б. Психология игры. М., 1978.
  430. .Л. Статьи. Воспоминания. Переписка. М., 1972.
  431. Т.Л. Вопросы теории и практики музыкально-эстетического воспитания в педагогическом наследии В. Н. Шацкой. М., 1995.
  432. В.А. Обучение как процесс управления. Л., 1988.
  433. А.Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации. -М., 1994.
  434. Alt М. Didaktik der Musik. Dusseldorf, 1966.
  435. Antholz H. Zur Aktualitatsproblematik in der Musikpadagogik. Munchen, Doblinger, 1979.
  436. Atkinson J.W., Feather N.T. A theory obi achievement motivation. N.Y., 1966.
  437. Bentley A. Musikalische Begabung bei Kinder und ihre Masbarkeit. -Frankfurt a. M., 1968.
  438. Education in Arts: Future Building // By the Getty Center for Education in the Arts. 1989.
  439. Ehrenforth K.H. Verstehen und Auslegen. Frankfurt a. M., 1971.
  440. Feuerstein R. Process as Contend in Education // Supporting the Spiritof Learning. San Francisco, 1997.
  441. Forschung in der Musikerziehung. Mainz, 1974, № 35.
  442. Fuller K. Lerhzielklassifikation und Leistungsmessung im Musikunterricht. Weinheim, Basel, 1974.
  443. Gardner H. Frames of Mind. N.Y., 1985.
  444. Gordon E. Musical aptitude profile (MAP). Boston, 1965.
  445. Gordon E. Music achievment test (MAT). Chicago, 1968−1970.
  446. Gordon E. The psychology of music. Englewood Cliffs, 1971.
  447. Handbuch der Musikerziehung, t. l8. Leipzig: Breitkopf & Hartel, 1988.
  448. Improvisation und neue Musik. Mainz: Schott, 1979.
  449. Kuhn C. Gehorbildung im Selbst-Studium. Leipzig: Verlag fur Musik,
  450. Lasser D. Teaching for multiple Intelligence’s. Bloomington. 1992.
  451. Mead G.H. Mind, self and society. Chicago, 1934.
  452. Michel P. Musikalische Fahigkeiten und Fertigkeiten. Leipzig: Breitkopf & Hartel, 1967.
  453. Musikdidaktik in der Lehrerausbildung. Munchen: Strumberger, 1974.
  454. Olias G. Musik-Lernen im Unterricht: Beitrage zur Methodik des Musikunterrichts. Potsdam, 1991.
  455. Philipp G. Klavier, Klavierspiel, Unterricht. Leipzig: Verlag fur Musik,
  456. Scheffer T. Wahrnehmung und Representation musikalischer Strukturen. -Bochum, 1981.
  457. Schmidt M. Zur Theorie des musikalischen Charakters. Munchen, Salzburg, Katzbichler, 1981.
  458. Studien zur Systematischen Musikwissenschaft. Laaber, 1986.
  459. Wamock M., Blackwell B. Education: A Way Ahead. Oxford, 1979.
  460. Wietusch B. Erfolgskontrolle im Musikunterricht. Musik und Bildung. -Laaber, 1975.
  461. Zemmermann K. Musikunterricht. Heilbrunn, 1977.1983.1984.
Заполнить форму текущей работой