Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Навыки, знания и умения в процессе обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интерпретируемость знаний (интерпретировать — значит истолковывать, объяснять) обусловливается содержанием или семантикой знаний и способами их использования. Связность знаний — наличие ситуативных отношений между элементами знаний. Эти элементы могут быть связаны между собой в отдельные блоки, например, тематически, семантически, функционально. Активность знаний — способность порождать новые… Читать ещё >

Навыки, знания и умения в процессе обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Система знаний, навыков, умений, отвечающая будущей специальности студента — необходимая предпосылка успеха его практической профессиональной деятельности. Внешне эта система проявляется в точных, безошибочных действиях специалиста, в творческом исполнении заданий. Вместе с тем профессиональное мастерство опирается на высокие мотивы, моральные и психологические качества специалиста. В ряде исследований выделяются три основных типа деятельности и поведения студентов в сфере обучения и познания.

Первый тип предполагает широкий подход к целям и задачам обучения в вузе. Интересы студентов сосредоточиваются на области знаний более широкой, чем предусмотрено программой, социальная активность студентов проявляется во всем многообразии форм жизни вуза. Этот тип деятельности и поведения ориентирован на широкую специализацию, разностороннюю профессиональную подготовку. Он характерен для 62,7% опрошенных студентов всех курсов и факультетов.

Второй тип отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. И здесь познавательная деятельность студентов выходит за рамки учебной программы. Однако если первому типу деятельности и поведения присуще преодоление рамок программы «вширь», то в данном случае этот «выход» осуществляется «вглубь». Система духовных запросов студентов сужена рамками «околопрофессиональных» интересов. К этой группе относятся 10,5% всех обследованных студентов.

Третий тип предполагает усвоение знаний и приобретение навыков лишь в границах учебной программы. Этот тип деятельности и поведения наименее творческий, наименее активный — характерен для 26,8% опрошенных студентов.

Вместе с изменением задачи учебного процесса на каждом курсе изменяется и поведение студентов: если на первых двух курсах предпочтение отдается людям общей культурной подготовки и обучения, ограниченного рамками программы (особенно на втором, который отличается загруженным учебным планом), то начиная с третьего курса важнейшее значение приобретают модели широкой разносторонней специальной подготовки.

Под знаниями в обучении понимают основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т. е. факты, понятия, суждения, образы, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы, эвристики, а также стратегии принятия решений в этой области. Знания — это результат познания фактов, элементы информации, связанные между собой и с внешним миром. Свойства знаний: структурируемостъ, интерпретируемость, связность, активность. Структурируемость — наличие связей, характеризующих степень осмысления и выявленность основных закономерностей и принципов, действующих в данной предметной области.

Интерпретируемость знаний (интерпретировать — значит истолковывать, объяснять) обусловливается содержанием или семантикой знаний и способами их использования. Связность знаний — наличие ситуативных отношений между элементами знаний. Эти элементы могут быть связаны между собой в отдельные блоки, например, тематически, семантически, функционально. Активность знаний — способность порождать новые знания и обусловливается побуждением человека быть познавательно активным.

Каждый студент должен обладать высокой готовностью к немедленному и правильному использованию своих знаний при выполнении задач профессиональной деятельности. Совокупность, качество профессиональных знаний студента должны отвечать его будущей специальности, функциональным обязанностям. Успех профессиональной деятельности зависит от навыков. Навыки — это совершенное владение действием, автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.

Чем больше навыков, тем успешнее и легче идет работа. Человек, в совершенстве обладающий навыками, имеет возможность сосредоточиться на главном, проявить творчество в своей деятельности, выполнить ее с большими количественными и качественными показателями.

Студенту нужны навыки, связанные с решением различных вопросов своей будущей профессиональной деятельности. Трудно назвать профессию, в которой не нужны были бы сенсорные, двигательные, умственные (интеллектуальные), речевые навыки, навыки коллективной работы и общения.

Сенсорные навыки относятся к работе органов чувств (зрения, слуха и т. д.) и в целом к чувственному познанию (считывание показаний приборов, определение расстояний, определение веществ по запаху и т. п.).

Двигательные навыки — результат овладения движениями. Они нужны для чтения, письма, выполнения лабораторных работ, игры на музыкальных инструментах и т. д.

Умственные навыки проявляются при выполнении умственных задач (навыки анализа поступающей информации, уяснения задачи, оценки обстановки, выработки и принятия решения и т. п.). Умственные навыки, включенные в конкретную деятельность, делают ее более рациональной и продуктивной.

Речевые навыки — автоматизированные компоненты речевой деятельности. Они входят в устную, письменную и речь общения. Навыки коллективной деятельности — результат освоения норм, правил и условий успешного взаимодействия между специалистами, итог выполнения общей задачи. Навыки коллективных действий — закрепление, фиксирование всеми членами коллектива темпа и ритма общей деятельности. Эти навыки обеспечивают синхронность, согласованность и эффективность работы всего коллектива. Навыки общения — это закрепившиеся выразительные движения и действия, включенные в общение с другими людьми. Они способствуют налаживанию контактов, взаимопониманию, созданию хорошего эмоционального и делового тона общения.

Все названные виды навыков тесно связаны между собой. В деятельности любого специалиста они проявляются в единстве, хотя могут играть разную роль в зависимости от задач и условий деятельности. Навыки студентов должны охватывать важнейшие типичные для будущей специальности операции, а также реакции и действия, необходимые для коллективной работы.

Умение наиболее ярко проявляется в успешном использовании знаний и навыков, в правильном применении их в новой и сложной обстановке. Каждому специалисту нужны многие гибкие умения, относящиеся к разным сторонам его деятельности.

Навык ярче проявляется в повторяющихся условиях, умение же позволяет человеку творчески использовать навыки в новой обстановке. Под умением понимают освоенный человеком способ выполнения действия, обеспеченный некоторой совокупностью знаний. Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике. В отличие от навыка умение предполагает четкий самоконтроль, активность сознания, овладение обобщенными способами выполнения разных задач. Формирование умения требует сознательных упражнений по применению знаний и навыков в постепенно усложняемой обстановке, систематического сочетания теоретической и практической подготовки студентов. Профессиональные знания, навыки, умения должны составить систему, охватывающую важнейшие стороны профессиональной деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой