Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление образа современного педагога у студентов в процессе изучения педагогических дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Было выявлено, что образы современного педагога у студентов педагогического вуза достаточно разнообразны: это и педагоги — гуманисты, и педагоги — предметники, и педагоги — образованные, и педагоги — творцы и др. Эти образы дифференцируются по многим параметрам (по степени целостности, по степени полноты, по степени адекватности современности и др.) и не всегда отражают весь круг профессиональных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава1. Теоретические основы становления образа современного педагога у студентов в процессе изучения педагогических дисциплин
    • 1. 1. Теоретические и практические предпосылки исследования проблемы становления образа современного педагога у студентов педагогического вуза
    • 1. 2. Сущность понятия «образ педагога» и особенности его становления
    • 1. 3. Возможности педагогических дисциплин в становлении образа современного педагога у студентов
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Опыт становления образа современного педагога у студентов в процессе изучения педагогических дисциплин
    • 2. 1. Особенности образовательной среды, в которой осуществлялось становление образа современного педагога у студентов
    • 2. 2. Характеристика путей содействия становлению образа современного педагога у студентов
    • 2. 3. Содействие становлению образа современного педагога у студентов в процессе изучения педагогических дисциплин
  • Выводы по главе 2

Становление образа современного педагога у студентов в процессе изучения педагогических дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. За последнее десятилетие в системе высшего педагогического образования произошли серьезные изменения, которые были ориентированы на профессиональное развитие современного педагога, способного в нестабильных, изменяющихся условиях выбирать оптимальные пути решения возникающих проблем на основе сотрудничества и сотворчества, умеющего строить и осуществлять человеко-ориентированный образовательный процесс, готового к постоянному самообразованию и самосовершенствованию. Становление такого педагога в условиях вуза определяется многими факторами: и содержанием образования, и технологиями его реализации, и позицией самого студента в образовательном процессе. Особое место среди этих факторов принадлежит тому, как студенты видят педагогическую профессию, место и роль педагога в ней.

Однако эмпирические данные свидетельствуют о том, что представления студентов о педагоге дифференцируются по многим параметрам и далеко не всегда выступают в качестве важного ценностного ориентира для студентов в процессе их профессионального образования. Именно поэтому проблема становления у студентов целостного видения современного педагога оказывается значимой.

Для решения этой проблемы имеются определенные теоретические предпосылки. В педагогической науке накоплен богатый исследовательский материал о профессиональном развитии будущего педагога (Е.П.Белозерцев, Е. В. Бондаревская, Г. А. Бордовский, А. П. Валицкая, В. Н. Горовая, В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова, Н. К. Сергеев, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицына, Е. Н. Шиянов и др.). Однако в этих исследованиях образ современного педагога у студентов педагогического вуза не являлся предметом специального изучения.

Существует немало исследований, посвященных проблеме образа профессии, его роли в профессиональном становлении личности (А.А.Бодалев, А. А. Гостев, Е. А. Климов, Б. ФЛомов, С. Д. Смирнов, И. Н. Трушина и др.) Однако и в этих работах не изучались особенности образа педагога у студентов.

Проблема педагога, особенности его профессиональной деятельности широко исследованы в работах С. Г. Вершловского, Ф. Н. Гоноболина, В. И. Загвязинского, В.А.Кан-Калика, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, А. К. Марковой, Л. И. Митиной, С. Г. Сухобской, А. И. Щербакова и др., но и в них проблема образа педагога специально не изучалась.

Развиваются подходы к определению роли, возможностей, технологий преподавания педагогических дисциплин в системе высшего педагогического образования (О.А.Абдуллина, З. И. Васильева, И. А. Зязюн, Т. А. Стефановская, Н. В. Чекалева и др.). Однако и в этих работах специально не исследуется проблема становления образа современного педагога у студентов в процессе освоения этих дисциплин.

Актуальность и недостаточная теоретическая разработанность указанной проблемы определили тему исследования «Становление образа современного педагога у студентов в процессе изучения педагогических дисциплин».

Объект исследования: образовательный процесс в высшем профессиональном педагогическом образовании.

Предмет исследования: становление образа современного педагога у студентов в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия, при которых педагогические дисциплины содействуют становлению у студентов образа современногоппедагога.

Гипотеза исследования. В своем исследовании мы исходили из следующих предположений:

1. Возникновение проблемы становления у студентов педагогического вуза образа современного педагога вполне закономерно.

2. Понятие «образ педагога» описывает достаточно сложное образование в сознании человека и его суть может быть раскрыта путем уточнения таких понятий, как «образ», «образ профессии», «педагог».

3. Становление у студентов образа современного педагога может осуществляться как стихийно, так и целенаправленно в ходе их профессионального педагогического образования.

4. Особая роль в становлении у студентов образа современного педагога как ценностно-целевого ориентира их профессиональной подготовки принадлежит педагогическим дисциплинам, которые реализуют свои возможности при определенных, специально созданных условиях.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Определить теоретические и практические предпосылки исследования проблемы становления у студентов педагогического вуза образа современного педагога.

2. Раскрыть сущность понятия «образ педагога» и особенности становления этого образа.

3. Обосновать возможности педагогических дисциплин в становлении у студентов образа современного педагога.

4. Экспериментально проверить пути и условия становления у студентов образа современного педагога в процессе изучения педагогических дисциплин.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературыдиагностические методы (включенное наблюдение, беседы, анкетирование, сочинения, изучение продуктов творческой деятельности студентов) — методы статистической обработки данныхпедагогический эксперимент.

Методологической основой исследования являлись положения: о человеке как развивающейся личности, субъекте образования и профессионального становленияо педагогическом образовании как открытой, развивающейся, многоуровневой системе, как пространстве взаимодействия его субъектово системообразующей роли педагогических дисциплин в современном педагогическом образовании.

Базой исследования являлся факультет математики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в процессе изучения курсов: «Введение в педагогику», «Основы педагогических теорий», «Педагогическое проектирование».

Этапы и организация исследования. На первом этапе (1998 — 2000 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы, оформлялась концепция исследованияпроводился констатирующий эксперимент по изучению образовательной среды, в которой предполагалось осуществление опытно-экспериментальной работы по становлению у студентов образа современного педагогаразрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе исследования (2000 — 2001гг.) происходило дальнейшее уточнение теоретических позиций. Одновременно реализовывалась программа опытно-экспериментальной работы, в ходе которой проверялись условия, при которых педагогические дисциплины содействуют становлению у студентов образа современного педагога.

На третьем этапе исследования (2001 — 2002гг.) проводился анализ, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, подводились итоги работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась через публикации, через обсуждения основных результатов исследования на лабораториях кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, через выступления на проблемных семинарах.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

В результате констатирующего эксперимента было установлено, что образовательная среда Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и его факультетов сориентирована на подготовку современных педагогов. Эта ориентация зафиксирована в Уставе университета, Программе его развития, в образовательных профессиональных программах всех направлений и уровней педагогического образования, реализуемых в вузе. Эта ориентация проявляется в постоянном развитии связей университета с разнообразными образовательными учреждениями, в поддержании педагогических традиций, в содействии развитию исследований, обращенных к проблемам педагогического образования. Другими словами, была зафиксирована образовательная среда, поддерживающая студентов в развитии их представлений о современном педагоге.

Было выявлено, что образы современного педагога у студентов педагогического вуза достаточно разнообразны: это и педагоги — гуманисты, и педагоги — предметники, и педагоги — образованные, и педагоги — творцы и др. Эти образы дифференцируются по многим параметрам (по степени целостности, по степени полноты, по степени адекватности современности и др.) и не всегда отражают весь круг профессиональных задач современного педагога, единство его характеристик как личности и субъекта профессиональной деятельности, современные требования к педагогу.

На основании проведенного анализа материалов студентов делается вывод о необходимости систематического изучения учета и обогащения образов педагога у студентов в процессе их профессионального образования.

Для решения поставленных задач была разработана специальная программа опытно-экспериментальной работы, которая носила поэтапный характер.

В процессе практических занятий по различным педагогическим курсам («Введение в педагогику», «Основы педагогических теорий», «Педагогическое проектирование») студенты осваивали основные образовательно-профессиональные задачи, связанные с подготовкой их к профессиональной педагогической деятельности. Содействие становлению у студентов образа современного педагога осуществлялось в педагогических курсах через: актуализацию идей о педагоге и его профессиональной деятельности в содержании курсов, соответствующую организацию процесса освоения этих курсов, особый характер отношений студентов друг с другом и преподавателем, поддержание благоприятной, доброжелательной атмосферы в ходе занятий. В процессе освоения этих курсов студенты погружались в проблемы современного педагога и его профессиональной деятельности, обогащались научными знаниями о сущности педагогической деятельности и примерами педагогов-практиков и педагогов-теоретиков, осваивали различные виды профессиональной деятельности педагога (исследовательская, проектная, рефлексивная и др.), включались во взаимодействие с сокурсниками и с преподавателями. В результате развивались представления студентов о современных требованиях к педагогу, создавалось эмоционально-положительное отношение к педагогу как развивающейся личности и субъекту профессиональной деятельности, расширялось видение студентами круга профессиональных задач современного педагога.

К концу опытно—экспериментальной работы была зафиксирована положительная динамика изменений в содержании образа современного педагога у студентов. Эти изменения проявлялись в том, что в образах педагога у всех студентов стали более явно отражаться профессиональные задачи современного педагога, связанные не только с образовательным процессом, с общением его субъектов, но и с построением образовательной среды, самосовершенствованием самого педагога. В описаниях образа студенты стали выделять не только личностные, но и деятельностью характеристики современного педагога. У всех студентов в образах педагога были представлены, хотя и в разной степени, современные требования к педагогу.

Положительные результаты опытно-экспериментальной работы дали основания утверждать, что процесс изучения педагогических дисциплин содействует успешному становлению у студентов образа современного педагога, если:

• в его содержании актуализируются проблемы педагога, его профессионального становления, профессиональной деятельности;

• этот процесс организуется с опорой на имеющиеся у студентов представления о педагогес ориентацией на требования к современному педагогу и его профессиональной деятельностис учетом возможностей и интересов студентов;

• он разворачивается в образовательной среде, сориентированной на подготовку современного педагога.

Важным условием становления у студентов образа современного педагога является готовность преподавателей вуза, в частности преподавателей педагогических дисциплин, к реализации своих профессиональных задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современной ситуации развития образования, характеризующейся вариативностью, личностно — развивающей направленностью, реализацией компетентностного подхода, произошло изменение места и роли педагога, значительно расширилась сфера его профессиональной деятельности, обновился круг его профессиональных задач. В этой связи проблема становления у студентов педагогического вуза образа современного педагога как ценностно-целевого ориентира их профессионального образования оказывается значимой.

Специфика нашего исследования заключалась в изучении процесса становления образа современного педагога у студентов на этапе высшего педагогического образования в контексте освоения педагогических дисциплин. Исследование было направлено на определение путей и создание условий, при которых процесс изучения педагогических дисциплин содействует успешному становлению у студентов образа современного педагога.

Проведенное исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и дало основание вынести на защиту следующие положения: 1. Изменения, произошедшие в системе высшего педагогического образования России за последние годы, и научно-педагогическое знание о содержании и характере этих изменений создали необходимые теоретические и практические предпосылки исследования проблемы становления у студентов образа современного педагога как развивающейся личности и субъекте профессиональной деятельности, способного на основе диалога, творчества и непрерывного самообразования решать новое поколение профессиональных задач, связанных: с проектированием, реализацией и сопровождением человеко-ориентированного образовательного процессас организацией взаимодействия со всеми заинтересованными в образовании лицамис учетом, использованием и преобразованием тех условий, в которых разворачивается образовательный процессс рефлексией педагогом своей профессиональной деятельностис профессиональным самосовершенствованием.

2. Понятие «образ педагога» характеризует сложное когнитивное и эмоциональное образование в сознании человека, которое отражает в себе субъективные представления о педагоге как профессионале в его многоаспектной природе (как индивиде, личности, субъекте профессиональной деятельности, индивидуальности). Это образование обладает активным началом и выполняет разнообразные функции в развитии профессионала (мотивационную, ценностно—целевую, прогностическую, контрольно-корректирующую, регуляторную).

3. Становление образа педагога как внутренне закономерный процесс изменений в представлениях человека о педагоге является длительным, противоречивым, непрерывным. Он начинается с ранних лет и осуществляется под влиянием объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов. Особая роль в становлении у человека образа современного педагога принадлежит этапу его профессионального педагогического образования, в процессе которого целенаправленно создаются условия для обогащения имеющихся образов.

4. Образы педагога, существующие в сознании студентов и оформившиеся под влиянием многих факторов еще на довузовском этапе образования, дифференцируются по ряду параметров (по адекватности отражения в них требований к современному педагогу, по полноте отражения в них сущности профессиональной педагогической деятельности, по степени целостности и др.) и поэтому требуют специального изучения, учета и обогащения в процессе профессионального педагогического образования.

5. Изучение педагогических дисциплин в вузе обладает богатыми потенциальными возможностями в содействии становлению у студентов образа современного педагога путем обогащения их опыта: представлениями о современном педагогеяркими примерами педагогов-практиков и педагогов—теоретиковспособами решения современных профессиональных задачэмоционально-ценностным отношением к педагогу как личности, субъекту профессиональной деятельности. Свои потенциальные возможности процесс изучения педагогических дисциплин реализует, если:

• в его содержании актуализируются проблемы педагога, его профессионального становления, профессиональной деятельности;

• этот процесс организуется с опорой на имеющиеся у студентов представления о педагогес ориентацией на требования к современному педагогу и его профессиональной деятельностис учетом возможностей и интересов студентов;

• он разворачивается в образовательной среде, сориентированной на подготовку современного педагога.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что:

• определены теоретические и практические предпосылки изучения проблемы становления у студентов образа современного педагога в высшем педагогическом образовании;

• уточнено понятие «образ педагога» и особенности становления этого образа;

• выявлены возможности педагогических дисциплин в становлении у студентов образа современного педагога и обоснованы условия реализации этих возможностей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и реализована методика содействия становлению образа современного педагога у студентов в процессе изучения педагогических дисциплин. Предложены диагностические методики изучения представлений студентов о педагоге. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями педагогических вузов, колледжеймогут быть полезны при разработке программ педагогических дисциплин.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается обоснованностью методологической основы исследованияиспользованием методов исследования, адекватных предмету, целям, задачам исследованиядлительным характером опытно-экспериментальной работыапробацией полученных результатов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  2. З.Ф. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения дисциплин педагогического цикла: Автореф. дис.. к.п.н. — Челябинск, 1994. — 17 с.
  3. Абульханова-Славская К. С. Деятельность и психология личности. — М.:Наука, 1980.-336 с.
  4. О 4. Айнштейн В. Преподаватель и студент: искусство общения // Высшееобразование в России. — 2000. № 6. — С. 83−91
  5. Актуальные проблемы педагогической науки (науковедческий аспект): сб. научн. трудов // Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.-104 с.
  6. И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. — СПб.: Спец. Лит., 2000. 223 с.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, О 1977.-379 с.
  8. .Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд. ЛГУ, 1968. — 335 с.
  9. Е.Ю., Стрелков Ю. К. Профессиональная составляющая образа мира // Мышление и общение: активное взаимодействие с миром. — Ярославль: ЯГУ, 1988. С.52−66
  10. Ю.Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности // Вопросы психологии. 1992. -№ 1−2. — С.6−13
  11. Д., Лурье Л. Преподаватель вуза и инновационные технологии // Высшее образование в России. 2001. — № 4. — С. 138−144О
  12. М.Н. Как изучать педагогические дисциплины (вариант). — Чита, Изд. ЗабГПУ, 1999. 129 с.
  13. Базовое педагогическое образование (Педагогический аспект). Материалы к учебным программам. — СПб.: Образование, 1993. 59 С.
  14. JI.A. Формирование диагностических умений у будущих учителей в процессе изучения курса педагогики: Автореф. дисс. .к.п.н. М., 1995.-16 с.
  15. И.А. Проектирование системы оценок профессиональных достижений студента педвуза: Автореф. дисс. .к.п.н. Псков, 2001.-22 с.
  16. Э.В. Профессиологический аспект педагогического образования // Научные традиции и перспективы педагогики. Герценовские чтения -2001: Межрегион, сб. научн. трудов / Под ред. Е. В. Титовой. — СПб.: Изд. «Петрополис», 2001. С. 108−116
  17. И.С. Изменение профессиональной деятельности учителя современной школы // Модернизация общего образования на рубеже веков: Сб.научн. ст. СПб.: Изд. РГПУ им А. И, Герцена, 2001. — С.111−122
  18. В.Э. Роль учителя в современном обществе и школе // Преподаватель. 2000. — № 3. — С.23−27
  19. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. — Екатеринбург: Изд. «Деловая книга», 1996. — 344 с.
  20. А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. — СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1999. 480с.
  21. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. — 442 с.
  22. Р.У. Развитие творческой индивидуальности субъектов образования: Монография. СПб.: Изд. РГПУ, 2000. — 220 с.
  23. Р.У. Самооценка студентами освоения дисциплин психолого-педагогического блока // Подготовка специалиста в области образования. Анализ и оценка качества. Вып.И. СПб.: Образование, 1996. — С.33—41.
  24. А.А. Личность и общение. — М.: Педагогика, 1983. — 271 с.
  25. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л.: Изд. ЛГУ, 1970. -134 с.
  26. В.А., Костикова М. Н. Педагогическое образование — страницы реформирования. Волгоград: «Перемена», 1998. — 179 с.
  27. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика 1997 — № 4. — С. 11−17
  28. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб.: «Питер», 2000.-304 с.
  29. В.А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе: Учебно-метод. пособие. — СПб.: РГПУ им А. И. Герцена, 2001. -169 с.
  30. Г. А. Современные требования к структуре и содержанию непрерывного педагогического образования // Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание). Вып.1. — СПб.: Образование, 1994.-С.З-8
  31. Г. А., Радионова Н. Ф. Концепция педагогического образования в Российском государственном педагогическом университете им А.И. Герцена // Учитель в эпоху перемен: Коллективная монография. — СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. -С.45−53
  32. Л.Г. Ориентация студентов на гуманистические ценности в курсе психолого-педагогических дисциплин: Автореф. дисс. .к.п.н. — Липецк, 2001.-22 с.
  33. А.В. Культурно-историческая теория мышления. — М.: «Высшая школа», 1968. — 104 с.
  34. А.П. Базовое гуманитарное образование в педагогическом университете // Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования: Тезисы докладов / Отв. Ред. Н. Ф. Радионова. СПБ.: Образование, 1994.-С. 18−22
  35. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. -М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 208 с.
  36. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие / Под ред. Е. В. Бондаревской. -Р/н/Д.: РГПУ, 1995. 172 с.
  37. Введение в педагогическую профессию: Курс лекций / Н. К. Сергеев, Е. И. Сахарчук. — Волгоград: Перемена, 1998. — 229 с.
  38. Вербицкий А. А, Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  39. С.Г. Образование как ценность // Перспективы развития системы непрерывного образования/ Под ред. Б. С. Гершунского. — М.:Педагогика, 1990. С. 118−128
  40. С.Г. Теоретико-методологические проблемы изучения образовательной среды // Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании: Материалы конференции. — СПб.: СПбГУМП, -2001.-С. 14−18
  41. С.Г. Учитель о себе и о профессии. — Л.: Знание, 1988.32 с.
  42. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПОД999. — 538 с.
  43. В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: Монография. — Псков: Изд. ПОИПКРО, 1997. — 421 с.
  44. В.Г. Образовательная среда как фактор развития личности // Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании: Материалы конференции. Спб.: СПГУМП, 2001. — С.9−13
  45. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. — М.: ИЧП «Изд. Магистр», 1995.-111 с.
  46. Высшее образование в XXI веке: подходы и примеры // Всемирный статистический обзор по высшему образованию 1980−1995 гг. Рабочие документы. ЮНЕСКО. Париж. 5−9 октября. 1998.
  47. Т.Г. Становление педагогической позиции студентов в условиях педагогического колледжа: Дис. к.п.н. СПб., 1997. —212с.
  48. Е. Роль диалога в становлении будущего учителя // Высшее образование в России. — 2000. — № 1. С. 70−74
  49. В.М., Сметанский Н. И. Проблема личностной референтности педагога // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 18−24
  50. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М.: Школа-Пресс, 1995. -448 с.
  51. С.А. Педагогические основы актуализации творческой индивидуальности педагога: Автореф. диссд.п.н. — Казань, 1996 48 с.
  52. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 3-е изд. — М.:Вита-Пресс, 2001. -88 с.
  53. В.И. Основы теоретической педагогики. Учебное пособие. — Спб.: Изд. Спб ун-та, 1982. -154 с.
  54. А. Г. Образование студента: Задачник по самодиагностике и самоинформированию. СПб.: Изд. РГТГУ им. А. И. Герцена, 2000. — 203 с.
  55. А. Г. Теоретические основы развития субъектной позиции студента в условиях высшего профессионально-педагогического образования: Автореф. дис. д.п.н — СПб., 2002. — 46 с.
  56. Ф.Н. Книга об учителе. — М.: Просвещение, 1965. — 259 с.
  57. В.И. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровнего педагогического образования: Автореф. дис.. д.п.н. — СПб., 1995.-44 с.
  58. В.В. Проблема субъекта в педагогике. — СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 1991 77 с.
  59. В.В. Образная сфера человека. — М.: Ин—т психологии РАН, 1992. — 194 с.
  60. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Издание официальное. — М.: Гос. Ком. РФ по высшему образованию, 1995. 382 с.
  61. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (540 000 Педагогические науки). — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 411с.
  62. В.Н. Организация самостоятельной работы студентов в процессе группового взаимодействия: Автореф. дисс. .к.п.н. — Елец, 2000. 16 с.
  63. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. — М.: Сентябрь, 1996.-112 с.
  64. Гуманизация образования. Теория и практика / Под ред. В. Г. Воронцовой.- Спб.: СПГУМП, 1994. -96 с.
  65. С.Ю. Ориентация студентов педвуза на творчество в процессе изучения педагогики: Автореф. дис. .к.п.н. СПб, 1994. -17 с.
  66. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования.- М.: Изд. корпорация «Логос», 2000. — 224 с.
  67. Ю.С. Высшее образование: состояние, проблемы, решения // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 61−67
  68. В.А. Формирование опыта самоанализа как условие личностно-профессионального становления студента в педагогическом вузе: Автореф. дисс. к.п.н. СПб., 2001. — 22с.
  69. И.А. Педагогическая психология. — Р/н/Д.: Феникс, 1997. — 480 с. 76.3инченко В. П. От генезиса ощущений к образу мира // А. Н. Леонтьев и современная психология. — М.: Изд. МГУ, 1983 С.140−149
  70. С.Б. Основы самовоспитания будущего учителя: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
  71. Г. В. Модель и образ: концепция личности в русском и советском живописном портрете. — М.: Советский художник, 1986. — 174 с.
  72. Г. Л. Личностно-ориентированная педагогическая технология. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 24 с.
  73. Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века). — СПб.: «Петербург — XXI век» совместно с «Пресс— Атташе», 1997. -160 с.
  74. Е.И. Формирование ориентации на профессию учителя у студентов младших курсов пед. института в ходе практики: Дис. к.п.н. — Л.: ЛГПИ, 1986.-229с.
  75. Т.А. Развитие профессионально-педагогического интереса у будущего учителя (общепедагогическая подготовка): Автореф. дисс. .к.п.н. -Челябинск, 1998. -18 с.
  76. Кан-Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя // Советская педагогика. 1989. — № 1. — С.97−100.
  77. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М.: Просвещение, 1987. -190 с.
  78. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990.-140 с.
  79. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  80. М.Р. Формирование образовательной среды клуба учреждения дополнительного образования детей: Дис. к.п.н. — СПб., 1998. — 239с.
  81. Е.А. Введение в психологию труда. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.-350 с.
  82. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М.: Изд. МГУ, 1995.-224 с.
  83. Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Р/н/Д.: Изд. «Феникс», 1996. -512 с.
  84. В.А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета. — СПб.: Изд. С.-Петерб.ун-та, 1999. — 116с.
  85. В.А. Многоуровневое педагогическое образование как целостный процесс подготовки специалиста // Непрерывное педагогическое образование. Bbin. VL-Ставрополь: СГПИ, 1994.-С. 11−19
  86. И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики. — СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-288с.
  87. Т.Е. О нравственном образце и особенностях его усвоения в школьном возрасте // Проблема управления формированием личности / Под ред. А. В. Зосимовского, Л. И. Рувинского. М.: МГУ, 1972. — С.57−69
  88. Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н, Джуринский. — М.: Педагогика, 1988. -416 с.
  89. Комплексная целевая программа «Учитель советской школы»: общая концепция исследования. / Методическое письмо. — М.:МГПИ им. В. И. Ленина, 1987. -39 с.
  90. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  91. Концепция базовой гуманитарной подготовки бакалавра в педагогическом университете // Многоуровневое педагогическое образование. Вып. I. — СПб.: Образование, 1994.-С.7−21
  92. Г. В. Формирование гуманистической позиции будущего учителя: Автореф. дисс. .к.п.н. Самара, 2001. —19 с.
  93. В.Ю. Очерки истории и теории управления образованием. СПб.: СПбГУМП, 2001. — 166 с.
  94. В.П. Преподавание в вузе: наука и искусство // Педагогика. — 2000. — № 1. С.52−57
  95. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1989. — 167с.
  96. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя — Л.: Знание, 1985.-32 с.
  97. Ю.Н. Психологическая природа деятельности учителя // Творческая направленность деятельности педагога: Сб. научн. трудов / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской JI., 1978. — С.7−10
  98. Н.А. Методики изучения и некоторые результаты овладения знаниями педагогических дисциплин // Подготовка специалиста в области образования: Анализ и оценка качества. Вып. Ш — СПб.: Образование, 1996. — С. 11−33
  99. Н.А. Педагогическое исследование современного студента (Студент при получении образования): Монография. — СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 76 с.
  100. С.А. Подготовка студентов младших курсов к педагогическому образованию и выбору профессии в педагогическом университете (на материале курса «Введение в педагогику»): Автореф. дисс. .к.п.н. — СПб., 1998.-17 с.
  101. М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие. М.: Изд. Центр «Академия», 2000. — 272 с.
  102. К.М. Педагогическая деонтология. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 269 с.
  103. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М.: Педагогика, 1983. Т И.
  104. А.Н. Психология образа // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология.- 1979 № 2. — С.3−13
  105. Личность: внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. — СПб.: «Тускарора», 1996. — 175 с.
  106. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999.-349 с.
  107. В.В. Проектирование индивидуального образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: Автореф. дисс. .к.п.н. — Омск, 2001. —21 с.
  108. Н.Е. Теоретические основы развития творческой индивидуальности учителя: Автореф. дисс.. д.п.н. М., 1996. — 33 с.
  109. Т. Школа, ребенок и учитель (Педология и дидаскология). — Р/н/Д. Краснодар: «Буревестник», 1924. — 69 с.
  110. А.К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. -308 с.
  111. А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993.- 190 с.
  112. А.К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. —1982. — № 2 С. 40−46
  113. Т.В. Педагогические условия построения образовательной среды вуза: Дисс.. к.п.н. СПб., 1999. — 158 с.
  114. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Наука, 1961.-90 с.
  115. Методические рекомендации к проведению лекционных и семинарских занятий по педагогике / Сост. И. А. Колесникова. — Л.: ЛГПИ, 1990. 84 с.
  116. Л.М. Учитель как личность и профессионал. — М.: Дело, 1994. -215 с.
  117. А.В. Учитель: мастерство и вдохновенье. — М.: Просвещение, 1986.-160 с.
  118. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. — М., 2000. -15 с.
  119. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат. — М.: Изд. центр «Академия», 2001. —272 с.
  120. Образ в регуляции деятельности. М.: РПО, 1997. -242с.
  121. Образование в поисках человеческих смыслов // Под ред. Е. В. Бондаревской. -Р/н/Д.: РГПУ, 1995. -216 с.
  122. Образование студента. Теоретические и практические аспекты проблемы развития субъектной позиции в условиях педагогического вуза: Монография / Под ред. А. Г. Гогоберидзе. — СПб.: НИИ Химии СпбГУ, 2001. — 273 с.
  123. В.В. Динамика «образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней // Вопросы психологии — 1981. —№ 5. —D1. С.133−137
  124. В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии.-СПб., Воронеж, 1995.— 231 с.
  125. А.А. Проектирование содержания педагогических дисциплин в вузе // Педагогика 2001. — № 10. — С.48−56
  126. А.А. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус // Педагогика. —1999.-№ 7.- С.60−68
  127. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Изд. «Логос», 1995. — 224 с. О
  128. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высш. учеб. завед. / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. -302 с.
  129. Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога // Педагогика 1992. — № 3^. — С.53 -57
  130. О.Е. Взаимодействие преподавателей и студентов младших курсов вузов в процессе изучения педагогических дисциплин (на материале курса «Введение в педагогическую профессию»): Дисс. .к.п.н. Архангельск, 2001.-215 с.
  131. .С., Гейжан Н. Ф. Культура личности учащихся профессионального учебного заведения. — СПБ.-Пенза, 1996. -159 с. О
  132. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. завед. /
  133. B.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа — Пресс, 1998.-512 с.
  134. Педагогика в вузе как учебный предмет: Сб. научных трудов. — СПб.: Изд. РГПУ им. А. И, Герцена, 2001.-192 с.
  135. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студ. высш. и сред. учеб. завед. / Под ред. С. А. Смирнова. — 3-е изд. — М.: Изд. Центр «Академия», 1999. — 512с.
  136. В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1984, № 4. — С.13−21
  137. С.А., Акулова О. В., Мосина А. В. Полифункциональность учебного предмета «Педагогика»// Педагогика в ВУЗе: наука и учебный предмет (рабочие материалы к конф.). — СПб.: РГПУ им. А, И, Герцена, 2000. —1. C.336−353
  138. С.Ю. Организационно-педагогические условия освоения студентами профессионально-образовательной среды факультета: Автореф. дисс. .к.п.н. — Омск, 2000. —21с.
  139. Г. Ф. Ориентация студентов на самооценку педагогических знаний в вузе (на материале факультатива «Современные педагогические концепции»): Автореф. дисс. .к.п.н. — СПб., 1999. — 20 с.
  140. Т.М. Обеспечение взаимосвязи репродуктивного и творческого компонентов самостоятельной работы студентов как условие ее эффективной организации в вузе (педагогические дисциплины): Автореф. дисс. .к.п.н. — Тула, 2001. —21 с.
  141. А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. — М.: ТЦ Сфера, 2001. 192 с.
  142. Проблемы стандартизации высшего педагогического образования: «Круглый стол» // Педагогика 2001. — № 6. — С.52−61
  143. Проект Программы развития педагогического образования России на 2001−2010 годы // Преподаватель. 2000. — № 3. — С. 10 -22
  144. Профессиональная деятельность молодого учителя / Под ред. С. Г. Вершловского, JI.H. Лесохиной. — М.: Педагогика, 1982. -144 с.
  145. Психологический словарь / Под. ред. В. П. Зинченко, Б. Г, Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.
  146. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. М.: Изд-во «Флинта», 1998. -184 с.
  147. Психология становления педагога профессиональной школы / Под ред. Э. Ф. Зеера. — Екатеринбург: Изд—во Уральского государственного профессионально-педагогического университета, 1996. — 148 с.
  148. Пути реализации стратегических целей обновления школы. Материалы для разработки документов и проведения эксперимента по модернизации общего образования. — М., 2000.
  149. В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: Учебное пособие. СПб.: СПГТУ, 1996. — 140 с.
  150. Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. Учеб. пособие по спецкурсу. — Л.: ЛГПИ, 1989. — 84 с.
  151. Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: технология и творчество: Учебное пособие. — Л.: ЛГПИ, 1989. — 84 с.
  152. Н.Ф. Педагогика в системе высшего многоуровневого образования // Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание). Вып.1. СПб.: Образование, 1994. — С.45−49
  153. Н.Ф., Тряпицына А. П. Образованность обучающихся как один из показателей качества образования // Контроль качества и оценка образования: Материалы межд. конф. — СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. -С. 98−113
  154. Н.Ф., Тряпицына А. П. Стандарт образования как средство повышения качества подготовки специалиста //Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание). Вып.1. — СПб.: Образование, 1994.-С. 8−16
  155. Н.А. Педагогические условия развития эмоциональной культуры будущего учителя (педагогические дисциплины): Автореф. дисс. .к.п.н. Хабаровск, 2001. —19 с.
  156. П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождения мастера. М.: Владос, 2000. — 301 с.
  157. Е.И. Личность учителя: Теория и практика. Р/н/Д.: Изд. «Феникс», 1996.-512 с.
  158. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Научное изд-во «БРЭ», 1999. Т.Н.
  159. М.М. Проблема учителя. — М-Л., Моск. акцион. изд-кое об-во тип. «Красной газеты» им. Володарского в Л-де, 1927. — 173 с.
  160. С.Л. Основы психологии. — М.: Педагогика, 1976. — 548 с.
  161. .В. Педагогические условия самоактуализации личности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дисс. .к.п.н. Ставрополь, 1999. — 22 с.
  162. В.Н. Философские основания педагогической деятельности // Вестник высшей школы. — 1997. — № 1. С.22−32
  163. В.А., Белокуров В. В., Суцщо В. Г., Шикин Е. В. Университетское образование. Приглашение к размышлению. — М.: Изд. МГУ, 1995.-350 с.
  164. Л.О. Формирование гуманистической направленности личности будущего учителя на основе применения системы проблемных педагогических ситуаций: Автореф. дисс. .к.п.н. Казань, 1997. — 18 с.
  165. Н.Л. Становление творческой личности в условиях развивающей среды: концепции и механизмы реализации: Монография. — Балашов, Изд. БГПИ, 1999. 232с.
  166. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учебное пособие. — М.: Изд. Центр «Академия», 2000. — 240 с.
  167. Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (Вопросы теории): Монография. — СПб Волгоград: Перемена, 1997. — 166 с.
  168. Сергеева Л А. Формирование профессионального образа педагога у студентов университета: Автореф. дисс. к. п.н. Л. 1984. — 16 с.
  169. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Изд. Корпорация «Логос», 1999. -272 с.
  170. Е.Г. Формирование у студентов педагогического вуза готовности к профессиональному самосовершенствованию: Автореф. дисс. .к.п.н. Ярославль, 1996. -18 с.
  171. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976. -160 с.
  172. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. — М.: ИЧП «Изд. Магистр», 1997. -224 с.
  173. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. -М.: Школа-Пресс, 1995. -384 с.
  174. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. — М.: Изд. МГУ, 1985. — 231 с.
  175. С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности. — М.: Аспект-Пресс, 1995. -271 с.
  176. Современный студент в поле информации и коммуникации. Учебно-метод. пособие для слушателей семинара «Новые педагогические технологии в высшей школе». СПб.: PETROC, 2000. — 73 с.
  177. С.Л. Вечная радость: Очерк жизни и школы. — М.: Педагогика, 1986. -366 с.
  178. Н.Л., Шубина Н.Л, Государственный образовательный стандарт и образовательные программы подготовки бакалавров и магистров в области знаний «Педагогические науки»: Метод, рекомендации. — СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. -101с.
  179. Стефановская Т. А, Технологии обучения педагогики в ВУЗе. Метод, пособие. 2-е изд. -М.: Изд. «Совершенство», 2000. -272 с.
  180. Г. Г. Подготовка студентов к педагогическому диалогу: Дисс.. к.п.н. СПб., 1993. — 202 с.
  181. Л.А. Ориентация студентов на инновационную деятельность в развивающейся школе (при изучении педагогических дисциплин в ВУЗе): Автореф. дисс. .к.п.н. — СПб., 1995. — 19 с.
  182. О.Г. Развитие творческой активности будущих учителей в учебной деятельности (на материале дисциплин педагогического цикла): Автореф. дисс. к.п.н. — Волгоград, 1992. — 18 с.
  183. А.П. Теоретико-методологические проблемы непрерывного педагогического образования // Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования. Вып. I. -СПб.: Образование, 1999. -С. 8−13
  184. А.П. Теоретико-методологические основы модернизации школьного образования (педагогический аспект)// Модернизация общего образования на рубеже веков: Сб.научн. статей. — СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. С.21−29
  185. В.В. Учительство в ситуации социально-политических перемен. В 5-ти частях. СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1995
  186. Учитель в эпоху перемен: Коллективная монография. — СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. -209с.
  187. Учитель: крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности / Под ред. С. Г. Вершловского. -2-е изд. — СПб., 1994. -134 с.
  188. Учитель, школа, общество. Социологический очерк 90-х гг. / Под ред. Е. Э. Смирновой. СПб.: Изд. ГУПМ, 1995. -224 с.
  189. Учительство как социально—профессиональная группа / Под ред. B.C. Собкина. — М-Рига: Российская академия образования, 1996. -102с.
  190. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т./ Сост. С. Ф. Егоров. — М.: Педагогика, 1988. T.I.
  191. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» // М, Новая школа, 1996. 63 с.
  192. Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Вузовские вести. — 1996. — № 11 (33).
  193. И.А. Формирование потребности студентов педагогического ВУЗа в творческом саморазвитии: Автореф. дисс. .канд.пед.наук. — М., 2000. — 19 с.
  194. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 с.
  195. Т.А. Формирование готовности студентов педвуза к педагогической импровизации как виду творческой деятельности: Автореф. дисс. .к.п.н. — Н. Новгород, 2001. 21с.
  196. И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира // Вестник МГУ. Серия XIV. Психология. — 1990. —№ 3. -С. 42−50
  197. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А. И. Пискунов. 2-е изд.-М.: Просвещение, 1981. — 528 с.
  198. Н.В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе. Омск: Изд. ОГПУ, 1998. -168 с.
  199. Человек и образование в современой России / Под ред. Л. А. Вербицкой, В .Т. Лисовского, В. Т. Пуляева. СПб.: Изд. СПбГУ, 1998. -488 с.
  200. JI.А., Эскиндаров М. А. Концептуальные основы многоуровневой системы высшего образования в России. — М.: ИНИОН РАН, 1997.-240 с.
  201. Р.Х. Роль преподавателя в воспитании студентов: Автореф. дисс.. к.филос.н. М., 1989. -16с.
  202. Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М Ставрополь, 1991. — 206 с.
  203. А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя // Психология труда и личности учителя: Сб. научн. трудов / Под ред. А. И. Щербакова. Вып.1. — Л.: J11 НИ им. А. И. Герцена, 1976. -С. 3−30
  204. Т.А. Комплекс педагогических условий формирования готовности студентов ВУЗа к самообразованию: Автореф. дисс. .к.п.н. — Курган, 1999. 18 с.
  205. С.В. Воспитание у студентов высшей педагогической школы ценностного отношения к теоретическим знаниям по педагогике: Автореф. дисс. .к.п.н. — М., 1996. — 17 с.
  206. В.А. Педагогическая психология. — СПб.: Изд. Михайлова В. А.:1. О,
  207. Изд. «Полиус», 1998. 639 с. О2 курс ф-т ин.яз.¦ 5J.2 Щ 29,64 курс мат. ф-т3 курс мат. ф-т2 курс мат. ф-т35,35,345,639,228 2 42 1
Заполнить форму текущей работой