Индивидуальные образовательные маршруты в рамках интегрированной программы шахматной школы «Два короля»
В связи с вышесказанным возникла необходимость разработки программы шахматной школы «Два короля», направленной на развитие особых шахматных способностей группы детей, прошедших начальный курс обучения в понимании «законов» шахматной игры в рамках дополнительной образовательной программы «Шахматы». Для решения задач обучения и воспитания предусмотрена интеграция дополнительных образовательных… Читать ещё >
Индивидуальные образовательные маршруты в рамках интегрированной программы шахматной школы «Два короля» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Авторы: А. Л. Чулкова, А. В. Смирнова, педагоги муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр внешкольной работы г. Ростова.
Признание социальной значимости проблемы обучения одаренных детей, безусловно, важный шаг к ее решению. Говоря о воспитании и обучении талантов, нужно помнить о необходимости учета индивидуальных и возрастных особенностей обучаемого. Одаренность — интегральное, суммарное, свойство личности, личности, способной генерировать новые оригинальные идеи, находить новые нетрадиционные стратегии и способы решения проблемных задач, то есть обладающей креативностью.
В связи с вышесказанным возникла необходимость разработки программы шахматной школы «Два короля», направленной на развитие особых шахматных способностей группы детей, прошедших начальный курс обучения в понимании «законов» шахматной игры в рамках дополнительной образовательной программы «Шахматы». Для решения задач обучения и воспитания предусмотрена интеграция дополнительных образовательных программ «Шахматы», «Шашки» и «Непрерывное компьютерное обучение», которые лежат в основе данной интегрированной программы.
Цель интегрированной программы: создать условия для развития особых шахматных способностей одаренных детей через интеграцию шашек, шахмат и информатики.
Задачи:
- — содействовать совершенствованию шахматного мастерства;
- — способствовать углубленному получению сведений о психологической и волевой подготовке к выездным шахматным соревнованиям;
- — содействовать освоению терминологии информатики и вычислительной техники;
- — способствовать формированию навыков работы на персональном компьютере;
- — содействовать овладению элементарными навыками работы с шахматными программами;
- — использовать внешний вид шашек для специальных тренировок быстрого и многоходового счета;
- — способствовать развитию алгоритмического мышления и умения доводить счет до конца.
При обучении в шахматной школе «Два короля» наиболее ярко проявляются индивидуальные различия детей. В связи с этим возникает роль дифференцированного подхода к отбору содержания обучения, его объему, последовательности и темпу изложения. Владение методикой обучения не только предполагает выполнение программ, но и требует от педагога умения уточнить, видоизменить как задачи, так и методику в зависимости от контингента обучающихся. Главное внимание следует сконцентрировать на развитии у детей внутреннего плана действий той или иной партии, формировании навыков и умения планировать свою деятельность и применять на практике теоретические знания. В то же время при обучении педагог предоставляет как можно больше самостоятельности ребятам, что гарантирует более надежное и осознанное приобретение ими знаний, умений и навыков.
После окончания обучения в шахматной школе у каждого обучающегося определяется направленность по способностям. Он сам выбирает интересующее направление: либо продолжает еще более углубленное изучение шахмат или шашек, либо, освоив начальный пользовательский курс на персональном компьютере в школе «Два короля», совершенствует свои знания и умения в области новейших технологий. В результате обучающийся выходит на более высокий квалификационный уровень в области шахмат, шашек и информатики.
На данном этапе возникает необходимость по желанию ребенка разработать для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут по особо интересующей его дисциплине, при этом обучающийся выбирает не только предмет изучения, но и программу личностного роста. Соглашаясь с опытом Л. Ю. Ляшко, мы тоже используем при разработке совместной индивидуальной образовательной траектории ребенка в УДОД подход на основе модульного принципа и выделяем три основных модуля:
- — обучающий модуль, результатом которого является освоение знаний по отдельным дисциплинам;
- — практический модуль, предполагающий формирование мастерства, практических умений, профессиональных знаний и навыков;
- — общеразвивающий модуль, результатом которого является развитие способностей, личностных качеств ребенка.
Задача педагога, сопровождающего ИОМ, — помочь ребенку выстроить свой путь развития.
Индивидуальный образовательный маршрут по шахматам
Индивидуальный образовательный маршрут Алены П., прошедшей курс обучения в шахматной школе «Два короля» и проявившей особые способности по предмету «Шахматы».
- 1. Фамилия, имя ребёнка: Алена П.
- 2. Возраст: 15 лет
- 3. Год обучения в шахматной школе «Два короля»: 6 год
^Характеристика личностных качеств: усидчивая, трудоспособная, отличается особой креативностью, не хватает способности быстро справиться со стрессовой ситуацией, связанной с проигрышем партии при участии в соревнованиях.
5. Основания для создания индивидуального маршрута: успешно освоила курс восьмилетней программы «Шахматы» за 6 лет — выполнила квалификацию кандидата в мастера спорта. _.
№. н/и | Задачи | Практические навыки и умения | Ожидаемые результаты |
совершенствование индивидуальных и допрофессиональных качеств. | углубление знаний по овладению приемами по разыгрыванию сложных окончаний, отработка практических навыков при разыгрывании сложных окончаний и т. д. | скорость принятия решения в турнирных партиях при разыгрывании сложных окончаний и т. д. | |
уточнение дебютного репертуара. | углубленное изучение разыгрываемых дебютов, освоение новых. | усвоение и запоминание смысла разыгрываемых вариантов. | |
отработка судейских навыков. | практическая деятельность по судейству шахматных соревнований. | получение квалификации «Судья соревнований». | |
усиление стремления к шахматному мастерству. | «преимущества» при достижении шахматного мастерства. | постоянные тренировки и желание стать шахматным мастером. | |
совершенствование знаний о психологической и волевой подготовке, углубление приемов зна; | углубление знаний о работе опытных психологов в достижении полного самоконтроля (аутотренинги и т. д.). | исключение «срывов» во время соревнований. |
№. п/п | Задачи | Практические навыки и умения | Ожидаемые результаты |
ний самоконтроля. | |||
приобретение углубленных знаний по методике тренировки. | Марк Дворецкий, Артур Юсупов «Школа будущих чемпионов». | изучение предложенных материалов. | |
способность к творческому риску. | Э.Е.Гуфельд, Е. М. Лазарев «Леонид Штейн», Владимир Крамник, Яков Дамский «Прорыв» и т. д. | изучение предложенного материала для постоянного нравственного самосовершенствования. | |
ориентация на общечеловеческие ценности. | |||
нравственное развитие через изучение жизни и трудов выдающихся шахматистов. | |||
развитие креативных способностей. | повышение мотивации на творческую деятельность. | «Кто рискует — может проиграть, кто не рискует — проигрывает!», создание красивых шахматных комбинаций в партиях. | |
передача знаний младшим обучающимся шахматной школы. | проведение занятий с младшими обучающимися в шахматной школе. | особое вдохновение в изучении шахмат, мотивация на дальнейшее обучение. |
Специфика занятий по индивидуальной траектории допускает использование самых разнообразных форм контроля со стороны педагога, одна из самых удобных и часто используемых форм для проверки практических навыков и умений — проведение квалификационных турниров, для которых составляются и заполняются специальные таблицы, а также зачетных и контролирующих работ по итогам прохождения особо значимых тем в виде тестовых и творческих заданий. По ним легко проанализировать достижения каждого ребенка.
Турнирные таблицы — это не просто диагностические карты результатов, это отражение характеров ребят, их личности. Место, занятое в соревнованиях обучающимся, характеризует его общий настрой на данные соревнования, то есть какова в данный момент теоретическая подготовка, практические навыки и способность к самоконтролю, самооценке, умение справиться со стрессовой ситуацией, желание победить. Результат — набранные очки и занятое место.
На этом этапе перед педагогом ставятся задачи: для победителей определить, что необходимо изучить по теории нового и в себе воспитать, чтобы совершенствоваться и побеждать дальше, а для тех, кто проиграл, найти слова, способы для убеждения, что нужно повторить, закрепить, изучить для того, чтобы научиться побеждать.
«Идем» опять к теории, ориентации воспитания на человеческие ценности, созданию условий для саморазвития. С каждым ребенком анализируется рабочие тетради, конспекты занятий, записи партий (т.е. каждой игры ребенка), индивидуальные творческие работы. На этом этапе педагог составляет прогноз собственной работы на будущее и планирует свою работу. После подробного анализа с каждым ребенком составляется индивидуальный образовательный маршрут.
Пример турнирной таблицы.
№. п/. п. | Фамилия, имя. | Очки. | Место. | ||||||||||
X. | |||||||||||||
X. | |||||||||||||
X. | |||||||||||||
X. |
Мониторинг результатов обучения по данному индивидуальному маршруту предполагает составление нового маршрута для дальнейшего совершенствования шахматного мастерства.
Индивидуальный образовательный маршрут по информатике
Индивидуальный образовательный маршрут разработан для обучающегося, прошедшего курс обучения в шахматной школе «Два короля» и проявившего особые способности по предмету «Информатика».
- 1. Фамилия, имя обучающегося: Александр Е.
- 2. Возраст: 16 лет
- 3. Год обучения в компьютерном объединении «Навигатор» по программе «Непрерывное компьютерное образование»: 3 год
- 4. Характеристика личностных качеств: энергичный, любознательный, увлекающийся, не хватает усидчивости и самокритичности.
- 5. Основания для создания индивидуального маршрута: проявил особые способности в усвоении трехгодичной программы: освоил ее за 2 года_
№. п/п | Задачи | Практические навыки н умения | Ожидаемые результаты |
содействовать углубленному изучению в сфере использования новых информационных технологий. | Создание Web-страниц (с помощью MS Publisher, MS Word и д.р.), подг отовка презентаций-проектов Power Point, редактор точечной графики Adobe Photoshop, обработка и редактирование анимационных видеофайлов с помощью программы Ulead GIF Animator, редактор FLASH 5.0. | Оператор; пользователь компьютерной техники. | |
удовлетворение индивидуальных образовательных запросов и потребностей. | Создание индивидуального Web-сайта и размещение его в Internet, разработка сюжета для анимации. Создание анимационных рисунков, подготовка к профессиональному монтажу фотоизображений, покадровая анимация, создание и озвучивание фильма, разработка и создание проектов. | Сформированные умения по созданию webсайтов, анимационных рисунков, фильмов, анимаций, создание межпредметных проектов. | |
предоставление возможности самореализации в творчестве, использование знаний в различных видах деятельности. | |||
применение полученных знаний в создании межпредметных проектов. | |||
воспитание трудолюбия и терпения («хронометраж трудоспособности»). | упорная тренировка практических навыков. | Проявление трудолюбия и терпения. | |
формирование способности к самооценке, потребности заниматься самовоспитанием и саморазвитием. | Формирование умения анализировать собственное поведение в конкретных ситуациях, определять свои ошибки и грамотно их исправ; | Способность оценить собственный труд и оценить свои поступки. |
умение регулировать свое поведение в соответствии с профессиональными и нравственными нормами жизнедеятельности. | лять. | ||
развитие и активизация ассоциативного и образного мышления. | Отработка навыков решения логических задач посредством использования развивающих компьютерных игр (Роботландия, Fritz и т. п.). | Скорость решения задач, «легкость» в составлении алгоритма решения задач. | |
развитие исследовательской активности, коммуникационной культуры личности. | Работа над созданием индивидуальных авторских проектов по интересам учащихся. | Создание авторского проекта. |
В конце учебного года проводится мониторинг результатов обучения в детском компьютерном объединении и составляется новый образовательный маршрут при желании обучаемого в получении дальнейшего дополнительного образования. Одной из основных задач мониторинга по предмету «Информатика» является получение информации о состоянии подготовки обучающихся в рамках данного индивидуального образовательного маршрута. Оценка уровня развития и обучения ребенка проводится путем периодического наблюдения занятия и анализа его творческих достижений педагогом в рабочем порядке в виде контрольных и самостоятельных работ, конкурсов, выставок и т. п. В конце каждой изученной темы ребята выполняют небольшие контрольные и практические работы, которые показывают уровень усвоения материала. Задания направлены на проверку сформированности знаний и умений в рамках данного образовательного маршрута и представлены в виде:
- — тестовых заданий с выбором правильного ответа;
- — заданий практического характера (для отработки практических навыков работы на персональном компьютере);
- — задания повышенного уровня сложности (задания этого типа направлены на проверку комплекса знаний, умений, способов деятельности, сформированных у обучающихся в процессе изучения данного курса на более высоком уровне).
Для быстроты проверки индивидуальных теоретических знаний, а также практических навыков написана специальная программа на C++ в виде теста с вариантами ответов, которая в результате прохождения подводит итог проверки знаний по конкретной теме в процентном соотношении. В дальнейшем результаты мониторинга обучающихся фиксируются в виде шкалирования. Все результаты обучающихся фиксируются и хранятся в их личных папках.
Результатом данного образовательного маршрута можно считать личностный рост ребенка, усовершенствование его навыков работы на персональном компьютере, усвоение нового программного продукта; зафиксированные изменения в поведении и мотивации обучающегося; развитие логического мышления, восприятия, внимания, памяти; рост самостоятельности, ответственности, инициативности, приобретение социального опыта.
В конце учебного года проводится итоговый мониторинг результатов обучения в шахматной школе «Два короля» по предмету «информатика» и составляется новый образовательный маршруг при желании обучаемого в получении дальнейшего дополнительного образования.
Работа над изменением личностных качеств обучающегося ведется на протяжении всего учебного года. В начале года обучающийся сам выбирает именно те черты характера, над которыми он «хотел бы поработать». Роль педагога и психолога на этом этапе — помочь ребенку в определении его проблем при помощи индивидуального собеседования и психологического тестирования. На основании полученных результатов и желания обучающегося работать над собой вносятся пункты по изменению личностных качеств обучающихся в индивидуальный образовательный маршрут. Каждые три месяца обсуждаются предварительные итоги работы в виде собеседования. В конце года подводятся окончательные итоги работы.
- [1] Сопровождение одаренного ребенка в региональном образовательномпространстве: учебно-методическое пособие / под ред. М. В. Груздева, А. В. Золотаревой — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012.-291 с.