Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Информационно-коммуникативная культура как источник развития профессионального мышления студентов технического университета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К профессиональной деятельности в постиндустриальном обществе также выдвигаются качественно новые требования: способность к постоянному профессиональному и личностному развитию, умение планировать структуру действий, организовывать поиск, анализ и преобразование необходимой информации, строить информационные модели объектов и процессов, принимать мгновенные нестандартные решения. В условиях… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-педагогические основы проблемы развития профессионального мышления студентов на основе принципов информационно-коммуникативной культуры
    • 1. 1. Информационно-коммуникативная культура как основная характеристика современного общества
    • 1. 2. Сущность феномена мышления человека и психологические механизмы его развития как научная основа педагогического исследования
    • 1. 3. Профессиональная компетентность будущих специалистов как показатель качества образования в условиях информационнокоммуникативной культуры общества
  • Выводы
  • Глава 2. Информационно-коммуникативное содержание учебного процесса как основа развития профессионального мышления студентов
    • 2. 1. Профессиональное мышление как компонент компетентности студентов в обществе информационно-коммуникативной культуры
    • 2. 2. Роль гуманитарных предметов в процессе развития профессионального мышления студентов
    • 2. 3. Теоретическая модель развития у студентов профессионального мышления и ее апробация в процессе обучения
  • Выводы

Информационно-коммуникативная культура как источник развития профессионального мышления студентов технического университета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена изменениями, которые происходят во всех сферах жизни российского общества, в условиях глобализации экономики, научно-технологической революции и создания мирового информационно-коммуникативного пространства. Содержанием исторического процесса становится переход от индустриального типа культуры к постиндустриальному (Д. Белл, Э. Тоффлер). Основной характеристикой современной цивилизации является особая роль информации, представляющей собой объект социокультурной и профессиональной деятельности человека. Ученые (B.JI. Иноземцев, Н. Н. Моисеев, И.А. Негодаев) отмечают, что главным ресурсом развития становится интеллектуальный капитал, а знания и информация важнейшими факторами производства, непосредственной производительной силой информационно — коммуникативного типа культуры.

В то же время данные тенденции имеют противоречивый характер, оказывая как положительное, так и негативное воздействие на социально-культурную и профессиональную деятельность людей. С одной стороны, укрепляется мировой рынок с сопутствующими этому процессу углублением специализации и международного разделения труда, выравниванием потребностейрасширяется влияние демократических взглядовоткрывается широкий доступ к информации, закрепляются новые формы коммуникацииулучшаются социальные показатели во многих регионах мираувеличивается продолжительность жизни, растет уровень грамотностиулучшается взаимопонимание между различными культурамирастет свобода человека от определенной среды, открываются огромные возможности выбора жизненных стратегий. С другой стороны, экономика становится более нестабильной, взаимозависимой и уязвимойвозникают трудности передачи знаний и новых технологий из центра к перифериивозрастают миграционные потокиувеличивается разница между уровнем жизни богатых и бедных слоев населениятранснациональные корпорации усиливают экономическое и политическое влияние на разные государствавозникают экологические катастрофыусугубляются проблемы взаимодействия государства и институтов гражданского обществарастет влияние массовой культуры, угрожающее культурному многообразию. Преодолеть перечисленные противоречия можно посредством социокультурной и профессиональной деятельности человека, опирающиеся на закономерности гуманитарной и информационно — коммуникативной культуры.

В современном мире от технического уровня общества, его информационной оснащенности зависит конкурентоспособность страны, темпы развития экономических, торговых, технологических и промышленных отраслей, состояние системы взаимодействия социальных общностей, образ жизни каждого человека, экологическое благополучие. В то же время возникают противоречия на специализированном уровне культуры. С одной стороны, коммуникации, по-прежнему оставаясь процессуально-созидательной формой общения, направленной на выработку определенных целей (Ю. Хабермас), в значительной степени «сжимают» процесс распространения культурных форм и влияют на социокультурную динамику, становление человека. С другой стороны, такие внешние маркеры культуры XX в., как телевидение, радио, персональные компьютеры и компьютерные сети, спутниковое вещание, онлайновые линии и Интернет, значительным образом трансформируют, искажая, ткань культуры — духовно-ментальные структуры человека и его мышление. Так, распространение массовой культуры в российском обществе, ориентированной на меркантилизацию и рекламный бизнес, насилие и порнографию, углубляет гуманитарный кризис. Новые коммуникативные технологии, служащие людям для почти мгновенного получения информации и приобщения к мировым культурным ценностям, порой служат средством дезинформации и пропаганды низкопробного шаблонного искусства. Чрезмерное насыщение информационно-коммуникативного пространства техникой, различными технологиями инициирует появление новых артефактов и паттернов, которые не получают достаточного временного лага в культуре личности и общества для их перехода из новаций в традиции. Это способствует усилению мозаичности культуры, что позволяет ученым, с одной стороны, рассматривать ее как форму продвижения в сторону культурного разнообразия, с другой — обнаруживать ее негативное влияние на культурную идентификацию человека. Данные тенденции зафиксированы в определениях современного общества, таких как: «клип-культура» — мир, напичканный фрагментами образного ряда, — Э. Тоффлера, «сложный коллаж» — К. Гирца. В связи с этим возникает необходимость научного осмысления разнонаправленного воздействия информационно-коммуникативной культуры на личность, поскольку интенсивность этого процесса открывает небывалые возможности, как в передаче знаний, так в перспективах развития человека.

Следует отметить, что социокультурная динамика общества наращивается преимущественно по сектору высокотехнологичных наукоемких производств, ибо информация превращаются в базовый производственный ресурс. Соответственно существенно возрастает роль образования, в рамках которого должна развиваться креативная природа человека, воспитываться новый тип личности с устойчивой внутренней мотивацией для воспроизводства знаний и духовно-нравственной ответственностью при принятии решений. В то же время современное техническое образование в России продолжает функционировать в контексте традиционной педагогической парадигмы, ориентирующейся на подготовку узких специалистов, неспособных зачастую к профессиональной мобильности и самообразованию.

К профессиональной деятельности в постиндустриальном обществе также выдвигаются качественно новые требования: способность к постоянному профессиональному и личностному развитию, умение планировать структуру действий, организовывать поиск, анализ и преобразование необходимой информации, строить информационные модели объектов и процессов, принимать мгновенные нестандартные решения. В условиях постоянного увеличения объема информации такие задачи становятся практически неразрешимыми, так как превышают физические способности и психологические возможности человека, что актуализирует педагогическую проблему повышения качества технического образования, его направленности на развитие профессиональной компетентности будущих специалистов. Становление новых производственных форм, требующих усвоения все большего количества информации, вызывает настоятельную потребность в постоянном повышении уровня образования, поэтому важной чертой информационно — коммуникативного общества является социальный заказ на профессионалов. В связи с этим одной из главных функций высшей школы при подготовке специалистов становится переориентация обучения с информативности на развитие таких качеств, которые отвечали бы требованиям быстро меняющегося социума. Внутренним содержанием процесса профессионально-личностного становления выступает специфическая самоорганизация личностного образовательно-развивающего пространства, выработка индивидуального творческого стиля, воспитание духовно-нравственных качеств личности. Целесообразно говорить о необходимости развития качественно нового профессионального мышления, ориентированного на постоянное получение, обработку и передачу информации и направленного на оптимальное решение профессиональных задач за минимальный период времени и в условиях постоянно изменяющейся информационной и технологической среды. В данных обстоятельствах актуализируется вопрос о развитии профессионального мышления студентов в процессе обучения в техническом университете.

Анализ социокультурной ситуации позволил сформулировать следующие противоречия между:

— стремительным распространением информационно-коммуникативной культуры и ее нерациональным использованием в качестве источника в процессе подготовки компетентных специалистов информационно — коммуникативного типа;

— востребованностью профессионалов, обладающих мобильным мышлением, на рынке труда и состоянием российского технического образования, направленного на решение узкоспециальных задач в контексте традиционной педагогической парадигмы;

— потребностью студентов в различных видах коммуникации и недостаточно полным использованием духовно-нравственных смыслов учебных знаний в их профессиональном становлении, учитывающем гуманитарные и экологические проблемы постиндустриальной цивилизации.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение информационно-коммуникативной культуры, являющейся источником развития профессионального мышления компетентного специалиста современного общества, включает достаточно широкий ряд проблем. В первую очередь необходимо выделить труды, посвященные информатизации современного общества и становлению нового типа культуры (Н. Винер, Г. Г. Дилигенский, П. Козловский, А. С. Панарин, А. И. Ракитов, И. А. Негодаев, А. ШвейцерА. Кребер, К. и.

Клакхон, Д. Белл, Э. Тоффлер, Р. Тибалд, И. Масуда, М. Кастельс).

Проблемам влияния культуры на человеческую деятельность посвятили свои работы М. М. Бахтин, Э. Кассирер, Ю. М. Лотман, М. Хайдеггер. Связь культуры и образования фиксируется отечественными учеными и философами, в том числе особое внимание уделяется концептуализации деятельност-ного подхода к культуре, представленного ростовской культурологической школой (В.Е. Давидович, Г. В. Драч, Ю. А. Жданов и др.), а также разработке деятельностного подхода к образованию — В. В. Давыдов. Формирование информационно-технологической культуры в системе образования рассмотрено в публикациях Т. П. Ворониной, А. Н Дулатовой, В. П. Кашицина, О. П. Молчановой, Г. Л. Ильина, С. Я. Подопригоры, Т. Г. Первиль. В то же время в психолого — педагогических исследованиях только констатируется противоречие между сложившимся типом культуры современного общества и существующими моделями образования, а реальных педагогических механизмов по развитию компетентных специалистов в данном ракурсе не предлагается.

Анализ разработанности профессионального образования позволяет выявить его историко-педагогический аспект (Э.Ф. Зеер, Н. С. Глюханюк, В. Б. Капустин, М. А. Чошанов и др.). Вопросы содержательной характеристики компетентности специалистов разрабатываются в работах Е. В. Бондаревской,.

Т.И. Власовой, В. И. Мареева, С. Г. Молчанова, С. А. Писаревой, Г. Н. Серикова и др. Деятельность преподавателей в вузах широко разработана в трудах О. А. Абдуллиной, В. И. Загзвязинского, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова. Среди подходов к этой проблеме следует выделить: структурный (A.M. Ма-лышенко, В. А. Сластенин, Н.Ф. Талызина) — функциональный (В.М. Антипо-ва, Н. В. Кузьмина, Н.Д. Левитов) — системный (В.П. Беспалько, И. В. Блауберг, В.А. Поляков) — динамический (Н.Г. Свиридова, А.В. Явношин) — личностно-ориентированный (Е.В. Бондаревская), духовно ориентированный (Т.И. Власова). Общесоциологический аспект эффективности деятельности преподавателей рассматривали Н. И. Лапин, В. Г. Осипова, В. М. Филиппов, М.Н. Рутке-вич. В трудах Т. Парсонса, Ю. Хабермаса, К.-Г. Флехзинга анализируется коммуникативный аспект эффективности образования в контексте культурного воспроизводства.

Особое место занимают педагогические исследования проблем воспитания будущих специалистов в процессе их профессионального образования, различающиеся по парадигмальным подходам: личностно — ориентированный (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков), личностно-развивающий (Н.Л. Селиванова, И.Д. Демакова), духовно — ориентированный (Т.И. Власова, И.А. Со-ловцова), экзистенциальный (Т.И. Власова), эстетически развивающий (Н.Р. Туравец, P.M. Чумичева), социально ориентированный (В.Л. Бедерханова, Е.Н. Сорочинская). Изучение механизмов развития личности, в частности, мышления, представлено широким спектром в работах отечественных психологов и педагогов (А.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М Теплов). Разработке проблем профессионального мышления посвящены труды А. В. Брушлинского, М. О. Чошанова, В. П. Зинченко, Н. А. Менчинской, М. М. Зиновкиной. Несомненный интерес представляют собой концепции многомерности интеллекта (Дж. Гилфорд) — операциональная теория развития мышления (Ж. Пиаже) — теория нейропедагогики (Брюер, Кейн, Сильвестр), информационная теория интеллектуально-когнитивного развития (Клар, Уоллес). В них предложены различные точки зрения на определение мышления, показаны его операции, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение, представлены классификации видов мышления. В то же время недостаточно исследованы особенности развития профессионального мышления студентов в информационно-коммуникативной культуре.

Концептуальный замысел исследования. Традиционно «профессиональная компетентность» рассматривается как совокупность глубоких знаний и конкретных умений в той или иной специальности (Дж. Равен), при реализации которой достаточно было репродуктивного мышления, что, в свою очередь, создавало основу для функционирования высшего образования в контексте традиционной парадигмы. В то же время научно-технический прогресс и информационно-коммуникативная культура потребовали от специалистов значительных изменений как с точки зрения использования новых знаний, их добычи и коммуникативной обработки, так и способа мышления, базирующегося на креативных способностях человека. Профессиональное образование должно отказаться от простой трансляции знаний, а направить усилия на развитие у обучающихся нового типа мышления, что позволит им решать сложные задачи в любых профессиональных ситуациях.

Таким образом, социокультурная обусловленность и недостаточная разработанность вопросов развития профессионального мышления студентов выявили проблему — как полноценно использовать информационно — коммуникативные возможности технического университета в качестве источника для достижения поставленной цели — и определили тему исследования.

Объект исследования: процесс обучения студентов в техническом университете в условиях информационно-коммуникативной культуры современного общества.

Предмет исследования: информационно-коммуникативное содержание учебного процесса как источник и педагогическая основа развития профессионального мышления студентов (на материале иностранного языка).

Гипотеза исследования: эффективность развития профессионального мышления студентов в информационно-коммуникативной культуре современного общества зависит от следующих педагогических условий:

• актуализации целевых установок в подготовке студентов к профессиональной деятельности в контексте современных теорий информационно — коммуникативного общества;

• насыщения духовно-нравственными смыслами учебной информации и ее ориентации на развитие профессиональной компетентности обучающихся;

• интеграции социально-культурных, коммуникативных и профессионально-практических видов деятельности студентов в учебном процессе;

• учета уровня развития профессионального мышления студентов как компонента их профессиональной компетентности;

• творческого использования коммуникативного содержания учебного предмета «иностранный язык» и коммуникационных ресурсов образования.

Цель исследования — обоснование и апробация информационно — коммуникативного содержания учебного процесса, направленного на развитие профессионального мышления студентов — конкретизирована в задачах:

1) систематизировать идеи культурологических теорий информационно-коммуникативного общества как научной предпосылки в изучении проблемы развития профессионального мышления студентов;

2) определить сущность феномена мышления человека как компонента профессиональной компетентности специалиста информационно — коммуникативного общества;

3) выявить информационно-коммуникативные возможности учебных предметов, в том числе иностранного языка, в развитии профессионального мышления студентов технического университета;

4) разработать теоретическую модель развития профессионального мышления будущих специалистов информационно-коммуникативного общества и апробировать ее в процессе изучения иностранного языка.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

• современные концепции общества: постиндустриальное (Д. Белл, Э. Тоффлер, Р. Тибалд), информационное (Н.Н. Моисеев, B.JI. Иноземцев, И. А. Негодаев, И. Масуда), сетевое (М. Кастельс), открытое (К. Поппер, Дж. Сорос), коммуникативное сообщество (А.И. Ракитов, Ю. Хабермас) — социологические теории культуры (Э. Дюркгейм, А. Кребер, К. Клакхон, В.М. Розин) и общая теория коммуникации (С.В. Коновченко, Г. Маклуэн);

• концепции целостности человеческой духовности, подчеркивающие приоритет воспитания человека посредством культуры и диалога (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Т.И. Власова);

• идеи гуманизации и гуманитаризации образования, получившие отражение в работах Е. В. Бондаревской, Т. И. Власовой, А. А. Вербицкого;

• теории мышления (C.JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, Г. К. Селевко), в частности профессионального (А.В. Брушлинский, М.О. Чоша-нов, В. П. Зинченко, Н. А. Менчинская, М.М. Зиновкина) — концепции многомерности интеллекта (Дж. Гилфорд) — операциональная теория развития мышления (Ж. Пиаже) — теория нейропедагогики (Брюер, Кейн, Сильвестр), информационная теория интеллектуально-когнитивного развития (Клар, Уоллес).

В процессе работы были использованы следующие методы исследования: анализ и синтезпедагогическое моделированиеэкспериментальные методы: эксперимент, анкетирование, тестирование, наблюдение, интервьюирование, самооценка. При выборе методов исследования учитывались принципы объективности, комплексности, интегративности и сравнимости.

Исследование выполнялось в три этапа: первый этап (2001 — 2002 гг.) -теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературывторой этап (2002 — 2004 гг.) — констатирующийвключал разработку гипотезы, освоение экспериментальных методов, изучение уровня развития мышления студентов в рамках профессионального образованиятретий этап (2004 — 2006 гг.) — проведение эксперимента в техническом университете и подведение его итогов. Формулировка заключения и выводов, оформление текста диссертационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в парадигме духовно-ориентированного образования (Т.И. Власова) обосновано информационно-коммуникативное содержание учебного процесса технического университета, эффективно влияющее на развитие профессионального мышления студентов. В том числе:

1. выявлена роль информационно-коммуникативной культуры, актуализирующей духовно-нравственные основы профессиональной деятельности человека в современном обществе;

2. уточнено содержание понятия «профессиональная компетентность информационно-коммуникативного типа» и определено влияние информации на переориентацию целеполагания в техническом университете;

3. разработана категория «профессиональное мышление» в контексте информационно-коммуникативной культурывыявлено соотношение между структурными компонентами профессионального мышления и их качественной характеристикой;

4. спроектирована теоретическая модель развития профессионального мышления студентов в процессе изучения иностранного языка, актуализирующая духовно-нравственное и экологическое содержание деятельности будущих специалистов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные теоретические выводы легли в основу апробации модели развития профессионального мышления студентов на основе принципов информационно-коммуникативной культуры общества. Создан пакет диагностических материалов по комплексному изучению уровня профессионального мышления студентов и механизмов его развития как в общем, так и в профессиональном плане в процессе обучения.

Раскрыты потенциалы использования традиционных и инновационных технологий обучения, направленных на формирование профессионально компетентных специалистов, созданы учебно-методические комплексы, обеспеченные информационно-коммуникативными ресурсами, ориентированные на развитие профессионального мышления студентов технического университета.

Эмпирической базой исследования стали факультеты Донского государственного технического университета. Общее количество студентов составило 286 чел. и 25 преподавателей специальных и гуманитарных предметов.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечиваются методологическим подходом к решению поставленной проблемыприменением комплекса взаимодействующих методов, адекватных предмету и задачам исследованияширокой выборкой данных фактического материала, его качественным и количественным анализомподтверждением гипотезы и внедрением учебно-методических рекомендаций в работу педагогов-практиков.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Информационно-коммуникативная культура, как универсальное содержание современного общества, является источником развития способностей будущих специалистов на основе осмысленной коммуникации в учебном пространстве технического университета. Информация, как духовно-материальный показатель уровня развития цивилизации, обладает кумулятивным свойством (постоянное накопление и самовоспроизводство) и усиливает коммуникационное начало в учебной деятельности студентов, направленной на их профессиональное становление.

Профессиональная деятельность специалистов в условиях информационно — коммуникативной культуры выдвигает качественно новые требования к личности: мобильность мышления, открытость к инновациям, способность к коммуникации, духовно-нравственное и профессиональное самовоспроизводство. В такой ситуации высшее техническое образование должно ориентироваться на развитие у студентов профессиональной компетентности информационно — коммуникативного типа.

2. Профессиональная компетентность информационно — коммуникативного типа представляет собой интегративное качество личности, включающее готовность специалиста осуществлять профессиональную деятельность на основе критического анализа многоаспектных знаний, отбора гуманитарнои экологическипрофильной информации, коммуникативных умений и принятия ответственного решения в контексте профессионального мышления.

Профессиональная компетентность информационно — коммуникативного типа выступает основным целеполаганием системы современного технического образования. Результативность деятельности профессионала обеспечивается взаимодействием компонентов профессиональной компетентности: когнитивно-смысловым (профессиональное мышление, способность к самосовершенствованию), общекультурным (способность к освоению социокультурной картины мира и соответствующей деятельности), коммуникативным (способность к взаимодействию с окружающими), коммуникационным (совокупность навыков работы с различными средствами коммуникации) и духовно-нравственным (способность к осмыслению индивидуальной жизни и общества в целом, реализация гуманистических позиций и общечеловеческих ценностей).

3. Профессиональное мышление специалиста представляет собой гносеологический процесс, направленный на получение профессиональной информации, ее критическую обработку и креативное воспроизводство в условиях лимита времени и постоянно изменяющейся информационной и технологической среды. В структуру профессионального мышления входят следующие аспекты: информационно-методологический, духовно-нравственный, коммуникативно-коммуникационный и экологический. Результативность мышления зависит от его мобильности, включающей гибкость, быстроту, самостоятельность и ориентацию на профессиональное самовоспроизводство.

Информационно-коммуникативная культура, являясь источником развития профессионального мышления специалиста, актуализирует развитие у студентов духовно-нравственных, гуманных, экологических, коммуникативно-открытых сторон личности в системе профессионального образования. Наиболее адекватным содержанием в данном процессе обладают предметы гуманитарного цикла, в том числе иностранный язык, направленные на смысловое познание, профессиональное погружение посредством обмена информацией и открытой коммуникации.

4. Теоретическая модель развития профессионального мышления студентов в условиях информационно-коммуникативной культуры современного общества в процессе изучения иностранного языка включает следующие компоненты:

— целеполагание: личностно-профессиональный рост, духовно — нравственное становление и развитие профессионально-гуманного мышления студентов;

— содержательный, обусловленный принципами: гуманизации, духовности, информационности, коммуникативности, актуализации, экологичности, мобильности, информационной методологичности;

— процессуальный, включающий технологии: контекстное, проблемнопоисковое, исследовательско-проектное, индивидуально — дифференцированное, диалогово-воспитывающее обучение;

— диагностический, учитывающий критерии развития мобильности профессионального мышления, обусловленная соотношением показателей скорости, гибкости, оригинальности, вербальности и невербальности.

— результативно-самовоспроизводящийся, направленный на коррекцию достигнутых уровней развития профессионального мышления студентов.

Апробация и внедрение работы осуществлялись на IV научно-практической конференции СПбГУ «Дополнительные образовательные программы по иностранным языкам» (2004 г.), XXXIII Международной филологической конференции, посвященной 280-летию Санкт-Петербургского Государственного Университета (2004 г.), региональной межвузовской научно-практической конференции ДГАУ «Проблемы гуманитарного образования и воспитания» (2004, 2005 гг.), региональной научно-практической конференции «Межкультурная коммуникация: теория и практика обучения» (Нальчик, 2005 г.), научно-практических конференциях преподавателей ДГТУ (2003, 2004 гг.). Внедрение результатов исследования проводилось на базе кафедр «Английский язык» и «Иностранные языки» Донского государственного технического университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (152 источника), 3 таблиц, 4 рисунков и 5 приложений.

Выводы по второй главе.

В ситуации, сложившейся в современном обществе, в эпоху становления глобального гуманизма, когда на первый план выходит не знаниевый, а лич-ностно-духовный компонент специалиста, профессиональное мышление не может быть ограничено узко-специальными умениями и навыками их применения при решении профессиональных задач, но представляет собой сложную, комплексную категорию, отражающую различные стороны профессиональной деятельности компетентного специалиста как личности гуманного, антропогенного, коммуникативного общества, и включающую такие аспекты, как информационно-методологический аспект, мобильность, духовно-нравственный аспект, коммуникативно-коммуникационный аспект, экологический аспект. Основным компонентом профессионального мышления в условиях информационно-коммуникативной культуры является профессиональная мобильность мышления — совокупность таких интеллектуальных качеств, как гибкость, быстрота и самостоятельность мышления, направленную на оптимальное решение профессиональных задач с минимальным лимитом времени и в условиях постоянно изменяющейся информационной и технологической среды, и необходимую для постоянного саморазвития и самообразования компетентного специалиста постиндустриального общества.

После анализа гуманитарного потенциала учебных дисциплин общекультурного блока подготовки нами была разработана теоретическая модель развития профессионального мышления студентов в условиях информационно-коммуникативной культуры современного общества, описан эксперимент по ее апробации, включая методологическое и диагностическое обеспечение профессионального образования.

В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Диалогические отношения преподавателя и обучающегося определяют основные формы организации учебного процесса. Результатом становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции Становление новой образовательной парадигмы предполагает решение ряда основных противоречий между развивающейся культурой и традиционным способом образования человека, между целостностью культуры и отраслевым принципом ее представления через множество предметных областей в образовании. Традиционная образовательная система основывается на передаче готового знания, отчужденного от динамики развития культуры, отчужденного от жизни личности и социума. Она не учитывает растущую потребность непрерывного развития человека в динамично меняющемся современном мире. На основании вышеизложенного были сформулированы следующие основные взаимосвязанные цели процесса обучения:

1 .личностно-профессиональный рост;

2.духовно-нравственное развитие;

3.профессионально-гуманное мышление студента.

Личностно-профессиональный рост заключается в приобретении профессиональных знаний, умений и навыков, способности к постоянному повышению их качества, самообразованию и повышению квалификации.

Духовно-нравственное развитие подразумевает овладение эстетическими, духовными и нравственными ценностями, направленными на абсолютные ценности.

Профессионально-гуманное мышление подразумевает осознание своей деятельности как акта влияния на жизнь социума в целом и каждого индивида в отдельности. Как следствие такое осознание влечет развитие ответственности за свои действия перед обществом, человеком и природой.

Для достижения вышеизложенных целей необходима реализация следующих принципов: духовности, гуманизации, информационности и информационной методологичности, коммуникативности, актуализации, экологич-ности, мобильности. Содержание учебного процесса состоит их четырех основных видов компонентов: профессионально-смысловой, духовно — нравственной, методологический, коммуникативно-коммуникационный.

В процессе образования должны быть задействованы технологии создания педагогических условий формирования профессионального мышления как показателя компетентности будущих специалистов, основанные на принципах информационно-коммуникативной культуры современного общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Концепция информационного общества является одной из основных методологических парадигм для осмысления эволюции современного общества. Истоки этой концепции вытекают из теоретических положений доктрины постиндустриализма, в которой полагается центральная роль знания в развитии общества и констатируется ускоряющийся сдвиг от производства материальных благ к производству услуг и информации. В социологии и футурологии концепция информационного общества, сложилась в 60−90-х годах XX века.

Необходимо отметить, что само возникновение и существование человеческого общества мыслится здесь изначально обусловленным существованием возможности информационного обмена в самых различных формах — от разумного общения посредством языка, письменности, до обмена деятельностью, технологиями, научным знанием, результатами и продуктами труда. Сознательная деятельность человека, степень развитости его разума, запас научных знаний — все это реализуется в практической деятельности посредством информационного взаимодействия. Человек осуществляет свое воздействие на окружающий его мир прямо пропорционально своему знанию. Уровень развития производительных сил общества определяется уровнем научных и специальных знаний, уровнем развития способов, методов их информационной актуализации.

В информационном обществе, и это важнейшая его черта, человек представляет собой многогранную человеческую личность как решающий творческий фактор и главный информационный ресурс общества. В таком обществе человек способен выполнять многообразные социальные функции и играть различные социальные роли.

Как следствие, обществу требуются специалисты с развитым профессиональным мышлением, способные быстро и продуктивно находить и анализировать информацию, решать разнообразные проблемы, нести ответственность за свои действия перед обществом и природой, и, наконец, оставаться высокоразвитой духовной личностью, чья духовность проявляется в чувствах, мыслях, нравственном выборе и волевых поступках, а концентрируется в смысле жизни, т. е. в экзистенциальных ценностях.

В исследовании было выдвинуто предположение, что развитие такой личности возможно при условии наличия педагогических условий развития профессионального мышления будущих специалистов в высших учебных заведениях. Данная гипотеза проверялась с опорой на исследовательские задачи. В ходе решения первой был получен вывод о том, что необходимо учитывать опыт многовековой истории философии и психологии для разработки концепций мышления в условиях изменения общества.

Для этого в ходе исследования понадобилось уточнение не только понятия мышления как категории присущей человеку, но и понятия профессиональной компетентности в связи с изменениями в обществе при переходе на новый, информационный этап развития. Основной концепцией стало представление о профессиональной компетентности как о целостном внутреннем свойстве (интегративной способности) человека, благодаря которому (которой) он может осуществлять соответствующую деятельность на определенном уровне качества. Причем профессиональную компетентность можно представлять в виде специфического внутреннего свойства человека, уровень образования которого позволяет ему реализовать свои потребности в соответствующей сфере общественно полезного труда.

При реализации третьей задачи были проанализированы аспекты структуры профессионального мышления специалиста информационного общества в их отдельном и взаимосвязанном значении. Профессиональное мышление, таким образом, представляет собой сложную, комплексную категорию, отражающую различные стороны профессиональной деятельности компетентного специалиста как личности гуманного, антропогенного, коммуникативного общества, и включающую такие аспекты, как информационно-методологический аспект, мобильностный аспект, духовно-нравственный аспект, коммуникативно-коммуникационный аспект, экологический аспект.

Гуманитарные науки предлагают широкие возможности развития мышления в рамках педагогики высшей школы, т.к. именно гуманитарное знание, являясь важнейшей частью человеческой культуры, способствует развитию у студентов духовности, широты взглядов, воображения, творческих способностей, критичности и системности мышления. К такому выводу мы пришли при реализации четвертой задачи.

Результатом решения пятой и шестой задачи стала разработка и апробация теоретической модели развития профессионального мышления будущих специалистов информационного общества. ПО завершению эксперимента нами были сделаны выводы о положительной динамике развития различных аспектов профессионального мышления будущих специалистов информационного общества средствами иностранного языка.

Сложность и важность исследуемой проблемы свидетельствуют о том, что в диссертации представлены не все ее направления и найдены не все требующиеся решения актуальных проблем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации Текст. / Р.Ф. Аб-деев-М., 1994
  2. КА. Психология и сознание личности Текст. / К.А. Абуль-хановаИзбр. психол. труды-М., 1999
  3. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования Текст. / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал, 1994, Т. 15, № 4.
  4. С.С., Давыдов Ю. Н., Турбин В. Н. и др. М.М. Бахтин как философ: Сб. статей. Текст. / С. С. Аверинцев, Ю. Н. Давыдов, В. Н. Турбин М., 1992
  5. Н.И. Принципы подбора профессионально-ориентированных текстов при обучении стратегиям чтения. Текст. / Н. И. Алмазова // Пути взаимодействия языковых и профилирующих кафедр в неязыковом вузе. Сб. науч. статей. М., 2000, с. 117−120
  6. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике Текст. / Ш. А. Амонашвили -М., 1995
  7. О.С. Методологические проблемы и пути развития инженерного образования. Текст. / О. С. Анисимов // Инновации в образовании, 2002, № 6, с. 3−17
  8. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Текст. / В. И. Андреев Казань, 1998
  9. С.Г., Тюрина Л. Г. Современная учебная книга. Текст. / С. Г. Антонова, Л. Г. Тюрина М., 2001
  10. Ю.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. Текст. / М.М. Бахтин- М., 1979
  11. П.Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Текст. / Д. Белл.-М., 1999
  12. Д. Постиндустриальное общество. Текст. / Д. Белл. // Америка, 1977, № 9, с. 35−46
  13. З.Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов. Текст. / А. Беляева // Высшее образование в России, 2003, № 6, с 105−109
  14. М.Библер B.C. Диалог. Сознание. Культура: Идея культуры в работах М. М. Бахтина. Текст. / B.C. Библер-М., 1989
  15. B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. Текст. / B.C. Библер -М., 1991
  16. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. Текст. / B.C. Библер — М., 1990
  17. Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Текст. / Д. Б. Богоявленская— Ростов-на-Дону, 1983.
  18. Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности Текст. / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии, 1971, № 1, с. 19−24
  19. H.JI. Саморегуляция мыслительной гибкости при решении задач. Текст. / Н. Л. Васильцова Пушкино. 1990
  20. Л.А. Проблемы гуманизации современного образования Текст. / Л. А. Вербицкая // Возрождение культуры России: гуманитарные знания и образование сегодня. СПб., 1994
  21. А.А. Активное обучение в высшей школе: комплексный подход. Текст. / А. А. Вербицкий -М., 1991
  22. М. Продуктивное мышление. Текст. / М. Вертгеймер- М., 1987
  23. Н. Кибернетика и общество. Текст. / Н. Винер М, 2002
  24. Т.И. Воспитание духовности личности. Текст. / Т. И. Власова // ИЮО РАО вып. 2 Личностно-ориентированное образование в контексте культуры. Ростов-на-Дону, 2000
  25. Т.И. Воспитание духовности студентов как цель гуманизации высшего образования в XXI веке. Текст. / Т. И. Власова // Педагогический альманах. Наука и практика. 2002, № 1. с. 54−61
  26. Т.И. Компетентностный подход к качеству образования Текст. / Т. И. Власова // Школа Человека: моделирование педагогической системы в условиях модернизации образования. Ростов-на-Дону, 2004, с. 16−22
  27. Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Текст. / Т. И. Власова Ростов-на-Дону, 1999
  28. Т.И. Учет возрастных особенностей при формировании ключевых компетентностей учащихся Текст. / Т. И. Власова // Педагогический альманах. Наука и практика. 2003, № 1, с.69−77
  29. Т.П. Образование в эпоху новых информационных технологий (методологические аспекты). Текст. / Т. П. Воронина М., 1995
  30. Н.Е., Мизюрова Э. И. Развитие творческой активности студентов при изучении дисциплин гуманитарного цикла. Текст. / Н. Е. Воробьев, Э. И. Мизюрова Волгоград, 2001
  31. JI.C. Мышление и речь. Текст. / JI.C. Выготский М. 1999
  32. Т.В., Алексеев Л. Г. Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности Текст. / Т. В. Галкина, Л. Г. Алексеев // Методы психологической диагностики. Вып. 2. М., 1995
  33. Э.Г., Холодная М. А., Демидова Л. Н. Психологические основы конструирования учебной информации. Текст. / Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная, Л.Н.Демидова//Психологический журнал, 1993, т. 14, № 6, с.35−45
  34. .С. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. Текст. / Гершунский Б. С. -М., 2001
  35. .С. Философия образования для XXI века. Текст. / Гершунский Б. С. -М., 2002
  36. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта Текст. / Дж. Гилфорд // Психология мышления.-М., 1969
  37. Л.С. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения. Текст. / Л. С. Гребнев // Высшее образование в России, 2004, № 1, с. 36−42
  38. Е.Л. Экспериментальные исследования процесса выдвижения и проверки гипотез в структуре познавательной активности: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Текст. / Е. Л. Григоренко М., 1989
  39. Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. Текст. / В.И. Данилов-Данильян, К. С. Лосев М., 2000
  40. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Текст. / С. Д. Деребо, В. А. Ясвин Ростов-на-Дону, 1996
  41. Э. Социология образования. Текст. /Э. Дюркгейм-М., 1996
  42. И. А. Аксиомы религиозного опыта. Текст. / И. А. Ильин Париж- Москва, 1993
  43. Информационное общество: Сб. Текст. / -М., 2004
  44. В.Л. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире. Текст. / В. Л. Иноземцев // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под. ред. В. Л. Иноземцева. М., 1999
  45. В.Л. Собственность в постиндустриальном обществе и историческая ретроспектива. Текст. / В. Л. Иноземцев // Вопросы философии, 2000, № 12
  46. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. Текст. / З. И. Калмыкова М., 1981
  47. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Текст. / М. Кастельс М., 2000
  48. В.Н. Некоторые подходы к развитию гибкости мышления Текст. / В. Н. Келасьев // Практическое мышление: функционирование и развитие. -М., 1990
  49. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии Текст. / М. В. Кларин Рига, 1995
  50. И., Долгина О. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. Текст. / И. Колесникова, О. Долгина СПб., 2001
  51. С.В. Общество — средства массовой информации — власть. Текст. / С. В. Коновченко Ростов-на-Дону, 2001
  52. В.Т. Практика обучения: современные образовательные технологии. Текст. / В. Т. Кудрявцев Мурманск, 1997
  53. В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы Текст. / В. Т. Кудрявцев // Педагогика и психология, 1991, № 4, с. 201−203
  54. Е.В. Совершенствование управления процессом подготовки профессионально мобильного специалиста: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Текст. / Е. В. Кузьменко Магнитогорск, 2000
  55. К.В. Рациональная модель интеллекта и ее применение в учебном процессе. Текст. / К. В. Кумунжиев // Труды научн. конф. мат. мод. физ-х, экон-х, соц-х и произв. систем. Ульяновск, 1998. с.20−25
  56. И.С. Организация интеллектуальных систем в процессе обучения Текст. / И. С. Ладенко // ЭВМ и проблемы музыкального образования -М., 1989
  57. А.Н. Избранные психологические произведения. Текст. / А.Н. Леонтьев-М., 1983
  58. А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев М., 1965
  59. Лестер Туроу Будущее капитализма Текст. / Туроу Лестер Новосибирск, 1999
  60. .Ф. Состояние Постмодерна. Текст. / Ж. Ф. Лиотар М., СПб., 1998
  61. А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. Текст. / М., 1994
  62. А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. Текст. / А. Ф. Лосев М., 1994
  63. Н. Невероятность коммуникации Текст. / Н. Луман // http:// soc.pu. ru.8101/ publication /pts/lumanc.html/
  64. H. Что такое коммуникация Текст. / Н. Луман // Социологический журнал, 1995, № 3, с.7−12
  65. М. С появлением спутника планета стала глобальным театром, в котором нет зрителей, а есть только актеры Текст. / М. Маклуэн // Кентавр, 1994, № 1, с. 24−28
  66. И.А. Многоликий Янус открытого общества (опыт критического осмысления ликов общества в эпоху глобализации). Текст. / И. А. Мальковская М., 2005
  67. К. Человек и общество в век преобразований. Текст. / К. Ман-гейм -М., 1991
  68. А.Г. Дальние пределы человеческой психики. Текст. / А.Г. Мас-лоу- СПб., 1997
  69. О.М. Профессионализм гуманитарного образования в условиях междисциплинарности Текст. / О. М. Медушевская // Проблемы источниковедения и историографии. Материалы II Научных чтений памяти академика И. Д. Ковальченко. М., 2000, с. 12−19
  70. E.JI. Проблемное обучение. Текст. / E.JI. Мельникова // Первое сентября, 2002, № 2, С.2−3
  71. E.JI. Технология проблемного обучения. Текст. / E.JI. Мельникова // Школа 2100. Образовательная программа № 3.- М., 1999, с. 85- 93
  72. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. Текст. /Н.А. Менчинская М., 1989
  73. И.А. Информатизация культуры. Текст. / И. А. Негодаев Ростов-на-Дону, 2003
  74. И.А. На путях к информационному обществу. Текст. / И. А. Негодаев -Ростов-на-Дону, 1999
  75. Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. Текст. / Я. М. Нейматов М., 2002
  76. Р.С. Психология. Кн. 3.: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. Текст. / Р. С. Немов М., 1995
  77. Г. В., Романенко В. Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. Текст. / Г. В. Никитина, В. Н. Романенко -СПб., 1992
  78. К.Р. Педагогические условия формирования информационной культуры студента в процессе освоения компьютерных технологий: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Текст. / К. Р. Овчинникова Челябинск, 1999
  79. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Текст. / С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова- М., 1999.
  80. Основы открытого образования / Андреев А. А., Каплан С. Л., Краснова Г. А. и др. Т.1. Текст. / М, 2002, с. 75−77
  81. И.Ю., Башмакова Н. И. Основы методологии обучения иностранным языкам. Тестология. Текст. / И. Ю. Павловская, Н. И. Башмакова -СПб., 2002
  82. В.Д. Как улучшить работу ума. Алгоритмы без программистов это очень просто. Текст. / В. Д. Паронджанов — М., 2001
  83. Т.А., Дмитриева В. В. Компьютерные технологии в гуманитарном образовании. Текст. / Т. А. Пахомова, В. В. Дмитриева Запорожье, 2001.
  84. Т.Г. Межкультурная коммуникация в преподавании иностранных языков. Текст. / Т. Г. Первиль // Проблемы интеграции Юга России в мировую экономическую систему. СПб., 2004
  85. Т.Г. Непрерывное образование как вектор модернизации образовательной деятельности. Текст. / Т. Г. Первиль // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: сб. ст. VI между нар. на-уч.-практ. конф. Пенза, 2005
  86. А.В., Брушлинский А. В., Зинченко В. П. Общая психология. Текст. / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко М., 1986
  87. . Избранные психологические труды. Текст. / Ж. Пиаже М., 1969
  88. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. Текст. / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров М., 1996
  89. С.А. Разработка понятия «компетентность» в диссертационных исследованиях по педагогике. Текст. / С. А. Писарева // Академические чтения. Вып. З.-СПб., 2002, с.29−34
  90. С.Я. Индивидуальная стратегия как способ культурной идентификации. Текст. / С. Я. Подопригора Ростов на-Дону, 2003
  91. С.Я. Социальная стратегия и личность: социокультурные аспекты. Текст. / С. Я. Подопригора Ростов на-Дону, 2003
  92. С.Я., Первиль Т. Г. Межкультурная коммуникация, образование, самосозидание человека. Текст. / С. Я. Подопригора, Т. Г. Первиль Ростов-на-Дону, 2005
  93. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Текст. / Е. С. Полат М., 1999
  94. Н. Вопросы гуманитаризации образования Текст. / Н. Попкова // Высшее образование в России, 2004, № 2, с. 106−109
  95. М.М. Управление качеством образования. Текст. / М. М. Поташник М., 2000
  96. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. 2-е изд. Текст. / М., 1990
  97. Психологический словарь. Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. Текст./-М., 1999
  98. Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. Текст. / Дж. Равен М., 1999
  99. А.И. Философия компьютерной революции. Текст. / А.И. Раки-тов-М. 1991
  100. С.П. Философия информационной войны. Текст. / С. П. Расторгуев М., 2000
  101. З.А. Психологические основы профессионального обучения. Текст. / З. А. Решетова М., 1985
  102. М.И. Стратегии и модели воспитания Текст. / М. И. Рожков // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. Волгоград, 2004, с. 130−139
  103. В.М. Философия техники. Текст. / В. М. Розин М., 2001
  104. М.А. Знание и коммуникация Текст. / М. А. Розов // Наука в культуре.-М., 1998
  105. Н.А. Среди книг. Т. 1. Текст. / Н. А. Рубакин М., 1911
  106. C.JI. Основы общей психологии. Текст. / С. Л. Рубинштейн -М., 1946
  107. С. Л. Основы общей психологии. Т. 1. Текст. / С. Л. Рубинштейн М., 1989
  108. С. Л. О мышлении и путях его исследования. Текст. / С. Л. Рубинштейн М., 1958
  109. Г. К. Современные образовательные технологии. Текст. / Г. К. Селевко- М., 1998
  110. И.С. Трансформация критериев самоидентификации в социокультурном и политическом пространстве: западная парадигма и российский контекст. Текст. / И. С. Семененко // Полис, 2000, № 3, с. 10−14
  111. Э. Коммуникация Текст. / // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993
  112. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. Текст. / В. В. Сериков -М., 1999
  113. Г. Н. Образование: аспекты системы отражения. Текст. / Г. Н. Сериков Курган, 1997
  114. Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. Текст. / Э. В. Соколов -М., 1994
  115. П. Человек, цивилизация, общество. Текст. / П. Сорокин М., 1992
  116. Дж. Алхимия финансов. Текст. / Дж. Сорос -М., 1998
  117. Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. Текст. / Дж. Сорос М., 2001
  118. Стратегия модернизации содержания нового образования. Текст. / -М., 2001
  119. .М. Проблемы индивидуальных различий. Текст. / Б. М. Теплов -М., 1961
  120. . М. Психология. Текст. / Б. М. Теплов М., 1946
  121. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. Текст. / С.Г. Тер-Минасова- М., 2000
  122. Э. Третья волна. Текст. / Э. Тоффлер М., 1999
  123. Э. Шок будущего. Текст. / Э. Тоффлер М., 2004
  124. В.А., Матросова JI.H., Трайнев И. В. Интенсивные педагогические и информационные технологии. Том 2. Теория и методология учебных деловых игр. Текст. / В. А. Трайнев, JI.H. Матросова, И. В. Трайнев М., 2000
  125. И.П. Модель коммуникативной рациональности на основе социально-культурной модели Юргена Хабермаса Текст. / И. П. Фарман // Рациональность на перепутье: Кн.1 -М., 1999
  126. ФЗ от 10.01.02 «Об охране ОС» (разделы 7и 8 с.73)
  127. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. Текст. / -М., 2001
  128. Формирование у студентов профессиональных умений. / авторы составители В. В. Сохранов, О. В. Варникова, Н. А. Луганова. Текст. / - Пенза, 1999
  129. Ю. Моральное познание и коммуникативное действие. Текст. / Ю. Хабермас СПб., 2000
  130. М. Время и бытие. Текст. / М. Хайдеггер М., 1993
  131. А. Концепция культуры А.Л. Крёбера. Текст. / А. Чегинец -СПб., 1989
  132. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Текст. / М. А. Чошанов М., 1996
  133. О. Закат Европы. Т. 1,2 Текст. / О. Шпенглер Новосибирск, 1993
  134. Д.Б. Психология игры. Текст. / Д. Б. Эльконин М., 1978
  135. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т. Под ред. С. Я. Батышева. Текст. / -М., 1999
  136. И.И. Основы информациологии. Текст. / И. И. Юзвишин М., 2001
  137. Е.К. Личностная ориентация обучения как условие развития компетентности студентов технического университета (на материале иностранного языка): Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Текст. / Е. К. Юсеф -Ростов-на-Дону, 2001
  138. Ясвин В. А Развитие региональных систем экологического образования в России. Текст. / В. А Ясвин // Материалы Всероссийской конференции. -Пермь, 2004
  139. К. Смысл и назначение истории. Текст. / К. Ясперс М., 1991
  140. Can creativity be taught? Critique and commentary // Social education, Washington, 1987. Vol.41. № 7
  141. Guilford J. P. The Nature of Human Intelligence. N. Y., 1967
  142. Kroeber A.L., Kluckhohn C. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions. New A. Kroeber. Superorganic. // American Anthropologist. Vol. XIX, -York, 1952
  143. Kroeber. A.L. The Nature of Culture. Chicago, 1952
  144. Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Wash., 1981
  145. Osborn A. F. Applied Imagination/ 1957 (1-е издание в 1953).
  146. Pavlovskaya Irina. Language teaching methology. St. Petersburg, 2003
  147. Penny Ur, Andrew Wright. Five-minute activities. Cambridge, 1992
Заполнить форму текущей работой