Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Работа над тропами (образность и выразительность слова)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обучение лексике и обогащение словаря учащихся включает в себя и работу над эмоционально-экспрессивными средствами языка — тропами. Работа над выразительностью речи развивает у учащихся языковое чутьё, интуицию и образное мышление. Тропы — это обороты, построенные на употреблении слова (или сочетания слов) в переносном значении. Наиболее распространенными тропами являются эпитет, метафора… Читать ещё >

Работа над тропами (образность и выразительность слова) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обучение лексике и обогащение словаря учащихся включает в себя и работу над эмоционально-экспрессивными средствами языка — тропами. Работа над выразительностью речи развивает у учащихся языковое чутьё, интуицию и образное мышление. Тропы — это обороты, построенные на употреблении слова (или сочетания слов) в переносном значении. Наиболее распространенными тропами являются эпитет, метафора, олицетворение, перифраз и сравнение. При этом первые три понятия указаны в минимуме знаний по лексике.

Эпитет — слово или словосочетание, образно и эмоционально характеризующее предмет или действие. Эпитет проявляется на уровне словосочетания и чаще всего бывает определением или обстоятельством (изумрудные лягушата, хрустально звеня). Эпитет представляет собой художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления, а также об оценке их автором.

Сравнение — это троп, основанный на уподоблении одного предмета другому на основании имеющегося у них общего признака. Сравнение помогает создать тот или иной образ на основе сопоставления разных предметов, признаков, действий, явлений окружающего мира. Сравнение может быть выражено различными языковыми средствами:

  • • лексически (при помощи слов похожий, подобный и др.), например: Голова у него была круглая, похожая на тыкву;
  • • творительным падежом (смотрит соколом, поднимается змейкой);
  • • формой сравнительной степени прилагательного или наречия {Я лъ на свете всех милее, всех румяней и белее?);
  • • сравнительным оборотом с союзами как, словно, будто, точно и др. (Шатается, точно дряхлый старик. Лес заснул, как будто умер);
  • • сравнительными придаточными предложениями (Наступило прохладное утро, словно новая жизнь началась).

Метафора — это вид тропа, основанный на переносе значения по сходству, на уподоблении одного предмета или явления другому. Если в сравнении имеется предмет (то, что сравнивается) и образ (то, с чем сравнивается), то в метафоре содержится только последнее. Например, зеркало затона, пальцы ивняка[1]. Если наблюдается уподобление живому существу, то такой прием называется олицетворением (частный случай метафоры).

Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

(М. Ю. Лермонтов)

Вот север, тучи нагоняя,.

Дохнул, завыл — и вот сама Идет волшебница зима.

(А. С. Пушкин)

Перифраз определяют как 1) описательное выражение; 2) троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков. Например, город на Неве (вместо Санкт-Петербург); царь зверей (вместо лее).

Вот как называют поэты в своих стихах осень.

У Есенина находим: «Осень рыжая кобыла чешет гриву».

Хрестоматийные строки Пушкина тоже начинаются с перифраза:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса.

Работа над тропами в целях обогащения словаря учащихся ведется в связи с изучением грамматики. Такие темы, как «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» дают возможности для практического знакомства с перифразами, эпитетами, олицетворениями, метафорами.

Примеры упражнений

Задание 1. Прочитайте.

Начало быстро светать. Неожиданно над нашей головой, на огромной высоте, показалось розовое облачко.

СПо К. Г. Паустовскому)

  • — Какую картину вы представляете, прочитав текст?
  • — Какое необычное словосочетание помогло вам? /Розовое облачко./
  • — Как вы думаете, почему облачко розовое? /Начался рассвет, солнышко окрасило белое облачко красноватыми и розовыми лучами. Вот оно и стало розовым./
  • — Каким вы себе представляете это облачко? На что оно похоже? /Пушистое, нежное; легкое, как вата; похожее на клубничное мороженое./
  • — Итак, одно словосочетание помогло вам нарисовать целую картину. Сочетание слов, с помощью которых можно увидеть картину из жизни, представить ее, почувствовать или даже пережить, называется образным выражением.
  • — А теперь сами попробуйте найти необычные, образные выражения в стихах Сергея Есенина:

В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть.

Задание 2. Прочитайте и найдите сравнения.

Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде.

(С. А. Есенин).

Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем летит на звезду.

(С. А. Есенин)

Задание 3. Прочитайте. Выберите наиболее подходящее по смыслу, точное слово. Объясните свой выбор, пользуясь образцом рассуждения.

По небу (летели, проплывали, медленно тянулись, мчались, неслись) тяжелые свинцовые тучи.

Образец рассуждения. Сказано, что тучи свинцовые. Конечно, они не из свинца, но такие же тяжелые, как и этот металл. Такие грозные тучи не могут мчаться, а только медленно тянуться.

Солнце садилось. Нежный закат окрасил кромку неба (багровым, бронзовым, алым, рубиновым) цветом.

/Багровый — это густо красный цвет, рубиновый — темнокрасный, бронзовый — цвет бронзы (тяжелого металла).

Закат назван нежным, значит окрасить он может только в светло-красный тон, т. е. в алый./.

Задание 4. Вставьте на месте пропусков образные выражения — словаолицетворения, чтобы предметы были описаны как живые существа. В случае затруднений пользуйтесь словами для справок.

1. Маленькие ёлочки окружили старый пень и таинственно… с ним.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК. Шепчутся; разговаривают, говорят.

Образец примерного рассуждения.

Елочки наделены (по заданию) человеческими качествами. Чтобы правильно подобрать слово, надо постараться представить себе то, о чем говорится в предложении. Так, ёлочки могут разговаривать со старым пнём. Но в предложении есть слово таинственно, которое и помогает сделать точный выбор: таинственно можно шептаться.

Таким образом, прежде чем сделать окончательный выбор, надо:

  • 1) найти в предложении то слово, которое указывает на особенность или признак действия (в нашем примере это слово таинственно);
  • 2) составить словосочетание из этого слова и собственного варианта (таинственно разговаривать);
  • 3) вставить в предложение и отредактировать (точнее подойдет слово шепчутся).
  • [1] Здесь и далее использованы примеры и упражнения, разработанныеО. Б. Орловой.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой