Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие российско-белорусских связей в 90-е годы XX — начале XXI вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертации отмечено, что в условиях создания Союзного государства всю политику в социальной сфере нужно проводить в тесной взаимосвязи, координируя деятельность органов законодательной и исполнительной власти еще на стадии подготовки законопроектов и правительственных решений. На более высокий уровень интеграции была ориентирована разработка проектов унифицированных нормативных актов… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Формы политического взаимодействия
  • Российской Федерации и Республики 19−60 Беларусь
    • 1. 1. Сообщество двух государств
    • 1. 2. Союз Беларуси и России
    • 1. 3. Союзное государство
  • Глава II. Основные этапы и направления экономического сотрудничества двух стран
    • II. 1. Становление новых экономических отношений
    • II. 2. Развитие единого экономического пространства
  • Н.З. Экономическая интеграция, ее особенности
  • Глава III. Российско-белорусские связи в военной, гуманитарной, социальной и природоохранной 108−145 сферах
    • III. 1. Военно-политическое сотрудничество. 108−118 Ш. 2. Развитие отношений в гуманитарной и социальной областях
  • Ш. З. Взаимодействие России и Белоруссии в природоохранной сфере и ликвидации последствий 134−145 Чернобыльской аварии

Развитие российско-белорусских связей в 90-е годы XX — начале XXI вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

90-е годы прошедшего века станут для истории временем гигантских разломов в развитии современных международных систем и глобальных процессов. Распад Советского Союза привел к образованию в декабре 1991 года Содружества Независимых государств (СНГ), включающего в свой состав 12 суверенных государств с населением 285 миллионов человек.

Содружество возникло на историческом переломе, когда перед новыми независимыми государствами, возникшими на постсоветском пространстве, встала беспрецедентная по масштабам задача радикального переустройства политических и экономических отношений в обширном евроазиатском регионе.

Государства — участники Содружества Независимых Государств сразу же после распада СССР поставили перед собой интеграционные задачи. Однако не все государства были готовы к их решению. В середине 90-х годов XX века стало ясно, что трудно выработать единый курс на интеграцию, не говоря уже о его воплощении в жизнь. Это показала, в частности, деятельность по реализации Договора о создании Экономического союза в рамках СНГ 1994 г. и деятельность Межгосударственного экономического комитета с его надгосударственными функциями в ограниченной сфере, созданного также в 1994 г.

Ряд государств Содружества стал уходить от реализации интеграционных задач. Именно тогда вошел в употребление термин «разноуровневая интеграция» в рамках Содружества. Государствами, которые вырвались в лидеры интеграционных процессов в рамках СНГ, стали Россия и Белоруссия.

Выполняя волю своих народов, руководство этих братских государств твердо взяло курс на интеграцию в рамках двух стран. Заявляя об этом, они, тем не менее, оставили дверь открытой для других стран Содружества.

Создание интеграционного объединения России и Белоруссии в рамках Сообщества, Союза, а затем и Союзного государства не стало единственным на постсоветском пространстве. Параллельно с ним возник ряд иных интеграционных объединений, в которых участвуют Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Украина. Так, в 1995 г. Россия и Белоруссия решили создать Таможенный союз, в том же году к нему присоединился Казахстан, в 1996 г. — Киргизия и в 1999 г. — Таджикистан. В 2000 г. Таможенный союз преобразовался в Евразийское экономическое сообщество.

Россия и Белоруссия стали теми государствами, которые в 1992 г. явились инициаторами заключения Договора о коллективной безопасности государств — участников СНГ. Позднее они создали Организацию Договора о коллективной безопасности государств — участников Содружества.

Начиная с 1994 г. Россия и Белоруссия твердо идут по пути интеграции, прежде всего в сферах экономики и социальной жизни: в апреле 1996 г. ими было создано Сообщество двух государств, через год (в апреле 1967 г.) был заключен Договор о создании Союза двух стран, а в декабре 1999 г. подписаны Договор о создании Союзного государства и Программа реализации его положений.

В последующие годы Россия и Белоруссия решают ключевые проблемы взаимной интеграции. На этом пути у них встречаются немалые трудности, которые они шаг за шагом преодолевают. Как показала практика, процесс формирования Союзного государства оказался действительно сложным, т.к. подобного формирования в истории вряд ли можно найти.

Очевидно, что произошедшие исторические события во взаимоотношениях России и Белоруссии в рамках СНГ требуют тщательного исследования, определенных выводов и обобщений. У диссертанта есть необходимые возможности для анализа прошедших за последние почти пятнадцать лет исторических событий во взаимоотношениях России и Белоруссии, для изучения особенностей настоящего периода их развития, сделать определенные прогнозы дальнейшего хода исторического процесса объединения судеб двух братских народов.

Актуальность теме придает и то обстоятельство, что только на основе исторического анализа, на базе научного подхода можно разобраться в достижениях и просчетах интеграционных процессов как в рамках всего Содружества вообще, так и в российско-белорусских отношениях, в частности, разработать и обосновать рекомендации по углублению интеграционных процессов России и Белоруссии.

Актуальность темы

диссертационного исследования определяется также и тем, что в нем впервые сделана попытка в историческом плане исследовать политические, экономические, гуманитарные, социальные отношения России и Белоруссии на протяжении последнего десятилетия XX и начавшегося XXI вв., ставших переломными в новейшей истории большого числа евроазиатских государств, а по большому счету судеб всей планеты Земля.

Актуальность избранной темы в качестве исследования имеет не только научно-познавательное и практическое значение, но теоретическое, т.к. в дальнейшем разработка проблемы может служить основой для новых научных исследований содержания, основ, направлений и форм межгосударственной деятельности двух стран.

Актуальность темы

и необходимость ее исследования в значительной степени мотивируется также ее недостаточной изученностью. Настоящее диссертационное исследование является попыткой восполнить существующий пробел в исторической науке, внести свой скромный вклад в изучение процессов интеграции России и Белоруссии в обозначенный период и некоторые рекомендации в повышение эффективности взаимоотношений двух братских народов и государств в начале XXI века.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования были избраны межгосударственные связи Российской Федерации и Республики Беларусь: политические, экономические, оборонные, гуманитарные, социальные, а также взаимодействие в природоохранной сфере. Предметом исследования являются механизмы формирования и реализации государственной политики двух стран в области двусторонних отношений, а также контакты, методы и формы разносторонних связей.

Теоретико-методологической основой диссертации являются методы научного познания, которые обычно используются в исторической науке. Речь идет о принципах историзма, научной достоверности и объективности. Принцип историзма позволяет выявить причинно-следственные связи, проследить складывающиеся тенденции и закономерности исторического развития российско-белорусских отношений, сделать соответствующие выводы, обобщения и рекомендации. Принцип научной достоверности предусматривает опору на научные данные, на возможности использования научных выводов и положений, не опираться на непроверенные данные. Принцип объективности предполагает анализ всей совокупности фактов, учета специфики политической, экономической, социальной, общественной, гуманитарной и иных сторон жизни России и Белоруссии.

Анализ прямых и косвенных фактов и сведений потребовал от диссертанта междисциплинарного рассмотрения экономических, социальных, национально-правовых и международно-правовых аспектов как внутренней жизни, так и международных отношений России и Белоруссии.

Цели и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является комплексное изучение истории российскобелорусских связей 90-х годов XX — начала XXI вв. Реализация цели достигалась поэтапным решением следующих задач:

1. Проанализировать состояние и развитие российско-белорусских отношений в изучаемый период.

2. Исследовать формы и способы межгосударственного сотрудничества, его основные направления и этапы, а также цели, на достижение которых были направлены усилия России и Белоруссии.

3. Выявить особенности и основные тенденции развития российско-белорусских отношений в контексте развития многостороннего сотрудничества в рамках СНГ.

4. Раскрыть механизм деятельности государственных структур России и Белоруссии по совершенствованию деятельности в сфере двустороннего и многостороннего сотрудничества в новых условиях глобализации.

5. Определить степень влияния деятельности государственных органов, направленной на формирование Союзного государства России и Белоруссии, на положение различных слоев населения этих стран, на учет их заинтересованности в интеграционных процессах.

Автор предполагает, что решение поставленных задач позволит, с одной стороны, восполнить существующий пробел в научной исторической литературе, а с другой, — обстоятельно проанализировать деятельность государственных органов, предпринимательских структур, по реализации задач, связанных с формированием Союзного государства России и Белоруссии. В конечном счете, данная диссертация, сделанные в ней выводы и обобщения должны помочь выявить новые пути совершенствования работы по повышению эффективности деятельности государственных органов и органов межгосударственного сотрудничества двух государств на сложном пути интеграции России и Белоруссии, выявить сильны и слабые стороны данной деятельности с тем, чтобы избежать в дальнейшем повторения выявленных недостатков и упущений.

Хронологические рамки исследования охватывают исторический период последнего десятилетия XX — начала XXI вв., т.к. в эти годы были заложены первые камни в фундамент здания формирующегося Союзного государства России и Белоруссии. Это было непростое время становления и развития в обеих странах новых демократических государственных структур, социальной рыночной экономики, обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, исследуемый период был временем решения сложных проблем на международной арене, связанных с перестройкой всей системы международных отношений, с поисками и нахождением каждым государством, в том числе Россией и Белоруссией, собственного места в международной системе, поиска верных путей, способов и приемов в целях эффективного противодействия новым вызовам и угрозам, которые появились в этот период времени в мире.

К этому следует добавить и то обстоятельство, что в изучаемый хронологический период определились основные направления и проблемы интеграции России и Белоруссии, сформировались его руководящие и рабочие органы, и определилась тенденция перевода взаимодействия на двусторонний уровень.

Научная новизна исследования определяется тем, что данная диссертация является первой попыткой комплексного исследования развития российско-белорусских отношений в 90-х гг. XX — начале XXI вв. с учетом современного состояния исторического знания и привлечения нового корпуса источников и литературы. В работе предпринята попытка с объективных позиций показать историю становления интеграционных процессов во взаимодействии России и Белоруссии, поэтапного движения к новому межгосударственному образованию — Союзному государству, исследовать объективные и субъективные трудности и препятствия, через которые прошли и идут народы двух государств, их руководители, государственные структуры на пути к подлинной интеграции.

Новизной отличается эмпирическая, статистическая, социологическая информация, публикации научных и научно-популярных изданий, средств массовой информации, выявленных диссертантом в процессе исследования, а также выводы и обоснование конкретных рекомендаций, направленных на дальнейшее развитие и укрепление российско-белорусских отношений в интересах проживающих в обоих государствах народов.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее положения и выводы, а также введенный в научный оборот документальный материал могут.

— служить базой для новых научных исследований содержания, направлений, форм внутренней и внешней политики России и Белоруссии;

— составлять основу для некоторой корректировки политики государственных и межгосударственных органов Российской Федерации и Республики Беларусь в целях повышения эффективности интеграционной деятельностииспользоваться обеими странами при подготовке кадров государственной службы, занимающихся разработкой и принятием политических и социальных решений;

— представлять особую значимость в учебном процессе при изучении внешней политики государств — участников СНГ, в том числе России и Белоруссии, спецкурсов, посвященных изучению интеграционных процессов в рамках Содружества.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждены и одобрены на заседании кафедры истории России Российского университета дружбы народов. Результаты исследования получили апробацию в статьях автора, представленных на конференциях, а также в его публикациях.

Личный вклад соискателя состоит в том, что весь объем диссертационного исследования выполнен самостоятельно. В процессе работы был изучен, систематизирован большой фактический материал, ранее не обобщавшийся в научной литературе.

Структура диссертации обусловлена задачами исследования, она основана на предметнохронологическом принципе рассмотрении вопросов. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и библиографии.

Заключение

.

В рамках настоящего диссертационного исследования проведено комплексное изучение истории российско-белорусских связей в 905 гг. XXначале XXI вв. В результате исследования автором решены следующие задачи.

1. Автором дан анализ состояния и развития российско-белорусских связей в 905гг. XX — начале XXI вв.

Фундаментом развития указанных отношений явились следующие основополагающие договоры, заключенные на высшем уровне и ратифицированные парламентами России и Белоруссии: Договор о создании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 г.- Договор о создании Союза России и Белоруссии от 2 апреля 1997 г.- Устав Союза России и Белоруссии от 2 апреля 1997 г.- Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г.- Программа по реализации Союзного договора от 8 декабря 1999 г.

Следует отметить, что каждый из заключенных договоров, стал дальнейшей ступенькой на пути восхождения к всё более полной интеграции двух государств в одно Союзное государство Белоруссии и России. В некоторые периоды своего развития со стороны отдельных государственных структур как одного, так и другого государства предпринимались попытки форсировать интеграционный процесс.

Однако жизнь всё ставила на свои места. Интеграционные процессы на пути создания Союзного государства не следует искусственно форсировать. Этот процесс объективный. Он не терпит ни спешки, ни какого-то искусственного подталкивания. Процесс этот будет длительным, и, возможно, займет по времени не одно десятилетие.

Распад Советского Союза прошел почти мгновенно. Правда, условия для этого создавались годами и даже десятилетиями. А вот обратный процесс.

— процесс интеграции двух пока только двух стран занимает весьма длительное время и проходит непросто. Казалось бы, для интеграции народов России и Белоруссии существуют благоприятные предпосылки: общие судьбы, общая история, схожие язык и культура, расположение по соседству, тесные родственные связи людей. И даже в этих условиях интеграция осуществляется с трудом.

2. В диссертации исследованы формы и способы российско-белорусского межгосударственного сотрудничества, его основные направления и этапы, а также цели, на достижение которых были направлены усилия России и Белоруссии.

Политическое сотрудничество осуществляется по линии, прежде всего, органов Союзного государства: Высшего Государственного Совета, Парламента, Совета Министров. Высший Государственный Совет Союзного государства принимает стратегические решения, которые Совет Министров воплощает в жизнь. В настоящее время на очереди принятие судьбоносного для судеб Союзного государства — одобрение Конституционного акта Союзного государства, вынесение его на референдум народов России и Белоруссии.

В процессе политической интеграции двух стран предпочтение отдано постепенному сближению, подобно тому, как это происходит в рамках Европейского союза. Никто не подстегивает данный процесс. Он должен быть понят не только теми структурами, которые его призваны осуществлять, но главным образом, простыми людьми обоих государств, для которых всё это делается.

Совет Министров Союзного государства последовательно воплощает в жизнь решения, принятые Высшим Государственным Советом. В частности, в настоящее время воплощается в жизнь решение о введении единой валюты Союзного государства. По ряду объективных причин процесс введения единой валюты идет медленнее, чем думалось ранее. Стороны считают, что в данном случае не нужно спешить. Поскольку это является одним из ключевых элементов экономической интеграции России и Белоруссии.

3. Автор выявил особенности и основные тенденции развития российско-белорусских связей в контексте многостороннего сотрудничества в рамках СНГ.

В этой связи подчеркивается, что Россия и Белоруссия — это своего рода первопроходцы. Идеи российско-белорусской интеграции, механизм ее осуществления, сложности и трудности, которые приходится преодолевать обеим странам в ходе интеграционного процесса, можно было бы взять на вооружение и другим государствам — участникам СНГ. Следует предположить, что рано или поздно по этому пути пойдут и другие государства — участники СНГ, поскольку интеграция — ведущая тенденция развития мирового сообщества. Народам тех стран, которые пойдут дорогой интеграции, не следует повторять ошибок своих предшественников.

В работе отмечается, что в рамках всего Содружества также осуществляются интеграционные процессы. Однако они идут весьма непоследовательно, медленно, с определенными откатами назад, поскольку на их осуществление оказывают влияние многие факторы, как объективного, так и субъективного характера. И в этом плане пример Белоруссии и России весьма примечателен.

4. Автором раскрыт механизм деятельности государственных структур, а также общественных объединений России и Белоруссии по совершенствованию двустороннего и многостороннего сотрудничества в условиях глобализации. Показана работа Высшего Государственного Совета Союзного государства, парламента, Совета Министров, координационных органов, общественных объединений. Так, весьма подробно рассматриваются деятельность координационных экономических и военных структур, правоохранительных органов, интеграционной деятельности субъектов.

Российской Федерации и областей Белоруссии, кооперационные связи учреждений, предприятий и организаций. В частности, показана работа и ее результаты по выполнению ряда союзных программ. Всего их выполнено 23, а 17 находятся в стадии осуществления. Подробно говорится о выполнении союзной программы по созданию современного компьютера.

Особо подчеркнуто, что интеграция России и Белоруссии положительно сказывается на темпах развития обеих стран, расширении их торгово-экономического сотрудничества. Об этом говорит, в частности, тот факт, что взаимная торговля двух государств в 2004 году превысила 17 млрд долл. Среди торговых партнеров России Белоруссия вышла на второе место после Германии, а Россия постоянно и с большим отрывом лидирует среди торговых партнеров Белоруссии.

5. В диссертации показано влияние интеграционных процессов, осуществляемых в рамках Союзного государства, на жизнь, экономическое и социальное положение народов России и Белоруссии. Уровень благосостояния россиян и белорусов постепенно повышается. По рейтингу развития, определяемому Организацией Объединенных Наций, Россия и Белоруссия занимают первое и второе места среди стран СНГ.

Взаимодействие России и Белоруссии в социальной и гуманитарной сферах прямо и непосредственно направлено на заботу о человеке, его правах и свободах, все более полном удовлетворении материальных и духовных интересов личности. Основы такого взаимодействия заложены в соответствующих двусторонних договорах, заключенных в разные годы.

В диссертации отмечено, что в условиях создания Союзного государства всю политику в социальной сфере нужно проводить в тесной взаимосвязи, координируя деятельность органов законодательной и исполнительной власти еще на стадии подготовки законопроектов и правительственных решений. На более высокий уровень интеграции была ориентирована разработка проектов унифицированных нормативных актов в социально-трудовой сфере в ходе реализации в 1999; 2001 годах министерствами труда и социального развития Беларуси и России совместной программы. В 2001 г. Советом Министров Союзного государства приняты Концептуальные основы и прогнозные оценки развития Союзного государства до 2005 года в этой области. Ежегодно принимаются также Прогноз социально-экономического развития Союзного государства и параметры прогноза на двухгодичный период.

Эти же цели, только в более широком социальном спектре, преследует и Концепция социального развития Союзного государства до 2005 года, утверждённая Высшим Государственным Советом 20 января 2003 года.

Однако проблем в сотрудничестве по совместному развитию социальной сферы остается еще много. Не хватает должной динамики, более мощного разворота в практических делах. Многие мероприятия, предусмотренные Концепцией социального развития, осуществить до конца 2005 года вряд ли удастся.

Диссертант отмечает, что существует необходимость продлить действие Концепции социального развития Союзного государства до 2010 года, более предметно подходить к её реализации, возможно, через принятие ежегодных планов совместных действий министерств Беларуси и России. Главная задача в реализации единой российско-белорусской социальной политики — доведение ее механизмов до непосредственных исполнителей, ответственных за выполнение основных программных положений.

В социальной сфере действует Концепция по унификации законодательства в социально-трудовой сфере и сближении уровней гарантий в области пенсионного обеспечения, социальных льгот, повышения доходов и уровня жизни граждан, обеспечения рынка труда и миграционной политики, охраны труда, социального страхования, здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризм. Полноценной реализации.

Концепции препятствует отсутствие Конституционного Акта Союзного государства, недостаток финансовых средств и ряд других причин.

Ключевое значение для развития сотрудничества в рамках Союзного государства в социальной сфере имеет Договор о равенстве прав граждан России и Белоруссии. Однако в этой сфере проблем осталось еще немало. Главное препятствие для реализации равенства прав граждан заключается в том, что национальными законами России и Белоруссии граждане Республики Беларусь на территории Российской Федерации, также как и граждане Российской Федерации на территории Республики Беларусь, рассматриваются как иностранные граждане.

Существующие в национальных законах ограничения, связанные со статусом иностранного гражданина, не позволяют гражданам России и Белоруссии реально обладать равными правами гражданина Союзного государства — свободно передвигаться по территории государств, выбирать места пребывания и жительства и т. д. Для решения этих проблем необходима серьезная законотворческая работа по унификации законов Белоруссии и России, внесению в них изменений и дополнений, которые, в первую очередь, исключили бы граждан обоих государств из перечня иностранцев.

Для решения данной проблемы был разработан План мероприятий по обеспечению равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации, предусматривающий принятие ряда нормативных документов, развивающих положения Договора о равных правах граждан. Этот План был одобрен в марте 2004 г. Планом предусмотрена подготовка соглашений о свободе передвижения, выборе места пребывания и жительства, о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, здравоохранения и др.

В апреле 2005 года подписано межгосударственное соглашение о правовом положении граждан Беларуси и России, которое направлено на решение вопросов свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства. Вопрос обеспечения равных прав граждан обсужден на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства в апреле 2005 г.

Таким образом, в сферах политической, экономической, военной, социальной, гуманитарной, природоохранной и других Россия и Белоруссия активно взаимодействуют. Такое сотрудничество направлено на то, чтобы полностью воплотить в жизнь положения Договора от 9 декабря 1999 г. о формировании Союзного государства Белоруссии и России.

Можно согласиться с мнением первого заместителя министра иностранных дел Беларуси Василия Пугачева о том, что «в 2004 году отношения Беларуси с Россией в рамках Союзного государства характеризовались высокой интенсивностью"1.

Подтверждением этому, по его словам, могут служить следующие факты: в 2004 году состоялось 4 заседания союзного правительства, на которых было рассмотрено 78 вопросов. Проведено 24 встречи на высшем и высоком уровнях. В соответствии с запланированным графиком прошли заседания совместных коллегий заинтересованных министерств и ведомств двух государств.

В 2005 году стороны вплотную подступили к реализации основополагающих статей Договора о создании Союзного государства. Наступает этап, на котором нужно действовать чрезвычайно взвешенно, не забегая вперед, не допуская опрометчивых непродуманных шагов. Принятие соответствующих решений требует детального анализа последствий их реализации, именно поэтому стороны ведут активные консультации по всему спектру вопросов двусторонних отношений и союзного строительства.

Все решения в рамках союзного строительства не должны противоречить содержанию пункта первого статьи 6 Договора о создании Союзного государства. В соответствии с ним, каждая страна-участница.

1 См.: Белорусское телеграфное агентство (БЕЛТА) Отношения Беларуси с Россией в рамках Союзного государства в 2004 году характеризовались высокой интенсивностью — Василий Пугачев. 6 января 2005 г., Минск /Марта Астрейко — БЕЛТА/. сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности.

Автор диссертационного исследования считает, что пройдет около десяти лет и братские народы двух соседних государств — Республики Беларусь и Российской Федерации осуществят их заветную мечту: будут жить в Союзном государстве Белоруссии и России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные акты, договоры, соглашения, декларации.
  2. Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 г. // Внешняя политика России. С. 138.
  3. Декларация о дальнейшем единении России и Белоруссии от 25 декабря 1998 г.//Дипломатический вестник. 1999.№ 1.С.44
  4. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о координации деятельности в военной области от 20 июля 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1994. № 9. С. 68.
  5. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. // Бюллетень международных договоров. 2000, № 2. С. 51.
  6. Договор между Российской Федерацией, Республикой Белоруссией, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. // Бюллетень международных договоров. 1997. № 8. С. 3.
  7. Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 21 февраля 1995 г. // Бюллетень международных договоров. 1996. № 7. С. 47.
  8. Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. // Внешняя политика России. С. 357.
  9. Договор о создании Союзного государства. Проект // Российская газета. 1999. 8 окт.
  10. Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. // Бюллетень международных договоров. 2000. № 3. С. 54.
  11. Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1995. № 1. С. 3.
  12. Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. // Бюллетень международных договоров. 1997. № 9. С. 66.
  13. Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 г. // Бюллетень международных договоров. 1996. № 12. С. 36.
  14. Концепция социального развития Союзного государства до 2005 года. Утверждена Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 20 января 2003 г. № 3 http://www.belrus.ru/pressa/int/int.shtml2004
  15. О некоторых итогах заседания Совета Министров Союзного Государства Пресс-релизы Постоянного Комитета Союзного государства. // СОЮЗ-ИНФО. 2004. 22 дек.
  16. Программа действий по реализации Договора о создании Союзного государства. Проект // Российская газета. 1999. 8 окт.
  17. Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. // Бюллетень международных договоров. 2000. № 3. С. 73.
  18. Проект документа «Принципы Конституционного акта Союзного государства» http://www.belrus.ru/pressa/int/int.shtml 2004
  19. Проект Конституционного Акта Союзного государства http://www.belrus.ru/pressa/int/int.shtml 2004.
  20. Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 13 ноября 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1994. № 3. С. 47.
  21. Протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г. // Бюллетень международных договоров. 1995. № 6. С. 57.
  22. Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года (2 апреля 1999 г.) // Бюллетень международных договоров. 2000. № 12. С. 9.
  23. Протокол Совещания глав независимых государств от 30 декабря 1991 г.// дипломатический вестник.1992.№ 2-З.С.16.
  24. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.№ 42.Ст.З924
  25. Соглашение государств участников СНГ о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды от 8 февраля 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 2000. № 7. С. 7.
  26. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимодействии при эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов от 20 июля 1992 г. //Бюллетень международных договоров. 1993. № 10. С. 73.
  27. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о координации деятельности железнодорожного транспорта от 20 июля 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 10. С. 55.
  28. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта от 20 июля 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 10. С. 68.
  29. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о расширении сотрудничества в газовой отрасли от 12 апреля 2002 г. // Бюллетень международных договоров. 2003. № 11. С. 39.
  30. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 30 октября 1996 г. // Бюллетень международных договоров. 1998, № 12. С. 55.
  31. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 13 ноября 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1994. № 3. С. 42.
  32. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о создании межгосударственной финансово-промышленной группы «Интерагроинвест»" от 16 октября 1998 г. // Бюллетень международных договоров. 1999. № 3. С. 81.
  33. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о создании межгосударственной финансово-промышленной группы «Межгосметиз» от 23 июля 1998 г. // Бюллетень международных договоров. 1999. № 1. С. 42.
  34. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о создании межгосударственнойфинансово-промышленной группы «Формат»" от 16 октября 1998 г. // Бюллетень международных договоров. 1999. № 7. С. 41.
  35. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о создании межгосударственных хозяйственных структур от 20 июля 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 10 С. 64.
  36. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о создании Объединенной электроэнергетической системы от 22 ноября 1999 г. // Бюллетень международных договоров. 2000. № 11. С. 31.
  37. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области воздушного транспорта от 20 июля 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1996. № 6. С. 58.
  38. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области культуры, образования и науки от 21 февраля 1995 г. // Бюллетень международных договоров. 1997, № 11. С. 14.
  39. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны окружающей природной среды от 5 июля 1994 г // Бюллетень международных договоров. 1995. № 5. С. 24.
  40. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве по вопросам связи от 20 июля 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 10. С. 77.
  41. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о торгово-экономическом сотрудничестве в 1993 году от 21 января 1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 4. С. 89.
  42. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о торгово-экономическом сотрудничестве в 1994 году от 5 января 1994 г. // Бюллетень международных договоров. 1994. № 9. С. 38.
  43. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о ценах на газ природный и тарифах по его транспортировке от 8 сентября 1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1994. № 7. С. 48.
  44. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о цене на нефть и объемах ее поставки в 1994 году от 5 января 1994 г. // Бюллетень международных договоров. 1994. № 8. С. 47.
  45. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о ценовой политике от 27 февраля 1996 г. // Бюллетень международных договоров. 1996. № 6. С. 58.
  46. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании мощностей Мозырского нефтеперерабатывающего завода от 15 июля 1993 г. // Бюллетень международного договоров. 1995. № 4. с. 20.
  47. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об основных принципах и условиях взаимоотношений в области транспортировки нефти от 20 июля 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 10. С. 71.
  48. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об основных принципах торгово-экономического сотрудничества в 1995 году от 18 января 1995 г. // Бюллетень международных договоров. 1995. № 6. С. 58.
  49. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об условиях поставок товаров между предприятиями и организациями от 20 июля 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 10. С. 65.
  50. Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о снятии ограничений в хозяйственной деятельности от 27 января 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 8. С. 50.
  51. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства от 30 декабря 2000 г. // Бюллетень международных договоров. 2001. № 10. С. 60.
  52. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о производственной кооперации от 29 марта 1999 г. // Бюллетень международных договоров. 2000. № 2. С. 53.
  53. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании равных условий субъектам хозяйствования от 25 декабря 1998 г. // Бюллетень международных договоров. 1999. № 4. С. 57−61.
  54. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о стратегических силах, временно размещенных на территории Республики Беларусь, от 20 июля 1992 г. И Бюллетень международных договоров. 1995. № 6. С. 13.
  55. Соглашение между Советом министров Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в нефтяной и газовой промышленности России от 2 марта 1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1994. № 5. С. 28.
  56. Соглашение о взаимодействии в области гидрометеорологии от 8 февраля 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 2000. № 7. С. 11.
  57. Соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 22 января 1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 7. С. 10.
  58. Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия от 21 декабря 1991 г. //Внешняя политика России. С. 143.
  59. Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза от 21 октября 1994 г. // Бюллетень международных договоров. 1995. № 1. С. 19.
  60. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. // Внешняя политика России: Сб. документов. 19 901 992 (далее Внешняя политика России). М.: Междунар. отношения 1996. С. 121.
  61. Соглашение о Таможенном союзе (между Правительством Республики Беларусь, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан) от 21 января 1995 г. // Бюллетень международных договоров. 1995. № 6. С. 11.
  62. Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г. // Бюллетень международных договоров. 1995, № 10. С. 31.
  63. Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г. // Бюллетень международных договоров. 1997. № 9. С. 68.
  64. Документы правительственных органов, выступления, заявления, интервью высших должностных лиц Республики Беларусь и1. Российской Федерации.
  65. А. Г. Лукашенко в Москву // Дипломатический вестник. 1999. № 1.С.43.
  66. В. В. Путина в Белоруссию // Дипломатический вестник. 2000. № 5. С. 29.
  67. . Н. Ельцина на церемонии подписания Декларации о дальнейшем единении России и Белоруссии 25 декабря 1998 г. // Дипломатический вестник. 1999. № 1. С. 43.
  68. Главное — оборона и экономика. На вопросы «Красной звезды» отвечает Государственный секретарь Союзного государства России и Белоруссии Павел Бородин // Красная звезда. 2002. 25 янв.
  69. Заседание Высшего Совета Союза Беларуси и России // Дипломатический вестник. 2000. № I.e. 26.
  70. Заседание Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России // Дипломатический вестник. 1999. № 12. С. 19.
  71. Заявление Государственной Думы в связи с обсуждением Договора о Союзе Беларуси и России и проекта Устава Союза Беларуси и России // Дипломатический вестник. 1997. № 6. С. 29.
  72. Заявление Государственной Думы Федерального Собрания Российской федерации о развитии интеграции между Российской Федерацией и Республикой Беларусь // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 45. Ст. 4261
  73. Заявление Председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константина Затулина // Газета «Дума». 1995. № 29 (97). http://www.zatulin.ru/index.php?section=publications
  74. Заявление Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина и Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко // Дипломатический вестник. 1996. № 3. С. 34
  75. Интервью Председателя Правительства России М. Е. Фрадкова «Нас еще рано хвалить» // Российская газета. 2004. 10 июня.
  76. Коммюнике о встрече Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина и Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко // Дипломатический вестник. 1994. № 17−18. С. 25.
  77. На референдуме в Белоруссии // Дипломатический вестник. 1995. № 6. С. 77.
  78. Ответы Президента Беларуси Александра Лукашенко на вопросы журналистов 31 декабря 2004 г. // http://president.gov.by/
  79. Послание Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина Председателю Высшего Совета Сообщества России и Белоруссии А. Г. Лукашенко //Российская газета. 1997. 18 января.
  80. Протокол Совещания глав независимых государств от 30 декабря 1991 г. //Дипломатический вестник. 1992. № 2−3. С. 16.
  81. Россия Белоруссия. Визит А. Г. Лукашенко в Москву Дипломатический вестник. 1994. № 17−18. С. 25.
  82. Россия — Белоруссия. Визит А. Г. Лукашенко в Россию Дипломатический вестник. 1996. № 3. С. 33.
  83. Россия — Белоруссия. Визит А. Г. Лукашенко в Россию Дипломатический вестник. 1999. № 5. С. 62.
  84. Россия Белоруссия. Визит А. Г. Лукашенко в Россию. Выступлени В. В. Путина на совместной с А. Г. Лукашенко пресс-конференции Дипломатический вестник. 2002. № 9. С. 24.
  85. Россия — Белоруссия. Визит Б. Н. Ельцина в Республику Беларусь Дипломатический вестник. 1995. № 3. С. 37.
  86. Россия — Белоруссия. Визит И. И. Антоновича в Россию Дипломатический вестник. 1997. № 2. С. 40.
  87. Россия — Белоруссия. Визит И. И. Антоновича в Россию Дипломатический вестник. 1998. № 5. С. 25.
  88. Россия — Белоруссия. Визит С. В. Кириенко в Белоруссию Дипломатический вестник. 1998. № 7. С. 40.
  89. Россия Белоруссия. Встреча Е. М. Примакова и А. Г. Лукашенко Дипломатический вестник. 1999. № 1. С. 42.
  90. Россия Белоруссия. Одобрение Устава Союза Беларуси и России Дипломатический вестник. 1997. № 6. с. 30.
  91. Россия — Белоруссия. Рабочий визит В. В. Путина в Белоруссию Дипломатический вестник. 1999. № 10. С. 19.
  92. Совместное заявление Президента Российской Федерации Б. Ь Ельцина и Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко Дипломатический вестник. 1999. № 1. С. 44.
  93. Совместное заявление президентов Российской Федерации В. В. Путина и Республики Беларусь А. Г. Лукашенко. Москва, 12 апреля 2002 г. // Дипломатический вестник. 2002. № 5. С. 76.
  94. Сообщение МИД России. 10 мая // Дипломатический вестник. 2000. № 6. С. 41.
  95. Сообщения пресс-службы Президента Республики Беларусь 10−14 января. 11 января 2005 г. Повышение цены на газ не должно затронуть простых людей // http://president.gov.by/
  96. Справочно-аналитическая информация о развитии образования в Республике Беларусь. Учебные заведения Республики Беларусь // Пресс-служба Президента Республики Беларусь. 2004.
  97. Усиление Вооруженных Сил Беларуси обойдется России дешевле, чем создание собственной группировки ПВО на западном направлении -Леонид Мальцев. 5 января, Минск /Олег Лицкевич БЕЛТА/. 05.01.2005.
  98. Официальный сайт Министерства иностранных Дел РФ www.mid.ni16. «Парламентская газета» 2001
  99. Парламентское собрание России и Белоруссии www.beirus.ru
  100. РИА Новости «Панорама Содружество» 2003 200 419. «Российская газета» 1997 — 2004
  101. Сайт президента Республики Беларусь http://president.gov.bv21. «Свободная мысль» 1998
  102. Н. Россия и Белоруссия вступают в новый век в едином Союзе // Независимая газета. 1999. 9 дек.
  103. В. Я. Внешнеполитические приоритеты Российской Федерации в ближнем зарубежье: Военно-политический аспект: Автореф. дисс. канд. полит, наук / Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. М., 1997.
  104. В. Н, Маликов О. П. Союз Белоруссии и России, правовая природа и правосубъектность. Минск, 1998.
  105. С. Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. М., 1997.
  106. И. Союз Россия Беларусь: неизвестный миру тип федерализма?//Федерализм. 1998. № 2.
  107. Белоруссия: путь к новым горизонтам / Российский институт стратегических исследований. Ред. Кожокин Е. М. Москва, РИСИ, 1996.
  108. Беларусь: социально-экономический потенциал / М-во экон. Респ. Беларусь. Сост. Силивончик А. Н. Минск, Беларусь, 1998.
  109. Белорусско-российские отношения: впервые через два века // Открытая политика. 1997, № 12. С. 33−40.
  110. И. В Белоруссии на 22% повышена зарплата бюджетников // ИТАР-ТАСС. 01.11.04.
  111. С. В., Транш А. А. СНГ: межгосударственные отношения в области охраны окружающей среды // Государство и право. 1994. № 12. С. 37−46.
  112. С. В. Конфликты в «ближнем зарубежье и стабильность в Азии: начало середина 90-х годов: Автореф. дисс. докт. истор. наук / Институт Востоковедения. М., 1999.
  113. И., Гусев Н. На пути к Союзному парламенту // Парламентская газета. 2001. 6 июня.
  114. Гражданские права россиян в Беларуси. Материалы Национального пресс-центра Республики Беларусь//СОЮЗ-ИНФО. 12.09.2003.
  115. Границы пересекли людей. Замдиректора Федеральной миграционной службы Игорь Юнаш о тех, кто приезжает в Россию работать // Российская газета. 2004. 18 дек.
  116. В., Загорский А. Сотрудничество государств СНГ в военно-политической области. М., 1998.
  117. .Н. Президентский марафон. М. 2000. С. 186.
  118. В. Беловежский вариант не повторится // Российская газета. 1999. 9 дек.
  119. Он же. Зайцерубль опаздывает. Белоруссия хочет компенсации за введение единой валюты. Подробности // Российская газета. 2004. 22 дек.
  120. А. В. СНГ: от дезинтеграции к реинтеграции? М., 1994.
  121. А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект пресс, 1999.
  122. Э. М., Хромов Ю. С. Внешнеэкономические связи между Белоруссией и Россией // Белоруссия: путь к новым горизонтам. М., 1996.
  123. А. Взгляд на СНГ: специалисты по международному праву из России, Украины, Белоруссии и других стран о проблемах Содружества. Slavic research center/ Hokkaido university. Sapporo. March 1998, No. 71.
  124. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: Сб.ст. / Моск. центр Карнеги, Carnecie endowment for intern, peace: Под ред. M. Б. Олкотт, В. Тишкова, А. Малашенко. М.: Б.и., 1997.
  125. Как далеко Беларусь и Россия продвинулись в сфере обеспечения равных прав граждан? Интервью заместителя Госсекретаря Союзного государства С. С. Шухно специальному корреспонденту СОЮЗ-ИНФО // СОЮЗ-ИНФО. 11.11.2004.
  126. А. С. Будущее стран СНГ. Краснодар: Б.и., 1995.
  127. И. Российско-белорусская интеграция. Третья серия // Итоги. 1997.- № 3.
  128. А. Преображение. М., 1995.
  129. Г. В. Организационно-правовые основы деятельности органов Союза России и Белоруссии в процессе интеграции. Москва. Исполком Союза России и Белоруссии, 1999.
  130. Е. Зайцерубль опаздывает. Белоруссия хочет компенсации за введение единой валюты. Содружество // Российская газета. 2004. 22 дек.
  131. И. И., Шинкарецкая Г. Г. Международное право. Элементарный курс. М.: Юристь, 2000. С. 110.
  132. Майсара. А.-Х. Международно-правовые основы сотрудничества стран Содружества Независимых Государств / Дисс. канд. юридич. наук / Российский университет дружбы народов. М., 1998.
  133. Н. А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учеб. пособие. -М.: Юристь, 1998.
  134. Она же. Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. М.: Манускрипт. 1997.
  135. Она же. Практикум по конституционному праву стран Содружества Независимых Государств. — М.: Юрид. лит., 1998.
  136. Е. Г. Десятилетие Содружества: Международно-правовые аспекты деятельности СНГ. М.: Книга и бизнес: Российская газета. 2001.
  137. Он же. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ: Учебное пособие / Под ред. К. А. Бекяшева. М. 1997.
  138. Он же. Международно-правовые проблемы деятельности Содружества Независимых Государств / Дисс. докт. юридич. наук / Московская государственная юридическая академия. М. 2002.
  139. Он же. Правовой статус Содружества Независимых Государств: Учебное пособие / Отв. ред. проф. К. А. Бекяшев. М. 1995.
  140. Он же. Россия в современном мире: международно-правовые и внешнеполитические аспекты. М.: Книга и бизнес. 2002.
  141. Он же. Таможенный союз СНГ: состояние и перспективы // Труды Московской государственной юридической академии. № 7. М.: Юристъ. 2001. С. 133−142.
  142. М. В. Формирование финансово-промышленных групп в переходных экономиках (на примере Республики Беларусь и Российской Федерации). Спб, Изд-во С-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 1997.
  143. Н. А. Евразийский Союз: идеи, практика, перспективы. 1994 1997. (вступит, ст. Г. В. Осипова/ - М., 1997.
  144. Научно-практическая конференция „Социальное развитие Союзного государства состояние и перспективы“. // СОЮЗ-ИНФО. 19.11.2004.
  145. О совершенствовании правовых и политических основ деятельности СНГ (Рекомендации Российской Академии наук) // Дипломатический вестник. 1994. № 19−20. С. 57−68.
  146. О союзных „чернобыльских“ программах. Беседа С. Тиванова с членом научно-консультативного совета по проблемам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС при Парламентском собрании Союза
  147. Ф. В СНГ лояльно отнеслись к Союзному государству // Независимая газета. 1999. 10 дек.
  148. Отношения Беларуси с Россией в рамках Союзного государства в 2004 году характеризовались высокой интенсивностью — Василий Пугачев. 6 января 2005 г., Минск /Марта Астрейко БЕЛТА/.
  149. Н. Б. Союз России и Белоруссии: этапы, особенности, перспективы (конституционно-правовой аспект). М., 2000.
  150. По материалам информагентств. Главное не попятиться // Российская газета. Союз. 1999. № 2.
  151. Президенты Белоруссии и России утвердили Военную доктрину Союзного государства // БелТА. 28.12.01.
  152. Е. М. Годы в большой политике. М.: Коллекция „Совершенно секретно“, 1999.
  153. Различия в хозяйственных механизмах Беларуси и России как препятствие интеграции в Союзном государстве // Бизнес. Товар. Деньги. Закон. Реклама. 2003. Май-июнь.
  154. Разработка Совета по внешней и оборонной политике Российской Федерации // Проект Россия Белоруссия. Оборонный потенциал и вооруженные силы Белоруссии // E-mail: [email protected]
  155. Л. Без эпатаж, зато по-деловому // Российская газета. Экономический союз. 2000. 22 апр.
  156. РГ ИТАР — ТАСС. Были и будем вместе! // Российская газета. 1999. 10 дек.
  157. Российско-белорусское сотрудничество в военной области // ИТ АР ТАСС, 17.04.01 г.
  158. И. Экономическая интеграция России и Белоруссии и её влияние на развитие народного хозяйства Белоруссии // Белоруссия и Россия: общества и государства. Отв. ред. и сост. д.и.н. Д. Е. Фурман, М. Права человека, 1998. С. 316−338.
  159. Семинар для журналистов „Роль Союзного государства в развитии экспортного потенциала Беларуси и России“ прошел с 15 по 18 ноября в Беларуси, http://www.sinfo.ru/ru/main/officially/bulletin рк/ 20.11.2004.
  160. Совет по внешней и оборонной политике Российской Федерации. Проект Россия Беларусь. Экономическая основа сближения РФ и РБ // http://www.svop.ru/live/materials. 1997.
  161. А. В. Союз Беларуси и России (аспект взаимной и внутренней торговли) -М.:"Эпикон», 1999.
  162. Союз Беларуси и России: аргументы, цифры, факты: 100 вопросов и ответов. М., 1999.
  163. Союз Беларуси и России: выбор сделан. Минск, Полымя, 1998.
  164. Г., Илларионов А. Русь и Беларусь — союз Нерушимый? \ Новое время. 1998, № 3.
  165. Судьбоносная ратификация II Белорусский рынок. 1997. 2 июня.
  166. Суперкомпьютер, созданный в рамках программы Союзного государства, вошел в сотню самых мощных компьютеров мира / http://www.sinfo.ru/ru/main/officially/bulletin рк/
  167. Телемост «Обеспечение равных прав граждан в Союзном государстве». СОЮЗ-ИНФО. 04.11.2004.
  168. Усиление Вооруженных Сил Беларуси обойдется России дешевле, чем создание собственной группировки ПВО на западном направлении -Леонид Мальцев. 5 января, Минск /Олег Лицкевич БЕЛТА/. 05.01.2005.
  169. А. Д. Интеграционные процессы в российско-белорусских отношениях в 90-е годы: Дис. канд. ист. наук /Российская академия государственной службы (РАГС) 1999. 164 с.
  170. Он же. Иллюзии и реальность: о становлении Союза Беларуси и России // Свободная мысль. 1998. № 4. С. 41−49.
  171. Г. Г. Союзное государство Белоруссии и России // Государство и право. 2001. № 4. С. 84.
  172. Ю. В. Европейская интеграция и СНГ: западный образец и его отражение в восточном зеркале / Развитие интеграционных процессов в Европе и России / РАН. Институт научной информации по общественным наукам. М., 1997.
  173. Ю. В., Евстигнеев О. Р. Реинтеграция постсоветского экономического пространства и опыт Западной Европы / ИМЭМО. М. 1994
  174. Die Wirtschaft der Mitglieder der GUS. Koln, 1995.
  175. EBRD. Transition Report. 2003.
  176. Economic Survey of Europe. 2004. № 1.
  177. Gotz R., Hellbech U. Politisches Lexikon. GUS. Munchen. 1996.
  178. Olcott M.B., Aslunof. Getting it wrong: Regional cooperation of the CIS. Wash. 1999.
  179. Schroder H.H., Schneider E. Moskau Minsk — Kiew: Sicherheitspolit. Perzeptionen im Werden. Koln, 1992.
  180. Загорский A., Zagorek А. Die Gemeinschaft unabhangiger Staaten: Entwicklugen u. Perspektiven. Koln. 1992
Заполнить форму текущей работой