Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Моделирование инновационной деятельности в условиях трансформационной экономики: на примере предприятий нефтехимического комплекса Республики Татарстан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В экономической политике необходимо учитывать потенциальные возможности рынка и конкуренции в создании и генерировании инноваций на уровне предприятий. ОАО «Нижнекамскнефтехим», как лидер по производству синтетического каучука, экспортер многих видов нефтехимической продукции занимает весомую нишу на рынке нефтехимической продукции. В центре внимания руководства предприятия постоянно находится… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Взаимосвязь инновационных и конкурентных отношений
    • 1. 1. Инновации в системе социально-экономических отношений
    • 1. 2. Содержание конкурентных отношений в трансформационной экономике
    • 1. 3. Общее и особенное во взаимосвязи инновации и конкуренции
  • Глава 2. Основные тенденции в развитии инновационного потенциала конкурентных отношений
    • 2. 1. Инновационный потенциал конкурентных отношений в трансформационной экономике
    • 2. 2. Инновационные основы конкурентоспособности хозяйствующих субъектов
    • 2. 3. Регулирование инновационно-конкурентных отношений в трансформационной экономике
  • Глава 3. Инновационно-конкурентная деятельность предприятия и пути ее совершенствования
    • 3. 1. Динамика деятельности ОАО «Нижнекамскнефтехим» за годы рыночных реформ
    • 3. 2. Модель инновационного потенциала предприятия
    • 3. 3. Основные направления совершенствования отношений инновации и конкуренции

Моделирование инновационной деятельности в условиях трансформационной экономики: на примере предприятий нефтехимического комплекса Республики Татарстан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В последнее десятилетие в рыночную систему хозяйствования активно внедряется инновационная деятельность. Преобладающая роль инновационного потенциала в решении актуальных проблем жизни общества оказывает неоднозначное влияние на устойчивость работы многих крупных промышленных предприятий нефтехимического комплекса, функционирующих на основе законов олигополистического рынка. Переход экономики страны на инновационный путь развития предопределяет динамику экономического роста и уровень конкурентоспособности предприятий внутри отраслей и в мировом хозяйстве. В Декларации о науке всемирной научной конференции (Будапешт, 1999 г.) отмечается, что «науку и технологию следует решительно направить в сторону перспектив более оптимальной занятости, более совершенной конкуренции и социальной справедливости», т. е. инновации должны влиять на достижение рыночного равновесия на различных структурах рынка.

В условиях трансформации экономики глубокий анализ и широкое обсуждение вопросов, связанных с взаимодействием инновационных и конкурентных отношений будет, несомненно, полезным для принятия стратегических решений на уровне различных отраслей и предприятий. Тем более одной из важнейших задач государственного регулирования в рыночной экономике является объективная количественная и качественная оценка, мобилизация и использование инновационного и конкурентного потенциалов хозяйствующих субъектов.

Не вызывает сомнения, что сфера инновационной деятельности остается одной из ключевых в российской экономике, так как знание инновационного механизма, его рычагов, стимулов, проводящих каналов имеет ключевое значение для развития рыночных процессов в условиях трансформации экономики. Очень важно глубоко вникать в сущность и специфику инновационных процессов, протекающих по законам рынка, а в экономической политике активно использовать конкурентные стимулы к инновационному развитию отдельных предприятий.

Вышеизложенное свидетельствует об актуальности и своевременности проведенного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема исследования адаптации инновационных отношений в конкурентной среде давно привлекала внимание представителей различных школ и направлений экономической науки и нашла отражение в весьма богатой литературе.

В классической политэкономии, представителями которой являются Кенэ Ф., Смит А., Рикардо Д., Маркс К., в основном рассматривались влияние науки и технологического способа производства (кооперации, мануфактуры, машинного производства) на капиталистическое развитие страны. Машинная технология предопределяла изменение всей системы организации производства и условия становления конкурентных отношений.

Рыночная экономика развитых стран во второй половине XIX века закладывает новое видение взаимосвязей конкурентных отношений и предпринимательской (инновационной) деятельности. Яркие представители неоклассического направлении экономической теории, в частности Дж. Робинсон, Э. Чемберлин, Дж. Хикс, Й. Шумпетер проводят глубокие исследования о месте и роли инновационных идей в становлении несовершенных рыночных структур. Маршалл А. впервые подверг критике «условности» модели совершенной конкуренции. К числу наиболее известных концепций относится учение Й. Шумпетера об инновации как «созидательного разрушителя» равновесия экономической системы. Австрийская школа (Мизес JI, Хайек Ф.) изучала влияние неценовых факторов рынка на процесс конкуренции.

В экономической науке проблемы взаимосвязи конкуренции и инноваций изучается и в институционализме (Дж. Гэльбрейт, Р. Арон, Д. Норт, Р. Коуз, К. Эрроу). В частности, в теории Р. Коуза функция рынка заключается в экономии трансакционных издержек, где особое место занимают издержки поиска информации, влияющие на состояние конкуренции на рынке.

Заметный вклад в изучение инновационных основ конкуренции внесли современные зарубежные исследователи: М. Портер, Ф. Янсен, Б. Санто, М. Бест, Ф. Шерер, Д. Росс, П. Друкер, Ж. Тироль, И. Ансофф, Дж. Стинглер, И. Кирцнер, Б. Твисс, Д. Сахал, Э. Роджерс, которые в основном представляют концепции «технократизма» или «экономического рационализма» экономической теории.

В советской экономической школе особенно уделялось внимание использованию достижений научно-технического прогресса в централизованно-регулируемой экономической системе.1 Такие ученые-экономисты как Кондратьев Н. Д., Канторович JI.B., Новожилов В. В., Абалкин Л. И. внесли огромный вклад в понимание необходимости обязательного учета инновационных процессов в экономическом развитии страны. Первые теоретические исследования об инновационных составляющих конкурентных отношений в постсоветской экономике были приведены в трудах. Аганбегяна А. Г., Гайдара Е. Т, Азоева Г. Л., Евстигнеева В. Р., Юданова А. Ю. В настоящее время исследованиями тех или иных аспектов взаимоотношений инноваций и конкуренции занимаются Абдуллина С. Н., АвиловаВ.В., Архангельский В. Н., Валентей С. А., Внук Я. Н., Глазьев С. Ю., Гурков И. Б., Дагаев А. А., Ермасов С. В., Жиц Г. И., Иванова Н. Ю., Костюк В. Н., Кушлин В. И., Кокурин Д. И., Леонтьев В. Ф., Овчаренко Г. В., Оголева Л. Н., Селезнёв А. З., Фоломьев А. Н., Яковец Ю. И. и др.

— К числу российских ученых, занимающихся исследованием инноваций в российской промышленности, относятся Балацкий Е. В., Бусыгин В. М., Кочетков С. И., Румянцев А. А., Тумин В. М. и др.

Аналитический обзор имеющейся литературы позволил сделать вывод, что, несмотря на значительное число научных трудов и публикаций по данной.

1 По некоторым данным в начале 80-х XX в. СССР производил до 2/3 мировых открытий и изобретений. проблеме, их анализ позволяет утверждать, что ввиду сложности и многогранности проблемы инновационных и конкурентных отношений, далеко не все аспекты и факторы учтены, исследованы и разработаны в достаточной мере. В частности, имеются различные толкования категорий, касающихся проявлений конкурентно-инновационных отношений в условиях углубления рыночных отношений, не достаточно исследовано влияние трансформации социально-экономической системы на инновационные процессы и совершенствование рыночных структур на уровне промышленных предприятий нефтехимического комплекса.

Это и определило выбор темы диссертации и послужило основой формирования ее цели и задач исследования.

Целью диссертационной работы является моделирование процесса управления инновационной деятельностью в условиях конкурентных отношений трансформационной экономики и разработка на данной основе рекомендаций для предприятия нефтехимической отрасли.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

— расширить классификацию инноваций и выявить сущность, особенности инноваций спроса;

— исследовать процесс саморазвития микроэкономической системы;

— обосновать двойственность инновационного процесса;

— определить особенности конкурентно-инновационного процесса;

— разработать модель инновационного потенциала конкурентных отношений на уровне предприятия и выявить общие и специфические черты инновационных и конкурентных отношений в отраслевой и национальной экономике;

— разработать модель управления инновационным потенциалом конкурентных отношений на примере ОАО «Нижнекамскнефтехим».

Предметом исследования является система экономических отношений, возникающих в процессе управления инновационной деятельностью в условиях трансформации экономики.

Объектом исследования является совокупность экономико-управленческих процессов развития инновационного потенциала конкурентных отношений предприятия нефтехимического комплекса (на примере ОАО «Нижнекамскнефтехим»).

Теоретическая, методологическая и информационная база исследования. Теоретической основой диссертации явились теоретико-экономические исследования зарубежных и отечественных ученых по проблемам становления и развития конкурентно-инновационных отношений в национальной экономике.

При исследовании использовались методы научной абстракции, формальной и диалектической логики, единства исторического и логического анализа, методы сравнительного, системного анализа и сопоставлений.

Информационное обеспечение работы составили: законодательно-нормативные документы, материалы научно-практических конференций, статьи в периодических изданиях, опубликованные статистические материалы Федеральной службы государственной статистики РФ и Татарстана, бухгалтерская и экономическая отчетность предприятия.

Нижнекамскнефтехим", ресурсы Internet.

Наиболее существенные результаты, полученные автором, их новизна:

— обосновано использование категории инноваций спроса, заключающееся в рациональном поведении потребителя на рынке конечной и промежуточной продукции, что позволяет расширить традиционную классификацию инноваций и выявить объективные и субъективные факторы инноваций спроса;

— уточнен процесс саморазвития микроэкономической системы, основанной на активизации микроэкономической инновационной деятельности и предопределяемый взаимодействием инновационных процессов в сфере производства и потребления;

— конкретизирована двойственность инновационного процесса в нефтехимической отрасли в установлении равновесного состояния рыночной системы;

— определена последовательная связь между инновационным потенциалом, потенциалом инновации и рыночной инновацией;

— разработана модель инновационного потенциала конкурентных отношений предприятия, которая раскрывает возможность конкурентного рынка создать, освоить и распространить инновации в экономической и рыночной среде;

— разработана модель управления инновационным потенциалом предприятия, которая ограничивает негативный эффект функционирования рыночной экономики и способствует усилению деловой активности хозяйствующего субъекта рынка (на примере ОАО «Нижнекамскнефтехим»).

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Теоретическая значимость исследования обусловлена совокупностью полученных новых результатов, касающихся терминологического уточнения классификации инноваций и содержания факторов инноваций спроса, обоснования связи между инновационным потенциалом, потенциалом инноваций и рыночной инновацией, а также взаимодействием инновационных процессов в сфере производства и потребления.

Практическая значимость разработанных автором положений и рекомендаций по совершенствованию управления инновационной деятельностью предприятий в условиях конкурентных отношений состоит в возможности их использования государственными и коммерческими организациями при формировании стратегии экономической политики на разных уровняхобобщении, систематизации и расширении научных представлений о взаимосвязи инноваций и конкуренции.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании курса «Экономика отрасли», а также при подготовке новых разделов учебных программ по предметам «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент».

Реализация предложений, сформулированных в рамках исследования, может быть использована при разработке инновационной стратегии развития нефтехимического комплекса, в деятельности предприятия ОАО «Нижнекамскнефтехим» в условиях усиления конкуренции в отраслевой и национальной экономике.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования апробированы в ходе выступлений на международной научно-практической конференции «Спиридоновские чтения» (Казань, 2004, 2005) — научно-практической конференции «Экономические и правовые проблемы в условиях становления инновационной экономики» (Казань, 2004), в работе 5-ого и 7-ого Всероссийских симпозиумов «Стратегическое планирование и развитие предприятий» (Москва, 2004, 2006).

Основные положения и выводы, полученные в диссертации, опубликованы в 10 работах, объем которых составляет 3,8 п.л.

Сформулированные практические рекомендации в области инновационной политики получили одобрение в Министерстве промышленности и торговли Республики Татарстан.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа общим объемом 166 страниц машинописного текста состоит из введения, трех глав, содержащих 9 параграфов и заключение. Список использованной литературы включает 138 наименований, работа содержит 23 таблицы, 8 рисунков, 7 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключение диссертационной работы необходимо отметить, что на этапе становления новой (информационной) экономики движущими силами развития социально-экономической системы становятся инновации и знания, которые по своей значимости в обеспечении экономического роста превосходят все прочие факторы производства (землю, капитал, рабочую силу и другие ресурсы). Знание инновационного механизма, его рычагов, стимулов, проводящих каналов в конкурентной среде имеет большое значение для экономического роста народного хозяйства и отдельных предприятий.

Инновационная сфера занимает особое место в социально-экономических отношениях. Инновационный процесс понимается широко, как процесс комплексный и многоуровневый. Инновация как экономическая категория может иметь различные значения в разных контекстах, выбор которых зависит от конкретных целей измерения, анализа системы и производственных отношений в сфере новшеств или нововведений. В классификации инноваций особое значение имеют инновации спроса. Инновация может быть результатом внедрения новой технологии, использования нового приложения, разработки новых рынков и/или применения новых организационных форм. Кроме того, инновация — не изолированное событие, а скорее траектория, состоящая из многих небольших событий. Инновационные изменения, т. е. переход к новому уровню инноваций, оказывают стимулирующее влияние на преобразование и накопление всех элементов структуры общественного производства, воплощенных непосредственно в средствах труда, предметах труда, живом труде. В условиях доминирования рыночных отношений во всех сферах социально-экономической системы научная разработка взаимоотношений инноваций, конкуренции и глобализации их теоретико-методологических принципов находится на пути становления. Переход к инновационному развитию, повышение конкурентоспособности отечественной нефтехимической продукции и обеспечение на этой основе устойчивых и высоких темпов экономического роста невозможны без существенной активизации инвестиционной деятельности предприятий. Новые технологические решения могут быть реализованы в результате замены или существенной модернизации существующих основных фондов.

Конкурентные отношения в современной экономике основаны на использовании неосязаемых факторов производства (информации, знаний, предпринимательских способностей и т. д.). В системе конкурентных отношений необходимо различать монополизацию экономических отношений, имеющую различные основы своего развития. В частности, в результате получения своевременной исчерпывающей информации снижается уровень неопределенности в деловых отношениях между хозяйствующими субъектами рынка и развивается эффективный рыночный механизм на отраслевом уровне.

В постиндустриальной экономике инновационные и конкурентные отношения в. отдельности не раскрывают всю сложную систему развития социально-экономических отношений. Поэтому выделение инновационно-конкурентных отношений, как сложного явления, включающее в себя множество разнообразных составляющих вполне оправданно. Между структурными элементами конкурентно-инновационных отношений имеется определенная взаимосвязь и взаимозависимость, и, в некотором роде, соподчиненность. Инновации являются разрушителями равновесного конкурентного состояния рынка, а конкурентные отношения создают условия для создания востребованных экономикой инноваций. Инновационная теория конкуренции как раздел теории конкуренции опирается на использование знаний, асимметричных информаций и неопределенности. Весьма актуальными становится поиск возможностей и путей использования, защиты конкурентных преимуществ предприятий и поддержания позиций лидерства в определенных сегментах своей деятельности.

Выделение экономических категорий «инновационный потенциал», «инновационный потенциал конкурентных отношений», «потенциал инновации», «рыночные инновации» и «рыночный потенциал» позволяет раскрыть многоуровневый характер инновационного процесса на предприятиях. Инновационный потенциал конкурентных отношений необходимо рассматривать в динамике процессов экономики и в зависимости от состояния различных рыночных структур. Для эффективного использования инновационного потенциала конкурентных отношений необходимо устранить причины, создающие проблемы в развитии инновационной деятельности предприятия.

Повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и национальной экономики через активизацию инновационного процесса имеет актуальное значение. Конкурентоспособность главным образом основывается на стоимости инноваций, масштабах и качестве инновационной деятельности, времени протекания инновационных процессов. Для хозяйствующих субъектов отдельных отраслей важен высокий коэффициент инновации в силу высокой скорости в смене технологий. Инновационная конкурентоспособность проявляется на федеральном, региональном уровне и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, и каждый элемент рынка инновационных услуг характеризуются разной степенью конкурентоспособности. Для российского общества важно переустройство экономики на основе создания эффективного рынка инновационных услуг.

В настоящее время особый интерес представляет проблема взаимоотношений инновации и конкуренции в глобализации мирового хозяйства, которая связана с формированием «новой экономики». На развитие инновационных отношений влияет множество факторов, и объединяющим элементом конкуренции и инноваций является конкурентоспособный предпринимательский сектор, в основном ТНК, которые определяют уровень и тенденции инновационной деятельности каждой отдельно взятой национальной экономики. Анализируя мировой опыт, следует ожидать, что на этапе подъема экономики России начнет проявляться тенденция к переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности в инновационной политике промышленных организаций, так как время требует создания новых поколений наукоемкой продукции, разработки и внедрения технологических процессов на уровне мировых стандартов. От того, как будет решена проблема повышения конкурентоспособности, во многом зависит то, в каком направлении будет развиваться нефтехимический комплекс страны.

Провозглашенный в России поворот от ресурсной экономики к инновационной не может произойти сам собой, только под действием рыночных сил. Необходимо целенаправленное воздействие государства на состояние и развитие инновационного потенциала субъектов рынка. В вопросах регулирования инноваций и конкурентных отношений должны вставать не абстрактные принципы, а здравый смысл и конкретный экономический анализ. Промышленная (инновационная) и конкурентная политика могут обуславливать одни и те же результаты. Различие тех механизмов, которые используют эти два вида политики, позволяет рассматривать их в качестве взаимодополняющих рычагов влияния на экономическую ситуацию, доступных государству. Конкурентная политика так же, как и промышленная политика, не является по определению фактором, однозначно обеспечивающим экономическое развитие и эффективное использование ресурсов или препятствующим тому и/или другому. Большое значение имеет понимание содержания двух видов политики, набора* методов и процедур их применения, включая последовательность действий и темпы обусловленных ими изменений.

В экономической политике необходимо учитывать потенциальные возможности рынка и конкуренции в создании и генерировании инноваций на уровне предприятий. ОАО «Нижнекамскнефтехим», как лидер по производству синтетического каучука, экспортер многих видов нефтехимической продукции занимает весомую нишу на рынке нефтехимической продукции. В центре внимания руководства предприятия постоянно находится необходимость активизации инновационной деятельности на разных уровнях конкурентной политики. На предприятии укрепляется непосредственная связь между эффективной конкурентной средой и конечными результатами производства. В то же время важнейшим источником создания и удержания конкурентного преимущества предприятия на рынке нефтехимической продукции является постоянное обновление его инновационного потенциала. На наш взгляд, в ОАО «Нижнекамскнефтехим» должны проводится дополнительные мероприятия по совершенствованию инновационной деятельности предприятия в несовершенной рыночной среде, в частности, необходимо укрепить структуру управления научно-исследовательскими кадрами, создать кооперированные с другими предприятиями нефтехимического комплекса страны научные центрыувеличить долю наукоемкой продукции путем привлечения собственных инноваций, обеспечить сбор и сохранность коммерческой инновационной информации.

Считаем необходимым также отметить, что проведенная работа, полученные результаты и выводы, рекомендации по совершенствованию инновационной и конкурентной политики на уровне предприятия требуют исследования конкретных проблем национальной экономики с учетом отраслевой и территориальной специфики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Юристъ, — 2003. — 56 с.
  2. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и на дальнейшую перспективу. Перечень критических технологий РФ // Поиск. 2002.- № 16.
  3. России надо быть сильной и конкурентоспособной. Послание Президента РФ федеральному собранию // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика, 2002. № 6.
  4. , С.В., Шаститко, А.Е. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России // Вопросы экономики, 2003. № 9.
  5. Актуальные вопросы глобализации (материалы круглого стола) // Мировая экономика и международные отношения, 1999. № 4.
  6. , В.Д. Внешнеэкономические связи «новых индустриальных» стран // БИКИ, 1989. № 11.
  7. , В.П. и др. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / ГУУ, 2000. 127 с.
  8. Ю.Барр, Р. Политическая экономия: в 2-х тт. Т.1: Пер. с фр. — М.: Международные отношения, 1995. 608 с.
  9. П.Березовская, М. Инновационный аспект экономического развития // Вопросы экономики, 1997. № 3.
  10. , Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Akademia, 1999.
  11. , JI.C. Псевдорыночная экономика в условиях глобализации. // Проблемы современной экономики, 2002. № 1.
  12. Болыиая книга по экономике / Пер. с нем. В. Годфрида. М.: ТЕРРА, 1997.736 с.
  13. , Б.Д. Проблемы народного хозяйства при социалистическом строе // Экономист, 1922. № 1−3.
  14. , Б.Д. Социалистическое хозяйство // Вопросы экономики, 1990. № 9.
  15. , У., Уилльмс, Р. Управление знаниями. Руководство к действию. Пер. с англ.- М.: Инфра-М, 2002. 504 с.
  16. , Р.А. Экономическая концентрация: сущность и особенности проявления в конкурентной среде. Монография. — Казань: Тан-заря, 2003. 280 с.
  17. , В.М. Инновационное развитие и инвестиционная привлекательность нефтехимического комплекса как условие повышение конкурентноспособности. — М. Юстицинформ, 2006. 272 с.
  18. , С. Трудовой и житейский паспорт «Нижнекамскнефтехима» / Российская газета. 2005. 27 сентября.
  19. Ведущие страны в области инновационной деятельности // БИКИ, 1999. № 19.
  20. , М., Жуковская, В., Трофимова, И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроэкономическом измерениях // Российский экономический журнал, 1998. № 3.
  21. М.И., Жуковская, В.М., Трофимова, И.Н., Чертко, Н. Т. Национальная конкурентоспособность: понятие, факторы, показатели // Вопросы статистики, 1999. № 12.
  22. , М.И., Жуковская, В.М., Трофимова, И.Н., Чертко, Н. Т. Проблемы конкурентоспособности экономики России // Маркетинг, 2000. № 4
  23. , С. Ю. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. М.: Тёрра, 1998. 320 с.
  24. , С.Ю. Теория долгосрочного технико-технологического развития. М.: ВлаДар, 1993.310 с.
  25. Годовой отчет ОАО «Нижнекамскнефтехим» 2008 г. / Ижевск: ООО «Пешта», 2009. С.ЗЗ.
  26. , В. Да здравствуй честная конкуренция // Экономика и жизнь, 2004. № 2.
  27. , А. Большая химия на углеводородах // Эксперт. 2006. № 6.
  28. , А. Экономический рост и глобализация технологического развития // Менеджмент в России и за рубежом, 1999. № 1.
  29. , И.Н. Регулирование развития крупных городских промышленных центров: использование новых организационно -хозяйственных форм // Российский экономический журнал, 2003. № 3.
  30. Зб.Зинов, В. Инновационное развитие экономики и управление им // Общество и экономика. 2006. № 6.
  31. , Е.В. Экономика нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. — Уфа: Нефтегазовое дело, 2007. — 307 с.
  32. , А. Современное информационное общество // Высшее образование в России, 2001. № 4.
  33. , В. Триада приоритетов. // Инновации, 2003. № 5.
  34. , Н. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики, 2001. № 7.
  35. , Н. Инновационная сфера: итоги столетия // Мировая экономика и международные отношения, 2001. № 8.
  36. , B.C. Мировая экономика: 2 -е изд, Казань: «Матбугат йорты», 2002. 207 с.
  37. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / С. Д. Ильенкова. JI.M. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др.- Под ред. Ильенковой.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. 1997, 327 с.
  38. , B.JI. За пределами экономического общества. М.: Academia-Наука, 1998. 639 с.
  39. , Ю.М. Оценка финансового инновационного потенциала промышленных предприятий // ЭКО, 2001. № 3.
  40. , И. Конкуренция и предпринимательство / Пер. с англ. под ред. проф. А. Н. Романова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001, 239 с.
  41. , С. Оценка инновационного потенциала промышленных предприятий // экономист. 2006. № 6.
  42. , И. Интеллектуальный капитал // Персонал, 2000. № 5.
  43. , Н.Д. Проблемы экономической динамики". / Ред.: Л. И. Абалкин (гл.ред.) и др.: Институт экономики АН СССР, М.: Экономика, 1989.-523 с.
  44. , В.Б. Макроэкономические проблемы конкурентоспособности России // Мировая экономика и международные отношения, 2001. № 3.
  45. Концепция участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере науки (фрагменты проекта) // Поиск, 2004. № 38.
  46. , В.Н. Специфика экономики, основанной на знаниях // Общественные науки и современность, 2004. № 4.
  47. , Р. Фирма. Рынок и право. Перевод с англ. яз. Б. Пинскера. Научный редактор: Р. Капелюшников. М.: «Дело ЛТД» при участии изд-ва «Catallaxy», — 1993. — 192 с.
  48. , А.В. «Новая экономика» и новая экономическая парадигма // Экономическая наука современной России, 2002. № 2.
  49. , Б., Яковец, Ю. Россия 2050. Стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика, 2004. 632 с.
  50. Кун, Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. 300 с.
  51. , В.И., Фоломьев, А.Н., Селезнев, А.З., Спиринский, Е. К. Инновационноеть хозяйственных систем. — М.: Эдториал УР СС, 2002. 208 с.
  52. , В.М. Устойчивое инновационное развитие промышленного предприятия (на примере химической и нефтехимической промышленности). М.: Изд-во МГОУ, 2007. — 137 с.
  53. , А. Межфирменное доверие и шумпетерианские инновации // Вопросы экономики, 2003. № 11.
  54. Малые и средние предприятия. Управление и организация. / Под ред. Пихлера Й. К., Плятнера Х. Й., Шмидта К. Х. Пер. с нем. И. С. Алексеевой и Г. И. Токаревой М.: Международные отношения, 2002. 280 с.
  55. , B.JI. Экономика знаний: уроки для России // Экономическая наука современной России, 2003. Экспресс-выпуск, № 1 (11)
  56. , Д.Ф. Регулирование конкурентных и инновационных отношений: общее и особенное // Экономический вестник Республики Татарстан, 2004. № 3.
  57. , Д.Ф. К вопросу исследования инновационного потенциала конкурентных отношений. В сб. науч. тр.: Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 2./ Тезисы докладов и сообщений Пятого всероссийского симпозиума. — М.: ЦЭМИ РАН, 2004.
  58. , Д.Ф. Основные направления совершенствования отношений инновации и конкуренции. /Вестник Казанского технологического университета. -2009.-№ 1.- С.244−249.
  59. , К. Капитал. Критика политической экономики. Т.1. Процесс производства капитала- М.: Политиздат, — 1988.-891 с.
  60. , К., Энгельс, Ф. Соч. 2-е -М: Госполитиздат, 1960. -Т. 16, 4.II.-839 с.
  61. , В. О стоимости в современной экономике. // Вопросы экономики, <2003. № 1.
  62. , Б.З. Управление знаниями. — М.: Инфра-М, 2003. 19S с.
  63. , Б.З. Концепция управления знаниями в современных организациях // Российский журнал менеджмента, 2003. Том 1. № 1
  64. , JI. «Новая экономика» — вызов постмодерна // Свободная мысль, 2001. № 4 .
  65. На мировом рынке промышленных роботов // БИКИ, 2003. № 24.
  66. , С.К. Будущее высокотехнологических отраслей промышленности // Модернизация российской экономики: в 2 кн./Отв. ред. Е. Г. Ясин. Кн. 1.— М.: ВШЭ, 2002. 328 с.
  67. , Р., Уинтер, С. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Изд-во «Дело», 2002. 536 с.
  68. Нерыночный сектор. Структурные реформы и экономический рост. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003. 92 с. 81 .Нестеренко, А.Н. О чем не сказал Уильям Баумаль: вклад XX столетия в философско- экономической деятельности // Вопросы экономики, 2001. № 7.
  69. , Г. И. Монополизация рынка по законодательству США, ЕС и России // США-Канада: экономика, политика, культура, 1999. № 6.
  70. , Д. Организационные структуры в российской экономике // Экономист, 2003. № 12.
  71. , А. Что там в турбине? // Деловой вторник, 2002. № 36.
  72. , В. Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие // Вопросы экономики, 2003. № 9.
  73. , Д. Институты. Институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997.87.0ппенлендер, К. Х. Необходимость и предпосылки новой инновационной политики//Вопросы экономики, 1996. № 10.
  74. Опыт привлечения инвестиций с применением инструментов фондового рынка / ОАО «Нижнекамскнефтехим», Нижнекамск: 2003.15 с.
  75. , Е. Рационализаторы берегут каждый рубль // Республика Татарстан, 2005. 19 марта.
  76. , Е., Ханжина, В. Структура рыночного потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления, 2001. № 6.
  77. , М. Международная конкуренция. Пер. с анг. Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, — 1993 г. — 895 с.
  78. , А.Н. Почему Россия не Америка? М.: Форум, 2000. 411 с.
  79. М. П. Обеспечение и регулирование инновационных отношений в экономической системе. Казань: КГУ, 2003. 191 с.
  80. Рой, JI.B. Слияния и поглощения крупных компаний как фактор формирования глобальных отраслей. В сб. «Содержание, логика и структура современной экономической теории». — М.: МГУ, ТЕЙС, — 2000.
  81. Россия должна быть и будет неоиндустриальной. Беседа с ген. директором станкостроительного завода «Свердлов» (Санкт-Петербург) И. А. Насиковским // Экономист, 2003. № 12.
  82. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. Федеральная служба государственной статистики, — М.:2004. 432 с.
  83. , З.А. Малый бизнес в инновационной сфере // Вестник СПбГУ, Серия 5. 2002. вып. 3 (№ 2).
  84. , А.З. Конкурентные позиции и инфрастуктура рынка России.- ЦЭМИРАН. М.: Юристъ, 1999. 383 с.
  85. , Г. А., Титова, М.Н., Мазур, Е.П., Смирнов, Я. В. Инновационный потенциал предприятия, его оценка и методы реализации // Право. Экономика. Маркетинг, 2001, № 7.
  86. Современный экономический словарь М.: ИНФРА-М, 2000.478 с.
  87. , И.В. Некоторые аспекты организации инновационной деятельности на предприятии. // Актуальные проблемы реформирования экономики: Сборник научных трудов. 4.5. Белгород. Гос. технол. акад. строит, матер. Белгород: Изд-во БелГТАСМ, 2001.
  88. , А. Воспроизводство и развитие экономического потенциала // Экономист.- 2002, № 5.
  89. Статистические науки и инновации: Краткий терминологический словарь / Под ред. Л.М. Гохберга- М.: ЦИСН, 1996.
  90. , B.JI. Институциональный рынок как механизм институциональных изменений // Общественные науки и современность, 2001, № 5.
  91. , Б. Управление научно-техническими нововведениями / Сокр. пер. с анг. -М.: Экономика, 1989.-271 с.
  92. , К.Ю. Конкуренция и монополия. Правовые аспекты регулирования: М.: Юристъ, 1996. — 264 с.
  93. , Р.А. Кто и когда начнет заниматься повышением конкурентоспособности России // Стандарт и качество, 2000, № 6.
  94. , С., Дорнбуш, Р., Шмалензи, Р. Экономика. Пер. с англ. со 2-го изд. -М.: «Дело ЛТД», 1993. 900 с.
  95. , А. Организация аутсорсинга в корпоративном управлении // Инвестиции в России, 2002, № 11.
  96. , А.Ш. Конкурентоспособность региона механизм укрепления экономических основ федерализма // Семинар «Экономические факторы федерализации России». Казань: — 2000. — 2 октября.
  97. , А.Ш. Конкурентные отношения в рыночной экономике-Казань: «Таглимат», Институт экономики, управления и права, 1999 — 111с.
  98. , Ф. Индивидуализм и экономический порядок. — М.: 2000. — 256 с.
  99. , Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения, 1989, № 12.
  100. , Дж. Брайан. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ. Пер. с анг. М.: Изд. Дом «Вилъямс», 2002. — 176 с.
  101. , Дж. Р. Стоимость и капитал: Пер. с англ., общ. ред. и вступ. ст. Р. М. Энтова. Ml.: Издательская группа «Прогресс», 1993. — 428 с.
  102. , Л.Ф. Необходимость активизации инновационного потенциала России в преддверии нового технологического уклада. // Труды Всероссийского симпозиума по экономической теории. Часть 2-Екатеринбург. Институт экономики УрО РАН, 2003. — 1039 с.
  103. Ф., Росо Д. Структура отраслевых рынков. Пер. с англ. М.: Инфра-М, — 1997. — <598 с.
  104. , Ю. О гетерогенности глобалистики и стадиях ее развития // Мировая экономика и международные отношения, 2001. № 2.
  105. Шумпетер Й. А^. Капитализм, Социализм и демократия. Пер. с анг. Предисл. и общ. ред. B.C. Автономова. М.: Экономика, — 1995.- 540 с.
  106. , Й. Теория экономического развития: (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). Пер. с нем. В. В. Автономова и др. — М.: Прогресс, 1982−455с.
  107. Щедровицкий, IX На пути к новой экономике // Деловой Петербург, 2003. 17 марта.
  108. , В. Глобализация экономики, региональная интеграция, влияние этих процессов на положение трудящихся государств -участников СНГ // Общество и экономика, 2002. № 2.123. Эксперт 2002. — № 48.
  109. Эксперт-200. // Эксперт. 2002. — № 37- 2003.- № 36.
  110. Экономика и гжизнь. 2004. № 1.
  111. Экономика России: рост возможен, 1999.- М.: McKinsey & Со.
  112. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны / ЗЛод ред. д-ра географ, наук, проф. С. Б. Лаврова, канд. географ, наук, доц. HLB. Каледина. М.: Гардарики, — 2002. — 746 с.
  113. , А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: «Акалис»? 1998.-272 с. о
  114. , Ф. Эпоха инноваций: Пер. с анг. М.: Инфра-М, 2002-— 306 с.
  115. U.S. News and World Report. 21.01.2002.
  116. World economic outlook: globalization, opportunities and challenges- / International Monetary Fund. Washington DC. — 1997. — May.
  117. Stewart T. A. The Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations -N.-Y.-L., — 1997.
  118. Teece, D.J. Capturing value from knowledge assets: the new econd11^ markets for know-how and intangible assets. California Management Revl6^' 40 (3): 55−78.
  119. World Trade Organization. Annual Report 1998. Geneva: World Tira.
Заполнить форму текущей работой