Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Притязания студентов-психологов в связи с особенностями их я-концепций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В современных условиях, когда общество предлагает все большее количество разнообразных моделей привлекательного и возможного будущего, установление соотношения притязания человека с его представлениями о себе, Я-концепцией становится особенно актуальным для психологии личности. В психологии изучаются уровень притязаний /Гербачевский В.К., 1969, 1976; Левин К., 1944… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРИТЯЗАНИЯ И Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Теоретико-психологические аспекты изучения притязания
      • 1. 1. 1. 1. Целевой аспект изучения притязания
      • 1. 1. 1. 2. Потребностно-мотивационный аспект изучения притязания
      • 1. 1. 1. 3. Личностно-диспозициональный аспект изучения притязания
      • 1. 1. 1. 4. Оценочный аспект изучения притязания
      • 1. 1. 2. Соотношение понятий «притязание» и «уровень притязаний»
      • 1. 1. 3. Характеристики и функции притязания
    • 1. 2. Теоретико-психологические аспекты изучения Я-концепции
      • 1. 2. 1. Содержание Я-концепции
        • 1. 2. 1. 1. Когнитивный компонент Я-концепции
        • 1. 2. 1. 2. Эмоционально-оценочный компонент Я-концепции и самооценка
      • 1. 2. 2. Характеристики Я-концепции
    • 1. 3. Взаимосвязь притязания и Я-концепции
    • 1. 4. Методический аспект исследования притязания и уровня притязаний
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИТЯЗАНИЙ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ В СВЯЗИ С ВИДАМИ ИХ Я-КОНЦЕПЦИЙ
    • 2. 1. Цель, предмет, задачи и гипотезы исследования
    • 2. 2. Методическое обеспечение и процедура исследования
    • 2. 3. Характеристики «Инструментально-интенциональной Я-концепции, ориентированной на будущее» и характеристики притязаний студентов-психологов
    • 2. 4. Характеристики «Экспрессивной Я-концепции» и характеристики притязаний студентов-психологов
    • 2. 5. Характеристики «Интенциональной Я-концепции, ориентированной на будущее» и характеристики притязаний студентов-психологов
    • 2. 6. Характеристики «Инструментально-экспрессивной Я-концепции, ориентированной на настоящее» и характеристики притязаний студентов-психологов
    • 2. 7. Рекомендации для организации психологической работы со студентами психологических факультетов 1−2 курсов
  • Выводы по II главе

Притязания студентов-психологов в связи с особенностями их я-концепций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях, когда общество предлагает все большее количество разнообразных моделей привлекательного и возможного будущего, установление соотношения притязания человека с его представлениями о себе, Я-концепцией становится особенно актуальным для психологии личности. В психологии изучаются уровень притязаний /Гербачевский В.К., 1969, 1976; Левин К., 1944; Тихомиров O.K., 1977/, содержание профессиональных /Маркова А.К., 1996; Поваренков Ю. П., 1999/, ролевых /Горностай П.П., 2004/, экономических /Хащенко В.А., 2005/ и материальных /Багдасарьян Н.Г., Немов А. А., Кансузян С. В., 2003/ притязаний. Рассмотрены параметры уровня притязаний /Бороздина JI.B., 1985; Гербачевский В. К., 1990/, динамика его высоты /Аткинсон Дж., 1960; Фестингер JL, 1942/, факторы и условия его формирования и изменения /Божович Л.И., 1972; Левин К., 1944/. Притязание и уровень притязаний изучаются у детей дошкольного возраста /Семенова Л.Э., 2002; Стеркина Р. Б., 1972/, школьников /Неймарк М.С., 1972; Савонько Е. Н., 1972; Сидоров К. Р., 2007/, студентов /Алешина И.Ш., 2003; Гайдар М. И., 2008; Зайцева Л. А., 2006/, мужчин и женщин зрелого возраста /Бороздина Л.В., 1993; Залученова Е. А., 1993/, лиц с психическими нарушениями /Братусь Б.С., 1976; Курек Н. С., 2006/. Анализ литературы свидетельствует о наличии ряда противоречий, затрудняющих целостное видение притязания. Во-первых, понятия «притязание» и «уровень притязаний» употребляются в современных исследованиях либо синонимично, либо обозначают различные, но связанные между собой стороны одного психологического образования. Во-вторых, теоретически постулируется наличие притязания и уровня притязаний, преимущественно же исследуется только последний. В-третьих, уровень притязаний рассматривается как личностное образование, что предполагает акцент на устойчивости его характеристик, эмпирически же изучаются характеристики уровня притязаний, изменяющиеся в зависимости от техники конкретного лабораторного эксперимента.

В литературе многократно подчеркивается, что притязание личности во многом зависит от ее Я-концепции /Абульханова-Славская К.А., 1996; Джанерьян С. Т., 2004; Налчаджян А. А., 1988; Столин В. В., 1983/. Однако в подавляющем числе работ обсуждается взаимовлияние уровня притязаний и самооценки /Бороздина JLВ., 1985; Зейгарник Б. В., 1972; Серебрякова Е. А., 1972/, в значительно меньшем числе работ — взаимовлияние уровня притязаний и самоотношения /Мерлин B.C., 1971; Мясищев В. Н., 1935/, уровня притязаний и «желаемого Я» личности /Абульханова-Славская К.А., 1996; Маркова А. К., 1996/. Анализ теоретико-эмпирических исследований взаимосвязи между Я-концепцией и притязанием, между Я-концепцией и уровнем притязаний устанавливает еще ряд противоречий. На фоне теоретически и эмпирически установленных связей притязания и феноменов самосознания личности фактически изучены связи последних с конкретными параметрами уровня ! притязаний. Представленные в отечественной /Бороздина JI.B., 1985; Абульханова-Славская К.А., 1996/ и зарубежной /Лерш Ф., 1938; Хоппе Ф., 1930/ литературе соотношения Я-концепции и притязания противоречивы: целое-компонент /Налчаджян А.А., 1988; ХащенкоВ.А., 2005/, компонент-целое /Абульханова-Славская К.А., 1996; Коломинский Я. Л., 1972/, независимые образования /Бороздина Л.В., 1985; Маркова А. К., 1996/, эмпирическая взаимосвязь отдельных характеристик, проявлений, признаков, частных содержаний указанных образований. Однако направление этой взаимосвязи не раскрывается, что не позволяет установить координационно-субординационные соотношения между характеристиками Я-концепции и характеристиками притязания. Разрешение данных противоречий предполагает необходимость определения притязания личности, нахождения его характеристик, эмпирического установления связей между его характеристиками и характеристиками Я-концепции.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выступили содержания самоописаний 111 студентов психологического факультета 1 и 2 курсов, в возрасте от 17 до 24 лет (18 мужчин, 93 женщины).

Целью исследования является изучение особенностей притязания и их взаимосвязи с характеристиками видов Я-концепций у студентов-психологов.

Предмет исследования — притязание и его характеристики в их соответствии с характеристиками Я-концепции личности.

Задачи исследования.

Теоретические задачи:

1. Выделить в отечественной и зарубежной психологии аспекты изучения притязания личности.

2. Разработать содержательное определение понятия «притязание», соотнести его с понятием «уровень притязаний».

3. Установить на основе теоретически выделенных аспектов изучения притязания его характеристики и функции.

4. Определить содержание компонентов и характеристик Я-концепции, соотношение «Я-концепции» и «самооценки».

5. Установить на основе теоретического анализа взаимосвязи притязания, уровня притязаний с Я-концепцией и ее характеристиками.

Методические задачи:

6. Разработать методический инструментарий и процедуру изучения характеристик притязания и уровня притязаний личности.

7. Подобрать методический инструментарий и разработать процедуру исследования характеристик Я-концепции и самооценки личности.

Эмпирические задачи:

8. Установить виды Я-концепций студентов-психологов.

9. Изучить характеристики видов Я-концепций и самооценки студентов-психологов.

10. Изучить специфику характеристик притязаний и параметров уровней притязаний студентов-психологов для каждого из выделенных видов Я-концепций.

11. Определить особенности (направление, силу, знак) взаимосвязей между характеристиками Я-концепции и характеристиками притязания.

Гипотезы исследования.

1. Притязание может быть определено как специфическое мотивационно-целевое личностное образование, конкретизирующееся проявлениями в значимых сферах жизнедеятельности, временем достижения, выраженностью усилий на фоне доминирующего мотивационного основания, осознанностью.

2. Специфика каждой из характеристик притязаний студентов будет обусловлена видами их Я-концепций, установленными на основе субъективной значимости отраженного в них содержания.

3. Особенности взаимосвязи между характеристиками притязания и характеристиками Я-концепции будут обусловлены видом последней.

Методологические и теоретические предпосылки исследования. Представления о регулирующей функции Я-концепции в поведении и деятельности субъекта (И.С. Кон, В. В. Столин, И.И. Чеснокова), о компонентном строении Я-концепции как системном личностном образовании (Р. Берне, С. Т. Джанерьян, И. С. Кон, В. В. Столин, И.И. Чеснокова), о соотношении общезначимых измерений Я-реального и Я-идеального (А.А. Налчаджян, В.В. Столин), о характеристиках Я-концепции (С.Т. Джанерьян) — представления о природе самооценки как автономном личностном образовании (Н.А. Батурин, Л. И. Бороздина, С.Т. Джанерьян) — положения о свойствах системных образований (В.А. Ганзен, С.Т. Джанерьян).

Идеи о побудительности и динамике целей (К. Левин, O.K. Тихомиров), о содержательном разнообразии мотивов, потребностей (С.Л. Рубинштейн, М.С. Яницкий).

Представления об уровне притязаний и принципах его анализа (Дж. Аткинсон, К. Левин, JI. Фестингер, Ф. Хоппе) — идеи о связи между уровнем притязаний и направленностью личности (Л.И. Божович, В.Н. Мяси-щев, С.Л. Рубинштейн), между уровнем притязаний и феноменами самосознания (Б.В. Зейгарник, К. Левин, А. А. Налчаджян, Ф. Хоппе) — эмпирически установленные закономерности связей между параметрами уровня притязаний и самооценки (Л.И. Бороздина, Б.В. Зейгарник).

Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач использовался следующий методический инструментарий:

1. Анкетирование.

2. Психологическое тестирование («Тест-опросник самоотношения» В. В. Столина и С.Р. Пантелеева- «Методика самооценки личности» С.А. Будас-си- «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной- «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А. А. Реанашкала «Стремление к соперничеству» методики «Опросник MAC» М. Кубышкиной).

3. Метод психологического эксперимента (техника Ф. Хоппе, модифицированная Л.В. Бороздиной).

4. Метод свободных самоописаний.

5. Метод контент-анализа самоописаний.

6. Метод экспертных оценок индикаторов категорий самоописаний.

7. Методы статистической обработки данных (проверка на нормальность распределения соответствующих показателей, биномиальное распределениефакторный анализрегрессионный анализпроцедура квартилированияметоды непараметрической статистики: критерии Фридмана, Вилкоксона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

Достоверность полученных результатов обеспечивалась общей логикой построения исследования и целостным подходом к решению проблемыметодологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследованияразнообразием и адекватностью применяемых методикиспользованием статистических методов обработки данных, полученных в ходе исследованиярепрезентативностью выборки.

Научная новизна исследования. Теоретически установлены целевой, потребностно-мотивационный, личностно-диспозициональный, оценочный аспекты изучения в психологии притязания и уровня притязаний на основе выделенных дефиниций рассматриваемых понятий. Предложено определение «притязания личности» как мотивационно-целевого личностного образования, проявляющегося в стремлении к достижению субъективно приемлемого результата в значимых сферах жизнедеятельности. Выделены различия между притязанием и уровнем притязаний по степени их устойчивости, по условиям и детерминантам их формирования и развития, по функциям, по характеру ситуаций их проявления, по специфике взаимосвязи с другими личностными особенностями, по объему обозначающих их понятий. Впервые установлены пространственные (содержание субъективно приемлемого результата в значимой сфере жизнедеятельности), временные (временные затраты, необходимые для реализации притязания), интенсивностные (выраженность усилий на фоне доминирующего мотивационного основания) и информационные (степень осознанности субъективно приемлемого результата) характеристики притязания личности, разработаны эмпирические показатели их фиксации в текстах самоописаний. Обобщены представленные в литературе функции притязания (побудительная, направляющая, прогностическая, оценочная, корректирующая, дифференцирующая, смыслообразующая, энергетизирующая, экспрессивная функции) и уровня притязаний (побудительная, направляющая, прогностическая, оценочная, синтетическая функции, функция полезности и функция осознания значения собственной деятельности). Теоретически систематизированы научно-психологические представления о характере взаимосвязи Я-концепции и притязания личности: последнее выступает как компонент Я-концепциивключает ее в свой составявляется самостоятельным психологическим образованием.

Эмпирически изучена специфика пространственной, интенсивностной, временной и информационной характеристик притязаний студентов-психологов в соответствии с установленными видами их Я-концепций. Эмпирически изучены связи между характеристиками притязаний и параметрами (высота, адекватность, устойчивость) уровней притязаний студентов-психологов. Установлено наличие взаимосвязей между каждой из характеристик притязаний и высотой уровней притязаний для студентов с различными видами Я-концепций. Впервые для студентов-психологов установлены направление, сила и знак взаимосвязей между характеристиками их притязаний и характеристиками Я-концепций в зависимости от вида последней. Показано, что каждая из характеристик «Инструментально-экспрессивной, ориентированной на настоящее Я-концепции» координационно-субординационно влияет на информационную характеристику притязанияпространственная характеристика «Инструментально-интенциональной, ориентированной на будущее Я-концепции» испытывает координационное влияние временной и информационной характеристик притязанияпространственная и интенсивностная характеристики «Интенциональной, ориентированной на будущее Я-концепции» испытывают координационно-субординационное влияние пространственной и информационной характеристик притязанияхарактеристики «Экспрессивной Я-концепции» не связаны с характеристиками притязания. Разработана оригинальная анкета и представлен методический инструментарий (процедура исследования и соответствующие методики) для изучения притязания и его характеристик.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Выполненное диссертационное исследование вносит вклад в разработку теории самосознания и притязания личности. Результаты исследования расширяют теоретико-психологические представления о природе, характеристиках, функциях притязания личности. Полученные данные вносят вклад в разработку положений о влиянии Я-концепции на притязание личности и на высоту ее уровня притязаний.

Разработанная оригинальная анкета и подобранный методический инструментарий для изучения характеристик притязания личности может использоваться для исследований притязания и его связи с Я-концепцией личности. Установленные в работе закономерности наряду с разработанной анкетой и методическим инструментарием могут служить целям психологической диагностики индивидуальных различий притязаний как студентов-психологов, так и других категорий респондентовиндивидуального психологического консультированияпрофориентацонной работыпрофессиональной подготовки специалистов-психологов, профессионального образования студентов-психологовв практике оптимизации учебного процесса студентов ВУЗов.

Положения, выносимые на защиту.

1. Притязание личности, будучи ее мотивационно-целевым образованием, проявляется в стремлении к достижению субъективно приемлемого результата в значимых сферах жизнедеятельности и конкретизируется через пространственные (содержание этого результата в значимой сфере жизнедеятельности), временные (временные затраты, необходимые для реализации притязания), интенсивностные (выраженность усилий на фоне доминирующего мотивационного основания), информационные (степень осознанности субъективно приемлемого результата) характеристики.

2. Специфика пространственной, интенсивностной, информационной характеристик притязаний обусловлена выделенными у студентов-психологов «Инструментально-интенциональной Я-концепцией, ориентированной на будущее», «Экспрессивной Я-концепцией», «Интенциональной Я-концепцией, ориентированной на будущее», «Инструментально-экспрессивной Я-концепцией, ориентированной на настоящее» видами Я-концепций на основе отраженных в их содержании субъективно значимых черт. Эта специфика проявляется, соответственно, в содержательном своеобразии субъективно приемлемых результатов в конкретных значимых сферах жизнедеятельности (семьи и профессии), в готовности прилагать дифференцированные по интенсивности усилия на фоне различных по содержанию и интенсивности мотивов (достижение успеха и соперничество), в степени осознанности субъективно приемлемых результатов.

3. Вид взаимосвязи между характеристиками притязания и характеристиками Я-концепции зависит от вида последней. Студентам с «Инструментально-экспрессивной, ориентированной на настоящее Я-концепцией» свойственно влияние (координационно-субординационное) каждой из ее характеристик на информационную характеристику притязаниястудентам с «Инструментально-интенциональной, ориентированной на будущее Я-концепцией» — влияние (координационное) на ее пространственную характеристику со стороны временной и информационной характеристик притязаниястудентам с «Интенциональной Я-концепцией, ориентированной на будущее» — влияние (координационно-субординационное) на ее пространственную и интенсивностную характеристики со стороны пространственной и информационной характеристик притязаниякаждая из характеристик «Экспрессивной Я-коицепции» студентов не связана с каждой из характеристик притязания.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования представлены на IV съезде Всероссийского психологического общества (Ростов-на-Дону, 2007), X юбилейной международной научно-практической конференции «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2007), IV Байкальском экономическом форуме в рамках Круглого стола «Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы» (Иркутск, 2006), XXXIV, XXXV, XXXVI, XXXVII сессиях Недели науки ЮФУ (Ростов-на-Дону, 2006.

2009) — обсуждались на заседаниях кафедры психологии личности факультета психологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 2005;2009).

Материалы диссертационного исследования используются при чтении спецкурсов «Диагностика и коррекция личности» в Южном федеральном университете (Ростов-на-Дону, 2007;по настоящее время), и «Основы профессионального консультирования» в Шахтинском филиале ЮжноРоссийского Гуманитарного Института (Шахты, 2007;по настоящее время) — применяются в работе психологов Ростовского филиала государственного учреждения здравоохранения «Психоневрологический диспансер» Ростовской области (Ростов-на-Дону, 2006;по настоящее время).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 13 работ общим авторским объемом 3,8 усл.п.л.- в том числе 2 работы авторским объемом 0,4 усл.п.л. — в журнале, рекомендованном ВАК РФ.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введениядвух главзаключения, содержащего выводы, практические рекомендации, перспективы дальнейшего исследованиясписка используемой литературы из 201 источника, в том числе 24 — на английском языке- 9 Приложений. Основное содержание диссертации изложено на 127 машинописных страницах. Работа включает 4 Рисунка, 121 Таблицу, из них 104 Таблицы — в Приложениях.

7. Результаты исследования вносят вклад в разработку теории самосознания и притязания личности. Разработанная оригинальная анкета и подобранный методический инструментарий для изучения характеристик притязания личности может использоваться для исследований притязания и его связи с Я-концепцией личности. Установленные в работе закономерности наряду с разработанной анкетой и методическим инструментарием рекомендован для психологической диагностики индивидуальных различий как студентов-психологов, так и других категорий респондентовиндивидуального психологического консультированияпрофориентацонной работыпрофессиональной подготовки специалистов-психологов, профессионального образования студентов-психологовв практике оптимизации учебного процесса студентов ВУЗов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Выделены психологические аспекты изучения притязания: целевой, потребностно-мотивационный, личностно-диспозициональный, оценочный,. Установлены различия между притязанием и уровнем притязаний по степени их устойчивости, по условиям и детерминантам их формирования и развития, по функциям, по характеру ситуаций их проявления, по специфике взаимосвязи с другими личностными особенностями, по объему обозначающих их понятий.

2. Притязание личности определено как ее мотивационно-целевое образование, проявляющееся в стремлении к достижению субъективно приемлемого результата в значимых сферах жизнедеятельности. Его характеристиками являются: пространственная (содержание субъективно приемлемого результата в значимой сфере жизнедеятельности), временная (временные затраты, необходимые для реализации притязания), интенсивностная (выраженность усилий на фоне доминирующего мотивационного основания), информационная (степень осознанности субъективно приемлемого результата). Изучены характеристики притязаний студентов-психологов, параметры (высота, адекватность, устойчивость) их уровней притязаний.

3. Изучены пространственная (генерализованность, концентрирован-ность), временная, интенсивностная (субъективная значимость отраженных черт) и информационная (модальность самоотношения) характеристики Я-концепций студентов-психологов, высота их самооценок. В зависимости от специфики интенсивностной характеристики Я-концепции выделены ее виды у студентов-психологов: «Инструментально-интенциональная Я-концепция, ориентированная на будущее» (1-ый вид), «Экспрессивная Я-концепция» (2-ой вид), «Интенциональная Я-концепция, ориентированная на будущее» (3-ий вид), «Инструментально-экспрессивная Я-концепция, ориентированная на настоящее» с присущими им особенностями (4-ый вид).

4. Для студентов с различными видами Я-концепций установлена специфика пространственной, временной, интенсивностной и информационной характеристик притязаний, высоты уровней притязаний.

Притязания студентов с 1-ым видом Я-концепции характеризуются концентрированностью на привлекательных достижениях в сфере семьи (пространственная характеристика), готовностью прилагать максимальные усилия для их реализации на фоне умеренной выраженности мотива соперничества (интенсивностная характеристика), высокой осознанностью (информационная характеристика), а уровень притязаний — умеренно-высокими показателями.

Притязания студентов со 2-ым видом Я-концепции характеризуются направленностью на достижение желаемого характера взаимоотношений с ближайшими родственниками и дальним социальным окружением, привлекательных компетентностей и уровня профессионального мастерства (пространственная характеристика), готовностью прилагать максимальные усилия на фоне выраженного мотива достижения успеха (интенсивностная характеристика), высокой осознанностью (информационная характеристика), а уровень притязаний — умеренно-низкой высотой.

Притязания студентов с 3-им видом Я-концепции характеризуются направленностью на достижение привлекательного уровня профессионального мастерства и компетентностей, желаемого характера взаимоотношений с ближайшим и дальним социальным окружением (пространственная характеристика), готовностью прилагать умеренно-высокие по выраженности усилия на фоне высокого мотива достижения успеха (интенсивностная характеристика), высокой осознанностью (информационная характеристика), а уровень притязаний — умеренно-низкой высотой.

Притязания студентов с 4-ым видом Я-концепции характеризуются направленностью на достижение и приобретение привлекательных знаний, личностного и профессионального опыта, навыковхарактеристик профессионального мастерстважелаемого характера взаимодействий с родственниками (пространственная характеристика), готовностью прилагать умеренные по выраженности усилия на фоне умеренного мотива соперничества (интенсивностная характеристика), частичной осознанностью (информационная характеристика), а уровень притязаний индивидуализирован по высоте. Независимо от вида Я-концепций специфика временной характеристики, притязаний студентов заключается в относительном постоянстве временных затрат (от 3 до 10 лет) необходимых для реализации притязания.

5. Для каждого из видов Я-концепций студентов выделены различные по направлению, силе и знаку взаимосвязи между характеристиками притязания и Я-концепции. В случае «Инструментально-экспрессивной Я-концепции, ориентированной на настоящее», ее пространственная и интенсивностная характеристики координируют, а временная и информационная характеристики субординируют информационную характеристику притязания. В случае «Инструментально-интенциональной Я-концепции, ориентированной на будущее», временная и информационная характеристики притязания координируют пространственную характеристику Я-концепции. В случае «Интенциональной Я-концепции, ориентированной на будущее», пространственная характеристика притязания субординирует пространственную и интенсивностную характеристики Я-концепции, а информационная характеристика притязания координирует пространственную характеристику Я-концепции. В случае «Экспрессивной Я-концепции» ее характеристики и характеристики притязания автономны. Для каждого из видов Я-концепций студентов установлена корреляционная взаимосвязь между каждой из характеристик их притязаний и высотой уровней притязаний.

6. Даны психологические рекомендации для работы со студентами-психологами 1−2 курсов с учетом характерных для них видов Я-концепций, особенностей притязаний, параметров самооценки и уровня притязаний.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В., Крутелева Л. Ю. Исследование мотивационно-динамической сферы личности студента. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2004. 25 с.
  2. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности//Психологический журнал. 1983. № 1. Т.4. С. 14−29.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Изд-во «Мысль», 1991.229 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход / Гуманистические проблемы психологической теории. М. 1995. С. 2748.
  5. Абульханова-Славская К. А. Развитие проблем психологии личности в 80−90-е годы / Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. С. 331−367.
  6. Ю.В. Динамика самоотношения и отношения к Другому у взрослого человека. Дисс.. канд.психол.наук. М. 1999. 165 с.
  7. И.Ш. Уровень притязаний студентов педвуза с различными акцентуациями характера. Дисс.. канд.психол.наук. М. 2003. 142 с.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. М. 1977.380 с.
  9. О.Н., Бабанин Л. Н., Тихомиров O.K. Возможности анализа уровня притязаний при применении компьютера // Вопросы психологии. 1992. № 1.С. 152−157.
  10. О.Н., Бабанин Л. Н., Тихомиров O.K. Компьютерный анализ мотивации мыслительной деятельности: возможности и ограничения // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 83−91.
  11. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Изд-во «Мысль», 1976. 158 с.
  12. В.Г. Категории формы и содержания в психологии / Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Изд-во «Наука», 1988. С. 138−153.
  13. И.В. Я-концепция как детерминанта карьерной стратегии у представителей технономических профессий. Дисс. канд.психол.наук. Ростов-на-Дону. 2005. 170 с.
  14. Н.Г., Немов А. А., Кансузян С. В. Послевузовские ожидания студенческой молодежи // Социологические исследования. 2003. № 6. С. 113−119.
  15. JI.B. Ценностное основание индивидуального и общественного бытия: опыт эксзистенциальной аксиологии / Перспективы философской мысли на Юге России. Ростов-на-Дону. 2002. С. 17−60.
  16. Е.Н. Исследование побудительности цели // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1978. № 2. С. 68−74.
  17. Н.А. Оценочная функция психики: Дисс.. д-ра психол. наук. СПб., 1998. 385 с.
  18. Н.А. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние человека // Вопросы психологии. 1984. № 5. С. 131−136.
  19. Н.А., Курганский Н. А. Уровень притязаний как метод исследования личности / Диагностика психических состояний в норме и патологии. Д., 1980. С. 140−148.
  20. .И. Исследование эмоционально-волевой сферы психики больных методом «уровень притязаний» / Психологические методы исследования в клинике. Материалы симпозиума 14−17 февраля 1967. JI. 1967. С. 214−218.
  21. Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. 1999. № 3. С. 140−147.
  22. Г. М. Профессиональное становление студентов-психологов. Дисс. .канд.психол.наук. М., МГУ. 1997. 189 с.
  23. Р. Что такое Я-концепция / Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: БАХРАХ-М, 2000. С. 333−392.
  24. P.P. Из истории проблемы детерминизма в психологии мотивации // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1978. № 2. С. 75−87.
  25. P.P., Орлов А. Б. Мотивация и целеобразование в поведении с закономерным и случайным исходом // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 167 174.
  26. .С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1981. № 2. С. 46−55.
  27. .С. Психологические особенности уровня притязаний выбора целей при психопатиях // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1976. № 12. С. 1825−1828.
  28. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Изучение мотивации поведения детей и подростков. Под ред. Божович Л. И., Благонадежной Л. В. М., «Педагогика», 1972. С. 7−44.
  29. А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб.: Изд-во «Речь», 2006. 440 с.
  30. Л.В. Исследование уровня притязаний. Учебное пособие. М. 1985. 103 с.
  31. Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки. Дисс.. д-ра психол.наук. М. 1999. 416 с.
  32. Л.В., Видинская Л. Притязания и самооценка // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1986. № 3. С. 21−30.
  33. Л.В., Данилова Е. Е. О различии в характеристиках уровня притязаний мужчин и женщин // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1987.№ 2. С. 31−40.
  34. Л.В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 104−113.
  35. JI.B., Молчанова О. Н. Самооценка в возрасте второй зрелости (начало) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1996. № 4. С. 45−57.
  36. JT.B., Молчанова О. Н. Самооценка в возрасте второй зрелости (окончание) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1997. № 1. С. 27−43.
  37. Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 99−105.
  38. А.О., Кутявин Ю. А., Литвак М. Е. Общая психопатология. Ростов-на-Дону, Феникс. 1998. 416 с.
  39. Т.М. Основания и условия профессионального становления студентов-психологов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2005. № 2. С. 717.
  40. Т.М. Смыслы и ценности психолога-профессионала // Акмеология. 2001. № 1. С. 29−35.
  41. Н.И. Профессиональное сознание как условие эффективности практической деятельности психолога / Професиональное образование психолога: интеграция теории и практики. Под ред. Н. И. Вьюновой, К. М. Гайдар, В. А. Штроо. Воронеж, ВГУ. 2002. С. 158−162.
  42. Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе // Вопросы психологии. 1973. № 5. С. 31−40.
  43. И. А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во МГУ, 1991. 144 с.
  44. Т.В. Внутренняя картина болезни при локальных поражениях мозга // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1979. № 2. С. 56−60.
  45. Е.В. Интеллект и мотивация достижения: психофизиологические и психогенетические предикторы. М.: Изд-во «КРЕДО». 2006. 288 с.
  46. Е.В., Щепкина И. В., Чистякова В. В. Психогенетика мотивации достижений // Северо-Кавказский психологический вестник. 2005. № 3. С. 5 12.
  47. JI.C. Проблема умственной отсталости / Выготский JI.C. Собрание сочинений: в 6-и т.т. Т. 5. Основы дефектологии. М.: Прогресс. 1983. С. 231−256.
  48. М.И. Развитие личностной самоэффективности студентов-психологов на этапе вузовского обучения. Дисс.. канд.психол.наук. Воронеж. 2008.
  49. В. А. Системные описания в психологии. Л., 1984. 176 с.
  50. В.К. Индивидуальные особенности поведения в ситуации выбора в связи с некоторыми характеристиками интеллекта / Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях. JI. 1969. С. 2537.
  51. В.К. Мотивация и уровень притязаний личности / Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Д.: Изд-во ЛГУ, 1976. С. 188−195.
  52. В.К. Оценка уровня притязаний / Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. Крылова А. А., Маничева С. А. СПб.: Изд-во «Питер», 2003. С. 303−308.
  53. Л.М. Изучение процесса целеобразования в экспериментальной ситуации выбора задач после успеха-неуспеха / Психологические исследования интеллектуальной деятельности. Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во МГУ. 1979. С. 139−115.
  54. П. П. Жизненные притязания личности: Драматургическая модель / HayKOBi cтyдil з сощально’Г та пол1тично1 психологП'. Вып. 8(11). Киев, 2004. С. 31−40.
  55. Е.Б. Исследование мотивации достижения в отечественной психологии / Электронный ресурс. http://www.festu.rU/ru/structure/library/library/science/s 131 /articlel 4.htm.
  56. T.JI. Профессиональная «Я-концепция» работников государственной службы: Акмеологический аспект / Акмеология в системе деятельности государственных служащих. М. 1999. С. 24−32.
  57. С.Т. Отношение личности к профессии // Психологический вестник РГУ. Вып. 2, ч. 1. Ростов-на-Дону. 1997. С. 40−57.
  58. С.Т. Самоописание как выражение и способ изучения Я-концепции // Психологический вестник РГУ. 2000. Вып. 5. 4.1−2. С. 209−214.
  59. С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2004. 480 с.
  60. С.Т., Прокопьева Е. В. Особенности профессиональной Я-концепции на начальных этапах профессионального становления психологов // Психологический вестник РГУ. 2000. Вып. 5. Ч. 2. С. 219−222.
  61. С.Т., Семенова B.C. Особенности самооценки студентов-психологов / Профессиональное образование психолога: интеграция теории и практики. Воронеж. 2002. С. 167−171.
  62. У. Личность / Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Изд-во «БАХРАХ-М», 2000. С. 7−44.
  63. А.И., Белокрылова Г. М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. 1992. № 2. С. 42−49.
  64. Ю.Н. Организаторский потенциал личности руководителя: структура, диагностика и актуализация / Промышленная социальная психология. Л., 1982. С. 165−180.
  65. JI.A. Характеристики и факторы выбора карьеры в связи с индивидуально-психологическими особенностями и этапами профессионального становления субъектов. Дисс.. канд.психол.наук. Ростов-на-Дону, 2006. 185 с.
  66. .В. Исследование уровня притязаний у психически больных // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1972. Т. 72. Вып. 11. С. 1656−1658.
  67. .В. Личность и патология деятельности. М. 1971. 98 с.
  68. . В. Теория личности К.Левина. М.: Изд-во МГУ. 1981.117 с.
  69. Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. 2006. № 3. С. 18−30.
  70. Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 2. Уровень притязаний и варианты его сочетаний с самооценкой // Психологический журнал. 2006. № 4. С. 15−25.
  71. Н.Н., Родионова О. Н. Исследование профессионального становления студентов-психологов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2003. № 3. С. 69−78.
  72. В.В. Общие вопросы самосознания личности / Электронный ресурс. http://psylib.org.ua/books/ivanvO 1/index.htm.
  73. .Г. Управление развитием самосознания творческой личности / Тезисы научных сообщений советских психолгов к XXII международному психологическому конгрессу. Часть 2. М. 1981. С. 170−171.
  74. Е.И., Косарецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 57−66.
  75. Е.С. Эмпирическая оценка адекватности самосознания / Психологические исследования социального развития личности. М. 1991. С. 138−150.
  76. Кирай-Девай М. Формирование функций идеального Я в школьном возрасте / Психологические исследования познавательных процессов и личности. М. 1983. С. 51−56.
  77. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М. 1995. 224 с.
  78. .В. Эффективность трудоустройства и особенности «Я"~ модели индивида // Психология и практика. 1998. Т. 4. Вып. 1. С. 243−244.
  79. Ю. Психологическая теория решений. М.: Прогресс. 1979. 504 с.
  80. В.Н. Структура и содержание профессионального самосознания учителя / Психологические проблемы развития профессионального сознания педагога-практика. М., 1992. С. 30−45.
  81. Д.В. Целостность и целеполагание. Феномен «тупикового успеха» // Мир психологии. 2004. № 4. С. 70−79.
  82. Кон И. С. Открытие Я. М.: Изд-во «Политиздат», 1978. 367 с.
  83. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М. 1984.335 с.
  84. О.А. Экзаменационные стрессовые состояния студентов / «Материалы Международной научно-практической конференции «Наука и инновации 2005». Днепропетровск: Изд-во «Наука i освгга», 2005. Т. 13. Психология. С. 28−29.
  85. Л.Н. Профессиональная психология личности / Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб., 1991. С. 61−84.
  86. Е.П. К проблеме психологического сопровождения профессионального становления студентов-психологов. Сообщение 1.
  87. Трудности и проблемы обучения: рефлексия студентов факультета психологии МГУ // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2004. № 4. С. 61−69.
  88. Н.С. Особенности целенаправленной и эмоциональной активности подростков с нарушениями слуха // Психологический журнал. 2006. № 6. С. 54−64.
  89. Ю. «Человек ограниченный»: уровни и рамки притязаний // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.2000. № 4. С. 7−13.
  90. К. Поведение и развитие ребенка как функция от ситуации / Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М.: Изд-во «Смысл», 2001. С. 372−427.
  91. К. Теория поля и научение / Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М.: Изд-во «Смысл», 2001.С. 254 270.
  92. К., Дембо Т., Фестингер Л., Сире Р. Уровень притязаний / Психология мотивации и эмоций. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликмана. М.: Изд-во «ЧеРо», 2002. С. 752.
  93. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (начало) // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1996. № 4. С. 39−43.
  94. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (окончание) // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1997. № 1. С. 20−27.
  95. Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2000. № 1. С. 48−56.
  96. Магомед-Эминов М. Ш. Трехфакторная модель когнитивной структуры мотивации достижения // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. № 1. 1984. С. 57−59.
  97. Магомед-Эминов М. Ш. Васильев И.А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации // Вопросы психологии. 1986. № 5. С. 161−168.
  98. B.C., Энговатов М. В. Структура и межпоколенная динамика жизненных притязаний молодежи и стратегий их ресурсного обеспечения: 1985−2001 гг. //Вестник общественного мнения. 2004. № 4. С. 70−82.
  99. Д. Мотивация человека. СПб.: Изд-во «Питер», 2007.672 с.
  100. А.К. Психология профессионализма. М. 1996. 308 с.
  101. А. Психология бытия. М. 1997. 304 с.
  102. Л.Г. Становление профессионального самосознания клинических психологов. Автореферат дисс.. канд.психол.наук. 19.00.01. М. 2004. 24с.
  103. О.Г. Изучение уровня притязаний в комплексном психофизиологическом исследовании / Экспериментальная и прикладная психология. Ученые записки ЛГУ. № 362. Серия психологических наук. Вып. 3. Л.: Изд-во ЛГУ. 1971. С. 73−79.
  104. О.Г. Исследование уровня притязаний и некоторые изменения его в зависимости от возраста / Возрастная психология взрослых (теоретическая и прикладная). Л. 1971 г. Вып. 1. С. 139−144.
  105. С.С., Шумихина А. В. Психологическая диагностика мотивационно-целевой сферы больных в рамках медико-социальной экспертизы (на примере перенесших черепно-мозговую травму) // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2008. № 2. С. 21−23.
  106. B.C. Лекция 12. Уровень притязаний / Лекции по психологии мотивов человека. Учебное пособие для спецкурса. Пермь. 1971. С. 89−94.
  107. Т.Л. Структура и развитие профессионального самосознания: Автореферат дисс.. д-ра психол.наук. М. 1999. 40 с.
  108. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М. 1991. 152 с.
  109. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 28−38.
  110. Ш. Митина Л. М., Вачков И. В. и др. Проблемы профессиональной социализации личности: Коллективная монография / Департамент образования Администрации ОБЛИУУ, Психологический институт РАО. Под ред. Л. М. Митиной. Кемерово, 1996. 196 с.
  111. М.В. Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор в практической психологии // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 2. С. 79−96.
  112. М. Я это Я, или Как стать счастливым. СПб., 1992. 192 с.
  113. Д.А. Самосознание и педагогическое мастерство тренеров: акмеологический аспект. Автореферат Дисс.. канд. психол. наук. СПб. 1998. 17 с.
  114. К.В., Шилыптейн Е. С. О ролевом компоненте Я-концепции // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2000. № 1. С. 29−35.
  115. В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. Под ред. А. А. Бодалева. М.-Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального института- Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 400 с.
  116. А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988 г. 263 с.
  117. М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе / Вопросы психологии личности школьника. Под ред. Божович Л. И., Благонадежиной Л. В. М. 1968. С. 277−332.
  118. М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков / Изучение мотивации поведения детей и подростков. Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М., «Педагогика», 1972. С. 112−146.
  119. Р.С., Синягин Ю. В. Мотивация достижения, уровень притязаний и эффективность групповой деятельности // Психологический журнал. Том 8. № 1. 1987. С. 46 54.
  120. В.И., Каневская М. Е., Пахомова О. Н., Барцалкина В. В., Рубцова С. Н., Музе Э. Н. Ценностность как центральный компонент психологической структуры личности // Вопросы психологии. 1980. № 1. С. 2230.
  121. Г. Становление личности. Избранные труды. Под ред. Д. А. Леонтьева. М. 2002. 462 с.
  122. А.Б. Две ориентации в исследованиях мотивации за рубежом //Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1979. № 2. С. 65−79.
  123. А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 27−34.
  124. А.Б. Экспериментальные и прикладные исследования мотивационных образований в зарубежной когнитивной психологии // Психологический журнал. 1990 г. № 6. С. 16−27.
  125. Ю.М. Потребность в достижениях в учебной деятельности / Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза. М. 1976. С. 26−46.
  126. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во МГУ, 1991. 110 с.
  127. С.М. Я-концепция личности в структуре образов и отношений // Психология и практика. 1998. Т. 4. Вып. 1. С. 138−139.
  128. В.А. Уровень трудности задачи: метаимпликативная модель мотивации выбора // Психологический журнал. 2006, Т. 37. № 1. С. 6−34.
  129. Ю.П. Профессиональное становление личности. Дисс.. д-рапсихол. наук Ярославль, 1999. 359 с.
  130. Т.К. Динамика когнитивных компонентов профессионального самосознания студентов-психологов в процессе обучения. Дисс. канд.психол.наук. Белгород, 1998. 150 с.
  131. Притязать / Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 5-и тг. М.: Изд-во «ТЕРРА». 1995. Т. 3. С. 455.
  132. Психологические механизмы целеобразования. Под ред. Тихомирова О. К. М.: Наука. 1977. С. 259.
  133. Раусте фон Врихт M.JI. Образ «Я» как подструктура личности / Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Изд-во «БАХРАХ-М», 2000. С. 395−397.
  134. К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001. 416 с.
  135. Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Том 23. № 3. С. 85 95.
  136. З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар, 1995. 169 с.
  137. Е.Н. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми / Изучение мотивации поведения детей и подростков. Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М., «Педагогика», 1972. С. 81−111.
  138. А.В. Психологическоие особенности профессиональной самооценки личности и условия ее совершенствования. Автореферат дисс.. канд.психол.наук. М. 1998. 30 с.
  139. JI.C. О связи притязаний школьников с их стремлением к общению / Общение как предмет теоретических и практических исследований. М. 1973. С. 144−145.
  140. Н.И. Самоотношение личности / Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Изд-во «БАХРАХ-М», 2000. С. 174−207.
  141. В.Ф. Психология самоопределения личности: Учебное пособие. Свердловск. 1986. 142 с.
  142. Л.Э. Тендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2002. № 6. С. 2333.
  143. К.Р. «Триада риска» и ее связь с состоянием психосоматического здоровья в юности // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 6. С. 81−89.
  144. К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников // Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 149−157.
  145. Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 27−35.
  146. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989. 215 с.
  147. Е.Т., Федотова Е. О. Влияние мотивационных конфликтов и когнитивной недифференцированности на устойчивость самооценки // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1986. № 1. С. 20−27.
  148. А.Г. Сознание и самосознание. М. 1972. 303 с.
  149. В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности // Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 5974.
  150. Р.Б. Уровень притязаний и межличностные отношения детей дошкольного возраста / Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. М. 1973. С. 147−148
  151. В.В. Самосознание личности. М., 1983. 284 с.
  152. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дисс.. д-ра психол.наук. М., 1985. 530 с.
  153. Л.Д. Общая психология. Ростов-на-Дону: Феникс. 671 с.
  154. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л., 1972. 429 с.
  155. Т.Н. Потребность в признании как фактор развития социальной активности личности / Тезисы научных сообщений советских психолгов к XXII международному психологическому конгрессу. Часть 2. М. 1981. С. 310−311.
  156. А.К. Социально-психологические аспекты формирования, самооценки и уровня притязаний личности / Психологические проблемы взаимодействия личности и коллектива. М. 1988. С. 89−102.
  157. Г. Ю. Образ будущего и его роль в профессиональном самоопределении личности / Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3 Всероссийского съезда психологов (25−28 июня 2003 г.): В 8 т. СПб. 2003. Т.7. С. 538−541.
  158. Уровень притязаний / Краткий психологический словарь. Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс». 1999. С. 404.
  159. Уровень притязаний / Еникеев М. И., Кочетков А. Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. М.: Юрид. лит., 1997. С. 403.
  160. А.А. Соотношение уровня притязаний, мотивации достижения и самооценки на этапе профессионального становления личности. Дисс.. канд.психол.наук. СПб, 2005. 183 с.
  161. В.А. Экономико-психологическая модель субъективного экономического благополучия (сообщение 1) // Психологический журнал. 2004. № 5. С. 32−49.
  162. В.А. Экономико-психологическая модель субъективного экономического благополучия (сообщение 2) // Психологический журнал. 2005. № 4. С. 5−19.
  163. X. Мотивация и деятельность. СПб.: Изд-во «Питер», 2003. 860 с.
  164. К. Я-идеальное / Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Изд-во «БАХРАХ-М», 2000. С.423−441.
  165. П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии / Психологическая наука в СССР. В 2 т. М., 1960. Т. 2. С. 91−109.
  166. Н.С. Методика изучения дифференцированной самооценки у детей младшего школьного возраста // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1997. № 3. С. 22−32.
  167. И.И. Проблема самосознания в психологии. М. 1977.144 с.
  168. В.Д. Психология производственного обучения. Ярославль: Изд-во ЯГУ. 1974. 142 с.
  169. В.Д. Психологический анализ деятельности (системогенетический подход). Ярославль: Изд-во ЯГУ. 1979. 91 с.
  170. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Изд-во «Наука». 1982. 181 с.
  171. В.Д. Введение в психологию: мотивации поведения. М.: Изд-во «Логос». 2003. 136 с.
  172. Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону. 1998. 544 с.
  173. Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып.5. М.: Изд-во «Прогресс», 1975. 284 с.
  174. Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. М.: Изд-во «Смысл», 2004. 416 с.
  175. М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
  176. М.Г. Психология в XX столетии. М. 1971. 367 с.
  177. Barreto М., Ellemers N., Palacios M.S. The backlash of token mobility: the impact of past group experiences on individual ambition and effort // Personality and social psychology bulletin. Vol. 30. No. 11. November 2004. P. 1433 1445.
  178. Brook J.S.- Whiteman M.- Peisach E.- Deutsch M. Aspiration levels of and for children: age, sex, race, and socioeconomic correlates // Journal genetic psychology. V. 124, Issue 1. 1974. P. 3−16.
  179. Cook T.D., Church M.B., Ajanaku S., Shadish W.R.Jr., Kim J.R., Cohen R. The development of occupational aspirations and expectations among inner-city boys // Child Development. Vol. 67. Issue 6. December 1996. P. 3368−3385.
  180. Garg R., Kauppi C., Lewko J., Urajnik D. A Structural Model of Educational Aspirations // Journal of Career Development. Vol. 29. No. 2. Winter 2002. P. 87−108.
  181. Gasser С. E., Larson L.M., Borgen F.H. Contributions of personality and interests to explaining the educational aspirations of college students // Journal of career assessment. Vol. 12. No. 4. November 2004. P. 347 365.
  182. Gottfredson G.D. Interests, aspirations, self-estimates, and the self-directed search // Journal of career assessment. V. 10. No. 2. May. 2002. P. 200−208.
  183. Gottfredson L.S. Circumscription and compromise: A developmental theory of occupational aspirations // Journal of Counseling Psychology. 28(6). Nov 1981. P. 545−579.
  184. Hartung P.J., Porfeli E.J., Vondracek F.W. Child vocational development: a review and reconsideration // Journal of Vocational Behavior. V. 66. Issue 3. June 2005. P. 385−419.
  185. Heslin P.A. Self- and other-referent criteria of career success // Journal of career assessment. Vol. 11. No. 3. August 2003. P. 262−286.
  186. Lapan R.T., Jingeleski J. Circumscribing vocational aspirations in junior high school // Journal of counseling psychology. V. 39. N. 1. January 1992. P. 81−90.
  187. Looft W.R. Sex differences in the expression of vocational aspirations by elementary school children // Developmental Psychology. V. 5. 1971. P. 366.
  188. Mason R., Faulkenbeny D.G. Aspirations, achievements and life satisfaction // Social Indicators Research. 5. 1978. P. 133−150.
  189. Mignonac K., Herrbach O. Managing individual career aspirations and corporate needs: a study of software engineers in France // Journal of engineering and technology management. V. 20.1. 3. September 2003. P. 205−230.
  190. Morland J., Kenneth. Educational and occupational aspirations of mill and town school children in a southern community // Social Forces. V. 39. 1960. P. 169— 175.
  191. Ray John J. Locus of control as a moderator of the relationship between level of aspiration and achievement motivation // The journal of social psychology. V. 124. October. 1984. P. 131−132.
  192. Ray Jonh J. Fear of success and level of aspiration // Journal of Social Psychology. V. 125(3). P. 395−396.
  193. D.F., Rossi J.A. «My three wishes». Hopes, aspirations, and concerns of middle school students // The clearing house. January/February. 2000. Vol. 73. No. 3. P. 141−144.
  194. Trice A.D., McClellan N., Hughes M.A. Origins of children’s career aspirations: II. Direct suggestions as a method of transmitting occupational preferences // Psychological reports. 1992. V. 71. P. 253−254.
  195. Tsui M., Rich L. The only child and educational opportunity for girls in urban China// Gender and Society. Vol. 16 No. 1. February 2002. P. 74−92.
  196. Walsh W.B. Introduction: exploring interest, self-efficacy, and career goals // Journal of career assessment. Vol. 10. No. 2. May 2002. P. 147−149.
Заполнить форму текущей работой