Принципы формирования зданий сельских средних школ с трудовым обучением
Апробация. Материалы и основные результаты работы внедрены в следующие проектно-экспериментальные и научно-исследовательекие работы ЦНШЭП учебных зданий и ЦНИИЭПграждансельстроя: I. Номенклатура типов блоков, состав и площади помещений учебно-производственных мастерских (УПМ) для сельских средних общеобразовательных школ (согласовано Министерством просвещения СССР четыре типа в 1980 г.) — 2… Читать ещё >
Содержание
- I. ПРАКТИКА. ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗДАНИЙ СЕЛЬСКИХ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
- 1. 1. Состяние и уровень развития школьного строи тельства в сельской местности. II
- 1. 2. Формы организации трудового обучения учащихся в сельской местности
- 1. 3. Опыт эксплуатации сельских средних школ с помещениями для трудового обучения
- 1. 4. Характеристика и практика применения типовых проектов школьных зданий
- Выводы
- II. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДАНИЙ ШКОЛ С ТРУДОВЫМ ОБУЧЕНИЕМ
- 2. 1. Педагогические требования к организации трудового обучения в сельской школе
- 2. 2. Основы формирования материально-технической базы учебно-производственных мастерских и на -правления их развития в сельской местности
- 2. 3. Укрупнение сети и типов зданий школ — основа эффективного решения УПМ в системе школ
- 2. 4. Методика расчета материальной базы для трудового обучения учащихся
- Выводы
- III. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ И ЗДАНИЙ СЕЛЬСКИХ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ С ТРУДОВЫМ ОБУЧЕНИЕМ
- 3. 1. Номенклатура типов зданий одиннадцати -летних школ с трудовым обучением и блоков пристроек учебно-производственных мастерских (УПМ)
- 3. 2. Состав и площади учебно-производственных помещений для сельских школ
- 3. 3. Особенности формирования объемно-планировочной структуры блоков УПМ и зданий средних общеобразовательных школ с группами помещений для трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся
- 3. 4. Планировочная организация зоны для сельскохозяйственных сооружений на участке сельских средних школ с трудовым обучением
- 3. 5. Вопросы технико-экономической оценки проектов зданий школ с трудовым обучением
- Выводы
Принципы формирования зданий сельских средних школ с трудовым обучением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие и совершенствование среднего образования неразрывно связано с социальными задачами нашего общества, с поступательным развитием народного хозяйства, с задачами научно-технической и культурной революции (1.1 — 1*2 — 2.2 — 2.14?.15).
Партия и Советское государство особое внимание уделяют обучению и воспитанию нового поколения людей. Об этом свидетельствуют известные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР: о завершении перехода к всеобщему среднему образованию школьников и дальнейшему развитию общеобразовательной школы — 1972 г.- о мерах дальнейшего улучшения работы сельской школы- 1973 г. — о дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду — 1977 г.- о мерах по дальнейшему укреплению учебноматериальной базы общеобразовательных школ для улучшения трудового обучения учащихся —1978 г. (2.7 — 2.8 — 2.9 — 2.10).
В единой системе народного образования сельская общеобразовательная школа является массовым учебным заведением. В связи с осуществлением курса аграрной политики, выработанной на мартовском (1965 г.), июльском (1978 г.), майском и ноябрьском (1982г.), июньском (1983 г.), Пленумах ЦК КПСС, а также на ШУ, ХХУ, ХШ съездах КПСС по обеспечению подъема сельскохозяйственного производства возрастает народнохозяйственное значение образования, а следовательно, и дальнейшее развитие материально-технической базы сельских школ.(2.3 — 2.6 — 2.7 — 2.9).
Проект ЦК КПСС «Основные направления рефорды общеобразовательной и профессиональной школы» (1984 г.) ориентирует учащихся старшего звена школы на соединение обучения с производительным трудом, сочетающегося с овладением массовыми профессиями, требующими для материального производства и на дальнейшее укрепление материально-технической базы трудового обучения (2.15).
В сельских общеобразовательных школах обучается более 17 млн" учащихся, что составляет около половины всех школьников страны (8.26)• Однако материально-техническая база для трудового обучения и производительного труда учащихся и их профессиональной ориентации по основным отраслям сельского хозяйства не отвечает современным требованиям (2.15- 2.16).
Известны основные архитектурно-типологические работы ЦНИИЭП учебных зданий, посвященные школьным зданиям, Степанова В. И., Дворкиной Е. Б., Леладзе Г. Д. и других, в которых намечены основные направления преобразования школьных зданий на перспективу.
Специально сельским школам были посвящены диссертационные работы Волкова Н"М", Хидоятова М. И., Саркисова С. К., Антошкина В. Ф., Хайсамбуу Д. В этих работах рассматривались отдельные локальные вопросы дальнейшего развития типа здания, структуры здания средней школы, особенности организации сети зданий, место интерната в сельской местности, отдельные архитектурнопланировочные элементы (6.2 — 7.2). Однако во всех этих работах не рассматривалась школа под углом ее социальной значимости в подготовке профессиональных кадров для села, а следовательно, и развития ее базы для углубленного трудового обучения учащихся. Незавершенность проведенных исследований и отсутствие наиболее полных научных рекомендаций по организации материальной базы для сельскохозяйственного трудового обучения учащихся в школах определили актуальность разработки настоящей темы диссертации. Особенно острой стала эта проблема в свете Продовольственной программы и проекта ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (2.14- 2,15).
Целью работы является разработка научно обоснованных предложений по дальнейшему улучшению архитектуры сельских школ, включающих новые группы помещений для трудовой подготовки и профессиональной ориентации учащихся по основным отраслям сельского хозяйства.
В работе поставлены следующие задачи:
— обобщить опыт эксплуатации зданий сельских средних школ с группами помещений по трудовому обучению учащихся ;
— выявить основные педагогические, гигиенические требования к функциональной организации и составу помещений в аспекте трудового обучения ;
— исследовать варианты организации сети зданий сельских школ в свете социальных и педагогических требований укрепления материальной базы для трудового обучения учащихся ;
— разработать предложения по проектированию зданий сельских школ с помещениями для сельскохозяйственного обучения учащихся и определить оптимальные типы блоков учебно-производственных мастерских для пристройки к существующим зданиям средних школ ;
— определить основные архитектурно-планировочные элементы помещений (кабинеты, учебно-производственные мастерские) для сельскохозяйственного трудового обучения, а также принципы формирования их в функциональные группы.
Объектом исследований явились сложившаяся сеть и типы зданий сельских школ центральных областей РСФСР (Московская, Ленинградская, Калининская, Тульская, Куйбышевская, Орловская) и Краснодарского края под углом преобразования их в школы с трудовым обучением. Всего обследовано около 200 общеобразовательных школ*.
Методика исследований основана:
— на изучении директивных документов в области направления совершенствования обучения, воспитания и трудовой подготовка подрастающего поколения ;
— анализе материалов статистики (государственной и ведомственной) по динамике и тенденциям развития сети школ ;
— систематизации и обработке педагогических концепций в области прогнозирования общеобразовательной школы (исследования институтов АПН СССР) ;
— разработке специальных анкет обследования школьных зданий и участков школ ;
— обобщении практики формирования средних общеобразовательных школ с трудовым обучением (200 объектов) ;
— поисков вариантов структурных образований и взаимосвязи групп помещений по труду.
На основе изучения состояния сети школьных зданий в сельской местности, педагогических прогнозов, проведения теоретических исследований по вариантам организации сети зданий школ с трудовым обучением были определены принципы формирования материальной среды для трудового обучения в сельских средних школах и их объемно-пространственной структуры".
В результате работы установлены: удельные соотношения между учебными кабинетами и учебнопроизводственными мастерскиминормы площади на одно ученическое место с учет см реально складывающихся в практике и требованиями новых программ до трудовому обучению, взаимосвязи основных групп помещений, включая участок школы*.
Проведенные исследования позволили перейти к методике расчета материально-технической базы трудового обучения в сельской средней школе, предложить номенклатуру типов зданий блоков, рассчитанную на сложившуюся сеть зданий в сельской местности, и принципы формирования фунциональной группы помещений труда в структуре зданий школ.
Граница исследования. В диссертации рассматриваются сельские средние общеобразовательные школы, включающие учебно — производственные мастерские сельскохозяйственного труда для уеловий строительства в европейской части РСФСР.
В диссертации не рассматриваются межшкольные учебно — производственные комбинаты, рассчитанные на обслуживание групп средних школ сельских районов.
На защиту выносятся принципы формирования и проектирования зданий сельских средних школ с трудовым обучением.
Научная новизна работы:
— предложены основы формирования сети зданий школ с базой для трудового обучения учащихся среднего и старшего звеньев школы ;
— обоснована номенклатура типов блоков учебно — производственных мастерских (УПМ) для сельских средних общеобразовательных школ ;
— разработаны архитектурнопланировочные элементы помещений для сельскохозяйственного трудового обучения учащихся УП-Х (УШ-Х1) классов сельских средних школ ;
— предложена методика расчета состава помещений и групп помещений для труда в зависимости от вместимости школы и ее места в системе школ ;
— разработаны принципы формирования объемно-планировочной структуры зданий сельских средних школ с помещениями для сельскохозяйственного труда.
Практическое значение работы. Предложения по архитектурной типологии сельских школ с трудовым обучением дают возможность;
— рационально планировать сеть зданий средних общеобразовательных школ с учетом организации учебнопроизводственных мастерских в отдельных школах и на группы школ ;
— усовершенствовать объемно-планировочную структуру сельских школ с трудовым обучением ;
— применять перспективную номенклатуру типовых блоковпристроек учебно — производственных мастерских (УПМ) к сельским школам для решения задач трудовой подготовки школьников по основным направлениям: механизации, агротехнике, агрохимии, животноводству ;
— использовать архитектурно-планировочные элементы помещений учебных кабинетов и мастерских для проектирования типовых и экспериментальных зданий школ ;
— составлять задания на проектирование зданий средних школ с трудовым обучением.
Апробация.Материалы и основные результаты работы внедрены в следующие проектно-экспериментальные и научно-исследовательекие работы ЦНШЭП учебных зданий и ЦНИИЭПграждансельстроя: I. Номенклатура типов блоков, состав и площади помещений учебно-производственных мастерских (УПМ) для сельских средних общеобразовательных школ (согласовано Министерством просвещения СССР четыре типа в 1980 г.) — 2. Задание на проектирование типового здания блока учебно-производственной мастерской на 40 ученических мест (разработан типовой проект в ЦНИИЭП учебных зданий) — 3. Задание на проектирование экспериментальной сельской средней школы на 18 классов (разработан проект в ЦНИИЭПграждансельстрое) — 4. СНиП П-65−82 проект «Общеобразовательные школы и школыинтернаты. Нормы проектирования» — раздел учебнопроизводственные мастерские для учащихся IX-X классов (согласован Министерством просвещения СССР и одобрен Государственным комитетом по гралздан-скому строительству и архитектуре при Госстрое СССР) — 5. Рекомендации по проектированию типовых зданий межшкольных учебнопроизводственных комбинатов для учащихся IX-X классов средних школ (Гос. per. 800II6074, Б863 476) — б. Задание на проектирование межшкольного УПК для сельской местности на 2 группы (разработан типовой проект в ЦНИИЭПграждансельстрое) — 7. «Об изменении и дополнении главы СНиП П-60−75» .Бюллетень строительной техники, 1983, № 2 (табл.14) — 8. Задание на проектирование межшкольного УПК для сельской местности на 4 группы (разработан типовой проект в ЦНИИЭПгравдансельстрое) — 9. Обобщить отечественный и зарубежный опыт проектирования, строительства и эксплуатации в I97I-I977'гг. зданий общеобразовательных школ и разработать: а) дополнения к заданиям на их типовое проектирование — б) предложения по комплексной модернизации конкретных действующих типов проектов (Гос. per. 80 024 189, Б841 961).
Объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения., Объем работы?[03страницы машинописного текста, включающего 15 таблиц, 27 иллюстраций, список литературы из 178 наименований и 4 приложения.
— 134 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
1. Установлено, что в сельской местности, в силу дисперсности расселения, вместо сложившейся средней общеобразовательной школы, ориентированной на межшкольный учебно-производственный комбинат, должны развиваться средние общеобразовательные школы с учебно-производственным трудом для учащихся Уй-А/Ш-Л/ классов (до 75% от их числа).
2. Определена новая функциональная группа помещений, влияющая на типообразование здания и состоящая из учебно-производственных мастерских, учебных кабинетов по трудовому обучению учащихся УП-Х (УШ-Х1) классов по направлениям: изучение трактора и автомобиля, механизация сельского хозяйства, агротехника, животноводство, агрохимия, согласно учебным программам АПН СССР,.
3″ Предложены основы расчета сети зданий школ с трудовым обучением, состава и площади помещений, принципы их комплектации с учетом процента охвата трудовой деятельностью учащихся старших классов (по местным условиям), часовой зазтрузки помещений по труду в неделю дифференцированно для УП, УШ, IХ-Х классов и возможностям транспортной доступности из соседних школ в пределах 60 мин".
Установлено, что при концентрации базы для трудового обучения создаются наиболее эффективные условия для теоретической и лабораторно-практической трудовой подготовки школьников.
5. Определены два основных направления преобразования традиционной школы в школу с трудовым обучением: ¦
I — разработка блоковпристроек учебно-производственных мастерских (УПМ) ;
П — создание монопроектов школ, включающих группу производственных мастерских.
6″ Предложена новая номенклатура типов зданий блоков школьных учебно-производственных мастерских (пять типов) на 40, 80, 120, 160, 200 ученических мест для пристройки к существующим зданиям. Блоки учебно-производственных мастерских на 40, 80, 120 ученических мест предназначены для одиннадцатилетних средних школ на 13, 18, 22, 33 классов, а блоки на 160, 200 ученических местна группу школ или школьный комплекс.
7. Разработаны принципы формирования объемно-планировочной структуры зданий средних школ:
— выделение группы помещений комплекса мастерских в автономный блок ;
— кооперирование специализированных кабинетов по труду с лабораториями по естественным наукам (образование политехнической группы помещений) ;
— обеспечение коротких коммуникационных связей между основными группами помещений, связанных с трудовым обучением.
8. Разработаны новые архитектурнопланировочные элементы помещений: учебные кабинеты по изучению трактора, агротехнике, агрохимии, основ животноводства (60 ъ? плюс лаборантская 18 г?) — учебно-производственные мастерские по изучению трактора, сельскохозяйственных машин, механизации и электрификации животноводчесо ких ферм (180 м)".
9″ Определена дополнительная рабочая площадь на одно ученическое место для одиннадцатилетних общеобразовательных школ на 13, 18, 22, 33 класса с трудовым обучением в размере -0,64 -0,77- 0,22- 0,72 и?. Общая суммарная рабочая площадь по этим зданиям о должна составлять -6,4 — 5,6 — 5,1 — 5,1 М°, а в случае пристройки в тем же типам зданий школ блоков учебно-производственных мастерских — 6,6 — 5,8- 6,3 — 5,5 М² .
Для типов блоков учебно-производственных мастерских I, П, Ш, 1У, У следует принимать рабочую площадь -333, 663, 1056,1317, 1768 м².
10″ Рекомендовано увеличить школьный участок против нормируемого на 1,35 га (с учетом площади застройки здания блока УПМ) для размещения учебного полигонаI га, учебного гаража- 414 м², секционного 'навеса -250 м?, теплицы и сарая для животных-150м?.
Полученные результаты исследований дают возможность:
— привести в соответствие материально-техническую базу сельских средних школ новым программам по трудовому обучению учащихся, разработанных АПН СССР и Министерством просвещения СССР ;
— планировать и формировать сеть зданий, исходя из дальнейшего развития системы трудового обучения в сельской местности на основе внедрения в практику оптимальных типов школ ;
— служить методической основой для составления заданий на проектирование школ с трудовым обучением и блоковпристроек мастерских к существующим школьным зданиям ;
— обеспечить социально-экономический эффект: получение реального продукта во время учебно-производственных работ, профессиональную ориентацию учащихся в сфере сельского хозяйства.
Список литературы
- ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА1*1. Ленин В. И. О воспитании и образовании. М. Просвещение, 1973.-704 с.
- Ленин В.И. О народном образовании. Статьи и речи 19 181 924 гг. М.: Просвещение, 1973.-287 с.
- ОФИЦИАЛЬНО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Госполитиздат, 1962.с.116−132.
- Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981−1985 годы и на период до 1990 года. М.: Политиздат, 1981. 94с.
- Актуальные вопросы идеологической массово-политической работы партии. Постановление Пленума ЦК КПСС. Известия от 16.7.1983.
- Брежнев Л.И. Речь на ХУШ съезде ВЛКСМ 25 апреля 1978 г. М.: Политиздат, 1978, 16с.
- Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании. Правда от 21.7.1973 г.
- Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся. Постановление Совета Министров СССР от 23.8.1974 г.
- О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовке их к труду. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29.7.1977г. № IUI
- О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию школьников и дальнейшему развитию общеобразовательной школы.
- Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29.6: 1972 г., № 463.
- О мерах дальнейшего улучшения условий работы сельской общеобразовательной школы. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2.7.1973 г. № 471.
- О мерах по дальнейшему укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ для улучшения трудового обучения учащихся. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18.8.1978 г. № 707
- Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2.5.1973г. № 471 213.0 школьном строительстве и мерах по укреплению материальной базы школ. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.7.1960г. № 790
- МАТЕРИАЛЫ СЪЕЗДОВ, КОНФЕРЕНЦИИ, СИМПОЗИУМОВ
- Директивы ХХ7 съезда КПСС до X пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР" М.: Политиздат, 1976.
- Материалы ХОТ съезда КПСС. М. гПолитиздат, 1981.-204с.
- Бабанский Ю-К. Об актуальных проблемах педагогической науки. В сб. Актуальные социально-экономические проблемы народного образования. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции 14−16 ноября. М.:Просвещение, 1979, ч.1, с.35−56.
- Ножко К.Г. Актуальные проблемы развития народного образования. В сб. Актуальные социально- экономические проблемы народного образования, '^'езисы докладов Всесоюзной практической конференции 14−16 ноября. М.: АПН СССР, 1979. 4.1, с. З--34.
- Асаров Х.К. Практикум по агрохимии.-М.: Просвещение, 1979. 191 с.
- Атутов П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. М.: Педагогика, 1976. 192 с.
- Белостоцкая Е"М* Гигиенические основы строительства, планировки и благоустройства общеобразовательных школ. М., 1975, с .19.
- Иващенко Ф.И. Психологическая характеристик^ профессий. Минск, Нар. асвета, 1979, с.3−10.
- Иващенко Ф.И. Сельскохозяйственный труд старших школьников. Минск, Нар. асвета, 1978. 127 с.
- Мусатов B.B. Аграрног-индустриальные комплексы. М.: Строй-издат, 1980, 119 с.
- Нагинская B.C. Автоматизация архитектурно-строительного проектирования. М.:Стройиздат, 1979, 175 с.
- Поляков В.А. Методика трудового обучения и воспитания учащихся в межшкольных учебно-производственных комбинатах. М.:Просвещение, 1979, с.99−108.
- Поляков В.А., Ставровский А. Е. Общая методика трудового обучения в старших классах. М.: Просвещение, 1980, III с.
- Придонова Н.С. Учебные кабинеты средних общеобразовательных школ. М.: Стройиздат,972, 31 с.
- Прокофьев М.А. Советская общеобразовательная школа на современном этапе. М.: Мысль, 1975, 68 с.
- Семыкин Н.П. Межшкольные учебно^производственные комбинаты. М.: Просвещение, 1980, 127 с.
- Ставровский А.Е. Ученические производственные бригады. М.: Просвещение, 1977, 144 с.
- Степанов В.И. и Мирчевская Л.Б. Организация сети учреждений для внеучебной работы в городах. М.: Стройиздат, 1975, 50 с.
- Степанов В.И., Дворкина Е.Б, Новые типы средних общеобразовательных школ с гибкой планировочной структурой. М.: Стройиздат, 1978, 83 с.
- Степанов В.И. и Федорова И.Б. Укрупненные школьные здания. М.: Стройиздат, 1977, 31 с.
- Степанов В.И. Школьные здания. М.: Стройиздат, 1975, 239с.
- Чичков В*А. Обучение школьников вождению тракторов и комбайнов. М., 1976, 96 с.
- Шило Л.П. Трудовое обучение и воспитание учащихся в межшкольных учебно-производственных комбинатах Москвы. М.: Просвещение, 1980, с.7−15,80.5. СТАТЬИ
- Аверичев ЮЛ «Межведомственный совет по профориентации молодежи при Министерстве просвещения СССР» Школа и производство, 1975, № 5, с.34
- Алексеев А. Важный этап в работе общеобразовательной школы. Народное образование, 1980, № 5, с.72−73
- Алексеев А. Резервы трудового обучения. Народное образование, 1980, № 10, с.62−64.
- Алексеев А" Совершенствовать трудовое обучение и профориентацию учащихся. Народное образование, 1979, № 8, с.108
- Алексеева В.Г. Роль морального фактора в развитом социалистическом обществе. Советская педагогика, 1978, № II, с. 81,87.
- Антилов В. Колхоз принимает пополнение. Учительская газета, 1979, 12.1У, № 69.
- Архаров И.М. Сельская школа сегодня и завтра. «Архитектура» -иллюстр" приложение к «Строит.газете», 1973, № 19, 23. IX, с.2−4.
- Афанасьев М*д" школьные кабинеты по механизации сельского производства* Школа и производство, 1980, № I, с.35−39.
- Ахматов А"Ф. О воспитании у школьников интереса к сельскохозяйственному труду. Советская педагогика, 1978,№ 4,с.37−43
- Бабашкина Н.П. Трудовая подготовка в сельских школах Подмосковья. Школа и производство, 1980, № 10,с.49−50.
- Богданов Н.С. Пути улучшения объемно^планировочных решений учебно-воспитательных и кооперированных зданий. Сб. научн.тр., 1975, № 3,с.37−48.
- Бородин В .А. Изучение школьников с целью их профориентации. Школа и производство, 1978, № 4, с.8−10.
- Бриллиант Я. Любить свою землю. Народное образование, 1980, № 10,с.74−75.
- Будилович A.A. Выбор наиболее экономичных проектных решений учебно-воспитательных зданий. В сб. Система и типы учебных и кооперированных зданий, ЦНИИЭП учебных зданий, М., 1975, № 3, с.7−28.
- Бухалов В.И. Какой должна быть современная общеобразовательная школа. Архитектура СССР, 1979, № 5, с. 25.
- Васильев A.A. О трудовом становлении молодежи. Школа и производство, 1977, № 12, с.З.
- Васильев В. Сообща в тесном контакте. Народное образование, 1981, $ I, с.60−61.
- Велижанский Я.В. В совхозе только школьники. Правда, 1978, 8. II, № 251.
- Веселов Г. Школы России сегодня. Народное образование, 1979, № 5, с.14−20.
- Волков Н.М. Проектирование сети сельских общеобразовательных школ. Строительство и архитектура, 1976, № 3, с.24−26.
- Галактионова Т.Н. Влияние шумов на разборчивость речи в учебных помещениях. В сб.:Светопрозрачные ограждения общественных зданий (под ред.СЛ.Соловьева.М., ЦНИИЭП, 1975, № I, с.103−105.
- Гарнец А. Новые принципы проектирования зданий для производственного обучения.-Архитектура СССР, 1972, № 3, с.35−36.
- Глебов Ю.П. Обучение старшеклассников правилам безопасности сельскохозяйственного труда.-Школа и производство, 1980, № 5, с.40−44.
- Голосной Б.В. Школа и колхоз.-Школа и производство, 1975, № 5, с.25−26.
- Гореславский С.И. Местное сельскохозяйственное производство и трудовое обучение.-Школа и производство, 1977,6, с.68−72.
- Городничева В.В. Учебно"-опытный участок сельской школы.-Школа и производство, 1979, № 5, с.49−51.
- Дворкина Е.В. Вопросы архитектуры школьных зданий .-Жилищное строительство, 1978, № 9, с.27−30.
- Дворкина Е.Б. Новое в проектировании школ .-Жилищное строительство, 1976, № 3, с.18−21.5.29# Дроздов Л. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация в сельских школах.-Народное образование, 1977, № 3, с.68−70.
- Жаров М.С. 0 подготовке механизаторов.-Школа и производство, 1977, № 8, с.15
- Журавлев В.И. Трудовое воспитание школьников (сборник). Краснодар. Кн. изд*во, 1981, 186 с.
- Зарецкий В#К. Об ученической бригаде восьмилетней школы.-Школа и производство, 1978, № 4, с.12−13.
- Иванов Ю.Ю. Об организации кабинета по профориентации учащихся .-Школа и производство, 1978, № II, с. 53.
- Иванова Л.О. 0 внеклассной работе с подростками в сельской школе. -Народное образование, 1975, $ II, с.47−48.
- Иванович К.А. Актуальные проблемы подготовки школьников к труду механизатора. -Школа и производство, 1977, № 12, с. 8.
- Иванович К.А. Возросшая роль опытничества в сельской школе. Школа и производство, 1981, № I, с.53−54.
- Иванович К.А. К переходу на новое содержание трудового обучения в сельской школе. -Школа и производство, 1980, № 29 с. 44.
- Иванович К.А. Ученые -в помощь школе. -Школа и производство, 1979, № 6, с. 18.
- Итоги соревнований ученических бригад. -Народное образование, 1979, № 8, с. 90.
- Князев М. Школьные мастерские -база воспитания культуры труда.-Народное образование, 1978, К I, с. 67.
- Кожевников Е.М. Школа, образование в условиях развитого социалистического общества.-Советская педагогика, 1978, № 9, с.93−102.
- Корницкий Г. Совершенствовать трудовую подготовку школьников .-Народное образование, 1980, № 2, с. 61.
- Королева Е.Г. Ориентация на сельскохозяйственные профессии во внеклассной работе. -Школа и производство, 1981,№ 1
- Кочемасов В.И. ХХУ съезд КПСС и задачи трудового воспитания и профессиональной ориентации молодежи.-Народное образование, 1977, № 6, с.2−5
- Крепкая Т.П. Оформление кабинета основ животноводства.-Школа и производство, 1980, № 2, с. 39.
- Крючков А.Ф. Техника безопасности при изучении практикумов до автомобилю и сельхозмашинам. -Школа и производство, 1974, № 2, с.70−71.
- Кубашкин В., Лемке А., Разумова 0. Сельской школе- индустриальные конструкции. -Сельское строительство, 1976,№ 3, с. 27.
- Кузнецов Н.А. Опыт, школы Костромской области по подготовке учащихся к труду в сельскохозяйственном производстве. -Советская педагогика, 1979, № 5, с. 56.
- Кыверялг А.А. Учет психологических особенностей учащихся. -Школа и производство, 1977, № I, с.33−36.
- Лядова И. Преемственность в работе восьмилетней и средней школ.-Народное образование, 1978, № II, с.78−79.
- Машинский В. Изменяющиеся сооружения, принцип проектирования.-Архитектура СССР. 1979, № 3, с. 40.
- Наумкин Г. И. Из опыта эксплуатации зданий сельских средних школ. Гос. per"№ 3472 от 9.08.82 г.
- Наумкин Г. И"Новый тип сельской школы.-Сельское строительство. 1981,. Р 12-, с. 8. '
- Наумкин Г. И. Учебно-производственная мастерская. -Сельское строительство, 1982, № 5, с. 25.
- Наумкин Г. И. (соавтор Степанов В.И.). Проекты учебно= производственных мастерских для сельских средних школ. -Школа и производство, 1983, № I, с.43−46.
- Наумкин Г. И. Нормирование структуры зданий сельских средних школ. -Жилищное строительство, 1983,№ 1, с. 13.
- Нестерова Опытничество в ученической производственной бригаде.-Школа и производство, 1981, № I, с. 58−59.
- Ножко К.Г. Система работы по подготовке школьников ктруду.- Школа и производство, 1978, № 10, с.25−27,
- Овчинникова И. Страна, где учится каждый ребенок.- Известия, 25"10.1981, К 250.
- Павлов И.С. Сельская школа -политехнический комплекс.-Школа и производство, 1980, $ 2, с. 36.
- Павлюкевич Ф.А. Опыт работы сельского УПК.-Школа и произ-' водство, 1977, № 12, с. 22.
- Панькова М. Готовим к жизни, к труду.- Народное образование, 1978, № II, с. 25.
- Пименов М.Е. Подготовка учащихся к сельскохозяйственному труду.-Школа и производство, 1977, № I, с.26−27.
- Поляков В.А. Актуальные задачи исследований по проблемам трудовой подготовки учащихся. -Школа и производство, 1979, № 5, с.31−33.
- Разымалин И. Сельская школа, ее жизнь, заботы и стремления. -Народное образование, 1981, № 2, с.54−56.
- Розов В. Роль школы в экономическом воспитании учащихся. -Народное образование, 1978, № 10, с.23−26.
- Семыкин Н.П. Вопросы трудовой подготовки учащихся средней общеобразовательной школы.-Советская педагогика, 1975, № 5, с. 37.
- Семыкин Н.П. Новые программы по трудовому обучению.-Школа и производство, 1980, № I, с.44−48.
- Совет по вопросам средней общеобразовательной школы.-Учительская газета от 26 июля 1973 г.5*73. Ставровский А. Е. О политехническом трудовом обучении сельских школьников.-Школа и производство, 1977, № 8, с.11−12
- Степанов В. И* Направление развития общеобразовательных школ до 1990 г. В сб.: Система и типы учебных кооперированных зданий,'ЦПИИЭП учебных зданий, 1975, № 3, с.40−90
- Степанов В.И. Обобщение опыта строительства и эксплуатации школьных зданий, построенных по проектам, разработанным по заданию на проектирование. 1968 г. В сб.: Система и типы учебных кооперированных зданий. ЩИИЭП учебных зданий, 1977, № 5, с.24−34.
- Хидоятов Т*А. Расчет зоны транспортной доступности сельских школ.-Строительство и архитектура Узбекистана, 1968, № 7, с.28−29.
- Чебышева В.В. Некоторые психологические вопросы подготовки школьников к труду.- Вопросы психологии, 1978, № 2, с .12−22. 5.78* Чебышева’в.В. Психологические вопросы профориентации школьников .-Советская педагогика, 1974, № 6, с.94−1Cß-.
- Черников А* Укрепляется материальная база сельских школ. -Сельское строительство, 1974,. № II, с.15−17.- 5.80. Шибанов A.A. Политехническая трудовая подготовка сельских школьников"-Школа и производство, 1979, № 17, с. 25.
- Шутеев Н. Опыт и перспективы рационализации школьной сети.-Народное образование, 1979, № II, с.14−15.5.&-Ï-. Яковенко ELE, Трудовое воспитание учащихся на селе.-Школа и производство, 1979, К 6, с Л
- С entice AB goma secondaxy school Ontaxio., Canadian. Architect, 137b, voe.2ом,?ъ-ъь tee.>&.5.84″ Koch KaxE Heimann Piogiesuivie Schu? en btuitgait Bein,
- Kxamex/AxchLtektuM.-M)ette6eu)ei6e 67/1371 г. VIII. 90S. 5.85. ZandiA) at?>chajt6lohe Schu bauten m und
- Katt?xum Ъ6.-bchuuoetzexBau?Ml.1974М1Ы2−405.86* Sche’udex OidaKtUc-he A^fieKte des Schue? aue^-Sch -uoeizexuche Bauzeitung, 137225.
- SchuBen dei Beiujsaus? i&iMncj ^абуь^ы! MuUun^soxganUatlon -Deutsche Bauzeitung/1974, 0.^-4 6.
- Schu?zentium inKmm? aoh. Devitsche Barett
- Schxijt/3809, S. 1281 -1284 .589. хЫх^буькобеп оаве/ Kommune .IDan^ke Piaktbetendeкъkitektex, N 7- 8, ¿-.И, 47-^1.590.'Vange6os>koCen I beeret. Ski.коВе .
- Roskiede. AxkiietiA4 .1961, iM,$>.68−7b, 7Ь-8'16. ДИССЕРТАЦИИ
- Дворкина Е.Б. Новые типы средних общеобразовательных школ с гибкой объемно-планировочной структурой.1978.-234с.6.2″ Хидоятов Т. А. Типы школ для строительства в сельском районе Узбекистана.7″ АВТОРЕФЕРАТЫ.
- Дворкина Е.Б. Новые типы средних общеобразовательных школ с гибкой объемно-планировочной структурой.1978.-19 с. 7.2, Антошкин В. Ф. Сеть и типы средних общеобразовательных школ для сельской местности. 1982.-24 с.
- НОРМАТИВНО- ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ.
- Бюллетень строительной техники.-М.: Стройиздат, 1983, № 2, с .14.
- Материалы о состоянии народного образования в ГСоХЗР за 1976/77 учебный год.-М., 1978.
- Методические рекомендации. Школьный трактородром, его оборудование и использование в обучении учащихся работе на тракторах и комбайне.-Минск, 1978.-63 с.
- Номенклатура типов зданий, составы и площади помещений детских дошкольных учреждений и общеобразовательных школ.-М., 1981, с.14−26.
- НП 2.2−74. Планировочные элементы школы.-98 с.
- Охрана труда в школе. Сб. нормативных документов.-М.:Просвещение, 1981,-256 с.
- Программа трудового обучения учащихся 1У-УШ классов.-Шко-ла и производство, 1977, № 9, с.19−27.
- Программы восьмилетней школы. Природоведение.-М.?Просвещение, 1978, II с.
- Программы восьмилетней школы. Трудовое обучение.-М.: Просвещение, 1978, 156 с.
- Программы средней школы. Трудовые политехнические практикумы.-М.: Просвещение, 1978, -144 с.
- Программы факультативных курсов для восьмилетней школы. -М.: Просвещение, 1972, 143 с.8"14. Проект программы по обслуживающему труду.-Школа и производство, 1978, № II, с. 54.
- Проект программы по сельскохозяйственному труду в 1У-УШ классах.-Школа и производство, 1978, № 9, с. 38.
- Проект программы трудового обучения учащихся УП-Ж клас-сов.-Школа и производство, 1978, К 10, с. 57.8.17″ Проект программы. Тракторы (1Х-Х)классы.-Школа и производство, 1979, № 2, с. 21.
- Рекомендации по профессиональной ориентации учащихся. -Народное образование, 1978, № 8, с.112−113.
- Руководство по проектированию системы культурно-бытового обслуживания населения в сельской местности.-М.: Стройиз-дат, 1980,-54 с.
- Руководство по проектированию высших учебных заведений. -41.: Стройиздат, 1980,-48 с.
- Руководство по рациональному использованию школьных зданий, построенных по проектам прошлых лет" М.:Стройиздат, 1976, с. 312.
- СНиП П-4−79″ Естественное и искусственное освещение. -М.: Стройиздат, 1980.-48 с.
- СССР в цифрах в 1979 г. ЦСУ СССР.-М.: Финансы и статистика, 1980.-220 с.
- Сборник документов по трудовому обучению (Состав. Ю. П. Аверичев, С. М. Кулешов.-М.: Просвещение, 1983.-192 с.
- Статистический сборник. М.: 1977, с.15−151.
- Трудовое обучение, воспитание и профессиональная ориентация учащихся средних общеобразовательных школ: Сб. документов (Состав. Ю. П. Аверичев, А. Я. Лабзина, под ред. Б.М. Коротова). -М.:Просвещение, 1980, 191 с.
- Указания по проектированию участков школ.-М.: Стройиздат, 1972, — 12 с.
- Учебный план и программы подготовки тракториста в сельской общеобразовательной школе.-Киев, 1970.-38 с.
- Средняя школа с. Красноармейского Волжского района Куйбышевской обл. в отдельно блок-пристрое 1. 2. 3. Кабинет материальной части Кабинет теории Мастерская автодела 6,0 6,0 6,0 6,0 31,6 36 35 35 1,03 1,03
- Сосковская средняя школа Урицкого района Орловской области в отдельном здании 1. 2. 3. Кабинет изучения трактора Кабинет изучения автодела Кабинет теории 6,5 6,5 4,7 4,5 5,0 30,5 29,2 35,0 8−16 8 8−16 1,9 3,6 2,2
- Средняя школа № 12 Ленинградской станицы Краснодарского края в здании школы I. Кабинет с/х машин 8,6 6,0 (данные 51,9 по: подобн 17. проекту шк. 3.8 здания)
- Средняя школа № 1 Ленинградской станицы Краснодарского края в отдельном здании 1. 2. Мастерская автодела Кабинет автодела 8,0 8,0 5,3 5,3 42,4 42,4 24 24 1,8 1,8
- Средняя школа по с. Чернь Черненого района Тульской области в здании школы 1. 2. Кабинет автодела Монтажно-слесарная мастерская 12,0 11,0 6,0 6,0 77,0 66,0 20 20 3,8 3,3
- Никитская средняя школа Раменского района Московской области в здании школы I. Кабинет сельскохозяйственной техники 12,0 6,0 72,0 18 4,0
- Чурилковская средняя школа Домодедовского района Московской области в здании школы 1. 2. Кабинет механизации Кабинет автотракторной подготовки 9,0 9,0 6,0 6,0 54,0 54,0 22 22 2,5 2,5
- Средняя школа совхоза «Заря коммунизма» Домодедовского района Московской области в здании интерната 1. 2. Кабинет автотракторн. подготовки Кабинет животноводства 8,9 5,8 7,4 8,4 65,9 50,7 18 17 3,1 2,9
- Средняя школа совхоза «Красный путь» Домодедовского района Москов- в. отдельном здании 1. 2. 3. Кабинет теории Лаборатории, практики Класс тренажа 9,0 6,0 6,0 6,0 6,0 10,0 54,0 36,0 60,0ской области
- Базовые предприятия сельских средних школ Ступинского района Московской области для трудового обучения учащихся
- Наименование средней школы1. Жилевская средняя школа1. Михневская средняя школа
- Алексеевская средняя школа
- Средняя школа пос. Городище
- Леонтьевская средняя школа1. Малинская средняя школа1. Мещерская средняя школа
- Средняя школа пос. Ситне-Щелканово1. Хатунская средняя школа1. Дубневская средняя школа1. Специальность
- Слесари механо-сбо рочных машин, продавцы
- Слесари по ремонту гусеничных автомашин
- Трактористы-машинисты, автодело
- Трактористы-машинисты, овощеводы1. Тракт ористы-машинисты
- Трактористы-мвшинисты, мастера машинного доения1. Тракт ористы-машинисты
- Трактористы-машинисты, швеи-мотористки1. Трактористы-машинисты1. Тракт ористы-машинисты1. Базовое предприятие
- Жилевское производственное объединение
- Ремонтно-механи-ческий завод
- Совхоз «Горо-Лапино», учебный цех1. Совхоз «Городище"1. Совхоз «Леонтьев-ский»
- Совхоз «Малино», колхоз «Заветы Ильича"1. Колхоз «Новая жизнь»
- Совхоз «Жилевс-кий», фабрика «Орел"1. Колхоз «ХУ парт-съезд"1. Колхоз «Заветы Ленина"о
- Учебные, программы по сельскохозяйственному трудовому обучению учащихся сельских средних школ **
- Трудовое обу- Теоретические чение учащих- и лабораторные ся классов занятия
- Практические Всего учебных занятия часов
- Сельскохозяйственный труд 1У 10 241. У 10 241. Л 12 221. УП 16 181. УШ 3434 34 34 34 341. Всего1.
- Примечания: я/ Учебные программы утверждены Министерствомпросвещения СССР (8.27). хх/ Другие направления трудового обучения принимаются на местах согласно инструктивного письма Министерства просвещения СССР от 28 декабря 1978 г. № 79-М (8.29)
- Состав и площади помещений школ и школьных комплексов
- Наименование помещений Площади помещений школ и школьных комплексов (м2212 3 4 5 6 7 8 9
- Школа на: 10 кл. 12 кл. 16 кл. 20 кл. 30 кл. 50 кл. 20+30 60 кл. 30+30 70 кл. 20+20+30
- А. Учебные помещения 200 200 200 400 600 400+600 600+600 400+400+600классные помещения (4×50) (4×50) (8×50) (8×50) (12×50) (20×50) (24×50) (28×50)"1. Учебные кабинеты: *русского языка 50 50 50 116(66+50) 50+116 116+116 50+50+116
- Итого по группе «А» 612 728 876 1142 1672 2814 3344' 3956 «1. Б, Помещения быта
- Рекреационные помещения (0,6 м² на одного учащегося) 235 278 374 470 705 1175 1645
- Комната общественных организаций 24 32(24+8) 32(24+8) 1 40(32+8) 50(40+10) 40+50 50+50 40+40+50
- Учительская 24 30' 36' 40 ' 50' ' ~ 40+50 50+50 40+40+50
- Кабинет завуча 8 8 8 8 '8 8+8 8+8 «8+8+8
- Кабинет директора 15 15 15 15 15 15+15 15+15 15+15+15
- Канцелярия •8 8 12 12 15 12+15 15+15 12+12+15
- Комната техперсонала и хозяйственная кладовая 10 10 12 12 15 12+15 15+15 12+12+151. Продолжение прилож.№ 412 3 4 5 6 7 8 91. Уборные и умывальные: а) для учащихся 39 46 62 78 117 78+117 II7+117 78+78+117б) для персонала 4 4 4 4 6 4+6 '6+6 4+4+6
- Вестибюль с гардеробной •) • ¦ 4. для 1-УП классов 70 70 100 140 210 140+210 210+210 I40+140+210
- Итого по группе «Б» 437 501 655 819 II9I 8I9+II9I II9I+II9I 8I9+8I9+II9I
- Всего рабочей площади 1049 1229 1531 1961 2863 4824 5726 67 851. Общешкольный центр
- А. Помещения информационно-технического центра: библиотека (чительный зал с книгохранилищем и помещением для хранения материалов и местами для индивидуальных занятий с применением техники)
- Технический центр (радио-у зел, дисктор екая, фотолаборатория, хранение ТСО)
- Лекторий Лаборантская Итого по группе «А"32