Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы расширенного воспроизводства образовательного потенциала организации: на материалах Управления федеральной почтовой связи Алтайского края — филиала ФГУП «Почта России»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для обеспечения расширенного воспроизводства образовательного потенциала была разработана модель корпоративного обучения персонала организации с использованием консорциумного принципа участия. Группируя составляющие предложенной модели, можно условно выделить кадровые, учебные, научные, консультационные структуры, инфраструктуру рынка трудовых ресурсов. Ядром консорциума, обеспечивающего оказание… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические и методические аспекты воспроизводства образовательного потенциала организации
    • 1. 1. Содержание и сущность образовательного потенциала
    • 1. 2. Алгоритм анализа, формирования и развития образовательного потенциала персонала организации
    • 1. 3. Модель системы воспроизводства образовательного потенциала посредством корпоративного (консорциумного) обучения персонала
  • 2. Анализ образовательного потенциала персонала Алтайского филиала ФГУП «Почта России»
    • 2. 1. Общая характеристика кадрового состава организации
    • 2. 2. Анализ образовательного уровня персонала Алтайского филиала «Почта России»
    • 2. 3. Состояние системы повышения квалификации и переподготовки специалистов на предприятии
  • 3. Создание системы расширенного воспроизводства образовательного потенциала Управления федеральной почтовой связи
  • Алтайского края — филиала ФГУП «Почта России»
    • 3. 1. Комплексный стратегический план расширенного воспроизводства образовательного потенциала организации
    • 3. 2. Управление процессом воспроизводства и использования образовательного потенциала филиала ФГУП «Почта России» по Алтайскому краю
    • 3. 3. Организация консорциумной формы обучения для воспроизводства образовательного потенциала

Проблемы расширенного воспроизводства образовательного потенциала организации: на материалах Управления федеральной почтовой связи Алтайского края — филиала ФГУП «Почта России» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях развития любой организации проблема формирования и использования образовательного потенциала ее персонала приобретает особую актуальность. Это объясняется несколькими факторами.

Во-первых, новые для экономики и всего общества в целом рыночные отношения требуют от участников этого процесса формирования не только новых знаний в сферах, которые только осваиваются, но и нового мировоззрения на развитие экономики в целом. Кардинальная перестройка мышления кадров требует новых знаний, умений, навыков. И в этих условиях обучение становится необходимым всеобъемлющим непрерывным процессом, охватывающем, практически, все население страны.

Во-вторых, сложившаяся к настоящему времени система подготовки кадров функционировала в иных условий. Подготовка кадров, как и вся экономика в целом, подчинялась единому плановому ведению хозяйства, государственному заказу на специалистов и их знания. Современные условия требуют иного подхода, основанного на законах рынка.

В-третьих, интенсивность развития всего общества требует ускорения не только процесса обучения, но и адаптации уже подготовленных специалистов к выполнению своих должностных функций. Это требует поиска новых гибких и эффективных форм формирования образовательного потенциала кадров нового уровня.

В-четвертых, экономическая финансовая нестабильность многих предприятий не позволяет затрачивать большие средства на подготовку своих специалистов. В этих условиях многие предприятия в погоне за экономией средств теряют самых дорогой ресурс — высококвалифицированный кадровый потенциал. В этих условиях необходимо изыскивать новые средства, системы и методы формирования кадрового потенциала, используя нестандартные образовательные схемы.

Решить эти проблемы, не основываясь на глубоких научных исследованиях, невозможно. С достаточной долей адаптации можно использовать труды зарубежных специалистов, но исследования, основанные на анализе реалий действующих предприятий в Российской Федерации, могут оказать неоценимое влияние на возможность решения столь сложной проблемы как эффективное формирование и использование кадрового потенциала.

Возможность успешно вести и побеждать в конкурентной борьбе для любого предприятия приобретается только при наличии высококвалифицированных кадров с соответствующим образовательным уровнем и эффективного его использования. Одним из новых путей создания и укрепления образовательного потенциала организации выступает система его формирования через дополнительное профессиональное образование. Однако, качественное обучение персонала организации возможно лишь при условии полного удовлетворения потребности в образовательном потенциале. Одной из современных, отвечающей потребностям в необходимом образовательном потенциале персонала организации формой является корпоративное обучение.

Таким образом, все вышеперечисленные моменты определяют необходимость и актуальность комплексного исследования образовательного потенциала персонала, разработки теоретических и методических подходов к воспроизводству образовательного потенциала посредством корпоративного (консорциумного) обучения персонала, которые могут стать основой для принятия управленческих решений по реализации мер его развития.

Степень научной разработанности проблемы. Человеческий капитал, его влияние на производительность труда и эффективность производства является объектом активного интереса со стороны отечественных и зарубежных ученых. Этими проблемами занимались зарубежные экономисты: Г. Беккер, Э. Денисон, Дж. Кендрик, Дж. Минцер и др., а также отечественные ученые: Ю. Г. Быченко, О. Б. Дигилина, А. И. Добрынина и др.

Человеческий капитал, в более детальном рассмотрении входящий в интеллектуальный, исследован в трудах Э. Брукинга, М. Мэлоун, К. Свейби, Т Стюарт, М. И. Бендиковой, B.C. Гойло, и др.

Большое внимание в определении трактовок личностного потенциала, компетентности, образования, развития человека, профессионализма и др. уделяется в науке акмеологии. В трудах Б. Г. Ананьева, В. М. Бехтерева, Н. А. Рыбникова акмеология рассматривается как наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены прогрессивного развития человека до ступени его зрелости и, особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. По различным направлениям акмеологии известны работы О. С. Анисимова, Е. Н. Богданова, А. А. Бодалева, В. П. Бранского, С.Д. По-ржарского, А. С. Гусева, А. А. Дергач, В. Г. Зазыкина, Н. И. Конюхова, Н. А. Корниенко, Н. В. Кузьмина, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского, А. С. Огнева, В. В. Петрусинского, И. Н. Семенова, М. Ф. Секач, С. Ю. Степанова, Ю.В. Си-нягина и др.

Все эти научные и практические труды, так или иначе, соотносятся с предметом исследования — образовательным потенциалом. Однако изучение этой экономической категории с позиций эффективности деятельности предприятия, формирования образовательного потенциала путем корпоративного обучения, основанного на принципах консорциума, до сих пор практически не осуществлялось.

Цель диссертационного исследования состоит в теоретическом исследовании, методическом обосновании и практической разработке основных направлений формирования, развития и использования образовательного потенциала персонала организации.

Указанная цель предопределила постановку и последовательное решение следующих задач исследования:

• провести сравнительный анализ классических и современных теоретических подходов в исследовании экономической категории «образовательный потенциал организации», раскрыть авторское понимание данной категории и рассмотреть его структурное содержание;

• определить функции образовательного потенциала организацииобосновать роль образовательного потенциала в решении проблем функционирования и развития предприятия;

• проанализировать, обобщить и классифицировать существующие методики оценки образовательного потенциала организации;

• разработать теорию построения алгоритмической модели формирования и развития образовательного потенциала организации путем корпоративного обучения на консорциумной основе;

• провести анализ кадрового состава предприятия, его образовательного уровня, современного состояния его развития;

• сформулировать выводы о состоянии и проблемах в формировании и использовании образовательного потенциала Управления федеральной почтовой связи Алтайского края — филиала ФГУП «Почта России» (УФПС Алтайского края);

• провести апробацию теоретических и методических предложений в формировании системы расширенного воспроизводства образовательного потенциала путем создания модели корпоративного обучения на консорциумной основе в УФПС Алтайского края.

Объектом исследования является образовательный потенциал персонала организации филиала УФПС Алтайского края.

Предметом исследования — одна из функций управления персоналом организации, а именно, формирование и развитие образовательного уровня работников предприятия посредством системы обучения.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные положения, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых по вопросам формирования и развития человеческого капитала, интеллектуального капитала, образовательного, профессионального, квалификационного уровня персонала организации, а также различные разработки в сфере развития новых образовательных схем подготовки специалистов.

Исследование базируется на постулатах экономической теории, теории управления, теории финансового и экономического анализа. В ходе исследования применялись методы социально-экономической статистики: наблюдения, аналогии, группировки, сравнительно-аналитического и логического анализа, качественного и количественного анализа, интерпретации полученных результатов.

Информационная база исследования включает в себя: данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краюнормативные документы Российской Федерации и Алтайского краяа также материалы методического характера по исследуемой проблеме, в том числе, краевая целевая программа «Развитие почтовой связи Алтайского края на 2005;2009 гг.».

Диссертационная работа соответствует пункту 8.5. «Человеческий капитал в современной экономикечеловеческое развитие, цели, условия и методы измерения» специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (экономика труда), согласно паспорту специальностей ВАК (экономические науки).

Научная новизна работы полученных и представленных к защите результатов диссертационной работы заключается в следующем:

1. Уточнено понятие и обоснована структура образовательного потенциала организации как совокупности образовательных ресурсов и инструментария их использования посредством организационно-управленческих возможностей и решений.

2. Разработан алгоритм решения проблемы формирования, развития и использования образовательного потенциала организации.

3. Уточнена трактовка должностного анализа предприятия, как инструмента для определения потребности в образовательном капитале организации.

4. Проведены анализ и классификация наиболее распространенных методов оценки образовательного уровня персонала организации, определены достоинства и недостатки каждого из них, выявлены особенности их использования для оценки различных категорий работников.

5. Предложена методика составления комплексного стратегического плана расширенного воспроизводства образовательного потенциала организации.

6. Разработана модель корпоративного обучения персонала для расширенного воспроизводства образовательного потенциала организации путем использования консорциумных принципов участия различных структур в образовательном процессе.

Теоретическая значимость исследования. Теоретические выводы и обобщения диссертационной работы вносят вклад в теоретическую и методическую базу исследования образовательного потенциала организации.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации теоретических и методических подходов формирования системы воспроизводства образовательного потенциала путем создания модели корпоративного обучения на консорциумной основе. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в деятельности предприятий по оценке и анализу состояния образовательного уровня работниковразработке перспективных планов развития образовательного потенциала организациив деятельности образовательных, научных, консультационных структур для применения новых подходов, форм и методов взаимодействия с предприятиями и организациями по проблемам повышения образовательного уровня специалистовпри чтении лекционных курсов по управлению персоналом.

Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы и рекомендации докладывались, обсуждались и были одобрены на следую щих форумах: Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии обеспечения качества образования» (Барнаул, 2006 г.) — Международной научно-практической конференции «Качество образования: системы, технологии, инновации» (Барнаул, 2007 г.) — Всероссийской конференции «Дополнительное профессиональное образование и социально-экономическое развитие регионов» (Москва, 5−7 июня 2006 г.) и др.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 научных работ общим объемом 6,5 пл., в том числе личный вклад 6,5 п.л.

Структура и содержание диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование воспроизводства образовательного потенциала организации, основанное на теоретических, методологических методических проработках предмета исследования, анализе объекта изучения, выработке направлений решения поставленной проблемы — построения системы расширенного воспроизводства образовательного потенциала УФПС Алтайского края, позволяет сделать ряд выводов и дать конкретные предложения для достижения поставленной в диссертационном исследовании цели.

1. Образовательный потенциал организации рассматривается в настоящем исследовании как способность к наиболее эффективному интеллектуальному и физическому труду на основе использования всех ресурсов знаний, умений, навыков, культуры человека. Образовательный потенциал состоит их двух элементов: образовательных ресурсов и возможностей их использования с точки зрения имеющихся для этого условий.

Сами ресурсы — это совокупность знаний, умений, навыков, общей и корпоративной культуры, которыми обладает работник. Условия их использования — это состояние среды, в которой используются эти ресурсы — информационный, научно-технический, инфраструктурный потенциал. Объединяются эти составляющие совокупностью принципов, методов рычагов управления, т. е. организационно-управленческим потенциалом организации.

Целью любого образовательного процесса является приобретение обучающимися знаний, как совокупности сведений, познаний в какой-либо области, умений, как способностей применять на практике полученные знания, и навыков, как эффективных способов проявления умений, приобретенных упражнениями, привычкой, опытом. В аспекте рассмотрения образовательного потенциала культура рассматривается, как совокупность общей культуры человека, профессиональной культуры и корпоративной культуры. Общая культура человека определяется нами как уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы — общения людей. Профессиональная культура — это.

Профессиональная культура — это интерпретация общей культуры, распространяемая на область профессиональной деятельности человека. Корпоративная культура организации — это, прежде всего, понимание целей организации всеми ее работниками, важности образовательного потенциала и постоянного его развития в их достижении, необходимости непрерывного укрепления имиджа организации, согласование целей развития организации и коллектива предприятия.

2. Термин «корпоративное обучение» понимается как обучение, в котором принимают участие как работники самого предприятия, персонал которого обучается, так и образовательные, научные, консультационные организации, а также работники предприятий других сфер экономики. Корпоративное обучение — это сложная система, в которой задействованы различные предприятия и организации для достижения качественных показателей в уровне обучения работников одной или нескольких организаций, для которых строится система корпоративного обучения. Эта формулировка идентифицируется в настоящем исследовании с понятием «консорциумное обучение».

3. Алгоритм анализа, формирования и развития образовательного потенциала организации включает такие элементы, как определение потребности в образовательном потенциале (должностное планирование, должностной анализ, оценка должностей) — количественная и качественная оценка имеющегося образовательного потенциала организации путем проведения документального анализа образовательного уровня, анкетирования и тестирования знаний, умений, навыков работников, интервьюирования и наблюдениявыявление несоответствий в требуемом и имеющемся образовательном уровне работников для возможностей реализации перспективных задач развития предприятияразработка плана устранения несоответствий путем разработки комплексной стратегической программы воспроизводства образовательного потенциалаустранение несоответствий, т. е. непосредственно воспроизводство образовательного потенциала организации.

4. Приведенный сравнительный анализ различных методик оценки образовательного уровня работников предприятий позволяет выбрать наиболее эффективный метод оценки при определении образовательного уровня для различных целей оценки и анализа. Выявленные преимущества и недостатки каждого метода могут быть учтены при разработке плана оценки различных категорий работников предприятия и учитывать погрешности при использовании конкретного метода.

5. Проведенный анализ кадрового состава УФПС Алтайского края показал, что в целом структура работников предприятия соответствует целевым установкам его развития на перспективу. Однако наблюдается недоукомплектованность штатов. Недостаточно благоприятные условия работы, связанные с особенностью деятельности предприятия, вызывают недостаточную привлекательность многих должностей для потенциальных работников. В этих условиях должна быть изменена политика оплаты труда работников, создания социальных перспектив для персонала организации. В целом необходимо повысить имидж ФГУП «Почта России» для увеличения потребности в трудоустройстве на предприятие.

6. Анализ образовательного уровня работников предприятия свидетельствует о необходимости расширенного воспроизводства образовательного потенциала. Образовательный уровень работников — достаточно низок, особенно с учетом потребностей для выполнения перспективных направлений инновационного экстенсивного и интенсивного развития предприятия.

7. Существующая система повышения квалификации и переподготовки специалистов не способна обеспечить восполнение и развитие образовательного потенциала. Долгие годы она оставалась неизменной, недостаточно выделяется средств на обучение сотрудников, не применяются новые виды, формы, методы обучения. К процессу обучения не привлекаются вузы края. Большие накладные расходы, связанные с потерянной производительностью, с организацией обучения в территориально отдаленных городах, не позволяют охватить обучением достаточное количество работников предприятия. К учебному процессу не привлекаются научно-исследовательские подразделения, консультационные службы. Слабо ведется работа с кадровыми агентствами, службами занятости. Предприятие остро нуждается в новой более эффективной системе воспроизводства образовательного потенциала организации.

8. Для кардинального устранения выявленных недостатков в кадровой политике предприятия в части формирования, развития и использования образовательного потенциала разработана методика, по которой составлен комплексный стратегический план расширенного воспроизводства образовательного потенциала УФПС Алтайского края до 2010 г. разработанная методика позволила на основе предпрограммных исследований выявить внешние и внутренние факторы воздействия на процесс воспроизводства образовательного потенциала, их ограничивающее влияние. На основе стратегии развития предприятия были определены основные программы развития отдельных сторон деятельности предприятия для обеспечения развития образовательного потенциала, а также целевые программы, которые направлены на «расшивку узких мест» в образовательном уровне персонала организации: «Кадры», «Корпоративная культура», «Маркетинг», «Демократизация управления», «Инновация», «Качество».

На основе проведенного анализа была сформирована миссия предприятия.

Миссией УФПС Алтайского края в области кадровой политики является: обеспечение расширенного воспроизводства образовательного потенциала организации посредством подготовки высококвалифицированных специалистов для потребностей развития предприятия, обладающих высокими гражданскими и нравственными качествами, отвечающих международным конкурентным требованиям к специалистам через:

— интеграцию учебно-научно-консультационногых ресурсов Алтайского края и РФ;

— эффективную организацию и высокое качество образовательного процесса путем организации консорциумной формы обучения персонала;

— целенаправленное обеспечение получения и распространения знаний, умений, навыков персоналом организации.

Основная концептуальная цель стратегического развития УФПС Алтайского края в области создания и использования образовательного потенциала: Превращение УФПС Алтайского края в устойчивую саморазвивающуюся систему, обеспечивающую опережающее расширенное воспроизводство образовательного потенциала для выполнения стратегических направлений развития и инновационно-ориентированного совершенствования всех сторон деятельности организации.

9 Разработаны основы управления реализацией разработанного комплексного стратегического плана воспроизводства образовательного потенциала:

— Создание системы карьерного роста на предприятии. Карьера рассматривается как индивидуально осознанная позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека. Различают два вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную. Разработан процесс обеспечения карьерного роста работников предприятия. Разработана схема карьерного роста для УФПС Алтайе^гажрявация и повышение эффективности заработной платы, как мотивирующего фактора для повышения образовательного уровня работников предпроиятия. На данный момент заработная плата не является мотивирующим фактором для персонала компании. Это вполне закономерно, так как функция компании и деятельность каждого сотрудника изменились, а формирование денежной компенсации, дотаций и премий осуществляется на основе сложившейся системы. Предлагаемая система прозрачна и стимулирует карьерный рост работников". Одно из преимуществ системы — новые подходы к премированию работников. Процесс внедрения можно представить в последовательном выполнении следующих действий: подробное описание текущих должностей УФПС Алтайского края, структурирование полученной информации, наложение системы заработной платы на систему карьерного роста.

— Создание корпоративной системы обучения. Система обучения должна с одной стороны служить средством достижения целей компании, а с другойдолжна является дополнительным стимулированием сотрудников, добившихся определенных успехов и желающих продолжить свое развитие.

10. Для обеспечения расширенного воспроизводства образовательного потенциала была разработана модель корпоративного обучения персонала организации с использованием консорциумного принципа участия. Группируя составляющие предложенной модели, можно условно выделить кадровые, учебные, научные, консультационные структуры, инфраструктуру рынка трудовых ресурсов. Ядром консорциума, обеспечивающего оказание всего комплекса образовательных услуг для предприятия является Сибирский учебно-научно-образовательный центр «Почта России», который является координатором взаимодействия всех структур консорциума. Предлагается этот центр создать при одном из ведущих вузов Алтайского края технической направленности. Предлагается в качестве базового вуза выбрать ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова». В представленном положении об учебном центре уточняются его основные задачи, особенности функционирования. Приблизительная оценка экономической эффективности создания системы расширенного воспроизводства образовательного потенциала УФПС Алтайского края на основе модели консорциумной формы обучения свидетельствует об экономической целесообразности ее реализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный Закон РФ от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ред. от 27.04. 2004 г.) «Трудовой кодекс РФ» (принят ГД ФС РФ 21.12.2001 г.).
  2. Федеральный Закон РФ от 25.02.1999 г. № 39-Ф3 (ред. от 02.01. 2000 г.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (принят ГД ФС РФ 15.07.1998 г.).
  3. Федеральный Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266−1 ФЗ (ред. от 05.03.2006 г.) «Об образовании».
  4. Федеральный Закон РФ от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 07.07.2003 г., с изм. от 23.12.2003 г.) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  5. , В.В. Управление персоналом: технология формирования команды / В. В. Авдеев. М.: Финансы и статистика, 2002. — 544 с.
  6. Р.З. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при разных формах хозяйствования : учебное пособие / Р. З. Акберин, А.Я. Киба-нов.-М. :ГАУ, 1993.-168 с.
  7. Акмеология / под ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2002. — 138 с.
  8. Акмеология: методология, методы и технологии: материалы научной сессии, посвященной 75-летию члена-корреспондента РАО, президента МААН Н. В. Кузьминой. М.: РАГС, 1998. -243 с.
  9. Акмеология: учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003.-256 с.
  10. А.Р. Управление персоналом в коммерческом банке. -М.: СОМИНТЭК, 1997. -157 с.
  11. Альперин Л. Самооценка организаций инструмент их саморазвития // Стандарты и качество. — 2000. — № 1. — С. 58−61.
  12. М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-еиздание / перев. с англ.- под ред. С. К. Мордовина. СПб.: Питер, 2004. -832 с.
  13. С.А. Методы акмеологических исследований / С.А. Аниси-мов, А. А. Деркач, Я. И. Конюхов, Б. С. Павлов. М.: РАГС, 2000. — 238 с.
  14. Ю.П., Бударов А. Ю., Попов А. Н., Привалов В. В. Управление инвестиционной активностью / Ю. П. Аниськин, А. Ю. Бударов, А. Н. Попов, В.В. Привалов- под ред. Ю. П. Аниськина. М.: ИКФОмега-Jl, 2002.-272 с.
  15. Асбари, Стивен. Корпоративные решения на базе Linux: пер. с англ. / Стивен Асбари. СПб. и др.: БХВ-Петербург, 2002. — 485 с.
  16. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.-198 с.
  17. В. Новый менеджмент. Управление предприятием на уровне высших стандартов.-М.: Экономика, 1997.
  18. В.И. Качество образования как ключевая цель Болонского процесса / Качество образования: системы управления, достижения, проблемы: материалы V Международной научно-методической конференции. -Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. Том I. — С. 26−28.
  19. И.Т. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2000. -208 с.
  20. В.И. Менеджмент в современном бизнесе. Кн. 1. Начала менеджмента. Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. — 200 с.
  21. Н.П. Управление персоналом : учеб. пособие / Н.П. Беляц-кий, С. Е. Велесько, П. Ройш. Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. -352 с.
  22. М.А. Интеллектальный капитал развивающейся фирмы: проблемы идентификации и измерения / М. А. Бендиков, Е. В. Джамай // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 4. — С. 3−24.
  23. И.А. Управление прибылью. 2-е изд., расш. и доп. — К.: Ника-Центр, Эльга, 2002. — 752 с.
  24. А.А. Интеллектуальная собственность: экономический аспект: учебное пособие / А. А. Бовин, JI.E. Чередникова. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. -216 с.
  25. Е.Н. Акмеология как наука, разрабатывающая проблемы развития зрелой личности и профессионализма / Е. Н. Богданов, В.Г. Зазы-кин // Ежегодник психологической службы департамента образования Калужской области.
  26. Е.Н. Прикладная психодиагностика / Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин. Калуга, 2001.-264 с.
  27. Е.Н. Введение в акмеологию / Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин. -Калуга: КГПУ, 2000. 156 с.
  28. Е.Н. Прикладная психодиагностика для руководителей и специалистов кадровых служб / Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин. Калуга: КГПУ, 2003.- 184 с.
  29. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характера стики и условия достижения. М.: Флинта-Наука, 1998. — 138 с.
  30. А.А. О феномене АКМЕ и некоторых закономерностях его формирования и развития // Мир психологии. 1995. — № 3.
  31. А.А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Сталин. СПб.: Речь, 2000.
  32. В.А. Психология профессиональной пригодности : учебн. пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ, 2001. — 511 с.
  33. Большой энциклопедический словарь: в 2-х томах / гл. ред. A.M. Прохоров. -М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т. 1. — 1991. — 863 с.
  34. Большой энциклопедический словарь: в 2-х томах / гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1991. — Т. 2. — 895 с.
  35. Г. Л. Управление качеством образовательного процесса / Г. Л. Бордовский, А. А. Нестеров, С. Ю. Трапицып. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 359 с.
  36. В.П. Социальная синергетика и акмеология / В. П. Бранский,
  37. С.Д. Пожарский. СПб.: Политехника, 2002. — 476 с.
  38. Э. Интеллектуальный капитал / пер. англ.- под ред. JI.H. Ковалик. Спб.: Питер, 2001. — 288 с.
  39. Г. В. Современная американская психология развития / Г. В. Бурменская, Л. Ф. Обухова, А. И. Подольский. М.: МГУ, 1996. — 295 с.
  40. В.В. Сравнительная характеристика систем высшего и дополнительного профессионального образования / В. В. Валентинов, Ю. Ю. Ухин // Дополнительное профессиональное образования. М. — № 6 10. 2004.-С. 10−14.
  41. Н.В. К вопросу об индивидуально-психологических особенностях возрастной динамики творческой продуктивности профессиональной деятельности. М.: МААН, 1996. — 138 с.
  42. А.А. Психолого-педагогические основы образования взрослых: современные модели обучения: Ст. 3 // Новые знания. 2002. -№ 1. -С. 13−17.
  43. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М., 1990.-134 с.
  44. О.С. Стратегическое управление : учебник для студентов и аспирантов вузов по специальности «Менеджмент». М.: МГУ, 1995. — 432 с.
  45. С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
  46. О.Н. Мотивация труда персонала финансово-кредитных организаций. М.: Изд-во «Экзамен», 2002. — 204 с.
  47. В.А. Учебные заведения в условиях экономики переходного периода. Концепция развития / Ин-т управления экономики. СПб., 2001. -270 с.
  48. А.С. Эффективность использования и подготовки специалистов. -Мн., 1985.- 193 с.
  49. В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. М.: МНИИПУ, 1997. — 184 с.
  50. М.В. Суперкадры: Управление персоналом в международной корпорации. М.: Дело ЛТД, 1993. — 208 с.
  51. М.В. Управление трудом (теория и практика капиталистического хозяйствования). М.: Наука, 1990. — 196 с.
  52. Е.В. Измерение качества жизни / В. И. Галлеев, Т.Ю. Дво-рук. М.: РАН. №кг социологии и др., 1993. — 536 с.
  53. В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды / В. А. Демин // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 4. -С. 34−42.
  54. А.А. Психология развития профессионала / А. А. Деркач, В. Г, Зазыкин, А. К. Маркова. М.: РАГС, 2000. — 304 с.
  55. А.А. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Ю. В. Синягин. -М.: РАГС, 1999. 185 с.
  56. И.А. Эстетическая потребность. М., 1976. — 106 с.
  57. И.Н. Психологические аспекты управления кадрами. -Владивосток: ПИПГЖКГС, 1997. 138 с.
  58. Жиц Г. И. Инновационный потенциал: монография / Саратовский государственный технический университет. Саратов, 1999. — 132 с.
  59. П.В. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера / П. В. Журавлев, С. А. Карташов, Н. К. Маусов, Ю. Г. Одегов. М.: Экзамен, 1999. — 576 с.
  60. Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. М.: Финстатинформ, 2002. — 360 с.
  61. Н.П. О системе оценки персонала //Деньги и кредит.1999.-№ 11.-С. 48−51.
  62. В.Г. Менеджер: психологические секреты профессии / В. Г. Зазыкин, А. П. Чернышев. -М.: ЦИТП, 1992. 135 с.
  63. Г. Г. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент / Г. Г. Зайцев, С. И. Файбушевич. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1992. — 185 с.
  64. Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1997. — 135 с.
  65. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 164 с.
  66. В.Г. Экономика: Энциклопедический словарь. М.: Интерпрессервис- Книжный Дом, 2003. — 720 с.
  67. М.С. Психологическая компетентность руководителя и эффективность антикризисного управления. М.: МААН, 2002. — 194 с.
  68. Институт технической эстетики. Разработка концепции качества жизни // http://www.advtech.ru/vniite/lifequal.htm.7Q. Карлофф Б. Деловая стратегия / пер. с англ. М.: Экономика, 1991. — 285 с.
  69. А.Я. Оценка экономической эффективности совершенствования управления машиностроительным предприятием. М.: МИУ, 1990. -195 с.
  70. А.Я. Формирование системы управления персоналом /
  71. A.Я. Кибанов, Д. К. Захаров. -М.: ГАУ, 1993. 148 с.
  72. А.В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: теория, методология, технологии. М.: Соль, 1998.
  73. Книга работника кадровой службы: учеб. справ, пособие / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ- под общ. ред. Е. В. Охотского,
  74. B.М. Анисимова. -М.: Экономика, 1998.-494 с.
  75. В.А. Качество жизни и региональное развитие // Технологии качества. 2001. — № 1. — Т. 1.
  76. Е.А. Становление профессионала. М.: Воронеж :1. МПСИ, 1996.-95 с.
  77. Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: МПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.
  78. СМ. Интеллектуальные ресурсы общества. Спб.: ИВЭ-СЭП, Знание, 2002. — 199 с.
  79. Е.В. Обеспечение качества образовательного процесса : научно-методические материалы / Е. В. Клычева, О. П. Меркулова. Волгоград: Перемена, 2000. — 28 с.
  80. О.В. Ценностный контекст управленческой деятельности руководителя // Психологические и акмеологические проблемы управленческой деятельности.'-Ульяновск: УлГУ, 1997.
  81. В.А. Интеллектуальный капитал: экономическое содержание и особенности воспроизводства: автореферат диссертации. к.э.н. / Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации. М. :2001. -24 с.
  82. А.Н. Математический и экономический анализ интеллектуального капитала : автореферат диссертации. д.э.н. / Центральный экономико-математический институт Российской Академии наук. М., 2002. 28 с.
  83. Дж. Управление персоналом в современных организациях/ Коул Дж.: пер. с англ. Н. Г. Владимирова. М: ООО «Вершина», 2004. -352 с.
  84. Р.А. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1993.
  85. В.М. Стажировка и профессиональная переподготовка в системе пожизненного образования // Мир образования образование в мире.-2003.-№ 3.-С. 164−177.
  86. Н.В. Предмет акмеологии. СПб.: Политехника, 2002.
  87. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М.: Высшая школа, 1990.
  88. Курс экономической теории / под общ. ред. Чепурина М. Н., Кисе левой Е.А.: учебное пособие. Киров: Изд-во АСА, 1995. — 624 с.
  89. Р. Экономикс / Р. Кэмпбелл, Брю Макконнелл, JI. Стенли. -М.: Республика, 1995.-Т. 1.-399 с.
  90. .Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. -М.: Издательство Центр «Акционер». 2002. — 196 с.
  91. И.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа: Учебно-справочное пособие / И. В. Липсиц, В. В. Косов. М.: Изд-во БЕК, 1996.-304 с.
  92. Л.И. Управление организацией :учеб. пособ. М.: Омега-Л, 2004.-360 с.
  93. М.И. Современные персонал-технологии / М. И. Магура, М. Б. Курбатова. М.: ООО «Журнал „Управление персоналом“, 2003. — 38 с.
  94. В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. -М.: РАГС, 2001.
  95. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.
  96. О.В. Системный подход к оценке качества образования / О. В. Марухина, О. Г. Берестнева // Стандарты и качество. 2002. — № 4. -С. 35−36.
  97. Менеджмент организации: учебное пособие З.П./ Румянцева, Н. А. Соломатин, Р. З. Акбердин и др. М.: ИНФРА-М, 1995. -432 с.
  98. М.Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1992.
  99. Л.Г. Формы собственности предприятий и структура занятости населения (на примере Алтайского края) / Л. Г. Миляева, О. И. Маркелов // ЭКО. 2001. — № 1. — С. 48−55.
  100. ЮО.Михеева Н. А. Менеджмент в социально-культурной сфере: учеб. пособие / Н. А. Михеева, Л. Н. Галенская. СПб., 2000. — 170 с.
  101. А.К. Управление человеческими ресурсами: регион, территория, организация: тезисы доклада межд. научно-практ. конф. / Адм. Алт.
  102. Края, комитет адм. края по труду. Барнаул, 2001. — 287 с.
  103. Ю2.Мишурова И. В. Управление мотивацией персонала: учебно-практическое пособие / И. В. Мишурова, П. В. Кутелев. Изд-е 2-е, испр. й доп. И.: ИКЦ „МартТ“, 2004. — 240 с.
  104. В.В. Государственное регулирование экономики : учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. — 309 с.
  105. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. Спб.: Питер, 2003. — 512 с.
  106. Мотивация и оплата труда в рыночной экономике / под ред. А. В. Давыдова и др. Новосибирск: „Наука“, 2003. — С. 214.
  107. Юб.Одегов Ю. Г. Банковский менеджмент: управление персоналом: учебное пособие / Ю. Г. Одегов, Т. В. Никонова, Д. А. Безделов. М.: Изд-во „Экзамен“, 2004. -448 с.
  108. Основные направления социально-экономического развития российской федерации на долгосрочную перспективу. 2001. — 237 с.
  109. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: учеб. пособие / под ред. П. Н. Завлина и др. И.: Экономика, 2000. — 475 с.
  110. Основы управления персоналом / под ред. Б. М. Генкина. М.: Высшая школа, 1996. — 356 с.
  111. ПЗ.Пиняева С. Е. Личность и профессиональное развитие в период взрослости / С. Е. Пиняева, В .Я. Андреев // Вопросы психологии. 1998. — № 2.
  112. И.Питере Т. В поисках эффективного управления / Т. Питере, Р. Уо-терман. М.: Прогресс, 1986. — 285 с.
  113. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Высшая школа, 1981.-348 с.
  114. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 159 с.
  115. И.А. Справочник экономиста по труду / И. А. Поляков, К. С. Ремизов. М.: Экономика, 1988. — 478 с.
  116. С.Г. Управление персоналом : учебное пособие. М.: Ось-89, 2004.- 144 с.
  117. В.П. Руководство персоналом организации : учебник. -М.: Аспект-Пресс, 1998. 382 с.
  118. Психология в управлении человеческими ресурсами: учебн. по-соб. / Т. С. Кабаченко. СПб.: Питер, 2003. — 400 с.
  119. Психология профессиональной подготовки / Никифоров Г. С., Зи-мичев A.M. и др. / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1993. — 172 с.
  120. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / под ред. А. А. Реана. СПб.: Еврознак, 2001.-581 с.
  121. Психология. Словарь / под ред. А. В. Петровского и М.Г. Ярошевско-го. М.: Политиздат, 1990. — 390 с.
  122. Психолого-акмеологическая служба. Настольная книга практического психолога / под ред. Е. А. Яблоковой. М.: РАГС, 2001. — 254 с.
  123. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления / под ред. А. А. Деркача и Э. А. Манушина. -М. :РАГС, 1997.-224 с.
  124. В.П. Руководство персоналом организации : учебник. -М.: Аспект Пресс, 1999. 279 с.
  125. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. М.: Издательский дом „Красная площадь“, 1996.-400 с.
  126. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005: стат. сб. / Госкомстат России. М., 2006. — 863 с.
  127. Россия в цифрах. 2005: крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 2006.-398 с.
  128. Ю.М. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа) / Ю. М. Резник, Е. А. Смирнов. М., 2002. -159 с.
  129. Ш. Садкова А. В. Формирование оптимальной профессиональной самооценки.-М.: МААН, 1998.
  130. П. Экономика. Т. 1. — М.: НПО „Алгон“, 1993. — 579 с.
  131. СИ. Менеджмент персонала / С. И. Самыгин, Л.Д. Столя-ренко. -М.: Зевс, 1997.-345 с.
  132. Т. Управление по результатам / Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен и др. М.: Издательская группа „Прогресс“, 1993.-258 с.
  133. К.В. Инновации и интеллектуальный капитал в промышленности : автореферат диссертации. к.э.н. / Центральный экономико-математический институт Российской академии наук. М.: 2002. — 16 с.
  134. А.В. Проблемы формирования технологий бизнес-знаний современных фирм // Менеджмент в России и зарубежом. 2003. -№ 2.-С.43−51.
  135. П. Новая работа для лидера: построение самообучающейся организации / Управление обучением: Хрестоматия. М.: МЦЦО ЛИНК, 1996.-265 с.
  136. Система работы с кадрами управления / под ред. Шаховой В. А. -М.: Мысль, 1984.-222 с.
  137. Система управления персоналом на предприятии. М.: Всероссийский центр производительности, 1993. -185 с.
  138. .М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом. М.: ГАУ, 1996. — 215 с.
  139. Ш. Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом.1. Спб.: Питер, 2000.-256 с.
  140. В.А. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2001. — 286 с.
  141. Социально-экономический мониторинг регионов Сибирского федерального округа за январь-декабрь 2004 г.: стат. бюл. / Алтайский краевой комитет государственной статистики. Барнаул, 2005. — 66 с.
  142. С.И. Управление карьерой : учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.-408 с.
  143. Э.Е. Как управлять персоналом? М.: Бизнес- школа „Интел-синтез“, 1995. — 154 с.
  144. Статистический словарь / под ред. Королева М. А. Изд. 2-е, пере-раб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1989. — 435 с.
  145. Статистический словарь / под ред. Ю. А. Юркова. М.: Финанста-тинформ, 1996.-458 с.
  146. Д. Управление организационным знанием // Менеджмент в России и за рубежом. -1999. № 1.
  147. Т. Богатство от ума. Минск: Парадокс, 1998 — 870 е.
  148. Т. Интеллектуальный капитал // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: 1999.- С. 389−390.
  149. В.В. Основы кадрового менеджмента / В. В. Травин, В. А. Дятлов. М.: Дело ЛТД, 1995. — 286 с.
  150. Трейси Диана. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. На стольная книга. М.: Автор, 1993. — 319 с.
  151. А.И. Системный подход и общая теория систем. М. :1. Мысль», 1978. 272 с.
  152. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / под ред. Р. Мара, Г. Шмидта. М.: Изд-во МГУ, 1997. — 480 с.
  153. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я. Киба-нова. 2-е изд. доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 638 с.
  154. Управление персоналом на производстве: учеб. пособие для вузов / под ред. Н. И. Шаталовой, Н. М. Бурносова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -381 с.
  155. Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. Т. Ю. База рова, Б. Л. Еремина. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ, 2001. — 560 с.
  156. Управленческое консультирование / под ред. М. Куба. М.: Интер эксперт, 1992.-321 с.
  157. Управление развитием и изменением. Кн. 2: Подходы к развитию и изменениям в менеджменте / под ред. Э. Фраймера. М.: МЦЦО ЛИНК, 1998.- 68 с.
  158. Управление развитием и изменением. Кн. 3: Управление и обучение / под ред. Г. Салимана, Дж. Батслера, С. Пирс. М.: МЦДО ЛИНК, 1998. -136 с.
  159. Э.А. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе / Э. А. Уткин, А. И. Кочеткова. -М.: Акалис, 1996.
  160. Ф. Управление инвестициями : пер. с англ. -М.: ИНФРА-М., 2000.-932 с.
  161. Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. Спб.: Питер, 2001.-342 с.
  162. В.Н. Руководителю о принятии решений. — 2-е изд., испр. и доп. — М., Инфра-М, 1996. — 272 с.
  163. Ю.А. Управление персоналом : учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 446 с.
  164. О.И. Проблемы подготовки и переподготовки руководителей // Известия АТУ. 2002. — № 2. — С. 120−122.
  165. С.В. Стратегическое управление персоналом в эпоху Интернета / С. В. Шекшня, Н. Н. Ермошкин. Изд. 6-е перераб. и доп. М.: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез», 2002. — 336 с.
  166. В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. М.: Норма -Инфра-М, 1998.-385 с.
  167. С.В. Управление персоналом : учебно-практическое пособие. М.: Бизнес-школа «Интел- Синтез», 1996. — 397 с.
  168. Основы кадрового менеджмента: учебник. Кн. 1.: Планирование и организация управления кадрами. — 2-е. изд., перераб. и доп. -К.: МЗУУП, 1993.- 188 с.
  169. Л. Интеллектуальный капитал / Л. Эдвинссон, М. Мэлоуин // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: 1999.-С. 434.
  170. Экономика знаний / В. В. Глухов, С. Б. Коробко, Т. В. Маринина. -СПб.: Питер, 2003. 528 с.
  171. Экономика фирмы: учебник для вузов / под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 461 с.
  172. Экономическая энциклопедия / науч. -ред. совет изд-ва «Экономика" — Ин-т экон. РАН- гл. ред. Л И. Абалкин. М.: Экономика, 1999. — 650 с.
  173. Энциклопедический социологический словарь / общая ред. академика РАН Г. В. Осипова. М.: РАН Ин-т соц.-полит. исслед., 1995. — 432 с.
  174. Эффективный экономический рос: теория и практика / под ред. Т. В. Чечелевой. М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 320 с.
  175. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: АКАЛИС, 1996.
  176. Е.А. АКМЕ как феномен развития группы, общности // Акмеология. 2002. — № 1.
  177. Atkinson J. An Introduction to Motivation. N.Y., 1964.
  178. Atkinson J.W., Litwin G.H. Achivement motive and test anxiety con ceived as motive to approach success and motive to avoid failure // Journal of Abnormal and Social Psychology. I960. — 60.
  179. Atkinson J.W., Raynor J.O. Motivation and Achievement. — Wash D. C. 1974.
  180. , D.A. (1993) Building a learning organization, Harvard Business Review, Juli-August, pp. 78−91.
  181. Maslow A. H. Motivation and Personality. -N.Y., 1954.
  182. Heckhausen H. Motivationsanalyse der Anspruchsniveau. Setzung. Psychologische Forschung. 1 -955,25.
  183. Madsen К. B. Modern Theories of Motivation. Copenhagen. Verl. Psychol, 1959.
  184. Pedler, M, Bufgoyne, J and Boydell, T (1991) The Learning Company: A strategy for sustainable development, McGraw-Hill, London.
  185. , P. (1990), The Fifth Discipline — the Art and Practice of the Learning Organization, Doubleday (British edition, 1992, published by Century Business).
  186. , E.H. (1990), Organizational Culture, American Psychologist, 45, pp.109.
  187. , E.H. (1985), Organizational Culture and leadership, Jossey Bass, New York.
Заполнить форму текущей работой