Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование архитектуры общественно-торговых центров на территориях, прилегающих к главным транспортным магистралям крупнейших городов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность работы. Транспортные магистрали крупнейших городов активно приобретают, помимо главного назначения, -транспортной артерии, — функцию торгово-деловой зоны. Общественно-торговые центры (ОТЦ) возникают вдоль крупных автомагистралей, вне ядра мегаполисов, как результат ряда преимуществ такого расположения: удобства подъезда для покупателей и подвоза товаров, относительно низкой стоимости… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ФАКТОРЫ И ТРЕБОВАНИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ И КОМПОЗИЦИОННОЕ РЕШЕНИЯ ОТЦ
    • 1. 1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ОТЦ
      • 1. 1. 1. Торговая функция
      • 1. 1. 2. Коммуникационная функция
      • 1. 1. 3. Складская функция
      • 1. 1. 4. Рекреационная функция
      • 1. 1. 5. Функция общепита
      • 1. 1. 6. Техническая функция
      • 1. 1. 7. Административная и сервисная функция
      • 1. 1. 8. Офисная функция
      • 1. 1. 9. Функция коммунального обслуживания
      • 1. 1. 10. Гостиничная функция
      • 1. 1. 11. Жилая функция
      • 1. 1. 12. Парковочная функция
      • 1. 1. 13. Функция обеспечения безопасности
    • 1. 2. КОМПОЗИЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
      • 1. 2. 1. Транспортные сети
      • 1. 2. 2. Высотность зданий комплекса ОТЦ
      • 1. 2. 3. Окружающая застройка и природный комплекс
      • 1. 2. 4. Композиционное построение
      • 1. 2. 5. Ландшафт, геология и форма участка
    • 1. 3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
    • 1. 4. ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
    • 1. 5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
    • 1. 6. ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
  • ВЫВОДЫ
  • Глава II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА
    • 2. 1. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫХ ЭПОХ ДО XX ВЕКА
      • 2. 1. 1. Общественно-торговый центр в эпоху Античности
      • 2. 1. 2. Общественно-торговый центр в эпоху Феодализма
      • 2. 1. 3. Гостиный двор
      • 2. 1. 4. Торговый пассаж
      • 2. 1. 5. Универсальный магазин начала XX века
      • 2. 1. 6. Развитие торговли в советский период
      • 2. 1. 7. Ярмарки и выставки-продажи
    • 2. 2. СОВРЕМЕННЫЙ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ОБЩЕСТВЕННО-ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ В КРУПНЕЙШИХ ГОРОДАХ.'
      • 2. 2. 1. Возникновение торгового центра нового типа в США
      • 2. 2. 2. Современные Европейские ОТЦ
    • 2. 3. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И
  • СТРОИТЕЛЬСТВА ОТЦ КОНЦА XX НАЧАЛА XXI вв
  • ВЫВОДЫ
  • Глава III. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОТЦ В УСЛОВИЯХ КРУПНОЙ МАГИСТРАЛИ. ПРЕДЛАГАЕМАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОТЦ
    • 3. 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАСТКОВ ПОД РАЗМЕЩЕНИЕ ОТЦ НА МКАД
      • 3. 1. 1. Социально-экономический анализ
      • 3. 1. 2. Градостроительный анализ
      • 3. 1. 3. Анализ транспортной структуры
      • 3. 1. 4. Экологический анализ
    • 3. 2. ТИПЫ ОТЦ
      • 3. 2. 1. По главной функции
      • 3. 2. 2. По мощности основного процесса
      • 3. 2. 3. По композиционному решению
    • 3. 3. СТРУКТУРА ОТЦ
      • 3. 3. 1. Протяженная (линейная) и компактная схемы
      • 3. 3. 2. «Г-образная» и «Т-образная» схемы
      • 3. 3. 3. «Звездообразная» схема
      • 3. 3. 4. «Сеточная» схема
    • 3. 4. РЕШЕНИЕ ОСНОВНЫХ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
    • 3. 5. РАСЧЕТ И ПОСТРОЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА КОМПЛЕКСА ОТЦ С УЧЕТОМ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
    • 3. 6. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ СХЕМЫ КОМПЛЕКСОВ ОТЦ
    • 3. 7. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
    • 3. 8. ПРОВЕРКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ АВТОРА ПУТЕМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
  • ВЫВОДЫ
  • ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИИ

Формирование архитектуры общественно-торговых центров на территориях, прилегающих к главным транспортным магистралям крупнейших городов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Транспортные магистрали крупнейших городов активно приобретают, помимо главного назначения, -транспортной артерии, — функцию торгово-деловой зоны. Общественно-торговые центры (ОТЦ) возникают вдоль крупных автомагистралей, вне ядра мегаполисов, как результат ряда преимуществ такого расположения: удобства подъезда для покупателей и подвоза товаров, относительно низкой стоимости земли и арендной платы за помещения, и связанной с этими факторами более низкой цены на товары и услуги. Такие центры привлекают постоянный поток покупателей (табл.2), так как обладают обширным ассортиментом и большим оборотом товаров, что в свою очередь является гарантией качества и защитой от подделок. Характерным примером главной транспортной магистрали является 108-километровая Московская Кольцевая Автомобильная Дорога (МКАД), вдоль которой размещается двенадцать крупных и несколько десятков более мелких ОТЦ. Более того, Генеральный План развития г. Москвы до 2025 г. содержит информацию о семнадцати участках, расположенных на МКАД, предназначенных для строительства ОТЦ [107]. Такое бурное развитие примагистральных территорий характерно не только для МКАД [28], подобная ситуация складывается практически на всех главных транспортных магистралях крупнейших городов. Поэтому необходимо выработать принципиальные рекомендации для разработки проектов ОТЦ в условиях крупной магистрали, опираясь на зарубежный опыт проектирования и примеры реализации таких центров на МКАД.

Очевидно, что интенсивное освоение территорий, прилегающих к крупным автомагистралям, требует полноценного архитектурного осмысления, комплексного решения поставленной задачи. Необходимо выявление закономерностей формирования различных архитектурно-планировочных и функциональных решений общественно-торговых центров. Важно также создание выразительной пространственной архитектурной композиции центров, восприятие архитектуры которых осуществляется из движущегося автомобилянеобходимо принятие правильного архитектурного масштаба строений, их колористического решения, с учетом особенностей участка застройки, использование архитектурного решения в качестве запоминающегося рекламного образа и ряда других факторов. Все выше сказанное говорит об актуальности выбранной темы.

Изучение вопроса формирования архитектуры общественно-торговых центров опирается на исследования, проведенные в различные годы: М. Т. Лином, Д. JI. Лукаевым, Э. Нойфертом, А. И. Урбахом, К. Koolhaas.

В последние годы были защищены диссертации в области торговых центров архитекторов А. В. Суровенкова и В. В. Емеца.

В разное время проблемой общественных и торговых зданий занимались следующие институты и проектные организации: ЦНИИЭП торговых зданий и туристских комплексов, ЦНИИЭП жилища, Институт общественных зданий Госстроя России.

В связи с изменившимися социально-экономическими и политическими условиями в России, многие ранее выработанные научные рекомендации, в области проектирования ОТЦ, устарели. В корне изменился принцип ведения торговлимагазины служат не просто центром распределения товара, а объектом инвестиций, приносящим хорошую прибыль. В структуре ОТЦ появились новые офисно-деловые и досугово-развлекательные блоки. Изменился и сам подход посетителей к общественно-торговым центрам. Если раньше покупатель приходил в магазин чтобы приобрести необходимый ему товар, то теперь он может, не выходя из ОТЦ, удовлетворить многие свои потребности. В современном ОТЦ могут располагаться магазины, офисы, развлекательные учреждения, кафе и рестораны, кинотеатры и выставочные залы, гостиницы, жилые помещения и многое другое. Имеются рекомендации по организации архитектурно-планировочной и функционально-экономической структуры отдельных блоков ОТЦ, но решения вопросов создания комплексной структуры центра с точки зрения соответствия их новым требованиям современного общества пока не рассматривались. Также только в последние несколько лет в России начали обращать внимание на проблемы, возникающие в связи с пребыванием и работой в подобных центрах маломобильных групп населения (МГН).

Проектирование общественно-торговых центров в наше время опирается на действующие документы: СНиП 31−06−2009 «Общественные здания и сооружения» [115], МГСН 1.01−99 «Нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы» [103], МГСН 4.04−94 «Многофункциональные здания и комплексы» [104], МГСН 4.19−2005 «Временные нормы и правила проектирования многофункциональных высотных зданий и зданий-комплексов в городе Москве» [106], а также другие нормы и правила, приведенные в списке использованной литературы [114, 117]. В них также не отражены вопросы структуры и композиции ОТЦ.

Целью диссертации является разработка принципов и приемов организации архитектурно-планировочной структуры и архитектурной композиции общественно-торговых центров, расположенных на территориях, прилегающих к главным автомагистралям крупнейших городов, с учетом комплекса градостроительных, экономических, экологических и др. факторов.

В процессе исследования были решены следующие задачи;

— Определен комплекс факторов и требований, влияющих на формирование архитектурно-планировочного решения ОТЦ.

— Проанализирован современный отечественный и зарубежный опыт формирования архитектуры ОТЦ и выявлены достоинства и недостатки наиболее характерных комплексов.

— Выявлены и классифицированы основные типы ОТЦ.

— Определены основные принципы расположения ОТЦ на главных автомагистралях крупнейших городов и выявлены наиболее приемлемые участки под размещение центров на МКАД.

— Определены основные параметры и функциональные группы ОТЦ.

— Разработаны принципиальные объемно-планировочные схемы общественно-торговых центров.

— Разработаны рекомендации по архитектурному проектированию ОТЦ на территориях, прилегающих к главным транспортным магистралям крупнейших городов.

— Проверена, путем экспериментального проектирования, правильность выдвинутых научных положений.

Научная новизна работы:

— Определены факторы и требования, оказывающие влияние на архитектуру примагистральных общественно-торговых центров.

— Проведен анализ современных отечественных и зарубежных ОТЦ и выявлены их основные достоинства и недостатки.

— Выявлены основные функциональные группы помещений и их параметры, присущие современному ОТЦ, установлены взаимосвязи между ними.

— Определены принципы расположения ОТЦ и выявлены наиболее характерные требования к участкам их размещения.

На защиту выносится концепция формирования? архитектуры, общественно-торговых центров на территориях, прилегающих к МКАД и другим главным транспортным магистралям крупнейших городов, в, основу которой положены вышеперечисленные позиции раздела о научной новизне работы.

Объектом исследования являются здания и комплексы общественно-торговых центров и система размещения этих зданий.

Границы исследования* охватывают формирование функциональных и композиционных типов ОТЦ на территориях, прилегающих к главным автомагистралям крупнейших городов, в частности к МКАД.

Методика исследования включает:

— Изучение литературных источников, проектных материалов и данных Интернета.

— Натурные обследования. Проведены в 14 ОТЦ, из которых 12 отечественных (10 расположены на МКАД) и два, зарубежных. Анкетный опрос посетителей и персонала ОТЦ по анкете приведенной в диссертации, проведен в 9-ти московских общественно-торговых центрах.

— Разработку теоретических моделей общественно-торговых центров для различных участков автомагистрали.

— Проведение предпроектных и проектных разработок по выявленным моделям ОТЦ.

Практическое значение результатов работы заключается в возможности использования предложений и рекомендаций диссертации для совершенствования нормативных документов, пособий, составления, заданий на проектирование, разработки планировочных решений новых ОТЦ, в том числе в дипломном проектировании архитектурных вузов. Предложенные рекомендации могут быть использованы при разработке Генплана.Москвы.

Апробация.

Основные положения диссертации доложены на четырех научно-практических конференциях в МГСУ и опубликованы в пяти научных статьях, одна из которых в журнале, рекомендованном ВАК.

По теме диссертации опубликованы работы:

1. Степанов В .К., Теслер К. И. — Расчет коммуникационных параметров общественно-торговых центров с учетом участия в движении покупателей-инвалидов// Научно-технический журнал «Вестник МГСУ» № 4. Москва 2009. С. 225−230.

2. Теслер К. И. — Архитектурно-планировочные решения при проектировании торговых центров // Сборник материалов научно-технической конференции по итогам научно-исследовательских работ студентов факультета ПГС, Москва 2005. С. 62−63.

3. Теслер К. И. — Архитектура торговых центров // Сборник докладов четвертой международной (IX традиционной) научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и докторантов: «Строительство — формирование среды жизнедеятельности». Москва 2006. С. 54−57.

4. Теслер К. И. — Многофункциональный центр в Крылатском. Использование современных технологий в проектировании // Сборник научных докладов научно-практической конференции: «Научно-техническое творчество молодежи — путь к обществу, основанному на знаниях». Москва 2007. С. 84−86.

5. Теслер К. И. — Влияние функциональной деятельности общественно-торгового центра на его архитектуру // Сборник докладов пятой международной (X традиционной) научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и докторантов: «Строительство — формирование среды жизнедеятельности». Москва 2008. С. 54−57.

Основные результаты исследования внедрены в следующих проектных работах:

Проект ОТЦ по адресу: г. Москва, Шмитовский проезд, вл. 40. (акт внедрения от 12 мая 2008 г.).

Проект торгово-развлекательного центра с офисными помещениями по адресу: Московская область, г. Реутов, Юбилейный проспект, 2А. (акт внедрения от 30 октября 2008г).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, изложенных на 121 странице машинописного текста, библиографии в 129 наименований, 29 таблиц и иллюстраций и 6 приложений. Структура диссертации подчинена следующей логике исследования (табл.1):

ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИИ:

1. Научной основой диссертации служит теоретическая модель ОТЦ, созданная автором на базе изучения комплекса факторов, критериев, требований функционального, градостроительного, композиционного, социально-экономического, природно-климатического, экологического, конструктивного, физико-технического характеров, а также ретроспективного анализа развития ОТЦ в различные исторические эпохи.

2. Проведенный анализ функциональной деятельности ОТЦ показал, что для полноценной работы комплекс должен включать в себя следующие блоки помещений: торговых, складских, рекреационных пространств, общепита, администрации, сервиса, технических зон, коммуникационных пространств и парковочных площадей.

3. При выборе участка под строительство ОТЦ решающим фактором является наличие в непосредственной близости от него крупных транспортных магистралей, автобусных и железнодорожных вокзалов, станций электричек, метро и общественного транспорта. Кроме того необходимо учитывать форму, площадь, рельеф и геологию участка.

4. Предлагается классифицировать все общественно-торговые центры по трем основным типам:

Тип I — по главной функции (офисно-деловой, рекреационный и торговый);

Тип II — по мощности основного процесса (микрорайонные, районные, окружные, суперокружные, региональные и суперрегиональные);

Тип III — по композиции, (централизованный, блочный, павильонный и смешанный).

5. Планировочная структура комплекса должна строиться на соотношении и взаимодействии основного структурообразующего элемента «магнита» (крупный магазин, выставочный зал, конгресс-центр) и других вспомогательных элементов (небольшие магазины, антикварные салоны, офисы предприятий малого бизнеса). Проведенный анализ позволил выявить принципиальные схемы построения планировочной структуры комплекса с одним, двумя, темя и более «магнитами» .

6. Поиски пространственной архитектурной композиции (помимо соблюдения нормативных требований для конкретного района строительства) должны осуществляться с учетом: а) восприятия архитектуры ОТЦ как с пешеходного движения, так и из движущегося автомобиляб) использование архитектурного решения в качестве запоминающегося рекламного образа.

Решение этих задач осуществляется с применением всех средств палитры архитектора (силуэт, масштаб, масштабность, пропорции, цвет, фактура, рельеф местности, фон, на котором воспринимается архитектурный комплекс и д.р.).

7. Создание комфортных и безопасных условий для покупателей, относящихся к маломобильной группе населения (инвалидов, престарелых) следует осуществлять по следующим направлениям: а) выполнение расчета параметров коммуникационных пространств для смешанного потока посетителей ОТЦ на основе предложенного автором методаб) создания системы цветовых, звуковых, тактильных ориентиров и учета особенностей восприятия пространства инвалидами различных медицинских группв) создания среды для беспрепятственного перемещения инвалидов в структуре комплекса, а также устройства пожаробезопасных зон (несгораемых бункеров), легко доступных посетителям-инвалидам.

8. Из зарубежного опыта следует рекомендовать к использованию систему информирования и ориентирования в структуре центра, а также интерактивную систему управления зданием, обеспечивающую автоматическую доставку товаров в любую точку ОТЦ.

9. Эффективность выдвинутых предложений определяется по двум направлениям:

1) Социально-экономический аспект, связанный с повышением комфорта пребывания в ОТЦ для покупателей (в том числе и для инвалидов) и обслуживающего персонала, что связано с введением в структуру комплекса социально-значимых функциональных блоков, сокращением графиков движения, введением системы ориентиров и др.

2) Технико-экономический аспект, связанный с:

— использованием высокотехнологичных систем учета, хранения и перемещения товаров;

— рациональной структурой комплекса;

— объединением нескольких функций, в структуре одного центра, что способствует повышению прибыльности всего комплекса в целом;

— предварительным просчетом всех аспектов и определением сроков окупаемости комплекса.

I I.

Выполнение всех этих условий позволяет повысить прибыльность проекта на 5−7%.

10. Основополагающие принципы проектирования, изложенные в работе, были использованы автором при разработке технического задания на проектирование комплексов ОТЦ и внедрены в практику проектирования и строительства в г. Москве (что подтверждено актами внедрения), а также использованы в дипломном проектировании. Все это говорит о правильности идей, выдвинутых в диссертации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Архиважный этап // Молл. — 2004. — ноябрь. — С. 13−19.
  2. Архитектура Запада: модернизм и постмодернизм, критика концепций / Ш. Д. Аскаров и др. М.: Стройиздат, 1987. -178 е.: ил.
  3. Архитектурная композиция жилых и общественных комплексов / Л. И. Кириллова и др. —М.: Стройиздат, 1976. — 157 е.: ил.
  4. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений / под ред. И. Е. Рожина. -2-е изд., перераб. и доп. — М.: Стройиздат, 1985. — 541 е.: ил.
  5. Архитектурно-планировочная организация пешеходного движения в городских центрах: обзор / сост. A.B. Мошков- под ред. Э. М. Наймарка. — М.: ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, 1972. — 13 с: ил.
  6. Н. Строительство торговых центров / Н. Беддингтон- пер. с англ. С. А. Хомутова. —М.: Стройиздат, 1986.170 е.: ил.
  7. Большой Сити // ARX Building — январь 2008.
  8. Н.И. История русской архитектуры / Н. И. Брунов, А. И. Власюк, А. И. Каплун. — М.: Гос. изд-во лит-ры по стр-ву и арх-ре, 1951. —^60 е.: ил.
  9. О. Общественно-развлекательный комплекс нового тысячелетия / Оксана Будза // Строительство и реконструкция.2000.—№ 2(51). —С. 8−9.
  10. В свете софитов // ARX Building — сентябрь 2007.
  11. П. Пешеходные пространства городских центров / П. Велев- пер. с болг. Д. П. Кривошеева: под ред. В. В. Владимирова. —М.: Стройиздат, 1983. — 192 е.: ил.
  12. Вкусный бизнес // ARX Building — октябрь 2007.
  13. Всеобщая история архитектуры. Том 2 / глав, редактор Баранов H.B.— М.: Стройиздат, 1972. — 711 е.: ил.
  14. Всеобщая история* архитектуры. Том 4 / глав, редактор Колли Н.Д.— М.: Стройиздат, 1966. — 693 е.: ил.
  15. Всеобщая история архитектуры. Том 6 / глав, редактор Колли Н.Д.— М.: Стройиздат, 1966. — 567 е.: ил.
  16. Всеобщая история архитектуры. Том 7 / глав, редактор Баранов Н.В.— М.: Стройиздат, 1969. — 620 е.: ил.
  17. Всеобщая история архитектуры. Том 10 / глав, редактор Баранов Н.В.— М.: Стройиздат, 1972. — 592 е.: ил.
  18. . Типы потребителей: введение в психографику / Б. Гантер, А. Фернхам — пер. с англ. Н. Качанова, Л. Царук — под ред. И. В. Андреевой. — СПб.: Питер, 2001. — 304 е.: ил.
  19. Город: проблемы социального развития / под ред. A.B. Дмитриева и М. Н1 Межевича. — Л.: Наука, 1982. — 170 с.
  20. В. Торговые центры США / В. Грюн, Л. Смит. — М.: Стройиздат, 1966. — 191 е.: ил.
  21. А.Э. Мир архитектуры: лицо города / А. Гутнов, В.Глазычев. — М.: Молодая гвардия, 1990. — 350 е.: ил.
  22. Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий / Л. П. Дашков, В. К, Памбухчиянц. — изд. 4-е, перераб. и доп. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2001. — 399 е.: ил.
  23. М. Пиво за углом, хлеб за километр: правительство Москвы готовит схему размещения магазинов шаговой доступности / Мария Ермакова // Российская газета. — 2005. — 5 апреля.
  24. А. В. Колористика города. Москва, Стройиздат, 1990.
  25. Ю. И. Объект притяжения людей // Архитектура СССР № 1, 1984.
  26. Г. Камера хранения для автомобиля / Ирина Розенберг // Молл. — 2005. — август. — С. 48−53.
  27. С. «Крокус интернэшнл"построит город бутиков вдали от конкурентов / Сергей Канунников // Коммерсантъ. — 2002.— 19 апреля.
  28. С. Россию ждет бум инвестиций в торговлю / Сергей Канунников // Коммерсантъ. — 2002. — 27 мая.
  29. М. В. Архитектурно-планировочная организация городских пешеходных улиц и площадей в условиях континентального климата. Автореферат диссертации канд. архит. Москва, 1983.
  30. Крыкова О. Retail park минимум сервиса, максимум прибыли / Ольга Крыковаа // Торговое оборудование. — 2005. — № 02. — С. 19−24.
  31. Лин М. Т. Современный подход к проектированию торговых центров в Великобритании // Москва, Экспресс-информация ЦНТИ Госгражданстроя выпуск 12, 1984.
  32. К. Образ города / К. Линч- пер. с англ. В. Л. Глазычева — под ред. А. В. Иконникова, — М.: Стройиздат, 1982. — 328 е.: ил.
  33. К. Совершенная форма в градостроительстве / К. Линч — пер. с англ. В.Л. Глазычева- под ред. A.B. Иконникова. — М.: Стройиздат, 1986. — 264 е.: ил.
  34. В.Н. Торговля и город-хаос или цивилизованная инфраструктура? / Владимир Николаевич Ловкачев, Оксана Анатольевна Будза // Городской заказ Санкт-Петербурга. — 2000.—№ 10(25). —С. 31−32.
  35. О. «Гиперцентр"вынашивает гиперпланы / Оксана Мацкевич // Деловой Петербург. — 2003. — 22 сентября.
  36. . Пешеходные торгово-общественные пространства / Б. Мейтленд- пер. с англ. А. Р. Анисимова- под. ред. И. Р. Федосеевой. —М.: Стройиздат, 1989. — 159 е.: ил.
  37. П. Новые города: районная планировка и градостроительство / Пьер Мерлен — перю с фр. К. Т. Топуридзе, В. Н. Зайцев — под. ред. С. Д. Комарова. — М.: Прогресс, 1975. — 251 с.:ил.
  38. Моллы в проекте // Недвижимость. — 2002. — 28 января.
  39. Э. Строительное проектирование. Москва, Стройиздат, 1991.
  40. Новые ворота Москвы// ARX Building — май-июнь 2007.
  41. Особенности стратегического планирования развития городов постсоветских странах: сборник статей / под ред. Б. С. Жихаревич. -СПб.: МЦСЭ «Леонтьевский центр», 2000.-118 с.
  42. Пик Х. С. Супермаркет. Организация и управление / Пик Хью- под ред. Д. В. Павлова. — М.: Сирин, 2001. — 264 с.
  43. В.И. История русской архитектуры / Пилявский
  44. B.И. и др. — изд. 2-е, пер-е. и доп. — СПб.: Стройиздат, 1994. — 600 е.: ил.
  45. Е. Оптово-розничные комплексы: взгляд в будущее / Елизавета Пономарева // Реалтер. — 1995. — № 3. —1. C. 30−31.
  46. В.М. Проектирование зданий с учетом организации движения людских потоков / В. М. Предтеченский, А. И. Милинский. —М.: Стройиздат, 1979. —375 с: ил.
  47. И.А. Московские пассажи вчера, сегодня, завтра /И.А. Прокофьева, В. Л. Хаит // Архитектура и Строительство Москвы. — 2001. — № 10. — С. 36−40.
  48. А.Л. Архитектура Петербурга середины XIX века / А. Л. Пунин. — Л.: Лениздат, 1990. —351 е.: ил.
  49. Размещение предприятий торгово-бытового обслуживания в подземном пространстве крупных городов / сост. И.П. Васильева- под ред. О. Г. Дриньяка. — М: ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, 1972. — 42 е.: ил.
  50. С.К. Сочетание новой и сложившейся застройки при реконструкции городов / С. К. Регамэ, Д. В. Брунс, Г. Б. Омельяненко. — М.: Стройиздат, 1988. — 143 е.: ил.
  51. И. «Курортная зона"в ТЦ / Ирина Розенберг // Молл.— 2005. — август. — С. 38−47.
  52. И. И на суше необходимы «якоря»/ Ирина Розенберг //Молл. — 2005. — август. — С. 36−43.
  53. Р. Многофункциональные центры ширятся и углубляются / Роман Романюк // Деловой Петербург. — 2002. —I21 марта.
  54. A.B. Новые горизонты архитектурного творчества, 1970−1980-е годы / A.B. Рябушин. — М.: Стройиздат, 1990. — 327 с: ил.
  55. А. М., Земцов Ю. И., Каневский Е. Г.
  56. Принципы формирования общегородских торговых центров крупных городов // Москва, МГЦНТИ, Проблемы больших городов, Обзорная информация выпуск 23, 1986.
  57. В. Архитектура двигатель торговли / Владимир Седов //Проект Россия. — 2000. — № 17. — С. 33−40.
  58. Е. Уличные киоски: математика интересов / Татьяна Сергеева//Реалтер.— 1995. —№ 3. —С. 16−17.
  59. Словарь иностранных слов / под. ред. С. М. Локшина. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных Словарей, 1949. —801 с.
  60. О.В. Учреждения бытового обслуживания и общественные центры городов / О. В. Смирнова, В. Я. Хромов. — М.: Стройиздат, 1973. — 112 с.
  61. Сытное место // Молл. — 2004. — ноябрь. — С. 29−33.
  62. Торговые центры. НИИ общественных зданий. Москва, Стройиздат, 1964.
  63. М.И. Планировка городов и населенных мест / М. И. Тосунова. — изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Высш. школа, 1975.—184 е.: ил.
  64. А.И. Проблемы формирования новых типов торговых зданий и комплексов / А. И. Урбах. — М.: ГОСРШТИ, 1973. — 32 е.: ил.
  65. А.И. Торговые здания и комплексы / А. И. Урбах. — М.: Стройиздат, 1974. — 176 с.
  66. А. И., Лин М. Т. Пешеходные торговые улицы и зоны за рубежом // Москва, МГЦНТИ, Проблемы больших городов, Обзорная информация, выпуск 30, 1982.
  67. Т.Н. Современная архитектура США: критические очерки / Т. Н. Федорова, Т. А. Гатова. — М.: Стройиздат, 1981. — 176 е.: ил.
  68. Д. Динамика развития города / Дж. Форрестер — пер с англ. М.Г.Орловой- под ред. Ю. П. Иванилова. — М.: Прогресс, 1974.—278 е.: ил.
  69. Э. Многофункциональная архитектура / Э. Цайдлер — пер. с англ. А.Ю.Бочаровой- под ред. И. Р. Федосеевой. — М.: Стройиздат, 1983. — 150 е.- ил.
  70. В. Кто он, средний россиянин? / Виталий Цепляев, Виктория Хесина // Аргументы и Факты. —2005. — 28 апреля.
  71. А. Каждому торговому комплексу по химчистке /Анна Черненькова // Торговое оборудование. — 2004. — № 11.1. С. 48−53.
  72. М. Потоки кормят фуд-корты / Марк Чернов // Деловой Петербург. — 2004. — 15 марта.
  73. О. Изюминка торгового центра / Ольга Чижова // Молл.2005. — январь февраль. — С. 37−40.
  74. О. Кинотеатр еще одна статья дохода / Ольга Чижова // Молл. — 2004. — август. — С. 44−49.
  75. О. Сервис — не мода, а требование времени / Ольга Чижова // Молл. — 2004. — январь. — С. 35−40.
  76. И. Советские торговые здания / Ираида Шишкина, Полина Зуева // Проект Россия. — 2002. — № 23. — С. 69−80.
  77. Эстетическая выразительность города / O.A. Швидковский и др.- под. ред. O.A. Швидковского. — М.: Наука, 1986. — 156 е.: ил.
  78. Adburgham A. Shops and Shopping 1800−1914 / Alison Adburgham — London.: George Allen & Unwin, 1964, — 373 с
  79. Aravantinos AJ. Gro? stadtische Einkaufszentren: Die Einflu? des Verkehrs auf die Struktur und Funktion der Zentren / Aravantinos -Essen.: Vulkan-Verlag Dr. Glassen, 1965.-110 с: ил.
  80. Archicree Le Commerce et la Peripherie — Paris.: Societe d’Edition et de Presse. — 1997. — № 276. — 132 с
  81. Archicree Le Commerce et la Ville— Paris.: Societe d’Edition et de Presse. — 1997. —№ 275. — 146 с
  82. Crawford M. Warenwelten / Margaret Crawford // Arch+. — 1992. -№ 114−115.—С 73−80.
  83. Falk B. Das Grosse Handbuch Shopping-Center / Bemd Falk.— Landsberg-Lech.: Moderne Industrie, 1998. — 848 с
  84. Gasser T. P. Das Shopping Center in Nordamerika. Einkaufszentren in Europa / Dr. Thomas P. Gasser. — Bern.: Verlag Paul Haupt, 1969. —239 c: hji.
  85. Geist J.F. Passagen: ein Bautyp des 19. Jahrhunderts / J.F.Geist. — Muenchen.: Prestel-Verlag, 1979. — 560 c: hji.
  86. Gosling D. Design and planning of retail systems / David Gosling, Barry Maitland. —London.: Architectural Press, 1976. — 208 c. :hji.
  87. Grand Prix d' Architecture, Projets couronnees par LAcademic Royale des Beaux Arts de France — Paris.: 6.h., 1818 — 68 c.: hji.
  88. Gruen V. Das Uberleben die Stadte: Wege aus Umweltkrise: Zentren als urbane Brennpunkte / Victor Gruen. — Wien.: Verlag Fritz Molden, 1973. —336 c.: hji.
  89. Gruen V. Shopping Towns USA: the planning of shopping centers / Victor Gruen, Lany Smith. — New York.: Reinhold, 1960. — 310 c: hji.
  90. Israel L.F. Store planning / design: history, theory, process / Lawrence J. Israel. —New-York.: John Willey & Sons Inc, 1994. — 247 c: hji.
  91. Kelley E.J. Shopping centers locating controlled regional shopping centers / Eugene J. Kelley. — Saugatuck (Connecticut).: ENO Foundation, 1956. — 123 c: hji.
  92. Koolhas R. Harvard Design School: guide to Shopping / Rem Koolhas. — Koeln: Taschen GmbH, 2001. — 800 c: hji.
  93. Kramer K.H. Passagen, Galerian, Kaufhauser, ZS / Karl H. Kramer // Architektur + Wettbewerbe. — 1996. -№ 166. C 1−79.
  94. Kreft W. Ladenplanung: Merchandising-Architektur: Strategic fur Verkaufsraume / Wilhelm Kjeft — Leinfelden-Echteringen.: Verlagsanstalt Alexander Koch GmbH, 1993. — 671 c: hji.
  95. Le Moniteur Architecture #110 — Paris.: Le Moniteur. — 2002. — № 110 —230 c. :hji.
  96. Mauger P. Centres Commerciaux / Patrick Mauger.— Liguge, Poitiers.: Aubin-Imprimeur. — 1991. — 113c: hji.
  97. Rowe P.G. Die Geschichte der Shopping Mall / Peter G. Rowe // Arch+. — 1992. — № 114−115. — C 81−90.
  98. Scott N. Keith. Shopping Centre Design / N Keith Scott. — London.: VanNostrand Reinhold, 1989. — 216 c: hji.
  99. Smith P.E. Shopping centers planning and management / P. E Smith. — New York.: The National Retail Merchants Association, 1958. 195 c.: hji.
  100. Sombart W. Der moderne Kapitalismus: historisch systematische Darstellung des gesamteuropaischen Wirtschaftslebens von seinen Anfangen bis zur Gegenwart / Werner Sombart. — Muenchen.: Verlag Duncker & Humblot, 1902 — 816c: hji.
  101. Toissant J.Y. User, observer, programmer et fabriquer l’espace public/ Jean-Yves Toissant, Monique Zimmermann.— Losanne.: Presses Polytechniques et Universitaires Romandes, 2001.- 288 c: hji.
  102. Voelkers O. Glas und Fenster / Otto Voelkers. — Beriin.: 6.h., 1939 135 c.: hji.
  103. Zeil-Galerie «les facettes» Frankfurt am Main—Muenchen.: Institut fuer Internationale Architektur-Dokumentation GmbH, 1993. — 19 c.: hji.
  104. Zohlen G. Erlebnisumgebung mit kontrollierter Temperatur: Shopping-Malis / Gerwin Zohlen // Kursbuch Stadt: Stadtleben und Stadtkultur an der Jahrtausendwende. — Stuttgart.: Deutsche Verlag-Anstalt, 1999.—C 115−121.
  105. МГСН 1.01−99. Нормы и правила проектирования планировки и застройки москвы: утв. прав-вом Москвы 25.01.2000: взамен МГСН 1.01−98: введ. 25.01.2000 — М., 1994. —100 с.
  106. МГСН 4.04−94. Многофункциональные здания и комплексы: утв. Пр-вом Москвы 23.12.1994: взамен МГСН 1−91: введ. 01.01.1995—М., 1994. —22 с.
  107. МГСН 4.13−97. Предприятия розничной торговли: утв. прав. Москвы 03.03.1998: введ. 03.03.1998 —М., 1994. —34 с.
  108. МГСН 4.19−2005 Временные нормы и правила проектирования многофункциональных высотных зданий и зданий-комплексов в городе Москве: утв. прав. Москвы от 28 декабря 2005 г.№ 1058-ПП введ. 2005 г.
  109. Постановление Правительства Москвы: (о дополнительных мерах по развитию крупных объектов опт., розн. торговли и услуг на территориях, прил. к МКАД и третьему трансп. кольцу (малому)), — М.: 6.И., 2002. — 16 с.
  110. Постановление Правительства Москвы: (об утверждении Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов городского значения в Москве до 2020 года и механизме ее реализации).— М.: б. и., 2001.— 15 с.
  111. СанПиН 2.1.2.1002−00. Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям: утв. Глав. гос. санитарным врачом РФ, введ. декабрь 2000 года
  112. СНиП 2.07.01−89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений: утв. Госстрой СССР 16.05.1989: Взамен СНиП 11−60−75: введ. 01.01.1990 — М., 1994. —69 с.
  113. СНиП 11−01−95. Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений: изд.
  114. Минстрой Рос. Федерации 30.09.1995: Взамен СНиП 1.02.01−85: введ. 01.07.1995 — М., 1995. —69 с.
  115. СНиП 21−01−97. Пожарная безопасность зданий и сооружений: утв. постановлением Минстроя России от 13.02.97 г. № 18−7 от 1 января 1998 г.: введ. 01.01.1998 — М., 1999.
  116. СНиП 21−02−99. Стоянки автомобилей: утв. Гос. ком. Рос. Федерации по стр-ву и жилищ.-коммун. комплексу 19.11.1999: введ. 01.07.2000 — М., 2000. — 15 с.
  117. СНиП 31−01−2003. Здания жилые многоквартирные: утв. 1 октября 2003 г. постановлением Госстроя России от 23.06.2003 г. № 109: взамен СНиП 2.08.01−89*: введ. 01.10.2003 М., 2004.
  118. СНиП 31−06−2009. Общественные здания и сооружения: утв. приказом Минрегиона России от 1 сентября 2009 г. № 390: взамен СНиП 2.08.02−89*: введ. 01.01.2010 — М., 2009. —57 с.
  119. СНиП 35−01−2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения: утв. с 1 сентября 2001 г. постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. № 73: взамен ВСН 62−91: введ. 01.09.2001 — М., 2001.
Заполнить форму текущей работой