Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мониторинг как средство повышения качества управления образовательным процессом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

До настоящего времени в системе образовательных учреждений преобладает административный контроль, который ограничивает возможности творческого роста и для которого характерна эпизодичность получения обратной информациисуществующее многообразие показателей и критериев для N оценки деятельности руководителя школы не дает практикоориентированных технологий и методик оцениваниянедостаточная… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Историко-логический анализ проблемы
    • 1. 2. Теоретическая характеристика основных понятий мониторинга
    • 1. 3. Структурно-функциональная характеристика управленческого мониторинга
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МОНИТОРИНГА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ
    • 2. 1. Технологическая характеристика опытно-поисковой работы
    • 2. 2. Оптимальная структура и функции управленческого мониторинга городской системы образования
    • 2. 3. Показатели эффективности управленческого мониторинга системы образования города
  • Выводы

Мониторинг как средство повышения качества управления образовательным процессом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ Перестройка общества на основе принципиально новых экономических, социальных и политических факторов невозможна без изменения в системе непрерывного образования и I управления ею.

В настоящее время широкое развитие получил процесс i совершенствования содержания, организации обучения и воспитания, разработок и реализации в практике различных новшеств. Появилось объективное усложнение потребностей социальной среды и самих школ в новом характере управления, рост требований к качеству управленческой деятельноI сти в школе. В итоге возникло противоречие между быстро меняющимся содержанием образования и отстающим по темпам совершенствованием управления им.

До настоящего времени в системе образовательных учреждений преобладает административный контроль, который ограничивает возможности творческого роста и для которого характерна эпизодичность получения обратной информациисуществующее многообразие показателей и критериев для N оценки деятельности руководителя школы не дает практикоориентированных технологий и методик оцениваниянедостаточная подготовленность специалистов аппарата управления к отслеживанию управленческой деятельности руководителя школы.

Коррекция управленческого процесса осуществляется в основном системой административных мер без опоры на научI, но обоснованные критерии оценки и носит формальноконстатирующий характер.

При таком подходе трудно не только объективно оценить состояние управленческого процесса в образовательных учреждениях, но и, самое главное, определять дальнейшие тенденции его развития, вносить необходимые коррективы в процесс управления.

Одна из многих важных проблем совершенствования системы управления — это проблема непрерывного научнообоснованного, диагностико-прогностического и плановодеятельностного отслеживания деятельности участников управленческого процесса. В современной педагогческой науке такое отслеживание определяется понятием мониторинг". Существуют различные виды мониторинга: со. л. циологический, психологический, педагогический и другие.

Нас интересовал управленческий мониторинг, цель которого не только определить состояние и тенденции изменения управленческого процесса, но и оказать воспитывающее влияние на его участников на основе гуманистического подхода к его организации и проведению.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Актуальность проблемы, доказанной нами выше определением противоречий между необходимостью такого совершенствования управления образованием и обновления содержания, организацией обучения и воспитания, которая бы адекватно отвечала потребностям общественного развития системы учреждений образования.

Тему нашего исследования мы сформулировали следующим образом: «Мониторинг как средство повышения качества управления образовательным процессом» и она рассматривается на материале города областного подчинения г. Шадринск, Курганской области) е следующих положениях:

Положение первое. В настоящее время существует достаточное количество исследований, связанных с характеристикой структуры, содержания управления образованием, при этом имеются многочисленные исследования, посвященные сущности, содержанию мониторинга образовательного процесса. Однако исследования, посвященные соединению мониторинга с процессом управления образованием, не соответствуют потребностям сегодняшнего дня. С данных позиций тема исследования представляется нам актуальной.

Положение второе. Проблемы управления системой и отдельными образовательными учреждениями достаточно глубоко раскрываются в целом ряде исследований, однако отслеживание образовательного процесса в этих исследованиях не носит мониторингового характера. Мы же исходим из того, что всякий мониторинг-отслеживание, но не всякое отслеживание есть мониторинг. Непонимание сущности данного различия снижает эффективность управления. Такая постановка вопроса также определяет актуальность нашей темы.

Положение третье. Существует достаточное количество исследований, показывающих условия и средства эффективного управления отдельными образовательными учреждениями, крупными образовательными системами (района, области, реч гиона), но явно недостаточно исследований, посвященных мониторингу образовательного процесса в городе областного подчинения. Выше сказанное доказывает актуальность выбранной темы.

Данные положения позволили определить наш выбор темы исследования: «Мониторинг как средство повышения качества управления образовательным процессом».

Объект исследования: управление системой образования города областного подчинения).

Предмет исследования: мониторинг как средство повышения качества управления образовательным процессом.

Цель исследования: разработать и обосновать технологическую модель управленческого мониторинга в системе образования города, обеспечивающую повышение его эффективности.

Гипотеза исследования: мониторинг будет иметь эффективное значение для повышения качества управления образовательным процессом в системе образования, если:

— в основу его проведения будет положена нормативнопоисковая модель деятельности руководителя школы, разработанная на методологических принципах социальнопедагогического прогнозирования и предусматривающая фор4мирование социально-значимых качеств руководителя школы в ходе управленческого процесса в школе;

— отслеживаются тенденции изменения квалиметрических показателей, заложенных в модель деятельности, на различных уровнях управленческого процесса и на этой основе будут приниматься организационные и управленческие решения, направленные на его совершенствование;

— будут разработаны дифференцированные показатели оценивания деятельности руководителя школы.

Задачи исследования:

1. Исследовать уровень состояния теоретических положений управленческого мониторинга в педагогической теории и практике.

2. Разработать нормативно-поисковую модель деятельности руководителя школы.

3. Определить объективные показатели управленческого мониторинга, являющиеся основанием для принятия управленческих решений.

4. Разработать технологическую модель управленческого мониторинга.

Для реализации цели и задач исследования применялся комплекс методов: историко-логический анализ литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение, прогнозирование, экспертная оценка, анкетирование, тестирование, контент-анализ документов, количественный и качественный анализ и др.

Основной опытно-поисковой базой исследования явилась система образования города.

Теоретико-методологической основой исследования заложены основные положения диалектико-материалистической теории познания, диалектическая теория о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений, теория управления, теория социально-педагогического управления, системные теории управления.

Разрабатывая теоретические аспекты диссертационной работы, мы опирались на современные теории и направления отечественной науки: системно-структурного подхода (Ю.К. Бабанский, Ю. А. Конаржевский, Г. Н. Сериков и др), управления в системе образования (В.И. Зверева, B.C. Лазарев,.

М.М. Поташник, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.), педагогического прогнозирования (И.В. Бестужев-Лада, A.M. Гендин, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, Э.Г. Костяш-кин и др.), педагогической диагностики (А.С. Белкин, Б. П. Битинас, Л. И. Катаев и др.), моделирования (Л.В. Фридман), педагогической квалиметрии (В.Д. Жаворонков), педагогического мониторинга (А.С. Белкин, В. Г. Горб, А.А. Орлов) .

Избранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход опытно-поискового исследования проблемы, проведенного в три этапа.

На первом этапе — (1994;1995 г. г.) изучалась и анализировалась педагогическая, психологическая и управленческая литература в целях разработки методологических и теоретических основ исследуемой проблемы. Был определен выбор темы, постановка цели и задач теоретико-опытного исследования.

На втором этапе — (1995;1997 г. г.) проведена опытно-поисковая работа для проверки гипотезы, выполненная в естественных условиях базы исследования.

На третьем этапе — (1997;1998 г. г.) проводился анализ и теоретическое обобщение опытно-поисковой работы, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Разработана нормативно-поисковая модель деятельности руководителя школы, построенная на системе балльных оценок показателей разных направлений: профессиональные знания, умения, деловые качества, прогностическая направленность деятельности руководителя школы, на расчете коэффициента эффективности и определения уровней деятельности руководителя школы.

2. Управленческий мониторинг исследован как средство повышения качества управления образовательным процессом.

3. Разработана технологическая модель управленческого мониторинг а.

4. Определены объективные показатели эффективности управленческого мониторинга в повышении качества управления образовательным процессом.

Теоретическая значимость:

1. Раскрыта сущность и содержание управленческого мониторинга в системе средств повышения эффективности образовательного процесса.

2. Управление образовательными учреждениями рассмотрено как технологический процесс, построенный по определенному алгоритму, имеющему теоретическое обоснование.

3. В разработке системы показателей использованы интегративный подход в оценке деятельности руководителя школы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная система управленческого мониторинга позволяет принимать научно обоснованные организационные и управленческие решения, направленные на совершенствование системы образовательного процесса города и его гуманиза ции.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены анализом достижений современной педагогической и управленческой науки, комплексным характером опытно-поисковой работы, воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных данных, их количественным и качественным анализом.

На защиту выносятся:

1. Нормативно-поисковая модель деятельности руковок дителя школы, построенная на системе бальных оценок показателей разных направлений, коэффициента эффективности и уровне деятельности руководителей школ.

2. Технологическая модель управленческого мониторинга. t.

3. Система показателей эффективности управленческого мониторинга.

Апробация результатов исследования и их внедрение осуществлялось в ходе опытно-поисковой работы в системе образования города Шадринска. Их внедрение в учебный процесс вуза происходило через чтение спецкурсов и основного курса «Основы управления педагогическими системами», определенных государственными образовательными стандартамиво время русско-американского семинара по проблеме: «Гуманитаризация образования» (г.Москва, 1994) — Всероссийские научно-практические конференции: «Инновационные компоненты проблемы воспитания и развития личности дошкольника» (г.Шадринск, 1995), «Теоретические и прикладные аспекты развития личности в онтогенезе» г. Шадринск, 1998) — областные научно-практические конференции: «Роль муниципальных управлений образованием в создании единого образовательного процесса» г. Шадринск, 1996), «Роль педагогических коллективов в повышении качества профессиональной подготовки будущего учителя через обновление содержания» (г.Шадринск, 1998) — зональный семинар заместителей директоров по учебно-воспитательной работе школ Курганского отделения ЮжноУральской железной дороги: «Внедрение современных образовательных технологий и их роль в повышении качества образования» (г.Шадринск, 1999) — городскую научно-практическую конференцию: «Роль школьной администрации в совершенствовании управления и задачи по переводу школ в режим развития» (г.Шадринск, 1996) .

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

162 ВЫВОДЫ t.

Проведенная опытно-поисковая работа свидетельствует о том, что в основу управленческого мониторинга должна быть положена нормативно-поисковая модель деятельности руководителя, разработанная на основе методологии социально-педагогического прогнозирования и она будет иметь важное гуманистическое значение в ходе процесса и позволяет проводить целенаправленную, научно-обоснованную работу по его совершенствованию.

Управленческий мониторинг должен проводиться на основе системного подхода к анализу фактов и явлений педа гогической действительности.

Основными показателями управленческого мониторинга являются тенденции изменения результатов практической деятельности руководителей школ.

Разработка и внедрение нормативно-поисковой модели деятельности руководителя школы позволяет решить несколько задач:

— способствует гуманизации управленческого процесса, создавая условия для самоактуализации личности и защите ее с о ци, а л ь, но г о с т ат у с а;

— ориентирует участников управленческого процесса на достижение социально-значимых показателей;

— создает возможность для проведения постоянного слежения за динамикой достижения социально-значимых показателей ч процесса управления и для проведения коррекционной и.

• >. стр уктурно-содержат ел ь ной р аботы по улучшению про це с с, а управления;

— позволяет эффективно управлять ходом процесса управления, учитывая интересы всех его участников;

— дает основание для принятия необходимых организационнометодических и управленческих мер, направленных на дальнейшее совершенствование процесса управления.

Отслеживая эти тенденции на разных уровнях управленческого процесса, работники отдела образования получают j возможность организовать научно-обоснованное влияние с целью совершенствования процесса управления и его гуманизации. к и.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования мы выяснили, что в дореволюционной и в 20-е годы послереволюционной.

России потребность во внутришкольном управлении как научной дисциплине не осознавалась и вопросы управления учреждениями образования велись на чисто эмпирической основе, слежение за ходом управленческой деятельности просматривается в ¦ педагогической литературе слабо.

Под влиянием идеологических факторов активнее развивался метод контроля, критерии и проведение которого было сориентировано не на личность руководителя, а на достижение определенных, как считалось, социально-значимых результатов школы.

Данный подход привел к излишней формализации и отчуждению результатов управленческой деятельности от личностно-значимых показателей деятельности руководителя.

В ходе изучения педагогической и управленческой литературы отмечаем, что элементы слежения за ходом управленческой деятельности использовались в исследованиях многих авторов и определялись понятиями «контроль», «оценка», «диагностика».

В 50−60-е годы слежение за ходом управленческого процесса проводилось, как правило, в рамках научно-педагогических исследований, однако низкая эффективность влияния результатов на практическую управленческую деятельность привела в 70-е годы к постановке проблемы их взаимодействия и взаимовлияния. Именно в этот период, по нашему мнению, возникла идея мониторинга как непрерывного научно обоснованного, диагностико-прогностического,. пла-ново-деятельностного слежения за состоянием и развитием управленческого процесса. Однако в теоретическом и практическом аспектах, проблема организации мониторинга была не разработана. Непосредственное практическое значение. она получила после аварии на Чернобыльской АЗС.

Мониторинг как общенаучное понятие авторы рассматривают по-разному: метод, способ, деятельность, обратная связь и т. д. На наш взгляд, мониторинг представляет собой более общее, существенное, более развитое явление, в то время как перечисленные понятия обозначают лишь отдельные его аспекты, звенья, внешние проявления и частные случаи.

Методологической основой проведения управленческого мониторинга является система методов научноисследовательской работы, носящих диагностическую и прогностическую направленность.

Для проведения управленческого мониторинга на основе требования непрерывности, целостности и преемственности процессов слежения наиболее целесообразно разработать технологическую модель его проведения, включающую несколько этапов содержательно взаимосвязанных и взаимообусловленных. Технологическая модель должна составляться на основе системного подхода к проведению управленческого мониторинга. Технологизация процесса управленческого мониторинга позволяет организовать системное слежение за ходом процесса управления.

Осуществление полного цикла управленческого монитои ринга будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса школы, позволит внедрить научную организацию труда в педагогическую практику каждого руководителя, осуществлять глубокий pi всесторонний анализ причинно-следственных взаимодействий участников педагогического процесса.

В основу управленческого мониторинга нами положена н о р матив но-пои сков ая модел ь деятельности руководителя школы. Она содержит квалиметрические показатели основных направлений деятельности.

В ходе управленческого мониторинга отслеживаются тенденции изменения квалиметрических показателей, заложенных в модели деятельности руководителя на различных уровнях управленческого процесса в системе образования.

Эти показатели являются определяющими для принятия организационных и управленческих решений, направленных на совершенствование процесса управления.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Исследован уровень состояния теоретических положений управленческого мониторинга в педагогической теории и практике.

2. Уточнены сущность понятий: «управленческий мониторинг», «качество управления образовательным процессом».

Управленческий мониторинг — это процесс непрерывного научно обоснованного, диагностико-прогностического, планово-деятельно стного слежения за характером взаимодействия на различных уровнях в системах: отдел образованияколлектив руководителей школ.

Качество управления — это такая организация функционирования и развития образовательной системы, позволяющая решать задачи управления на оптимальной основе.

3. Разработана технологическая модель управленческого мониторинга с учетом указанных положений и принципов.

4. Структурирована нормативно-поисковая модель деятельности руководителя школы.

5. Определены объективные показатели управленческого мо ни торинга, я в л я рощи ее я тенден ци я ми и з ме н е ни я р е з у л ь т ат о в практической деятельности руководителя школы, определяемые на основе квалиметрических показателей, заложенных нормативно-поисковой модели деятельности руководителя.

Разрабатываемая нами проблема нуждается в дальнейшем ее исследовании по разным направлениям: основными объектами мониторинга в модель управленческой деятельности могут выступать: сама управленческая деятельность (ее характеристики, структура, течение), профессиональное развитие руководителя и формирование новообразований управленческой деятельности, в разработке положения индивидуальной управленческой концепции, системы ее показателей и их отслеживания, разработка нормативно-поисковой модели и объективных показателей деятельное&tradeработников отдела образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Н. Общая характеристика методов педагогического исследования в высшей школе /'/Методы педагогических исследований в высшей школе. Поволжский региональный научно-методический совет. Уфа: 1976.- 184 с,
  2. Ю.С., Курдюмова И. М., Писарева Л. И. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом. Пособие для работников органов управления образованием и образовательных учреждений. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.-145 с.
  3. В.М., БокереЕа Г.А., Ильин B.C. О методах диагностики уровня развития потребности в знании у школьников //Методы научно-педагогического исследования: Сб.науч. статей /Под ред. Бабанского Ю. К., Ильина B.C.t.
  4. Ростов-на-Дону: Ростовский ГУ, 1972,-С. 22−38.
  5. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. — М.: Педагогика, 1990.-603 с.
  6. В. Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977.-382 с.
  7. В.Г. Научное управление обществом. Опыт системного исследования. М.: Политиздат, 1973.-392 с.
  8. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981.-432 с.
  9. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.-190 с.
  10. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Аспектпредупреждения неуспеваемости школьников. Ростов-наS
  11. Дону: Просвещение, 1972.-347 с.
  12. Бабанский Юн К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1972.-256 с.
  13. Бараева О. Ю, Стратегическая деятельность директора школы. Н. Новгород: 1994.-71 с.
  14. А.С. Как поставить диагноз //Народное образоIвание. -1973.-№ 8.-С.47.
  15. А.С., Жаворонков В. Д. Педагогический мониторинг. Екатеринбург: /Екатеринбургский гос.пед. университет, 1977.-29 с.
  16. А.С., Жаворонков В. Д., Силина С. Н. Педагогический мониторинг образовательного процесса. Выпуск Шадринск: /Шадринский гос.пед.институт, 1998.-47 с.
  17. А.С. Внимание ребенок! Причины, диагностика, чпредупреждение отклонений в поведении школьников. -Свердловск: /Свердловский гос.пед.университет, 1981.128 с.
  18. В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием //Мир образования. — 1996.-№ 2.-С.31−38.
  19. В.П., Беспалько JI.B. Педагогическая техно1логия //Новые методы и средства обучения. М.: Знание, 198 9.-100 с.
  20. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. Опыт систематизации. М.: Наука, 1987.-213 с.
  21. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г. А. Технология прогнозных разработок социальных процессов. М.: НПО Поиск, 1992.-96 с.
  22. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальныхнововведений. М.: Наука, 1993.-240 С. 21< Бестужев-Лада И. В. Экспертный сценорно-прогностический 'мониторинг: принципы организации
  23. Социологические исследования. 1993.-№ 8.-С.100−104.
  24. .П., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспектива // Педагогика.1993.-W2.-C.10−15.
  25. П. П. Возрастная педология .//Педагогическаяэнциклопедия под ред. Калашникова А. Г. М.: Работник просвещения, 1929.-1 т.
  26. Большой энциклопедический словарь /Под ред. Прохорова
  27. A.M. М.: Советская энциклопедия, 1991.-С.831.1
  28. Большой экономический словарь /Под ред. А. зрилияна А.Н. М.: Фонд «Правовая культура», 1994.-528 с. 2 б. Бунаков Н. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: АПН РСФСР, 1953.-412 с.
  29. Ю.В. Педагогическое управление в школе: теория и практика. М: Новая школа, — 199 с.
  30. В. Г. Научное предвидение. М.: Высшая1школа. 1973.-С.92.2 9. В н утр и? и ко л ь н о е у пр, а в л е ни е: вопросы те ории и пр акти ки /Под ред. Шамовой Т. И. М.: 1991.-328 с. I
  31. Вудкор?. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя практика. — М.: Дело, 1991.-315 с.
  32. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  33. А. В. Управление школой как воспитательной системой. Владимир:1983.-87 с.
  34. Ю.И., Кайдаров К. К. Программно-целевой метод управления качеством учебного процесса. Алма-Ата:1989.-144 с. V
  35. A.M. Личностное прогнозирование: специфика и основные формы- //Вопросы прогнозирования и планирования личности. Красноярск: Изд-во КГУ, 1985.-С.22−23.
  36. .С. Философия образования XXI века. И.:
  37. Совершенство. 1998.-603 с.
  38. Гершунский Б, С. Прогностические методы в педагогике. Киев: Вища школа, 197 4.-208 с.
  39. В.Г. Педагогический мониторинг образовательногопроцесса • высших учебных заведений.
  40. Дисс.канд.лед.наук. Екатеринбург: 1997.-170 с.
  41. А. П. Математические методы как специфическиеспособы педагогического расследования /Сб.науч.трудов.-Тюмень: 1986.-С.57−63.
  42. Р.Г. Применение социологических методов в педагогических исследованиях //Проблемы методологрш педаIгогики и методики исследований. -М.: 1971.-352 с.
  43. В. И. Толковый словарь живого в е ли кор у с с к о г о языка. М.: Госуд.изд.иностр. и национ. словарей, 1955.1. С. 345.
  44. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982.-160 с.
  45. В.И., Гильманов С. А. Управление сельской школой. М.: Знание, 1991.-62 с.
  46. Закон Российской Федерации «Об образовании» //Вестникобразования. 1996.-№ 7.-С.3−60.
  47. М.Г. Организация труда директора школы. М.:. Просвещение, 1971.-176 с.
  48. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. 2-е изд., перер. И допол.
  49. М.: Новая школа, 1997.-319 с.
  50. Инспектирование управленческой деятельности руководителей школы. Методические рекомендации /Под ред. Шамо-вой Т. И, Чекмаревой Т. К. М.: 1981.-61 с.
  51. Н.Н. Школоведение. М.: Просвещение, 1929.-143 с.
  52. Кантор М-И. Понятийно-терминологическая система в педагогике. М.: Педагогика, 1930.-150 с. 4 9. РСапто А. Е, Управление школы в условиях демократизации
  53. Советская педагогика. 1988.- 33.-С.5 6−60.
  54. Г. А., Силина С. Н. Педагогический потенциал психолого-педагогического мониторинга в образовательномучреждении /Сб.науч.трудоЕ. Шадринск: Шадринский гос.пед.институт. 1997.-С.197−201.
  55. Р.Я., Зинченко В. Я., Грандберг И. И. Рейтинговых"! контроль //Высшее образование в России.- 1994.-№ 2.-С.83−92.
  56. Л. И. Организация психолого-педагог иче ской диаг, но стики уч еб но-во спит ат ел ь, но г о пр о -цесса в школе. Курган: Курганский ИПКРО. 1995.-68 с.
  57. .Б. Русская педагогическая терминология. М.: Педагогика, 1969.-314 с.
  58. Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. -Челябинск: 1988.-100 с.
  59. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: Новая школа, 1993.-2 63 с.
  60. Ю.А. Некоторые вопросы перестройки внутришкольного управления. Курган: 198 9.-114 с.
  61. М.И. Теоретические основы школоведения. -М.: Педагогика, 1982.-190 с.
  62. М.И. Актуальные проблемы школоведения // Народное образование. -№ 7.-С.3 6−41.
  63. Н.А. • Русская национальная школа, -М.: СПб, 1979.-209 с.
  64. Краткая медицинская энциклопедия /Под ред. Покровского В.И.- М.: НПО «Медицинская энциклопедия», «Крон
  65. Пресс», 1994.Т.2.- С. 54 4.
  66. Краткий политологический словарь. -М.: Россия, 1992.62. Кривобоков И. А. Социальный мониторинг. Теоретикометодологическое обоснование. Статистический анализ. Дисс.канд.филос.наук. М.: 1994.-116 с.
  67. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. JI.: Изд-во ЛГУ, 1970.-114 с.
  68. . В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медрщина. 1984.-216 с.
  69. Л. Д. Каким быть руководителю: Психологияуправленческой деятельности. -Л.: Лениздат, 1986.-160 с.
  70. А.И. Некоторые социально-психологические аспекты управления педагогическим коллективом //Современные подходы к решению проблем практической психологии. Сб.науч.статей. Шадринск: Шадринский гос.пед.институт, 1997.- С.172−179.
  71. А.И. Педагогическая трактовка понятиямониторинг" в образовательном процессе //Наука и образование в Зауралье. 1997.- № 1.- С.32−35.
  72. А.И. Управленческий мониторинг е системе образования //'Теоретические и прикладные аспекты развитияIличности в онтогенезе. Материалы науч.прак.конференции. -Шадринск: Шадринский гос.пед. институт. 1998.-С.178−187 .
  73. А.И. Использование управленческого мониторинга в образовательном процессе //Педагогическое Зауралье. -1.998. -№ 2.- С. 67−7 4.
  74. В.А. Директор учитель — ученик. — М. :1. Знание, 1982.-43 с.
  75. Кутьев В. О, Педагогическая прогностика: научные подходы и мифы //Педагогика. 1995.-№ 3.~ С.7−14.
  76. Е.Б. Управление образованием в условиях рынка.- М.: Новая школа, 1997.-143 с.
  77. В.И. Психология и управление. М.: Агропрсмиздат, 1990.-175 с.
  78. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: По литиздат, 1977.-С.304.
  79. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа. 1993.125 с.
  80. Э.Г. Способы математического изображенияпедагогических фактов и явлений. Краснодар: Изд-во
  81. Кубанского ГУ, 1971.-39 с.
  82. С.Ф. Менеджер за работой. М.: 1989.-239 с.
  83. Метхи-Заде М.М. К вопросу о научном управлении системой просвещения //Советская педагогика. '197 6.- № 10.1. П Q 1 О v.-. и Xz^ .
  84. В.И. Моделирование и методы теории измерение впедагогике. М.: Высшая школа, 1987.-200 с.
  85. М.Х., Альберт М., Хедури Ф. Менеджмент наука управление. — М.: Дело, 1991.-187 с.
  86. И.П. Какой нам нужен руководитель. М. :1. Экономика, 1993.-173 с.
  87. Менеджмент в управлении школой /Под ред. Шамовой Т.И.V- М.: МИП «В Магистр», 1992.-173 с.
  88. В.А. Принципиальное соображение по поводууправления образованием //Народное образование. -1995.10.- С.37−39.
  89. И.К. Организация учебно-воспитательной работыв школе. М.: Педагогика, 1982.-110 с.
  90. Нововведения в муниципальном управлении образованием. Пособие для руководителей и сотрудников муниципальныхорганов управления образованием /Под ред. Малахова Н.Д.- М.: Новая школа, 1997.-95 с.
  91. А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании //Педагогика. -1996.- № 3.- С.9−14.
  92. Основы внутришкольного управления /Под ред. Худомин-ского П.В. М.: Педагогика, 1987.-164 с.
  93. Основы педагогических технологий. Краткий толковый словарь, Екатеринбург. Екатеринбургский гос. пед, уни-вепситет. 1995.-22 с. X
  94. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX в. /Под ред. Днепрова Э. Д. -М.: Педагогика, 1991.-445 с.
  95. Ф.Г. Управление просвещением в СССР. М.:
  96. Просвещение, 1995.91. Педагогическая диагностика в школе /Под ред. Кочетова1. А. И. Шнек: 1987.-127 с.
  97. Педагогическая энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», Т.2.-1965.-911 с.
  98. Е.И. Руководство учебно-воспитательной работы в школе. М.: Просвещение. 1952.-123 с.
  99. Н.И. Избранные педагогические сочинения. -М.:1. АПН РСФСР, 1952.-702 с.
  100. Полонский В. М. Методы исследования в педагогике
  101. Российская педагогическая энциклопедия.1. М.:Т.1.1993.-608 с.
  102. М.Л. Азбука школьного управления. М.: Просвещение, 1991.-163 с.
  103. М.Л. Труд руководителя школы. М.: Просвещение, 1984.-143 с.
  104. М.М., Моисеев A.M. Управление современнойшколой. Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования. М.: Новая школа, 1997. j 5 z- и.
  105. Пот ашник М. М. Оптими зация упр ав л ения школой
  106. Советская педагогика. -1989.-№ 4. С.35−40.
  107. Поташник¦ М. М. Инновационные школы России: становление и развитие. Пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1996.-317 с.
  108. Профессиональная педагогика. Учебник для студентовобучающимся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.-512 с.
  109. А. Учет работы в школе и оценка результатовпедагогического воздействия //Педагогическая энциклопедия под ред. Калашникова А. Г. -М.: Т.1.1929.
  110. С.А. Педагогические основы мониторинга экономических знаний учащихся. Автореферат дисс. канд.пед.наук. М.: 1997.-22 с.
  111. В.В., Репкина Г. В., Заика Е. В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебнойIдеятельности //Вопросы психологии. -1995.-№ 1.- С.13−24.
  112. П.А. Метод заданий //Педагогическая энциклопедия под ред. Калашникова А. Г. М.: Т.1.1929.
  113. С.И., Столяренко Л. Д. Психология управления.
  114. Учебное пособие. -Ростов-на-Дону: «Феникс»,. М-:1. Зевс", 1997.-508 с.
  115. Г. Н. Образование. Аспекты системного отражения. Курган: Изд-во Зауралье, 1993.-464 с. i
  116. Г. Н. Теоретические основы системного управления. Челябинск: 1993.-170 с.
  117. С.Н. Педагогический мониторинг в образовательной системе //Профессионально-педагогическая подготовка учителя технологии, предпринимательства и графиtки. Сб. на-уч. статей. Шадринск: Шадринский гос.пед.институт, 1997.-С.31−34.
  118. В. П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. -М: Педагогика, 1987.-127 с.
  119. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986.-150 с.
  120. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Учебное пособие. М.: Школа-Пресс, V1998.-512 с 1
  121. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: 1985.-163 с.
  122. Словарь иностранных слов /под ред. Лехина И. В., Петрова Ф. Н. Издание 4-е, перераб. и допол. -М.: Госуд. изд-во иностр. и национ. Словарей, 1954.-853 с. /
  123. Советский энциклопедический словарь /Под ред. Прохо1рова A.M. М.: Издание 2-е перер. и допол. «Советскаяэнциклопедия», 1982.-1599 с.
  124. Справочник инспектора школ /Под ред. Пузырева Ф. И. М.: 1979.-174 -с.
  125. Статистический словарь /Под ред. Королева, 2-е издание перер. и допол. М.: Финансы и статистика, 193 9.1. С. 275.
  126. В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1982.-206 с.
  127. B.C. О системе внутришкольного планирования. Вопросы внутришкольного управления. М.: Педагогика, 1975.- С.26−31.
  128. В.И., Глущков В. М., Дебров Г. Н. Беседы об управлении.'- М.: 197 4.- С.162−164.12 3. Третьяков П. И. Управление общеобразовательной школойнв крупном городе. М.: Педагогика, 1991.-187 с.
  129. П.И. Управление школой по результатам. -М.: Новая школа, 1997.-283 с.
  130. П.И. Анализ управленческой деятельности руководителей школ //Советская педагогика. -1991.-№ 1.-С.5 4−58.12 6. Управление современной школой /Под ред. Поташника М. М. М.: Новая школа, 1992.- С. 19.
  131. Управление развитием школы /Под ред. Поташника М. М.,
  132. B.C. М.: Новая школа, 1995.-462 с.
  133. Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. Лазарева B.C. М.: Новая школа, 1997.-336 с. 12 9. Ушинекий К. Д, Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах, М.: Педагогика, 1974.Т.1.-584 с.
  134. А.В. Использование моделирования в управлении вузом. Л.: Педагогика, 1985.-115 с.
  135. Философский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1989.-838 с.
  136. Л.М. Использование моделирование и измерение*.в психолого-педагогических исследованиях //Методы педагогического исследования в высшей школе. Уфа: 1976.1ол
  137. П.Т. Системный подход в управлении педагогическим процессом в школе. Воронеж: Изд-во Воронежского ГУ, 198 4.-216 с.
  138. П. Т. Школа молодого директора. Учебное пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1987.-222 с.
  139. Н.Д. Педагогический процесс как объект деятельности учителя. Учебное пособие для студентов и преподавателей пединститутов. Алма-Ата: 197 9.-115 с.
  140. П. В. Концепция исследования в области управления и экономики народного образования. М.: Педагогика, 1987.- С.10−12.
  141. Т.И. Исследовательский подход в управлениишколой /Библиотечка «Современная школа»: проблемы руководства. М.: АПП ЦИТП, 1992.- С.17−38.
  142. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Педагогика, 1982.-118 с.
  143. И.К. Социально-психологические аспектыуправления образованием //Советская педагогика. -1991,и3.- С. 5 9−63.
  144. С.Е., Кальней Б. А. Мониторинг качества образования в школе. -М.: Российское педагогическое агенство, я .1997,-313 с.
  145. Школоведение /Под ред. Волковского А. Н., Малышева
  146. Н.П. 2-е издание. -М.: Просвещение, 1955.-137 с.
  147. В.А. Моделирование и философия. -М.: -Л.: Наука, 1966.-301 с.
  148. Ф.Е. Работа отделов народного образования по у пр, а в л е нию школ ами: Орг ани з адионно-пед агог ич еский ас1.пект. -М-: Педагогика, 1981.-163 с.
  149. Н.А. Внутришкольный контроль. -М.: Педагогика, 1977.-141 с.
  150. Е.А. Школа для всех. -М.: Новая школа, 1997,34 6 с.
Заполнить форму текущей работой