Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Соматофункциональная изменчивость организма студентов в условиях применения дифференцированных физкультурных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Современное состояние высшей школы выдвигает целый ряд задач по обеспечению каждому студенту соответствующее качество жизни, социальную защищенность, низкую заболеваемость и сформированный здоровый образ жизни (А.Г.Щедрина, 1996; Агаджанян Н. А., Хачатурьян М. Л., 2003; Добровольский Г. А., 2004). В связи с этим, существенное значение имеет изучение механизмов адаптации… Читать ещё >

Содержание

  • Список использованных сокращений

Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.

1.1 Особенности адаптации организма студентов к условиям высшей школы.

1.1.1 Этиологические факторы, влияющие на уровень здоровья студентов.

1.1.2 Влияние гиподинамии на организм студентов.

1.2 Основные направления в поддержании здорового образа жизни студентов.

1.2.1 Способы оценки и коррекции уровня здоровья студентов.

1.2.2 Методы диагностики состояния здоровья студентов.

1.2.3 Понятие индивидуального здоровья.

1.3 Роль физических упражнений в укреплении здоровья студентов

1.3.1 Современные подходы физического воспитания студентов

1.3.2 Индивидуально-типологический подход в физическом воспитании студентов.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Организация исследования.

2.2 Материал исследования.

2.3 Методы исследования.

2.3.1 Антропометрические измерения и расчеты.

2.3.2 Методики определения количественного состава массы тела

2.3.3 Диагностика конституционального типа.

2.3.4 Методы исследования физиометрических показателей.

2.3.5 Исследование вегетативного регулирования.

2.3.6 Методики проведения функциональных проб.

2.4 Статистическая обработка полученных данных.

Глава 3. СОМАТО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОРГАНИЗМА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК ВУЗОВ г. ТЮМЕНИ.

3.1 Сомато-функциональные показатели организма юношей.

3.1.1 Антропометрические показатели.

3.1.2 Состав массы тела.

3.1.3 Физиометрические показатели.

3.1.4 Функциональные показатели сердечно-сосудистой системы

3.1.5 Функциональные показатели системы внешнего дыхания.

3.1.6 Показатели вегетативного регулирования.

3.1.7 Исследование функциональных нагрузок.

3.2 Сомато-функциональные показатели организма девушек.

3.2.1 Антропометрические показатели.

3.2.2 Состав массы тела.

3.2.3 Физиометрические показатели.

3.2.4 Функциональные показатели сердечно-сосудистой системы

3.2.5 Функциональные показатели системы внешнего дыхания.

3.2.6 Исследование вегетативного регулирования.

3.2.7 Исследование функциональных нагрузок.

Соматофункциональная изменчивость организма студентов в условиях применения дифференцированных физкультурных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное состояние высшей школы выдвигает целый ряд задач по обеспечению каждому студенту соответствующее качество жизни, социальную защищенность, низкую заболеваемость и сформированный здоровый образ жизни (А.Г.Щедрина, 1996; Агаджанян Н. А., Хачатурьян М. Л., 2003; Добровольский Г. А., 2004). В связи с этим, существенное значение имеет изучение механизмов адаптации студенческой молодежи к постоянно изменяющейся учебной и социально-экономической обстановке на уровне целостного организма, а также отдельных органов и систем (Колпаков В.В., Бабакин Е. А., 1998; Исаев А. П., 2001).

Увеличение заболеваемости в студенческом возрасте отмечают многие авторы, занимающиеся изучением здоровья учащейся молодежи (Чимаров В.М., 1999; Маркин В. Ф., 2003; Лучанинова В. Н., Транковская Л. В., 2004). Выявлено, что рост заболеваемости студентов происходит на фоне заметного снижения общего уровня физического развития, что снижает эффективность учебного процесса, а в дальнейшем, ограничивает их производственную и общественно-политическую деятельность (Соловьев B.C., 1996; Булич Э. Г., Муравов И. В., 2003). Многие авторы указывают, что у студентов адаптация к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов организма, особенно в первые годы обучения (Ендропов 0.в., 1990; Вельтищев Ю. В., 2000; Марчук С. А., 2004). Наиболее отрицательно на здоровье студентов влияют гиподинамия, нерациональное питание, вредные привычки, недостаточно правильная ориентация на выполнение будущих профессиональных обязанностей. Постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, а также частые нарушения режима труда и отдыха, могут приводить к срыву процесса адаптации и развитию целого ряда негативных показателей здоровья (Сабитова Р.Т., 2001; Шарапова О. В., 2002; Вишневский В. А., 2005). На этом фоне важнейшее значение приобретает поиск путей улучшения состояния здоровья и повышения физической работоспособности, увеличения функциональных возможностей организма будущих высококвалифицированных специалистов. Однако, предложенные методы медикаментозной и психологической реабилитации не привели к снижению заболеваемости. Вследствие этого, многие исследователи рассматривают физическое воспитание как существенный фактор в формировании и реабилитации здоровья молодежи (Апанасенко Г. Л., Попова Л. А., 2000; Кряжев В. Д., 2003; Симонова Е. А., 2004).

В последние годы интенсивно разрабатываются подходы по развитию дифференцированного физкультурного образования, когда процесс обучения и воспитания предполагает учет индивидуальных особенностей человека. Появляются разноуровневые по сложности учебные программы, которые включают в себя не только технологию обучения двигательным действиям, но и технологию развития физических способностей, технологию формирования знаний и методических умений (Короткова Е.А., 2001; Манжелей И. В., 2003). Однако отсутствие подготовленных дифференцированных программ развития двигательных способностей учащихся во взаимосвязи с индивидуальными особенностями индивида не позволяет внедрять данную систему в физическое воспитание. В связи с этим, исследование физиологических показателей жизненноважных систем организма студентов при выполнении дифференцированных физкультурных программ устанавливает адекватность физических нагрузок функциональным возможностям организма занимающихся и при необходимости рекомендует изменять их отдельные параметры (Павловская B.C., Коваленко Л. В., 2004; Семенов Л. А., Шлыков П. В., 2005).

Модернизация системы высшего образования, реализуемая в соответствие с нормативными актами государства, предполагает не только улучшение материального обеспечения вузов, но и снижение академической нагрузки за счет увеличения роли самостоятельных занятий и повышения двигательной активности, способствующей сохранению и укреплению здоровья студентов. Совершенствуя свои физические возможности студенческая молодежь наиболее полно может реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятельности, усиливает ее адаптивные возможности организма и снижает рост заболеваемости (Федорова С.В., 2002; Безруких М. М., Сонькин В. Д., 2004; Атрощенко Г. Н., Сахарова И. Н., 2005). Необходимы физиологические обоснования по рациональному подходу к занятиям физическими упражнениями, способствующие сохранению и укреплению здоровья студентов вузов, что является наиболее актуальной и слабо разработанной проблемой в настоящее время.

Цель работы: изучить сомато-функциональную изменчивость организма студентов в условиях применения дифференцированных физкультурных технологий.

Основные задачи исследования:

1. Определить соматотипологические и функциональные показатели организма студентов отдельных вузов г. Тюмени;

2. Изучить гемодинамические показатели сердечно-сосудистой системы и функции системы внешнего дыхания юношей и девушек, занимающихся по различным физкультурным технологиям;

3. Установить сомато-функциональные критерии адаптации организма студентов к физическим нагрузкам здоровьеукрепляющей направленности;

4. Провести сравнительный анализ изменчивости морфофункциональных показателей студентов, выполняющих различный объем физической нагрузки, во взаимосвязи с возрастно-половыми и индивидуально-типологическими особенностями.

Научная новизна исследования. Впервые проведено комплексное исследование сомато-функциональных показателей юношей и девушек, занимающихся по дифференцированным физкультурным технологиям. Изучена взаимосвязь морфофункциональных показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем с возрастно-половыми и конституциональными особенностями организма студентов. Определены направленность и количественные параметры сдвигов показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем студентов при выполнении разных объемов физических нагрузок. Установлено, что уровень адаптационных резервов и энергетическая мощность организма студентов основной группы оцениваются высокими функциональными резервами сердца, оптимальными показателями центральной гемодинамики и аппарата внешнего дыхания. Выявлено, что недостаточная двигательная деятельность студентов контрольной группы уменьшает функциональную мощность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что проявляется в виде низких показателей уровня физического состояния и здоровья. Доказано, что проведение индивидуальных физкультурных технологий приводит к улучшению показателей телосложения и повышению уровня адаптивных реакций организма занимающихся.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты исследования сомато-функциональной изменчивости организма студентов в условиях применения дифференцированных физкультурных технологий дополняют знания в области возрастной физиологии сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Полученные данные можно рассматривать как обоснование теоретических основ формирования учебных программ по дисциплине «Физическая культура». Материалы работы следует применять при разработке региональных программ, направленных на укрепление и сохранение здоровья учащейся молодежи.

Результаты работы используются в практической деятельности специалистов по физической культуре и спорту, спортивной медицине и валеоло-гии. Материалы исследования полезны для медиков и педагогов, участвующих в создании дифференцированного физкультурного образования. Полученные данные внедрены в педагогическую и оздоровительную деятельность ряда вузов г. Тюмени. Материалы диссертации используются в преподавании на кафедрах Тюменского государственного университета и Тюменской государственной медицинской академии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Возрастно-половые и конституциональные особенности сомато-функциональных показателей организма студентов вузов г. Тюмени;

2. Влияние различных средств и методов физической культуры на физиологические показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем, уровень работоспособности и величину энергообеспечения;

3. Применение индивидуально-направленных физкультурных технологий способствует повышению кардиореспираторной выносливости, повышению производительности и укреплению здоровья студентов вузов г. Тюмени.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались: на региональной конференции «Повышение эффективности подготовки специалистов в высшей школе» (Тюмень, 2000) — межрегиональной конференции «Организация учебно-методической и воспитательной работы в вузе» (Тюмень, 2001) — на IV Всероссийском съезде специалистов лечебной физкультуры и спортивной медицины (Ростов-на-Дону, 2002) — региональной конференции «Управление качеством образования в вузе» (Тюмень, 2003) — международной конференции «Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе» (Тюмень, 2004) — международном симпозиуме «Медицина и охрана здоровья — 2004» (Тюмень, 2004) — международной конференции «Актуальные вопросы спортивной медицины, лечебной физкультуры, физиотерапии и курортологии"(Москва, 2005).

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 12 работ, из них: 7 статей и 5 тезисов.

Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 190 страницах машинописного текста, содержит 24 таблицы и 24 рисунка. Состоит из введения, обзора литературы, описания материала и методов исследования, главы с результатами собственного исследования, обсуждения полученных результатов, выводов и практических рекомендаций.

Список литературы

содержит 288 отечественных и 107 иностранных источников. Весь материал диссертации получен, обработан и проанализирован лично автором.

ВЫВОДЫ.

1. Динамика развития структурно-функциональных изменений в организме студентов определяется величиной выполняемой двигательной нагрузки. Среди студентов основной группы выявляется высокий уровень физического развития, пропорциональность и гармоничность телосложения, пониженное жироотложение, интенсивный прирост костно-мышечной массы, тогда как в контрольной группе устанавливается значительное число лиц с дисгармоничным физическим развитием, большим содержанием жирового компонента, формирующимся астеническим телосложением.

2. Применение дифференцированных физкультурных технологий способствует увеличению диапазона функциональных возможностей организма (снижению частоты сердечных сокращений, величины артериального давления, увеличению жизненной емкости легких и показателей мышечной силы), повышению уровня физического состояния и функциональных резервов организма.

3. Установлена зависимость показателей сердца от конституциональной принадлежности обследуемых и объема двигательной деятельности. У представителей основной группы отмечается большее наполнение желудочков, их внутренние размеры увеличены, толщина миокарда повышается и сила сокращений сердца возрастает. В контрольной группе каких-либо структурно-функциональных перестроек в сердце не выявлено.

4. Среди студентов основной группы отмечается высокая сердечная деятельность и более эффективные механизмы распределения кровотока, что способствует формированию устойчивой адаптации организма к физическим нагрузкам. Оптимальные значения гемодинамики (УО, МО, СИ, УИ) обеспечивают достаточное поступление крови к мышцам и быстрому выведению продуктов метаболизма. В контрольной группе низкие гемодинамические показатели свидетельствуют о слабой производительности сердца и малоэффективной деятельности сердечно-сосудистой системы.

5. Индивидуальные физические нагрузки стимулируют рост показателей внешнего дыхания и способствуют увеличению легочных объемов, хорошей проходимости воздухоносных путей и созданию условий для развития больших волевых усилий, что связано с хорошим развитием грудной клетки, дыхательных мышц и большими размерами бронхов. Структурно-функциональное состояние дыхательной системы студентов контрольной группы не обеспечивает высокую вентиляцию легких, что проявляется в низких функциональных показателях аппарата внешнего дыхания.

6. У представителей основной группы реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку характеризуется коротким периодом восстановления, оптимальным уровнем адаптивных реакций, высокими показателями физической работоспособности и МПК, что свидетельствует о эффективной деятельности энергетической системы занимающихся. Среди студентов контрольной группы выявляются неадекватные адаптивные реакции на физическую нагрузку и низкий уровень показателей физической работоспособности, что связано с низкой тренированностью организма.

7. Занятия по индивидуальным физкультурным программам формируют стабильный уровень адаптивных реакций на двигательный режим и способствуют поддержанию функциональных резервов на оптимальном уровне, тогда как среди студентов контрольной группы определяется неустойчивая физиологическая реакция на физическую нагрузку.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ :

1. При разрешении проблемы оздоровления студентов средствами физической культуры следует использовать соматотипологический подход, позволяющий объективно установить уровень физического развития и функциональные резервы организма обследуемых.

2. Индивидуальные рекомендации по нормированию физической нагрузки применяются после оценки уровня адаптивных реакций и функциональных резервов кардиореспираторной системы занимающихся.

3. При разработке учебных программ по физической культуре необходимо планирование тренировочных нагрузок, направленных на повышение кардиореспираторной выносливости, которая значительно повышает показатели МПК и физическую работоспособность организма занимающихся.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой