Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя: На материале факультета педагогики начального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные результаты исследования апробированы на всероссийских научно-практических конференциях «Технология профессиональной деятельности» (Белгород, 1995), «Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология» (Белгород, 1996), международных научно-практических конференциях «Теория и практика современного образования» (Тула, 1997), «Инновация в образовании: теория и практика… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы использования функционально-дидактической музыки в педагогическом процессе
    • 1. Проблема функциональной музыки в философии, физиологии, психологии и педагогике
    • 2. Функционально-дидактическая музыка в системе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя начальных классов
    • 3. Анализ состояния использования функционально-дидактической музыки в педагогическом процессе
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию функционально-дидактической музыки в процессе подготовки будущего учителя начальных классов
    • 1. Критерии, показатели эффективности использования функционально-дидактической музыки в учебном процессе вуза
    • 2. Экспериментальное обоснование использования функционально-дидактической музыки в образовательном процессе вуза
    • 3. Методика использования функционально-дидактической музыки в учебном процессе вуза
    • 4. Эффективность применения функционально-дидактической музыки в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя начальных классов

Функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя: На материале факультета педагогики начального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Гуманизация образовательного процесса, вызванная к жизни современным состоянием российского общества, требует поиска новых, более эффективных средств его организации. Она предполагает усиление культурологической составляющей образовательного процесса, предписывающей установление гуманных отношений между участниками образовательного процесса, усвоение обучающимися духовно-ценностного опыта предшествующих поколений, восстановление культурообразующей и личностно-развивающей функций образования. Идеи гуманизации образовательного процесса в высшей школе нашли отражение в работах целого ряда педагогов-исследователей (С. И. Архангельский, М. Я. Виленский, И. Ф. Исаев, В. А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, А. И. Мищенко, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова). Они послужили основанием для расширения и наполнения содержания, технологий педагогического образования гуманистическими ценностями, средствами, что создает благоприятную ситуацию для переосмысления сущности профессиональной подготовки учителя. Становится очевидным построение такого профессионально-образовательного процесса, при котором были бы созданы условия для развития субъектных качеств личности будущего учителя, включения его в творческий процесс профессионального становления.

Результативность этого процесса обеспечивается наибольшей согласованностью внешних и внутренних факторов, формирующих личность будущего специалиста (В. Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, С. JI. Рубинштейн и др.).

В психолого-педагогической литературе к внешним факторам, обеспечивающим результативность учебного процесса, относят рациональное построение учебных программ, учебников и учебных пособий, оснащенность учебного процесса техническими средствами, педагогическое мастерство преподавателя и др. К внутренним факторам относят уровень умственного развития студента, его отношение к учебной деятельности, особенности самоорганизации в процессе умственной деятельности, психофизиологическое и эмоциональное состояние студента, так как внешние воздействия на личность вызывают тот или иной отклик не прямо, а через посредство внутренних факторов, важнейшей составляющей которых является внутреннее, или психическое, состояние человека (А. Н. Леонтьев, Н. Д. Левитов, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн).

В ряде исследований (П. К. Анохин, В. К. Вилюнас, Л. В. Выготский, Б. И. Додонов, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, Г. М. Потанин, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов, П. В. Смирнов, Б. М. Теплов, О. К. Тихомиров, Г. К. Шингаров и др.) доказана связь эмоций с мышлением и другими психическими процессами, свойствами личности и обосновано влияние психической тонизации, выполняемой эмоционально-положительным состоянием, на эффективность обучения.

Большие возможности, на наш взгляд, в осуществлении регуляции эмоциональной сферы обучающегося в процессе учебной деятельности содержит музыкальное искусство, в частности — функциональная музыка (И. А. Гольдварг, А. Г. Костюк, В. К. Липинский, Т. Н. Метельницкая). Многоаспектное рассмотрение исследователями проблемы воздействия музыки на личность позволяет констатировать, что при определенных условиях музыка оказывает благоприятное влияние на психическое и психофизиологическое состояние человека (Б. Г. Ананьев, В. М. Андреев, В. М. Бехтерев, А. Бине, Б. А. Вяткин, И. М. Догель, Л. Я. Дорфман,.

А. А. Калашников, В. К. Липинский, В. Н. Мясищев, М. П. Патриций, И. Р. Тарханов, Г. П. Шипулин и др.).

В исследованиях JI. С. Брусиловского, И. А. Гольдварга, И. М. Гриневой, А. А. Перроте, В. Б. Поляковой и других ученых доказана целесообразность прикладного применения музыки в качестве средства, способствующего созданию оптимальных условий для выполнения разнообразной деятельности: трудовой, лечебной и т. д.

Представителями отечественной науки (Т. О. Гордеева, Т. Н. Метель-ницкая, JI. Н. Новицкая, В. И. Петрушкин, JI. Н. Трегубова и др.) отмечено благотворное влияние музыки на отдельные виды деятельности в условиях образовательного процесса. Результаты этих работ позволили наметить перспективы дальнейших исследований, способствовали выдвижению новых аспектов проблемы, нуждающихся в экспериментальной разработке. Так, до настоящего времени функциональная музыка не рассматривалась как дидактическое средство, то есть как функционально-дидактическая музыка (ФДМ). Не рассматривались также вопросы, связанные с включением ФДМ в процесс профессионально-педагогической подготовки будущего учителя начальных классов, не исследована готовность учителя к использованию функционально-дидактической музыки как элемента профессионально-педагогической культуры учителя. Это объясняется тем, что решение обозначенной проблемы требует комплексного подхода, связанного с философским, физиологическим, психологическим, культурологическим и музыковедческим аспектами. Вместе с тем, анализ литературы из различных областей знаний показал, что в настоящее время в науке накоплен определенный теоретический и эмпирический материал, который при осуществлении интегративного подхода к изучению музыкального воздействия на личность обучающегося позволяет осуществить исследование данного феномена.

Таким образом, мы можем констатировать, что в теории и практике педагогического образования сложилось противоречие между потребностью в новых дидактических средствах организации учебно-познавательной деятельности студентов и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ использования функционально-дидактической музыки как средства профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов.

С учетом этого противоречия нами была определена тема исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия использования функционально-дидактической музыки как средства профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов.

Предмет — функционально-дидактическая музыка как средство профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Обосновать сущностные характеристики функционально-дидактической музыки как дидактического средства.

2. Определить критерии эффективности использования функционально-дидактической музыки в профессиональной подготовке будущего учителя.

3. Выявить и экспериментально обосновать совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность применения функционально-дидактической музыки в образовательном процессе вуза.

4. Разработать методические рекомендации по использованию функционально-дидактической музыки в процессе профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов.

В качестве гипотезы исследования нами было выдвинуто предположение о том, что использование функционально-дидактической музыки в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя начальных классов будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий: формирование положительного эмоционально-ценностного отношения студентов к использованию функционально-дидактической музыки на занятияхобеспечение профессионально-ориентированной направленности использования функционально-дидактической музыки на учебных занятияхперсонализация познавательной деятельности студентов на занятиях с применением функционально-дидактической музыкиактуализация творческого потенциала преподавателя на занятиях с включением функционально-дидактической музыки: организационно-методическое обеспечение использования функционально-дидактической музыки в образовательном процессе вуза.

Методологическую основу исследования составляют современные философские, психологические, педагогические положения о единстве рационального и эмоционального в развитии личностинаучные представления о личности как о многофункциональной системе, высшей ценности и самоцели общественного развитиязакономерности и тенденции формирования общей и профессионально-педагогической культуры будущего учителя.

Научному обоснованию положений исследования способствовали работы известных ученых в области музыковедения: Б. В. Асафьева, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Н. В. Шацкоймузыкальной педагогики: Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Н. А. Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского, Т. Д. Сусловой и др. Реализовать культурологический подход к раскрытию сущности функционально-дидактической музыки, выявить ее структурную наполненность позволили работы А. В. Барабанщикова, Е. В. Бондаревекой, И. Ф. Исаева, Г. М. Потанина, Е. Г. Силяевой, В. А. Сластёнина, А. Н. Ходусова, Е. Н. Шиянова, Н. Е. Щурковой и др.

Методы и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки высказанной гипотезы использовалась совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ философской, физиологической, психологической, музыковедческой, педагогической литературыпедагогическое наблюдение и анкетированиеметоды экспертной оценки и самооценкианализ результатов деятельности студентовметод тестированияпедагогический эксперимент, статистические методы обработки экспериментальных данных.

В качестве опытно-экспериментальной базы исследования был избран факультет педагогики начального и дошкольного образования Белгородского государственного университета, школы №№ 13,28,40,41,48 г. Белгорода.

Основные этапы исследования.

Первый этап (1991 — 1994) — изучалась и анализировалась философская, психологическая, педагогическая, музыковедческая отечественная и зарубежная литература по проблеме использования музыки в образовательном процессеразрабатывались исходные позиции исследования.

Второй этап (1994 — 1996) — проводился констатирующий эксперимент, осуществлялась опытная работа по изучению влияния функционально-дидактической музыки на состояние, деятельность и поведение студентов в условиях вуза, разрабатывалась методика формирующего эксперимента.

Третий этап (1996 — 1999) — проводился формирующий эксперимент, анализ опытно-экспериментальной работы, систематизировались полученные результаты, проверялась выдвинутая гипотеза, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: раскрыта сущность функционально-дидактической музыки как средства организации учебно-познавательной деятельности студентовопределены оптимальные сферы и границы применения функционально-дидактической музыки в образовательном процессе вузаразработаны основные требования к отбору музыкальных произведений и определению режима их включения в образовательный процессвыявлены критерии эффективности использования функционально-дидактической музыки в условиях вузаобоснована совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность применения функционально-дидактической музыки. Практическая значимость исследования: разработана методика использования функционально-дидактической музыки в процессе профессиональной подготовки будущего учителяопределено содержание подготовки будущего учителя к использованию функционально-дидактической музыки в образовательном процессе школыподготовлены методические рекомендации, позволяющие педагогу самостоятельно составлять музыкальные программы и определять режим их включенияс учетом выявленных психолого-педагогических условий включения функционально-дидактической музыки в учебный процесс разработана и апробирована программа спецкурса «Музыкальная эстетика». Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась методологической обоснованностью исходных теоретических позицийприменением разнообразных методов исследования, адекватных предмету и задачам исследованиядлительным характером и возможностью повторения опытно-экспериментальной работырепрезентативностью объема выборок и статистической значимостью экспериментальных данныхличным опытом педагогической деятельности в высшем учебном заведении.

Основные положения, выносимые на защиту:

— функционально-дидактическая музыка — это средство организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, способствующее эффективному решению профессиональных задач;

— готовность педагога к использованию функционально-дидактической музыки в образовательном процессе рассматривается в качестве одного из элементов профессионально-педагогической культуры;

— критерии эффективности использования функционально-дидактической музыки в профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов — отношение студентов к выполняемой деятельности, качество усвоения изучаемого материала, личностно-творческое развитие будущего учителя, валеологическая направленность функционально-дидактической музыки;

— условиями, обеспечивающими эффективность использования функционально-дидактической музыки в профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов, являются: формирование положительного эмоционально-ценностного отношения студентов к использованию функционально-дидактической музыки на занятияхобеспечение профессионально-ориентированной направленности функционально-дидактической музыки на учебных занятияхперсонализация познавательной деятельности студентов на занятияхактуализация творческого потенциала преподавателя на занятиях с применением функционально-дидактической музыкиорганизационно-методическое обеспечение использования функционально-дидактической музыки в образовательном процессе вуза.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования апробированы на всероссийских научно-практических конференциях «Технология профессиональной деятельности» (Белгород, 1995), «Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология» (Белгород, 1996), международных научно-практических конференциях «Теория и практика современного образования» (Тула, 1997), «Инновация в образовании: теория и практика» (Белгород, 1998), результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Белгородского государственного университета, на методологическом семинаре преподавателей кафедры педагогики начального образования. Материалы диссертации нашли отражение в статьях, в коллективных сборниках научных трудов, программе спецкурса «Музыкальная эстетика» и используются в организации учебно-воспитательного процесса в Белгородском государственном университете, в работе по повышению квалификации преподавателей.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает введение, две главы, заключение, список литературы (240 источника) и приложение.

ВЫВОД.

Опытно-экспериментальная работа по выявлению и обоснованию психолого-педагогических условий эффективного использования ФДМ в процессе профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов проводилась в рамках базового, поискового, формирующего этапов.

Оценка эффективности использования ФДМ осуществлялась по выявленным критериям: влияние ФДМ на отношение к выполняемой деятельности, на качество усвоения изучаемого материала, на личностно-творческое развитие: валеологическая направленность ФДМ.

На базовом этапе исследования были получены данные, подтверждающие теоретические основания о возможности рассматривать ФДМ как дидактическое средство, оказывающее комплексное воздействие, обеспечивающее продуктивность педагогической деятельности независимо от негативно влияющих внешних факторов.

На поисковом этапе исследования были выявлены критерии организации режима включения и содержания программы ФДМ: учет динамики умственной работоспособности, содержания дидактического материала, сложность дидактических заданий, вид деятельности, личностные характеристики, которые составили основу методики использования ФДМ на следующем этапе исследования.

На формирующем этапе эксперимента получены данные, подтверждающие эффективность учения в результате оптимизации умственной работоспособности с помощью ФДМ на 12,5−14,0%, усиление познавательной активности, удовлетворенность студентов выполняемой деятельностью, сохранение хорошего самочувствия.

Таким образом, полученные в настоящем исследовании данные свидетельствуют о целесообразности применения ФДМ в образовательном процессе вуза в целях оптимизации умственной работоспособности, повышения творческой активности и сохранения эмоциональной стабильности. Эффективность использования ФДМ обеспечивается реализацией психолого-педагогических условий: формированием положительного эмоционально-ценностного отношения к использованию ФДМ на занятияхобеспечением профессионально-ориентированной направленности использования ФДМ на учебных занятияхперсонализацией познавательной деятельности студентов на занятиях с применением ФДМактуализацией творческого потенциала преподавателя на занятиях с применением ФДМорганизационно-методическим обеспечением использования ФДМ в образовательном процессе вуза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Мы пришли к выводу, что разрешение проблемы использования ФДМ в профессиональной подготовке будущего учителя актуально и имеет важное педагогическое значение.

На решение данной проблемы было направлено наше исследование. Оно предполагало осуществление комплексного подхода, преодоление обособленности отдельных наук и интеграции научных знаний об особенностях воздействия музыки.

Музыка, сопутствующая деятельности, в теории музыки, определяется как функциональная. В исследовании она рассматривается нами как часть общей теории музыки.

Проведение историко-тематического анализа литературных источников позволило выделить три исторических этапа в развитии теории функциональной музыки: эмпирический, феноменологический, исследовательский, каждый из которых обладает рядом особенностей.

На основании теоретического анализа установлено пять «уровней» влияния музыки: психофизиологический, психологический, интеллектуальный, личностно-творческий, социальный и определены основные условия организации включения музыки в процессе деятельности. В ходе исследования установлено, что музыка, сопутствующая учебной деятельности, обладает рядом особенностей: цель ее использования, условия организации, содержание музыкальных программ, а также выполнение новых функций. На этом основании нами введено ее определение — функционально-дидактическая музыка (ФДМ).

ФДМ — это средство организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, способствующее эффективному решению профессиональных задач.

В результате теоретического анализа, изучения специальной литературы, ретроспективного анализа собственной педагогической деятельности нами выделены основные принципы (научности, доступности, интегративности, дидактической направленности, учета условий организации, персонификации, вариативности, достаточности музыкального воздействия, последовательности, катарсиса) и методы (наглядно-слуховой, создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний, художественно-практический, «ритмической сетки», «музыкальной формулы», эмоциональной активизации и релаксации) использования ФДМ в образовательном процессе вуза.

Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования ФДМ в образовательном процессе. К таким условиям относятся: формирование положительного эмоционально-ценностного отношения студентов к использованию ФДМ на занятияхобеспечение профессионально-ориентированной направленности использования ФДМперсонализация познавательной деятельности студентов на занятиях с применением ФДМактуализация творческого потенциала преподавателя на занятиях с использованием ФДМорганизационно-методическое обеспечение использования ФДМ в образовательном процессе в вузе.

Для определения эффективности использования ФДМ в профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов нами были выделены критерии: отношение студентов к выполненной деятельности, качество усвоения изучаемого материала, личностно-творческое развитие студентов и валеологическая направленность ФДМ.

Критерий рассматривался нами как признак, на основе которого проводится оценка, суждения, а показатель определялся как характеристика какого-либо аспекта критерия. На основании качественного и количественного проявления критериев и показателей выявлены три уровня: низкий, достаточный, высокий. Для распределения студентов по уровням нами разработана диагностическая методика.

Проведение педагогического эксперимента осуществлялось в несколько этапов. Базовый этап эксперимента был направлен на изучение влияния ФДМ на эмоциональное и психофизиологическое состояние организма, ход и результат деятельности и поведение обучающихся. Получен максимально широкий и разнообразный материал, подтверждающий целесообразность использования ФДМ в качестве дидактического средства в профессиональной подготовке будущего учителя.

На поисковом этапе эксперимента определялась пригодность составленных нами музыкальных программ, выявлялся наиболее оптимальный режим включения и устанавливалось время звучания ФДМ в образовательном процессе.

Содержание формирующего эксперимента составляло внедрение разработанной по результатам поискового эксперимента методики.

В результате исследования установлено, что включение ФДМ в образовательный процесс и формирование готовности студентов к использованию ФДМ в учебном процессе школы представляет собой сложное целостное образование и включает шесть последовательных этапов: эмпирический, теоретический, исследовательский, личностно-ориентированный, практический, заключительный.

Весь методический цикл реализовывался нами в двух экспериментальных группах в процессе изучения дисциплин (медико-биологического, психолого-педагогического, общекультурного и предметного блоков), научно-исследовательской работы и через систему педагогических практик.

План формирующего эксперимента в группах был различен. Студенты Э2 были включены во все этапы эксперимента, студенты Э1 проходили пассивную педагогическую практику и для них не предусматривался личностно-ориентированный этап.

Полученные нами в процессе исследования данные свидетельствуют об эффективности разработанной методики.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы убедились в способности ФДМ оказывать влияние на качество содержательного, процессуального и личностного компонентов (А. А. Абдуллина) подготовки будущего учителя, а следовательно, и в целесообразности ее использования.

Полученные результаты формирующего эксперимента доказали справедливость выдвинутой гипотезы, подтвердили целесообразность реализации совокупности психолого-педагогических условий. Процесс использования ФДМ и результат ее воздействия отражен нами в рис. 6.

Наше исследование было направлено на решение определенного круга задач, их решение не исчерпывает полностью означенную проблему, и В частности, требует специального исследования проблема технологического обеспечения использования ФДМ, реализации личностного потенциала студентов, подготовки учителей начальных классов к использованию ФДМ в системе послевузовского педагогического образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М., 1990. — 141 с.
  2. Альманах психологических тестов. М.: Изд. «КСП», 1990. -С. 95, 107−111.
  3. . Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.-Т.2.
  4. Е., Фаустова Э. Студент в мире музыки: ценностные ориентации студентов в сфере музыки. Взгляд социолога. М., 1990. -С. 16−32.
  5. А. Н., Чебыкин А. Я. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности // Тезисы второго Всесоюзн. семинара молодых ученых. Симферополь, 1986. — С. 35.
  6. Античная музыкальная эстетика / Вступительный очерк и собрание текстов А. Ф. Лосева. М.: Музгиз, 1960. — С. 127.
  7. Аристотель. Политика. М.: Университетская типография (Катков и К0), 1865.-С. 333.
  8. Аристотель. Поэтика. М., 1951. — С. 40.
  9. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. — 368с.
  10. . В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е: Музыка, 1973. 144 с.
  11. Ю. Я. Искусство как объект комплексного изучения // Вопросы философии. 1974. -№ 10. — С. 106−118- № 11. — С. 131−140.
  12. К. В., Забродина Т. А. Изменение сенсорной чувствительности при решении мыслительных задач // Вопросы психологии. 1988. -№ 1.-С. 149−154.
  13. С. Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся в процессе обучения. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1977.- 174 с.
  14. Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки. -М., 1989.-208 с.
  15. Беляева-Экземплярская С. Н. О психологии восприятия музыки. -М.: Русский книжник, 1923. 115 с.
  16. Н. А. Этика творчества // О назначении человека. М., 1993.-С. 23−32.
  17. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.- 192 с.
  18. В. М. Вопросы, связанные с лечебным и гигиеническим значением музыки // Обзор психиатр., неврол. и экспериментальной психологии. 1916. — № 1 -3. — С. 105−124.
  19. В. М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней детства. М., 1916. — С. 8.
  20. В. М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. — 472 с.
  21. В. М. Умом и сердцем. М., 1982.-С. 14−17.
  22. Н. П. Мотивы рока // Известия, 1987, 23 декабря. С. 3.
  23. Е. И. Механизмы умственной деятельности. М., 1976.
  24. Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Наука, 1981. — 142 с.
  25. Л. С. Музыка в системе восстановительного лечения психически больных. Автореф. дис.. кан. медиц. наук. Л., 1973. — С. 16.
  26. Е. Я. О понятии «музыкальный интерес» // Музыка в социалистическом обществе. Л.: Музыка, 1975. — С. 63−75.
  27. К. Работа и ритм. 2-е изд. М., 1923. — С. 21−24.
  28. И. А. Звук-слух-мозг. Л.: Наука, 1981. — С. 6−195.
  29. И. А., Пирогов А. А. Эмоциональный анализатор мозга. -СПб: Наука, 1994.- 110 с.
  30. И. А. Эмоции и мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.-С. 192.
  31. А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Метод, пособие. М., 1991. — 207 с.
  32. В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 142 с.
  33. М. А. Значение и место педагогических творческих заданий в системе подготовки учителя // Новое исследование в педагогических науках. М., 1991.- Вып. 2(58). — С. 65−67.
  34. . Н. Музыка звучит на лекции // Студенческий меридиан. 1970.-Вып. 4.-С. 25.
  35. . Н. Применение музыкального фона на лекциях // Вестник высшей школы. 1970. — № 3. — С. 82−84.
  36. П. П., Оксень В. Н. Информационное моделирование эмоционального состояния. Минск: Высшая школа, 1978. — С. 128.
  37. В. Основы физиологической психологии. М.: Наука, 1980.- 170 с.
  38. Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  39. Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. -С. 576.
  40. М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986.-С. 271.
  41. Ю. 3., Костюк А. Г., Лоос В. Г. Проблема функциональной музыки в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1971. — № 3. -С. 161−166.
  42. . В. Мера всех вещей и гармония познания // Вестник ЛАЭС. 1994. — № 6. — С. 1−9.
  43. Г. О. О вариативности восприятия музыкального об раза // Восприятие музыки / Под ред. В. Н. Максимова. М.: Музыка, 1980. -С. 52−69.
  44. И. А. Влияние функциональной музыки на развитие эстетических вкусов рабочих // Развитие музыкального восприятия школьников / АПН СССР, НИИ худ. воспитания. М., 1971. — С. 183.
  45. И. А. Музыка на производстве. Пермь: Кн. изд-во, 1971.- 110с.
  46. Э. И. Как вытащить себя из стрессов. М., 1992. — 80 с.
  47. Готсдинер A. JL Музыкальная психология. М.: NB Магистр, 1993.- 191 с.
  48. К. С. Музыкальное искусство как фактор формирования эстетической культуры. Л., 1991. — С. 19.
  49. А. А. Гигиена умственного труда. М.: Знание, 1979. — 64 с.
  50. Гуманизация науки и образования: Материалы науч.-метод, конференции / Под ред. В. П. Педана. Харьков, 1991. — 108 с.
  51. Т. М. Теоретические основы рефлексивного управления школой. Дис.. д-ра пед. наук. М., 1996. — 468 с.
  52. В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.-240 с.
  53. И. М. Влияние музыки на человека и животных. Казань, 1888.-46 с.
  54. И. М. Влияние музыки и цветов спектра на нервную систему и животных. Казань, 1898. — 25 с.
  55. . И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978.272 с.
  56. А. И. Социальная психология искусства // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 151−152.
  57. В. В., Новицкая J1. П. Управляющее воздействие музыки на поведение и состояние мозга человека // Сравнительная физиология высшей нервной деятельности человека и животных: Материалы Всесоюзной конференции. 1988. — Т. 2. — С.24−25.
  58. Д. И. Психологическое явление и мозг. М.: Наука, 1971.-С. 6.
  59. В. И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.- 159 с.
  60. В. Ф. Биоритмы творчества. JL, 1989.
  61. В. И. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. — 439 с.
  62. Н. Н., Авдеева В. М. Функциональные изменения центральной нервной системы при восприятии музыки // Высшая нервнаядеятельность, 1982. Т. 32. -№ 5. — С. 915−924.
  63. Р. А. Музыка: Медико-физиологическое значение. Большая медицинская энциклопедия. 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1981.-Т. 16.-С. 9.
  64. Н. Н., Миллер В. М., Шмунк Ф. Ф. Влияние музыки на умственную работоспособность учащихся 8 лет // Вопросы физиологии. -1973.-С. 45−48.
  65. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.: Науч. изд-во «Большая Российская Энциклопедия», Изд. дом «Экономическая газета», 1997.-С. 747.
  66. Э. В. Философия и культура. М.: Наука, 1990. — С. 44−57.
  67. Ион Э. Проблемы культуры и культурная деятельность. М.: Просвещение, 1969. — 478 с.
  68. И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Москва- Белгород, 1993.-219 с.
  69. И. Ф. Культурологический подход к исследованию педагогической деятельности // Педагогическое образование XXI века. М., 1994.-С. 36−40.
  70. Д. Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1984. — 206 с.
  71. А. А. К вопросу о влиянии функциональной музыки на физиологические показатели и работоспособность при умственной работе // Физиологический журнал. 1979. — Т. 25. — № 2. — С. 171−181.
  72. А. А. Влияние функциональной музыки на состояние ЦНС и работоспособность лиц умственного труда. Донецк, 1975. — С. 18.
  73. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий i* процесс (Исследование субъективно-эмоциональной сферы творческогопроцесса педагога). Грозный, 1976. — 282 с.
  74. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М., 1990.- 191 с.
  75. А. И. Актуальные вопросы физиологии умственного труда и эмоционального напряжения. М.: Знание, 1979. — 104 с.
  76. А. И. Умственный труд, эмоции, музыка, медицина. М., 1978.-364 с.
  77. В. Ф., Отмахова Н. А. ЭЭГ показатели проявления функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга человека при восприятии слов и музыки // Физиология человека. — 1983. -Т. 9.-№ 4.-С. 568−575.
  78. А. А. Типологические различия во влиянии эмоционального % состояния, вызванного музыкой, на нервно-психическое напряжение в трудовойдеятельности: Автореф. дис.. канд. псих. наук. М., 1970. — 20 с.
  79. А. Г. Музыкально-эстетическая культура слушателя. -Автореф. дис.. канд. искусствовед, наук. Киев, 1964. — 20 с.
  80. В. В. Методология педагогического исследования. -Самара, 1994.- 165 с.
  81. Краткий музыкальный словарь. М.: Музыка, 1978. — 210 с.
  82. Ю. А. Познавательная роль музыки. М.: Музгиз, 1963.-60 с.
  83. Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста. -М.: Высшая школа, 1990. 140 с.
  84. Н. В. Проблема профессиональной подготовки специалистов в вузах. JL, 1970. — С. 27−54.
  85. Н. В. Формирование педагогических способностей. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. — С. 9.
  86. Культура человек — философия: К проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. — 1982. — № 1. — С. 33−51.
  87. Д. Церебральная асимметрия и эстетическое переживание // Красота и мозг. М.: Мир, 1995. — С. 227−250.
  88. Д. Исцеление музыкой // Музыкальная жизнь. 1991. -№ 4.-С. 32.
  89. А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стресса. М., 1986.-С. 71.
  90. В. К. Функциональная музыка как компенсатор сенсорной депривации. Автор, дис.. канд. псих. наук. М., 1977. — 21 с.
  91. Е. П., Жиляева Ю. П. Лечение музыкой // Искусство и здоровье. -М., 1974.-С. 18.
  92. А. Ф. История античной эстетики. М.: Высшая школа, 1963.-272с.
  93. А. Ф. Основной вопрос философии музыки // Советская музыка. 1990.-№ И.-С. 164−174.
  94. А. В. В мире музыки. Статьи и речи / Сост. Г. Б. Бернадт, К. А. Сад. -М.: Сов. композитор, 1971. 540 с.
  95. Л. Н., Шаршов И. А. Сборник упражнений по творческому саморазвитию личности студента. Тамбов, 1977. — 30 с.
  96. Г. Ю. Природа творчества и пути его активизации. -М.: Прометей, 1991.-68 с.
  97. Г. Ю. Музыка как фактор облегчения восприятия и переработки информации: Тр. международ, конференция по информатике. -Краснодар, 1996. с. 83.
  98. Г. Ю., Романова Н. Г. Тайна звуков музыки и высшие функции мозга ребенка // Кредо. Тамбов: Изд-во ТГПИ. — 1993. — № 6. -С. 13−19.
  99. А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М., 1990. — 191 с.
  100. С. К., Мачурова Н. Н. Помоги себе сам. Сыктывкар, 1991.-78 с.
  101. В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 254 с.
  102. . С. Философия искусства и художественная картина мира// Худ. творчество. Л.: Наука, 1983. — С. 13−21.
  103. Мелих-Патаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. -М., 1981.-С. 14−49.
  104. А. Резервы духовности // Нева. 1989. — № 11. — С. 145−156.
  105. Т. Н. Музыка как средство повышения эффективности процесса обучения. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Пермь, 1983. С. 182.
  106. Е. С. Восприятие музыки здоровыми людьми и лицами, находящимися в состоянии депрессии // Физиология человека. -М., 1992.-№ 6.-Т. 18.-С. 68−76.
  107. JI. И. Моделирование и реализация содержания педагогического образования (на материале подготовки учителя начальных классов). Москва- Курск, 1996. — 168 с.
  108. Ю. В., Киколов А. И., Тхоревский В. И., Мияков Jl. Е. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения. М.: Медицина, 1987. — 244 с.
  109. Ш. Морозов В. П. К проблеме эмоционально-психологического воздействия музыки на человека // Вестник РГНФ. 1997. — № 3. — С. 234−243.
  110. М. Я. Избранные произведения. М.: Изд-во Акад. мед. наук СССР, 1949.-244 с.
  111. Музыка в педагогическом образовании // Искусство в школе. -" 1994.-№ 1.-С. 64−65.
  112. Музыкальная культура Древнего Мира / Под ред. Р. И. Грубера. -Л.: Музгиз, 1987.- 134 с.
  113. Музыка на производстве // Коробицына Т. Д. Техническая эстетика и культура производства (Реф. обзор). Алма-Ата, 1969. — С. 78−87.
  114. Музыкальное искусство и формирование нового человека: Сб. статей / Ред. А. Г. Костюк. Киев: Музична Украша, 1982. — 238 с.
  115. В. Н., Готсдинер А. Л. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества / Сост. А. Л. Готсдинер. Л.: Музыка, 1981. -С. 14−29.
  116. А. О., Крыжановская В. В. Возрастная работоспособность лиц умственного труда. Киев: Здоровье, 1979. — 195 с.
  117. А. О., Крыжановская В. В., Кальниш В. В. Физиологияи гигиена умственного труда. Киев: Здоровье, 1987. — 132 с.
  118. Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975. — 304 с.
  119. JI. П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека // Психологический журнал. 1984. — Т. 5.1.№ 6.-С. 79−85.
  120. В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев, 1975. — 199 с.
  121. Н. А. О проявлении функциональной асимметрии в ЭЭГ взрослых испытуемых при восприятии ими слов и музыки // Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси, 1982. — С. 57−62.
  122. Н. Н. Эмоциональная насыщенность урока как средство повышения его эффективности. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1969.- 17 с.
  123. Н. Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную щ сферу личности // Психологический журнал. 1993. — Т. 14. — № 4.
  124. Педагогическая практика на факультетах педагогики и методики начального обучения. Л.: ЛГПИ, 1980. — 81 с.
  125. Педагогический словарь. М.: Изд-во Академии пед. наук, 1960. -С. 331.
  126. А. Д. Музыкальная культура и кризис эмоций // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 121−125.
  127. В. И. Моделирование эмоций средствами музыки // Вопросы психологии. 1988. — № 5. — С. 141−144.
  128. В. И. Музыкальная психология. М., 1998.
  129. Педагогическая технология / Сост. Б. Е. Щуркова. М., 1992. — 88 с.
  130. Ю. А. Культура мышления. Методология проблемы научно-педагогической работы. МГУ, 1990.
  131. А. И. Педагогическое образование, цель, задачи исодержание // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 59−63.
  132. JI. С. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности. Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1996. — 32 с.
  133. Л. И. Исследование учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. 1990. — № 5.
  134. К. К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1962. -С. 7−12.
  135. В. Б. К вопросу и физиологических механизмах влияния музыки на процесс сосредоточения // Материалы 6-й Уральской конф. физиологов, фармакологов и биохимиков в г. Тюмени. Свердл. мед. ин-т.1. Свердловск, 1969.
  136. Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
  137. Е. Полное собрание сочинений. Т. 22. — С. 273−274.
  138. Г. М., Косенко В. Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. Москва- Белгород, 1995. — 219 с.
  139. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, 2-е изд., испр. и доп. М., 1990. — 494 с.
  140. Л. В. О функциях эмоций в мыслительном процессе // Вопросы психологии. 1979. — № 1. — С. 28−36.
  141. И. П. Принципы научной организации педагогическоготруда.-Киев, 1990.
  142. В. Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980.-96 с.
  143. С. X. Природа искусства и специфика музыки // Эстетические очерки. / Под ред. С. X. Раппопорт. М.: Музыка, 1977. -Вып. 4-С. 39−74.
  144. С. X. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1968. — 160 с.
  145. Т. С. Музыка и мировоззрение. Ташкент, 1990.
  146. Рациональное и эмоциональное в морали / Под ред. А. И. Титаренко, Е. JI. Дубко. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 156 с.
  147. Н. Зажигайте сердца. М.: Молодая гвардия, 1990.
  148. К. Эмпатия. Психология эмоций. -М., 1984. С.11−34.
  149. В. В. Проблема утомления. -М., 1975. 17 с.
  150. С. JI. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  151. И. Я. Назначение музыки и ее возможности. М.: t Музыка, 1962.-96 с.
  152. В. И. Красота против энтропии. М.: Наука, 1990. — 175 с.
  153. Г. На уровне целого организма. М.: Наука, 1972. — С. 21−43.
  154. В. С. Культура и развитие человека // Вопросы | философии. 1982. — № 4. — С. 15−29.
  155. П. В. Эмоциональный мозг / Физиология, нейроанатомия, психология эмоций. М.: Наука, 1981. — С. 216.
  156. В. Искусство. Эстетика. Медицина. Волгоград, 1993. -С. 12−17.
  157. В. А., Подымова JI. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Изд-во «Магистр», 1997. — 306 с.
  158. Словарь физиологических терминов. М.: Наука, 1987. — С. 405. % 163. Смирнов М. Эмоциональный мир музыки. Исследования. — М.:1. Музыка, 1990.-320 с.
  159. А. Н. О задачах исследования музыкального восприятия // Вопросы социологии и эстетики музыки.- Л.: Сов. композитор, 1961. -Вып. 2.-С. 35−43.
  160. А. Н. Воспитательная роль музыки. 2-е изд. доп. Л.: Музыка, 1975. — 64 с.
  161. А. Н. Социология и музыкальная культура // Вопросы социологии и эстетики музыки Л.: Сов. композитор, 1980. — Вып. 1. — С. 10−135.
  162. А. Н. Социальные функции искусства и воспитательная роль музыки // Вопросы социологии и эстетики музыки- Л.: Сов. композитор, 1983. Вып. 3. — С. 72−92.
  163. Э. В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. — 210 с.
  164. С., Дейг Г. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия j мозга.-М., 1983.-С. 13−49.
  165. И. П. О влиянии музыки на мышечную работу // I Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии.1903,-№ 6.-С. 425−438.
  166. Т. Д. Курс художественно-эстетического образования : учителей средней школы (педагогическая концепция). Липецк, 1997. — 83 с.
  167. В. А. О воспитании. М.: ИПЛ, 1988. — 272 с.
  168. Г. С. Музыкальное восприятие и развитие личности // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С. 131−134.
  169. И. Р. О влиянии музыки на человеческий организм. -СПБ., 1893.-62 с.
  170. Р. А. Музыка и культура: (личностный подход). М.: Знание, 1986. — 62 с.
  171. Р. А. Введение в феноменологию музыки. Владимир: ВГПИ, 1991.-214 с.
  172. . М. Психология музыкальных способностей. М.- Л.:1. АПН РСФСР, 1947. 345 с.
  173. О. К. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности // Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С. 24−31.
  174. И. Врачевание музыкой // Трезвость и культура, 1990. -№ 9.-С. 80−81.
  175. И. М., Рашман С. М. Гигиена умственного труда студентов. Киев: Здоровье, 1973. — С. 11−36.
  176. К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии // Собр. соч. В 11 томах. -М., 1950. Т. 8. — С. 61−679.
  177. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1980.-С. 401.
  178. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 814 с.
  179. Е. А. Установление внутренних связей между предметами художественно-гуманистического цикла в школе. Владимир, 1990.-85 с.
  180. Формирование учебной деятельности (В. Я. Ляудис, X. Варнеке, И. И. Ильясов и др. / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 239 с.
  181. Фотх-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека. М., 1982.-С. 9−96.
  182. Функциональная музыка на производстве: Сб. статей / Под ред. В. С. Раевского. М.: Московский рабочий, 1977. — 88 с.
  183. В. Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. -М., 1992.- 160 с.
  184. В. Н. Музыка как добро: о природе музыкальных эмоций. Матер, науч.-практ. конф. «Творческая педагогика на кануне нового века». М., 1997. — Ч. I. — С. 3−4.
  185. Т. И., Давыденко Т. М. Управление процессомформирования системы качеств знаний учащихся: Методическое пособие. -М., 1990.- 112 с.
  186. В. Н. Музыкальное воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. — 200 с.
  187. А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1993. — 343 с.
  188. JI. В. Преодоление психологического барьера как условие научного, художественного и педагогического творчества. Экспериментальное исследование продуктивных процессов мышления. М., 1983. -С. 24−37.
  189. В. П. От этоса к аффекту. М.: Музыка, 1975. — 351 с.
  190. Е. Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1991. — 400 с.
  191. Н. В. Музыкальное воздействие на субъекта учебной деятельности как психологическое средство оптимизации его труда. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Н. Новгород, 1995. — 15 с.
  192. С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого k организма. М.: АОЗТ «Антидор», 1998. — 330 с.
  193. Н. Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993. — 111 с.
  194. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя / Сост. Г. С. Лабковская. М.: Просвещение, 1983. — 304 с.
  195. Эстетическая организация производственной среды: вопросы производственной эстетики. М., 1972. — С. 17−24.
  196. Эстетическое сознание и процесс его формирования / Отв. ред. Н. И. Кияшенко, Д. Л. Лейзеров. М.: Искусство, 1981. — 256 с.
  197. Эстетотерапия и саногенез. Материалы республ. научн.-практ. семинара БИРШТОНАС, 1988. С. 14−55.
  198. Е. И. Формирование творческой направленности личности учителей начальных классов в процессе изучения дисциплин эстетическогоцикла. Дис.. канд. пед. наук. 1985. — 218 с.
  199. А. Музыка и проблема глобальной экологии человека // Совесткая музыка. 1990. -№ 8. — С. 10−16.
  200. И. С. Основные направления исследований образного мышления // Вопросы психологии. 1985. — № 5. — С. 5−16.
  201. И. С. Разработка технологии личностно-ориентиро-ванного обучения // Вопросы психологи. 1995. — № 2. — С. 31−42.
  202. R. (Ed.). Musical Perception. New York: Oxford University Press, 1994. — 290 p.
  203. Beckett W. Music in War Plants. Wasnington, 1943. P. 21−37.
  204. Burris-Mayer H. Musical in Industy. In «Scientific American», 1943. V. 169.-P. 262.
  205. Borchgrevink H.M. Music, brain and medicine //Tidsskr Nor -Laegeforen. — 1993. -№ 113.-P. 3743−3747.
  206. Brotons M. The effect of music therapy intervention in adaptation «behaviours of Alsheimer s disease patients //J. of Music Therapy. 1996.1. V.33.-№ l.-P. 2−18.
  207. Clynes M. On music and healing /In: R. spintge a. R. Droh (Ed). Music in medicine. New York: Springer — Verlag, Inc., 1987. — P. 13−32.
  208. Coluel R. Music and aesthetics Education: a collesiol Relationship. The Journal of aesthetics Education. 1980, vol.20. № 4. — P. 31−38.
  209. Cohen N., Ford J. The effect of musical on the nonpurposive speech of persons with aphasia // J. of Music Therapy. 1995. — V. XXXII (1). -P. 46−57.
  210. Diserens J.M. The Induence of Music on Behaviour Princefon.-1924. P. 4−26.
  211. Eners S. Music and Leftters. 1995.-V. 76, № 1. — P. 139−141.
  212. Farnswouth P. The socil psychology of music. № 1, 1952. — 304 p.
  213. Gilroy A., Lee C. (Eds). Art and music therapy and research.
  214. Routledge Publications, 1995. 266 p.
  215. Gregory A.H. Listening to Polyphonic music //Psychology of music. 1990. -№ 18. — P. 163−170.
  216. Halpin. Industial Music and Moral. In «The Journal of the Acoustical of America», 1943. -№ 15.-P. 116.
  217. Hoskins C. Use of music to increase verbal response and improve expressive language abilities of preschool landuage delayed children //J. of Music Therapy. 1988. — № 25. — P. 73−84.
  218. Johnson D.W. The social psychology of education. 1970. — № 4.- 314 p.
  219. Kaempf G., Amodei M. The effects of music on anxiety //AORNJ.- 1989. -№ 50. P. 112−118.
  220. Krumhansl C.K., Jusczyk P.W. Infant s perception of phrase structure in music //Psychol. Sci. 1990. — № 1. — P. 70−73.
  221. Last G. Music in der Fertigung. Untersuchungenzam Problematic к der Music an Arbeitslatz in Industriel etrieben Berlin, 1966. P. 41−54.
  222. Leng X., Shaw G.C., Wright E.L. Coding of musical structure and the trion model of cortex //Music Perception. 1990. — № 8. — P. 49−62.
  223. Lewis B.E., Schmidt Ch.P. Listener s response to music as a Functionalof Personality Type //JRME. 1991. — V. 39. — № 14. -P. 311−321.
  224. McClelland R. The healing forces of music. History, theory and practice. New York: Amily House, 1988. 207 p.
  225. McKinney C.H. The effect of music on imagery //J. of Music Therapy. 1990. — № 27. — P. 34−46.
  226. Peimes В.A. A phylosophy of music education-2-nd-ed-Prentice-tfalli, 1989.
  227. Podolsky E. Music therapy. № 4. — 1954. — P. 104−119.
  228. Robb S.L., Nichols R.J., Rutan R.L. et al. The effects of music assisted relaxation on preopemtive anxiety //J. Of Music Theraty. 1995. -V. XXXII (1). — P. 2−21.
  229. Saperston B.M., Chan R., Morphew C., Carsrud K.B. Music listening versus juice as a reinforcement for learning in profoundly mentally relarded individuals //J. of Music Therapy. 1980. -№ 17 (4). — P. 174−183.
  230. Serafine M.L. Music cognition. New York: Columbia University Press, 1988. 217 p.
  231. Seymour H.A. An instruction course in the use and pracyice of musical therapy. New York, NY: National Foundation of Musical Therapy, Inc, 1944. P. 139.
  232. Ь 238. Summer L. Imagery and music // J. of Mental Imagery. 1985.9 (4). P. 83−90.
  233. Вернье Ж. The value of music in Factories in «Outlook», 1913, cv. P. 9.
  234. Wieser H.G., Mazzolia G. Musical consonances and dissonances: Are there distinguished indenpendently by the right and left hippocampi // Neuropsychologia. 1986. — V.24 (6). — P. 806−817.1 169
Заполнить форму текущей работой