Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Поддержка государственных решений по развитию экономики республики на основе моделирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на большое количество фундаментальных исследований и публикаций по рассматриваемой тематике, ряд вопросов, касающихся специфики проблемы по отношению к экономике России, Казахстана и других стран СНГ, а главное необычности ее перехода к рыночным отношениям, требуют дальнейшего глубокого анализа и научных разработок. И в области теории, и в прикладных сферах не решены такие вопросы, как… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.Э
  • Глава 1. Общая характеристика состояния экономик республик СНГ
    • 1. 1. Предварительные итоги экономической реформы в республиках СНГ
    • 1. 2. Факторы, характеризующие текущее состояние экономик республик СНГ
    • 1. 3. Концепция государственной поддержки и классификация решений в области стабилизации экономик республик СНГ
  • Глава 2. Концептуальные основы моделей при поддержке государственных решений в области развития экономики
    • 2. 1. Концепция сбалансированности решений и формирование механизма их оценки и поддержки
    • 2. 2. Концепция имитационного моделирования оценочных показателей государственных решений
    • 2. 3. Реализация концепции сбалансированности решений на основе балансовых моделей
  • Глава 3. Моделирование и оценка эффективности моделей при поддержке решений на государственном уровне
    • 3. 1. Планирование экспертмента и обоснование исходных данных для различных типов решений
    • 3. 2. Моделирование и анализ полученных результатов
    • 3. 3. Экономическая эффективность разработанного механизма поддержки государственных решений по развитию экономики республики

Поддержка государственных решений по развитию экономики республики на основе моделирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Процесс перехода к рынку во всех странах СНГ характеризуется неравномерностью и сталкивается с большими трудностями. Он противоречив и выявил, как позитивные, так и негативные моменты современного рыночного механизма. Процесс перехода к рынку во всех странах СНГ затягивается, существенных, а главное ожидаемых результатов нет. Напротив, продолжается спад производства, углубляется кризис в финансовых и инвестиционных сферах, не ослабевает напряженность в межрегиональных и политических противоречиях. Это подтверждается статистикой и общим состоянием экономической ситуации названных стран. В связи с этим ощущается потребность в дальнейших научных исследованиях, способных придать импульс в развитии экономик стран СНГ.

Анализу структурных и динамических процессов, происходящих в настоящий момент, а точнее, с 1991 г. посвящается достаточно обширная экономическая литература. Приводятся определенные рекомендации, направленные на решение задач стабилизации экономики и дальнейшего ее подъема. Бесспорно также и то, что республики бывшего СССР обладают достаточным ресурсным, людским и научным потенциалом для выхода из кризиса и развития экономики. Однако, при этом необходимо принимать во внимание, что те механизмы, с помощью которых обычно приводится в действие производство потребительских благ, находятся в состоянии глубокого кризиса и требуют мобилизации усилий со стороны всех субъектов экономической системы. Если финансовая система государств может рассматриваться как установившаяся и более или менее отвечающая требованиям рынка, то в отношении производственного аппарата этого сказать нельзя.

Для традиционной экономики развитых стран характерно то, что основные финансовые ресурсы, равно как и производственные мощности, сосредоточены, главным образом, у крупных производителей, для которых характерна высокая концентрация производства. Естественно, что это позволяет им принимать решения о развитии и модернизации промышленности, не испытывая дефицита в их финансировании. Для стран СНГ такое положение скорее исключение. Если не считать нескольких сверхкрупных монополий, то подавляющая масса крупных, не говоря о средних предприятиях, находится в жестких тисках неплатежей, дефицита ресурсов, а в лучшем случае, лишь сводит концы с концами. Если к этому добавить ограниченную емкость национальных рынков, явно не соответствующую огромному производственному потенциалу, накопленному в странах СНГ, разрыв связей и общую неплатежеспособность, то становится очевидным, что для сдвига экономик стран СНГ необходима государственная поддержка в той или иной форме. Такого рода поддержка требует решения как экономических, так и политических вопросов. Прежде всего, необходимо отодвинуть те границы государственного воздействия, которые накладываются обязательствами перед МВФ. Здесь проблема носит не только политический, но и экономический характер, поскольку не существует государства с развитой рыночной структурой, которая не регулировалась бы со стороны государственного аппарата. Что же касается первоначальных воздействий, то опыт Японии, Германии, Франции и других развитых стран показывает, какое огромное влияние способно оказывать государство именно в кризисные периоды, когда необходимо сконцентрировать ограниченные финансовые ресурсы на главных направлениях развития экономики.

Именно в переходные периоды стандарты экономического развития теряют свою общезначимость. Традиционно считается, что источником развития являются капиталовложения как в область расширения, так и в сферу модернизации производства. Но такая традиция становится сомнительной, когда производства в странах СНГ находятся на уровне 30 — 60% загрузки мощностей. Конечно, общий технический уровень этих производств отстал от мировых стандартов и его развитие необходимо, однако отнюдь не за счет ликвидации избыточных мощностей. Их загрузка должна быть существенно повышена, но не искусственным путем, как это было в дореформенный период, а за счет таких решений, которые обеспечили бы возвратность и накопление финансовых ресурсов. А такого рода решения как раз и способны в настоящее время реализоваться исключительно на государственном уровне и при государственной поддержке.

Отсюда возникает определенная направленность научнотеоретических и прикладных исследований, связанная с оценкой роли государства в кризисные периоды и в условиях перехода к принципиально новой форме хозяйствования. Конечно, главным здесь являются вопросы экономической теории, призванной обобщить опыт всех стран, сталкивающихся с перестроечными проблемами и выявить определенные закономерности, которые позволили бы более эффективно осуществлять подобного рода переходы. Однако, не следует забывать и прикладные аспекты данного направления. Очевидно, что в переходные периоды, в особенности в условиях дефицита финансовых ресурсов, роль государства отнюдь не ограничивается лишь финансовой сферой. Об этом говорит тот факт, что практически во всех странах бывшего СССР разрабатываются Государственные программы развития, в которых выделяются основные направления развития экономики. Вместе с тем механизмы реализации такого рода программ часто не конкретизируются, а поддержка приоритетных направлений происходит по мере возможностей государственного бюджета, и обещания поддерживать их в финансовом отношении по мере возможностей государственного бюджета.

Таким образом, объективно вырисовывается прикладная сфера научных исследований, связанная с разработкой механизмов поддержки решений по развитию экономики стран СНГ, базирующихся' на использовании экономико-математических методов исследования. Это позволяет говорить об актуальности выбранного направления.

Степень разработанности проблемы.

Вопросам развития народного хозяйства на основе государственных программ и методов их государственного регулирования посвящено большое количество научных исследований как среди отечественных, так и зарубежных ученых. При этом до 1992 года исследования отечественных и зарубежных ученых носили принципиально отличный характер, поскольку базировались на противоположных методологических и практических основах. В самом деле, говорить о государственном регулировании и программных методах управления экономикой в нашей стране можно было только с теоретических позиций, поскольку все решения тогда принимались на государственном уровне и носили государственный характер.

Однако в качестве альтернативы более гибкого управления экономикой эти направления исследований актуальны и поныне.

Фундаментальными исследованиями в развитии экономической теории, включая и вопросы регулирования экономики капиталистических государств, занимались такие всемирно известные ученые, как А. Смит, Дж.М.Кейнс, М. Фридмен, Ф. фон Хайек, А.Маршалл. В нашей стране проблемы формирования экономической политики и государственного регулирования развития народного хозяйства, в том числе и на основе программных проектов, уделяли большое внимание такие известные экономисты, как Абалкин Л. И., Бунич П. Г., Богомолов О. Н., Лившиц А. Я., Лисичкин В. А., Львов Д. С., Мильнер Б. З., Петраков H.H., Попов Г. Х., Черников Д. А., Шаталин С. С., Шмелев Н. П. и другие.'.

Среди отечественных ученых, исследовавших проблемы формирования и развития организационных хозяйственных структур, управления и планирования, а также программного развития промышленных комплексов, наиболее известны работы Евенко Л. И., Рапопорта B.C., Викторова Н. И., Подлесных В. И., Титова В. В., Франчука Ф. И. и др.

В диссертации были использованы также работы зарубежных авторов, посвященные проблемам функционирования хозяйственных систем, как И. Ансофф, М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хендуори, Т.Коно.

Несмотря на большое количество фундаментальных исследований и публикаций по рассматриваемой тематике, ряд вопросов, касающихся специфики проблемы по отношению к экономике России, Казахстана и других стран СНГ, а главное необычности ее перехода к рыночным отношениям, требуют дальнейшего глубокого анализа и научных разработок. И в области теории, и в прикладных сферах не решены такие вопросы, как финансирование государственных программ развития промышленных комплексов, эффективного использования ограниченных ресурсов, взаимоотношения между участниками производства и государственными органами управления, проблемы взаимосвязи длительности реализации проектов (решений) и ценами продуктов. Все эти вопросы и многие другие составляет комплекс проблем, объединяемых названием «поддержка решений, реализуемых на государственном уровне». В этот комплекс включены основные вопросы, связанные с использованием математического аппарата для выработки критериев оценки вариантов решения. В связи с этим следует осветить проблему с точки зрений использования аппарата моделирования для поддержки решений. При этом, естественно, поскольку речь идет о решениях, принимаемых на государственном уровне основной акцент делается на моделях, относящихся к классу балансовых и имитационных. Для первой группы отметим работы зарубежных ученых таких как О. Ланге, В. Леонтьев, X. Ченери, П. Кларк, И. Ямада, Р. Стоун и др. Из отечественных ученых данными вопросами занимались Гранберг А. Г., Канторович Л. В., Аганбегян А. Г, М. Р. Эйдельман, В. В. Коссов и др. Большой вклад в использовании балансовых или матричных моделей, а также имитационных моделей внесли ученые кафедры экономической кибернетики ГАУ им. С. Орджоникидзе В. И. Дудорин, B.C. Румянцев, Ю. Н. Алексеев, В. В. Годин и др.

Цели и задачи исследования.

Основная цель работы состоит в разработке и обосновании научно-методических подходов к формированию основанного на использовании экономико-математических методов механизма поддержки решений по выводу республиканской экономики из кризиса. Для реализации этой цели были поставлены и решены следующие задачи: проанализировать и дать причинную оценку текущего кризисного состояния экономики Республики Казахстанобосновать возможность и необходимость государственной поддержки развития экономикипровести классификационный анализ основных направлений развития республиканской экономики и обеспечивающих их правительственных решенийпровести анализ и обоснование критериев сравнения и выбора решений, принимаемых на государственном уровнена базё обоснованных критериев определить типы экономико-математических моделей, как основы поддержки решений, принимаемых на правительственном уровнеразработать алгоритм расчета критериев оценки и способ принятия решений на базе моделей межотраслевого баланса. разработать методику планирования эксперимента на моделях, адекватную реальному механизму поддержки правительственных решенийпровести эксперимент на моделях и оценить различные варианты решений на основе разработанных критериевоценить эффективность предлагаемого механизма поддержки решений, принимаемых на правительственном уровне на основе анализа результатов моделирования.

Предметом исследования является комплекс проблем, связанных с применением экономико-математического моделирования для разработки механизма поддержки решений, принимаемых на государственном уровне и направленных на подъем экономики республики или региона, ориентированный на максимальное использование существующего производственного потенциала.

Объектом исследования выступает производственный комплекс Республики Казахстан, включающий основные народнохозяйственные отрасли, такие как строительство, тяжелое машиностроение и станкостроение, добывающие отрасли и энергетика, транспортные системы и т. д. Кроме того, в объект входят производственные отрасли, поставляющие сырье, машины и комплектующие изделия для вышеназванных секторов экономики.

Теоретической и методологической основой данного исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых различных шйол и направлений, фундаментальные положения современной экономической науки, концепции правительственных органов и научных коллективов Республики Казахстан, Российской Федерации и других стран Содружества по реформированию экономики.

Теоретической основой данной работы является:

— изучение мирового опыта преодоления кризисных явлений в ходе перестроечных преобразований, проводимых при государственной поддержке регулирования и реализации программных решений;

— общие теоретические принципы развития хозяйственных элементов на основе решений, принимаемых на государственном уровне, в том числе реализуемых в форме государственных программ;

— межотраслевые модели количественного анализа и оценок решений, принимаемых на государственном уровнеанализ значений показателей, определяемых на основе имитационных моделей взаимодействующих во времени экономических и производственных процессов.

Методологической основой диссертации послужил комплекс диалектического, исторического и логического методов системного анализа, управления и планирования.

Информационной основой являются работы отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме, данные периодической печати, официальные статистические данные. А также плановая и статистическая документация предприятий, научных организаций и акционерных обществ отраслей промышленности (бизнес-планы, инвестиционные проекты, учредительные документы и бухгалтерская отчетность).

Научная новизна диссертационной работы состоит в разработке механизма поддержки решений, принимаемых на правительственном уровне и направленных на стимулирование более полной загрузки производственных мощностей, что обеспечивает рост интенсивности возвратных платежей, занятости и финансовой устойчивости производителей товарной продукции общественного и личного потребления. При этом применение балансовых моделей осуществляется с целью выработки оценочных критериев, необходимых для выбора обоснованного направления развития республиканской экономики на основе максимального использования сложившегося на настоящий момент производственного потенциала.

Основные практические результаты заключаются в следующем:

— проанализированы, даны оценки и причины текущего состояния экономики республики Казахстан;

— на основании анализа финансового состояния промышленности республики, опыта развитых капиталистических стран по выходу из кризиса, развития государственных средств регулирования экономики и контроля со стороны государства за финансовыми ресурсами обоснована необходимость формирования и поддержки решений правительства по выходу экономики республики из кризиса;

— на основании анализа состояния республиканской промышленности разработана классификация основных направлений развития республиканской экономики и обеспечивающих его правительственных решений. Основной их особенностью является ориентация на максимально возможное использование имеющихся производственных мощностей;

— обосновано множество критериев, согласно которым осуществляется сравнение и выбор вариантов решений;

— на базе критериев обоснован выбор модели межотраслевого баланса как основы механизма поддержки решений и имитационных моделей для оценки показателей, имеющих временную структуру.

— разработан алгоритм расчета критериев для каждого варианта решения, принимаемого на правительственном уровне;

— разработана методика планирования эксперимента и обоснован выбор межотраслевой структуры, характерный для экономики республики Казахстан.

— осуществлено моделирование различных вариантов решений, отражающих возможные направления выхода экономики республики из кризиса. Показаны различия вариантов по критериям;

— на основе экспериментального моделирования проведен анализ экономической эффективности предлагаемого механизма поддержки решений.

Практическая значимость работы состоит в том, что основные методические положения, разработанные в диссертации, доведены до конкретных пользователей на различных уровнях управления экономикой, заинтересованных в реализации решений производственного и социального развития.

Реализация результатов исследования. На основании экспериментального моделирования выявлены основные закономерносги, связанные с реализацией решений, принимаемых на государственном уровне и направленных на социальное и промышленное развитие экономики республикипоказана практическая возможность обеспечения и поддержки решений. Разработанный механизм поддержки решений и практические рекомендации приняты к внедрению в Институте экономических исследований Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.

Заключение

.

На основании проведенного диссертационного исследования можно сделать следующие выводы:

1. На основании исследования средств и методов государственного регулирования экономики и контроля со стороны государства за финансовым потенциалом обоснована необходимость формирования и поддержки решений правительств по выходу экономики республик из кризиса.

2. Дана классификация основных направлений развития республиканской экономики и обеспечивающих его правительственных решений. Основной их особенностью является ориентация на оптимально возможное использование имеющихся производственных мощностей.

3. Обосновано множество критериев, согласно которым осуществляется сравнение и выбор вариантов решений. Оно включает в себя:

— показатель инфляционных ожиданий;

— показатель спроса на импортируемую продукцию;

— показатель интенсивности возвратных платежей;

— показатель эффективности первоначально вложенных финансовых ресурсов;

— показатель чистого запаздывания — время от начала реализации решения до момента начала действия возвратных платежей;

— показатель, характеризующий прирост занятости в результате реализации решения.

4. На базе критериев обоснован выбор моделей межотраслевого баланса как основы механизма поддержки решений.

5. Разработан алгоритм расчета критериев для вариантов решений, принимаемых на правительственном уровне с использованием вышеназванных типов моделей.

6. Разработана методика планирования эксперимента с обоснованием выбора межотраслевой структуры.

7. На основании моделирования рассчитаны критерии или оценочные показатели для различных вариантов решений, что дает основание считать разработанный механизм достаточно работоспособным.

8. На основе результатов эксперимента проведен анализ экономической эффективности предлагаемого механизма поддержки решений, которая является достаточно высокой, несмотря на значительные капитальные затраты, связанные с информационным обеспечением решений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Ф. Международные экономические отношения. Уч. пособ.М.: Инф. внедр. центр. «Маркетинг», 1995. 196с.
  2. А. Г. Гранберг А.Г. Экономико-математический анализ межотраслевого баланса СССР. М.: Мысль, 1968. 357с.
  3. В.Е. и др. Экономика и статистика фирм. / Под ред. Ильенковой С. Д. М.: финансы и статистика, 1996. 240 с.
  4. А.Г., Гранберг А. Г. Экономико-математический анализ межотраслевого баланса СССР. М.: Мысль, 1968. — 357 с.
  5. Анализ и моделирование экономических взаимосвязей /Центральный экономико-математический институт- отв. Ред. Петраков, А .Я., Белок Н. В. М., 1988. — 191 с.
  6. Анализ и синтез экономических систем и имитационное моделирование: Сб. статей/ Под ред. В. И. Дудорина. М.: МИУ, 1983. -Ш с.
  7. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению, /под. ред. Иванова В. П. М., 1995.
  8. С.А. Введение в математическую экономику М.: Наука, 1984. 296 с.
  9. С.А. Математические модели и методы в экономике. -М.: Изд-во МГУ, 1981.- 128с.
  10. С.П. Теория перехода к рынку. M.: SVP 0- Аргус 1995. 103 с.
  11. Бачурин A.B. Интеграция экономик и создание общего рынка
  12. В., Хавранек П. М. руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований. М.: АОЗТ «Интерэксперт», 1995.
  13. Бизнес в России.М.: УНИВЕРСАЛ, юрид. центр науч. исслед. и правовой информ./Отв. науч. ред. Тихомиров М. Ю. М.: -Юринформцентр, 1994. — 601с.
  14. Бизнес. Оксфордский толковый словарь. М.:Прогресс -Академия, 1995. 747 с.
  15. Я.Я. Основы экономической теории. Уч.пос. Екатеринбург, 1995. 300с.
  16. В.Г. и др. Развитие предпринимательства в бывших социалистических странах. Новосибирск, СО ИЭ РАН, 1995. -48с.
  17. С.Н., Казанцев C.B., Финкель С. М. Инвестиционное обеспечение экономического развития: Капитал, вложения, строит. комплекс, проектирование /отв. ред. Шеметов П.В.- СО ИЭ РАН. Новосибирск.: ВО «Наука» Сиб.изд. фирма, 1993. -186с.
  18. В.Н.- Турецкий B.C. Моделирование системных эффектов в планировании. М.: Наука, 1987. 148 с.
  19. И.Н. Экономические основы технического развития. Учебн. пос., М.: ЮНИТИ, 1995. 159 с.
  20. Введение в рыночную экономику./ Уч. пос. под ред. А. Лившица М.: ВИИ, 1994. 147 с.
  21. Ю.Е., Бартенев С. А. Экономика России: эффекты и парадоксы. М.: Изд. БЕК, 1995. 144 с.
  22. Внешнеэкономическая деятельность: налоговое, таможенное и валютное регулирование: Сб. нормат. документов (Институт независимых соц.-экономич. исследов.-СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 1994. Вып. З 132 с.
  23. Внешнеэкономическая деятельность государств Содружества. Статист, сборн. М.:1993.
  24. В. Российская экономика: Третий год реформ. //"Экономист", 1995, № 1 с 3. -10.
  25. В., Пирогов Г. Российская экономика на распутье. //"Новый Мир", 1996, № 1, с.117 131.
  26. В. Ф. Жмачилский В.И. Внешнеэкономическая деятельность и ее эффективность. Учебн. пос-ие. Н. Новг, 1995. -123 с.
  27. В.Г. Динамика социально-экономического развития: Анализ временных лагов. /Отв. Ред. А. Ф. Филингер. -Новосибирск: Наука, 1989. 188 с.
  28. В. М. Игнатьев С.М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Т.1. СПб.: Экономическая школа. 1996. 344с.
  29. Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структура. М.: Изд-во «Дело», 1995. 192 с.
  30. B.B. В поисках стратегии управления: руководство для высшего управленческого персонала.М.: МНИИПУ, 1996. -1470 с., тЛит. 2.
  31. Государственное регулирование и стратегия устойчивого развития экономики России. /Под ред. Муравьева А. И. и Дятлова С. А. СПБ.: изд. СПБ УЭФ, 1996. 152 с.
  32. А.Г. Динамические модели народного хозяйства. М.: Экономика, 1985. — 240 с.
  33. А.Г. Математические модели социалистической экономики. М.: Экономика, 1978. — 351с.
  34. А.Г. Моделирование социалистической экономики. -М.: Экономика, 1988. 487 с.
  35. А. Г. Суспицын С.А. Введение в системное моделирование народного хозяйства. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1988. 303 с.
  36. A.A. Как принять наилучшее решение в реальных условиях. М.: Радио и связь, 1991. 320 с.
  37. И. Абрамова Е. Стратегия выживания промышленных предприятий в новых условиях. //Вопросы экономики, 1995, Nq6
  38. Ю.В. Стратегия развития предприятия. Спб, 1992.
  39. A.A. Фактор НТП в современной рыночной экономике. М.: Наука. 1994. 206 с.
  40. С. С. Самознаев М.Д. Вопросы статистического моделирования межотраслевых связей. М.: Наука, 1981. 191 с.
  41. Л. Линсдан. Макроэкономика. СПб.: АО Санкт Петербург оркестр. 1994. 394 с.
  42. Т., Евсеева И. Стратегии выживания государственных и приватизированных предприятий промышленности в переходный период. М.: изд."Высшая школа экономики", 1994.
  43. Ф. Распределенные лаги: Проблемы выбора и оценивания модели. М.: Финансы и статистика, 1982. 383 с.
  44. П.Ф. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении //пер. с англ.М.:СП «Бук Чембер Интернэшнл», 1994. 379с.
  45. B.C. Макроэкономические модели. М.: Наука, 1983. -215 с.
  46. В.И. и др. Теоретические основы построения моделей социалистической экономики. М.: МИУ, 1987. — 55 с.
  47. В.И. и др. Основные принципы и базовые модели экономической кибернетики. М.: МИУ, 1982. — 75 с.
  48. В.И. и др. Методы моделирования экономических систем. М.: МИУ, 1986. — 76 с.
  49. В. И. Алексеев Ю.Н. Системный анализ экономики на ЭВМ. М.: Финансы и статистика, 1986. — 191 с.
  50. В.И. Системный анализ экономики на ЭВМ с применением математического и имитационного моделирования. М., 1985.
  51. А.Е. Основы оптимизации технологических систем производственно территориальных комплексов в условиях перехода к рыночным отношениям. М.: МГТУ, 1995. — 420 с.
  52. A.M. Математико-сгатистические методы изучения экономической эффективности производства. М.: Финансы и статистика, 1983. 191 с.
  53. Н.С. Моделирование региональных экономических систем. М.: Наука, 1983. 240 с.
  54. Интеграция производства и управление качеством продукции (Версан В.Г. и др.) М.:Изд-во Стандарты, 1995. 319 с.
  55. Интегрированные финансово-промышленные структуры: Производственные объединения, Холдинги, Финансово-промышленные группы. /Турган A.A. и др. Сиб.: Наука, 1996. -316 с.
  56. B.C., Львов Ю. А. Экономико-математическое моделирование производственных систем. М.: Высшая школа. 1991.- 191с.
  57. Интеграция производства и управление качеством продукции (Версан В.Г. и др.) М.:Изд-во Стандарты, 1995. 319 с.
  58. Интегрированные финансово-промышленные структуры: Производственные объединения, Холдинги, Финансово-промышленные группы. /Турган A.A. и др. Сиб.: Наука, 1996. -316 с.
  59. И.М. Экономический Союз суверенных государств: Стратегия и тактика становления. СПб.: Изд-во СПБУЭФ, 1995. -127с.
  60. В. СНГ: диалектика единения и размежевания. //Российский экономический журнал, 1993, № 10.
  61. В. Эволюция и перспективы экономических отношений России со странами СНГ.// Российский экономический журнал 1995, № 1.
  62. Ф., Мацнев Д., Сафронов В. Россия в системе межреспубликанских отношений. //Российский экономический журнал. 1993 № 3.
  63. Корпоративное управление: Владельцы, директора и наемные работники АО. /пер.с англ. М.: Доннон Уайли энд Самз, 1996. -240 с.
  64. В.В. Задачи планирования организационно-технологических комплексов производства. (Технология экономико-математического обеспечения)
  65. М.: «Машиностроение», 1996. 322с.
  66. В.В. Межотраслевые модели. (Теория и практика использования). М.: Экономика, 1973. 359 с.
  67. И.М. Экономический Союз суверенных государств: Стратегия и тактика становления. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995. -127с.
  68. Р. Фирма, рынок и право. Нью-Йорк, 1991.
  69. Курс экономической теории./ Под общ. Ред. Проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А., Киров 1994.- 610 с.
  70. О. Введение в экономическую кибернетику. М.: Прогресс, 1968.- 207 с.
  71. О. Введение в эконометрику. М.: Прогресс, 1969.
  72. Л.Л., Раннева H.A. Основы экономических знаний. М., 1995.-617с.
  73. М.А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений. М.:Дека, 1996. 184 с.
  74. М.А. Методы оценки коммерческих идей, предложений, проектов. М.: «Дело» ЛТД, 1995.
  75. Мак Коннел К., Брю С. Экономик с. М.: Республика, 1992. -75 с.
  76. Материальные межотраслевые балансы (Гранберг А. Г. Селивестров В.Е., Суслов В. И. и др.) /Отв. Ред. Бондман М. К. Новосибирск: Наука, 1983. 223 с.
  77. В.И. Формирование себестоимости в 1996г. М.'Глобус, 1996. 191 с.
  78. В. И. Айвазян З.С. Стратегии выживания российских предприятий в переходный период (Опыт управленческого консультирования). М.: Диалог, МГУ, 1996, № 25
  79. Модели динамического баланса народного хозяйства: Методология и методика разработки и использования /Отв. Ред. Лавровский Б. Д. Новосибирск: Наука, 1988. 306 с.
  80. Моделирование в прогнозировании и управлении: тематический сборник научных трудов под ред. Дудорина В. И. (ГАУ им. С. Орджоникидзе. М.: ГАУ, 1992. 136 с.
  81. Ю.Я. Трансформация хозяйственных систем: (Сб. ст.)/ Вост. экстер. гуманит. ун-т. -Уфа, 1995.
  82. Общая экономическая теория (Политэкономия) Учебник. М.:Прима-Медиа, /Под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой 1995. -608с.
  83. В. Основы национальной экономики. Пер. М.: Экономика, 1996. 352с.
  84. ООН. Конференция по торговле и развитию. Специальная рабочая группа по роли предприятий в развитии. Заключительный доклад.-Женева: ООН, 1995.
  85. Правовая помощь по международным договорам России со странами СНГ и Балтии. Сб. межд. справ, вып. 18 /Н.И. Марышева. М.: «Де-Юре», 1994. — 208 с.
  86. Программа преобразования технологических структур. Экономика России. /Межд. фонд Н. Д. Кондратьева. Под ред. Ю. В. Яковца. М., 1993. -223 с.
  87. Программа Правительства РФ. Реформа и развитие российской экономики в 1995 1997. //Вопросы экономики. 1995, № 4с.67- 157.
  88. А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. СПб.:Изд-во СПб УЭФ, 1992.
  89. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1986. 310 с.
  90. Россия в мировой экономике начала 1990-х годов. Межстрановый сравнит, анализ/Гельвановский М.А. М.: РАН ИМЭМО, 1995. 60с.
  91. Россия в цифрах. 1995. Краткий статистич. сборн. М., 1995. -354 с.
  92. Рекомендации по разработке проектов создания ФПГ //Экономическая газета, 1995, № 3.
  93. Россия на пути к 2000 г. М., 1995. 81 с.
  94. Россия и СНГ: дезинтеграционные и интеграционные процессы. Серия «Россия 90-х годов: проблемы регионального развития». Вып.2. М., 1995., с 76−80
  95. СНГ: надежды, иллюзии и действительность. (Сб. статей) /отв. ред. Волкова Е. РАН, ИМЭМО. М, 1995. 176 с.
  96. В. А. Моделирование и прогнозирование структуры экономических связей России с ближним зарубежьем. М., РАГС при презид. РФ, 1996. 154 с.
  97. Содружество независимых государств в 1994 г. М., 1995.
  98. Совершенствование распределительных отношений в условиях интенсификации общественного производства: на материалах Казахской ССР) Алма Ата: Наука, 1986. — 206 с.
  99. Статистический сборник 1993. Государства бывшего СССР. Вашингтон. Всемирный банк., 1993.
  100. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., Экономика., 1962.
  101. П., М., Экономика., 1964.
  102. Теория потребительского поведения и спроса. /Составитель Гальперин В. М. -СПб.: Экон. Школа, 1993. 380 с.
  103. В.Н. Экономико-математические модели и методы оптимизации рыночных отношений. Научн. монография. Обнинск, 1995. 196 с.
  104. В.Е. Практическое руководство по финансово-экономическим расчетам. М., 1995. -128 с.
  105. Экономика Содружества Независимых Государств. Краткий справочник. Стат. ком. Содружества Независимых Государств. -М., АО Финстатинформ, 1993. 165 с.
Заполнить форму текущей работой