Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальное партнерство как условие формирования личности специалиста в системе профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рис. 6. Уровень включенности студентов в социокультурное образовательное пространство формируемого университетского комплекса (в %) Признано, что одним из способов оптимизации образовательной деятельности является индивидуализация обучения. Такой подход дает возможность более целенаправленно строить обучение, эффективно использовать обратные связи именно в рамках университетского комплекса, так… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. НОВЫЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИИ
    • 1. 2. ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
    • 1. 3. КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА КАК ОСНОВА НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
  • 2. ИНТЕНСИФИКАЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
    • 2. 1. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО НА РЫНКЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
    • 2. 2. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
    • 2. 3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ КОМПЛЕКСЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Социальное партнерство как условие формирования личности специалиста в системе профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Необходимость приоритетности развития профессионального образования объясняется потребностью в высококвалифицированных специалистах всех уровней, которые могут вывести страну из состояния кризиса и обеспечить ей высокоэффективное развитие. Известно, что в странах «большой семерки» только за счет образования достигается более трети темпов роста производства. Эти данные свидетельствуют — прорыв к мировому уровню технологии и организации производства может быть обеспечен радикальным изменением политики в области профессионального образования. Именно эта задача и стоит сейчас перед Россией.

Россия располагает одной из самых авторитетных образовательных систем в мире, однако качество образования и формы предоставления образовательных услуг уже не соответствуют темпам общественного развития. Происходящие структурные изменения в экономике, социальной и политической жизни требуют подготовки и переподготовки большого количества специалистов, способных плодотворно работать в условиях современного мира. Потребность в реформировании образования порождается также необходимостью кардинальных перемен в подготовке специалистов на уровне современных мировых стандартов. В социальном плане нынешнее содержания образования, оторванное от реальных потребностей жизни и исчерпавшее все лимиты экстенсивного роста, работает не на развитие личности и общества, а на их стагнацию. Но в последнее время растет интерес к познанию сущности процесса трансформации образовательной системы в современном мире, изменению его роли и функций.

Большинство исследователей вполне обоснованно полагает, что существующая образовательная практика не соответствует современным требованиям и не может обеспечить своевременную адекватную подготовку людей к будущему. Поэтому необходима ее радикальная перестройка, стратегически ориентированная на общество XXI века, то есть не просто на повышение уровня образованности людей, а на формирование нового типа личности, с иным образом и способом мышления, приспособленного к весьма быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира.

На достижение этих целей в основном и направлен процесс реформирование образования в Российской Федерации. Для реформирования системы образования создаются правовая и нормативная базы: Закон РФ «Об образовании» 1996 г., «Закон о вузовском и послевузовском образовании», «Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования», «Положение о Федеральной экспериментальной площадке в системе образования РФ», «Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России», другие нормативные документы, принятые в 1996;2003 годах, юридически закрепившие новую философию и идеологию российского образования.

Однако, анализ состояния системы образования и образовательных потребностей субъектов образования позволяет выделить и сформулировать противоречия между: содержанием, качеством образования и современными требованиями к нему;

• декларируемыми целями образования и средствами их реализации;

• предложением и спросом на рынке образовательных услуг;

• провозглашаемой эгалитарностью образования и возросшей селективностью;

• существующей системой управления и целями развития образования.

Все более очевидной становится необходимость разработки теоретической концепции, способствующей преодолению консерватизма и формализма в управлении образовательной деятельностью профессиональных учебных заведений всех уровней, что обеспечит системное реформирование образования. Для этого требуется, прежде всего, теоретический анализ образовательного пространства с целью поиска «точек роста», вокруг которых может сформироваться современная российская система образования. По мнению автора, одним из перспективных направлений трансформации системы профессионального образования является социальное партнерство всех субъектов, действующих на образовательном пространстве.

Степень научной разработанности проблемы. Система образования является одной из базовых систем современного общества. Поэтому попытки рефлексии любых социокультурных процессов современности приводят к переосмыслению роли и места образования в общественной жизни. В частности, большое влияние на определение функций образовательной системы при переходе общества к информационной стадии развития оказали работы Д. Белла, ПФ. Дракера, М. Кастельса, В. Л. Иноземцева, Н. Н. Моисеева, А. И. Ракитова, Э. Тоффлера, Ф. Фукуямы [17, 70, 72, 81,119,143, 163, 164, 172,189].

Основой перехода к информационному обществу является информатизация как глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства становится продуцирование информации на основе информационно-телекоммуникационных технологий. Поэтому интерес представляют также работы, посвященные информатизации образования, в которых показаны вызванные этим процессом изменения в организации, функциях и содержании образовательного процесса (Л.И.Бойко, С. Т. Гловацкий, Г. Ильин, М. П. Карпенко, Ф. Р. Кумбс, В. Купцов, В. Попов, Г. Ф. Ушамирская и другие) [24, 40, 69, 77, 78, 79, 104, 138, 167]. А поскольку процесс становления информационного общества сопровождается глобализацией и переходом к ноосфере, то эти процессы также оказывают влияние на трансформацию задач системы образования. В частности в работах таких авторов как НЛуман, Р. Мюнх и других раскрыты аспекты формирования мирового образовательного пространства, проблема экспорта и импорта образовательных услуг [112, 122]. Отражение российской специфики трансформационных процессов образования нашло в исследованиях таких авторов как О. В. Долженко, Н. Д. Сорокина, Ф. Р. Филиппов, Л. А. Чистякова, Ф. Э. Шереги, М. А. Эскиндаров [53, 156, 169, 176, 183].

Сегодня ряд исследователей — Р. Барнетт, А. Суббето — пишут о превращении нашего общества в обучающееся общество, в котором его члены, чтобы не отстать от жизни, вынуждены практически непрерывно получать новые знания [160, 186]. С принятием этого понятия связаны исследования в области экономической эффективности профессионального образования, его взаимосвязи с рынком труда — Г. Е. Зборовский, Т. В. Старостина, Е. А. Шуклина, [65, 159], его самоорганизации на синергетических принципах — В. Маткин, Е. Пугачева и другие. [115,142].

Процесс трансформации системы образования, как правило, описывается в двух аспекта: изменение содержания образования и поиск новых форм его организации. В рамках первого направления продолжаются научные исследования процесса подготовки специалиста. При этом в качестве приоритетной задачи ставится задача формирования личности высококвалифицированного специалиста.

Поскольку приоритетной задачей ставится задача подготовки специалиста с определенными личностными качествами, то обращение к личности, к ее целостности, структуре представляется актуальным. В современной литературе появляется все больше работ, посвященных решению проблемы личности. К их числу, прежде всего, следует отнести работы: Б. Г. Ананьева, В. С. Барулина, Г. С. Батищева, Л. П. Буевой, И. С. Кона, П. Ф. Кравчук, В. В. Москаленко, Л. П. Станкевич, П. П. Соболь и других [8, 13, 14,29,91,98,99, 121,153]. При этом наибольший интерес представляют работы авторов, в которых ключевой категорией личности выделяют ее потенциал (В.В.Зотов, П. Ф. Кравчук, В. М. Поздняков [67, 98, 137р. Аналогом концепции личностного потенциала во многом выступает разработанная западными учеными теория «человеческого капитала» (Г.Джонсон, Г. Беккер, Л. Туроу и ряд других) [15,165,191].

Проблема формирования личности, в частности в аспекте ее саморазвития, рассматривается в работах многих социологов, психологов, философов, культурологов и других представителей гуманитарных наук. На наш взгляд, в наибольшей мере эта проблема раскрывается в работах К.А.Абульхановой-Славской, А. Маслоу, А. В. Петровского, К. Роджерса [2,136,144,194]. Специфика протекания этого процесса в системе профессионального образования в частности раскрыта в работах Л. И. Анциферовой, А. С. Запесоцкого, В. С. Леднева, В. Маткина [10, 60, 107, 115]. Среди исследований образовательного процесса в системе высшей школы в последнее время выделяется стремление многих авторов продолжить традицию наполнения его гуманистическим содержанием (Ю.Азаров, МЕ. Добрускин, В. Леонтьева, В. Маткин и другие [4, 51, 108, 109, 115]).

В рамках второго направления — направления поиска новых форм образования — внимание уделяется аспектам интеграции образовательного пространства, создания системы непрерывного образования, его диверсификации (Л.В.Голуб, В. Моисеев, МЛукашенко, В. Сенашенко, ДЛернилевский Л. А. Чистякова, М. А. Эскиндаров и другие. [44, 111, 150, 174, 176]). Общепризнанной формой интеграции образовательного пространства становится университетский комплекс (В.Е.Шукшунов,. В. В. Ленченко, А. Я. Третьяк и другие [185]). Вместе с тем, следует отметить, недостаточное внимание в социологии к исследованию роли социального партнерства в интеграционных процессах сферы образования. Сегодня возникла необходимость всестороннего изучения социокультурных условий, характера, особенностей, направлений интеграции профессиональных образовательных учреждений.

Проблемы, стоящие сегодня перед высшим образованием, а также уровень освещения этих проблем обусловили определение объекта и предмета исследования, его цели и задач.

Объектом диссертационного исследования выступает система профессионального образования в совокупности начального, среднего и высшего уровней. Предметом исследования — социальное партнерство как фактор формирования личности специалиста в интеграционных процессах системы профессионального образования.

Цель работы заключается в определении возможностей интеграции профессионального образования на основе концепции формирования личности специалиста.,.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач: исследовать особенности системы профессионального образования в условиях современного российского общества, определить возможные модели его трансформацииопределить влияние образования на жизнедеятельность личности в социально-экономическом пространстве современного обществаобосновать положение о формировании личности специалиста, ее личностного потенциала как критерия качества подготовки специалиста в системе профессионального образованияраскрыть понятие социального партнерства, показать его специфику в условиях профессионального образования, проанализировать систему «университетский комплекс» с позиций социального партнерствавыявить особенности поведения обучающихся как субъектов социального партнерства на рынке образовательных и информационных услугпроанализировать соответствие образовательной деятельности университетского комплекса декларируемой цели — формирования личности квалифицированного специалиста.

Теоретико-методологическая основа. В качестве теоретико-методологической основы выступают концептуальные подходы, разработанные в социально-философской, социологической, педагогической литературе. Диссертационная работа выполнена на основе теоретических положений социологии и философии образования (О.В.Долженко, Ф. Р. Филиппов, Ф. Э. Шереги, [53, 169, 183]) — социологической и антропологической теорий личности (В.С.Барулин, И. С. Кон, А. С. Мамзин, В. Г. Немировский, В. В. Шаронов [13, 91, 113, 123, 181]) — методов системного анализа (А.И.Аверьянов, В. Г. Афанасьев, Р. Акофф, В. А. Картышев, В. И. Садовский, В. Н. Спицнадель, А. И. Уемов, Ф. Эмери [3, И, 6, 80, 147, 157, 166]). Последняя была дополнена развиваемой в последние годы в мировой образовательной практике системным дидактическим проектирование — Г. Ф. Ушамирская [167]. Его сущность заключается в проекции системного подхода на сферу образования, системообразующим фактором являются образовательные цели, а характерной содержательной чертой — поэлементный анализ. Использование данных подходов и методов позволило решить поставленные задачи.

Эмпирической базой диссертационной работы являются результаты социологического исследования, проведенного автором в 2003 году на территории города Курска методом анкетирования с объемом выборки 548 человек среди групп молодежи, имеющих различный образовательный уровень, являющихся учащимися колледжа (87 человек), студентами вузов (378 человек) и выпускниками вузов (83 человека). Выборка строилась по квотному принципу.

Автором использовались в диссертации также результаты мониторинга социального поведения и мотиваций, проводимого с 1995 года среди студентов Ростовского государственного университета (объем выборки от 520 до 650 человек в зависимости от года проведения исследования) [24]- социологических исследований проблемной научно-исследовательской лаборатории Харьковского государственного технического университета радиоэлектроники (1993;1998, объем выборки среди студентов Украины 4459 человек) [51]- НИИ психологического обучения и социологии образования Современного гуманитарного университета (1997;1998, объем выборки среди студентов Современного гуманитарного университета 2750 человек) [82] и центром социологических исследований Московского государственного университета (1994;1999, выборка среди студентов московских вузов от 300 до 900 человек в зависимости от года проведения исследования) [156]. Результаты всех исследований взаимно коррелируют и дополняют друг друга.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем. в Выявлена личностно-ориентированная особенность современной модели системы образования, которая обусловлена процессами структурной перестройки, информатизации, диверсификации (расширение многообразия), созданием системы непрерывного образования, переходом к многоуровневой системе профессионального образования, интеграции профессионального образовательного пространства и его глобализации. в Обоснована правомерность использования концепции формирования личностного потенциала специалиста в качестве одной из оснований современной модели системы профессионального образования. о На основе анализа социального партнерства на рынке информационных и образовательных услуг обоснована интеграция начальных, средний и высших профессиональных учебных заведений как наиболее перспективное направление. При этом установлено, что процесс интеграции образовательных учреждений осуществляется в виде организации университетских комплексов или путем создания виртуальных (распределенных) университетов. В перспективе возможно слияние этих направлений в силу совпадения декларируемых целей и задач.

Практическая значимость диссертации. Проведенный анализ перспектив и проблем интеграции профессиональных образовательных учреждений является основой для разработки мероприятий по созданию университетского комплекса на базе Курского государственного технического университета, Курского государственного колледжа профессиональных технологий, управления и права и других учебных заведений. Данная диссертационная работа может способствовать созданию принципиально новых образовательных структур в профессиональной школе, научно и экспериментально обоснованных методических рекомендаций по созданию образовательных комплексов на базе высших, средних и начальных профессиональных учебных заведений.

Поскольку в рамках подготовки специалиста со средним и высшим образованием осуществляется внедрение концепции формирования личностного потенциала, то полученные в ходе социологического опроса данные используются для коррекции образовательного процесса в соответствии с поставленной задачей обеспечения качества подготовки.

Кроме того, проведенный анализ процессов, протекающих в современном образовании, может быть использован в курсе общей социологии, а также в таких дисциплинах специализации и профессиональной подготовки социологов как «социология образования», «социология духовной жизни» и «социология личности». Использование материалов диссертации в преподавании данных курсов будет способствовать совершенствованию процесса подготовки будущего специалиста.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на межвузовской научно-практической конференции «Воспитательная система педагогического вуза: проблемы становления» (г.Курск, 2002) — на международных научных конференциях «Инновационные технологии в образовании» (г.Курск, 2003), «Современные технологии обучения» (г.Санкт-Петербург, 2003), на экономическом совете «Лидер образования» (г.Москва. 2003), отражены в публикациях автора.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по три параграфа, заключения, списка использованных источников и приложений.

Результаты исследования, в том числе и нашего, показывают, что используются далеко не все факторы педагогического и общественного управления процессом формирования жизненных позиций студентов. Далеко не всегда с достаточной зрелостью и ответственностью студенты осознают свои жизненные позиции и целенаправленно корректируют их в соответствии с общественными интересами и задачами творческого саморазвития личности.

Одним из путей повышения творческой активности студентов является их вовлечение в управление образовательным процессом, в создании е образовательной среды. Тем более, что большая студентов всех образовательных уровней готова у участию в самоуправлению (см. рис.5). Представленные на этом рисунке диаграммы показывают, что по самооценке студентов они готовы к участию в управлению образовательным процессом. По их мнению, они способны самостоятельно или при консультировании преподавателей осуществлять выбор дисциплин специальности (от 57% в колледже до 67% в поствузовском образовании). Кроме того, чуть менее 2Л опрошенных учащихся всех уровней готовых также к самостоятельному выбору мест прохождения практики, тем квалификационных (курсовых, дипломных, кандидатских) работ, к участию организации режима посещения занятий. Еще в большей мере студенты (около 70%) готовы к самостоятельному поиску информации как в учебной, научной и периодической литературе, так и в информационных источниках Интернета.

50,00 40.00 30,00 20,00 10,00 0,00 студенты колледжа студенты вуза студенты второго высшего, аспиранты.

50,00 ¦10,00 30,00 20,00 10,00 0,00 студенты колледжа студенты вуза студенты второго высшего, аспиранты а) выбор дисциплин специальности.

50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00 студенты колледжа студенты вуза в) выбор преподавателей студенты второго высшего, аспиранты б) выбор гуманитарных дисциплин.

50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00 студенты колледжа студенты вуза студенты второго высшего, аспиранты г) выбор тем квалификационных работ.

50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00 студенты колледжа студенты вуза студенты второго высшею, аспиранты.

50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00 студенты колледжа студенты вуза студенты второго высшего, аспиранты д) организация режима посещения занятий е) выбор места прохождения практики.

50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00.

50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00 студенты колледжа студенты вуза студенты второго высшего, аспиранты студенты колледжа студенты вуза студенты второго высшего, аспиранты ж) выбор научной и справочной литературы з) поиск информации в Интернет.

50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00 студенты колледжа студенты вуза студенты второго высшего, аспиоанты.

ЕЭ да, в полной мерс да, при консультировании преподавателей? нет, :уго должны делать преподаватели.

3&TDVB№noct> ответить и) выбор учебной литературы Рис. 5. Мнение студентов о возможности самостоятельно и осознано осуществлять выбор определенных моментов учебного процесса (в %).

На наш взгляд, вовлечение студентов в процесс самоуправления будет способствовать переходу к обучению, при котором каждый ученик имеет возможность двигаться вперед своим темпом, осваивая необходимое содержание и технологии в соответствии с государственным образовательным стандартом. Тем самым утверждается принцип единства управления и самоуправления образовательных учреждений, поощряются педагогический поиск в области образовательного сотворчества.

Научить студентов работать самостоятельно без помощи преподавателяпуть эволюционный. Он заключается в организации некоторой обучающей среды (творческой среды). Именно здесь университетский комплекс может сыграть ключевую роль. Формирование благоприятной среды — это комплексная система мероприятий и акций. Образовательные задачи здесь решаются путем наполнения пространства непосредственной жизнедеятельности студента явлениями и фактами общественной жизни, погружения студентов в историко-культурное и духовное пространство своего города, организации на уровне университетского комплекса важных для развития личности «полей жизнедеятельности», целенаправленно формирующих историческую, духовно-нравственную, социально-психологическую, физическую культуру [60, С. 187]. Последовательная оптимизация «зоны ближайшего развития» позволяет уже в стенах вуза заложить основу профессиональной этики, обеспечить высокий уровень специальной подготовки, всестороннее развитие личности и воспитание социально ответственного индивида.

Как показывают результаты нашего опроса социокультурная среда формируемого университетского комплекса далека от совершенства (рис.6). Диаграммы данного рисунка показывают, что только спортивные мероприятия и мероприятия художественной самодеятельности, особенно КВН, могут выступают интегрирующими началами социокультурного пространства университетского комплекса. Слабая вовлеченность студентов в общественную жизнь университета, в научно-исследовательскую работу препятствует воспитанию творчески активной личности.

Немаловажную роль в развитии творческой активности играет и адекватная система отношений педагога и студента. Здесь очень важен психологический климат в коллективе. Если эти отношения основаны на взаимоуважении, взаимном доверии, если педагог воспринимается студентами как наставник и партнер, а педагог, в свою очередь, уважает право студентов на собственное мнение и разрешает делать ошибки, поощряет нестандартные варианты и способы достижения поставленных проблем, то в таком коллективе будет царить атмосфера взаимопонимания, симпатии и свободы, которая будет способствовать проявлению студентами своего творческого потенциала при постановке и решении как учебных, так и жизненных задач.

60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00 студенты колледжа студенты вуза студенты второго высшего, аспиранты.

60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00 студенты колледжа студенты вуза студенты второго высшего, аспиранты а) участие в спортивных мероприятиях б) участие в худ. самодеятельности, КВН.

60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00 студенты студенты студенты колледжа вуза второю высшего, аспиранты.

60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00 студенты колледжа студенты вуза студенты второго высшего, аспиранты в) занятия НИР б) участие в общественной жизни.

ЕЭ нет. не интересуюсь" непринимаю участие ЕЭ интересуюсь, но участие не принимаю П иногда принимаю участие ЖЗ являюсь активным участником Ш сам являюсь организатором Ш з ат руд i-i я юс ь ответить.

Рис. 6. Уровень включенности студентов в социокультурное образовательное пространство формируемого университетского комплекса (в %) Признано, что одним из способов оптимизации образовательной деятельности является индивидуализация обучения. Такой подход дает возможность более целенаправленно строить обучение, эффективно использовать обратные связи именно в рамках университетского комплекса, так как последний предоставляет возможности индивидуального образовательного трафика. По индивидуальному плану обучения творчески активного студента можно подготовить его к соисканию магистерской или кандидатской степени, то есть сформировать индивида способного самостоятельно ставит задачи и находит их решение, Вместе с тем индивидуальный подход в отношении студентов с низким уровнем творческой активности полностью не оправдывает тех надежд, которые на него возлагаются, так как этот процесс происходит с недостаточной самостоятельностью студентов и требует исключительно больших затрат преподавательского труда.

А как показывают результаты нашего опроса большинство студентов на среднем уровне проявления творческой активности (табл. 17).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В российской системе образования сегодня наблюдается переход от традиционной системы образования к новой его модели. В качестве оснований современной модели выступают концепция открытого образования, концепция непрерывного образования и концепция многоступенчатого образования. Каждая из этих концепций в отдельности не в полной мере учитывает такие трансформационные факторы как информатизация, диверсификация, интеграция и глобализация. На наш взгляд, только синтез существующих концепций может способствовать возникновению современной модели профессионального образования, которая учитывает не только изменение роли образования в общественной жизни, но изменение его влияния на жизнедеятельность личности. Образование становится личностно-ориентированным.

Рост требований к образованию связан с изменением содержания и формы труда, его интеллектуализацией. Такой труд требует профессиональных знаний, умения оперировать информационными потоками, интеллектуальной техникой и технологиями переработки знаний. Профессиональная деятельность не только вбирает в себя многие уже известные характеристики, но требует качественно новых черт самого работника. Главная из них — высокий уровень развития личности. Только такая личность способна принимать самостоятельные нестандартные, неожиданные ответственные решения.

Воздействие образования на личность стало сложнее и многообразней. При этом от индивида часто требуются не просто профессиональные знания в той или иной предметной области, а организаторские навыки и умения, умения анализировать социально-экономическое и политическое положение в стране, регионе. Целью образования становиться не формирования профессионала, а формирование разносторонне развитой личности профессионала. Именно такая личность в наибольшей мере способна осуществлять нормальную жизнедеятельность в нашем динамично меняющемся мире.

Это позволяет определить ключевую задачу, которую предстоит решать в ближайшем будущем государству, обществу и системе образования — обеспечить качество образования, адекватное потребностям личности и социума в современных условиях. Особенностью такого образования — ориентация на экономические, социокультурные, образовательные запросы личности и общества. Объединяющей целью образовательного процесса в этом случае является формирование личности высококвалифицированного специалиста.

В личности как социальном конструкте заложена как потенциальная возможность сохранения индивидом своей автономности и устойчивости в общественной жизни, так и потенциальная возможность самодеятельной активности и преобразования окружающей действительности. Реализация этих возможностей осуществима лишь при наличии соответствующего уровня личностного потенциала. Сам потенциал представляет собой сложное социально-психическое образование, имеющее интеллектуальную, творческую, духовную и валеологическую составляющую. Повышение качества образования возможно при условии формирования достаточно высокого уровня развития всех составляющих личностного потенциала, так как это позволяет индивиду соответствовать требованиям современного мира.

В связи с вышесказанным процесс формирование личности специалиста имеет сложную иерархическую структуру, состоящую из процесса передачи социокультурного опыта, воспитания волевых качеств, общим и специальным образование.

На наш взгляд, основой этих процессов является творчество, так как оно является обеспечивает механизм переноса знаний с одного уровня на другой и из одной области профессиональной деятельности в другую. Решение проблемы формирования у специалиста творческого отношения к своему делу возможно путем реализации идеи образования через всю жизнь, которая осуществляется через сочетание самообразования с предоставлением возможности в любой момент воспользоваться помощью высококвалифицированных преподавателей и специалистов. В этой связи совершается переход от подготовки специалиста, функционера, к развитию личности каждого, формирование способности к саморазвитию. Таким образом, процесс подготовки специалиста должен складываться на основе нелинейного образовательного трафика.

Образование, с одной стороны, можно представить как вид практической и познавательной деятельности, а с другой — как систему определенным образом связанных между собой учреждений и организаций, функционирующих на рынке образовательных и информационных услуг. При этом данная система должна взаимоувязывать интересы и потребности всех субъектов этого рынка. А это требует организации особого вида сотрудничества.

Такое сотрудничество возможно в рамках социального партнерства, под которым понимается система взаимоотношений между заинтересованными сторонами, опирающаяся на переговоры, поиск взаимоприемлемых решений в регулировании социальных отношений. Другими словами, социальное партнерствоформа взаимодействия социальных институтов, групп, индивидов, позволяющая им свободно выражать свои интересы и находить эффективные способы их гармонизации и реализации. Социальное партнерство характеризуется: наличием общих социально значимых целейналичием значимых для партнеров частных и общих задачдоверием между партнерами в форме общественного договоразначимостью результатов совместной деятельности для всех сторон.

В рамках социального партнерства можно выделить два направления интеграции: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная интеграция осуществляется с субъектами экономической, политической, культурной и общественной сферы. Вертикальная же интеграция представляет собой социальное партнерство в рамках самой системы образования. Последняя форма социального партнерства по мнению большинства ученых является наиболее перспективной.

В настоящее время складываются две модели вертикальной интеграции образовательного пространства, которые условно можно назвать региональным и распределенным социальным партнерством. В первом случае процесс интеграции осуществляется вокруг университета на основе традиционных (классических) образовательных технологий. Научным базисом данных интеграционных процессов становится концепции непрерывного и многоуровневого образования. Во втором случае процесс интеграции осуществляется на основе учреждений, владеющих новыми технологиями передачи знания на основе информационно-телекоммуникационных технологий. Здесь идеологией интеграции является концепция открытого образования.

Первая форма социального партнерства получила наименование университетского комплекса. Само понятие связано с признанием ведущей роли университетов в интегрирующих процессах. В рамках второго направления интеграции образовательного пространства осуществляется на базе организаций, владеющих информационно-телекоммуникационными технологиями. Но в отличие от региональных университетских комплексов в данном случае обучение строится не в аудитории того или иного образовательного учреждения, а в виртуальном классе. Создаваемые структуры именуются распределенным университетом или системой дистанционного образования.

В настоящий момент во многих странах мира, в том числе и в России происходит слияние университетских комплексов и распределенных университетов. Обе эти формы будут способствовать созданию единого образовательного пространства в соответствии с новыми реалиями.

В современном обществе одной из главных проблем становится проблема соответствия системы образования основным задачам социального развития, образовательным потребностям общества и личности. Это требует перехода от отраслевых принципов административного управления развитием образовательной системы к изучению основных механизмов развития общественных потребностей, а перспективе — к прогнозированию индивидуальных образовательных потребностей и социальному регулированию рынка образовательных услуг. Именно система социального партнерства может помочь образовательным учреждениям полнее учитывать конъюнктуру рынка образовательных и информационных услуг, а также явится формой самозащиты университетов на этом рынке.

В современном обществе одной из главных проблем становится проблема соответствия системы образования основным задачам социального развития, образовательным потребностям общества и личности. Именно система социального партнерства может помочь образовательным учреждениям полнее учитывать конъюнктуру рынка образовательных и информационных услуг, а также явится формой самозащиты университетов на этом рынке.

Если рассматривать обучаемых как субъектов социального партнерства, то возникает необходимость проанализировать их поведение в системе образования. Ключевым фактором, определяющим выбор молодых людей, является социальная и культурная среда, из которой они вышли. Сегодня также имеют место существенные сдвиги в отношении студентов к профессии, учебному заведению и учебному процессу. Проведенное исследование показывает, что значительная часть поступавших в вузы руководствовалась инструментальной ценностью высшего образования, рассматривала его как средство реализации своих способностей в последующей карьере. Поведение обучаемых определяется принадлежность к определенной социальной группе. При этом определенная часть студентов склонна к патернализму, то есть восприятию образования и системы образования как некого механизма социальной защиты на рынке труда.

Таким образом, в настоявшее время в системе образования отсутствует целенаправленная, систематическая работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении и самореализации с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда. Вместе с тем проведенный анализ свидетельствует, что социальные, теоретические и практические предпосылки для этого имеются. Исходный его пункт — представление о цели образования человека как развитии его личности. При этом содержательно профессиональное образование должно умело сочетать как потребности общественного развития, так и потребности личности.

Образовательная деятельность — главная составляющая деятельности университетского комплекса, входе которой предполагается формирование личности специалиста. Но исследование показывает, что декларируемые цели не совпадает с реальным состоянием дел, а также не соответствует идеальной модели специалиста, существующей в сознании студента.

Выход из этой видится, прежде всего, в изменении отношения к студенту. Студент — равноправный субъект образовательного процесса. Но такая постановка проблемы требует готовности самого студента к самообразованию, самостоятельной работе, самоуправлению образовательным процессом. И здесь существует противоречие: в среде студентов преобладают низкие уровни вовлеченности в самообразовательную деятельность. Вовлечение студентов в процесс самоуправления также будет способствовать переходу к обучению, при котором каждый учащийся имеет возможность двигаться вперед своим темпом, осваивая необходимые для профессиональной деятельности знания.

На наш взгляд, проблему формирования личности будущих специалистов можно решить при помощи развития у студентов творческой активности. Это достижимо путем индивидуализации обучения. Такой подход дает возможность более целенаправленно строить обучение, эффективно использовать обратные связи именно в рамках университетского комплекса, так как последний предоставляет возможности индивидуального образовательного трафика. Но такой подход требует определенной творческой активности самого студента. А как показывают результаты нашего опроса большинство студентов на среднем уровне проявления творческой активности. Это подтверждает тот факт, что в современных условиях методы обучения и самообучения не всегда обладают гибкостью и в недостаточной степени способствуют творческому подходу в получении профессиональных знаний.

Это свидетельствует о том, что в образовательной деятельности в условиях университетского комплекса существует ряд противоречий: в декларируемых целях, содержании образовательного процесса, его организации, формах и методах предоставления знания. Но в тоже время существуют определенные точки роста, вокруг которых возможно консолидация усилий для перехода к новой модели образования. К таковым можно отнести, прежде всего, готовность самих студентов участвовать в процессе конструирования новой образовательной среды.

Резервы роста находятся, прежде всего: 1) в повышении подготовки и гражданской активности научно-педагогических кадров, их педагогической культуры и мастерства, в активизации их жизненных позиций, 2) в усилении мировоззренческой направленности и повышении методологического уровня преподавания, 3) в совершенствовании и развитии всей системы отношений, создании комфортной психологической атмосферы в коллективе, способствующей полноценному творческому общению, действенному выявлению и проявлению самостоятельности, инициативы и социальной ответственности студентов- 4) в повышении роли студенческих коллективов и общественных организаций в решении проблем жизни университетского комплекса- 5) в рациональном построении учебного процесса, организационно, материально-технически и методически обеспечивающем самостоятельность и активность студента.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации М.: ВЛАДОС, 1994.-336 с
  2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 19−45
  3. А.Н. Система: философская категория и реальность. М.: Мысль, 1976 256 с
  4. Ю. Проникая в тайники душ // Высшее образование в России. -1999. № 4. — С.42−62.
  5. Н.В. Организационная культура образовательных систем: обоснование необходимости и определение направлений изменений // Инновационные процессы и социальное партнерство в образовании: Тез. междунар. научно-практич. конф., Новосибирск, 2002.
  6. Р. Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Сов. радио, 1976.- 182 с.
  7. В. В. Сергеев Н.К. Историко-педагогический анализ становления и развития системы непрерывного педагогического образования // Педагог: наука, технология, практика. 2001, — № 11
  8. .Г. Человек как предмет познания. Л.: изд-во ЛГУ, 1969. 280 с.
  9. Е.А. Социальная роль и активность личности. М.: Московский университет, 1971
  10. Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психол. исслед. проблемы формирования личности профессионала. М.: Институт психол. АН СССР, 1991.
  11. В.Г. Общество: Системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981 298 с.
  12. А.М. Политико-правовые основы развития региональных систем высшего образования субъектов Российской Федерации // Право и образование, 2002, — № 4 — С.58−63.
  13. B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.: Онега, 1994. 256 с
  14. Г. С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира / под ред. А. И. Арнольдова, В. А. Кругликова. М.: Наука. 1987. 350 с.
  15. Г. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. 1993.- № 11−12.
  16. Д. Мир и США в 2013 году: пер. с англ. М.: Политиздат, 1988.240 с.
  17. . Д. Грядущее постиндустриальное общество: пер. с англ. М., 1999.-463 С.
  18. А. Образовательный округ в России: фикция или реальность? // Высшее образование в России. 2003. — № 2. С.24−35.
  19. Л.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания // Социологические исследования. 2001. — № 6. — С.44−53.
  20. Л.И., Докторович А. Б. Образование как системный фактор социально-экономического развития // Право и образование. 2002. — № 5. — С.37−46.
  21. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательной подготовки специалистов. М., 1989.
  22. А., Богданов Б. Новая научно-образовательная политика новый научно-образовательный процесс // Открытое образование. — 2001. — № 6. — С.54−56.
  23. Т.Ю., Тапилина B.C. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы // Социологические исследования. — 2001. № 6. — С.32−43.
  24. Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социологические исследования. 2002. — № 3. — С.78−83
  25. И., Керенюк А. Открытое образование. Дистанционное. // Высшее образование в России.-2003.-№ З.-С. 75−81.
  26. М. Ребята не хотят быть неудачниками // Учительская газета. 2002. — № 23 (4 июня) — С. 11.
  27. Борьба с безработицей и поддержка занятости: опыт российских городов // Матер, междунар. конгресса ЕВРОГРАД-95. СПб.: Институт ЕВРОГРАД, 1995.
  28. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 238 с.
  29. П. Социология политики: пер. с фр. М.: Socio Logos, 1993. — 336 с.
  30. Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке // Общественные науки и современность. 2001. — № 1. — С.5−26.
  31. Т. Теория праздного класса. М., 1984. — 312 с.
  32. В. Задачи высшего образования нашего времени // Alma mater. 1998. — № 12. — С.42−47.
  33. Взаимоотношения с рынком труда // Образование для всех: региональный мониторинговый доклад № 5 проекта MONEE. Международный центр развития ребенка ЮНИСЕФ (UNISEF International Child Development Centre) Florence, 1998. С. 40−43.
  34. Л.Г. Инновационные процессы в российском образовании, -Право и образование. 2002. — № 4. -С.51−57.
  35. Ю.Г. Целостная личность: сущность, пути формирования. Рос-тов-Н/Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 1985.
  36. Временное положение о лицензировании учреждений среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования в Российской Федерации. Приказ Государственного комитета РФ по высшему образованию № 108 от 07.02.94
  37. Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования.- 1992. № 9.-С. И-22.
  38. Э. Социология / Науч.ред. В. АДцов- Общ.ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Иосилевича. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 704 с.
  39. С.Т. Интернет и проблемы глобализации образовательного пространства // Информационно-телекоммуникационные технологии в образовании 2002 (ИТТО — 2002): Материалы междуна. конф. — М.: Изд-во СГУ, 2002:
  40. Н.К., Костюков А. П. Культурная традиция, человеческая телесность и физическая культура, с.50−58 / Проблемы развития физической культуры молодежи. Сб. науч. трудов. Воронеж: Изд-во ВГАУ, 1992.
  41. . Учеба без конца // Элитное образование. 2000. № 6 (май).
  42. М., Теория человеческого капитала. История возникновения и эволюция развития. М.: Наука, 2000 314 с.
  43. Л.В. Формирование региональной системы непрерывного профессионального образования // Педагогика. 2001. — № 3. — С.48−52.
  44. Ю., Свистунов Б. К иной парадигме // Высшее образование в России. 1999. — № 3. — С.60−66.
  45. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. М., 2000.
  46. О.В. Образование и воспитание // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: Сб. статей III междунар. научно-практ. конф. Пенза, 2004. — 408 с.
  47. JI. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 1999. — № 2. — с. 24 — 32.
  48. А.Ю. Расширение образовательного пространства регионального университета на основе информационных технологий // Открытое образование. 2001. — № 6. — С. 47−49.
  49. М.Б. Ценности здоровья и имиджа в социокультурном пространстве // Юбилейный сб. трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. Т. 4. -М.: ФОН. — 1998. — с.74−79.
  50. М.Е. Роль гуманитарного образования в подготовке инженеров // Социологические исследования. 2001. — № 9. — С.95−98.
  51. А.И., Дятлов С. А., Цыренова. Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука. 1999.
  52. О.В. Очерки по философии образования: учебное пособие. — М.: Промо-Медиа, 1995. -240 с.
  53. П. Посткапиталистическое общество // Новая индустриальная волна на Западе. М.: Наука, 1999. — 312 с.
  54. С., Иванов В., Овсиенко Л. Дополнительное образование -новые возможности. // Высшее образование в России. — 2003.- № 2.-С. 3−13.
  55. С.А. Теория человеческого капитала: Учебное пособие. СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1996.
  56. Л. Новый университет: эксклюзивный опыт // Высшее образование в России. -2003. № 5. — С.23−31.
  57. М.А. Прогнозирование поведение личности на «рынке образовательных услуг» // Вестник высшей школы. 2003. — № 1.
  58. А.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // Социологические исследования. 2001. — № 4. — С.77−82.
  59. А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002 456 с.
  60. Зарубежные системы образования: (США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция) / Ворожейкина O. JL, Давыдов Н. И., Покладок Е. Б., и др.- Под науч. ред. Круглова Ю.Г.- Моск. гос. открытый пед. ун-т и др. М., 1996. — 168 с.
  61. Т.И. Стратификация современного российского общества. // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. — 1996.- № 6.- с.7−15
  62. И. В. Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М.: Новое тысячелетие, 1994 — 240 с.
  63. Г. Е., Шуклина Е. А. Профессиональное образование и рынок труда // Социологические исследования. 2003. — № 4. — С.99−106.
  64. Г., Шуклина Е., Самообразование парадигма XXI века // Высшее образование в России. 2003. — № 5. — С.49−62.
  65. В.В. Взаимосвязь интеллекта и творческого потенциала в социализации и самореализации личности: Автореф.. к.филос.н. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет, 1997 — 24 е.
  66. В. В. Лоханько А.В. Соотношение интеллектуального и творческого потенциала в структуре целостной личности // Личность: развитие и реализация в творчестве: Сб. научн. трудов Курск: КурскГТУ, 1996
  67. Г. От педагогической парадигмы к образовательной // Высшее образование в России, 2000. № 1. — С.64−69.
  68. В. Л. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе // Социологические исследования. 2000. — № 6. — С. 38−49-
  69. В.Л. Наука, личность и общество в постиндустриальной действительности // Российский химический журнал. -1999. № 6.
  70. В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.:"Логос", 2000 304 с.
  71. Е.В., Комкова Е. Г. Канадские университеты сегодня и завтра // США. Экономика, политика, идеология. 1997. — N. 6. — С. 94−102.
  72. М.С. Целостность человека как философская проблема С. 128 -138 // Биологическое и социальное в формировании целостности личности: сб. -М., 1984.
  73. Л.А. Возможности социального партнерства в условиях развития образования//Инновационные процессы и социальное партнерство в образовании: Тез. междунар. научно-практич. конф., Новосибирск, 2002.
  74. Н. Высшее образование в XXI векq II Новые знания. М., 1999. -N. 1.- С. 38−41.
  75. М.П. Цели и содержание современного образования //Обозреватель. 1999. — № 1.
  76. М.П., Московцев Н. А. Концептуальные основания развития дистанционного обучения в России // Труды СГУ: Выпуск 15: Дистанционное образование: Проблемы гуманитарных наук. М.: Изд-во СГУ, — 1999. С.5−20.
  77. М.П., Помогайбин В.Н, Будущему образованию технологию будущего // Дистанционное образование. — 1998. — № 12.
  78. В.А. Система систем: очерки общей теории и методологии. М.: Прогресс-Академия, 1995 325 с.
  79. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 424 с.
  80. М.В., Чмыхова Е.В. Социально-типический портрет студента
  81. СГУ // Труды СГУ. Выпуск 10. Серия «психология и социология образования». М.: изд-во СГУ, 1999. 136 с.
  82. Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов // Инновации в образовании. 2002. — № 4. -С.38−40.
  83. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. М., Наука, 1997.
  84. В., Окорокова Г. ГИФО: плюсы и минусы // Высшее образование в России. 2002. — № 2. — С.37−42.
  85. В. Концентрат социально-культурного напряжения // Высшее образование в России. 2003. -№ 2. — С.39−42.
  86. Ю.С. Становление рыночных стандартов поведения студентов // Молодежь 97: надежды и разочарования. М., 1997.
  87. JI.H. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.
  88. Кон КС. В поисках себя: личность и ее самопознание. М.: Политиздат, 1984 335 с.
  89. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967 -383 с.
  90. Д.Л. Динамика неравенства: Российская молодежь в меняющемся обществе (ориентации и пути в сфере образования от 1960 годов к 2000-му). М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 341 с.
  91. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1990.-№ 1.
  92. Концепция информатизации образования: (Использ. средств вычислительной техники в сфере образования) / Гос.ком. по нар. образованию- Разраб.: РГ межвед. комис. под пред. А. П. Ершова. М, 1989.
  93. Концепция использования новых информационных технологий в организационно-методическом обеспечении учебного заведения / Рос. Центр информатизации образования- Науч. руководитель: Я. А. Ваграменко, отв. исполн.1. И. В. Роберт. -М., 1992.
  94. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. Постановление Государственного комитета по высшим учебным заведениям РФ № 6 от 31 мая 1995 г.// Вестник образования. 1995. № 6.
  95. П.Ф. Творчески развитая личность и высшее образование // Вестник высшей школы, 1992, № 4−6.
  96. П.Ф. Творческий потенциал как интегральное качество личности, С. 163 -167 //Становление человека в творчестве: тематический сб. М., 1994−256 с.
  97. П.Ф. Формирование развитой творческой личности студента (философско-социологический и методологический анализ). Киев: Вища школа, 1984−160 с.
  98. ЮО.Красноженова Г. Ф. Высшая школа России (Проблемы сохранения интеллектуального потенциала). М.: Мысль, 1998. — 258 с.
  99. В.А. О некоторых особенностях реализации многоуровневого образования в классическом университете // Проблемы многоуровневого образования: 10-я междунар. научно-методич. конф. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2002.
  100. Ф.Р. Кризис образования в современном мире: Системный анализ. М., 1999.-265 с.
  101. М. Околелов О. Дидактический инструментарий новых образовательных технологий // Высшее образование в России. — 2001. № 1. — С.124−125.
  102. Юб.Купцов В. Образование в современном мире // Свободная мысль. -2001. № 16. — С.70−81.
  103. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы: 2-е изд., перераб. -М.: Высшая школа, -1991 224 с.
  104. В. Гуманистические перспективы образования // Высшееобразование в России. 1999. — № 4. — С. 18- 26.
  105. В.Н. Образование как феномен культуротворчества. // Социологические исследования. 1995. — № 1. — С. 138−142.
  106. ПО.Лиферов А. Образование: проблемы глобализации и региональность // Alma mater. М., 1997. — № 11. — С. 4−9.
  107. Ш. Лукашенко М. Вертикальная интеграция в системе образования // Высшее образование в России. 2002. — № 3. — С. 14−29.
  108. Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований / Под ред. С. И. Григорова, Ж. Коэнел-Хутера. М.: Интеллект, 1998.
  109. ПЗ.Мамзин А. С. Социальная антропология и взаимодействие знаний // Очерки социальной антропологии. СПб: Петрополис, 1995 154 с.
  110. В.И. Структура и источники развития сферы образования в США // Экономика образования. 2000. — № 1. — С. 26−36.
  111. В. Обоснование ценностно-синергетического подхода к процессу подготовки специалиста профессионала // Вестник высшей школы. -1999. — № 6. — С.24−41.
  112. Пб.Махлина Ю. А. О роли вуза в формировании творческой активности студентов // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: Сб. статей III междунар. научно-практ. конф. Пенза, 2004. -408 с.
  113. Ф. Производство и распространение знаний в США. М., 1966.
  114. В. Россия и мир // Народное образование, 1998, № 3−4, С.62−68
  115. И9.Моисеев Н. Н. Информационное общество: Возможности и реальность
  116. Полис. 1993. — № 3. — С. 12−26.
  117. Молодежь будущее России / Под ред. И. М. Ильинского. М., 1995.
  118. А. Е. Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск: Наука, 1989 205 с.
  119. Р. Социологический анализ новой диалектики и динамики развития глобального информационного общества. С.51−56 // Социология на пороге
  120. XXI века: основные направления исследований. М., 1999.
  121. В.Г. Социология личности. Теория и опыт исследования, Красноярск: Изд-во университета, 1989. 169 с.
  122. С.А. Основные тенденции развития рынка в эпоху глобализации // www.delovoy.newmail.ru, 2000
  123. В.А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовании: правовой аспект // Право и образование. 2002 — № 4. — С.39−42.
  124. Новые направления в социологической теории. М., 1999 234 с. 1270 проведении эксперимента в области дистанционного образования.
  125. А., Манулов В., Приходько В., Федоров И. Методология и организация элитной подготовки // Высшее образование в России. 2003. — № 4. — С.56−65.
  126. А.В. Развитие личности. Возрастная периодизация // Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987−240 с.
  127. В.М. Творческий потенциал личности: обоснование сущности и подходов к изучению // Становление человека в творчестве: тематический сборник. М., 1994 258 с.
  128. В. Возможности креативной педагогики в условиях перехода к информационному обществу // Вестник высшей школы. -1999. № 4. — С.24−31.
  129. Л.Н. Информационное общество: новая образовательная парадигма // Труды СГУ: Выпуск 35: Харьковский гуманитарно-технический институт: Проблемы гуманитарных наук. М.: Изд-во СГУ, — 2001. С. 16−21.
  130. НО.Проблемы подготовки научно-педагогических кадров в вузовской аспирантуре // Научно-педагогические кадры высшей школы Республики Саха (Якутия) (социологическое исследование). Якутск. 2001. С. 61−69.
  131. Н.Е. Трансформация института образования в современной России // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: Сб. статей III международной научно-практ. конф. Пенза, 2004. 408 с
  132. Е. Синергетический подход к системе высшего образования // Высшее образование в России. 1998. — № 2.
  133. НЗ.Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М.: Наука, 1991. -312с.
  134. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Универс, 1994−480 с.
  135. М.Н., Рубина Л. Я., Общественные потребности, система образования, молодежь. М.: Политиздат, 1988. 222 с.
  136. В. Проблемы образования и науки в России и стратегия на XXI век // Проблемы теории и практики управления. М., 1998. — № 2. — С. 75−79.
  137. В.Н. Основания общей теории систем: Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974 360 с.
  138. Н. Зачем студенту университетский комплекс? // Обучение в России. 2002. — № 8.
  139. А.З. Нематериальное производство и экономический рост. — М., 2001 160 с.
  140. В. Многоуровневая структура: проблемы совершенствования // Высшее образование в России. 2002. — № 2. — С. 28−36.
  141. И.П., Ткаченко Е. В. Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащегося // Педагогика. 2002. — № 5. -С. 19−26
  142. Создание системы открытого образования. Приказ министра образования РФ от 12.10. 2000 г. № 2925 // Бюллетень Минобразования РФ. 2000, — № 11
  143. Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов // Социологические исследования. 2003. — № 10. — С.55−61.
  144. В.Н. Основы системного анализа. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000 326 с.
  145. Л.П. Проблемы целостности личности: Гносеологический аспект. М.: Высшая школа, 1987 133 с.
  146. Т.В. Вузы на рынке образовательных услуг // Социологические исследования. 2003. — № 4. — С. 121−126.
  147. А. Неклассическая социология: сущность, основания возникновения и развития//Социология на пороге XXI века: основные направления исследований / Под ред. С. И. Григорова, Ж. Коэнел-Хутера. М.: Русаки, 1999.358 с.
  148. Типовое положение о филиалах высших учебных заведений. Приказ Министерства образования № 643 от 16.03.99 г. // Бюллетень Министерства образования РФ. 1999. — № 3.
  149. Д., Раджасингам JL Что такое виртуальное обучение (Образование в информационном обществе) М.: Информатика и образование, 1999 — 312 с.
  150. Э. Третья волна: пер. с англ. М.: изд-во ACT, 2002. — 776 с.
  151. Э. Шок будущего: пер. с англ. М.: изд-во ACT, 2003. — 557 с.
  152. JI. Будущее капитализма. Новосибирск: изд-во НГУ, 1999. 312 с
  153. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.-320 с.
  154. Г. Ф. Изменение функционального статуса системы образования в современном российском обществе // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: Сб. статей III междунар. науч-но-практ. конф. Пенза, 2004. 408 с.
  155. В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М.: Наука, 1992.
  156. Ф.Р. Социология образования. -М.: Наука, 2000. 240 с.
  157. Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика, 1990−160 с.
  158. В.М. О ходе реализации федеральной программы развития образования в 2000 году: доклад // Вестник образования. 2001. № 2.
  159. Ф. Конец истории и последний человек: пер. с англ. — М.: «Ермак», 2004 588 с.
  160. Д., Моисеев В. Непрерывное образование, второе высшее. // Высшее образование в России. 2003. — № 4, С.22−26
  161. Т., Лакушина Л. Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления //Вопросы экономики. 1998. — № 4.
  162. Л.А., Эскиндаров М. А. Концептуальные основы многоуровневой системы высшего образования в России: Анализ отечественного и зарубежного опыта. М.: ИНИОН РАН, 1997. — 240 с.
  163. И.И. Образование как главный резерв развития общества // Экономика образования, 2002. — № 5 (12) — С. 18−23
  164. В.Д. Философия образования и образовательная политика. М., 1998.
  165. В.Ф. Творчество. Борьба. Духовное одиночество // Вестник МГУ. Серия «Философия». 1992. — № 6.
  166. В.В. О содержании и критериях антропологической экспертизы // Народы содружества независимых государств накануне третьего тысячелетия: реалии и перспективы: Тез. междунар. научн. конгресса. СПб.: Петрополис, 1996.
  167. В.В. Объект социально-философских исследований проблемы человека. Л., 1985 256 с.
  168. С.С. Открытая модель образования (синергетический подход). -М.: Магистр, 1997. — 48 с.
  169. Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования, М.: Academia, 2001. — 242 с.
  170. А. Интернет и образование: на пути к школе мировой деревни // Первое сентября. 2002. — № 71(15 октября). — С.5
  171. В.Е., Ленченко В. В., Третьяк А. Я., Ткачев, А Н., Нырков Е. А., Основы создания университетских комплексов, Новочеркасск: ЮжноРоссийский ГТУ, 2002 80 с.
  172. R. «In» or «For» the learning society // Higher education quarterly. Oxford, N.Y., 1998. — Vol.52. — № 1. — P.7−21.
  173. Carnevale D. Distance education can bolster the bottom line, a professor argues // The Chronicle of Higher Education. N.Y. 1999. October 22. V. XLVI. № 9. P. A60.
  174. Collins R. Functional and Conflict theories of education stratification // American Sociology Review. -1971. vol. 36. P.1000−1020.
  175. Drucker P.F. Landmarks of Tomorrow. New Brunswick (USA) London, 1996.
  176. A., Paczuska A., 2001 {www.education.guardion.co.uk/higher/ worldwide/story}
  177. Johnson H.G. The Theory of Income Distribution. L., 1973.
  178. Judy R.W., D’Amico C. Workforce 2000. Work and Workers in the 21-st Century. Indianapolis (In.), 1997
  179. К1арр O.E. Symbolic Leaders. Chicago: Aldine, 1964
  180. Maslow A. Motivational and Personality. N.Y., Harper and Brothers, 1954.
  181. Rocca F.X. A «Darwinian «selection process drives Italian students to despair // The chronicle of higher education. 2002, April 12. — V.48. № 31. P. A44.
  182. Subotzky G. Alternatives to the entrepreneurial university: New modes of knowledge production in community service programs // Higher education. -1999. V. 38. — № 4. — P. 401−440.
Заполнить форму текущей работой